МОУ «СОШ с. Привольное Ровенского района Саратовской
области»
«Рассмотрено»
Руководитель
МО
Канжова
М.В.
________________
Протокол
№ __ от
«___»
сентября 2013 г.
|
|
«Согласовано»
Заместитель
директора по УР Архипова Т.М.
________________
«___»
сентября 2013 г.
|
|
«Утверждаю»
Директор
МОУ «СОШ
с. Привольное Ровенского района Саратовской области» Ли М.П.
________________
Приказ
№ __ от
«___»
сентября 2013 г.
|
Рабочая программа
(адаптированная)
по окружающему миру
в 3 классе
Порошиной Ларисы Ивановны,
учителя 1 категории
Рассмотрено на
заседании педагогического совета протокол № ____ от «____» сентября 2013г.
2013-2014 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ
ЗАПИСКА
Рабочая
адаптированная программа по окружающему миру для 3 класса общеобразовательной
школы составлена на основе Федеральных государственных образовательных
стандартов второго поколения, Примерной программы начального общего
образования и авторской программы Виноградовой Н.В. (образовательная
программа «Начальная школа XXI века»)
Учебно-методический
комплект допущен Министерством образования РФ и соответствует
федеральному компоненту государственных образовательных стандартов
начального общего образования. /Сборник программ к комплекту учебников
«Начальная школа XXI века» -М. : Вентана – Граф, 2011.
Основная
цель предмета – формирование социального опыта школьника, осознания
элементарного взаимодействия в системе «человек – природа - общество»,
воспитания правильного отношения к среде обитания и правил поведения в ней;
понимание своей индивидуальности, способностей и возможностей ценностей картины
мира и осознание места в нём человека.
Задачи
курса:
- воспитание любви
к своему селу, к своей Родине,
- формирование
опыта экологически и этически обоснованного поведения в природной и
социальной среде,
- развитие интереса
к познанию самого себя и окружающего мира,
- осуществление
подготовки к изучению естественнонаучных и обществоведческих дисциплин в
основной школе.
Система
оценивания знаний проводится на основании Письма
Минобразования РФ от 19.11.98 г. № 1561/14-15 "Контроль и оценка
результатов обучения в начальной школе".
Объектом
оценки предметных результатов служит способность обучающихся решать
учебно-познавательные и учебно-практические задачи. Оценка достижения
предметных результатов ведётся как в ходе текущего, так и в ходе промежуточного
оценивания.
Оценка метапредметных
результатов проводится в ходе итоговых проверочных работ и в ходе
комплексной работы на межпредметной основе.
Виды работ,
применяемых на уроке окружающего мира:
·
текущий опрос – проверка того, как
идёт процесс формирования знаний, умений, связанных с изучением природы,
общественных явлений (наблюдать, сравнивать, классифицировать, устанавливать причину,
определять свойства).
·
тематический контроль – способствует
введению формирующегося оценивания освоения программы учеником. Предоставляется
возможность тщательнее подготовившись, переделать, дополнить работу, исправить
отметку и улучшить итоговую отметку в четверти.
·
итоговый контроль – проводится как
оценка результатов обучения за достаточно большой промежуток времени –
четверть, полугодие, год.
·
опрос – проводится в устной и письменной форме.
Устный опрос – это диалог учителя с одним учеником (индивидуальный опрос) или
со всем классом фронтальный опрос). Письменный опрос – это
самостоятельные и контрольные работы. На проведение самостоятельной работы
отводится 10-15 минут. Её цель – проверить, как идёт формирование знаний и
умений по темам курса. Самостоятельные и контрольные работы могут быть
представлены как в виде тестов, так и в графической форме, работой с картой и
т.д.
Содержание
программы
Введение.
Где ты живешь. Когда ты живешь. Историческое время. Счет лет в истории.
Земля — наш
общий дом.
Солнечная система. Солнце — звезда. Земля — планета
Солнечной системы. «Соседи» Земли по Солнечной системе.
Изображение Земли. Глобус — модель Земли. План. Карта (географическая и
историческая). Масштаб, условные обозначения карты. Карта России.
Условия жизни на Земле. Солнце — источник тепла и света.
Вода. Значение воды для жизни на Земле. Разные
состояния воды в зависимости от температуры воздуха. Свойства поды. Источники
воды на Земле. Водоемы, их разнообразие.
