Главная / Начальные классы / Рабочая программа по окружающему миру ПНШ (2 класс)

Рабочая программа по окружающему миру ПНШ (2 класс)

Пояснительная записка

Рабочая программа по окружающему миру составлена Касмыниной Г.В. и Ждановой Е.Ф. на основе авторской программы «Окружающий мир» (авторы О.Н. Федотова, Г.В. Трофимова, Л.Г. Кудрова). Программа соответствует ФГОС второго поколения 2009 г. и базисному учебному плану общеобразовательных учреждений 2012 года и является одним из структурных компонентов образовательной системы «Перспективная начальная школа».

Данная программа рассчитана на учащихся 2 класса общеобразовательной школы.

Общее количество часов в год: 68 часов.

Количество часов в неделю: 2 часа.


В авторскую программу изменения не внесены.

Актуальность и педагогическая целесообразность рабочей программы Рабочая программа соответствует виду, целям и особенностям МОУ СОШ №22. «Окружающий мир» во 2 классе состоит в том, что:

имеет экологическую направленность, которая обусловлена особой актуальностью экологического образования в современных условиях;

имеет ярко выраженный интегративный характер;

соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания;

даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.

Учебный курс «Окружающий мир» во 2 классе соответствует образовательным областям «Естествознание» и «Обществознание» базисного учебного плана. В программу «Окружающий мир» интегрирован курс «Основы безопасности жизнедеятельности».

Цель изучения предмета:

формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми, обществом и природой.

Изучение окружающего мира во 2 классе направлено на решение следующих задач:

формирование у учащихся единого, целостно окрашенного образа мира как дома, своего собственного и общего для всех людей, для всего живого;

становление у детей современной экологически ориентированной картины мира, чувства уважения к своему природному и социальному окружению;

систематизация и расширение представлений детей о предметах и явлениях природы и общественной жизни, развитие интереса к их познанию, обогащение нравственного опыта обучающихся, воспитание у них любви к своему городу, к своей Родине;

формирование бережного отношения к богатствам природы и общества, навыков экологически и нравственно обоснованного поведения в природной и социальной среде;

существенное воздействие на развитие у обучающихся речи и познавательных процессов (сенсорное развитие, развитие мышления, внимания, памяти, воображения), а также эмоциональной сферы и творческих способностей.















Содержание учебного предмета «Окружающий мир» (68 часов)

Человек и природа (40ч)

Звезды и планеты. Солнце - ближайшая к нам звезда, источник тепла и света для всего живого на Земле. Земля- планета; общие представления о размерах и форме Земли. Глобус- модель Земли. Изображение на глобусе с помощью условных обозначений морей, океанов, суши. Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времен года. Смена времен года в родном краю на основе наблюдений.

Неживая и живая природа Земли. Условия жизни на планете Земля.

Воздух - смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека.

Вода. Свойства воды. Значение воды для живых организмов и хозяйственной жизни человека.

Цветковые растения. Части (органы) растений (корень, стебель, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растений (свет, тепло, вода, воздух). Питание и дыхание растений. Роль растений в жизни человека.

Разнообразие растений: цветковые и хвойные растения; папоротники, мхи, водоросли. Красная книга России. Правила поведения на природе.

Культурные и дикорастущие растения. Продолжительность жизни растений. Размножение растений семенами, клубнями, усами, листьями.

Растения родного края. Названия и краткая характеристика на основе наблюдений.

Грибы. Питание грибов. Шляпочные грибы, плесень. Ядовитые и несъедобные двойники шляпочных грибов. Правило сбора грибов. Шляпочные грибы родного края.

Животные и их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, млекопитающие. Земноводные, пресмыкающиеся, их отличия. Особенности питания малышей млекопитающих животных. Особенности питания разных взрослых животных, в том числе и млекопитающих (хищники, растительноядные, всеядные). Как животные защищаются. Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей. Живой уголок. Бионика. Бережное отношение человека к природе. Животные родного края, названия. Их краткая характеристика на основе наблюдений.


Человек и общество (24ч)

Обмен письмами как один из источников получения информации. Общение со старшими и сверстниками как один из источников получения новых знаний.

