Главная / Начальные классы / Рабочая программа по окружающему миру 1 класс ПНШ

Рабочая программа по окружающему миру 1 класс ПНШ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы по предмету и авторской программы Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Федотова О.Н. «Окружающий мир», УМК «Перспективная начальная школа».

Для реализации программного содержания используются следующие учебно-методические пособия:

Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Федотова О.Н. Окружающий мир. 1 класс: Учебник. – М.: Академкнига/Учебник, 2011.

Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Федотова О.Н. Окружающий мир в вопросах и заданиях. 1 класс: Тетрадь для самостоятельной

работы. – М.: Академкнига/Учебник, 2011.

Трафимова Г.В, Трафимов С.А., Федотова О.Н. Давай знакомиться, мир. 1 класс: Учебник-хрестоматия. – М.: Академкнига/Учебник,

2011.

Трафимова Г.В, Трафимов С.А., Федотова О.Н. Окружающий мир. 1класс: Методическое пособие для учителя. – М.:

Академкнига/Учебник, 2011.

Специфика заключается в том, что курс «Окружающий мир» является интегрированным курсом для четырехлетней общеобразовательной начальной школы. В единый курс объединены такие общеобразовательные области, как «Естествознание» и «Обществознание». Особая значимость этого интегрированного курса заключается в формировании у школьников целостной картины окружающей среды (природной и социальной) и его места в этой среде как личности.

Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение

следующих целей:

формирование целостной картины мира и осознание места в нѐм человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребѐнком личного опыта общения с людьми и природой;

духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

Основные учебно-воспитательные задачи курса сохранение и поддержка индивидуальности ребенка на основе учета его жизненного опыта: опыта сельской жизни - с естественно-природным ритмом ЖИЗНИ, и опыта городской жизни - с развитой инфраструктурой, с разнообразными источниками

информации;

последовательное формирование у школьников обще учебных умений, основанных на способности ребенка наблюдать и анализировать, выделять существенные признаки и на основе проводить обобщение; специальных умений - работы с научно-популярной, справочной литературой; проведение фенологических наблюдений, физических опытов, простейших методов измерений; изучение школьниками взаимосвязей жизнедеятельности человека и природы, человека и общества (на уровне ознакомления).


Ценностные ориентиры содержания учебной программы.

Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.

Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всѐм многообразии еѐ форм.

Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.

Человечество как многообразие народов, культур, религий. в Международное сотрудничество как основа мира на Земле.

Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.

Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.

Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.

Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.


Основная задача первого года обучения – формирование их потребности и заинтересованности в знаниях по окружающему их миру. Поэтому в первый год своей школьной жизни дети в основном знакомятся с тем материалом, который они будут изучать и в следующих классах. Программа первого класса как бы систематизирует знания и опыт прежних встреч детей с объектами живой и неживой природы, с изделиями. Рассматриваются растения, грибы, животные, одежда, природные явления (выпадение снега, дождя, замерзание воды и пр.), так как в дошкольный период именно эти объекты и явления окружающего мира были хорошо известны детям. Это создает условия наиболее комфортного прохождения адаптационного периода обучения, когда формируется учебная деятельность и переход от наглядно-образного мышления к теоретическому.

Одной из основных задач обучения детей в первом классе является формирование деятельности наблюдения. Основным компонентом этой деятельности является направленное восприятие, она включает анализ и синтез, осмысление и истолкование воспринятого. Главный прием, который заложен в методический аппарат комплекта, это прием сравнения. Наблюдая и сравнивая под руководством учителя, младший школьник делает первые самостоятельные выводы.

Изучение окружающего мира преследует цель обучения детей правилом поведения в быту, на улице, в природе, правилом личной гигиены. Для того, чтобы эти навыки стали достаточно устойчивыми, необходимо отрабатывать правила поведения непосредственно на уроках-экскурсиях, в практике общения, которые, на ряду с традиционными формами урока, являются распространенной формой изучения данного курса.

В рамках первого учебного года разработана система длительных опытов-наблюдений.

