Главная / Начальные классы / Рабочая программа по окружающему миру (3 класс)

Рабочая программа по окружающему миру (3 класс)

Раздел I. Пояснительная записка

Данная рабочая программа по окружающему миру разработана в соответствии со ст.14.п.5, ст.15.п.1, ст.32.п.2, пп.6,7 Закона Российской Федерации «Об образовании», Уставом школы, с основной образовательной программой начального общего образования. Для разработки учебной программы были использованы следующие материалы:

Федеральный государственный стандарт начального общего образования,

Примерная программа по окружающему миру,

Авторская программа О.Т.Поглазова «Окружающий мир» 1-4 классы, утвержденная МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования.

Основными целями изучения курса «Окружающий мир» являются:

- формирование у младших школьников целостной картины природного и социокультурного мира, экологической и культурологической грамотности, нравственно-этических и безопасных норм взаимодействия с природой и людьми;

- воспитание гармонично развитой, духовно-нравственной личности, любящей своё Отечество, осознающей свою принадлежность к нему, уважающей образ жизни, нравы и традиции народов, его населяющих;

- личности, стремящейся активно участвовать в природоохранной, здоровьесберегающей и творческой деятельности.

При этом решаются следующие задачи:

- развивающие: развитие познавательной активности и самостоятельности в получении знаний об окружающем мире, социализация ребёнка, развитие личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий;

- образовательные: ознакомление с взаимосвязями человека и природы, человека и общества, усвоение учащимися знаний об объектах, явлениях, закономерностях и взаимосвязях окружающего мира, освоение общенаучных и специфических методов познания окружающего мира и разных видов учебной деятельности, формирование информационной культуры (знание разных источников информации, умение отбирать нужную информацию, систематизировать её и представлять);

- воспитательные: воспитание любви к природе и своему Отечеству, бережного отношения ко всему живому на Земле, сознательного отношения к своему здоровью и здоровью других людей, уважения к прошлому своих предков и желания сохранять культурное и историческое наследие; формирование навыков безопасного, культурного, экологически грамотного, нравственного поведения в природе, в быту, в обществе.

Основные содержательные линии предмета «Окружающий мир» определены Стандартом начального общего образования второго поколения и представлены в примерной программе содержательными блоками: «Человек и природа», «Человек и общество», «Правила безопасной жизни».

Основной особенностью содержания курса «Окружающий мир» является его интегративный характер. В едином курсе объединяются знания о природе, человеке, обществе, важнейших событиях в истории российского государства. Человек предстаёт перед учениками как биосоциальное существо, часть живой природы и член общества: член семьи, коллектива учеников, сообщества жителей родного края, гражданин государства. Это позволяет объединить в едином курсе знания о природе и социальной действительности, что создаёт условия для формирования у учащихся необходимых обществу нравственных и мировоззренческих убеждений. В содержание интегрируются на доступном данному возрасту уровне обществоведческие, исторические, физические, химические, биологические, географические, астрономические, экологические знания, что позволяет осуществить очень важную пропедевтическую роль курса для дальнейшего изучения предметов естественного и гуманитарного циклов в основной школе.

Интегрированный курс «Окружающий мир» предоставляет широкие возможности для реализации межпредметных связей всех предметных линий начальной школы. В процессе его изучения учащиеся могут объединять информацию, используемую в разных дисциплинах, разные способы и средства её отображения: в слове, в естественнонаучном, историческом, математическом понятии, в рисунке, в мелодии, в рукотворном изделии, расширяя и углубляя представления об объектах и явлениях окружающего мира.

Представление целостной картины мира, раскрытие общих взаимосвязей её компонентов, обучение разным способам познания мира развивает познавательный интерес ученика, его интеллектуальные и творческие способности, эмоционально-эстетическое восприятие мира природы и культуры.

Курс создаёт содержательную базу и для формирования универсальных учебных действий: регулятивных, познавательных, коммуникативных. В процессе изучения окружающего мира учащиеся осуществляют поиск информации из разных источников и её обработку (запись, обобщение, структурирование, презентацию в разных формах, вербальной и наглядной); планируют и выполняют небольшие исследования по выявлению свойств, причинно-следственных связей, последовательности протекания природных и социальных процессов и др. При этом выполняются все компоненты учебной деятельности: постановка задачи, планирование действий по её решению, оценивание результатов действий, формулировка выводов. Одновременно школьники учатся сотрудничать с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в малых и больших группах, осваивают различные способы взаимной помощи партнёрам по общению.

В процессе изучения курса, учащиеся ведут наблюдения за природными объектами и явлениями, экспериментируют с использованием лабораторного оборудования, выполняют практические работы, учатся работать с готовыми моделями (глобус, карта, плоскостные, объёмные и рельефные модели форм суши, муляжи грибов и др.), создают собственные простые модели. При этом, учитывая возрастные особенности младших школьников, соблюдается разумный баланс эмпирического и теоретического способов познания окружающего мира.

Анализируя информацию о природных объектах, выявляя их существенные признаки, объединяя в группы, учащиеся овладевают приёмами умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.), осваивают метод классификации - один из основных способов упорядочивания информации об окружающем мире.

Формированию универсальных учебных умений способствует и проектная деятельность учащихся, осуществляемая в урочное и во внеурочное время. Учащиеся осуществляют поиск информации из разных источников, учатся объединять знания из разных образовательных областей, обобщать их представлять в разных формах (вербальной и наглядной). Участие в проектной работе способствует самореализации и самовыражению учащихся, развивает их личностные качества.

Таким образом, в основе отбора и структурирования учебного содержания, формы его предъявления лежит системно-деятельностный подход, ориентированный на гармоничное развитие и духовно-нравственное воспитание младшего школьника. Учащиеся усваивают и используют предметные знания и умения, универсальные учебные действия в ходе решения учебно-познавательных, учебно-практических задач, обсуждая проблемы гармоничного взаимодействия человека и природы, человека и общества. Формируется личность, действующая согласно нравственным ценностям, принятым в обществе; любящая свою Родину, уважающая образ жизни, нравы и традиции народов, её населяющих; ценящая опыт предшествующих поколений, желающая беречь культурное и историческое наследие предков; интеллектуально развития личность, проявляющая интерес к знаниям, способная добывать их и применять в учебных ситуациях и повседневной жизни, владеющая универсальными коммуникативными, регулятивными, познавательными учебными действиями для успешного продолжения обучения в основной школе.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

  • Мир многогранен, интересен и всё время изменяется – необходимо наблюдать и познавать его. Наука, искусство, религия, как способы познания человеком самого себя, природы и общества.

