Главная / ОБЖ / Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности (5 класс)

Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности (5 класс)


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Каменская основная общеобразовательная школа»

с.Каменка Поворинский район Воронежской области


Рассмотрено на заседании

педагогического совета школы

Протокол №______

от « » _______________ 2014 г.


Согласовано:

Заместитель директора по УВР

______________/Хмырова М.А./

« » сентября 2014 г.


Утверждаю:

Директор МКОУ «Каменская ООШ»

_________________ /Яковлева Н.А./

Приказ № от « » сентября 2014 г.






Рабочая программа учителя

Словина Александра Николаевича

по основам безопасности жизнедеятельности для учащихся 5 класса



Данная программа разработана в соответствии с программой по основам безопасности жизнедеятельности для общеобразовательных школ. Основы безопасности жизнедеятельности (составитель: Б.И. Мишин «Основы безопасности жизнедеятельности», 2002г.)











2014 год

Пояснительная записка

В современном мире опасные и чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера стали объективной реальностью в процессе жизнедеятельности каждого человека. Они несут угрозу его жизни и здоровью, наносят огромный ущерб окружающей природной среде и обществу. В настоящее время вопросы обеспечения безопасности стали одной из насущных потребностей каждого человека, общества и государства.

Анализ трагических последствий различных опасных и чрезвычайных ситуаций показывает, что более чем в 80% случаев причиной гибели людей является «человеческий фактор». Трагедия чаще всего происходит из-за несоблюдения человеком комплекса мер безопасности в различных жизненных ситуациях, в том числе и при угрозе совершения террористического акта, пренебрежение к соблюдению норм здорового образа жизни и установленных норм безопасного поведения в повседневной жизни (безопасность на дорогах, пожарная безопасность, безопасность в быту и др.). По мнению специалистов МЧС России, «человеческий фактор» в настоящее время является, если не главным, то определяющим в деле обеспечения личной безопасности каждого человека и национальной безопасности России. При этом роль человека в обеспечении личной безопасности и национальной безопасности России постоянно возрастает.

Обстановка, складывающаяся в стране в области безопасности, настоятельно требует пересмотра системы подготовки подрастающего поколения россиян в области безопасности жизнедеятельности на основе комплексного подхода к формированию у них современного уровня культуры безопасности. Такой подход будет способствовать снижению отрицательного влияния «человеческого фактора» на безопасность жизнедеятельности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз, связанных с различными опасными и чрезвычайными ситуациями, в том числе с терроризмом, наркотизмом и военными угрозами. Под культурой безопасности жизнедеятельности следует понимать способ организации деятельности человека, представленный в системе социальных норм, убеждений, ценностей, обеспечивающих сохранение его жизни, здоровья и целостности окружающего мира. Формирование современного уровня культуры безопасности является общешкольной задачей, так как изучение всех школьных предметов вносит свой вклад в формирование современного уровня культуры безопасности, но при этом ключевая роль принадлежит предмету «Основы безопасности жизнедеятельности». В то же время предмет ОБЖ через собственную систему образовательных модулей реализует подготовку учащихся к безопасной жизнедеятельности в реальной окружающей их среде – природной, техногенной и социальной.


Рабочая программа по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» в 5 классе составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования по Основам безопасности жизнедеятельности в 5-х классах; на основе программы автора Б.И. Мишина "Основы безопасности жизнедеятельности", в соответствии с учебным планом МКОУ «Каменская ООШ».

Преподавание курса ориентировано на использование учебного и программно-методического комплекса, в который входят:

  • Драновская Р.Г. Рабочая тетрадь по ОБЖ к учебнику «Основы безопасности жизнедеятельности. 5 класс» под ред. Ю.Л.Воробьёва. М.: Издательство АСТ: Астрель, 2014.

  • Петров С.В. «Тематическое и поурочное планирование по ОБЖ» к учебнику «Основы безопасности жизнедеятельности. 5 класс»; М.: Астрель, 2008.

  • Ильин А. «Школа выживания при авариях и стихийных бедствиях». М.: «Эксмо», 2003.

  • Мишин Б.И. «Программа по ОБЖ для 5–11-х классов», утвержденная Министерством образования Российской Федерации в 2002 году.

  • Учебник «Основы безопасности жизнедеятельности: 5 класс»; М.П. Фролов и др.; под ред. Ю.Л.Воробьёва. М.: Издательство АСТ: Астрель, 2014.

