Главная / Начальные классы / Рабочая программа по окружающему миру, 2 класс, система Л. В. Занкова

Рабочая программа по окружающему миру, 2 класс, система Л. В. Занкова

13



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Заинская средняя общеобразовательная школа № 2»

Заинского муниципального района Республики Татарстан



«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»

Руководитель МО Зам. руководителя по УВР Руководитель МБОУ «ЗСОШ №2»

Хуснутдинова Г. С. ________ Прудыус И.В.___________ Биккинина Т.В. _____________ « 28 » августа 2012 г.

Протокол № 1 от « 28 » августа 2012 г. « 28 » августа 2012 г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

начального общего образования

по предмету


Окружающий мир

2 Б класс

на 2012-2013 учебный год

Учитель: Абдулова А. В.

Категория: высшая квалификационная




Рассмотрено на заседании

Педагогического совета

Протокол № 1

« 28 » августа 2011г.



2012



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» для второго года обучения (базовый уровень) разработана на основе Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования, 2009г.; примерной программы по учебным предметам начального общего образования; Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «ЗСОШ №2» на 2011-2015 г.г.; авторской программы Дмитриевой Н.Я., Казакова А.Н. «Окружающий мир», утвержденной Министерством образования и науки РФ; учебного плана МБОУ «ЗСОШ № 2» на 2012 – 2013 учебный год, созданного на основе БУП МО и Н РФ и РТ; федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования.

Изучение окружающего мира во 2 классе школы направлено на достижение следующих целей:

  • развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;

  • освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального;
    о человеке и его месте в природе и в обществе;

  • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру; экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств;

  • формирование потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.

Задачи, решаемые при реализации рабочей программы:

  • формировать широкую целостную картину мира с опорой на современные научные достижения;

  • на основе предметных знаний и умений подвести учеников к осознанию объективно существующих связей и зависимостей между природой, обществом и человеком, к осознанию разнообра­зия и многомерности окружающего мира, его противоречивости;

  • в ходе решения первых двух задач развивать логичность и самостоятельность мышления, развивать историческое мышление, формировать экологическую культуру;

  • формировать общеучебные умения: воспринимать проблему, выдвигать гипотезу, делать обобщения и выводы; ориентироваться в пространстве и времени; формировать умение работы с картами, таблицами, схемами, добывать информацию в соответствующей литературе, пользоваться справочниками, развивать устную и пись­менную речь; самостоятельно проводить опыты, наблюдения, прак­тические работы;

  • воздействовать на развитие эмоционально-волевых, нрав­ственных качеств личности; воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине, гордости за свой край, способствовать эстети­ческому воспитанию; на ознакомительном, уровне представить на­уки, помогающие познавать окружающий мир

  • По авторской программе Дмитриевой Н.Я., Казакова А.Н на изучение учебного предмета «Окружающий мир» отведено 68 часов. Рабочая программа разработана в полном соответствии с данной программой и учебно-методическим комплектом на 68 часов (2 часа в неделю).

Используются формы промежуточного контроля: проверочные работы

Используется учебно-методический комплект:

  • Н.Я.Дмитриева, А.Н.Казаков Окружающий мир: Учебник для 2 класса: В 2ч. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2011г;

  • Н.Я.Дмитриева Окружающий мир: Рабочая тетрадь для 2 класса. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2012г.

Учебно – тематическое планирование



Общий взгляд на Землю (6 часов)

Как изучают окружающий мир (12 часов)

Космос (6 часов)

Планета Земля (10 часов).

Взаимодействие сил природы (17 часов)

Живая природа (17 часов)

Содержание тем учебного курса


Материки и океаны Земли.

Россия – самое большое государство мира. Москва – столица. Россия – родина космонавтики.

Органы чувств человека. Правила гигиены. Что надо знать, что­бы сохранить органы чувств здоровыми. Правила организации учебного труда дома и в школе.

Источники информации об окружающем мире: наблюдение, измерение, опыт, книги, интернет. Исследовательская работа. Инструменты и приборы. Назначение и устройство термометра.

Тела и вещества, явления природы. Три состояния вещества в природе - твердое, жидкое, газообразное, их основные свойства.

Экология - наука о взаимосвязях между живыми организмами и окружающей средой.

Звезды. Солнце - звезда. Планеты. Луна - спутник Земли. Форма Земли. Вращение Земли вокруг оси и Солнца. Время: год, месяц, неделя, сутки.

Область жизни на Земле.

Ориентирование по отношению к собственному телу, Солнцу и местным признакам. Горизонт, стороны горизонта. Компас.

Представление о глобусе и географической карте. Основные формы земной поверхности (рельеф): равнина, горы, холмы, овра­ги. Формы земной поверхности, свойственные родному краю. Кра­сота и разнообразие ландшафтов России и родного края.

Влияние Солнца на сушу.

Тепловые пояса Земли и смена времен года.

Вода. Вода на Земле. Водоемы естественные: океан, море, озе­ро, река, болото. Водоемы искусственные - пруд, водохранилище, каналы. Три состояния воды. Вода в атмосфере. Снег, лед. Свойства воды. Вода - растворитель. Очистка воды от примесей фильтрованием. Вода - одно из условий жизни на Земле. Вода в быту.

Воздух. Представление о его составе. Свойства воздуха. Воздух как условие горения. Что такое ветер. Значение воздуха для рас­тений, животных и человека.

Взаимосвязи и взаимозависимости между компонентами нежи­вой природы. Явления природы. Круговорот воды в природе. Пред­ставление о стихийных бедствиях на Земле. Стихийные бедствия, возможные в местности, где находится школа. Изменение поверх­ности Земли под воздействием Солнца, воды, ветра и деятельнос­ти человека.

Охрана суши, воды и воздуха от загрязнения вредными веще­ствами.

Царства живой природы: растения, животные, грибы, бактерии. Признаки живых организмов: дыхание, питание, движение, рост, размножение. Представление о взаимосвязи живых организмов с неживой природой, о связях между разными представителями живой природы.

Многообразие растений и их роль в жизни человека. Водорос­ли, мхи, папоротники, хвойные и цветковые растения. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Овощи и фрукты. Части растений, которые мы едим. Плоды и корнепло­ды. Условия, необходимые для жизни растений.

Животные. Представление о группах животных: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие; разнообразие животных. Особенности питания и размножения. Дикие и домашние животные. Правила поведения с домашними животными.

Грибы - съедобные и ядовитые, их разнообразие.

Бактерии, и их роль в жизни живой природы и человека. Гигиена тела и жилища.

Сохранение редких растений, животных. Красная книга.

Красота и разнообразие природы России.

















































ЛИТЕРАТУРА И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ



  • Примерная программа по курсу «Окружающий мир» (1-4), авторы Н.Я.Дмитриева, А.Н.Казаков (Сборник программ для начальной школы. Система Л.В.Занкова. /Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2010г.);

  • Дмитриева, Н. Я. Окружающий мир: учебник для 2 класса / Н. Я. Дмитриева, А. Н. Казаков. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2011.

  • Дмитриева, Н. Я. Окружающий мир : рабочая тетрадь. 2 класс / Н. Я. Дмитриева, А. Н. Казаков. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2012.

  • Интернет ресурсы

























Требования к уровню подготовки обучающихся



Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

положительное отношение к школе и учебной деятельности;

представление о причинах успеха в учебе;

интерес к учебному материалу;

знание основных моральных норм поведения.

внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям по курсу «Окружающий мир», к школе;

проявление учебно_познавательного интереса к новому материалу;

понимание причин успеха в учебе, понимание предложений и оценок учителей, одноклассников, родителей;

этические чувства (стыда, вины, совести) на основе анализа поступков одноклассников;

представление о своей гражданской идентичности и этнической принадлежности.

Обучающийся получит возможность для формирования:

понимания чувств других людей;

представления о своей гражданской идентичности «Я – гражданин России»;

понимания своей этнической принадлежности;

чувства сопричастности и гордости за свою Родину и ее народ;

внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к занятиям по курсу «Окружающий мир», к школе;

интереса к познанию окружающего мира;

понимания нравственного содержания поступков окружающих людей;

интереса к предметно_исследовательской деятельности, предложенной в учебнике и учебных пособиях;

чувства сопричастности и гордости за свою Родину и ее народ;

ориентации в поведении на принятые моральные нормы;

понимания чувств других людей;

представления о красоте природы мира, России, родного края на основе знакомства с окружающим миром.


Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

понимать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;

выполнять учебные действия в устной речи и во внутреннем плане;

принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

учитывать выделенные учителем ориентиры действия в сотрудничестве с учителем;

выполнять учебные действия в операционной форме, проговаривая вслух или «про себя», удерживая последовательность и характеристику выполняемого действия в уме;

оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;

адекватно воспринимать оценку своей работы учителями;

принимать роль в учебном сотрудничестве;

выполнять учебные действия в устной, письменной речи и во внутреннем плане.


Обучающийся получит возможность научиться:

в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи;

выполнять учебные действия в письменной речи;

адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами;

принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

принимать роль в учебном сотрудничестве;

понимать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи;

принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

адекватно воспринимать оценку своей работы товарищами;

осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя;

на основе решения практических задач делать теоретические выводы о свойствах изучаемых природных объектов в сотрудничестве с учителем и одноклассниками.


Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

осуществлять поиск необходимой информации в учебнике, учебных пособиях;

пользоваться знаками, символами, моделями, схемами, приведенными в учебной литературе;

строить сообщения в устной форме;

осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

осуществлять синтез как составление целого из частей;

устанавливать аналогии;

устанавливать причинно_следственные связи в изучаемом круге явлений;

производить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;

пользоваться знаками, символами, таблицами, диаграммами, моделями, схемами, приведенными в учебной литературе;

строить сообщения в устной форме;

воспринимать смысл познавательного текста;

владеть рядом приемов решения задач: выполнять практические действия на основе инструкции, определять порядок действий в процессе выполнения простейших опытов или наблюдений;

анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков (в группе, в паре);

находить в тексте ответ на заданный вопрос;

осуществлять синтез как составление целого из частей;

производить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;

ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;

устанавливать причинно_следственные связи в изучаемом круге явлений;

осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;

устанавливать аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

Обучающийся получит возможность научиться:

осуществлять поиск нужного иллюстративного материала в дополнительных источниках литературы, рекомендуемых учителем;

ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебных задач;

воспринимать смысл познавательного текста;

проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом;

создавать простейшие схемы к тексту;

строить небольшие сообщения в устной и письменной форме;

осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек (знакомство с каталогами);

выделять информацию из сообщений разных видов (в том числе текстов) в соответствии с учебной задачей;

осуществлять запись указанной учителем информации об окружающем мире;

понимать информацию, представленную различными способами: в виде текста, таблицы, рисунка или простейшей схемы;

работать с двумя источниками информации: текст и иллюстрации, текст и текст, текст и таблица;

проводить сравнение, сериацию, классификацию изученного материала по самостоятельно выделенным основаниям при указании количества групп;

иметь представление о структуре построения рассуждения как связи простых суждений об объекте (явлении).




Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

принимать участие в работе парами, группами;

допускать существование различных точек зрения;

строить понятные для партнера высказывания;

использовать в общении правила вежливости;

выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками;

воспринимать другие мнение и позицию;

формулировать собственные мнение и позицию;

задавать вопросы, адекватные данной ситуации;

Обучающийся получит возможность научиться:

задавать вопросы, адекватные данной ситуации;

передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

строить монологическое высказывание;

ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

учитывать другие мнение и позицию;

уметь договариваться, приходить к общему решению (во фронтальной деятельности под руководством учителя);

адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач.

осуществлять взаимоконтроль.






















Нормы оценки знаний обучающихся по предмету


Оценка «5» ставится ученику, если он осознанно и логично излагает учебный материал, используя свои наблюдения в природе, устанавливает связи между объектами и явлениями природы (в пределах программы), правильно выполняет практические работы и дает полные ответы на все поставленные вопросы.

Оценка «4» ставится ученику, если его ответ в основном соответствует требованиям, установленным для оценки «5», но ученик допускает отдельные неточности в изложении фактического материала, в использовании отдельных практических работ. Все эти недочеты ученик легко исправляет сам при указании на них учителем.

Оценка «3» ставится ученику, если он усвоил основное содержание учебного материала, но допускает фактические ошибки, не умеет использовать результаты своих наблюдений в природе, затрудняется устанавливать предусмотренные программой связи между объектами и явлениями природы, в выполнении практических работ, но может исправить перечисленные недочеты с помощью учителя.

Оценка «2» ставится ученику, если он обнаруживает незнание большей части программного материала, не справляется с выполнением практических работ даже с помощью учителя.





















КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ПО ПРЕДМЕТУ ОКРУЖАЮЩИЙ МИР



Класс: 2 Б

Учитель: Абдулова А. В.

Количество часов:

Всего 68 часов; в неделю 2 часа

п/п


Тема

урока


Кол-во часов

Характеристика деятельности учащихся

Планируемые результаты освоения материала

Дата проведения

план

факт

Общий взгляд на Землю (5 часов )

1

Наша Родина –

Россия.

с. 3 - 7

1

Узнавать государственные символы

России (флаг, герб, гимн), знать название столицы.

Понимать чувства других людей

и сопереживать им. Принимать ценность семейной жизни.

Называть адреса своего проживания, свою этническую принадлежность, членов своей семьи и ближайших родственников. Характеризовать Россию как самое большое и многонациональное государство, обязанности каждого члена своей семьи. Оценивать взаимоотношения людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников, этнос) с позиции развития этических чувств, доброжелательности, толерантности, эмоционально-нравственной отзывчивости



2

Настоящее и прошлое Земли. с. 8 - 11

1

Различать старинные предметы быта и транспорта. Характеризовать предметы быта и технические изобретения с учетом их временной принадлежности (в далеком прошлом – в недавнем прошлом – в настоящем – в будущем). Знакомиться с назначением старинных предметов быта.

Устанавливать аналогии между современными и древними предметами быта человека, ныне живущими и вымершими животными



3

Россия – родина космонавтики.

с.12 - 14

1

Называть дату первого полета человека в космос (12 апреля 1961 года); фамилию и имя первого космонавта Земли; фамилию и имя первой женщины-космонавта (Валентина Терешкова); космонавта, впервые вышедшего в открытый космос (Евгений Леонов); космические аппараты, созданные человеком.

Узнавать и показывать на рисунках и фотографиях Ю.А. Гагарина и других российских космонавтов.

