Главная / Начальные классы / Рабочая программа по окружающему миру 4 класс УМК

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс УМК

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Планируемых результатов начального общего образования, Примерных программ начального образования и авторской программы А.А.Плешакова «Окружающий мир».

Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

- формирование бережного отношения к богатствам природы и общества, навыков экологически и нравственно обоснованного поведения в природной и социальной среде

духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

Основными задачами реализации содержания курса являются:

1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;

2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;

3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

Общая характеристика учебного предмета

Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.

Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как своё личное, так и социальное благополучие. Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. В рамках же данного предмета благодаря интеграции естественно-научных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.

Используя для осмысления личного опыта ребёнка знания, накопленные естественными и социально-гуманитарными науками, курс вводит в процесс постижения мира ценностную шкалу, без которой невозможно формирование позитивных целевых установок подрастающего поколения. Курс «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля.

Значение курса состоит также в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентации младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.

Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.

В процессе изучения курса «Мир вокруг нас» осуществляется систематизация и расширение представлений детей о предметах и явлениях природы и общественной жизни, развитие интереса к их познанию, обогащение нравственного опыта учащихся, воспитание у них любви к своему городу (селу), к своей Родине.

Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:

1) идея многообразия мира;

2) идея целостности мира;

3) идея уважения к миру.

Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе интеграции естественно-научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.

Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в курсе; её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики, истории, современной социальной жизни, которые присутствуют в программе каждого класса.

Уважение к миру — это своего рода формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества.

В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.

В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся:

1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя;

2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей);

3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.

Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности. Учителю следует также стремиться к тому, чтобы родители учащихся в повседневном общении со своими детьми, поддерживали их познавательные инициативы, пробуждаемые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых.

Ценностные ориентиры содержания курса

Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.

Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.

Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.

Человечество как многообразие народов, культур, религий. в Международное сотрудничество как основа мира на Земле.

Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностныхтрадиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.

Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.

Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно — и социально-нравственное.

Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.

Таблица тематического распределения количества часов

4 класс

п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

1

Земля и человечество.

9

2

Природа России.

11

3

Родной край – часть большой страны.

14

4

Страницы Всемирной истории.

5

5

Страницы истории России.

20

6

Современная Россия.

9


Итого:

68

Место курса в учебном плане

На изучение курса «Окружающий мир» в каждом классе начальной школы отводится 2ч в неделю. Программа рассчитана на 270 ч.

Результаты изучения курса

Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального образования, а именно:

1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких как:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;

9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;

13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».

При изучении курса «Окружающий мир» достигаются следующие предметные результаты:

1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;

2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

Содержание учебного предмета

4 класс (68 ч)

Земля и человечество (9 ч)

Мир глазами астронома. Что изучает астрономия. Небесные тела: звезды, планеты и спутники планет. Земля – планета Солнечной системы. Луна – естественный спутник Земли. Движение Земли в космическом пространстве; причины смены дня и ночи и времен года. Звездное небо – великая «книга» природы.

Мир глазами географа. Что изучает география. Изображение Земли с помощью глобуса и географической карты. Распределение солнечного тепла на земле и его влияние на живую природу.

Миг глазами историка. Что изучает история. Исторические источники. Счет лет в истории. Историческая карта.

Прошлое и настоящее глазами эколога. Представление о современных экологических проблемах планеты. Охрана окружающей среды – задача всего человечества. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Всемирное наследие. Международная Красная книга.

Практические работы: Отчего на земле сменяется день, ночь, времена года. Знакомство с картой звездного неба. Глобус и географическая карта. Пояса Земли. Знакомство с историческими картами.

Природа России (11 ч)

Разнообразие и красота природы России. Важнейшие равнины и горы, моря, озера и реки нашей страны (в форме путешествия по физической карте России).

Природные зоны нашей страны: зона арктических пустынь, зона тундры, зона лесов, зона степей, зона пустынь, субтропики. Карта природных зон России. Особенности природы каждой из зон. Взаимосвязи в природе, приспособленность организмов к условиям обитания в разных природных зонах. Особенности хозяйственной деятельности людей, связанные с природными условиями. Экологические проблемы каждой из природных зон, охрана природы, виды растений и животных, внесенные в Красную книгу России. Необходимость бережного отношения к природе в местах отдыха населения. Правила безопасного поведения отдыхающих у моря. Представление об экологическом равновесии и необходимости его учета в процессе хозяйственной деятельности людей.

