РАБОЧАЯ ПРОГРАММА К
УЧЕБНИКУ
К.А. Кочегарова «ОСНОВЫ
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ.
ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ
КУЛЬТУР НАРОДОВ РОССИИ» для 4 класса
Количество часов:
Всего 34 часов, 1
час в неделю.
Учитель:
Суляйманова Н.М.
Учебник. К.А.
Кочегаров «ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ.
ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ
КУЛЬТУР НАРОДОВ РОССИИ» для 4 класса. «Русское слово» 2011г.
Программа курса: к
учебнику А.Н. Сахарова, К.А. Кочегарова «Основы духовно-нравственной культуры
народов России. Основы религиозных культур народов России». 4 класс / авт.сост.
К.А. Кочегаров.-2-е изд., испр. И доп. – М.; ООО «Русское слово – учебник»,
2012. –(Начальная инновационная школа).
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая
программа составлена на основе Программа курса к учебнику А.Н. Сахарова, К.А.
Кочегарова «Основы религиозных культур народов России» начальная инновационная
школа , выпущенной «Русское слово»
Федеральный
государственный стандарт начального общего образования, среди прочего,
направлен на обеспечение:
• духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, становления их
гражданской идентичности как основы развития гражданского общества;
• сохранения и развития культурного разнообразия и языкового наследия
многонационального народа Российской Федерации, овладения духовными
ценностями и культурой многонационального народа России.
Системно-деятельностный
подход, лежащий в основе стандарта, предполагает воспитание и развитие качеств
личности, отвечающих требованиям построения демократического гражданского
общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального,
поликультурного и поликонфессионального состава российского общества. В
соответствии со стандартом на ступени начального общего образования
осуществляется становление основ гражданской идентичности и мировоззрения
обучающихся; духовно-нравственное развитие и воспитание, предусматривающее
принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;
укрепление духовного здоровья обучающихся.
Среди личностных
результатов освоения основной образовательной программы начального общего
образования на первом месте находится «формирование основ российской
гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и
историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
формирование ценностей многонационального российского общества».
В связи с
необходимостью реализации очерченных стандартом целей, задач и основного
содержания начального образования в него включена специальная обязательная
предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России».
Данная область, среди прочего, должна отражать:
• знакомство с основными нормами религиозной морали, понимание их
значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
• понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и
общества;
• формирование первоначальных представлений о традиционных религиях,
их роли в культуре, истории и современности России;
• первоначальные представления об исторической роли традиционных
религий в становлении российской государственности;
• воспитание нравственности, основанной на свободе совести и
вероисповедания, духовных традициях народов России.
Кроме того, Концепция
духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России,
являющаяся методологической основой разработки и реализации Федерального
государственного образовательного стандарта общего образования, определяет
систему базовых национальных ценностей, к относятся религиозные традиции
многонационального народа Российской Федерации. Носителями базовых национальных
ценностей, согласно концепции, являются традиционные российские религиозные
объединения (христианские, прежде всего в форме русского православия,
исламские, иудаистские). Концепция отмечает большую роль христианских (и прежде
всего православных) ценностей в формировании и развитии национального
воспитательного идеала, который, например, «в средневековой Руси был…
представлен для православных христиан, прежде всего в образе Иисуса Христа».
При этом современный воспитательный идеал определяется в том числе и исходя из
необходимости сохранения преемственности по отношению к национальным
воспитательным идеалам прошлых исторических эпох.
А
духовно-нравственное развитие гражданина России должно осуществляться в
процессе восприятия и принятия «культуры своего народа, компонентом которой
является система ценностей, соответствующая традиционной российской религии».
Таким образом, для
реализации целей и задач Стандарта начального общего образования в части
духовно-нравственного воспитания (базирующегося, в свою очередь, на Концепции
духовно-нравственного развития) обучающихся очевидна необходимость изучения
основ традиционных религиозных культур России в средних общеобразовательных
учреждениях вообще и в начальной школе в частности.
Без знакомства
обучающихся с основами традиционных религий России, их ролью в развитии
российской государственности и культуры, с основами религиозной морали и
нравственности реализация целей программы Духовно-нравственного развития (и
соответствующей предметной области стандарта) невозможна. Поэтому курс под
обобщенным названием «Основы религиозных культур народов России» может и должен
быть включен в вариативную часть Базисного учебного (образовательного) плана
образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих основную
образовательную программу начального общего образования.
