Главная / Начальные классы / Рабочая программа по окружающему миру ПНШ (1 класс)

Рабочая программа по окружающему миру ПНШ (1 класс)

Пояснительная записка

Рабочая программа по окружающему миру составлена Ждановой Е.Ф. на основе авторской программы «Окружающий мир» (авторы О.Н. Федотова, Г.В. Трофимова, Л.Г. Кудрова). Программа соответствует ФГОС второго поколения 2010 г. и базисному учебному плану общеобразовательных учреждений 2012 года и является одним из структурных компонентов образовательной системы «Перспективная начальная школа». В авторскую программу изменения не внесены.

Данная программа рассчитана на учащихся 1 класса общеобразовательной школы.

Общее количество часов в год: 66 часов.

Количество часов в неделю: 2 часа.


В авторскую программу изменения не внесены.

Курс «Окружающий мир» является интегрированным курсом. В единый курс «Окружающий мир» интегрированы такие образовательные области, как «Естествознание» и «Обществознание». Особая значимость этого интегрированного курса состоит в формировании у школьника целостной картины окружающей природной и социальной среды и его места в этой среде как личности.   Основные учебно-воспитательные задачи курса приведены в соответствие с направлениями Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. Это прежде всего:                

  • сохранение и поддержка индивидуальности ребенка на основе учета его жизненного опыта – опыта сельской жизни, с естественно-природным ритмом жизни, и опыта городской жизни – с развитой инфраструктурой, с разнообразными источниками информации;                 

  • последовательное формирование у школьников общеучебных умений, основанных на способности ребенка наблюдать и анализировать, выделять существенные признаки и на их основе проводить обобщение; специальных умений: работа с научно-популярной, справочной литературой и проведение фенологических наблюдений, физических опытов, простейших измерений;

  • изучение школьниками взаимосвязей жизнедеятельности человека и природы, человека и общества (на уровне ознакомления), знаний об объектах, явлениях, закономерностях окружающего ребенка мира и методах его познания с целью дальнейшего изучения в основной школе естественно-научных и обществоведческих дисциплин;   

  • воспитание у школьников бережного отношения к объектам природы и результатам труда людей, сознательного отношения к здоровому образу жизни, формирование элементарной экологической культуры, навыков нравственного поведения в природе, быту, обществе;

  • охрана и укрепление психического и физического здоровья детей.  

Программа первых лет обучения построена таким образом, что знания второго года обучения базируются на основе ранее полученных знаний, дополняя и углубляя их.   

В 1-м классе выделяется несколько содержательных линий. Первую из них составляет ознакомление с природой (природа, неживая природа, живая природа, растения, животные и др.). Дети учатся распознавать растения и животных своей местности. В качестве другой содержательной линии курса выделено ознакомление с изменениями природы, начиная с природы России и заканчивая природой края, где живут учащиеся.   

В связи с тем, что ребенок еще до школы знаком с сезонной цикличностью жизни природы, сезонные изменения являются сквозной линией первых двух лет обучения. Изучение учебного материала по каждому времени года идет по единому плану: неживая природа – растения – животные (насекомые, рыбы, птицы, звери) – труд человека – образцы поведения в природе.   

Приоритетными задачами курса 1-го класса является формирование в сознании учащихся единого образа окружающего мира, систематизация и расширение представлений детей об объектах природы, развитие интереса к познанию.

Основной способ познания первого года обучения – наблюдение и проведение опытов, рассчитанных на все органы чувств.









Содержание тем учебного курса

Наблюдение как способ получения ответов на вопросы об ок­ружающем нас мире (8 ч) Населенный пункт, в котором живет ребенок: его адрес, важней­шие (2-3) предприятия, учреждения культуры, быта, их назначение, достопримечательности. Окружающий ребенка мир — природа жи­вая и неживая (на уровне различения объектов живой и неживой при­роды, объектов природы от изделий). Органы чувств человека. Свой­ства объектов, которые можно определять с помощью органов чувств. Получение знаний с помощью органов чувств о естественных и искусственных объектах окружающего мира.

Практические работы: различение звуков, определение вкуса, температуры (теплое, холодное), мягкости, твердости, формы, влаж­ности (мокрое, сухое), цвета с помощью органов чувств.

Живая природа (10 ч) Признаки живой природы (живые существа дышат, питаются, растут, приносят потомство, умирают).

Животные как часть живой природы. Насекомые, рыбы, птицы, звери как наиболее доступные для выделения детьми группы живот­ных. Дикие и домашние животные.

Растения — часть живой природы. Какие бывают растения: тра­вы, кустарники, деревья. Части растения: корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами. Знакомство с разнообразием плодов и се­мян (по выбору учителя). Способы распространения растений. Рас­познавание деревьев своей местности по листьям, плодам, кронам.

Практические работы: наблюдения за прорастанием семян, рос­том растений, способами распространения растений на новые места:

Природа и ее сезонные изменения (38 ч) Смена времен года. Осенние изменения в неживой природе. Жизнь растений осенью. Хвойные и лиственные деревья осенью. Из­менение окраски листьев деревьев и кустарников. Листопад. Труд людей осенью. Жизнь животных осенью.

