Главная / Начальные классы / Рабочая программа по окружающему миру (3 класс).

Рабочая программа по окружающему миру (3 класс).

Документы в архиве:

189 КБ Окружающий мир.doc

Название документа Окружающий мир.doc

1. Пояснительная  записка

Цель программы:  формирование в сознании ученика ценностно-окрашенного образа окружающего мира как дома своего собственного и общего для всех людей, для всего живого. На этой основе происходит становление у ребенка современной экологически ориентированной картины мира, развивается чувство сопричастности к жизни природы и общества, формируются личностные качества культурного человека   — доброта, терпимость, ответственность.

Изучение окружающего мира на ступени начального общего образования направлено на решение следующих задач:

  • предметные способствовать формированию представлений о природе, человеке и обществе, элементарной ориентировке в доступных естественнонаучных, обществоведческих, исторических понятиях, развитию целостного восприятия окружающего мира;

  • метапредметные - способствовать осознанию учащимися связей в природном и социальном мире, способствовать формированию общеучебных умений (выделять существенные и несущественные признаки, классифицировать, понимать главную мысль научного текста, фиксировать результаты наблюдений); способствовать формированию элементарной эрудиции ребёнка, его общей культуры, овладению знаниями, превышающими минимум содержания образования;

  • личностные - способствовать социализации ребёнка, воспитанию эмоционально – положительного взгляда на мир, формированию нравственных и эстетических чувств.

Рабочая программа по окружающему миру разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, учебного плана МАОУ СОШ № 59, примерной программы по окружающему миру и авторской программы «Окружающий мир. 1 – 4 классы» Н.В. Виноградова (Программа к комплекту учебников « Начальная школа XXI века». – 3 – е изд., дораб. и доп. – М.: Вентана – Граф, 2013.) с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться. Программа соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования (2009) по предметным областям «Естествознание. Обществознание. (Окружающий мир)». Программа направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий.





2. Характеристика учебного предмета


«Особое значение этой предметной области состоит в формировании целостного взгляда на окружающую социальную и природную среду, место человека в ней, в познании учащимся самого себя, своего «Я».

Таким образом, изучение предмета «Окружающий мир» позволяет достичь личностных, предметных и метапредметных результатов обучения, т.е. реализовать социальные и образовательные цели естественнонаучного и обществоведческого образования младших школьников».

Поэтому в основе построения курса лежат следующие принципы:

  • принцип интеграции;

  • педоцентрический принцип;

  • культурологический принцип;

  • принцип экологизации;

  • принцип поступательности;

  • краеведческий принцип.

Основу курса составляют пять взаимосвязанных содержательных линий: человек как биологическое существо; я и другие люди; человек и мир природы; человек и общество; история родной страны.

Для каждой из этих линий отобраны основные понятия, вокруг которых развёртывается все содержание обучения.

«Важнейшая особенность содержания предмета – определённость, жизненность, реальность всех воспринимаемых явлений.… Эта особенность предмета продиктовала две технологические позиции, представленные в средствах обучения:

  • организацию целенаправленной деятельности восприятия (наблюдения, опыты и пр.);

  • усиление внимания к поисковой и исследовательской деятельности учащихся.»


3. Место учебного предмета в учебном плане


Содержание программы предусматривает прохождение материала за 69 часов из расчета 2 часа в неделю, в том числе на проведение проверочных работ – 5 часов.

I четверть – 18 часов;
II четверть – 14 часов;
III четверть – 19 часов;
IV четверть - 18 часов.

4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета


Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.

Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всем многообразии ее форм.

Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.

Искусство (живопись, архитектура, литература, музыка и т.д.) как часть культуры, отражение духовного мира человека, один из способов познания человеком самого себя, природы и общества.

Человечество как многообразие народов, культур, религий.

Международное сотрудничество как основа мира на Земле.

Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

Социальная солидарность как признание свободы личной и национальной, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

Гражданственность как личная сопричастность идеям правового государства, гражданского общества, свободы совести и вероисповедания, национально-культурного  многообразия России и мира.

Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.

Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.

Традиционные российские религии и межконфессиональный диалог как основа духовно-нравственной консолидации российского общества.

Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.

Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.    









5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета


Результатами освоения программы «Окружающий мир» являются личностные, метапредметные и предметные результаты.

