Главная / Начальные классы / рабочая программа по ОРКСЭ

рабочая программа по ОРКСЭ


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА К УЧЕБНИКУ

К.А. Кочегарова «ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ.

ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР НАРОДОВ РОССИИ» для 4 класса


Количество часов:

Всего 34 часов, 1 час в неделю.


Учитель: Суляйманова Н.М.


Учебник. К.А. Кочегаров «ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ.

ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР НАРОДОВ РОССИИ» для 4 класса. «Русское слово» 2011г.


Программа курса: к учебнику А.Н. Сахарова, К.А. Кочегарова «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур народов России». 4 класс / авт.сост. К.А. Кочегаров.-2-е изд., испр. И доп. – М.; ООО «Русское слово – учебник», 2012. –(Начальная инновационная школа).




















ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основе Программа курса к учебнику А.Н. Сахарова, К.А. Кочегарова «Основы религиозных культур народов России» начальная инновационная школа , выпущенной «Русское слово»

Федеральный государственный стандарт начального общего образования, среди прочего, направлен на обеспечение:

• духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, становления их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества;

• сохранения и развития культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, овладения духовными ценностями и культурой многонационального народа России.

Системно-деятельностный подход, лежащий в основе стандарта, предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества. В соответствии со стандартом на ступени начального общего образования осуществляется становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся; духовно-нравственное развитие и воспитание, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей; укрепление духовного здоровья обучающихся.

Среди личностных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования на первом месте находится «формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества».

В связи с необходимостью реализации очерченных стандартом целей, задач и основного содержания начального образования в него включена специальная обязательная предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Данная область, среди прочего, должна отражать:

• знакомство с основными нормами религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

• понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;

• формирование первоначальных представлений о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;

• первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;

• воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России.

Кроме того, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, являющаяся методологической основой разработки и реализации Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, определяет систему базовых национальных ценностей, к относятся религиозные традиции многонационального народа Российской Федерации. Носителями базовых национальных ценностей, согласно концепции, являются традиционные российские религиозные объединения (христианские, прежде всего в форме русского православия, исламские, иудаистские). Концепция отмечает большую роль христианских (и прежде всего православных) ценностей в формировании и развитии национального воспитательного идеала, который, например, «в средневековой Руси был… представлен для православных христиан, прежде всего в образе Иисуса Христа». При этом современный воспитательный идеал определяется в том числе и исходя из необходимости сохранения преемственности по отношению к национальным воспитательным идеалам прошлых исторических эпох.

А духовно-нравственное развитие гражданина России должно осуществляться в процессе восприятия и принятия «культуры своего народа, компонентом которой является система ценностей, соответствующая традиционной российской религии».

Таким образом, для реализации целей и задач Стандарта начального общего образования в части духовно-нравственного воспитания (базирующегося, в свою очередь, на Концепции духовно-нравственного развития) обучающихся очевидна необходимость изучения основ традиционных религиозных культур России в средних общеобразовательных учреждениях вообще и в начальной школе в частности.

Без знакомства обучающихся с основами традиционных религий России, их ролью в развитии российской государственности и культуры, с основами религиозной морали и нравственности реализация целей программы Духовно-нравственного развития (и соответствующей предметной области стандарта) невозможна. Поэтому курс под обобщенным названием «Основы религиозных культур народов России» может и должен быть включен в вариативную часть Базисного учебного (образовательного) плана образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих основную образовательную программу начального общего образования.

К изучению курса можно приступать после того, как обучающиеся уже овладели (либо овладевают параллельно с изучением данного курса) основными разделами программы «Окружающий мир» и обладают основами знаний о природе, человеке и обществе, пространстве и историческом времени.

Концепция учебника базируется на следующих принципах:

• расположение учебного материала в порядке, соответствующем роли и месту той или иной религии в истории и культуре народов России;

• комплексное освещение исторических, культурологических и нравственных аспектов истории религий;

• общеобразовательный, светский характер курса.

