Главная / Начальные классы / Рабочая программа по окружающему миру 2 класс ОС Школа 2100

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс ОС Школа 2100

п/п

Тема урока

Кол-во

часов

Тип урока

Элементы

содержания

Требования к уровню

подготовки

обучающихся

Вид

контроля

Элементы

дополнительного

(необязательного)

содержания

Домашнее задание

Дата

проведения

план

факт

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

НАША ПЛАНЕТА (37 часов)

1

Введение.

Как мы будем учиться

1

Урок рефлексии

Что такое окружающий мир. Как человек познает природу, общество, самого себя

Знать структуру учебника; условные обозначения учебника; как работать с учебником.

Уметь отвечать на вопросы

и делать выводы

Фронтальный опрос


С. 3–6,

отвечать на вопросы



2

Общие слова – понятия

1

Урок отработки умений и рефлексии

Природа – это то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Неживая и живая природа. Примеры явлений природы: смена времен года, снегопад, листопад, перелеты птиц, смена времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза

Знать, что вещи созданы трудом людей; все, что не создано трудом людей, называют природой; различия

и краткую характеристику объектов живой и неживой природы.

Уметь объединять предметы в группы; находить общее слово, которое объединяет предметы на каждом рисунке; приводить примеры предметов

Задания

по группам


С. 7–11,

отвечать на вопросы



3

Из чего состоят все пред-
меты

1

ОНЗ

Вещество – то, из чего состоят все природные объекты и предметы. Разнообразие веществ в окружающем

Знать, что предметы состоят из веществ, мы узнаем вещества по их свойствам, есть три состояния вещества (твердое, жидкое и газообразное).

Фронтальный и ин-
дивидуаль-
ный опрос


С. 12–15,

отвечать на вопросы



1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11





мире. Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Элементарные сведения о трех состояниях веществ. Твердые тела, жидкости, газы, их свойства

Уметь сравнивать свойства льда и воды; определять, из чего состоят предметы, вещества по их свойствам; приводить примеры твердых, жидких и газообразных тел






4

Повторение и проверочная работа по теме «Из чего состоят все предметы»

1

Урок развивающего контроля

Живая, неживая природа (различия, краткая характеристика объектов). Отличия предметов природы от изделий, изготовленных человеком, понимание связи неживой и живой природы. Три состояния вещества, их свойства

Знать изученный материал по теме «Из чего состоят все предметы».

Уметь отвечать на вопросы, анализировать и рассуждать; определять, какими признаками и свойствами обладают данные предметы, из каких веществ состоят; проводить опыты

Проверочная работа
(10 мин)

Живые организмы состоят из различных органических веществ

С. 16–19,

отвечать на вопросы



5

Природные часы, календарь

и компас

1

ОНЗ

Ориентирование на местности. Компас. Основные стороны горизонта. Работа с компасом. Расширение горизонта. Горизонт – воображаемая линия. Связь смены дня и ночи и времен года с вращением Земли, ее вращением вокруг Солнца.

Знать, что время можно определить по солнцу и луне, а направление – по компасу, солнцу или звездам.

Уметь определять время суток без часов; пользоваться лунным календарем и солнечным календарем; находить Полярную звезду на ночном небе; определять стороны горизонта по компасу

Дидактическая игра

Природные часы, календарь

С. 20–23,

отвечать на вопросы



1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

6

Природные часы, календарь
и компас

1

Урок отработки умений и рефлексии

Представление о том, почему луна меняет свою форму, как определять стороны горизонта по солнцу

Иметь представление о том, почему луна меняет свою форму; как определять стороны горизонта по солнцу.

Уметь пользоваться книгой для ответа на вопросы

Фронтальный опрос

Солнце – ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле

С. 24–25,

отвечать на вопросы



7

Земля имеет форму шара

1

ОНЗ

Звезды и планеты. Солнце. Земля – планета Солнечной системы; общее представление о форме и размерах Земли. Глобус как модель Земли. Работа по глобусу: нахождение и показ пути Магеллана. Рассказы о первых космонавтах

Знать, что Земля имеет форму шара; понятия «глобус», «горизонт».

Иметь представление о лунном затмении.

Уметь описывать наблюдения, которые доказывают, что Земля имеет форму шара; находить маршрут Магеллана на глобусе; рассказывать о полете Юрия Гагарина в космос

Фронтальный и индивидуальный опрос

Кругосветное путешествие Магеллана. Лунное затмение. Планеты и звезды – небесные тела. Звезды – самостоятельные небесные тела, Солнце – звезда, Земля – небесное тело. Планеты солнечной системы. Движение планет вокруг Солнца. Связь живых организмов с тяготением. Невесомость. Соразмерность ритма в жизни человека с сутками

С. 26–31,

отвечать на вопросы



8

Глобус – модель Земли

1

Урок отработки умений и рефлексии

Глобус как уменьшенная модель Земли.

Ответы на вопросы: что показывает глобус? Какую форму имеет Земля? Как вращается наша планета? Что находится на поверхности Земли? Работа по глобусу: нахождение и показ городов, экватора, параллелей, меридианов,

Знать, что глобус – уменьшенная модель Земли; глобус показывает, какую форму имеет Земля, как она вращается и что находится на ее поверхности.

Уметь находить города на глобусе; объяснять условные обозначения на глобусе

Фронтальный опрос

С. 32–33,

отвечать на вопросы



9

Повторение и проверочная работа по теме

1

Урок развивающего контроля

Знать изученный материал по теме «Глобус – модель Земли».

