Главная / ОБЖ / Рабочая программа по ОБЖ для 6 класса

Рабочая программа по ОБЖ для 6 класса

Рассмотрено на заседании Утверждено

методического совета Приказ по школе

Протокол № 1 от 29.08.2014 года № 61/3от 2.09.2014 года






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по ОБЖ

(название учебного курса, предмета, дисциплины (модуля)



для 6 класса


Муниципального бюджетного образовательного учреждения

основная общеобразовательная школа города Кирсанова Тамбовской области



Гвоздева Е. А.

(Ф.И.О. педагога)



Период реализации программы 2014-2015 уч. год.

.

























  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Цели

Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» в основной общеобразовательной школе направлен на достижение следующих целей:

  • освоение знаний об опасных и чрезвычайных ситуациях, о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства; о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; о здоровье и здоровом образе жизни; о государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций; об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях; о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности;

  • воспитание ответственного отношения к окружающей природной среде, к личному здоровью как индивидуальной и общественной ценности, к безопасности личности, общества и государства;

  • развитие бдительности по предотвращению актов терроризма; личных духовных и физических качеств, обеспечивающих адекватное поведение в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; развитие потребности соблюдать нормы здорового образа жизни; подготовку к выполнению требований, предъявляемых к гражданину Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности;

  • овладение умениями предвидеть возникновение опасных и чрезвычайных ситуаций по характерным признакам их появления, а также из анализа социальной информации, получаемой из различных источников; оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья; действовать в чрезвычайных ситуациях; принимать обоснованные решения и разрабатывать план своих действий в конкретной опасной ситуации с учетом реальной обстановки и своих возможностей; использовать средства индивидуальной и коллективной защиты; оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим.

Задачи:

Достижение этих целей обеспечивается решением таких учебных задач, как:

  • формирование у учащихся современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности;

  • формирование индивидуальной системы здорового образа жизни;

  • воспитание антитеррористического поведения и отрицательного отношения к психоактивным веществам и асоциальному поведению;

  • развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих защищенность жизненно важных интересов личности от внешних и внутренних угроз;

  • формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности;

  • воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности.

Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:

Рабочая программа разработана на основе:

  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012 года;

  • приказа Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

  • приказа Минобразования России от 19.10.2009 № 427
    «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

  • приказа Минобразования России от 31.08.2009 №320 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

  • приказа Минобразования России от 03.06.2008  № 164 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

  • приказа Минобразования России от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

  • приказа Минобразования России от 20.08.2008 № 241 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

  • приказа Минобразования России от 30.08.2010 № 889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

  • приказа Минобразования России от 01.02.2012 № 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312».

  • приказа управления образования и науки Тамбовской области от 05.06.2009 года №1593 «Об утверждении Примерного положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) общеобразовательными учреждениями, расположенных на территории Тамбовской области и реализующих программы общего образования»;

  • Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения основной общеобразовательной школы города Кирсанова (приказ № 75/1 от 28 августа.2013 года.

Сведения о программе:

Настоящая программа составлена на основе:

- Примерной программы основного общего образования по ОБЖ (письмо Минобрнауки России от 7 июля 2005 года №03-1263);

-Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ ООШ на 2014-2015 годы;

-Авторской комплексной программы общеобразовательных учреждений «Основы безопасности жизнедеятельности 5-11 классы» (основная школа, средняя (полная школа): под общей редакцией В. П. Латчука, В. В. Маркова, М. И. Кузнецова и др.М.:Дрофа, 2012г.

- Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по основам безопасности жизнедеятельности (приказ МОиН РФ от 05.03.2004 года №1089).

Обоснование выбора:

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Программа является основой для определения перечня учебного оборудования и приборов, необходимых для качественной организации образовательного процесса. В основу содержания программы положена идея полицентризма опасных и вредных факторов, а также идея предметной интеграции. Элементы содержания других общеобразовательных областей, одновременно являющиеся фрагментами образовательной области ОБЖ и подлежащие чёткой взаимосвязи с интегрирующем курсом, рассматриваются: в естествознании, обществознании, технологии, физической культуре, математике и информатике и др.. Предметная интеграция в программе способствует формированию целостного представления об изучаемом объекте и предмете, усилению развивающей и культурной составляющей курса, а также рациональному использованию учебного времени.

