Муниципальное общеобразовательное бюджетное
учреждение
средняя общеобразовательная школа №2 с.
Бижбуляк
муниципального района Бижбулякский район
Республики Башкортостан
Рассмотрено
|
Согласовано
|
Утверждаю
|
на заседании ШМО
|
зам. директора по УР
|
Директор:________/Л.М.Едиханова
|
«____»_______2014
Протокол №____
|
______/Игнатьева Л. Ф.
|
МОБУ СОШ№2 с. Бижбуляк
|
______/Ахметшина З. И
Руководитель МО
|
«____»_______2014
|
Пр.№__ «____»_________2014
|
|
|
|
Рабочая программа
по окружающему миру
для 4 класса
на 2014 – 2015 учебный год
Составитель: Хайруллина Р. Г.
Бижбуляк
2014 г.
Пояснительная
записка
Рабочая
программа учебного предмета «Окружающий мир – 4» (далее Рабочая программа)
составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
1. Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации №373 от
06.10.2009 г
2.Федерального закона «Об образовании в
Российской Федерации» (статья 47 п.5).
3.Учебного плана МОБУ СОШ №2 с. Бижбуляк на
2014-2015 учебный год.
4.Федерального перечня учебников,
рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную
аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего,
среднего общего образования на 2014-2015 учебный год;
5. Примерной программы
начального общего образования, авторской программы
А.А. Плешакова «Окружающий мир: Мир вокруг нас
», утверждённой МО РФ, в соответствии с требованиями федерального компонента
государственного Стандарта начального образования. Рекомендовано Министерством образования и науки
Российской Федерации 3-е издание Москва «Просвещение» 2011 г.
Программа соответствует учебнику «Окружающий мир: Мир вокруг нас»
для четвёртого класса образовательных учреждений, в 2 ч. /А.А.Плешаков –
М.: Просвещение, 2013г.
Согласно учебному плану программа рассчитана на 70 часов в
год (2 часа в неделю), из них:
-
На итоговое повторение в
конце года 2 часа, остальные часы распределены по всем темам;
-
на проверочные работы
отведено 6 часов.
Содержание программы направлено на освоение учащимися
знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной
программе школы.
Она включает все темы, предусмотренные Федеральным
государственным образовательным стандартам основного общего образования по
окружающему миру и авторской программой учебного курса.
Рабочая программа призвана сохранить ведущую идею курса «Мир вокруг
нас» – формирование в сознании ученика ценностно-окрашенного образа окружающего
мира как дома, своего собственного и общего для всех людей, для всего живого и
направлено на достижение целей:
- формирование у ребёнка современной экологически ориентированной
картины мира;
- развитие чувства сопричастности к жизни природы и общества;
- воспитание личностных качеств культурного человека – доброты,
терпимости, ответственности.
Цель рабочей
программы - рациональное распределение часов учебного материала,
ориентированного на: воспитание гуманного, творческого, социально активного
человека, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к
природному и культурному достоянию человечества.
Задачи,
решаемые при реализации рабочей программы:
- развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать
объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;
- освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и
социального, о человеке и его месте в природе и обществе;
- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к
окружающему миру; экологической и духовно-нравственной культуры; патриотических
чувств;
- формирование потребности участвовать в творческой деятельности в
природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье;
- осуществление подготовки к изучению естественнонаучных и
обществоведческих дисциплин в основной школе.
- создание условий для формирования и развития у школьников:
- творческих способностей и интереса к выполнению заданий;
- умения самостоятельно приобретать и примерять знания на практике;
- коммуникативных навыков, которые способствуют развитию умений
работать в парах, группах;
- общеучебных умений и навыков (развитие логического мышления, обучение
умению самостоятельно пополнять знания, работа с книгой, со справочной
литературой)
Общая характеристика учебного предмета
В процессе изучения курса «Окружающий мир» обучающиеся овладевают
основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся
осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на
многообразном материале природы и культуры родного края.
Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших
школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и
соответствующих компетентностей - умений проводить наблюдения в природе,
ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила
здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного
природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной
среде.
Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения,
полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и
изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно
с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному
постижению окружающего мира.
Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их
единстве и взаимосвязях дает ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта,
позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и
предсказуемыми, найти свое место в ближайшем окружении, попытаться
прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами
природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем свое личное и социальное
благополучие.
