Инфоурок География Рабочие программыРабочая программа по ОРКиСЭ

рабочая программа по ОРКиСЭ

Скачать материал

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа курса

 «Основы религиозных культур

и светской этики»

Модуль « Основы православной культуры»

 

 

 

Составитель:

учитель истории и обществознания

 МАОУ СОШ № 30 г. Челябинск

Маникулова К. С.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Челябинск, 2014 год

 

 

 

Рабочая программа курса «Основы религиозных культур

и светской этики»

Модуль « Основы православной культуры»

I.Пояснительная записка

               Программа начального общего образования  в 4 классе по предмету « Основы культуры и светской этики» ( модуль « Основы православной культуры»)  составлена на основе следующих инструктивно-методических нормативных документов:

·         Федеральный закон от29.12.2012№ 273-ФЗ « Об образовании в Российской Федерации»;

·         Приказа Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009 г. № 373, зарегистрирован Минюстом 22 декабря 2009 г., рег. № 17785 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;

·         Приказа Министерства образования и науки РФ от 26 ноября 2010г № 1241 « О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденного  приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009г № 373»;

·         Приказа Министерства образования и науки РФ от 22 сентября  2011г № 2357 « О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденного  приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009г № 373»;

·         Приказа Министерства образования и науки РФ от 18 декабря  2012г № 1060 « О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденного  приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009г № 373»;

·         Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 января 2012 г.              № 84-р «Об утверждении плана мероприятий по введению с 2012/13 учебного года во всех субъектах Российской Федерации комплексного учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики»;

·         План мероприятий по введению с 2012-13 учебного года во всех субъектах

     Российской Федерации комплексного учебного курса для общеобразовательных

     учреждений «Основы религиозных культур и светской этики»;

·         Приказа Министерства образования и науки РФ от31.03.2014 г. № 25 Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014/2015 учебный год»;

·         Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. № 253

·         Авторской программы  Бородиной. А.В. «Основы православной культуры» 4 класс, М.: «Просвещение», 2010г;

·         Письма МОиН Челябинской области от 30.06.2014 г.  № 03-02/4959 «Об организации образовательного процесса в начальной школе  в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2014– 2015учебном году»;

·         Письма МОиН Челябинской области от 10.09.2013 № 03-02/7015 « О преподавании предмета ОРКСЭ в условиях пятидневной рабочей недели»

·         Положения МАОУ СОШ № 30 г. Челябинска  «О порядке разработки рабочей программы учебных курсов, предметов, реализующих Федеральный Государственный образовательный стандарт начального общего образования»;

·         Учебного плана организационного раздела ООП НОО  МАОУ СОШ № 30 на 2014 – 2015 учебный год.

           В президентской образовательной инициативе « Наша новая школа» в качестве одной из приоритетных задач образования  обозначена задача формирования духовно-нравственной личности. В современных условиях общественной жизни  воспитание осмысленного уважения  к своей и иной  духовной, в том числе религиозной культуре- острая необходимость. Преподавание знаний об основах религиозных культур и светской этики призвано сыграть важную роль в расширении образовательного кругозора учащихся, в формировании  порядочного, честного , достойного гражданина, соблюдающего  Конституцию и законы Российской Федерации , уважающего ее культурные традиции, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу.

Учебный курс ОРКСЭ включает в себя модули:

  • Основы православной культуры;
  • Основы исламской культуры;
  • Основы буддийской культуры;
  • Основы иудейской культуры;
  • Основы мировых религиозных культур;
  • Основы светской этики.

 

        Учебный курс ОРКСЭ является единой комплексной учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс в границах учебного курса, а также в системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей учебного предмета с другими гуманитарными предметами начальной и основной школы

          Один из модулей изучается обучающимся с его согласия и  по выбору его родителей (законных представителей). В МАОУ СОШ №30 по заявлению родителей один  учащийся изучает  модуль  « Основы  православной культуры».

Модуль курса «Основы православной культуры»   является культурологическим и направлен на развитие у младших школьников представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу православной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.