  • Природа жизненно необходима и ранима – нужно знать об этом и беречь её красоту и гармонию. Природа планеты - общее достояние человечества, её сохранение - важнейшая задача всех народов Земли.

  • В мире и в России живут разные народы – надо уважать их обычаи и традиции, жить с ними в дружбе и согласии. Опыт человечества и предков богат и пригодится в жизни – следует изучать и уважать его.

  • Личность, уважающая ценности семьи и общества, любящая своё Отечество, хранящая традиции своих предков, готовая к сотрудничеству со сверстниками и взрослыми, адекватно ориентирующаяся в современном конфликтном, динамично меняющемся мире, свободно выбирающая собственную жизненную позицию и уважающая мнения других, – основа жизнеспособности, духовно-нравственной консолидации, развития и благополучия российского общества.

Место учебного предмета в учебном плане

На изучение курса «Окружающий мир» в 3 классе начальной школы отводится 2 ч в неделю. Программа рассчитана на 68 ч (34 учебных недель).



Раздел II. Учебно-тематический план


Содержание программного материала

Количество часов

1

Разнообразие изменений в окружающем мире

2

Сезонные изменения в природе

12 ч

3

Тела и вещества, их свойства

14ч

4

Сезонные изменения в природе. Зима.

5

Организм человека и его здоровье

12 ч


Сезонные изменения. Весна.

6

Развитие животных и растений

9 ч

7

Изменение быта и культуры наших предков

11 ч


Итого


68 часов



Раздел III.Содержание программы (68 часов)

Разнообразие изменений в окружающем мире

Изменение положения Солнца на небе и длительности светового дня в течение года как причина изменений в неживой и живой природе. Календарное и астрономическое начало сезонов, особые дни года: 21 марта, 22 июня, 23 сентября, 22 декабря. Отличие годового календаря земледельца, составленного нашими предками, от современного календаря. Атмосферные явления (облачность, осадки, радуга, ветер), наблюдения за ними, их условные обозначения. Погода и её составляющие: температура воздуха, состояние облачности, осадки, скорость ветра. Термометр. Измерение температуры воздуха. Общее представление о чрезвычайных погодных явлениях (гроза, ураган, цунами и др.). Правила безопасного поведения во время грозы. Прогноз погоды и его важность для жизнедеятельности человека. Профессия метеоролога. Современная метеослужба.

Осенние изменения в природе

Сезонные явления в природе. Осенние месяцы. Осенние изменения в неживой и живой природе (снижение высоты солнца над горизонтом, уменьшение продолжительности дня, похолодание, заморозки, дожди, изменение окраски листьев, листопад, перелёты птиц, линька животных). Осенние заботы в жизни человека. Осень в жизни наших предков, их повседневные заботы, традиции, обычаи, праздники. Времена года в произведениях литературы и искусства.

Тела и вещества, их свойства

Понятия «тело» и «вещество». Разнообразие тел и веществ. Свойства веществ. Твёрдое, жидкое, газообразное состояния вещества. Общее представление о строении веществ, их мельчайших частицах. Увеличительные приборы (лупа, микроскоп), открытия, сделанные с их помощью. Клеточное строение живых организмов. Простейшие, бактерии. Защита организма от болезнетворных бактерий.

Воздух и его значение для живых существ. Физические свойства воздуха, его состав. Воздух - смесь газов (азот, кислород, углекислый газ и другие газы). Примеси в воздухе. Источники загрязнения воздуха. Вода в природе, её значение для всего живого. Физические свойства воды. Вода - растворитель. Твёрдое, жидкое, газообразное состояния воды (лёд, вода, пар). Процессы перехода воды из одного состояния в другое. Образование тумана, росы, инея, изморози.

Круговорот воды в природе. Источники загрязнения воды, меры по охране её чистоты. Очистка воды в природе, в быту, в городе. Необходимость бережного использования воды.

Почва и её значение для живого. Как образуется почва. Состав почвы. Плодородие почвы - главное отличие от горной породы. Взаимосвязь растений и почвенных животных.

Обитатели почвы - участники круговорота веществ в ней. Разрушение почвы водой, ветрами, в результате деятельности человека. Меры по охране почвы от разрушения и загрязнения. Правила гигиены при работе с почвой. Старинный и современный способы возделывания почвы и сохранения её плодородия.

Зимние изменения в природе и в жизни человека

Изменения в неживой и живой природе в зимние месяцы: низкое положение солнца над горизонтом, короткая продолжительность дня; мороз, снегопад, снеговой покров, ледостав, изморозь. Зимний период в жизни

Организм человека и его здоровье

Ценность здоровья и здорового образа жизни. Науки, изучающие организм человека и условия сохранения его здоровья. Общее представление об организме человека, его внешних и внутренних органах, о дыхательной, опорно-двигательной, пищеварительной, кровеносной, выделительной, нервной системах. Рождение и развитие человека. Основные части скелета человека, их назначение. Свойства костей и функции суставов. Важность правильной осанки, предупреждения искривления позвоночника. Мышцы, их назначение. Важность укрепления и тренировки мышц. Первая помощь при переломах, растяжении связок. Органы дыхания. Газообмен в лёгких. Инфекционные и простудные заболевания органов дыхания, их предупреждение. Вред табачного дыма, воздействие ядовитых газов на органы дыхания. Важность пребывания на свежем воздухе. Органы кровообращения: сердце, кровеносные сосуды. Необходимость тренировки и бережного отношения к сердцу. Пульс, его измерение. Кровь и её роль в организме.