Определять качества характера, которыми должны обладать космонавты



4

Материки и океаны.

с. 14 - 20

1

Называть и находить на карте и глобусе материки (континенты) и океаны Земли.

Знакомиться с техническими средствами надводного и подводного плавания.

Сравнивать океаны и моря, материки, острова и полуострова.

Описывать качества характера, которыми должны обладать члены команды подводной лодки



5

Северный Ледовитый

океан.

С. 20–24

1

Характеризовать особенности

жизни людей на полярных станциях Северного Ледовитого океана, погодные условия Северного Ледовитого океана. Определять качества характера, требуемые полярникам для зимовки на льдине.

Знакомиться с профессиями людей, работающих на Cевере

Называть и находить на карте Северный Ледовитый океан и 2–3 его моря (на выбор).

Знать животных, обитающих на Северном полюсе (белый медведь, тюлени).

Сравнивать океаны и моря. Выделять их существенные признаки.

Показывать на карте территории России, омываемые Северным Ледовитым океаном.



Как изучают окружающий мир (9 часов)

6

Органы чувств: зрение

и слух.

С. 25–29

1

Прослушивание записей звуков природы и фрагментов музыкальных произведений разных композиторов.

Просмотр фотографий с видами природы, репродукций пейзажной и жанровой живописи. Анализ информации, полученной из разных источников

Узнавать и называть органы зрения и слуха. Соблюдать правила, позволяющие сохранить хорошее зрение и слух.

Характеризовать (на основе звукозаписей, видеоряда или картин) получаемую органами чувств информацию, чувства и образы, которые воспринимает человек при прослушивании музыкальных произведений и созерцании произведений изобразительного искусства



7

Органы чувств: обоняние,

вкус, осязание

С. 29–33

1

Определение с помощью органов чувств разных объектов окружающего мира и их свойств

Знать органы (глаза, уши, нос, язык, кожа) и соответствующие им чувства (зрение, слух, вкус, обоняние, осязание). Работать с иллюстрациями. Анализировать работу органов обоняния и вкуса человека. Понимать назначение органов чувств для познания окружающего мира. Характеризовать органы чувств в качестве защитников организма. Устанавливать аналогии между органами и соответствующими им чувствами или информацией, поступающей из окружающего мира (свет, звук, запах, вкус, размер, форма – шероховатость и температура поверхности предмета)



8

Наблюдения рассуждения,

выводы.

С. 33–39.

1

Демонстрационный опыт: исследование условий, необходимых для горения.

Определение основных этапов

исследовательской деятельности Работать над этапами проведения исследования: определять цели (для чего?); предполагать (какие действия окажут какие изменения?); проверять предположения (проведение опыта); делать выводы (соответствует ли цель результатам?)

Осваивать способы получения информации об окружающем мире (наблюдать и проводить опыт).

Знать номера телефонов экстренных служб помощи.

Понимать различия между источниками информации об окружающем мире.




9

Инструменты и приборы. Самостоятельная работа

С. 40–43

1

Практические работы:

Измерение температуры своего тела.

Измерение температуры воздуха; температуры воды; температуры снега (льда).

Изучение мелких предметов при помощи лупы, микроскопа

Знакомиться с основными измерительными приборами (термометр, весы, сантиметровая лента). Изучать правила измерения температуры тела человека.

Проводить несложные измерения, опыты с использованием простейших измерительных приборов. Соблюдать технику безопасности.

Узнавать и показывать на рисунках основные приборы и инструменты, которыми человек пользуется в быту и для изучения окружающего мира. Определять на шкале термометра различные значения температуры.

Характеризовать назначение использования приборов и инструментов; ртутного термометра как прибора повышенной опасности для жизни человека



10

Книги и другие источники

информации.

С. 43–47

1

Классификация различных

информационных источников (например, летописи, сказки, повести, статьи, изображения и т.д.) по признаку их достоверности/недостоверности.

Знакомство с методикой сбора

информации в процессе исследовательской деятельности (по А.И. Савенкову): самостоятельный сбор необходимой информации по заданной учителем теме. Посещение с экскурсией школьной библиотеки. Осуществление поиска необходимой книги с помощью алфавитного каталога

Различать виды информации (зрительная, звуковая, обонятельная, вкусовая, осязательная, или тактильная), источники информации (объекты живой и неживой природы).

Распознавать предметы, созданные человеком для хранения информации, – носители информации (книги, картины, световое табло, рекламный щит, расписание поездов, кассеты и диски и т.д.).

Определять и сравнивать достоверные факты и вымысел в различных информационных источниках.

Использовать в практической деятельности источники информации



11

Тела и вещества.

С. 47–49.

1

Различение природных объектов и изделий (искусственных предметов). Характеристика их отличительных свойств.

Определение веществ, из которых образованы природные или сделанные человеком предметы (тела). Определение образов природы в изделиях, созданных руками человека

Различать твердые, жидкие и газообразные (1–2 примера) вещества.

Классифицировать природные тела по величине, форме, окраске, веществам, из которых они образованы



12

Свойства газообразных

веществ. Практическая работа

С. 49–52

1

Групповое обсуждение отрывка из повести Н. Носова «Приключение Незнайки и его друзей» о путешествии на воздушном шаре.

Формулирование вопросов, требующих развернутого ответа, по содержанию текста.

Анализ принципов передвижения по воздуху: с использованием разных газов.

Знакомство с правилами сохранения тепла (теплого воздуха) в доме зимой (расположение отопительных приборов относительно форточек и т.д.)

Называть газообразные вещества.

Определять на рисунках расположение частиц в газообразном веществе. Анализировать поведение частиц вещества при его нагревании.

Устанавливать связь между нагреванием (охлаждением) и свойством вещества увеличиваться (уменьшаться) в объеме



13

Свойства

жидких

и твердых

веществ. Тест.

С. 49–52

1

Проведение демонстрационных опытов. Исследование изменений свойств твердых, жидких и газообразных веществ при нагревании.

Фиксирование данных в виде таблицы («Сравнение свойств твердых, жидких и газообразных веществ»)

Называть и приводить примеры твердых и жидких веществ.

Определять на рисунках расположение частиц в твердом и жидком веществе. Анализировать поведение частиц вещества при его нагревании.

Устанавливать связь между нагреванием (охлаждением) и свойством вещества увеличиваться (уменьшаться) в объеме



14

Наука

экология.

С. 52–54

1

Обсуждение темы «Как следует беречь природу родного края» на основе впечатлений, полученных от экскурсии в краеведческий музей (ознакомление с природой родного края)

Устанавливать связи между живой и неживой природой, между природой и человеком.

Использовать полученные знания

для объяснения бережного отношения человека к природе.

Знакомиться с правилами природоохранного и безопасного поведения в природе



Космос и Земля (14 часов)

15

Звезда – Солнце.

С. 55–60

1

Проведение домашних наблюдений за высотой Солнца над горизонтом; за изменением длины тени от предметов в течение светового дня. Анализ домашних наблюдений в классе.

Обсуждение и определение значения солнечной энергии для жизни человека, растений и животных. Установление принципа работы солнечных часов (в группе)

Различать время суток; сезоны года.

Определять расположение Земли в Солнечной системе (орбита Земли).

Характеризовать Солнце как звезду (космическое тело), как источник тепла и света для Земли.

Понимать, что энергия является источником движения.

Проводить несложные наблюдения в природе.



16

Планеты Солнечной

системы.

