Главная / ОБЖ / Рабочая программа по ОБЖ 9 класс

Рабочая программа по ОБЖ 9 класс

Пояснительная записка.


Рабочая программа по ОБЖ для 9 класса рассчитана на 34 часа, разработана на основании следующих нормативных документов:

- федерального базисного учебного плана, утвержденного приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» с последующими изменениями (с 2011/2012 учебного года применяется только для 2-11 классов),

- федерального компонента государственного стандарта общего образования, утвержденного приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»), с последующими изменениями (приказы Минобрнауки России от 03.08.2008 г. № 164; от 19.10.2009 г. № 427. С 2011/2012 учебного года применяется только для 2-11 классов.),

- постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»

- Приказа Минобрнауки России № 1994 от 03.06.2011 О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утверждённый приказом Министерства образования РФ от 09.03.2004г. №1312

- положения о рабочей программе учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) МОУ-СОШ с.Липовка Марксовского района Саратовской области.

- учебного плана МОУ-СОШ с.Липовка Марксовского района Саратовской области на 2014-2015 учебный год.

- авторской программы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 8 класса   под общей редакцией В.Н. Латчука (Москва «Дрофа» 2011г.)

В настоящей рабочей программе реализованы требования федеральных законов:

«О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;

«Об охране окружающей природной среды»;

«О пожарной безопасности»;

«О гражданской обороне»;

«О безопасности дорожного движения» и др.

Человечество на всем протяжении своей истории постоянно подвергается воздействию катастроф. Катастрофы уносят тысячи человеческих жизней, причиняют колоссальный экономический ущерб, за короткое время разрушают все, что создавалось годами, десятилетиями и даже веками.

В середине 80-х и начале 90-х гг. на фоне мирной обстановки боевыми выглядели потери при авариях, катастрофах и стихийных бедствиях. В связи с этим необходимы были кардинальные преобразования в области ликвидации ЧС. Правительство РФ своим постановлением 1990 г. образует Российский корпус спасателей. Главной целью является прогнозирование, предотвращение и ликвидация последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий, эпидемий и других ЧС, координация деятельности министерств, ведомств и др. органов управления в экстремальных ситуациях. Создание МЧС России стало первым и главным шагом в деле построения в России системы предупреждения и ликвидации ЧС.

В чрезвычайных ситуациях нужны не только экстренные меры по их ликвидации, но главное, знания и умения каждого четко и осмысленно действовать в них.

В программе курса обучения ОБЖ в 9 классе рассматриваются вопросы организации и функционирования Единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС). Безопасного поведения и профилактики травм в старшем школьном возрасте. Большое внимание уделяется изучению понятий здоровье человека и здорового образа жизни, факторов разрушающих здоровье человека, физиологические и психологические особенности подростков. Впервые рассматриваются психологические основы поведения в криминогенных ситуациях, основы международного гуманитарного права по защите населения в вооруженных конфликтах. Немаловажное значение имеет в современном обществе и роль взаимоотношений подростков в формировании репродуктивного здоровья. Из 34 занятий предусмотренных на изучение курса ОБЖ в 9 классе, 5 часов целенаправленно запланированы на обучение практическим действиям в случае возникновения аварий, катастроф, наиболее характерных для нашего региона, где мы проживаем (Саратовская Область), а также на подготовку к проведению Дня защиты детей и участию в игре «Зарница», так же изучению правил дорожного движения.

Программа рассчитана на 34 часа(1 час в неделю).

Содержание курса включает теорию и практику здорового образа жизни и защиты человека в опасных различных и чрезвычайных ситуациях, а также теорию и практику оказания первой медицинской помощи.

Изучение курса позволяет учащимся получить систематизированное представление о личном здоровье, об опасностях, о прогнозировании опасных ситуаций, об оценке влияния их последствий на здоровье и жизнь человека и о выработке алгоритма безопасного поведения с учетом своих возможностей.

Учебные вопросы распределяются с учетом возрастных и психологических особенностей учащихся и уровня их подготовки по другим основным образовательным программам.

Проверка знаний полученных на уроках осуществляется в устной форме, в форме тестирования и отработке практических навыков.

