Главная / Начальные классы / Рабочая программа по окружающему миру 3 класс

Рабочая программа по окружающему миру 3 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №15»

городского округа город Салават Республики Башкортостан





УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ «СОШ№15» г.Салавата

_______________А.И.Васильев

«____»_______________2014г.







Рабочая программа

по окружающему миру



Класс 3 В

Учитель Сафронова С. М.













СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО

на заседании ШМО зам.директора по УВР

Протокол № 1 от _______ ____________/Г.В.Канарова /

__________/В.В.Пыпина / «____»______________2014г.






Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:

  • Федеральный компонент государственного стандарта общего образования: Приказ МО Российской Федерации № 1089 от 05.03.2004 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»

  • Примерные программы начального общего образования: Письмо МОиН Российской Федерации № 03-1263 от 07.07.2005 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»

  • Программы общеобразовательных учреждений. Начальная  школа. 1 – 4 классы. УМК «Планета знаний» Издание 2-е, дораб. – М: АСТ: Астрель; Москва:  2011.)

  • Федеральный государственный стандарт начального общего образования (приказ МОиН №363 от 06 октября 2009, зарегистрирован Минюст № 17785 от 22.12.2009);

  • Авторской программы  «Окружающий мир». : Ивченкова Г.Г., Потапов И.В., Саплина Е.В., Саплин А.И. – М., АСТ, Астрель.2007г.

Количество часов: всего в год: 68

в неделю: 2

Плановых контрольных работ:

Административных контрольных работ

Учебник: Окружающий мир 3 класс. Л Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов – М.: АСТ: Астрель,2013


класс

Количество часов

1 семестр

2 семестр

3 семестр

Итого за год

кол.ч.

кол.к/р

кол.ч.

кол. к/р

кол.ч.

кол. к/р

кол.ч.

кол. к/р

3 В

22


23


23


68


Список дополнительной литературы

  1. Кучеров Е.В. «Природа Башкортостана», Уфа: Китап, 2004

  2. Методическое пособие «Обучение в 3 классе по учебнику «Окружающий мир» Г.Г. Ивченковой, И.В.Потапова» 2013

  3. Журнал « Начальная школа».

  4. Газета « Первое сентября».


Цель курса: формирование представлений о природе, человеке и обществе, осознание характера взаимодействий между ними и на этой основе воспитание правильного отношения к окружающему миру.

Задачи:

  1. формировать элементарные представления о природе, человеке и обществе в их взаимодействии;

  2. знакомить с методами изучения окружающего мира (наблюдение, эксперимент, моделирование, измерение и др.);

  3. развивать познавательные процессы (ощущение, восприятие, осмысление, запоминание, обобщение и др.);

  4. воспитывать внимательность, наблюдательность и любознательность;

  5. формировать самостоятельную познавательную деятельность;

  6. воспитывать бережное отношение к природе и продуктам труда людей.

  1. систематизировать имеющиеся у детей представления об окружающем мире;

Планируемые результаты освоения программы по окружающему миру

Обучающиеся должны знать:

  • что такое явление природы;

  • что такое горизонт, линия горизонта, основные и промежуточные стороны горизонта; устройство компаса;

  • о трех состояниях воды в природе и переходе воды из одного состояния в другое;

  • о круговороте воды в природе;

  • легко определяемые свойства воды;

  • о водоемах (река, озеро, море);

  • о значении воды в жизни человека, необходимости ее охраны и рационального использования;

  • легко определяемые свойства воздуха;

  • состав воздуха (азот, кислород, углекислый газ, примеси);

  • о необходимости охраны воздуха от загрязнения;

  • что такое горные породы и полезные ископаемые;

  • свойства 3—4 полезных ископаемых, их использование человеком;

  • о необходимости бережного использования полезных ископаемых;

  • о почве, ее значении и необходимости охраны;

  • о четырех царствах живой природы;

  • об органах растений и их значении;

  • особенности размножения и развития растений;

  • о некоторых группах растений и их отличительных признаках;

  • об отличительных признаках основных групп животных;

  • особенности передвижения, питания, размножения и развития животных;

  • некоторые взаимосвязи между компонентами неживой и живой природы;

  • о влиянии человека на живую природу и необходимых мерах ее охраны;

  • какие народы живут на территории России;

  • символику своего города;

  • столицу России;

  • государственные символы России;

  • как называется главный закон страны;

  • как устроено наше государство;

  • основные права и обязанности ребенка.

