Главная / Начальные классы / Рабочая программа по ОПК

Рабочая программа по ОПК


Пояснительная записка


Данная рабочая программа является приложением к основной общеобразовательной программе начального общего образования.

Рабочая программа по предмету «Православная культура» для 3 класса на 2013 – 2014 учебный год разработана на основе авторской программы Л.Л.Шевченко «Православная культура»// Концепция и программы учебного предмета, 1-11 годы обучения– М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2008.

Предмет «Православная культура» рассматривается как историко-культурологический и носит светский характер, содержание образования по предмету «Православная культура» соответствует нормативно-правовым требованиям законодательства Российской Федерации в области образования и опирается на основные принципы Концепции модернизации отечественного образования.

Цели рабочей программы:

  • обеспечение возможности и необходимости широкого ознакомления учащихся с религией, многообразием религиозных феноменов, их ролью в истории, культуре и современной жизни человечества, отдельных стран и народов;

  • достижение высокого уровня культуры, широты кругозора, полноты усвоения духовно-нравственных ценностей, накопленных человечеством, в том числе принципов мировоззренческой, религиозной и национальной терпимости.

Задачи:

- воспитание гражданственности, патриотизма, культуры межнационального общения, толерантности, любви к Родине, семье и согражданам;

- содействие формированию нравственной, эстетической, правовой, экологической культуры учащихся;

- формирование культурологической компетентности учащихся общеобразовательной школы в области знаний об истории традиционной православной культуры России в историческом прошлом и в современности;

- выработка высокого ценностного отношения к духовному, историческому и культурному наследию русского и других народов России;

- воспитание уважения к предкам, историческому прошлому нашей страны и государства, народов России как основы просвещенного российского патриотизма и гражданственности.

- выработка учащимися навыков добросовестного отношения к труду.

Согласно авторской программе Л.Л. Шевченко «Православная культура» // Концепция и программы учебного предмета, 1-11 годы обучения– М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2008 г. на изучение предмета «Православная культура» в 3 классе отводится 34 ч (1 час в неделю). Согласно учебному плану МБОУ Васильевской ООШ на 2013-2014 учебный год рабочая программа рассчитана на 34 ч (1 ч в неделю, 34 учебных недели.


п/п

Название раздела

Кол-во часов по программе

Кол-во часов по КТП

1.

Радостный мир православной культуры. Красота и радость в творениях.

8

8

2.

Православная культура в жизни людей. Творец как радость и смысл жизни православного человека.

8

8

3.

Радость православной веры.

10

10

4.

О чем рассказывают создатели православной культуры.

8

8


ИТОГО:

34

34

Для реализации программного содержания используются:

  • учебник Л.Л.Шевченко Православная культура. 2-й год обучения, в 2ч. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2013.

Количество учебных часов.

Рабочая программа рассчитана на 34 часа (1час в неделю), в том числе на проведение контрольных работ (тестового характера): 4 ч, экскурсий: 1ч.

Формы организации учебного процесса

Единицей учебного процесса является урок; запланировано проведение экскурсии, встреча со священнослужителем. Выделяют следующие формы работы: индивидуальная, групповая, фронтальная, коллективная.

Используются типы уроков: комбинированные, уроки изучения нового материала, уроки закрепления, уроки обобщения и систематизации изученного, выработки умений и навыков, контрольные уроки.

При организации учебной деятельности на уроках православной культуры применяется деятельностный подход. Реализация технологии деятельностного метода обеспечивается следующей системой дидактических принципов:

  1. Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получает знания не в готовом виде, а добывая их сам.

  2. Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.

  3. Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности)

  4. Принцип минимакса – заключается в следующем: школа предлагает ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечивает при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).

  5. Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.

  6. Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимися собственного опыта творческой деятельности.

  1. Требования к уровню подготовки учащихся.