Формы организации работы при изучении курса «Мир вокруг нас»
разнообразны: уроки в классе и в природе, экскурсии, полевые практикумы,
домашние работы. Разнообразны также методы, приемы и средства обучения. Так,
значительная роль отводится наблюдениям в природе, практическим работам,
демонстрации опытов, наглядных пособий.
В основе построения программы лежат принципы единства,
преемственности, вариативности, выделения понятийного ядра, деятельностного
подхода, системности.
Основные содержательные линии.
Основные содержательные линии предмета «Окружающий мир», определенные
ФГОС НШ, представлены в учебниках двумя содержательными блоками «Человек и
природа», «Человек и общество» (содержание блока «Правила безопасной жизни»
раскрывается в учебниках по мере изучения двух первых).
Ценностные ориентиры изучения курса
• Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни
человека и общества.
• Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во
всём многообразии её форм.
• Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к
истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
• Человечество как многообразие народов, культур, религий. в
Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
• Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека,
выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании
служить Отечеству.
• Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания
личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от
поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
• Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой
личности.
• Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое,
психическое, духовно- и социально-нравственное.
• Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе,
историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
В результате реализации данной программы у детей формируются
общеучебные умения, навыки и способы деятельности.
Познавательная деятельность: устное
описание объекта наблюдения, соотнесение результатов с целью наблюдения, опыта
( ответ на вопрос «Удалось ли достичь поставленной цели?» ), анализ результатов
сравнения ( ответ на вопросы «Чем похожи?», «Чем не похожи?» ), объединение
предметов по общему признаку ( что лишнее, кто лишний, такие же, как…, такой же
, как…), работа с простейшими готовыми предметами, умение решать творческие
задачи, разыгрывать воображаемые ситуации.
Речевая деятельность и работа с информацией: работа с учебными текстами, доступными для
восприятия младшими школьниками, правильное и осознанное чтение вслух (с
соблюдением необходимой интонации, пауз) и про себя, построение
монологического высказывания (по предложенной теме и заданному вопросу ),
участие в диалоге ( построение ответа ), использование простейших логических
выражений типа: «и/или…», «если, то…», овладение первоначальными умениями
передачи, поиска, хранения информации, использование компьютера.
Организация деятельности: выполнение
инструкций, точное следование образцу, определение способов контроля и оценки
деятельности (ответ на вопросы «Такой ли получен результат?»), нахождение
ошибок в работе и их исправление, учебное сотрудничество: умение
договариваться, распределять работу.
Программа строится по годам обучения в соответствии с
принципами природосообразности, поэтапности, непрерывности, с психолого-педагогическими
особенностями обучения младших школьников. Формируемые языковые понятия
соответствуют научным представлениям и в дальнейшем не требуют переучивания, а
нуждаются лишь в углублении и более широкой конкретизации.
Требования
к уровню подготовки обучающихся по данной программе на конец года:
Личностные
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства
гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в
его ограниченном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и
культуре других народов;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов
учебной деятельности и формированиеличностного смысла учения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие этических чувств, доброжелательности,
эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания, сопереживания чувствам
других;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям.
Метапредметными результатами изучения учебно-методического курса
«Окружающий мир» являются формирование следующих универсальных учебных
действий.
Регулятивные УУД:
Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного
обсуждения.
Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную
проблему.
Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости,
исправлять ошибки с помощью учителя.
В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять
степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся
критериев.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать,
какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
Отбирать необходимые для
решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем
словарей, энциклопедий, справочников.
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в
разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать
факты и явления; определять причины явлений, событий.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе
обобщения знаний.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять
простой план учебно-научного текста.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять
информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Работа с текстом : осознанное чтение текста с целью удовлетворения
познавательного интереса, освоения и использование информации; достаточно полно
и доказательно строить устное высказывание; описывать объекты наблюдения,
выделять в них существенные признаки;
устанавливать последовательность основных исторических событий в России
в изучаемый период; оформлять результаты исследовательской работы; составлять
план текста и небольшое письменное высказывание; формулировать выводы,
основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод; приобретение
первичного опыта критического отношения к получаемой информации, сопоставление
её с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом; делать
выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования;
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и
письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
Донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и
пытаться её обосновать, приводя аргументы.
Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым
изменить свою точку зрения.
Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с
автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать
ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное;
составлять план.
Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать
в совместном решении проблемы (задачи).
Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться
договариваться.