Основной задачей реализации содержания модуля является расширение образовательного кругозора учащегося, воспитание  порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего ее культурные традиции, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя социального сплочения. Ознакомление с нравственными идеалами и ценностями  православных  духовных традиций России происходит в контексте, отражающем глубинную связь прошлого и настоящего.

Цель:

• развитие представлений о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества; формирование готовности к нравственному самосовершенствованию,духовному саморазвитию;

•  формирование российской гражданской идентичности младшего школьника посредством его приобщения к отечественной религиозно-культурной традиции, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России; об исторической роли традиционной религии в становлении российской государственности; осознание ценности человеческой жизни;

• воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовной традиции народа России; становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести.

 

II. Общая характеристика учебного предмета « Основы религиозных культур и светской этики» ( модуль» Основы православной культуры»)

 

  Модуль « Основы православной культуры» выступает в качестве связующего звена всего учебно-воспитательного процесса, обобщая знания по разделам истории и литературного чтения, полученные в начальной школе. Он призван обеспечить общественнозначимую мотивацию поведения детей, их поступков.

В современном мире особое значение приобретают духовно-нравственное воспитание школьников, развитие у детей таких качеств как толерантность и уважение к другим культурам, готовность и способность к диалогу и сотрудничеству, что подразумевает овладение знаниями об особенностях национальных культур, культуроведческих основах, социальных явлений и традиций.

В этой связи актуальным становится включение в школьную программу курса «Основы религиозных культур и светской этики», имеющего комплексный характер, знакомящего школьников с основами различных мировоззрений и опирающегося на нравственные ценности, гуманизм и духовные традиции.

          Модуль курса «Основы православной культуры»   является культурологическим и направлен на развитие у школьников  10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.

          Преподавание знаний об основах православной культуры призвано сыграть важную роль не только в  расширении образовательного кругозора учащегося, но и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего ее культурные традиции, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя социального сплочения. Ознакомление с нравственными идеалами и ценностями  православных  духовных традиций России происходит в контексте, отражающем глубинную связь прошлого и настоящего.

 

Ученикам интересно будет познакомиться с историей возникновения и распространения Христианства, с религиозными особенностями в России.

и понятий. Тем самым курс готовит младших школьников к восприятию отечественной истории и культуры в основной школе.

Следует иметь в виду, что изучение модульного курса «Основы православной культуры» положительно сказывается на духовно-нравственном развитии младшего школьника.

У учеников формируется положительное, доброжелательное отношение к окружающим людям и обществу в целом, к духовно-нравственным и культурным ценностям. В связи с этим важен деятельностный подход в обучении, проявление активности и самостоятельности учащихся в получении новых знаний. Необходимо соблюсти баланс между теоретическим материалом и материалом для эмпирического и творческого освоения содержания курса. Реализовать эту задачу помогут вопросы и задания, разработанные на трех уровнях сложности — воспроизводящем, преобразующем и творческо-поисковом. Выполняя эти задания, ученики пользуются словарями и справочниками, с разрешения родителей прибегают к ресурсам Интернета.

На уроках светской этики учитель устанавливает и реализует межпредметные связи с русским языком, литературой, историей, изобразительным искусством, предметом «Окружающий мир».

Межпредметные связи присутствуют как в основных и дополнительных текстах, так в вопросах и заданиях к ним. Курс знакомит детей на доступном уровне с историей развития  Православия в России. Он знакомит с обрядами, узнают подробности о религиозных праздниках и традициях верующих.При изучении «Основ православной культуры» следует выполнять общедидактические требования, применяемые ко всем урокам в начальной школе. В процессе обучения ребенка поощряют словом, не сковы-

вают его инициативу, помогают найти такое занятие, такую форму работы, которые ему по нраву и по силам. Не надо бояться детских ошибок как ученику, так и учителю. Ведь ошибка одного ученика может породить полезные мысли у других учеников. До много-

го ребенок может додуматься сам, в этом случае не нужно мешать ему думать, не надо объяснять материал, доступный для понимания. Полезнее, если ученик сначала выполнит какое-либо предметное действие, а потом уже сделает обобщение или вывод.