Личностные результаты

  • Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; ценности многонационального российского общества, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

  • Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

  • Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

  • Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

  • Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

  • Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

  • Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

  • Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

  • Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

  • Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты

  • Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

  • Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

  • Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

  • Использование знаковосимволических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.

  • Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее — ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач.

  • Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах.

  • Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

  • Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

  • Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

  • Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.


Предметные результаты

  • Понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы.

  • Уважительное отношение к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни.

  • Осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде.

  • Освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве).

  • Развитие навыков установления и выявления причинно-следственных связей в окружающем мире.



6. Содержание учебного предмета, курса.


п/п

Наименование

раздела

Кол-во часов

Содержание

учебного материала

(дидактические единицы)

Количество

проверочных и контрольных

работ

Первое полугодие: 32 ч.

1

Введение.

2

Где ты живешь. Когда ты живешь. Историческое время. Счет лет в истории.


2

Земля — наш общий дом.

10

Солнечная система. Солнце — звезда.

Земля — планета Солнечной системы. «Соседи» Земли по Солнечной системе.

Изображение Земли. Глобус — модель Земли. План. Карта (географическая и историческая). Масштаб, условные обозначения карты. Карта России.

Условия жизни на Земле. Солнце — источник тепла и света.

Вода. Значение воды для жизни на Земле. Источники воды на Земле. Водоемы, их разнообразие. Растения и животные разных водоемов. Охрана воды от загрязнения. Воздух. Значение воздуха для жизни на Земле. Воздух — смесь газов. Охрана воздуха.

Человек познает мир. Наблюдения, опыты, эксперименты — методы познания человеком окружающего мира.

Расширение кругозора школьников. Представления людей древних цивилизаций о происхождении Земли.

История возникновения жизни на Земле. Как человек исследовал Землю. История возникновения карты.

Проверочная работа - 1

3

Грибы.

1

Отличие грибов от растений. Разнообразие грибов. Съедобные и несъедобные грибы.

Расширение кругозора школьников. Правила сбора грибов. Предупреждение отравлений грибами.


4

Растительный мир Земли.

11

Распространение растений на Земле, значение растений для жизни.

Растения и человек.

Разнообразие растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные (голосеменные), цветковые, их общая характеристика.

Растения — живые тела (организмы). Жизнь растений. Продолжительность жизни: однолетние, двулетние, многолетние.

Питание растений. Роль корня и побега в питании.

Охрана растений.

Размножение растений. Распространение плодов и семян.

Расширение кругозора школьников. Разнообразие растений родного края.

Ядовитые растения. Предупреждение отравлений ими.

Проверочная работа - 1

5

Животный мир Земли.

8

Животные — часть природы. Роль животных в природе. Животные и человек. Разнообразие животных: одноклеточные, многоклеточные, беспозвоночные.

Животные — живые тела (организмы). Поведение животных. Приспособление к среде обитания. Охрана животных.

Как животные воспитывают своих детенышей.

Позвоночные (на примере отдельных групп и представителей).


Второе полугодие: 37 ч.


Животный мир Земли.

3

Расширение кругозора школьников. Животные родного края. Цепи питания. Как человек одомашнил животных.

Проверочная работа - 1

6

Каким был человек в разные времена.

14

Названия русского государства в разные исторические времена (эпохи). Уроки-обобщения. Древняя Русь (повторение материала 2 класса); Древнерусское государство.

Крестьянское жилище. Городской дом. Культура быта: интерьер дома, посуда, утварь в разные исторические времена. Одежда.

Портрет славянина в Древней, Московской Руси, в России.

Костюм богатых и бедных, горожан и крестьян, представителей разных сословий (князя, боярина, дворянина).

Патриотизм, смелость, трудолюбие, добросердечность, гостеприимство — основные качества славянина.

Расширение кругозора школьников. Происхождение имен и фамилий. Имена в далекой древности.

Патриотизм, смелость, трудолюбие, добросердечность, гостеприимство — основные качества славянина.

Культура быта: интерьер дома, посуда, утварь в разные исторические времена.

Во что верили славяне. Принятие христианства на Руси.

Проверочная работа - 1

7

Как трудились наши предки.

20

Человек и растения. Культурные растения. Что такое земледелие. Хлеб — главное богатство России.

Крепостные крестьяне и помещики. Отмена крепостного права.