Растения и
животные разных водоемов. Охрана воды от загрязнения.
ОБЖ: правила поведения на водоемах в разные времена года.
Воздух. Значение воздуха для жизни на Земле. Воздух
— смесь газов. Охрана воздуха.
Человек познает мир. Наблюдения, опыты,
эксперименты — методы познания человеком окружающего мира. Изображение Земли.
Глобус — модель Земли. План. Карта (географическая и историческая). Масштаб,
условные обозначения карты. Карта России.
Расширение кругозора школьников. Представления людей
древних цивилизаций о происхождении Земли. История возникновения жизни на
Земле. Как человек исследовал Землю. История возникновения карты.
Растительный мир Земли
Распространение растений на Земле, значение растений для жизни.
Растения и человек. Разнообразие растений: водоросли, мхи,
папоротники, хвойные (голосеменные), цветковые, их общая
характеристика.
Растения — живые тела (организмы). Жизнь растений. Продолжительность
жизни: однолетние, двулетние, многолетние. Питание растений. Роль корня и
побега в питании. Размножение растений. Распространение плодов и семян.
Охрана растений.
Расширение кругозора школьников. Разнообразие растений родного
края. Ядовитые растения. Предупреждение отравлений
ими.
Грибы
Отличие
грибов от растений. Разнообразие грибов. Съедобные
и несъедобные грибы.
Расширение
кругозора школьников. Правила сбора грибов. 3 Предупреждение
отравлений грибами.
Животный мир Земли
Животные
— часть природы. Роль животных в природе. Животные и человек. Разнообразие
животных: одноклеточные, многоклеточные, беспозвоночные, позвоночные (на примере отдельных групп и представителей).
Животные — живые тела
(организмы). Поведение животных. Приспособление к среде обитания. Охрана
животных. Как человек одомашнил животных.
Расширение
кругозора школьников. Животные родного края. Цепи
питания. Как животные воспитывают своих детенышей.
Каким был
человек в разные времена (исторические эпохи)
Названия русского государства в разные исторические времена
(эпохи).
Портрет славянина в Древней, Московской Руси, в России. Патриотизм,
смелость, трудолюбие, добросердечность, гостеприимство — основные качества
славянина.
Крестьянское жилище. Городской дом. Культура быта: интерьер
дома, посуда, утварь в разные исторические времена. Одежда. Костюм
богатых и бедных, горожан и крестьян, представителей разных сословий (князя,
боярина, дворянина).
Расширение кругозора школьников. Происхождение имен и фамилий. Имена в далекой древности. Во что
верили славяне. Принятие христианства на Руси.
Как трудились
люди в разные времена (исторические эпохи)
Человек и растения. Культурные растения. Что такое земледелие. Хлеб — главное богатство
России. Крепостные крестьяне и помещики.
Отмена крепостного права.
Рыболовство и охота
на Руси и в России.
Ремесла.
Возникновение и развитие ремесел на Руси, к России (кузнечное, ювелирное,
гончарное, оружейное и др.)- Знаменитые мастера литейного дела. Андрей Чохов. Появление
фабрик и заводов. Рабочие и капиталисты.
Торговля.
Возникновение денег.
Развитие техники в России (на примере авиации, автостроения). Освоение космоса.
Строительство. Первые славянские поселения,
древние города (Великий Новгород, Москва,
Владимир).
Расширение кругозора школьников. Орудия труда в разные
исторические эпохи. «Женский» и «мужской» труд. Особенности труда людей родного
края. Как дом «вышел» из-под земли.
Уроки-обобщения. Древняя Русь
(повторение материала 2 класса); Московская Русь (основные исторические события,
произошедшие до провозглашения первого русского царя); Россия (основные исторические
события, произошедшие до 1917 года).
Практические работы. Работа с
картой (в соответствии с заданиями в рабочей тетради). Работа с живыми растениями
и гербарными экземплярами.
