Главная / Начальные классы / Рабочая программа по окружающему миру 1 класс

Рабочая программа по окружающему миру 1 класс

Муниципальное общеобразовательное Учреждение

«Поповская основная общеобразовательная школа»



«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МОУ «Поповской ООШ»

__________________/Таскаева Е.В../

Приказ №____от __________


Рабочая программа

по окружающему миру

1 класс

Программа разработана на основе Федерального государ­ственного образовательного стандарта начального общего обра­зования, Концепции духовно-нравственного развития и воспи­тания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.






Составитель:

Учитель начальных классов

Панченко Г.П.










Егорьевск, 2012 г.



Пояснительная записка

Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы А. А. Плешакова «Окружающий мир», утверждённой МО РФ, в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников.

Цель данной программы:

развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;

освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и в обществе;

воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру; экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; формирование потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.

Задачи:

Изучить различные процессы и явления окружающего мира;

Развить умения задавать вопросы и искать в доступной им форме ответы на них;

Развить логическое мышление и речь – умение логически обосновывать суждения, приводить примеры, доказательства;

Развить представление о пространстве и времени.

Сформировать у детей представление об объектах окружающего мира, их разнообразии и свойствах;

В ходе усвоения содержания курса учащиеся получают возможность:

Сформировать уважительное отношение к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

Осознавать целостность окружающего мира, осваивать основы экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

Осваивать доступные способы изучения природы и общества (наблюдение, запись, сравнение, классификация и др., с получением информации от окружающих людей);

Развивать навыки установления и выявления причинно – следственных связей в окружающем мире.

В процессе изучения курса «Мир вокруг нас» систематизи­руются и расширяются представления детей о предметах и яв­лениях природы и общественной жизни, развивается интерес к их познанию, происходит обогащение нравственного опыта уча­щихся, воспитывается любовь к своему городу (селу), к своей Родине. Курс нацелен на формирование бережного отношения к богатствам природы и общества, навыков экологически и нравственно обоснованного поведения в природной и социальной среде.

При этом средствами учебного предмета обеспечивается су­щественное воздействие на развитие у учащихся речи и позна­вательных процессов (сенсорное развитие, развитие мышления, внимания, памяти, воображения), а также эмоциональной сфе­ры и творческих способностей.

Содержание курса охватывает весьма широкий круг вопро­сов: от элементарных правил личной гигиены до знаний о нашей планете, о странах и народах мира. При этом человек, природа и общество рассматриваются в их неразрывном, ор­ганичном единстве. Это позволяет уже на самом раннем этапе школьного обучения начать формирование у детей целостно­го представления об окружающем мире, о месте в нем челове­ка. В курсе раскрываются доступные пониманию учащихся взаимосвязи, существующие в природе и общественной жизни. Идея связей как бы цементирует разнообразные элементы со­держания курса, значительно усиливая его воспитательный и развивающий потенциал.

В 1 классе еще не выделяются и не структурируются в са­мостоятельные разделы программы те или иные предметные об­ласти действительности (например, живая природа, техника и т. д.). Ребенок в этом возрасте - первооткрыватель мира, и его интересует все. Целостный образ окружающего формируется че­рез «мозаику» его компонентов в процессе поиска ответов на детские вопросы: Что? Кто? Kaк? Когда? Почему? Зачем? и др.

Первоклассники учатся задавать вопросы об окружающем мире и искать в доступной им форме ответы на них.

Первый круг вопросов, сгруппированных в теме « Что и кто?», обеспечивает формирование у детей представлений об объектах окружающего мира, их разнообразии и свойствах. Предпочте­ние отдается самому близкому, тому, что доступно непосредст­венному чувственному опыту детей. Второй круг вопросов (те­ма «Как, откуда и куда?») - это познание учащимися различ­ных процессов, явлений окружающего мира, как естественных, так и связанных с деятельностью людей. Третий круг вопросов (тема «Где и когда?») развивает представления детей о прост­ранстве и времени, а четвертый (тема «Почему и зачем?») ­обеспечивает опыт причинного объяснения явлений окружаю­щего мира, определения целей и смысла той или иной челове­ческой деятельности.

Учебное содержание в каждой теме выстраивается в основ­ном по единой схеме: мир неживой природы; растения и жи­вотные; мир людей и созданных ими предметов; наше здоровье и безопасность; экология. Продвигаясь в освоении курса от те­мы к теме, учащиеся вновь и вновь возвращаются к основным предметным областям, постоянно расширяя и углубляя свои зна­ния о них, рассматривая их с новых точек зрения.

Предпочтительные формы организации учебного процесса: фронтальная, парная, индивидуальная.

Преобладающей формой текущего контроля выступает устный опрос, в меньшей степени письменный опрос.
















Учебно-тематический план

по окружающему миру 1 класс (66 часов)

Наименование разделов и тем

всего часов

экскурсии

практические работы

1

Введение

3

2


2

Что и кто?

19

4

6

3

Как, откуда и куда?

13


3

4

Где и когда?

10



5

Почему и зачем?

19


1

6

Заключение

2




Итого

66

6

10
























Содержание рабочей программы по окружающему миру 1 класс (66 часов)

Введение (1 ч)

Задавайте вопросы!

Знакомство с учебником и учебными пособиями (рабочей тетрадью, сборником тестов, атласом-определителем «От земли до неба», книгами для чтения «Зелёные страницы» и «Великан на по­ляне»). Знакомство с постоянными персонажами учебника — Муравьем Вопросиком и Мудрой Черепахой.

Экскурсии: Знакомство со школой. Знакомство с дорогой от дома до школы и правилами безопасности в пути.

Раздел «Что и кто?» (20 ч)

Что такое Родина?

Знакомство с целями и задачами раздела. Роди­на — эта наша страна Россия и наша малая роди­на. Первоначальные сведения о народах России, её столице, о своей малой родине.

Что мы знаем о народах России?

Многонациональный характер населения России; Представления об этническом типе лица и национальном костюме. Национальные праздники народов России. Основные традиционные религии. Единство народов России.

Что мы знаем о Москве?

Москва — столица России. Достопримечательно­сти Москвы: Кремль, Красная площадь, собор Василия Блаженного, метро, зоопарк и т. д. Жизнь москвичей — наших сверстников.

Проект «Моя малая Родина»

Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы.

Что у нас над головой?

Дневное и ночное небо. Солнце и его форма. Звёзды и созвездия. Созвездие Большой Медве­дицы.

Что у нас под ногами?

Камни как природные объекты, разнообразие их признаков (форма, цвет, сравнительные разме­ры). Представление о значении камней в жизни людей. Распознавание камней.

Что общего у разных растений?

Части растения (корень, стебель, листья, цветок, плод, семя). Представление о соцветиях.

Что растёт на подоконнике?

Наиболее распространённые комнатные расте­ния. Зависимость внешнего вида растений от природных условий их родины. Распознавание комнатных растений в классе.

Что растёт на клумбе?

Наиболее распространённые растения цветника (космея, гладиолус, бархатцы, астра, петуния, ка­лендула), цветущие осенью. Распознавание рас­тений цветника.

Что это за листья?

Деревья возле школы. Листья деревьев, разно­образие их формы и осенней окраски. Распозна­вание деревьев по листьям.

Что такое хвоинки?

Лиственные и хвойные деревья. Ель и со­сна — хвойные деревья. Хвоинки — видоизме­нённые листья. Распознавание хвойных деревьев.

Кто такие насекомые?

Насекомые как группа животных. Главный при­знак насекомых — шесть ног. Разнообразие на­секомых.

Кто такие рыбы?

Рыбы — водные животные, тело которых (у боль­шинства) покрыто чешуёй. Морские и речные рыбы.

Кто такие птицы?

Знакомство с птицами как одной из групп жи­вотных. Перья — главный признак птиц. Перво­начальное знакомство со строением пера птицы.

Кто такие звери?

Внешнее строение и разнообразие зверей. Ос­новные признаки зверей: шерсть, выкармлива­ние детёнышей молоком. Связь строения тела зверя с его образом жизни.

Что окружает нас дома?

Систематизация представлений детей о предме­тах домашнего обихода. Группировка предметов по их назначению.

