Главная / Начальные классы / Рабочая программа по окружающему миру УМК "Начальная школа XXI века" 1 класс

Рабочая программа по окружающему миру УМК "Начальная школа XXI века" 1 класс

I. Пояснительная записка


Программа по окружающему миру адресована учащимся 1а класса начального общего образования МБОУ СОШ № 51 г. Брянска и составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:

  1. Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273 – ФЗ.

  2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».

  3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.11.2010 № 1241 «О внесении изменений в федеральный

государственный образовательный стандарт начального общего образования», утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373.

  1. Требований к результатам освоения ООПНОО.

  2. Программы формирования УУД.

  3. Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ №51 г. Брянска.

  4. Учебного плана МБОУ СОШ № 51 г. Брянска.

  5. Изучение предмета осуществляется по программе УМК «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой. Учебно-методический комплект допущен Министерством образования РФ и соответствует федеральному компоненту государственных образовательных стандартов начального общего образования./ Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века» — М.: Вентана-Граф, 2010.

  6. Федерального перечня учебников.

  7. Требований к оснащению учебного кабинета (Приказ Министерства образования и науки РФ от 4 октября 2010 года № 98 «Об утверждении

федеральных требований к образовательным учреждениям части минимальной оснащённости учебного процесса и оборудования учебных помещений»).

  1. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа/ (сост. Е.С.Савинов). – М.: Просвещение, 2010.

Данная программа соответствует требованиям ФГОС НОО.

Срок реализации программы 2014/2015 учебный год.

Основная цель обучения предмету окружающий мир в начальной школе – представить в обобщенном виде культурный опыт человечества, систему его отношений с природой и обществом и на этой основе формировать у младшего школьника понимание общечеловеческих ценностей и конкретный социальный опыт, умения применять правила взаимодействия во всех сферах окружающего мира. В данном контексте к общечеловеческим ценностям относятся: экологически ценные правила взаимодействия со средой обитания; нравственный портрет и духовное богатство человека современного общества; исторический аспект «складывания» общерусской культуры, развитие национальных традиций, взаимосвязь и взаимодействие культур народов России.

Основная цель предмета: формирование социального опыта школьника, осознания элементарного взаимодействия в системе «человек – природа – общество», воспитание правильного отношения к среде обитания и правил поведения в ней; понимание своей индивидуальности, способностей и возможностей.
Задачи курса:

  • воспитание любви к своему городу, к своей Родине,

  • формирование опыта экологически и этически обоснованного поведения в природной и социальной среде,

  • развитие интереса к познанию самого себя (осознание возможности изменять себя, понимание важности здорового образа жизни) и

познанию окружающего мира,

  • осуществление подготовки к изучению естественнонаучных и обществоведческих дисциплин в основной школе.

Специфика курса окружающего мира в начальной школе – осмысление личного опыта и приучение детей к рациональному постижению мира.

Несистематизированные отрывочные знания можно использовать лишь для той цели, для которой они предназначены. В современном быстро меняющемся мире перед человеком встаёт множество неожиданных, новых задач, к которым невозможно подготовиться заранее. В неожиданной ситуации может быть полезна целостная система знаний, а ещё в большей степени – сформированное умение постоянно систематизировать приобретаемую информацию и обнаруживать новые связи и отношения. Наука – это образцовый пример системы знаний, построенный на рациональной основе.

Знакомство с началами наук даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми. Предмет «Окружающий мир» создаёт фундамент значительной части предметов основной школы: физики, химии, биологии, географии, обществознанию, истории. Это первый и единственный предмет в школе, рисующий широкую палитру природных и общественных явлений. В дальнейшем этот материал будет изучаться на различных предметах. Поэтому именно в рамках данного предмета удаётся решать проблемы, например, экологического образования и воспитания.

Специфика осмысления опыта современным ребёнком состоит в том, что его опыт необычайно широк, но в значительной степени виртуален, то есть получен не путём непосредственного общения с окружающим миром, а опосредованно, через средства массовой информации и прежде всего телевидение. Роль виртуального опыта в дальнейшем будет только возрастать за счёт широкого распространения компьютера, Интернета.

Телевидение не ориентировано на систематическое детское образование, хотя и становится главным «окном» в окружающий мир. Поэтому, не имея возможности противостоять негативным влияниям виртуального опыта, школа должна по возможности его использовать для образовательных целей и организовать освоение виртуального мира школьниками. Поэтому роль предмета «Окружающий мир» весьма велика и возникает необходимость расширения его содержания, поскольку этот предмет должен давать ответы на разнообразные запросы детского опыта, в том числе и виртуального.

Осмысление личного опыта важно ещё и потому, что вводит в мир ученика ценностную шкалу, без которой невозможно формирование никаких целевых установок. Предмет «Окружающий мир» также помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к этому миру.

К концу обучения в первом классе учащиеся научатся:

воспроизводить свое полное имя, домашний адрес, название города, страны, достопримечательности столицы России;

различать дорожные знаки, необходимые для безопасного пребывания на улице; применять знания о безопасном пребывании на улице;

ориентироваться в основных помещениях школы, их местоположении;

различать особенности деятельности людей в разных учреждениях культуры и быта; приводить примеры различных профессий;

различать понятия «живая природа», «неживая природа», «изделия»;

определять последовательность времен года (начиная с любого), находить ошибки в предъявленной последовательности; кратко

характеризовать сезонные изменения;

устанавливать зависимости между явлениями неживой и живой природы;

описывать (характеризовать) отдельных представителей растительного и животного мира;

сравнивать домашних и диких животных.

К концу обучения в первом классе учащиеся смогут научиться:

анализировать дорогу от дома до школы, в житейских ситуациях избегать опасных участков, ориентироваться на знаки дорожного

движения;

различать основные нравственно-этические понятия;

рассказывать о семье, своих любимых занятиях, составлять словесный портрет членов семьи, друзей;

участвовать в труде по уходу за растениями и животными уголка природы.

Настоящая рабочая программа учитывает особенности класса: в классе любят проводить исследования различных видов.

Учащиеся класса активно работают в группах над проектами, используя справочную литературу, умело ведут дискуссии на уроках, могут контролировать и оценивать работу.

Знакомство с целостной картиной мира и формирование оценочного, эмоционального отношения к миру – важнейшие линии развития личности ученика средствами курса окружающего мира. Современные школьники отличаются от сверстников пятнадцати-двадцатилетней давности любознательностью и большей информированностью. К сожалению, эти знания детей, как правило, оказываются не систематизированы и раздроблены. Причина состоит в том, что в круг нашего общения включается всё больше предметов и явлений, с которыми мы общаемся опосредованно. Если в прежнее время маленький человек 5–9 лет хорошо знал лишь те предметы и явления, которые его непосредственно окружали в семье, во дворе, в школе, то теперь ситуация коренным образом изменилась. Благодаря телевизору, кинофильмам, компьютеру и книгам ребята могут знать о разнообразных явлениях и фактах вдалеке от своего дома существенно больше, чем об окружающих предметах.