К изучению курса
можно приступать после того, как обучающиеся уже овладели (либо овладевают
параллельно с изучением данного курса) основными разделами программы
«Окружающий мир» и обладают основами знаний о природе, человеке и обществе,
пространстве и историческом времени.
Концепция учебника
базируется на следующих принципах:
• расположение учебного материала в порядке, соответствующем роли и месту
той или иной религии в истории и культуре народов России;
• комплексное освещение исторических, культурологических и нравственных
аспектов истории религий;
• общеобразовательный, светский характер курса.
В методическом плане
при создании учебника основополагающими были следующие положения:
• раскрытие исторических, культурологических и нравственных аспектов
курса через конкретно-
исторические и
личностно значимые для обучающихся примеры (так, идеал христианской
нравственно-
сти представлен на
примере житий конкретных святых);
• отказ от изложения и интерпретации сложных богословских и
религиоведческих вопросов;
• объяснение сложных понятий и терминов в контексте
описательно-повествовательного изложения его сути в тексте учебника, а не путем
введения отдельных определений;
• стремление избегать негативных оценок любой религии или обсуждения
имевших в прошлом процессов религиозных противостояний и конфликтов.
Основные
задачи курса вытекают из Стандарта начального
общего образования, Примерной программы общеобразовательного учреждения (в
части духовно-нравственного воспитания) и Концепции духовно-нравственного
развития:
• дать учащимся самые общие представления о возникновении и развитии
традиционных религий России, об их обычаях и традициях;
• сформировать у обучающихся нравственный идеал каждой из традиционных
религий России, показать общность для всех религий — представлений о добре и
зле;
• показать особую роль православия в истории России, в становлении и
развитии ее духовности и культуры;
• воспитать у обучающихся уважение к религиозным традициям русского и
других коренных народов России.
В связи с этим
данный курс предлагается изучать комплексно, без деления класса на группы
согласно конфессиональной или/и иной ориентации, так чтобы все ученики получили
основные представления обо всех традиционных религиях России.
Планируемые
результаты на выходе 4 класса
К результатам
освоения программы курса следует отнести:
Личностные
результаты
• Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства
гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей
этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей
многонационального российского общества;
• становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
• формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в
его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
• формирование отношения к иному мнению, истории, религии и культуре
других народов;
• развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-
нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Предметные
результаты
• Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному
саморазвитию;
• знакомство с основными нормами религиозной морали, понимание их
значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
• понимание значения нравственности веры и религии в жизни человека и
общества;
• формирование первоначальных представлений о традиционных религиях, их
роли в культуре истории и современности России;
• первоначальные представления об исторической роли традиционных религий
в становлении российской государственности;
• становление внутренней установки личности поступать согласно своей
совести, воспитание нравственности, основанной на свободе совести и
вероисповедания, духовных традиций народов России;
• осознание ценности человеческой жизни.
Метапредметные
результаты
• Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
• овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров
в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в
соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной
формах;
• готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать
возможность существования
различных точек
зрения на оценку событий;
• овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов,
процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных,
технических и др.) в соответствии с содержанием
конкретного
учебного предмета.
п/п
уро-
ка
|
Тема
урока
|
Кол.
ча
с
|
Тип урока
|
Целевая установка урока
(уроков)
|
Планируемые
результаты в соответствии с ФГОС
|
Дата
проведения
|
Понятия
|
Предметные
результаты
|
Универсальные
учебные
действия
|
Личностные
результаты
|
план
|
факт
|
1 -2
|
Введение в
предмет
|
2
|
Ввод-
ный
|
Возникновение первобытных религий. Представления
древних людей о загробном мире.
Обожествление сил
природы. Понятие души. Возникновение монотеистических
религий – выход человека на новый уровень нравственного раз-
вития. Отличие монотеизма
от язычества
|
Язычество.
Душа,
религия,
язычество,
пророк,
монотеизм,
заповеди,
спасение
души
|
Понимать причины
возникновения религиозных верований.
Уметь характеризовать понятие «душа».
Объяснять смысл
возникновения
монотеистических
религий в связи с выходом человечества
на новый уровень
нравственного развития
|
Учебно -позна-
вательный
интерес к новому
учебному
материалу и
способам решения
новой задачи
|
Становление
гуманистических и демократических
ценностных
ориентаций
|
|
|
3-4
|
Древние
преда-
ния хри-
стиан
|
2
|
Урок
первич-ного изучения и
закреп-ления
новых
знаний
|
Ветхий Завет – часть Библии. Сотворение Богом мира и
человека.