Что умеет компьютер?

Знакомство с компьютером, его назначением и составными частями. Роль компьютера в совре­менной жизни. Правила безопасного обращения с ним.

Что вокруг нас может быть опасным?

Первоначальное знакомство с потенциально опасными окружающими предметами и транс­портом. Элементарные правила дорожного дви­жения.

На что похожа наша планета?

Первоначальные сведения о форме Земли и её движении вокруг Солнца и своей оси. Гло­бус — модель Земли.

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Что и кто?»

Презентация проекта «Моя малая Родина»

Проверка знаний и умений. Представление результатов проектной деятельности. Формирование адекватной оценки своих достижений.

Экскурсии: Что у нас над головой? Что у нас под ногами? Знакомство с растениями цветника. Что такое зоопарк?

Практические работы: Знакомство с комнатными растениями. Знакомство с лиственными деревьями ближайшего природного окружения. Распознавание листьев различных деревьев. Сравнительное исследование сосны и ели. Что общего у разных растений? Знакомство с глобусом.

Презентация проекта «Моя малая Родина».

Раздел «Как, откуда и куда?» (12 ч)

Как живёт семья? Проект «Моя семья»

Знакомство с целями и задачами раздела. Се­мья — это самые близкие люди. Что объединяет членов семьи. Имена, отчества и фамилии чле­нов семьи. Жизнь семьи. Подготовка к выполнению проекта «Моя семья»: знакомство с материалами учебника, распределе­ние заданий, обсуждение способов и сроков ра­боты.

Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит?

Значение воды в доме. Путь воды от природных источников до жилища людей. Значение очист­ных сооружений для предотвращения загрязне­ния природных вод.

Опасность использования загрязнённой воды. Очистка загрязнённой воды.

Откуда в наш дом приходит электричество?

Значение электроприборов в жизни современного человека. Разнообразие бытовых электроприборов. Способы выработки электричества и доставки его потребителям. Правила безопасности при использовании электричества и электроприборов. Современные энергосберегающие бытовые приборы.

Как путешествует письмо?

Разнообразие почтовых отправлений и средств доставки корреспонденции. Значение почтовой связи для общества. Знакомство с работой по­чты. Современные средства коммуникации.

Куда текут реки?

Расширение и уточнение представлений детей о реках и морях, о движении воды от истока реки до моря, о пресной и морской воде.

Откуда берутся снег и лёд?

Снег и лёд. Исследование свойств снега и льда.

Как живут растения?

Растение как живой организм. Представление о жизненном цикле растения. Условия, необхо­димые для жизни растений. Уход за комнатными растениями.

Как живут животные?

Животные как живые организмы. Представление о жизненном цикле животных. Условия, необхо­димые для жизни животных. Уход за животными живого уголка.

Как зимой помочь птицам?

Птицы, зимующие в наших краях, их питание зимой. Важность заботы о зимующих птицах. Устройство кормушек и виды корма. Правила подкормки птиц.

Откуда берётся и куда девается мусор?

Источники мусора в быту. Необходимость со­блюдения чистоты в доме, городе, природном окружении. Раздельный сбор мусора.

Откуда в снежках грязь?

Источники загрязнения нашей планеты и спосо­бы защиты её от загрязнений. Распространение загрязнений в окружающей среде.

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Как, откуда и куда?» Презентация проекта «Моя семья»

Проверка знаний и умений. Представление ре­зультатов проектной деятельности. Формирова­ние адекватной оценки своих достижений.

Экскурсия: Как путешествует письмо.

Практические работы: Изучение свойств снега и льда. Отработка простейших приемов ухода за комнатными растениями. Изготовление простейшей кормушки для птиц.

Презентация проекта «Моя семья».

Раздел « Где и когда?» (11 ч)

Когда учиться интересно?

Знакомство с целями и задачами раздела. Усло­вия интересной и успешной учебы: хорошее оснащение классного помещения, дружный кол­лектив класса, взаимопомощь одноклассников, доверительные отношения с учителем. Обраще­ние к учителю.

Проект «Мой класс и моя школа»

Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы.

Когда придёт суббота?

Время и его течение. Прошлое, настоящее и бу­дущее. Последовательность дней недели.

Когда наступит лето?

Последовательность смены времён года и меся­цев в нём. Названия осенних, зимних, весенних

и летних месяцев. Зависимость природных явле­ний от смены времён года.

Где живут белые медведи?

Холодные районы Земли: Северный Ледовитый океан и Антарктида. Животный мир холодных районов.

Где живут слоны?

Жаркие районы Земли: саванна и тропический лес. Животный мир жарких районов.

Где зимуют птицы?

Зимующие и перелётные птицы. Места зимовок перелётных птиц. Исследование учёными марш­рутов перелёта птиц. Причины, заставляющие птиц улетать на зиму.

Когда появилась одежда?

История появления одежды и развития моды. За­висимость типа одежды от погодных условий, национальных традиций и её назначения (дело­вая, спортивная, рабочая, домашняя, празднич­ная, военная).

Когда изобрели велосипед?

История появления и усовершенствования вело­сипеда. Устройство велосипеда, разнообразие со­временных моделей (прогулочный, гоночный, тандем, детский трёхколёсный). Правила дорож­ного движения и безопасности при езде на вело­сипеде.

Когда мы станем взрослыми?

Отличие жизни взрослого человека от жизни ре­бёнка. Необходимость выбора профессии, целе­вых установок на будущее. Ответственность че­ловека за состояние окружающего мира.

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где и когда?» Презентация проекта «Мой класс и моя школа»

Проверка знаний и умений. Представление ре­зультатов проектной деятельности. Формирова­ние адекватной оценки своих достижений.

Проект: «Мой класс и моя школа».

Раздел «Почему и зачем?» (22 ч)

Почему Солнце светит днём, а звёзды ночью?

Знакомство с целями и задачами раздела. Солнце — ближайшая к Земле звезда. Форма, цвет, сравнительные размеры звёзд. Созвездие Льва.

Почему Луна бывает разной?

Луна — спутник Земли, её особенности. Измене­ние внешнего вида Луны и его причины. Спосо­бы изучения Луны.

Почему идёт дождь и дует ветер?

Причины возникновения дождя и ветра. Их зна­чение для человека, растений и животных.

Почему звенит звонок?

Разнообразие звуков в окружающем мире. При­чина возникновения и способ распространения звуков. Необходимость беречь уши.

Почему радуга разноцветная?

Радуга — украшение окружающего мира. Цвета радуги. Причины возникновения радуги.

Почему мы любим кошек и собак?

Взаимоотношения человека и его домашних пи­томцев (кошек и собак). Предметы ухода за до­машними животными. Особенности ухода за кошкой и собакой.

Проект «Мои домашние питомцы»

Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы.

Почему мы не будем рвать цветы, и ловить бабочек?

Разнообразие цветов и бабочек. Взаимосвязь цветов и бабочек. Необходимость сохранения природного окружения человека. Правила пове­дения на лугу.

Почему в лесу мы будем соблюдать тишину?

Звуки леса, их разнообразие и красота. Необхо­димость соблюдения тишины в лесу.

Зачем мы спим ночью?

Значение сна в жизни человека. Правила подго­товки ко сну. Как спят животные. Работа человека в ночную смену.

Почему нужно есть много овощей и фруктов?

Овощи и фрукты, их разнообразие и значение в питании человека. Витамины. Правила гигие­ны при употреблении овощей и фруктов.

Почему нужно чистить зубы и мыть руки?

Важнейшие правила гигиены, необходимость их соблюдения. Освоение приёмов чистки зубов и мытья рук.

Зачем нам телефон и телевизор?

Почта, телеграф, телефон — средства связи. Ра­дио, телевидение, пресса (газеты и журна­лы) — средства массовой информации. Интернет.

Зачем нужны автомобили?

Автомобили — наземный транспорт, их разно­образие и назначение. Знакомство с устройством автомобиля. Электромобиль — автомобиль буду­щего.

Зачем нужны поезда?

Поезда — наземный и подземный транспорт. Виды поездов в зависимости от назначения. Устройство железной дороги. Представление о развитии железнодорожного транспорта.

Зачем строят корабли?