Экскурсия: Лес и человек.

Практические работы: Равнины и горы России. Моря, озера и реки России. Зона Арктических пустынь. Тундра. Леса России. Зона степей. Пустыни. У Черного моря.

Родной край – часть большой страны (14 ч)

Наш край на карте Родины. Карта родного края.

Формы земной поверхности в нашем крае. Изменение поверхности края в результате деятельности человека. Охрана поверхности края (восстановление земель на месте карьеров, предупреждение появления свалок, борьба с оврагами). Водоемы края, их значение в природе и жизни человека. Изменение водоемов в результате деятельности человека. Охрана водоемов нашего края.

Полезные ископаемые нашего края, их основные свойства, практическое значение, места и способы добычи. Охрана недр в нашем крае.

Ознакомление с важнейшими видами почв края (подзолистые, черноземные и т. д.). Охрана почв в нашем крае.

Природные сообщества (на примере леса, луга, пресного водоема). Разнообразие растений и животных различных сообществ. Экологические связи в сообществах. Охрана природных сообществ.

Особенности сельского хозяйства края, связанные с природными условиями. Растениеводство в нашем крае, его отрасли (полеводство, овощеводство, плодоводство, цветоводство). Сорта культурных растений. Представление о биологической защите урожая, ее значении для сохранения окружающей среды и производства экологически чистых продуктов питания.

Животноводство в нашем крае, его отрасли (разведение крупного и мелкого рогатого скота, свиноводство, птицеводство, рыбоводство, пчеловодство и др.). Породы домашних животных.

Экскурсия: Поверхность нашего края.

Практические работы: Знакомство с картой края. Рассматривание образцов полезных ископаемых своего края. Жизнь леса. Жизнь луга. Жизнь пресного водоема. Знакомство с культурными растениями нашего края.

Страницы Всемирной истории (5 ч)

Представление о периодизации истории. Начало истории человечества: первобытное общество. Древний мир; древние сооружения – свидетельства прошлого. Средние века; о чем рассказывают христианский храм, мусульманская мечеть, замок феодала, дом крестьянина. Новое время; достижения науки и техники, объединившие весь мир: пароход, паровоз, железные дороги, электричество, телеграф. Великие географические открытия. Новейшее время. Представление о скорости перемен в XX в. Достижения науки и техники. Осознание человечеством ответственности за сохранение мира на планете.

Экскурсия: Мир древности: экскурсия в краеведческий музей.

Страницы истории России (20 ч)

Кто такие славяне. Восточные славяне. Природные условия жизни восточных славян, их быт, нравы, верования.

Века Древней Руси. Территория и население Древней Руси. Княжеская власть. Крещение Руси. Русь – страна городов. Киев – столица Древней Руси. Господин Великий Новгород. Первое свидетельство о Москве. Культура, быт и нравы Древней Руси.

Наше Отечество в XIII – XV вв. Нашествие хана Батыя. Русь и Золотая Орда. Оборона северо-западных рубежей Руси. Князь Александр Невский. Московская Русь. Московские князья – собиратели русских земель. Дмитрий Донской.

Куликовская битва.

Иван Третий. Образование единого Русского государства. Культура, быт и нравы страны в XIII – XV вв.

Наше Отечество в XVI – XVII вв. Патриотический подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Утверждение новой царской династии Романовых. Освоение Сибири. Землепроходцы. Культура, быт и нравы страны в XVI – XVII вв. Россия в XVIII в. Петр Первый – царь-преобразователь. Новая столица России – Петербург. Провозглашение России империей. Россия при Екатерине Второй. Дворяне и крестьяне. Век русской славы: А. В. Суворов, Ф. ф. Ушаков. Культура, быт и нравы России в XVIII в.

Россия в XIX – начале XX в. Отечественная война 1812 г. Бородинское сражение. М. И. Кутузов. Царь-освободитель Александр Второй. Культура, быт и нравы России в XIX – начале XX в.

Россия в XX в. Участие России в Первой мировой войне. Николай Второй – последний император России. Революции 1917 г. Гражданская война. Образование СССР. Жизнь страны в 20 – 30-е гг. Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг. Героизм и патриотизм народа. День Победы – всенародный праздник.

Наша страна в 1945 – 1991 гг. Достижения ученых: запуск первого искусственного спутника Земли, полет в космос Ю. А. Гагарина, космическая станция «Мир».

Преобразования в России в 90-е гг. XX в. Культура России в XX в.