Особенность организации образовательного процесса в 1 классе заключа­ется в том, что содержание учебного материала в адаптационный период (пер­вая четверть) осваивается в рамках внеурочных форм организации образова­тельного процесса: целевых прогулок, экскурсий, игр на свежем воздухе и др.


Планируемые результаты освоения программы по окончании 1 класса:


Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Окружающий мир» в 1 классе.

Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» является формирование следующих умений;

-оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;

-объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие;

-самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех правила поведения (основы общечеловеческих ценностей).

-в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 1 классе является формирование следующих УУД.

Регулятивные УУД:

-определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

-проговаривать последовательность действий на уроке;

-учиться высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрацией учебника;

-учиться работать по предложенному учителем плану;

-учиться отличать верно выполненное задание от неверного;

-учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Познавательные УУД:

-ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

-делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике;

-добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

-перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;

-перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы

-преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.

Коммуникативные УУД:

-донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи;

-слушать и понимать речь других;

-выразительно читать и пересказывать текст;

-совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;

-учиться выполнять различные роли в группе


Рабочая программа рассчитана на 66 часов в год (2 часа в неделю).

Учебно-тематический план


Содержание

Количество часов

В том числе экскурсии

Практические работы

1

Наблюдение как способ получения ответов на вопросы об окружающем нас мире

8


6


2

2

Живая природа

10

1

1

3

Природа и ее сезонные изменения

37

2


4

Наша родина — Россия

11

2



ИТОГО

66

11

3










СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Наблюдение как способ получения ответов на вопросы об окружающем нас мире (8 ч)

Населенный пункт, в котором живет ребенок: его адрес, важнейшие (2–3) предприятия, учреждения культуры, быта, их назначение, достопримечательности. Окружающий ребенка мир — природа живая и неживая (на уровне различения объектов живой и неживой природы, объектов природы от изделий). Органы чувств человека. Свойства объектов, которые можно определять с помощью органов чувств. Получение знаний с помощью органов чувств о естественных и искусственных объектах окружающего мира.

Практические работы: различение звуков, определение вкуса, температуры (теплое, холодное), мягкости, твердости, формы, влажности (мокрое, сухое), цвета с помощью органов чувств.

Живая природа (10 ч)

Признаки живой природы (живые существа дышат, питаются, растут, приносят потомство, умирают).

Животные как часть живой природы. Насекомые, рыбы, птицы, звери как наиболее доступные для выделения детьми группы животных. Дикие и домашние животные.

Растения — часть живой природы. Какие бывают растения: травы, кустарники, деревья. Части растения: корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами. Знакомство с разнообразием плодов и семян (по выбору учителя). Способы распространения растений. Распознавание деревьев своей местности по листьям, плодам, кронам.

Практические работы: наблюдения за прорастанием семян, ростом растений, способами распространения растений на новые места.

Природа и ее сезонные изменения (37 ч)

Смена времен года. Осенние изменения в неживой природе.

Жизнь растений осенью. Хвойные и лиственные деревья осенью. Изменение окраски листьев деревьев и кустарников. Листопад. Труд людей осенью. Жизнь животных осенью.

Зимние изменения в неживой природе. Первоначальные представления о разном состоянии воды (снег, лед). Жизнь лесных зверей и помощь птицам в зимнее время года.

Жизнь в воде подо льдом. Жизнь деревьев, кустарников и трав зимой. Труд людей зимой.

Весенние изменения в неживой природе. Жизнь деревьев и кустарников весной. Травянистые раннецветущие растения. Жизнь животных весной.

Природа в летнее время года. Съедобные и несъедобные ягоды.

Знакомство с грибами на примере шляпочных грибов. Съедобные и несъедобные грибы. Лекарственные растения. Правила сбора ягод, грибов, лекарственных растений. Безопасное поведение в природе. Первое знакомство с термином «Экология». Красная книга России.

Практические работы, наблюдения, экскурсии: урок-экскурсия

осенью с целью наблюдения за изменениями в природе. Опыт, доказывающий, что лед — это замерзшая вода. Опыт, доказывающий, что тонкий лед опасен. Опыт, доказывающий, чист ли белый снег.

