Пояснительная записка
Рабочая программа создана на основе следующих нормативных документов:
1)Федеральный документ
государственного образовательного стандарта начального общего образования:
Приказ Минобрнауки России № 373 от 06.10.2009 «Об утверждении и введение в
действие федерального государственного образовательного стандарта начального
образования».
2)Сборник программ
для начальной общеобразовательной школы (система Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова),
Издательство Вита-Пресс г. Москва 2008г.
3) Учебный план «СОШ №12» на 2014-2015 учебный год.
Для реализации данной
программы отводится 66 учебных часов в год, 2 часа в неделю, 33 учебные недели.
Основной целью компонента «Окружающий мир» в системе Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова
является формирование основ научного мышления ребенка в области природы и
социума.
Кроме этого, решаются также следующие задачи:
— первоначальное знакомство ребенка с методами естественных и
социальных наук;
— ориентация ребенка в мире окружающих природных и социальных
явлений (в том числе формирование первоначальных экологических понятий и
представлений, образных представлений о прошлом и настоящем Отечества,
представлений о безопасном и правильном поведении);
— формирование элементарной эрудиции ребенка, его общей культуры;
— воспитание культуры взаимоотношений ребенка с окружающими людьми.
В основе построения программы лежит принцип отбора знаний, умений и
навыков, наиболее актуальных для развития мышления и сознания ребенка этого
возраста, а также для успешного последующего обучения.
В процессе изучения курса «Окружающий мир» развиваются такие
общеучебные умения ребенка, как умение анализировать, выделять существенное,
схематически фиксировать новый опыт, работать с научно-популярным текстом,
творчески подходить к проблемной ситуации.
Естественно - научное знание представляет собой совокупность фактов,
теорий, объясняющих факты, и научного метода, позволяющего получать факты и
строить объяснительные модели. Можно учить детей представлениям или даже
понятиям, входящим в современную научную картину мира, убирая все «строительные
леса», с помощью которых она строилась. Но картина мира все время меняется,
причем особенно быстро в последние годы, а с другой стороны, освоение некоторой
картины мира вовсе не дает возможности ребенку самому поставить и решить
проблему при столкновении с новым, неизвестным явлением.
В предлагаемом курсе учебным предметом является не картина мира, а
сами способы создания этой картины, способы получения знаний о природе.
Основным методом обучения по системе Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова
является решение детьми системы учебных задач.
В курсе «Окружающий мир» основной учебной задачей является открытие эксперимента как способа
проверки выдвинутых предположений. Решение детьми более частных учебных задач,
открывающих способы планирования эксперимента, измерения величин,
представления результатов исследования, построения объяснительной гипотезы как
модели и пр., позволяет конкретизировать понятие экспериментального метода естественных
наук.
Построение этих учебных задач возможно на разнообразном материале из
области физики, химии, биологии, геологии, астрономии и других естественных
наук.
Исходя из этого тематическое содержание подбиралось так, чтобы:
а) на первых этапах работы дети имели дело с наиболее чувственно
богатым материалом, позволяющим расширить опыт их ощущений;
б) у детей сложилась картина мира, максимально близкая к современной
научной картине (мир, в котором все взаимосвязано и непрерывно развивается).
Материал и форма конкретных заданий подобраны с учетом возрастных
особенностей детей. Задания содержат элементы конструирования, рисования,
практических действий и игр. Обращается особое внимание на проведение
практических работ и экскурсий, с одной стороны, и формирование умения
работать с текстами и документами — с другой.
Изучение
предмета «Окружающий мир» способствует формированию общепознавательных
универсальных учебных действий:
- овладению
начальными формами исследовательской деятельности, включая поиска и работы с
информацией;
- формированию
действий замещения и моделирования;
- формированию
логических действий сравнения, подведения под понятия, аналогии, классификации
объектов живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных
характерных свойств; установления причинно - следственных связей в окружающем
мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
(66ч)
1. Постановка проблемы получения знания о
естественных (природных) и искусственных объектах. Природоведение (или
естествознание) — группа наук, изучающих природные (естественные) объекты.
Обществознание — группа наук о человеческом обществе. Способы получения
ответов на вопросы об окружающем нас мире: беседа, чтение, наблюдение.
Использование современных средств получения информации (телевидение,
Интернет).
• Преобразование природы человеком. Искусственное и природное.
• Дикие и домашние животные, дикорастущие и культурные растения.
• Деревья, кустарники и травы. Разнообразие растений.
• Внешнее строение и части растений. Использование растений человеком.7
ч.
2. Наблюдение как способ получения ответов на
вопросы об окружающем нас мире. Анализ ощущений человека.
• Виды ощущений человека: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус.