Планируемые
результаты обучения
К
концу обучения в 3 классе учащиеся должны научиться:
называть
(приводить примеры):
·
тела живой и
неживой природы;
·
планеты
Солнечной системы (2-3);
·
свойства
воздуха, воды;
·
состав почвы;
·
древние города
и их достопримечательности;
·
имена
отдельных руководителей государства, деятелей, просветителей Руси и России (в
соответствии с программой);
·
причины исчезновения растений и животных, отдельных сообществ;
различать
(соотносить):
·
год, век, арабские
и римские цифры;
·
названия
русского государства и их соответствие исторической эпохе;
·
растения
разных групп (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые);
·
животных
разных групп (одноклеточные — многоклеточные, беспозвоночные — позвоночные);
·
приспособления
животных к среде обитания;
·
особенности
внешнего вида, строения животного в зависимости от среды обитания;
· понятия «земледелие»,
«ремесло», «торговля», «деньги»;
решать задачи в учебных и бытовых ситуациях:
·
объяснять
значение Солнца для жизни на Земле;
·
объяснять
необходимость бережного отношения человека к окружающей среде;
·
характеризовать
условия жизни на Земле; природные зоны России;
·
характеризовать
основные процессы жизнедеятельности животных;
·
раскрывать
значение растений и животных в природе и жизни человека;
·
составлять
описательный рассказ о животном (растении) по плану учителя и самостоятельно
составленному;
·
соблюдать
правила поведения в природе; участвовать в работе в уголке природы, на
пришкольном участке;
·
характеризовать
некоторые важнейшие события в истории российского государства (объединение
славян, принятие христианства, крепостное право, возникновение ремесел,
развитие городов);
·
рассказывать
об особенностях жизни людей в Древней Руси, Московской Руси, России разных
эпох;
·
сравнивать
картины природы, портреты людей, одежду, вещи разных эпох;
·
работать с
географической и исторической картой, глобусом (в соответствии с заданиями
рабочей тетради), работать с контурной картой по заданию учителя;
·
высказывать
предположения, обсуждать проблемные вопросы,
сравнивать свои высказывания с текстом учебника.
К
концу обучения в третьем классе учащиеся могут научиться:
·
ориентироваться в понятии «историческое время»; различать понятия
«век», «столетие», «эпоха»;
·
анализировать модели, изображающие Землю (глобус, план, карту);
·
различать географическую и историческую карты;
·
анализировать масштаб, условные обозначения на карте;
·
проводить примеры опытов, подтверждающих различные свойства;
·
проводить классификацию животных по классам; выделять признаки
классификации;
·
рассказывать об особенностях быта людей в различные исторические
времена;
·
ориентироваться в сущности и причинах различных событий в истории
родной страны (крепостное право, возникновение ремёсел, научные открытия);
·
высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы, сравнивать
свои высказывания с текстом учебника.
Планируемые
результаты освоения предмета
Освоение предмета «Окружающий мир» позволяет достичь
личностных, предметных и метапредметных результатов.
Личностные результаты представлены двумя
группами целей.
Первая группа целей: освоение ребёнком нового статуса
как ученика и школьника:
·
готовность и способность к саморазвитию и самообучению;
·
достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и
самооценки;
·
личностные качества, позволяющие успешно осуществлять учебную
деятельность;
·
личностные качества, позволяющие успешно осуществлять взаимодействие с
участниками учебной деятельности.
Вторая группа целей: формирование социальной позиции
школьника, его ценностного взгляда на окружающий мир:
·
формирование основ гражданской идентичности;
·
формирование понимания особой роли многонациональной России в
объединении народов;
·
формирование понимания особой роли России в современном мире;
·
формирование понимания особой роли многонациональной России в развитии
общемировой культуры;
·
понимание особой роли России в мировой истории;
·
воспитание чувства гордости за национальные достижения;
·
воспитание уважительного отношения к своей стране;
·
воспитание уважительного отношения к истории страны;
·
воспитание любви к родному краю;
·
воспитание любви к своей семье;
·
воспитание гуманного отношения к людям;
·
воспитание толерантности к людям, независимо от возраста,
национальности, вероисповедания;
·
понимание роли человека в обществе;
·
принятие норм нравственного поведения в природе;
·
принятие норм нравственного поведения в обществе;
·
принятие норм правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
·
формирование основ экологической культуры;
·
понимание ценности любой жизни;
·
освоение правил индивидуальной безопасности жизни с учётом изменений
среды обитания.