Формирование ИКТ-компетентности обучающихся
Учатся оценивать потребность в дополнительной информации для решения
учебных задач и самостоятельной познавательной деятельности; определять
возможные источники её получения; критически относиться к информации и к выбору
источника информации.
Учатся создавать текстовые сообщения с использованием средств ИКТ:
редактировать, оформлять и сохранять их;
Учатся ·готовить и проводить презентацию перед небольшой аудиторией:
создавать план презентации, выбирать аудиовизуальную поддержку, писать
пояснения и тезисы для презентации;
Предметные:
- понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства
гордости за национальные свершения, открытия, победы;
- уважительное отношение к России, родному краю, своей семье, истории,
культуре, природе нашей страны, ее современной жизни;
- осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической
грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и
людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
- освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение,
запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением
информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном
пространстве); навыки установления и выявления причинно-следственных связей в
окружающем мире.
Содержание курса
Земля и человечество (9 ч.)
Мир глазами астронома. Что изучает астрономия. Небесные
тела: звезды, планеты и спутники планет. Земля — планета Солнечной системы.
Луна — естественный спутник Земли. Движение Земли в космическом пространстве;
причины смены дня и ночи и времен года. Звездное небо — великая «книга»
природы.
Мир глазами географа. Что изучает география. Изображение
Земли с помощью глобуса и географической карты. Распределение солнечного тепла
на земле и его влияние на живую природу.
Миг глазами историка. Что изучает история. Исторические
источники. Счет лет в истории. Историческая карта.
Прошлое и настоящее глазами эколога. Представление о
современных экологических проблемах планеты. Охрана окружающей среды — задача
всего человечества. Международное сотрудничество в области охраны окружающей
среды. Всемирное наследие. Международная Красная книга.
Практические работы: знакомство с картой звездного неба;
поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и географической карте; знакомство
с историческими картами.
Природа России (10 ч.)
Разнообразие и красота природы России. Важнейшие равнины и
горы, моря, озера и реки нашей страны (в форме путешествия по физической карте
России).
Природные зоны нашей страны: зона арктических пустынь,
зона тундры, зона лесов, зона степей, зона пустынь, субтропики. Карта природных
зон России. Особенности природы каждой из зон. Взаимосвязи в природе,
приспособленность организмов к условиям обитания в разных природных зонах.
Особенности хозяйственной деятельности людей, связанные с природными
условиями. Экологические проблемы каждой из природных зон, охрана природы, виды
растений и животных, внесенные в Красную книгу России. Необходимость бережного
отношения к природе в местах отдыха населения. Правила безопасного поведения
отдыхающих у моря.
Представление об экологическом равновесии и необходимости
его учета в процессе хозяйственной деятельности людей.
Практические работы: поиск и показ на физической карте
изучаемых географических объектов; поиск и показ изучаемых объектов на карте
природных зон России; рассматривание гербарных экземпляров растений различных
природных зон, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни.
Родной край — часть большой страны (14 ч.)
Наш край на карте Родины. Карта родного края.
Формы земной поверхности в нашем крае. Изменение поверхности
края в результате деятельности человека. Охрана поверхности края
(восстановление земель на месте карьеров, предупреждение появления свалок,
борьба с оврагами). Водоемы края, их значение в природе и жизни человека. Изменение
водоемов в результате деятельности человека. Охрана водоемов нашего края.
Полезные ископаемые нашего края, их основные свойства,
практическое значение, места и способы добычи. Охрана недр в нашем крае.
Ознакомление с важнейшими видами почв края (подзолистые,
черноземные и т. д.). Охрана почв в нашем крае.
Природные сообщества (на примере леса, луга, пресного
водоема). Разнообразие растений и животных различных сообществ. Экологические
связи в сообществах. Охрана природных сообществ.
Особенности сельского хозяйства края, связанные с природными
условиями. Растениеводство в нашем крае, его отрасли (полеводство,
овощеводство, плодоводство, цветоводство). Сорта культурных растений.
Представление о биологической защите урожая, ее значении для сохранения
окружающей среды и производства экологически чистых продуктов питания.
Животноводство в нашем крае, его отрасли (разведение
крупного и мелкого рогатого скота, свиноводство, птицеводство, рыбоводство,
пчеловодство и др.). Породы домашних животных.
Экскурсии: знакомство с растениями и животными леса,
их распознавание в природных условиях с помощью атласа- определителя;
знакомство с растениями и животными луга, их распознавание в природных условиях
с помощью атласа- определителя; знакомство с растениями и животными пресного
водоема, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя.
