Главная / ОБЖ / Рабочая программа по ОБЖ 10 класс

Рабочая программа по ОБЖ 10 класс


  1. Пояснительная записка

Учебная программа для 10-х классов

Программа для 10-х классов предназ­начена для изучения тем в об­ласти безопасности жизнедеятельности учащимися с учетом их потребностей в повышении уровня культуры в области бе­зопасности жизнедеятельности для сниже­ния отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность личности, общества и государства. Данная программа реализует положения государственного образователь­ного стандарта второго поколения. Срок реализации программы 2014 – 2015 учебный год.

Разработанная программа предусматривает теоретические и практиче­ские занятия по разделу «Основы военной службы» в 10-м классе из расчета 1 час в неделю (35 часа в год) с завершением обучения проведением 5-дневных сборов по 40-часовой учебной программе на базе воинских частей, организацией РОСТО (ДОСААФ), оборонно-спортивных учреждений (лаге­рей, центров и т.п.) и образовательных учреждений среднего (полного) обще­го образования (по отдельной программе).

Программа выстроена по двум логичес­ки взаимосвязанным модулям и трём входящим в них разделам:

Модуль I (M-I). Основы безопасности лич­ности, общества и государства

Раздел I. Основы комплексной безопасности.

Модуль II Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

Раздел II. Основы здорового образа жизни.

Раздел III. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи.

Модуль III (M-III). Обеспечение военной бе­зопасности государства

Раздел IV. Основы обороны государства.

Изучение каждого модуля завершается написанием реферата. Темы рефератов даны в методическом пособии «Основы безо­пасности жизнедеятельности» (А.Т. Смир­нов и др.).

При этом разделы I-V изучаются учащи­мися (юношами и девушками) совместно.

Данная учебная программа предусмат­ривает формирование у учащихся умений и навыков, а также ключевых компетенций в области безопасности жизнедеятельнос­ти. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» являются следующие умения и навыки:

  • умение самостоятельно и мотивиро­ванно организовывать свою познавательную деятельность в области безопасности жиз­недеятельности;

  • умение использовать элементы при­чинно-следственного и структурно-функ­ционального анализа для прогноза возник­новения различных опасных и чрезвычай­ных ситуаций (природного, техногенного и социального характера);

  • умение анализировать свое поведение в повседневной жизни и в различных опас­ных и чрезвычайных ситуациях, в том чис­ле при угрозе совершения террористичес­кого акта; вносить определенные корректи­вы в свое поведение для повышения уровня культуры в области безопасности жизнеде­ятельности и защищенности своих жизнен­но важных интересов от внешних и внутрен­них угроз;

  • умение формировать свою жизненную позицию в области безопасности жизнедеятельности на основе самовоспитания и самообучения;

  • навыки в проектной деятельности по организации и проведению учебно-исследовательской работы по обеспечению личной безопасности в повседневной жизни в условиях чрезвычайных ситуаций;

  • навыки в поиске нужной информации в области безопасности жизнедеятельности в источниках различного типа;

  • ключевые компетенции в понимании своего гражданского долга как гражданина Российской Федерации в обеспечении национальной безопасности России, в том числе и по вооруженной защите Российской Федерации;

  • ключевые компетенции в осуществлении осознанного выбора своей будущей профессиональной деятельности, связанной с защитой жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз и направлении продолжения своего образования.

Цели и задачи

Изучение основ безопасности жизнедеятельности в 10 клас­се направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание у обучаемых ответственности за личную безопас­ность, безопасность общества и государства; ответственного отно­шения к личному здоровью как индивидуальной и общественной ценности; ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды как основы в обеспечении безопасности жизнедея­тельности личности, общества и государства;

  • развитие духовных и физических качеств личности, обеспечи­вающих безопасное поведение человека в условиях опасных и чрез­вычайных ситуаций природного, техногенного и Социального харак­тера; потребности вести здоровый образ жизни; необходимых моральных, физических и психологических качеств для выполнения конституционного долга и обязанности гражданина России по защи­те Отечества;

  • освоение знаний: о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального ха­рактера; о здоровье и здоровом образе жизни; о государственной сис­теме защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени; об обязанностях граждан по защите государства;

  • формирование умений: оценки ситуаций, опасных для жизни и здоровья; безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуа­циях; использования средств индивидуальной и коллективной защи­ты; оказания первой медицинской помощи при неотложных состоя­ниях.

Реализация указанных целей обеспечивается содержанием про­граммы, которая систематизирует знания в области безопасности жизнедеятельности, полученные учащимися в основной общеобразовательной школе, и способствует формированию у них цельного представления в области безопасности жизнедеятельности личности, общества и государства.

Структурно программа состоит из трех разделов и тринадцати тем.

Раздел I «Безопасность и защита человека в опасных и чрезвы­чайных ситуациях» предназначен для систематизации и углубления знаний обучаемых в вопросах обеспечения личной безопасности че­ловека и организации в Российской Федерации защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени, по­лученных при изучении основ безопасности жизнедеятельности в 5—9 классах. Раздел состоит из двух обобщающих тем: «Опасные и чрезвычайные ситуации, возникающие в повседневной жизни, и правила безопасного поведения», «Гражданская оборона — состав­ная часть обороноспособности страны».

Раздел II «Основы медицинских знаний и здорового образа жиз­ни» предназначен для формирования у обучаемых знаний о здоровом образе жизни, основных инфекционных и неинфекционных заболе­ваниях, средствах их профилактики и правилах оказания первой ме­дицинской помощи. Раздел состоит из четырех тем.

Раздел III «Основы военной службы» предусматривает изучение основных положений, раскрывающих содержание обязательной под­готовки молодежи к военной службе. Раздел состоит из семи тем, в которых последовательно раскрывается содержание обязательной подготовки граждан к военной службе. В процессе изучения тематики раздела учащиеся получат начальные знания в области обороны, озна­комятся с основными положениями Военной доктрины Российской Федерации; получат сведения о Вооруженных Силах Российской Фе­дерации, их структуре и предназначении для обеспечения националь­ной безопасности страны; уяснят роль и значение военно-патриоти­ческого воспитания молодежи в деле подготовки граждан России к выполнению конституционного долга по защите Отечества.

Предлагаемая программа предусматривает совместное изучение учебного материала юношами и девушками, кроме тем «Воинская обязанность», «Особенности военной службы», «Военнослужащий — защитник Отечества. Честь и достоинство воина Вооруженных Сил», «Основы военной службы» (практические занятия на базе воинской части).

  • формы и вопросы контроля:

- Контрольные работы, самостоятельные работы, индивидуальные задания, тесты, устный опрос, викторины и практические задания, выполнение нормативов.

1. Автономное пребывание человека в природной среде.

2. Обеспечение личной безопасности на дорогах.

3. Правила личной безопасности при пожаре

4. Обеспечение личной безопасности в криминогенных ситуациях

5. Правила личной безопасности при угрозе террористического акта

6. Уголовная ответственность за участие в террористической деятельности

7. Чрезвычайные ситуации природного характера, причины их возникновения и возможные последствия.

8. Рекомендации населению по обеспечению личной безопасности в условиях чрезвычайных ситуаций природного характера.

9. Чрезвычайные ситуации техногенного характера, причины их возникновения и возможные последствия.

10. Рекомендации населению по обеспечению личной безопасности в условиях чрезвычайной ситуации техногенного характера

11. Военные угрозы национальной безопасности России.

12. Международный терроризм - угроза национальной безопасности России.

13. Виды террористических актов, их цели и способы осуществления.

14. Наркотизм и национальная безопасность России.

15. Законы и другие нормативно-правовые акты Российской Федерации по обеспечению безопасности человека.

16. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), ее структура и задачи.

17. Сохранение и укрепление здоровья - важнейшая составляющая подготовки молодежи к военной службе и трудовой деятельности.

18. Основные инфекционные заболевания, их классификация и профилактика.

19. Биологические ритмы и их влияние на работоспособность человека.

20. Значение двигательной активности и физической культуры для здоровья человека.

21. Вредные привычки, их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек.

22. Гражданская оборона, ее предназначение и основные задачи.

23. Основные виды оружия и их поражающие факторы.

24. Оповещение и информирование населения о чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени.

25. Инженерная защита населения от чрезвычайных ситуаций военного и мирного времени.

26. Средства индивидуальной защиты.

27. Организация проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне чрезвычайной ситуации

28. История создания Вооруженных сил Российской Федерации.

29. Памяти поколений - дни воинской славы России.

30. Виды Вооруженных сил Российской Федерации и рода войск.

31. Боевые традиции Вооруженных сил России.

32. Размещение и быт военнослужащих.

33. Обязанности лиц суточного наряда.

34. Обязанности дневального по роте.

35. Обязанности дежурного по роте.

36. Обязанности часового.

37. Строевые приемы и движение без оружия.

38. Назначение и боевые свойства автомата Калашникова.

39. Обязанности солдата в бою.

40. Действия солдата в бою.

  • система оценки достижений учащихся;

Деятельность учащихся на уроках ОБЖ оценивается с позиций современных образовательных технологий: личностного подхода в обучении, развивающего обучения и успешности деятельности учащихся. Задания носят развивающий характер. Оценивание имеет форму стимулирования обучения и саморазвития школьника в рамках возможностей учащихся.