Адам и Ева. Грехопадение первых людей и их изгнание
из рая. Первородный грех. Понятие
греха. Дьявол (сатана).
Свобода выбора человека. Всемирный потоп.
Вавилонская башня.
Пророк Моисей и Десять заповедей
|
Ветхий Завет, Библия,
древо позна-
ния добра и
зла, апретный плод, перво-родный грех, грех, свобода
выбора, ков-чег,Десять заповедей,
Мессия
|
Знать сюжеты Ветхого Завета, связанные с воз-никновением
первых людей, Всемирным потто-пом ,Вавилонской башней, дарованием Моисею Деся-ти
заповедей на горе Си-най. Иметь представления о христианских воззрениях на
суть борьбы добра и зла в мире. Понимать смысл
грехопадения первых лю-дей. Объяснять, в чем зак-лючается
свобода
выбора человека
|
Развитие этических
чувств — стыда, вины,
совести как
регуляторов
морального по-ведения
|
Формирование
целостного,
социально
ориентированного взгляда на мир в его
органичном
единстве и
разнообразии
природы, народов, культур и религий
|
|
|
5-6
|
Возник-
новение
христи-
анства
|
2
|
Урок
первич-
ного изу-
чения и
закреп-
ления
новых
знаний
|
Новый Завет – часть Библии. Евангелие – благая весть.
Рождение
Иисуса Христа. Проповедь Иисуса. Любовь к Богу и к
ближнему –
основа христианского учения. Апостолы – ученики
Иисуса Христа.
Предательство Иисуса Иудой. Тайная вечеря. Арест и
распятие Иисуса Христа. Сошествие в
ад и воскресение
Иисуса. Второе пришествие Христа
|
Новый
Завет,
Евангелие,
апостол, та-
инство, ис-
купительная
жертва Хри-
ста, второе
пришествие
|
Знать основные со-
бытия земной жизни
Иисуса Христа.
Понимать и прини-
мать нравственную
суть христианства,
выраженную в заповедях Христа. Объяснять смысл искупительной
жертвы
Христа
|
Знание основных моральных норм и ориентация на их
выполнение,диф-ференциация
мораль-ных и конвенци-ональных норм, разви-тие морального созна-ния как переходного
от доконвенциональ-ного к конвенциональ-ному уровню
|
Развитие этических
чувств, доброжела-
тельности и эмоцио-
нально-нравствен-ной отзывчиво-
сти, понимания и сопереживания
чувствам других
людей
|
|
|
7
|
Христи-
анская
церковь
|
1
|
Урок
первич-
ного изу-
чения и
закреп-
ления
новых
знаний
|
Гонения на первых христиан
в Рим-ской империи. Катакомбы – Место, где укрывались первые христиане. Церковь.
Появление священников. Распространение и утверждение христианства в Римской
империи в качестве государственной религии. Император Константин. Складыва-ние
церковной организации: вящен-ник, епископ, митрополит, патри-арх. Монастыри и
монашество. Римские папы. Разделение единой христианской Церкви на Католическую
и Православную Католичество – самое расспрос-траненное христианское учение на
Земле. Рим – главный
город для католиков всего мира. Ватикан.
Римский папа – глава
Католической церкви. Кардиналы. Понятие
чистилища. Франциск
Ассизский.
Мать Тереза. Уния и
униатская церковь. Понятия протестантизма
и реформации. Мартин
Лютер. Основные положения протестантского вероучения. Борьба
между католиками и
протест-антами.
|
Мученик,
священник,
церковь,
патриарх –
патриархат,
епископ –
епархия,
митрополит –
митрополия,
монах –
монастырь,
римский
папа
|
Знать основные события,
связанные с жизнью и деятельностью первых христиан и распространением
христианства.
Иметь представления
об устройстве Церкви.
Характеризовать
основные различия
между православием
и католичеством
устройстве Католической церкви и ее распространении в
мире, унии и
униатской церкви.