Корабли (суда) — водный транспорт. Виды кора­блей в зависимости от назначения (пассажир­ские, грузовые, рыболовные, исследовательские суда, военные корабли). Устройство корабля.

Зачем строят самолёты?

Самолёты — воздушный транспорт. Виды само­лётов в зависимости от их назначения (пасса­жирские, грузовые, военные, спортивные). Устройство самолёта.

Почему в автомобиле и поезде нужно соблю­дать правила безопасности?

Правила безопасности в автомобиле, в поезде и на железной дороге, а также в других средствах транспорта (автобусе, троллейбусе, трамвае).

Почему на корабле и в самолёте нужно со­блюдать правила безопасности?

Правила безопасности на водном и воздушном транспорте. Спасательные средства на корабле и в самолёте.

Зачем люди осваивают космос?

Систематизация сведений о космосе, получен­ных в течение года. Освоение человеком космо­са: цели полётов в космос, Ю.А. Гагарин — пер­вый космонавт Земли, искусственные спутники Земли, космические научные станции.

Почему мы часто слышим слово «экология»?

Первоначальное представление об экологии. Взаимосвязи между человеком и природой. День Земли.

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Почему и зачем?» Презентация проекта «Мои домашние питом­цы»

Проверка знаний и умений. Представление ре­зультатов проектной деятельности. Формирова­ние адекватной оценки своих достижений.

Практические работы: Фотографировать домашних животных (кошку, собаку). Простейшие правила гигиены.

Презентация проекта «Мои домашние питом­цы».










Требования к уровню подготовки обучающихся,

осваивающих программу учебного предмета

Знать:

  • название нашей планеты, родной страны и её столицы, региона, где живут учащиеся, родного города

  • государственную символику России

  • государственные праздники

  • основные (легко определяемые) свойства воды

  • общие условия, необходимые для жизни живых организмов

  • правила сохранения и укрепления здоровья

  • основные правила поведения в окружающей среде

Уметь

  • различать части растения, отображать их на рисунке (схеме)

  • приводить примеры представителей разных групп растений и животных (2-3 представителя из изученных), раскрывать особенности их внешнего вида и жизни

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения, измерения, сравнения

  • установления связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе

  • оценки воздействия человеку на природу, выполнения правил поведения в природе и участия в её охране

  • удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране, нашей планете

Формирование универсальных учебных действий:

Личностные ууд.

  • Ценностно-смысловая ориентация учащихся,

  • Действие смыслообразования,

  • Нравственно-этическое оценивание

Коммуникативные ууд

  • Умение выражать свои мысли,

  • Разрешение конфликтов, постановка вопросов.

  • Управление поведением партнера: контроль, коррекция.

Регулятивные ууд

  • Целеполагание,

  • волевая саморегуляция,

  • коррекция,

  • оценка качества и уровня усвоения.

Познавательные универсальные действия:

Общеучебные:

  • Умение структурировать знания,

  • Смысловое чтение,

  • Знаково – символическое моделирование,

  • Выделение и формулирование учебной цели.

Логические:

  • Анализ объектов;

  • Синтез, как составление целого из частей

  • Классификация объектов.

  • Доказательство

  • Выдвижение гипотез и их обоснование

  • Построение логической цепи рассуждения








Календарно тематическое планирование по окружающему миру 1 класс


Дата


Тема урока

(страницы учеб-ка, тетради)


Решаемые проблемы (цель)


Планируемые результаты

п/п








Понятие


Предметные результаты

УУД


Личностные результаты

1

2

3


4


5

6

7

8

1


Задавайте вопросы! (1ч)

Уч. с.3-8,

тетр.. с.3

Что такое окружающий мир?

Ц.:Знакомство с учебником и учебными пособиями (рабочей тетрадью).

Знакомство с постоянными персонажами учебника — Муравьем Вопросиком и Мудрой Черепахой

Окружающий мир, вопрос, ответ, рассуждение.

Познакомить с новым предметом, с учебником, рабочей тетрадью.

Регулятивные: умение услышать и удержать учебную информацию

Познавательные: умение выделять основные признаки.

Коммуникативные: задавать вопросы, обращаться за помощью.

Формировать у учащихся способность к самоорганизации в решении учебной задачи.

Раздел «Что и кто?» (20 ч)

2


Что такое Родина?

Уч. с.10-11,

тетр.. с.4.

ИКТ: компьютер(пре-зентация), магнитофон.

Как называется наша страна и её столица? Как выглядит герб и флаг России? Какие народы живут в России?

Ц.: Знакомство с целями и задачами раздела. Роди­на — эта наша страна Россия и наша малая роди­на. Первоначальные сведения о народах России, её столице, о своей малой родине

Страна, столица, государственные символы страны, народы.

Формировать у учащихся понятие о том, чем для человека является Родина. Познакомить с понятием Родина, отчизна.

Регулятивные: Выполнение задания в соответствии с целью.

Познавательные: Формировать представление о стране, в которой живешь, как об Отечестве.

Коммуникативные: Формировать умение общаться с людьми, воспринимать их как своих соотечественников.

Эмоциональное осознание себя как россиянина, гражданина большой страны, имеющей богатую и разнообразную культуру, природу, историю.

3


Что мы знаем о народах России?

Уч. с.12-13,

тетр.. с.5-6

ИКТ: компьютер(пре-зентация), магнитофон.

Чем различаются представители разных народов?

Ц.: Закрепить у учащихся представление о России, как общей родине разных народов.

Соотечественники, национальность. Национальные праздники народов России. Основные традиционные религии.

Познакомить с основными национальностями, проживающими в России.

Регулятивные: ставить учебные задачи в сотрудничестве с учителем.

Познавательные: формировать представление о стране, в которой родился и живёшь, о народах, населяющих эту страну.

Коммуникативные: воспринимать себя как часть большой семьи народов.

Эмоциональное осознание себя как россиянина, гражданина большой страны, имеющей богатую и разнообразную культуру, природу, историю.

4


Что мы знаем о Москве?

Уч. с.14-15,

тетр.. с.7

ИКТ: компьютер(пре-зентация), магнитофон.

Что означает слово «Москва-столица России»?

Ц.: познакомить со столицей России.


Москва — столица России. Достопримечательно­сти Москвы: Кремль, Красная площадь, собор Василия Блаженного, метро, зоопарк и т. д.

Познакомить с основными достопримечательностями Москвы.

Регулятивные: целенаправленный поиск ответа на поставленный вопрос

Познавательные: формировать представление о Москве, как о столице нашей Родины.

Коммуникативные: Строить понятные высказывания.

Эмоциональное осознание себя как россиянина, гражданина большой страны, имеющей богатую и разнообразную культуру, природу, историю.

5


Проект «Моя малая Родина»

Уч. с.16-17,

тетр.. с.8-9

ИКТ: компьютер(пре-зентация), магнитофон.

Что такое малая Родина?

Ц.:Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы

Проект, задание, малая родина.

Подготовить к выполнению проекта.

Регулятивные: целенаправленный поиск ответа на поставленный вопрос

Познавательные: формировать представление о малой Родине.

Коммуникативные: Строить понятные высказывания

Эмоциональное осознание себя как россиянина, гражданина большой страны, имеющей богатую и разнообразную культуру, природу, историю.

6


Что у нас над головой?

Уч. с.18-19,

тетр.. с.10-11

ИКТ: компьютер(пре-зентация), магнитофон.

Что можно увидеть на небе днем, а что- ночью?

Дневное и ночное небо. Солнце и его форма. Звёзды и созвездия. Созвездие Большой Медве­дицы

Знать и правильно употреблять термины и понятия по теме.

Регулятивные: ставить учебные задачи в сотрудничестве с учителем.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации.

Коммуникативные: строить монологичное высказывание.

Ценностное отношение к природному миру.

7


Что у нас под ногами?

Уч. с.20-21,

тетр.. с.10-11

ИКТ: компьютер(презентация), магнитофон.

Чем отличаются друг от друга камни?

Ц.: дать

представление о значении камней в жизни людей.

Природные ресурсы, коллекция. Камни как природные объекты, разнообразие их признаков (форма, цвет, сравнительные разме­ры).

Знать и правильно употреблять термины и понятия по теме.

