Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Ключевская средняя общеобразовательная школа №1»
Ключевского района Алтайского края
«ПРИНЯТО»
Руководитель
ШМО учителей
начальных
классов
_______________И.П.
Моисеева
Протокол
№ ___ от «___» августа 2014 г.
|
«СОГЛАСОВАНО»
Замдиректора
по УВР
_______________
Н.В. Мандрыкина
«___»
августа 2014 г.
|
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор МБОУ «Ключевская СОШ
№1»
________________Н.Г. Жихарева
Приказ
№_____от «___» сентября 2014 г.
|
Рабочая программа
по
ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ
для учащихся 2 Б
класса
(68 часов
в год, 2 часа в неделю)
Уровень начального
общего образования
Срок реализации:
2014-2015 учебный год
Рабочая программа разработана на основе Программы
Окружающий мир: программа 1-4 классы/
Н. Ф. Виноградова. – М: Вентана – Граф, 2012. – 192 с.-
(Начальная школа XXI века)
Составитель: Сидоренко
И.К., учитель начальных классов
первой
квалификационной категории
Ключи 2014
Пояснительная записка.
Рабочая
программа учителя по курсу окружающий мир для учащихся 2-го класса рассчитана
на 68 часов (2 часа в неделю, 34 учебные недели) и разработана в соответствии:
- с требованиями
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования (далее Стандарта);
- с положениями
Основной образовательной программой начального общего образования МБОУ
«Ключевская СОШ № 3»» (далее
Образовательной
программой);
-
с Положением
о рабочей программе учебных предметов, курсов, модулей МБОУ «Ключевская средняя
общеобразовательная школа
№1» (ФГОС);
- с возможностями учебно-методического комплекта,
разработанного на основе авторской издательской программы Окружающий мир:
программа 1-4 классы/Н. Ф. Виноградова. – М: Вентана – Граф, 2012. – 192 с.-
(Начальная школа XXI века),
- с образовательными потребностями и
запросами обучающихся и их родителей.
В последние годы в среде практических работников появилось
осознание важности изучения предмета «Окружающий мир» не только для дальнейшего
успешного обучения, но и для интеллектуального и особенно для
духовно-нравственного развития младших школьников. Эта позиция зафиксирована и
в стандарте второго поколения, где цели изучения этого предмета определяют его
вклад в процесс воспитания школьника. Особое значение этой предметной области
состоит в формировании целостного взгляда на окружающую социальную и природную
среду, место человека в ней, в познании учащимся самого себя, своего Я.
Цель:
представить в обобщенном виде
культурный опыт человечества, систему его отношений с природой и обществом и на
этой основе формировать у младшего школьника понимание общечеловеческих
ценностей и конкретный социальный опыт, умения применять правила взаимодействия
во всех сферах окружающего мира. В данном контексте к общечеловеческим
ценностям относятся: экологически ценные правила взаимодействия со средой
обитания; нравственный портрет и духовное богатство человека современного
общества; исторический аспект «складывания» общерусской культуры, развитие
национальных традиций, взаимосвязь и взаимодействие культур народов России.
Задачи:
- осознание целостности окружающего мира, расширение знаний
о разных его сторонах и объектах;
- обнаружение и установление элементарных связей и
зависимостей в природе и обществе;
- овладение наиболее существенными методами изучения окружающего
мира (наблюдение, опыт, эксперимент, измерение)
- использование полученных знаний в продуктивной и
преобразующей деятельности;
- расширение кругозора и культурного опыта школьников,
формирование умения воспринимать мир и не только рационально, но и
образно.
Содержание учебного предмета.
Введение.
Что окружает человека. 1 ч
Что такое окружающий мир. Время: настоящее, прошлое,
будущее.
Кто ты такой. 14 ч
Сходство и различия разных людей.
Наследственность (без предъявления термина).
Органы чувств. Здоровье человека: как его сохранить. Режим
дня. Правильное питание. Физическая культура. Закаливание.
Кто живёт рядом с тобой. 6 ч.
Семья: семейное древо, взаимоотношения членов семьи, труд и
отдых в семье. Правила поведения.
Россия — твоя Родина. 13 ч.
Наша Родина — Россия. Символы государства. Конституция
России, права и обязанности граждан. Родной край — частица Родины.
Труд россиян. Города России. Жизнь разных народов в нашей стране.
Мы — жители Земли. 9 ч.
Солнечная «семья». Земля как планета жизни.
Природные сообщества. 23 ч.
Сообщества. Царства природы. Среда обитания. Лес, луг,
поле, сад и его обитатели. Водные жители.