В результате у различных школьников оказываются разные знания и возникают разные вопросы об окружающем мире. Перед педагогом встаёт трудная задача построить урок таким образом, чтобы, с одной стороны, ответить на все вопросы ребят и удовлетворить любопытство учащихся, а с другой – обеспечить усвоение необходимых знаний.

Как же нужно учить, чтобы достичь обеих целей. Оказывается, для этого существует один выход. Средством воспитания и образования школьника начальных классов является знакомство с целостной элементарной научной картиной мира. Смысл сообщения картины мира – при минимуме сообщаемых знаний сделать человека сознательным участником жизни. Очень важно с самых первых шагов ребёнка в школе научить его целостному взгляду на мир. Тогда ответ на любой возникающий у школьника вопрос может быть легко найден, так как ребят с самых первых шагов изучения окружающего мира учат искать место каждого явления природы и хозяйства человека в нём.

Ставя себе целью построить курс, в котором каждый школьник может найти ответы на возникающие у него вопросы, мы не можем не отдавать себе отчёта в том, что объёмы учебников ограничены. Каков же должен быть выход из этого положения?

Для решения поставленной задачи не годится учебник, включающий лишь такие специально отобранные вопросы, которые могут быть доступно и без популяризации изложены младшим школьникам. Ведь при таком подходе на большинство вопросов, которые возникают у ребят, ответа дать нельзя. В результате у ребят не будут складываться целостные представления об окружающем мире. Это в свою очередь не позволит им легко воспринимать новую информацию, так как её трудно ассоциировать с небольшим количеством сложившихся представлений и понятий. А значит, большая часть складывающихся у них представлений будет результатом детского мифотворчества. Эти представления, полученные ребятами в детстве, могут остаться с ними на всю жизнь.

Как же сформировать у ребёнка целостную картину мира? Бессмысленно начинать пытаться ему рассказывать незнакомые для него вещи. Он может заинтересоваться, но не сможет соединить эти новые знания со своим опытом (знания останутся «островками без мостиков»). Единственный способ – ежедневно и ежечасно помогать ребятам осмысливать свой опыт.

Человек должен научиться понимать окружающий мир и понимать цену и смысл своим поступкам и поступкам окружающих людей. И пусть не всегда человек будет действовать в соответствии со своими знаниями, но дать ему возможность жить разумно и осмысленно мы должны.

Регулярно объясняя свой опыт, человек приучается понимать окружающий его мир. При этом у него постоянно начинают возникать вопросы (порождаемые «островками незнания»), которые требуют уточнения. Всё это способствует возникновению привычки (навыка) объяснения и осмысления своего опыта. В этом случае он может научиться делать любое новое дело, самостоятельно его осваивая.

При этом принципиально важно не останавливаться на холодном рассудочном анализе окружающего мира. Человек неотделим от тех переживаний (эмоций, чувств, оценок), которые он испытывает по отношению ко всему, что происходит вокруг него. Таким образом, ещё одна наша цель – это помощь ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к этому миру. Именно в рамках этой линии развития решаются задачи гуманистического, экологического, гражданского и патриотического воспитания. Именно самостоятельное определение учеником своей позиции в конечном счёте поможет ему найти ответ на вопрос: «Как нам строить свою жизнь?» в отношениях «человек – природа», «человек – общество». На взгляд авторов, единственная стратегия выживания человека во взаимоотношениях с природой – это переход к экологическому хозяйству, которое будет не уничтожать природные экосистемы, а встраиваться в них. Во взаимоотношениях между людьми главный приоритет – формирование гражданского самосознания толерантной личности – человека, способного самостоятельно определять свою позицию, заинтересованно и терпимо относиться к позициям и интересам других людей. При достижении этих целей мы сможем надеяться на то, что наш ученик сумеет воспользоваться картиной мира.

Деятельностный подход – основной способ получения знаний. Включение целостной картины мира, сопровождающееся явным расширением содержания, требует существенных изменений в дидактике естествознания в начальной школе.

Традиционно в основе обучения лежит усвоение знаний. Поэтому главная цель образования – «вложить знания в голову детей». В этом случае предлагаемое нами содержание курса естествознания в начальной школе – слишком объёмное. Безусловно, всю, даже элементарную, картину мира в начальной школе выучить нельзя, так как это задача всей основной школы. Но мы и не ставим себе такую цель. Мы хотим познакомить ребят с картиной мира и научить их ею пользоваться для постижения мира и упорядочивания своего опыта. Поэтому процесс обучения, по нашему глубокому убеждению, должен сводиться к выработке навыка истолкования своего опыта. Это достигается тем, что ребята в процессе обучения учатся использовать полученные знания во время выполнения конкретных заданий, имитирующих жизненные ситуации. Решение проблемных творческих продуктивных задач – главный способ осмысления мира. При этом разнообразные знания, которые могут запомнить и понять школьники, не являются единственной целью обучения, а служат лишь одним из его результатов. Ведь рано или поздно эти знания будут изучаться в старших классах. А вот познакомиться с целостной (с учётом возраста) картиной мира позже ребята не смогут, так как будут изучать мир раздельно на занятиях по разным предметам.

В рамках историко-обществоведческого курса осуществить деятельностный подход оказывается наиболее трудно, так как этому подходу во многом противоречит традиция преподавания истории в школе. Зачастую дискуссионные с точки зрения науки вопросы либо избегались, либо однозначно трактовались. Попытки поставить эти вопросы как проблемы неизбежно наталкивались на то, что у учеников для их решения катастрофически не хватало знаний школьного курса. В результате изучение истории сводилось к описанию событий и явлений, дополняемым указанием жёсткой причинно-следственной связи, которая предполагала в ходе обсуждения только однозначное решение вопроса (в соответствии с версией, господствующей на тот момент в науке). Все эти обстоятельства крайне затрудняют формирование умения использовать исторический опыт в современной жизни. А ведь именно этого требует реализация деятельностно-ориентированных принципов.

Мы предлагаем не избегать вопросов-проблем по российской истории и современности. Эти вопросы нельзя окончательно разрешить, в рамках школы вообще и тем более в 3–4-х классах. Человек, постоянно расширяя свой кругозор в течение жизни, сам приходит к решению этих проблем. Задача курса – поставить перед учениками эти вопросы, так как без них целостной картины истории не существует.

При попытках решения этих проблем в начальной школе учителю следует обращать внимание детей на то, что для достижения цели требуется постоянное расширение своих знаний! Цель же историко-обществоведческой части курса окружающего мира состоит в том, чтобы ученик задумался над проблемными вопросами, чтобы по мере становления его личности он постоянно возвращался к попыткам их разрешения.