В результате изучения предмета «Православная культура» учащиеся 3 класса должны:

  • иметь элементарные представления об основных нравственных ценностях православной культуры в рамках библейских и евангельских Заповедей доброй жизни (понятия благочестия, добра, зла, чести, совести, послушания, любви к Богу, к родителям, Родине, ответственности) и о последствиях нарушения Заповедей Божиих;

  • иметь первичные сведения из истории христианства, знать главные евангельские события, основные вехи ветхозаветной истории и их отражение в произведениях искусства (устном народном творчестве, литературе, музыке, иконописи, памятниках архитектуры, живописи), календарных праздниках;

  • уметь применять христианские духовно-нравственные правила в общении с ближними (в семье, в школе) на эмоциональном и оценочном уровнях.

  1. Календарно-тематический план

    п/п

    Тема урока

    Часы уч

    вр

    Характеристика основной деятельности ученика

    Сроки прохождения


    Примечание

    план

    факт

    Радостный мир православной культуры. Красота и радость в творениях.

    1.

    Красота и радость в жизни людей.

    1

    Толковать понятия «Красота нерукотворная» Участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения.


    05.09



    2.

    Буквица славянская. История азбуки.

    1

    Познакомиться с историей появления азбуки.

    12.09



    3.

    Праздники – радости сентября.

    1

    Участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения о Рождестве Пресвятой Богородицы.

    19.09



    4.

    Православный храм – дом Божий.


    1

    Обсудить: зачем и для кого строят храмы.

    26.09



    5.

    О чем рассказывают иконы.


    1

    Выяснить когда появилась первая икона. Знакомство с репродукцией некоторых икон.

    03.10



    6.

    Радостный мир православной иконы.


    1

    Участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения. Познакомить с понятием АКАФИСТЫ, КИВОТ.

    10.10



    7.

    Скорби и торжество в православной иконе.

    1

    Участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения.

    17.10



    8.

    Повторение.

    Тестирование по итогам

    1 четверти: «Радостный мир православной культуры»

    1

    Участвовать в диалоге: понимать вопросы собеседника и отвечать на них; формулировать вопрос, дополнять высказывания других, делать замечания.

    Проверить знания уч-ся по пройденным темам.

    24.10



    Православная культура в жизни людей. Творец как радость и смысл жизни человека. 8ч

    9.

    Праздники – радости октября: Покров Пресвятой Богородицы.

    1

    Познакомить с историей появления праздника «Покров Пресвятой Богородицы» Познакомить с понятием ОМОФОР.

    31.10



    10.

    Радостные гимны Романа Сладкопевца.


    1

    Анализировать прочитанное произведение. Анализировать поступки героев, различать добро и зло

    14.11



    11.

    Какими законами Бог сохранял красоту мира.


    1

    Познакомить с историей построения Вавилонской башни. Выяснить, что повелел Бог Моисею.

    21.11



    12.

    Синайское законодательство.


    1

    Анализировать произведения, сформулировать вывод о превосходстве духовных богатств над материальными. Выяснить о чём говориться в заповедях.

    28.11



    13.

    История царя Давида. Псалтирь.

    1

    Кратко характеризовать героев произведения и их поступки, анализировать свои поступки.

    05.12



    14.

    Введение во храм Пресвятой Богородицы.


    1

    Анализировать почитанные произведения.

    12.12



    15.

    Что могла увидеть в храме Пресвятая Дева Мария?

    Тестирование по итогам

    2 четверти: «Православная культура в жизни людей»

    1

    Познакомиться с историей изгнания торгующих из храма Выяснить, что означает СКИНИЕЙ.

    Проверить знания уч-ся по пройденным темам.

    19.12



    16.

    Что мы видим в православном храме.

    1

    Сформулировать вывод о поведении человека в храме, об ответственности за свои за его поступки.

    26.12



    Радость православной веры. 10ч

    17.

    Ветхозаветные пророчества о Христе. Рождество Христово.

    1

    Познакомиться: как Пророки учили людей. Обсудить одну из главных христианских заповедей - проявление любви к людям

    17.01



    18.