  • Энциклопедия для детей «Личная безопасность». М.: «Аванта+», 2003.

Рабочая программа «Основы безопасности жизнедеятельности» рассчитана на 35 учебных часов (1 час в неделю).

Для достижения прочных навыков в изучении некоторых тем учащиеся согласно календарно-тематического планирования выполняют непродолжительные практические работы, направленные на отработку отдельных приемов.


Изучение тематики данной программы направлено на достижение следующих целей:

• воспитание ответственного отношения к окружающей природной среде; к личному здоровью; к безопасности личности, общества и государства;

• развитие личных духовных и физических качеств, обеспечивающих адекватное поведение в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; потребность соблюдать нормы здорового образа жизни;

• освоение знаний: об опасных и чрезвычайных ситуациях в жилище, на улице и в общественных местах, на транспорте, о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства; о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций; о здоровом образе жизни; об оказании первой медицинской помощи;

• овладение умениями: предвидеть возникновение опасных и чрезвычайных ситуаций по характерным признакам их появления, а также из анализа специальной информации, получаемой из различных источников; принимать обоснованные решения и план своих действий в конкретной опасной ситуации, с учетом реальной обстановки и своих возможностей.

Реализация указанных целей программы достигается в результате освоения тематики программы.


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

«Основы безопасности жизнедеятельности» 5 класс


Наименование темы

количество часов

1

Что такое опасные и чрезвычайные ситуации?

5

2

Опасные ситуации в жилище.

7

3

Опасные ситуации на дорогах и на транспорте.

7

5

Криминальные ситуации на улице и других общественных местах.

3

6

Нарушение экологического равновесия.

7

7

Что следует знать об оказании первой медицинской помощи (ПМП)

4

8

Азбука ОБЖ для пятиклассников

1

9

Резервный урок

1

Всего часов

35

Календарно-тематическое планирование по «Основам безопасности жизнедеятельности» в 5 классе


№ урока

Дата

Тема урока

Тип урока

Общеучебные знания, умения
и навыки

Практическая
работа

Учебно-методическое
обеспечение

Домашнее задание


Что такое опасные и чрезвычайные ситуации?

Изучение нового материала.

Знать понятия «безопасность», опасные и экстремальные ситуации. Уметь различать опасные ситуации по их происхождению.


Учебник, рабочая тетрадь.

§1, вопросы на стр. 10-11


Главные формулы ОБЖ.

Комбинированный. Практическая работа

Уметь понимать и трактовать смысл правил безопасности.

«Нарисовать схему дороги в школу, указать опасные места»

Учебник, рабочая тетрадь.

§2, вопросы на стр. 13; памятка.


Как научиться выявлять и предвидеть опасности.

Комбинированный.

Знать способы выявления признаков опасностей. Уметь анализировать признаки опасности.


Учебник, рабочая тетрадь. Пословицы, поговорки об опасностях.

§3, вопросы на стр. 16-17


Службы защиты населения. Сигналы оповещения об опасности.

Комбинированный. Практическая работа

Знать сигналы оповещения об опасности, службы защиты населения. Уметь трактовать смысл сигналов безопасности; видеть малозаметные сигналы безопасности.

«Как сообщить о происшествии по телефону»

Учебник, рабочая тетрадь, компьютерная презентация. Экстренные телефонные номера.

§4, вопросы на стр. 21


Опасные ситуации в городе и в сельской местности

Комбинированный.

Знать виды опасностей в населённых пунктах и их причины.


Учебник, рабочая тетрадь, компьютерная презентация.

§5, вопросы на стр. 25-26


Опасные ситуации в жилище.

Изучение нового материала.

Знать и соблюдать правила безопасности в жилище.


Учебник, рабочая тетрадь, компьютерная презентация.

§6, вопросы на стр. 30


Пожары в жилище.

Комбинированный. Практическая работа

Знать правила соблюдения пожарной безопасности, причины пожара, первые действия при возникновении пожара.

«Устройство огнетушителя»

Учебник, рабочая тетрадь, компьютерная презентация. Огнетушитель. Инструкция по устройству огнетушителя.

§7, вопросы на стр. 36-37; памятка


Оповещение и эвакуация при пожаре, средства тушения пожаров.

Комбинированный. Практическая работа

Знать правила оповещения и эвакуации при пожаре; способы борьбы с небольшим загоранием.

«Спасение из школьного здания»

Учебник, рабочая тетрадь. План эвакуации из школы, эвакуационные надписи.