Прошлое родного края. История страны и родного края в названиях городов, поселков, улиц, в памяти народа, семьи.

Экскурсия: Во времена Древней Руси: экскурсия в краеведческий музей.

Современная Россия (9 ч)

Мы – граждане России. Конституция России – наш основной закон. Права человека в современной России. Права и обязанности гражданина. Права ребенка.

Государственное устройство России: Президент, Федеральное собрание, Правительство.

Государственная символика нашей страны (флаг, герб, гимн). Государственные праздники.

Многонациональный состав населения России.

Регионы России: Дальний Восток, Сибирь, Урал, Север Европейской России, Центр Европейской России, Юг Европейской России. Природа, хозяйство, крупные города, исторические места, знаменитые люди, памятники культуры в регионах.

Результаты изучения предмета

В процессе освоения предметного содержания окружающего мира у обучающихся формируются общие учебные умения, навыки и способы познавательной деятельности, предусматриваемые стандартом начального общего образования:

- наблюдать объекты окружающего мира;

- работать с учебником, энциклопедиями;

- работать с памятками, алгоритмами, схемами-опорами;

- рассуждать, участвовать в беседе, дискуссии;

- уметь работать в паре, группе, индивидуально;

- уметь оценить себя, товарища;

- формировать коммуникативные умения;

- развивать познавательные, интеллектуально-учебные умения;

- уметь пользоваться приобретенными знаниями в повседневной практической жизни.

4 класс

К концу 4 класса учащиеся должны знать:

Земля — планета Солнечной системы, причины смены дня и ночи и времен года;

способы изображения Земли, ее поверхности: глобус, географическая карта;

что изучает история, как историки узнают о прошлом, как ведется счет лет в истории; особенности исторической карты;

некоторые современные экологические проблемы;

природные зоны России;

особенности природы своего края: формы земной поверхности, полезные ископаемые, водоемы, природные сообщества;

исторические периоды: первобытное общество, Древний мир, Средние века, Новое время, Новейшее время;

важнейшие события и великих людей отечественной истории;

государственную символику и государственные праздники современной России; что такое Конституция; основные права ребенка;

правила безопасности дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов, пассажиров транспортных средств и велосипедистов).

Учащиеся должны уметь:

соблюдать правила безопасности дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов, пассажиров транспортных средств и велосипедистов);

адекватно оценивать ситуацию на проезжей части тротуаре с точки зрения пешехода и (или) велосипедиста;

прогнозировать последствия своего поведения в качестве пешехода, пассажира транспортного средства и (или) велосипедиста в различных дорожных ситуациях для жизни и здоровья (своих и окружающих людей);

распознавать природные объекты с помощью атласа-определителя; различать важнейшие полезные ископаемые своего края, растения и животных, характерных для леса, луга пресного водоема, основные сельскохозяйственные растения, а также сельскохозяйственных животных своего края;

проводить наблюдения природных тел и явлений;

в учебных и реальных ситуациях в доступной форме давать оценку деятельности людей с точки зрения ее экологической допустимости; определять возможные причины отрицательных изменений в природе; предлагать простейшие прогнозы возможных последствий воздействия человека на природу; определять необходимые меры охраны природы, варианты личного участия в сохранении природного окружения;

приводить примеры животных Красной книги России и международной Красной книги;

соотносить год с веком, определять последовательность исторических событий;

приводить примеры патриотизма, доблести, благородства на материале отечественной истории;

приводить примеры народов России;

самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определенной теме природоведческого и обществоведческого характера, излагать их в виде сообщения, рассказа;

применять иллюстрацию учебника как источник знаний, раскрывать содержание иллюстрации;

владеть элементарными приемами чтения географической и исторической карты.

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Главной задачей курса «Окружающий мир» в начальной школе является формирование целостной картины природного и социального мира со всем многообразием его явлений, формирование представления о месте и роли в нём человека, развитие эмоционально-ценностного отношения к нему. Поэтому принцип наглядности является одним из ведущих принципов обучения в начальной школе, так как именно наглядность лежит в основе формирования представлений об объектах природы и культуры человеческого общества.








Средства обучения:

наглядные пособия:

натуральные живые пособия – комнатные растения; животные, содержащиеся в аквариуме или уголке живой природы;

гербарии; коллекции насекомых; влажные препараты; чучела и скелеты представителей различных систематических групп; микропрепараты;

коллекции горных пород, минералов, полезных ископаемых;

изобразительные наглядные пособия – таблицы; муляжи человеческого торса и отдельных органов и др.;

географические и исторические карты;

предметы, представляющие быт традиционной и современной семьи, её хозяйства, повседневной, праздничной жизни и многое другое из жизни общества.