    Красота и радость в иконах «Рождество Христово». Как разговаривает икона?

    1

    Познакомиться с историей Рождества Христова.

    24.01



    19.

    Радость встречи. Праздник Сретения Господня в православном храме.

    1

    Выяснить, чему радовался старец Симеон.

    31.01



    20.

    Иоанн Креститель. «И многие о рождении его возрадуются»

    1

    Анализировать жизнь и деятельность Иоанна Крестителя. Выяснить, к чему Иоанн призывал людей.

    07.02



    21.

    Для чего Бог пришел к людям? Христос Спаситель.

    1

    Познакомиться с Таинством, в котором христиане соединяются с Богом. Выяснить, для чего Бог пришел к людям.

    14.02



    22.

    Прославление Творца тварью: животные как меньшие братья человека.

    1

    Анализировать прочитанное. Участвовать в диалоге: понимать вопросы собеседника и отвечать на них.

    21.02



    23.

    Как сохранить красивый Божий мир? Нагорная проповедь.

    1

    Анализировать прочитанное. Сформулировать вывод об ответственности человека за красоту мира, в котором мы живем.

    28.02



    24.

    Радость послушания. Дети и родители.

    1

    Анализировать поступки Авраама, описывать его характер, поступки детей Ноя. Сформулировать вывод о послушании детей, о почитании родителей.

    07.03



    25.

    «Небесное веселье». Христианские мученики.

    1

    Анализировать поступок воинов-мучеников.

    14.03



    26.

    Радости православной веры.


    Тестирование по итогам

    3 четверти: «Радость православной веры»

    1

    Анализировать прочитанное произведение. Участвовать в диалоге: понимать вопросы собеседника и отвечать на них; формулировать вопрос, дополнять высказывания других, делать замечания. Проверить знания уч-ся по пройденным темам.

    21.03



    О чем рассказывают создатели православной культуры

    (иконописец, зодчий, поэт, певчий)? 8ч

    27.

    О чем рассказывают создатели православной культуры?.

    1

    Обсудить и сделать вывод о красоте в православной культуре.

    04.04



    28.

    Благовестие спасения

    1

    Познакомить с историей воскрешения Лазаря. Узнать о входе Господнем в Иерусалим.

    11.04



    29.

    Воля Божия и воля человеческая.

    1

    Выяснить, чему учил Христос учеников. Узнать, кто такие АПОСТОЛЫ.

    18.04



    30.

    Праздник праздников. Торжество торжеств.

    1

    Познакомиться с событиями Страстной недели и Христова Воскресения

    25.04



    31.

    Радость праведных.

    1

    Анализировать произведения, сформулировать вывод о превосходстве духовных богатств над материальными.

    02.05



    32.

    Защита веры. Святые люди.

    1

    Анализировать прочитанное. Извлекать из учебников и дополнительных источников необходимую информацию Святых людях

    16.05



    33- 34

    Доброта и милосердие христианина.

    Какой он, христианин?

    Тестирование по итогам

    4 четверти: «О чем рассказывают создатели православной культуры»

    2

    Рассказать, как христианские заповеди выполняли в своей жизни христианские святые и герои

    Вспомнить имена и рассказать о христианских святых и героях, прославлявших наше Отечество.

    Проверить знания уч-ся по пройденным темам.

    23.05



  2. Содержание программы.

Под систематическим историко-культурным изучением православной традиции понимается знакомство школьников с основными понятиями христианской культуры, разъяснение им основ православного миропонимания, основных христианских нравственных ценностей и их преломления в важнейших сферах традиционной отечественной культуры: искусстве, семейно-бытовых отношениях, письменности.

Уроки носят культурологический характер, раскрывают духовные основы отечественной культуры, показывают культуро-образующую роль Православия для России и обеспечивают необходимый минимум содержания духовно-нравственного историко-культурологического образования.

