СОДЕРЖАНИЕ
РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
1.
|
Пояснительная
записка…………………………………………………………….
|
3
|
2.
|
Учебно-тематический
план………………………………………………………..
|
5
|
3.
|
Критерии
оценки…………………………………………………………………...
|
8
|
4.
|
Планируемые
результаты обучения учащихся…………….……………………..
|
10
|
5.
|
Календарно-тематическое
планирование ………………………………………..
|
15
|
6.
|
Учебно-методическое
и материально-техническое обеспечение рабочей
программы……………………………………………………….………………….
|
29
|
7.
|
Лист
корректировки рабочей программы...............................................................
|
30
|
|
Приложение 1. Контрольно-измерительные
материалы ………………..………
|
31
|
|
|
|
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая
программа по окружающему миру для 4 класса составлена на основании следующих
нормативно-правовых документов:
1.
Федерального компонента государственного стандарта
среднего (полного) общего образования по Алтайскому краю, утвержденного
приказом Минобразования России от 5.03.2004 г. № 1089.
2.
Закона Российской Федерации «Об образовании».
Статья 14. Общие требования к содержанию образования (п. 5); Статья 32.
Компетенция и ответственность образовательного учреждения (пп. 2 (части
5,6,7,16,20,23), 3 (часть 2).
3. Типового
положения об общеобразовательном учреждении. Постановление правительства РФ от
19.03.2001 г. №196 с изменениями от 10.03.2009 г. №216 ст. 41.
4.
Приказа О внесении изменений в ФГОС начального
общего образования, утверждённый Министерством образования и науки РФ от
06.10.2009 г. №373
5.
Санитарные правила и нормы. (СанПиН 2.42. – 2821
10).
6.
Учебного плана МБОУ «СОШ № 15» на 2014-2015учебный
год.
7.
Примерной программы начального общего образования («Просвещение»,
2010 г.) и авторской программы начального общего образования по окружающему
миру О. Н. Федотовой, Г. В. Трафимовой («Академкнига/ Учебник», 2011 г.).
Обоснование выбора УМК для реализации рабочей учебной
программы:
-
для обучающихся (слушателей)
образовательная программа обеспечивает реализацию их права на информацию об
образовательных услугах, права на выбор образовательных услуг и права на
гарантию качества получаемых услуг;
-
для педагогических работников
МБОУ «СОШ № 15» программа определяет приоритеты в содержании начального
образования и способствует интеграции и координации деятельности по реализации
общего образования;
для администрации МБОУ «СОШ № 15» программа
является основанием для определения качества реализации общего начального
образования
-
Тип
программы: программа начального общего образования.
-
Сроки
освоения программы: 1 год.
-
Объем
учебного времени: 68 часов.
-
Форма обучения:
очная .
-
Режим
занятий: 2часа в неделю.
Цель изучения курса «Окружающий
мир» – формирование исходных представлений о природных и социальных объектах и
явлениях как компонентов единого мира; практико-ориентированных знаний о
природе, человеке, обществе; метапредметных способов действий (личностных,
познавательных коммуникативных, регулятивных).
Основные учебно-воспитательные задачи курса приведены в
соответствие с направлениями федерального компонента Государственного стандарта
начального общего образования:
· сохранение и
поддержка индивидуальности ребенка на основе учета его жизненного опыта (опыта
городской жизни – с развитой инфраструктурой, с разнообразными источниками
информации);
· последовательное
формирование у школьников общеучебных умений, основанных на способности ребенка
наблюдать и анализировать, выделять существенные признаки и на их основе
проводить обобщение; специальных умений – работа с научно-популярной,
справочной литературой и проведение фенологических наблюдений, физических
опытов, простейших методов измерений;
· изучение
школьниками взаимосвязей жизнедеятельности человека и природы, человека и
общества (на уровне ознакомления), знаний об объектах, явлениях,
закономерностях окружающего мира и методах его познания с целью дальнейшего
изучения в основной школе естественнонаучных и обществоведческих дисциплин;
· воспитание у
школьников бережного отношения к объектам природы и результатам труда людей,
сознательного отношения к здоровому образу жизни, формирование элементарной
экологической культуры, формирование навыков нравственного поведения в природе,
быту, обществе;
· охрана и
укрепление психического и физического здоровья детей.
