Рассмотрена
и одобрена
на
заседании методического
объединения
Руководитель
МО___________ /В.А.Сергеева/
|
02
– 04
Утверждаю
Директор
МБОУ « Лицей №1» р. п. Чамзинка
__________/ Н.Н Туленин /
|
|
|
Приказ_№_65/21
«_29__»_августа_2014_г.
«1»_сентября_2014_г.
Рабочая
программа учебного курса
«Основы
православной культуры»
для
4 В класса
Составитель:
Полушкина М.А.
п.
Чамзинка
2014
г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ
ЗАПИСКА
Рабочая программа курса
«Основы православной культуры» для 4 «В» класса
разработана в соответствии с федеральным Законом «Об образовании в Российской
Федерации» № 273 от 29.12.2012 г., приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от от 26 ноября 2010 г. № 1241
"О внесении изменений в федеральный государственный образовательный
стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации" от 6 октября 2009 г. № 373, учебным
планом Лицея, на основе действующей программы для
общеобразовательных учреждений и программы «Основы религиозных культур и
светской этики» (включающий 6 составляющих (модулей): основы православной
культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской
культуры, основы мировых религиозных культур, основы светской этики) и
учебно-методического комплекта Кураева А.В. «Основы духовно-нравственной
культуры народов России. Основы православной культуры» – М.: Просвещение, 2013
г, с учётом гигиенических требований к режиму
образовательного процесса, установленных СанПиН 2.4.2.2821 – 10 «Санитарно –
эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных
организациях ».
Цель курса «Основы
православной культуры» формирование у младшего
подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на
знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа
России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений
Задачи
курса «Основы
православной культуры»
·
знакомство
обучающихся с основами православной культуры;
·
развитие
представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для
достойной жизни личности, семьи, общества;
·
обобщение
знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных
обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых
мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной
истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной
школы;
·
развитие
способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной
среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и
согласия.
ОБЩАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА
Введение в
учебный процесс школ курса «Основы православной культуры» - еще один шаг на
пути последовательного осуществления новой государственной образовательной
политики, основанной на нравственных ценностях, отечественных духовных традициях,
направленной на воспитание высоконравственного, ответственного и компетентного
гражданина России.
Курс,
раскрывающий основы православной культуры, предлагается изучать на переходной
стадии от начальной к основной ступени общеобразовательной школы. И по месту в
учебном плане, и по содержанию он служит важным связующим звеном между двумя
этапами гуманитарного образования и воспитания школьников. С одной стороны,
учебный курс ОПК дополняет обществоведческие аспекты предмета «Окружающий мир»,
с которым знакомятся учащиеся основной школы. С другой стороны, этот курс
предваряет начинающееся в 5 классе изучение предмета «История». Таким образом,
ознакомление с нравственными идеалами и ценностями религиозных и светских
духовных традиций России происходит в контексте, отражающем глубинную связь
прошлого и настоящего.
МЕСТО
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Согласно учебному плану
МБОУ «Лицей №1» р.п. Чамзинка всего на изучение учебного предмета «Основы
православной культуры» в 4 классе начальной школы отводится 34 часов (1 час в
неделю).
ЦЕННОСТНЫЕ
ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Ценность
жизни
– признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как
величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.
Ценность
природы,
основанная на ценности жизни, на осознании себя частью природного мира, живой и
неживой природы. Любовь к природе означает, прежде всего, бережное отношение к
ней как к среде обитания, а также переживание чувства красоты, гармонии,
осознание совершенства природы, желание сохранить и приумножить её богатство.
Ценность
человека
как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию,
означающая необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его
составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.
Ценность
добра
– направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и
милосердие как проявление высшей человеческой способности – любви.
Ценность
истины
– ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания
сущности бытия, мироздания.
Ценность
семьи
как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной
среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от
поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность
труда и творчества как естественного условия человеческой жизни,
нормального существования личности и общества.
Ценность
свободы
как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно
ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по
всей социальной сути является человек.
Ценность
социальной
солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами
справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим
людям.
Ценность
гражданственности – осознание человеком себя как члена общества,
представителя народа, страны, государства.
Ценность
патриотизма
– одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России,
народу, малой родине, в осознанном желании служить отечеству.
Ценность
человечества
– осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и
прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к
многообразию их культур.
РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
Личностными
результатами
изучения данного курса является формирование следующие умения школьников:
·
оценивать
жизненные ситуации и поступки людей с точки зрения общепринятых норм и
ценностей, отделять поступки человека от него самого;
·
объяснять
и обосновывать с точки зрения общепринятых норм и ценностей, какие поступки
считаются хорошими и плохими;
·
самостоятельно
определять и формулировать самые простые, общие для всех людей правила
поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);
·
опираясь
на эти правила, делать выбор своих поступков в предложенных ситуациях;
·
чувствовать
ответственность за свой выбор; понимать, что человек всегда несёт
ответственность за свои поступки.
Метапредметными
результатами
изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий:
Регулятивные
УУД:
·
самостоятельно
формулировать цели урока после предварительного обсуждения;
·
совместно
с учителем обнаруживать и формулировать учебную задачу (проблему);
·
совместно
с учителем составлять план решения задачи;
·
работая
по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с
помощью учителя;
·
в
диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и оценивать свою работу и
работу других учащихся.
Познавательные
УУД:
·
ориентироваться
в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация
понадобится для решения учебной задачи в один шаг;
·
отбирать
необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных
учителем словарей, энциклопедий, справочников и других материалов;
·
добывать
новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст,
таблица, схема, рисунок и др.);
·
перерабатывать
полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять
причины явлений и событий;
·
перерабатывать
полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний;
·
преобразовывать
информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного
текста;
·
преобразовывать
информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста,
таблицы, схемы.
Коммуникативные
УУД:
·
доносить
свою позицию до других людей: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с
учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;
·
доносить
свою позицию до других людей: высказывать свою точку зрения и обосновывать её,
приводя аргументы;
·
слушать
других людей, рассматривать их точки зрения, относиться к ним с уважением, быть
готовым изменить свою точку зрения;
·
читать
вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором»
(прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы;
проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять
план;
·
договариваться
с людьми: сотрудничать в совместном решении задачи, выполняя разные роли в
группе.
Предметными
результаты изучения
курса должны быть следующие знания и умения:
·
определять
и объяснять своё отношение к общественным нормам и ценностям (нравственным,
гражданским, патриотическим, общечеловеческим);
·
излагать
своё мнение по поводу значения светской и религиозной культуры в жизни
отдельных людей и общества;
·
знать
основные понятия религиозных культур, их особенности и традиции, историю их
возникновения в мире и в России;
·
строить
толерантные отношения с представителями разных мировоззрений и культурных
традиций;
·
устанавливать
взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей
·
соотносить
нравственные формы поведения с нормами религиозной культуры;
·
делать
свой выбор в учебных моделях общественно значимых жизненных ситуаций и отвечать
за него;
·
договариваться
с людьми, предотвращая или преодолевая конфликты в учебных моделях жизненных
ситуаций.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п
|
Наименование
разделов и тем
|
Максимальная
нагрузка учащегося, ч.
|
Из них
|
Теоретическое
обучение, ч.
|
Самостоятельная
работа, ч.
|
1.
|
Раздел
1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и
общества
|
1
|
1
|
|
2.
|
Раздел 2.
Основы православной культуры, часть 1.
|
16
|
16
|
|
3.
|
Раздел 3.
Основы православной культуры, часть 2.
|
12
|
12
|
|
4.
|
Раздел 4.
Духовные традиции многонационального народа России.
|
5
|
5
|
|
|
ИТОГО
|
34
|
34
|
|
ОСНОВНОЕ
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
4 класс
- 34
часов
Структура
модуля «Основы православной культуры» представлена четырьмя тематическими
разделами.
Раздел 1.
Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества
(1 час). Тема: Россия – наша Родина.
Раздел 2.
Основы православной культуры, часть 1 (16 часов). Содержание: Введение в
православную духовную традицию. Особенности восточного христианства. Культура
и религия. Священное Писание. Священное Писание и Священное Предание. Во что
верят православные христиане. Что говорит о Боге и мире православная культура.
Что говорит о человеке православная культура. Христианское учение о спасении.
Добро и зло в православной традиции. Христианская этика: заповеди блаженства.
Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Добродетели и страсти.
Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Спаситель.
Жертвенная любовь. Победа над смертью.
Раздел 3.
Основы православной культуры, часть 2 (12 часов). Содержание: Православие в
России. Православный храм и другие святыни. Православные Таинства.
Символический язык православной культуры. Христианское искусство (иконы,
фрески, церковное пение, прикладное искусство). Православный календарь, его
символическое значение. Почитание святых. Праздники. Христианская семья и ее
ценности.
Раздел 4.
Духовные традиции многонационального народа России (5 часов). Содержание:
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и
многоконфессионального народа России.