Рассматривание с помощью лупы зачатков листьев в почках. Длительное наблюдение за распусканием почек. Урок-экскурсия с целью различения деревьев и кустарников родного края зимой. Наблюдения за повадками домашних животных, за жизнью насекомых, диких птиц.

Наша родина — Россия (11 ч)

Первоначальные представления о родном крае, о Родине: Россия — многонациональная страна. Столица нашей Родины — Москва. Достопримечательности Москвы (Красная площадь, Кремль).

Знакомство с государственной символикой: флаг России, герб России, гимн России.

Экскурсия в город по достопримечательностям родного края.


Планируемые предметные результаты по курсу «Окружающий мир» к концу первого года обучения

Учащиеся должны знать/понимать:

-название своего поселка (города), название своей улицы, номер своего дома, адрес школы;

-названия: своего государства (Россия), столицы (Москва), главной площади столицы (Красная площадь), главной достопримечательности столицы (Кремль), исторической достопримечательности Кремля (Спасская башня);

-государственную символику России;

-первый куплет и припев гимна России;

-виды городского транспорта (электричка, трамвай, троллейбус, автобус);

-правила поведения в городе во время экскурсии;

-что такое природа, природа живая и неживая (на уровне различения объектов);

-название органов чувств и их функции;

-названия органов растений (корень, стебель, лист, цветок, плод, семена);

-основные признаки живого: дыхание, питание, рост, размножение;

-названия и внешние отличительные признаки 8–10 растений; 8–10 животных (на уровне рода);

-название каждого времени года и их последовательность;

-основные признаки времен года;

-правила безопасности на воде в зимнее и летнее время, правила безопасности при катании с гор в зимнее время.

Уметь:

-соблюдать правила безопасности при проведении опытов и уроков-экскурсий;

-проводить целенаправленные простейшие наблюдения за объектами живой природы и уметь рассказывать о своих наблюдениях;

-различать объекты природы и изделия человека;

-различать объекты живой и неживой природы;

-различать части растений, отображать их в рисунке;

-приводить примеры домашних и диких животных (не менее пяти);

-приводить примеры животных разных групп (насекомых, рыб, птиц, зверей), раскрывать особенности их внешнего вида;

-приводить примеры хвойных и лиственных деревьев своего края;

-приводить примеры кустарников и травянистых растений своего края;

-приводить примеры съедобных грибов своего края;

-приводить примеры ядовитых ягод своего края;

-ориентироваться в основных достопримечательностях своего края;

-называть столицу России (Москва), главную площадь столицы (Красная площадь), главную достопримечательность столицы (Кремль), ---историческую достопримечательность Кремля (Спасская башня).

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

-для обогащения жизненного опыта с помощью наблюдения;

-установление связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе;

-выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения на улице, в быту;

-написания на конверте своего адреса;

-выполнения правил поведения в природе и участия в ее охране;

-подписывать почтовый конверт (адрес научного клуба «Мы и окружающий мир», обратный адрес).


Календарно –тематический план

п/п

Тема

Планируемые результаты

Виды деятельности

Кол-во часов

Дата


Предметные

Метапредметные и личностные (УУД)

Наблюдение как способ получения ответов на вопросы об окружающем нас мире – 8 часов

1

Знакомство с учебником. Семья


Знать:

- адрес, название города, номер дома, адрес школы. -правила поведения в природе. -название органов чувств и их функций.

-правила поведения в природе

Уметь:

- провести наблюдения за признаками объектов живой и неживой природы, проводить простейшие наблюдения за объектами живой природы , -рассказывать о своих наблюдениях

-различать объекты живой и неживой природы, выделять из объектов неживой природы изделия человека,

- изучать окружающий мир с помощью органов чувств

-определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры)

-выполнять простейшие опыты, обобщать результаты, делать выводы

-описывать свою дорогу от дома до школы


Личностные:

- принятие и освоение младшим школьником социальной роли ученика, положительного отношения к процессу учения, к приобретению знаний и умений;

- зарождение элементов гражданского самосознания – осознание себя членом общества, государства;

- приобретение личного опыта общения с людьми, обществом;

Регулятивные: - выявление и формулирование

познавательной цели с помощью учителя (адрес, школа, функции органов чувств);