Регулятивные: ставить учебные задачи в сотрудничестве с учителем.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации.

Коммуникативные: строить монологичное высказывание.

Оценить себя с позиции коллекционера.

8


Что общего у разных растений?

Уч. с.22-23,

тетр.. с.12-13

ИКТ: компьютер(пре-зентация), магнитофон.

Из каких частей состоит растение?

Части растения (корень, стебель, листья, цветок, плод, семя). Представление о соцветиях

Определять, из каких частей состоит растение. Находить, показывать и называть эти части.

Регулятивные: умение удержать учебную задачу.

Познавательные: делать выводы и результаты из полученных знаний.

Коммуникативные: задавать вопросы, обращаться за помощью. Строить понятные высказывания.

Обращаться за помощью.

Формировать у учащихся способность к самоорганизации в решении учебной задачи.

9


Что растёт на подоконнике?

Уч. с.24-25,

тетр.. с.13-14

ИКТ: компьютер(пре-зентация), магнитофон.

Наиболее распространённые комнатные расте­ния. Зависимость внешнего вида растений от природных условий их родины. Распознавание комнатных растений в классе

Названия комнатных растений.

Уметь ухаживать за комнатными растениями.

Регулятивные: учиться высказывать свое мнение.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации. Осмысление необходимости ухода за комнатными растениями.

Коммуникативные: задавать вопросы, обращаться за помощью. Строить понятные высказывания.

Ценностное отношение к природному миру.

10


Что растёт на клумбе?

Уч. с.26-27,

тетр.. с.15-16

ИКТ: компьютер(пре-зентация), магнитофон.

Что растет на клумбе?

Ц.: Воспитывать бережное отношение к природе у учащихся.

Клумба, садовые растения. Наиболее распространённые растения цветника (космея, гладиолус, бархатцы, астра, петуния, ка­лендула), цветущие осенью.

Распознавать рас­тения цветника.

Регулятивные: учиться высказывать свое мнение.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации. Осмысление необходимости ухода за растениями на клумбе .

Коммуникативные: задавать вопросы, обращаться за помощью. Строить понятные высказывания.

Бережное отношение к культурным растениям.Ценностное отношение к природному миру.

11


Что это за листья?

Уч. с.28-29,

тетр.. с. 16-18

ИКТ: компьютер(пре-зентация), магнитофон.

Чем различаются листья разных деревьев?

Ц.: Учить наблюдать за окружающим миром (осенние изменения в природе)

Деревья возле школы. Листья деревьев, разно­образие их формы и осенней окраски. Распозна­вание деревьев по листьям

Знать и правильно употреблять термины и понятия по теме.

Регулятивные: учиться высказывать свое мнение.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации.

Коммуникативные: задавать вопросы, обращаться за помощью. Строить понятные высказывания.

Ценностное отношение к природному миру.

12


Что такое хвоинки?

Уч. с.30-31,

тетр.. с.19-21

ИКТ: компьютер(пре-зентация), магнитофон.

Какие деревья называются лиственными? Что такое хвоинки? Какие деревья называются хвойными?

Ц.: выявить отличительные особенности хвойных деревьев.

Лиственные и хвойные деревья. Ель и со­сна — хвойные деревья. Хвоинки — видоизме­нённые листья. Распознавание хвойных деревьев


Знать и правильно употреблять термины и понятия по теме.

Регулятивные: учиться высказывать свое мнение.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации.

Коммуникативные: задавать вопросы, обращаться за помощью. Строить понятные высказывания

Ценностное отношение к природному миру.

13


Кто такие насекомые?

Уч. с.32-33,

тетр.. с.22-23

ИКТ: компьютер(презентация), магнитофон.

Кто такие насекомые?

Ц.:познакомить с

насекомыми как с группой животных.

Насекомые.

Знать и правильно употреблять термины и понятия по теме. Учить различать по основным признакам насекомых.

Регулятивные: умение услышать и удержать учебную информацию

Познавательные: умение выделять основные признаки.

Коммуникативные: задавать вопросы, обращаться за помощью.

Ценностное отношение к природному миру.

14


Кто такие рыбы?

Уч. с.34-35,

тетр.. с.24

ИКТ: компьютер(пре-зентация), магнитофон.

Кто такие рыбы?

Ц.:познакомить с рыбами, как с группой животных.


Рыбы. Морские и речные рыбы. Чешуя.

Знать и правильно употреблять термины и понятия по теме. Учить различать по основным признакам

Регулятивные: умение услышать и удержать учебную информацию

Познавательные: умение выделять основные признаки.

Коммуникативные: задавать вопросы, обращаться за помощью.

Ценностное отношение к природному миру.

15


Кто такие птицы?

Уч. с.36-37,

тетр.. с.25-26

ИКТ: компьютер(пре-зентация), магнитофон.

Кто такие птицы?

Ц.:

Знакомство с птицами как одной из групп жи­вотных. Перво­начальное знакомство со строением пера птицы.


Птицы. Перья — главный признак птиц.

Знать и правильно употреблять термины и понятия по теме. Учить различать по основным признакам

Регулятивные: умение услышать и удержать учебную информацию

Познавательные: умение выделять основные признаки.

Коммуникативные: задавать вопросы, обращаться за помощью.

Ценностное отношение к природному миру.

16


Кто такие звери?

Уч. с.38-39, 40-41

тетр.. с.27-28

ИКТ: компьютер(пре-зентация), магнитофон.

Кто такие звери?

Ц.: Знакомство со зверьми как одной из групп жи­вотных

Внешнее строение и разнообразие зверей. Связь строения тела зверя с его образом жизни

Звери. Ос­новные признаки зверей: шерсть, выкармлива­ние детёнышей молоком. Зоопарк.

Знать и правильно употреблять термины и понятия по теме. Учить различать по основным признакам

Регулятивные: умение услышать и удержать учебную информацию

Познавательные: умение выделять основные признаки.

Коммуникативные: задавать вопросы, обращаться за помощью.

Ценностное отношение к природному миру.

17


Что окружает нас дома?

Уч. с.42-43,

тетр.. с.29-30

ИКТ: компьютер(пре-зентация), магнитофон.

Какие группы предметов окружают нас дома?

Ц.: систематизация представлений детей о предме­тах домашнего обихода. Группировка предметов по их назначению

Мебель, электроприборы, одежда, посуда.

Знать и правильно употреблять термины и понятия по теме. Учить различать по основным признакам

Регулятивные: умение услышать и удержать учебную информацию

Познавательные: умение выделять основные признаки.

Коммуникативные: задавать вопросы, обращаться за помощью.

Формировать у учащихся способность к самоорганизации в решении учебной задачи.

18


Что умеет компьютер?

Уч. с.44-45,

тетр.. с.31

ИКТ: компьютер.

Что умеет компьютер?

Ц.: знакомство с компьютером, его назначением и составными частями. Роль компьютера в совре­менной жизни. Правила безопасного обращения с ним

Компьютер. Ноутбук. Части компьютера.

Знать и правильно употреблять термины и понятия по теме. Отличие ноутбука от компьютера.

Регулятивные: умение услышать и удержать учебную информацию

Познавательные: умение выделять основные признаки.

Коммуникативные: задавать вопросы, обращаться за помощью.

Формировать у учащихся способность к самоорганизации в решении учебной задачи.

19


Что вокруг нас может быть опасным?

Уч. с.46-47,

тетр.. с.32-33

ИКТ: компьютер(пре-зентация).

Что может быть опасным?

Ц.:первоначальное знакомство с потенциально опасными окружающими предметами и транс­портом. Элементарные правила дорожного дви­жения.


Предметы быта, светофор, дорожное движение.

Составить правила безопасного поведения в быту и на улице.

Регулятивные: умение услышать и удержать учебную информацию

Познавательные: умение выделять основные признаки.

Коммуникативные: задавать вопросы, обращаться за помощью.

Формировать у учащихся способность к самоорганизации в решении учебной задачи.

20


На что похожа наша планета?

Уч. с.48-49,

тетр.. с.33

ИКТ: компьютер(пре-зентация), магнитофон.

Что такое планета?

Ц.: дать

первоначальные сведения о форме Земли и её движении вокруг Солнца и своей оси. Гло­бус — модель Земли.