Расширяются и усложняются способы познания окружающего
мира. Кроме
опытов и наблюдений появляются такие источники получения новых знаний, как работа
с адаптированными научными источниками, справочной литературой, наглядными
пособиями, за счет первичных умений «собирать» информацию самостоятельно устно
(в беседах с информированными взрослыми - родителями, педагогами школы,
агрономами, экологами, на уроках информатики и т. д.) и письменно (общение
посредством переписки с активом клуба «Мы и окружающий мир»).Кроме того, учащиеся
знакомятся с устройством простейших измерительных приборов (лупа, микроскоп как
система увеличительных стекол, песочные часы, часы, термометр, осадкомер,
флюгер) и моделей (географическая карта, глобус).
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКий
ПЛАн
№/№ п/п
|
Наименование разделов, тем
|
Количество часов
|
1
|
История Отечества
|
7
|
2
|
Земля – планета Солнечной
системы
|
4
|
3
|
Путешествие по природным зонам
|
13
|
4
|
Родной край – часть великой
России
|
11
|
5
|
Человеческий организм
|
11
|
6
|
Изучаем органы чувств
|
8
|
7
|
Путешествуем по странам мира
|
6
|
8
|
Москва как летопись истории России
|
5
|
9
|
Мы – граждане России
|
3
|
|
ИТОГО:
|
68
|
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Человек и природа
Общее
представление о вселенной, Солнечной системе, размерах Земли по сравнению с
размером Солнца. Одно из теоретических предположений ученых о возникновении
Солнца. Планеты Солнечной системы (название, расположение на орбитах по
отношению к Солнцу). Вращение Земли вокруг своей оси как причина смены дня и
ночи. Вращение Земли вокруг Солнца как причина смены времен года.
Природные
зоны России: общее представление, расположение на карте природных зон России,
основные природные зоны (ледяная зона, зона тундры, зона лесов, зона степей,
зона пустынь, зона субтропиков). Горные области. Климат природных зон,
растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека
на природу. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на
природу.
Соблюдение
экологических правил поведения во время прогулок в лес, в парк, на луг (охрана
поверхности земли от уплотнения почвы и разрушения лесной подстилки, от
загрязнения поверхности земли полиэтиленовыми пакетами, пластиковыми бутылками,
осколками стекла).
Родной
край-часть великой России. Карта родного края. Полезные ископаемые. Поверхность
и водоемы родного края. Растительный и животный мир края. Заповедные места.
Посильное участие в охране природы родного края. Московское время, часовые
пояса.
Общее
представление о строении тела человека. Система органов: органы чувств,
опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная. Роль
органов чувств в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов.
Человек и общество
Наша родина-
Россия. Российская Федерация. Государственная символика Российской Федерации:
Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн
России. Конституция- Основной закон Российской Федерации. Права ребенка.
Президент Российской Федерации. Правительство и Парламент страны. Депутат от
субъекта Российской Федерации (республика, край, город федерального значения-
Москва, Санкт- Петербург, автономный округ, Еврейская автономная область) в
Парламенте страны как представитель интересов региона.
Россия-
многонациональная страна. Народы, населяющие Россию. Русский язык-
государственный язык Российской Федерации. Родной край- часть великой России.
Родной город (село, поселок), регион (область, край, республика). Название.
Расположение края на политико- административной карте России. Карта родного
края. Особенности труда людей родного края (добыча полезных ископаемых,
растениеводство, животноводство). Народные промыслы.
Россия на
карте. Границы России. Название государств, имеющих с Россией сухопутные
границы, столицы государств. Морские границы. Морская граница России с Аляской
(один из штатов США) и Японией. Имена великих путешественников и ученых,
первооткрывателей морей и земель на карте Азии (море Лаптева, мыс Дежнева,
пролив Беринга, город Хабаровск, мыс Челюскина).