мультимедийное оборудование

компьютер

медиапроектор

DVD-проектор

видеомагнитофон

средства фиксации окружающего мира

фото- и видеокамера

Интернет и единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (например, http://school-collection.edu.ru/)

набор энциклопедий для младших школьников

измерительные приборы

весы

термометры

сантиметровые линейки

мензурки

посуда

раздаточный материал

экскурсионное снаряжение

складные лупы

компасы

бинокль

рулетки

Учебная литература для учащихся


1. А.А.Плешаков. Окружающий мир. Учебник.4 класс. В 2 ч.

2. А.А.Плешаков. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 4 класс. В 2 ч.


Календарно-тематическое планирование по окружающему миру

п/п

Тема урока

Тип урока/вид контроля

Планируемые результаты

Домашнее задание

Дата

предметные

метапредметные

личностные

Земля и человечество (9 ч)

1

Мир глазами астронома

Урок повторения

Знакомство с разделом, дать представление о мире с точки зрения астронома. Дать определение понятиям: созвездие, Солнечная система. Знакомство с планетами . Сформировать представление о смене времен года дня и ночи

познавательные: осозновать познавательную задачу, делать обобщения, выводы, извлекать информацию из схем, иллюстраций.

коммуникативные: соблюдать правила речевого поведения, задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; регулятивные: понимать перспективы учебной работы, определять цели и задачи усвоения новых знаний

Строить взаимоотношения с учетом эмоционального состояния окружающих, мотивировать свои действия

С. 4-8, прочитать, р.т.с. 7 № 4-6


2

Планеты Солнечной системы

Урок усвоения новых знаний

Проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность доверие, оказывать помощь, выражать положительное отношение к процессу познания, уметь применять знания в жизненных ситуациях

С. 9-15

Р.т. с. 8-11


3

Звездное небо – великая книга природы








Урок усвоения новых знаний

Сформировать представление о звездах и созвездиях, познакомить с участками звездного неба, учит находить созвездия на звездной карте и в ночном небе

Познакомить с географией как наукой, сформировать представление о глобусе и географической карте

Формировать умение работать с исторической картой

С. 16-21

Р.т.с. 11-13


4

Мир глазами географа

Урок усвоения новых знаний

познавательные: выполнять учебную задачу, высказывать предположения

коммуникативные: участвовать в общей беседе, соблюдать правила речевого поведения регулятивные: удерживать цель деятельности до получения её результата, анализировать собственную работу

Установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом

С. 22-28

Р.т.с. 14 -15


5

Мир глазами историка. Летоисчисление

Урок усвоения новых знаний

С. 29-35

Р.т.с. 18 № 5


6

Когда и где? Век, тысячелетие, летоисчисление.

Урок закрепления новых знаний

С. 36-40

Р.т.с. 19-20


7

Мир глазами эколога

Урок усвоения новых знаний







Дать представление о взаимосвязи человека и окружающей среды, об ответственности человека за состояние природы

познавательные: осознавать познавательную задачу, читать, извлекая нужную информацию, выявлять известное и неизвестное, описывать, сравнивать, классифицировать природные объекты на основе их внешних признаков

.коммуникативные: участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения, задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, высказывать и обосновывать свою точку зрения;

регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, планировать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия, действовать по плану, контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы, оценивать свою деятельность

Осознавать свое единство с окружающим миром

С.41-47

Р.т.с. 22 № 4-6


8

Сокровища Земли под охраной человечества. Всемирное наследие: природное и культурное

Тест «Экологическая безопасность»

Урок усвоения новых знаний

Познакомить с объектами Всемирного наследия

Установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом

С. 48-53

Р.т.с. 25 № 5,6


9

Международная Красная книга. Основные причины сокращения численности растений и животных. Меры, необходимые для их охраны

Урок усвоения новых знаний

Определить основные причины сокращения численности растений и животных. Меры, необходимые для их охраны

Вести себя экологически грамотно в природной среде, осознавать личную ответственность за состояние природной среды

С. 54-56

Р.т.с. 27 № 4


Природа России (11 часов)

10

Тестирование по теме «Земля и человечество»

Равнины и горы России.