Проверочная работа
(10 мин).

Меридианы. Параллели. Полушария. Земная ось.

С. 34–35,

отвечать



1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11


«Глобус – модель Земли»


Урок отработки умений и рефлексии

земной оси, Северного и Южного полюсов

Уметь отвечать на вопросы, анализировать и рассуждать; находить на глобусе экватор, параллели, меридианы, земную ось, Северный и Южный полюсы; проводить несложные опыты

Устный опрос. Текущий контроль

Экватор. Северный и Южный полюсы

на вопросы



10

Контрольная работа № 1 по теме «Наша планета»

1

Урок развивающего контроль

Звезды и планеты. Солнце. Земля – планета; общее представление о форме и размерах Земли. Глобус как модель Земли. Ориентирование на местности. Компас

Знать изученный материал по теме «Наша планета».

Уметь самостоятельно выполнять работу; использовать законы и правила для осмысления своего опыта

Контрольная работа
(20 мин)





11

Земля в космосе

1

ОНЗ

Земля – планета; общее представление о форме и размерах Земли. Глобус. Элементарные сведения об астрономии (космос, небесные тела, планеты, звезды)

Знать, что Землю окружает космическое пространство; что в нем есть другие планеты и звезды.

Иметь представление о созвездиях, о солнечном затмении.

Уметь сравнивать Солнце и Луну; находить различия между звездами и планетами; называть планеты Солнечной системы

Индивидуальный опрос

Созвездия. Солнечная система.

Спутники. Вселенная. Солнечное затмение

С. 36–41,

отвечать на вопросы



12

Притяжение Земли

1

ОНЗ

Земля – планета; общее представление о форме и размерах Земли. Закон всемирного тяготения.

Иметь представление о притяжении Земли; о том, что все предметы притягиваются друг к другу, тяжелые предметы притягивают к себе

Устный опрос

Притяжение Земли

С. 42–49,

отвечать на вопросы



1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11





Притяжение Земли. Связь живых организмов с тяготением. Невесомость. Объяснение: почему все предметы притягиваются друг к другу

сильнее, Земля притягивает к себе все предметы.

Уметь рассказывать, как мы в жизни сталкивается с земным притяжением; проводить опыты; выбирать правильное объяснение опыта; находить на рисунке прибор, определяющий направление земного притяжения, и приборы для измерения силы притяжения






13

Смена дня

и ночи

1

ОНЗ

Смена дня и ночи на Земле. Связь смены дня и ночи и времен года с вращением Земли, ее вращением вокруг Солнца. Растения и животные днем и ночью

Знать, что причина смены дня и ночи – вращение Земли вокруг своей оси.

Уметь сравнивать день и ночь; рассказывать, как ведут себя растения и животные днем и ночью; объяснять причину смены дня и ночи

Беседа по вопросам

Вращение Земли как причина смены дня и ночи

С. 50–53,

отвечать на вопросы



14

Повторение и проверочная работа по теме «Смена дня и ночи»

1

Урок развивающего контроля

Смена дня и ночи на Земле. Соразмерность ритма в жизни человека с сутками. Нахождение и показ на глобусе России, Америки. Решение проблемного вопроса: что произойдет, если не будет вращаться Земля?

Знать изученный материал по теме «Смена дня и ночи».

Уметь отвечать на вопросы, анализировать и рассуждать; находить на глобусе Россию и Америку; проводить наблюдения; рассказывать, как изменится мир, если прекратится вращение Земли вокруг своей оси

Проверочная работа
(10 мин). Тематический контроль


С. 54–55,

отвечать на вопросы



1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

15

Смена времён года

1

ОНЗ

Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Смена времен года в родном крае (на основе наблюдений). Правила безопасного поведения в разное время года. Составление рассказов о сезонных изменениях в жизни природы, о жизни растений осенью и весной. Работа по рисункам: соотнесение изображения с временем года

Знать, что жизнь природы изменяется по сезонам, летом солнце поднимается выше, лучи падают более прямо, отвесно и нагревают землю сильнее; что причина смены времен года – наклон земной оси и движение Земли вокруг Солнца.

Уметь объяснять, почему летом день длится дольше; рассказывать, как меняется жизнь растений и животных осенью и весной; определять время года на рисунках; проводить несложные опыты; называть месяцы, когда Земля «подставляет» Солнцу свой Южный полюс

Индивидуальный опрос

Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времен года

С. 56–59,

отвечать на вопросы



16

Смена времён года

1

Урок отработки умений и рефлексии

Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Смена времен года в родном крае (на основе наблюдений)

Иметь представление о том, что Земля сохраняет тепло солнечных лучей.

Уметь определять, что в сентябре длится дольше: день или ночь; описывать времена года

Устный опрос

Земля сохраняет тепло солнечных лучей

С. 60–63,

отвечать на вопросы



1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

17

Где на Земле теплее

1

ОНЗ

Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Смена времен года в родном крае (на основе наблюдений). Ознакомление с понятиями: «количество солнечного тепла», «полярная ночь», «полярный день», «полярная станция», «пояса освещенности»

Знать, что количество солнечного тепла растет от полюсов к экватору; что на Земле есть пять поясов: два холодных, два умеренных и один жаркий.