Вся
учебная программа по модулю «Основы православной культуры» построена на
соразмерном сочетании теоретических и практических занятий.
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
(1
час в неделю, всего – 34 часа)
№ п/п
|
Наименование разделов и тем
|
Кол-во часов
|
Вид
занятия
|
Вид самостоятельной работы
|
Характеристика деятельности учащихся
|
Дата проведения урока
|
Планируемая
|
Фактическая
|
1.
|
Россия -
наша Родина
|
1
|
Комбинированный
урок
|
|
Понимать, что такое
духовный мир человека. Рассказать о традициях своей семьи. Рассказать, какие
ценности лежат в основе своей семьи. Рассказать о празднике День народного
единства (4 ноября).
|
|
|
2.
|
Культура
и религия
|
1
|
Комбинированный
урок
|
|
Выразить слова благодарности в
разнообразных формах. Понимать взаимосвязь русской культуры и православия.
Рассказать о традициях русской православной культуры XVII
века
|
|
|
3.
|
Человек
и Бог в православии
|
1
|
Комбинированный
урок
|
|
Понимать, как вера влияет на
поступки человека, и рассказать об этом.
|
|
|
4.
|
Православная
молитва
|
1
|
Комбинированный
урок
|
|
Рассказать, что значит «молиться», и
чем отличается молитва от магии. Объяснить слово «искушение», и зачем людям
посылаются испытания в жизни. Объяснить выражение «Знать, как «Отче наш».
|
|
|
5.
|
Библия и
Евангелие
|
1
|
Комбинированный
урок
|
|
Объяснять, что такое Священное
Писание, и из каких частей оно состоит. Объяснять связь слов Христос –
христианство – христианин. Объяснять, как переводится слово «Евангелие», и почему
оно так называется. Рассказать об апостолах Христовых.
|
|
|
6.
|
Проповедь
Христа
|
1
|
Комбинированный
урок
|
|
Объяснять, чему учил Христос. Объяснять,
что является духовными сокровищами. Рассказать, какое богатство христиане считают
истинным и вечным.
|
|
|
7.
|
Христос
и Его крест
|
1
|
Комбинированный
урок
|
|
Рассказать о Рождестве Христове.
Объяснить, что такое Боговоплощение. Объяснить, почему Христос не уклонился
от распятия. Объяснить, почему крест стал символом христианства, и какой
смысл христиане вкладывают в этот символ.
|
|
|
8.
|
Пасха
|
1
|
Комбинированный
урок
|
|
Объяснять, почему Иисуса Христа
называют Спасителем. Объяснять, как христиане связывают свою судьбу с воскресением
Христа. Рассказать, в чём состоит смысл пасхального гимна. Рассказать, в чём
состоит смысл христианского поста.
|
|
|
9.
|
Православное
учение о человеке
|
1
|
Комбинированный
урок
|
|
Правильно употреблять в речи
выражение «внутренний мир» человека. Составить рассказ на тему «Как Бог
подарил человеку душу». Объяснять выражение «болезни души». Объяснить, в чём
заключается свобода для христианина.
|
|
|
10
|
Совесть
и раскаяние
|
1
|
Комбинированный
урок
|
|
Рассказать,
как совесть подсказывает человеку правильный выбор в поступках.
Объяснить
выражение «Человек – это животное, умеющее краснеть». Объяснить связь между
выражениями «бессовестный человек» и «мёртвая душа». Рассказать, почему
покаяние называют «лекарством души».
|
|
|
11.
|
Заповеди
|
1
|
Комбинированный
урок
|
|
Рассказать, что такое «Десять
заповедей» или «Закон Моисея». Рассказать, что общего у воровства и убийства.
Рассказать, как зависть гасит радость. Отличать 10 заповедей Моисея от заповедей
блаженств Иисуса Христа.
|
|
|
12.
|
Милосердие
и сострадание
|
1
|
Комбинированный
урок
|
|
Объяснять, можно ли за милосердную
помощь брать плату, и почему. Рассказать, что нужно делать человеку, чтобы
стать милосердным. Рассказать, какие существуют дела милосердия
|
|
|
13.
|
Золотое
правило этики
|
1
|
Комбинированный
урок
|
|
Объяснять, почему главное правило
этики называется «золотое». Сформулировать своё мнение: как уберечься от
осуждения других людей. Рассказать по картине В.Поленова «Грешница», как Христос
защитил женщину.
|
|
|
14.
|
Храм
|
1
|
Комбинированный
урок
|
|
Рассказать,
как устроен православный храм. Рассказать, что такое иконостас, и какие иконы
в нём присутствуют обязательно. Рассказать, может ли православный христианин
молиться без иконы. Отличать на иконе изображение Иисуса Христа и Божьей
Матери Правильно употреблять в речи значение выражения «Казанская Богоматерь».