Страны и
народы мира. Япония, Соединенные штаты Америки, Великобритания, Франция. Расположение
на политической карте, столицы государств, главные достопримечательности.
Терроризм-
международная опасность (США, г.Нью-Йорк, 11 сентября 2001г.; Россия, г.Беслан,
3 сентября 2004 г.).
История
Отечества. Древние славяне. Древняя Русь. Киевская Русь. Картины труда и быта,
традиции, верования. Значимые события в разные исторические времена. Путь из
«варяг в греки» (IX-XI вв.). Крещение Руси (988г). первый на Руси свод законов
«Русская правда» (памятник законодательства XI- XII вв.),основание города
Ярославля (988-1010 гг.). объединение территорий древнерусского государства.
Выдающиеся люди разных эпох: великий князь Владимир Святославович- Красное
Солнышко (960-1015 гг.), Ярослав Владимирович- Ярослав Мудрый (около 980-1054
гг.), Владимир Мономах (1053-1125 гг.), князь Новгородский и Владимирский
Александр Невский (1221-1263 гг.). московская Русь: основание Москвы (1147 г.),
князь Юрий Долгорукий (1090-е -11257 гг.). Первые московские князья (период
правления): Иван Калита (1325-1340 гг.), Дмитрий Донской (1359-1389 гг.).
Традиционные
российские религии. Вера в единого бога и сохранение традиционной обрядовости.
Древние времена-времена многобожия (вера а силу природы). Отличия народов друг
от друга (исторические, культурные, духовные, языковые). Народы, верующие в
единого бога: христиане (Бог-Богочеловек Иисус Христос), мусульмане (Аллах-
духовная власть и сила), буддисты (Будда- духовная связь всех проявлений
жизни).
Сохранение
традиционной истории России. Исторические памятники столицы и исторические
события, связанные с ними: памятник Минину и Пожарскому на Красной площади (4
ноября- День народного единства: борьба Российского государства с иноземными
захватчиками в начале XVII в., подвиг ополченцев); Триумфальная арка, музей-
панорама «бородинская битва» (память о войне 1812 г.); памятник маршалу Г.К.
Жукову, Вечный огонь на могиле Неизвестного солдата у Кремлевской стены, имена
улиц, площадей, скверов, проспектов (9 мая- День Победы- память страны о героях
Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.); памятник Юрию Гагарину- первому
космонавту планеты Земля, монумент «Спутник» на проспекте Мира, монумент
«Покорителям космоса», аллея Героев –космонавтов (12 апреля- День
космонавтики); фонтан «Дружба народов» (знаменитый символ Союза Советских
Социалистических Республик).
Правила безопасного
поведения
Соблюдения
правил безопасного поведения во время летних каникул у водоема (предупреждение
солнечного удара, ожога кожи, несчастных случаев в воде или вблизи воды у моря
во время шторма, прилива, соприкосновение с морскими животными в воде).
Соблюдения
правил безопасного поведения во время прогулок в лес, в парк, на луг.
Соблюдения
правил безопасного поведения во время приема пищи.
Забота о
здоровье и безопасности окружающих людей, личная ответственность за сохранение
своего физического и нравственного здоровья (курение, употребление наркотиков,
прослушивание громкой музыки, нежелание при необходимости носить очки).
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ
Обязательные
формы и методы контроля
|
Иные формы
учета достижений
|
Текущая аттестация
|
итоговая
(триместр, год) аттестация
|
Урочная деятельность
|
Внеурочная деятельность
|
- устный опрос
- доклады
- практические работы
-посещение уроков по программам
наблюдения
|
-диагностическая контрольная
работа
- проверочные работы
|
-анализ динамики
текущей успеваемости
|
- участие в
выставках, конкурсах, соревнованиях
- активность
в проектах и программах внеурочной деятельности
- творческий отчет
|
- портфолио
- анализ психолого-педагогических
исследований
|
Основная цель контроля - проверка знания фактов учебного материала,
умения учащихся классифицировать, сравнивать объекты окружающей
действительности, делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения,
приводить примеры из дополнительной литературы.