Планета, Земля, солнце, глобус.

Уметь обосновывать свою точку зрения.

Регулятивные: умение услышать и удержать учебную информацию

Познавательные: умение выделять основные признаки.

Коммуникативные: задавать вопросы, обращаться за помощью.

Формировать у учащихся способность к самоорганизации в решении учебной задачи.

21


Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Что и кто?»

Уч. с.50-54

Тетр. с. 34

Презентация проекта «Моя малая Родина»

Ц: проверка знаний и умений.

Презентация, проект.

Представление результатов проектной деятельности. Формирование адекватной оценки своих достижений

Регулятивные: умение услышать и удержать учебную информацию

Познавательные: умение выделять основные признаки.

Коммуникативные: задавать вопросы, обращаться за помощью.

Формировать у учащихся способность к самоорганизации в решении учебной задачи.

Раздел «Как, откуда и куда?» (12 ч)

22


Как живёт семья? Проект «Моя семья»

Уч. с 56-57

Тетр. с. 35-37

Что такое семья?

Ц.:Знакомство с целями и задачами раздела.


Се­мья — это самые близкие люди. Что объединяет членов семьи. Имена, отчества и фамилии чле­нов семьи. Жизнь семьи.

Подготовка к выполнению проекта «Моя семья»: знакомство с материалами учебника, распределе­ние заданий, обсуждение способов и сроков ра­боты

Регулятивные: умение услышать и удержать учебную информацию

Познавательные: умение выделять основные признаки.

Коммуникативные: задавать вопросы, обращаться за помощью.

Формировать у учащихся положительное отношение к семье.

23


Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит?

Уч. с.60-61,

тетр.. с.38-40

ИКТ: компьютер(пре-зентация), магнитофон.

Откуда в наш дом приходит вода?

Ц.: выяснить значение воды в доме.

Значение очист­ных сооружений для предотвращения загрязне­ния природных вод. Опасность использования загрязнённой воды. Очистка загрязнённой воды

Проведение опытов, показывающих загрязнение воды и ее очистку.

Регулятивные: умение услышать и удержать учебную информацию

Познавательные: умение выделять основные признаки.

Коммуникативные: задавать вопросы, обращаться за помощью.

Формировать у учащихся способность к самоорганизации в решении учебной задачи.

24


Откуда в наш дом приходит электричество?

Уч. с.62-63,

тетр.. с.40-41

ИКТ: компьютер(пре-зентация), магнитофон.

Где вырабатывается электричество?

Ц.: выяснить

значение электроприборов в жизни современного человека. Выяснить, какие существуют способы выработки электричества и доставки его потребителям.

Бытовые электроприборы.

Природные ресурсы.

Правила безопасности при использовании электричества и электроприборов. Современные энергосберегающие бытовые приборы

Регулятивные: ставить учебные задачи в сотрудничестве с учителем.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации.

Коммуникативные: строить монологичное высказывание.

Формировать у учащихся способность к самоорганизации в решении учебной задачи.

25


Как путешествует письмо?

Уч. с. 64-65

Тетр. с.42-43

Для чего нужны письма? Кто такие отправитель и адресат?

Ц,: научить различать виды почтовых отправлений.

Разнообразие почтовых отправлений и средств доставки корреспонденции. Значение почтовой связи для общества. Знакомство с работой по­чты. Современные средства коммуникации.

Знать и правильно употреблять термины и понятия по теме.

Регулятивные: ставить учебные задачи в сотрудничестве с учителем.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации.

Коммуникативные: строить монологичное высказывание.

Формировать у учащихся способность к самоорганизации в решении учебной задачи.

26


Куда текут реки?

Уч.с. 66-67

Тетр. с.43-45

Куда текут реки?

Ц.: Расширение и уточнение представлений детей о реках и морях, о движении воды от истока реки до моря, о пресной и морской воде

Вода, реки, моря, пресная и морская вода.

Расширение и уточнение представлений детей о реках и морях, о движении воды от истока реки до моря, о пресной и морской воде


Регулятивные: ставить учебные задачи в сотрудничестве с учителем.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации.

Коммуникативные: строить монологичное высказывание.

Формировать у учащихся способность к самоорганизации в решении учебной задачи.

27


Откуда берутся снег и лёд?

Уч. с.68-69,

тетр.. с.45-47

ИКТ: компьютер(пре-зентация), магнитофон.

Что такое снег и лёд?

Ц.: исследование свойств снега и льда

Снег и лёд

Изучить свойства снега и льда.

Регулятивные: ставить учебные задачи в сотрудничестве с учителем.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации.

Коммуникативные: строить монологичное высказывание.

Формировать у учащихся способность к самоорганизации в решении учебной задачи.

28


Как живут растения?

Уч. с. 70-71

Тетр.48-49

Что необходимо растениям для жизни? Ц.: Представление о жизненном цикле растения. Условия, необхо­димые для жизни растений. Уход за комнатными растениями

Растение как живой организм.

Приемы ухода за растениями.

Регулятивные: учиться высказывать свое предположение на основе иллюстраций в учебнике.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации.

Коммуникативные: строить монологичное высказывание.

Формирование позитивного отношения к природе.

29


Как живут животные?

Уч. с.72-73,

тетр.. с.50-51

ИКТ: компьютер(пре-зентация), магнитофон.

Что необходимо животным для жизни?

Ц.: представление о жизненном цикле животных. Условия, необхо­димые для жизни животных.

Животные как живые организмы.

Дикие и домашние животные.

Учить правильному обращению с животными.

Регулятивные: учиться высказывать свое предположение на основе иллюстраций в учебнике.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации.

Коммуникативные: строить монологичное высказывание.

Формирование позитивного отношения к природе.

30


Как зимой помочь птицам?

Уч. с.74-75,

тетр.. с.52-54

ИКТ: компьютер(пре-зентация), магнитофон.

Какие птицы зимуют в наших краях?

Ц.: показать важность заботы о зимующих птицах. Устройство кормушек и виды корма. Правила подкормки птиц

Птицы, зимующие в наших краях, их питание зимой.

Помощь птицам зимой.

Регулятивные: учиться высказывать свое предположение на основе иллюстраций в учебнике.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации.

Коммуникативные: строить монологичное высказывание.

Формирование позитивного отношения к природе.

31


Откуда берётся и куда девается мусор?

Уч. с.78-79,

тетр.. с.54-55

ИКТ: компьютер(пре-зентация), магнитофон.

Откуда берется мусор?

Ц.: показать

необходимость со­блюдения чистоты в доме, городе, природном окружении.


Источники мусора в быту. Раздельный сбор мусора

Бережное отношение к природе.

Регулятивные: учиться высказывать свое предположение на основе иллюстраций в учебнике.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации.

Коммуникативные: строить монологичное высказывание.

Формирование позитивного отношения к природе.

32


Откуда в снежках грязь?

Уч. с. 80-81

Тетр. с. 56-57

Откуда в снежках грязь?

Ц.:выявить

источники загрязнения нашей планеты и спосо­бы защиты её от загрязнений.

Загрязнения, планета.

Распространение загрязнений в окружающей среде. Как сделат Землю чище?

Регулятивные: учиться высказывать свое предположение на основе иллюстраций в учебнике.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации.

Коммуникативные: строить монологичное высказывание.

Формирование позитивного отношения к природе.

33


Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Как, откуда и куда?» Презентация проекта «Моя семья»

Уч. с.82-87

Тетр. с.58


Проверка знаний и умений.

Ц.:Представление ре­зультатов проектной деятельности.

Изученные понятия.

Знать и правильно употреблять термины и понятия по теме.

Регулятивные: учиться высказывать свое предположение.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации.

Коммуникативные: строить монологичное высказывание, работа в паре.

Формирова­ние адекватной оценки своих достижений

Раздел «Где и когда?» (11ч)

34


Когда учиться интересно?

Уч. с.4-5,

тетр.. с.3


Какое оснащение класса помогает в учебе?

Школа, класс, учитель, ученик, учебник, книга.

Усло­вия интересной и успешной учебы: хорошее оснащение классного помещения, дружный кол­лектив класса, взаимопомощь одноклассников, доверительные отношения с учителем.