Уметь определять, какие лучи греют сильнее (прямые или косые); сравнивать летние лучи на трех рисунках; объяснять, что такое полярная ночь; описывать зиму и лето на полярной станции; работать с картой полушарий; рассказывать, как различаются зима и лето в родном крае; сравнивать наклон лучей зимой и летом на экваторе; рассказывать о природе жаркого края; называть все пояса освещенности и определять их количество; соотносить изображение природы с поясом освещенности; определять, что бывает и чего не бывает

Беседа по вопросам

Полярный день. Полярная ночь. Полярный круг. Умеренный пояс. Тропики

С. 64–69,

отвечать на вопросы



18

Погода и климат

1

ОНЗ

Погода, ее составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Наблюдение за погодой своего края.

Знать, что погоду и климат определяют по температуре воздуха, ветру, осадкам.

Уметь рассказывать, какая сегодня погода; сравнивать воздух и пустоту;

Устный опрос

Предсказание погоды и его значение в жизни людей

С. 70–74,

отвечать на вопросы



1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11





Измерение температуры воздуха. Круговорот воды в природе

определять температуру с помощью термометра; объяснять, как возникает ветер; описывать силу ветра; определять виды осадков






19

Погода и климат

1

Урок отработки умений и рефлексии

Погода, ее составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Наблюдение за погодой своего края. Измерение температуры воздуха

Иметь представление о предсказании погоды, о том, что погода зависит от климата.

Уметь называть признаки улучшения погоды; по рисункам предсказывать погоду на следующий день

Беседа по вопросам


С. 75,

отвечать на вопросы



20

Повторение и проверочная работа по теме «Погода и климат»

1

Урок построения системы знаний

Погода, ее составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Наблюдение за погодой своего края. Наблюдение за погодой своего края. Измерение температуры воздуха. Круговорот воды в природе

Знать изученный материал по теме «Погода и климат».

Уметь отвечать на вопросы, анализировать и рассуждать; выбирать одежду для каждого климата; рассказывать, как изменяется количество осадков от полюса к экватору

Проверочная работа
(10 мин)

Погода зависит от климата

С. 76–77,

отвечать на вопросы



21

Контрольная работа № 2 по теме «Наша планета»

1

Урок развивающего контроля

Знать изученный материал по теме «Наша планета».

Уметь самостоятельно выполнять контрольную работу

Контрольная работа
(20 мин)





22

План и карта

1

ОНЗ

Географическая карта. Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе
и карте

Знать, что такое план местности; как изображают большие предметы на плане.

Уметь сравнивать два плана; читать масштаб; измерять

Индивидуальный опрос

Географический план

С. 78–80,

отвечать на вопросы





1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11






по плану длину класса и длину школы; изображать улицу на плане






23

План и карта

1

Урок отработки умений и рефлексии

Географическая карта. Части света, материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте (общее представление, расположение на глобусе и на карте). Условные обозначения на карте. Работа с готовыми моделями (глобус, карта и др.). Элементарные приемы чтения карты

Знать, что план и карта – это уменьшенное изображение участков Земли и предметов на ней с помощью условных знаков; что на любой карте север находится наверху.

Уметь ориентироваться с помощью карты; читать условные обозначения на карте; сравнивать план и карту; измерять по карте расстояние от Москвы до Нижнего Новгорода с помощью полоски бумаги

Устный опрос. Практическая работа «План класса»

Важнейшие природные объекты своей страны, района. Элементарные приемы чтения плана. Масштаб, условные обозначения

С. 81–83,

отвечать на вопросы



24

Глобус и карта

1

Урок отработки умений и рефлексии

Географическая карта. Глобус – модель Земли. Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте. Условные обозначения на карте и глобусе. Сравнение глобуса и карты. Названия особых точек и линий на глобусе

Знать, что на карте можно изобразить не только участок поверхности Земли, но и всю Землю целиком.

Уметь сравнивать глобус и карту; называть особые точки и линии на глобусе; рассказывать о двух способах, с помощью которых можно глобус превратить в карту; использовать в рассказе слова «параллель» и «меридиана»

Беседа по вопросам

Глобус – уменьшенная модель Земли, параллели и меридианы. Маршрут. Круговорот воды в природе.

С. 84–87,

отвечать на вопросы



1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

25

Повторение и проверочная работа по теме «Глобус и карта»

1

Урок развивающего контроля

Географическая карта. Глобус как модель Земли. Элементарные приемы чтения карты
(определение суши и воды, высоты и глубины, формы земной поверхности, условных обозначений)

Знать изученный материал по теме «Глобус и карта».

Уметь отвечать на вопросы, анализировать и рассуждать; находить на глобусе океан, море, остров, горы, реку и город, показанные на карте Восточного полушария; сравнивать изображение Земли на глобусе и на карте.

Иметь представление о «солнечных линиях» на карте и глобусе

Проверочная работа
(10 мин)

«Солнечные линии» на карте и глобусе

С. 88–89,

отвечать на вопросы



26

Что изображают на карте

1

Урок отработки умений и рефлексии

Географическая карта. Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте. Определение на глобусе и карте суши и моря, высоты и глубины, различных географических объектов. Сравнение карты и фотографии Земли из космоса. Путешествие Афанасия Никитина в Индию (обзор). Рассматривание и показ на карте пути Афанасия Никитина из г. Твери в Индию

Знать, что синим цветом на карте обозначают водоемы, зеленым и желтым – равнины, коричневым – горы.