Обучающиеся должны уметь:

  • находить стороны горизонта по Солнцу и компасу;

  • различать наиболее распространенные растения

  • различать наиболее распространенных животных;

  • проводить наблюдения и простые опыты, фиксировать их результаты;

  • устанавливать некоторые связи между организмами и средой их обитания;

  • приводить примеры положительного и отрицательного отношения человека к природе;

  • оценивать свое поведение в природе;

  • выполнять правила поведения в природе; находить на карте город (село), в котором они живут; рассказывать о главных символах государства; рассказывать о символах своего города; рассказывать о главных достопримечательностях своего города;

  • рассказывать об основных правах и обязанностях ребенка.

Обучающиеся могут знать:

  • что такое открытая и закрытая линия горизонта; что называют свойством тела и вещества; о физических и химических явлениях природы; об использовании энергии воды и ветра; о строении листовых и цветочных почек, цветка и семени; о разнообразии грибов и их значении в природе и жизни человека;

  • о значении бактерий в природе и жизни человека; об особенностях питания и дыхания растений; об условиях прорастания семян;

  • о предках культурных растений и домашних животных; об обычаях и традициях своего народа; об истории возникновения своего города (села); историю возникновения герба своего города; историю происхождения и развития основных символов государства;

  • основные моменты развития органов власти страны; историю происхождения государственных наград.

Обучающиеся могут уметь:

  • находить стороны горизонта по местным признакам; моделировать несложные природные процессы; объяснять некоторые взаимосвязи в живой и неживой природе;

  • выявлять признаки приспособленности организмов к среде обитания;

  • пользоваться различной справочной литературой; получать информацию, используя тексты, таблицы, рисунки, схемы;

  • сравнивать и делать выводы.

Изучение курса формирует следующие универсальные учебные действия:

ЛИЧНОСТНЫЕ

У обучающихся будут сформированы:

  • понимание значения изучения курса «Окружающий мир»;

  • ориентация на выполнение основных правил бережного отношения к природе на основе понимания особенностей взаимодействия человека и природы;

  • ориентация на выполнение правил здорового образа жизни на основе знаний об организме человека;

  • осознание своей этнической принадлежности;

  • чувство гордости  свою Родину;

У обучающихся могут быть сформированы:

  • осознание себя как гражданина России;

  • уважение к истории и культуре народов, населяющих Россию;

  • понимание влияния эмоций на здоровье человека и необходимости управлять своими эмоциями.

ПРЕДМЕТНЫЕ

Человек и природа

Обучающиеся научатся:

  • приводить примеры положительного и отрицательного отношения человека к природе;

  • объяснять, что такое экология;

  • понимать, что такое горизонт, линия горизонта;

  • называть основные и промежуточные стороны горизонта;

  • находить стороны горизонта по Солнцу и компасу;

  • объяснять, что такое явление природы, приводить примеры явлений природы;

  • рассказывать о трех состояниях воды в природе и переходе воды из одного состояния в другое, круговороте воды в природе;

  • устанавливать с помощью опытов легко определяемые свойства воды, воздуха, горных пород и почвы;

  • характеризовать различные водоемы (родник, озеро, река, пруд, водохранилище, море, океан);

  • объяснять, как возникают облака, туман, изморозь, ветер;

  • рассказывать о значении воды, воздуха, горных пород и почвы в жизни человека, необходимости их охраны и рационального использования;

  • характеризовать органы растений и животных и их значение;

  • характеризовать особенности движения, питания, дыхания, размножения и развития животных;

  • различать основные группы растений и животных

  • приводить примеры взаимосвязей между компонентами неживой и живой природы;

  • рассказывать о влиянии человека на живую природу и необходимых мерах ее охраны;

  • характеризовать важнейшие системы органов человека и их функции;