Природа и человек. 2 ч.
Человек — часть природы. Правила
поведения в природе.
Экскурсии.
В лес, поле, на луг, водоем; в краеведческий
музей, места сельскохозяйственного труда. В исторический, художественный музеи,
на предприятие, в учреждение культуры и быта.
Практические работы.
Составление режима дня для будней и выходных.
Первая помощь при ожогах, порезах, ударах. Составление семейного дерева. Работа
с натуральными объектами, гербариями, муляжами.
Изменения,
внесенные в авторскую программу.
Программа соответствует авторской программе.
Формы, методы, технологии и средства обучения.
Представленная в программе
логика изложения содержания в рамках предмета «Окружающий мир» адекватно
отражается и в средствах обучения. Важнейшая особенность содержания предмета
рассматриваемого учебного курса – определенность, жизненность, реальность
всех воспринимаемых явлений, тогда как в других учебных предметах создаются
искусственные (учебные) ситуации, которые, «в чистом виде» в жизни не
встречаются. Это объясняет особую уникальность уроков познания земного мира:
обеспечение развития многих интеллектуальных умений, которые с успехом могут
использоваться при изучении других предметов. Причем эта особенность процесса
изучения мира распространяется на изучение природы и общества, предметного мира
и деятельности и творчества человека. Эта особенность предмета продиктовала
две технологические позиции, представленные в средствах обучения:
1)
Организацию целенаправленной
деятельности восприятия (наблюдение, опыты и пр.)
2)
Усиление внимания к поисковой и
исследовательской деятельности учащихся.
Исходя из этого, обучение
требует от учителя использования различных организационных форм, часть которых
проходит вне классной комнаты (на пришкольном участке, в парке и на водоеме, в
учреждении культуры и т.д.). Логика построения процесса изучения предмета
«Окружающий мир» на уроках в классе (обучение идет с использованием учебников и
рабочих тетрадей) направлена на создание (конструирование) учителем ситуаций
удивления, вопроса, предвидения, предположения, которые становятся основой для
появления у обучающегося мотива познавательной деятельности и успешного
учебного диалога.
Программа предусматривает
проведение уроков обобщения. Их цель: оживить знания школьника,
сиситематизировать их, создать стройную картину определенного исторического
периода развития нашего государства.
В методике обучения окружающему миру
используются такие методы: общедидактические (рассказ, беседа, работа с книгой,
экранные пособия) и специфические (наблюдение, практическая работа). При
использовании каждого метода познавательная деятельность учащихся может носить
как репродуктивный, так и творческий характер. В методике предмета окружающий
мир такие методы, как рассказ, беседа используются в репродуктивном, поисковом
или проблемном планах. Проводятся беседы, дидактические игры. Эта
деятельность дополняется раскрашиванием, рисованием, конструированием,
просмотром диапозитивов и видеофрагментов. Для успешного решения задач курса
важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий.
Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке,
музее и т. д.
Рассказ – это более живое, описательное
повествование, раскрывающее современное состояние проблем охраны окружающей
среды. Хороший рассказ учителя служит для учащихся моделью идеального ответа.
Беседа – учебная деятельность делится на
фрагменты, к которым ставятся вопросы, небольшие проблемы, ориентирующие
школьников на творческую познавательную деятельность.
Работа с книгой должна быть направлена на
решение конкретной задачи: найти ответ на вопрос, ознакомиться с описанием
явления и объяснить его, рассмотреть рисунок и найти в нем проявление
закономерности.
Технологии:
-проектная;
-проблемное
обучение;
-обучение
в сотрудничестве;
-личностно-ориентированные
технологии;
-игровые
технологии;
-ИКТ
технологии;
-здоровьесберегающие;
-дифференцированное
обучение;
-системно-деятельностный
подход.
Формы организации учебного процесса:
-индивидуальные;
-индивидуально-групповые;
-фронтальные.
Особенности контроля и оценки учебных достижений
Для
контроля и оценки знаний и умений по предметам этой образовательной области
используются:
Фронтальный опрос. Проводится как беседа-полилог,
в котором участвуют учащиеся всего класса. Основная цель таких бесед –
проверка осознанности усвоения учебной программы. Учитель подбирает такие
вопросы, которые проверяют не только знание фактического материала (повторить
статью учебника, перечислить, вспомнить и др.) но и умение сопоставить факты,
выбрать альтернативу, сравнить, проанализировать, найти причину явления и т.п.
Индивидуальный
опрос.