В методическом плане при создании учебника основополагающими были следующие положения:

• раскрытие исторических, культурологических и нравственных аспектов курса через конкретно-

исторические и личностно значимые для обучающихся примеры (так, идеал христианской нравственно-

сти представлен на примере житий конкретных святых);

• отказ от изложения и интерпретации сложных богословских и религиоведческих вопросов;

• объяснение сложных понятий и терминов в контексте описательно-повествовательного изложения его сути в тексте учебника, а не путем введения отдельных определений;

• стремление избегать негативных оценок любой религии или обсуждения имевших в прошлом процессов религиозных противостояний и конфликтов.

Основные задачи курса вытекают из Стандарта начального общего образования, Примерной программы общеобразовательного учреждения (в части духовно-нравственного воспитания) и Концепции духовно-нравственного развития:

• дать учащимся самые общие представления о возникновении и развитии традиционных религий России, об их обычаях и традициях;

• сформировать у обучающихся нравственный идеал каждой из традиционных религий России, показать общность для всех религий — представлений о добре и зле;

• показать особую роль православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры;

• воспитать у обучающихся уважение к религиозным традициям русского и других коренных народов России.

В связи с этим данный курс предлагается изучать комплексно, без деления класса на группы согласно конфессиональной или/и иной ориентации, так чтобы все ученики получили основные представления обо всех традиционных религиях России.


Планируемые результаты на выходе 4 класса

К результатам освоения программы курса следует отнести:

Личностные результаты

• Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества;

• становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

• формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

• формирование отношения к иному мнению, истории, религии и культуре других народов;

• развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Предметные результаты

• Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;

• знакомство с основными нормами религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

• понимание значения нравственности веры и религии в жизни человека и общества;

• формирование первоначальных представлений о традиционных религиях, их роли в культуре истории и современности России;

• первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;

• становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести, воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традиций народов России;

• осознание ценности человеческой жизни.

Метапредметные результаты

Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования

различных точек зрения на оценку событий;

овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием

конкретного учебного предмета.








п/п

уро-

ка




Тема

урока


Кол.

ча

с

Тип урока


Целевая установка урока

(уроков)


Планируемые результаты в соответствии с ФГОС

Дата

проведения


Понятия


Предметные

результаты


Универсальные

учебные

действия


Личностные

результаты

план


факт

1 -2





Введение в

предмет

2

Ввод-

ный


Возникновение первобытных религий. Представления древних людей о загробном мире.

Обожествление сил

природы. Понятие души. Возникновение монотеистических религий – выход человека на новый уровень нравственного раз-

вития. Отличие монотеизма от язычества

Язычество.

Душа,

религия,

язычество,

пророк,

монотеизм,

заповеди,

спасение

души

Понимать причины

возникновения религиозных верований.

Уметь характеризовать понятие «душа».

Объяснять смысл

возникновения

монотеистических

религий в связи с выходом человечества

на новый уровень

нравственного развития

Учебно -позна-

вательный

интерес к новому

учебному

материалу и

способам решения

новой задачи


Становление

гуманистических и демократических

ценностных

ориентаций



3-4


Древние

преда-

ния хри-

стиан

2

Урок

первич-ного изучения и

закреп-ления

новых

знаний


Ветхий Завет – часть Библии. Сотворение Богом мира и человека.

Адам и Ева. Грехопадение первых людей и их изгнание из рая. Первородный грех. Понятие

греха. Дьявол (сатана).

Свобода выбора человека. Всемирный потоп.

Вавилонская башня.

