Главная / Начальные классы / Рабочая программа по окружающему миру 1 класс

Рабочая программа по окружающему миру 1 класс

Календарно-тематическое планирование



Дата

п/п

Дата

факт

Тема урока

ИКТ

Тип урока

Основные

понятия урока

Планируемые предметные результаты

освоения материала

предметные

метапредметные

личностные

1 триместр (24 часа)


1


Задавайте

вопросы!


УИНМ1

Знакомство с учебником и учебными пособиями (рабочей тетрадью, сборником тестов, атласом-определителем). Знакомство с постоянными персонажами учебника – Муравьем Вопросиком и Мудрой Черепахой.

Сравнивать учебник и рабочую тетрадь. Осуществлять поиск необходимой информации (задавать вопросы о круге интересов и отвечать на них), анализировать, отбирать, обобщать полученную информацию.

Определять и формулировать с помощью учителя цель деятельности на уроке; выделять в явлениях существенные и несущественные, необходимые и достаточные признаки.

Определение под руководством педагога самых простых правил поведения при сотрудничестве. Понимание причин успеха и неудач в собственной учебе.


Раздел «Что и кто?» (20 часов)


2


Что такое Родина?


УИНМ

Знакомство с целями и задачами раздела. Первоначальные сведения о народах России, её столице, о своей малой родине.

Работать с картинной картой России, актуализировать имеющиеся знания о природе и городах страны, занятиях жителей.

Сравнивать, различать и описывать герб и флаг России; рассказывать о «малой родине» и Москве как столице государства; отвечать на итоговые вопросы.

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; делать предварительный отбор источников информации, ориентироваться в учебнике; оценивать своё знание и незнание (с помощью учителя, самооценка); предлагать собственные способы решения.

В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества делать выбор, как поступить.

Оценивать свои достижения на уроке.



3


Что мы знаем о народах России?


УИНМ

Многонациональный характер населения России. Знакомство с национальными праздниками народов России. Знакомство с основными традиционными религиями.

Рассматривать иллюстрации учебника, сравнивать лица и национальные костюмы разных народов; рассказывать (по фотографиям) о национальных праздниках; обсуждать, чем различаются народы России и что связывает их в единую семью.

Совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить, работать в группе.

Принимать новый статус «ученик», внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе.


4


Что мы знаем о Москве?


УИНМ

Знакомство с достопримечательностями Москвы (Кремль, Красная площадь, собор Василия Блаженного, метро, зоопарк и т.д.)

Рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию о Москве; узнавать достопримечательности столицы;


Слушать и понимать речь других. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. Понимать учебную задачу урока и стремиться её вы-полнить.

Принимать и осваивать социальную роль обучающегося. Осознавать собственные мотивы учебной деятельности и личностного смысла учения.


5


Проект «Моя

малая Родина».


Урок-проект.

Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы.

С помощью взрослых фотографировать наиболее значимые достопримечательности своей малой родины; находить в семейном фотоархиве соответствующий материал; интервьюировать членов своей семьи об истории своей малой родины.


Слушать и понимать речь других. Составлять устный рассказ по заданной теме. Оценивать результаты собственного труда и труда товарищей.

Положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений; принимать оценки одноклассников, учителя, родителей.


6


Что у нас над

головой?


УИНМ

Дневное и ночное небо. Солнце и его форма. Звёзды и созвездия. Созвездие Большой Медве­дицы.

Наблюдать и сравнивать дневное и ночное небо, рассказывать о нём; моделировать форму Солнца; находить на ночном небе ковш Большой Медведицы; проводить наблюдения за созвездиями, Луной, погодой (по заданиям рабочей

тетради).

Организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ (наблюдений, практической работы с гербарием, коллекцией и др.).

Принятие и освоение социальной роли обучающегося. Осознание собственных мотивов учебной деятельности.


7


Что у нас под

ногами?


Комбинированный урок.

Камни как природные объекты, разнообразие их признаков (форма, цвет, сравнительные разме­ры). Представление о значении камней в жизни людей. Распознавание камней.

Группировать объекты неживой природы (камешки) по разным признакам; определять образцы камней по фотографиям, рисункам атласа-определителя; различать гранит, кремень, известняк; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Работать в паре: использовать представленную информацию для получения новых знаний, осуществлять самопроверку.

Сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой товарищей, учителя. Желание открывать новое знание, новые способы действия, готовность преодолевать учебные затруднения.


8


Что общего у разных растений?


Комбинированный урок.

Части растения (корень, стебель, листья, цветок, плод, семя). Представление о соцветиях.

Рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию; находить у растений их части, показывать и называть; различать цветки и соцветия, осуществлять самопроверку; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Контролировать свою деятельность: обнаруживать и устранять ошибки логического характера. Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить; работать в паре: использовать представленную информацию для получения новых знаний.

Принятие нового статуса «ученик», внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе.


9


Что растёт на

подоконнике?


Комбинированный урок.

Наиболее распространённые комнатные расте­ния. Зависимость внешнего вида растений от природных условий их родины. Распознавание комнатных растений в классе.

Наблюдать комнатные растения в школе и узнавать их по рисункам; различать изученные растения; использовать представленную информацию для получения новых знаний о родине комнатных растений, приводить примеры комнатных растений.

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Строить простые речевые высказывания с использованием изученных природоведческих терминов.

Принятие и освоение социальной роли обучающегося. Осознание собственных мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения.


10


Что растёт на клумбе?


Комбинированный урок.

Наиболее распространённые растения цветника (космея, гладиолус, бархатцы, астра, петуния, ка­лендула), цветущие осенью. Распознавание рас­тений цветника.

Наблюдать растения клумбы и дачного участка и узнавать их по рисункам; узнавать по фотографиям растения цветника, рассказывать о любимом цветке.


Организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ (наблюдений, практической работы с гербарием, коллекцией и др.).

Заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.


11


Что это за листья?


Комбинированный урок.

Деревья возле школы. Листья деревьев, разно­образие их формы и осенней окраски. Распозна­вание деревьев по листьям.

Наблюдать осенние изменения окраски листьев на деревьях; узнавать листья в осеннем букете, в гербарии, на рисунках и фотографиях; сравнивать и группировать листья по различным признакам; описывать внешний вид листьев какого-либо дерева.

Слушать речь других, строить простые речевые высказывания с использованием изученных природоведческих терминов. Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить.


Принятие нового статуса «ученик», внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе.


12


Что такое

хвоинки?


Комбинированный урок.

Лиственные и хвойные деревья. Ель и сосна – хвойные деревья. Хвоинки – видоизменённые листья. Распознавание хвойных деревьев.

Различать лиственные и хвойные деревья; определять деревья с помощью атласа-определителя; сравнивать ель и сосну; описывать дерево по плану.

Работать в группах: составлять план работы, распределять виды работ между членами группы и в целом, оценивать результат работы.

Принятие нового статуса «ученик», внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе.


13


Кто такие

насекомые?


Комбинированный урок.

Насекомые как группа животных. Главный признак насекомых – шесть ног. Разнообразие насекомых.

Рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них информацию о строении насекомых, сравнивать части тела различных насекомых; приводить примеры насекомых; сочинять и рассказывать сказочные истории по рисункам.

Контролировать и оценивать свою работу, её результат, делать выводы на будущее. Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить.


Принятие нового статуса «ученик», внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе.


14


Кто такие рыбы?


Комбинированный урок.

Рыбы – водные животные, тело которых (у большинства) покрыто чешуёй. Морские и речные рыбы.


Рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию; моделировать строение чешуи рыбы с помощью монет или кружочков из фольги; узнавать рыб на рисунке, описывать рыбу по плану; приводить примеры речных и морских рыб с помощью атласа-определителя.

Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы. Осуществлять самопроверку; работать в паре, извлекать необходимую информацию из различных источников.

Заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.


15


Кто такие птицы?


Комбинированный урок.

Знакомство с птицами как одной из групп животных. Перья – главный признак птиц. Первоначальное знакомство со строением пера птицы.