Рассказ-описание. Ученик дает последовательное, логическое описание объекта или явления
окружающего мира, раскрывающее их существенные свойства и признаки. При оценке
этого вида рассказа учитываются полнота раскрытия вопроса, выделение наиболее
существенных признаков объекта, логичность изложения, передача своего отношения
к описываемому предмету. Положительной оценки заслуживает желание ученика
отступить от текста учебника, не повторить его дословно, а высказать мысль
своими словами, привести собственные примеры из жизненного опыта. Особо
отмечается использование дополнительной литературы и иллюстративного материала,
самостоятельно выполненных рисунков и схем.
Рассказ – рассуждение. Проверяет умение
учащегося самостоятельно обобщить полученные знания, правильно установить
причинно-следственные, пространственные и временные связи, использовать
приобретенные знания в нестандартной ситуации с применением схем, таблиц,
диаграмм и прочее. Этот вид опроса важен для проверки уровня развития
школьника, сформированности логического мышления, воображения, связной
речи-рассуждения.
Письменная проверка знаний.
Используются
такие задания, которые не требуют полного, обстоятельного ответа письменного
ответа:
тестовые задания по нескольким
вариантам на поиск ошибки, выбор ответа, продолжение или исправления
высказывания и пр.;
индивидуальные карточки-задания (дети
заполняют таблицы, рисуют или дополняют схемы, диаграммы, выбирают правильную
дату и т.п.). Эти задания целесообразно строить как дифференцированные, что
позволит проверить и учесть в дальнейшей работе индивидуальный темп продвижения
детей;
графические работы, позволяющие
учителю проверить осмысленность имеющихся у школьника знаний, умение передать
мысль не словом, а образом, моделью, рисунком, схемой.
Работа с
приборами, лабораторным оборудованием, моделями,
сочетающая в себе элементы как устного, так и письменного опроса. Используется
в основном на уроках, формирующих естественно-научные представления детей.
Основная цель этих проверочных работ: определение уровня развития умений
школьников работать с оборудованием, планировать наблюдение или опыт, вести
самостоятельно практическую работу.
Форма итоговой аттестации учащихся – тестовые
задания;
Для оценки метапредметных результатов проводятся 2 раза в год комплексные контрольные работы.
Критерии оценивания
При
оценке учащихся начальных классов учитель ориентируется на следующие
нормативные документы, определяющие, регулирующие и регламентирующие его
оценочную деятельность:
-Методическое
письмо Минобразования России от 19.11.1998 № 1561/14-15 «Контроль и оценка
результатов обучения в начальной школе»
Классификация ошибок и недочетов,
влияющих на снижение оценки
Ошибки:
- неправильное определение понятия, замена существенной характеристики
понятия несущественной;
- нарушение последовательности в описании
объекта (явления) в тех случаях, когда она является существенной;
- неправильное раскрытие (в
рассказе-рассуждении) причины, закономерности, условия протекания того или
иного изученного явления;
- ошибки в сравнении объектов, их
классификации на группы по существенным признакам;
- незнание фактического материала, неумение привести
самостоятельные примеры, подтверждающие высказанное суждение;
- отсутствие умения выполнять рисунок, схему,
неправильное заполнение таблицы; неумение подтвердить свой ответ схемой,
рисунком, иллюстративным материалом;
- ошибки при постановке опыта, приводящие к
неправильному результату;
- неумение, ориентироваться на карте, плане,
затруднения в правильном показе изученных объектов (природоведческих и
исторических).
Недочеты:
-
преобладание при описании
объекта несущественных его признаков;
- неточности при выполнении рисунков, схем,
таблиц, не влияющих отрицательно на результат работы; отсутствие обозначений и
подписей;
- отдельные нарушения последовательности
операций при проведении опыта, не. приводящие к неправильному результату;
- неточности в определении назначения прибора,
его применение осуществляется после наводящих вопросов;
- неточности при нахождении объекта на карте.
Характеристика цифровой оценки
(отметки)
Отметка «5» – уровень выполнения требований
значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок как по текущему, так и
по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета; логичность и
полнота изложения.
Отметка «4» – уровень выполнения требований выше
удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и
логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего
отношения к предмету обсуждения. Наличие 2 – 3 ошибок или 4 – 6 недочетов по
текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному
материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование
нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении
материала.
Отметка «3»– достаточный минимальный уровень выполнения
требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4 – 6 ошибок или 10
недочетов по текущему учебному материалу; не более 3 – 5 ошибок ли не более 8
недочетов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики
изложения материала; неполнота раскрытия вопроса.
Отметка «2»– уровень выполнения требований ниже
удовлетворительного: наличие более 6 ошибок или 10 недочетов по текущему
материалу; более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу;
нарушение логики; неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие
аргументации либо ошибочность ее основных положений.