-постановка и формулирование проблемы с помощью учителя, на основе знаний учащихся (адрес дома, название города, название органов чувств);

- слушать учителя, извлекая нужную информацию;

-понимать информацию, представленную в разных формах: изобразительной, схематичной, модельной (познакомить с условными обозначениями в дидактических играх, работать в парах и т. д.);

Познавательные:

1. Общеучебные:

-желание познавать, открывать новое, осваивать новые действия, готовность преодолевать учебные затруднения и оценивать свои усилия;

- принятие навыков, правил безопасного здорового образа жизни;

- выявление и формулирование

познавательной цели с помощью учителя;

-постановка и формулирование проблемы с помощью учителя;

- слушать учителя, извлекая нужную информацию;

-понимать информацию, представленную в разных формах: изобразительной, схематичной, модельной;

2.Логические:

- моделировать и оценивать различные ситуации поведения в школе и других общественных местах;

- различать формы поведения, которые допустимы или не допустимы в школе и др. общественных местах;

- работать практически по составлению режима дня и анализировать его;

- анализировать ситуации во время экскурсии по своему району или городу;

Коммуникативные:

- работать в группах по составлению режима дня;

- участвовать в игровых ситуациях – выполнять правила уличного движения;

- наблюдать за речью учителя, одноклассников, высказывать свое мнение, советы;

- отвечать на вопросы по тексту;

-участвовать в коллективной беседе, соблюдая правила общения;

- вступать в беседу со взрослыми дома, задавать им определённые вопросы, выслушивать ответы и на их основе строить свои сообщения, рассказы;

- обсуждать в коллективе необходимость соблюдений правил здорового образа жизни;

- выбирать оптимальные формы поведения во взаимоотношении с одноклассниками, друзьями, взрослыми.

- дидактические игры: «Живое и неживое», «Дополни ряд»;

- работа с информационными источниками (учебником и тетрадью);

- выполнение индивидуальных заданий;

- работа в парах и группах при выполнении совместных заданий;

- экскурсии;

-антиципация (моделирование, прогнозирование в начале урока);


1



2

Где живет семья Ивановых

(экскурсия)


1



3

Мы познаем мир с помощью органов чувств

(Прогулка)

1



4

Мы познаем мир с помощью органов чувств. (Урок-

практикум)


1



5

Мы познаем мир с помощью органов чувств

(путешествие)

1



6

Заключительный урок по теме.


1



7

Что нас окружает


1



8

Что нас окружает. (Экскурсия)


1



Живая природа – 10 часов

9

Животные – часть природы

Урок-игра

Знать:

- свойства предметов, определяемые с помощью зрительных, слуховых, вкусовых, осязательных ощущений;

- органы чувств, их значение для человека, правила ухода за ними;

- признаки предметов (цвет, форма, размеры и т.д.)

- объекты окружающего мира: живая и неживая природа, изделия , созданные человеком;

Уметь:

- называть, различать и сопоставлять окружающие предметы и их признаки (цвет, форма, размеры и т.д.);

- сопоставлять признаки предметов и органы чувств, с помощью которых их можно узнать;

- различать объекты природы и изделия человека; объекты живой и неживой природы;


Личностные:

- принятие и освоение младшим школьником социальной роли ученика, положительного отношения к процессу учения, к приобретению знаний и умений;

- зарождение элементов гражданского самосознания – осознание себя членом общества, государства;

- приобретение личного опыта общения с людьми, обществом, природой;

Регулятивные:

- выявление и формулирование

познавательной цели с помощью учителя (основные признаки различия живой и не живой природы);

-постановка и формулирование проблемы с помощью учителя, на основе знаний учащихся об объектах живой и неживой природы;

Оценивать различные ситуации в природе.

