«Согласовано»
«Согласовано»
«Утверждено»
Руководитель
ШМО Заместитель
директора по УВР Директор
МБОУ «Набережно-Морквашская СОШ» МБОУ «Набережно-Морквашская СОШ»
_______/_В.Г.Исмагилова
_______/Е.Е.Тюрина/ _________/_Р.Р.Саттаров/
Протокол №
_______
от
Приказ № __________ от
«____»
_____________ 2014
г.
«_____» __________________ 2014 г. «______» __________________
2014 г.
Рабочая программа
Основы религиозных культур и светской этики (ОРК и СЭ)
Модуль Светская этика, 4 класс
Составитель учитель начальных классов
МБОУ «Набережно-Морквашская СОШ»
Верхнеуслонского района Республики Татарстан
Кириллова Надежда Леонидовна
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
Протокол № __________ от
«____»
___________ 2014 г.
Пояснительная
записка
Общая характеристика учебного предмета
ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ (ОРКиСЭ)
Рабочая программа составлена на основе:
1. Требований Стандарта (п. 12.4);
2. Концепции духовно-нравственного
развития и воспитания личности гражданина России. [А.Я.Данилюк,
А.М.Кондаков, В.А.Тишков] – М.Просвещение, 2010 г. (Стандарты второго
поколения).
3. Примерной основной образовательной
программы образовательного учреждения. Начальная школа [сост.
Е.С.Савинов].—2-е изд., перераб. — М. Просвещение, 2010. — п.5.2.6 —
(Стандарты второго поколения).
4. Примерной программы по курсу «Основы
религиозных культур и светской этики». [Составители: учёные Российской
академии наук, Российской академии образования, Федерального института
развития образования, Академии повышения квалификации и профессиональной
переподготовки работников образования, представители религиозных конфессий].
Информационно-методическое сопровождение
внедрения курса ОРКСЭ осуществляет Федеральное государственное
образовательное учреждение дополнительного профессионального образования
«Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников
образования»
Учебный курс ОРКиСЭ является единой комплексной
учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по
педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения
учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить
образовательный процесс в границах учебного курса, а также в системе
содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей учебного предмета
с другими гуманитарными предметами начальной и основной школы.
Учебный курс ОРКиСЭ является культурологическим и направлен на
развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах
и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций
многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни
современного общества, а также своей сопричастности к ним.
Преподавание знаний об основах религиозных культур и светской
этики призвано сыграть важную роль не только в расширении образовательного
кругозора учащегося, но и в воспитательном процессе формирования
порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и
законы Российской Федерации, уважающего ее культурные традиции, готового к
межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя социального сплочения.
Цель учебного курса ОРКиСЭ
Формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному
нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и
религиозных традиций
Задачи учебного курса ОРКиСЭ
1. знакомство
обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской
культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;
2. развитие
представлений младшего подростка о значении нравственных норм и
ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
3. обобщение
знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали,
полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них
ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное
восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных
предметов на ступени основной школы;
4. развитие
способностей младших школьников к общению в полиэтнической и
многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во
имя общественного мира и согласия.
Место комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и
светской этики»
в программе обучения и учебном плане
Курс, раскрывающий основы религиозных культур и светской этики,
предлагается изучать на переходной стадии от начальной к основной ступени
общеобразовательной школы. И по месту в учебном плане, и по содержанию он
служит важным связующим звеном между двумя этапами гуманитарного образования
и воспитания школьников. С одной стороны, учебный курс ОРКиСЭ дополняет
обществоведческие аспекты предмета «Окружающий мир», с которым
знакомятся учащиеся основной школы. С другой стороны, этот курс
предваряет начинающееся в 5 классе изучение предмета «История». Таким
образом, ознакомление с нравственными идеалами и ценностями религиозных и
светских духовных традиций России происходит в контексте, отражающем глубинную
связь прошлого и настоящего.
Учебный курс ОРКиСЭ включает в себя модули:
1. Основы
православной культуры;
2. Основы
исламской культуры;
3. Основы
буддийской культуры;
4. Основы
иудейской культуры;
5. Основы
мировых религиозных культур;
6. Основы
светской этики.
Обучающимся
изучается один из модулей с его согласия и по выбору его родителей
(законных представителей).