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
1.Программа
окружающий мир, 1-4 классы/Н. Ф. Виноградова.-М: Вентана – Граф, 2013 – 192 с.-
(Начальная школа XXI века)
2.Учебник
Виноградова, Н. Ф. Окружающий мир: 2 класс: в 2 ч. Ч. 1, 2. – 3-е изд., дораб.
– М.: Вентана-Граф, 2013.
3.Рабочие
тетради № 1, 2 для учащихся 2 класса общеобразовательных учреждений. – 2-е
изд., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2014г.
4.
Окружающий мир: 1-2 классы: методика обучения/Н.Ф. Виноградова. – М.
Вентана-Граф, 2012 г.
Материально-техническое обеспечение
образовательного процесса
Компьютер,
мультимедиапроектор, диски с обучающими программами.
Глобус.
Гербарии,
муляжи.
Планируемые результаты
Личностные.
Будут сформированы (не менее 55%)
-
формирование основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли
многонациональной России, воспитание чувства
гордости за национальные достижения;
-личностные
качества, позволяющие успешно осуществлять учебную деятельность и
взаимодействие с ее участниками;
-воспитание
уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к родному краю, своей
семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от возраста,
национальности, вероисповедания.
Получат возможность для формирования (не менее 10 %)
-понимание
роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в природе,
обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
-формирование
личностного смысла учения;
-готовность
и способность к саморазвитию и самообучению.
Метапредметные :
Регулятивные:
Будут сформированы (не менее 50%)
-овладение
способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска
и средств ее осуществления
-умения
оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей
-умения
выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий).
Получат возможность для формирования (не менее 10%)
-
умения планировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
-
умения вносить изменения в процесс с учётом возникших трудностей и ошибок;
намечать способы их устранения;
Познавательные:
Будут сформированы (не менее 60%)
- действия
замещения и моделирования ( использования готовых моделей для объяснения
явлений или выявления свойств объектов и создания моделей);
-навыки
логических действий сравнения, подведения под понятия, аналогии, классификации
объектов живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных
характерных свойств;
-умения приводить
примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений;
-навыки
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера
Получат возможность для формирования (не менее 10%)
-навыков овладению
начальными формами исследовательской деятельности, включая умения поиска и
работы с информацией;
-использование
полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;
-умений
устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между объектами, их
положение в пространстве и времени;
Коммуникативные:
Будут сформированы умения (не менее 60%)
-
слушать и вступать в диалог;
-участвовать
в коллективном обсуждении проблем;
-интегрироваться
в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со
сверстниками и взрослыми.
-задавать
вопросы.
Получат возможность для формирования (не менее 10%)
Развитие
навыков сотрудничества со сверстниками, умения не создавать конфликты и
находить выходы из спорных ситуаций
Умения
договориться о распределении функций и ролей в совместной деятельности
Предметные:
Будут сформированы (не менее 60%)
-
составлять небольшие тексты о семье: труде, отдыхе,
взаимоотношениях членов семьи.
-
называть основные права и обязанности граждан России,
права ребенка;
-
оценивать жизненную ситуацию с точки зрения этики и правил нравственности;
-
различать (соотносить) прошлое-настоящее-будущее; год-век (столетие);
соотносить событие с датой его происхождения;
-
кратко характеризовать Солнечную систему (солнечную
«семью»); называть отличия Земли от других планет Солнечной системы;
-
называть царства природы;
-
описывать признаки животного и растения как живого существа;
-
моделировать жизнь сообщества на примере цепи питания;
-
различать состояния воды как вещества, приводить примеры
различных состояний воды;
-
устанавливать основные признаки разных сообществ;
сравнивать сообщества;
-
описывать представителей растительного и животного мира
разных сообществ;
Получат возможность для формирования (не менее 10%)
-
«читать» информацию, представленную в виде схемы;
-
воспроизводить в небольшом рассказе-повествовании
(рассказе- описании) изученные сведения из истории Москвы;
-
ориентироваться в понятиях: «Солнечная система», «сообщество»,
«деревья», «кустарники», «травы», «лекарственные и ядовитые
растения», «плодовые и ягодные культуры».
-
проводить несложные опыты и наблюдения (в соответствии с
программой);
-
приводить примеры из Красной книги России (своей
местности).
Лист изменений и
дополнений к образовательной программе.
Дата
внесения изменения
|
Раздел
|
Краткое
содержание изменения или дополнения
|
Подпись
лица, внесшего изменения
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.