§8-9, вопросы на стр. 42-44


Опасные газы.

Комбинированный. Практическая работа

Знать правила безопасности при обращении с газовыми приборами. Уметь предвидеть последствия неосторожного обращения с газовыми приборами; уметь оказать помощь при отравлении газом.

«Оказание помощи при отравлении газом»

Учебник, рабочая тетрадь, компьютерная презентация.

§10, вопросы на стр. 48-49


Затопление жилища.

Комбинированный.

Знать причины и последствия затопления, правила предотвращения затопления. Уметь действовать в случае затопления.


Учебник, рабочая тетрадь. Памятка «Действия при затоплении жилища».

§11, вопросы на стр. 51, памятка


Разрушение зданий.

Комбинированный. Практическая работа

Знать причины разрушения здания и правила поведения при угрозе разрушения здания.

«Безопасные места в школе при землетрясении»

Учебник, рабочая тетрадь, компьютерная презентация. Памятка «Действия при разрушении жилища».

§12, вопросы на стр. 54, памятка


Опасные вещества в быту.

Комбинированный. Практическая работа

Знать меры собственной и общественной безопасности при обращении с опасными веществами. Уметь оказать первую помощь человеку, пострадавшему от опасных веществ.

«Оказание помощи при отравлении средствами бытовой химии»

Учебник, рабочая тетрадь.

§13, вопросы на стр. 59, 63-64


Опасные ситуации на дорогах

Изучение нового материала.

Знать правила собственной и общественной безопасности на дорогах и тротуарах.


Учебник, рабочая тетрадь, компьютерная презентация.

§14, вопросы на стр. 74-76


Безопасность в общественном и личном транспорте

Комбинированный

Знать правила поведения в общественном транспорте; опасные зоны в общественном транспорте.


Учебник, рабочая тетрадь.

§15, вопросы на стр. 81


Особые правила поведения в метро

Комбинированный.

Знать правила поведения в метро


Учебник, рабочая тетрадь.

§16, вопросы на стр. 85


Правила поведения на железнодорожном транспорте.

Комбинированный.

Знать правила поведения в железнодорожном транспорте и на железной дороге.


Учебник, рабочая тетрадь. Памятка «Меры безопасности на железнодорожном транспорте».

§17, вопросы на стр. 90, памятка


Как уберечься от опасностей на воде и водном транспорте

Комбинированный.

Знать правила поведения на воде и водном транспорте.


Учебник, рабочая тетрадь. Памятка «Меры безопасности на воде и водном транспорте».

§18, вопросы на стр. 96-97, памятка


Опасный лёд

Комбинированный.

Знать правила безопасного поведения на льду и в случае попадания человека в ледяную воду. Уметь помочь человеку, попавшему в полынью.


Учебник, рабочая тетрадь, компьютерная презентация. Памятка «Меры безопасности при передвижении по льду».

§19, вопросы на стр. 101-103, памятка


Аварийные ситуации на воздушном транспорте

Комбинированный.

Знать правила поведения на воздушном транспорте.


Учебник, рабочая тетрадь. Памятка «Меры безопасности на воздушном транспорте».

§20, вопросы на стр. 107-108, памятка


Криминальные ситуации. Как защитить свой дом.

Изучение нового материала. Практическая работа

Знать правила личной безопасности на улице. Знать правила безопасности жилища; причины проникновения в дом воров и действия при попытке проникновения.

Ролевая игра «Преступник–жертва»

Учебник, рабочая тетрадь.

§21, вопросы на стр. 114-115


Криминальные ситуации на улице и в других общественных местах.

Комбинированный.

Знать опасные и безопасные места на улице. Умение избегать опасных ситуаций и не создавать их.


Учебник, рабочая тетрадь. Документы: Закон, Уголовный кодекс.

§22, вопросы на стр. 122, 126


Как защитить себя при угрозе террористического акта

Комбинированный

Знать правила поведения при угрозе террористического акта


Учебник, рабочая тетрадь.

§23, вопросы на стр. 129-130


Нарушение экологического равновесия.

Комбинированный. Практическая работа

Знать правила экологической безопасности, экологические проблемы.

Коллективный коллаж-рисунок «Кто и чем загрязняет наш город»

Учебник, рабочая тетрадь, компьютерная презентация.

§24, вопросы на стр. 133-134


За чистый воздух.

Комбинированный.