Содержание изучения предмета «Православная культура» в начальной школе носит ознакомительный характер и направлено на то, чтобы познакомить детей с основными сведениями из истории христианской культуры, миром нравственных ценностей (послушание, трудолюбие, любовь к Родине, к людям, к семье, вера, надежда, милосердие, кротость, терпение) и их отражением в памятниках православного искусства (икона, храм, письменность).

Для этого в 3 классе выделяются следующие разделы:

Радостный мир православной культуры. Красота и радость в творениях.

Православная культура в жизни людей. Творец как радость и смысл жизни православного человека.8ч

Радость православной веры.10ч

О чем рассказывают создатели православной культуры.

  1. Формы и средства контроля

Текущий контроль по православной культуре проходит на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального устного опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко, выборочно), выразительное чтение наизусть или с листа. Текущий контроль осуществляется на материале изучаемых программных произведений в основном в устной форме.

Тематический контроль проводится после изучения определенной темы и проходит как в устной, так и в письменной форме. Письменная работа проводится в виде тестовых заданий, построенных с учетом предмета чтения.

Итоговый контроль проводится в виде контрольных работ тестового характера.

п\п

урока

Материалы для организации контроля

1.

8

Тест по итогам 1 четверти. «Радостный мир православной культуры»

2.

15

Тест по итогам 2 четверти. «Православная культура в жизни людей»

3.

26

Тест по итогам 3 четверти. «Радость православной веры»

4.

34

Тест по итогам 4 четверти. «О чем рассказывают создатели православной культуры»




Контрольные материалы:

Урок №8.

Тестирование за 1 четверть: «Радостный мир православной культуры»

1. Первые люди на Земле: ___________________________________________________

2. Какой грех сотворили Адам и Ева?_______________________________________________________________________

3.Что такое дом Божий?__________________

4.Как называются слова, с которыми человек обращается к Богу, святым? _________________

3. Соедини пояснения:

Бог Всеведущий прощает, милует раскаявшихся

Бог Всеблагой знает все о людях

Бог Милостивый любящий Отец Небесный

Подчеркни верный ответ:

5. Изображение Бога, святых, перед которым молятся - рисунок, икона, картинка.

6. Изображение, выполненное на сырой штукатурке прямо на стене - рисунок, живопись, фреска

7. Составили славянскую азбуку и стали святыми: Павел и Петр, Кирилл и Мефодий, Минин и Пожарский

8. Вставь нужные слова. На иконе «Святая троица» изображены Бог ___________, Бог ____________, Бог _____________ _____________.

9. Когда отмечается праздник «Рождество Пресвятой Богородицы»? _________________________________________________________________________

10. Что означает Благовещение? ________________________________________________

11. Что значит ХЛЕБОСОЛЬНЫЙ ? _____________________________________________

12. Назовите имена русских былинных богатырей, изображённых на картине В.М. Васнецова «Богатыри» _______________________________________________________

____________________________________________________________________________

13. Что такое КЕЛЬЯ? ________________________________________________________

14. Что означает для христиан крест? __________________________________________

15* Назови имя русского Патриарха, который возглавляет Русскую Православную Церковь. _______________________________________________.

Урок №15.

Тестирование за 2 четверть: «Православная культура в жизни людей»

1. Священное изображение это - ____________________________.

2.Когда празднуется праздник Покров Пресвятой Богородицы? _________________________________

3. Что на Руси было принято делать в домашнем хозяйстве до наступления праздника Покров?

_____________________________________________________________________________

4. Что означает Вавилон; «_________________________»

5. Что означает имя Моисей? «________________________________________»

6. Как называются правила, которые Господь дал людям? ______________________________.

7. Как называлась гора к которой Моисей привёл свой народ? ____________________________.

8. Что называют СКИНИЕЙ? ____________________________________________.

9. В храме стена (перегородка) на которой расположены иконы, называется ___________________, за ним расположен ______________________.

