Главная / Начальные классы / Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру


  1. Пояснительная записка

Данная рабочая программа «Окружающий мир» для общеобразовательных учреждений составлена на основе примерной программы начального общего образования по окружающему миру (2005 г.), федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего образования (2004 г. № 1089), авторской учебной программы образовательной системы «Школа 2100» А.А.Вахрушева, А.С.Раутиана «Окружающий мир» (2006 г.), с учетом ФГОС начального общего образования второго поколения (2009) и локальных актов ГБОУ «Кижингинская школа-интернат среднего (полного) общего образования» Кижингинского района Республики Бурятия.

.

В программу внесены изменения:

  • темы уроков дополнены фрагментами, содержащими краеведческий материал, что способствует формированию у детей интереса к историческому прошлому и настоящему родного края, природе родного края, культурному наследию, воспитанию любви к своему краю; (Закон РФ «Об образовании» ст.7 п.1);

  • темы уроков дополнены беседами, практическими занятиями курса «Основы безопасности жизнедеятельности» (закон РФ «Об образовании», постановление Правительства РФ от 24 июля 1995 г. № 738 «О порядке подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций»)



Рабочая программа составлена для учащихся 4 класса ГБОУ «Кижингинская школа-интернат среднего (полного) общего образования».Программа рассчитана на 1 учебный год, общий объём учебного времени составляет 68 часов часа, 2 часа в неделю.

Актуальность заключается и в том, что в ходе изучения предмета «Окружающий мир» школьники овладевают практико-ориентированными знаниями для развития их экологической и культурологической грамотности и соответствующих ей компетенций: умения использовать разные методы познания, соблюдать правила поведения в природе и обществе, способность оценивать свое место в окружающем мире, участвовать в его созидании и др.

Предмет «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционально-положительного отношения к миру природы и культуры, воспитывает духовность, активность, компетентность подрастающего поколения России, способного на созидание во имя родной страны и планеты Земля.

Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях дает ученику ключ к осмыслению личного опыта, позволяет найти свое место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов.


Цель курсаформирование целостной картины мира и осознание места в нем человека, развитие опыта общения с людьми, обществом и природой.

Задачи

обучения:

  • развитиеумений наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;

  • освоениезнаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и обществе;

  • формирование умения использовать знания в практической деятельности;

  • оказание помощи школьнику в осознании себя членом семьи, членом школьного коллектива, членом этноса, носителем национальной культуры, гражданином своей страны – россиянином, частью окружающего мира;

воспитания:

  • воспитание экологической и духовно-нравственной культуры;

  • формирование личного опыта общения ребенка с природой и людьми;

  • формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру;

развития:

  • развитие эстетического восприятия и оценки состояния окружающей среды;

  • формирование ключевых, предметных компетенций у учащихся;

  • развитие интеллектуальных способностей личности;

  • Развитие логического мышления и речи – умение логически обосновывать суждения, приводить примеры, доказательства;

валеологические:

  • использование кабинета начальных классов, различных наглядных средств, средств ТСО, мультимедиа-комплексов, компьютера

в соответствии с требованиями САНПиН;

  • внедрение оздоровительных моментов на уроке: физкультминутки, динамические паузы, минуты релаксации, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, массаж активных точек; соответствие условий в классе для проведения таких форм работы, особенно для дыхательных упражнений;

  • создание благоприятного психологического климата в учебно-воспитательном процессе;

  • формирование потребности сохранять и укреплять свое здоровье и здоровье окружающих, соблюдать правила по технике безопасности.


Характеристика предмета

Окружающий мир какучебный предмет несет в себе большой развивающий потенциал: у детей формируются предпосылки научного мировоззрения, их познавательные интересы и способности; создаются условия для самопознания и саморазвития ребенка. Знания, формируемые в рамках данного учебного предмета, имеют глубокий личностный смысл и тесно связаны с практической жизнью младшего школьника.

Особенностями содержания этого учебного предмета являются: интегрированный характер предъявления естественнонаучных и обществоведческих знаний, особое внимание к расширению чувственного опыта и практической деятельности школьников, наличие содержания, обеспечивающего формирование общих учебных умений, навыков и способов деятельности; возможность осуществлять межпредметные связи с другими учебными предметами начальной школы.

Учебный предмет «Окружающий мир» вносит существенный вклад в формирование информационной культуры младших школьников; они осваивают различные способы получения информации, используют алгоритмы, модели, схемы и др.