С учётом познавательных возможностей школьников программа обучения по курсу строится на основе спирального развёртывания системы знаний о безопасности человека, что позволяет на каждом этапе обучения формировать целостную картину опасностей окружающего мира, обеспечивать развитие знаний, умений и навыков в этой области, постепенно углублять мировоззренческий и практический уровни содержания школьного курса.

Программа «Основы безопасности жизнедеятельности» предназначена для воспитания личности безопасного типа, хорошо знакомой с современными проблемами безопасности жизни и жизнедеятельности человека, осознающей их исключительную важность, стремящейся решать эти проблемы, разумно сочетая личные интересы с интересами общества, а также предназначена для ознакомления учащихся с общими характеристиками различных чрезвычайных ситуаций, их последствиями, а также для приобретения ими знаний и умений по защите жизни и здоровья в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций.

Программа направлена на формирование у учащихся активных и сознательных действий в настоящем и будущем, ориентированных на:

- улучшение собственного физического и психического здоровья;

- отказ в образе жизни от поведения, наносящего вред своему здоровью и здоровью окружающих;

-нетерпимое отношение к неправильному гигиеническому поведению других людей и к ухудшению условий окружающей среды, наносящих ущерб здоровью;

- сознательное участие в охране здоровья и формировании среды, способствующей здоровью, особенно условий труда и быта;

- адекватное поведение в случае болезни, особенно хронической, направленной на выздоровление.

В процессе изучения данного курса учащиеся ознакомятся с организацией Российской системы защиты населения от последствий чрезвычайных ситуаций, приобретут практические навыки по гражданской обороне, оказанию само- и взаимопомощи и знания по основам здорового образа жизни.

Рабочая программа выполняет две основные функции:

информационно-методическую функцию, которая позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся средствами данного учебного предмета;

организационно-планирующую функцию, которая предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации обучающихся.

В настоящей рабочей программе реализованы требования федеральных законов: «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «Об охране окружающей природной среды», «О пожарной безопасности», и др.

Логическим продолжением курса является внеурочная работа, которая включает в себя мероприятия направленные на формирование навыков безопасного поведения и навыков здорового образа жизни, проведение тренировочных эвакуаций по различным вводным.

Информация о внесенных изменениях:

Содержание программы выстроено по четырем линиям: обеспечение личной безопасности в повседневной жизни, оказание первой медицинской помощи, основы безопасного поведения человека в чрезвычайных ситуациях, основы ПДД. Предлагаемый объем содержания является достаточным для формирования у обучающихся основных понятий в области безопасности жизнедеятельности.

При этом в программу внесены следующие изменения:

Уменьшено количество часов с 16 до 14 на изучение темы «Экстремальные ситуации в природе» из раздела «Основы безопасности личности, общества и государства», т.к. из-за участившихся случаев ДТП с участием детей я считаю целесообразным напомнить некоторые вопросы из правил дорожного движения. Для этого создан раздел 4 «Основы ПДД» на который отведено 2 часа.

Вместе с тем увеличено количество часов с 8 до 9 на изучение раздела «Основы медицинских знаний» и с 4 до 5 на изучение раздела «Основы здорового образа жизни за счет резервного времени.

Однако возможны изменения программы в связи с объективными причинами.

Определение места и роли учебного курса:

В соответствии с примерной программой, подготовленной в рамках проекта «Разработка, апробация и внедрение федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения», изучение предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в системе основного общего образования осуществляется из расчета 1 часа в неделю.

Информация о количестве учебных часов:

Рабочая программа рассчитана на 34 часа, из которых 3 часа отводится на практические занятия, 2 часа на контрольные работы, 4 часа на промежуточное тестирование, 5 часов на самостоятельные работы.

В процессе прохождения программы планируется проведение ученических исследований и работа над проектами.