Ошибки
и недочеты, влияющие на снижение оценки по предмету окружающий мир
Ошибки:
-
неправильное определение понятий, замена
существенной характеристики понятия несущественной;
-
нарушение последовательности в описании объектов
(явлений), если она является существенной;
-
неправильное раскрытие причины, закономерности,
условия протекания того или иного явления, процесса;
-
неумение сравнивать объекты, производить их
классификацию на группы по существенным признакам;
-
незнание фактического материала, неумение
самостоятельно привести примеры, подтверждающие высказанное суждение;
-
отсутствие умения выполнять схемы, графические
рисунки, заполнять таблицы, неумение использовать материал схем, таблиц,
рисунков при ответе;
-
ошибки при постановке опыта, приводящие к
неправильному результату;
-
неумение ориентироваться на карте и плане,
правильно показывать изучаемые объекты (природоведческие и исторические).
Недочеты:
-
преобладание при описании объекта несущественных
признаков;
-
несущественные неточности при выполнении рисунков,
схем, таблиц, отсутствие обозначений и подписей;
-
отдельные нарушения последовательности операций при
проведении опыта, не приводящие к неправильному результату;
-
неточности в определении назначения прибора, его
использование осуществляется после наводящих вопросов;
-
неточности при нахождении объектов на карте.
Характеристика
цифровой отметки (оценки) при устном ответе:
"5"
/отлично/ выставляется, если учебный материал излагается полно, логично,
отсутствуют ошибки или имеется один недочет, ученик может привести примеры из
дополнительной литературы.
"4"
/хорошо/ - ответ полный, но имеются незначительные нарушения логики изложения
материала.
"3"
/удовлетворительно/ - ответ раскрыт не полно, осуществляется по наводящим
вопросам, имеются отдельные нарушения в логике изложения материала.
"2"
/плохо/ - ответ не раскрывает обсуждаемый вопрос, отсутствует полнота и логика
изложения учебного материала.
Нормы
оценок при письменном контроле соответствуют общим требованиям.
Для
письменного контроля используются письменные проверочные работы, не требующих
развернутого ответа с большой затратой времени, проверочные практические работы
с картами, приборами, моделями, лабораторным оборудованием.
Целесообразно
при проведении письменного контроля использовать тестовые задания. Тестовые
работы должны включать задания, в которых ученик должен продемонстрировать
разные виды учебных умений. Для определения фактических знаний по предмету
необходимы тесты на выбор ответа, поиск ошибки, продолжение или исправление
высказывания. Для проверки умений сравнивать, классифицировать, выделять
существенные признаки, делать выводы используются графические задания:
заполнение таблиц, дополнение и составление схем, рисунки. Графические работы
позволяют проверить и осмысленность имеющихся у школьника знаний, умение
преобразовать текстовую информацию в модель, рисунок-схему. Вопросы с
"открытым ответом" позволяют проверить умения использовать
приобретенные знания и оформлять письменный ответ.
В
письменных проверочных работах по предмету окружающий мир орфографические
ошибки не учитываются.
Специфической
формой контроля является проверка умения работать с приборами, моделями,
лабораторным оборудованием. Основная цель таких проверочных работ - определение
уровня развития умений школьников работать с оборудованием, планировать
наблюдение или опыты, вести самостоятельно практические работы.
Учитывая,
что область "Человек и окружающий мир" включает знания естественно -
научного и обществоведческого содержания, проверочные работы должны состоять из
двух самостоятельных частей и представлять измерители по естествознанию и
обществознанию.
Итоговые
письменные проверочные работы рекомендуется проводить в конце второго
полугодия. Они включаются в уроки по окружающему миру и занимают часть урока
(25 минут): на одном уроке выполняются задания природоведческого содержания, на
другом - обществоведческого.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ
Личностными
результатами изучения курса
«Окружающий мир»
в 4 – м классе
является формирование следующих умений:
·
Оценивать жизненные ситуации
(поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять
поступки от самого человека.