Принципы

В основу начального курса окружающего мира легли следующие принципы:

  • дидактические (сознательности и активности, наглядности, систематичности и последовательности, прочности, доступности, научности, связи обучения с жизнью);

  • воспитания (социальной активности, социального творчества, развивающее воспитание, мотивированность, проблемность, индивидуализация, опора на ведущую деятельность);

  • развития (деятельности, непрерывности, целостного представления о мире, минимакса, психологической комфортности, вариативности, творчества);

  • здоровьесберегающие(ведущей роли валеологических знаний, природосообразности, индивидуального подхода, возрастной)

см. Приложение 1

Учет возрастных и психофизиологических особенностей

Младший школьный возраст (6-10 лет).
В 4 классе ГБОУ «Кижингинская школа-интернат среднего (полного) общего образования» обучается и воспитывается 16 учеников: 10 мальчиков и 6 девочек. По итогам обследования учащихся психологом школы выявлено, что 4 учащихся имеют низкий уровень готовности к обучению школе, 2 показывают высокий уровень, остальные – средний уровень.

В классе обучаются дети разных национальностей, уровень лингвистических и речевых умений у них различный (есть в классе дети, которые не понимают русскую речь, говорят только на родном языке; дети, которые понимают русскую речь, но не говорят на русском; есть русскоязычные дети; двуязычные т.е. дети, которые владеют и русской и бурятской речью), поэтому учитываются и национальные особенности детей.

Исходя из этого, созданы условия для сохранения и развития здоровья ребенка. Учебник ОС «Школа 2100» реализуют принцип минимакса. С его помощью обеспечивается индивидуальный подход к каждому ученику.

Условия реализации программы:

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция): учебно-методические комплекты «Школа 2100», научно-популярные, художественные книги для чтения (в соответствии с основным содержанием обучения), детская справочная литература об окружающем мире, стандарт начального общего образования, методические пособия для учителя;печатные пособия;компьютерные и информационно-коммуникативные средства; технические средства обучения; учебно-практическое оборудование; натуральные объекты; игры и игрушки; оборудование класса.

Для организацииобразовательного процесса используются технологии:

  • проблемно-диалогическая технология;

  • проектная технология;

  • игровая технология;

  • объяснительно-иллюстрированная.

Методы:

методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесный (диалог, рассказ, работа с печатными); наглядный (картины, опорные схемы, слайды, модели букв, цифр, счетный материал и др.); практический (упражнения, практические работы, решение задач, моделирование и др.); исследовательский; самостоятельной работы; работы под руководством преподавателя; дидактическая игра;

методы стимулирования и мотивации: интереса к учению; долга и ответственности в учении;

методы контроля и самоконтроля в обучении: устный; письменный; практический.

Связь с другими дисциплинами

В курс окружающего мира интегрированы такие предметы, как природоведение, русский язык, математика, изобразительное искусство, основы безопасности жизнедеятельности.

Формы контроля: входной (стартовая диагностика); текущий (устный опрос, самостоятельная работа, тематическая проверочная работа);

итоговый (итоговая проверочная работа за год).



Ожидаемые результаты к концу 4 класса

В результате изучения курса «Окружающий мир» учащиеся должны владеть компетенциями:

  • коммуникативной (участие в диалоге, навыки работы в паре, группе);

  • рефлексивной (дать оценку окружающей действительности);

  • ценностно-ориентированной (видеть и понимать окружающий мир);

  • личностного саморазвития (правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, основы безопасности жизнедеятельности)

з н а т ь / п о н и м а т ь

  • название нашей планеты, родной страны и её столицы; родной Бурятии и её столицы, родного села;

  • государственную символику России;

государственные праздники;

  • основные (легко определяемые) свойства воздуха, воды;

  • общие условия, необходимые для жизни живых организмов;

  • правила сохранения и укрепления здоровья;

  • основные правила поведения в окружающей среде (на дорогах, водоёмах, в школе);

у м е т ь

  • определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры);

  • различать объекты природы и изделия; объекты живой и неживой природы;

  • различать части растения, отображать их на рисунке (схеме);

  • приводить примеры представителей разных групп растений и животных (2-3 представителя изизученных); раскрывать особенности их внешнего вида и жизни;

  • показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, реки (без указания названий); границы России, некоторые города России, родную республику Бурятию, озеро Байкал;

  • описывать отдельные события из истории Отечества;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения, измерения и сравнения;

  • ориентирования на местности с помощью компаса;

  • определения температуры воздуха, воды, тела человека с помощью термометра;

  • установления связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе;

  • ухода за растениями (животными);

  • выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения;

  • оценки воздействовать человека на природу, выполнения правил поведения в природе и участия в её охране;

  • удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране, нашей планете



  1. Учебно-тематический план


Название разделов и тем

Всего

Теория

Практика

1

Вещество и энергия

8

4

4

2

Оболочкапланеты, охваченнаяжизнью

12

6

6

3

Экологическаясистема

19

10

9

4

Живыеучастникикруговоротавеществ

23

12

11

5

Повторение и обобщение

6

1

5


Итого:

68

33

35


  1. Календарно-тематическое планирование



п/п

Тема урока

Кол-во
часов


1. Человек и его строение


1-2

Как устроен организм человека

2

3-4

Кожа – пограничник организма

2

5-6

Как человек двигается

2

7-8

Путешествие бутерброда

2

9-10

Как удаляются ненужные вещества

2

11-12

Для чего и как мы дышим

2

13-14

Волшебная восьмерка

2

15-18

Что такое кровь?

4

19-20

Почему наш организм работает слаженно?

2

21-22

Окна в окружающий мир

2

23

Многогранный мир чувств

1

24-25

Родители и дети

2

26-27

Отчего мы иногда болеем

2

28-29

Наши предки – древесные жители

2

30-31

На заре человечества

2

32-33

Проверочная работа №1

2


2. Рукотворная природа


34-35

Рукотворная жизнь

2

36-37

На службе у человека

2

38-39

Как стать сильным?

2

40-41

Как человек использует свойства воды

2

42-43

Как человек использует свойства воздуха

2

44-45

Горные породы и минералы

2

46-47

Металлы

2

48-49

Приручение огня

2

50-51

Проверочная работа №2

2

52-53

Невидимая сила

2

54-55

Чудо-волны

2

56-57

Человек проникает в тайны природы

2

58

Как нам жить?

1

59-60

Проверочная работа №3

2

61-62

Вопросы на эрудицию

2

63-64

Итоговая проверочная работа

2

65-68

Проектная работа “Природа и мы”, « Природа и Я»

4


  1. Содержание

  1. Что такое окружающий мир.

Природа и общество как составные части окружающего мира. Человек – часть природы и член общества. Способы познания окружающего мира: наблюдения, опыты, измерения; работа с готовыми моделями; источники информации об окружающем мире: учебники, энциклопедии, справочники, телевидение и др. Экскурсии, практические работы.

  1. Младший школьник.

Режим дня школьника. Правила организации домашней учебной работы. Правила безопасного движения на дорогах, в лесу, на водоеме в разное время года. Личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья. Правила противопожарной безопасности. Первая помощь при легких травмах. Семья. Труд и отдых в семье. Хозяйство семьи. Доходы и расходы. Деньги. Сверстники, друзья, взаимоотношения между ними. Культура поведения в школе, в общественных местах.

  1. Природа.

Что такое природа. Неживая и живая природа. Явления природы. Времена года. Погода. Разнообразие веществ в окружающем мире: твердые, жидкие, газообразные. Воздух. Вода. Три состояния воды. Водоемы, их разнообразие. Формы земной поверхности. Полезные ископаемые. Почва и ее значение. Растения, их разнообразие. Роль растения в природе и в жизни людей. Грибы. Животные и их разнообразие. Роль животных в жизни людей. Природные зоны России.

  1. Человек и природа.

Общее представление о строении тела человека. Зависимость жизни человека от природы и ее состояния. Правила поведения в природе.

  1. Общество.

Человек – член общества. Россия – наша страна. Государственная символика России. Конституция – Основной закон РФ. Права ребенка. Президент РФ – глава государства. Государственные праздники. Государственная граница России. Москва – столица России. Города России.

  1. Родной край – малая Родина.

Родное село. Родная Бурятия. Улан-Удэ – столица нашей республики. Достопримечательности нашей республики.

  1. Земля – планета жизни.

Солнце – небесное тело, источник света и тепла. Земля – планета. Глобус как модель Земли. Страны и народы мира.

  1. Результативность


/№

Мероприятия

Уровень

Результат

1

Олимпиада

районный

2

НПК «Первые шаги» по теме «Соль: друг или враг человека?

районный

участие

3

ПНК «Сохраним лесживым»

районный

1м, 3м, 3м



Приложение

  1. Условия для реализации программы

п

/п

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Число

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

1

Учебно-методические комплекты «Школа 2100»:

  • Вахрушев А.А., Бурский О.В. Рабочая тетрадь для самостоятельных и проверочных работ к учебнику «Человек и природа» для 4 класса. - М: Баласс,2006.

  • Вахрушев А.А., Раутиан А.С. Человек и природа. 4 класс: Методические рекомендации для учителя. - М: Баласс,2006.