Уметь сравнивать карту и фотографию Земли из космоса; пользоваться шкалой высот на картах; сравнивать рисунки различных географических объектов с их изображением на карте; называть каждый объект и основной цвет, которым он изображен; определять по карте направление вниз по склону горы

Индивидуальный опрос

Шкала высот

С. 90–93,

отвечать на вопросы. Рисунок «Вид из космоса»



1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

27

Что изображают на карте

1

Урок отработки умений и рефлексии


Иметь представление о путешествии Афанасия Никитина в Индию.

Уметь показывать на карте путь Афанасия Никитина из города Твери в Индию

Устный опрос. Чтение маршрутной карты


С. 94–95,

отвечать на вопросы



28

Материки

и океаны

1

Урок отработки умений и рефлексии

Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте. Работа по карте: нахождение и показ частей света, материков и океанов. Сравнение расположения и размеров материков, океанов. Растительность и животные, обитающие на том или ином материке

Знать материки (Евразия, Африка, Австралия, Антарктида, Северная Америка, Южная Америка); части света (Европа, Азия, Африка, Австралия, Антарктида, Америка); океаны (Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый).

Уметь показывать на карте материки и океаны; называть материки и части света, материки, которые пересекаются экватором; сравнивать расположение, размеры материков, океанов

Беседа по вопросам

Части света

С. 96–101,

отвечать на вопросы



29

Повторение и проверочная работа по теме «Материки и океаны»

1

Урок развивающего контроля

Географическая карта. Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте

Знать изученный материал по теме «Материки и океаны».

Уметь отвечать на вопросы, анализировать и рассуждать; называть животных, обитающих на каждом материке; узнавать по силуэтам названия материков

Проверочная работа
(10 мин)


С. 102–103,

отвечать на вопросы



1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

30

Реки и озера

(Начало работы над проектом

«Моя страна»

1

ОНЗ

Вода в природе. Водоемы, их разнообразие
(океан, море, река, озеро, пруд); использование человеком. Водоемы родного края – названия, краткая характеристика (на основе наблюдений). Круговорот воды в природе
. Правила безопасного поведения на водоеме в разное время года. Работа по карте: нахождение и показ равнин, гор, рек, озер, морей, океанов. Водоемы, их использование человеком, охрана. Понятие «бассейн реки». Составные части реки и их определение на рисунках (устье, правый берег, левый берег, притоки, русло, исток). Особенности озер (пресные, соленые, проточные, бессточные). Отличие озера от реки. Составление рассказов по рисункам на тему «Как реки и озера

Знать, что река – это постоянный водный поток из осадков, выпавших на поверхность суши; круговорот воды происходит все время, поэтому вода в реке не кончается; что подземные воды постоянно питают реки; реки и ручьи изменяют земную поверхность; реки и озера – источники пресной воды.

Уметь находить на рисунке все части бассейна реки
(устье, правый берег, левый берег, притоки, русло, исток); определять направление течения реки; описывать круговорот воды в природе; проводить несложные опыты; находить на рисунке русло и долину реки; отличать озеро от реки в природе и на карте; рассказывать, откуда берется вода в реке

Беседа

по вопросам

Водосборный бассейн. Долина. Реки, составные части реки, крупные реки России и мира
(Волга, Дунай, Обь, Енисей, Лена, Амур, Нил, Конго, Миссисипи, Амазонка). Озера (Ладожское, Каспийское, Байкал, Балхаш, Аральское море, Виктория, Великие американские озера)

С. 104–109,

отвечать на вопросы



31

Реки и озера

1

Урок отработки умений и рефлексии

Уметь сравнивать горную реку с равнинной; рассказывать по рисункам, как реки и озера служат людям, чем различается овраг и балка; объяснять по рисунку, как попадает вода в колодец и в родник, почему склоны балки не размываются

Индивидуальный опрос

Овраг. Балка. Горная река. Равнинная река. Родник. Колодец

С. 110–111,

отвечать на вопросы



1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11





служат людям»

дождями; рассказывать по рисункам, определять, в каком поясе находится данная река






32

Равнины и горы

1

ОНЗ

Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте, узнавание в природе, на рисунке, карте). Особенности поверхности родного края
(краткая характеристика на основе наблюдений). Правила безопасного поведения на дорогах, в лесу в разное время года. Рождение гор, их превращение в равнины. Составление рассказов по рисункам на тему «Как стареют горы». Сравнительная характеристика гор и равнин. Правила безопасного поведения при землетрясении. Сравнение на карте Восточно-Европейской и

Знать, что на поверхности суши различают горы и равнины.

Уметь сравнивать горы и равнины; рассказывать, из чего сложены горы и равнины; называть полезные ископаемые; различать, что бывает в горах или на равнинах; сравнивать две равнины (низменности и возвышенности); рассказывать, где и из чего образуется горючее полезное ископаемое на болотах

Устный опрос

Полезные ископаемые. Горные породы. Болота

С. 112–115,

отвечать на вопросы



33

Равнины и горы

1

Урок отработки умений и рефлексии

Иметь представление о том, как рождаются горы; как горы превращаются в равнины.

Уметь находить раскаленную магму на рисунке; проводить несложные опыты; рассказывать по рисункам, как стареют горы

Беседа по вопросам

Землетрясение. Вулкан. Выветривание

С. 116–117,

отвечать на вопросы



34

Повторение и проверочная работа по теме «Реки и озера. Равнины и горы»

1

Уро развивающего контроля

Знать изученный материал по теме «Реки и озера. Равнины и горы»; правила безопасного поведения при землетрясении.