Познавательные:

1. Общеучебные:

- выявление и формулирование

познавательной цели с помощью учителя (предметы живой и неживой природы);

-постановка и формулирование проблемы с помощью учителя (различать объекты живой и неживой природы);

- слушать учителя, извлекая нужную информацию;

-понимать информацию, представленную в разных формах: изобразительной, схематичной, модельной (использование условных обозначений при выполнении заданий);

2.Логические:

- моделировать и оценивать различные ситуации поведения в природе;

- анализировать ситуации во время экскурсии в природу;

- сопоставлять признаки предметов и органы чувств, с помощью которых их можно узнать;

- различать объекты природы и изделия человека; объекты живой и неживой природы;

Коммуникативные:

- работать в группах и самостоятельно с источниками информации об окружающем мире;

- наблюдать за речью учителя, одноклассников, высказывать свое мнение, советы;

- отвечать на вопросы по тексту;

-участвовать в коллективной беседе, соблюдая правила общения;

- вступать в беседу со взрослыми дома, задавать им определённые вопросы, выслушивать ответы и на их основе строить свои сообщения, рассказы;

- обсуждать в коллективе необходимость соблюдений правил здорового образа жизни;

- выбирать оптимальные формы поведения во взаимоотношении с одноклассниками, друзьями, взрослыми.

- дидактические игры: «Подбери пару», «Кто где живёт»;

- работа с информационными источниками (учебником и тетрадью);

- выполнение индивидуальных заданий;

- работа в парах и группах при выполнении совместных заданий;

- экскурсии;

-проведение опытов;

-антиципация (моделирование, прогнозирование в начале урока);


1



10

Животные – часть природы


1



11

12

Дикие и домашние животные

Урок-путешествие

2



13

Насекомые – часть природы


1



14

Растения – часть живой природы. (Экскурсия)


1



15

Что общего у трав, кустарников и деревьев

1



16

Растения и их части.

(Урок- практикум)

1



17

18

Способы размножения растений



2



Природа и ее сезонные изменения (осень, зима) – 20 часов

19

Природа и ее сезонные изменения




Знать:

-основные признаки времен года, название и последовательность,

-представления о сезонных изменениях.

- изменения в жизни растений осенью, разнообразие форм, окраски листьев растений в осенний период

-о труде людей осенью в саду, поле, огороде, - особенности жизни животных осенью в связи с подготовкой к зимнему периоду, - основные признаки времен года, название каждого времени года и их последовательность, -правила проведения наблюдения и опытов, - о зимовке животных, о работе лесника зимой, - признаки, по которым из всех животных выделяется группа – птицы, виды зимующих птиц. - о жизни деревьев и кустарников в зимний период, делать выводы из наблюдений,

отличия кустарников и деревьев зимой, -особенности труда людей зимой

- признаки рыб, о жизни некоторых животных и растений подо льдом.

Уметь:

- оказывать помощь зимующим птицам, обобщать жизненные наблюдения. - анализировать изменения - анализировать изменения природы осенью природы осенью , - различать овощи и фрукты, - анализировать изменения природы зимой,

-выделить существенные признаки зимы,

- обобщать жизненные наблюдения об изменениях в окружающей природе в связи с приходом зимы, элементарное представление об образовании снежинок,

- оказывать помощь животным зимой.

- определять разные виды кустарников и деревьев по силуэту, коре, почкам, плодам.

-обобщать жизненные наблюдения,

-представление о внутреннем строении почки.


Личностные:

- осознание ценности природы не только как источника удовлетворения потребностей человека, но и её значение для развития эстетического восприятия мира и развития творческих способностей;

- обретение чувства любви к природе, желание её охранять;

- приобретение личного опыта общения с людьми, обществом, природой;

Регулятивные:

Учащиеся знают названия времен года. Имеют представление о сезонных изменениях в природе;

-помощью учителя расширяют и углубляют знания о сезонных изменениях осенью и зимой; - оценивать различные ситуации поведения в природе.