  • Окружающий мир. Учебник для 4 класса: Я и мир вокруг. В 4-х частях. Авт. А.А. Вахрушев, руководитель; О.В.Бурский, А.С. Раутиан, Н.В.Иванова. - М: Баласс,2006 (Образовательная система «Школа 2100»).

  • Окружающий мир: Человек и природа. 4 класс: Поурочные планы по учебнику А.А.Вахрушева, Раутиана А.С., Бурского О.В., Ивановой Н.В. / авт.- сост. Г.П.Попова. – Волгоград: Учитель, 2006.

Научно-популярные, художественные книги для чтения (в соответствии с основным содержанием обучения):

  • Мир живой планеты. Советы, наблюдения, опыты. -М.: Планета детства. Изд-во Астрель, 2000.

  • Плешаков А.А. Зеленые страницы. Книга для уч-ся нач.кл. – М.: Просвещение, 1994.

Детская справочная литература (справочники, атласы-определители, энциклопедии) об окружающем мире (природе, труде людей, общественных явлениях и пр.):

  • Познавательная энциклопедия «Экология». Перевод с английского Л.Яхнина, А.Зайцевой. -TIME-LIFE Кристина и К°,1994.

Стандарт начального образования и документы по его реализации:

  • Примерные программы начального общего образования. ч.1. – М.: Просвещение, 2009 (Стандарты второго поколения).

  • Примерные программы начального общего образования.Тематическое приложение к журналу «Вестник образования» №2. – М.: Просвещение, 2005.

Методические пособия для учителя:

  • Вахрушев А.А., Раутиан А.С. Человек и природа класс: Методические рекомендации для учителя. - М: Баласс,2006.

  • Окружающий мир «Человек и природа»: Поурочные планы по учебнику А.А.Вахрушева, Раутиана А.С., Бурского О.В., Ивановой Н.В. / авт.- сост. Г.П.Попова. – Волгоград: Учитель, 2006.












К





П



П





Д

Д

Д


Печатные пособия


2

Таблицы природоведческого и обществоведческого содержания в соответствии с программой обучения

Плакаты по основным темам естествознания магнитные или иные (природные сообщества леса, луга, сада, озера и т.п.)

Иллюстративные материалы (альбомы, комплекты открыток и др.): набор картин «Времена года»; набор картин «Животный мир»; набор картин «Семья»;набор предметных картин по теме «Овощи и фрукты», «Обувь и одежда», «Транспорт», «Бытовая техника», «Дикие животные», «Домашние животные», «Птицы», «Насекомые», «Одежда и обувь», «Насекомые», «Цветы», «Грибы», «Деревья и кустарники» и т.д;

Д



Д




Д


К

Компьютерные и информационно-коммуникативные средства

3.

Мультимедийные (цифровые) инструменты и образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения, обучающие программы по предмету: СD “Детский энциклопедический словарь»;интернет-сайты: www.solnet.ru;www.festival.ru;www.kulichiki.ru

Ф

Технические средства обучения (ТСО)

4.

Магнитная доска с набором приспособлений для крепления карт и таблиц

Экспозиционный экран

Аудио-проигрыватель

Мультимедийный проектор


Д

Д

Д

Д

Экранно-звуковые пособия

5

Видеофильм по предмету (в том числе в цифровой форме) «Береги природу»

Д


Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

6.

Термометры для измерения температуры воздуха, воды

Термометр медицинский

Компас

Оборудование для уголка живой природы: предметы ухода за комнатными растениями

Модели светофоров, дорожных знаков, средств транспорта

Д

Д

Д

Д


Д

Натуральные объекты

7.

Живые объекты (комнатные растения, животные)

Д

Игры и игрушки

8.

Настольные развивающие игры по тематике предмета "Окружающий мир" (лото, игры-путешествия и пр.): лото «Животные и птицы»

Наборы ролевых игр, игрушек и конструкторов (по темам: Дом, Зоопарк, Ферма, Транспорт, Магазин, и др.)

Наборы карандашей, красок, альбомов для рисования

П


П


К

Оборудование класса

9.

Ученические столы 2 местные с комплектом стульев

Стол учительский с тумбой

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.

Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала

Ф


Д

Д

Д



  1. Учебно-методическое обеспечение


Литература для учителя

  • Вахрушев А.А., Бурский О.В. Рабочая тетрадь для самостоятельных и проверочных работ к учебнику «Человек и природа» для 4 класса. - М: Баласс,2006.