Проверочная работа
(10 мин)

Строение вулкана

С. 118–119,

отвечать на вопросы



1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11





Западно-Сибирской равнин, гор Кавказ и Урал. Составление рассказов о строении вулкана по рисунку

Иметь представление о строении вулкана.

Уметь отвечать на вопросы, анализировать и рассуждать; находить на физической карте Евразии Восточно-Европейскую и Западно-Сибирскую равнины; сравнивать на карте эти равнины и горы Кавказ и Урал по плану; рассказывать о строении вулкана по рисунку; объяснять, какую опасность представляет собой землетрясение






35

Моря и острова

1

ОНЗ

Водоемы, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование человеком. Водоемы родного края – названия, краткая характеристика (на основе наблюдений). Правила безопасного поведения на водоеме в разное время года. Характерные особенности рек, озер, островов, полуостровов, морей, океанов. Приемы чтения карты (определение суши и воды, высоты

Знать, что моря – окраинные части океанов; острова и полуострова – участки суши, ограниченные водой.

Уметь называть материки и океаны, как образуются острова
(по рисункам); объяснять, что такое остров и полуостров, какими тремя свойствами отличаются моря; находить на карте острова и полуострова; определять, к каким океанам относятся названные моря; проводить несложные опыты

Практическая работа

Остров. Полуостров. Рифы. Кораллы

С. 120–123,

отвечать на вопросы



36

Повторение и проверочная работа по теме

1

Урок построения системы знаний

Знать изученный материал по теме «Моря и острова».


Проверочная работа
(10 мин)


С. 124–125,




1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11


«Моря и острова»


Урок отработки умений и рефлексии

и глубины, форм земной поверхности, условных обозначений). Показ на карте морей и океанов. Обитатели морей. Названия наземных и морских животных

Уметь отвечать на вопросы, анализировать и рассуждать; называть обитателей морей; сравнивать названия наземных и морских животных



отвечать на вопросы



37

Учимся решать жизненные задачи.

Контрольная работа № 3 по теме «Наша планета»

1

Урок развивающего контроля

Коллективно-творческая работа над проектом «Моя страна». Выполнение контрольной работы. Разыгрывание ситуаций и их обсуждение: надвигающаяся опасность, встреча гостей и др.

Знать изученный материал по теме «Наша планета».

Уметь самостоятельно выполнять работу; разыгрывать ситуации (встреча гостей, надвигающаяся опасность, прилет инопланетян); выполнять проект «Моя страна»

Контрольная работа (20 мин)

Проект «Моя страна»

С. 126–127,

отвечать на вопросы



ЗЕМЛЯ – НАШ ОБЩИЙ ДОМ (26 часов)

38

Экологические системы

1

ОНЗ

Лес, луг, водоем – единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные). Представление о законах экосистемы. Рассмотрение отличительных признаков живых организмов от неживых предметов.

Знать отличительные признаки живых организмов от неживых предметов; что в природе все живые организмы объединены в экосистемы и существуют без нашей помощи.

Уметь называть место обитания каждого организма; устанавливать пищевые связи; рассказывать, как растения создают органические вещества из веществ неживой природы; объяснять,

Индивидуальный опрос

Экологические системы. Законы экосистемы

С. 3–7,

отвечать на вопросы



1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11





Понятие «пищевые связи»

что произойдет, если убрать из экосистемы «кормильцев», «едоков» или «мусорщиков»






39

Экологические системы

1

Урок отработки умений и рефлексии

Лес, луг, водоем – единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные). Круговорот веществ в природе. Части экосистемы

Иметь представление о круговороте веществ в природе.

Уметь находить все части экосистемы и рассказывать, как к ним поступают и во что превращаются вещества экосистемы; находить на рисунках экосистемы, которые могут существовать без посторонней помощи как угодно долго

Устный опрос

Законы экосистемы

С. 8–9,

отвечать на вопросы



40

Природная зональность

1

ОНЗ

Природные зоны России: общее представление; основные природные зоны (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы). Смена природных зон на поверхности земли. Закон природной зональности. Экологические системы родного края. Правила безопасного поведения на дорогах, в лесу .

Знать экосистемы родного края; что в направлении от полюса к экватору природные зоны сменяют друг друга в определенном порядке.

Иметь представление о законе природной зональности.

Уметь объяснять, почему на экваторе теплее, чем в полярных областях; выбирать из списка настоящие экосистемы; называть экосистемы родного края; сравнивать природу лесной природной зоны, природу степной зоны и природу тундровой зоны; по карте определять, в каких поясах находятся известные природные

Беседа по вопросам

Природные зоны. Закон природной зональности

С. 10–13,

отвечать на вопросы



1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

41

Природные зоны холодного пояса

1

ОНЗ

Природные зоны России, растительный и животный мир. Особенности зон холодного пояса. Смена природных зон на поверхности земли. Показ на карте природных зон холодного пояса. Упражнение в распознавании основных природных зон, перечисление порядка их расположения. Обсуждение вопросов: почему ледяные пустыни и тундры расположены там, где не хватает солнечного тепла? Почему в тундре не растут деревья?

Знать, что на Земле ледяные пустыни и тундры расположены там, где не хватает солнечного тепла.