Знать обрядовые и
другие отличия католичества от православия Характеризовать суть
понятия «чистилище»
Понимать причины
начала Реформации и осознавать суть недовольства протестантов
|
Смысловое восприятие
ху-дожественных
и познавательных
текстов, выделение
существенной
информации
из сообщений
разных видов
(в первую очередь
текстов)
|
Формирование
целостного,
социально
ориентированного
взгляда на мир в
его
органичном
единстве и
разнообразии
природы, народов,
культур и религий
|
|
|
8
|
Христи-
анство
на Руси
и в Рос-
сии
|
1
|
Урок
первич-
ного изу-
чения и
закреп-
ления
новых
знаний
|
Русь и Византия. Владимир
– креститель Руси. Посольства о ве-
ре. Крещение Руси,
его значение для русской истории и культуры.
Возникновение
Русской православ-ной церкви. Появление иконописи. Роль Русской православной
церкви в истории России. Сергий Радонеж-ский и победа на Куликовом поле. Ликвидация
патриаршества при Петре Великом. Гонения на Церковь при советской власти.
Церковь в современной России
|
Крещение
Руси, иконо-
пись Католики,
чистилище,
крестовые
походы,
уния, уни-атская
церковь,
протестанты,
реформация,
пастор, каль-
винисты,
пресвитер
|
Знать основные этапы
появления и развития христианства на Руси.
Осознавать важную
роль Русской православной церкви в становлении и развитии русской государ-
ственности. Понимать
важность христианской веры в повседневной жизни наших предков на
протяжении многих
веков
|
Основы гражданской
идентичности, своей
этнической принад-лежности
в форме осознания «я» как члена семьи, пред-ставителя народа, гражданина
России, чувства сопричаст-ности и гордости за свою Родину, народ и историю,
осознание ответственности человека за общее лагополучие
|
Формирование основ
российской
гражданской
идентичности,
чувства гордости за
свою Родину,
российский
народ и историю
России
|
|
|
9
|
Христи-
анские
святые.
Право-
славный
храм
|
1
|
Урок
первич-
ного изу
чения и
закреп-
ления
новых
знаний
|
Почитание святых в
христианстве. Мощи – нетленные останки святых.
Первые русские
святые Борис и Глеб. Серафим Саровский – один из самых почитаемых святых
Русской православной церкви. Храм, его место в жизни христианина.
Первые христианские
храмы на Руси. Фреска и мозаика. Название храма. Праздник Покрова Пресвятой
Богородицы.Устройство храма. Ико-
на Владимирской Божией
Матери. Правила поведения в храме
|
Святой,
мощи
|
Знать основные
факты, связанные с жизнью и деятельностью
преподобного Сера-
фима Саровского,
благоверных Бориса
и Глеба.
Иметь понятия о сути
святости и святых,
об
основных элементах
и устройстве
право-лавного храма.
Осознавать важную
роль храма в жизни
христианина.
Уметь правильно
вести себя в православном храме
|
Ориентация в
нравственном
содержании
и смысле как
собственных
поступков, так
и поступков
окружающих
людей
|
Развитие
этических чувств, доброжелатель-ности
и эмоционально-нрав-
ствен ной
отзывчивости,
понимания и
сопереживания
чувствам других людей
|
|
|
10
|
Христи-
анские
празд-
ники и
таинства
|
1
|
Урок
первич-
ного изу-
чения и
закреп-
ления
новых
знаний.
Обоб-
щающий
|
Церковное богослужение,
его распорядок и связь с событиями
земной жизни Иисуса
Христа. Церковные праздники. Рождество
Христово и
Рождественский пост. Крещение Господне и Благовеще-
ние Пресвятой Богородицы.
Пасха – главный христианский праздник. Вербное воскресенье. Подвижные и неподвижные
праздники.
Христианские
таинства
|
Храм, собор, фреска,
алтарь, иконостас, цар-ские врата,
амвон, Пасха, крестный
ход,
крещение,
покаяние,
венчание,
причастие
|
Понимать суть цер-
ковного богослуже-
ния. Знать основные
праздники и особенности
церковного календаря.
Понимать смысл
основных
христианских таинств и осознавать их важность в жизни христианина
|
Смысловое
восприятие худо-жественных
и познавательных
текстов, выделение
существенной
информации
из сообщений
разных видов
(в первую оче-
редь текстов)
|
Формирование
целостного,
социально ориен-тированного
взгляда на мир в
его
органичном
единстве и
разнообразии
природы, на-
родов, куль-
тур и религий
|
|
|
11-12
|
Пророк
Мухам-
мад и
возник-
новение
ислама
|
2
|
Вводный.
Урок пер-вичного
изучения и
закреп-
ления
новых
знаний
|
Детство и юность Мухаммада.