Таким образом, в целом у учеников должно развиваться умение понимать и познавать окружающий мир, т.е. осмысленно применять полученные знания для решения учебно-познавательных и жизненных задач.

В 1 классе проводится педагогическая диагностика.

Педагогическая диагностика успешности обучения младших школьников разработана в рамках УМК «Начальная школа ХХI века». Автор: Н.Ф. Виноградова.

Педагогическая диагностика – это совокупность специально подобранных и систематизированных заданий, которые позволяют:

  • определить особенности усвоения учащимися предметных знаний, умений и навыков;

  • выявить характер трудностей ученика и установить их причины;

  • установить уровень овладения учебной деятельностью;

  • оценить изменения, происходящие в развитии учащихся.

Отметки в первом классе не ставятся. Оценка ответов, самостоятельных работ проводится только словесно. Учитель положительно оценивает любую удачу ученика, если даже она весьма незначительна. Тематические проверочные работы содержат несколько заданий по одной теме с целью выявления картины усвоения каждым учеником изученного материала

Источники информации для оценивания:

  • деятельность учащихся (индивидуальная и совместная);

  • статистические данные;

  • работы учащихся;

  • результаты тестирования.

Методы оценивания:

  • наблюдение,

  • открытый ответ,

  • краткий ответ,

  • выбор ответа ,

  • самооценка.


Специфичность содержания предметов, составляющих образовательную область «Окружающий мир», оказывает влияние на содержание и формы контроля. Основная цель контроля — проверка знания фактов учебного материала, умения детей делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения, приводить примеры из дополнительных источников, применять комплексные знания.

Для контроля и оценки знаний и умений по предметам этой образовательной области используются индивидуальная и фронтальная устные проверки, различные письменные работы которые не требуют развернутого ответа с большой затратой времени, а также самостоятельные практические работы с картами, приборами, моделями, лабораторным оборудованием. Фронтальный опрос проводится как беседа-полилог, в котором участвуют учащиеся всего класса. Учитель подготавливает серию вопросов по конкретной теме курса, на которые учащиеся дают короткие обоснованные ответы. Поскольку основная цель таких контрольных бесед – проверка осознанности усвоения учебной программы, это определяет необходимость подбора таких вопросов, которые проверяют не только знания фактического материал (повторить статью учебника, перечислить, вспомнить и т.п.), но и умение сопоставить факты, выбрать альтернативу, сравнить, проанализировать, найти причину явления и т.п.

Индивидуальный устный опрос также имеет свои специфические особенности на уроках по предметам данной образовательной области. Можно выделить следующие формы индивидуального опроса: рассказ-описание и рассказ-рассуждение.

Рассказ-описание. Ученик дает последовательное, логическое описание объекта или явления окружающего мира, раскрывающее их существенные признаки и свойства. При оценке этого вида рассказа учитываются полнота раскрытия вопроса, выделение наиболее существенных признаков объекта, логичность изложения, передача своего отношения к описываемому предмету. Положительной оценки заслуживает желание ученика отступить от текста учебника, не повторить его дословно, а высказать мысль своими словами, привести собственные примеры из жизненного опыта. Особо отмечается использование дополнительной литературы и иллюстрированного материала, самостоятельно выполненных рисунков и схем. Рассказ-рассуждение проверяет умение учащегося самостоятельно обобщить полученные знания, правильно установить причинно-следственные, пространственные и временные связи, использовать приобретенные знания в нестандартной ситуации с применением схем, таблиц, диаграмм и т. п. Этот вид опроса очень важен для проверки уровня развития школьника, сформированности логического мышления, воображения, связной речи-рассуждения. При письменной проверке знаний по предметам естественно-научного и обществоведческого направления используются также контрольные работы, которые не требуют полного, обстоятельного ответа, что связано с недостаточными возможностями письменной речи младших школьников. Целесообразны поэтому тестовые задания по нескольким вариантам на поиск ошибки, выбор ответа, продолжение или исправление высказывания и др. Имеют большое значение и работы с индивидуальными карточками-заданиями: дети заполняют таблицы, рисуют или дополняют схемы, диаграммы, выбирают правильную дату и т. п. Эти задания целесообразно строить как дифференцированные, что позволит проверить и учесть в дальнейшей работе индивидуальный темп продвижения детей. Интересной формой письменной формой контроля сформированности представлений об окружающем мире являются графические работы. Здесь учитель проверяет осмысленность имеющихся у школьника знаний, умение передать мысль не словом, а образом, моделью, рисунком-схемой. Специфической формой контроля, сочетающей в себе элементы как устного, так и письменного опроса, является работа с приборами, лабораторным оборудованием, моделями. Эта форма контроля используется в основном на уроках, формирующих естественно-научные представления детей. Основная цель этих проверочных работ: определение уровня развития умений школьников работать с оборудованием, планировать наблюдение или опыт, вести самостоятельно практическую работу. Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки.

Ошибки:

неправильное определение понятия, замена существенной характеристики понятия несущественной;

нарушение последовательности в описании объекта (явления) в тех случаях, когда она является существенной;

неправильное раскрытие (в рассказе-рассуждении) причины, закономерности, условия протекания того или иного изученного явления;

ошибки в сравнении объектов, их классификации на группы по существенным признакам;

незнание фактического материала, неумение привести самостоятельные примеры, подтверждающие высказанное суждение;

отсутствие умения выполнять рисунок, схему, неправильное заполнение таблицы; неумение подтвердить свой ответ схемой, рисунком, иллюстративным материалом;

ошибки при постановке опыта, приводящие к неправильному результату;

неумение ориентироваться на карте и плане, затруднения в правильном показе изученных объектов (природоведческих и исторических).

Недочеты:

преобладание при описании объекта несущественных его признаков;

неточности при выполнении рисунков, схем, таблиц, не влияющих отрицательно на результат работы; отсутствие обозначений и подписей;

отдельные нарушения последовательности операций при проведении опыта, не приводящие к неправильному результату;

неточности в определении назначения прибора, его применение осуществляется после наводящих вопросов;

неточности при нахождении объекта на карте.


II. Общая характеристика учебного предмета


Основная цель предмета – формирование социального опыта школьника, осознания элементарного взаимодействия в системе «человек –природа – общество», воспитание правильного отношения к среде обитания и правил поведения в ней, понимание своей индивидуальности, способностей и возможностей.

«Окружающий мир» - предмет интегрированный. При его изучении младший школьник:

  • устанавливает более тесные связи между познанием природы и социальной жизни;

  • понимает взаимозависимости в системе «человек –природа – общество»;

  • осознаёт необходимость выполнения правил поведения, сущность нравственно-этических установок;

  • получает начальные навыки экологической культуры;

  • подходит к пониманию себя как индивидуальности, своих способностей и возможностей, осознаёт возможность изменять себя, понимает

  • важность здорового образа жизни;

  • подготавливается к изучению базовых предметов в основной школе.