Основной способ организации познавательной деятельности младших школьников — это работа с текстом учебника. В процессе чтения осуществляется восприятие нового для учеников материала; при интерпретации во время беседы происходит выбор мнения,

принятие решения; в ходе диалога ученики обсуждают полученные знания, делают простейшие выводы. К монологическим формам работы можно отнести пересказ прочитанного, составление рассказа с введением в него новых фактов, подготовку небольших докладов —выступлений детей. У учеников вырабатываются коммуникативные умения: формулировать вопросы и отвечать на них, структурировать учебный материал по предложенному плану, работать с разнообразными источниками информации, планировать и контролировать учебные действия, оформлять и представлять результаты труда, оценивать свою деятельность. Ученики получают право выбора содержания и форм учебной деятельности, вариативности, последовательности действий.

  К наиболее предпочтительным формам учебной работы на занятиях в рамках курса «Основы православной культуры» относятся:

·         взаимные вопросы и задания групп,

·         взаимообъяснение,

·         беседа,

·         интервью,

·         драматизация (театрализация).

       Используются сквозные виды учебной деятельности учащихся, которые проходят через все уроки в рамках курса, являясь его содержательными и методологическими связующими звеньями:

  • составление словаря терминов и понятий,
  • составление галереи образов,
  • использование информационных технологий. 

        Задания на дом в процессе изучения курса имеют творческий, поисковый или проблемный характер. Предусмотрена подготовка и презентация итоговых творческих проектов на основе изученного материала.

  Так постепенно происходит формирование личностного смысла учения, получения новых знаний. В ходе изучения «Основы православной культуры» у учеников вырабатываются социально-коммуникативные умения: говорить и слушать, обосновывать свою точку зрения.

  В этой связи вполне обоснованным стало экспериментальное введение соответствующего предмета на федеральном уровне.

 

 

III. Место учебного предмета в учебном плане

 

В учебном плане, где на изучение нового предмета отводится 17 учебных часа (1 час в неделю) в 4 классе во втором полугодии и 1 час в неделю в 5 классе в первом полугодии .

 

IV. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.

Системно-деятельностный подход, лежащий в основе стандарта нового поколения, предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфесионального состава российского общества. В соответствии со стандартом на ступени начального общего образования осуществляется становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся; духовно-нравственное развитие и воспитание, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей; укрепление духовного здоровья обучающихся.

В связи с необходимостью реализации очерченных стандартом целей, задач и основного содержания начального образования в него включена специальная обязательная предметная область «Основы религиозных культур и светской этики»», состоящая из нескольких модулей, один из них — «Основы православной культуры».

Изучение основ православной культуры  России предполагает дальнейшее развитие учащихся; воспитание нравственности и патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа; формирование готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию; ознакомление с основными нормами светской религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества; формирование первоначальных представлений о православии в России как  о традиционной  религии, о его  роли в культуре, истории и современности России; об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести и норм религиозной морали; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России; осознание ценности человеческой жизни.

 

V. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета « Основы религиозных культур и светской этики» ( модуль» Основы православной культуры»)

 

Обучение детей по программе модуля «Основы православной культуры» направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.

Требования к личностным результатам:

·                     формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;

·                     формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов, а также к своей собственной;

·                     развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

·                     развитие духовно-нравственных чувств как регуляторов морального поведения;

·                     воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;

·                     развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

·                     наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Требования к метапредметным результатам:

·                     овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;

·                     формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

·                     адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;

·                     умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

·                     овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

·                     овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

·                     готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

·                     определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Требования к предметным результатам:

·                     знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы православных традиций  народа России;

·                     знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;

·                     формирование первоначальных представлений о Православии, в его историческом аспекте (возникновение, распространение и содержание), религиозной культуре и их роли в истории и современности России;

·                     осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.

 

VI . Cодержание  учебного предмета « Основы религиозных культур и светской этики» ( модуль « Основы православной культуры».