Знания и умения учащихся оцениваются на основании устных ответов (выступлений), а также практической деятельности, учитывая их соответствие требованиям программы обучения, по пятибалльной системе оценивания.

1.     Оценку «5» получает учащийся, чей устный ответ (выступление),практическая деятельность или их результат соответствуют в полной мере требованиям программы обучения. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «5» получает учащийся, набравший 90 – 100% от максимально возможного количества баллов.

2.     Оценку «4» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), практическая деятельность или их результат в общем соответствуют требованиям программы обучения, но недостаточно полные или имеются мелкие ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «4» получает учащийся, набравший 70 – 89% от максимально возможного количества баллов.

3.     Оценку «3» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), практическая деятельность или их результат соответствуют требованиям программы обучения, но имеются недостатки и ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «3» получает учащийся, набравший 45 - 69% от максимально возможного количества баллов.

4.     Оценку «2» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), практическая деятельность или их результат частично соответствуют требованиям программы обучения, но имеются существенные недостатки и ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «2» получает учащийся, набравший менее 44% от максимально возможного количества баллов.


  • инструментарий для оценивания результатов;

Контрольные работы, самостоятельные работы, индивидуальные задания, тесты, устный опрос, викторины и практические задания, выполнение нормативов в практических видах деятельности – главная составляющая учебного процесса.

  • приводится используемая в тексте программы система условных обозначений.


3. Содержание тем учебного курса

  • Модуль I. Основы безопасности личности, общества и государства

  • Раздел I. Основы комплексной безопасности - 15

  • Tема 1. Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни - 6

  • 1.1. Автономное пребывание человека в природной среде
    Автономное пребывание человека в природе. Добровольная и вы­нужденная автономия. Причины, приводящие человека к автономному существованию в природе. Способы подготовки человека к автономному существованию в природной среде. Практическая подготовка к автономному пребыванию в природной среде

  • Ориентирование на местности. Способы определения сторон горизон­та. Определение своего местонахождения и направления движения на мес­тности. Подготовка к выходу на природу. Порядок движения по маршруту. Определение места для бивака и организация бивачных работ. Разведение костра, приготовление пищи на костре, меры пожарной безопасности.

  • 1.2. Обеспечение личной безопасности на дорогах

  • Основные причины дорожно-транспортного травматизма. Роль «человеческого фактора» в возникновении ДТП. Правила безопасного поведения на дорогах пешеходов и пассажиров. Общие обязанности водителя. Уровень культуры водителя и безопасность на дорогах.

  • 1.3. Пожарная безопасность

  • Пожары в жилых и общественных зданиях, их возможные по­следствия. Основные причины возникновения пожаров в жилых и общественных зданиях. Влияние «человеческого фактора» на причины возникновения пожаров. Права и обязанности граждан в области по­жарной безопасности.

  • Правила личной безопасности при пожаре Профилактика пожаров в повседневной жизни. Соблюдение мер пожарной безопасности в быту. Правила безопасного поведения при пожаре в жилом или общественном здании.

  • 1.4. Обеспечение личной безопасности в криминогенных ситуациях
    Наиболее вероятные ситуации криминогенного характера на улице, в транспорте, в общественном месте, в подъезде дома, в лифте. Пра­вила безопасного поведения в местах с повышенной криминогенной опасностью.

  • 1.5. Правила личной безопасности при угрозе террористического акта

  • Наиболее опасные террористические акты. Правила поведения при возможной опасности взрыва. Обеспечение личной безопас­ности в случае захвата в заложники. Обеспечение безопасности при перестрелке.

  • 1.6. Уголовная ответственность за участие в террористической деятельности

  • Уголовная ответственность за подготовку и совершение терро­ристического акта (совершение взрыва, поджога или иных действий, создающих опасность гибели людей). Уголовная ответственность за захват заложников; заведомо ложное сообщение об акте терроризма; организация незаконного вооруженного формирования или участие в нем.

  • Тема 2. личная безопасность в условиях чрезвычайных ситуаций - 4

  • 2.1.Чрезвычайные ситуации природного характера
    Чрезвычайные ситуации природного характера, причины их воз­никновения и возможные последствия.

  • 2.2. Рекомендации населению по обеспечению личной безопасности в условиях чрезвычайной ситуации природного характера

  • Рекомендации населению по правилам безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного характера: геологи­ческого, метеорологического, гидрологического и биологического происхождения.

  • 2.3. Чрезвычайные ситуации техногенного характера
    Чрезвычайные ситуации техногенного характера, причины их возникновения и возможные последствия.

  • 2.4. Рекомендации населению по обеспечению личной безопасности в условиях чрезвычайной ситуации техногенного характера

  • Рекомендации населению по безопасному поведению в случае воз­никновения аварии на радиационно опасном, на химически опасном, на взрывопожароопасном, на гидротехническом объектах.

  • Тема 3. Современный комплекс проблем безопасности социального характера - 5

  • 3.1. Военные угрозы национальной безопасности России

  • Военные угрозы национальной безопасности России. Националь­ные интересы России в военной сфере, защита ее независимости, су­веренитета, территориальной целостности, обеспечение условий для мирного, демократического развития государства.

  • 3.2. Характер современных войн и вооруженных конфликтов Воору­женный конфликт, локальная война, региональная война, крупномас­штабная война

  • 3. 3. Международный терроризм — угроза национальной безопасности России

  • Терроризм — общие понятия и определения. Характеристика сов­ременной террористической деятельности в России. Международный терроризм как социальное явление.

  • 3.4. Виды террористических актов, их цели и способы осуществления
    Основные виды терроризма по средствам, используемым при осу­ществлении террористических актов, а также в зависимости от того, против кого направлен террор и какие перед ним поставлены цели.
    Основные черты, которые характеризуют современный терроризм.

  • 3.5. Наркотизм и национальная безопасность России
    Наркотизм как преступное социальное явление по незаконному распространению наркотиков среди населения ради получения прибыли. Основные составляющие наркотизма.

  • Раздел II. Защита населения РФ от чрезвычайных ситуаций - 2

  • Тема 4. Нормативно-правовая база Российской Федерации по обеспечению безопасности личности, общества и государства - 2

  • 4.1. Законы и другие нормативно-правовые акты Российской Федерации по обеспечению безопасности

  • Положения Конституции Российской Федерации, основные законы Российской Федерации, положения которых направлены на обеспечение безопасности граждан (Федеральные законы «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «О безопасности», «О пожарной безопас­ности», «О гражданской обороне», «О противодействии терроризму» и др.). Краткое содержание основных положений законов, права и обязанности граждан.

  • 4.2. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС)

  • Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, ее предназначение, структура и основные задачи.

  • Раздел III. Основы здорового образа жизни - 6

  • Тема 5. Основы медицинских знаний и профилактика инфекционных заболеваний - 2

  • 5.1. Сохранение и укрепление здоровья важнейшая составляющая подготовки молодежи к военной службе и трудовой деятельности

  • Здоровье человека, общие понятия и определения. Здоровье индиви­дуальное и общественное. Здоровье духовное и физическое. Основные критерии здоровья. Влияние окружающей среды на здоровье человека в процессе жизнедеятельности. Необходимость сохранения и укрепления здоровья — социальная потребность общества.

  • 5.2. Основные инфекционные заболевания, их классификация и профи­лактика

  • Инфекционные заболевания, причины их возникновения, механизм передачи инфекций. Классификация инфекционных заболеваний. По­нятие об иммунитете, экстренной и специфической профилактике.

  • Наиболее характерные инфекционные заболевания, механизм передачи инфекции. Профилактика наиболее часто встречающихся инфекционных заболеваний.

  • Тема 6. Здоровый образ жизни и его составляющие - 4

  • 6.1. Здоровый образ жизни индивидуальная система поведения человека.
    Общие понятия о режиме жизнедеятельности, и его значение для здоровья человека. Пути обеспечения высокого уровня работоспособ­ности. Основные элементы жизнедеятельности человека (умственная и физическая нагрузка, активный отдых, сон, питание и др.), рациональ­ное сочетание элементов жизнедеятельности, обеспечивающих высо­кий уровень жизни. Значение правильного режима труда и отдыха для гармоничного развития человека, его физических и духовных качеств.

  • 6.2. Биологические ритмы и их влияние на работоспособность человека
    Основные понятия о биологических ритмах человека. Влияние биологических ритмов на уровень жизнедеятельности человека. Учет влияния биоритмов при распределении нагрузок в процессе жизне­деятельности для повышения уровня работоспособности.

  • 6.3. Значение двигательной активности и физической культуры для здоровья человека

  • Значение двигательной активности для здоровья человека в про­цессе его жизнедеятельности. Необходимость выработки привычек к систематическим занятиям физической культурой для обеспечения высокого уровня работоспособности и долголетия.

  • 6.4. Вредные привычки, их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек

  • Вредные привычки и их социальные последствия. Курение и упот­ребление алкоголя — разновидность наркомании. Наркомания — это заболевание, возникающее в результате употребления наркотиков и психотропных веществ. Профилактика наркомании.