Ремесла.

Первые славянские поселения, древние города (Великий Новгород, Москва, Владимир).

Знаменитые мастера литейного дела. Андрей Чохов.

Появление фабрик и заводов. Рабочие и капиталисты.

Возникновение и развитие ремесел на Руси, в России (кузнечное, ювелирное, гончарное, оружейное и др.).

Расширение кругозора школьников. Орудия труда в разные исторические эпохи. «Женский» и «мужской» труд

Торговля. Возникновение денег.

Строительство. Особенности труда людей родного края. Как дом «вышел» из-под земли.

Освоение космоса. Возникновение и развитие ремесел на Руси, в России (кузнечное, ювелирное, гончарное, оружейное и др.).

Проверочная работа - 1






7. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности учащихся.


п/п

Тема

Кол-во часов

Основные виды учебной деятельности учащихся

Первое полугодие: 32 ч.

1-2

Введение. Где ты живёшь.

Когда ты живёшь.

Счёт лет в истории


2

Практическая работа. Моделирование «Ленты времени». Тысячелетие. Прошлое, настоящее, будущее. Для счёта лет в истории используют специальные термины. Составление сообщения на тему: «Символика города, в котором мы живём»

3

Земля – наш общий дом. Природные тела и природные явления. Солнце — тело неживой природы


1

Составление таблицы и работа с ней «Солнце – небесное тело, источник света». Общее представление о влиянии Солнца на земную жизнь. Это звезда, огромный огненный шар. Температура поверхности Солнца — около 6 тыс. градусов. Возраст Солнца — более 5 млрд. лет. Названия планет. Дифференцированная работа: обсуждение текста рубрики «Этот удивительный мир».

4

Земля – наш общий дом. Земля - планета Солнечной системы

1

Приведение доказательств о разнообразии жизни на земле. Работа с дополнительной информацией. Дифференцированная работа: обсуждение текста рубрики «Этот удивительный мир». Введение понятия «горизонт».

5

Земля – наш общий дом. Условия жизни на Земле

1

Практическая работа «Солнечное тепло - условие жизни на Земле». Знакомство с наукой экологией. Основные понятия. Просмотр презентации.

6

Земля – наш общий дом. Условия жизни на Земле

1

Демонстрация опытов «Основные условия жизни на Земле». Практическая работа «Значение тепла и света в жизни растения». Мини – сочинение по воображаемой ситуации.

7

Земля – наш общий дом. Условия жизни на Земле

1

Составление опорного плана-конспекта и таблицы «Значение воды для жизни на Земле». Работа с рубрикой «Картинная галерея». Описательный рассказ по картине. Мини-дискуссия «Может ли человек жить без солнечного света?»

8

Земля – наш общий дом. Условия жизни на Земле

1

Учебный диалог: воздух – условие жизни на Земле. Опыт: «Свойства воздуха».

Мини-сочинения «Как сохранить воздух от загрязнения». Работа со схемой «Погода». Инструкция учителя по выполнению задания в рабочей тетради «Прогноз погоды» (наблюдение, фиксирование результатов).

9

Человек изучает Землю. Человек познаёт мир

1

Мини-дискуссия, работа со схемой, практическая работа.


10

Человек изучает Землю. Человек познаёт мир

1

Практическая работа.

11

Человек изучает Землю. Человек познаёт мир. Как изображают Землю

1

Различие глобуса, карты и плана. Выполнение практической работы.

12

Человек изучает Землю. Человек познаёт мир. Карта и план. Географическая карта

1

Преобразование информации, представленной в виде схемы: условных обозначений, масштаба. Понятия: меридианы и параллели. Полюса, экватор, Северное и Южное полушария. Экваториальный пояс. Арктический пояс.

13

Царства природы. Бактерии

1

Мини-дискуссия: «Среди бактерий есть «помощники» человека, а есть паразиты, которые вызывают тяжёлые заболевания».

14

Царства природы. Грибы

1

«Читать» информацию по рисунку-схеме. Оценивать правильность выполнения заданий. Осуществлять самоконтроль при работе в рабочей тетради. Мини-дискуссия «Что такое гриб», дифференцированная работа.