Модуль «Основы православной культуры» призван формировать  духовно-нравственные и качества подрастающей личности, а также понимание особенности формирования религиозного мировоззрения на основе мифологического. Также младший школьник должен объяснять исторически сложившиеся нормы социального и религиозного поведения, высказывать собственные суждения об историческом и религиозном наследиинарода России и мира.  При изучении этих тем продолжается формирование гражданских качеств личности подростка, происходит усвоение опыта положительного общественного действия. У детей возникает чувство гордости за свою Родину и свой народ и его культуру.

Особое внимание обращается на формирование спаянного и дружного коллектива класса, умение избегать конфликтов, находить выход из спорных ситуаций, относиться с пониманием к детям иной национальности, цвета кожи, иных культурных ценностей. На уроках ОПК осуществляется развитие у детей терпимого отношения к другим народам и религиям, понимание особенностей их культуры, ведь культура каждого народа ценна сама по себе и к ней следует относиться уважительно. Курс этики вносит также вклад в формирование у детей коммуникативной и социальной компетентности, социокультурной

идентичности.

№ п/п

Наименование раздела, блока

Количество часов

 

1.

Введение.

1

 

2.

Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества

1

 

3.

Основы религиозных культур и светской этики. Часть 1.

16

 

4

Основы религиозных культур и светской этики. Часть 2.

  12

 

5.

Духовные традиции многонационального народа России

5

 

 

Итого

35

 

 

 Блоки 1 и 4 посвящены патриотическим ценностям  и нравственному смыслу межкультурного и межконфессионального диалога - фактора общественного согласия. Уроки в рамках этих блоков  можно проводить  для всего класса.

  На уроке 1 блока учащиеся узнают о единстве многонационального российского народа, о многообразии его духовных традиций. На уроке проводится мысль, что при явном различии наших взглядов на мир, мы – народ России – едины.  У нас общий язык, культура, история, территория, государство, и главное – сходные нравственные основы.

  Первый урок второго блока – вводный. На последующих уроках  второго  блока учащиеся должны получить целостное представление о том,  что есть культура православия.  Школьники знакомятся с основателем православия  - Христом. Перед ними будут раскрыты основные нравственные понятия: человек и мир, добро и зло, любовь, милосердие и др. Будет показан образ жизни людей, их нравственные семейные  и общественные обязанности. Изучение второго блока  завершается подведением итогов по пройденному материалу и несложными творческими работами.

  В 3 блоке содержательный образ по модулю «Основы православной культуры» будут в большей мере выстраиваться с учётом культурно - исторических особенностей нашей страны и региона, где проживает семья обучающегося. Тема Родины, национальной культуры, традиций, любви к родной земле определяют   большинство тем третьего блока.

  Блок 4 – итоговый, обобщающий, оценочный. Предусматривает подготовку ипрезентацию творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. На презентации могут приглашаться родители. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его ещё раз, но уже в активной, творческой, деятельностной форме. В ходе презентации проектов все учащиеся класса получат возможность ознакомиться с основным содержанием других  модулей, узнать о других духовных и культурных традициях России от своих одноклассников. Подготовка  и презентация проекта позволяет оценить в целом работу учащегося и выставить ему отметку за весь курс. Блок завершается школьно – семейным праздником «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия».

VIII.  Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.

Дидактическое обеспечение

Методическое обеспечение

 

Бородина А. В. Основы религиозных культур и православной этики. Основы православной культуры. 4 класс. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений –  Москва: «Просвещение», 2010.

 

-Основы религиозных культур и православной этики. Основы православной культуры. Методические рекомендации для учителей. «Новое время», 2010.

-Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников. Методические рекомендации. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. В 2 ч./(Т.Л. Белоусова, Н.И. Бостанджиева, Н.В. Казачёнок и др.); под ред. А.Я. Данилюка. – М.: Просвещение, 2011.

-Основы религиозных культур и православной этики. Основы православной культуры. Методические рекомендации для учителей. «Новое время», 2010.

 

 

 

Литература для учащихся:

 

1. Библия    в    гравюрах    Гюстава    Доре.   Российское    Библейское общество. Москва, 1996.