  • Раздел V. Основы обороны государства - 19

  • Тема 7. Гражданская оборона — составная часть обороноспособности страны - 7

  • 7.1. Гражданская оборона, ее предназначение и основные задачи.

  • Гражданская оборона, история ее создания, предназначение и задачи по обеспечению защиты населения от опасностей, возникающих при ведении боевых действий или вследствие этих действий.

  • Организация управления гражданской обороной. Структура управ­ления и органы управления гражданской обороной.

  • 7.2. Современные средства поражения, их поражающие факторы
    Ядерное оружие, поражающие факторы ядерного взрыва. Химичес­кое оружие, классификация отравляющих веществ (ОВ) по предназна­чению и воздействию на организм.

  • Бактериологическое (биологическое) оружие. Современные сред­ства поражения, поражающие факторы.

  • Мероприятия, проводимые по защите населения от современных средств поражения.

  • 7.3. Оповещение и информирование населения о чрезвычайных ситуа­циях военного и мирного времени

  • Система оповещения населения о чрезвычайных ситуациях. Поря­док подачи сигнала «Внимание всем!». Передача речевой информации о чрезвычайной ситуации, примерное ее содержание, действия населения по сигналам оповещения о чрезвычайных ситуациях.

  • 7.4. Инженерная защита населения от чрезвычайных ситуаций мир­ного и военного времени

  • Защитные сооружения гражданской обороны. Основное предназна­чение защитных сооружений гражданской обороны. Виды защитных сооружений. Правила поведения в защитных сооружениях (занятие целесообразно проводить в имеющихся защитных сооружениях).

  • 7.5. Средства индивидуальной защиты

  • Основные средства защиты органов дыхания и правила их исполь­зования. Средства защиты кожи. Медицинские средства защиты и профилактики.

  • 7.6. Организация проведения аварийно-спасательных и других не­отложных работ в зоне чрезвычайных ситуаций

  • Предназначение аварийно-спасательных и других неотложных работ, проводимых в зонах чрезвычайных ситуаций. Организация и основное содержание аварийно-спасательных работ, организация санитарной обработки людей после пребывания их в зонах зараже­ния.

  • 7.7. Организация гражданской обороны в общеобразовательном уч­реждении

  • Организация гражданской обороны в общеобразовательном учреж­дении, ее предназначение. План гражданской обороны образователь­ного учреждения. Обязанности учащихся.

  • Тема 8. Вооруженные Силы Российской Федерации — защита нашего Отечества - 3

  • 8.1. История создания Вооруженных Сил Российской Федерации
    Организация вооруженных сил Московского государства вXIVXVвв.

  • Военная реформа Ивана Грозного в середине XVI в. Военная реформа Петра I, создание регулярной армии, ее особенности. Военные реформы в России во второй половине XIX в., создание массовой армии.

  • Создание советских Вооруженных Сил, их структура и предназна­чение.

  • 8.2. Память поколений — дни воинской славы России

  • Дни воинской славы России — дни славных побед, сыгравших ре­шающую роль в истории государства.

  • Основные формы увековечения памяти российских воинов, от­личившихся в сражениях, связанных с днями воинской славы России.

  • 8.3. Состав Вооруженных Сил Российской Федерации. Руковод­ство и управление Вооруженными Силами Российской Федерации

  • Виды и рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации, специальные войска, военные округа и флоты. Руководство и уп­равление Вооруженными Силами Российской Федерации.

  • Тема 9. Виды Вооруженных Сил Российской Федерации и рода войск - 7

  • 9.1. Сухопутные войска

  • Сухопутные войска, их состав и предназначение. Вооружение и военная техника сухопутных войск.

  • 9.2. Военно-воздушные Силы

  • Военно-воздушные Силы (ВВС), их состав и предназначение. Вооружение и военная техника ВВС.

  • 9.3. Военно-морской флот

  • Военно-морской флот (ВМФ), его состав и предназначение. Вооружение и военная техника.

  • 9.4. Ракетные войска стратегического назначения
    Ракетные войска стратегического назначения (PBСH), их состав и предназначение. Вооружение и военная техника.

  • 9.5. Воздушно-десантные войска
    Воздушно-десантные войска, их состав и предназначение.

  • 9.6. Космические войска

  • Космические войска, их состав и предназначение.

  • 9.7. Другие войска

  • Пограничные органы Федеральной службы безопасности Рос­сийской Федерации, Внутренние войска Министерства внутренних дел Российской Федерации, Войска гражданской обороны МЧС России.

  • Тема 10. Боевые традиции Вооруженных Сил России - 2

  • 10.1. Патриотизм и верность воинскому долгу — качества защитника Отечества

  • Патриотизм — духовно-нравственная основа личности военнослу­жащего — защитника Отечества, источник духовных сил воина.

  • Преданность своему Отечеству, любовь к Родине, стремление служить ее интересам, защищать от врагов — основное содержание патриотизма.

  • Воинский долг — обязанность Отечеству по его вооруженной защи­те. Основные составляющие личности военнослужащего — защитника Отечества, способного с честью и достоинством выполнить воинский долг.

  • 10.2. Дружба и войсковое товарищество — основа боевой готовности частей и подразделений

  • Особенности воинского коллектива, значение войскового товарищества в боевых условиях и повседневной жизни частей и подразделений.

  • Войсковое товарищество — боевая традиция Российской армии и флота.


  • методы и формы обучения:

Для организации познавательной деятельности учащихся на уроках ОБЖ целесообразно использовать разнообразные методы и формы обучения. Перцептивные: (словесные, наглядные, практические) рассказ, лекция, беседа, семинары демонстрация, практические занятия. Соревнования. Ролевые игры.

Логические: (индуктивные и дедуктивные) логическое изложение и восприятие учебного материала учеником. (Анализ ситу­ации).

Гностический: объяснительно-репродуктивный, информационно поисковый, исследовательский. (Реферат. Доклад. Проектное задание)

Кибернетический: управления и самоуправления учебно-познавательной деятельностью.

Контроля и самоконтроля (устный, письменный).

Стимулирования и мотивации.

Самостоятельной учебной деятельности.

Фронтальная форма обучения, активно управляет восприятием информации, систематическим повторением и закреплением знаний учениками.

Групповая форма обеспечивает учёт дифференцированных запросов учащихся.

Индивидуальная работа в наибольшей мере помогает учесть особенности темпа работы каждого ученика.

  • предполагаемые результаты:

В результате учебного процесса учащиеся получают весь комплекс знаний умений и навыков запланированного учебного процесса;

  • общая характеристика учебного процесса: методы, формы обучения и режим занятий

В учебном процессе используются методы рассказа, показа, тренировок при изучении тем практической направленности. Информационная тематика предполагает большее использование на занятиях анализа ситуаций, объяснительно-репродуктивной, информационно поисковой, исследовательской

деятельности учащихся.

  • логические связи данного предмета с остальными предметами (разделами) учебного (образовательного) плана;

Практически вся тематика ОБЖ базируется на знаниях получаемых учащимися при изучении других общеобразовательных предметов. Поэтому на уроках ОБЖ непременно используется межпредметная связь: физкультура-ЗОЖ; история-ОВС; биология-ЗОЖ, оказание ПМП; география-выживание в природе, химия-опасные в-ва,экологическая безопасность; физика-природные явления, техногенные аварии и катастрофы.


  • методы и формы обучения:

Для организации познавательной деятельности учащихся на уроках ОБЖ целесообразно использовать разнообразные методы и формы обучения. Перцептивные: (словесные, наглядные, практические) рассказ, лекция, беседа, семинары демонстрация, практические занятия. Соревнования. Ролевые игры.

Логические: (индуктивные и дедуктивные) логическое изложение и восприятие учебного материала учеником. (Анализ ситу­ации).

Гностический: объяснительно-репродуктивный, информационно поисковый, исследовательский. (Реферат. Доклад. Проектное задание)

Кибернетический: управления и самоуправления учебно-познавательной деятельностью.

Контроля и самоконтроля (устный, письменный).

Стимулирования и мотивации.

Самостоятельной учебной деятельности.

Фронтальная форма обучения, активно управляет восприятием информации, систематическим повторением и закреплением знаний учениками.

Групповая форма обеспечивает учёт дифференцированных запросов учащихся.

Индивидуальная работа в наибольшей мере помогает учесть особенности темпа работы каждого ученика.

  • предполагаемые результаты:

В результате учебного процесса учащиеся получают весь комплекс знаний умений и навыков запланированного учебного процесса;

  • общая характеристика учебного процесса: методы, формы обучения и режим занятий

В учебном процессе используются методы рассказа, показа, тренировок при изучении тем практической направленности. Информационная тематика предполагает большее использование на занятиях анализа ситуаций, объяснительно-репродуктивной, информационно поисковой, исследовательской

деятельности учащихся.

  • логические связи данного предмета с остальными предметами (разделами) учебного (образовательного) плана;

Практически вся тематика ОБЖ базируется на знаниях получаемых учащимися при изучении других общеобразовательных предметов. Поэтому на уроках ОБЖ непременно используется межпредметная связь: физкультура – ЗОЖ; история – ОВС; биология – ЗОЖ, оказание ПМП; география – выживание в природе, химия – опасные в-ва, экологическая безопасность; физика – природные явления, техногенные аварии и катастрофы.