Рассказать правила поведения в
храме, и для чего они нужны.
|
|
|
15.
|
Икона
|
1
|
Комбинированный
урок
|
|
Объяснять, как понятие света связано
с пониманием Бога в христианстве. Объяснить, почему христиане считают возможным
изображать невидимого Бога. Рассказать, кому молятся христиане, стоя перед
иконой. Объяснить слова «нимб» и «лик
|
|
|
16.
|
Творческие
работы учащихся
|
1
|
Комбинированный
урок
|
|
Искать требующуюся литературу.
Работать с книгой, со статьей и другой информацией. Свести всю найденную
информацию в последовательный общий текст. Оформить работу в соответствии с
требованиями. Подготовить устное выступление.
|
|
|
17.
|
Подведение
итогов
|
1
|
Комбинированный
урок
|
|
Представить свою творческую работу
для обсуждения. Отстаивать свою точку зрения. Аргументировать свой ответ.
|
|
|
18.
|
Как
христианство пришло на Русь.
|
1
|
Комбинированный
урок
|
|
Отличать
православный храм от других, узнавать изображение Иисуса Христа и Пасхи на
иконах.
Рассказать историю проникновения
христианства в древнерусские земли и крещения Руси.
|
|
|
19.
|
Подвиг.
|
1
|
Комбинированный
урок
|
|
Объяснять слово «подвижник»,
«жертвенность» и употреблять их в речи. Различать ценности, ради которых люди
жертвуют своим временем, здоровьем, даже жизнью Рассказать о герое
|
|
|
20.
|
Заповеди
блаженств.
|
1
|
Комбинированный
урок
|
|
Объяснять, почему христиане
благодарны Иисусу Христу. Читать текст Заповедей Блаженства с полным
пониманием. Приводить примеры исполнения этих заповедей христианами.
|
|
|
21.
|
Зачем
творить добро.
|
1
|
Комбинированный
урок
|
|
Правильно употреблять в речи слово
«смирение». Объяснять выражение «Даром приняли – даром давайте».
|
|
|
22.
|
Чудо в
жизни христианина.
|
1
|
Комбинированный
урок
|
|
Отличать на иконе изображение Святой
Троицы. Объяснить связь слов «вера» и «верность». Рассказать, какие добродетели
видит учащийся в самом себе и своих одноклассниках
|
|
|
23.
|
Православие
о Божием суде.
|
1
|
Комбинированный
урок
|
|
Рассказать, как вера в Божий суд влияет
на поступки христиан. Перечислить мотивы, поощряющие христиан к творению
добра.
|
|
|
24.
|
Таинство
причастия.
|
1
|
Комбинированный
урок
|
|
Рассказать, чем отличается история
Ветхого Завета от истории Нового. Объяснить, как главная надежда христиан
связана с Литургией. Рассказать, в чём главное назначение Церкви.
|
|
|
25.
|
Монастырь.
|
1
|
Комбинированный
урок
|
|
Объяснять, что приобретает человек,
став монахом, и от чего он отказывается. Рассказать, какие крупные и
известные монастыри действуют на территории России.
|
|
|
26.
|
Отношение
христианина к природе.
|
1
|
Комбинированный
урок
|
|
Вести
диалог на тему «Почему человек стал оказывать губительное воздействие на
природу?».
Рассказать о своём домашнем питомце
и о том, как ребёнок заботится о нём.
|
|
|
27.
|
Христианская
семья.
|
1
|
Комбинированный
урок
|
|
Рассказать, какие
традиции есть в семье обучающегося. Объяснить, какое поведение называется
хамским. Обсудить вопрос: «Позволяет ли совесть бросать постаревшего или
заболевшего супруга?»
|
|
|
28.
|
Защита
Отечества.
|
1
|
Комбинированный
урок
|
|
Объяснять, какие поступки
недопустимы даже на войне. Рассказать, какие слова вдохновили Пересвета и
Ослябю на участие в Куликовской битве.
|
|
|
29.
|
Христианин
в труде.
|
1
|
Комбинированный
урок
|
|
Рассказать, какие заповеди получили
первые люди от Творца. Объяснить выражение «работать на совесть». Составить
устный рассказ на тему «Какой труд вреден для человека».
|
|
|
30.
|
Любовь и
уважение к Отечеству.