Знать основные источники загрязнения атмосферы. Знать, как помочь себе и окружающей природной среде.


Учебник, рабочая тетрадь, компьютерная презентация.

§25, вопросы на стр.139


Вода – формула жизни!

Комбинированный.

Знать основные источники загрязнения водных ресурсов.


Учебник, рабочая тетрадь.

§26, вопросы на стр. 144-146


Загрязнение почвы

Комбинированный.

Знать основные источники загрязнения почвы.


Учебник, рабочая тетрадь.

§27, вопросы на стр.148


Продукты под контролем.

Комбинированный. Практическая работа

Знать правила поведения, позволяющие предотвратить отравление.

«Качественные и некачествен-ные продукты»

Учебник, рабочая тетрадь.

§28, вопросы на стр.152


Безопасный компьютер

Изучение нового материала. Практическая работа

Знать и выполнять технику безопасности при пользовании персональным компьютером.


Учебник, рабочая тетрадь.

§29, вопросы на стр.155


Обобщающий урок «Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни»

Учебник, рабочая тетрадь, компьютерная презентация.



Что следует знать об оказании первой медицинской помощи (ПМП).

Изучение нового материала. Практическая работа

Знать средства первой медицинской помощи. Уметь оказать ПМП.

«Знакомство с предметами для оказания ПМП»

Учебник, рабочая тетрадь, компьютерная презентация. Памятка «Общие правила оказания ПМП».

§30, вопросы на стр. 163-164, памятка


Помощь при термических и химических ожогах.

Комбинированный. Практическая работа

Знать основные причины термических и химических ожогов. Уметь оказать помощь при ожогах.

«Помощь при ожоге»

Учебник, рабочая тетрадь. Памятка «Помощь при ожогах».

§31, вопросы на стр.168 памятка


Правила здорового образа жизни

Комбинированный.

Знать основные правила здорового образа жизни


Учебник, рабочая тетрадь, компьютерная презентация.

§32, вопросы на стр. 172


Обобщающий урок «Основы медицинских знаний и оказания первой медицинской помощи»

Учебник, рабочая тетрадь, компьютерная презентация.



Азбука ОБЖ для пятиклассников

Учебник, рабочая тетрадь



Резервный урок


Содержание учебного курса

1. Что такое опасные и чрезвычайные ситуации? – 5ч

Опасные и чрезвычайные ситуации. Опасные места. Главные формулы ОБЖ.

Как выявить и предвидеть опасности. Городские опасности. Опасности в сельской местности.

Службы защиты населения. Сигналы оповещения об опасности.


Практические занятия:

Нарисовать схему дороги в школу, указать опасные места 

«Как сообщить о происшествии по телефону»


Учащиеся должны знать:

  • понятия «безопасность», опасные и экстремальные ситуации;

  • способы выявления признаков опасностей;

  • виды опасностей в населённых пунктах и их причины;

  • сигналы оповещения об опасности;

  • службы защиты населения;

Учащиеся должны уметь:

  • различать опасные ситуации по их происхождению;

  • понимать и трактовать смысл правил безопасности;

  • анализировать признаки опасности;

  • трактовать смысл сигналов безопасности;

  • видеть малозаметные сигналы безопасности.

Основные термины по разделу:

Опасные и чрезвычайные ситуации. Опасность. Безопасность. Службы защиты населения. Сигналы оповещения. Правила безопасности. Виды опасностей. Малозаметные сигналы безопасности.


2. Опасные ситуации в жилище – 7ч

Виды опасных ситуаций в жилище. Правила поведения с домашними животными. Пожары в жилище. Причины пожаров. Правила вызова пожарной команды по телефону. Последовательность действий при пожаре, правила эвакуации. Сигналы оповещения о пожаре. Средства тушения пожара. Опасные газы. Признаки отравления угарным газом. Бытовой газ. Правила поведения при обнаружении утечки бытового газа. Затопление жилища. Причины затопления жилища и правила поведения при затоплении. Разрушение здания. Причины разрушения здания. Правила поведения при угрозе разрушения здания. Опасные вещества в быту. Группы средств бытовой химии по опасности. Признаки отравления химическими веществами, продуктами, лекарствами.