Формы организации образовательного процесса:

При обучении учащихся по данной рабочей учебной программе используются следующие общие формы обучения:

индивидуальная (консультации);

групповая (учащиеся работают в группах, создаваемых на различных основах: по темпу усвоения – при изучении нового материала, по уровню учебных достижений – на обобщающих по теме уроках);

фронтальная (работа учителя сразу со всем классом в едином темпе с общими задачами);

парная (взаимодействие между двумя учениками с целью осуществления взаимоконтроля).

При реализации данной рабочей учебной программы применяется классно – урочная система обучения. Таким образом, основной формой организации учебного процесса является урок. Кроме урока, используется ряд других организационных форм обучения:

- изложения нового материала самим учителем, с применением презентаций в диалоге с классом;

- домашняя самостоятельная работа (включает работу с текстом учебника и дополнительной литературой для учащихся, работа над проектами);

- комбинированные уроки;

- практические занятия;

- исследовательские уроки.

Технологии обучения:

Как активный субъект образовательного процесса, учитель ставит цель: активизация учебно-познавательной деятельности учащихся, снятие усталости и трудностей, качественное усвоение предмета, развитие научного интереса, повышение уровня практической направленности ОБЖ. Для решения поставленных задач учитель использует личностно-ориентированный подход. При этом используются различные педагогические технологии: компьютерная, развивающая, проектная, дидактическая многомерная технология, игровая.

Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся:

Рабочая программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» на этом этапе являются:

  • использование для познания окружающего мира различных методов наблюдения и моделирования;

  • выделение характерных причинно-следственных связей;

  • творческое решение учебных и практических задач;

  • сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям;

  • самостоятельное выполнение различных творческих работ, участие в проектной деятельности;

  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных;

  • самостоятельная организация учебной деятельности; оценивание своего поведения, черт своего характера, своего физического и эмоционального состояния;

  • соблюдение норм поведения в окружающей среде, правил здорового образа жизни;

использование своих прав и выполнение своих обязанностей как гражданина, члена общества и учебного коллектива.

Ключевые компетенции (компетенции, относящиеся к общему (метапредметному) содержанию образования):

  • Здоровьесберегающая

  • Коммуникативная

  • Информационная

  • учебно-познавательная

  • компетенция профессионального самоопределения

Виды и формы контроля:

Формы контроля: тестовый контроль, проверочные работы, работы с карточками, практические работы, заполнение таблиц, индивидуальный устный опрос, фронтальная письменная работа, доклад, реферат.

Планируемый уровень подготовки выпускников на конец учебного года (ступени) в соответствии с требованиями, установленным федеральными государственными образовательными стандартами, образовательной программой МБОУ ООШ по данной примерной программе в наиболее общем виде может быть сформулирован как способность выпускников правильно действовать в опасных и чрезвычайных ситуациях социального, природного и техногенного характера.

Результаты изучения учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников». Требования направлены на формирование знаний и умений, востребованных в повседневной жизни, позволяющих адекватно воспринимать окружающий мир, предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации и в случае их наступления правильно действовать.

Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится обучающимися об основах здорового образа жизни, об опасных и чрезвычайных ситуациях, об оказании первой медицинской помощи.

Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: анализировать и оценивать, действовать, использовать, соблюдать и т.д.

В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, нацеленные на обеспечение личной безопасности в повседневной жизни.

По завершении обучения ОБЖ в основной общеобразовательной школе у учащихся должны быть сформированы основы культуры личной и коллективной безопасности, нравственно-этического мировоззрения, предусматривающего заботу о личной безопасности, безопасности окружающих людей, создание благоприятных для жизни и деятельности условий среды обитания. К этому периоду человек должен научиться рассматривать в качестве приоритета вопросы обеспечения безопасности жизнедеятельности.

Информация об используемом учебнике:

Программа реализована в учебнике «Основы безопасности жизнедеятельности» 6 класс (М.: Дрофа, 2004) авторов А. Г. Маслов, В. В. Марков, В. Н. Латчук, М. И. Кузнецов, которые составляют единую линию учебников, соответствуют федеральному компоненту государственного образовательного стандарта базового уровня и реализуют авторскую программу В. П. Латчук, В. В. Маркова.













2.СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

Раздел

Коли-чество часов

Содержание

учебного

материала

Требования к уровню подготовки по теме

Темати-ческий контроль

Основы бе-зопасности личности, общества и государства.
