  • система оценки достижений учащихся;

Деятельность учащихся на уроках ОБЖ оценивается с позиций современных образовательных технологий: личностного подхода в обучении, развивающего обучения и успешности деятельности учащихся. Задания носят развивающий характер. Оценивание имеет форму стимулирования обучения и саморазвития школьника в рамках возможностей учащихся.

  • инструментарий для оценивания результатов;

Контрольные работы, самостоятельные работы, индивидуальные задания, тесты, устный опрос, викторины и практические задания, выполнение нормативов в практических видах деятельности – главная составляющая учебного процесса.

  • приводится используемая в тексте программы система условных обозначений.


Раздел I (P-I). Раздел II (P-II). Раздел III (Р-III). Раздел IV (P-IV). Модуль I (М-I). Модуль II (М-П).




Проверочные работы по курсу ОБЖ – 10 класс


п/п

Тема проверочной работы

Форма проведения

Время работы

урока п/п

1

Опасные и ЧС, возникающие в повседневной жизни, и правила безопасного поведения.


Тестирование

20 мин.

7

2

Гражданская оборона составная часть обороноспособности страны


Тестирование

20 мин.

14

3

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.


Тестирование

20 мин.

23

4

Вооруженные Силы Российской Федерации – защитники нашего Отечества.


Тестирование

20 мин.

30

5

Боевые традиции Вооруженных Сил России


Тестирование

20 мин.

33

6

Символы воинской чести.


Тестирование

20 мин.

35


РК в рамках учебного предмета ОБЖ


п/п

класс

Тема урока

Вопросы РК

п/п

Кол-во

1

10

Автономное существование человека в природе


Особенности природной среды Татарстана

1

1

2

10

Правила поведения в ситуациях криминогенного характера

Анализ статистических данных по Татарстану

2

1

3

10

Правила поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера

Анализ возможных ЧС природного и техногенного характера в Татарстане

4

1

4

10

Организация гражданской обороны в образовательном учреждении

Структура ГО в общеобразовательных учреждениях Татарстана

13

1

5

10

Сохранение и укрепление здоровья – важная часть подготовки юноши допризывного возраста к военной службе и трудовой деятельности.

Данные о состояние здоровья подростков в Татарстане

14

1

6

10

Вредные привычки, их влияние на здоровье.

Статистика о употреблении наркотиков, спиртосодержащих напитков, курении по Татарстану

22

1



  1. Учебно-тематический план



модуля, раздела, темы



Наименование модулей, разделов, тем

Количество часов

M-I

Основы безопасности личности, общества и государства

23

P-I

Основы комплексной безопасности

13

Тема 1

Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни

6

Тема 2

Гражданская оборона составная часть обороноспособности страны

7


Итоговое задание


M-II

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

10

Р- II

Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи

10

Тема 3

Основы медицинских знаний и профилактика инфекционных заболеваний

3

Тема 4

Здоровый образ жизни и его составляющие

7


Итоговое задание


M-III

Обеспечение военной безопасности государства

12

P- III

Основы обороны государства

12

Тема 5

Виды Вооруженных сил Российской Федерации и рода войск Гражданская оборона - составная часть обороноспособности страны

6

Тема 6

Боевые традиции Вооруженных сил России

6


Итоговое задание



Всего часов

35







Поурочное планирование учебной программы ОБЖ 10 класс


п/п

Наименование

раздела и темы урока

Кол-во часов

Тип

урока


Элементы содержания


Требования к уровню подготовки обучающихся

Вид

контроля


Элементы дополнительного содержания

Домашнее

задание

Дата проведения

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10


P-I

Основы комплексной безопасности

13







п

л

а

н

ф

а

к

т


Тема 1

Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни

6









1

1.1.

Правила поведения в условиях вынужденного автономного существования

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Причины попадания человека в условия вынужденного автономного существования.

Меры профилактики и подготовки к безопасному поведению в условиях автономного существования.

Правила ориентирования на местности, движения по азимуту.

Правила обеспечения водой, питанием.

Оборудование временного жилища, добыча огня

Знать об основных опасных ситуациях, возникающих в повседневной жизни, и правилах поведения в них.

Уметь называть способы ориентирования на местности, подачи сигналов бедствия и другие приемы обеспечения безопасности в случае автономного существования в природных условиях

Практическая работа:

Ориентирование на местности.

(20 мин)

Цели и задачи курса ОБЖ в текущем году

§ 1.1 (учебник)

сентябрь


2

1.2.

Правила поведения в ситуациях криминогенного характера

1

Комбинированный

Возможные ситуации при встрече с незнакомцами на улице, в общественном транспорте, в общественном месте, в подъезде дома, в лифте.

Правила безопасного поведения в местах с повышенной криминогенной опасностью: на рынке, на стадионе, на вокзале и т. д.

Знать правила поведения в криминогенных ситуациях.

Уметь:

объяснить элементарные способы самозащиты, применяемые в конкретной ситуации криминогенного характера;

Использовать приобретенные навыки безопасного поведения и приемы самозащиты в зонах криминогенной опасности

Решение ситуационных задач

Терроризм: основные понятия и признаки. Паровые основы борьбы с терроризмом. Особенности правого режима в зоне проведения контртеррористической операции. Основные угрозы террористического характера для граждан России. Меры личной безопасности

§ 1.2 (учебник)

сентябрь


3

1.3.

Уголовная ответственность несовершеннолетних

1

Комбинированный

Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних.

Виды наказаний, назначаемые несовершеннолетним.

Правила поведения в общественном транспорте.

Уголовная ответственность за приведение в негодность транспортных средств или нару шение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта.

Хулиганство и вандализм, общие понятия. Уголовная ответственность за хулиганские действия и вандализм

Знать об уголовной ответственности несовершеннолетних и видах наказаний, назначаемых несовершеннолетним.


Уметь использовать полученные знания в повседневной жизни для развития черт личности, необходимых для безопасного поведения

Решение ситуационных задач

ПДД.

Кодекс РФ об административных нарушениях (извлечение) (статьи 114, 117, 119, 120). Уголовный кодекс РФ (извлечение) (статьи 166, 264, 265, 269). Государственная инспекция безопасности дорожного движения


сентябрь


4

1.4.

Правила поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера

1

Комбинированный

Правила поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Краткая характеристика наиболее вероятных для данной местности и района проживания чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Правила безопасного поведения при угрозе террористического акта, при захвате в качестве заложника







Знать потенциальные опасности природного, техногенного и социального происхождения, характерные для региона проживания;

правила безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций.

Уметь использовать приобретенные знания для развития в себе качеств, необходимых для безопасного поведения в Чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера

Решение ситуационных задач

ПДД.

Правила безопасного поведения в толпе. Основные «законы» безопасности движения. Опасные ситуации на дороге. Предупреждающие сигналы. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма

Составить памятку

для пассажира «Правила безопасного поведения на транспорте»

сентябрь


5

1.5.

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, ее структура и задачи

1

Комбинированный

РСЧС, история ее создания, предназначение, структура, задачи, решаемые по защите населения от чрезвычайных ситуаций

Знать предназначение, структуру и задачи РСЧС.

Уметь использовать полученные знания для обращения в случае необходимости в службы экстренной помощи

Индивидуальный опрос


§ 1.5 (учебник)

октябрь


6

1.6.

Законы и другие нормативно-правовые акты РФ по обеспечению безопасности

1

Комбинированный

Положения Конституции Российской Федерации, гарантирующие права и свободы человека и гражданина. Основные законы Российской Федерации, положения которых направлены на обеспечение безопасности граждан (Федеральные законы «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»,

«О безопасности»,

«О пожарной безопасности», «О безопасности дорожного движения», «Об обороне», «О гражданской обороне», «О противодействии терроризму» и др.). Краткое содержание законов, основные права и обязанности граждан

Знать основные задачи государственных служб по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Уметь использовать полученные знания для обращения в случае необходимости в службы экстренной помощи

Индивидуальный опрос


§ 1.6 (учебник)

октябрь



Тема 2

Гражданская оборона составная часть обороноспособности страны

7










7

2.1.

Гражданская оборона, основные понятия и определения, задачи гражданской обороны

1

Комбинированный

Гражданская оборона, история ее создания, предназначение и задачи по обеспечению защиты населения от опасностей, возникающих при ведении боевых действий или вследствие этих действий. Организация управления гражданской обороной. Структура управления и органы управления гражданской обороной

Знать о предназначении гражданской обороны, её структуре и задачах.

Уметь использовать полученные знания и умения для обеспечения личной безопасности







Проверочная работа по теме

«Опасные и ЧС, возникающие в повседневной жизни, и правила безопасного поведения».

(20 мин)


§ 2.1 (учебник)

октябрь


8

2.2.

Современные средства поражения, их поражающие факторы, мероприятия по защите населения

1

Комбинированный

Ядерное оружие, поражающие факторы ядерного взрыва. Химическое оружие, классификация отравляющих веществ (ОВ) по предназначению и воздействию на организм. Бактериологическое (биологическое) оружие. Современные средства поражения, их поражающие факторы. Мероприятия, проводимые по защите населения от современных средств поражения

Иметь представление о современных средствах поражения и их поражающих факторах.