Среди
метапредметных результатов особое место занимают познавательные,
регулятивные и коммуникативные действия:
·
познавательные как способность применять для решения учебных и
практических задач различные умственные операции;
·
регулятивные как овладение способами организации, планирования различных
видов деятельности;
·
коммуникативные как способности в связной, логически целесообразной
форме речи передавать результаты изучения объектов окружающего мира.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
• Виноградова.
Н. Ф. и др. Окружающий мир: 3 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных
учреждений: в 2 ч. – 2-е изд., дораб. – М.: Вентана-Граф, 2013. – 144 с.: ил. –
(Начальная школа XXI века);
•
Виноградова. Н. Ф, Калинова Г.С. Окружающий мир: 3 класс: Рабочие тетради № 1,
2 для учащихся общеобразовательных учреждений. – 2-е изд., дораб. - М.:
Вентана-Граф, 2013. – 48 с.: ил.- (Начальная школа XXI века);
• Виноградова
Н.Ф. Окружающий мир: Методика обучения: 1-4 классы – М.: Вентана-Граф, 2007. –
240 с.: ил. - (Начальная школа XXI века).
• CD
Окружающий мир. Интерактивные карты для начальной школы + 1С: конструктор
интерактивных карт, фирма «1С», 2010.
• CD
Мир природы. Познавательные материалы об окружающем мире.: наглядное пособие по
естествознанию для младших школьников, - М. изд. «Новый диск», 2010.
Календарно-тематическое планирование
Дата
план
|
Дата
факт
|
№
п/п
|
Тема урока
|
Характеристика деятельности учащихся
|
Земля – наш общий дом 6 часов
|
6.09
|
|
1
|
Где и когда ты живёшь. Счёт лет в
истории.
|
Рассматривает рисунок, схему в учебнике. Понимает, что значит
находиться в пространстве. Сравнивает арабские и римские цифры. Пользуется
римскими цифрами для записи веков. Работает с «лентой времени» в рабочей
тетради. Рисует схему «Где я нахожусь». Работает с текстом учебника.
|
9.09
|
|
2
|
Природные тела и природные явления. Природные и
искусственные тела.
|
Перечисляет общие условия, необходимые для жизни живых организмов.
Различает природные тела и природные явления. Пишет небольшой рассказ (этюд, зарисовку)
о явлении природы. Характеризует главную звезду Солнечной системы.
|
13.09
|
|
3
|
Солнце – звезда. Планета Земля – шар.
|
Характеризует форму и размер Земли. Называет основные условия жизни
на Земле; причины смены дня и ночи; причины смены времен года. Объясняет
пословицы.
|
16.09
|
|
4
|
Условия жизни
на Земле. Значение Солнца для жизни на Земле.
|
Составляет таблицу «Характеристика Земли». Работает в группе,
заполняет «Паспорт Земли». Делает вывод на основе длительных наблюдений (по проращиванию
семян). Проводит и комментирует опыты, доказывающие смену дня и ночи, смену
времен года. Понимает, что такое «сутки» и «год». Приводит примеры,
доказывающие возможность /невозможность жизни человека без солнечного света.
|
20.09
|
|
5
|
Водная оболочка Земли.
|
Перечисляет общие условия, необходимые для жизни живых организмов.
Понимает значение воды для жизни на Земле. Наблюдает за растениями в разных
областях земного шара. Делает вывод о зависимости количества растительности
от количества воды. Приводит примеры источников воды на Земле. Рассказывает о
водоеме или водном потоке. Самостоятельно находит информацию об охране воды.
|
23.09
|
|
6
|
Воздушная оболочка Земли.
|
Понимает, что воздух – это смесь газов. Объясняет, что такое
«атмосфера» и каково ее значение для Земли и ее обитателей. Проводит и
комментирует опыт, доказывающий, что кислород поддерживает горение, а
углекислый газ – нет. Анализирует и сравнивает понятия «чистый воздух»,
«грязный воздух». Подбирает информацию о том, как защитить воздух от загрязнения.
Объясняет, что такое «погода», «прогноз погоды».
|
Как человек изучает Землю 3 часа
|
27.09
|
|
7
|
Человек познаёт мир.