15

Царства природы. Грибы. Чем грибы отличаются от растений

1

Формулировать ответ на проблемный вопрос в процессе мини-дискуссии. Составлять рассказ- рассуждение и пересказывать текст. Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работа в парах). Составление творческого проекта «Любимые грибы нашей семьи».

16

Царства природы. Растения культурные и дикорастущие

1

Учебный диалог, моделирование схемы, мини-дискуссия «Растения дикорастущие и культурные», дифференцированная работа.

17

Царства природы. Если бы на Земле не было растений

1

Работа с презентацией. Мини-дискуссия: «Возможна ли жизнь на Земле без растений?»

18

Царства природы. Растения прекрасные, но опасные

1

Творческая работа по конструированию памятки «Запомни правила!»

Составление рассказа-описание «Ядовитые растения».

19

Царства природы. Разнообразие растений на Земле

1

Работа с рисунком - схемой. Составление кратких пересказов текстов.

20

Царства природы. Разнообразие растений на Земле

1

Составление кратких пересказов текстов. Творческая работа «Самые высокие растения на Земле».

21

Царства природы. Как живёт растение

1

Практическая работа «Сравнение корней разных растений». Работа со схемой. Конструирование схемы «Листья простые и сложные». Наблюдения, опыты «Листья содержат влагу» (фиксация их результатов). Рассказ-рассуждение «Виды стеблей растений».

22

Царства природы. Как живёт растение

1

Мини-дискуссия, работа с иллюстрациями, практическая работа «Какие бывают плоды». Учебный диалог, дифференцированное задание. Творческое задание: составить рассказ о плоде какого-нибудь растения.

23

Царства природы. Размножение растений

1

Работа с таблицей и рисунком. Описание по таблице вегетативных способов размножения растений. Опыт: выращивание растений.

24

Царства природы. Размножение растений

1

Учебный диалог: как плоды и семена попадают на новые территории». Подготовить сообщение «Роль плодов и семян в жизни растений».

25

Царства природы. Размножение растений

1

Мини-дискуссия «Распространение семян — способ расселения растений на других территориях. Участие в распространении плодов и семян явлений неживой природы (ветер, вода) и животных».

26

Царства природы. Культурные растения в жизни человека

1

Мини-дискуссия: «Что такое земледелие» (с опорой на схему). Дифференцированное задание: работа с текстом рубрики «Этот удивительный мир».

Творческое задание: анализ отрывка из текста летописи.

27

Царства природы. Культурные растения в жизни человека

1

Дифференцированное задание. Творческий проект «Растения в моём доме» или «Пословицы и поговорки о хлебе».

28

Царства природы. Растения Красная книга России

1

Учебный диалог: причины исчезновения растений. Творческая работа: рассказ об одном из растений Красной книги.

29

Царства природы. Растения Красная книга России

1

Тест. Творческое задание: Растения оранжевых страниц Красной книги нашей местности; или составить памятку «Правила поведения на природе».

30

Царства природы. Разнообразие мира животных

1

Мини-дискуссия «Может ли природа жить без животных?» «Чтение « рисунков по теме «Роль животных в природе». Дифференцированное задание.

31

Царства природы. Разнообразие мира животных

1

Учебный диалог, творческое задание: рассказ-рассуждение «Отличие одноклеточного животного от многоклеточного».

32

Царства природы. Животные – живые существа (организмы)

1

Классификация с опорой на рисунки. Дифференцированное задание.

Второе полугодие: 37 ч.

33

Царства природы. Животные – живые существа (организмы)

1

Учебный диалог: какое значение для жизни животных имеет их способность быстро передвигаться? Дифференцированное задание.

34

Царства природы. Беспозвоночные животные

1

Дифференцированное и творческое задания.

35

Царства природы. Беспозвоночные животные

1

Воображаемая ситуация: рассказ-описание от первого лица. «Чтение» рисунков. Мини-дискуссия. Дифференцированное задание.

36

Царства природы. Позвоночные животные

1

Рассказ-рассуждение, рассказ-описание, словарная работа (млекопитающие, пресмыкающиеся). Учебный диалог, наблюдения.

37

Царства природы. Позвоночные животные

1

Анализ текстов, составление рассказов, работа с рубриками, учебный диалог. Задание на классификацию: способ питания животных.