Проверка знаний

Проверить знания и умения по разделу «Земля и человечество», дать представление о рельефе Земли, ознакомить с горами и равнинами России

познавательные: осознавать познавательную задачу, читать и извлекать нужную информацию, самостоятельно находить её в материалах учебника и из Интернета, принимать и сохранять учебную задачу, обсуждать предлагаемые ситуации, аргументировать свою точку, на персональном компьютере выполнять задания по теме урока, готовить сообщения, делать выводы, составлять рассказ на заданную тему, высказывать предположения, объяснять новые понятия зрения

коммуникативные: формулировать собственные высказывания

регулятивные: формулировать учебную задачу, определять последовательность с учетом конечного результата, предвосхищать результат, оценивать качество и уровень усвоения материала

Проявлять интерес к поисковой и исследовательской работе, понимать причины успеха и неуспеха в учебной деятельности, оценивать свои достижения, осваивать основы экологической грамотности.

С. 60-65

Р. т. с. 29 № 3-5


11

Моря, озера и реки России

Урок усвоения новых знаний

Сформировать представление о морях, озерах и реках России, ознакомить с местонахождением, формировать умение работать по карте

Проявлять эмоциональное отношение к себе и окружающим

С. 66-70 р.т. с. 35 № 5


12

Природные зоны России

Урок усвоения новых знаний

Познакомить с чередованием природных зон на территории планеты и связью этого явления с углом падения солнечных лучей на поверхность Земли

Желать выполнять учебные действия

С. 71-75

Р.т. с. 38 № 3-5


13

Зона арктических пустынь

Урок усвоения новых знаний

Познакомить с понятием «Арктика», уметь находить её на карте полушарий. Особенности природы, значение природной зоны для человека

Устанавливать связи между целью учебной деятельности и её мотивом

С. 76-83

Р.т.с. 39-41


14

Тундра

Урок усвоения новых знаний

Ознакомить с географическим положением тундры, климатическими условиями, растительным и животным миром, деятельностью человека

Анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих

С. 84-93

Р.т.с. 43, 45, 46 № 2,3,7,8


15

Леса России

Урок усвоения новых знаний

Сформировать представление о лесной зоне. Географическое положение зоны лесов. Части зоны лесов: тайга, смешанный и широколиственный лес, растительный и животный мир

Положительно относиться к учению, к познавательной деятельности

С. 95-102

Р.т.с. 48-50


16

Лес и человек

Урок закрепления новых знаний

Роль леса в жизни человека и природы. Экологические проблемы леса

Приобретать новые знания и умения

С. 103-109

Р.т.с. 50 № 2


17

Зона степей

Урок усвоения новых знаний

Географическое положение зоны степей, её особенности, животный и растительный мир, роль человека

Способность к самооценке своих действий, поступков

С. 110-117

Р.т.с. 54,56 № 3,4,8, 9


18

Пустыни

Урок усвоения новых знаний

Географическое положение зоны пустынь, её особенности, животный и растительный мир, роль человека

Устанавливать связи между целью учебной деятельности и её мотивом

С. 118-125

Р.т.с. 59-60 № 7,8


19

У Черного моря

Урок усвоения новых знаний и умений

Географическое положение зоны Черноморского побережья Кавказа, её особенности, животный и растительный мир, роль человека

Поддерживать состояние окружающей среды и своего здоровья

С. 126-134

Р.т. с. 60,63 № 2,8,9


20

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природные зоны России»

Урок проверки знаний и умений

Проверить знания и умения по данному разделу

Осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению



Родной край – часть большой страны (14 ч)

21

Наш край

Урок усвоения новых знаний

Находить и показывать на карте России свой регион, познакомить с разнообразием растительного и животного мира своего края, раскрыть их значение в природе и жизни человека

познавательные: осознавать познавательную задачу, читать и извлекать нужную информацию, самостоятельно находить её в материалах учебника и из Интернета, принимать и сохранять учебную задачу, обсуждать предлагаемые ситуации, аргументировать свою точку, на персональном компьютере выполнять задания по теме урока, готовить сообщения, делать выводы, составлять рассказ на заданную тему, высказывать предположения, объяснять новые понятия зрения

коммуникативные: полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

регулятивные: формулировать учебную задачу, определять последовательность с учетом конечного результата, предвосхищать результат, оценивать качество и уровень усвоения материала