Географическая карта.
|
Понимает методы познания мира: наблюдения, эксперимент, изучение
опыта человечества. В связной, логически целесообразной форме речи передает
результаты изучения объектов окружающего мира. Пользуется географической
картой и глобусом. Работает с глобусом: находит экватор, полушария, полюса,
меридианы и параллели. Выполняет практическую работу по карте. Готовит
небольшое сообщение по вопросу «Людям каких профессий нужны карты?»
|
30.09
|
|
8
|
План. Ориентирование на местности.
|
Использует информацию для решения учебных и практических задач. Умеет
работать в коллективе. Слушает и слышит собеседника, ведет и поддерживает
диалог, аргументировано отстаивает собственное мнение.
|
4.10
|
|
9
|
Проверочная работа «Земля –
наш общий дом»
|
Выполняет задания комплексной проверочной разноуровневой работы по
изученным темам.
|
Царства природы
|
7.10
|
|
10
|
Бактерии.
|
Понимает бактерии как маленькие примитивные живые существа. Кратко
характеризует особенности жизни бактерий, места их обитания. Объясняет
значение бактерий в природе и в жизни человека.
|
11.10
|
|
11
|
Грибы
|
Понимает, что грибы – это особое царство природы. Кратко
характеризует особенности внешнего вида и строения грибов. Называет отличие
их от растений. Комментирует правила сбора грибов. Иллюстрирует свое
сообщение по теме «Любимые грибы нашей семьи».
|
14.10
|
|
12
|
Растения. Если бы на Земле не было растений.
|
Называет места обитания растений на планете Земля. Приводит примеры
отдельных представителей флоры, живущих в разных условиях (водоём, луг,
пустыня, лес и др.).
|
18.10
|
|
13
|
Разнообразие мира растений (флоры).
|
Выделяет группы растений, отличающиеся строением, внешним видом,
условиями произрастания: папоротники, мхи, хвойные, водоросли, цветковые.
Приводит примеры ядовитых растений. Классифицирует растения по разным
основаниям.
|
21.10
|
|
14
|
Растения – живые существа. Корень и побег растения.
|
Составляет короткое сообщение по теме «Как живёт растение». Называет
отличия растений от животных. Кратко характеризует органы растения, их
значение для роста и развития. Называет особенности питания и размножения
растений. Объясняет последовательность развития жизни растения, характеризует
значение органов растения.
|
25.10
|
|
15
|
Цветок и плод растения. Размножение растений
|
Сравнивает плоды растений. Приводит примеры плодов с заданными
характеристиками. При-водит примеры вегетативного размножения растения
(частями, корнями, клубнями, корневищем, луковицами), размножения семенами.
|
28.10
|
|
16
|
Растения
дикорастущие и культурные.
|
Приводит примеры дикорастущих и
культурных растений и объясняет их принадлежность к той или иной группе. Изготавливает
книжку-самоделку «Культурные растения».
|
1.11
|
|
|
Урок-проект по
теме «Разнообразие растений на Земле»
|
Работают над проектом. Обобщают
знания по теме «Растения»
|
11.11
|
|
17
|
Красная
книга России
|
Кратко характеризует страницы
Красной книги (чёрные, красные, оранжевые, жёлтые, белые, зелёные). Приводит
правила охраны растительного мира. Называет растения оранжевых страниц
Красной книги своей местности.
|
15.11
|
|
18
|
Проверочная работа по теме «Грибы. Бактерии.
Растения»
|
Выполняет задания комплексной
проверочной разноуровневой работы по изученным темам.
|
18.11
|
|
19
|
Царство животных Разнообразие мира животных (фауны.).
|
Перечисляет общие условия,
необходимые для жизни живых организмов. Объясняет высказывание «Животные –
живые тела природы». Кратко рассказывает о связях животных друг с другом
(звенья одной цепи). Самостоятельно подбирает информацию для книжки-самоделки
«Роль животных в природе». Распределяет животных по группам: одноклеточные и
многоклеточные, беспозвоночные и позвоночные животные. Классифицирует
животных по принадлежности к классу, по величине, форме, внешнему виду и
способам защиты.
|
22.11
|
|
20
|
Животные – живые существа (организмы).
|
Сравнивает животных по их умению
ориентироваться в окружающем мире. Классифицирует животных по типу питания
(веществами, которые содержатся в растениях или в организмах других
животных).