Семья - самое близкое окружение человека. Взаимоотношения в семье (уважительное отношение к старшим). Семейные традиции (посильная помощь старшим, семейные праздники, совместные походы).

Родословная. Имена и фамилии членов семьи. Составление схемы родословного дерева.

Младший школьник. Школьный и классный коллективы, совместная учеба, совместный общественный труд и отдых, участие в спортивных мероприятиях, во внеурочной деятельности, в охране окружающей среды.

Человек - член общества. Взаимосвязь человека с другими людьми. Уважение к чужому мнению. Значение труда в жизни человека и общества. Люди разных профессий. Профессии людей, создавших учебник.

Родной край - частица России. Родной город (село): название и его связь с историей возникновения, с занятием людей, с названием реки, озера; основные достопримечательности.

Наша Родина - Россия. Конституция России - основной закон страны. Важнейшие права граждан России - право на жизнь на образование, на охрану здоровья и медицинскую помощь, на свободный труд и на отдых. Праздники в жизни общества: День Победы, День Конституции России, День Государственного флага.

Государственные символы России (Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн), узаконенные Конституцией.

Характеристика отдельных исторических событий, связанных с историей Москвы (основание Москвы, история Московского Кремля, достопримечательности Московского Кремля). Имена великих князей, связанных с историей возникновения и строительства Москвы: Юрий Долгорукий, Дмитрий Донской, Иван III (правнук Дмитрия Донского).

Правила безопасного поведения (4ч)

Режим дня школьника. Чередование труда и отдыха в режиме дня школьника. Составление режима дня школьника. Личная гигиена. Физическая культура. Игры на воздухе как условие сохранения и укрепление здоровья. Чистота - залог здоровья (чистые руки, кипяченая вода, проветривание помещения). Режим питания. Причины простудных заболеваний. Советы старших: правила предупреждения простудных заболеваний: правила поведения при простудных заболеваниях. Номера телефонов экстренной помощи.

Правила безопасного поведения на улице (проезжая часть улицы, встреча с незнакомым человеком, оставление вещи, правила поведения при выгуле животных, при встрече с собаками). Правила дорожного движения. Правило перехода проезжей части улицы. Знаки дорожного движения, определяющие правила поведения пешехода. Переход железной дороги.

Правила безопасного поведения в быту (лифт многоэтажного дома, незнакомый человек, оставление вещей). Основные правила поведения с водой, электричеством, газом.

Планируемые результаты изучения курса «Окружающий мир»

2-й класс


Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» во 2-м классе является формирование следующих умений:

Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.

Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.

Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.


Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир»

во 2-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий.


Регулятивные УУД:

Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.

Учиться совместно с учителем, обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем (для этого в учебнике специально предусмотрен ряд уроков).

Учиться планировать учебную деятельность на уроке.

Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике).

Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).

Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.


Познавательные УУД:

Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг.

Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.

Добывать новые знания: находить необходимую информацию, как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях (в учебнике 2-го класса для этого предусмотрена специальная «энциклопедия внутри учебника»).

Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.


Коммуникативные УУД:

Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

Слушать и понимать речь других.

Выразительно читать и пересказывать текст.

Вступать в беседу на уроке и в жизни.

Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).


Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир»

во 2-м классе является формирование следующих умений:

объяснять отличия твёрдых, жидких и газообразных веществ;

объяснять влияние притяжения Земли;

связывать события на Земле с расположением и движением Солнца и Земли;

наблюдать за погодой и описывать её;

уметь определять стороны света по солнцу и по компасу;

пользоваться глобусом и картами, находить и показывать на них части света, материки и океаны;

называть основные природные зоны и их особенности.

оценивать правильность поведения людей в природе;

уважительно относиться к другим народам, живущим на Земле.