Пророк Моисей и Десять заповедей


Ветхий Завет, Библия,

древо позна-

ния добра и

зла, апретный плод, перво-родный грех, грех, свобода выбора, ков-чег,Десять заповедей,

Мессия


Знать сюжеты Ветхого Завета, связанные с воз-никновением первых людей, Всемирным потто-пом ,Вавилонской башней, дарованием Моисею Деся-ти заповедей на горе Си-най. Иметь представления о христианских воззрениях на суть борьбы добра и зла в мире. Понимать смысл

грехопадения первых лю-дей. Объяснять, в чем зак-лючается свобода

выбора человека

Развитие этических

чувств — стыда, вины,

совести как

регуляторов

морального по-ведения


Формирование

целостного,

социально

ориентированного взгляда на мир в его

органичном

единстве и

разнообразии природы, народов, культур и религий



5-6

Возник-

новение

христи-

анства

2

Урок

первич-

ного изу-

чения и

закреп-

ления

новых

знаний

Новый Завет – часть Библии. Евангелие – благая весть. Рождение

Иисуса Христа. Проповедь Иисуса. Любовь к Богу и к ближнему –

основа христианского учения. Апостолы – ученики Иисуса Христа.

Предательство Иисуса Иудой. Тайная вечеря. Арест и распятие Иисуса Христа. Сошествие в

ад и воскресение Иисуса. Второе пришествие Христа

Новый

Завет,

Евангелие,

апостол, та-

инство, ис-

купительная

жертва Хри-

ста, второе

пришествие

Знать основные со-

бытия земной жизни

Иисуса Христа.

Понимать и прини-

мать нравственную

суть христианства,

выраженную в заповедях Христа. Объяснять смысл искупительной жертвы

Христа

Знание основных моральных норм и ориентация на их

выполнение,диф-ференциация мораль-ных и конвенци-ональных норм, разви-тие морального созна-ния как переходного от доконвенциональ-ного к конвенциональ-ному уровню

Развитие этических

чувств, доброжела-

тельности и эмоцио-

нально-нравствен-ной отзывчиво-

сти, понимания и сопереживания

чувствам других людей



7

Христи-

анская

церковь

1

Урок

первич-

ного изу-

чения и

закреп-

ления

новых

знаний

Гонения на первых христиан в Рим-ской империи. Катакомбы – Место, где укрывались первые христиане. Церковь. Появление священников. Распространение и утверждение христианства в Римской империи в качестве государственной религии. Император Константин. Складыва-ние церковной организации: вящен-ник, епископ, митрополит, патри-арх. Монастыри и монашество. Римские папы. Разделение единой христианской Церкви на Католическую и Православную Католичество – самое расспрос-траненное христианское учение на

Земле. Рим – главный город для католиков всего мира. Ватикан.

Римский папа – глава Католической церкви. Кардиналы. Понятие

чистилища. Франциск Ассизский.

Мать Тереза. Уния и униатская церковь. Понятия протестантизма

и реформации. Мартин Лютер. Основные положения протестантского вероучения. Борьба

между католиками и протест-антами.

Мученик,

священник,

церковь,

патриарх –

патриархат,

епископ –

епархия,

митрополит –

митрополия,

монах –

монастырь,

римский

папа

Знать основные события, связанные с жизнью и деятельностью первых христиан и распространением христианства.

Иметь представления

об устройстве Церкви.

Характеризовать

основные различия

между православием

и католичеством устройстве Католической церкви и ее распространении в

мире, унии и униатской церкви.

Знать обрядовые и другие отличия католичества от православия Характеризовать суть

понятия «чистилище»

Понимать причины начала Реформации и осознавать суть недовольства протестантов

Смысловое восприятие ху-дожественных

и познавательных текстов, выделение

существенной

информации

из сообщений

разных видов

(в первую очередь текстов)

Формирование

целостного,

социально

ориентированного

взгляда на мир в его

органичном

единстве и

разнообразии

природы, народов, культур и религий



8

Христи-

анство

на Руси

и в Рос-

сии

1

Урок

первич-

ного изу-

чения и

закреп-

ления

новых

знаний

Русь и Византия. Владимир – креститель Руси. Посольства о ве-

ре. Крещение Руси, его значение для русской истории и культуры.

Возникновение Русской православ-ной церкви. Появление иконописи. Роль Русской православной церкви в истории России. Сергий Радонеж-ский и победа на Куликовом поле. Ликвидация патриаршества при Петре Великом. Гонения на Церковь при советской власти. Церковь в современной России

Крещение

Руси, иконо-

пись Католики,

чистилище,

крестовые

походы,

уния, уни-атская

церковь,

протестанты,

реформация,

пастор, каль-

винисты,

пресвитер

Знать основные этапы появления и развития христианства на Руси.