Узнавать птиц на рисунке, определять птиц с помощью атласа-определите­ля, проводить самопроверку; описывать птицу по плану; сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку.

Работать по предложенному учителем плану, отличать верно выполненное задание от неверно выполненного. Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить.

Принятие и освоение социальной роли обучающегося. Осознание собственных мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения.


16


Кто такие звери?


УОиС

Внешнее строение и разнообразие зверей. Основные признаки зверей: шерсть, выкармливание детёнышей молоком. Связь строения тела зверя с его образом жизни.

Рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию; исследовать строение шерсти зверей; узнавать зверей на рисунке, определять зверей с помощью атласа-определителя.

Перерабатывать полученную информацию; организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ (наблюдений, практической работы с гербарием, коллекцией и др.).

Заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.


17


Что окружает нас дома?


Комбинированный урок.

Систематизация представлений детей о предметах домашнего обихода. Группировка предметов по их назначению.

Характеризовать назначение бытовых предметов; находить на рисунке предметы определённых групп; группировать предметы домашнего обихода; приводить примеры предметов разных групп.

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; работать в паре; оценивать свои достижения на уроке; организовывать свою деятельность.


Принятие и освоение социальной роли обучающегося. Осознание собственных мотивов учебной деятельности.


18


Что умеет

компьютер?


УИНМ

Знакомство с компьютером, его назначением и составными частями. Роль компьютера в совре­менной жизни. Правила безопасного обращения с ним.

Определять составные части компьютера; характеризовать назначение частей компьютера; сравнивать стационарный компьютер и ноутбук; соблюдать правила безопасного обращения с компьютером.

Сравнивать, анализировать результаты сравнения, обобщать и классифицировать на уровне, доступном для первоклассника; осуществлять поиск учебной информации.

Принятие нового статуса «ученик», внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе.


19


Что вокруг нас может быть

опасным?


Комбинированный урок.

Первоначальное знакомство с потенциально опасными окружающими предметами и транспортом. Элементарные правила дорожного движения.


Выявлять потенциально опасные предметы домашнего обихода; характеризовать опасность бытовых пред­метов; формулировать правила перехода улицы; моделировать устройство светофора; оценивать своё обращение с предметами до­машнего обихода и поведение на дороге; сочинять и рассказывать сказку по рисунку учебника.

Оценивать своё знание и незнание (с помощью учителя, самооценка); предлагать собственные способы решения; осуществлять поиск учебной информации из рассказа учителя, из материалов учебника, в рабочей тетради.


Заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий, умение анализировать свои действия и управлять ими.


20


На что похожа наша планета?


Комбинированный урок.

Первоначальные сведения о форме Земли и её движении вокруг Солнца и своей оси. Гло­бус – модель Земли.

Использовать глобус для знакомства с фор­мой нашей планеты; рассматривать рисунки-схемы и объяснять особенности движения Земли; моделировать форму Земли.

Выдвигать предположения и доказывать их; работать в паре; оценивать своё знание и незнание (с помощью учителя, самооценка); предлагать собственные способы решения.

Умение выделять нравственный аспект поведения, соотносить поступки с принятыми в обществе морально-этическими принципами.


21


Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Что и кто?».

Презентация проекта «Моя малая Родина».

КЗ

Проверка знаний и умений. Представление результатов проектной деятельности. Формирование адекватной оценки своих достижений.

Выполнять тестовые задания учебника; выступать с сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами; обсуждать выступления учащихся.

Оценивать своё знание и незнание (с помощью учителя, самооценка); предлагать собственные способы решения.


Принятие и освоение социальной роли обучающегося. Осознание собственных мотивов учебной деятельности.


Раздел «Как, откуда и куда?» (12 часов)


22


Как живёт семья? Проект «Моя

семья».


Урок- проект.

Семья – это самые близкие люди. Что объединяет членов семьи. Имена, отчества и фамилии членов семьи. Жизнь семьи. Подготовка к выполнению проекта «Моя семья»: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы.

Рассказывать о жизни семьи по рисункам учебника; называть по именам (отчествам, фамилиям) членов своей семьи; рассказывать об интересных событиях в жизни своей семьи; оценивать значение семьи для человека и общества; отбирать из семейного архива фотографии членов семьи во время значимых для семьи событий.

Осуществлять поиск учебной информации из рассказа учителя, из материалов учебника, в рабочей тетради, из собственных наблюдений объектов природы и культуры, личного опыта общения с людьми; применять для решения логические действия анализа, сравнения, обобщения, классификации.

Заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий, умение анализировать свои действия и управлять ими.


23


Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит?


УИНМ

Значение воды в доме. Путь воды от природных источников до жилища людей. Значение очистных сооружений для предотвращения загрязнения природных вод. Опасность использования загрязнённой воды. Очистка загрязнённой воды.

Прослеживать по рисунку-схеме путь воды; обсуждать необходимость экономии воды; выяснять опасность употребления загрязнённой воды; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Оценивать своё знание и незнание (с помощью учителя, самооценка); предлагать собственные способы решения; осуществлять поиск учебной информации из рассказа учителя, из материалов учебника, в рабочей тетради.

Положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений; готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя, родителей.


24


Откуда в наш дом приходит электричество?


УИНМ

Значение электроприборов в жизни современного человека. Разнообразие бытовых электроприборов. Способы выработки электричества и доставки его потребителям. Правила безопасности при использовании электричества и электроприборов.

Отличать электроприборы от других бытовых предметов, не использующих электричество; анализировать схему выработки электричества и способы его доставки потребителям; обсуждать необходимость экономии электроэнергии.

Знание правил безопасности при обращении с электричеством и электроприборами.

Оценивать своё знание и незнание (с помощью учителя, самооценка); предлагать собственные способы решения; осуществлять поиск учебной информации из рассказа учителя, из материалов учебника, в рабочей тетради.


Желание открывать новое знание, новые способы действия, готовность преодолевать учебные затруднения, умение сотрудничать.


2 триместр (20 часов)


25


Как путешествует письмо?


Комбинированный урок.

Разнообразие почтовых отправлений и средств доставки корреспонденции. Значение почтовой связи для общества. Знакомство с работой по­чты. Современные средства коммуникации.

Наблюдать за работой почты и рассказывать о ней; строить из разрезных деталей схему доставки почтовых отправлений, рассказывать по схеме о путешествии письма; различать почтовые отправления: письма, бандероли, посылки, открытки.

Работать в группе: высказывать предположения о содержании иллюстраций и осуществлять самопроверку; осуществлять поиск учебной информации из рассказа учителя, из материалов учебника, в рабочей тетради.

Принятие и освоение социальной роли обучающегося. Осознание собственных мотивов учебной деятельности.


26


Куда текут реки?


Комбинированный урок.

Расширение и уточнение представлений детей о реках и морях, о движении воды от истока реки до моря, о пресной и морской воде.


Прослеживать по рисунку-схеме путь воды из реки в море; сравнивать реку и море; различать пресную и морскую воду; сочинять и рассказывать сказочную исто­рию по рисунку.

Адекватно использовать речевые средства для решения задач общения; вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в паре, осваивая различные способы взаимной помощи партнёрам по общению.

Умение выделять нравственный аспект поведения, соотносить поступки с принятыми в обществе морально-этическими принципами.


27


Откуда берутся снег и лёд?


УОиС

Снег и лёд. Исследование свойств снега и льда.

Проводить опыты по исследованию снега и льда в соответствии с инструкциями; формулировать выводы из опытов; наблюдать форму снежинок и отображать её в рисунках.

Оценивать своё знание и незнание (с помощью учителя, самооценка); предлагать собственные способы решения.


Принятие и освоение социальной роли обучающегося. Осознание собственных мотивов учебной деятельности.


28


Как живут

растения?


Комбинированный урок.

Растение как живой организм. Представление о жизненном цикле растения. Условия, необходимые для жизни растений. Уход за комнатными растениями.

Наблюдать за ростом и развитием растений, рассказывать о своих наблюдениях; прослеживать по рисунку-схеме этапы жизни растения; формулировать выводы об условиях, необходимых для жизни растений.