Уметь предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления




Индивидуальный опрос

Меры безопасности от химического и биологического терроризма

§ 2.2 (учебник)

октябрь


9

2.3.

Оповещение

и информирование населения об опасностях, возникающих

в чрезвычайных ситуациях военного и мирного времени.

1

Комбинированный

Система оповещения населения о чрезвычайных ситуациях. Порядок подачи сигнала «Внимание всем!». Передача речевой информации о чрезвычайной ситуации, примерное ее содержание, действия населения по сигналам оповещения о чрезвычайных ситуациях

Знать способы оповещения населения в чрезвычайных ситуациях.

Уметь действовать в чрезвычайных ситуациях

Индивидуальный опрос

Эвакуация населения. Виды эвакуации. Рассредоточение


ноябрь


10

2.4.

Организация инженерной защиты (самозащиты) населения от поражающих факторов ЧС мирного и военного времени

1

Комбинированный

Защитные сооружения гражданской обороны. Основное предназначение защитных сооружений гражданской обороны. Виды защитных сооружений. Правила поведения в защитных сооружениях

Знать виды защитных сооружений,

правила поведения в защитных сооружениях.

Уметь:

действовать в чрезвычайных ситуациях;

использовать средства коллективной защиты.














Индивидуальный опрос


Повторить записи в тетради

ноябрь


11

2.5.

Средства индивидуальной защиты

1

Урок комплексного применения ЗУН учащимися

Основные средства защиты органов дыхания и правила их использования. Средства защиты кожи. Медицинские средства защиты и профилактики

Знать основные средства индивидуальной защиты органов дыхания и кожи, медицинские средства защиты и профилактики.

Уметь владеть навыками пользования средствами индивидуальной защиты (противогазом, респиратором, ватно-марлевой повязкой, домашней медицинской аптечкой)

Практическая работа:

Отработка навыков пользования противогазом ГП-7.

(15 мин)


§ 2.5 (учебник)

ноябрь


12

2.6.

Организация проведения аварийно-спасательных работ в зоне чрезвычайных ситуаций

1

Комбинированный

Предназначение аварийно-спасательных и других неотложных работ, проводимых в зонах чрезвычайных ситуаций. Организация и основное содержание аварийно-спасательных работ. Санитарная обработка людей после пребывания их в зонах заражения

Знать об организации проведения аварийно-спасательных работ в зонах ЧС.

Уметь использовать полученные знания и умения для обеспечения личной безопасности

Индивидуальный опрос


Меры безопасности в случае взрыва во время террористического акта. Действие человека, оказавшегося в завале в результате взрыва

ноябрь


13

2.7.

Организация гражданской обороны в образовательном учреждении. Эвакуация населения

1

Урок комплексного применения

ЗУН учащимися

Организация ГО в общеобразовательном учреждении, ее предназначение.

Отработка правил поведения в случае получения сигнала о ЧС. План гражданской обороны образовательного учреждения. Обязанности обучаемых

Знать об организации ГО в общеобразовательном учреждении; правила поведения учащихся при получении сигнала о ЧС.

Уметь действовать согласно установленному порядку по сигналу «Внимание всем!»



Практическая работа:

Отработка навыков поведения учащихся при получении сигнала о ЧС.

(15 мин)

Пожарная безопасность. Правила безопасного поведения. Действие обучающихся при пожаре в образовательном учреждении

Выучить записи в тетради

декабрь



M-II

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

10










P-II

Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской

10










Тема 3

Основы медицинских знаний и профилактика инфекционных заболеваний

3









14

3.1.

Сохранение и укрепление здоровья – важная часть подготовки юноши допризывного возраста к военной службе и трудовой

деятельности

1

Комбинированный

Здоровье человека, общие понятия и определения. Здоровье индивидуальное и общественное. Здоровье духовное и физическое. Основные критерии здоровья. Влияние окружающей среды на здоровье человека в процессе жизнедеятельности. Необходимость сохранения и укрепления здоровья социальная потребность общества

Знать основные определения понятия «здоровье» и факторы, влияющие на него, о способах и средствах сохранения здоровья, важности профилактических мероприятий для здорового иммунитета.


Тестирование.

(20 мин)


§ 3.1 (учебник)

декабрь



15

3.2.

Инфекционные

заболевания, их классификация

1

Комбинированный

Инфекционные заболевания, причины их возникновения, механизм передачи инфекций. Классификация инфекционных заболеваний. Понятие об иммунитете, экстренной и специфической профилактике

Знать об основные принципах классификации инфекционных заболеваний.

Уметь использовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни для

соблюдения мер профилактики инфекционных

заболеваний

Индивидуальный опрос


§ 3.2 (учебник)

декабрь


16

3.3.

Основные инфекционные заболевания, их профилактика

1

Комбинированный

Наиболее характерные инфекционные заболевания, механизм передачи инфекции. Профилактика наиболее часто встречающихся инфекционных заболеваний

Знать об основные принципах профилактики инфекционных заболеваний.

Уметь использовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни для

соблюдения мер профилактики инфекционных

заболеваний

Индивидуальный опрос


Повторить

§ 3.2 (учебник)

декабрь



Тема 4

Здоровый образ жизни и его составляющие

7









17

4.1.

Здоровый образ жизни. Факторы, влияющие на здоровье

1

Комбинированный

Здоровый образ жизни – индивидуальная система поведения человека, направленная на укрепление и сохранение здоровья

Знать основное определение понятия «здоровый образ жизни», о факторах, влияющих на здоровье. Уметь использовать приобретенные знания в повседневной жизни для ведения здорового образа жизни

Тестирование.

(10 мин)


§ 4.1 (учебник)

январь



18

4.2.

Основные составляющие здорового образа жизни

1

Комбинированный

Общие понятия о режиме жизнедеятельности и его значение для здоровья человека, формирования духовных качеств. Пути обеспечения высокого уровня работоспособности. Основные элементы жизнедеятельности человека

( умственная и физическая нагрузка, активный отдых, сон, питание и др.), рациональное сочетание элементов жизнедеятельности, обеспечивающих высокий уровень жизни. Значение правильного режима труда и отдыха для гармоничного развития человека, его физических сил и духовных качеств

Знать основные составляющие здорового образа жизни и их влияние на безопасность жизнедеятельности личности. Уметь использовать приобретенные знания в повседневной жизни для ведения здорового образа жизни

Индивидуальный опрос


Повторить

§ 4.1 (учебник)

январ


19

4.3.

Биологические ритмы

1

Комбинированный

Основные понятия о биологических ритмах организма







Знать основные составляющие здорового образа

жизни.

Уметь использовать приобретенные знания в повседневной жизни для ведения здорового образа жизни

Индивидуальный опрос


§ 4.2 (учебник)

январ


20

4.4.

Влияние биологических ритмов на работоспособность человека

1

Комбинированный

Влияние биологических ритмов на уровень жизнедеятельности человека. Учет влияния биоритмов при распределении нагрузок в процессе жизнедеятельности для повышения уровня работоспособности

Знать основные составляющие здорового образа жизни и их влияние на безопасность жизнедеятельности личности.

Уметь использовать приобретенные знания в повседневной жизни для ведения здорового образа жизни

Решение ситуационных

задач


Повторить

§ 4.2 (учебник)

февраль


21

4.5.

Значение двигательной активности и закаливания организма

для здоровья человека

1

Комбинированный

Значение двигательной активности для здоровья человека в процессе его жизнедеятельности. Необходимость выработки привычек к систематическим занятиям физической культурой для обеспечения высокого уровня работоспособности и долголетия. Физиологические особенности влияния закаливающих процедур на организм человека и укрепление его здоровья. Правила использования факторов окружающей среды для закаливания. Необходимость выработки привычки к систематическому выполнению закаливающих процедур

Знать о факторах, способствующих укреплению здоровья.

Уметь использовать приобретенные знания в повседневной жизни для ведения здорового образа жизни

Индивидуальный опрос


§ 4.3 (учебник)

февраль


22

4.6.

Вредные привычки, их влияние на здоровье

1

Комбинированный

Вредные привычки (употребление алкоголя, курение, употребление наркотиков) и их социальные последствия.

Алкоголь, влияние алкоголя на здоровье и поведение человека, социальные последствия употребления алкоголя, снижение умственной и физической работоспособности.

Курение и его влияние на состояние здоровья. Табачный дым и его составные части. Влияние курения на нервную и сердечнососудистую системы. Пассивное курение и его влияние на здоровье. Наркомания и токсикомания

Знать о вредных привычкахфакторах, разрушающих здоровье.

Уметь использовать приобретенные знания в повседневной жизни для ведения здорового образа жизни

Индивидуальный опрос


§ 4.4 (учебник)

февраль


23

4.7.

Профилактика вредных

привычек

1

Комбинированный

Социальные последствия пристрастия к наркотикам. Профилактика наркомании, чистота и культура в быту

Знать о профилактике вредных привычек.