Принципы, положенные в основу построения курса:

  1. Принцип интеграции – соотношение между естественнонаучными знаниями и знаниями, отражающими различные виды человеческой деятельности и систему общественных отношений.

  2. Педоцентрический принцип определяет отбор наиболее актуальных для ребёнка этого возраста знаний, необходимых для его

индивидуального психического и личностного развития, а также последующего успешного обучения;

  1. Культурологический принцип понимается как обеспечение широкого эрудиционного фона обучения, что даёт возможность развивать

общую культуру школьника, его возрастную эрудицию.

  1. Принцип экологизации предмета определяется социальной значимостью решения задачи экологического образования младшего школьника

при ознакомлении его с окружающим миром.

  1. Принцип поступательности обеспечивает постепенность, последовательность и перспективность обучения, возможность успешного

изучения соответствующих естественнонаучных и гуманитарных предметов в среднем звене школы.

  1. Краеведческий принцип обязывает учителя использовать местное окружение, проводить экскурсии на природу, в краеведческий,

исторический музеи.

В программе 1 класса представлены следующие ведущие содержательные линии.

Человек как биологическое существо: чем человек отличается от других живых существ, индивидуальность человека, здоровье человека и образ его жизни, для чего нужно знать себя, как узнать себя.

В 1 классе это содержание представлено темами: «Ты – первоклассник», «Твоё здоровье».

Человек и другие люди: может ли человек жить один, как нужно относиться к другим людям, почему нужно выполнять правила культурного поведения. Это содержание представлено темами: «Ты – первоклассник», «Мы и вещи».

Человек и мир природы: что такое природа, может ли человек жить без природы, что даёт человеку природа, почему человек должен изучать природу; почему природу нужно беречь и охранять. Это содержание представлено темой «Родная природа».

Человек и общество: чем богата и знаменита родная страна, почему гражданин любит свою Родину, что значит любить родину, как трудятся, отдыхают, живут люди в родной стране, семья как ячейка общества. Это содержание представлено темой «Родная страна».

В основе программы лежит линейно – концентрический принцип изучения учебного материала.

С учётом важности расширения чувственного опыта младших школьников и необходимости связи обучения с жизнью в программе предусмотрены экскурсии и практические работы, доступные детям в этом возрасте. Целесообразно проведение уроков обобщения. Их цель — оживить знания школьника, систематизировать и обобщить полученные представления. Изучение данного курса требует использования нетрадиционных форм проведения уроков, организации занятий вне класса (в уголке природы, в парке, музее, спортивном зале и пр.).

Изучение курса « Окружающий мир» обеспечивает целостность и системность видения мира в его важнейших взаимосвязях, позволяет реализовать межпредметные связи всех дисциплин начальной школы, служит пропедевтической базой для дальнейшего успешного изучения естественнонаучных и гуманитарных дисциплин.

В содержании курса интегрируются естественнонаучные, гуманитарные и практические знания о природе, человеке и обществе, что дает обучающемуся возможность ознакомления с естественными и социальными науками.


Формы организации образовательного процесса.

Виды учебной деятельности:

  • Работа с учебным и научно-популярным текстом, с дидактическим рисунком или иллюстрациями, с условными обозначениями, таблицами и схемами, с различными моделями.

  • Проведение фенологических наблюдений.

  • Выполнение практических работ и мини-исследований.

  • Моделирование объектов и процессов.

Формы:

  • Дидактические игры

  • Уроки в музеях

  • Уроки на улицах города

  • Уроки-путешествия

  • Уроки-семинары(конференции)

  • Уроки с элементами исследования

  • Кратковременные предметные экскурсии.

  • Учебно-познавательная деятельность учащихся на уроке может быть индивидуальной, групповой и фронтальной.

  • Технологии обучения.

  • Здоровье сберегающие технологии.

ИКТ

  • Технологии развития критического мышления.

  • Дифференцированного обучения.


III. Описание места учебного предмета в учебном плане


Предмет «Окружающий мир» относится к образовательной области «Естествознание».

Согласно учебному плану МБОУ СОШ № 51 г. Брянска всего на изучение «Окружающего мира» в начальной школе выделяется270 часов, из них в 1 классе 66 часов в год (2 ч. в неделю, 33 учебные недели), во 2-4 классах по 68 часов в год (34 учебные недели по 2 часа в неделю).


IV. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета


Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.

Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.

Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.

Искусство (живопись, архитектура, литература, музыка и др.) как часть культуры, отражение духовного мира человека, один из способов познания человеком самого себя, природы и общества.

Человечество как многообразие народов, культур, религий.

Международное сотрудничество как основа мира на Земле.

Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

Социальная солидарность как признание свободы личной и национальной, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

Гражданственность как личная сопричастность идеям правового государства, гражданского общества, свободы совести и вероисповедания, национально-культурного многообразия России и мира.

Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.

Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.

Традиционные российские религии и межконфессиональный диалог как основа духовно-нравственной консолидации российского общества.

Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.

Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.




V. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета


Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 1-м классе является формирование следующих умений:

  • Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.

  • Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.

  • Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

  • В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника, обеспечивающие 2-ю линию развития – умение определять своё отношение к миру.

Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 1-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

  • Проговаривать последовательность действий на уроке.

  • Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.

  • Учиться работать по предложенному учителем плану.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.

  • Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

  • Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.

  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.

Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, обеспечивающие 1-ю линию развития – умение объяснять мир.

Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).

  • Слушать и понимать речь других.

  • Выразительно читать и пересказывать текст.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).

  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Средством формирования этих действий служит работа в малых группах (в методических рекомендациях дан такой вариант проведения уроков).

Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 1-м классе является сформированность следующих умений.

1-я линия развития – уметь объяснять мир:

  • называть окружающие предметы и их взаимосвязи;

  • объяснять, как люди помогают друг другу жить;

  • называть живые и неживые природные богатства и их роль в жизни человека;

  • называть основные особенности каждого времени года.

2-я линия развития – уметь определять своё отношение к миру:

  • оценивать правильность поведения людей в природе;

оценивать правильность поведения в быту (правила общения, правила ОБЖ, уличного движения).



VI. Содержание тем учебного курса

Ты – первоклассник (10 ч.)

Режим дня первоклассника. Определение времени по часам с точностью до часа.

Домашний адрес. Улица (дорога): тротуар, обочина, проезжая часть, мостовая. Правила пользования транспортом.

Дорожные знаки: пешеходный переход», «подземный пешеходный переход», «железнодорожный переезд», «велосипедная дорожка», «велосипедное движение запрещено» др. Светофор.