Практические работы: знакомство с картой края; рассматривание
образцов полезных ископаемых своего края, определение их свойств;
рассматривание гербарных экземпляров растений различных сообществ, их
распознавание с помощью атла- са-определителя; знакомство с культурными
растениями края.
Страницы всемирной истории (5 ч.)
Представление о периодизации истории. Начало истории человечества:
первобытное общество. Древний мир; древние сооружения — свидетельства прошлого.
Средние века; о чем рассказывают христианский храм, мусульманская мечеть, замок
феодала, дом крестьянина. Новое время; достижения науки и техники,
объединившие весь мир: пароход, паровоз, железные дороги, электричество,
телеграф. Великие географические открытия. Новейшее время. Представление о скорости
перемен в XX в. Достижения науки и техники. Осознание человечеством
ответственности за сохранение мира на планете.
Страницы истории России (20 ч.)
Кто такие славяне. Восточные славяне. Природные условия
жизни восточных славян, их быт, нравы, верования.
Века Древней Руси. Территория и население Древней Руси.
Княжеская власть. Крещение Руси. Русь — страна городов. Киев — столица Древней
Руси. Господин Великий Новгород. Первое свидетельство о Москве. Культура, быт
и нравы Древней Руси.
Наше Отечество в XIII —XV вв. Нашествие хана Батыя. Русь и
Золотая Орда. Оборона северо-западных рубежей Руси. Князь Александр Невский.
Московская Русь. Московские князья — собиратели русских земель. Дмитрий
Донской. Куликовская битва.
Иван Третий. Образование единого Русского государства.
Культура, быт и нравы страны в XIII —XV вв.
Наше Отечество в XVI —XVII вв. Патриотический подвиг Кузьмы
Минина и Дмитрия Пожарского. Утверждение новой царской династии Романовых.
Освоение Сибири. Землепроходцы. Культура, быт и нравы страны в XVI —XVII вв.
Россия в XVIII в. Петр Первый — царь-преобразователь. Новая
столица России — Петербург. Провозглашение России империей. Россия при
Екатерине Второй. Дворяне и крестьяне. Век русской славы: А. В. Суворов, Ф. Ф.
Ушаков. Культура, быт и нравы России в XVIII в.
Россия в XIX — начале XX в. Отечественная война 1812 г.
Бородинское сражение. М. И. Кутузов. Царь-освободитель Александр Второй.
Культура, быт и нравы России в XIX — начале XX в.
Россия в XX в. Участие России в Первой мировой войне.
Николай Второй — последний император России. Революции 1917 г. Гражданская
война. Образование СССР. Жизнь страны в 20—30-е гг. Великая Отечественная война
1941 — 1945 гг. Героизм и патриотизм народа. День Победы — всенародный
праздник.
Наша страна в 1945 — 1991 гг. Достижения ученых: запуск
первого искусственного спутника Земли, полет в космос Ю. А. Гагарина,
космическая станция «Мир».
Преобразования в России в 90-е гг. XX в. Культура России в
XX в.
Прошлое родного края. История страны и родного
края в названиях городов, поселков, улиц, в памяти народа, семьи.
Экскурсия: знакомство с историческими достопримечательностями
родного края (города, села).
Практическая работа: найти и показать изучаемые объекты
на исторических картах.
Современная Россия (11 ч.)
Мы — граждане России. Конституция России — наш основной
закон. Права человека в современной России. Права и обязанности гражданина.
Права ребенка.
Государственное устройство России: Президент, Федеральное
собрание, Правительство.
Государственная символика нашей страны (флаг, герб, гимн).
Государственные праздники.
Многонациональный состав населения России.
Регионы России: Дальний Восток, Сибирь, Урал, Север
Европейской России, Центр Европейской России, Юг Европейской России. Природа,
хозяйство, крупные города, исторические места, знаменитые люди, памятники
культуры в регионах.
Место учебного предмета в учебном плане
На изучение предмета отводится 2
ч в неделю, всего 70 часов в год
1 четверть
|
2 четверть
|
3 четверть
|
4 четверть
|
17
|
16
|
19
|
18
|
№ ур.
|
№ ур. в теме
|
Тема урока
|
Всего часов
|
Дата
|
Прим.