Осуществлять поиск учебной информации из рассказа учителя, из материалов учебника, в рабочей тетради.

Заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.


29


Как живут

животные?


Комбинированный урок.

Животные как живые организмы. Условия, необходимые для жизни животных. Уход за животными живого уголка.

Наблюдать за жизнью животных, рассказы­вать о своих наблюдениях; ухаживать за животными живого уголка.


Работать в группе: выполнять задания, фор­мулировать выводы, осуществлять самопроверку; оценивать свои достижения на уроке.


Желание открывать новое знание, новые способы действия, готовность преодолевать учебные затруднения.


30


Как зимой помочь птицам?


Комбинированный урок.

Птицы, зимующие в наших краях, их питание зимой. Важность заботы о зимующих птицах. Устройство кормушек и виды корма. Правила подкормки птиц.

Наблюдать зимующих птиц, различать зимующих птиц по рисункам и в природе; обсуждать формы кормушек и виды корма для птиц; изготавливать простейшие кормушки и подбирать подходящий для птиц корм; перечислять правила подкормки птиц.

Осуществлять поиск учебной информации из рассказа учителя, из материалов учебника, в рабочей тетради; применять для решения логические действия анализа, сравнения, обобщения, классификации, построения рассуждений и выводов.

Положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений; готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя, родителей.


31


Откуда берётся и куда девается

мусор?


УИНМ

Источники мусора в быту. Необходимость со­блюдения чистоты в доме, городе, природном окружении. Раздельный сбор мусора.


Определять с помощью рисунков учебника источники возникновения мусора и способы его утилизации; обсуждать важность соблюдения чистоты в быту, в городе и в природном окружении; необходимость раздельного сбора мусора; сочинять и рассказывать сказочную исто­рию по рисунку.

Адекватно использовать речевые средства для решения задач общения (приветствие, прощание, игра, диалог); вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в паре.



Заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий, умение анализировать свои действия и управлять ими.


32


Откуда в снежках грязь?


УИНМ

Источники загрязнения нашей планеты и способы защиты её от загрязнений. Распространение загрязнений в окружающей среде.

Исследовать снежки и снеговую воду на наличие загрязнений; обсуждать источники появления загрязнений в снеге; формулировать предложения по защите окружающей среды от загрязнений; сочинять и рассказывать сказку на предложенную тему.

Целенаправленно наблюдать объекты окружающего мира и описывать их отличительные признаки; использовать готовые модели для изучения строения природных объектов; пользоваться простыми условными обозначениями.

Принятие и освоение социальной роли обучающегося. Осознание собственных мотивов учебной деятельности.


33


Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Как, откуда и куда?». Презентация проекта «Моя семья».


Проверка знаний и умений. Представление результатов проектной деятельности. Формирование адекватной оценки своих достижений.

Выполнять тестовые задания учебника; выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами; обсуждать выступления учащихся.

Оценивать своё знание и незнание (с помощью учителя, самооценка); предлагать собственные способы решения.


Желание открывать новое знание, новые способы действия, готовность преодолевать учебные затруднения.


Раздел «Где и когда?» (11 часов)


34


Когда учиться

интересно?


УИНМ

Знакомство с целями и задачами раздела. Усло­вия интересной и успешной учебы: хорошее оснащение классного помещения, дружный коллектив класса, взаимопомощь одноклассников, доверительные отношения с учителем.

Анализировать иллюстрации учебника, обсуждать условия интересной и успешной учёбы; сравнивать фотографии в учебнике, рассказывать о случаях взаимопомощи в классе;


Формулиро­вать выводы из коллективного обсуждения; оценивать своё знание и незнание (с помощью учителя, самооценка); предлагать собственные способы решения.


Положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений; готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя.


35


Проект «Мой класс и моя

школа».


Урок-проект.

Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы.


Фотографировать наиболее интересные события в классе, здание школы, классную комнату и т.д.; коллективно составлять рассказ о школе и классе; презентовать итоги коллективного проекта, сопровождая рассказ фотографиями (слайдами).

Адекватно использовать речевые средства для решения задач общения (приветствие, прощание, игра, диалог); осваивать различные способы взаимной помощи партнёрам по общению; проявлять доброжелательное отношение к партнёрам.

Заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий, умение анализировать свои действия и управлять ими.


36


Когда придёт

суббота?


Комбинированный урок.

Время и его течение. Прошлое, настоящее и бу­дущее. Последовательность дней недели.

Анализировать иллюстрации учебника, различать прошлое, настоящее и будущее; отображать с помощью карточек последовательность дней недели, называть дни недели в правильной последовательности, проводить взаимоконтроль; называть любимый день недели и объяснять, почему именно он является любимым.

Целенаправленно наблюдать объекты окружающего мира и описывать их отличительные признаки; использовать готовые модели для изучения строения природных объектов; пользоваться простыми условными обозначениями.


Умение выделять нравственный аспект поведения, соотносить поступки с принятыми в обществе морально-этическими принципами.



37


Когда наступит лето?


Комбинированный урок.

Последовательность смены времён года и месяцев в нём. Названия осенних, зимних, весенних и летних месяцев. Зависимость природных явле­ний от смены времён года.

Анализировать схему смены времён года и месяцев; называть времена года в правильной последовательности, соотносить времена года и месяцы; характеризовать природные явления в разные времена года; находить несоответствия в природных явлениях на рисунках учебника; наблюдать сезонные изменения в природе и фиксировать их в тетради.


Осуществлять поиск учебной информации из рассказа учителя, из материалов учебника, в рабочей тетради, из собственных наблюдений объектов природы и культуры, личного опыта общения с людьми; применять для решения логические действия анализа, сравнения, обобщения, классификации.

Положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений; готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя, родителей.


38


Где живут белые медведи?


УИНМ

Холодные районы Земли: Северный Ледовитый океан и Антарктида. Животный мир холодных районов.

Находить на глобусе Северный Ледовитый океан и Антарктиду, характеризовать их; рассматривать и сравнивать иллюстрации учебника, извлекать из них информацию о животном мире холодных районов; приводить примеры животных холодных районов; устанавливать связь между строением, образом жизни животных и природными условиями.


Адекватно использовать речевые средства для решения задач общения (приветствие, прощание, игра, диалог); вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в паре, осваивая различные способы взаимной помощи партнёрам по общению.

Заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий, умение анализировать свои действия и управлять ими.


39


Где живут слоны?


УИНМ

Жаркие районы Земли: саванна и тропический лес. Животный мир жарких районов.

Практическая работа в паре: находить на глобусе экватор и жаркие районы Земли, характеризовать их; приводить примеры животных жарких районов; устанавливать связь между строением, образом жизни животных и природными условиями.


Оценивать своё знание и незнание (с помощью учителя, самооценка); предлагать собственные способы решения.


Желание открывать новое знание, новые способы действия, готовность преодолевать учебные затруднения, умение сотрудничать.



40


Где зимуют

птицы?


Комбинированный урок.

Зимующие и перелётные птицы. Места зимовок перелётных птиц. Исследование учёными марш­рутов перелёта птиц. Причины, заставляющие птиц улетать на зиму.

Различать зимующих и перелётных птиц; группировать (классифицировать) птиц; выдвигать предположения о местах зимовок птиц и доказывать их; объяснять причины отлёта птиц в тёплые края; приводить примеры зимующих и перелётных птиц.

Целенаправленно наблюдать объекты окружающего мира и описывать их отличительные признаки; использовать готовые модели для изучения строения природных объектов; пользоваться простыми условными обозначениями.

Принятие и освоение социальной роли обучающегося. Осознание собственных мотивов учебной деятельности.


41


Когда появилась одежда?


Комбинированный урок.

История появления одежды и развития моды. Зависимость типа одежды от погодных условий, национальных традиций и её назначения (деловая, спортивная, рабочая, домашняя, праздничная, военная).

Прослеживать с помощью иллюстраций учебника историю появления одежды и развития моды; описывать одежду людей по рисунку; отличать национальную одежду своего народа от одежды других народов; различать типы одежды в зависимости от её назначения, подбирать одежду для разных случаев.