|
25.11
|
|
21
|
Размножение животных. Как животные приспосабливаются к условиям жизни
|
Понимает, что всё поведение
животного подчинено инстинктам – врождённым формам поведения. Кратко
рассказывает о том, как животные по-разному приспосабливаются к условиям
жизни: строят гнёзда, впадают в спячку, охотятся, отпугивают, обороняются и
др. Приводит примеры разнообразного поведения животных.
|
29.11
|
|
22
|
Беспозвоночные животные. Насекомые
|
Делает вывод о том, что
беспозвоночные животные не имеют позвоночника. Приводит примеры среды
обитания беспозвоночных животных. Выделяет группу беспозвоночных животных
(черви, моллюски, мидии, улитки, кальмары, осьминоги, насекомые,
паукообразные). Понимает, что насекомые – самая большая группа беспозвоночных
животных.
|
2.12
|
|
23
|
Позвоночные животные. Рыбы.
|
Сравнивает беспозвоночных и
позвоночных животных. Классифицирует позвоночных животных. Выбирает
правильное утверждение, работая в паре. Характеризует особенности рыб и
земноводных: внешний вид, место обитания, особенности поведения.
|
6.12
|
|
24
|
Земноводные (амфибии).
|
Сравнивает беспозвоночных и
позвоночных животных. Классифицирует позвоночных животных. Выбирает
правильное утверждение, работая в паре. Характеризует особенности рыб и
земноводных: внешний вид, место обитания, особенности поведения.
|
9.12
|
|
25
|
Пресмыкающиеся (рептилии).
|
Сравнивает беспозвоночных и
позвоночных животных. Классифицирует позвоночных животных. Выбирает
правильное утверждение, работая в паре. Характеризовать особенности
пресмыкающихся: внешний вид, место обитания, особенности поведения.
|
13.12
|
|
26
|
Птицы
|
Сравнивает беспозвоночных и
позвоночных животных. Классифицирует позвоночных животных. Выбирает
правильное утверждение, работая в паре. Характеризовать особенности птиц:
внешний вид, место обитания, особенности поведения.
|
16.12
|
|
27
|
Млекопитающие (звери).
|
Сравнивает беспозвоночных и
позвоночных животных. Классифицирует позвоночных животных. Выбирает
правильное утверждение, работая в паре. Характеризует особенности
млекопитающих: внешний вид, место обитания, особенности поведения.
|
20.12
|
|
28
|
Природные сообщества.
Почему люди приручали животных.
|
Характеризует животное как
организм. Устанавливает зависимость между внешним видом, особенностями
поведения и условиями обитания животного. Приводит примеры (конструирует)
цепи питания.
Готовятся к выполнению проекта
«Животные планеты Земля»
|
23.12
|
|
29
|
Проверочная работа по теме «Царства природы»
|
Выполняет задания комплексной
проверочной разноуровневой работы по изученным темам.
|
27.12
|
|
30
|
Заповедники.
|
Объясняет, что такое «заповедник».
Обсуждает информацию, отвечает на проблемные вопросы. Приводит примеры
нескольких заповедников России.
|
Наша родина от Руси до
России 8 часов
|
10.01
|
|
31
|
Древнерусское государство.
|
Понимать, что о прошлом узнают
разными методами: проводят раскопки, изучают берестяные грамоты, древние
предметы быта и др. Кратко характеризовать потомков восточных славян –
русских, украинцев и белорусов. Понимать причину расселения племен восточных
славян по берегам рек. Приводить примеры племен и государств.
|
13.01
|
|
32
|
Первые русские князья.
|
Работает с лентой времени.
Рассказывает о возникновении Древне-русского государства. Территория и
города. Называет нескольких правители Древнерусского государства.
|
17.01
|
|
33
|
Московская Русь.
|
Правильно говорит одно из названий
нашей страны – Московская Русь. Кратко рассказывает о становлении Москвы как
столицы. Знает, что Иван Грозный – первый русский царь. Называет дату
венчания на царство первого русского царя.
|
20.01
|
|
34
|
Российская Империя. Пётр 1 Великий.
|
Правильно говорит одно из названий
нашей страны – Российская империя. Получает информацию из рассказа учителя и
из текста учебника. Кратко рассказывает об образовании Российской империи.