ОБЖ: безопасная дорога от дома до школы. Правила поведения на дорогах и улицах, во дворах домов и на игровых площадках.

Знакомство со школой: гардероб, класс, столовая, игровая, спортзал и др. Уважение к труду работников школы геля, воспитателя, уборщицы и др. Оказание посильной помощи взрослым: подготовка к уроку, уборка класса, дежурство в столовой и др. Правила поведения на уроке: подготовка рабочего места, правильная осанка, гигиена письма, внимательность, сдержанность, аккуратность.

Твои новые друзья. Кого называют друзьями. Коллективные игры и труд. Как нужно относиться к друзьям: радоваться успехам, справедливо распределять роли в игре, поручения в работе, правильно оценивать деятельность сверстника и свою.

Ты и здоровье (6 ч)

Забота о своем здоровье и хорошем настроении. Гигиена зубов, ротовой полости, кожи. Охрана зрения, слуха.

Солнце, воздух, вода - факторы закаливания. Проветривание помещения. Утренняя гимнастика. Прогулки, игры на воздухе. Режим питания. Культура поведения за столом.

Мы и вещи (6 ч)

Труд людей, которые делают для нас вещи: одежду, обувь, книги. Профессии. Бережное отношение к вещам, уход за ними.

ОБЖ: правила пожарной безопасности. Правила обращения с бытовыми и газовыми приборами. Телефоны экстренных вызовов.

Родная природа (25 ч)

Красота природы. Природа и творчество человека (поэзия, живопись, музыка). Природа и фантазия (поделки из природного материала).

Сезонные изменения в природе (характеристика времени года, сравнение разных сезонов; зависимость изменений в живой природе от состояния неживой). Растения пришкольного участка: название, внешний вид (4—5 растений). Растения сада и огорода: название, окраска, форма, размер, употребление в пищу (4—5 растений). Комнатные растения: название, внешний вид (З—4 растения). Условия роста (тепло, свет, вода). Уход за комнатными растениями.

Животные вокруг нас: звери, насекомые, птицы и др. домашние и дикие животные. Сезонная жизнь животных. Бережное отношение к растениям и животным.

ОБЖ: правила безопасного поведения на природе (опасные растения и животные).

Родная страна (19 ч)

Семья. Члены семьи. Труд, отдых в семье. Взаимоотношения членов семьи.

Название города (села), в котором мы живем. Главная улица (площадь). Памятные места нашего города (села). Труд людей родного города (села), профессии. Машины, помогающие трудиться. Труд работников магазина, почты, ателье, библиотеки, музея и профессии людей, работающих в них (продавец, библиотекарь, почтальон, музыкант, художник :.). Уважение к труду людей.

Россия. Москва. Красная площадь. Кремль.


VII. Тематическое планирование


урока

Тема урока

Основные виды учебной деятельности обучающихся

Дата

Приме-чания

План

Факт


Нас окружает удивительный мир.

Характеризуют объекты окружающего мира: мир природы, мир вещей, мир людей. Классифицируют объекты живой и неживой природы.

02.09.



Давай

познакомимся.

Воспроизводят свое полное имя, домашний адрес, рассказывают о себе, своих увлечениях по образцу (или по плану).

Осваивают новый статус ученика и школьника.

04.09.



Стартовая диагностическая работа.

Выбирают ответ из предложенных вариантов. Выполняют простую инструкцию под руководством учителя. Предъявляют знания, имеющиеся об окружающем мире.

09.09.



Мы – школьники. Экскурсия по школе.

Осваивают новый статус: «ученик» («школьник»). Описывают назначение различных школьных помещений, их местоположение.

11.09.



Правила поведения в школе.

Рассказывают о правилах поведения в школе: на уроке, на перемене, в столовой. Составляют рассказ о себе в статусе ученика школы.

16.09.



Сентябрь – первый месяц

осени. Экскурсия в парк.

Определяют последовательность времен года (начиная с любого), основные признаки осени, кратко характеризуют сезонные изменения. Устанавливают зависимости между явлениями неживой и живой природы. Рассматривают различные деревья (цвет листьев, их форма), сравнивают внешний вид разных деревьев. Наблюдают за птицами. Называют несколько деревьев и кустарников.

18.09.



Что нам осень подарила. Практическая работа № 1 по теме «Дары осени».

Выделяют особенности осеннего сада, огорода и цветника; особенности внешнего вида разных овощей и фруктов: форма, цвет, вкусовые качества, способ употребления в пищу, польза. Описывают сезонные изменения в природе. Называют приметы осени. Работают с календарём сбора ягод.

Работают с коллекциями даров осени с использованием натуральных объектов. Узнают овощи, плоды и цветы по описанию. Описывают (характеризует) отдельных представителей растительного и животного мира.

23.09.



Грибная пора.

Знакомятся с богатством осеннего леса: грибы, орехи, ягоды рябины, калины, брусники. Выделяют из группы растений опасные для жизни и здоровья людей. Описывают внешние признаки растения. Сравнивают и описывают внешний вид грибов (подосиновик, лисички, белый, опята), плодов разных кустарников и деревьев (орехи, рябина, брусника, калина). Работают с таблицей и текстом учебника: календарь сбора грибов. Описывают (характеризуют) отдельных представителей растительного и животного мира.

25.09.



Семья.

Рассказывают об особенностях жизни семьи: члены семьи, труд и отдых в семье. Рассказывать о своей семье: ее члены, их труд, семейные обязанности.

Составляют словесный портрет членов семьи, друзей. Рассказывает о семье по рисункам и о своей семье по образцу.

30.09.



Любимые занятия.

Характеризуют занятия членов семьи в свободное время, виды семейного досуга: театр, музеи, концерты, загородные поездки; о хозяйственном труде в семье, части семейного досуга: чтение книг и рассказывание любимых сказок.

Различают особенности деятельности людей в разных учреждениях культуры и быта. Приводят примеры различных профессий. Рассказывают о семье, своих любимых занятиях. Составляют словесный портрет членов семьи, друзей.

02.10.



Как из зерна получилась булка.

Различают особенности деятельности людей в разных учреждениях культуры и быта. Приводят примеры различных профессий. Различают понятия «живая природа», «неживая природа», «изделия». Называют несколько видов хлебобулочных изделий. Характеризуют руд людей разных профессий, профессии людей, участвующих в выращивании и изготовлении хлеба, последовательность изготовления хлебобулочных изделий.

07.10.



Человек и домашние животные.

Описывают отдельных представителей животного мира, сравнивают домашних и диких животных, различают особенности деятельности людей в разных учреждениях культуры и быта, называют несколько профессий, связанных с уходом за животными, называют нескольких домашних животных, выделяют основные признаки группы домашних животных.

09.10.



Октябрь уж наступил. Экскурсия в парк.