Осуществлять поиск учебной информации из рассказа учителя, из материалов учебника; применять для решения логические действия анализа, сравнения, обобщения, классификации, построения рассуждений и выводов.

Положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений; готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя, родителей.


42


Когда изобрели велосипед?


Комбинированный урок.

История появления и усовершенствования велосипеда. Устройство велосипеда, разнообразие современных моделей (прогулочный, гоночный, тандем, детский трёхколёсный). Правила дорожного движения и безопасности при езде на велосипеде.

Сравнивать старинные и современные велосипеды; извлекать из учебника информацию об устройстве велосипеда, осуществлять самопроверку; обсуждать роль велосипеда в нашей жизни; называть правила безопасной езды на велосипеде.

Адекватно использовать речевые средства для решения задач общения; вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в паре, осваивая различные способы взаимной помощи партнёрам по общению.

Заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий, умение анализировать свои действия и управлять ими.


43


Когда мы станем взрослыми?


Комбинированный урок.

Отличие жизни взрослого человека от жизни ребёнка. Необходимость выбора профессии, целевых установок на будущее. Ответственность человека за состояние окружающего мира.

Сравнивать жизнь взрослого и ребёнка; определять по фотографиям в учебнике профессии людей, рассказывать о профессиях родителей и старших членов семьи, обсуждать, какие профессии будут востребованы в будущем; сравнивать рисунки учебника; рассуждать о том, что в окружающем мире зависит от наших поступков.

Целенаправленно наблюдать объекты окружающего мира и описывать их отличительные признаки; использовать готовые модели для изучения строения природных объектов; пользоваться простыми условными обозначениями.


Умение выделять нравственный аспект поведения, соотносить поступки с принятыми в обществе морально-этическими принципами.



44


Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где и когда?». Презентация проекта «Мой класс и моя школа».

КЗ

Проверка знаний и умений. Представление ре­зультатов проектной деятельности.

Выполнять тестовые задания учебника; выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами.


Обсуждать выступления учащихся; оценивать свои достижения и достижения других учащихся.

Желание открывать новое знание, новые способы действия, готовность преодолевать учебные затруднения.


3 триместр (22 часа). Раздел «Почему и зачем?» (22 часа)


45


Почему Солнце светит днём, а звёзды ночью?


Комбинированный урок.

Знакомство с целями и задачами раздела. Солнце – ближайшая к Земле звезда. Форма, цвет, сравнительные размеры звёзд. Созвездие Льва.

Сопоставлять видимые и реальные размеры звёзд, в том числе и Солнца; моделировать форму, цвет, сравнительные размеры некоторых звёзд; использовать атлас-определитель для получения нужной информации; наблюдать кар­тину звёздного неба, находить на нём созвездие Льва.

Целенаправленно наблюдать объекты окружающего мира и описывать их отличительные признаки; использовать готовые модели для изучения строения природных объектов; пользоваться простыми условными обозначениями.

Желание открывать новое знание, новые способы действия, готовность преодолевать учебные затруднения, умение сотрудничать.



46


Почему Луна бывает разной?


УИНМ

Луна – спутник Земли, её особенности. Изменение внешнего вида Луны и его причины. Способы изучения

Луны.

Анализировать схемы движения Луны вокруг Земли и освещения её поверхности Солнцем; формулировать выводы о причинах изменения внешнего вида Луны; моделировать из пластилина форму Луны; рассказывать с помощью рисунков в учебнике об изучении Луны учёными, наблюдать за изменениями внешнего вида Луны, фикси­ровать результаты наблюдений в рабочей тетради.

Осуществлять поиск учебной информации из рассказа учителя, из материалов учебника, в рабочей тетради, из собственных наблюдений объектов природы и культуры, личного опыта общения с людьми; применять для решения логические действия анализа, сравнения, обобщения, классификации, построения рассуждений и выводов.

Положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений; готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя, родителей.


47


Почему идёт дождь и дует

ветер?


УИНМ

Причины возникновения дождя и ветра. Зна­чение этих природных явлений для человека, растений и животных.

Наблюдать за дождями и ветром; рассказывать по рисунку учебника о видах дождя (ливень, косохлёст, ситничек); отбирать из списка слов те, которые подходят для описания ветра; объяснять причины возникновения дождя и ветра.


Оценивать своё знание и незнание (с помощью учителя, самооценка); предлагать собственные способы решения.


Принятие и освоение социальной роли обучающегося. Осознание собственных мотивов учебной деятельности.


48


Почему звенит звонок?


УИЕМ

Разнообразие звуков в окружающем мире. Причина возникновения и способ распространения звуков. Необходимость беречь уши.

Анализировать рисунок учебника и переда­вать голосом звуки окружающего мира; исследовать возникновение и распространение звуков; обсуждать, почему и как следует беречь уши; высказывать предположения о причине возникновения эха.


Целенаправленно наблюдать объекты окружающего мира и описывать их отличительные признаки; использовать готовые модели для изучения строения природных объектов; пользоваться простыми условными обозначениями.

Заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.


49


Почему радуга разноцветная?


Комбинированный урок.

Радуга – украшение окружающего мира. Цвета радуги. Причины возникновения радуги.

Называть цвета радуги по своим наблю­дениям и рисунку учебника; отображать последователь­ность цветов радуги с помощью цветных поло­сок.

Знание последовательности цветов радуги.


Оценивать своё знание и незнание (с помощью учителя, самооценка); предлагать собственные способы решения.


Принятие и освоение социальной роли обучающегося. Осознание собственных мотивов учебной деятельности.


50


Почему мы любим кошек и собак?


Комбинированный урок.

Взаимоотношения человека и его домашних питомцев (кошек и собак). Предметы ухода за до­машними животными. Особенности ухода за кошкой и собакой.

Описывать по плану своего домашнего питомца (кошку, собаку); обсуждать свое отношение к домашним питомцам; рассказывать по рисункам учебника об уходе за кошкой и собакой; познакомиться с предметами ухода за кошкой и собакой и их назначением.

Адекватно использовать речевые средства для решения задач общения (приветствие, прощание, игра, диалог); вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками; проявлять доброжелательное отношение к партнёрам.

Желание открывать новое знание, новые способы действия, готовность преодолевать учебные затруднения, умение сотрудничать.



51


Проект «Мои

домашние

питомцы».


Урок-проект.

Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы.

Наблюдать за домашним любимцем и фиксировать результаты наблюдений; фотографировать свою кошку (собаку) в наиболее интересных ситуациях; составлять рассказ о своей кошке (собаке), её характере, повадках, играх; презентовать свой проект с демонстрацией фотографий (слайдов).

Оценивать результаты собственного труда и труда товарищей; осуществлять поиск учебной информации из рассказа учителя, из материалов учебника, в рабочей тетради.

Заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий, умение анализировать свои действия и управлять ими.


52


Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?


УИНМ

Разнообразие цветов и бабочек. Взаимосвязь цветов и бабочек. Необходимость сохранения природного окружения человека. Правила пове­дения на лугу.

Определять цветы и бабочек с помощью атласа-определителя; рассматривать и сравнивать рисунки учебника, оценивать поступки других людей и свои собственные по отношению к природе, форму­лировать правила поведения в природе; устанавливать взаимосвязь цветов и бабочек на основе информации учебника.

Оценивать своё знание и незнание (с помощью учителя, самооценка); предлагать собственные способы решения; осуществлять поиск учебной информации из рассказа учителя, из материалов учебника, в рабочей тетради.

Положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений; готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя, родителей.


53


Почему в лесу мы будем соблюдать тишину?


Комбинированный урок.

Звуки леса, их разнообразие и красота. Необхо­димость соблюдения тишины в лесу.

Определять лесных обитателей по звукам, которые они издают; объяснять, почему в лесу нужно соблюдать тишину; оценивать своё поведение в лесу и поведение других людей на основании чтения рассказов из книги «Великан на поляне»; формулировать правила поведения в природе.

Работать в паре; устанавливать причинно-следственные связи; осуществлять поиск учебной информации из рассказа учителя, из материалов учебника, в рабочей тетради.