обморожениях и ожогах. Нервная система, её значение для организма. Роль головного и спинного мозга. Что такое память, какой она бывает. Роль природы в сохранении и укреплении нервной системы. Органы чувств, их гигиена. Предупреждение заболеваний органов зрения, слуха, вкуса, обоняния, осязания. Элементарные представления о строении органов чувств. Личная ответственность за состояние своего здоровья и здоровья окружающих людей. Уважительное отношение к людям с нарушениями здоровья и забота о них. Традиционная пища, отношение к курению, способы закаливания и лечения наших предков. Изменения в неживой и живой природе весной: более высокое положение солнца над горизонтом, увеличение продолжительности дня; повышение температуры воздуха, таяние снега и льда, сокодвижение в стеблях растений, развёртывание листьев, первоцветы.

Развитие животных и растений

Многообразие животных. Условия, необходимые для роста и развития животных. Размножение разных фупп животных. Стадии развития птиц, насекомых, рыб, земноводных. Важность знаний о стадиях развития животных.

Многообразие растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые). Условия, необходимые для роста и развития растений (влага, тепло, воздух, свет, минеральные вещества). Теплолюбивые и холодостойкие, светолюбивые и теневыносливые, влаголюбивые и засухоустойчивые растения. Общее представление о растении как о живом организме. Органы цветкового растения. Значение корневой системы, листьев, стебля, цветка для растения.

Изменение быта и культуры наших предков

Наука история. Важность исторических знаний для людей. Вещественные, устные и письменные исторические источники. Значение археологических раскопок. Родной язык и народный фольклор как источники знаний о быте и культуре народа.

Старинный уклад жизни наших предков. Природа в их жизни и верованиях. Собирательство, охота, рыболовство, бортничество. Начало земледелия и животноводства. Народы, населяющие регион, некоторые их обычаи и характерные особенности быта. Повседневные заботы, обряды, обычаи в течение года. Жизнь на селе в старину. Жилища наших предков. Устройство старинной избы. Домашняя утварь. Занятия сельских жителей. Традиции семьи, воспитание детей. Возникновение городов на Руси. Старинный город-крепость. Знаменитые старинные города. Исторические центры современных городов - архитектурные памятники России. Занятия горожан в старину. Гончарное, кузнечное дело, художественная роспись и другие ремёсла наших предков. Значение дерева в жизни наших предков. Деревянное зодчество. Знаменитые памятники деревянного зодчества. Жилища, народные промыслы и ремёсла коренных жителей родного фая. Памятники старины, сохранившиеся в родном краю. Развитие торговли на Руси. Занятия купцов. Товарообмен. Появление денег. Старинные и современные деньги. Одежда сельских и городских жителей в старину.






Раздел IV.

Календарно-тематическое планирование

уроков окружающего мира в 3 классе

п/п

Тема

Тип урока

Дата

Формируемые УУД

Повторение

(подготовка к РЭ)

Домашнее задание

Вид контроля

При

ме

чания

По плану

Факт.

Разнообразие изменений в окружающем мире - 8часов

1

Земля – наш общий дом


УУНЗ

2.09


Регулятивные

Умение ставить и принимать учебно-познавательные задачи, выбирать способ и планировать их решение, оценивать результаты учебного труда. Умение извлекать нужную информацию из текста, иллюстраций, схем.

Умение объединять объекты в группы по общим существенным признакам.

Познавательные

Познавательный интерес к наблюдению изменений в окружающем мире. Умение извлекать нужную информацию из текста, иллюстрации, из дополнительной литературы, Интернета.

Умение принимать и решать познавательные и учебные задачи,

умение выполнять проектную работу





Умение извлекать информацию из рисунка-схемы, заданную в явном и неявном виде.

Личностные

Сотрудничать при решении учебных задач, вступать в общение, выражать и отстаивать свою точку зрения, прислушиваться и принимать точку зрения другого

Объекты живой и неживой природы.

с. 8–13 тест № 1, работа № 1.




Фронтальная беседа


2

Разнообразие изменений в природе и в жизни людей


КУ

4.09


Объекты живой и неживой природы.

с. 14–21;

Рабочая тетрадь – с. 3, задания 3, 4.

Фронтальная беседа


3

Времена года

КУ

9.09


Изменения, происходящие в природе и жизни людей.

с. 22-26; Рабочая тетрадь – с. 4–5, задания 5, 7.

Индивидуальный опрос.


4

Старинный календарь


КУ

11.09


Признаки времен года.

с. 27–29;

Рабочая тетрадь – с. 4–5, задания 6, 8, 9.

Творческое выступление


5

Атмосферные явления и погода


УУНЗ

16.09


Как образуются облака. Что такое осадки?

с. 30–35;

Рабочая тетрадь – с. 6-7, задания 10–15.

Текущий контроль


6

Температура и её измерение


УУНЗ

18.09


Правила пользования термометром.

с. 36–39;

Рабочая тетрадь – с. 8–9, задания 16 – 21.

Фронтальная беседа. Работа в парах.


7

Прогноз погоды.

Тестовые задания - с.41–44, работа №2

УСОЗУ

23.09


Приметы плохой и хорошей погоды.

с. 40–44;

Рабочая тетрадь – с. 10-11, задания 22-25;


Самостоя тельная работа


8

Необычные атмосферные явления.


КУ

25.09


Как вести себя во время грозы.

с. 45 – 50;

Рабочая тетрадь – с. 11, задания 26-28;

Тестовые задания - с. 15–20, тест № 2, с. 25-28, работа с текстом.

Фронтальная беседа. Работа в парах.


Сезонные изменения в природе (12 часов) ( Осень - 4часа, зима-5часов, весна-3часа)

9

9. Экскурсия. Наблюдение осенних изменений в природе и жизни людей


Урок-экскурсия

30.09


Личностные

Умение представлять информацию, полученную в результате наблюдений в разных формах. Коммуникативные

Умение сотрудничать в группе.

Познавательные Познавательный интерес к наблюдению сезонных изменений в природе, наглядно-образное и логическое мышление,



Фронтальная беседа.


10

Осень в природе

Тестовые задания - с. 35–38, работа № 3.

КУ

2.10


Установление связи живой и неживой природы.

с. 51–62;

Рабочая тетрадь – с. 12–15

Самостоятельная работа


11

Осенние заботы

КУ

7.10


Установление связи живой и неживой природы.