Понимает, что Пётр I – император. Приводит примеры деятельности Петра I:
создание флота, строительство Санкт-Петербурга, развитие промышленности,
образования.
|
24.01
|
|
35
|
Екатерина II Великая.
|
Объясняет, почему царицу Екатерину
II назвали Великой. Кратко характеризует деятельность царицы на благо России.
Сравнивает характеры русских царей, рассказывает о характере, интересах
Екатерины Великой.
|
27.01
|
|
36
|
Император
Николай II.
|
Рассказывает кратко о последнем
российском императоре и его семье. Приводит пример характера Николая II,
особенностей его правления. Называет дату свержения последнего русского царя.
Создает презентацию – выставку репродукций русских художников XIX века.
Раскрывает, какие стороны жизни детей привлекали художников.
|
31.01
|
|
37
|
Советская Россия. СССР. Российская Федерация.
|
Правильно называет нашу страну в
XXI веке. Знает главу государства в современной России, основы устройства
современной России. Создает сообщение по теме «Россия в XXI веке». Называет
имена отдельных руководителей государств, деятелей, просветителей Руси и
России.
|
3.02
|
|
38
|
Проверочная работа «История Руси и России»
|
Выполняет задания комплексной проверочной
раз-ноуровневой работы по изученным темам.
|
Как люди жили в старину 9 ч
|
7.02
|
|
39
|
Из
истории имён.
|
Понимает, что отражают имя,
отчество и фамилия человека. Объясняет, как рождались имена и фамилии.
Подбирает иностранные имена, похожие на русские.
|
10.02
|
|
40
|
Какими людьми были славяне.
|
Описывает особенности внешнего вида
славянина. Самостоятельно готовит небольшое сообщение по теме «Как выглядели
люди в разные исторические эпохи». Объясняет значение слов «облик»,
«окладистая». Сравнивает изображенных персонажей с современными людьми.
|
14.02
|
|
41
|
Урок-проект по теме «Какими людьми были славяне».
|
Реализовывает в процессе парной
работы правила совместной деятельности. Умеет критически оценивать результат
своей работы и работы одноклассников на основе приобретённых знаний.
|
17.02
|
|
42
|
Какие предметы окружали
людей в
старину.
|
Описывает устройство и внешний вид
русского жилища. Понимает зависимость вида жилища от условий окружающей среды
и социального положения жильца. Перечисляет особенности крестьянской избы.
Приводит примеры первых каменных построек.
|
21.02
|
|
43
|
Какие предметы окружали людей в старину.
|
Узнает и называет одежду людей
разных сословий. Объясняет различия детской и взрослой одежды. Рисует одежду
подростка. Объясняет способы изготовления обуви русских людей. Слушает
рассказ учителя об одежде по приказу и исконно русской одежде. Разъясняет
значения украшений одежды в разные времена.
|
24.02
|
|
44
|
Русская трапеза.
|
Называть особенности трапезы в
городе и в сельской местности. Объясняет значение пословицы «Хлеб да вода –
крестьянская еда». Приводит примеры русских сказок, в которых говорится о
каше. Находит репродукции картин русских художников с изображением русской
трапезы. Богатый дом – обильная еда.
|
27.02
|
|
45
|
Верования языческой Руси.
|
Понимает, что до появления
христианства славяне были язычниками. Называет языческих богов славян.
Объясняет значение пословиц. Называет каждый день масленичной недели.
Рассказывает о традиционных масленичных играх и забавах.
|
3.03
|
|
46
|
Принятие Христианства на Руси.
|
Объяснять, как происходило принятие
христианства на Руси. Называть некоторые христианские праздники.
|
7.03
|
|
47
|
Проверочная работа «Жизнь и быт славян»
|
Выполняет задания комплексной
проверочной разноуровневой работы по изученным темам.
|
Как трудились в старину
|
10.03
|
|
48
|
Что создавалось трудом крестьян.
|
Рассказывает о возникновении
земледелия на Руси. Называет особенности крестьянского труда. Объясняет
зависимость крестьянского труда от природных условий, времени года и погоды.