Уметь использовать приобретенные знания в повседневной жизни для ведения здорового образа жизни


Проверочная работа по теме

«Основы медицинских знаний и здорового образа жизни».

(20 мин)



февраль



P- III

Основы обороны государства

12










Тема 5

Виды Вооруженных сил Российской Федерации и рода войск

6









24

5.1.

История создания Вооруженных Сил России

1

Урок комплексного применения ЗУН учащимися

Организация вооруженных сил Московского государства в XIVXV вв. Военная реформа Ивана Грозного в середине XVI в. Военная реформа Петра I, создание регулярной армии, ее особенности. Военные реформы в России во второй половине XIX в., создание

массовой армии

Иметь представление об истории создания Вооруженных Сил России.

Владеть навыками осуществления осознанного самоопределения по отношению к военной службе.






Семинар


§ 5.1 (учебник)

март


25

5.2.

История создания Вооруженных Сил России

1

Урок комплексного применения ЗУН учащимися

Создание советских Вооруженных Сил, их структура и предназначение.

Вооруженные Силы Российской Федерации, основные предпосылки проведения военной реформы

Иметь представление об истории создания Вооруженных Сил России. Владеть навыками осуществления осознанного самоопределения по отношению к военной службе



Семинар


§ 5.1 (учебник)

март


26

5.3.

Организационная структура Вооруженных Сил России

1

Комбинированный

Организационная структура Вооруженных Сил. Виды Вооруженных Сил Российской Федерации, рода Вооруженных Сил Российской Федерации, рода войск.

Ракетные войска стратегического назначения, их предназначение, обеспечение высокого уровня боеготовности.

Сухопутные войска, история создания, предназначение. Рода войск, входящие в Сухопутные войска

Иметь представление об организационной структуре ВС РФ.

Владеть навыками осуществления осознанного самоопределения по отношению к военной службе

Индивидуальный опрос

ПДД.

Водительские навыки

§ 5.2 (учебник)

март


27

5.4.

Виды Вооруженных Сил, рода войск. История их создания и предназначение

1

Комбинированный

Военно-Воздушные Силы, история создания, предназначение, рода авиации.

Войска ПВО, история создания, предназначение, решаемые задачи. Включение ПВО в состав ВВС. Военно-Морской Флот, история создания, предназначение

Знать состав и предназначение ВС РФ.

Владеть навыками оценки уровня своей подготовленности к военной службе.








Индивидуальный опрос

Воздушно-десантные войска. Космические войска, их предназначение

§ 5.2 (учебник)

март


28

5.5.

Функции и основные задачи современных Вооруженных Сил России, их роль и место в системе обеспечения национальной безопасности страны. Реформа Вооруженных Сил

1

Комбинированный

Вооруженные Силы Российской Федерации – государственная военная организация, составляющая основу обороны страны.

Руководство и управление Вооруженными Силами.

Реформа Вооруженных Сил России, ее этапы и основное содержание




Знать функции и основные задачи современных Вооруженных Сил.

Иметь представление об управлении Вооруженными Силами; о реформе Вооруженных Сил.

Владеть навыками осуществления осознанного самоопределения по отношению к военной службе.

Индивидуальный опрос


§ 5.3 (учебник)

апрель


29

5.6.

Другие войска, их состав и предназначение

1

Комбинированный





Пограничные войска Федеральной службы безопасности Российской Федерации, внутренние войска Министерства внутренних дел, войска гражданской обороны, их состав и предназначение

Знать состав и предназначение ВС РФ.

Уметь оценивать уровень своей подготовленности к военной службе



Индивидуальный опрос


§ 5.4 (учебник)

апрель



Тема 6

Боевые традиции Вооруженных сил России

6









30

6.1.

Патриотизм и верность воинскому долгу качества защитника Отечества


1

Комбинированный

Патриотизм духовно-нравственная основа личности военнослужащегозащитника Отечества, источник духовных сил воина.

Преданность своему Отечеству, любовь к Родине, стремление служить ее интересам, защищать от врагов основное содержание патриотизма. Воинский долг – обязанность Отечеству по его вооруженной защите. Основные составляющие личности военнослужащего защитника Отчества, способного с честью и достоинством выполнить воинский долг

Знать о требованиях воинской деятельности, предъявляемых к моральным, индивидуально-психологическим и профессиональным качествам гражданина. Уметь использовать приобретенные знания для развития в себе качеств, необходимых для военной службы.






Проверочная работа

по теме «Вооруженные Силы Российской

Федерации – защитники нашего Отечества».

(20 мин)


§ 6.1 (учебник)

апрель


31

6.2.

Памяти поколений дни воинской славы России.

1

Урок комплексного применения ЗУН учащимися

Дни воинской славы Дни славных побед, сыгравших решающую роль в истории государства.

Основные формы увековечения памяти российских воинов, отличившихся в сражениях, связанных с днями воинской славы России.

Знать о днях воинской славы и о формах увековечения памяти.

Уметь:

отстаивать свою гражданскую позицию, формировать свои мировоззренческие взгляды;

использовать приобретенные знания для развития в себе качеств, необходимых для военной службы

Семинар

Сталинградская битва (17.07.1942- 02.02.1943гг.)

§ 6.2 (учебник)

апрель


32

6.3.

Дружба, войсковое товарищество – основа боевой готовности частей и подразделений

1

Комбинированный

Особенности воинского коллектива, значение войскового товарищества в боевых условиях и повседневной жизни частей и подразделений.

Войсковое товарищество – боевая традиция Российской армии и флота

Иметь представление о дружбе и войсковом товариществе как основе боевой готовности частей и подразделений.

Уметь использовать приобретенные знания для

развития в себе духовных и физических качеств, необходимых для военной службы

Индивидуальный опрос


§ 6.3 (учебник)

май


33

6.4.

Боевое Знамя воинской части символ воинской чести, доблести и славы


1

Комбинированный

Боевое Знамя воинской части особо почетный знак, отличающий особенности боевого подразделения, истории и заслуг воинской части. Ритуал вручения Боевого Знамени воинской части, порядок его хранения и содержания

Иметь представление о символах воинской чести.

Уметь осуществлять осознанное самоопределение по отношению к военной службе.


Тестирование.

(20 мин)



§ 7.1 (учебник)

май



34

6.5.

Ордена – почетные награды за воинские отличия и заслуги в бою и военной службе

1

Урок комплексного применения ЗУН учащимися

История государственных наград за военные отличия в России. Основные государственные награды СССР и России, звания Герой Советского Союза,

Герой Российской Федерации

Иметь представление об основных государственных наградах.

Уметь отстаивать свою гражданскую позицию, формировать свои мировоззренческие взгляды

Семинар


§ 7.2 (учебник)

май


35

6.6.

Ритуалы Вооруженных Сил Российской Федерации

1

Комбинированный

Ритуал приведения к военной присяге. Ритуал вручения Боевого Знамени воинской части. Порядок вручение личному составу вооружения и военной техники. Порядок проводов военнослужащих, уволенных в запас или отставку

Иметь представление о ритуалах ВС РФ.

Уметь осуществлять осознанное самоопределение по отношению к военной службе.

Проверочная работа по теме «Символы воинской чести».

(20 мин)

Учебные сборы: цель организации, порядок проведения

§ 7.3 (учебник)

май



Всего часов

35 ч














4.Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе


Выпускники должны

знать/понимать:

  • требования к знаниям и умениям обучающихся:

В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности вы­пускник школы должен знать:

  • основные правила безопасного поведения в повседневной жизни
    и в условиях чрезвычайной ситуации, а также правила личной безопас­ности при угрозе террористического акта;

  • организацию защиты населения в Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и орга­низационные основы борьбы с терроризмом;

  • основные принципы здорового образа жизни;

  • правила оказания первой медицинской помощи;

  • основы обороны государства и военной службы;

  • боевые традиции Вооруженных Сил России, государственные и военные символы Российской Федерации.


Выпускники старших классов должны уметь:

  • предвидеть возникновение наиболее часто встречающихся опас­ных ситуаций по их характерным признакам, принимать решение и действовать, обеспечивая личную безопасность;

  • грамотно действовать при возникновении угрозы чрезвычайной ситуации и во время чрезвычайной ситуации;

  • оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состо­яниях;

  • выполнять основные действия, связанные с будущим прохож­дением воинской службы (строевые приемы, воинское приветствие, неполная разборка и сборка автомата Калашникова, стрельба из авто­мата и т.д.);


  • пользоваться справочной литературой для целенаправленной под­готовки к военной службе с учетом индивидуальных качеств.

Приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни будут способствовать обеспечению личной бе­зопасности в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, в том числе при угрозе террористического акта или при захвате в заложники; выработке убеждений и потребности в соб­людении норм здорового образа жизни; владению навыками в области гражданской обороны; формированию психологической и физической готовности к прохождению военной службы по призыву.