·
Объяснять с позиции
общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки
можно оценить как хорошие или плохие.
·
Самостоятельно
определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения
(основы общечеловеческих нравственных ценностей).
·
В предложенных
ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой
поступок совершить.
Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир»
в 4-м классе является
формирование следующих универсальных учебных действий:
Регулятивные УУД:
·
Самостоятельно
формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
·
Совместно с учителем
обнаруживать и формулировать учебную проблему.
·
Составлять план решения
проблемы (задачи) совместно с учителем.
·
Работая по плану,
сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью
учителя.
·
В диалоге с учителем
вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей
работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Познавательные УУД:
·
Ориентироваться в своей
системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения
учебной задачи в один шаг.
·
Отбирать необходимые для
решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем
словарей, энциклопедий, справочников.
·
Добывать новые знания:
извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема,
иллюстрация и др.).
·
Перерабатывать
полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины
явлений, событий.
·
Перерабатывать
полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
·
Преобразовывать
информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного
текста.
·
Преобразовывать
информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста,
таблицы, схемы.
Коммуникативные УУД:
·
Доносить свою позицию до
других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных
и жизненных речевых ситуаций.
·
Доносить свою позицию до
других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя
аргументы.
·
Слушать других, пытаться
принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
·
Читать вслух и про себя
тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее
чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять
новое от известного; выделять главное; составлять план.
·
Договариваться с людьми:
выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы
(задачи).
·
Учиться уважительно
относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
Предметными
результатами изучения курса «Окружающий мир»
в 4-м классе является
формирование следующих умений:
·
объяснять
роль основных органов и систем органов в организме человека;
·
применять
знания о своём организме в жизни (для составления режима дня, правил поведения
и т.д.);
·
называть
основные свойства воздуха как газа, воды как жидкости и полезных ископаемых как
твёрдых тел;
·
объяснять,
как человек использует свойства воздуха, воды, важнейших полезных ископаемых;
·
объяснять,
в чём главное отличие человека от животных;
·
находить
противоречия между природой и хозяйством человека, предлагать способы их
устранения.
·
оценивать,
что полезно для здоровья, а что вредно;
·
доказывать
необходимость бережного отношения к живым организмам.
·
по
поведению людей узнавать, какие они испытывают эмоции (переживания), какие у
них черты характера;
·
отличать
друг от друга разные эпохи (времена) в истории человечества;
·
объяснять
различия между людьми современного человечества: отличать граждан разных
государств; национальность человека от его расы; верующих разных религий и
атеистов.
·
объяснять,
какие интересы объединяют тебя с твоими родственниками, друзьями, земляками,
гражданами твоей страны, что объединяет всех людей на Земле в одно
человечество;
·
замечать
и объяснять, какие поступки людей противоречат человеческой совести, правилам
поведения (морали и праву), правам человека и правам ребёнка. Предлагать, что
ты сам можешь сделать для исправления видимых нарушений.
В результате изучения
раздела «Человек и природа»
Обучающиеся научатся:
·
находить на карте
природные зоны России, свой регион, главный город
·
своего региона;
·
читать условные
обозначения карт;
·
готовые модели и
иллюстрации учебника для объяснения
·
причины смены дня и ночи,
смены времен года;
·
·
извлекать необходимую
информацию из учебника и его иллюстраций
Обучающиеся получат возможность научиться:
·
осознавать ценность природы
родного края и необходимость нести
·
ответственность за ее
сохранение;
·
использовать знаний о
строении и функционировании организма человека
·
для сохранения и
укрепления своего здоровья;
·
*выбирать оптимальные
формы поведения на основе изученных правил
·
безопасности.