Регулятивные: выполнение задания в соответствии с целью, целенаправленный поиск ответа на поставленный вопрос.

Познавательные: осознание важности школы в процессе познания окружающего мира.

Коммуникативные: овладение способами взаимодействия со сверстниками.

Формирование личного отношения к школе, классу, ученикам.

35


Проект «Мой класс и моя школа»

Уч. с.6-7

Тетр.с.4-5

Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы


Проект.

Знать и правильно употреблять термины и понятия по теме.

Регулятивные: учиться высказывать свое предположение.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации.

Коммуникативные: строить монологичное высказывание, работа в паре.

Формирова­ние адекватной оценки своих достижений

36


Когда придёт суббота?

Уч. с.8-9,

тетр.. с.6-8

ИКТ: компьютер(пре--зентация), магнитофон.

Что такое настоящее?

Время и его течение. Прошлое, настоящее и бу­дущее. Последовательность дней недели

Научить различать прошлое, настоящее и будущее.

Регулятивные: учиться высказывать свое предположение.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации.

Коммуникативные: строить монологичное высказывание, работа в паре.

Формирова­ние адекватной оценки своих достижений

37


Когда наступит лето?

Уч. с.10-11,

тетр.. с.9-10

ИКТ: компьютер(презентация), магнитофон.

В какой последовательности времена года сменяют друг друга?

Последовательность смены времён года и меся­цев в нём. Названия осенних, зимних, весенних

и летних месяцев. Зависимость природных явле­ний от смены времён года

Научить соотносить времена года и месяца.

Регулятивные: учиться высказывать свое предположение.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации.

Коммуникативные: строить монологичное высказывание, работа в паре, в нруппе.

Формирова­ние адекватной оценки своих достижений

38


Где живут белые медведи?

Уч. с.12-13,

тетр.. с.11-12

ИКТ: компьютер(пре-зентация), магнитофон.

Какие холодные районы есть на Земле?

Холодные районы Земли: Северный Ледовитый океан и Антарктида. Животный мир холодных районов

Научить находить холодные районы на глобусе.

Регулятивные: учиться высказывать свое предположение.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации.

Коммуникативные: строить монологичное высказывание, работа в паре.

Формирова­ние адекватной оценки своих достижений

39


Где живут слоны?

Уч. с.14-15,

тетр.. с.12-13

ИКТ: компьютер(пре-зентация), магнитофон.

Какие жаркие районы есть на Земле?

Жаркие районы Земли: саванна и тропический лес. Животный мир жарких районов

Научить находить жаркие районы на глобусе.

Регулятивные: учиться высказывать свое предположение.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации.

Коммуникативные: строить монологичное высказывание, работа в паре.

Формирова­ние адекватной оценки своих достижений

40


Где зимуют птицы?

Уч. с.16-17,

тетр.. с.14-15

ИКТ: компьютер(пре-зентация), магнитофон.

Каких птиц называют перелетными, а каких – зимующими? Ц.: выявить причины, заставляющие птиц улетать на зиму

Зимующие и перелётные птицы. Места зимовок перелётных птиц. Исследование учёными марш­рутов перелёта птиц.

Различие зимующих и перелетных птиц.

Регулятивные: учиться высказывать свое предположение.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации.

Коммуникативные: строить монологичное высказывание, работа в паре.

Формирова­ние адекватной оценки своих достижений

41


Когда появилась одежда?

Уч. с.20-21,

тетр.. с.15-16

ИКТ: компьютер(пре-зентация), магнитофон.

Когда появилась одежда?

Ц.:познакомить с историей появления одежды и развития моды.

Одежда дело­вая, спортивная, рабочая, домашняя, празднич­ная, военная.

Учить подбирать для каждого случая подходящую одежду

Регулятивные: учиться высказывать свое предположение.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации.

Коммуникативные: строить монологичное высказывание, работа в паре.

Формирова­ние адекватной оценки своих достижений

42


Когда изобрели велосипед?

на вело­сипеде

Уч. с.22-23,

тетр.. с.17-18

ИКТ: компьютер(пре-зентация), магнитофон.

Когда изобрели велосипед?

Ц.: выявить знания детей о велосипедах, расширить представление о данном виде транспорта.


Велосипед, спицы, рама, колеса, педаль, обод, шина. Устройство велосипеда, разнообразие со­временных моделей (прогулочный, гоночный, тандем, детский трёхколёсный).

История появления и усовершенствования вело­сипеда. Правила дорож­ного движения и безопасности при езде

Регулятивные: ставить учебные задачи в сотрудничестве с учителем.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации.

Коммуникативные: строить монологичное высказывание.

Формировать у учащихся способность к самоорганизации в решении учебной задачи.

43


Когда мы станем взрослыми?

Уч. с.24-25,

тетр.. с.18-19

ИКТ: компьютер(пре-зентация), магнитофон.

Как со временем меняется человек?

Ц,: выявить отличие жизни взрослого от жизни ребенка.


Дети, взрослые, возраст, профессии.

Отличие жизни взрослого человека от жизни ре­бёнка. Необходимость выбора профессии, целе­вых установок на будущее. Ответственность че­ловека за состояние окружающего мира

Регулятивные: ставить учебные задачи в сотрудничестве с учителем.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации.

Коммуникативные: строить монологичное высказывание.

Формировать у учащихся способность к самоорганизации в решении учебной задачи.

44


Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где и когда?» Презентация проекта «Мой класс и моя школа»

Уч. с. 26-30

Тетр. с. 20

Проверка знаний и умений. Представление ре­зультатов проектной деятельности.

Изученные понятия.



Формирова­ние адекватной оценки своих достижений

Раздел «Почему и зачем?» (22 ч)

45


Почему Солнце светит днём, а звёзды ночью?

Уч. с.32-33,

тетр.. с.21-22

ИКТ: компьютер(пре-зентация), магнитофон.

Почему днем на небе не видно звезд?

Ц.:

Солнце — ближайшая к Земле звезда. Форма, цвет, сравнительные размеры звёзд. Созвездие Льва

Сопоставлять видимые и реальные размеры звезд.

Регулятивные: ставить учебные задачи в сотрудничестве с учителем.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации.

Коммуникативные: строить монологичное высказывание.

Оценивать свои достижения на уроке.

46


Почему Луна бывает разной?

Уч. с.34-35,

тетр.. с.22-23

ИКТ: компьютер(пре-зентация), магнитофон.

Что такое луна?


Луна — спутник Земли, её особенности.

Измене­ние внешнего вида Луны и его причины. Спосо­бы изучения Луны

Регулятивные: ставить учебные задачи в сотрудничестве с учителем.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации.

Коммуникативные: строить монологичное высказывание.

Оценивать свои достижения на уроке.

47


Почему идёт дождь и дует ветер?

Уч. с.36-37,

тетр.. с.23-24

ИКТ: компьютер(пре-зентация), магнитофон.

Почему идет дождь и дует ветер?

Ц.: выяснить причины возникновения дождя и ветра.

Дождь, ветер.

Причины возникновения дождя и ветра. Их зна­чение для человека, растений и животных

Регулятивные: ставить учебные задачи в сотрудничестве с учителем.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации.

Коммуникативные: строить монологичное высказывание.

Оценивать свои достижения на уроке.

48


Почему звенит звонок?

Уч. с.38-39,

тетр.. с.25-26

ИКТ: компьютер(презентация), магнитофон.

Как возникают звуки?

Ц.: выяснить как возникают звуки.

Звуки, эхо, тихие и громкие звуки.

Разнообразие звуков в окружающем мире. При­чина возникновения и способ распространения звуков. Необходимость беречь уши

Регулятивные: понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить

Познавательные: исследовать возникновение и передачу звуков.

Коммуникативные: строить монологичное высказывание.

Оценивать свои достижения на уроке.

49


Почему радуга разноцветная?

Уч. с.40-41,

тетр.. с.26-27

ИКТ: компьютер(пре-зентация), магнитофон.

Как возникает радуга?

Ц.: научить перечислять цвета радуги в правильной последовательности.

Радуга — украшение окружающего мира. Цвета радуги.


Причины возникновения радуги

Регулятивные: ставить учебные задачи в сотрудничестве с учителем.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации.