Осознавать важную роль Русской православной церкви в становлении и развитии русской государ-

ственности. Понимать важность христианской веры в повседневной жизни наших предков на

протяжении многих

веков

Основы гражданской идентичности, своей

этнической принад-лежности в форме осознания «я» как члена семьи, пред-ставителя народа, гражданина России, чувства сопричаст-ности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее лагополучие

Формирование основ российской

гражданской

идентичности, чувства гордости за

свою Родину,

российский

народ и историю России



9

Христи-

анские

святые.

Право-

славный

храм

1

Урок

первич-

ного изу

чения и

закреп-

ления

новых

знаний

Почитание святых в христианстве. Мощи – нетленные останки святых.

Первые русские святые Борис и Глеб. Серафим Саровский – один из самых почитаемых святых Русской православной церкви. Храм, его место в жизни христианина.

Первые христианские храмы на Руси. Фреска и мозаика. Название храма. Праздник Покрова Пресвятой Богородицы.Устройство храма. Ико-

на Владимирской Божией Матери. Правила поведения в храме

Святой,

мощи

Знать основные факты, связанные с жизнью и деятельностью

преподобного Сера-

фима Саровского,

благоверных Бориса

и Глеба.

Иметь понятия о сути

святости и святых, об

основных элементах

и устройстве право-лавного храма.

Осознавать важную

роль храма в жизни

христианина.

Уметь правильно вести себя в православном храме

Ориентация в

нравственном

содержании

и смысле как

собственных

поступков, так

и поступков

окружающих

людей

Развитие

этических чувств, доброжелатель-ности и эмоционально-нрав-

ствен ной

отзывчивости,

понимания и

сопереживания чувствам других людей



10

Христи-

анские

празд-

ники и

таинства

1

Урок

первич-

ного изу-

чения и

закреп-

ления

новых

знаний.

Обоб-

щающий

Церковное богослужение, его распорядок и связь с событиями

земной жизни Иисуса Христа. Церковные праздники. Рождество

Христово и Рождественский пост. Крещение Господне и Благовеще-

ние Пресвятой Богородицы. Пасха – главный христианский праздник. Вербное воскресенье. Подвижные и неподвижные праздники.

Христианские таинства

Храм, собор, фреска, алтарь, иконостас, цар-ские врата,

амвон, Пасха, крестный ход,

крещение,

покаяние,

венчание,

причастие

Понимать суть цер-

ковного богослуже-

ния. Знать основные

праздники и особенности церковного календаря.

Понимать смысл

основных христианских таинств и осознавать их важность в жизни христианина

Смысловое

восприятие худо-жественных

и познавательных текстов, выделение

существенной

информации

из сообщений

разных видов

(в первую оче-

редь текстов)

Формирование

целостного,

социально ориен-тированного

взгляда на мир в его

органичном

единстве и

разнообразии

природы, на-

родов, куль-

тур и религий



11-12

Пророк

Мухам-

мад и

возник-

новение

ислама

2

Вводный.

Урок пер-вичного изучения и

закреп-

ления

новых

знаний

Детство и юность Мухаммада. Первое откровение Аллаха,

ниспосланное Мухаммаду. Начало проповеди ислама. Хиджра – уход

Мухаммада из Мекки в Медину. Распространение ислама среди

арабских племен. Возникновение мусульманского государства.