(Коррекция)
|
|
план.
|
факт.
|
|
|
|
Земля и человечество (9ч.)
|
|
|
|
|
1
|
1
|
Мир глазами астронома.
|
1
|
02.09
|
|
|
2
|
2
|
Планеты солнечной системы.
|
1
|
05.09
|
|
|
3
|
3
|
Звёздное небо – великая книга природы.
|
1
|
09.09
|
|
|
4
|
4
|
Мир глазами географа.
|
1
|
12.09
|
|
|
5
|
5
|
Мир глазами историка.
|
1
|
16.09
|
|
|
6
|
6
|
Когда и где?
|
1
|
19.09
|
|
|
7
|
7
|
Мир глазами
эколога
|
1
|
23.09
|
|
|
8
|
8
|
Сокровища Земли под охраной человечества.
|
1
|
26.09
|
|
|
9
|
9
|
Сокровища Земли
под охраной человечества
|
1
|
30.09
|
|
|
|
|
Природа России (10ч.)
|
|
03.10
|
|
|
10
|
1
|
Проверочная
работа по разделу «Земля и человечество». Равнины и горы России
|
1
|
07.10
|
|
|
11
|
2
|
Моря, озёра и реки России.
|
1
|
10.10
|
|
|
12
|
3
|
Природные зоны
России
|
1
|
14.10
|
|
|
13
|
4
|
Зона арктических пустынь.
|
1
|
17.10
|
|
|
14
|
5
|
Тундра.
|
1
|
21.10
|
|
|
15
|
6
|
Леса России.
|
1
|
24.10
|
|
|
16
|
7
|
Лес и человек.
|
1
|
28.10
|
|
|
17
|
8
|
Зона степей.
|
1
|
31.10
|
|
|
18
|
9
|
Пустыни.
|
1
|
07.11
|
|
|
19
|
9
|
У Чёрного моря.
|
1
|
11.11
|
|
|
20
|
10
|
Проверочная
работа по разделу «Природа России»
|
1
|
14.11
|
|
|
|
|
Родной край – часть большой страны (14ч.)
|
|
18.11
|
|
|
21
|
1
|
Наш край.
|
1
|
21.11
|
|
|
22
|
2
|
Поверхность нашего края.
|
1
|
25.11
|
|
|
23
|
3
|
Поверхность нашего края (экскурсия).
|
1
|
28.11
|
|
|
24
|
4
|
Водные
богатства нашего края
|
1
|
02.12
|
|
|
25
|
5
|
Наши подземные богатства.
|
1
|
05.12
|
|
|
26
|
6
|
Земля – кормилица.
|
1
|
09.12
|
|
|
27
|
7
|
Экскурсия в лес
и на луг
|
1
|
12.12
|
|
|
28
|
8
|
Жизнь леса.
|
1
|
16.12
|
|
|
29
|
9
|
Жизнь луга.
|
1
|
19.12
|
|
|
30
|
10
|
Жизнь в пресных
водах
|
1
|
23.12
|
|
|
31
|
11
|
Экскурсия к
водоему
|
1
|
26.12
|
|
|
32
|
12
|
Растениеводство
в нашем крае
|
1
|
30.12
|
|
|
33
|
13
|
Животноводство
в нашем крае
|
1
|
16.01
|
|
|
34
|
14
|
Проверочная
работа по разделу «Родной край – часть большой страны». Презентация проектов
|
1
|
20.01
|
|
|
|
|
Страницы всемирной истории (5ч.)
|
|
|
|
|
35
|
1
|
Начало истории человечества.
|
1
|
23.01
|
|
|
36
|
2
|
Мир древности: далёкий и близкий.
|
1
|
27.01
|
|
|
37
|
3
|
Средние века: время рыцарей и замков.
|
1
|
30.01
|
|
|
38
|
4
|
Новое время: встреча Европы и Америки.
|
1
|
03.02
|
|
|
39
|
5
|
Новейшее время: история продолжается
сегодня.
|
1
|
06.02
|
|
|
|
|
Страницы истории Отечества (20ч.)
|
|
|
|
|
40
|
1
|
Проверочная
работа по разделу «Страницы всемирной истории». Жизнь древних славян
|
1
|
10.02
|
|
|
41
|
2
|
Во времена древней Руси.
|
1
|
13.02
|
|
|
42
|
3
|
Страна городов.
|
1
|
17.02
|
|
|
43
|
4
|
Из книжной сокровищницы Древней Руси.
|
1
|
20.02
|
|
|
44
|
5
|
Трудные времена на Русской земле.