Коммуникативные: строить монологичное высказывание.

Оценивать свои достижения на уроке.

50


Почему мы любим собак и кошек?

Проект «Мои любимые домашние питомцы»

Уч. 42-45

Тетр. с. 27-29

Почему мы любим своих домашних питомцев?

Ц.: Формировать бережное отношение к питомцам

Домашние животные. Предметы ухода за до­машними животными.

Учить правильно ухаживать за кошкой, собакой.

Регулятивные: ставить и формулировать проблемы

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации.Умение наблюдать за природой.

Коммуникативные: слушать собеседника.

Чувство ответственности за домашних животных.

51


Проект «Мои любимые домашние питомцы»

Уч. 42-45

Тетр. с. 27-29

Почему мы любим своих домашних питомцев?

Ц.: Формировать бережное отношение к питомцам

Домашние животные. Предметы ухода за до­машними животными.

Учить правильно ухаживать за кошкой, собакой.

Регулятивные: ставить учебные задачи в сотрудничестве с учителем.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации.

Коммуникативные: строить монологичное высказывание.

Оценивать свои достижения на уроке.

52


Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?

Уч. с.46-47,

тетр.. с.30-33

ИКТ: компьютер(пре-зентация), магнитофон.

Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?

Ц.: формулировать правила поведения в природе


Разнообразие цветов и бабочек.

Взаимосвязь цветов и бабочек. Необходимость сохранения природного окружения человека. Правила пове­дения на лугу

Регулятивные: ставить учебные задачи в сотрудничестве с учителем.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации.

Коммуникативные: строить монологичное высказывание.

Оценивать свои достижения на уроке.

53


Почему в лесу мы будем соблюдать тишину?

Уч. с.48-49,

тетр.. с.34

ИКТ: компьютер(пре-зентация), магнитофон.

Какие звуки природы можно услышать в лесу?

Ц.: уточнить необходимость соблюдения тишины в лесу.

Звуки леса, их разнообразие и красота.

Необхо­димость соблюдения тишины в лесу

Регулятивные: понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить

Познавательные: исследовать возникновение и передачу звуков.

Коммуникативные: строить монологичное высказывание.

Оценивать свои достижения на уроке.

54


Зачем мы спим ночью?

Уч. с.52-53,

тетр.. с.35

ИКТ: компьютер(пре-зентация), магнитофон.

Зачем нужно спать?

Ц.: познакомить со значением сна в жизни человека.

Сон. Работа человека в ночную смену

Значение сна в жизни человека. Правила подго­товки ко сну. Как спят животные.

Регулятивные: ставить учебные задачи в сотрудничестве с учителем.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации.

Коммуникативные: строить монологичное высказывание.

Оценивать свои достижения на уроке.

55


Почему нужно есть много овощей и фруктов?

Уч. с.54-55,

тетр.. с.36-38

ИКТ: компьютер(пре-зентация).

Что такое витамины?

Ц.: показать значение овощей и фруктов в питании.

Овощи и фрукты, их разнообразие. Витамины. Правила гигие­ны.

Овощи и фрукты, их разнообразие и значение в питании человека.

Регулятивные: ставить учебные задачи в сотрудничестве с учителем.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации.

Коммуникативные: работа в группе.

Оценивать свои достижения на уроке.

56


Почему нужно чистить зубы и мыть руки?

Уч. с.56-57,

тетр.. с.38-39

ИКТ: компьютер(пре-зентация), магнитофон.

Почему нужно соблюдать правила гигиены?


Правила гигие­ны.

Важнейшие правила гигиены, необходимость их соблюдения. Освоение приёмов чистки зубов и мытья рук

Регулятивные: ставить учебные задачи в сотрудничестве с учителем.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации.

Коммуникативные: работа в паре.

Оценивать свои достижения на уроке.

57


Зачем нам телефон и телевизор?

Уч. с.58-59,

тетр.. с.39-40

ИКТ: компьютер(пре-зентация), телевизор.

Что такое средства связи?

Почта, телеграф, телефон — средства связи. Ра­дио, телевидение, пресса (газеты и журна­лы) — средства массовой информации. Интернет

Значение средств связи.

Регулятивные: понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации.

Коммуникативные: работа в группе.

Оценивать свои достижения на уроке.

58


Зачем нужны автомобили?

Уч. с.60-61,

тетр.. с.41

ИКТ: компьютер(пре-зентация).

Зачем люди создают автомобили?

Автомобили — наземный транспорт, их разно­образие и назначение. Знакомство с устройством автомобиля. Электромобиль — автомобиль буду­щего

Значение автомобилей.

Регулятивные: понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации.

Коммуникативные: работа в паре.

Оценивать свои достижения на уроке.

59


Зачем нужны поезда?

Уч. с.62-63,

тетр.. с.42-43

ИКТ: компьютер(пре-зентация).

Зачем люди создают поезда?

Поезда — наземный и подземный транспорт. Виды поездов в зависимости от назначения. Устройство железной дороги

Представление о развитии железнодорожного транспорта

Регулятивные: понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации.

Коммуникативные: работа в паре.

Оценивать свои достижения на уроке.

60


Зачем строят корабли?

Уч. с.64-65,

тетр.. с.44-45

ИКТ: компьютер(пре-зентация), магнитофон.

Какие бывают корабли?

Корабли (суда) — водный транспорт. Виды кора­блей в зависимости от назначения (пассажир­ские, грузовые, рыболовные, исследовательские суда, военные корабли).

Устройство корабля

Регулятивные: понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации.

Коммуникативные: работа в паре.

Оценивать свои достижения на уроке.

61


Зачем строят самолёты?

Уч. с.66-67,

тетр.. с.46

ИКТ: компьютер(пре-зентация), магнитофон.

Зачем люди строят самолеты?

Самолёты — воздушный транспорт. Виды само­лётов в зависимости от их назначения (пасса­жирские, грузовые, военные, спортивные). Устройство самолёта

Значение воздушного транспорта.

Регулятивные: понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации.

Коммуникативные: работа в паре.

Оценивать свои достижения на уроке.

62


Почему в автомобиле и поезде нужно соблю­дать правила безопасности?

Уч. с.68-69,

тетр.. с.47

ИКТ: компьютер(пре-зентация), магнитофон.

Какие правила безопасности нужно соблюдать в автомобиле и поезде?

Правила безопасности в автомобиле, в поезде и на железной дороге, а также в других средствах транспорта (автобусе, троллейбусе, трамвае)


Регулятивные: понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации.

Коммуникативные: работа в паре.

Оценивать свои достижения на уроке.

63


Почему на корабле и в самолёте нужно со­блюдать правила безопасности?

Уч. с.70-71,

тетр.. с.48-49

ИКТ: компьютер(пре-зентация), магнитофон.

Какие спасательные средства есть на корабле? Какие правила безопасности нужно соблюдать в самолете?

Правила безопасности на водном и воздушном транспорте. Спасательные средства на корабле и в самолёте.


Регулятивные: понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации.

Коммуникативные: работа в паре.

Оценивать свои достижения на уроке.

64


Зачем люди осваивают космос?

Уч. с.72-73,

тетр.. с.50-51

ИКТ: компьютер(пре-зентация), магнитофон, телевизор.

Зачем космонавты летают в космос?

Ц.:систематизация сведений о космосе, получен­ных в течение года.


Космос, космонавт, спутники, космические научные станции.

Освоение человеком космо­са: цели полётов в космос.

Регулятивные: понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации.

Коммуникативные: работа в паре.

Оценивать свои достижения на уроке.

65


Почему мы часто слышим слово «экология»?

Уч. с.74-75,

тетр.. с.52-53

ИКТ: компьютер(пре-зентация), магнитофон.

Чему нас учит экология?

Ц.:дать первоначальное представление об экологии.


Экология.

Взаимосвязи между человеком и природой. День Земли

Регулятивные: понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации.

Коммуникативные: работа в паре.

Оценивать свои достижения на уроке.

66


Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Почему и зачем?» Презентация проекта «Мои домашние питом­цы»

Уч. с.76-83,

тетр.. с.54

ИКТ: компьютер(пре-зентация), магнитофон.