В учебном
плане на изучения курса «Основы религиозных культур и светской этики» 4
классе выделяется не менее 34 часов.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
«Основы религиозных культур и светской этики»
Вопросы, связанные с введением в школьную программу
духовно-нравственной, культурологической тематики, рассматриваемой в рамках
культурологического подхода, имеют особенно важное значение, поскольку
характер светской школы определяется, в том числе, и ее отношениями с
социальным окружением, религиозными объединениями, признанием свободы
вероисповедания и мировоззрения участников образовательного процесса.
Запрос на современное образование, решающее задачи духовно-нравственного
воспитания граждан России, остается слишком значимым.
Современный национальный воспитательный идеал – это
высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий
судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее
и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях
многонационального народа Российской Федерации.
В этой связи особо актуальным становится включение в школьную
программу курса «Основы религиозных культур и светской этики», имеющего
комплексный характер и представляющего пять важнейших национальных
духовных традиций – православие, ислам, буддизм, иудаизм, светскую этику.
Введение предмета «Основы религиозных культур и светской этики» должно
стать первым шагом на пути восстановления в новых условиях на
основе принципов гуманизма, нравственности, традиционной духовности
социально-педагогического партнерства школы, семьи, государства,
общественности в деле воспитания детей и
молодежи.
Педагогическая поддержка самоопределения личности, развитие её способностей,
таланта, передача ей системных научных знаний, умений, навыков и
компетенций, необходимых для успешной социализации, сами по себе не создают
достаточных условий для свободного развития и социальной зрелости личности.
Личность несвободна, если она не отличает добро от зла, не ценит
жизнь, труд, семью, других людей, общество, Отечество, то есть всё
то, в чём в нравственном отношении утверждает себя человек и
развивается его личность. Знание наук и незнание добра, острый ум и глухое
сердце таят угрозу для человека, ограничивают и деформируют его личностное
развитие.
Включение курса «Основы религиозных культур и светской этики» в
основной вид деятельности обучающихся - в урочную деятельность интегрирует
духовно-нравственное развитие и воспитание детей в образовательный
процесс, способствуя концентрации содержания воспитания вокруг базовых
национальных ценностей:
• Патриотизм
• Социальная
солидарность
•
Гражданственность
• Семья
• Труд и
творчество
• Наука
• Традиционные
российские религии
• Искусство и
литература
• Природа
• Человечество
Система базовых
национальных ценностей лежит в основе представления о единой нации и
готовности основных социальных сил к гражданской консолидации на основе
общих ценностей и социальных смыслов в решении общенациональных задач,
среди которых воспитание детей и молодёжи.
Достижение
гражданского согласия по базовым национальным ценностям позволит укрепить
единство российского образовательного пространства, придать ему открытость,
диалогичность, культурный и социальный динамизм.
Гражданское
согласие по базовым национальным ценностям не имеет ничего общего с
единообразием ценностей нации и самой нации, духовной и социальной
унификацией. Единство нации достигается через базовый ценностный
консенсус в диалоге различных политических и социальных сил, этнических и
религиозных сообществ и поддерживается их открытостью друг другу,
готовностью сообща решать общенациональные проблемы, в числе которых
духовно-нравственное воспитание детей и молодёжи как основа развития нашей
страны.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
«Основы религиозных культур и светской этики»
Личностные результаты:
• Формирование
основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою
Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической
и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального
российского общества; Формирование целостного, социально ориентированного
взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов,
культур и религий;
• Формирование
уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других
народов;
Метапредметные результаты:
Освоение учащимися универсальных способов деятельности,
применяемых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных
жизненных ситуациях: умение выделять признаки и свойства, особенности
объектов, процессов и явлений действительности (в т.ч. социальных и
культурных) в соответствии с содержанием учебного предмета «Основы
религиозных культур и светской этики», высказывать суждения на основе
сравнения функциональных, эстетических качеств, конструктивных особенностей
объектов, процессов и явлений действительности; осуществлять поиск и
обработку информации (в том числе с использованием компьютера).
Предметные результаты:
• Готовность к
нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
• Знакомство с
основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в
выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
• Понимание
значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
• Формирование
первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их
роли в культуре, истории и современности России;
•
Первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в
становлении российской государственности;
• Становление
внутренней установки личности поступать согласно своей совести;
воспитание нравственности, основанной на свободе совести и
вероисповедания, духовных традициях народов России;
• Осознание ценности
человеческой жизни.