Кааба, му-

сульмане,

Коран, Хид-

жра, шариат

Знать основные события жизни и деятельности пророка Мухаммада. Осознавать значение Хиджры и важную роль этого события в истории ислама. Понимать смысл понятия «шариат»

Ориентация в нрав-ственном содержании

и смысле как

собственных

поступков, так

и поступков

окружающих людей

Формирование основ российской гражданской идеен-тичности, чувства гордости за свою Родину, российский

народ и историю России, осознание

своей этнической и национальной при-

надлежности; фор-мирование цен-ностей многона-ционального рос-сийского общества



13-14

Во что

верят

мусуль-

мане

2

Урок

первич-

ного изу

чения и

закреп-

ления

новых

знаний

Аллах – творец и повелитель мира. Ангелы и демоны. Пророки –

посланники Аллаха. Коран – священная книга мусульман. Сун-

на – книга преданий о жизни и деяниях пророка Мухаммада. Суд-

ный день. Намаз, закят,

хадж

Божественное откровение, Сунна, намаз, закят, хадж, Рамадан

Знать содержание основ-ных норм шариата.Иметь представления о воззре-ниях мусульман на устройство мира, на суть борьбы добра и зла в мире.

Понимать значение сво-боды выбора в исламе, которая дается Аллахом человеку.Понимать значение Корана и Сунны в жизни мусульман

Знание основных моральных норм и ориентация на их вы-

полнение, дифферен-циация моральных и

конвенциональных норм, развитие морального сознания

как переходного от доконвенциональ-ного к конвенциональ-

ному уровню

Развитие этических

чувств, доброжела-

тельности и эмоцио-

нально- нравствен-ной отзывчивости,

понимания и

сопереживания чувствам

других людей



15-16

Мусуль-

манские

обряды

и обы-

чаи

2

Урок

первич-

ного изучения и

закреп-

ления

новых

знаний.

Обоб-

щающий

Мусульманский календарь и мусульманское летосчисление. Месяц Рамадан в жизни

мусульман. Мусульманские праздники: Рождение пророка Му-

хаммада, Ночь прощения, Ночь могущества, Праздник разговения,

Праздник жертвоприношения (Курбан-байрам). Пятница – самый почитаемый день недели у

мусульман.

Ночь рощения, Ночь могущества,

Курбан-байрам,

мечеть, михраб, минбар, минарет,

муэдзин

Характеризовать основные особенности мусульманского

календаря.

Знать основные мусуль-манские праздники.


Смысловое воспри-ятие художественных

и познавательных текстов, выделение

существенной

информации

из сообщений разных видов в первую очередь текстов)

Формирование

целостного,

социально

ориентиованного взгляда на мир в его

органичном единстве и

разнообразии

природы, народов, культур и религий



17

мусульманский

1






Урок

первич-

ного изучения и

закреп-

ления

новых

знаний.


Устройство мечети: михраб и минбар. Минарет


Иметь представление

об устройстве мечети





18

Повторительно-обобщающий урок то теме исламская религия

1

Обоб-

щающий








19-20

Иуда-

изм –

древняя

религия

евреев

2

Ввод-

ный.

Урок

первич-

ного изу-

чения и

закреп-

ления

новых

знаний

Иудаизм – вера одного народа (евреев). Легендарное происхождение еврейского народа. Завет, заключенный Авраамом с Богом. Земля Ханаанская. Рождение Исаака. Иосиф и переселение

еврейского народа в Египет. Порабощение евреев египетскими фараонами. Пророк Моисей. Десять

казней египетских и исход евреев из Египта. Дарование Богом Моисею десяти заповедей на горе Синай. Возвращение еврейского народа в

Ханаан. Первый храм в Иерусалиме. Вавилонское пленение евреев.

Возвращение евреев в Иерусалим и построение второго храма. Иудей-

ское царство. Покорение

еврейского народа римлянами. Расселение евреев по разным странам

Святая зем-

ля (Земля

обетованная), казни

египетские,

Песах, манна небесная,

скрижали,

Ковчег Завета

Знать основные сюжеты ветхозаветных преданий иудаизма.

Понимать значение

дарования десяти

заповедей пророку

Моисею и их роль в

истории иудаизма.

Осознавать значение

десяти заповедей как

нравственной основы

иудейской религии.

Характеризовать осо-

бенности положения

еврейского народа в

мире.