Уметь сравнивать наклон солнечных лучей на полюсе и на экваторе; составлять и анализировать цепи питания; рассказывать о пищевых связях в зимней тундре и зоне арктических пустынь; находить на карте природных зон тундру; объяснять, почему в тундре не растут деревья; называть растения и животных тундры, занесенных в Красную книгу

Устный опрос

Природные зоны холодного пояса. Красная книга

С. 14–19,

отвечать на вопросы



42

Леса умеренного пояса

1

ОНЗ

Природные зоны России: общее представление; основные природные зоны (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы). Особенности

Знать, что лесная зона расположена в умеренном поясе – там, где достаточно тепла и влаги.

Иметь представление, что хвойный лес называют тайгой; о том, как узнать возраст дерева.

Уметь сравнивать зиму и лето в умеренном поясе; устанавливать цепи питания в

Беседа по вопросам. Текущий контроль

Леса умеренного пояса

С. 20–25,

отвечать на вопросы



1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11





зоны лесов – тайга, смешанные, широколиственные, хвойные леса. Цепи питания в хвойном лесу и в лиственном лесу

хвойном лесу и лиственном лесу; рассказывать, как животные помогают деревьям; определять, кто в лесных экосистемах играет роль «кормильцев», «едоков» и «мусорщиков», как обитатели леса приспособились к смене сезонов






43

Засушливые зоны умеренного пояса

1

ОНЗ

Названия зон жаркого пояса; показ их на карте. Объяснение особенностей каждой зоны (степи, полупустыни, пустыни), ее климата, растительного и животного мира, взаимной приспособленности живых организмов – членов экосистемы, их зависимости от неживых компонентов и влияния на них. Последствия нарушения экосистемы

Знать, что вода испаряется тем скорее, чем теплее и чем больше открытая поверхность; что степи и пустыни расположены там, где жарко и сухо.

Иметь представление о видах почвы (чернозем, дернина).

Уметь проводить несложные опыты; объяснять, для чего у степных растений густые и длинные корни и узкие, мелкие, жесткие листья; рассказывать, как приспособились к жизни в степи хомяк, крот, медведка; сравнивать травяной покров степи и пустыни; находить сходства у животных пустыни

Беседа

по вопросам. Текущий контроль. Составление памятки

Засушливые зоны умеренного пояса. Степи. Пустыни

С. 26–29,

отвечать на вопросы



44

Путешествие
в теплые края.
(Самостоятельная подготовка докладов)

1

Урок построения системы знаний

Природные зоны России: общее представление; основные природные зоны (климат, растительный и животный мир, особенности труда и

Иметь представление о хрупкой природе степей и пустынь, о природных зонах жаркого пояса, о зонах тропических пустынь, о зоне саванн, о тропических лесах.


Устный

опрос

Тропические пустыни. Саванны. Тропические леса

С. 30–41,

отвечать на вопросы



1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11





человека на природу изучаемых зон, охрана природы). Составление цепей питания, характерных для зоны жаркого пояса. Растения и животные саванны, тропических лесов, пустынь

Уметь самостоятельно готовить рассказ о своем путешествии; составлять цепи питания; называть представителей растительного и животного мира саванн, тропических лесов, тропических пустынь; сравнивать условия в лесах тропиков и умеренного пояса; называть особенности животных и растений тропических лесов






45

Горные экосистемы

1

ОНЗ

Природные зоны России: общее представление; основные природные зоны (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы)

Знать, что при подъеме в горы экосистемы сменяют друг друга в определенном порядке.

Уметь называть природные зоны от степной к полюсу; рассказывать, как меняется природа при подъеме в горы; сравнивать природные зоны и высотные пояса; называть представителей растительного и животного мира альпийских лугов

Устный

опрос

Горные экосистемы. Альпийские леса. Высотные пояса

С. 42–45,

отвечать на вопросы



46

Повторение и проверочная работа по теме «Экологические системы»

1

Урок развивающего контроля

Природные зоны России: общее представление; основные природные зоны (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана

Знать изученный материал по теме «Экологические системы»; правила безопасного поведения во время природных катастроф в горах.

Уметь отвечать на вопросы, анализировать и рассуждать; называть природные катастрофы в горах (лавины, камнепад, оползень,землятряс.

Проверочная работа
(10 мин)


С. 46–47,

отвечать на вопросы



1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

47

Люди, города

и страны

1

Урок отработки умений и рефлексии

Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов на Земле. Преимущества и недостатки жизни людей в каждой природной зоне. Рассказывание о появлении скотоводства и земледелия

Уметь находить преимущества и недостатки жизни людей в каждой природной зоне; называть все части света; рассказывать, как появилось скотоводство и земледелие

Индивидуальный опрос.

Практическая работа

Знакомство с 3–4
(несколькими) странами (с контрастными особенностями): название, расположение на политической карте, столица, главные достопримечательности

С. 48–49,

отвечать на вопросы



48

Повторение

и проверочная работа по теме «Люди, города

и страны»

1

Урок отработки умений и рефлексии

Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов на Земле. Отличия людей из разных частей света. Работа с политической картой. Политическая карта, ее назначение. Рассказы о том, как появились города

Знать изученный материал по теме «Люди, города и страны»; чем отличаются люди из разных частей света; что показано на политической карте.

Уметь отвечать на вопросы, анализировать и рассуждать; рассказывать, как появились города; объяснять, что такое политическая карта

Проверочная работа (10 мин)

Политическая карта. Расы

С. 50–51,

отвечать на вопросы



49

Контрольная работа № 1 по теме «Земля – наш общий дом»

1

Урок развивающего контроля

Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов на Земле

Знать изученный материал по теме «Земля – наш общий дом».