Материально-технического обеспечения для преподавания учебного предмета
ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ
. Методические рекомендации и указания к
проведению уроков для учителя
. Учебные видеоматериалы к урокам
. Ресурсы школьной библиотеки и
методического кабинета
. Уроки ОРКиСЭ проводятся в
кабинетах, оборудованных интерактивной доской, экранно-звуковым
оборудованием, телевизором.
Календарно
– тематическое планирование уроков.
1
полугодие
№/№
|
Тема
урока
|
Планируемые
результаты
освоения
материала
|
Тип
урока
|
Характеристика
деятельности
|
Виды
контроля
|
Домашнее
задание
|
Дата
проведения
|
план
|
факт
|
1.
|
Введение
в предмет. Россия – Родина моя.
|
Формировать
чувство гордости за свою Родину, общие представление об отечественной
религиозно
-культурной
традиции (многонациональная, многоконфессиональная) РОССИЯ;
развитие
этических чувств и норм.
|
Урок
изучения нового материала
смешанный
урок
|
Беседа;
комментированное чтение; устный рассказ на тему; работа с иллюстративным
материалом; творческие задания; участие в учебном диалоге
|
Коллективный,
индивидуальный фронтальный,
групповой
|
с.13-16, ответить на вопросы
|
|
|
2.
|
Этика
и этикет.
|
Развитие
представлений уч-ся о значении понятий мораль, нравственность. светская
и религиозная этика, какое значение имеет в жизни человека этика,
готовность слушать собеседника и вести диалог.
|
Урок
усвоения новых знаний
Комбинированный
урок
|
Беседа;
комментированное чтение; работа с литературным и фольклорным текстами;
работа с иллюстративным материалом; творческие задания; участие в учебном
диалоге;
|
Коллективный,
индивидуальный групповой
|
с.29, ответить на вопросы
|
|
|
3.
|
Этика
и мораль.
|
Сформированность
первоначальных умений применять моральные нормы в реальных жизненных
ситуациях, адекватно оценивать свои поступки и действия других людей на
основе традиционных нравственных ценностей
|
Урок
совершенствования знаний, умений и навыков
|
Беседа,
комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с
источником информации, подготовка творческой беседы с членами семьи
|
Коллективный,
индивидуальныйработа в парах
|
с.29-32, к пересказу
|
|
|
4.
|
Вежливость.
|
Расширение
знаний
уч –ся
о морали, об особенностях морали, знать, что такое материальная культура и
духовная культура, в чём их разница, уметь вести диалог, слушать собеседника,
развитие коммуникативной речи.
|
Урок
совершенствования знаний, умений и навыков
|
Беседа,
комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа,
подготовка творческой беседы, работа с иллюстративным материалом ; участие в
учебном диалоге.
|
Коллективная
работа, индивидуальная работа, работа в парах, в группах.
|
с.34-39,
к пересказу
|
|
|
5.
|
Этикет
приветствия.
|
Ознакомление
уч-ся с основными этическими понятиями добра и зла, воспитание добрых
взаимоотношений.
|
Урок
усвоения новых знаний.
|
Беседа,
комментированное чтение, творческие задания; участие в учебном диалоге;
|
Коллективная
работа, индивидуальная работа, работа в парах.
|
с.44-46, к пересказу
|
|
|
6.
|
Добро
и зло.
|
Формирование морали как осознанной личностью необходимости
определённого поведения, основанного на принятых в обществе представлениях о
добре и зле, определение понятий добро, зло, гуманность.
|
Урок
совершенствования знаний, умений, навыков.
|
Беседа,
комментированное чтение, творческие задания; участие в учебном диалоге;
подготовка творческой беседы с членами семьи
|
Коллективная
работа, индивидуальная работа, работа в парах.
|
с.47-53. к пересказу
|
|
|
7.
|
Благожелательность.
|
Формировать
представление о добре, зле, добродетели и пороке. Воспитывать доброту,
гуманное отношение к людям.
|
Урок
усвоения новых знаний
Комбинирован
ный
урок
|
Беседа,
комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с
источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи,
подготовка рассказа
|
Коллективный,
индивидуальный
групповой
|
|
|
|
8.
|
Дружба
и порядочность.
|
Закрепить
понятия «Добродетельные отношения. Дружба». Воспитывать чувство собственного достоинства. Развитие представлений младшего подростка о значении
нравственности и морали для достойной жизни личности, семьи, общества;
|
Урок
совершенствования знаний, умений, навыков.
|
Беседа,
комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с
источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи,
подготовка рассказа
|
Коллективный,
индивидуальный групповой
|
с.44-46, к пересказу
|
|
|
9.