С. 60–61. №25

1

Работа в группе над созданием учебной презентации «Планеты Солнечной системы» (на основе подготовленных сообщений и подобранных иллюстраций).

Просмотр фрагментов из мультфильма «Тайна третьей планеты». Формулирование научных вопросов создателям мультфильма

Характеризовать планету Земля и другие планеты Солнечной системы.

Представлять строение Солнечной системы, планеты, входящие в нее.

Объяснять «свечение» планет на ночном небе свойством отражения солнечного света от их поверхности



17

Звезды и созвездия.

С. 62–64.

26, 27

1

Нахождение на карте звездного неба изученных космических тел.

Различение звезд и созвездий.

Знакомство с работой оптического телескопа

Различать звезды и созвездия. Характеризовать звезды как огромные раскаленные газовые шары, находящиеся на очень далеком расстоянии от Земли.

Находить на карте звездного неба созвездия Большой и Малой Медведицы, Полярную звезду, являющуюся ориентиром для путешественников



18

Луна – спутник Земли.

С. 64–67

1

Обсуждение в группе результатов наблюдений за фазами Луны. Характеристика фаз Луны (новолуние, первая четверть, полнолуние, последняя четверть). Сравнение и различение объектов неживой природы, находящихся в космосе. Участие в коллективной выставке «Как появились искусственные спутники Земли»

Различать (на рисунках и ночном небе) естественный и искусственные спутники Земли. Приводить примеры искусственных спутников Земли. Различать фазы Луны.

Характеризовать Луну как естественный спутник Земли. Сравнивать по величине Солнце, Землю и Луну. Объяснять «свечение» Луны способностью отражать ее поверхностью свет Солнца. Знать временные отрезки месяца, недели



19

Наблюдение за космическими

телами

с. 67 - 68


1

Сравнение и различение космических тел. Характеристика отличия звезд и планет. Создание модели Солнечной системы (групповая деятельность).

Проведение групповых наблюдений во время экскурсии в планетарий

Называть космические тела. Характеризовать понятия «год», «сутки», «месяц» временем обращения Земли вокруг Солнца, Земли вокруг своей оси, Луны вокруг Земли.

Различать объекты неживой природы, находящиеся в космосе. Характеризовать приборы для изучения космических объектов (телескоп).

Иметь представление о планетарии, обсерватории



20

Наука о Земле.

С. 69–70

1

Нахождение на физической карте и глобусе материков и океанов, географических объектов с указанием их названий.

Характеристика условных знаков, составляющих легенду карты.

Участие в коллективной выставке «Первооткрыватели неизвестных земель» (рисунки, короткие сообщения о выдающихся путешественниках)

Находить на карте и глобусе моря, океаны, материки и т.д.).

Описывать легенду карты. Характеризовать географию как науку, изучающую Землю



21

Горизонт.

С. 71–74.

31

1

Слушание и извлечение главной мысли из текста и обсуждение полученных сведений (отрывок из сказки Л.И. Лагина

«Старик Хоттабыч»).

Коллективное обсуждение фотовыставки «Природа с высоты птичьего полета». Объяснение причины расширения линии горизонта при подъеме

Находить и указывать (на учебных рисунках, на открытой местности) горизонт и линию горизонта.

Сопоставлять научный факт и зрительное восприятие людьми.

Объяснять расширение линии горизонта при подъеме



22

Строение Земли.

С. 74–77

1

Различение внутренних частей Земли.

Обсуждение смысла понятий

«Земля» и «земля». Создание макета внутреннего строения Земли. Знакомство с оболочками Земли.

Извлечение из учебника необходимой информации о живых организмах, обитающих в разных оболочках Земли. Определение отношения учебы, работы родителей и других видов деятельности человека к окружающему миру

Ознакомиться со строением Земли.

Различать внутренние части (слои) Земли (ядро, мантия, земная кора); оболочки Земли (литосфера, гидросфера, атмосфера, живая оболочка – биосфера).

Приводить примеры объектов живой и неживой природы в разных оболочках Земли



23

Стороны горизонта.

С. 77–80

1

Ориентирование на местности

по отношению к собственному

телу; по Солнцу и Полярной звезде.

Обозначение (на схемах и картах) при помощи общепринятых знаков основных и промежуточных направлений сторон горизонта.

Обсуждение плана рассказа

«Стороны горизонта».

Определение расположения

различных объектов относительно сторон горизонта.

Ориентироваться на местности относительно своего тела (вперед, назад, вправо, влево).

Определять основные стороны горизонта: юг, север, запад, восток по Солнцу и Полярной звезде.

Различать и показывать на картах основные и промежуточные направления сторон горизонта.

Знакомиться с астрономическими ориентирами сторон горизонта. Определять по схемам и картам перемещение учебного объекта по отношению к выбранным ориентирам



24

Ориентирование

по компасу.

Практическая работа

С. 80–82

1

Ориентирование на местности

с помощью устных команд и компаса. Изготовление примитивного компаса.

Соблюдение правил пользования компасом Ориентироваться на местности с помощью команд (вперед, назад, вправо, влево) или называния сторон горизонта

Различать основные стороны горизонта (промежуточные направления).

Определять направление с помощью устных команд.

Знакомиться с правилами пользования компасом.

Определять основные стороны горизонта по компасу.



25

Определение сторон

горизонта по народным приметам.

С. 82–83

1

Ориентирование на местности по народным приметам. Моделирование ситуаций по ориентированию в лесу .Анализ главного правила похода в лес – присутствие взрослого человека.

Иметь представление об основных народных приметах определения сторон горизонта в лесу и на открытом пространстве.

Ориентироваться на местности по народным приметам. Проверять достоверность разных

информационных источников



26

Глобус и географическая карта.

С. 84–86.

36

1

Работа с глобусом и картой.

Нахождение на глобусе поясов Земли, полушарий, полюсов, экватора.

Сравнивать и различать глобус и карту. Иметь представление о тепловых поясах Земли.

Находить на глобусе и картах Северное и Южное, Западное и Восточное полушария; Северный и Южный полюса Земли; экватор, линии Северного и Южного полярных кругов, тропиков.



27

Рельеф Земли.

С. 87–89

1

Определение характера рельефа местности (равнины, горы, холмы, овраги) на карте с помощью цвета и условных обозначений. Сравнение и различение на карте высоты гор и глубины участков Мирового океана. Участие в создании макета рельефа участка Земли

Различать главные формы рельефа. Определять на физической карте наиболее высокие горы и наиболее глубокие участки Мирового океана.

Давать устную характеристику рельефа местности своего проживания. Описывать детали рельефа Земли на определенном участке физической карты (работа со шкалами глубин и высот).

Подводить анализируемые объекты под понятие «рельеф»



28

Ландшафт Земли.

С. 90–91

1

Выявление отличий между понятиями «ландшафт» и «рельеф».

Сочинение «Красота природы

родного края».

Сравнение фотографий, на которых человек нарушает природный ландшафт местности (свалки, котлованы, вырубание лесов), с фотографиями создания красивых мест (ландшафтный дизайн)


Сравнивать и различать ландшафты разных участков земной поверхности. Понимать и формулировать понятия «рельеф» и «ландшафт». Приводить примеры рельефа и ландшафта. Подводить объекты природы под понятия.

Описывать рельеф и ландшафт своей местности; местности, изображенной на рисунке или фотографии



Взаимодействие сил природы (22 часа)

29

Тепловые пояса

Земли.