Практические занятия:

«Устройство огнетушителя»

«Спасение из школьного здания»

«Оказание помощи при отравлении газом»

«Безопасные места в школе при землетрясении»

«Оказание помощи при отравлении средствами бытовой химии»


Учащиеся должны знать:

  • правила безопасности в жилище;

  • правила соблюдения пожарной безопасности;

  • причины пожара, первые действия при возникновении пожара;

  • правила оповещения и эвакуации при пожаре;

  • способы борьбы с небольшим загоранием;

  • правила безопасности при обращении с газовыми приборами;

  • причины и последствия затопления;

  • правила предотвращения затопления;

  • причины разрушения здания и правила поведения при угрозе разрушения здания;

  • меры собственной и общественной безопасности при обращении с опасными веществами.

Учащиеся должны уметь:

  • предвидеть последствия неосторожного обращения с газовыми приборами;

  • оказать помощь при отравлении газом;

  • правильно действовать в случае затопления жилища;

  • правильно действовать в случае разрушения жилища;

  • оказать первую помощь человеку, пострадавшему от опасных веществ.

Основные термины по разделу:

Экстренные телефонные номера. Пожары. Оповещение и эвакуация. Средства борьбы с огнём. Опасные газы. Отравление газом. Угарный газ. Бытовой газ. Затопление. Разрушение. Опасные вещества. Средства бытовой химии. Пестициды. Ртуть.


3. Опасные ситуации на дорогах и на транспорте – 7ч

Опасные ситуации на дорогах и тротуарах. Правила поведения на дороге, тротуаре, на остановках. Правила дорожного движения (ПДД). Правила поведения в общественном транспорте. Правила поведения при пожаре в общественном транспорте. Опасности в автомобиле. Опасные места в метро и электричках. Правила поведения в метро и электричках. Действия при возникновении опасных ситуаций. Другие опасности на улицах. Толпа и правила поведения в толпе. Паника и «паническое бегство». Гололёд. Меры предосторожности при гололёде. Опасные ситуации на железной дороге и в железнодорожном транспорте. Опасные ситуации на воде и водном транспорте. Правила поведения при купании. Эвакуация с тонущего судна. «Человек за бортом». Меры безопасности при движении по льду. Оказание помощи провалившемуся под лёд. Аварийные ситуации на воздушном транспорте. Действия при вынужденной посадке и при пожаре в самолёте.



Практические занятия:

«Пройди в толпе»


Учащиеся должны знать:

  • правила собственной и общественной безопасности на дорогах и тротуарах;

  • правила поведения в общественном транспорте;

  • опасные зоны в общественном транспорте;

  • правила поведения в толпе и на массовых мероприятиях;

  • правила поведения при природных опасных явлениях;

  • правила поведения в железнодорожном транспорте и на железной дороге;

  • правила поведения на воде и водном транспорте;

  • правила поведения на воздушном транспорте;

  • правила безопасного поведения на льду и в случае попадания человека в ледяную воду.

Учащиеся должны уметь:

  • правильно действовать при опасности в общественном транспорте;

  • правильно действовать в толпе, на массовых мероприятиях;

  • правильно действовать при природных опасных явлениях;

  • правильно действовать при опасности в железнодорожном транспорте, на воздушном и водном транспорте;

  • помочь человеку, попавшему в полынью.

Основные термины по разделу:

Виды транспорта. ПДД. Зона остановки. Тормозной путь. Общественный и личный транспорт. Метро. Турникет. Эскалатор. Толпа. Паника. «Паническое бегство». Гололёд. Железнодорожный транспорт. Железнодорожные пути, полотно, переезд. Водный транспорт. «Человек за бортом». Полынья. Переохлаждение. Воздушный транспорт.


5. Опасные ситуации криминального (преступного) характера – 3ч

Преступник и преступление. Жертва преступления. Криминальные происшествия в жилище. Ссоры, скандалы. Кражи. Правила поведения при нахождении в квартире без взрослых. Действия при попытке ограбления квартиры. Криминальные ситуации на улице и других общественных местах. Нападение на улице, приставание незнакомых людей. Правила поведения при угрозе террористического акта. Правила поведения при обнаружении подозрительного предмета, при угрозе взрыва.

Практические занятия:

Ролевая игра «Преступник–жертва»


Учащиеся должны знать:

  • правила личной безопасности на улице;

  • правила безопасности жилища;

  • причины проникновения в дом воров и действия при попытке проникновения;

  • опасные и безопасные места на улице.

Учащиеся должны уметь:

  • избегать опасных ситуаций и не создавать их.

Основные термины по разделу:

Личная безопасность. «Жертва». Ссоры. Кражи. Проникновение. Безопасность жилища. Опасные и безопасные места. Нападение. Террористический акт.