Знать основную при-

чину появления ев-

рейского населения в

России

Знание основных моральных норм и ориентация на их

выполнение,

дифференциация моральных

и конвенциональных

норм, развитие

морального сознания как переходного

от доконвен-ционального

к конвенцио-

нальному уровню

Формирование основ российской

гражданской

идентичности, чувства гордости за

свою Родину,

российский

народ и историю России, осознание

своей этнической и национальной

принадлежности; формирование

ценностей

многона-

ционального

российского

общества



21-22

Во что

верят

иудеи

2

Урок

первич-

ного изу-

чения и

закреп-

ления

новых

знаний

Иегова (Яхве) – едины Бог для иудеев. Десять заповедей в жизни

иудея. Заповеди Ноя. Галаха – свод иудейски религиозных норм и

заповедей. Вера иудеев

в избранничество еврейского народа. Вера в мессию. Священные

книги иудеев: Танах и Талмуд

Галаха,

богоизбран-

ность, Та-

нах, Талмуд

Иметь представление об основных взглядах иудеев на мир.Понимать суть и нравственное значение основных норм иудейского вероучения.Объяснять смысл представлений о богоизбранности еврейского народа

Ориентация в

нравственном

содержании

и смысле как

собственных

поступков, так

и поступков

окружающих

людей

Развитие этических чувств,доброжела-

тельности и

эмоционально-нрав-ствен ной отзыв-чивости, понимания и сопереживания чувствам

других людей



23-24

Обычаи

и об-

ряды

иудеев

2

Урок

первич-

ного изу-

чения и

закреп-

ления

новых

знаний.

Обоб-

щающий

Иудейский календарь. Почитание субботы иудеями. Иудейские

праздники: Рош-ашана, Песах, Шавуот. Иудейская община. Раввин – наиболее авторитетный иудей, хорошо знающий тексты священных

книг.

Шабат,

Рош-ашана,

шофар,

Йом-Кипур,

Шавуот,

раввин,


Знать основные иудей ские праздники.Характеризо-вать особенности иудейского календаря.


Смысловое восприя-тие художественных

и познавательных текстов, выделение

существенной

информации из сообщений разных видов (в первую оче-

редь текстов)

Формирование

целостного,

социально ориенти-

рованного взгляда на мир в его

органичном единстве и

разнообразии

природы, народов, культур и

религий




25



Иудейский храм







1


Синагога – место собрания членов иудейской общины

синагога

Иметь представление

об иудейской общине

и роли в ней раввина,

о синагоге


Формирование целостного представления о иудейском храме



26

Повторительно обобщающий урок по теме иудей

1



Знать основные термены

Знать основные сюжеты ветхозаветных преданий иудаизма





27-28

Кто

такой

Будда

2

Вводный.

Урок

первич-

ного изу-

чения и

закреп-

ления

новых

знаний.

Древня Индия – родина буддизма. Сиддхартха Гаутама – основатель

буддизма. Четыре встречи царевича Сиддхартхи и его уход из дома.

Странствия Сиддхартхи.

Понятие медитации. Просветление Сиддхартхи. Нирвана. Будда. Рас-

пространение буддизма

Нирвана

Знать основные

этапы деятельности

Будды.

Иметь представление

о медитации.

Понимать значение

просветления Будды

в истории буддизма



Ориентация в

нравственном

содержании

и смысле как

собственных

поступков, так

и поступков

окружающих

людей

Формирование основ российской

гражданской

идентичности, чувства гордости за

свою Родину,

российский

народ и историю России,



29-30

Во что

верят

будди-

сты

2

Урок

первич-

ного изу-

чения и

закреп-

ления

новых

знаний.

Обоб-

щающий

Четыре благородные истины буддизма. Понятия сансары и кармы. Счастливые и несчастливые

перерождения. Правильная речь, правильное поведение и пра-

вильное сосредоточение

в буддизме. Йога. Три драгоценности буддизма: Будда, Дхарма, сангха. Сутры – записи бесед и проповедей Будды


Четыре бла-городные

истины, карма, сансара,

счастливые

и несчастливые перерождения,

три драгоценности

буддизма

Объяснять суть четы-

рех благородных истин буддизма.

Характеризовать

счастливые и несчаст-

ливые перерождения.