19

Опасные ситуации, возникающие в природе, их причины. Факторы выживания в природ-ных условиях. Основные источники напря-жения человека при вынужденном автоном-ном существовании. Психологические основы выживания при автономном существовании. Психическое состояние человека при выжи-вании в природных условиях. Страх. Внима-ние. Ощущения и восприятия. Память и мыш-ление. Воображение и элементы выживания. Влияние характера на поступки в условиях выживания. Преодоление страха и стрессовые состояния. Автономное существование че-ловека в природе. Возможные причины попа-дания человека в условия вынужденного авто-номного существования в природных усло-виях (аварии транспортного средства в мало-населённой местности; заблудились в лесу, горах, степи; отстали от группы в турпоходе и др.) выживание в природных условиях. На-дёжная обувь и одежда. Правила безопасного поведения человека при вынужденном авто-номном существовании в природных усло-виях. Правила ориентирования на местности, выход к линейным ориентирам и населённым пунктам. Правила безопасного поведения на воде. Опасность водоёмов. Особенности сос-тояния водоёмов в разное время года. Опас-ность водоёмов зимой. Тонкий лёд и опас-ность передвижения по льду. Меры предосто-рожности при движении по льду водоёмов. Способы переправы через реку (переход вброд, преодоление вплавь, преодоление рек с быстрым течением), преодоление трясин и болот. Оборудование временного жилища, укрытия. Способы добывания огня, обогрев временного жилища. Обеспечение водой и питанием. Поиск и приготовления пищи. Съедобные грибы, растения, ягоды, орехи. Сигналы бедствия. Смена климатографи-ческих условий. Акклиматизация к условиям жаркого климата, условиям горной местности, к условиям Севера. Требования к здоровью человека, которые необходимо учитывать при планировании смены климатографических условий. Отработка навыков для выполнения однодневного туристического похода (опре-деление сторон горизонта, движение по ази-муту, ориентирование на местности, разбивка лагеря, разведение костра, обеспечение водой, приготовление пищи и др.) Ознакомление со съедобными и лекарственными растениями.

Защита населения от последствий чрезвы-чайных ситуаций мирного и военного вре-мени. Изучение средств индивидуальной за-щиты органов дыхания. Их использование. Ознакомление с защитными сооружениями гражданской обороны, порядком их исполь-зования. Обучение способам оповещения на-селения о чрезвычайных ситуациях военного времени в городах, населённых пунктах и на промышленных предприятиях.

Знать: правила по-ведения на природе; правила безопасного поведения на воде; различные способы ориентирования на местности; что такое добровольная и вынуж-денная автономия; способы подачи сигналов бедствия; действия, которые необходимы, если кто-то заблудился в лесу основные правила поведения в условиях горной местности; основные правила поведения при смене климатогеографичес-ких условий, факторы, влияющие на здоровье человека при смене климатогеографичес-ких условий. Уметь: определять стороны го-ризонта разными способами; разводить костры и приготав-ливать пищу на костре; соблюдать правила безопасного отдыха на природе; подавать сигналы бедствия. Иметь представ-ление: об основных правилах поведения при смене климато-графических условий и при вынужденном авто-номном существо-вании в природных условиях. Владеть навыками: опреде-ления сторон гори-зонта, движения по азимуту; разведения костров и приготов-ления пищи на костре.


Тесты, кар-точки-зада-ния, проек-ты, рисунки, контрольная работа.


Основы ме-дицинских знаний и правила ока-зания пер-вой помощи

9

Характеристика различных видов травм и ушибов, повреждений и вызывающие их причины. Правила и способы оказания пер-вой медицинской помощи пострадавшему. Правила и способы транспортировки постра-давших. Первая медицинская помощь при укусах змей, пищевой и других видах аллер-гии. Оказание помощи терпящим бедствие на воде. Первая медицинская помощь при утоплении. Отработка навыков оказания по-мощи пострадавшему при утоплении. Отра-ботка навыков оказания помощи пострадав-шему при утоплении, тепловом и солнечном ударе, отморожении. Медицинская аптечка. Перевязочные и лекарственные средства. Правила приема лекарственных веществ. Использование природных лекарственных средств.