  • выполнять основные правила личной гигиены;

  • проводить простейшие опыты с растениями и фиксировать их результаты.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • различать существенные и несущественные признаки;

  • приводить примеры физических и химических явлений природы;

  • рассказывать об использовании энергии воды и ветра;

  • рассказывать о четырех царствах живой природы;

  • рассказывать о строении листовых и цветочных почек, цветка и семени;

  • рассказывать о грибах и бактериях и их значении в природе и жизни человека;

  • объяснять особенности питания и дыхания растений;

  • характеризовать условия прорастания семян;

  • рассказывать о предках культурных растений и домашних животных;

  • приводить примеры взаимосвязей в неживой и живой природе;

  • выявлять признаки приспособленности организмов к среде обитания.

Человек и общество

Обучающиеся научатся:

  • характеризовать территории расселения народов нашей страны на основе исторической  карты;

  • рассказывать, используя карту, о природных условия, в которых живут народы нашей страны;

  • описывать устройство города, жизнь и быт горожан;

  • различать символы государства;

  • показывать на политической карте  РФ  столицу России — город Москву;

  • описывать  государственные награды, рассказывать об их происхождении;

  • характеризовать главный закон страны;

  • рассказывать об устройстве нашего государства;

  • раскрывать основные права и обязанности ребенка.  

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • узнавать об обычаях и традициях своего народа; приводить примеры традиций и обычаев;

  • устанавливать связи между традициями народа и хозяйственной деятельностью региона;

  • рассказывать об истории возникновения своего города (села); рассказывать о памятниках  культуры своего города, села, края;

  • рассказывать о символах своего города; раскрывать взаимосвязь символики с хозяйственной, политической и культурной жизнью города;

  • объяснять историю происхождения и развития основных символов государства;

  • приводить примеры подвигов и личных поступков людей, которые отмечены государственными наградами.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Регулятивные

Обучающиеся научатся: 

  • понимать цель познавательной деятельности;

  • планировать свои действия при выполнении заданий учебника;

  • осуществлять текущий контроль и оценку результатов выполнения заданий.

Обучающиеся могут научиться:

  • самостоятельно планировать свои действия при выполнении учебных заданий;

  • самостоятельно осуществлять текущий контроль и оценку результатов выполнения заданий;

  • ставить цель собственной познавательной деятельности и планировать ее (в рамках проектной деятельности).

Познавательные

Обучающиеся научатся:

  • доказывать то или иное свойство изучаемого объекта путем постановки несложных опытов;

  • сравнивать и классифицировать изучаемые объекты по различным признакам;

  • находить необходимую информацию в учебнике;

  • получать информацию, используя тексты, таблицы, рисунки, схемы;

  • моделировать процессы развития растений и животных по заданиям учебника и рабочих тетрадей;

  • понимать информацию, представленную на исторической карте.

Обучающиеся могут научиться:

  • получать дополнительную информацию по изучаемой теме, пользуясь справочной литературой;

  • самостоятельно моделировать некоторые природные процессы.

  • ориентироваться на «ленте времени»; указывать хронологические рамки и периоды основных исторических процессов;

  • устанавливать причинно-следственные связи между историческими событиями и их последствиями (под руководством учителя)

  • сравнивать исторические события.

Коммуникативные

Обучающиеся научатся:

  • выполнять парные и групповые задания в классе и на экскурсиях;

  • совместно проводить опыты, обсуждая их результаты и делая выводы.

Обучающиеся могут научиться:

  • распределять обязанности и контролировать друг друга при выполнении учебных заданий и проектов.

Содержание учебного предмета

Природа вокруг нас (8 ч)

Окружающая человека среда. Экология — наука о взаимодействии человека и всех других живых существ с окружающей средой. Горизонт, стороны горизонта. Ориентирование по Солнцу, компасу и местным признакам. Разнообразие явлений природы, физические и химические явления. Тела и вещества, их свойства. Первые представления с строении вещества.