Характеризуют сезонные изменения, осваивают правила индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды обитания. Определяют последовательность времен года. Наблюдают за изменениями, произошедшими в парке (лесу): окончанием листопада, цветом неба, птицами, которых можно встретить в парке (лесу). Описывают отдельных представителей растительного и животного мира. Различают перелетных и оседлых птиц. Создают мини-сочинения о явлениях и объектах природы.

14.10.



Птицы осенью.

Описывают (характеризует) отдельных представителей растительного и животного мира. Кратко характеризуют сезонные изменения. Устанавливают зависимости между явлениями неживой и живой природы. Описывают объекты окружающего мира по плану. Различают животных по классам (без термина).

16.10.



Явления природы.

Кратко характеризуют сезонные изменения. Устанавливают зависимости между явлениями неживой и живой природы. Работают с иллюстративным материалом учебника. Выделяют характерные особенности разных явлений природы.

21.10.



Где ты

живешь?

Научатся воспроизводить домашний адрес, правила дорожного движения и пользования транспортом. Анализируют дорогу в школу. Воспроизводят домашний адрес. Различают дорожные знаки, необходимые для безопасного пребывания на улице. Анализируют дорогу от дома до школы. Ориентируются на знаки дорожного движения. Применяет знания о безопасном пребывании на улицах.

23.10.



Правила дорожного движения.

Анализируют дорогу от школы до дома, учатся в житейских ситуациях избегать опасных участков, ориентироваться на знаки дорожного движения.

Различают дорожные знаки, необходимые для безопасного пребывания на улице. Воспроизводят домашний адрес. Применяют знания о безопасном пребывании на улицах. Ориентируются на знаки дорожного движения.

28.10.



Ты и вещи.

Различают понятия «живая природа», «неживая природа», «изделия». Кратко характеризуют труд людей разных профессий. Моделируют ситуации ОБЖ при пользовании бытовыми электрическими и газовыми приборами.

30.10.



Кто

работает ночью.

Различают особенности деятельности людей в разных учреждениях культуры и быта. Приводят примеры различных профессий. Принимают участие в ролевых играх на тему «Профессии людей».

11.11.



Твои помощники – органы чувств. Практическая работа № 2 по теме «Органы чувств».

Различают основные органы чувств. Называют предметы определенного цвета. Отгадывают предметы на ощупь, по звуку, по форме и цвету. Демонстрируют правильные позы при чтении, просмотре телевизора, приеме пищи.

13.10.



Правила гигиены.

Демонстрируют в учебных и игровых ситуациях правила гигиены, упражнения утренней гимнастики, правила поведения во время еды.

18.11.



О режиме дня.

Находят ошибки в предъявленной последовательности. Определяют время по часам с точностью до часа. Характеризуют предназначение разных видов часов. Составляют простой режим дня.

20.11.



Урок в спортивном зале.

Описывают назначение различных школьных помещений (спортивного зала, раздевалки). Понимают правила поведения во время проведения соревнований. Соблюдают технику безопасного поведения в спортивном зале. Оценивают ловкость и быстроту (свою и одноклассников).

25.11.



Ноябрь – зиме родной брат. Экскурсия в парк.

Определяют последовательность времен года (начиная с любого). Описывают (характеризуют) отдельных представителей растительного и животного мира. Кратко характеризуют сезонные изменения. Устанавливают зависимости между явлениями неживой и живой природы. Различают понятия «живая природа», «неживая природа», «изделия».

27.11.



Дикие животные.

Описывают (характеризуют) отдельных представителей растительного и животного мира. Различают понятия «живая природа», «неживая природа», «изделия». Называют животных и их детенышей, различают животных по внешним характеристикам, описывают жизнь диких животных поздней осенью по плану.

02.12.



Звери-млекопитающие.

Выделяют особенности зверей-млекопитающих: кормление молоком детенышей. Описывают (характеризуют) отдельных представителей растительного и животного мира. Различают животных по классам (без термина). Сравнивают домашних и диких животных, выделяет признаки домашних животных. Различают животных по месту обитания.

04.12.



Что мы знаем о птицах. Наблюдение за птицами на школьной площадке.

Классифицируют птиц по признаку «перелетные - зимующие». Выделяют отличительные особенности этих птиц, зависимость наступающего сезона и поведения птиц. Причины сезонных перелетов птиц: отсутствие пищи, холода́.

Описывают (характеризуют) отдельных представителей растительного и животного мира. Рассказывают о птице по плану. Получают информацию о поведении птиц из разных источников.

09.12.



Город, село.

Выявляют особенности разных населенных пунктов: город, село (общее, различное), устанавливают взаимную связь людей в городе, селе, важности культурного смысла понятия «земляки». Воспроизводят домашний адрес, название города, страны.

11.12.



Дом, в котором ты живешь.

Воспроизводят домашний адрес, название города, страны. Описывают здания разных функциональных значений: учреждение, жилой дом городского и сельского типа. Узнают здания по вывеске.

16.12.



Зачем люди трудятся. Экскурсия в школьную библиотеку.

Различают особенности деятельности людей в разных учреждениях культуры и быта. Приводят примеры различных профессий.

18.12.



«В декабре, в декабре, все деревья в серебре». Экскурсия в парк.

Кратко характеризуют сезонные изменения. Устанавливают зависимости между явлениями неживой и живой природы. Определяют последовательность времен года (начиная с любого). Описывают (характеризует) отдельных представителей растительного и животного мира.

23.12.



Промежуточная диагностическая работа.

Выбирают ответ из предложенных вариантов. Выполняют простую инструкцию под руководством учителя. Предъявляют знания, имеющиеся об окружающем мире.

25.12.



Какой бывает вода? Практическая работа № 3 по теме «Свойства воды».

Проводят опыты под руководством учителя. Определяют свойства воды как вещества. Заносят результаты исследований в таблицу. Различают понятия «живая природа», «неживая природа», «Вода – вещество», «Вода – растворитель». Кратко характеризуют различные состояния воды. Различают понятия «тело», «вещество».

13.01.



О дружбе.

Различают основные нравственно-этические понятия. Рассказывают о семье, своих любимых занятиях. Составляют словесный портрет членов семьи, друзей.

15.01.



Идем в гости.

Различают основные нравственно-этические понятия. Рассказывают о семье, своих любимых занятиях. Составляют словесный портрет членов семьи, друзей. Рассуждают на тему воображаемой ситуации «Подарок». Составляют рассказ «Письмо заболевшему другу». Обсуждают сценарий классного праздника на Новый год. Сочиняют «Сказку о старых вещах».

20.01.



С Новым годом!

22.01.



Январь – году начало, а зиме – середина. Экскурсия в парк.