С. 92–94

1

Работа с контурной картой: различение тепловых поясов Земли с помощью раскрашивания соответствующим цветом, подписывание названия линий, отделяющих друг от друга зоны тепловых поясов. Установление связи между углом падения солнечных лучей и нагреванием поверхности Земли. Определение зависимости живой природы от нахождения в различных тепловых поясах

Знакомиться с тепловыми поясами Земли. Определять линии, ограничивающие тепловые пояса Земли. Показывать на глобусе и картах тепловые пояса Земли. Характеризовать Солнце как источник тепла на Земле. Устанавливать и объяснять причины изменения природы в зависимости от тепловых поясов



30

Смена времен года.

С. 94–98.

47

1

Моделирование движения Земли вокруг Солнца с помощью теллурия или глобуса и лампы.

Коллективное составление альбома «А в это время на другом краю Земли…»: поиск иллюстраций, характеризующих особенность природы в разных тепловых поясах в

данное время

Различать времена года, месяцы.

Определять причины смены времен года на Земле (вращение Земли вокруг Солнца; наклонная ось Земли). Характеризовать признаки различных сезонов года в своей местности. Моделировать обращение Земли вокруг Солнца.

Сравнивать и определять времена года в разных поясах Земли. Знакомиться с датами зимнего и летнего солнцестояния; датами весеннего и осеннего равноденствия. Объяснять продолжительность дня и ночи в эти дни в Северном и Южном полушариях. Иметь представление о полярном дне и полярной ночи



31

Солнце – властелин

времен года.

С. 94–98.

49

1

Оформление выставки «Времени неслышные шаги» (фотографии, собственные рисунки, часы, календари и др. предметы). Участие в инсценировках, иллюстрирующих, как человек учился измерять время и его ценить (использование пословиц, поговорок, изречений о времени)

Называть времена года, месяцы; приборы, измеряющие время; причины смены времен года. Описывать особенности каждого времени года.

Характеризовать Солнце как источник сезонных изменений в природе, как астрономический счетчик времени на Земле.

Объяснять значение календаря и уметь им пользоваться



32

Особенности Земли

как планеты

с. 98 – 99

48

1

Описание особенностей Земли

как космического тела.

Составление рассказа о необходимых условиях для возникновения различных живых организмов на Земле

Называть условия жизни на планете Земля: наличие воды, воздуха, света, тепла и живой природы; место планеты Земля в Солнечной системе. Определять стороны горизонта по Солнцу и Полярной звезде. Ориентироваться в понятиях «год», «месяц», «сутки», «времена года». Объяснять причины смены дня и ночи, времен (сезонов) года. Сравнивать, опираясь на свой жизненный опыт, различные материалы по их способности нагреваться (камень, вода, трава)



33

Энергия (тепло) Солнца.

С. 99–101

1

Изучение влияния различных

температур на разрушение камня. Объяснение причин этого разрушения. Формулирование общего вывода. Изучение энергии солнечных лучей, собранной с помощью увеличительного стекла.

Обсуждение значения изобретения устройств, в которых используется энергия солнечного света.

Сравнение различных способов получения человеком энергии по их безопасности для природы

Характеризовать Солнце как звезду, основной источник энергии на Земле.

Сравнивать различные материалы по их способности нагреваться и охлаждаться (камень, вода). Делать на основе наблюдений выводы. Определять причины разрушения гор. Объяснять, почему Солнце неравномерно прогревает различные участки поверхности Земли; как рельеф Земли меняется под воздействием Солнца, воды и ветра; как человек может использовать солнечную энергию



34

Внутренняя сила Земли.

С. 102–104

1

Повторение понятий и обобщение изученного материала (работа со словарем учебника). Составление загадок на основе ранее изученных тем. Отгадывание загадок одноклассников. Оценка загадок и выделение наиболее удачных из них.

Осуществление поиска сюжетов народных сказок, в которых сказочные герои управляют внутренними силами Земли и другими природными явлениями.

Моделирование ситуации: о чем могли думать и мечтать люди в далекие времена

Различать и характеризовать стихийные бедствия: землетрясение, извержение вулканов, цунами. Объяснять причины возникновения землетрясений и вулканических извержений. Осваивать правила поведения во время землетрясений и цунами. Обобщать изученный материал. Подводить явления природы под понятия.

Классифицировать стихийные бедствия на основе заданных учителем или отобранных самостоятельно критериев. Осуществлять поиск и извлекать необходимую информацию из дополнительных источников



35

Значение и свойства

воды.

Практическая работа «Свойства воды»

С. 3–7 (2_й части

учебника). № 51

1

Определение свойств воды как

жидкости. Объяснение результатов опытов. Формулирование общих выводов.

Фиксирование результатов

наблюдений в таблице (рабочая тетрадь, № 51).

Измерение температуры воды.

Формирование измерительных навыков работы со спиртовым термометром.

Чтение показателей температуры со шкалы деления термометра

Сравнивать и различать источники воды на Земле; природные и искусственные водоемы. Характеризовать основные свойства воды (без цвета, вкуса и запаха, текучесть ,прозрачность, не имеет формы, способность удерживать большое количество тепла: медленно нагреваться и медленно отдавать тепло). Проводить простейшие опыты по определению свойств воды. Соблюдать правила техники безопасности.

Определять количественное соотношение воды и суши на Земле



36

Три состояния

воды.

С. 7–10.

51

1

Проведение опытов по изучению перехода воды из одного состояния в другое.

Изучение явлений испарения

воды; перехода водяного пара

в жидкость; замерзания воды.

Анализ результатов опытов.

Формулирование общих выводов. Фиксация результатов наблюдений в таблице (рабочая тетрадь, № 51, 3_й столбец).

Изучение испарения воды при комнатной температуре: анализ результатов опыта, формулирование общего вывода (рекомендуется самостоятельная работа дома)

Определять три состояния воды.

Различать и сравнивать их особенности. Понимать последовательность и причины перехода воды из одного состояния в другое: воды в пар (испарение), воды в лед (замерзание), льда в воду (плавление, таяние), пара в воду (конденсация). Анализировать природные явления, при которых происходит переход одного

состояния воды в другое. Сравнивать температуры замерзания и закипания воды.

Характеризовать последовательность перехода одного состояния воды в другое и воздействие на данные процессы температуры



37

Снег и лед.

Практическая работа «Состояние воды»

С. 10–15.

б) № 51

1

Изучение свойств льда (воды в твердом состоянии). Фиксация результатов опыта в таблице (рабочая тетрадь, № 51).

Определение веществ, попадающих в снег из воздуха. Объяснение результатов эксперимента.

Формулирование общих выводов. Сравнение различных форм снежинок и соотнесение с температурой воздуха, при которой они образовываются

Проводить простейшие опыты по определению различных свойств воды. Приводить примеры твердого состояния воды в природе (снег, лед). Соотносить природные явления и виды осадков. Обсуждать зимние виды спорта. Наблюдать в природе и на иллюстрациях формы снежинок. Составлять рассказы о народных традициях, связанных с зимой и зимними праздниками. Объяснять опасность плавающих айсбергов для моряков; причины скрипа снега под ногами



38

Жизнь животных

и растений зимой.

С. 12–18

1

Наблюдение во время экскурсии за состоянием природы зимой.