10. Выбери (подчеркни) понятия и названия, которые относятся только к христианской православной традиции:

храм Христа Спасителя, собор Святой Софии в Константинополе, собор Парижской Богоматери, икона, Патриарх, митрополит, Папа Римский.

11. Подчеркни слова, с которыми связано слово «послушание»:

своевольничать, гулять, слушать, слышать, исполнять.

12. Подчеркни, что явилось непобедимым оружием христиан в борьбе с силами зла:

Деньги, братолюбие, честность, физическая сила, смирение, пост, оружие, молитва, пули, святые иконы, Таинства Церкви, шпионаж, Слово Божие, доброта, вера в Бога, пост.

13 * Золотое правило жизни:

Не судите других, и не будете ____________________.

Как хотите, чтобы с вами ___________________ люди, так и вы _______________ с ними.

14 * Восстанови высказывания:

Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим…. и ближнего твоего, как _________ _______. Жизнь дана на ___________ дела. Побеждай ______ добром.

Урок №26.

Тестирование за 3 четверть: «Радость православной веры»

1. Священная история до пришествия в мир Христа описана в книгах, которые вместе называются книгами __________ __________.

Эти книги писались Божьими людьми - _____________________.

2. Мать Спасителя мира - ________ _____________.

3. В каком городе родился Иисус Христос? ___________________________________.

4. Когда мы отмечаем Рождество Христово? _________________________________.

5. При каком князе было крещение Руси? _________________________________,

6. На какой реке проходило крещение русских людей? _______________________.

7. Напишите четырёх учеников Христа: апостолы ______________, _____________,

_____________ и _______________.

8. Ученики Христа записали его слова в четырёх книгах - ______________________.

9. Слово «Евангелие» переводится как «____________________________________».

10. Подбери правильные окончания предложений (подчеркни):

А) Счастлив человек, если…

  • он не любит ценить себя выше, чем других людей.

  • он живёт в красивом доме.

Б) Такой человек, когда замечает свои плохие поступки,…

  • старается исправиться, стать лучше.

  • не хочет в них признаваться.

  • продолжает их совершать.

В) Правдивый человек…

  • всегда послушен родителям.

  • стремиться поступать назло словам старших.

  • поступает, как самому хочется.

Г) Он…

  • старается не лукавить.

  • наговаривает напраслину на товарища.

  • обманывает людей.

Д) Он любит

  • быть в мире со всеми.

  • мирить людей.

  • прощать обиды.

  • быть во вражде с людьми.

  • ссорить друзей.

  • помнить обиды.

Е) Он дружит с теми

  • кто хочет с ними дружить.

  • кто сильнее его.

  • с кем дружат все.

11. Продолжи пословицу: Кто родителей почитает, тот вовек _____________________.

12. * Угадай слово с пропущенными буквами: У __ __ __ __ __ __ __ __ __ Ь – это разумное ограничение своих желаний и потребностей.

13. * Страсть – стремление к злым делам. Добродетель – доброе качество человека или дело. Зачеркни страсти, оставь добродетели:

Гордость- смирение, жадность - щедрость, милосердие – зависть, любовь – ненависть, гнев – кротость, чревоугодие (обжорство) – пост, доброта – злость, лень – трудолюбие.

14. * Вставь нужные слова:

Не зло победит зло, а только _______________.

Уклонись от __________ и сотвори благо.

Почитай ________ твоего и _________ твою, чтобы было тебе хорошо и чтобы продлились дни твои на земле.

Урок №34.

Тестирование за 4 четверть:

«О чем рассказывают создатели православной культуры»

1. Что называют произведениями религиозного искусства? __________________________

_____________________________________________________________________________

2. По христианскому обычаю, на праздник Входа Господня в Иерусалим люди стоят в храмах со свечками и зеленеющими веточками. В России используют веточки дерева _______________. Поэтому этот праздник ещё называется « ____________________

____________________________»

3. Кто такие АПОСТОЛЫ? _______________________________________________.