Кратко характеризуют сезонные изменения. Устанавливают зависимости между явлениями неживой и живой природы. Определяют последовательность времен года (начиная с любого). Наблюдают из окна за погодой. Работают в группе с иллюстративным материалом. Определяют дерево по силуэту.

27.01.



Хвойные деревья. Практическая работа № 4 по теме «Хвойные растения».

Выделяют основные признаки хвойных деревьев, описывают отдельных представителей растительного мира. Различают понятия: «живая природа», «неживая природа», «изделия». Выполняют практическую работу с гербарием.

29.01.



Жизнь птиц зимой. Наблюдение за поведением птиц на пришкольном участке.

Классифицируют животных, птиц по отличительным признакам, зависимость питания птицы от строения клюва. Выделяют группу птиц по отличительным признакам. Характеризуют поведение птиц в зимнем лесу: названия, особенности внешнего вида, голосов. Понимают зависимость питания птицы от строения клюва.

03.02.



Наша страна – Россия.

Воспроизводят название города, страны. Находят ошибки в предъявленной последовательности. Воспроизводят достопримечательности столицы России. Составляют рассказ о нашей Родине. Узнают по иллюстрациям столицу России.

05.02.



Богата природа России. Практическая работа № 5 с рисунком-картой.

Воспроизводят название города, страны. Воспроизводят достопримечательности столицы России. Осознают разнообразие и богатство природы России: леса, реки, горы. Ориентируются по карте, понимает значение цвета, определяет по символам (знакам) представителей животного мира и места их обитания на территории нашей страны.

10.02.



Мы – россияне.

Воспроизводят название города, страны. Воспроизводят достопримечательности столицы России. Находят ошибки в предъявленной последовательности. Объясняют понятие «Россия – страна многонациональная». Понимают, что у каждого народа есть свои особенности: язык, искусство, обычаи.

12.02.



Народная сказка и народные игрушки.

Характеризуют понятие «народное творчество»: примеры малых фольклорных жанров (без термина), народных сказок, игрушек, прикладное искусство народов России: сравнивать, различать, находить общие черты. Воспроизводят название города, страны. Воспроизводят достопримечательности столицы России. Различают понятия «живая природа», «неживая природа», «изделия».

24.02.



Февраль – месяц метелей и вьюг. Практическая работа № 6 с календарём природы.

Кратко характеризуют сезонные изменения. Устанавливают зависимости между явлениями неживой и живой природы. Определяют последовательность времен года (начиная с любого). Составляют сообщение о наблюдениях за погодой в феврале, сообщение по теме «Февраль – третий месяц зимы».

26.02.



Звери-млекопитающие.

Описывают внешний вид и характерные особенности строения зверей (волосяной покров, передвижение и питание в зависимости от условий жизни). Классифицируют зверей по разным основаниям (насекомоядные, растительноядные, хищные и всеядные). Сравнивают домашних и диких животных, выделяет признаки домашних животных.

Различают животных по месту обитания.

03.03.



Наш уголок природы. Наблюдение за животными уголка природы (аквариумными рыбками).

Участвуют в труде по уходу за животными уголка природы. Описывают (характеризуют) отдельных представителей растительного и животного мира. Различают понятия «живая природа», «неживая природа», «изделия». Наблюдают за обитателями живого уголка.

05.03.



Растения уголка природы. Практическая работа № 7 по теме «Уход за комнатными растениями».

Описывают растения уголка природы: название, особенности внешнего вида.

Участвуют в труде по уходу за растениями уголка природы. Описывают (характеризуют) отдельных представителей растительного мира. Под руководством учителя проводят опыты по установлению условий жизни растения (свет, тепло, вода, уход). Характеризуют особенности комнатных растений. Называют несколько растений уголка природы. Выращивают растение из черенка, листа, семени, луковицы.

10.03.



Мы –

граждане России.

Воспроизводят название города, страны, достопримечательности столицы России. Различают основные нравственно-этические понятия. Понимают, что такое права гражданина. Могут объяснить, кто такой гражданин России. Приводят примеры прав и обязанностей гражданина России.

12.03.



Правила поведения.

Различают основные нравственно-этические понятия. Составляют правила разговора по телефону. Приводят примеры правил дружбы. Рассказывают, как разрешать споры и ссоры.

17.03.



8 Марта – праздник всех

женщин. Практическая работа № 8 по теме «Готовим для мамы».

Рассказывают о семье, своих любимых занятиях. Составляют словесный портрет членов семьи, друзей. Составляют поздравление с праздником. Приготавливают салат из фруктов.

19.03.



Март-капельник. Экскурсия в парк.

Характеризуют изменения в жизни природы ранней весной. Объясняют народное название месяца – «капельник». Комментируют приметы весны: появление проталин, таяние снега, птичьи «разговоры».

31.03.



Птичьи разговоры.

Узнают птицу по описанию. Обсуждают тематический текст «Птичьи разговоры». Выполняют практическую работу «Жаворонки». Рассказывают о жизни птиц весной: прилет, гнездование, птичьи «разговоры». Составляют правила отношения к птичьим гнездам.

02.04.



Если хочешь быть здоров, закаляйся.

Характеризуют значение здорового образа жизни для человека. Учатся правильно организовывать свой день. Составляют и перечисляют правила закаливания.

07.04.



Здоровая пища.

Различают продукты питания, их полезные и вредные свойства. Демонстрируют в учебных и игровых ситуациях правила гигиены, упражнения утренней гимнастики, правила поведения во время еды. Анализируют воображаемые ситуации «Кто правильно питается». Участвуют в коллективной изобразительной деятельности (плакат «Будем питаться правильно!»).

09.04.



Какое бывает настроение.

Объясняют, от чего зависит настроение человека. Отвечают на вопросы по теме «Каким бывает настроение?». Предполагают, что нужно делать для того, чтобы настроение было хорошим. Характеризуют разные виды настроения: радостно, весело, грустно, плакать хочется и др.

14.04.



Апрель-водолей. Экскурсия на водоём.

Кратко характеризуют сезонные изменения. Устанавливают зависимости между явлениями неживой и живой природы. Определяют последовательность времен года (начиная с любого). Рассказывают о сезонных изменениях в разгар весны (что происходит на водоеме, есть ли в парке снег, появились ли весенние цветущие растения и трава).

16.04.



Жизнь насекомых весной.

Устанавливают зависимости между явлениями неживой и живой природы.

Классифицируют животных. Перечисляют несколько животных. Наблюдают за развитием личинки комара по схеме в учебнике. Получают информацию из разных источников.

21.04.



Весенние работы. Экскурсия в парк.

Различают особенности деятельности людей в разных учреждениях культуры и быта. Приводят примеры различных профессий. Дают краткую характеристику весенним работам на полях, огородах, в садах и цветниках.

23.04.



Кто

работает на транспорте.