Первое откровение Аллаха,
ниспосланное Мухаммаду.
Начало проповеди ислама. Хиджра – уход
Мухаммада из Мекки в
Медину. Распространение ислама среди
арабских племен.
Возникновение мусульманского государства.
|
Кааба, му-
сульмане,
Коран, Хид-
жра, шариат
|
Знать основные
события жизни и деятельности пророка Мухаммада. Осознавать значение Хиджры и
важную роль этого события в истории ислама. Понимать смысл понятия «шариат»
|
Ориентация в нрав-ственном
содержании
и смысле как
собственных
поступков, так
и поступков
окружающих людей
|
Формирование основ
российской гражданской идеен-тичности, чувства гордости за свою Родину,
российский
народ и историю
России, осознание
своей этнической и
национальной при-
надлежности; фор-мирование
цен-ностей многона-ционального рос-сийского общества
|
|
|
13-14
|
Во что
верят
мусуль-
мане
|
2
|
Урок
первич-
ного изу
чения и
закреп-
ления
новых
знаний
|
Аллах – творец и повелитель
мира. Ангелы и демоны. Пророки –
посланники Аллаха.
Коран – священная книга мусульман. Сун-
на – книга преданий
о жизни и деяниях пророка Мухаммада. Суд-
ный день. Намаз,
закят,
хадж
|
Божественное откровение,
Сунна, намаз, закят, хадж, Рамадан
|
Знать содержание основ-ных
норм шариата.Иметь представления о воззре-ниях мусульман на устройство мира,
на суть борьбы добра и зла в мире.
Понимать значение сво-боды
выбора в исламе, которая дается Аллахом человеку.Понимать значение Корана и
Сунны в жизни мусульман
|
Знание основных
моральных норм и ориентация на их вы-
полнение, дифферен-циация
моральных и
конвенциональных
норм, развитие морального сознания
как переходного от
доконвенциональ-ного к конвенциональ-
ному уровню
|
Развитие этических
чувств, доброжела-
тельности и эмоцио-
нально- нравствен-ной
отзывчивости,
понимания и
сопереживания
чувствам
других людей
|
|
|
15-16
|
Мусуль-
манские
обряды
и обы-
чаи
|
2
|
Урок
первич-
ного изучения и
закреп-
ления
новых
знаний.
Обоб-
щающий
|
Мусульманский календарь
и мусульманское летосчисление. Месяц Рамадан в жизни
мусульман. Мусульманские
праздники: Рождение пророка Му-
хаммада, Ночь прощения,
Ночь могущества, Праздник разговения,
Праздник жертвоприношения
(Курбан-байрам). Пятница – самый почитаемый день недели у
мусульман.
|
Ночь рощения, Ночь могущества,
Курбан-байрам,
мечеть, михраб,
минбар, минарет,
муэдзин
|
Характеризовать основные
особенности мусульманского
календаря.
Знать основные мусуль-манские
праздники.
|
Смысловое воспри-ятие
художественных
и познавательных
текстов, выделение
существенной
информации
из сообщений разных
видов в первую очередь текстов)
|
Формирование
целостного,
социально
ориентиованного взгляда
на мир в его
органичном единстве
и
разнообразии
природы, народов,
культур и религий
|
|
|
17
|
мусульманский
|
1
|
Урок
первич-
ного изучения и
закреп-
ления
новых
знаний.
|
Устройство мечети:
михраб и минбар. Минарет
|
|
Иметь представление
об устройстве мечети
|
|
|
|
|
18
|
Повторительно-обобщающий
урок то теме исламская религия
|
1
|
Обоб-
щающий
|
|
|
|
|
|
|
|
19-20
|
Иуда-
изм –
древняя
религия
евреев
|
2
|
Ввод-
ный.
Урок
первич-
ного изу-
чения и
закреп-
ления
новых
знаний
|
Иудаизм – вера
одного народа (евреев). Легендарное происхождение еврейского народа. Завет,
заключенный Авраамом с Богом. Земля Ханаанская. Рождение Исаака. Иосиф и
переселение
еврейского народа в
Египет. Порабощение евреев египетскими фараонами. Пророк Моисей. Десять
казней египетских и
исход евреев из Египта. Дарование Богом Моисею десяти заповедей на горе
Синай. Возвращение еврейского народа в
Ханаан. Первый храм
в Иерусалиме. Вавилонское пленение евреев.
Возвращение евреев в
Иерусалим и построение второго храма. Иудей-
ское царство.