38

Царства природы. Природные сообщества

1

Учебный диалог, творческая работа по составлению цепей питания. Создание творческого проекта «Луг», «Сад», «Поле», «Водоём» (по выбору)

39

Царства природы. Почему люди приручили диких животных

1

Рассказ-повествование (с опорой на схему), рассказ-описание («Любимое животное»). Мини-дискуссия: «Почему создают заповедники».

40

Наша Родина: от Руси до России. Как люди узнают о прошлом

1

Сюжетно-ролевая игра «Как люди узнают о прошлом», моделирование ситуаций, творческая работа по построению схемы..

41

Наша Родина: от Руси до России. Восточнославянские племена

1

Учебный диалог: работа с географической картой (поиск ответа на вопрос «По берегам каких рек и озёр селились славяне?») Творческая работа: воображаемая ситуация «Мир древних славян». Рассказ-описание по картине: развитие творческого воображения.

42

Наша Родина: от Руси до России. Первые русские князья

1

Обогащение словаря (названия народов, населяющих Древнерусское государство; устаревшие выражения). Творческая работа: составление рассказа-описания по иллюстрации.

43

Наша Родина: от Руси до России. Первые русские князья

1

Рассказ-описание: «Картинки из жизни Древней Руси» (с опорой на иллюстрацию). Творческое задание на словарную работу: объяснение выражений «Ярослав был сторонником книжного почитания», «строил школы для людей всякого сословия». Дифференцированное задание: пересказ текста рубрики «Этот удивительный мир».

44

Наша Родина: от Руси до России. Первые русские князья

1

Мини-дискуссия по тексту «Владимир Мономах»: можно ли наказ Владимира Мономаха применить к нашему времени? Почему?

45

Наша Родина: от Руси до России. Как Москва стала столицей

1

Объяснение устаревших слов и выражений. Работа с картой. Творческая работа по построению «ленты времени».

46

Наша Родина: от Руси до России. Иван IV Грозный – первый русский царь

1

Объяснение устаревших слов и выражений. Творческая работа: составление рассказа-описания по репродукции картины.

47

Наша Родина: от Руси до России. Пётр I Великий

1

Воображаемая экскурсия по Санкт- Петербургу. Дифференцированное задание, работа со справочной литературой.

48

Наша Родина: от Руси до России. Екатерина II Великая (урок открытия новых знаний)

1

Работа с «Лентой времени», составление рассказов-описаний» и рассказов-рассуждений.

49

Наша Родина: от Руси до России. Последний российский император Николай II

1

Рассказ-рассуждение (на основе иллюстрации), рассказ-описание.

50

Наша Родина: от Руси до России. Советская Россия. СССР

1

Работа со справочной литературой в соответствии с учебной задачей, с рисунком-схемой («Лентой времени»). Составление «рассказа-рассуждения» и «рассказа-рассуждения».

51

Как люди жили в старину. Из истории имён

1

Обогащение словаря, чтение отрывков из былин, пересказ. Соотнесение и выбор ответа из нескольких; работа с разными источниками информации в соответствии с учебной задачей. Дифференцированные задания.

52

Как люди жили в старину. Какими людьми были славяне

1

Исследовательская работа по заданиям учебника: «Что обозначают слова «пядь», «вершок»; объяснение значения выражения: «Нам чужой земли не нужно ни пяди, но и своей вершка не отдадим»

53

Как люди жили в старину. Какими людьми были славяне

1

Выбор верных высказываний с доказательствами.

Творческая исследовательская работа: подбор пословиц и поговорок о дружбе, взаимопомощи и доброте. Анализ высказываний.

54

Как люди жили в старину. Скажи, какой у тебя дом…

1

Творческая работа «Составление рассказа по серии рисунков». Дифференцированное задание: анализ отрывка из произведения В. Короленко; объяснение выражений «топить по- чёрному», «рубить избу».

55

Как люди жили в старину. Скажи, какой у тебя дом…

1

Рисунки, фото, слайды. Рассказ по воображаемой ситуации.

56

Как люди жили в старину. По одёжке встречают

1

Творческая работа: подготовка к учебному диалогу. Презентация «По одёжке встречают».

57

Как люди жили в старину. По одёжке встречают

1

Классификация, исследование: головные уборы и обувь богатых и простолюдин. Выдвижение гипотез, обогащение словаря.

58

Как люди жили в старину. По одёжке встречают

1

Дифференцированная работа. Исследовательская работа со словарём. Аналитическая работа с текстом.

