Окружающий мир
I.Пояснительная
записка
Цели курса
Изучение
окружающего мира в образовательных учреждениях направлено на достижение
следующих целей:
ü
развитие умений наблюдать,
характеризовать, анализировать, обобщать объекты окружающего мира, рассуждать,
решать творческие задачи;
ü
освоение
знаний
об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и
его месте в природе и обществе;
ü
воспитание
позитивного
эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, экологической и
духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; потребности участвовать в
творческой деятельности в природе и в обществе, сохранять и укреплять здоровье.
Задачи курса:
ü
Формировать
в сознании ученика ценностно-окрашенного образа окружающего мира как дома
своего собственного и общего для всех людей, для всего живого.
ü
Воспитывать
любовь к своему городу (селу), к своей Родине.
ü
Формировать
опыт экологически и эстетически обоснованного поведения в природе и социальной
среде.
ü
Развивать
интерес к познанию самого себя и окружающего мира.
II.
Характеристика учебного предмета
Новый подход к раскрытию понятия «окружающий мир» предложили авторы учебника,
выпущенного в рамках УМК «Перспектива» издательством «Просвещение». Особенность
подхода, предложенного А.А. Плешаковым и М.Ю. Новицкой,
состоит в гармоничном соединения естественнонаучных сведений и опыта
гуманитарных наук. Ведущей идеей становится
объединение мира природы и мира культуры. С этой позиции окружающий мир
рассматривается как природно-культурное целое, а человек как часть природы, как
создатель культуры и как ее продукт. Включение в содержание курса
компонентов культуры (норма, ценность, идеал) создает условия для
формирования личности ребенка, помогает понять и принять гуманистические
ценности общества, определить свое место в мире природы и человеческого бытия.
Культурологическая составляющая курса позволяет активно использовать в учебнике
литературные произведения, фольклор, художественное и музыкальное наследие.
III. Описание
места учебного предмета, курса в учебном плане
Рабочая программа составлена по государственной программе авторов А. А.
Плешакова, М. Ю. Новицкая из расчета 2 часа в неделю, 68 часов в
год. Каждый раздел темы имеет свою комплексно –
дидактическую цель, в которой заложены специальные знания и
умения. Принцип построения рабочей программы предполагает целостность и
завершенность, полноту и логичность построения единиц учебного материала в виде
разделов, внутри которых учебный материал распределен по темам. Из разделов
формируется учебный курс по предмету.
1 четверть – 18 часа, 2
четверть - 14 часов
3 четверть – 20 часов, 4
четверть – 17 часов.
IV.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Ценность жизни – признание
человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей
ценности, как основы для подлинного экологического сознания.
Ценность природы основывается на
общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира –
частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное
отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание
чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её
богатства.
Ценность человека как разумного
существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и
необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих:
физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.
Ценность добра – направленность
человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как
проявление высшей человеческой способности – любви.
Ценность истины – это ценность
научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности
бытия, мироздания.
Ценность семьи как первой и самой
значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды,
обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения
к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность труда и творчества как
естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого
существования.
Ценность свободы как свободы выбора
человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной
нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей
социальной сути является человек.
Ценность социальной солидарности как
признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости,
милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности –
осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и
государства.
Ценность патриотизма – одно из
проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу,
малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Ценность человечества – осознание
человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса
которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их
культур.
V.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного
учебного предмета
Личностными результатами
изучения курса « Окружающий мир» во 2 классе является формирование следующих
умений:
- самостоятельно
определять и высказывать общие для всех людей правила поведения;
- в простых и
ясных ситуациях ориентироваться в нравственном содержании и смысле собственных
поступков и поступков окружающих людей;
- признавать свои
плохие поступки;
- объяснять,что
связывает с семьей, друзьями, одноклассниками: оказывать им эмоциональную
поддержку и помощь в случаях затруднения;
- положительно
относиться к школе; проявлять внимание, удивление, желание больше узнать;
освоить роль «хорошего ученика»;
- проявлять
интерес к способам решения новой частной задачи;
- иметь
представление о себе и своих возможностях; объяснять самому себе, что делает с
удовольствием, с интересом, что получается хорошо, а что нет.