В результате изучения раздела «Человек и общество»
Обучающиеся научатся:
·
рассказывать с
использованием информации из Интернета о
·
государственной символике
России;
·
самостоятельно работать с
текстом, иллюстрациями, словарем в условиях
·
коллективной работы;
·
обмениваться сведениями о
событиях в стране;
·
готовить необходимые
сообщения по Конституции нашей страны;
·
находить на политико –
административной карте России местоположение
·
своего края;
·
*работать с глобусом и
картой;
·
пересказывать своими
словами тексты из учебника о событиях связанных с
·
историей Отечества;
·
определять
последовательность событий на ленте времени;
·
рассказывать с
использованием подобранных иллюстраций о памятниках
·
истории страны;
·
*рассказывать об
особенностях труда людей родного края.
Обучающиеся
получат возможность научиться:
научатся определять часовой пояс своего края;
находить
дополнительную информацию о государственной символике
России, о прошлом страны и края в Интернете;
составлять представление о единстве духовно – нравственного смысла
всех
традиционных религий в обрядовой практике.
В результате изучения раздела «Правила безопасного поведения»
Обучающиеся научатся:
·
понимать необходимость
соблюдать правила безопасного поведения в лесу,
·
у водоемов, во время
купания летом, при переправе через водные
·
пространства;
·
понимать необходимость
соблюдения правил безопасного поведения во
·
время приема пищи;
·
понимать необходимость
сохранения своего физического и нравственного
·
здоровья(вред курения,
наркотиков, громкой музыки)
Обучающиеся получат возможность научиться:
соблюдать правила безопасного поведения в лесу, у водоемов, во
время
купания летом, при переправе через водные пространства;
·
соблюдения правил
безопасного поведения во время приема пищи;
·
заботиться о здоровье и
безопасности окружающих людей, сохранения
·
своего физического и
нравственного здоровье.
К концу обучения в
начальной школе будет обеспечена готовность обучающихся к продолжению
образования, так как реализуя принцип деятельностного подхода,
учебно-методический комплект по курсу «Окружающий мир» в развивающей
личностно-ориентированной системе «Перспективная начальная школа» рассматривает
процесс учения не только как усвоение системы предметных ЗУНов, составляющих
инструментальную основу компетентности учащихся, но и как процесс
познавательного развития и развития личности учащихся через организацию системы
личностных, познавательных, коммуникативных, регулятивных учебных действий. В
связи с этим предметное содержание и планируемые для усвоения детьми способы
действий представлены в УМК во взаимосвязи и взаимозависимости через систему
вопросов и заданий.
Проблемный
характер изложения учебных текстов в учебниках достигается посредством:
· демонстрации
не менее двух точек зрения при объяснении нового материала;
· выходом
за пределы учебника в зону словарей и Интернет;
· системой
наблюдений, опытных и экспериментальных исследований явлений окружающего мира;
· специальным
местоположением вопросов-заданий, нацеливающих учеников на творческую работу
исследователей-открывателей закономерностей и правил;
· иллюстрированным
материалом (фотографии, таблицы, карты, произведения живописи).
Система разнообразных форм учебной деятельности
обеспечивается межпредметными связями содержания и способов действия,
направленных на личностное, социальное, познавательное и коммуникативное
развитие детей.
Содержание
учебников, учитывая потребности и интересы современного ребёнка, предлагает
ему:
· на
выбор источники дополнительной информации;
· участие
в работе научного клуба младшего школьника «Мы и окружающий мир» или проектную
деятельность посредством переписки с активом клуба или выхода в Интернет;
· социальные
игры на уроках.
Учебные
тексты учебников комплекта построены с учётом возможности оценки наличных
учебных достижений (как учеником, так и учителем). Это прежде всего:
· задания
на самопроверку и взаимопроверку;
· задания
повышенной сложности, олимпиадные задания, вступительные и контрольные задания
для членов клуба;
· завуалированное
требование быть внимательным при чтении текста.
Структура каждого учебника обеспечивает разнообразие форм
организации учебной деятельности школьников системой специальных заданий, где
ученик выступает то в роли обучаемого, то в роли обучающего (консультант,
экспериментатор, председатель заседания), то в роли организатора учебной
деятельности классного коллектива.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.