2. Библия для детей. Сост. Полянская И.Н. - М.: ООО «Изд. АСТ»: ООО «Изд. АСТРЕЛЬ»: ООО «ТРАНЗИТКНИГА», 2004.

3. Библия для детей. Священная история в простых рассказах для чтения в школе и дома. По тексту протоиерея Александра Соколова. Издательство Белорусского Экзархата, ХАРВЕСТ. Минск, 2005.

4. Библейская азбука.  Отв. за выпуск Авадяева Е. Москва, ОЛМА-ПРЕСС Гранд, 2003.

5. Библейская энциклопедия с иллюстрациями Г.Доре и цветными вкладышами. - М.: ЛОКИД-ПРЕСС, 2002.-

6. Великие православные праздники. Авт.-сост. Глаголева О. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001.

7. В.А. Никифоров - Волгин. Сборник рассказов.

8. Владимир святой. Алексей Карпов. – М., изд. Молодая гвардия - ЖЗЛ», 1997.

9. Волшебные картинки. Пять Библейских сюжетов. Российское Библейское общество. 2006.

10. Деревянное зодчество Руси. Лариса Александрова. М., изд. «Белый город», 2004.

11. Детская Библия. Православные праздники. Сост. Горбачева Н.Б. – М.: ИПЦ «Дизайн. Информация. Картография», ООО «Изд. АСТРЕЛЬ»: ООО «Изд. АСТ», 2003.

12. Детям о православной вере. Сост. Зинченко З. – С.-Петербург, изд. «Шпиль», 2003.

13. Дмитрий Донской. Из серии «Жизнь великих людей». Изд. «Граница», Москва, 1993.

14. Евангелие для самых маленьких. По Горбовой С.Н. Изд. Белорусского Экзархата, при участии ОО «ХАРВЕСТ», Минск, 2005.

15. Жития святых: Святителя Димитрия Ростовского: в 13-ти томах. Москва: ТЕРРА – Книжный клуб, 1998.

16. Избранные жития для детей: В 2 т. Составитель Балакшин Е.А. – М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2008.

17. Иконопись. Энциклопедия живописи для детей. Сост. Нина Орлова. Изд. «Белый город», М., 2004.

18. История Церкви для детей. Рассказы из истории Христианской Церкви 1 – 11 веков. Бахметева А.Н. Изд. Белорусского Экзархата, Минск, 2006.

19. Колесникова В.С. Православный храм. Символика и традиции. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2006.

Литература для педагога:

1.     Бородина А. В. История религиозной культуры: Программа учебного курса для общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. — Изд. 6-е испр. и доп. — М., 2007.

2.     Бородина А. В. История религиозной культуры: Концепция и программа учебного курса. — М., 2001.

3.     Бородина А. В. Концепция религиозно-познавательного историко-культуроло- гического образования. — Изд. 2-е, перераб. — М., 2009.

4.     Бородина А. В. Основы православной культуры: Организация курса. — Изд. 2-е, испр. — М., 2007.

5.     Бородина А. В. Основы православной культуры: Мы и наша культура. 1 кл. Пособие для учителей. — Изд. 1-е, 2-е испр. — М., 2005, 2007.

6.     Бородина А. В. Основы православной культуры: Мир вокруг и внутри нас. 2 кл. Пособие для учителей. — Изд. 3-е, испр. и доп., 4-е испр. — М., 2006, 2007.

7.     Бородина А. В. Основы православной культуры: О чём рассказывают икона и Библия. Пособие для учителей. — М., 2007.

8.     Бородина А. В. История религиозной культуры: Основы православной культуры. Раздел 6. Пособие для учителей. — Изд. 2-е, испр. и доп., 3-е. испр. — М., 2006, 2007.

  1. Бородина А. В. Основы православной культуры: Словарь-справочник. — М., 2008.

      10. Великие православные праздники. Авт.-сост. Глаголева О. – М.: ОЛМА-ПРЕСС,     2001.

11. Герои русской истории: Альбом. М.: изд-во «Белый город», 2007.