Понимать суть и

нравственное значение основных норм

буддийского веро-учения.

Иметь представление

о способах достижения нирваны, трех драгоценностях буддизма



Знание основных моральных

норм и ориентация на их выполнение, диф-

ференциация

моральных и

конвенциональных норм, развитие морального сознания

как переходного

от доконвен-

ционального к

конвенциональному уровню


Развитие

этических

чувств, до-брожела-

тельности и эмоцио-

нальноравственной

отзывчивости, понимания и со-

переживания

чувствам других людей



31-32

Направ-

ления и

обряды

буддиз-

ма

2

Урок

первич-

ного изу-

чения и

закреп-

ления

новых

знаний

Обоб-

щающий

Основные направления буддизма – махаяна, хинаяна и ваджраяна.

Бодхисатва и шесть качеств в махаяне. Тантры – священные тексты ваджраяны. Мантры –

магические заклинания ваджраяны. Монастыри и монашество в буд-

дизме. Буддийский календарь. Буддийские праздники: Новый год,

Рождение Будды, Уход Будды на небеса и др.

Махаяна,

бодхисатва,

хинаяна,

ваджраяна,

ступа, лама

Знать основные

праздники и обряды

буддизма.

Характеризовать

основные направления буддизма и их особенности. Понимать роль бодхисатв и обладание буддистами шестью качествами в махаяне.Иметь представление о роли монашества и монастырей в буддизме


Смысловое

восприятие ху-дожественных

и познаватель-

ных текстов,

выделение

существенной

информации

из сообщений

разных видов

(в первую оче-

редь текстов)


Формирование

целостного,

социально

ориентированного

взгляда на мир в его

органичном

единстве и

разнообразии

природы, народов, культур и религий



33-34

Повторительно обобщающий урок по теме буддизм


2

Защита проектов, презентации.














СПИСОК ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Справочные издания

Народы и религии мира: энциклопедия / под ред. В.А. Тишкова. М., 1999.

Православная энциклопедия. Т. 1–23. М., 2000—2010.

Религии народов современной России. А—Я: словарь. М., 2002.

Энциклопедия для детей. Т. 6: Религии мира. Ч. 1—2. М., 2002.

Всеобщая история религий мира. М., 2006.

Религиозные традиции мира: в 2 т. М., 1996.

Христианство

Аввакум (Петров), прот. Житие протопопа Аввакума. М., 2001.

Жития русских святых: в 2 т. М., 2003.

Лебедев Л., прот. Крещение Руси. М., 2003.

Лепахин В.В. Значение и предназначение иконы. М., 2003.

Сахаров А.Н., Назаров В.Д., Боханов А.Н. Подвижники России. М., 1999.

Абдулатипов Р.Г. Судьбы ислама в России. М., 2002.

Родионов М.А. Ислам классический. СПб., 2003.

Пилкингтон С.М. Иудаизм. М., 1998.

Телушкин Й. Еврейский мир. М.; Иерусалим, 2002.

Штейнзальц А. Введение в Талмуд. М., 1993.

Буддизм

Альбедиль М.Ф. Индия: беспредельная мудрость. М., 2003.

Андросов В.П. Будда Шакьямуни и индийский буддизм. М., 2001.

Андросов В.П. Буддизм Нагарджуны. М., 2000.

Буддизм: четыре благородные истины. М., 2002.

Бэшем А. Чудо, которым была Индия. М., 1977.


рабочая программа по ОРКСЭ
  • Начальные классы
Описание:

  Рабочая программа составлена на основе Программа курса к учебнику А.Н. Сахарова, К.А. Кочегарова «Основы религиозных культур народов России» начальная инновационная школа , выпущенной «Русское слово»

Федеральный государственный стандарт начального общего образования, среди прочего, направлен на обеспечение:

• духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, становления их гражданской идентичности как основы развития гражданского  общества;

 

• сохранения и развития культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, овладения духовными ценностями и культурой многонационального народа  России.

Автор Суляйманова Наиля Мансуровна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 490
Номер материала 35848
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