с. 51–62;

Рабочая тетрадь – с. 12–15, задания 1–9, с. 16, задание 11;

с. 21, задания 21-24;


Фронтальная беседа.


12

Осенняя пора в жизни людей. Осень в жизни наших предков

Тестовые задания - с. 29–34, тест № 3.


УСОЗУ

9.10


Жизнедеятельность людей в разные времена года.

с. 63- 70


Текущий контроль


Тела и вещества, их свойства - 14 часов

13

Тело и вещество. Три состояния вещества


УУНЗ

14.10


Регулятивные

Умение ставить задачу, выбирать способ её решения, планировать и корректировать свои действия.

Оценивать своё знание и незнание, ставить познавательную задачу, высказывать предположения и проверять их по учебному тексту.

Коммуникативные Участвовать в коллективном обсуждении вопросов, делать умозаключения.

Умение высказывать предположения и находить их доказательства разными способами.

Познавательные

Умение характеризовать наблюдаемое, сравнивать, классифицировать, подводить под понятие.

Наблюдательность, логическое, экологическое мышление.

Умение работать с моделями, схемами, диаграммами.

Выполнять умственные действия: анализировать, сравнивать, обобщать полученную информацию.




Разные состояния веществ.

с. 71-73;

Рабочая тетрадь – с. 22-23, задания 1-4.

Фронтальный опрос


14

Строение вещества

Тестовые задания – с. 45-48, тестовая работа № 4.

КУ

16.10



с. 74–77;

Рабочая тетрадь – с. 23, задания 5-7, с. 24, задание 10.


Текущий контроль


15

Удивительные открытия

Тестовые задания – с. 39-44, тест № 4.


КУ

21.10


Способы борьбы с бактериями.

с. 78–85;

Рабочая тетрадь – с. 24-25задания 8, 9, 11-14.


Текущий контроль


16

Воздух и его состав


Урок-исследование

24.10


Значение воздуха для жизни.

с. 86–89;

Рабочая тетрадь – с. 26, задания 15-17.


Фронтальный опрос


17

Свойства воздуха


УСОЗУ

28.10


Значение воздуха для жизни.

с. 90-91;

Рабочая тетрадь – с. 27-28, задания 18-20.


Творческая работа.

Работа в группах.


18

Как используют воздух


УКЗУ

30.10


Значение воздуха для жизни.

с. 92-94;

Рабочая тетрадь – с. 28-29, задания 21-22.

Индивидуальный опрос. Работа в парах.


19

Вода и её свойства


Урок-исследование.

11.11


Свойства воды.

с. 95-99;

Рабочая тетрадь – с. 30-32, задания 23-29.


Фронтальная беседа.


20

Очистка воды


УУНЗ

13.11


Свойства воды.

с. 100-101;

Рабочая тетрадь – с. 33


Фронтальная беседа.


21

Превращения воды


УСОЗУ

18.11


Три состояния воды.

с. 102-106;

Рабочая тетрадь – с. 34-36, задания 32-37

Текущий контроль


22

Круговорот воды в природе


УСОЗУ

20.11


Движение капельки воды из океана.

с. 107-109;

Рабочая тетрадь – с. 37-39, задания 38-41

Практическая работа


23

Обобщающий урок «Свойства воздуха и воды»

тест № 5

УКЗУ

25.11



с. 86-109;


Текущий контроль


24

Почва, её состав и свойства


УУНЗ

27.11


Растворимые и нерастворимые вещества.

– с. 110-114;

Рабочая тетрадь – с. 40-42, задания 42-46.


Фронтальный опрос .

Работа в парах


25

Обитатели почвы


УКПЗУ

2.12


Правила гигиены при работе с почвой.

с. 115-117;

Рабочая тетрадь – с. 43, задания 47-49,

с. 46-47, задание 54

Фронтальный опрос .



26

Почва – кормилица


УАЗУ

4.12



Факторы плодородия почвы.

с. 118-121;

Рабочая тетрадь – с. 44-45 задания 50-53.


Фронтальный опрос .

Работа в парах


27

Обобщающий урок по теме «Тела и вещества»


УСОЗУ

9.12


Источники загрязнения воздуха, воды, почвы.

Тестовые задания – с. 61-68, тест № 6,

работа № 6.


Фронтальный опрос

Самостоятель

ная работа.


Сезонные изменения в природе. Зима – 5 часов

28

Экскурсия. Наблюдение зимних изменений в природе и жизни людей


Урок- экскурсия

11.12


Регулятивные

Умение ставить и принимать учебно-познавательные задачи, выбирать способ и планировать их решение, оценивать результаты учебного труда. Умение извлекать нужную информацию из текста, иллюстраций, схем.

Умение объединять объекты в группы по общим существенным признакам.

Познавательные

Познавательный интерес к наблюдению изменений в окружающем мире. Умение извлекать нужную информацию из текста, иллюстрации, из дополнительной литературы, Интернета.

Умение принимать и решать познавательные и учебные задачи,

умение выполнять проектную работу

Умение извлекать информацию из рисунка-схемы, заданную в явном и неявном виде.

Личностные

Сотрудничать при решении учебных задач, вступать в общение, выражать и отстаивать свою точку зрения, прислушиваться и принимать точку зрения другого

Коммуникативные Участвовать в коллективном обсуждении вопросов, делать умозаключения.

Умение высказывать предположения и находить их доказательства разными способами.




наблюдение


29

Зимние явления в неживой природе

УУНЗ

16.12


Движение Земли относительно Солнца и его связь со сменой времен года.

с. 123–131;

Рабочая тетрадь – с. 48–51, задания 1–8.


Фронтальная беседа.


30

Как зимуют растения


КУ

18.12


Связь между живой и неживой природой.

с. 132–138;

Рабочая тетрадь – с. 51–53

Фронтальный опрос .

Работа в парах


31

Зимняя пора в жизни животных


КУ

23.12


Связь между живой и неживой природой

с. 139–148;

Рабочая.


Фронтальный опрос .



32

Обобщающий урок. Январь – середина зимы

Тестовые задания – с. 65-72, тест № 7, работа № 7.


УСОЗУ

25.12


Связь между живой и неживой природой

с. 149


Фронтальный опрос

Самостоятельная работа.