Зимние изменения в неживой природе. Первоначальные пред­ставления о разном состоянии воды (снег, лед). Жизнь лесных зве­рей и помощь птицам в зимнее время года.

Жизнь в воде подо льдом. Жизнь деревьев, кустарников и трав зи­мой. Труд людей зимой.

Весенние изменения в неживой природе. Жизнь деревьев и кус­тарников весной. Травянистые раннецветущие растения. Жизнь жи­вотных весной.

Природа в летнее время года. Съедобные и несъедобные ягоды. Знакомство с грибами на примере шляпочных грибов. Съедобные и несъедобные грибы.

Лекарственные растения. Правила сбора ягод, грибов, лекарственных растений. Безопасное поведение в природе. Первое знакомство с термином «Экология». Красная кни­га России.

Практические работы, наблюдения, экскурсии: урок-экскурсия осенью с целью наблюдения за изменениями в природе. Опыт, до­казывающий, что лед — это замерзшая вода. Опыт, доказывающий, что тонкий лед опасен. Опыт, доказывающий, чист ли белый снег. Рассматривание с помощью лупы зачатков листьев в почках. Дли­тельное наблюдение за распусканием почек. Урок-экскурсия с целью различения деревьев и кустарников родного края зимой. На­блюдения за повадками домашних животных, за жизнью насекомых, диких птиц.

Наша родина — Россия (10 ч) Первоначальные представления о родном Крае, о Родине: Рос­сия — многонациональная страна. Столица нашей Родины — Моск­ва. Достопримечательности Москвы (Красная площадь, Кремль). Знакомство с государственной символикой: флаг России, герб Рос­сии, гимн России.

Экскурсия в город по достопримечательностям родного края.













Планируемые результаты изучения курса «Окружающий мир»

1-й класс


Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 1-м классе является формирование следующих умений:

  • Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.

  • Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.

  • Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

  • В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.



Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир»

в 1-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий.


Регулятивные УУД:

  • Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.

  • Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем (для этого в учебнике специально предусмотрен ряд уроков).

  • Учиться планировать учебную деятельность на уроке.

  • Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике).

  • Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).

  • Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.




Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг.

  • Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.

  • Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

  • Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.


Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

  • Слушать и понимать речь других.

  • Выразительно читать и пересказывать текст.

  • Вступать в беседу на уроке и в жизни.

  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).





















Предметные результаты по курсу «Окружающий мир»

к концу первого года обучения

Учащиеся должны знать/понимать:

  • название своего поселка (города), название своей улицы, номер своего дома, адрес школы;

  • названия: своего государства (Россия), его столицы (Москва), главной площади столицы (Красная площадь), главной достопримечательности столицы (Кремль), исторической достопримечательности Кремля (Спасская башня);

  • государственную символику России;

  • первый куплет и припев гимна России;

  • виды городского транспорта (электричка, трамвай, троллейбус, автобус);

  • правила поведения в городе во время экскурсии;

  • что такое природа, природа живая и неживая (на уровне различения объектов);

  • названия органов чувств и их функции;

  • название органов растений (корень, стебель, лист, цветок, плод, семена);

  • основные признаки живого: дыхание, питание, рост, размножение;

  • название и внешние отличительные признаки 8-10 растений; 8-10 животных (на уровне рода);

  • название каждого времени года и их последовательность; ·        основные признаки времен года;

  • правила безопасности на воде в летнее время и на льду в зимнее время, правила безопасности при катании с гор в зимнее время.  

Уметь:

  • соблюдать правила безопасности при проведении опытов и уроков-экскурсий;

  • проводить целенаправленные простейшие наблюдения за объектами живой природы и уметь рассказывать о своих наблюдениях;

  • различать объекты природы и изделия человека;

  • различать объекты живой и неживой природы;

  • различать части растений, отображать их в рисунке;

  • приводить примеры домашних и диких животных (не менее пяти);

  • приводить примеры животных разных групп (насекомых, рыб, птиц, зверей), раскрывать особенности их внешнего вида;

  • приводить примеры хвойных и лиственных деревьев своего края;

  • приводить примеры кустарников и травянистых растений своего края;

  • приводить примеры съедобных грибов своего края;

  • ориентироваться в основных достопримечательностях своего края;

  • называть столицу России (Москва), главную площадь столицы (Красная площадь), главную достопримечательность столицы (Кремль), историческую достопримечательность Кремля (Спасская башня).   

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • обогащения жизненного опыта с помощью наблюдения;

  • установления связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе;

  • выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения на улице, в быту;

  • написания на конверте своего адреса;

  • выполнения правил поведения в природе и участие в ее охране. 































Учебно-тематическое планирование по окружающему миру

Класс: 1 «В»

Учитель: Жданова Е.Ф.

Интегрированная проверочная работа – 1 (см. Приложение № 2)

Экскурсия – 5

На изучение окружающего мира отводится 66 часов в год (2 часа в неделю).

Планирование составлено на авторской программы «Окружающий мир» (авторы О.Н. Федотова, Г.В. Трофимова, Л.Г. Кудрова), которая является одним из структурных компонентов образовательной системы «Перспективная начальная школа» под редакцией Р.Г. Чураковой. (см. Приложение № 1).