  • Вахрушев А.А., Раутиан А.С. Человек и природа. 4 класс: Методические рекомендации для учителя. - М: Баласс,2006.

  • Мир живой планеты. Советы, наблюдения, опыты. -М.: Планета детства. Изд-во Астрель, 2000.

  • Окружающий мир. Учебник для 4 класса: Человек и природа. В 2-х частях. Авт. А.А. Вахрушев, руководитель; О.В.Бурский, А.С. Раутиан, Н.В.Иванова. - М: Баласс,2006 (Образов ательная система «Школа 2100»).

  • Окружающий мир: Человек и природа. 3 класс: Поурочные планы по учебнику А.А.Вахрушева, Раутиана А.С., Бурского О.В., Ивановой Н.В. / авт.- сост. Г.П.Попова. – Волгоград: Учитель, 2006.

  • Плешаков А.А. Зеленые страницы. Книга для уч-ся нач.кл. – М.: Просвещение, 1994.

  • Познавательная энциклопедия «Экология». Перевод с английского Л.Яхнина, А.Зайцевой. -TIME-LIFE Кристина и К°,1994.

  • Примерные программы начального общего образования. ч.1. – М.: Просвещение, 2009 (Стандарты второго поколения).

  • Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса необходимо использовать следующие программно-педагогические средства, реализуемые с помощью компьютера: СD “Детский энциклопедический словарь»;видеофильм «Береги природу»;интернет-сайты: www.solnet.ru;www.festival.ru;www.kulichiki.ru

Литература для учащихся

  • Вахрушев А.А., Бурский О.В. Рабочая тетрадь для самостоятельных и проверочных работ к учебнику «Человек и природа» для 4 класса. – М.: Баласс,2006.

  • Мир живой планеты. Советы, наблюдения, опыты. -М.: Планета детства. Изд-во Астрель, 2000.

  • Окружающий мир. Учебник для 4 класса: Человек и природа. В 3-х частях. Авт. А.А. Вахрушев, руководитель; О.В.Бурский, А.С. Раутиан, Н.В.Иванова. - М: Баласс,2006 (Образов ательная система «Школа 2100»).

  • Плешаков А.А. Зеленые страницы. Книга для уч-ся нач.кл. – М.: Просвещение, 1994.

  • Познавательная энциклопедия «Экология». Перевод с английского Л.Яхнина, А.Зайцевой. -TIME-LIFE Кристина и К°,1994.


Список использованной литературы

  • Вахрушев А.А., Раутиан А.С. Человек и природа. 4 класс: Методические рекомендации для учителя. - М: Баласс,2006.

  • Настольная книга завуча начальной школы. / авт.-сост. Н.А.Богачкина, Т.К.Инусилова, Ю.В.Щербакова. – М.: Глобус, 2007.

  • Образовательная система «Школа 2100» - качественное образование для всех. Сборник материалов/Под науч. ред. Д.И.Фельдштейна. – М.: Баласс, 2006.

  • Окружающий мир: Человек и природа. 4 класс: Поурочные планы по учебнику А.А.Вахрушева, Раутиана А.С., Бурского О.В., Ивановой Н.В. / авт.- сост. Г.П.Попова. – Волгоград: Учитель, 2006.Начальная школа плюс до и после. Ежемесячный научно-методический и психолого-педагогический журнал.- М.: Баласс, 2009, 2010.

  • Приоритетные направления развития Образовательной программы «Школа 2100». /под науч. ред. А.А.Леонтьева. Вып.4. – М.: Баласс, 2000.

  • Примерные программы начального общего образования.Тематическое приложение к журналу «Вестник образования» №2. – М.: Просвещение, 2005.

  • Примерные программы начального общего образования. В 2 ч. Ч. 1. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2009

  • Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе дидактического усовершенствования УВП.- М.: НИИ школьных технологий, 2005.





9


Рабочая программа по окружающему миру
  • Начальные классы
Описание:
  • Рабочая программа по окружающему языку составлена для учащихся 4 класса. Темы уроков дополнены фрагментами, содержащими  краеведческий материал, что способствует  формированию у детей интереса к историческому прошлому и настоящему родного края,  природе родного края, культурному наследию, воспитанию любви к своему краю; (Закон РФ «Об образовании» ст.7 п.1); также  беседами, практическими занятиями курса «Основы безопасности жизнедеятельности» (закон РФ «Об образовании», постановление Правительства РФ от 24 июля 1995 г. № 738 «О порядке подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций»)
Автор Гомбоева Дарима Дамбаевна
Дата добавления 18.03.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел Планирования
Просмотров 350
Номер материала 58334
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