  • основные составляющие здорового образа жизни и их влияние на безопасность жизнедеятельности личности;

  • потенциальные опасности природного, техногенного и социального происхождения, характерные для региона проживания;

  • основные задачи государственных служб по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

  • предназначение, структуру и задачи РСЧС;

  • предназначение, структуру и задачи гражданской обороны;

  • основы российского законодательства об обороне государства и воинской обязанности граждан;

  • порядок первоначальной постановки на воинский учет, медицин­ского освидетельствования, призыва на военную службу;

  • историю Вооруженных Сил Российской Федерации и Дни воин­ской славы России;

  • состав и предназначение Вооруженных Сил Российской Федера­ции;

  • основные права и обязанности граждан до призыва на военную службу, во время прохождения военной службы и пребывания в запасе;

  • основные виды военно-профессиональной деятельности; особен­ности прохождения военной службы (по призыву и по контракту) и альтернативной гражданской службы;

  • нормы международного гуманитарного права;

  • требования, предъявляемые к уровню подготовленности при­зывников;

  • основные виды воинской деятельности;

  • строи отделения и порядок управления ими;

  • назначение и боевые свойства автомата Калашникова;

  • правила ухода за автоматом, порядок его хранения и сбережения;

  • правила подготовки автомата к стрельбе;

  • приемы и правила стрельбы из автомата;

  • основы современного общевойскового боя;

  • общие обязанности солдата в бою;

  • основные способы передвижения солдата в бою;

  • способы ориентирования на местности и движения по азимутам;

  • основные цели и задачи военно-профессиональной ориентации;

  • государственные и военные символы Российской Федерации;

  • боевые традиции Вооруженных Сил России;

  • классы сходных воинских должностей;

  • общие требования к безопасности военной службы;

  • порядок обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих;

  • общую организацию подготовки офицерских кадров для Воору­женных Сил Российской Федерации и правила приема в образовательные учреждения военного профессионального образования;

  • правила безопасности при обращении с оружием и при организа­ции учебных стрельб;

  • средства массового поражения и их поражающие факторы;

  • защитные сооружения гражданской обороны и правила их ис­пользования;

  • порядок размещения и условия быта военнослужащих;

уметь:

  • применять основные способы защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

  • пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защи­ты;

  • оценивать уровень своей подготовленности и осуществлять осоз­нанное самоопределение по отношению к военной службе.

  • выполнять строевые приемы на месте и в движении;

  • производить неполную разборку и сборку автомата Калашникова;

  • вести стрельбу из автомата по неподвижным и появляющимся це­лям;

  • ориентироваться на местности по карте и двигаться в заданную точку по азимуту;

  • пользоваться индивидуальными средствами защиты;

  • использовать приборы радиационной, химической разведки и дозиметрического контроля;

  • выполнять элементы строевой и тактической подготовки;

выполнять физические упражнения в объеме требований, предъявляемых к молодому пополнению воинских частей и кан­дидатам, поступающим в высшие военно-учебные заведения;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

ведения здорового образа жизни; оказания первой медицинской помощи;

вызова (обращения за помощью) в случае необходимости соот­ветствующих служб экстренной помощи;

формирования у себя психологической и физической готовности к прохождению военной службы по призыву, к обучению по про­граммам подготовки офицеров запаса на военных кафедрах обра­зовательных учреждений высшего профессионального образова­ния.

формы контроля знаний обучающихся:

- тематические учебные вопросы;

- вопросы изучаемых разделов учебника ОБЖ;

- самостоятельные работы;

- контрольные задания;

- тестирование.


4.Перечень учебно-методического обеспечения


Для обучения используется учебно-методический комплект, который включает в себя:

  • Программа по курсу ОБЖ: авторы А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников, «просвещение»2006-2008 г.

  • Фролов М.П., Литвинов Е.Н., Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для учащихся 10 классов общеобразовательных учреждений, -М., Астрель-АСТ, 2008;

  • Смирнов А.Т. , Мишин Б.И., Васнев В.А. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для учащихся 10 классов общеобразовательных учреждений, -М., Просвещение, 2008;

  • Смирнов А.Т. , Мишин Б.И., Ижевский П.В.. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: учебник для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений, -М., Просвещение, 2008;

  • Основы безопасности жизнедеятельности. Методические материалы и документы. Книга для учителя / Составители Смирнов А.Т. , Мишин Б.И., -М., Просвещение, 2004;

  • Основы подготовки к военной службе. Методические материалы и документы. Книга для учителя / Составители Васнев В.А., Чинённый С.А., -М., Просвещение, 2004;

  • Тупикин Е.И., Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: Тестовый контроль качества знаний старшеклассников: 10-11 класс: Пособие для преподавателей, -М., Дрофа, 2007;

  • Смирнов А.Т. , Васнев В.А. Основы военной службы: учебное пособие, -М., Дрофа, 2004.

Учебные пособия:

  • Шойгу С.К., Воробьев Ю.Л., Фалеев М.И. Основы безопасности жизнедеятельности – 10 класс / Мультимедийный учебник TeachProтм , - М.,

Федеральный центр науки и высоких технологий ВНИИ ГОЧС МЧС России, 2005;

  • Латчук В.Н., Марков В.В., Миронов С.К.. Вангородский С.Н. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для учащихся 10 классов общеобразовательных учреждений, -М., Дрофа, 2008;

  • Латчук В.Н., Марков В.В., Миронов С.К.. Вангородский С.Н. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для учащихся 11 классов общеобразовательных учреждений, -М., Дрофа, 2008;

  • ОБЖ. Основы безопасности жизни: Учебно-методический журнал.2004-2008 - №№ 1-12;

  • Основы безопасности жизнедеятельности: Информационно-методическое издание для преподавателей. 2004-2008 - №№ 1-12;

  • Библиотека журнала «Основы безопасности жизнедеятельности». 2006-2010;

  • Арсеньев Е.Н. Работоспособность и здоровье человека на Севере. – Мурманск, Кольский научно-внедрический центр «Валеос», 1993.


5.Список литературы (основной)

  • Фролов М.П., Литвинов Е.Н., Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для учащихся 10 классов общеобразовательных учреждений, -М., Астрель-АСТ, 2008;

  • Смирнов А.Т. , Мишин Б.И., Васнев В.А. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для учащихся 10 классов общеобразовательных учреждений, -М., Просвещение, 2008;

  • Смирнов А.Т. , Мишин Б.И., Ижевский П.В.. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: учебник для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений, -М., Просвещение, 2008;

  • Основы безопасности жизнедеятельности. Методические материалы и документы. Книга для учителя / Составители Смирнов А.Т. , Мишин Б.И., -М., Просвещение, 2004;

  • Основы подготовки к военной службе. Методические материалы и документы. Книга для учителя / Составители Васнев В.А., Чинённый С.А., -М., Просвещение, 2004;

  • Тупикин Е.И., Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: Тестовый контроль качества знаний старшеклассников: 10-11 класс: Пособие для преподавателей, -М., Дрофа, 2007;

  • Смирнов А.Т. , Васнев В.А. Основы военной службы: учебное пособие, -М., Дрофа, 2004.




(дополнительной)

1.     Андрейчук В.И. Как себя защитить. – Л.: ГДОИФК. 1990.

2.     Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной школе. – М.: Провящение,1985.

3.     Витренко Н.С., Костров А.М., Подготовка учащихся общеобразовательных школ по гражданской обороне: Учебное пособие по гражданской обороне. –М.: Энергоатомиздат,1986.

4.     Волович В.Г. Человек в экстремальных условиях природной среды. – М. Мысль, 1983.

5.     Гостюшин А.В. Энциклопедия экстремальных ситуаций. -М: Зеркало, 1994.

6.     На службе Отечеству: Кн. для чтения по общественно государственной подготовке солдат(матросов), сержантов(старшин) Вооруженных Сил Российской Федерации. – М.: Русь РКБ, 1998.

7. Никифоров Ю.Б. Аутотренинг + физкультура. – М.: Советский спорт, 1989.

8. Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации. – М: Воениздат 1994.

9. Орлов Б.Н. и др. Ядовитые животные и растения СССР.-М.: Высшая школа, 1990.

10. Основы медицинских знаний учащихся: Пробный учебник для средних учебных заведений / Под редакцией М.И. Гоголева. – М.: Просвещение,1991.

11. Первая доврачебная помощь: Учебное пособие. –М.: Медицина, 1989.

12. Сорокин Ю.К. Атлетическая подготовка допризывника. –М.: Советский спорт, 1990.

13. Топоров И.К. Основы безопасности жизнедеятельности. Учебное пособие для преподавателей. СПб., 1992.

14. Топоров И.К. Окружающий мир и Основы безопасности жизнедеятельности. Учеб для учащихся 10-11 кл. –М.: Просвящение, 1999.

15. Цивилюк Г.Е. Азы личной безопасности. –М: Просвящение, 1997.

16. Чеурин Г.С. Школа экологического выживания: Пособие по курсу ОБЖ. – Алматы. Рауан. 1994.


6. Приложения к программе


      • Кроме того, при подготовке к занятиям во всех классах используется другая популярная литература на данную тему, различные плакаты, видеофильмы, мультимедийные презентации.

- основные понятия курса:

Автономное существование — нахождение человека в слож­ных природных условиях, когда исключена или ограничена по­мощь от людей и отсутствует возможность использования привыч­ных достижений, обслуживающих систему жизнеобеспечения че­ловека.