Планируемые результаты освоения учебной программы

по предмету «Окружающий мир» к концу 2-го года обучения:


В результате изучения раздела «Человек и природа»


Учащиеся научатся:

различать объекты неживой и живой природы, приводить примеры

взаимосвязи между объектами неживой и живой природы (смена времен года влияние Солнца на жизнь растений и животных и т.д.);

устанавливать связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе;

сравнивать внешний вид и характерные особенности насекомых, рыб, птиц, млекопитающих;

группировать объекты природы по их признакам (насекомые, рыбы, птицы, млекопитающие)

назвать признаки, отличающие домашних животных от диких;

сравнивать характерные для животных способы питания;

характеризовать роль грибов в жизни человека;

ставить простейшие опыты, исследуя свойства воды;

наблюдать и делать выводы по изучению свойств воздуха;

наблюдать и выявлять условия, необходимые для жизни растений;

учиться работать со справочной литературой

определять характер взаимоотношений человека и объектов природы, называть представителей растительного и животного мира занесенных в Красную книгу;

понимать необходимость вести здоровый образ жизни.


Обучающиеся получат возможность научиться:

обнаруживать различие между наблюдением и опытом как разными способами получение ответов на вопросы об окружающем мире;

характеризовать общие условия, необходимые для жизни живых организмов;

называть основные, легко определяемые свойства воздуха и воды;

отличать разнообразие жизненных форм растений (деревья, кустарники, травы) и грибов своей местности;

называть группы растений по их характерным признакам (цветковые растения, хвойные растения, папоротники, мхи, водоросли);

называть группы животных по их характерным признакам (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие);

иметь представление о значении природы для здоровья и жизни человека;

иметь представление об отдельных видах труда, связанных с природой; о значении этого труда;

знать средства сохранения и укрепления здоровья человека (личная гигиена, режим труда и отдыха, физкультура);

знать фамилии, имена и отчества членов своей семьи, включая старшее поколение;


В результате изучения раздела «Человек и общество»


Обучающиеся научатся:

рассказывать об отдельных видах труда, связанных с природой; о значении этого труда;

знать средства сохранения и укрепления здоровья человека (личная гигиена, режим труда и отдыха, физкультура);

названия: своего государства (Россия), его столицы (Москва), главной

площади столицы (Красная площадь), главной достопримечательности

столицы (Кремль), исторической достопримечательности Кремля

(Спасская башня);

принимать участие и знать важнейшие событие страны и города: день

Победы, День города и т.д.

название родной страны, ее столицы; региона, где живут учащиеся, родного города (села);

использовать дополнительные средства информации (словари, хрестоматию), а также учиться работать с оглавлением учебника;

* называть своих ближайших родственников;

* знать профессии взрослых и важность каждой профессии.

* описывать изученные события из истории Отечества (история Московского Кремля, Великая Отечественная война);


Обучающиеся получат возможность научиться:

знать основные права ребенка (право на жилье, обучение, лечение, защиту от насилия старших);

называть государственные праздники, дни памятных дат (День Конституции, День Победы, День защитников Отечества);

узнать правила безопасного поведения в природе.


Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения;

выполнения правил поведения в природе и участия в ее охране.

удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае.

выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения;













Учебно-тематическое планирование по окружающему миру

Класс: 2 «В»

Учитель: Жданова Е.Ф.

Интегрированная проверочная работа – 1 (см. Приложение № 2)

Экскурсия – 5

На изучение окружающего мира отводится 68 часов в год (2 часа в неделю).

Планирование составлено на основе авторской программы «Окружающий мир» (авторы О.Н. Федотова, Г.В. Трофимова, Л.Г. Кудрова), которая является одним из структурных компонентов образовательной системы «Перспективная начальная школа» под редакцией Р.Г. Чураковой. (см. Приложение № 1).

Программно-методическое обеспечение учебного процесса.

Учебно-методический комплекс

Программа и учебник

Методическое и дидактическое обеспечение

учителя

ученика

Программа по окружающему миру. / О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова // Программы четырехлетней начальной школы: Проект «Перспекивная начальная школа» / Сост. Р.Г.Чуракова. - М.: Академкнига/Учебник, 2011.

О.Н.Федотова, Г.В.Трафимова, С.А.Трафимов «Окружающий мир», учебник в 2- частях для 2-го класса. М.: Академкнига/Учебник, 2012


1. Федотова О.Н. и др. Окружающий мир [Текст]: 2 кл. Методическое пособие / О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов. - М.: Академкнига / Учебник, 2012.