33

Как зимовали наши предки


УСОЗУ

30.12


Связь между живой и неживой природой

с. 150 - 156;

Рабочая тетрадь – с. 59, задания 20, 21.

Фронтальный опрос.

Творческие выступления.



Организм человека и его здоровье - 12часов

34

Организм человека


УУНЗ

13.01


Коммуникативные Участвовать в коллективном обсуждении вопросов, делать умозаключения.

Умение высказывать предположения и находить их доказательства разными способами.

Регулятивные

Умение ставить и принимать учебно-познавательные задачи, выбирать способ и планировать их решение, оценивать результаты учебного труда. Умение извлекать нужную информацию из текста, иллюстраций, схем.

Умение объединять объекты в группы по общим существенным признакам.

Познавательные

Познавательный интерес к наблюдению изменений в окружающем мире. Умение извлекать нужную информацию из текста, иллюстрации, из дополнительной литературы, Интернета.

Умение принимать и решать познавательные и учебные задачи,

умение выполнять проектную работу

Умение извлекать информацию из рисунка-схемы, заданную в явном и неявном виде.

Личностные

Сотрудничать при решении учебных задач, вступать в общение, выражать и отстаивать свою точку зрения, прислушиваться и принимать точку зрения другого

Основные внутренние органы человека.

Учебник (2 часть) – с. 6-12;

Рабочая тетрадь №2 – с. 2,3 задания 1-5.


Фронтальная беседа.


35

Надёжная опора и защита


КУ

15.01


Основные функции опорно-двигательного аппарата

с. 13-20;

Рабочая тетрадь – с. 3-4, задание 6

Творческие выступления.



36

Мышцы, их разнообразие и функции


КУ

20.01


Работа мышц

с. 21–23;

Рабочая тетрадь – с. 5


Фронтальный опрос.



37

Органы дыхания


УУНЗ

22.01


Как и зачем мы дышим.

с. 24–27;

Рабочая


Фронтальный опрос.



38

Кровеносная система


УУНЗ

27.01


Органы кровообращения.

с. 28–33;

Рабочая тетрадь – с. 7, задания 13-15.

Фронтальный опрос.



39

Питание. Органы пищеварения


Урок-исследование

29.01


Гигиенические навыки по уходу за органами пищеварения.

с. 34–40;

Рабочая тетрадь – с. 8-12, задания 16-24

Фронтальный опрос .

Работа в группах.


40

Питание. Органы пищеварения


КУ

3.02



с. 34–40;

Рабочая тетрадь – с. 8-12, задания 16-24

Фронтальный опрос.



41

Органы очистки организма

Тестовые задания - с. 83–86, работа № 8.


УСОЗУ

5.02


Гигиенические навыки по уходу за органами

выделения

с. 41–45;

Рабочая тетрадь – с. 13, задания 25-27;


Практическая работа


42

Нервная система и её роль в организме


УУНЗ

10.02


Значение сна, отдыха для жизнедеятельности человека.

с. 47-51;

Рабочая тетрадь – с. 14-15, задания 28-30.

Фронтальный опрос.



43

Органы чувств.


12.02


Значение органов чувств для жизнедеятельности человека

с. 52-60;

Рабочая тетрадь – с.16




44

Органы чувств


17.02




45

Как лечились наши предки

УУНЗ

19.02


Правила личной гигиены для сохранения здоровья

С61-64, рабочая тетрадь с. 17

Фронтальный опрос.



Сезонные изменения. Весна – 3 часа

46

Экскурсия. Наблюдение весенних изменений в природе и жизни людей


Экскурсия

24.02


Коммуникативные Участвовать в коллективном обсуждении вопросов, делать умозаключения.

Умение высказывать предположения и находить их доказательства разными способами.

Регулятивные

Умение ставить и принимать учебно-познавательные задачи, выбирать способ и планировать их решение, оценивать результаты учебного труда. Умение извлекать нужную информацию из текста, иллюстраций, схем.

Умение объединять объекты в группы по общим существенным признакам.

Познавательные

Познавательный интерес к наблюдению изменений в окружающем мире. Умение извлекать нужную информацию из текста, иллюстрации, из дополнительной литературы, Интернета.

Умение принимать и решать познавательные и учебные задачи,

умение выполнять проектную работу

Умение извлекать информацию из рисунка-схемы, заданную в явном и неявном виде.

Личностные

Сотрудничать при решении учебных задач, вступать в общение, выражать и отстаивать свою точку зрения, прислушиваться и принимать точку зрения другого


с. 65-69.

Рабочая тетрадь – с. 20, задания 1–4.


наблюдение


47

Как провожали зиму наши предки


УСОЗУ

26.02



с. 70-72;

Рабочая тетрадь – с. 21, задания 5-7.


Творческие выступления.



48

Весна воды, тепла, цвета

Тестовые задания – с. 109-112, работа № 11


УСОЗУ

3.03






Развитие растений и животных.– 9 часов

49

Размножение животных разных групп. Развитие птиц


УУНЗ

5.03


Коммуникативные Участвовать в коллективном обсуждении вопросов, делать умозаключения.

Умение высказывать предположения и находить их доказательства разными способами.

Регулятивные

Умение ставить и принимать учебно-познавательные задачи, выбирать способ и планировать их решение, оценивать результаты учебного труда. Умение извлекать нужную информацию из текста, иллюстраций, схем.

Умение объединять объекты в группы по общим существенным признакам.

Познавательные

Познавательный интерес к наблюдению изменений в окружающем мире. Умение извлекать нужную информацию из текста, иллюстрации, из дополнительной литературы, Интернета.

Умение принимать и решать познавательные и учебные задачи,

умение выполнять проектную работу

Умение извлекать информацию из рисунка-схемы, заданную в явном и неявном виде.

Личностные

Сотрудничать при решении учебных задач, вступать в общение, выражать и отстаивать свою точку зрения, прислушиваться и принимать точку зрения другого


с. 73-75;

Рабочая тетрадь – с. 22, задания 8, 9.

Текущий контроль


50

Развитие рыб и земноводных


УУНЗ

10.03


Сходства в развитии рыбы и лягушки.