Действия по выживанию — преодоление психических стрес­сов, проявление изобретательности, находчивости, умелое ис­пользование аварийного снаряжения и подручных средств при­родной среды, обеспечение потребностей организма в пище и воде.

Чрезвычайная ситуация (ЧС) — крупномасштабная опасная или экстремальная ситуация, в результате которой на объекте (территории) нарушаются условия нормальной жизнедеятельно­сти большого количества людей или создается угроза их жизни и здоровью, наносится ущерб имуществу населения, народному хо­зяйству и окружающей среде.

Чрезвычайные ситуации криминогенного характера

Жертва преступления — человек, пострадавший от рук пре­ступника.

Информационная безопасность — комплекс действий, на­правленных на сохранение в тайне сведений о человеке, его обра­зе жизни и действиях, имуществе и доходах, которые могут пред­ставлять интерес для преступников, мошенников, религиозных сект.

Криминальный — преступный, относящийся к преступлени­ям, уголовный.

Преступник — человек, совершающий преступление.

Преступление — действие, нарушающее закон (Уголовный кодекс).

Толпа — массовое скопление людей, наиболее опасное явле­ние городской жизни.

Сигналы оповещения населения при возникновении чрезвы­чайных ситуаций (ЧС)

«Внимание всем!» — сигнал органов управления ГОЧС при оповещении населения о возникновении или угрозе возникнове­ния чрезвычайной ситуации или нападения вероятного противни­ка. По сигналу «Внимание всем!» надо немедленно включить теле­визор, радиоприемник, репродуктор радиотрансляционной сети и слушать сообщение местных органов власти и органов ГОЧС о случившемся и порядке действий.

«Воздушная тревога!» — сигнал штаба противовоздушной обороны, применявшийся в годы Великой Отечественной войны и позже до создания РСЧС.

ВПХР (войсковой прибор химической разведки) — прибор для обнаружения и определения примерной концентрации актив­ных химических отравляющих веществ в воздухе, на местности, на сооружениях, в пище и воде.

Дозиметр — прибор для определения индивидуальных доз об­лучения (ДП-70МП, ИД-11).

Рентгенометр-радиометр — прибор для определения уровня радиации на местности и зараженности различных объектов и по­верхностей (ДП-5В, ИМД-5, ДП-ЗБ).

Средства индивидуальной защиты кожных покровов — сред­ства, предназначенные для защиты поверхности кожи от попада­ния на нее опасных для жизни и здоровья человека веществ.

Средства индивидуальной защиты органов дыхания — сред­ства, предназначенные для очистки или регенерации вдыхаемого человеком воздуха от вредных примесей.

Средства коллективной защиты — убежища, противорадиа­ционные укрытия и простейшие укрытия.

Убежища — стационарные защитные сооружения, оборудо­ванные прочными и герметичными стенами и перекрытиями, фильтровентиляционными устройствами и обеспечивающие жиз­недеятельность человека на срок более 3 суток.



- списки тем рефератов:

Тема 1. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера. Права и обязанности граж­дан Российской Федерации в области защиты от чрезвычайных ситуаций.

Тема 2. Условия и история создания гражданской обороны. Задачи гражданской обороны по защите населения.

Тема 3. Общая характеристика современных средств поражения (ядерное, химическое, бактерио­логическое оружие, обычные средства вооруженной борьбы).

Тема 4. Мероприятия личной и общественной ги­гиены. Значение соблюдения гигиенических требо­ваний в повседневной жизни для здоровья человека.

Тема 5. Основные составляющие режима дня че­ловека. Значение двигательной активности, пита­ния и сна в режиме дня для здоровья человека.

Тема 6. Биологическая необходимость двигатель­ной активности человека в процессе жизнедеятель­ности.

Тема 7. Вредные привычки, основные причины, способствующие их появлению. Меры профилакти­ки вредных привычек.

Тема 8. Военные реформы в России, их необходи­мость и значение для обеспечения национальной безопасности России.

Тема 9. Основные качества, присущие российско­му воину — защитнику Отечества.

Тема 10. Обязательная подготовка граждан к во­енной службе, ее значение в воспитании у молодежи качеств, необходимых гражданину России.

Тема 11. Статус военнослужащего, права и свобо­ды, льготы, предоставляемые военнослужащему, проходящему военную службу по призыву.

Тема 12. Основные виды военных образова­тельных учреждений профессионального образова­ния Вооруженных Сил Российской Федерации, пра­вила приема в них, обучение в военно-учебном заве­дении.


- темы творческих работ:

Тема 1. Основы медицинских знаний и профилакти­ка инфекционных заболеваний.

Тема 2. Основы здорового образа жизни. Вопросы для обсуждения:

Тема 3. Семья в современном обществе. Законода­тельство о семье.

Тема 4. Военнослужащий — защитник Отечества.

Тема 5. Требования воинской деятельности, предъ­являемые к моральным и психологическим качест­вам военнослужащего.

Тема 6. Символы воинской чести.

Методические рекомендации:


Единые требования к ТДЗ

к оформлению:

1. Оформление титульного листа по образцу:

ТемаТДЗ;

Вид работы (сообщение, доклад...);

Учебный предмет («Сообщение по ОБЖ»);

Ф.И., класс, автор;

г. Ртищево, год;

Наличие иллюстрации по желанию автора или учителя.

2. Функциональность (прочность материала).

3. Аккуратность выполнения.

к содержанию:

1. Терминология, сложность информации должна

соответствовать возрасту учащегося.

2. Лаконичность и интересность информации.

3. Наличие списка использованной литературы.

Алгоритм работы над ТДЗ учащихся:

1. Поиск литературы (в школьной, районной, или городской библиотеках, читальном зале, у соседей, учителей, в компьютере...

2. Работа с книгой: поиск статей по оглавлению.

3. Работа со статьёй: прочитать, выбрать главную и

интересную информацию, составить конспект, или сделать ксерокопию, подчеркнуть основные моменты карандашом.

4. Свести всю найденную информацию в общий последовательный текст.

5. Оформить работу в соответствии с требованиями.

6. Подготовить устное выступление (краткий пересказ).

Оценка ТДЗ:

1. Содержание, оформление и устное выступление оцениваются отдельно.

2. Отметка выставляется только за устное выступление (общая).

Формы подведения итогов, практическое

применение ТДЗ:

1. Письменная рецензия учителя.

2. Устное выступление учащегося на уроке, семинаре, конференции.

3. Выставка лучших по оформлению работ.

4. Создание библиотечки из лучших по содержанию работ.

5. Публикация в школьной печати.

6. Участие в конкурсах различного уровня.

7. Использование ТДЗ в качестве учебного пособия.



Министерство образования Российской Федерации.

МуниципальноеКазённое образовательное учреждение Пуштулимкая Средняя образовательная школа.

Тема:«

Учебно-исследовательская работа по Основам Безопасности Жизнедеятельности

Выполнил: фамилия имя учащийся___класса

Научный руководитель: ФИО преподавателя

20___ г.



МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ НАД ТВОРЧЕСКИМ ДОМАШНИМ ЗАДАНИЕМ


Классификация ТДЗ:


По содержанию


По виду деятельности


По уровню оформления

1. Вопросник.

2. Кроссворд.

3. Макет, модель.

4. Ребус.

5. Сообщение.

6. Доклад.

7. Сочинение.

8. Реферат.

9. Эссе.


10.Исследование. 11...

1. Индивидуальная.

2. Парная.

3. Мелкогрупповая (3-7 человек).

4. групповая (10-15 человек).

5. Коллективная,

Рабочая (в тетради, «с листами»...). Экспозиционная (на отдельном формате, содержащая иллюстрации, схемы таблицы...):

- файл-лист;

- буклет;

- брошюра;

- газета;

- «Раскладушка»;

- альбом».


Основная цель ТДЗ:

1. Научить учащихся пользоваться дополнительной литературой.

2. Научить выделять главное из общей информации.

3. Сформировать умение лаконично и интересно излагать полученную информацию.

4. Сформировать ораторские навыки.

5. Воспитание эстетической культуры.

6. Получение учащимися более широких и глубоких знаний по предмету.








Рабочая программа по ОБЖ 10 класс
  • ОБЖ
Описание:

                                      

Программа для 10-х классов предназ­начена для изучения тем в об­ласти безопасности жизнедеятельности учащимися с учетом их потребностей в повышении уровня культуры в области бе­зопасности жизнедеятельности для сниже­ния отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность личности, общества и государства. Данная программа реализует положения государственного образователь­ного стандарта второго поколения. Срок реализации программы 2014 – 2015 учебный год.

Разработанная программа предусматривает теоретические и практиче­ские занятия по разделу «Основы военной службы» в 10-м классе из расчета 1 час в неделю (35 часа в год) с завершением обучения проведением 5-дневных сборов по 40-часовой учебной программе на базе воинских частей, организацией РОСТО (ДОСААФ), оборонно-спортивных учреждений (лаге­рей, центров и т.п.) и образовательных учреждений среднего (полного) обще­го образования (по отдельной программе).

Автор Гусельников Игорь Петрович
Дата добавления 22.12.2014
Раздел ОБЖ
Подраздел
Просмотров 719
Номер материала 10566
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