|
Отношения
в классном коллективе.
|
Знакомство с основными терминами: свобода,
моральный выбор. Ситуация морального выбора. Понимание
значения свободы, морали, морально ответственного поведения для жизни человека,
семьи, общества.
|
Урок
усвоения новых знаний
Комбинированный
урок
|
Беседа,
комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с
источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи,
подготовка рассказа.
|
Коллективный
индивидуальный групповой
|
с.71-74.к
пересказу, задание 5
|
30/10
|
|
10
|
Честность и искренность.
|
Познакомить с
основными терминами и понятиями: ответственное поведение, свободный
выбор личности, отношения ответственности.
Воспитывать
толерантность, уважение друг к другу.
|
Урок совершенствования знаний
|
Беседа,
комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с
источниками информации, подготовка рассказа
|
Коллективный
индивидуальный
групповой
|
с.42-46, к пересказу
|
14/11
|
|
11.
|
Гордость
и гордыня.
|
Дать первоначальные
представления о значении морального долга, моральной обязанности для жизни и
деятельности (в том числе образовательной) человека, семьи, общества.
|
Урок изучения нового материала.
Комбинированный
|
Беседа,
комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с
источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи.
|
Коллективный
индивидуальный групповой
|
с.47-57, к пересказу
|
|
|
12.
|
Дружба и порядочность.
|
Познакомить с
основными понятиями: порядочность, моральные правила справедливого человека.
Формирование справедливого отношения к людям.
|
Урок изучения нового материала.
Комбинированный.
|
беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему,
самостоятельная работа с источниками информации, составление плана,
подготовка рассказа
|
Коллективный
индивидуальный групповой
|
с.62-69,
к пересказу
|
|
|
13.
|
Обычаи и обряды русского народа
|
Иметь представление о понятиях: обычаях, обряд, помолвка, венчание,
бракосочетание.
Уметь: подобрать нужные пословицы и поговорки; соотносить рисунок с
текстом; пользоваться словарём в конце учебника; составлять план сообщения;
работать с разнообразными источниками информации.
|
Урок изучения нового материала.
Комбинированный
|
Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему,
самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы
с членами семьи.
|
Коллективный,
индивидуальный
групповой
|
С.101-106,
к пересказу и ответить на вопросы
|
|
|
14.
|
Этикет царского обеда.
|
Иметь
представление о правилах этикета за столом.
Уметь: подобрать
нужные пословицы и поговорки; соотносить рисунок с текстом; пользоваться
словарём в конце учебника; составлять план сообщения; работать с
разнообразными источниками
|
Урок совершенствования знаний, умений,
навыков.
|
Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему,
самостоятельная работа с источниками информации, составление плана,
подготовка творческой беседы с членами семьи, подготовка к написанию
рассказа.
|
Коллективный,
индивидуальный
групповой
|
С.108-111,
к пересказу
|
|
|
15.
|
Терпение и труд.
|
Иметь представление о
понятиях: терпение, труд, прилежание, старание, профессия, отдых, лень.
Уметь: заниматься самообслуживающим трудом; выполнять
порученное дело, практические задания; бережно относиться к материальным и
духовным ценностям; давать определения понятий; отгадывать ребусы, решать
кроссворды
|
Урок систематизации знаний. Урок-диспут.
|
Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему,
самостоятельная работа с источниками информации, составление плана,
подготовка творческой беседы с членами семьи, подготовка к написанию
рассказа.
|
Коллективный,
индивидуальный
Групповой,
работа в парах.
|
С.112-118.
к пересказу
|
|
|
16.
|
«Моё любимое дело».
Творческие работы учащихся.
|
Развитие
способностей
учащихся общаться
друг с другом,
соблюдая моральные
нормы поведения,
воспитывать уважение и
толерантное отношение.
|
Урок обобщения знаний, умений и навыков
|
Беседа, групповая творческая или самостоятельная работа учащихся на
выбранную тему.
|
Коллективный,
индивидуальный
групповой
|
Подготовить
презентацию «Любимое дело»
|
|
|
17.
|
Презентация творческих
работ
|
Обобщить знания, полученные в ходе изучения курса.
|
Урок подведения итогов изучения курса.
|
Урок-праздник.
|
Индивидуальный,
групповой.
|
Составить
семейное дерево
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 полугодие
1
|
Семья.
|
Формировать
чувство гордости за свою семью,
бережное отношение к жизни человека, забота о продолжении
рода.
|
Урок
изучения нового материала
смешанный
урок
|
Беседа;
комментированное чтение; устный рассказ на тему; работа с иллюстративным
материалом ;творческие задания; участие в учебном диалоге
|
Коллективный,
индивидуальный групповой
|
С.125-132.