59

Как люди жили в старину. Русская трапеза

1

Творческая работа: учебный диалог, дифференцированное задание, исследовательская работа со словарём.

60

Как люди жили в старину. Верования языческой Руси

1

Презентация «Боги древних славян». Творческая работа «Портрет Водяного».

61

Как люди жили в старину. Верования языческой Руси (урок открытия новых знаний)

1

Составление рассказа- описания по репродукциям картин. Творческая (исследовательская) работа «Дни Масленой недели» (презентация, книжка-малышка и др.).

62

Как люди жили в старину. Принятие христианства на Руси

1

Мини-дискуссия: «Другие, нехристианские, веры в России» рассказ-рассуждение о своей национальности и вере. Творческая игра - воображаемая ситуация: разыгрывание картинок христианского народного праздника «Рождество Христово».

63

Как трудились в старину. Что создавалось трудом крестьянина?

1

Мини-дискуссия: обсуждение проблемы «Существовало ли в крестьянском хозяйстве разделение труда на мужской и женский?» (с опорой на рисунки). Дифференцированное задание: пересказ текста рубрик «Жил на свете человек», «Этот удивительный мир».

64

Как трудились в старину. Что создавалось трудом крестьянина?

1

Учебный диалог: обсуждение проблемы: «При каких условиях человек лучше трудится: если он сам распоряжается результатами своего труда или если работает на своего господина и отдаёт ему всё, что сделал своими руками?» Мини-дискуссия: обсуждение проблемы «Можно ли продавать людей?»

65

Как трудились в старину. Что создавалось трудом ремесленника?

1

Работа с иллюстративным материалом: русская народная игрушка.

66

Как трудились в старину. Что создавалось трудом ремесленника

1

Презентация «Ремёсла в России XVII – XVIII веков». Творческий проект «Ремёсла России».

67

Как трудились в старину. Что создалось трудом рабочего?

1

Мини-дискуссия «Что создавалось трудом рабочего?» Творческая работа: воображаемая ситуация: рассказ-описание по картине В. Маковского «Свидание».

68

Как трудились в старину. Что создавалось трудом рабочего?

1

Просмотр презентации «Первая железная дорога в России». Дифференцированное задание.

69

Как трудились в старину. Открытия, которые совершил человек в XIX – XX веках

1

Просмотр презентаций учащихся «Научные открытия в XIX – XX веках» (по выбору).

Итого: 69 ч.










8. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса


Литература

Основная

Для учителя.

1. Беседы с учителем 3 кл., под редакцией Л. Е. Журовой. М.: Изд. центр «Вентана – Граф», 2008 г.

2. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: Методика обучения. – М.: Вентана-Граф, 2008.

3. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: программа: 1 – 4 классы/ Н.Ф. Виноградова. – М.: Вентана-Граф, 2012.

Для учащихся

  1. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 частях – М.: Вентана - Граф, 2013г.

  2. Рабочая тетрадь «Окружающий мир», 3 класс, №1, №2. Виноградова Н.Ф., М.: Изд. Центр «Вентана-Граф», 2013 г.

Дополнительная

Для учителя


Для учащихся


Интернет-ресурсы


Оборудование и приборы

1. Компьютер

2. Интерактивная доска


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 59

«Перспектива» г. Липецка



Согласовано Утверждаю

на заседании методического приказом № 277 от 28.08.2014г. объединения учителей Директор МАОУ СОШ № 59

Протокол №1 «Перспектива» г. Липецка

от 28.08.2014 г. _____________ Р.А.Гладышева







Рабочая программа


по окружающему миру

для 3 класса


(Образовательная система

«Начальная школа XXI века»)


на 2014-2015 учебный год






Учитель начальных классов –

Аникеева Людмила Викторовна








г. Липецк


Рабочая программа по окружающему миру (3 класс).
  • Начальные классы
Описание:

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса Образовательная программа "Начальная школа 21 века".

Рабочая программа содержит:

 

  • Пояснительную записку.
  • Характеристику учебного предмета.
  • Место учебного предмета в учебном плане.
  • Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
  • Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.
  • Содержание учебного предмета, курса.
  • Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности учащихся.
  • Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.
Автор Аникеева Людмила Викторовна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 685
Номер материала 28207
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