Знать: правила ока-зания ПМП при рас-тяжениях, укусах насекомыми, тепловом и солнечном ударах, при ожогах, отморожениях и пе-реохлаждениях, утоплении; харак-теристики различных видов травм и причины, вызывающие их; правила и способы транспортировки пострадавших; правила приема лекарственных веществ. Уметь: оказывать ПМП людям терпящим бедствие на воде. Владеть: навыками оказания ПМП при растяжениях, укусах насекомыми, тепловом и солнечном ударах, терпящим бедствие на воде.

Тесты, кар-точки-зада-ния, практи-ческие рабо-ты.

Основы здорового образа жизни

5

Рациональное питание. Недоедание. Правиль-ное питание-основа здорового образа жизни и профилактика многих заболеваний человека. Гигиеническое значение белков, жиров и уг-леводов в питании человека. Нарушение пра-вил личной гигиены. Половое просвещение учащихся и его роль в формировании здо-ровья. Изменения в организме, происходящие при половом созревании. Факторы, формиру-ющие репродуктивное здоровье. Знания о взаимоотношении полов. Поведение в период полового созревания.

Знать: влияние не-правильного питания на здоровье человека; что происходит с организ-мом при половом созревании; факторы, формирующие репродуктивное здо-ровье, значение для организма белков, жиров, углеводов, минеральных веществ и воды и к чему может привести их недостаток в организме, гигиенические требования к питанию. Иметь пред-ставление: об основных положениях здорового образа жизни.

Карточки-задания, тес-ты.


Основы ПДД

2

Правила движения в колонне и в группе. Правила перевозки людей. Тормозной и остановочный путь. Дорожные знаки. Обоз-начение железнодорожного переезда. Прави-ла поведения вблизи железной дороги. До-рожная разметка и ее характеристики. Вело-сипед и правила движения для велосипедис-тов.

Знать: особенности организации велоси-педных походов; обеспечение безопас-ности туристов в ве-лосипедных походах; ПДД.

Тесты, кар-точки-зада-ния, конт-рольная ра-бота.





3.УЧЕБНО -ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Класс 6, количество часов 35

п/п

Тема

Количество часов

Формы контроля (с указанием количества часов)

1.

Основы безопасности личности, общества и государства.

19

Тестированная контрольная работа -1.

2.

Основы медицинских знаний и правила оказания первой помощи

9

Практическое занятие -1, контрольная работа -1.

3.

Основы здорового образа жизни

5

Тестированная контрольная работа -1.

4.

Основы ПДД

2




4.ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ (ВЫПУСКНИКОВ)

Знать/понимать

  • основные составляющие здорового образа жизни и их влияние на безопасность жизнедеятельности личности;

  • факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье;

  • правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях;

• потенциальные опасности природного характера, наиболее часто возникающие в повседневной жизни, их возможные последствия и правила личной безопасности;

• основные виды активного отдыха в природных условиях и правила личной безопасности при активном отдыхе в природных условиях;

• правила поведения при угрозе террористического акта;

  • способы безопасного поведения в природной среде: ориентирование на местности, подача сигналов бедствия, добывание огня, воды и пищи, сооружение временного укрытия.

Уметь

  • действовать при возникновении пожара в жилище и использовать подручные средства для ликвидации очагов возгорания;

  • соблюдать правила поведения на воде, оказывать помощь утопающему;

  • оказывать первую медицинскую помощь при ожогах, отморожениях, ушибах, кровотечениях;

  • пользоваться средствами индивидуальной защиты (противогазом, респиратором, ватно-марлевой повязкой, домашней медицинской аптечкой) и средствами коллективной защиты;

  • вести себя в криминогенных ситуациях и в местах большого скопления людей.