Желание открывать новое знание, новые способы действия, готовность преодолевать учебные затруднения, умение сотрудничать.



54


Зачем мы спим ночью?


Комбинированный урок.

Значение сна в жизни человека. Правила подго­товки ко сну. Как спят животные. Работа человека в ночную смену.

Сравнивать рисунки учебника, делать выводы о значении сна в жизни человека; оценивать правильность своей подготовки ко сну; рассказывать (на основе наблюдений) о сне животных; обсуждать информацию о животных, которые ночью не спят, содержащуюся в книге «Зелёные страницы»; определять по рисункам профессии людей и рассказывать об их работе.

Осуществлять поиск учебной информации из рассказа учителя, из материалов учебника, в рабочей тетради, из собственных наблюдений объектов природы и культуры, личного опыта общения с людьми; применять для решения логические действия анализа, сравнения, обобщения, классификации, построения рассуждений и выводов.

Заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий, умение анализировать свои действия и управлять ими.


55


Почему нужно есть много овощей и фруктов?


Комбинированный урок.

Овощи и фрукты, их разнообразие и значение в питании человека. Витамины. Правила гигиены при употреблении овощей и фруктов.

Различать овощи и фрукты, группировать (классифицировать) их; находить в учебнике информацию о витаминах в соответствии с заданием; сравнивать роль витаминов А, В и С в жизнедеятельности организма.

Знание правил гигиены при употреблении овощей и фруктов.

Оценивать своё знание и незнание (с помощью учителя, самооценка); предлагать собственные способы решения; осуществлять поиск учебной информации из рассказа учителя, из материалов учебника, в рабочей тетради.

Желание открывать новое знание, новые способы действия, готовность преодолевать учебные затруднения, умение сотрудничать.



56


Почему нужно чистить зубы и мыть руки?


Комбинированный урок.

Важнейшие правила гигиены, необходимость их соблюдения. Освоение приёмов чистки зубов и мытья рук.

Обосновывать необходимость чистки зубов и мытья рук, отбирать из предложенных нужные предметы гигиены, объяснять их назначение; рассказывать по рисункам, в каких случаях следует мыть руки; запомнить, что зубная щётка и полотенце у каждого человека должны быть личные; формулировать основные правила гигиены.

Адекватно использовать речевые средства для решения задач общения; вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в паре; проявлять доброжелательное отношение к партнёрам.

Положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений; готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя, родителей.


57


Зачем нам телефон и телевизор?


Комбинированный урок.

Почта, телеграф, телефон – средства связи. Ра­дио, телевидение, пресса (газеты и журна­лы) – средства массовой информации. Интернет.

Различать средства связи и средства массо­вой информации; рассказывать (с опорой на фотографии в учебнике) о видах телефонов; объяснять назначение радиоприёмника, телевизора, газет и журналов; обсуждать назначение Интернета; моделировать ситуации вызова экстренной помощи по телефону.

Осуществлять поиск учебной информации из рассказа учителя, из материалов учебника, в рабочей тетради; применять для решения логические действия анализа, сравнения, обобщения, классификации, построения рассуждений и выводов.

Желание открывать новое знание, новые способы действия, готовность преодолевать учебные затруднения, умение сотрудничать.



58


Зачем нужны

автомобили?


УИНМ

Автомобили – наземный транспорт, их разнообразие и назначение. Знакомство с устройством автомобиля. Электромобиль – автомобиль будущего.

Классифицировать автомобили и объяснять их назначение; работать в паре: по рисунку-схеме знакомиться с устройством автомобиля, проводить взаимопроверку; сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку.


Использовать представленную в учебнике информацию для выполнения задания; оценивать своё знание и незнание (с помощью учителя, самооценка); предлагать собственные способы решения.

Принятие и освоение социальной роли обучающегося. Осознание собственных мотивов учебной деятельности.


59


Зачем нужны

поезда?


УИНМ

Поезда – наземный и подземный транспорт. Виды поездов в зависимости от назначения. Устройство железной дороги. Представление о развитии железнодорожного транспорта.

Классифицировать поезда в зависимости от их назначения; работать в паре: рассказывать об устройстве железной дороги, осуществлять самоконтроль; использовать информацию учебника для выполнения задания.

Целенаправленно наблюдать объекты окружающего мира и описывать их отличительные признаки; использовать готовые модели для изучения строения природных объектов; пользоваться простыми условными обозначениями.

Желание открывать новое знание, новые способы действия, готовность преодолевать учебные затруднения, умение сотрудничать.


60


Зачем строят

корабли?


УИНМ

Корабли (суда) – водный транспорт. Виды кора­блей в зависимости от назначения (пассажир­ские, грузовые, рыболовные, исследовательские суда, военные корабли). Устройство корабля.

Классифицировать корабли в зависимости от их назначения; рассказывать о своих впечатлениях от плава­ния на корабле; работать в паре: по рисунку-схеме знакомиться с устройством корабля.

Проводить самопроверку и взаимопроверку, оценивать свои достижения на уроке; осуществлять поиск учебной информации из рассказа учителя, из материалов учебника, в рабочей тетради.

Положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений; принимать оценки одноклассников, учителя, родителей.


61


Зачем строят

самолёты?


УИНМ

Самолёты – воздушный транспорт. Виды само­лётов в зависимости от их назначения (пассажирские, грузовые, военные, спортивные). Устройство самолёта.

Классифицировать самолёты в зависимости от их назначения; рассказывать о своих впечатлениях от полёта на самолёте; работать в паре: по рисунку-схеме знакомиться с устройством самолёта.

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; оценивать своё знание и незнание (с помощью учителя, самооценка); предлагать собственные способы решения.

Желание открывать новое знание, новые способы действия, готовность преодолевать учебные затруднения, умение сотрудничать.


62


Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности?


Комбинированный урок.

Правила безопасности в автомобиле, в поезде и на железной дороге, а также в других средствах транспорта (автобусе, троллейбусе, трамвае).

Обобщать сведения о транспорте, получен­ные на предыдущих уроках; обсуждать необходимость соблюдения правил безопасности в транспорте. Называть пра­вила безопасности в автомобиле, поезде и на железной дороге.

Адекватно использовать речевые средства для решения задач общения (приветствие, прощание, игра, диалог); вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в паре; проявлять доброжелательное отношение к партнёрам.

Принятие и освоение социальной роли обучающегося. Осознание собственных мотивов учебной деятельности.


63


Почему на корабле и в самолёте нужно соблюдать правила безопасности?


Комбинированный урок.

Правила безопасности на водном и воздушном транспорте. Спасательные средства на корабле и в самолёте.

Перечислять правила безопасности и спасательные средства на корабле и в самолёте. Участвовать в ролевой игре, моделирующей правила безопасности на водном и воздушном транспорте и действия в опасной ситуации.

Целенаправленно наблюдать объекты окружающего мира и описывать их отличительные признаки; использовать готовые модели для изучения строения природных объектов.

Желание открывать новое знание, новые способы действия, готовность преодолевать учебные затруднения, умение сотрудничать.


64


Зачем люди осваивают космос?


Комбинированный урок.

Систематизация сведений о космосе, получен­ных в течение года. Освоение человеком космо­са: цели полётов в космос, Ю.А. Гагарин – пер­вый космонавт Земли, искусственные спутники Земли, космические научные станции.

Рассказывать об освоении человеком космо­са, опираясь на иллюстрации учебника; высказывать предположения по вопросам учебника, моделировать экипировку космонавта; участвовать в ролевой игре «Полёт в космос».

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; работать в группе; осуществлять самопроверку; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке; осуществлять поиск учебной информации.

Заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий, умение анализировать свои действия и управлять ими.


65


Почему мы часто слышим слово «экология»?


Комбинированный урок.

Первоначальное представление об экологии. Взаимосвязи между человеком и природой. День Земли.

Находить в тексте учебника ответы на вопросы; приводить примеры взаимосвязей между человеком и природой;

Оценивать своё знание и незнание (с помощью учителя, самооценка); предлагать собственные способы решения.