Перечисляет орудия сельскохозяйственного труда.
|
14.03
|
|
49
|
Труд крепостных крестьян.
|
Понимает особенности труда мужчины
и женщины, детей в крестьянской семье. Находит ответ на вопрос о том, что
такое крепостное право в России, что оно давало помещикам и крестьянам.
Называет дату отмены крепостного права.
|
17.03
|
|
50
|
Что создавалось трудом ремесленника.
|
Понимает, что такое ремесло и кого
называют ремесленником. Называет особенности труда ремесленника. Кратко
рассказывает о развитии ремёсел в России.
|
21.03
|
|
51
|
О
гончарном ремесле.
|
Понимает, что гончарное ремесло –
одно из самых древних. Комментирует значение труда гончаров.
Гжельские изделия – пример таланта
гончаров. Называет традиционные ремесла: изготовление деревянных и глиняных
игрушек. Сравнивает игрушки по виду, по материалу. Показывает на карте места
традиционных народных промыслов. Узнает игрушку.
|
4.04
|
|
52
|
О труде ткачей.
|
Приводит примеры ткачества,
прядения, шитья в сказках разных народов. Проводит виртуальную экскурсию в
музей ткачества. Организует мини-выставку тканых и вязаных изделий.
|
7.04
|
|
53
|
Русские
оружейники.
|
Кратко рассказывать об изготовлении
оружия и защитных доспехов – древнем ремесле славян. Перечисляет «оружейные»
города России.
|
11.04
|
|
54
|
Что создавалось трудом рабочего.
|
Объясняет значение слов: «фабрика»,
«завод». Показывает на карте места возникновения первых мануфактур и заводов.
Кратко рассказывает о развитии мануфактур, заводов и фабрик в России.
Понимает, что условием работы промышленных предприятий является наличие полезных
ископаемых.
|
14.04
|
|
55
|
Железные дороги в России.
|
Кратко рассказывает о первой
железной дороге в России. Показывает ее на карте. Называет дату построения
первой железной дороги.
|
18.04
|
|
56
|
Изобретения, которые сделал человек в 19 – 20 веках.
Первые пароходы.
|
Кратко рассказывать об открытиях,
которые изменили жизнь человека. Понимает значение развития пароходства в
России. Показывает на карте реки России.
|
21.04
|
|
57
|
Автомобилестроение
в России.
|
Называет несколько марок
автомобилей, выпускаемых в России. Классифицирует автомобили по назначению
перевозок. Рассказывает о развитии автомобилестроения в России.
|
25.04
|
|
58
|
О самолёте и аэростате.
|
Составляет рассказ о самолетах.
Перечисляет разные виды самолетов. Кратко рассказывает о роли современной
авиации.
|
28.04
|
|
59
|
Время космических
полётов.
|
Называет «отца российской
космонавтики» – К.Э. Циолковского. Называет дату открытия «Эры космических
полётов», первый искусственный спутник, первых космонавтов СССР. Готовит
рассказ об одном из российских космонавтов.
|
5.05
|
|
60
|
Урок-проект по теме «Изобретения, которые сделал человек
в 19 – 20 веках»
|
Выполняют проект. Обобщают знания
по теме.
|
12.05
|
|
61
|
Повторение по теме «Царства природы. Растения»
|
Выделяет группы растений, отличающиеся строением, внешним
видом, условиями произрастания: папоротники, мхи, хвойные, водоросли,
цветковые. Приводит примеры ядовитых растений. Классифицирует растения по
разным основаниям.
|
16.05
|
|
62
|
Повторение
по теме «Царства природы. Животные»
|
Перечисляет общие условия,
необходимые для жизни живых организмов. Объясняет высказывание «Животные –
живые тела природы». Кратко рассказывает о связях животных друг с другом
(звенья одной цепи). Самостоятельно подбирает информацию для книжки-самоделки
«Роль животных в природе». Распределяет животных по группам: одноклеточные и
многоклеточные, беспозвоночные и позвоночные животные. Классифицирует
животных по принадлежности к классу, по величине, форме, внешнему виду и
способам защиты.
|
19.05
|
|
63
|
Итоговая комплексная работа.
|
Выполняет задания комплексной
проверочной разноуровневой работы по изученным темам за 3 класс.
|
23.05
|
|
64
|
Урок-обобщения пройденного материала.
|
Анализируют итоговую проверочную
работу, пройденный материал.
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.