Фиксация информации, полученной в ходе наблюдений в вербальной (составление рассказа, ведение таблицы) и графической форме (составление схемы, рисунков).

Обсуждение мероприятий по оказанию помощи птицам и зверям в морозные зимние дни. Изготовление кормушек

Определять температуру замерзания воды и таяния снега. Характеризовать способности льда и снега удерживать под своей толщей тепло. Описывать на основе предложенного плана особенности состояния природы в зимнее время года. Обсуждать условия зимовки различных животных. Знакомиться со способами защиты от мороза различных животных. Выявлять причины необходимости лунки во льду для жизни водных обитателей зимой



39

Вода – растворитель.

С. 18–20.

58, 59

1

Растворение веществ в воде:

объяснение результатов опыта, формулирование общего вывода, фиксация результатов наблюдений в таблице. Фильтрование не растворимых в воде веществ: объяснение результатов опыта, формулирование общего вывода, фиксация результатов наблюдений.

Устное описание процесса растворения и фильтрования

Проводить несложные опыты по растворению веществ в воде и фильтрованию воды.

Формулировать на основе наблюдений выводы.

Фиксировать результаты опытов.

Различать и сравнивать растворимые и нерастворимые в воде вещества. Приводить примеры использования процесса фильтрования в хозяйственной деятельности человека. Характеризовать воду как природный растворитель, почву как природный фильтр, очищающий воду от загрязнений



40

Подземные воды Земли.

С. 21–23

1

Исследование свойств минеральной воды: извлечение необходимой информации о лечебных свойствах минеральной воды из дополнительных источников (справочники, энциклопедии, Интернет, этикетки). Составление рекомендаций для использования минеральной воды в различных целях. Поиск и фиксирование на карте России мест выхода на поверхность горячих источников

Различать природные источники подземной воды (родник, минеральный источник). Осознавать правила охраны и безопасного поведения у родников, колодцев и источников.

Объяснять причины существования на Земле горячих (гейзер) и минеральных источников. Определять на карте их местонахождение.

Устанавливать связи между живой и неживой природой. Обсуждать значение подземных источников для живых организмов.

Знакомиться с полезными свойствами минеральной воды. Анализировать деятельность человека, приводящую к загрязнению подводных вод



41

Источники воды

в нашей местности


1

Сообщения о местных подземных источниках. Поиск и обозначение на карте района (области, республики

или края) места нахождения подземных вод.

Подготовка презентации «Животные, обитающие в водоемах нашей (нашего)…» (в группе)

Называть природные источники воды в своей местности.

Знать наиболее известные и крупные водоемы.

Знакомиться с охраняемыми и целебными источниками.

Различать два или несколько водоемов между собой по разным признакам.

Распознавать виды местных животных, обитающих в водоемах.

Описывать внешний вид животных и растений водоема.

Объяснять на основе изученного материала необходимость охранять местные водоемы и их обитателей.

Обсуждать использование воды человеком в хозяйственной деятельности



42

Атмосфера Земли:

Состав и значение

воздуха.

С. 24–26

1

Просмотр учебного фильма

«Атмосфера Земли» или компьютерной презентации, подготовленной учителем.

Формулирование сложных вопросов, требующих развернутого ответа по материалам видеоряда.

Пространственное изображение неба на рисунках. Графическое представление данных о составе воздуха на примере круговой диаграммы.

Знакомство с другими видами

диаграмм (столбчатые, трехмерные)

Иметь представление об основных газах, входящих в состав воздуха (азот, кислород, углекислый газ).

Анализировать диаграмму состава воздуха.

Выявлять значение кислорода в живой и неживой природе (дыхание организмов, горение веществ); для живых организмов Земли (сохранение тепла, предохранение от вредных космических лучей). Объяснять причины подъема воздушного шара. Определять понятие «атмосфера»



43

Свойства воздуха.

С. 26–30.

б) № 64

1

Извлечение необходимой информации из текста учебника.

Определение свойств воздуха

(сжимаемость и упругость):

объяснение результатов опыта, формулирование общих выводов, фиксация результатов наблюдений в таблице. Измерение температуры воздуха. Формирование измерительных навыков при работе со спиртовым термометром. Чтение показателей температуры со шкалы деления термометра

Определять свойства воздуха (прозрачен, не имеет запаха, не имеет постоянной формы, сжимается, проводит звук, переносит запахи).

Измерять температуру воздуха.

Определять, в каких предметах человек использует сжатый воздух.

Характеризовать устройство для сжатия воздуха (насос).

Объяснять, каким образом мы можем узнать, что вокруг нас находится воздух; почему перья и

шерсть защищают животных от мороза; почему появляются туман, радуга или мираж



44

Движение воздуха.

С. 30–33

1

Определение направления ветра с помощью флюгера. Самостоятельное изготовление простейшего флюгера.

Обсуждение возникновения

и направления ночного и дневного ветра на побережье. Объяснение значения ветра в жизни растений и животных. Описание ветродвигателей, мельниц и других устройств

Определять основные стороны горизонта. Определять с помощью флюгера направление ветра. Характеризовать причины возникновения ветра. Знать устройства, работающие за счет силы (энергии) ветра.

Анализировать значение ветра для живой природы, использование энергии ветра человеком



45

Грозные ветры.

С. 33–35

1

Моделирование ситуации выживания человека во время различных стихийных бедствий.

Выявление факторов опасности для жизни и здоровья. Освоение основных правил выживания в экстремальных условиях

Подводить природные явления подпонятие «стихийные бедствия».

Различать разновидности разрушительных ветров.

Осваивать правила поведения человека во время стихийных бедствий.

Характеризовать проявления урагана и смерча. Обсуждать значение ветра в природе



46

Сила воды, ветра

и Солнца на Земле

1

Составление правил экономного использования воды и электроэнергии в доме. Участие в инсценировке возможного диалога, который могли бы вести вода, ветер и Солнце, если бы могли с помощью слов доказывать свое огромное значение в природе. Поиск (с помощью библиотек,

Интернета и др. ) сказок, в которых вода, ветер и Солнце становились полноценными персонажами

Характеризовать значение воды,

ветра и Солнца в природе и для человека.

Знакомиться с природными источниками энергии, которые может использовать человек (энергия воды, ветра и Солнца); установками, преобразующими энергию воды (гидроэлектростанция), ветра (ветродвигатели), Солнца (солнечная батарея) в электричество.

Объяснять основные правила безопасного использования электроприборов



47

Круговорот воды в природе.

С. 35–38

1

Самостоятельное составление

схемы круговорота воды в природе.

Обсуждение проблемы: есть ли круговорот воды в аквариуме; благодаря чему в нем существует жизнь. Моделирование ситуации: что бы было на Земле без круговорота воды

Устанавливать причины испарения воды в водоемах и возникновения осадков (дождя и снега). Составлять простейшую схему круговорота воды и характеризовать в устной форме. Применять эту схему к объектам природы своей местности.

Определять значение круговорота

воды для живой и неживой природы Земли



48

Загрязнение вод

человеком.

С. 38–39

1

Анализ в ходе экскурсии экологического состояния своей местности: выявлять источники загрязнения водоемов.

Моделирование ситуации, касающейся попадания промышленных и бытовых отходов в водоемы

Иметь представление о веществах, загрязняющих водоемы планеты: удобрения, продукты бытовой химии, бензин, ядовитые металлы (например, ртуть).