рассуждений; доказательства

Установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом


С. 138

Р.т.с. 66 № 6


22

Поверхность нашего края. Овраг, балка, карьер, терриконы

Урок усвоения новых знаний

Описывать формы земной поверхности

Проявлять интерес к истории и культуре родного края

С. 139-144

Выполнить рисунок поверхности нашего края


23

Экскурсия «Поверхность нашего края»


Сформировать представление о поверхности и водоемах нашего края, совершенствовать умения работать с компасом, определять стороны горизонта

Проявлять интерес к истории и культуре родного края



24

Водные богатства нашего края

Урок усвоения новых знаний

Иметь представления о водных объектах своего региона

Вести себя экологически грамотно в природной среде

С. 145-148

р.т.с. 70 № 4


25

Наши подземные богатства

Практическая работа «Определение полезных ископаемых»

Урок усвоения новых знаний

Иметь представления о полезных ископаемых своего края, почвах, сравнивать полезные ископаемые.

Выражать положительное отношение к процессу познания

С. 149-159

Р.т.с. 71, 73 № 2,4


26

Земля – кормилица

Значение почвы для растений и живых организмов

Урок усвоения новых знаний

Познакомить с различными видами почв и их составом

Применять правила делового сотрудничества

С. 160-163

Р.т.с. 74 №1


27

Экскурсия в лес и на луг

экскурсия

Выявлять экологические связи в лесу, на лугу, в пресных водоемах


Проявлять интерес к природе родного края



28

Жизнь леса и его обитатели

Урок усвоения новых знаний

Лес как природное сообщество, ознакомить с ярусами леса, лесной ----подстилкой и микроорганизмами, ролью грибов

Установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом

С. 164-169

р.т.с.76-77 № 2,3


29

Жизнь луга

Урок усвоения новых знаний

Луг как природное сообщество, ознакомить с разнообразием живых организмов, ролью человека

Установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом

С. 170-177

Р.т.с. 78,79,81 № 2,3,7


30


Жизнь в пресных водоемах

Урок усвоения новых знаний

Сформировать представление о жизни пресноводного водоема, ознакомить с растительным и животным миром пресноводных водоемов, с ролью человека

Приобретать новые знания и умения

С. 178-186

Р.т.с. 82-85 № 2,3,5,8


31

Экскурсия к водоему

Экскурсия

Познакомить с обитателями водоема

Проявлять интерес к природе родного края

Подобрать загадки о сказочных героях водоема, нарисовать их


32

Растениеводство в нашем крае

Урок усвоения новых знаний

Сформировать представление о растениеводстве нашего края, отраслями растениеводства

Проводить самооценку своей деятельности

С. 187-194

Р.т. с. 88 № 4


33

Животноводство в нашем крае


Урок усвоения новых знаний

Сформировать представление о животноводстве нашего края, отраслями животноводства

Выражать положительное отношение к процессу познания

С. 195- 203

Р.т.с. 91 №3


34

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Родной край - часть большой страны». Презентация проектов

Урок повторения

Проверить знания и умения учащихся по данному разделу

Объективно оценивать свои достижения



Страницы всемирной истории (5 часов)

35

Начало истории человечества

Урок усвоения новых знаний

Дать представление о жизни первобытных людей

познавательные: осознавать познавательную задачу, делать обобщения, выводы, извлекать информацию из схем, иллюстраций, осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме

коммуникативные: соблюдать правила речевого поведения, задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами

регулятивные: понимать перспективы дальнейшей учебной работы, определять и формулировать цели и задачи усвоения новых знаний, предвосхищать результат оценивать качество и уровень усвоения материала,


Строить свои взаимоотношения с учетом эмоционального состояния окружающих, мотивировать свои действия

С. 4-7

Р.т.с. 4 № 3,4


36

Мир древности: далекий и близкий

Урок усвоения новых знаний

Познакомить с древним Египтом, Грецией, Римом

Проявлять желание больше узнать

С. 8-14

Р.т.с. 6 № 3,4


37

Средние века: время рыцарей и замков

Урок усвоения новых знаний

Формировать представление о Средневековье, познакомить с эпохой средних веков, достижениями, особенностями, нормами морали

Установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом

с. 15-21

р.т.с. 7 № 1


38

Новое время: встреча Европы и Азии

Урок усвоения новых знаний

Ознакомить со знаменитыми людьми Нового времени, их изобретениями, географическими открытиями, научить отличать эпоху Нового времени от других эпох.