Покорение
еврейского народа
римлянами. Расселение евреев по разным странам
|
Святая зем-
ля (Земля
обетованная), казни
египетские,
Песах, манна
небесная,
скрижали,
Ковчег Завета
|
Знать основные сюжеты
ветхозаветных преданий иудаизма.
Понимать значение
дарования десяти
заповедей пророку
Моисею и их роль в
истории иудаизма.
Осознавать значение
десяти заповедей как
нравственной основы
иудейской религии.
Характеризовать осо-
бенности положения
еврейского народа в
мире.
Знать основную при-
чину появления ев-
рейского населения в
России
|
Знание основных
моральных норм и ориентация на их
выполнение,
дифференциация
моральных
и конвенциональных
норм, развитие
морального сознания
как переходного
от
доконвен-ционального
к конвенцио-
нальному уровню
|
Формирование основ
российской
гражданской
идентичности,
чувства гордости за
свою Родину,
российский
народ и историю
России, осознание
своей этнической и
национальной
принадлежности; формирование
ценностей
многона-
ционального
российского
общества
|
|
|
21-22
|
Во что
верят
иудеи
|
2
|
Урок
первич-
ного изу-
чения и
закреп-
ления
новых
знаний
|
Иегова (Яхве) –
едины Бог для иудеев. Десять заповедей в жизни
иудея. Заповеди Ноя.
Галаха – свод иудейски религиозных норм и
заповедей. Вера
иудеев
в избранничество еврейского
народа. Вера в мессию. Священные
книги иудеев: Танах
и Талмуд
|
Галаха,
богоизбран-
ность, Та-
нах, Талмуд
|
Иметь представление
об основных взглядах иудеев на мир.Понимать суть и нравственное значение
основных норм иудейского вероучения.Объяснять смысл представлений о
богоизбранности еврейского народа
|
Ориентация в
нравственном
содержании
и смысле как
собственных
поступков, так
и поступков
окружающих
людей
|
Развитие этических
чувств,доброжела-
тельности и
эмоционально-нрав-ствен
ной отзыв-чивости, понимания и сопереживания чувствам
других людей
|
|
|
23-24
|
Обычаи
и об-
ряды
иудеев
|
2
|
Урок
первич-
ного изу-
чения и
закреп-
ления
новых
знаний.
Обоб-
щающий
|
Иудейский календарь.
Почитание субботы иудеями. Иудейские
праздники:
Рош-ашана, Песах, Шавуот. Иудейская община. Раввин – наиболее авторитетный иудей,
хорошо знающий тексты священных
книг.
|
Шабат,
Рош-ашана,
шофар,
Йом-Кипур,
Шавуот,
раввин,
|
Знать основные иудей
ские праздники.Характеризо-вать особенности иудейского календаря.
|
Смысловое восприя-тие
художественных
и познавательных
текстов, выделение
существенной
информации из
сообщений разных видов (в первую оче-
редь текстов)
|
Формирование
целостного,
социально ориенти-
рованного взгляда на
мир в его
органичном единстве
и
разнообразии
природы, народов,
культур и
религий
|
|
|
25
|
Иудейский храм
|
1
|
|
Синагога – место
собрания членов иудейской общины
|
синагога
|
Иметь представление
об иудейской общине
и роли в ней
раввина,
о синагоге
|
|
Формирование
целостного представления о иудейском храме
|
|
|
26
|
Повторительно
обобщающий урок по теме иудей
|
1
|
|
|
Знать основные
термены
|
Знать основные
сюжеты ветхозаветных преданий иудаизма
|
|
|
|
|
27-28
|
Кто
такой
Будда
|
2
|
Вводный.
Урок
первич-
ного изу-
чения и
закреп-
ления
новых
знаний.
|
Древня Индия –
родина буддизма. Сиддхартха Гаутама – основатель
буддизма. Четыре
встречи царевича Сиддхартхи и его уход из дома.
Странствия
Сиддхартхи.
Понятие медитации. Просветление
Сиддхартхи. Нирвана. Будда. Рас-
пространение
буддизма
|
Нирвана
|
Знать основные
этапы деятельности
Будды.
Иметь представление
о медитации.
Понимать значение
просветления Будды
в истории буддизма
|
Ориентация в
нравственном
содержании
и смысле как
собственных
поступков, так
и поступков
окружающих
людей
|
Формирование основ
российской
гражданской
идентичности,
чувства гордости за
свою Родину,
российский
народ и историю
России,
|
|
|
29-30
|
Во что
верят
будди-
сты
|
2
|
Урок
первич-
ного изу-
чения и
закреп-
ления
новых
знаний.