Умение оценивать свои поступки по отношению к природе и рассказывать о них.


66


Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Почему и зачем?». Презентация проекта «Мои домашние питомцы».

КЗ

Проверка знаний и умений. Представление результатов проектной деятельности. Формирова­ние адекватной оценки своих достижений.

Выполнять тестовые задания учебника; выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами; обсуждать выступления учащихся.

Оценивать своё знание и незнание (с помощью учителя, самооценка); предлагать собственные способы решения.

Умение оценивать свои достижения и достижения других учащихся.


Материально-технические средства для реализации программы


Печатные и другие пособия

Для организации работы с разными источниками информации желательно иметь в классе научно-популярные, художественные книги для чтения (в соответствии с изучаемым материалом), энциклопедии, справочники, словари естественно-научного, обществоведческого, исторического содержания, видеофильмы, звукозаписи.

В соответствии с содержанием программы, в классе желательно иметь:

таблицы (строение растения, организм человека);

иллюстративные материалы (альбомы, комплекты открыток);

модели дорожных знаков, транспортных средств, часов;

муляжи фруктов и овощей;

макеты исторических памятников, старинных жилищ, оборонительных сооружений (по возможности);

разрезные плоскостные модели строения цветкового растения, цветка, реки; плоскостные или объёмные модели молекул;

гербарии дикорастущих и культурных растений, наборы семян, плодов;

предметы старинного быта, одежды, элементы национальных узоров (народов родного края);

живые объекты (комнатные растения, животные живого уголка).


Оборудование для уголка живой природы: аквариум, клетка для птиц, предметы ухода за растениями и животными.


Оборудование для экскурсий в природу: фотографии, открытки растений, животных, пакеты для сбора природного материала, пакеты для мусора и приспособления для его сбора, фотоаппарат и видеокамера (по возможности).


Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование:

демонстрационный экземпляр микроскопа;

комплект луп для работы в группах по 5-6 человек;

демонстрационный экземпляр флюгера;

демонстрационный экземпляр барометра;

демонстрационный экземпляр бинокля;

демонстрационные экземпляры термометров разных видов (спиртового, биметаллического, медицинского) для измерения температуры воздуха, воды и тела.

Большинство уроков окружающего мира являются предметными. На них учащиеся действуют с различными предметами – рассматривают, определяют признаки и свойства, сравнивают и группируют их. Для организации такой работы желательно иметь раздаточный материал на пару или группу учащихся. Наряду с предметами различных коллекций, гербарными листами, можно использовать природный материал, собранный на экскурсиях.

Для выполнения заданий по моделированию природных объектов надо иметь пластилин (гипс), глину, песок, цветную бумагу, клей и ножницы с тупыми концами.


Лабораторное оборудование и материалы для проведения опытов и демонстраций: посуда (стаканы, колбы, пробирки, чашки и др.), измерительные и осветительные приборы (свеча, фонарик), фильтры, магниты; песок, глина, почва, известняк, каменный уголь, нефть, семена растений (подсолнечника, пшеницы, гороха, огурца и др.).

1 УИНМ – урок изучения нового материала; УОиС – урок обобщения и систематизации знаний; КЗ – контроль знаний.

Рабочая программа по окружающему миру 1 класс
  • Начальные классы
Описание:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»

пояснительная записка

Рабочая программа курса «Окружающий мир» для первого класса составлена на осно­ве Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образо­вания, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина Рос­сии, планируемых результатов начального общего образования. Примерных программ на­чального общего образования и авторской программы А.А. Плешакова «Окружающий мир. 1-4 классы» (УМК «Школа России»).

Изучение курса «Окружающий мир» а начальной школе направлено на достижение следующих целей:

-   формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребен­ком личного опыта общения с людьми и природой;

-   духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в услови­ях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

Основными задачами реализации содержания курса являются:

1)  формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;

2)  осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, сво­его места в нём;

3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффек­тивного и безопасного взаимодействия в социуме.

Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ве­дущих идей:

1) идея многообразия мира;

2) идея целостности мира;

3) идея уважения к миру.

Специфика курса «Окружающий мир» состоит ѳтом, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важней­ших взаимосвязях.

Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как своё личное, так и социальное благополучие. Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую па­нораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предмет­ных областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. В рамках же данного предмета благодаря интеграции естественно­научных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образо­вания и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и обще­культурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние Рос­сии. Таким образом, курс создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.

Используя для осмысления личного опыта ребёнка знания, накопленные естественны­ми и социально-гуманитарными науками, курс вводит в процесс постижения мира ценност­ную шкалу, без которой невозможно формирование позитивных целевых установок подрас­тающего поколения. Курс «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностно­го восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать а созидательной дея­тельности на благо родной страны и планеты Земля.

Значение курса состоит также в том. что в ходе его изучения школьники овладевают осно­вами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, а том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соот­ветствующих компетентностей: умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, со­блюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет, наряду о другими предметами начальной школы, значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспи­тании личности; формирует вектор культурно-ценностных ориентации младшего школьника в соответствии с отечественными традициям и духовности и нравственности.

Существенная особенность курса состоит а том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий миро использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмо­ционально-ценностному постижению окружающего мира.

В соответствии с ведущими идеями, особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся:

1)  распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для на­чальной школы атласа-определителя;

2)  моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей);

3)  эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к ми­ру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил.

Программа курса «Окружающий мир» для первого класса рассчитана на 66 часов (33 учебные недели по 2 часа в неделю).

 

 

 

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Наименование разделов

Всего часов

1

Введение

1

2

Что и кто?

20

3

Как, откуда и куда?

12

4

Где и когда?

11

5

Почему и зачем?

22

 

ИТОГО

66

 

содержание программы (66 часов)

1. Человек и природа

Природа - это то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Неживая и живая природа. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.). Примѳры явлений природы; смена,  времён года, сне­гопад, листопад, перелеты птиц, смена,  времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза.

Звёзды и планеты. Солнце - ближайшая к нам заезда, источник света и тепла для всего живого на Земле.

Вода. Свойства воды, её значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека.

Растения, их разнообразие. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, се­мя). Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и куль­турные растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения родного края, их названия и краткая характеристика на основе на­блюдений.

Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, во­да, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери; их отличия. Животные родного края, их названия, краткая характеристика на основе наблюдений.

2.Человек и общество

         Общество - совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цепи. Духовно-нравственные и куль­турные ценности - основа жизнеспособности общества.

        Человек - член общества, носитель и создатель культуры. Общее представление о вкладе в культуру человечества традиций и религиозных воззрений разных народов. Взаи­моотношения человека с другими людьми.

Семья - самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Забота о де­тях, престарелых, больных - долг каждого человека. Хозяйство семьи. Родословная. Именаи фамилии членов семьи. Составление схемы родословного древа, истории семьи. Духовно-нравственные ценности в семейной культуре народов России и мира.

Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Классный, школьный коллектив, совместная учёба, игры, отдых. Составление режима дня школьника.

Общественный транспорт. Транспорт города или села. Наземный, воздушный и вод­ный транспорт. Правила пользования транспортом. Средства связи: почта, телеграф, теле­фон, электронная почта.

Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса. Интернет.

Наша Родина - Россия, Российская Федерация. Россия на карте, государственная гра­ница России,

Москва - столица России. Святыни Москвы - святыни России, Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь. Большой театр и др. Характеристика отдельных истори­ческих событий, связанных с Москвой (основание Москвы, строительство Кремля и др.). Герб Москвы. Расположение Москвы на карте,

Россия - многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи, харак­терные особенности быта. Основные религии народов России: православие, ислам, иуда­изм, буддизм. Уважительное отношение к своему и другим народам, их религии, культуре, истории. Проведение спортивного праздника на основе традиционных детских игр народов своего края.

Родной край - частица России. Родной город (село), регион (область, край, республи­ка): название, основные достопримечательности; музеи, театры, спортивные комплексы и пр. Особенности труда людей родного края, их профессии. Названия разных народов, про­живающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта. Важные сведе­ния из истории родного края. Святыни родного края. Проведение дня памяти выдающегося земляка.