• Органы чувств человека и животных.5 ч.
3. Свойства
(признаки) объекта наблюдения. Выделение и называние разных свойств объекта
наблюдения. Планирование наблюдений. Описание объекта наблюдения с помощью
ранее составленного плана.
• Архитектурные сооружения Москвы — столицы России — и
Санкт-Петербурга. Их признаки.
• Предметы быта и их признаки.
• Признаки профессий.
• Листья, ветки и кора деревьев, хвойные и лиственные деревья, камни,
грибы съедобные и несъедобные, их признаки.
• Насекомые, домашние животные, птицы. Наблюдаемые признаки и свойства.16ч.
4. Сравнение объектов по выделенному свойству.
Построение рядов объектов по выделенному свойству. Классификация объектов по
выделенному свойству.
• Виды бумаги. Изготовление бумаги. Необходимость экономии бумаги.
• Птичьи клювы. Приспособленность птиц к условиям их жизни.
• Птичьи яйца. Приспособленность птиц к условиям обитания. Охрана
птиц.
• Хвосты животных. Приспособленность животных к условиям обитания.
• Листья деревьев. Разнообразие растений.
• Бабочки. Примеры бабочек, обитающих в России. Предметы быта (мебели,
посуды и пр.).5 ч.
5. Разные
состояния объекта. Их описание и представление с помощью схемы.
• Состояния погоды (ясная, пасмурная, влажная, сухая, жаркая,
холодная).
• Состояния человека (бодрый, усталый, рассеянный, сосредоточенный,
огорченный и пр.).
• Болезненные состояния человека. Примеры классификации заболеваний.16ч.
6. Процесс как
смена состояний объекта. Процессы вокруг нас.
• Химические процессы; горение, его необратимость.
• Жизнь города. Движение транспорта на улицах города. Виды транспорта.
Поведение людей на улице.
• Последовательность времен года. Сезонные изменения растений и
животных.
• Физические процессы, происходящие с водой: падение капли в воду,
замерзание воды, таяние льда и снега, испарение лужи, узоры на окнах. Первое
представление о круговороте воды в природе.
• Физиологические процессы у человека: дыхания, заживания синяков и
царапин, плача младенца, усиления биения сердца при физической нагрузке,
сгибания руки.
• Изменения эмоционального состояния человека и животных. Проявление
эмоций человеком и животными (обезьянами, собаками). Мимика и поза как
показатели эмоций.
• Живая и неживая природа. Изменения в живой и неживой природе. Неживая
природа: разрушение (размывание берегов и пр.), рост (кристаллов, сталактитов
и пр.).
• Живая природа: развитие как важная отличительная черта живых существ
(развитие одуванчика, курицы, насекомых).
• Установление последовательности процессов (на примере чтения следов).
• Возможность предсказания хода процесса (на примере прорастания луковицы).
• Примеры природных явлений.12 ч.
Примерная тематика экскурсий:
История вещей (политехнический, краеведческий или исторический музей).
Сезонные изменения в природе. Фенологические наблюдения (экскурсия в
лес, парк).
ФОРМЫ
КОНТРОЛЯ ЗУН
-наблюдение;
-беседа;
-экскурсия;
-коллективное чтение;
-тестирование;
-практическая работа;
-исследовательская работа;
-контрольная работа.
НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ ПО
ОКР. МИРУ И ОБЖ
Определение уровня
развития умений и навыков по ознакомлению с окружающим миром производится в
соответствии с требованием программ на основе анализа результатов бесед,
наблюдений, практических работ и дидактических игр.
• Высокому уровню развития этих умений и
навыков соответствуют ответы, представляющие собой правильные, логически
законченные рассказы с опорой на свои непосредственные наблюдения явлений в
окружающем природном и социальном мире. Ученик способен установить и раскрыть
возможные взаимосвязи, умеет применить свои знания на практике.
• Среднему уровню развития умений и навыков
по этому предмету соответствуют ответы, построенные как правильные, логически
законченные рассказы, но ученик допускает отдельные
неточности в изложении фактического материала, неполно раскрывает
взаимосвязи явлений, испытывает трудности в применении своих знаний на
практике.
• Низкому уровню развития этих умений и
навыков соответствуют ответы, в которых ученик обнаруживает незнание большей
части программного материала, не справляется с выполнением практических работ
даже с помощью учителя.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
ПРОГРАММЫ
Личностные, метапредметные и
предметные результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир и ОБЖ» в 1-м классе
является формирование следующих умений:
·
Оценивать жизненные
ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в
предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как
хорошие или плохие.
·
Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных
ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.
·
Самостоятельно определять и высказывать самые
простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих
нравственных ценностей).