Характеризуют разные виды транспорта: воздушный, водный, наземный; пассажирский, личный; электрический и работающий на бензине (керосине); грузовой, легковой. Разыгрывают игровые и учебные ситуации, раскрывающие правила поведения на уроке. Различают особенности деятельности людей в разных учреждениях культуры и быта. Приводят примеры различных профессий. Различают дорожные знаки, необходимые для безопасного пребывания на улице.

28.04.



День космонавтики.

Россия – страна, открывшая миру космос. Воспроизводят достопримечательности столицы России. Рассказывают о космонавтах. Получают информацию из разных источников.

30.04.



Май весну завершает. Экскурсия в парк.

Кратко характеризуют сезонные изменения. Устанавливают зависимости между явлениями неживой и живой природы. Определяют последовательность времен года (начиная с любого). Узнают деревья по признакам.

05.05.



Жизнь земноводных весной. Практическая работа № 9 со схемой «Развитие земноводных».

Классифицируют животных по разным основаниям. Характеризуют общие черты и различия земноводных: лягушек и жаб. Перечисляют особенности жизни земноводных весной. Сравнивают лягушку и жабу. Рассматривают и обсуждают схему «Развитие лягушки». Характеризуют общие черты и различия земноводных: лягушек и жаб. Перечисляют особенности жизни земноводных весной.

07.05.



Животное – живое существо.

Называют и узнают животных. Понимают признаки выделения животных из общности всех живых существ. Составляют небольшие рассказы по теме. Работают с иллюстративным материалом. Составляют плакат «Что умеют животные».

12.05.



Итоговая проверочная работа.

Выбирают ответ из предложенных вариантов. Выполняют простую инструкцию под руководством учителя. Предъявляют знания, имеющиеся об окружающем мире.

14.05.



Природе нужны все!

Характеризуют природу как среду обитания всех живых существ на Земле. Приводят примеры природосбережения. Называют животных и растения из Красной книги России.

19.05.



Скоро лето!

Рассказывают на тему «Почему ты любишь (не любишь) лето».

21.05.







VIII. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса


Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

количество

примечания

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

Примерная программа по окружающему миру федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009 г.) и материалам учебно-методического комплекта «Начальная школа XXI века»
Учебники:
Н. Ф. Виноградова «Окружающий мир» 1 класс – М.: Вентана-Граф 2010г.Рабочие тетради:Н. Ф. Виноградова «Окружающий мир» 1, класс – М.: Вентана-Граф.2010г.

Д





К

Библиотечный фонд комплектуется на основе федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) Минобрнауки РФ

Печатные пособия

Демонстрационный материал (картинки, предметные таблицы) в соответствии с основными требованпиями программы обучения.
Карточки с заданиями по математике для 1 классов
Комплект таблиц по окружающему миру 
Географические карты:
Природные зоны России
Физическая карта РФ
Иллюстративные материалы

Д


Д

Д

Д

Д

Д

Д

Многоразового использования

Технические средства обучения

Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц
Магнитная доска
Экспозиционный экран
Видеомагнитофон/ видеоплеер
Телевизор
Персональный компьютер
Сканер, принтер, 
Мультимедийный проектор

Д

Д

Д

Д

Д

Д

Д

Д


Натуральные объекты

Коллекция шишек, плодов, семян деревьев и кустарников
Гербарий деревьев и кустарников

Д

Д


Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

Термометры для измерения температуры воздуха, воды
Лупа 
Компас
Часы с синхронизированными стрелками
Муляжи фруктов и овощей
Глобус

Д

Д

Д

Д

Д

Д


Оборудование класса

Ученические столы двухместные с комплектом стульев
Стол учительский с тумбой
Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий.

К

Д

Д




Интернет-ресурсы.

1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа : http://school-collection.edu.ru

2. КМ-Школа (образовательная среда для комплексной информатизации школы). – Режим доступа : http://www.km-school.ru

3. Презентация уроков «Начальная школа». – Режим доступа : http://nachalka/info/about/193

4. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа : http://nsc.1september.ru/urok

5. Презентации уроков «Начальная школа». – Режим доступа : http://nachalka.info/about/193



IX. Список литературы

1. Виноградова, Н. Ф. Окружающий мир. 1 класс : учебник для учащихся общеобразоват. учреждений : в 2 ч. / Н. Ф. Виноградова. – М. : Вентана-Граф, 2011.

2. Виноградова, Н. Ф. Окружающий мир. 1 класс : рабочая тетрадь для учащихся общеобразоват. учреждений : в 2 ч. / Н. Ф. Виноградова. – М. : Вентана-Граф, 2011.

3. Лихолат, Т. В. Наблюдаем и трудимся. 1 класс : рабочая тетрадь / Т. В. Лихолат. – М. : Вентана-Граф, 2011.

4. Виноградова, Н. Ф. Окружающий мир. 1–2 классы : методика обучения / Н. Ф. Виноградова. – М. : Вентана-Граф, 2010.

5. Виноградова, Н. Ф. Окружающий мир в произведениях живописи : дидактические материалы для начальной школы / Н. Ф. Виноградова. – М. : Вентана-Граф, 2007.

6. Виноградова, Н. Ф. Окружающий мир в произведениях живописи : метод. рекомендации к дидактическим материалам для начальной школы / Н. Ф. Виноградова. – М. : Вентана-Граф, 2006.



Рабочая программа по окружающему миру УМК "Начальная школа XXI века" 1 класс
  • Начальные классы
Описание:

Данная программа соответствует требованиям ФГОС НОО.

Основная цель обучения предмету окружающий мир в начальной школе – представить в обобщенном виде культурный опыт человечества, систему его отношений с природой и обществом и на этой основе формировать у младшего школьника понимание общечеловеческих ценностей и конкретный социальный опыт, умения применять правила взаимодействия во всех сферах окружающего мира. В данном контексте к общечеловеческим ценностям относятся: экологически ценные правила взаимодействия со средой обитания; нравственный портрет и духовное богатство человека современного общества; исторический аспект «складывания» общерусской культуры, развитие национальных традиций, взаимосвязь и взаимодействие культур народов России.

Основная цель предмета: формирование социального опыта школьника, осознания элементарного взаимодействия в системе «человек – природа – общество», воспитание правильного отношения к среде обитания и правил поведения в ней; понимание своей индивидуальности, способностей и возможностей.
Задачи курса:

·         воспитание любви к своему городу, к своей Родине,

·         формирование опыта экологически и этически обоснованного поведения в природной и социальной среде,

·         развитие интереса к познанию самого себя (осознание возможности изменять себя, понимание важности здорового образа жизни) и

     познанию окружающего мира,

 

·         осуществление подготовки к изучению естественнонаучных и обществоведческих дисциплин в основной школе.

Автор Хромых Ирина Сергеевна
Дата добавления 10.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 552
Номер материала 50807
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