2. Приложение 1. Календарно-тематическое планирование.




1. О.Н.Федотова, Г.В.Трафимова, С.А.Трафимов «Окружающий мир», тетрадь для самостоятельной работы в 2-х частях для 2-го класса. М.: Академкнига/Учебник, 2012

2. Федотова О.Н. и др. Окружающий мир: Хрестоматия [Текст]: 2 кл./ О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов. - М.: Академкнига / Учебник, 2012.





Материально-техническое обеспечение:

  1. Авторские учебные презентации

  2. Диск. Большая детская энциклопедия. Природоведение.

  3. Диск. Познавательные материалы об окружающем мире. Мир природы.

  4. Начальная школа. Уроки Кирилла и Мефодия. 2 класс Компакт-диск для компьютера: Математика. Русский язык. Чтение. Окружающий мир.

  5. http://www.openclass.ru

  6. http://files.school-collection.edu.ru

  7. http://www.rusedu.ru

  8. http://viki.rdf.ru

  9. http://pedsovet.org

  10. http://www.prosv.ru

  11. http://festival.1september.ru

  12. http://www.4stupeni.ru

  13. http://numi.ru



Технические средства обучения:

Компьютер

Принтер

Проектор

Сканер

Интерактивная доска

Документ-камера

Цифровой микроскоп

Модульная система экспериментов

Система контроля и мониторинга качества знаний




















Литература



  1. Белицкая Н.Г. Школьные олимпиады. Начальная школа. 1-4 классы. – М.: Айрис-пресс, 2006г.

  2. Брыкина Н.Т., Жиренко О.Е. Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир». 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2004 г.

  3. Васина Е. М. Окружающий мир. 1-4 классы: конспекты уроков и внеклассных занятий/ авт.-сост. Е.М.Васина – Волгоград: Учитель, 2011

  4. Детская энциклопедия. – М.: Просвещение, 1999г.

  5. Исследовательская деятельность младших школьников: программа, занятия, работы учащихся/ авт. – сост. Е.В. Кривобок, О.Ю. Саранюк. – Волгоград: Учитель, 2008 год. – 138

  6. Крылова О.Н. «Окружающий мир», итоговая аттестация для 2-го класса. М.: Издательство «Экзамен», 2012

  7. Кузнецов М.И. «Окружающий мир», зачётные работы для 2-го класса. М.: Издательство «Экзамен», 2011

  8. Поливанова К.Н. проектная деятельность школьников: пособие для учителя / К.Н. Поливанова. – М.; Просвещение, 2008.

  9. Программы по учебным предметам. 1-4 кл.: в 2 ч./Сост. Р.Г. Чуракова – М.: Академкнига/Учебник, 2011. – Ч. 1 : 240 с. (Проект «Перспективная начальная школа»)

  10. Савенков А.И. Маленький исследователь. Как научить младшего школьника приобретать знания/ А.И. Савенков. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002 год. – 208 с.

  11. Тихомирова Е.М. «Окружающий мир», тестовые работы для 2-го класса (в 2-х частях). М.: Издательство «Экзамен», 2012

  12. Яценко И.Ф. «Окружающий мир», контрольно-измерительные материалы для 2-го класса. М.: ВАКО, 2012













Корректировка программы

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

12


Рабочая программа по окружающему миру ПНШ (2 класс)
  • Начальные классы
Описание:

Рабочая программа по окружающему миру составлена  Ждановой Е.Ф. на основе авторской программы «Окружающий мир»  (авторы О.Н. Федотова, Г.В. Трофимова, Л.Г. Кудрова).  Программа  соответствует ФГОС второго поколения 2009 г. и базисному учебному плану общеобразовательных учреждений 2012 года и является одним из структурных компонентов образовательной системы «Перспективная начальная школа».  

Данная программа рассчитана на учащихся 2 класса общеобразовательной школы.

          Общее количество часов в год: 68 часов.

 

Количество часов в неделю: 2 часа.

Автор Жданова Екатерина Федоровна
Дата добавления 02.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 3141
Номер материала 20228
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