к пересказу
|
|
|
2
|
Родословная
семьи.
|
Иметь представление о понятиях: род,
родословие, семья, фамилия.
Уметь составлять родословную своей семьи.
|
Урок
усвоения новых знаний
|
Беседа;
комментированное чтение,
устный
рассказ на тему, самостоятельная работа с источником информации, подготовка творческой
беседы с членами семьи.
|
фронтальный,
групповой
|
С.134,
ответить на вопросы
|
|
|
3
|
Семейные
традиции.
|
Иметь представление о понятиях: традиция,
семья, семейная этика, любовь, забота.
Уметь: поддерживать дружеские отношения в семье; обосновать
свой ответ, сформулировать собственные выводы; выявить различия понятий, дать
их определение; соотнести части пословиц; написать мини – сочинение.
|
Урок
совершенствования знаний, умений и навыков
|
Беседа;
комментированное чтение,
устный
рассказ на тему, самостоятельная работа с источником информации, подготовка
творческой беседы с членами семьи.
|
Коллективный,
работа
в группах
|
С.135-139,
читать и написать мини – сочинение «Моя семья»
|
|
|
4
|
Традиции
моей семьи
|
Уметь
составлять рассказ о традициях своей семьи.
|
Урок
усвоения новых знаний
|
Беседа;
комментированное чтение,
устный
рассказ на тему, самостоятельная работа с источником информации, подготовка
творческой беседы с членами семьи, работа с толковым словарём.
|
Коллективный,
индивидуальный
|
С.142,
ответить на вопросы
|
|
|
5
|
Сердце
матери.
|
Иметь представление о понятиях: семья,
счастье, забота, терпение.
Уметь: проявлять внимательное и уважительное отношение к
своим близким, к маме; анализировать рассказы для детей; участвовать в классных
играх; структурировать учебный материал по предложенному плану.
|
Комбинированный
|
Беседа;
комментированное чтение,
устный
рассказ на тему, самостоятельная работа с источником информации, подготовка
творческой беседы с членами семьи, работа с толковым словарём.
|
Коллективный,
индивидуальный
|
С.144-148,
к пересказу
|
|
|
6
|
Бережное
отношение к родителям.
|
Иметь представление о понятиях: семья, счастье, забота, терпение.
Уметь: проявлять внимательное и уважительное отношение к
своим близким; анализировать рассказы для детей; участвовать в классных
играх; структурировать учебный материал по предложенному плану.
|
Урок
усвоения новых знаний, умений и навыков.
|
Беседа;
комментированное чтение,
устный
рассказ на тему, самостоятельная работа с источником информации, подготовка
творческой беседы с членами семьи, составление плана
|
Коллективный,
работа
в
группах.
|
С.149-151,
к пересказу
|
|
|
7
|
Правила
твоей жизни
|
Иметь представление о понятиях: правила,
дисциплина, честность, равнодушие, сочувствие, вежливость.
Уметь: выполнять требования соблюдения дисциплины;
заниматься самообслуживанием; поддерживать чистоту в школе и дома; соблюдать
распорядок дня; выполнять правила личной безопасности; определить свою
позицию, обосновать поступок.
|
Комбинированный
|
Работа
с иллюстративным материалом; беседа; комментированное чтение,
устный
рассказ на тему, подготовка творческой беседы с членами семьи.
|
Коллективный,
индивидуальный
Работа
в группах
|
С.156-163,
к пересказу
|
|
|
8
|
Культура
общения со сверстниками и взрослыми
|
Иметь представление о понятиях: правила, дисциплина, честность,
равнодушие, сочувствие, вежливость, личная безопасность. Уметь: определять
свою позицию, обосновать поступок; относиться с вниманием к инвалидам,
маленьким детям, престарелым, оказывать необходимую помощь, выполнять правила
личной безопасности.
|
Комбинированный
|
Работа
с иллюстративным материалом; беседа; комментированное чтение,
устный
рассказ на тему, подготовка творческой беседы с членами семьи.
|
Коллективный,
индивидуальный
Работа
в группах
|
С.164-165.