Вода, воздух, горные породы и почва (16 ч)

Три состояния воды. Свойства воды в жидком состоянии: текучесть, прозрачность, цвет, запах, вкус, теплопроводность, способность растворять другие вещества. Свойства снега и льда. Свойства воды в газообразном состоянии. Вода в природе: родники, водоёмы (озеро, река, море, океан — естественные водоёмы; пруд, водохранилище — искусственные водоёмы). Облака, роса, туман, иней, изморось Круговорот воды в природе. Значение воды в жизни человека. Энергия падающей воды. Необходимость рационального использования воды, ох- рана воды от загрязнения. Воздух — необходимое условие жизни. Состав воздух азот, кислород, углекислый газ. Примеси в воздухе. Свойства воздуха: занимает место, не имеет цвета и запаха, плохо проводит тепло, сжимаем и упруг, при нагревании расширяется, при охлаждении сжимается. Ветер. Использование энергии ветра человеком. Загрязнение воздуха дымом, пылью, другими газам Необходимость охраны воздуха от загрязнения. Горные породы, их разнообразие: твёрдые, жидкие, газами образные. Горные породы как полезные ископаемые. Некоторые доступные для наблюдения свойства полезных ископаемых песка, глины, гранита, известняка. Использование важнейших полезных ископаемых человеком. Добыча и охрана полезных ископаемых. Почва и её состав: перегной, песок, глина, вода, воздух, Главное отличие почвы от горной породы — плодородие .Как образуется почва. Значение и охрана почвы.

О царствах живой природы (16 ч)

Четыре царства живой природы — растения, животные, грибы, бактерии. Отличие живых существ от тел неживой природы. Основные среды обитания живых существ: наземно-воздушная, водная, почвенная, другие живые существа. Первые представления о растении как организме. Органы растения: корень, побег, цветок и плод, их значение в жизни растения. Вещества, из которых состоит растение. Разнообразие растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые. Как человек научился выращивать растения. Предки культурных растений. Питание и дыхание растений. Испарение воды листьями растений. Размножение растений. Расселение плодов и семян. Развитие растений из семени. Значение растений в природе и жизни человека. Влияние деятельности человека на мир растений. Редкие и исчезающие растения своей местности. Охрана растений. Первые представления об организме животного. Отличие животных от растений. Разнообразие животных: черви, ракообразные, паукообразные, насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие. Как человек приручил животных. Наши домашние животные и их предки. Как животные воспринимают окружающий мир. Передвижение, дыхание, питание, размножение и развитие животных. Значение животных в природе и жизни человека. Необходимость бережного отношения к животным. Меры по охране животных. Грибы, особенности их строения и разнообразие. Значение грибов в природе и жизни человека. Бактерии, их значение в природе и жизни человека.

Человек (10 ч)

Человек — часть живой природы. Общее представление об организме человека. Отличие человека от животных. Окружающая среда и здоровье человека. Кожа. Гигиена кожи. Первая помощь при ранениях, ушибах, ожогах, обморожении. Опорно-двигательная система. Скелет, его значение для организма. Осанка и здоровье. Как сохранить правильную осанку. Мышцы. Работа мышц. Значение физической культуры и труда для укрепления мышц. Кровеносная система, её значение. Необходимость укрепления органов кровообращения. Дыхательная система. Гигиена дыхания. Предупреждение простудных заболеваний. Пищеварительная система, её значение. Гигиена питания. Зубы и уход за ними. Выделение. Значение удаления из организма ненужных и вредных продуктов жизнедеятельности. Органы чувств, их значение и гигиена. Нервная система, её значение в организме человек». Гигиена нервной системы. Эмоции и темперамент.