Метапредметными
результатами изучения курса является формирование следующих УУД.
Регулятивные
УУД:
- обнаруживать и
формулировать учебную проблему в диалоге с учителем и одноклассниками;
- выделять,
фиксировать и проговаривать последовательность операций предметного способа
действия в диалоге с учителем и одноклассниками;
- высказывать свое
предположение, предлагать способ его проверки;
- работать по
инструкции, по предложенному учителем плану;
- определять
совпадение, сходство и различие своих действий с образцом, учиться отличать
верно выполненное задание от неверного;
- оценивать свою
работу по заданным учителем критериям, используя оценочные шкалы, знаки +,-.
- проводить
пошаговый, пооперационный взаимоконтроль и самоконтроль действий, состоящих из
нескольких операций;
- совместно с
учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на
уроке.
Познавательные
УУД:
- ориентироваться
в своей системе знаний: отличать неизвестное от уже известного в способе
действия с помощью учителя и одноклассников;
- делать
предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике ( на
развороте, в оглавлении, в словаре);
- понимать
необходимость дополнительной информации для решения задач с неопределенными
условиями ( задачи-«ловушки») в один «шаг»;
- добывать новые
знания: задавать вопросы, находить на них ответы, используя учебник, свой
жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
- перерабатывать
полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего
класса, сравнивать, группировать предметы и их образы ( объекты живой и неживой
природы, предметы быта);
- преобразовывать
информацию из одной формы в другую: составлять рассказ по результатам,
зафиксированным в дневнике наблюдений, таблице, подробно пересказывать
небольшие тексты, называть их тему.
Коммуникативные
УУД:
- оформлять свою
мысль в устной и письменной речи;
- слушать и
понимать речь других;
- выделять в тексте
ключевые слова;
- договариваться с
одноклассниками и отвечать на их обращения в ходе общеклассной дискуссии или
групповой работы;
- работать в паре
по операциям, чередуя роли исполнителя и контролера, выполнять различные роли в
группе.
VIII. Описание
материально-технического обеспечения
образовательного процесса
1. Литература
для учителя.
1. Н.Т.Брыкина,
О.Е.Жиренко. Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир».
Москва, «ВАКО», 2004 год.
2. Л.И.Гайдина,
А.В.Кочергина. Изучаем «Окружающий мир с увлечением». Дидактический материал,
викторины, конкурсы. Москва, ООО «5 за знания», 2007 год.
3. М. Ю. Новицкая,
Н. М. Белянкова, Е. В. Мартинкова, Ю. В. Саркисян. Уроки по
окружающему миру. 2 класс. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений.
Москва,«Просвещение», 2009 год.
4. Н.А.Шевердина.
Олимпиады для начальной школы. Ростов-на-Дону, ООО «Феникс», 2007 год.
5. Бойкина М.В. Диагностические
работы по окружающему миру. — СПб., 2005г.
Наглядные пособия (таблицы, учебные
картины, схемы, плакаты , таблички с терминами).
2. Информационно-коммуникационные
средства.
Окружающий
мир А.А. Плешаков 2 кл (CD).
Детский
энциклопедический словарь» (CD).
3. Интернет-ресурсы.
1.
Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа :
http://school-collection.edu.ru
2.
Справочно-информационный интернет-портал – Режим доступа :
http://www.gramota.ru
3. Я
иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа :
http://nsc.1september.ru/urok
4.
Презентации уроков «Начальная школа». – Режим доступа :
http://nachalka.info/about/193
5. Детские электронные презентации. – Режим доступа : http://www.viki.rdf.ru
4. Технические
средства обучения.
1. Интерактивная доска.
2. мультимедийный компьютер.
3. мультимедийный проектор.
5. Учебно-практическое
оборудование.
1.
аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для
крепления таблиц и карт.
2. шкаф для хранения плакатов.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.