с. 76-77;




Фронтальная беседа


51

Стадии развития насекомых


УУНЗ

12.03



с. 78-80;


Фронтальный опрос .



52

Разнообразие растений.


УКПЗУ

17.03



с. 81-83;

Рабочая тетрадь – с. 24, 25, задания 13, 14.


Фронтальный опрос .



53

Растение – живой организм. Развитие семени цветкового растения


УУНЗ

19.03



с. 84-85;

Рабочая тетрадь – с. 26, 27, задания 15 – 21.


Фронтальная беседа


54

Корни и стебли растений




УУНЗ

31.03



с. 86-91;

Рабочая тетрадь – с. 29-33, задания 22, 23, 26-29.


Фронтальная беседа


55

Разнообразие листьев растений, их функции. Значение растений для живой природы

УСОЗУ

2.04


Признаки растений

с. 92–96;

Рабочая тетрадь – с. 33-35, задания 30-34.


Творческие выступления.



56

Цветок, его роль в жизни растений

КУ

7.04


Части цветка

с. 36-37


Фронтальный опрос .



57

Способы размножения растений




УКЗУ

9.04


Части цветка

с. 101–103;


Самостоятельная работа


Изменение быта и культуры наших предков – 11 часов

58

Наука история, исторические источники


УУНЗ

14.04


Коммуникативные Участвовать в коллективном обсуждении вопросов, делать умозаключения.

Умение высказывать предположения и находить их доказательства разными способами.

Регулятивные

Умение ставить и принимать учебно-познавательные задачи, выбирать способ и планировать их решение, оценивать результаты учебного труда. Умение извлекать нужную информацию из текста, иллюстраций, схем.

Умение объединять объекты в группы по общим существенным признакам.

Познавательные

Познавательный интерес к наблюдению изменений в окружающем мире. Умение извлекать нужную информацию из текста, иллюстрации, из дополнительной литературы, Интернета.

Умение принимать и решать познавательные и учебные задачи,

умение выполнять проектную работу

Умение извлекать информацию из рисунка-схемы, заданную в явном и неявном виде.

Личностные

Сотрудничать при решении учебных задач, вступать в общение, выражать и отстаивать свою точку зрения, прислушиваться и принимать точку зрения другого

Чему поклонялись наши предки?

с. 41-42, задания 1-4.


Фронтальная беседа


59

Природа в жизни наших предков


УСОЗУ

16.04


Обычаи и традиции предков

с. 114–121;

Рабочая тетрадь – с. 42-43, задания 5-9.


Творческие выступления.



60

Образ жизни наших предков


КУ

21.04


Жизнь в городе и в селе

№2 – с. 44


Фронтальный опрос .

Работа в группах.


61

Жизнь на селе в давние времена


УСОЗУ

23.04


Предметы быта

с. 45, задания 13, 14, с. 47, задание 18

Творческие выступления.



62

Старинные города


УУНЗ

28.04


Жизнь в городе и в селе

с. 46, 48, задания 15-17, 19, 20.

Творческие выступления.



63

Старинные ремёсла


УУНЗ

30.04


Жизнь в городе и в селе

с.49, 50, задания 21-23.


Фронтальный опрос .



64

Торговое дело на Руси

УУНЗ

5.05


Жизнь в городе и в селе

с.51, 52


Фронтальный опрос .



65

Одежда наших предков


КУ

Урок-путешествие

7.05


Обычаи и традиции предков

с. 147-152;

Рабочая тетрадь - с.52 - 55

Творческие выступления.



66

Как учились дети в старину


КУ

Урок-путешествие

12.05



с. 153-157;

Рабочая тетрадь №2 - с. 55-58

Творческие выступления.



67

Обобщающий урок

Тестовые задания – с. 113-124, тест № 10, работа № 12.


УКЗУ

14.05





с. 113-124

Самостоятельная работа


68

Контрольный урок

Тестовые задания - с. 125-128;

Рабочая тетрадь №2 - с. 59.


УКЗУ

19.05




Итоговый




Раздел V. Планируемые результаты освоения предмета

В результате поисковой, экспериментальной, исследовательской деятельности у учеников 3 класса сформируются не только предметные знания и умения, но и универсальные учебные умения, коммуникативные, регулятивные, познавательные.

Личностные универсальные учебные действия

У третьеклассника будут сформированы:

- положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений, стремление преодолевать возникающие затруднения;

- готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя, родителей;

- осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества, ориентация на проявление доброго отношения к людям, уважения к их труду, на участие в совместных делах, на помощь людям, в том числе сверстникам;

- умение выделять нравственный аспект поведения, соотносить поступки с принятыми в обществе морально-этическими принципами;

- навыки безопасного, экологически грамотного, нравственного поведения в природе, в быту, в обществе;

- понимание важности бережного отношения к своему здоровью;

- понимание ценности семьи в жизни человека и важности заботливого отношения между её членами;

- осознание себя как гражданина своего Отечества, обретение чувства любви к родной стране, к её природе, культуре, интереса к её истории, уважительное отношение к другим странам, народам, их традициям;

- навыки безопасного, экологически грамотного, нравственного поведения в природе' в быту, в обществе.

У третьеклассника могут быть сформированы:

- стремление к саморазвитию, желание открывать новое знание, новые способы действия, готовность преодолевать учебные затруднения и адекватно оценивать свои успехи и неудачи, умение сотрудничать;

- зарождение элементов гражданского самосознания (российской идентичности), гордости за свою Родину, российский народ, интерес к образу жизни народов, населяющих родной край, уважения к прошлому своих предков, желания продолжить их добрые дела;

- стремление к соблюдению морально-этических норм общения с людьми другой национальности, с нарушениями здоровья;

- эстетическое восприятие природы и объектов культуры, стремление к красоте, желание участвовать в её сохранении;

- осознание личной ответственности за своё здоровье и здоровье окружающих.

Метапредметные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия

Третьеклассник научится:

- организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ (наблюдений, эксперимента, практической работы с гербарием, коллекцией, с контурными картами и др.);

- принимать (ставить) учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий;

- планировать (в сотрудничестве с учителем, с одноклассниками или самостоятельно) свои действия в соответствии с решаемыми учебно-познавательными, учебно-практическими, экспериментальными задачами;

- действовать согласно составленному плану, а также по инструкциям учителя или данным в учебнике, рабочей тетради;

-контролировать выполнение действий, вносить необходимые коррективы (свои и учителя);

- оценивать результаты решения поставленных задач, находить ошибки и способы их устранения.