Составлять простейшую схему круговорота воды в природе при условии попадания в воду опасных веществ.

Уметь приспосабливать эту схему к условиям своей местности.

Объяснять способы и причины попадания ядовитых веществ в водоемы



49

Вода, ветер и рельеф


С. 39–40

1

Извлечение из учебника необходимой информации об особенностях разрушения рельефа. Анализ процессов разрушения рельефа. Обсуждение правил поведения при стихийных бедствиях. Моделирование ситуации: что бы было, если… (на Земле исчезли ветер, вода, атмосфера)

Определять причины разрушения

рельефа местности. Приводить примеры изменения рельефа местности в течение времени. Характеризовать различные природные явления Земли; известные стихийные бедствия. Знать телефоны экстренной помощи в чрезвычайных ситуациях. Классифицировать различные природные явления



50

Человек и неживая

природа.

С. 40–41

1

Классификация различных природных явлений по предложенным или самостоятельно выявленным основаниям.

Подготовка вопросов по материалам темы для команд-соперниц к игре «Что? Где? Когда?» (работа в группах).

Составление кроссворда «Земля – наш общий дом»

Классифицировать природные явления, протекающие на Земле, на основании заданных или самостоятельно выявленных критериев.

Характеризовать использование человеком различных природных объектов. Устанавливать связи между живой и неживой природой, между природой и человеком.

Объяснять зависимость безопасности жизни и благополучия человека от разумного использования им природных ресурсов.

Знать правила безопасного поведения в природе



Живая природа (18 часов)

51

Жизнь – уникальная

особенность Земли.

С. 42–44

1

Обсуждение условий, необходимых живым организмам для жизни. Определение связи множества разнообразных организмов между собой, соотношения живых организмов на Земле. Характеристика биологии как науки, изучающей живую природу (работа со схемой «Царства живой природы»). Определение роли растений в природе (очистители воздуха и пища для животных и человека)

Различать основные группы живой природы (царства растений, животных, грибов, бактерий).

Определять особенности нашей планеты, способствовавшие возникновению на ней жизни.

Устанавливать аналогии между живой и неживой природой, между растениями и животными.

Подводить объекты природы под понятие «растение»



52

Водоросли, мхи, папоротники – древние

Группы растений.

Лишайники.

С. 45–52

1

Изучение особенностей внешнего строения водорослей, мхов, папоротников (на основе гербарных образцов, рисунков).

Сравнение и различение групп растений – деревья, кустарники, травянистые растения.

Графическое изображение частей травянистого растения, дерева, кустарника (с подписью названий частей)

Классифицировать на основе выделенных критериев основные группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые). Описывать разные формы растений.

Сравнивать их признаки.

Анализировать типичные группы растений и лишайники. Извлекать необходимую информацию из дополнительных источников



53

Хвойные и цветковые

растения.

С. 52–57

1

Изучение в группе особенностей внешнего строения хвойных и цветковых (на основе гербарных образцов, коллекций шишек, семян и плодов, рисунков).

Изображение частей цветкового растения (листья, плоды, поперечный срез ствола древесных растений)

Классифицировать основные группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые) по заданным учителем или самостоятельно выбранным критериям.

Сравнивать, характеризовать и приводить примеры хвойных и цветковых растений, выделять их отличия (на примере своей местности). Узнавать растения, описывать их внешний вид с использованием гербарного материала



54

Дикорастущие и

культурные растения.

С. 57–60

1

Изучение и описание внешнего строения зерновых, масленичных, овощных, плодово- ягодных растений. Характеристика природных условий, влияющих на растения, изменяющих их внешний вид. Загадывание и отгадывание загадок о фруктах на основе

выделения существенных признаков

Различать культурные и дикорастущие растения. Приводить примеры культурных и дикорастущих растений (в природе родного края).

Характеризовать растения, выращиваемые в саду, поле, огороде (в местных условиях).

Выделять существенные признаки культурных и дикорастущих растений одного и того же вида.

Классифицировать растения по самостоятельно выделенным основаниям



55

Условия для прорастания

и роста растений.

С. 60–62.

76, 77, 78

1

Наблюдение за развитием растений в различных условиях.

Обсуждение в классе условий

проведения эксперимента

Определять условия, необходимые для прорастания семян (вода, тепло, воздух) и роста растений (вода, тепло, воздух, свет). Проводить простейшие опыты и наблюдения. Фиксировать результаты в таблице.

Объяснять правила ухода за растениями. Осваивать основные действия по уходу за растениями (полив, прополка, рыхление, уничтожение вредных насекомых)



56

Что мы едим.

С. 62–66

1

Изучение внешнего строения плодов и корнеплодов. Различение овощей и фруктов на рисунках. Классификация растений по самостоятельно выделенным критериям.

Извлечение необходимой информации из текста учебника

Характеризовать фрукты и овощи, произрастающие на местной территории, приводить примеры.

Распознавать съедобные части культурных растений.

Подводить растения со съедобными корнями под понятие «корнеплод».

Сравнивать по величине плоды дикорастущих и культурных растений (яблоня, клубника). Объяснять причины их изменений.

Различать понятия «плод», «корнеплод», «фрукт», «овощ»



57

Растения – путешественники.

С. 67–69

1

Наблюдение и уход за комнатными растениями. Коллективное составление выставки «Растения–путешественники»: определение названий комнатных растений, произрастающих в классе и коридорах школы, по школьному определителю растений и с помощью учителя; изготовление бирок с названиями растений и мест, откуда они родом

Характеризовать культурные и комнатные растения свое местности. Приводить 3–4 примера названий комнатных растений. Осваивать правила ухода за комнатными растениями.

Определять связи условий выращивания комнатных растений с природными условиями их родины. Использовать полученные знания в уходе за комнатными растениями.

Приводить примеры 1–2 местных растений, занесенных в Красную книгу. Различать (на рисунках, в природе) редкие и охраняемые местные растения



58

Грибы: съедобные

и ядовитые.

С. 70–73

82


Различение на рисунках, в природе съедобных и ядовитых грибов.

Выращивание хлебной плесени. Фиксация результатов наблюдения. Формулирование общего вывода.

Обмен опытом, обсуждение проблемы в классе: почему нельзя поедать незнакомые грибы, употреблять пищу с плесенью

Различать съедобные и несъедобные грибы.

Приводить 2–3 примера грибов, растущих в данной местности.

Сравнивать общие признаки съедобных и ядовитых грибов. Характеризовать грибы как особое царство живых организмов.

Определять значение грибов в природе.

Выявлять особенности внешнего строения шляпочного гриба. Проводить простейшие опыты. Объяснять причины появления плесени на продуктах действием плесневых грибов



59

Значение растений

и животных на Земле

С. 73–74.

81


Классификация растений и

животных на группы по различным признакам. Установление взаимосвязи растений и животных по схеме, приведенной в учебнике или самостоятельно. Определение значения животных и растений на Земле. Совершение прогулки на природу или посещение с экскурсией ботанического сада или

зоопарка. Исследование на основе непосредственных наблюдений связи жизнедеятельности растений, животных и времени года (весны)

Характеризовать признаки растений и животных.

Определять условия, необходимые для жизни растений и животных.

Устанавливать взаимоотношения растений и животных в природе.

Обсуждать мероприятия, направленные на охрану живой природы.

Распознавать на рисунках, в природе основные группы растений и животных, грибов и растений.