  • соблюдать правила безопасности дорожного движения (в части, касающейся пешеходов, пассажиров транспортных средств и велосипедистов);

  • адекватно оценивать ситуацию на проезжей части и тротуаре с точки зрения пешехода и (или) велосипедиста;

  • прогнозировать последствия своего поведения в качестве пешехода, пассажира транспортного средства и (или) велосипедиста в различных дорожных ситуациях для жизни и здоровья (своих и окружающих людей);

  • доступно объяснять значение здорового образа жизни для обеспечения личной безопасности и здоровья;

  • предвидеть опасные ситуации по их характерным признакам, принимать решение и действовать, обеспечивая личную безопасность;

  • действовать при возникновении пожара в жилище и использовать подручные средства для ликвидации очага возгорания;

  • соблюдать правила личной безопасности в криминогенных ситуациях и в местах скопления большого количества людей;

  • оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • обеспечения личной безопасности на улицах и дорогах;

  • соблюдения мер предосторожности и правил поведения пассажиров в общественном транспорте;

  • пользования бытовыми приборами и инструментами;

  • обращения (вызова) в случае необходимости в соответствующие службы экстренной помощи.

  • выработки потребности в соблюдении норм здорового образа жизни;

  • обеспечения личной безопасности в различных опасных и ЧС;

  • безопасного пользования различными бытовыми приборами, инструментами и препаратами бытовой химии в повседневной жизни;

  • подготовки и участия в различных видах активного отдыха в природных условиях проявление бдительности и безопасного поведения при угрозе террористического акта или при захвате в качестве заложника;

  • оказания первой медицинской помощи пострадавшим в различных опасных и бытовых ситуациях.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.

На основании требований Государственного образовательного стандарта. в содержании календарно-тематического планирования предусмотрено формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Результатами обучения ОБЖ в основной общеобразовательной школе являются:

личностные:

  • развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих защищенность жизненно важных интересов личности от внешних и внутренних угроз;

  • формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности;

  • усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных и экстремальных ситуациях, а также правил поведения на дорогах и на транспорте;

  • воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности.

метапредметные:

  • овладение умениями формулировать личные понятия о безопасности;

  • анализировать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций;

  • обобщать и сравнивать последствия опасных и чрезвычайных ситуаций;

  • выявлять причинно-следственные связи опасных ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека;

  • овладение обучающимися навыками самостоятельно определять цели и задачи по безопасному поведению в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

  • выбирать средства реализации поставленных целей, оценивать результаты своей деятельности в обеспечении личной безопасности;

  • формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, генерировать идеи, моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях;

  • приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в области безопасности жизнедеятельности с использованием различных источников и новых информационных технологий;

  • развитие умения выражать свои мысли и способности слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

  • освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;

  • формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

предметные:

1. В познавательной сфере:

• знания об опасных и чрезвычайных ситуациях; о влиянии их последствий на безопасность личности, о здоровом образе жизни; об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях; о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности.

2. В ценностно-ориентационной сфере:

• умения предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников;

• умения применять полученные теоретические знания на практике — принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;

• умения анализировать явления и события природного, техногенного и социального характера, выявлять причины их возникновения и возможные последствия, проектировать модели личного безопасного поведения.

3. В коммуникативной сфере:

• умения информировать о результатах своих наблюдений, участвовать в дискуссии, отстаивать свою точку зрения, находить компромиссное решение в различных ситуациях.

4. В эстетической сфере:

• умение оценивать с эстетической (художественной) точки зрения красоту окружающего мира; умение сохранять его.

5. В трудовой сфере:

• знания устройства и принципов действия бытовых приборов и других технических средств, используемых в повседневной жизни; локализация возможных опасных ситуаций, связанных с нарушением работы технических средств и правил их эксплуатации;

• умения оказывать первую медицинскую помощь.

6. В сфере физической культуры:

• формирование установки на здоровый образ жизни;

• развитие необходимых физических качеств: выносливости, силы, ловкости, гибкости, скоростных качеств, достаточных для того, чтобы выдерживать необходимые умственные и физические нагрузки; умение оказывать первую медицинскую помощь при занятиях физической культурой и спортом.



5. ЛИТЕРАТУРА И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

1. Литература

  1. Основы безопасности жизнедеятельности. 6 класс: Методическое пособие./Латчук В. Н., Марков В. В. – 2-е изд. –М.: Дрофа, 2000г.