Проверка знаний и умений

Изученные понятия.

Представление ре­зультатов проектной деятельности.

Регулятивные: понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации.

Коммуникативные: работа в группе.

Формирова­ние адекватной оценки своих достижений

















МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.

п/п

Название

Автор

Выходные данные


Окружающий мир. Рабочие программы.1-4 классы-М.:Просвещение, 2011.

Плешаков А.А

В программе определены цели и задачи курса»Окружающий мир»;рассмотрены подходы к структурированию учебного материала; представлены результаты изучения предмета, основное содержание курса, тематическое планирование с характеристикой основных видов деятельности учащихся; описано материально- техническое обеспечение.

1.

Учебник. Окружающий мир 1 класс.В 2ч. М.: Просвещение, 2011

Плешаков А.А

В учебниках 1 класса на шмуцтитулах каждого раздела сформулированы основные цели и задачи учебной деятельности. В начале каждого урока представлены цели и задачи учебной деятельности на данном уроке.

С целью формирования умения планировать учебные действия, определять наиболее эффективные способы достижения результата в учебнике 2класса включены планы описания и изучения объектов окружающего мира, алгоритмы практических действий, заданий, предусматривающие определение этапов проведения опытов, способов моделирования..

Развитию умения планировать учебные действия, работать на результат служит осуществление проектной деятельности, предусмотренной в рубрике «Наши проекты» учебников 1класса.

В учебниках 1 класса в методическом аппарате каждой темы имеются задания для осуществления контрольно – оценочной деятельности. В конце каждого раздела помещены задания под рубрикой»Проверим себя и оценим свои достижения», которые позволяют учащимся сделать вывод о достижении поставленных в начале изучения раздела целей и задач. В учебнике каждого класса имеются»Странички для самопроверки», помогающие осуществлять самоконтроль. Учебные проекты также предусматривают подготовку и проведение презентаций и оценку результатов работы.

На освоение начальных форм познавательной рефлексии направлены практически все учебные темы учебников 1 класса.






2.

Рабочие тетради. Окружающий мир. 1 класс. В 2ч. М.: Просвещение, 2012

Плешаков А.А








Рабочие тетради сориентированы главным образом на вычленение и тщательную отработку наиболее существенных элементов содержание учебников, обеспечивают фиксацию результатов наблюдений, опытов, практических работ, а также творческую деятельность детей. Специально для занятий в семье предназначены вкладыши в рабочих тетрадях 1 класса-«Мой научный дневник». В нём содержатся задания , которые ребёнок с помощью взрослых должен выполнить в течение учебного года.

3.

Тесты. Окружающий мир. 1класс. М.: Просвещение, 2011

А.А.Плешаков; Гара Н.Н; Назарова З.Д.


Тетради тестовых заданий содержат тесты по всем темам курса. В конце каждой тетради имеются ответы на вес тесты.

4.

Поурочные разработки. Окружающий мир. 1класс

А.А.Плешаков




В книгах представлены поурочные разработки по курсу «Окружающий мир», подготовленные с учетом последних изменений в содержании учебника и составе учебно-методического комплекта(УМК). Применительно к каждому уроку раскрыты его задачи и планируемые достижения учащихся, приведён перечень необходимого оборудования, подробно освещены особенности содержания, методы и приемы работы. Методические пособия построены как своего рода навигатор в системе средств УМК. В предлагаемой книге определены место и функции каждого компонента УМК на уроке, детально освещены способы взаимодействий и взаимного дополнения составных частей комплекта, особенности работы с каждым из них.

5.

1)Атлас-определитель» От земли до неба». Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений-М.: Просвещение, 2010

2)»Зелёные страницы». Книга для учащихся начальных классов. М.: Просвещение, 2010

3)»Великан на поляне или Первые уроки экологической этики». Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2010

А.А.Плешаков











А.А.Плешаков







А.А.Плешаков, Румянцев А.А.

В комплексе имеются универсальные пособия, работа с которыми рассчитана на все годы обучения. Это атлас-определитель «От земли до неба»,книги для учащихся «Зелёные страницы» и «Великан на поляне, или уроки экологической этике». Это пособие обеспечивает один из приоритетных для курса видов деятельности учащихся- распознавание природных объектов. В классе необходимо иметь набор атласов-определителей, достаточный хотя бы для работы в парах.

Вовлечение ребёнка и взрослого в реальную совместную деятельность позволяет решать воспитательные задачи в познание окружающего мира, избегая декларативности, морализаторства, отчуждения учебного материала от интересов ребенка. И в адекватной для ребенка форме решает задачи формирования нравственных ценностей.

Компьютерные и информационно-коммуникативные средства

Электронное сопровождение к учебнику»





Окружающий мир» , 1класс.

Электронные приложения дополняют и обогащают материал учебников мультимедийными объектами, видеоматериалами, справочной информацией, проверочными тестами разного типа и уровня сложности.

Технические средства обучения

Аудиторная доска с набором приспособлений для крепления карт и таблиц.

Экспозиционный экран.

Телевизор.

Видеоплеер (видеомагнитофон).

Аудиопроигрыватель.

Персональный компьютер.

Диапроектор (эпидиаскоп).

Мультимедийный проектор.





Размер не менее 150+150 см.

C диагональю не менее 72 см.

Экранно-звуковые пособия

Видеофильмы(в том числе в цифровой форме) по природоведению, истории, обществоведению, этнографии народов России и мира.

Аудиозаписи с содержанием обучения(в том числе в цифровой форме)

Например, могут быть использованы фрагменты музыкальных произведений, записи голос птиц и др.

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

Термометры для измерения температуры воздуха, воды.

Термометр медицинский.

Лупа.

Компас.

Часы с синхронизированными стрелками.

Лабораторное оборудование для проведения опытов и демонстраций в соответствие с содержанием обучения: для измерения веса(весы рычажные, весы пружинные, наборы разновесов и т.д), изучения свойств звука( камертоны, наушники и т.д), проведения наблюдений за погодой(флюгер, компас и т.д), по экологии(фильтры, красители пищевые и т.д), измерительные приборы(в том числе цифровые) и т.п.

Оборудование для уголка живой природы: аквариум, террариум, клетка для птиц, предметы ухода за растениями и животными.

Рельефные модели (равнина, холм, гора, овраг).

Модель» Торс человека с внутренними органами».

Модели светофоров, дорожных знаков, средств транспорта.

Муляжи овощей, фруктов, грибов с учётом содержания обучения.

Натуральные объекты

Коллекции полезных ископаемых.

Коллекции плодов и семян растений.

Гербарии культурных и дикорастущих растений(с учетом содержания обучения).

Живые объекты(комнатные растения, животные).


С учётом местных особенностей и условий школы

Игры и игрушки

Настольные развивающие игры по тематике предмета»Окружающий мир»(лото, игры-путешествия и п.р).

Наборы ролевых игр, игрушек и конструкторов(по темам: дом, зоопарк, ферма, транспорт, магазин и д.р).

Наборы кукол в традиционных костюмах народов России.

Наборы карандашей, красок, альбомов для рисования.

Оборудование класса

Ученические столы одно- и двухместные с комплектом стульев.

Стол учительский с тумбой.

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.

Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.

Подставки для книг, держатели для карт и т.п.

В соответствии с санитарно-гигиеническими нормами























«РАССМОТРЕНО»

Протокол методического объединения учителей от __________________________ №________

Руководитель ШМО__________________ /Баландина Н.В../

Дата.

«СОГЛАСОВАНО»

Заместитель директора по УВР____________________ /Некрасова Г.А./

Дата.

«ПРИНЯТО»

Протокол педагогического совета от ______________________№___________

Дата.





















ЛИСТ ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ

В РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ

Дата

Содержание

Причина

Подпись

















































































Рабочая программа по окружающему миру 1 класс
  • Начальные классы
Описание:

        Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы А. А. Плешакова «Окружающий мир», утверждённой МО РФ, в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования  в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников.

Цель данной программы:

• развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;

• освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и в обществе;

 

• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру; экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; формирование потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье. 

Автор Панченко Галина Петровна
Дата добавления 10.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 223
Номер материала 53362
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