Программно-методическое обеспечение учебного процесса.

Учебно-методический комплекс

Программа и учебник

Методическое и дидактическое обеспечение

учителя

ученика

Программа по окружающему миру. / О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова // Программы четырехлетней начальной школы: Проект «Перспекивная начальная школа» / Сост. Р.Г.Чуракова. - М.: Академкнига/Учебник, 2011.

Федотова О.Н., Трафимов Г.В., Трафимов С.А. Наш мир [Текст]: Учебник: 1кл. / О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов. - М.: Академкнига / Учебник, 2011.


1. Федотова О.Н. и др. Окружающий мир Наш мир [Текст]: 1 кл. Методическое пособие / О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов. - М.: Академкнига / Учебник, 2011.

2. Приложение 1. Календарно-тематическое планирование.




1. Федотова О.Н. Окружающий мир: Тетрадь для самостоятельной работы. [Текст]: 1 класс / О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов. - М.: Академкнига / Учебник, 2011.

2. Федотова О.Н. и др. Давай знакомиться, мир: Хрестоматия [Текст]: 1 кл./ О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов. - М.: Академкнига / Учебник, 2011.





Материально-техническое обеспечение:

  1. Авторские учебные презентации

  2. Диск. Большая детская энциклопедия. Природоведение.

  3. Диск. Познавательные материалы об окружающем мире. Мир природы.

  4. Начальная школа. Наука без скуки. Выпуск 1. Компакт-диск для компьютера: Сценарии. Предметные праздники. /авт.-сост.: Аверьянова И. В. / Лапшина Н. Н. и др. Издательство: Учитель, 2010

  5. Начальная школа. Наука без скуки. Выпуск 2. Компакт-диск для компьютера: Сценарии. Предметные праздники. /авт.-сост.: Аверьянова И. В. / Лапшина Н. Н. и др. Издательство: Учитель, 2010

  6. http://www.openclass.ru

  7. http://files.school-collection.edu.ru

  8. http://www.rusedu.ru

  9. http://viki.rdf.ru

  10. http://pedsovet.org

  11. http://www.prosv.ru

  12. http://festival.1september.ru

  13. http://www.4stupeni.ru

  14. http://numi.ru



Технические средства обучения:

Компьютер

Принтер

Проектор

Сканер

Интерактивная доска

Документ-камера

Цифровой микроскоп

Модульная система экспериментов

Система контроля и мониторинга качества знаний


















Выполнение практической части

Тема по программе

Практические

работы

6

Мы познаем окружающий мир с помощью органов чувств

Урок-практикум

15

Живая природа

Способы распространения растений

17

Живая природа

Знакомство с разнообразием плодов и семян

19

Природа и её сезонные изменения

Смена времён года

29

Природа и её сезонные изменения

Первоначальные представления о разном состоянии воды (снег, лёд)

51

Природа и её сезонные изменения

Наблюдение за повадками домашних животных

56

Природа и её сезонные изменения

Поведение в природе



























Литература

  1. Белицкая Н.Г. Школьные олимпиады. Начальная школа. 1-4 классы. – М.: Айрис-пресс, 2006г.

  2. Брыкина Н.Т., Жиренко О.Е. Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир». 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2004 г.

  3. Васина Е. М. Окружающий мир. 1-4 классы: конспекты уроков и внеклассных занятий/ авт.-сост. Е.М.Васина – Волгоград: Учитель, 2011

  4. Детская энциклопедия. – М.: Просвещение, 1999г.

  5. Исследовательская деятельность младших школьников: программа, занятия, работы учащихся/ авт. – сост. Е.В. Кривобок, О.Ю. Саранюк. – Волгоград: Учитель, 2008 год. – 138

  6. Поливанова К.Н. проектная деятельность школьников: пособие для учителя / К.Н. Поливанова. – М.; Просвещение, 2008.

  7. Программы по учебным предметам. 1-4 кл.: в 2 ч./Сост. Р.Г. Чуракова – М.: Академкнига/Учебник, 2011. – Ч. 1 : 240 с. (Проект «Перспективная начальная школа»)

  8. Савенков А.И. Маленький исследователь. Как научить младшего школьника приобретать знания/ А.И. Савенков. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002 год. – 208 с.























Корректировка программы

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

13


Рабочая программа по окружающему миру ПНШ (1 класс)
  • Начальные классы
Описание:

Рабочая программа по окружающему миру составлена Ждановой Е.Ф.   на основе авторской программы «Окружающий мир»  (авторы О.Н. Федотова, Г.В. Трофимова, Л.Г. Кудрова).  Программа  соответствует ФГОС второго поколения 2010 г. и базисному учебному плану общеобразовательных учреждений 2012 года и является одним из структурных компонентов образовательной системы «Перспективная начальная школа». В авторскую программу изменения не внесены.

 

Данная программа рассчитана на учащихся 1 класса общеобразовательной школы.

Автор Жданова Екатерина Федоровна
Дата добавления 02.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 952
Номер материала 20203
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