Третьеклассник получит возможность научиться:

- оценивать своё знание и незнание, умение и неумение, продвижение в овладении тем или иным знанием и умением по изучаемой теме;

- ставить учебно-познавательные задачи перед чтением учебного текста и выполнением разных заданий (перед выполнением наблюдения и опыта, практической работы с гербарием, коллекцией, географической и исторической картой и др.);

- проявлять инициативу в постановке новых задач, предлагать собственные способы решения;

- адекватно оценивать результаты учебной деятельности, осознавать причины неуспеха и обдумывать план восполнения пробелов в знаниях и умениях.

Познавательные универсальные учебные действия

Третьеклассник научится:

-осознавать учебно-познавательную, учебно-практическую, экспериментальную задачи;

- осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных «задач, из материалов учебника (текстов и иллюстраций), рабочей тетради, собственных наблюдений объектов природы и культуры, личного опыта общения с людьми;

-понимать информацию, представленную в вербальной форме, изобразительной, схематической, модельной и др., определять основную и второстепенную информацию;

-применять для решения задач (под руководством учителя) логические действия анализа, сравнения, обобщения, классификации, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений и выводов;

- подводить под понятие (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками) на основе выделения существенных признаков природных объектов;

- целенаправленно наблюдать объекты окружающего мира и описывать их отличительные признаки;

- использовать готовые модели для изучения строения природных объектов и объяснения природных явлений;

- осуществлять кодирование и декодирование информации в знаково-символической форме.

Третьеклассник получит возможность научиться:

- осмысливать цель чтения, выбор вида чтения в зависимости от цели;

- сопоставлять информацию из разных источников, осуществлять выбор дополнительных источников информации для решения исследовательских задач, включая Интернет;

- обобщать и систематизировать информацию, переводить её из одной формы в другую (принятую в словесной форме переводить в изобразительную, схематическую, табличную);

- дополнять готовые информационные объекты (тексты, таблицы, схемы, диаграммы), создавать собственные;

- осуществлять исследовательскую деятельность, участвовать в проектах, выполняемых в рамках урока или внеурочных занятиях.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Третьеклассник научится:

-осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

- аргументированно отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения;

- вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в малых и больших группах, осваивая различные способы взаимной помощи партнёрам по общению;

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, проявлять терпимость по отношению к высказываниям других, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам.

Третьеклассник получит возможность научиться:

- планировать, сотрудничая с взрослыми (учитель, родитель) и сверстниками, общие дела, распределять функции участников и определять способы их взаимодействия;

- проявлять инициативу в поиске и сборе информации для выполнения коллективной работы, желая помочь взрослым и сверстникам;

- уважать позицию партнёра;

-участвовать в проектной деятельности, создавать творческие работы на заданную тему (рисунки, аппликации, модели, небольшие сообщения, презентации).

Предметные результаты

Третьеклассник в результате изучения курса «Окружающий мир» (блок «Человек и природа») научится:

- различать на основе наблюдений, с помощью иллюстраций, учебного текста объекты природы и изделия человека, явления живой и неживой природы, формы суши и виды водоёмов, космические тела (звезда, планета, спутник, созвездие на примере Солнца, Земли, Луны);

- приводить примеры представителей разных групп растений (дикорастущих и культурных, хвойных и лиственных деревьев, кустарников и трав), грибов (съедобных, ядовитых, пластинчатых, трубчатых), животных (зверей, птиц, насекомых, рыб, земноводных, пресмыкающихся);

- описывать, характеризовать изученные природные объекты и явления, называя их существенные признаки, характеризуя особенности внешнего вида (на примере своей местности);

- сравнивать и классифицировать объекты окружающего мира, выявлять их сходства и различия, выделять существенные и несущественные признаки, распределять растения, животных, формы;

-различать части тела зверей, птиц, насекомых, рыб, цветкового растения, части холма, реки;

-различать части тела человека, называть внутренние органы и органы чувств, основные системы органов, объяснять их значение и меры по сохранению их здоровья;

характеризовать признаки времён года, сезонные изменения в живой и неживой природе; условия, необходимые для жизни растений и животных, способы их питания и размножения;

- определять с помощью наблюдений и опытов свойства воздуха, воды, полезных ископаемых, почвы;

-использовать условные знаки для обозначения природных объектов и явлений, для характеристики погодных условий (температуры воздуха, степени облачности, силы и направления ветра);

- объяснять связь движения Земли вокруг своей оси со сменой дня и ночи, обращения Земли вокруг Солнца со сменой времён года;

- объяснять роль растений, животных в природе и в жизни человека;

- находить факты экологического неблагополучия в окружающей среде, оценивать положительное и отрицательное влияние человеческой деятельности на природу, участвовать в природоохранной деятельности (всё на примере своей местности);

- вести наблюдения за объектами живой и неживой природы, сезонными изменениями в природе, погодой, за последовательностью развития из семени цветкового растения;

- выполнять простые опыты, делать выводы по результатам исследования и фиксировать их в предложенной форме;

-исследовать связи растений и животных с неживой природой (на основе наблюдений);

- измерять температуру (воздуха, воды, своего тела);

- выращивать растения одним из способов (из семян, стеблевого черенка, листа).

Третьеклассник получит возможность научиться:

- рассказывать о форме и движении Земли, об изображении её на карте;

- вести фенологические наблюдения и предсказывать погоду по местным признакам;

- объяснять отличия человека от животных; круговорот веществ и воды в природе; причины разных-климатических условий на Земле, приспособляемость растений и животных к разным природным условиям;

- обобщать и систематизировать полученные знания (информацию из разных источников об изучаемых объектах и природных процессах, результаты наблюдений за объектами природы, результаты эксперимента);

- ставить познавательную задачу перед проведением наблюдения и опыта, подбирать необходимое оборудование и измерительные приборы, планировать ход работы, проводить нужные измерения, фиксировать результаты в предложенной форме (страницы дневника фенологических наблюдений, таблица, схема, рисунок, словесный вывод);

- моделировать природные объекты и явления (дерево, цветковое растение, гриб, гору, реку, круговорот воды в природе и др.);

-участвовать в проектной деятельности (предложенной автором учебника или выбранной самостоятельно), проводя исследования с использованием дополнительной литературы, включая Интернет, собственные наблюдения; презентовать результаты своей работы.