  2. Основы медицинских знаний и охрана здоровья “Основы безопасности жизнедеятельности”: учебник для 6-7-8 кл., Е.Л. Вишневская, Н.К. Барсукова, Т.И. Широкова, Москва, Русское слово 1995г.

  3. Основы безопасности жизнедеятельности.5-8 классы. Школьный курс в тестах, играх, кроссвордах, заданиях с картинками / авт.-сост. Г.П.Попова.-Волгоград:Учитель,2006

  4. Основы безопасности жизнедеятельности: секреты преподавания: рекомендации, конспекты уроков, разработки мероприятий / авт.-сост. Л.А.Тетушкина.-Волгоград:Учитель,2009.

  5. Основы безопасности жизнедеятельности. 5-9 классы: тесты, контрольные и проверочные работы, справочные материалы / Латчук В. Н., Марков В. В., Фролов М. П. –М.: Дрофа, 2000г.

  6. Правила дорожного движения Российской Федерации: Учебное пособие /Г. Б. Громоковский.- М.: Третий Рим, 2006г.

  7. Школа выживания /Ю. П. Дубягин, О. П. БогачеваМ.: Пихта, 1997г.

  8. Справочник И.Ф. Богоявленский, Оказание первой медицинской, первой реанимационной помощи на месте происшествия и в очагах чрезвычайных ситуаций, Санкт-Петербург 2005

  9. Обучение правилам дорожного движения: пособие для учителя: 5-9 кл.; А. Л. Рыбин, М. В. Маслов; под общ. ред. А. Т. Смирнова. - М.: Просвещение, 2008.

  10. Дорожное движение: безопасность пешеходов, пассажиров, водителей: 5-9 кл.: (пособ. для учащихся)/ под ред. А.Т. Смирнова.- М.; Просвещение, 2008.

2. Электронные пособия:

    1. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия . Уроки ОБЖ Кирилла и Мефодия. 6 класс, 2004г.

    2. Авторские цифровые образовательные ресурсы: презентации PowerPoint к урокам.

3. Средства обучения:

1. Компьютер

2. Мультимедийный диапроектор




6. КАЛЕНДАРНО -ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Класс - 6

Количество часов в год - -35

Количество часов в неделю - 1



п/п

Тема раздела, урока

Коли-чество

часов

Дата

проведения

урока

Дата

фактического проведения урока

1 четверть

Раздел 1: Основы безопасности личности, общества и государства (19 часов).

Тема 1: Экстремальные ситуации в природных условиях (14 часов)

1/1

Экстремальные ситуации в природе и их причины.

1

5.09


2/2

Факторы и стрессоры выживания в природных условиях. (рисунки)

1

12.09


2-3/2-3

Психологические основы выживания в природных условиях.

2

19.09


4/4

Как избежать попадания в экстремальную

ситуацию.

1

26.09


5/5

Надежная одежда и обувь необходимые для безопасности.

1

3.10


6/6

Основные правила поведения в экстремальной ситуации. (тестирование)

1

10.10.


7/7

Определение направления выхода.

1

17.10.


8/8

Ориентирование.

1

24.10


9/9

Выход к населенному пункту.

1

31.10


2 четверть

10/10

Сооружение временного жилища. (карточки-задания)

1

14.11


11/11

Способы добывания огня.

1

21.11


12/12

Обеспечение питанием и водой.

1

28.11


13/13

Поиск и приготовление пищи.

1

5.12


14/14

Сигналы бедствия. (тесты).

1

12.12


Тема 2: Безопасность в дальнем (внутреннем) и международном (выездном) туризме (2 часа)

15/15

Факторы, влияющие на безопасность во внутреннем и выездном туризме.

1

19.12


16/16

Акклиматизация в различных природно-климатических условиях(карточки-задания).

1

26.12


3 четверть

Тема 3: Безопасность в чрезвычайных ситуациях (3 часа)

17/17

Коллективные и индивидуальные средства защиты.

1

16.01


18/18

Захват террористами транспортных средств. Взрывы в местах массового скопления людей.

1

23.01


19/19

Контрольная работа по разделу.

1

30.01


Раздел 2. Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи (9часов).

20/1

Средства оказания первой медицинской помощи.

1

6.02


21/2

Опасные животные. Первая помощь при укусах насекомых и змей (практическое занятие).