|
1
|
24.02
|
|
|
45
|
6
|
Русь расправляет крылья.
|
1
|
27.02
|
|
|
46
|
7
|
Куликовская битва.
|
1
|
03.03
|
|
|
47
|
8
|
Иван Третий.
|
1
|
06.03
|
|
|
48
|
9
|
Мастера печатных дел.
|
1
|
10.03
|
|
|
49
|
10
|
Патриоты России.
|
1
|
13.03
|
|
|
50
|
11
|
Пётр Великий
|
1
|
17.03
|
|
|
51
|
12
|
. Михаил Васильевич Ломоносов
|
1
|
20.03
|
|
|
52
|
13
|
Екатерина Великая.
|
1
|
03.04
|
|
|
53
|
14
|
Отечественная война 1812года.
|
1
|
07.04
|
|
|
54
|
15
|
Страницы истории XIX века.
|
1
|
10.04
|
|
|
55
|
16
|
Россия вступает в XX век.
|
1
|
14.04
|
|
|
56
|
17
|
Страницы истории 20-30-х годов.
|
1
|
17.04
|
|
|
57
|
18
|
Великая
Отечественная война и Великая Победа
|
1
|
21.04
|
|
|
58
|
19
|
Великая
Отечественная война и Великая Победа
|
1
|
24.04
|
|
|
59
|
20
|
Страна, открывшая путь в космос.
|
1
|
28.04
|
|
|
|
|
Современная Россия (11ч.)
|
|
|
|
|
60
|
1
|
Проверочная
работа по разделу «Страницы истории России». Основной закон России и права
человека
|
1
|
01.05
|
|
|
61
|
2
|
Мы – граждане России.
|
1
|
05.05
|
|
|
62
|
3
|
Славные символы России.
|
1
|
08.05
|
|
|
63
|
4
|
Такие разные праздники.
|
1
|
12.05
|
|
|
64
|
5
|
Путешествие по России. По Дальнему Востоку.
На просторах Сибири. По Уралу.
|
1
|
15.05
|
|
|
65
|
6
|
Путешествие по России. По северу Европейской
части России. Драгоценное ожерелье старинных русских городов. Русская
старина.
|
1
|
19.05
|
|
|
66
|
7
|
Путешествие по России. По Волге. По югу
России.
|
1
|
22.05
|
|
|
67
|
8
|
Обобщение по разделу «Современная Россия»
|
1
|
26.05
|
|
|
68
|
9
|
Проверочная
работа по разделу «Современная Россия»
|
1
|
29.05
|
|
|
69
|
10
|
Что мы узнали и чему научились за год
(итоговый урок)
|
1
|
|
|
|
70
|
11
|
Презентация
проектов
|
1
|
|
|
|
Практическая часть программы
Вид
|
Тема
|
Дата
|
|
|
Проверочная работа
|
«Земля и человечество».
|
|
|
Проверочная работа
|
«Природа России»
|
|
|
Проверочная работа
|
«Родной край – часть большой страны».
|
|
|
Проверочная работа
|
«Страницы всемирной истории»
|
|
|
Проверочная работа
|
«Страницы истории России».
|
|
|
Проверочная работа
|
«Современная Россия»
|
|
|
Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки
оканчивающих начальную школу и содержат три компонента: знать/понимать –
перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – владение
конкретными умениями и навыками; выделена также группа умений, которыми ученик
может пользоваться во внеучебной деятельности – использовать приобретенные
знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Обучающиеся должны знать:
- Земля — планета Солнечной системы, причины смены дня и ночи и времен
года;
- способы изображения Земли, ее поверхности: глобус, географическая
карта;
- что изучает история, как историки узнают о прошлом, как ведется счет
лет в истории; особенности исторической карты;
- некоторые современные экологические проблемы;
природные зоны России;
- особенности природы своего края: формы земной поверхности, полезные
ископаемые, водоемы, природные сообщества;
- исторические периоды: первобытное общество, Древний мир, Средние
века, Новое время, Новейшее время;
- важнейшие события и великих людей отечественной истории;
- государственную символику и государственные праздники современной
России; что такое Конституция; основные права ребенка.