В результате изучения историко-обществоведческого материала (блок «Человек и общество») курса «Окружающий мир» третьеклассник научится:

- воспринимать окружающий мир целостно в единстве природы, человека и общества;

- ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми;

- рассказывать о своей семье, о домашнем хозяйстве, о профессиях членов семьи, о внимательном и заботливом отношении друг к другу, о традициях и реликвиях семьи на основе информации, собранной из собственных наблюдений, по рассказам старших членов семьи, из фотографических альбомов и др.;

- узнавать государственную символику РФ, отличать флаг и герб России от флагов и гербов других стран мира;

- находить на карте Российскую Федерацию, её столицу - город Москву, свой регион и его административный центр;

- понимать, что такое Родина, родной край, малая родина;

- анализировать иллюстрации, сопоставлять их со словесным описанием в тексте, реконструировать исторические события по отражающим их репродукциям картин; описывать (пересказывать) изученные события из истории России;

- объяснять, что такое Конституция;

- различать прошлое и настоящее; соотносить исторические события с датами, конкретную дату с веком; определять последовательность важнейших событий в истории России;

- рассказывать по результатам экскурсий о достопримечательностях, памятных местах, исторических памятниках, известных людях родного города (села, районного центра).

Третьеклассник получит возможность научиться:

- оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников и т.д.); физическую и духовную красоту человека, его поступков; трудолюбие и мастерство;

- соблюдать морально-этические нормы поведения в семье, школе, учреждениях культуры и других общественных местах;

- заботливо относиться к младшим, уважать старших, быть внимательным к людям с нарушением здоровья;

-различать нравственные и безнравственные поступки, давать адекватную оценку своим поступкам;

- объяснять символический смысл цветных полос российского флага, изображений на гербе России, Москвы, своего региона;

-рассказывать по рисункам, схематическому плану об устройстве старинной избы, старинного города, о предметах быта, одежды, о военных действиях известных полководцев (по материалам учебника и экскурсиям в краеведческий, исторический музеи, на местном материале);

- использовать дополнительную литературу (словари, энциклопедии, детскую художественную литературу) с целью поиска ответов на вопросы, извлечения познавательной информации об образе жизни, обычаях и верованиях наших предков, о религиозных и светских праздниках народов, населяющих родной край, для создания собственных устных и письменных сообщений;

- моделировать (по желанию) из бумаги, пластилина, глины и других материалов старинные городища, старинную одежду, предметы быта, военные доспехи дружинников и др.

В результате изучения правил безопасной жизни третьеклассник научится:

- осознавать ценность здоровья и здорового образа жизни;

- оценивать опасность некоторых природных явлений, общения с незнакомыми людьми;

- соблюдать правила личной гигиены, безопасные нормы поведения в школе и других общественных местах;

- соблюдать нормы безопасного и культурного поведения в транспорте и на улицах города;

- объяснять безопасные правила обращения с электричеством, газом, водой;

- составлять и выполнять режим дня.

Третьеклассник получит возможность научиться:

- сохранять здоровье своего организма, его органов чувств;

- следовать правилам здорового образа жизни;

- оказывать первую помощь при лёгких травмах (порез, ушиб, ожог).



Раздел VI. Перечень учебной литературы:


1. Окружающий мир: учебник для 3 класса общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / ОТ. Поглазова, В.Д. Шилин. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2013.

2. Окружающий мир: Рабочие тетради №1 и №2 для учащихся 3 класса общеобразовательных учреждений / ОТ. Поглазова, В.Д. Шилин. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2013Система оценки достижения планируемых результатов освоения предмета



Рабочая программа по окружающему миру (3 класс)
  • Начальные классы
Описание:

Данная рабочая программа по окружающему миру  разработана в соответствии со ст.14.п.5, ст.15.п.1, ст.32.п.2, пп.6,7 Закона Российской Федерации «Об образовании», Уставом школы, с основной образовательной программой начального общего образования.  Для разработки учебной программы были использованы следующие материалы:

Федеральный государственный стандарт начального общего образования,

Примерная программа по окружающему миру,

Авторская  программа О.Т.Поглазова «Окружающий мир»  1-4 классы, утвержденная МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования.

Основными целями изучения курса «Окружающий мир» являются:

- формирование у младших школьников целостной картины природного и социокуль­турного мира, экологической и культурологической грамотности, нравственно-этических и безопасных норм взаимодействия с природой и людьми;

- воспитание гармонично развитой, духовно-нравственной личности, любящей своё Отечество, осознающей свою принадлежность к нему, уважающей образ жизни, нравы и традиции народов, его населяющих;

- личности, стремящейся активно участвовать в природоохранной, здоровьесберегающей и творческой деятельности.

При этом решаются следующие задачи:

- развивающие: развитие познавательной активности и самостоятельности в получе­нии знаний об окружающем мире, социализация ребёнка, развитие личностных, регулятив­ных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий;

- образовательные: ознакомление с взаимосвязями человека и природы, человека и общества, усвоение учащимися знаний об объектах, явлениях, закономерностях и взаимо­связях окружающего мира, освоение общенаучных и специфических методов познания ок­ружающего мира и разных видов учебной деятельности, формирование информационной культуры (знание разных источников информации, умение отбирать нужную информацию, систематизировать её и представлять);

- воспитательные: воспитание любви к природе и своему Отечеству, бережного от­ношения ко всему живому на Земле, сознательного отношения к своему здоровью и здоро­вью других людей, уважения к прошлому своих предков и желания сохранять культурное и историческое наследие; формирование навыков безопасного, культурного, экологически грамотного, нравственного поведения в природе, в быту, в обществе

Автор Иванова Изида Максутовна
Дата добавления 23.12.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 485
Номер материала 11309
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