к пересказу
|
|
|
9
|
Праздники
народов России.
|
Иметь представление о понятиях: праздник, религия, христианство,
крещение.
Уметь:
выполнять правила поведения на праздниках; проявлять чувство уважительного,
терпимого отношения к людям, к их религии; соблюдать этикет; пользоваться
справочниками и словарями.
|
Комбинированный
|
Беседа;
комментированное чтение,
устный
рассказ на тему, самостоятельная работа с источником информации, подготовка
творческой беседы с членами семьи.
|
Коллективный,
индивидуальный
|
С.166-170.
к пересказу
|
|
|
10
|
Праздники
народов России
|
Иметь представление о понятиях: праздник, религия, мусульманство,
буддизм, свобода совести.
Уметь: выполнять правила поведения на праздниках;
проявлять чувство уважительного, терпимого отношения к людям, к их религии;
соблюдать этикет; пользоваться справочниками и словарями.
|
Комбинированный
|
Беседа;
комментированное чтение,
устный
рассказ на тему, самостоятельная работа с источником информации, подготовка
творческой беседы с членами семьи.
|
Коллективный,
индивидуальный
|
С.171-177,
к пересказу
|
|
|
11
|
Защитники
Отечества.
|
Иметь представление о понятиях: Отечество, защитник, патриот, воин.
Уметь:
уважительно относиться к защитникам отечества, ветеранам Великой
Отечественной войны 1945-1945г.г.; подготовить сообщение о патриотах России; определять
значение красных дат календаря; планировать и контролировать учебные
действия, оформлять и представлять результаты труда, оценивать свою
деятельность.
|
Комбинированный
|
Беседа;
комментированное чтение,
устный
рассказ на тему, самостоятельная работа с источником информации, подготовка
творческой беседы, составление плана
|
Коллективный,
индивидуальный
Работа
в группах
|
|
|
|
12
|
Защитники
Отечества.
|
Иметь представление о понятиях: Отечество, защитник, патриот, воин.
Уметь:
уважительно относиться к защитникам отечества, ветеранам Великой
Отечественной войны 1945-1945г.г.; подготовить сообщение о патриотах России;
определять значение красных дат календаря; планировать и контролировать
учебные действия, оформлять и представлять результаты труда, оценивать свою
деятельность.
|
Комбинированный
|
Беседа;
комментированное чтение,
устный
рассказ на тему, самостоятельная работа с источником информации, подготовка
творческой беседы.
|
Коллективный,
индивидуальный
|
С.181-186,
к пересказу
|
|
|
13
|
Герои
Великой Отечественной войны 1941-1945г.г.
|
Иметь представление о понятиях: Отечество, защитник, патриот, воин.
Уметь:
уважительно относиться к защитникам отечества, ветеранам Великой
Отечественной войны 1945-1945г.г.;
|
Комбинированный
|
Беседа;
комментированное чтение,
устный
рассказ на тему, самостоятельная работа с источником информации,
|
Коллективный,
индивидуальный
|
С.188-193.
к пересказу
|
|
|
14
|
Любовь
и уважение к Отечеству
|
Формировать
чувство гордости за свою Родину, развитость
чувства патриотизма и гражданской солидарности;
|
Комбинированный
|
Беседа;
комментированное чтение,
устный
рассказ на тему, самостоятельная работа с источником информации, подготовка
творческой беседы с членами семьи.
|
Коллективный,
индивидуальный
|
С.193,
ответить на вопросы
|
|
|
15
|
Подарок.
|
Иметь представление о понятиях: подарок, счастье, забота, терпение.
Уметь:
проявлять внимательное и уважительное отношение к своим близким.
|
Урок обобщения знаний, умений и навыков
|
Формирование
групп учащихся для выполнения групповых проектов, выбор тем, разработка плана
работы над проектом, выбор тем для индивидуальных творческих работ.
|
Работа
в группах,
индивидуальный
|
С.192,
к пересказу
|
|
|
16
|
Подготовка
творческих проектов
|
Умение
объединяться и работать в группах, умение разделять ответственность в
процессе коллективного труда.
|
Урок-подведение
итогов изучения курса
|
Урок-праздник
|
Индивидуальный
групповой
|
Подготовить
презентацию
|
|
|
17
|
Выступления
уч-ся со своими творческими работами
|
Уметь
защищать свой проект, высказывать своё мнение.
|
Урок-подведение
итогов изучения курса
|
Урок-праздник
|
Индивидуальный
групповой
|
|
|
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.