Обоб-
щающий
|
Четыре благородные
истины буддизма. Понятия сансары и кармы. Счастливые и несчастливые
перерождения.
Правильная речь, правильное поведение и пра-
вильное
сосредоточение
в буддизме. Йога.
Три драгоценности буддизма: Будда, Дхарма, сангха. Сутры – записи бесед и
проповедей Будды
|
Четыре бла-городные
истины, карма,
сансара,
счастливые
и несчастливые
перерождения,
три драгоценности
буддизма
|
Объяснять суть четы-
рех благородных
истин буддизма.
Характеризовать
счастливые и
несчаст-
ливые перерождения.
Понимать суть и
нравственное
значение основных норм
буддийского
веро-учения.
Иметь представление
о способах достижения
нирваны, трех драгоценностях буддизма
|
Знание основных
моральных
норм и ориентация на
их выполнение, диф-
ференциация
моральных и
конвенциональных
норм, развитие морального сознания
как переходного
от доконвен-
ционального к
конвенциональному
уровню
|
Развитие
этических
чувств, до-брожела-
тельности и эмоцио-
нальноравственной
отзывчивости,
понимания и со-
переживания
чувствам других
людей
|
|
|
31-32
|
Направ-
ления и
обряды
буддиз-
ма
|
2
|
Урок
первич-
ного изу-
чения и
закреп-
ления
новых
знаний
Обоб-
щающий
|
Основные направления
буддизма – махаяна, хинаяна и ваджраяна.
Бодхисатва и шесть качеств
в махаяне. Тантры – священные тексты ваджраяны. Мантры –
магические
заклинания ваджраяны. Монастыри и монашество в буд-
дизме. Буддийский
календарь. Буддийские праздники: Новый год,
Рождение Будды, Уход
Будды на небеса и др.
|
Махаяна,
бодхисатва,
хинаяна,
ваджраяна,
ступа, лама
|
Знать основные
праздники и обряды
буддизма.
Характеризовать
основные направления
буддизма и их особенности. Понимать роль бодхисатв и обладание буддистами
шестью качествами в махаяне.Иметь представление о роли монашества и
монастырей в буддизме
|
Смысловое
восприятие
ху-дожественных
и познаватель-
ных текстов,
выделение
существенной
информации
из сообщений
разных видов
(в первую оче-
редь текстов)
|
Формирование
целостного,
социально
ориентированного
взгляда на мир в
его
органичном
единстве и
разнообразии
природы, народов,
культур и религий
|
|
|
33-34
|
Повторительно
обобщающий урок по теме буддизм
|
2
|
Защита проектов, презентации.
|
СПИСОК ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Справочные издания
Народы и религии мира: энциклопедия / под ред.
В.А. Тишкова. М., 1999.
Православная энциклопедия. Т. 1–23. М.,
2000—2010.
Религии народов современной России. А—Я:
словарь. М., 2002.
Энциклопедия для детей. Т. 6: Религии мира. Ч.
1—2. М., 2002.
Всеобщая история религий мира. М., 2006.
Религиозные традиции мира: в 2 т. М., 1996.
Христианство
Аввакум (Петров), прот. Житие протопопа
Аввакума. М., 2001.
Жития русских святых: в 2 т. М., 2003.
Лебедев Л., прот. Крещение Руси. М., 2003.
Лепахин В.В. Значение и предназначение иконы.
М., 2003.
Сахаров А.Н., Назаров В.Д., Боханов А.Н.
Подвижники России. М., 1999.
Абдулатипов Р.Г. Судьбы ислама в России. М.,
2002.
Родионов М.А. Ислам классический. СПб., 2003.
Пилкингтон С.М. Иудаизм. М., 1998.
Телушкин Й. Еврейский мир. М.; Иерусалим,
2002.
Штейнзальц А. Введение в Талмуд. М., 1993.
Буддизм
Альбедиль М.Ф. Индия: беспредельная мудрость.
М., 2003.
Андросов В.П. Будда Шакьямуни и индийский
буддизм. М., 2001.
Андросов В.П. Буддизм Нагарджуны. М., 2000.
Буддизм: четыре благородные истины. М., 2002.
Бэшем А. Чудо, которым была Индия. М., 1977.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.