1

13.02


22/3

Первая помощь при ожогах.

1

20.02


23/4

Тепловой и солнечный удар.

1

27.02


24/5

Обморожение и охлаждение организма.

1

6.03


25/6

Оказание помощи терпящим бедствие на воде. (карточки-задания).

1

13ю03


26/7

Характеристика различных видов повреждений (травм) организма человека и причины их вызывающие (практическое занятие).

1

20.03


4 четверть

27/8

Способы переноски пострадавших (практическое занятие).

1

3.04


28/9

Контрольная работа.

1

10.04


Раздел 3. Основы здорового образа жизни (5 часов).

29/1

Правильное питание-основа здорового образа жизни.

1

17.04


30/2

Гигиеническое значение белков, жиров и углеводов в питании человека.

1

24.04


31/3

Гигиена и культура питания. (тестирование)

1

1.05


32/4

Особенности подросткового возраста.

1

8.05


33/5

Контрольная работа по разделу.

1

15.05


Раздел 4. Основы ПДД (2 часа).

34/1

Тормозной и остановочный путь транспортных средств. Железнодорожный переезд. Правила поведения вблизи железной дороги.

1

22.05


35/2

Дорожные знаки. Дополнительные требования к движению велосипедистов. (тесты).

1

29.05



Примечание:

1 урок совпадает с нерабочими праздничными днями: 01.05.2015



7. Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков

Все тестовые задания оцениваются:

- правильный ответ – 1 балл;

- отсутствие ответа или неправильный ответ – 0 баллов

Критерии оценивания:

«2» - менее 25% правильных ответов.

«3» - от 25% до 50% правильных ответов.

«4» - от 50% до 75% правильных ответов.

«5» - от 75% и более правильных ответов.

                          Оценка устных ответов обучающегося:

Ответ оценивается отметкой «5», если обучающийся:

• полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;

• изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию;

• показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации при выполнении практического задания;

• продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;

• отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.

  Возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или выкладках, которые обучающийся легко исправил по замечанию учителя.

Ответ оценивается отметкой «4», если: он удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:

• в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие общего содержания ответа;

• допущены один или два недочета при освещении содержания ответа, исправленные по замечанию учителя;

• допущена ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов, легко исправленные по замечанию учителя.

Отметка «3» ставится в следующих случаях:

• неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала (определенные «Требованиям к математической подготовки обучающегося»);

• имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, исправленные после нескольких  вопросов;

Отметка «2» ставится в следующих случаях:

• не раскрыто основное содержание учебного материала;

• обнаружено незнание или непонимание обучающимся большей или наибольшей части материала;

Отметка «1» ставится, если:

• ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого материала или не ответил ни на один из поставленных вопросов по изучаемому материалу



Рабочая программа по ОБЖ для 6 класса
  • ОБЖ
Описание:

 

Рабочая программа разработана на основе программы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-9 кл.. общеобразовательных учреждений (авторы программы- В. П. Латчук, В. В. Маркова,  М. И. Кузнецова и др.) с учетом требований федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Данная программа 

рекомендована Министерством образования РФ для общеобразовательных классов, 

соответствует стандарту основного общего образования по основам безопасности 

жизнедеятельности. Настоящая программа предоставляет собой часть образовательной области ОБЖ и предназначена для учащихся основной школы (6 класс). 

Изучение ОБЖ направленно на достижение следующих целей:

-Воспитание ответственного отношения к природной среде, к личному здоровью как индивидуальной общественной ценности, к безопасности личности, общества и государства.

 -Развитие личных духовных и физических  качеств, обеспечивающих адекватное поведение в различных опасных и ЧС ситуациях природного, техногенного и социального характера.

- Освоение знаний об опасных и чрезвычайных ситуациях, о влиянии их последствий в области личной безопасности, о здоровом образе жизни, об оказании первой медицинской помощи, о правах и обязанностях граждан в области безопасности  жизнедеятельности.

 

 

Автор Гвоздева Елена Александровна
Дата добавления 18.12.2014
Раздел ОБЖ
Подраздел
Просмотров 872
Номер материала 7556
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