Обучающиеся должны уметь:
- распознавать природные объекты с помощью атласа-определителя; различать
важнейшие полезные ископаемые своего края, растения и животных, характерных
для леса, луга, пресного водоема, основные сельскохозяйственные растения, а
также сельскохозяйственных животных своего края;
-проводить наблюдения природных тел и явлений;
-в учебных и реальных ситуациях в доступной форме давать оценку
деятельности людей с точки зрения ее экологической допустимости; определять
возможные причины: отрицательных изменений в природе; предлагать простейшие
прогнозы возможных последствий воздействия человека на природу; определять
необходимые меры охраны природы, варианты личного участия в сохранении
природного окружения;
-приводить примеры животных Красной книги России и международной
Красной книги;
-соотносить год с веком, определять последовательность исторических
событий;
-приводить примеры патриотизма, доблести, благородства на материале
отечественной истории;
-приводить примеры народов России;
-самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках
сведения по определенной теме природоведческого и обществоведческого
характера, излагать их в виде сообщения, рассказа;
-применять иллюстрацию учебника как источник знаний, раскрывать
содержание иллюстрации;
-владеть элементарными приемами чтения географической и исторической
Перечень учебно-методического обеспечения
Класс
|
Учебники (автор, название, год издания, кем рекомендован или допущен,
издательство)
|
Методические материалы
|
Дидактические материалы
|
Материалы для контроля
|
Интернет-ресурсы
|
4А
|
Учебник. 4 класс. В 2-х частях. + CD
Плешаков А.А., Крючкова Е.А.М. : Просвещение 2013 г.
|
Окружающий мир. Рабочие программы. 1-4 классы.
Плешаков А.А., М.: Просвещение, 2011
Окружающий мир. Методические рекомендации. 4 класс
Плешаков А.А., Крючкова Е.А., Соловьева А.Е.,М.: Просвещение, 2011
Окружающий мир. Поурочные разработки. Технологические карты уроков. 4
класс
Глаголева Ю.И., Роговцева Н.И., Илюшин Л.С., Галактионова Т.Г., М.:
Просвещение, 2013.
|
А.А. Плешаков. От земли до неба: Атлас – определитель для учащихся
начальных классов. – М.: Просвещение, 2013.
Зеленые страницы. Книга для учащихся начальных классов.
Плешаков А.А., – М.: Просвещение, 2013.
Окружающий мир. Научный дневник. 4 класс
Плешаков А.А. – М.: Просвещение, 2014.
|
Окружающий мир. Тесты. 4 класс.
Плешаков А.А., Гара Н.Н., Назарова З.Д М.: Просвещение, 2012
Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 4 класс. В 2-х частях
Плешаков А.А., Крючкова Е.А., М.: Просвещение ,2013
|
1. Библиотека материалов для начальной школы
http://www.nachalka.com/biblioteka
2. Каталог образовательных ресурсов сети Интернет для школы
http://katalog.iot.ru/
3. Методические рекомендации по технологии создания электронных
ресурсов к урокам
http://svetly5school.narod.ru/metod1.html
4.В помощь современному учителю http://k-yroky.ru/load/67
5. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/
|
Литература
Для учителя
1.Окружающий мир. Рабочие программы. 1-4 классы.
Плешаков А.А., М.: Просвещение, 2011
2.Окружающий мир. Методические рекомендации. 4 класс
Плешаков А.А., Крючкова Е.А., Соловьева А.Е.,М.: Просвещение, 2011
3. Окружающий мир. Поурочные разработки. Технологические карты
уроков. 4 класс
Глаголева Ю.И., Роговцева Н.И., Илюшин Л.С., Галактионова Т.Г., М.:
Просвещение, 2013.
4.Дополнительная литература по темам учебника: «Аванта +», детская
энциклопедия.
Для учащихся
1.Учебник: «Окружающий мир » 4 класс А.А.Плешаков, Е.А.Крючкова,
Москва, «Просвещение», 2013 г 1 часть
2.Учебник: «Окружающий
мир» 4 класс А.А.Плешаков, Е.А.Крючкова, Москва, «Просвещение», 2013 г 2 часть
3.Рабочая тетрадь по окружающему миру 4 класс, А.А.Плешаков 1 часть
Москва, Просвещение, 2013 г.
4.Рабочая тетрадь по окружающему миру 4 класс А.А.Плешаков, 2 часть
Москва, Просвещение, 2013 г.
5. Тесты по окружающему миру 4 класс А.А.Плешаков
Материально-техническое
обеспечение:
1. Таблицы по окружающему миру
2. Электронное поурочное планирование
3. Мультимедиа-поддержка курса:
4. Уроки
Кирилла и Мефодия. Окружающий мир. 4 класс
5. Карточки для индивидуальной работы и т.д.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.