Выявлять значение растений и животных в природе; воздействие человека на мир растений и животных.

Объяснять необходимость охраны объектов живой и неживой природы



60

Группы животных:

моллюски, насекомые,

паукообразные.

С. 75–78.

85, 86

1

Выделение существенных признаков строения животных.

Классификация животных по

выделенным признакам на группы.

Определение групп животных своей местности.

Изучение особенностей внешнего строения моллюсков, насекомых, паукообразных (на основе коллекций засушенных беспозвоночных, живых обитателей, рисунков)

Различать группы животных: моллюски, насекомые, паукообразные.

Приводить примеры (по 3–4 названия) местных животных, относящихся к этим группам (на выбор ученика). Распознавать по рисункам, в природе представителей моллюсков, насекомых и паукообразных. Сравнивать по внешнему стро-

ению насекомых и паукообразных.

Характеризовать особенности внешнего строения моллюсков, насекомых, паукообразных. Обсуждать значение насекомых в природе



61

Группы животных:

рыбы, земноводные,

пресмыкающиеся.

С. 78–81

1

Характеризовать разнообразие внешнего вида рыб.

Работать с иллюстрациями

учебника. Извлекать необходимую информацию из текста. Изучать особенности внешнего строения рыб, земноводных, пресмыкающихся (на основе биологических препаратов, представителей живого уголка, рисунков)

Различать представителей рыб,

земноводных, пресмыкающихся.

Приводить примеры этих животных местной фауны.

Распознавать на рисунках, в природе различных представителей рыб, земноводных, пресмыкающихся; ядовитых змей. Описывать и сравнивать их внешнее строение. Определять значение рыб, земноводных и пресмыкающихся в природе. Осваивать правила ухода за рыбами в аквариуме



62

Группы животных:

птицы и млекопитающие.

С. 81–83.

89

1

Изучение особенностей внешнего строения птиц и млекопитающих (на основе биологических препаратов, чучел, представителей живого уголка, рисунков).

Составление схемы «Группы

животных». Обсуждение значения млекопитающих и птиц в жизни человека, в природе. Наблюдение и уход за животными в живом уголке

Различать группы млекопитающих (зверей) и птиц. Приводить соответствующие примеры.

Называть представителей охраняемых птиц и зверей местной фауны (1–2 вида).

Сравнивать внешнее строение и размножение птиц и млекопитающих. Характеризовать значение птиц и млекопитающих в жизни человека, в природе. Знакомиться с правилами ухода за птицами и животными дома и в живом уголке. Классифицировать млекопитающих и птиц по выделенным самостоятельно или заданным учителем основаниям



63

Особенности размножения разных

животных.

С. 84–86

1

Участие в составлении фотогалереи «Животные и их детеныши».

Определение последовательности стадий развития животных.

Анализ различных способов (стратегий) выживания животных в природе

Различать стадии развития и взросления животных основных групп (насекомых, рыб, земноводных, птиц, зверей). Указывать (на рисунках, в природе) взрослых особей, детенышей (или личинок). Объяснять значение разного количества детенышей у животных в природе



64

Животные и среда

их обитания

С. 86–89


Установление связи внешнего

строения животных с особенностью их обитания в природе и питанием.

Соотнесение изучаемых организмов и мест их обитания

Различать основные среды обитания животных. Устанавливать связь между внешним обликом животного и средой его обитания. Описывать любое животное по плану.

Выделять его существенные признаки, связанные со средой обитания. Объяснять значение смены окраски у некоторых животных. Определять зависимость внешнего строения животного от необходимости приспосабливаться к жизни в определенных условиях среды



65

Питание животных.

С. 89–91.

91, 96

1

Характеристика особенностей

питания различных животных.

Анализ рациона питания домашних животных (на знакомых детям примерах)

Приводить примеры (по 2–3 вида)

растительноядных, насекомоядных, хищных и всеядных животных.

Иметь представление о принципе построения пищевой цепи. Составлять простейшие цепи питания (обитателей водоема, леса, степи).

Выявлять (на рисунках, схемах) пропущенные звенья(организмы) в цепи питания.

Классифицировать группы животных по характеру питания



66

Дикие и домашние

животные.

С. 92–95.

94

1

Наблюдение и уход за животными в живом уголке.

Рассказ о своем домашнем питомце.

Обсуждение условий ухода: питание, необходимое домашним животным.

Объяснение, почему нельзя уносить диких животных из природной среды. Классификация животных на группы по различным признакам. Освоение правил безопасного поведения с животными

Различать диких и домашних животных (в том числе своего края, области); продукты животноводства (мясо, молоко, шерсть) и птицеводства (мясо, яйца). Знакомиться с основными правилами ухода за домашними животными. Приводить примеры (2–3 вида) птиц и зверей, обитающих в родном крае.

Сравнивать и выделять существенные признаки домашних и диких животных.

Классифицировать животных по выделенным учителем или самостоятельно основаниям



67

Бактерии: невидимые

организмы.

С. 96–97

1

Обсуждение значения бактерий в жизни человека. Наблюдение размеров бактерий с помощью микроскопа. Составление схемы «Значение бактерий в природе».

Ознакомление с оказанием первой помощи при повреждении кожного покрова на руке: обработка раны йодом или зеленкой, наложение бинта

Характеризовать царства бактерий как мельчайшие организмы.

Определять значение бактерий для человека. Понимать, что кисломолочные продукты (кефир, творог, йогурт и др.) производятся при участии полезных молочных бактерий.

Понимать назначение микроскопа.

Объяснять причины порчи пищевых продуктов, возникновения кишечных заболеваний



68

Гигиена – наука

о чистоте и здоровье.

С. 98–100.

а) № 2 с. 100

1

Обсуждение и составление правил гигиены, предохраняющих организм человека от попадания опасных бактерий. Составление схемы «Как опасные бактерии попадают в организм человека»

Обсуждать пути заражения человека вредными бактериями.

Выявлять опасность попадания бактерий в открытые раны. Понимать и проявлять нацеленность на постоянное соблюдение правил гигиены.

Характеризовать гигиену как науку о чистоте и здоровье.

Знакомиться с некоторыми опасными заболеваниями, вызываемы ми бактериями (ангина, пищевые отравления). Осваивать необходимые действия по оказанию первой помощи при порезе

























Рабочая программа по окружающему миру, 2 класс, система Л. В. Занкова
  • Начальные классы
Описание:

Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» для второго года обучения (базовый уровень)  разработана  на основе  Федерального   Государственного образовательного стандарта начального общего образования, 2009г.; примерной программы по учебным предметам начального общего образования,авторской программы Дмитриевой Н.Я., Казакова А.Н. «Окружающий мир», утвержденной Министерством образования и науки РФ.

Используется учебно-методический комплект:

·         Н.Я.Дмитриева, А.Н.Казаков Окружающий мир: Учебник  для 2 класса: В 2ч. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2011г;

Н.Я.Дмитриева  Окружающий мир: Рабочая тетрадь  для 2 класса. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2012г.

По  авторской программе Дмитриевой Н.Я., Казакова А.Н  на изучение учебного предмета «Окружающий мир» отведено 68 часов. Рабочая программа разработана в полном соответствии с данной программой и учебно-методическим комплектом на  68 часов  (2 часа в неделю).

Автор Абдулова Альмира Валиевна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 966
Номер материала 26454
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