4. Спаситель учил апостолов самому главному: любить Бога всем сердцем и ближнего – как ________________________.

5. Кого распяли со Христом? ________________________________________.

6. О чём молился Христос во время казни? ____________________________________

________________________________________________________________________.

7. Какой праздник называют праздником праздников и торжеством торжеств?

________________________________________________________________.

8. Как готовятся к этому Великому празднику? ________________________________________________________________________,

9. В течении скольких дней являлся Христос ученикам после Своего Воскресения?

_______________.

10. Что произошло на горе Елеонской? ________________________________________

________________________________________________________________,

11. В каких поступках дети – христиане выражали свою любовь ко Христу (подчеркни):

В непослушании родителям,

в добрых делах милосердия нуждающимся,

в терпеливом перенесении неприятностей,

в лености в школьных занятиях,

в прилежности при выполнении требований учителя,

в хвастовстве своими успехами,

в терпеливой настойчивости при решении трудной задачи,

в требованиях родителям о покупке новых вещей,

в радовании чужим неудачам,

в стойкости исповедания христианской веры.

12. Подчеркни, как поступил бы христианин, обладающий добродетелью «умеренность»

Смотрел по телевизору все подряд передачи. Съедал одну конфету. Съедал коробку конфет. Гулял до позднего вечера. Смотрел передачи о природе, или о науке, или об истории. Гулял после школы час для отдыха. Ежедневно ходил в гости

13 * Назови полные, принятые Церковью, имена святых:

  • святой великомученик ................................. Победоносец;

  • святитель .............................. Чудотворец;

  • святые благоверные князья ........................... Донской,................................ Невский;

  • преподобный ................................... Радонежский;

  • святая блаженная .............................. Петербургская.

14* Вставьте пропущенные слова:

    • «собор Василия .......................................»,

    • «Троице-Сергиева и Киево-Печерская ……………………………..»,

    • «Владимирская................................ Божией Матери»,

    • «русский иконописец преподобный Андрей ...................................».





hello_html_m4d466bb7.png

10


Рабочая программа по ОПК
  • Начальные классы
Описание:

 

Пояснительная записка

 

   Данная рабочая программа является приложением к основной общеобразовательной программе начального общего образования.

Рабочая программа по предмету «Православная культура» для 3 класса на 2013 – 2014  учебный год разработана на основе авторской программы Л.Л.Шевченко «Православная культура»// Концепция и программы учебного предмета, 1-11 годы обучения– М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2008.

Предмет «Православная культура» рассматривается как историко-культурологический и носит светский характер, содержание образования по предмету «Православная культура» соответствует нормативно-правовым требованиям законодательства Российской Федерации в области образования и опирается на основные принципы Концепции модернизации отечественного образования.

         Цели рабочей программы:

      обеспечение возможности и необходимости широкого ознакомления учащихся с религией, многообразием религиозных феноменов, их ролью в истории, культуре и современной жизни человечества, отдельных стран и народов;

      достижение высокого уровня культуры, широты кругозора, полноты усвоения духовно-нравственных ценностей, накопленных человечеством, в том числе принципов мировоззренческой, религиозной и национальной терпимости.

        Задачи:

- воспитание гражданственности, патриотизма, культуры межнационального общения, толерантности, любви к Родине, семье и согражданам;

- содействие формированию нравственной, эстетической, правовой, экологической культуры учащихся;

- формирование культурологической компетентности учащихся общеобразовательной школы в области знаний об истории традиционной православной культуры России в историческом прошлом и в современности;

- выработка высокого ценностного отношения к духовному, историческому и культурному наследию русского и других народов России;

- воспитание уважения к предкам, историческому прошлому нашей страны и государства, народов России как основы просвещенного российского патриотизма и гражданственности.

- выработка учащимися навыков добросовестного отношения к труду.

Автор Полупанова Алла Алексеевна
Дата добавления 03.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 1376
Номер материала 23591
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