3.Правила безопасной жизни

Ценность здоровья и здорового образа жизни.

Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Фи­зическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здо­ровья.

Личная ответственность каждою человека за сохранение и укрепление своего физиче­ского и нравственного здоровья. Номера телефонов экстренной помощи. Первая помощь при лёгких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании, перегреве.

Дорога от дома до школы. Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой. Опасные места в квартире, доме и его окрест­ностях (балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, пустырь и т.д.).

Правила безопасного поведения в природе. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой.

 

 

 

 

 

 

Перечень практических работ

№ урока

Тема

Вид работы

7

Что у нас под ногами

Определение образцов камней по фотографиям, ри­сункам атласа-определителя

8  

Что общего у разных растений?

Нахождение у растений их частей, показ и называние.

9

Что растет на подоконнике?

Определение комнатных растений с помощью ѳтласа-определитепя.

10

Что растет на грядке?

Определение растений цветника с помощью атласа-определителя.

11

Что это за листья?

Определение деревьев по листьям.

15

Кто такие птицы?

Исследование строение мера птицы.

23

Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит?

Опыты, показывающие загрязнение воды и её очистку.

27

Откуда берутся снег и лед?

Опыты по исследованию снега и льда в соответствии с инструкциями, формулирование выводов на основе проделанных опытов.

28

Как живут растения?

Наблюдение за ростом и развитием растений.

30

Как зимой помочь птицам?

Изготовление простейших кормушек и подбор подхо­дящего для птиц корна.

32

Откуда в снежках грязь?

Исследование снежков и снеговой воды на наличие загрязнений.

38

Где живут белые медведи?

Нахождение на глобусе Северного Ледовитого океана и Антарктиды, их характеристика.

требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения окружающего мира первоклассники научатся:

-   распознавать неживую и живую природу; растения дикорастущие и культурные; де­ревья, кустарники, травы; животных диких и домашних; насекомых, рыб. птиц;

-   распознавать основные признаки времён года; некоторые охраняемые растения и животных своей местности;

-   приводить примеры представителей разных групп растений (дикорастущих и куль­турных, хвойных и лиственных деревьев, кустарников и трав), животных;

-   характеризовать изученные группы растений, животных, называя их существенные признаки, описывая особенности внешнего вида (по плану, предложенному учителем);

-   характеризовать признаки времён года;

-   объяснять значение используемых условных знаков (в учебнике, в рабочей тетради, дорожных знаков и др.);

-   находить факты экологического неблагополучия в окружающей среде;

-   понимать правила поведения в природе;

-   называть свой адрес в мире и в своём населенном пункте;

-   называть виды транспорта; наиболее распространённые профессии;

-   называть правила личной гигиены; особенности охраны здоровья в разные времена года; правила безопасного поведения на улице, в быту, на воде, при контактах с людьми;

-   называть имена и отчества родителей; основные формы приветствия, просьбы, бла­годарности, извинения, прощания; знать о культуре поведения в общественных местах.

 

К концу обучения в первом классе ученик получит возможность научиться:

-   различать объекты природы и предметы, созданные человеком, объекты неживой и живой природы; различать изученные груплы растений и Животных; распознавать изу­ченные растения, животных (по несколько представителей каждой группы); вести на­блюдения в лриродѳпод руководством учителя, воспитателя ГПД; выполнять правила поведения в природе;

-   различать изученные виды транспорта, вести наблюдения за жизнью города (се­ла), трудом людей под руководством учителя, воспитателя ГПД;

-   выполнять правила личной гигиены и безопасного поведения на улице и в быту;

-   использовать основные формы приветствия, просьбы и т.д. в отношениях с другими людьми; выполнять правила поведения в общественных местах; выполнять режим дня;

-   рассказывать о растениях, грибах, животных, объясняя условия их жизни, способы питания, защиты и другие их особенности; по результатам экскурсий рассказывать о достопримечательностях родного города (села);

-   объяснять отличия дикорастущих и культурных растений, связи растений и жи­вотных, приспособляемость животных к среде обитания, необходимость бережного от­ношения к редким видам растений и животных, значение Красной книги;

-   объяснить роль растений, животных в природе и в жизни человека;

-   моделировать дерево, цветковое растение, гриб, насекомое и др.;

-   анализировать иллюстрации, сопоставлять их со словесным описанием в тексте;

-   осознавать необходимость бережного и сознательного отношения к своему здо­ровью (одежда, движение, здоровое питание, здоровый сон, соблюдение режима дня и др.).

планируемые результаты освоения программы

Программа обеспечивает достижение первоклассниками следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Изучение курса «Окружающий мир» в первом классе направлено на получение сле­дующих личностных результатов:

-   формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и нацио­нальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского об­щества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;

-   формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его орга­ничном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

-   формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

-   формирование процесса овладения начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

-   формирование процессов принятия и освоения социальной роли обучающегося, раз­витие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

-   развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, соци­альной справедливости и свободе;

-   формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

-   развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной от­зывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

-   развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками о разных социаль­ных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

-   формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духов­ным ценностям.

Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в первом клас­се является формирование регулятивных, познавательных и коммуникативных универсаль­ных учебных действий.

Регулятивные универсальные учебные действия:

-   овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельно­сти; поиск средств её осуществления;

-   освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

-   умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

-   умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способность кон­структивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

-   освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

Познавательные универсальные учебные действия:

-  умение использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практи­ческих задач;

-   умение активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

-   умение использовать различные способы поиска (в справочных источниках и откры­том учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, ор­ганизации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и
познавательны ми задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;

-   владение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, клас­сификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

-   владение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соот­ветствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;

-   владение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими су­щественные связи и отношения между объектами и процессами;

-   умение работать а материальной и информационной среде начального общего обра­зования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного пред­мета «Окружающий мир».

Коммуникативные универсальные учебные действия:

-   умение слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

-   умение определять общую цель и пути её достижения; умение договариваться о рас­пределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный кон­троль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметными результатами изучения курса является формирование следующих умений:

-   понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;

-   сформированность уважительного отношения к России» родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

-   осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотно­сти, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения а природной и социальной среде;

-   освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

-   развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окру­жающем мире.

Система оценки достижения планируемых результатов. Критерии оценивания

В соответствие с требованиями Стандарта, при оценке итоговых результатов освоения программы по окружающему миру должны учитываться психологические возможности младшего школьника, нервно-психические проблемы, возникающие в процессе контроля, ситуативность эмоциональных реакций ребенка. В соответствии с требованиями Федераль­ного государственного образовательного стандарта начального общего образования необ­ходимо использовать систему оценки, ориентированную на выявление и оценку образова­тельных достижений учащихся с целью итоговой оценки подготовки выпускников на ступени начального общего образования. Особенностями такой системы оценки являются;

-   комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования);

-   использование планируемых результатов освоения основных образовательных про­грамм в качестве содержательной и критериальной базы оценки;

-   оценка динамики образовательных достижений обучающихся;

-   сочетание внешней и внутренней сценки как механизма обеспечения качества образования;

-   использование накопительной системы оценивания (портфолио), характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений;

-   использование наряду со стандартизированными письменными или устными работа­ми таких форм и методов оценки, как проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ, самооценка, наблюдения и др.

В первом классе ведется безотметочное обучение, основная цепь которого - сфор­мировать и развить оценочную деятельность детей, сделать педагогический процесс гуман­ным и направленным на развитие личности ребенка. Необходимо учитывать, что это не обу­чение традиционного вида, из которого изьяты отметки, а качественно новое обучение в на­чальных классах - на содержательно-оценочной основе.

При использовании безотметочной системы нельзя оценивать личностные качества: особенности памяти, внимания, восприятия. Оцениванию подлежат интеллектуальные, творческие и инициативные проявления ребёнка: умные вопросы, самостоятельный поиск, изучение дополнительного учебного материала и др.