·
В предложенных ситуациях,
опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор,
какой поступок совершить.
Метапредметными
результатами изучения курса
«Окружающий мир и ОБЖ» в 1-м классе является формирование следующих
универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
·
Определять и формулировать цель
деятельности на уроке с помощью учителя.
·
Проговаривать последовательность действий на уроке.
·
Учиться высказывать своё
предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.
·
Учиться работать по
предложенному учителем плану.
Познавательные УУД:
·
Ориентироваться в своей
системе знаний: отличать новое от уже известного с
помощью учителя.
·
Делать предварительный отбор
источников информации: ориентироваться в учебнике (на
развороте, в оглавлении, в словаре).
·
Добывать новые знания: находить ответы на
вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на
уроке.
·
Перерабатывать полученную
информацию: делать выводы в результате совместной
работы всего класса.
·
Перерабатывать полученную
информацию: сравнивать и группировать предметы
и их образы.
·
Преобразовывать информацию из
одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие
тексты, называть их тему.
Коммуникативные УУД:
·
Донести свою позицию до
других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на
уровне предложения или небольшого текста).
·
Слушать и понимать речь других.
·
Выразительно читать и пересказывать текст.
Предметными
результатами изучения курса
«Окружающий мир и ОБЖ» в 1-м классе является сформированность следующих умений.
1-я линия развития – уметь
объяснять мир:
·
называть окружающие предметы
и их взаимосвязи;
·
объяснять, как люди помогают
друг другу жить;
·
называть живые и неживые
природные богатства и их роль в жизни человека;
·
называть основные особенности
каждого времени года.
2-я линия развития – уметь
определять своё отношение к миру:
·
оценивать правильность
поведения людей в природе;
·
оценивать правильность
поведения в быту (правила общения, правила ОБЖ, уличного движения).
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ,
ОКАНЧИВАЮЩИХ 1 КЛАСС
К концу первого класса обучающиеся должны:
Приводить примеры:
— диких и домашних животных (2-3 на каждую группу);
— дикорастущих и культурных растений (2-3 на каждую группу);
— хвойных и лиственных деревьев, кустарников, трав (2-3 на каждую
группу);
— природных явлений (2—3).
Различать на уровне представлений:
— естественные (природные) и искусственные объекты (предметы труда и
изделия человека);
— живые и неживые природные объекты;
— части растения, отображать их в схематическом рисунке.
Кратко характеризовать:
— свойства объекта наблюдения (форма, цвет, сравнительные размеры).
В области основ безопасности
жизнедеятельности:
Приводить примеры:
— правильного и неправильного поведения на улице.
Кратко характеризовать:
— элементарные правила поведения и общения в школе и дома.
Кроме того, обучение по данной программе дает возможность научиться:
Приводить примеры:
— состояний разных объектов;
_ процессов, происходящих вокруг нас (в том числе природных явлений);
_ процессов, происходящих в теле человека (из числа изученных на
уроках);
— разных пород собак.
Различать на уровне представлений:
— органы чувств человека и их функции.
Кратко характеризовать:
— состояние погоды.
Решать практические задачи:
— проводить целенаправленное наблюдение за живыми существами и
процессами, происходящими с ними;
— строить ряды объектов по указанному свойству;
— строить простейшие классификации объектов.
В области основ
безопасности жизнедеятельности:
Кратко характеризовать:
— памятники архитектуры (описывать их по плану);
— признаки разных профессий;
— виды транспорта;
— предметы быта — изделия (выделять их свойства).
Решать практические задачи:
— проводить целенаправленное наблюдение за процессами, происходящими
вокруг нас в повседневной жизни;
— уметь называть в речевой форме и анализировать свои ощущения при
наблюдении;
— строить ряды объектов по указанному свойству.
Ресурсное обеспечение:
Чудинова Е. В., Букварева Е Н. Окружающий мир. I класс: учебник - .м. –Вита-Пресс, 2011г.
Чудинова Е. В., Букварева Е Н. Окружающий мир. I класс: рабочая тетрадь - .м. –Вита-Пресс, 2011г.
Методическая литература:
Чудинова Е. В Букварева Е. Н. Окружающий мир. 1 класс: Методическое пособие для учителя. - М.:
Вита-Пресс, 2006г.
Список литературы:
1)Сборник программ для
начальной общеобразовательной школы (система Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова), Издательство
Вита-Пресс г. Москва 2008г.
2)Чудинова
Е.В.,Букварёва Е.Н. Окружающий мир .1 класс: Методическое пособие для учителя.-
М.: Вита-Пресс,2006г.
3) Чудинова Е. В., Букварева Е Н. Окружающий мир. I класс: учебник - .М.: –Вита-Пресс, 2011г.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.