6. Нарушение экологического равновесия – 7ч

Экология и экологическая обстановка. Загрязнение почв, вод, атмосферы. Как уменьшить воздействие загрязнения на организм. «Экологически чистые продукты». Шум и шумовая болезнь. Инфразвуки, вибрация, электромагнитное излучение. Радиоактивное загрязнение. Компьютер, телевизор и их отрицательное воздействие на организм.

Практические занятия:

Коллективный коллаж-рисунок «Кто и чем загрязняет наш город»

«Качественные и некачественные продукты»


Учащиеся должны знать:

  • правила экологической безопасности;

  • экологические проблемы;

  • основные источники загрязнения атмосферы;

  • как помочь себе и окружающей природной среде;

  • основные источники загрязнения водных ресурсов;

  • основные источники загрязнения почвы;

  • правила поведения, позволяющие предотвратить отравление;

  • что такое «шумовое загрязнение», инфразвуки, «вибрационная болезнь», электромагнитные излучения, радиация;

  • технику безопасности при пользовании персональным компьютером и телевизором.

Основные термины по разделу:

Экологическое равновесие. Смог. Источники загрязнения. «Шумовое загрязнение». Инфразвуки. «Вибрационная болезнь».

Электромагнитные излучения. Радиация.


7. Оказание первой медицинской помощи – 4ч

Первая медицинская помощь (ПМП). Правила оказания первой медицинской помощи. Повреждение кожи, обработка ран. Помощь при термических и химических ожогах. Помощь при ожогах.

Практические занятия:

«Знакомство с предметами для оказания ПМП»

«Помощь при ожоге»

«Помощь при химическом отравлении»


Учащиеся должны знать:

  • средства первой медицинской помощи;

  • основные причины термических ожогов;

  • основные причины химических ожогов.

Учащиеся должны уметь:

  • оказать ПМП;

  • оказать помощь при термических ожогах;

  • оказать помощь при химических ожогах

Основные термины по разделу:

ПМП. Средства ПМП. Рана. Кровотечение. Перевязка. Жгут. Термические и химические ожоги.


9. Азбука ОБЖ для пятиклассников – 1ч

8. Резервный урок – 1ч


В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности ученик 5 класса должен:

Знать:

• основные составляющие здорового образа жизни, обеспечивающие духовное, физическое и социальное благополучие;

• потенциальные опасности природного, техногенного и социального характера, возникающие в повседневной жизни, их возможные последствия и правила личной безопасности;

• меры безопасности при активном отдыхе в природных условиях;

• меры безопасности в личном и общественном транспорте;

• рекомендации специалистов в области безопасности жизнедеятельности по правилам безопасного поведения в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

• приемы и правила оказания первой медицинской помощи.

Уметь:

• доступно объяснить значение здорового образа жизни для обеспечения личной безопасности и здоровья;

• предвидеть опасные ситуации по их характерным признакам, принимать решение и действовать, обеспечивая личную безопасность;

• соблюдать правила дорожного движения в качестве пешехода, пассажира и водителя транспортного средства (велосипеда, мопеда);

• действовать при возникновении пожара в жилище и использовать подручные средства для ликвидации очага возгорания;

• соблюдать правила личной безопасности в криминогенных ситуациях и в местах скопления большого количества людей;

• перечислить последовательность действий при оповещении возникновения угрозы чрезвычайной ситуации и во время чрезвычайной ситуации;

• пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;

• оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях.

Использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• выработки потребности в соблюдении норм здорового образа жизни;

• невосприимчивости к вредным привычкам;

• обеспечения личной безопасности в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

• безопасного пользования различными бытовыми приборами, инструментами и препаратами бытовой химии в повседневной жизни;

• проявления бдительности и безопасного поведения при угрозе террористического акта или при захвате в качестве заложника;

• оказания первой медицинской помощи пострадавшим в различных опасных или бытовых ситуациях.

Список литературы:

  • Ильин А. «Школа выживания при авариях и стихийных бедствиях». М.: «Эксмо», 2003.

  • Мишин Б.И. «Программа по ОБЖ для 5–11-х классов», утвержденная Министерством образования Российской Федерации в 2002 году.

  • Петров С.В. «Тематическое и поурочное планирование по ОБЖ» к учебнику «Основы безопасности жизнедеятельности. 5 класс»; М.: Астрель, 2008.