При составлении программы учтены требования ФЗ РФ «О защите населения от ЧС».

Цели курса:

- усвоение важнейших знаний о здоровом образе жизни, об опасных и чрезвычайных ситуациях и основах безопасного поведения при их возникновении;

-развитие качеств личности школьников, необходимых для ведения здорового образа жизни, обеспечения безопасного поведения в опасных и

чрезвычайных ситуациях;

-воспитание у учеников чувства ответственности за личную и общественную безопасность, ценностного отношения к своему здоровью и жизни;

- применение полученных знаний и умений для обеспечения личной безопасности на улицах и дорогах, с целью соблюдения мер предосторожности и правил поведения в общественном транспорте, при пользовании бытовыми приборами и инструментами, с целью повышения бдительности и при угрозе террористического акта, при обращении в случае необходимости и при угрозе террористического акта.

Знание основных мероприятий гражданской обороны по защите населения, проводимые в мирное время;

- изучение правил поведения школьников для предупреждения причин травматизма;

- изучение и освоение основ медицинских знаний и правил оказания первой медицинской помощи, основ здорового образа жизни;

- продолжение изучения правил пожарной безопасности, действий учащихся при пожаре;

- ознакомление с опасностями, угрожающими человеку в современной повседневной жизни, в опасных и чрезвычайных ситуациях социального характера;

- знакомство с мерами по профилактике травм в школьном возрасте;

Главная задача курса 9 класса – дать учащимся знания, умения, навыки выживания в различных жизненных ситуациях.

Рабочая программа рассчитана на 34 учебных часа (1 час в неделю), в том числе для проведения практических работ - 4 часа, контрольная работа – 2 часа.

В рабочей программе отражены обязательный минимум содержания основных образовательных программ, требования к уровню подготовки учащихся, заданные федеральным компонентом государственного стандарта общего образования.

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых

компетенций; умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность; использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа; определение сущности характеристик изучаемого объекта; умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства; оценивание и корректировка своего поведения в окружающем мире.

В программе представлены два раздела, в каждом из которых выделены образовательные линии.

Раздел I «Безопасность и защита человека в среде обитания» включает темы: «Правила безопасного поведения в бытовой (городской) среде», «Правила безопасного поведения в социальной среде», «Правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях», «Государственная система защиты и обеспечения безопасности населения».

Раздел II «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» предусматривает изучение тем: «Основы медицинских знаний» и «Основы здорового образа жизни».





Учебно-тематический план


Наименование разделов

Количество часов

I

Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях

9

1

Организация единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС (HCXC )

2

2

Международное гуманитарное право. Защита жертв вооруженных конфликтов.

3

3

Безопасное поведение в криминогенных ситуациях.

4

II

Основы медицинских знаний и охрана здоровья детей

9

1

Профилактика травм в старшем школьном возрасте.

3

2

Первая медицинская помощь при травмах.

2

3

Экстренная реанимационная помощь.

3


Контрольная работа

1

III

Основы здорового образа жизни

11

1

Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни.

2

2

Личная гигиена.

2

3

Физиологические и психологические особенности организма подростка.

3

4

Роль взаимоотношений подростков в формировании репродуктивной функции.

1

5

Факторы, разрушающие здоровье человека.

3

IV

Практические занятия

4


Контрольная работа

1


Итого

34






Календарно-тематический план

п/п

Разделы, темы уроков

Домашнее задание

Дата

Примечание

план

факт


РАЗДЕЛ I

Безопасность и защита человека

в чрезвычайных ситуациях (9 часов)





1

Организация единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС)

Цели и задачи, структура, режимы функционирования РСЧС

Р.1 ГЛ.1

П.1.1-1.2

08.09



2

Силы и средства ликвидации ЧС

Р.1 Гл.1

П.1.3-1.4

15.09



3

Международное гуманитарное право. Защита жертв вооруженных конфликтов. Определение международного гуманитарного права и сфера его применения. Правовая защита раненных, больных.

Р.1 Гл.2

П.2.1-2.2

22.09



4

Медицинский и духовный персонал. Защита военнопленных.

Р.1 Гл.2

П. 2.3-2.4

29.09



5

Гражданское население. Ответственность за нарушение норм международного гуманитарного права.