|
1
|
Комбинированный
урок
|
|
Объяснять выражение «жизнь положить
за други своя». Рассказать, какие дела может совершать человек (даже ребёнок)
на благо других людей, на благо своей Родины
|
|
|
31.
|
Итоговая
презентация творческих проектов учащихся.
|
1
|
Комбинированный
урок
|
Проект
|
Искать нужную информацию,
систематизировать её, сделать выводы из проведённого исследования, разработать
творческий проект.
|
|
|
32.
|
Итоговая
презентация творческих проектов учащихся.
|
1
|
Комбинированный
урок
|
Проект
|
Владеть красивой, грамотной речью,
уметь отвечать на поставленные по теме выступления вопросы, аргументировать и
отстаивать свою точку зрения.
|
|
|
33.
|
Итоговая
презентация творческих проектов учащихся.
|
1
|
Комбинированный
урок
|
Проект
|
Грамотно презентовать свой
творческий проект. Владеть красивой, грамотной речью, уметь отвечать на
вопросы..
|
|
|
34.
|
Итоговая
презентация творческих проектов учащихся.
|
1
|
Комбинированный
урок
|
Проект
|
Объяснять,
что такое духовный мир человека. Рассказать о традициях своей семьи.
Рассказать, какие ценности лежат в основе своей семьи. Рассказать о празднике
День народного единства (4 ноября).
|
|
|
|
ИТОГО:
|
34
|
|
Проект
- 5
|
|
|
|
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
|
Наименование
объектов и средств материально-технического обеспечения
|
Количество
|
Примечания
|
Библиотечный фонд
|
1.
|
1. А.В.
Кураев Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной
культуры 4 -5кл. – М.: Просвещение, 2013
г.
|
К
|
|
Экранно-звуковые пособия
|
2.
|
Электронное
приложение к учебнику А.В.Кураева «Основы духовно-нравственной культуры
народов России. Основы православной культуры 4-5 классы». М., Просвещение, 2013
г.
|
Д
|
|
Технические средства обучения
|
3.
|
Компьютер
с программным обеспечением
Мультимедийный
проектор
Экран
|
Д
Д
Д
|
|
Оборудование класса
|
4
|
Ученические
столы 2 местные с комплектом стульев
Шкафы
для хранения учебников, дидактических материалов, пособий, учебного
оборудования
Магнитная
доска
|
К
Д
|
В
соответствии с санитарно-гигиеническими нормами
|
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ДЛЯ
УЧИТЕЛЯ
1. Ефремова,
О.Ф. О преподавании основ православной культуры в общеобразовательной школе. /
О.Ф. Ефремова. – Ханты-Мансийск: Православие, 2002.
2. Как
проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к
мысли : пособие для учителя / А.Г. Асмолов [и др.]; под ред. А.Г. Асмолова –
2-е изд. – М. : Просвещение, 2010. – 152 с.
3.
Кураев
А.В. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной
культуры 4 -5кл. – М.: Просвещение, 2013
г.
4. Оценка
достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2-х
ч.Ч.1\М.Ю.Демидова, С.В.Иванов, О.А.Карабанова и др.\: под ред. Г.С.Ковалевой,
О.Б.Логиновой.-2-е изд.-М.: Просвещение,2010.-215с.-(Стандарты второго
поколения).
5. Планируемые
результаты начального общего образования.\ Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова,
М.З. Биболетова и др.\ ; под ред. Г.С.Ковалёвой, О.Б.Логиновой.-2-е изд..М.:
Просвещение,2010.-120с.- (Стандарты второго поколения).
6. Примерная
основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная
школа\сост.Е.С.Савинов\.-М.:Просвещение,2010.-191с.- (Стандарты второго
поколения).
7. Примерные
программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч.1.-4-е изд.,
перераб.- М.: Просвещение,2010.-400с.- (Стандарты второго поколения).
8. Федеральный государственный образовательный стандарт
начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.:
Просвещение, 2010. - 31 с. - (Стандарты второго поколения).
9.
Электронное приложение к учебнику А.В.Кураева
«Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной
культуры 4-5 классы». М., Просвещение, 2013 год
Образовательные
сайты
10. http://www.school2100.ru
ДЛЯ
УЧАЩИХСЯ
11.
Кураев А.В. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы
православной культуры 4 -5кл. – М.: Просвещение, 2013
г.
12. Электронное приложение к
учебнику А.В.Кураева «Основы духовно-нравственной культуры народов России.
Основы православной культуры 4-5 классы». М., Просвещение, 2013
г.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.