            12. Детская Библия. Православные праздники. Сост. Горбачева Н.Б. – М.: ИПЦ «Дизайн. Информация. Картография», ООО «Изд. АСТРЕЛЬ»: ООО «Изд. АСТ», 2003.

13. Дмитрий Донской. Из серии «Жизнь великих людей». Изд. «Граница», Москва, 1993г.

14. Духовно-нравственное воспитание. Научно-просветительский журнал. Издательство «Школьная пресса», подписка за  2001 – 2008 гг.

15. Духовные истоки воспитания. Учебно-методическая серия: программы, методики проведения уроков, сборники текстов. Выпуск 1. – Москва: «Славянский Дом», 2001год.

 

Демонстрационные материалы для работы в классе:

1.     Бородина А. В. История религиозной культуры: Основы православной культуры. 1-4 классы. Альбом учебный из 12 листов (Демонстрационный материал). — Изд. 1-е, 2-е, — М.: Экзамен, Спектр, 2007, 2008.

2.     Бородина А. В. История религиозной культуры: Основы православной культуры. 5-9 классы. Альбом учебный из 12 листов (Демонстрационный материал). — М.: Экзамен, Спектр,2008.

3.     Бородина А. В. История религиозной культуры: Основы православной культуры. 10-11 классы. Альбом учебный из 12 листов (Демонстрационный материал). — М.: Экзамен, Спектр, 2008.

Примерные темы творческих работ:

Темы сочинений:

«Как я понимаю православие»

«Что такое этика?»

«Значение религии в жизни человека и общества»

«Православный храм как произведение архитектуры»

«Экскурсия в православный храм»

«Православные святыни»

«Шедевры православной культуры»

«Православные праздники»

«Крещение Руси как начало великой русской культуры»

«Может ли христианское отношение к природе помочь решению экологической проблемы?»

«Какие особые убеждения христиан укрепляют их в делании добра?»

«Возможен ли подвиг в мирное время?»

 «Мое отношение к людям»

«Мое отношение к России»

«С чего начинается Родина»

 «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества»

«Мой дедушка – защитник Родины»

«Мои друзья – люди разных национальностей и вероисповеданий»

 

   Темы исследовательских работ:

Как христианство пришло на Русь

Христианское отношение к природе.

Святые в отношении к животным.

Русские святые-воины. (На примере одного святого: святых благоверных князей Александра Невского, Дмитрия Донского или других).

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Рабочая программа по ОРКиСЭ"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Директор риск-менеджмента

Получите профессию

Экскурсовод (гид)

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:


 Модуль « Основы православной культуры» выступает в качестве связующего звена всего учебно-воспитательного процесса, обобщая знания по разделам истории и литературного чтения, полученные в начальной школе. Он призван обеспечить общественнозначимую мотивацию поведения детей, их поступков.


В современном мире особое значение приобретают духовно-нравственное воспитание школьников, развитие у детей таких качеств как толерантность и уважение к другим культурам, готовность и способность к диалогу и сотрудничеству, что подразумевает овладение знаниями об особенностях национальных культур, культуроведческих основах, социальных явлений и традиций.


В этой связи актуальным становится включение в школьную программу курса «Основы религиозных культур и светской этики», имеющего комплексный характер, знакомящего школьников с основами различных мировоззрений и опирающегося на нравственные ценности, гуманизм и духовные традиции.


Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 609 688 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 21.11.2014 514
    • DOCX 109 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Маникулова Карлыгаш Садыковна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Маникулова Карлыгаш Садыковна
    Маникулова Карлыгаш Садыковна
    • На сайте: 8 лет и 8 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 2319
    • Всего материалов: 2

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Интернет-маркетолог

Интернет-маркетолог

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Педагогика и методика преподавания географии в условиях реализации ФГОС

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 291 человек из 69 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "География")

Учитель географии

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 31 человек из 22 регионов

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ЕГЭ по географии в условиях реализации ФГОС СОО

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 26 человек из 19 регионов

Мини-курс

Теоретические аспекты трекинга и менторства

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Event-менеджмент и видеопродакшн: от концепции до успешной реализации

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Искусство: от истории к глобализации

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе