Главная / ОБЖ / Рабочая программа по ОБЖ, 9 класс

Рабочая программа по ОБЖ, 9 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Шелеховского района «Шелеховский лицей»


«Рассмотрено»

На заседании кафедры

Заведующий кафедрой

___________/_____________________/

Протокол от _______________№ ___



«Согласовано»

Зам. директора по УВР

___________/_____________________/


«____»____________20____ г.


«Утверждаю»

Директор


Приказ от «___»________20___ г. №_______



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по основам безопасности жизнедеятельности


Класс – 9

Всего часов на учебный год – 34

Количество часов в неделю – 1

Составлена на основе государственной программы А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников «Основы безопасности жизнедеятельности (комплексная программа) », 5-11 класс.- М.: Просвещение, 2011г.

Учебник – Основы безопасности жизнедеятельности. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников; под ред. А.Т. Смирнова. - М.: Просвещение, 2011г.

Составитель:

Аксаментов Иван Владимирович,

учитель основ безопасности жизнедеятельности

МБОУ ШР «Шелеховский лицей»



г. Шелехов, 2014



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Направленность курса

Рабочая программа предназначена для обучающихся 9-х классов. Данный курс входит в инвариантную часть учебного плана, реализует принцип личностно-ориентированного деятельностного подхода к усвоению учебного материала в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом. Рабочая программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» разработана на основе учебной программы базового уровня для 5-9 классов общеобразовательных учреждений (авторы А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников, комплексная программа под общей редакцией А.Т. Смирнова, издательство «Просвещение», 2011 год) в рамках федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования. В рабочей программе реализуются требования Конституции и федеральных законов Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности.

Основная цель учебного курса - формированию современного уровня культуры безопасности, индивидуальной системы здорового образа жизни, антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения.

Основные задачи курса:

  • формирование у учащихся модели безопасного поведения в повседневной жизни, в транспортной среде и в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;

  • формирование индивидуальной системы здорового образа жизни;

  • выработка у учащихся антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции и отрицательного отношения к психоактивным веществам и асоциальному поведению.

Курс «Основы безопасности жизнедеятельности», на основе которого составлена программа является интегративным, то есть проблематика курса ОБЖ охватывает многие сферы человеческой деятельности и является результатом взаимодействия разнообразных систем, направленных на сохранение жизни человека и окружающей среды. Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.

Рабочая программа разработана с учётом межпредметных связей с другими дисциплинами: математика (обработка статистической информации), физика (вопросы электробезопасности), обществознание (глобальные проблемы человечества, семья и общество, нормативно-правовые акты), химия (химические аварии), история (национальная безопасность России в современном мире), биология (здоровье и здоровый образ жизни, медицина).

Знания и практические умения, приобретенные обучающимися при изучении курса, будут способствовать развитию компетенций безопасной жизнедеятельности.

Организация обучения


Формы организации обучения: индивидуальная, работа в парах, групповая, интерактивная.


Методы обучения:

По источнику знаний: словесные, наглядные, практические.

По уровню познавательной активности: проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный;

По принципу расчленения или соединения знаний: аналитический, синтетический, сравнительный, обобщающий, классификационный.


Технологии обучения: личностно-ориентированная, технология проблемного обучения, информационно-коммуникационные.


Результаты обучения

Формы проверки и оценки результатов обучения:

(формы промежуточного, итогового контроля, в том числе презентации, защита творческих, проектных, исследовательских работ)


Способы проверки и оценки результатов обучения: устные зачёты, проверочные работы, интерактивные задания, тестовый контроль, практические работы.


Средства проверки и оценки результатов обучения:

Ключ к тестам, зачётные вопросы, разноуровневые задания, практические работы.


Результаты освоения курса.


Личностные результаты:

  • усвоение правил индивидуального и коллективного без опасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

  • формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;

  • усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества, воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов;

  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практике, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

  • формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

  • освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;

  • развитие правового мышления и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

  • формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

  • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

  • формирование антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения, потребностей соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности.


Метапредметные результаты:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищённости, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные возможности её решения;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии (например, для классификации опасных и чрезвычайных ситуаций, видов террористической и экстремистской деятельности), устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

  • умение создавать, применять и преобразовывать знакии символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;

  • освоение приёмов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, в том числе оказание первой помощи пострадавшим;

  • формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.


Предметные результаты:

  • формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;

  • формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;

  • понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности;

  • понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма;

  • понимание необходимости подготовки граждан к военной службе;

  • формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью;

  • формирование антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции;

  • понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека;

  • знание основных опасных и чрезвычайных ситуацийприродного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм и их последствия для личности, общества и государства;

  • знание и умение применять правила безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;

  • умение оказать первую помощь пострадавшим;

  • умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников;

  • умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации для минимизации последствий с учётом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей.


ТЕМАТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

п/п

Наименование раздела

Всего часов

Из них


Уроки

(теоретический материал)

Практические работы

Контрольные работы

1.

Основы комплексной безопасности

8

7

-

1

2.

Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций

7

6

-

1

3.

Противодействие терроризму и экстремизму в Российской Федерации

6

6

-

-

4.

Основы здорового образа жизни

7

6

-

1

5.

Основы медицинских знаний и оказание первой помощи

6

2

3

1



КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


урока п/п

Название раздела

Тема урока

Кол-во часов

Дата

Тип урока

Элементы содержания (главные понятия, изучаемые на уроке)

Формы контроля

1

Основы комплексной безопасности

Современный мир и Россия.

1


Межпредметный урок

Роль России в современном мире

«Практикум» с.13

2

Национальные интересы России в современном мире. «Стратегия национальной безопасности России до 2020 г.»

1


Комбинированный

Национальные интересы России, основные угрозы национальной безопасности России


«Практикум» с.17

3

Влияние культуры безопасности жизнедеятельности населения на национальную безопасность.

1


Комбинированный

Культура безопасности жизнедеятельности человека

«Практикум» с.28

4

Чрезвычайные ситуации и их классификация. ФЗ №68 от 21 декабря 1994г.
"О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"(гл.1, ст.1)

1


Урок - беседа

Чрезвычайные ситуации, классификация

«Практикум» с.37

5

Чрезвычайные ситуации природного характера, и их последствия.

1


Урок с элементами практической деятельности

Действия населения при ЧС природного характера

Памятки при возникновении ЧС природного характера

6

Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их причины


1


Урок с элементами практической деятельности

Действия населения при ЧС

техногенного характера

Памятки при возникновении ЧС техногенного характера

7

Угроза военной безопасности России. Военная доктрина РФ.

1


Лекция

Внешние и внутренние угрозы национальной безопасности России

Заполнение таблицы

8

Обобщающее повторение по разделу «Основы комплексной безопасности»

1


Урок обобщения и систематизации знаний


Тестовая работа по вариантам

9

Защита населения Российской Федерации

от чрезвычайных ситуаций


Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). ФЗ №68 от 21 декабря 1994г.
"О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (гл.I, ст.4)

1


Лекция

РСЧС, структура, основные задачи

Устный опрос,

вопросы стр. 61

10

Гражданская оборона как составная часть национальной безопасности и обороноспособности страны . ФЗ от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ
"О гражданской обороне" (гл.1, гл.
III, ст.10)

1


Лекция

Гражданская оборона

«Практикум» с.68

11

МЧС России – федеральный орган управления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

1


Комбинированный

Приоритетные направления деятельности МЧС

Защита презентаций, сообщений

«Роль МЧС России по защите населения от ЧС в современных условиях»

12

Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций.


1


Комбинированный

Основное предназначение проведения системы мониторинга и прогнозирования ЧС

« После уроков» с.80

13

Инженерная защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

1


Комбинированный

Инженерная защита населения и территорий от ЧС

«Практикум» с.85

14

Оповещение и эвакуация населения в условиях чрезвычайных ситуаций

Аварийно-спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения

1


Комбинированный

Централизованна система оповещения населения о ЧС, единая дежурно- диспетчерская служба, локальные системы оповещения.

Сигнал «Внимание всем!», Аварийно-спасательные и другие неотложные работы

« После уроков» с.90,

«Практикум» с.91,94

15

Обобщающее повторение по разделу «Основы комплексной безопасности»

1


Урок обобщения и систематизации знаний


Тестовая работа по вариантам

16

Противодействие терроризму и экстримизму в Российской Федерации

Международный терроризм – угроза национальной безопасности России

1


Комбинированный

Терроризм, экстремизм

Защита презентаций, сообщений,

«Практикум» с.102

17

Виды террористической деятельности и террористических акций, их цели и способы осуществления.

1


Комбинированный

Виды террористической деятельности

Заполнение таблицы

18

Основные нормативно-правовые акты по противодействию терроризму и экстримизму.

1


Лекция с элементами беседы

Основные органы федеральной исполнительной власти, непосредственно осуществляющие борьбу с терроризмом

§6.1,6.2, вопросы с.120-121

19

Нормативно-правовая база противодействия наркотизму

1


Комбинированный

Наркотизм

§6.3, , вопросы с.126, "Практикум", с.139

20

Правила поведения при угрозе террористического акта

1


Урок - беседа

Правила поведения при угрозе террористического акта

« После уроков» с.150,

«Практикум», с.150

21


Профилактика наркозависимости.


1


Урок - беседа

Наркозависимомть

«Практикум»

с.157

22

Основы здорового образа жизни

Здоровье человека как индивидуальная так и общественная ценность


1


Комбинированный

Индивидуальное и общественное здоровье

«Практикум»

с.167

23

Здоровый образ жизни и его составляющие

1


Межпредметный урок

Здоровый образ жизни, составляющие ЗОЖ

Защита презентаций, сообщений, «Практикум»

с.174

24

Репродуктивное здоровье населения и национальная безопасность России

1


Урок - беседа

Репродуктивное здоровье

§9.3, вопросы

с.181

25

Ранние половые связи и их последствия. Инфекции, передаваемые половым путем.


1


Видеолекция

Инфекции, передаваемые половым путем

Тестовые задания,

«Практикум»

с.192

26

Понятие о ВИЧ- инфекции и СПИДе


1


Видеолекция

ВИЧ- инфекция и СПИД

§10.3, вопросы

с.194

27

Брак и семья. Семья и здоровый образ жизни человека

1


Комбинированный

Семья, брак

«Практикум»

с.206

28

Обобщающее повторение по разделу «Основы здорового образа жизни»

1


Урок обобщения и систематизации знаний


Тестовая работа по вариантам

29


Опасные для жизни состояния

1


Урок с элементами практической деятельности

Признаки жизни, терминальные состояния, клиническая смерть

Алгоритм действий по оказанию первой помощи при различных поражениях

30

Первая помощь при кровотечениях

1


Урок-практикум

Правила наложения жгута

решение ситуативных задач

31

Первая помощь при кровотечениях

1


Урок-практикум

Правила наложения жгута

решение ситуативных задач

32


Первая помощь при травмах опорно-двигательного аппарата

1


Урок-практикум

Правила наложения шин

решение ситуативных задач

33

Первая помощь при передозировке психоактивных веществ

1


Лекция с элементами беседы

Признаки передозировки, правила оказания первой помощи

Заполнение таблицы

34

Обобщающее повторение по разделу «Оказание первой помощи»

1


Урок обобщения и систематизации знаний


Тестовая работа по вариантам



УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ



Для учителя



  1. Основы безопасности жизнедеятельности. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников; под ред. А.Т. Смирнова. - М.: Просвещение, 2011г.;

  2. Основы безопасности жизнедеятельности. Тесты, практические задания, олимпиады. 8-9 классы: учебное пособие /А.В. Клюев.- Ростов н/Д: Легион, 2011;

  3. Основы безопасности жизнедеятельности. 9 класс: поурочные планы /авт.-сост. В.А. Шкенев.- Волгоград: Учитель, 2007;

  4. Байбородова Л.В., Индюков Ю.В. Методика обучения основам безопасности жизнедеятельности. - М.: Владос, 2003;

  5. Латчук В.Н. Терроризм и безопасность человека. – М.: Дрофа, 2005;

  6. Соловьев С.С. Основы безопасности жизнедеятельности. Тесты. 5-11 класс. – М.: Дрофа, 2003;

  7. Емельянчик В.К., Капитонова М.Е. Ваши шансы избежать беды. СПб.: Каро, 2002;

  8. Бубнов В.Г., Бубнова Н.В. Инструкция по оказанию первой помощи при несчастных случаях на производстве. – М.: Изд-во Гало Бубнов, 2007;



Для ученика



  1. Энциклопедия. Я познаю мир. М.: ООО «Издательство АСТ», 2003

  2. Цвилюк А.Г. Азы личной безопасности. – М.: Просвещение, 1997.

  3. Правила дорожного движения Российской Федерации с цветными иллюстрациями. – М.: Мир Автокниг, 2006

  4. Ильин А.А. Школа выживания при авариях и стихийных бедствиях. – М.: Изд-во Эксмо, 2003;

  5. Гостюшин А.В., Шубина С.И. Азбука выживания. – М.: Знание, 1995

Интернет – ресурсы


http //www.edu.ru - Федеральный образовательный портал «Российское образование».

http //www.mon/ gow. ru.- Министерство образования и науки Российской Федерации.

http://www.shkolazhizni.ru/tag - Школа жизни. Материалы по безопасности, стихийным бедствиям и чрезвычайным ситуациям;

http://www.school.holm.ru/predmet/obg - Ссылки по учебным предметам: ОБЖ;

http://www.аfestival.1september.ru/subjects/12 - Фестиваль «Открытый урок», материалы по ОБЖ;

http://www.uroki.net/

http://www.obzh.ru/

http://www.school-obz.org/

http://www.metodichka.net/

http://www.mchs.ru – МЧС РФ

http://www.alleng.ru - Образовательные ресурсы Интернета - Безопасность жизнедеятельности


ОСНАЩЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА




Экранно-звуковые средства обучения:


CD- диски, компьютерные презентации в формате Ppt., учебные видеофильмы


ТСО:


Компьютер;

Мультимедиапроектор;

Сканер;

Принтер


Тренажеры:


Тренажёрный комплекс «Витим 2-22У»



Рабочая программа по ОБЖ, 9 класс
  • ОБЖ
Описание:

Рабочая программа предназначена для обучающихся 9-х классов.

Рабочая программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности»  разработана на основе учебной программы базового уровня для 5-9 классов общеобразовательных учреждений (авторы А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников, комплексная программа под общей редакцией А.Т. Смирнова, издательство «Просвещение», 2011 год) в рамках федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования.

В рабочей программе  реализуются требования Конституции и федеральных законов Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности.

Автор Аксаментов Иван Владимирович
Дата добавления 22.12.2014
Раздел ОБЖ
Подраздел
Просмотров 648
Номер материала 9829
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