Осознавать единство с окружающим миром

С. 22 -27

Р.т.с. 9-10 № 1,3, 6


39

Новейшее время: история продолжается сегодня

Урок усвоения новых знаний

Ознакомить с открытиями ученых, знаменитыми людьми ХХ в., их достижениями

Установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом

С. 28-32, повторить материал раздела «Страницы всемирной истории»


Страницы истории России (20 часов)

40

Проверим и оценим свои достижения по разделу «Страницы всемирной истории»

Жизнь древних славян

Урок проверки знаний по изученному разделу и усвоения новых знаний

Проверить знания и умения по данному разделу, формировать представление о жизни древних славян

познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, извлекая нужную информацию, находить её в материалах учебника; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной письменной форме; анализ объектов с целью выделения их признаков; коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

регулятивные: постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с данным эталоном; определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, предвосхищать результат; действовать по плану, внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия; оценивание качества и уровня усвоения материала

Оценивать собственную учебную деятельность, достижения, самостоятельность, инициативу, причину неудач

С. 34-39

Р.т.с. 14 № с. 3


41

Во времена Древней Руси

Урок усвоения новых знаний

Формировать представление о Древней Руси, русских князьях

Проявлять внимание, желание больше узнать

С.40-45

Р.т.с. 16 № 2,3


42

Страна городов

Урок усвоения новых знаний

Сформировать представление о городах Х-ХI в.в. Киеве и Новгороде

Установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом

С. 46 -54

Р.т.с. 17 № 1, 2


43

Из книжной сокровищницы Древней Руси

Урок усвоения новых знаний

Формировать представление о возникновении славянской азбуки, появлении письменности на Руси

Осознавать единство с окружающим миром

С. 55-58

Р.т.с. 19 № 3


44

Трудные времена на Русской земле

Урок усвоения новых знаний

Сформировать представление о военном деле на Руси, ознакомить с героическими страницами истории Отечества

Целостно воспринимать окружающий мир

С. 59- 64

Р.т.с. 21-22 № 2,5

Сообщение об Александре Невском


45

Русь расправляет крылья

Урок усвоения новых знаний

Сформировать представление о возрождении Руси

Установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом

С. 65-69, подготовить сообщение о возникновении Москвы, Кремля


46

Куликовская битва

Урок усвоения новых знаний

Сформировать представление о подвигах защитников

Руси

Проявлять внимание, желание больше узнать

С. 70-74

Р.т.с. 26 № 4


47

Иван Третий

Урок усвоения новых знаний

Сформировать представление о Москве времен Ивана III, сравнивать со временем правления Ивана Калиты и Дмитрия Донского

Строить свои взаимоотношения с учетом эмоционального состояния окружающих, мотивировать свои действия

С. 75-81

Р.т.с. 26,28 № 1,5


48

Мастера печатных дел

Урок усвоения новых знаний

Сформировать представление о появлении первой печатной книги, книгопечатания

Осознавать свое единство с окружающим миром

С. 82-86 , задания


49

Патриоты России

Урок усвоения новых знаний

Познакомить с понятием «патриот», «патриотизм», со значением народного ополчения

Целостно воспринимать окружающий мир

С. 87-91

Р.т.с. 30 № 2, написать сочинение «Я патриот России?»


50

Петр Великий

Урок усвоения новых знаний

Формировать представление о времени правления Петра Великого, его реформа

Установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом

С. 94-100,

Р.т. с. 34-35 № 6


51

Михаил Васильевич Ломоносов

Урок усвоения новых знаний

Формировать представление о жизни и деятельности М.В. Ломоносова

Осознавать свое единство с окружающим миром

С. 101-104, выполнить задание


52

Екатерина Великая

Урок усвоения новых знаний

Сформировать представления о жизни в России во времена правления Екатерины II

Установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом

C. 105-111

Подготовить сообщение о Суворове А.В., Ушакове Ф.Ф.