Системная оценка личностных, метапредметных и предметных результатов реализу­ется в рамках накопительной системы - рабочего Портфолио. Система оценки достижения планируемых результатов изучения предмета предполагает комплексный уровневый подход к оценке результатов обучения. Объектом оценки предметных результатов служит способ­ность первоклассников решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи. Оценка индивидуальных образовательных достижений ведётся «методом сложения», при котором фиксируется достижение опорного уровня и его превышение.

Портфолио ученика:

-   является современным педагогическим инструментом сопровождения развития и оценки достижений учащихся, ориентированным на обновление и совершенствование каче­ства образования;

-   реализует одно из основных положений Федеральных государственных образова­тельных стандартов общего образования второго поколения - формирование универсаль­ных учебных действий;

-   позволяет учитывать возрастные особенности развития .универсальных учебных дей­ствий учащихся младших классов; лучшие достижения Российской школы на этапе начально­го обучения; а также педагогические ресурсы учебных предметов образовательного плана;

-   предполагает активное вовлечение учащихся в оценочную деятельность на основе проблемного анализа» рефлексии и оптимистического прогнозирования.

Преимущества рабочего Портфолио как метода оценивания достижений учащихся заключается в следующем:

-   сфокусирован на процессуальном контроле новых приоритетов современного обра­зования, которыми являются УУД (универсальные учебные действия);

-   содержание заданий Портфолио выстроено на основе УМК. реализующего новые об­разовательные стандарты начальной школы;

-   учитывает особенности развития критического мышления учащихся путем использо­вания трех стадий; вызов (проблемная ситуация) - осмысление - рефлексия;

-   позволяет помочь учащимся самим определять цели обучения, осуществлять актив­ное присвоение информации и размышлять о том, что они узнали.

 

 

Критериями оценивания являются:

соответствие достигнутых предметных, мета предметных и личностных результатов обучающихся требованиям к результатам освоения образовательной программы начального общего образования ФГОС;            ,                                                         -

-динамика результатов предметной обученности, формирования универсальных учеб­ных действий.

Оценка усвоения знаний и умений осуществляется через выполнение школьником продуктивных заданий в учебниках и рабочих тетрадях. При оценке предметных результа­тов основную ценность представляет не само по себе освоение системы опорных знаний и способность воспроизводить их в стандартных учебных ситуациях, а способность использо­вать эти знания при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач. Иными словами, объектом оценки являются действия, выполняемые учащимися с предметным со­держанием.

В первом классе используются три вида оценивания - текущее, тематическое и итоговое оценивание без выставления бальной отметки, но сопровождающееся словесной оценкой.

Текущее оценивание - наиболее гибкая проверка результатов обучения, которая со­путствует процессу становления умения и навыка. Его основная цель - анализ хода формиро­вания знаний и умений учащихся,  формируемых на уроках окружающего мира (наблюдение, сопоставление, установление взаимосвязей и  т.д.). Это даёт возможность участникам образо­вательного процесса своевременно отреагировать на недостатки, выявить их причины и при­нять необходимые меры к устранению.

Тематическое оценивание проводится с помощью тетради, которая содержит тесты по всем темам курса «Окружающий мири для первого класса. С их помощью ребенок мо­жешь быстро проверить свои знания. На каждый вопрос дано несколько вариантов ответов,
среди них только один правильный. Почти все ответы представлены в виде рисунков. Необ­ходимо выбрать правильный ответ и отметить его (закрасить кружок). В конце тетради име­ются ответы на see тесты. Учащиеся выполняют работу самостоятельно. И только после
этого могут проверить себя.

Для мониторинга метапредметных результатов первоклассников используются ком­плексные проверочные и тренировочные задания. Они помогают ученику оценить, насколько грамотно он умеет понимать инструкции, анализировать разные ситуации; осознать, что предметные знания пригодятся ему не только при решении учебных заданий, но и при ре­шении жизненных задач. Комплексная работа позволяет выявить и оценить как уровень сформированности важнейших предметных аспектов обучения, так и компетентность первоклассника в решении разнообразных проблем.

 

 

 

 

 

 

 

График проведения проверочных работ

№ урока

Вид работы

Тема

21

Проверочная работа

Что и кто?

 

33

Проверочная работа

Как, откуда и куда?

44

Проверочная работа

Где и когда?

66

Проверочная работа

Почему и зачем?

Общее количество

4

Уровень усвоения программного материала и сформирован нести умений учитель мо­жет фиксировать в предложенной ниже Таблице достижений предметных результатов с по­мощью двухуровневой оценки: «+» - справляется, «-» - необходима тренировка.

Для реализации программного содержания используются следующие учебные пособия:

1.  Окружающий мир. 1 класс. Учебник а 2-х ч. / Плешаков А.А. - М,: Просвещение. 2012.

2.   Электронное приложение к учебнику «Окружающий мир», 1 класс (Диск CD-ROM), автор А.А. Плешаков,

3.  Окружающий мир. Тесты. 1 класс / Плешаков ААР Тара Н.И, Назарова 3,Д. - М.: Просвещение, 2012.

4.  От земли до неба: Атлас-определитель для начальной школы / Плешаков А.А. - М.: Просвещение. 2012.

Рекомендуем для использования учебно-методическую литературу:

1.   Анащенкова С.В., Бантова М.А. и др. «Школа России». Сборник рабочих программ. 1- 4 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011

2.   Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч, 1. - М.: Просвещение, 2011,

3.  Плешаков АА Окружающий мир. 1-4 классы. Рабочие программы. - М.: Просвеще­ние, 2012.

4.  Асмолов AT., Бурменская Г.В., Володарская НА. и др. Как проектировать универ­сальные учебные действия в начальной Школе. От действия к мысли, - М.: Просвещение, 2011.

5.  Демидова М.Ю., Иванов С,В. и др. Оценка достижений планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 3-х частях. - М.: Просвещение, 2012.

6.  Логинова О.БЧ1 Яковлева СТ. Мои достижения. Итоговые комплексные работы. 1 класс. - М.: Просвещение, 2012,

7.   Плешаков А.А., Новицкая М.Ю., Белянкова Н.М,, Мартинкова Е.В., Саркисян Ю.В, Уроки по окружающему миру. 1 класс. Пособие для учителя. -М.: Просвещение. 2012,

8.  Повторение и контроль знаний. Окружающий мир. Интерактивные дидактические ма­териалы. 1-2 классы. Методическое пособие с электронным интерактивным приложением. / В.В. Мещерякова, С.В, Савинова. - 2-е изд. стереотип. - М.: Планета. 2011. - (Качество обу­чения).

9.       Окружающий мир. 1 класс. Интерактивные диагностические тренировочные работы. Дидактическое    пособие    с   электронным    интерактивным    приложением.    /   Авт.-сост. М.С. Умнова, - М.: Планета, 2013. - (Качество обучения),

10.   Окружающий мир. 1 класс. Интерактивные диагностические тренировочные работы. Тетрадь с электронным тренажером / Авт,-сост. М.С. Умнова, - М.: Планета, 2013. - (Каче­ство обучения).

11.   Уроки окружающего мира с применением информационных технологий, 1-2 классы. Методическое пособие с электронным интерактивным приложением  О.С, Асафьева, О.Ф. Брыксина [и др.]; сост, E.G. Галанжина. - М.; Планета, 2013.-(Современная школа).

12.   Начальная школа. Оценка достижения планируемых результатов. Уровневая дифференциация. Рейтинговая оценка. Индивидуальные технологические карты. Диагностиче­ские   работы.   Разработки   уроков.   Разработки   родительских   собраний.   /   СА Зенина, А.Н. Медведева [и др.);-М,: Планета, 2013.-(Качество обучения).

13.Начальная школа. Требования стандартов второго поколения к урокам и внеуроч­ной деятельности / С.П. Казачкова, М.С. Умнова. - М,: Планета, 2012. - (Качество обучения).

14.   Дидактические и развивающие игры а начальной школе. Методическое пособие с электронный приложением / Сост, Е.С. Галанжина. - М.: Планета, 2011. - (Современная школа}.

 

 

Автор Егорова Татьяна Леонидовна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 279
Номер материала 26918
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