Познавательные:

1. Общеучебные:

- выявление и формулирование

познавательной цели с помощью учителя (последовательность времён года, отличительные признаки);

-постановка и формулирование проблемы с помощью учителя (о сезонных изменениях в природе);

- слушать учителя, извлекая нужную информацию;

-понимать информацию, представленную в разных формах: изобразительной, схематичной, модельной;

2.Логические:

- моделировать и оценивать различные ситуации поведения в природе;

- анализировать ситуации во время экскурсии в природу;

- сравнивать времена года, выделять отличительные признаки;

- различать дикорастущие, культурные и комнатные растения; деревья, кустарники, травянистые растения; хвойные, лиственные растения;

- различать ядовитые растения и грибы;

- сравнивать и описывать растения, грибы, называя их отличительные признаки;

Коммуникативные:

- работать в группах и самостоятельно с источниками информации об окружающем мире;

- наблюдать за речью учителя, одноклассников, высказывать свое мнение, советы;

- отвечать на вопросы по тексту;

-участвовать в коллективной беседе, соблюдая правила общения;

- вступать в беседу со взрослыми дома, задавать им определённые вопросы, выслушивать ответы и на их основе строить свои сообщения, рассказы;

- обсуждать в коллективе необходимость соблюдений правил поведения в природе;

- выбирать оптимальные формы поведения во взаимоотношении с одноклассниками, друзьями, взрослыми.

- дидактические игры «Собери белке корзинку», «Помоги птицам»;

- работа с информационными источниками (учебником и тетрадью);

- выполнение индивидуальных заданий;

- работа в парах и группах при выполнении совместных заданий;

- экскурсии;

- практические и творческие работы;

- зарисовка растений и их раскрашивание;

- работа с муляжами грибов;

- лепка, рисование и моделирование грибов;

- уход за комнатными растениями

-антиципация (моделирование, прогнозирование в начале урока

1



20

Жизнь растений осенью





1



21

Жизнь растений осенью





1



22

Жизнь растений осенью (урок-экскурсия)





1



23

Труд людей осенью





1



24

Как животные готовятся к зиме





1



25

Кто и куда спешит осенью спрятаться.





1



26

Пришла зима.



1



27

Снежные загадки.





1



28

Жизнь лесных зверей зимой




1



29

Почему зайцы снега ждут?


1



30

Как помочь птицам зимой



1



31

Зимние гости



1



32

Тайна рябинового пира



1



33

Чем ты птиц зимой угощаешь?



1



34

Есть ли жизнь в воде и подо льдом?




1



35

Искатели воздуха




1



36

Где раки зимуют?



1



37

Как зимуют деревья, кустарники и травы



1



38

Учимся различать деревья и кустарники зимой (урок-экскурсия)




1



Природа и ее сезонные изменения (весна, лето) – 17 часов

39

Пришла весна




Знать:

- основные признаки весны, правила безопасности в природе весной,

- раннецветущие растения, причины раннего цветения растений,

-об изменениях в жизни животных весной,

-как появляется потомство у животных,

-об основных изменениях в природе с приходом лета,

- питательные и целебные свойства ягод;

-признаки и названия грибов,

-правила сбора грибов. Уметь:

- определять растения и животных родного края, из особенности весной,

-отличать первоцветы от остальных растений,

-устанавливать взаимосвязи в природе

-сравнивать животных и их детенышей

-устанавливать взаимосвязи в природе в летний период

-приводить примеры съедобных и ядовитых ягод своего края

- представление о правилах сбора ягод

-отличать съедобные и ядовитые грибы

Личностные:

- осознание ценности природы не только как источника удовлетворения потребностей человека, но и её значение для развития эстетического восприятия мира и развития творческих способностей;

- обретение чувства любви к природе, желание её охранять;

- приобретение личного опыта общения с людьми, обществом, природой;

Регулятивные:

- учащиеся знают названия времен года. Имеют представление о сезонных изменениях в природе;

-помощью учителя расширяют и углубляют знания о сезонных изменениях весной и летом;

- оценивать различные ситуации поведения в природе;

- навыков оценить принятие экологически грамотного и безопасного поведения в природе;

Познавательные:

1. Общеучебные:

1. Общеучебные:

- выявление и формулирование

познавательной цели с помощью учителя (последовательность времён года, их отличительные признаки, ядовитые и лекарственные растения);

-постановка и формулирование проблемы с помощью учителя (о сезонных изменениях в природе, правила сбора трав);

- слушать учителя, извлекая нужную информацию;

-понимать информацию, представленную в разных формах: изобразительной, схематичной, модельной (условные обозначения);

2.Логические:

- моделировать и оценивать различные ситуации поведения в природе;

- анализировать ситуации во время экскурсии в природу;

- различать домашних и диких животных;

- различать и описывать млекопитающих, птиц, рыб, насекомых, земноводных, пресмыкающихся, называя их отличительные признаки, особенности их внешнего вида и среду обитания;

- вести наблюдение за животными;

Коммуникативные:

- работать в группах и самостоятельно с источниками информации об окружающем мире;

- наблюдать за речью учителя, одноклассников, высказывать свое мнение, советы;

- отвечать на вопросы по тексту;

-участвовать в коллективной беседе, соблюдая правила общения;

- вступать в беседу со взрослыми дома, задавать им определённые вопросы, выслушивать ответы и на их основе строить свои сообщения, рассказы;

- обсуждать в коллективе необходимость соблюдений правил поведения в природе;

- выбирать оптимальные формы поведения во взаимоотношении с одноклассниками, друзьями, взрослыми.


- дидактические игры «Кто что ест?», «Кому нужна помощь весной»;

- работа с информационными источниками (учебником и тетрадью);

- выполнение индивидуальных заданий;

- работа в парах и группах при выполнении совместных заданий;

- экскурсии;

- наблюдения, практические и творческие работы;

- лепка, рисование и моделирование животных;

- уход за домашними животными;

-антиципация (моделирование, прогнозирование в начале урока

1



40

Первоцветы





1



41

Где искать первые весенние цветы?




1



42

Жизнь растений весной (урок-экскурсия)





1



43

Как животные весну встречают




1



44

Про больших и маленьких





1



45

Зачем ящерица нежится весной на солнце






1



46

Почему кукушка птенцов не выкармливает






1



47

Как медведица о медвежатах заботится





1



48

Лето пришло





1



49

В лес по ягоды пойдем






1



50

С лукошком за грибами






1



51

Опасный красавец




1



52

Зеленая аптека





1



53

Лекарственные растения (урок-экскурсия)


1



54

Природа и мы




1



55

Заключительный урок по теме






1




Наша родина — Россия – 11 часов

56

Наша Родина – Россия








Знать:

- названия планеты, страны, региона, города

-название государства, его столицы, названия крупных государств-соседей, - государственную символику России, первый куплет и припев гимна

-столицу государства, главную площадь

- столицу края, главную площадь, иметь представление о достопримечательностях. Уметь:

- описывать достопримечательности села,

-описывать достопримечательности

-описывать достопримечательности родного края

-называть виды растений и животных края

-описывать достопримечательности России

-описывать традиции, обычаи, историю государственных символов.

- иметь представление о Кремле.

Личностные:

- принятие и освоение младшим школьником социальной роли ученика, положительного отношения к процессу учения, к приобретению знаний и умений;

- зарождение элементов гражданского самосознания – осознание себя членом общества, государства;

- приобретение личного опыта общения с людьми, обществом;

Регулятивные:

- учащиеся знают название города, государства, столицу;

_-с помощью учителя знакомятся с символикой, заучивают гимн;

- осваивать новые действия, готовность преодолевать учебные затруднения и оценивать свои усилия;

- оценивать правила безопасного здорового образа жизни;

Познавательные:

1. Общеучебные:

- выявление и формулирование

познавательной цели с помощью учителя (название города, страны, столицы;

-постановка и формулирование проблемы с помощью учителя (символика России, традиции, обычаи»;

- слушать учителя, извлекая нужную информацию;

-понимать информацию, представленную в разных формах: изобразительной, схематичной, модельной;

2.Логические:

- моделировать и оценивать различные ситуации поведения в школе и других общественных местах;

- различать формы поведения, которые допустимы или не допустимы в школе и др. общественных местах;

- работать практически по составлению режима дня и анализировать его;

- анализировать ситуации во время экскурсии по своему району или городу;

Коммуникативные:

- работать в группах по составлению режима дня;

- участвовать в игровых ситуациях – выполнять правила уличного движения;

- наблюдать за речью учителя, одноклассников, высказывать свое мнение, советы;

- отвечать на вопросы по тексту;

-участвовать в коллективной беседе, соблюдая правила общения;

- вступать в беседу со взрослыми дома, задавать им определённые вопросы, выслушивать ответы и на их основе строить свои сообщения, рассказы;

- обсуждать в коллективе необходимость соблюдений правил здорового образа жизни;

- выбирать оптимальные формы поведения во взаимоотношении с одноклассниками, друзьями, взрослыми.