Человек в обществе (18 ч)

Народы, живущие на территории России. национальные обычаи, традиции. Города России. История возникновения. Имя города символы города. История города в памятниках и достопримечательностях. Москва — столица России. Герб Москвы. Москва в исторических памятниках. Государственные символы России. История происхождения герба, флага, гимна. Государственные награды. Основной закон страны. Конституция. Права и обязанности ребёнка. Как устроено наше государство. Органы власти. Экскурсии: ориентирование на местности, знакомство с разнообразием неживой и живой природы в окрестностях школы, изучение влияния деятельности человека на природу

Календарно - тематическое планирование

Дата проведения

Тема

Примеча

ние

план

факт

1 семестр

«Природа вокруг нас» (8 ч)

02.09


Что нас окружает


03.09


Экскурсия «Знакомство с разнообразием неживой и живой природы в окрестностях школы»


09.09


Экскурсия «Изучение влияния деятельности человека на природу»


10.09


Что такое горизонт. Ориентирование по Солнцу


16.09


Ориентирование по компасу и местным признакам


17.09


Экскурсия «Ориентирование на местности»


23.09


Явления природы


24.09


Свойства тел и веществ


«Вода, воздух, горные породы и почва» (16 ч)

30.09


Свойства воды в жидком состоянии


01.10


Вода-растворитель


14.10


Свойства льда, снега и пара


15.10


Родники


21.10


Водоёмы (река, озеро, море, пруд, водохранилище)


22.10


Облака, роса, туман, иней, изморозь


28.10


Круговорот воды в природе


29.10


Использование и охрана воды


04.11


Значение воздуха для жизни. Состав воздуха


05.11


Свойства воздуха


11.11


Ветер


12.11


Охрана воздуха


18.11


Горные породы


19.11


Полезные ископаемые (песок, глина, гранит, известняк)


2 семестр

25.11


Использование, добыча и охрана полезных ископаемых


26.11


Почва


«О царствах живой природы» (16 ч)

02.12


Четыре царства живой природы


03.12


Строение растений


09.12


Разнообразие растений


10.12


Дикорастущие и культурные растения


16.12


Жизнь растений


17.12


Размножение и развитие растений


23.12


Развитие растения из семени


24.12


Охрана растений


30.12


Строение животных


13.01


Разнообразие животных


14.01


Домашние и дикие животные


20.01


Как животные воспринимают мир


21.01


Передвижение и дыхание животных


27.01


Питание животных


28.01


Размножение и развитие животных Охрана животных


03.02


Грибы и бактерии


«Человек» (10 ч)

04.02


Человек — часть живой природы


10.02


Кожа — первая «одежда»


11.02


Скелет


17.02


Мышцы


18.02


Кровеносная система


3 семестр

03.03


Дыхание


04.03


Питание и выделение


10.03


Органы чувств


11.03


Нервная система


17.03


Эмоции и темперамент


«Человек в обществе» (18 ч)

18.03


Народы нашей страны


24.03


Традиции народов нашей страны


25.03


Путешествие по ленте времени


31.03


Города и сёла


01.04


Названия городов


07.04


Кремль — центр города


08.04


Улицы города


14.04


Герб — символ города


15.04


Памятные места городов


21.04


Экскурсия «Улицы и памятные места родного города»


22.04


Современный город


28.04


Москва — столица России


29.04


Что такое государство


05.05


Конституция — основной закон нашей страны


06.05


Права ребёнка


12.05


Символы государства. Государственный герб России. Государственный флаг России


13.05


Государственный гимн России


19.05


Государственные награды




Рабочая программа по окружающему миру 3 класс
  • Начальные классы
Описание:

Рабочая программа по окружающему миру 3 класс УМК "Планета Знаний"

Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:

 

          Федеральный компонент государственного стандарта общего образования: Приказ МО Российской Федерации № 1089 от 05.03.2004 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»

 

          Примерные программы начального общего образования: Письмо МОиН Российской Федерации № 03-1263 от 07.07.2005 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»      

 

          Программы общеобразовательных учреждений. Начальная  школа. 1 – 4 классы. УМК «Планета знаний» Издание 2-е, дораб. – М: АСТ: Астрель; Москва:  2011.)

 

          Федеральный государственный стандарт начального общего образования (приказ МОиН №363 от 06 октября 2009, зарегистрирован Минюст № 17785 от 22.12.2009);

 

          Авторской  программы «Окружающий мир». : Ивченкова Г.Г., Потапов И.В., Саплина Е.В., Саплин А.И. – М., АСТ, Астрель.2007г.

 

Автор Сафронова Светлана Михайловна
Дата добавления 07.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 401
Номер материала 39999
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