Уметь самостоятельно выполнять контрольную работу

Контрольная работа
(20 мин)




50

Путешествие тучки по Европе

1

ОНЗ

Страны и народы мира. Многообразие стран, народов на Земле. Европейский материк.

Знать, на каком материке расположена Европа; в каких поясах Земли находится Европа; по какой карте можно

Индивидуальный опрос

С. 52–55,

отвечать на вопросы



1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11


Начало работы над проектом «Всемирная выставка»



Географические карты (физическая карта, политическая карта).

найти страны и города, а по какой горы и равнины.

Уметь находить на политической карте страны (Великобритания, Франция, Италия, Германия, Украина) и их столицы; называть самые высокие горы Европы






51

Путешествие тучки по Европе

1

Урок отработки умений и рефлексии

Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов на Земле

Уметь находить на политической карте страны (Дания, Швеция, Нидерланды, Норвегия) и их столицы; показывать острова Новой Земли на картах

Устный опрос

Циклон

С. 56–57,

отвечать на вопросы



52

Азия

1

ОНЗ

Страны и народы мира. Многообразие стран, народов на Земле. Азия – территория, границы, в каких поясах лежит, омывающие океаны. Азиатские страны и их столицы. Работа по карте: нахождение и показ Аравийского полуострова, пути из Европы в Китай

Знать, где проходит граница между Европой и Азией; в каких поясах лежит Азия.

Уметь находить на политической карте страны (Япония, Китай, Индия) и их столицы; показывать Аравийский полуостров; доказывать, что Азию омывают все четыре океана; показывать по карте Евразии, как можно добраться из Европы в Китай без помощи самолета; рассказывать, чем богаты разные страны Азии

Беседа по вопросам


С. 58–61,

отвечать на вопросы



53

Путешествие в дальние страны (сообщения школьников). Африка

1

Урок построения системы знаний

Страны и народы мира. Многообразие стран, народов на Земле. Природа и страны Африки; населяющие их народы.

Знать правила безопасного поведения на солнце.

Иметь представление о природных условиях Африки.

Уметь самостоятельно готовить рассказ о своем путешествии;

Устный

опрос.

Работа
в парах

Египет. Саванна

С. 62–69,

отвечать на вопросы



1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11





Географическое положения Африки. Животный мир Африки. Примеры животных, обитающих в Африке. Показ на карте континентов и частей света

работать с дополнительной литературой; по карте природных зон определять климат и растительность Египта; составлять цепи питания саванн и пустынь Африки; рассказывать о народах Африки; определять, по каким природным зонам протекает река Нил; называть африканские страны; называть животный мир Африки






54

Путешествие в дальние страны (сообщения школьников). Америка

1

Урок отработки умений и рефлексии

Страны и народы мира. Многообразие стран, народов на Земле. Природа и страны Америки; население, достижения и достопримечательности этих стран; животный и растительный мир. Использование разных видов карт для получения необходимой информации

Иметь представление о природных условиях Америки.

Знать, кто открыл Америку.

Уметь рассказывать, чем знамениты индейцы; находить США на карте; называть представителей растительного и животного мира Америки; показывать на карте Большие Антильские острова, Гренландию

Индивидуальный опрос

Северная Америка. Южная Америка. Колумб – открыватель Америки. Христофор Колумб
(биография)

С. 70–75,

отвечать на вопросы



55

Путешествие в дальние страны (сообщения школьников). Австралия. Антарктида

1

Урок отработки умений и рефлексии

Страны и народы мира. Многообразие стран, народов на Земле. Особенности природных условий континентов, население, растительный и животный мир. Природа Австралии и Антарктиды.

Иметь представление о природных условиях Австралии и Антарктиды; о самом большом круговороте воды.

Уметь сравнивать расположение Австралии, Сахары, Амазонки; называть представителей растительного и животного мира Австралии;

Устный опрос

Австралия. Антарктида.
Самый большой круговорот воды. Почему в Антарктиде холоднее, чем в Арктике

С. 76–81,

отвечать на вопросы



1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11





Примеры представителей разных животных, обитающих в Австралии и Антарктиде. Самый большой круговорот воды. Экосистемы Антарктиды

рассказывать, как и почему могли пострадать экосистемы; определять, в какой природной зоне лежат берега Антарктиды; рассказывать об экосистемах Антарктиды; определять, какие страны расположены в Австралии и Антарктиде






56

Россия – наша родина

1

Урок отработки умений и рефлексии

Москва – столица России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др. Россия на карте; государственная граница России. Подземные богатства России. Работа по карте: нахождение и показ городов, материков и частей света, где расположена Россия, границ государства. Народные промыслы России

Знать название родной страны.

Уметь называть столицу нашей Родины, на каком материке и в каких частях света расположена Россия, народы России; определять, в каких полушариях находится Россия; рассказывать о подземных богатствах нашейРодины; рассказывать о народных промыслах (гжель, хохлома, изделия из бересты)

Беседа по вопросам


С. 82–85,

отвечать на вопросы



57

Повторение и проверочная работа по теме «Россия – наша родина»

1

Урок развивающего контроля

Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др. Города России. Санкт-Петербург: достопримечательности (Зимний дворец, памятник Петру I – Медный всадник,

Знать изученный материал по теме «Россия – наша родина».