- работа в парах и группах при выполнении совместных заданий;

- экскурсии;

- наблюдения, практические и творческие работы;

- лепка, рисование и моделирование животных;

- уход за домашними животными;

-антиципация (моделирование, прогнозирование в начале урока)

1



57

Наша Родина – Россия








2



58

Москва – столица нашего государства









1



59

60

Москва – столица нашего государства







2



61

Экскурсия в город. Транспорт.


1



62

Наш город (урок-экскурсия)



1



63

Знакомство с достопримечательностями города








1



64

Моя улица




1



65

Заключительный урок. Письмо в клуб «Мы и окружающий мир.




1



66



Обобщающий урок
















1


































Литература и средства обучения


Для учителя

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального обще­го образования. -М.:Просвещение, 2010.-32 с.-(Стандарты второго поколения).

2. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. Стандар­ты нового поколения / Руководители проекта: член-корреспондент РАО А.М. Кондаков, академик РАН Л.П. Кезина. В 2 ч. Ч. 1. - 4-е изд., переработанное. -М.: Просвещение, 2010.- 400 с.

Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Федотова О.Н. Окружающий мир. 1 класс: Учебник. – М.: Академкнига/Учебник, 2011.

Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Федотова О.Н. Окружающий мир в вопросах и заданиях. 1 класс: Тетрадь для самостоятельной работы. – М.: Академкнига/Учебник, 2011.

Трафимова Г.В, Трафимов С.А., Федотова О.Н. Давай знакомиться, мир. 1 класс: Учебник-хрестоматия. – М.: Академкнига/Учебник,

2011.

Трафимова Г.В, Трафимов С.А., Федотова О.Н. Окружающий мир. 1класс: Методическое пособие для учителя. – М.: Академкнига/Учебник, 2011.


Для учащихся

Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Федотова О.Н. Окружающий мир. 1 класс: Учебник. – М.: Академкнига/Учебник, 2011.

Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Федотова О.Н. Окружающий мир в вопросах и заданиях. 1 класс: Тетрадь для самостоятельной работы. – М.: Академкнига/Учебник, 2011.

Трафимова Г.В, Трафимов С.А., Федотова О.Н. Давай знакомиться, мир. 1 класс: Учебник-хрестоматия. – М.: Академкнига/Учебник,

2011.


Материально техническое обеспечение:

- доска магнитно-меловая двустворчатая

- стол учительский

- стул учительский

- парта ученическая

- стулья ученические


Оборудование

Глобус Земли физический

Физическая карта полушарий

Физическая карта России

Гербарий для начальной школы (30 видов, с иллюстрациями)

Комплект таблиц «Летние и осенние измен. в природе» (13 табл +32 карт. + диск)

Комплект табл. «Безопасное поведение школьников» (5 табл. + диск)

Комплект табл. «Окружающий мир 1 класс» (15 табл. + диск)

Комплект табл. «Окружающий мир 1-4 кл» Растения, животные (20 табл)
















Рабочая программа по окружающему миру 1 класс ПНШ
  • Начальные классы
Описание:

Рабочая программа  по окружающему миру для 1 класса разработана на основе Федерального  государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы по предмету и  авторской программы Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Федотова О.Н. «Окружающий  мир», УМК «Перспективная начальная школа».

 

Специфика заключается в том, что курс «Окружающий мир» является интегрированным курсом для четырехлетней общеобразовательной начальной школы. В единый курс объединены такие общеобразовательные области, как «Естествознание» и «Обществознание». Особая значимость этого интегрированного курса заключается в формировании у школьников целостной картины окружающей среды (природной и социальной) и его места в этой среде как личности.

Автор Питиримова Оксана Владимировна
Дата добавления 18.11.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел Планирования
Просмотров 1337
Номер материала 2777
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