  • Учебник «Основы безопасности жизнедеятельности: 5 класс»; М.П. Фролов, Б.И.Мишин и др.; под ред. Ю.Л.Воробьёва. М.: Издательство АСТ: Астрель, 2014.

  • Энциклопедия для детей «Личная безопасность». М.: «Аванта+», 2003.


Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся

Текущий контроль усвоения материала осуществляется путем устного (письменного опроса), практических работ. Периодически знания и умения по пройденным темам проверяются письменными тестовыми заданиями.

Оценка тестов

Оценка “5” (“отлично”) учащийся должен успешно выполнить тест, более 90% правильных ответов.

Оценка “4” (“хорошо”) ставится за - 75 - 89% правильных ответов.

Оценка “3” (“зачет”) – 50 -74% правильных ответов из общего количества вопросов.

При выполнении практической работы:

При проверке усвоения материала выявляется полнота, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.

Отметка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися.

• грубая ошибка – полностью искажено смысловое значение понятия, определения;

• погрешность отражает неточные формулировки, свидетельствующие о нечетком представлении рассматриваемого объекта;

• недочет – неправильное представление об объекте, не влияющего кардинально на знания определенные программой обучения;

• мелкие погрешности – неточности в устной и письменной речи, не искажающие смысла ответа или решения, случайные описки и т.п.

Исходя из норм (пятибалльной системы), заложенных во всех предметных областях выставляете отметка:

«5» ставится при выполнении всех заданий полностью или при наличии 1-2 мелких погрешностей;

«4» ставится при наличии 1-2 недочетов или одной ошибки:

«3» ставится при выполнении 2/3 от объема предложенных заданий;

«2» ставится, если допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями по данной теме в полной мере (незнание основного программного материала) или отказ от выполнения учебных обязанностей.

В тех случаях, когда учащийся показал оригинальный и наиболее рациональный подход к выполнению работы и в процессе работы, но не избежал тех или иных недостатков, оценка за выполнение работы по усмотрению учителя может быть повышена по сравнению с указанными выше нормами.

Устный опрос

Осуществляется на каждом уроке (эвристическая беседа, опрос). Задачей устного опроса является не столько оценивание знаний учащихся, сколько определение проблемных мест в усвоении учебного материала и фиксирование внимания учеников на сложных понятиях, явлениях, процессе.

Оценка устных ответов учащихся

Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:

полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой;

изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию учебной дисциплины;

правильно выполнил рисунки, схемы, сопутствующие ответу;

показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами;

продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;

отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.

Возможны одна-две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.

Ответ оценивается отметкой «4», если ответ удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:

допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя:

допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.

Отметка «3» ставится в следующих случаях:

неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала определенные настоящей программой;

Отметка «2» ставится в следующих случаях:

не раскрыто основное содержание учебного материала;

обнаружено незнание или неполное понимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;

допущены ошибки в определении понятий, при использовании специальной терминологии, в рисунках, схемах, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.

ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала;

не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изучаемому материалу;

отказался отвечать на вопросы учителя.



Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности (5 класс)
  • ОБЖ
Описание:
Преподавание курса ориентировано на использование учебного и программно-методического комплекса, в который входят:

ØДрановская Р.Г. Рабочая тетрадь по ОБЖ к учебнику «Основы безопасности жизнедеятельности. 5 класс» под ред. Ю.Л.Воробьёва. М.: Издательство АСТ: Астрель, 2014.

ØПетров С.В. «Тематическое и поурочное планирование по ОБЖ» к учебнику «Основы безопасности жизнедеятельности. 5 класс»; М.: Астрель, 2008.

ØИльин А. «Школа выживания при авариях и стихийных бедствиях». М.: «Эксмо», 2003.

ØМишин Б.И. «Программа по ОБЖ для 5–11-х классов», утвержденная Министерством образования Российской Федерации в 2002 году.

ØУчебник «Основы безопасности жизнедеятельности: 5 класс»; М.П. Фролов и др.; под ред. Ю.Л.Воробьёва. М.: Издательство АСТ: Астрель, 2014.

ØЭнциклопедия для детей «Личная безопасность». М.: «Аванта+», 2003.

Рабочая программа «Основы безопасности жизнедеятельности» рассчитана на 35 учебных часов (1 час в неделю).

Автор Словин Александр Николаевич
Дата добавления 31.12.2014
Раздел ОБЖ
Подраздел
Просмотров 1143
Номер материала 19043
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