Уметь отвечать на вопросы, анализировать и рассуждать; рассказывать о достопримечательностях нашей Родины; описывать родной край по плану; выражать свое отношение

Проверочная работа
(10 мин)


С. 86–87,

отвечать на вопросы



1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11





разводные мосты через Неву и др.), города Золотого кольца России (по выбору)

к историческим событиям , памятным местам, центрам культуры, искусства и зодчества






58

Экскурсия «Формы земной поверхности родного края: река, озеро, равнина, горы»

1

Экскурсия

Правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоеме в разное время года. Формы земной поверхности родного края. Природа России, достопримечательности, символика, народы, населяющие Россию и родной край, их численность. Русские путешественники. Природная зона родного края

Знать формы земной поверхности родного края: река, озеро, равнина, горы; правила безопасного поведения во время экскурсии.

Уметь подготовить отчет (сообщение) об итогах своих наблюдений на экскурсии

Беседа

по вопросам

Важнейшие природные объекты своей страны, района




59

Экскурсия «Природная зона родного края»

1

Экскурсия

Знать природные зоны, экосистемы родного края

Индивидуальный опрос

Природная зона родного края




60

Наша маленькая планета Земля

1

ОНЗ

Человек – часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Правила безопасного поведения в природе и бережного отношения к ней. Составление рассказов на тему «Труд древних людей». Обсуждение вопроса: как человек влияет на природу?

Знать понятие «экосистема».

Уметь рассказывать, из чего делают еду, одежду, жилье, вещи; по рисункам описывать труд древних людей; объяснять влияние человека на природу; почему лес перестал быть экосистемой, когда в нем поселилось слишком много людей

Устный опрос


С. 88–89,

отвечать на вопросы



61

Наша маленькая планета Земля

1

Урок отработки умений и рефлексии

Беседа по вопросам


С. 90–91,

отвечать на вопросы



62

Итоговая комплексная работа

1

Урок развивающего контроля

Знать изученный материал по теме «Наша маленькая планета Земля»; что на нашей маленькой планете всем хватит места, если каждый научится ее беречь.



С. 92–93, отвечать на вопросы



1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11






Уметь отвечать на вопросы, анализировать и рассуждать; объяснять и составлять по рисункам правила бережного отношения к природе






63

Учимся решать жизненные задачи.

Контрольная

работа № 2 по теме «Земля – наш общий дом»

1

Урок развивающего контроля

Человек – часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Правила поведения в природе

Знать изученный материал по теме «Земля – наш общий дом».

Уметь самостоятельно выполнять задания контрольной работы; решать ситуации
(обмен животными между зоопарками, встреча с туристами)

Контрольная работа
(20 мин)

Проект «Всемирная выставка»

С. 94–95, отвечать на вопросы



ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА (5 часов)

64

Обобщение по теме «Наша планета»

1

Урок отработки умений и рефлексии

Погода, ее составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Наблюдение за погодой своего края. Измерение температуры воздуха

Знать изученный материал по теме «Наша планета».

Уметь самостоятельно выполнять предложенную учителем проверочную, творческую, поисковую работу

Индивидуальный опрос





65

Обобщение по теме «Наша планета»

1

Урок отработки умений и рефлексии

Географическая карта. Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте

Знать изученный материал по теме «Наша планета».

Уметь самостоятельно выполнять коллективно-твор-
ческую и индивидуальную работу

Устный опрос





1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

66

Обобщение по теме «Земля – наш общий дом»

1

Урок отработки умений и рефлексии

Человек – часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Расширение знаний о родной планете

Знать изученный материал по теме «Земля – наш общий дом».

Уметь самостоятельно выполнять проверочную работу, тест

Беседа по вопросам





67

Обобщение по теме «Земля – наш общий дом»

1

Урок отработки умений и рефлексии

Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Правила поведения в природе

Знать изученный материал по теме «Земля – наш общий дом».

Уметь самостоятельно выполнять творческую работу, отвечать на вопросы, анализировать, обобщать, делать выводы; беречь богатства природы в повседневной жизни

Устный опрос





68

Обобщение по теме «Экологическая система родного края»

1

Урок отработки умений и рефлексии

Правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоеме в летний период. Средства защиты и оказания первой помощи. Формы земной поверхности родного края

Знать формы земной поверхности родного края: река, озеро, равнина, горы, экосистемы родного края, о возрастающем разрушении нашей планеты человеком и способах ее спасения.

Уметь самостоятельно выполнять работу; использовать карту для получения новой информации

Беседа по вопросам







Рабочая программа по окружающему миру 2 класс ОС Школа 2100
  • Начальные классы
Описание:

Рабочая программа по окружающему миру расчитана на 2 часа в неделю.

     Новизна данной программы заключается в том, что ребята в процессе обучения учатся использовать полученные знания во время выполнения конкретных заданий, имитирующих жизненные ситуации. Деятельностный подход - основной способ получения знаний. Решение проблемных творческих задач - главный способ осмысления мира.

     Окружающий мир как учебный предмет несёт в себе большой развивающий потенциал: у детей формируются предпосылки научного мировоззрения, их познавательные интересы и способности; создаются условия для самопознания и саморазвития ребёнка. Знания, формируемые в рамках данного учебного предмета, имеют глубокий личностный смысл и тесно связан с практической жизнью младшего школьника.

Автор Холкина Татьяна Святославовна
Дата добавления 29.12.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 541
Номер материала 17223
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