53

Отечественная война 1812 года

Урок усвоения новых знаний

Познакомить с историческим периодом Отечественной войны 1812 года, основными этапами и событиями, героями

познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, извлекая нужную информацию, находить её в материалах учебника; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной письменной форме; анализ объектов с целью выделения их признаков; коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

регулятивные: постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с данным эталоном; определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, предвосхищать результат; действовать по плану, внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия; оценивание качества и уровня усвоения материала

Осознавать свое единство с окружающим миром

С. 112- 119

Р.т. с. 40 № 3


54

Страницы истории XIX века

Урок усвоения новых знаний

Сформировать представления о жизни XIX века, о технических изобретениях того времени

Строить свои взаимоотношения с учетом эмоционального состояния окружающих, мотивировать свои действия

С. 122-126

Р.т.с. 42-43 № 2,4


55

Россия вступает в XX век

Урок усвоения новых знаний

Сформировать представления о важнейших событиях в России в начале XX века

Проявлять внимание, желание больше узнать

С. 127-133

Р.т.с. 46-47 № 3,5


56

Страницы истории 1920-1930-х годов

Урок усвоения новых знаний

Сформировать представления о жизни страны в 1920-1930-е гг.

Осознавать свое единство с окружающим миром

С. 136-139

р.т.с. 49 № 3


57

Великая Отечественная война Великая Победа

Урок усвоения новых знаний

Сформировать представления о ВОВ и её героях,

Формировать положительное отношение к себе и окружающему миру

С. 140-146

Р.т.с. 50 №1. Сообщение о защитниках Москвы, Брестской крепости, Сталинграда


58

Экскурсия в школьный музей. Великая Отечественная в нашем крае

Урок усвоения новых знаний

Сформировать представления о ВОВ и её героях




59

Страна, открывшая путь в космос

Урок усвоения новых знаний

Сформировать представления о жизни страны в послевоенное время

Установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом

С. 147-152

Р.т.с. 53 № 4 подготовить сообщение о космонавтах


Современная Россия (9 часов)

60

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Страницы истории России».

Основной закон России и права человека

Урок проверки знаний и умений по изученному разделу, усвоения новых знаний

Проверить знания и умения по данному разделу. Дать представление о государственном устройстве нашей страны, о Конституции, о Конвенции о правах ребенка.

познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; выдвижение гипотез и их обоснование; коммуникативные: формулировать собственные высказывания, инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; контроль, коррекция, оценка действий партнера; регулятивные: постановка учебной задачи, сличение способа действия и его результата с заданным эталонном; оценивание качества и уровня усвоения материала


Оценивать собственную учебную деятельность, свои достижения: самостоятельность, инициативу, ответственность, причину неудач

С. 156-163

Р.т.с. 55,58-59 № 1,4,5,8


61

Мы – граждане России

Урок усвоения новых знаний

Формировать представления о том, что значит быть гражданином, о главе государства, Федеральном собрании и их работе

Проявлять внимание, желание больше узнать

С. 164-167

Р.т.с. 62 № 5


62

Славные символы России

Урок усвоения новых знаний

Формировать представления о государственных символах

Осознавать свое единство с окружающим миром

С. 168- 174


63

Такие разные праздники

Урок усвоения новых знаний

Формировать представления о праздниках в России, их различиях и особенностях

Осознавать себя как индивидуальность и член общества, признавать для себя морально-этические нормы

С. 175-179

Р.т.с. 65 № 2,3


64

Путешествие по России. Дальний Восток, Сибирь, Урал

Урок усвоения новых знаний

Дать представление о том, насколько велика наша страна, познакомить с народами, населяющими Россию, их обычаями

Установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом, проявлять интерес и уважение к другим народам

Подготовить сообщение по выбранной теме


65

Путешествие по России.

Золотое кольцо России. Север европейской части России

Урок усвоения новых знаний

Подготовить сообщение по выбранной теме


66

Путешествие по России.

Юг России. По Волге

Урок усвоения новых знаний

Подготовить сообщение по выбранной теме


67

Проверим себя и свои достижения за курс 4 класса

Обобщение и повторение

Урок повторения и обобщения

Проверить знания и умения формировать адекватную оценку своих достижений

Оценивать собственную учебную деятельность, свои достижения, инициативу, причины неудач



68

Презентация проектов


Представление результатов проектной деятельности, формирование адекватной оценки своих достижений

Способность к адекватной самооценке





Рабочая программа по окружающему миру 4 класс УМК
  • Начальные классы
Описание:

Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, Примерных программ начального образования и авторской программы А.А.Плешакова «Окружающий мир». Программа рассчитана на 68 часов в год, 2 часа в неделю. При составлении РП учтены  часы на  изучение регионального компенента и проведение практических работ.

Автор Гуслова Татьяна Николаевна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 233
Номер материала 37284
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