Р.1 Гл.2

П 2.3-2.6

06.10



6

Безопасное поведение в криминогенных ситуациях. Понятие преступления. Виды и категории преступлений.

Р.1 Гл.3

П. 3.1

13.10



7

Возраст, с которого наступает уголовная ответственность.

Р.1 Гл.3

П.3.2

20.10



8

Защита от мошенников. О безопасности девушек.

Р.1 Гл.3

П. 3.3-3.4

27.10



9

Психологические основы самозащиты в криминогенных ситуациях.

Р.1 Гл.3

П.3.5

03.11




РАЗДЕЛ II

Основы медицинских знаний и охрана здоровья детей (9 часов)





10

Профилактика травм в старшем школьном возрасте. Причины травматизма в старшем школьном возрасте и пути их предотвращения.

Р.2 Гл.1

П.1.1

10.11



11

Безопасное поведение дома. Безопасное поведение в школе.

Р.2 Гл.1

П.1.2-1.3

17.11



12

Безопасное поведение на занятиях физкультурой и спортом. Безопасное поведение на улице.

Р.2 Гл.1

П.1.4-1.5

24.11



13

Первая медицинская помощь при травмах. Профилактика осложнения ран. Асептика и антисептика.

Р.2 Гл.2

П.2.1

01.12



14

Травмы головы, позвоночника и спины.

Р.2 Гл.2

П. 2.2

08.12



15

Экстренная реанимационная помощь. Признаки жизни и смерти.

Р.2 Гл.3

П.3.1

15.12



16

Прекардиальный удар в область грудины. Непрямой массаж сердца.


22.12



17

Искусственная вентиляция легких. Остановка сердца и прекращение дыхания.

Р.2 Гл.3

П.3.4-3.5

29.12



18

Контрольная работа


12.01




РАЗДЕЛ III

Основы здорового образа жизни

(11 часов)





19

Основные понятия о здоровом образе жизни. Здоровье человека. Здоровый образ жизни – путь к достижению высокого уровня здоровья.

Р.3 Гл.1

П.1.1-1.2

19.01



20

Современные методы оздоровления. Факторы риска во внешней среде и внутренней среде организма человека. Их влияние на здоровье человека.

Р.3 Гл.1

П.1.3-1.4

26.01



21

Личная гигиена. Гигиена кожи, питания, воды, одежды.

Р.3 Гл.2

П.2.1-2.4

02.02



22

Гигиена жилища, индивидуального строительства.

Р.3 Гл.2

П.2.5.2.6

09.02



23

Физиологические и психологические особенности организма подростка. Физиологическое и психологическое развитие подростков.

Р.3 Гл.3

П.3.1

16.02



24

Психологическая уравновешенность в конфликтных ситуациях.

Р.3 Гл.3

П.3.2

02.03



25

Управление чувствами и эмоциями. Суицид и подросток.

Р.3 Гл.3

П.3.3-3.4

09.03



26

Роль взаимоотношений подростков в формировании репродуктивной функции. Понятие о влюбленности и любви. Причины добрачных половых связей и их отрицательное значение для организма подростка.

Р.3 Гл.4

16.03



27

Факторы, разрушающие здоровье человека.

Р.3 Гл.5

П.5.1

23.03



28

Употребление табака и его влияние на здоровье. Алкоголь, его влияние на организм

Р.3 Гл.5

П.5.2

30.03



29

Наркомания и токсикомания. Их последствия для здоровья.

Р.3 Гл.5

П.5.3

06.04




Практические занятия (5 часов)





30

Действия учащихся при пожаре в школе.


13.04



31

Действия учащихся при авариях с выбросом радиоактивных веществ.


20.04



32

Итоговая контрольная работа.


27.04



33

Правила дорожного движения для участников дорожного движения.


04.05



34

«Зарница». Отработка умений и навыков.


11.05




Итого: 34







Содержание тем

Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях. (9ч)

Создание системы защиты населения от последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. РСЧС, ее предназначение, структура и задачи.

Международное гуманитарное право по защите населения. Правовая защита раненых, больных, медицинского персонала. Пропавшие без вести и погибшие. Военнопленные. Гражданское население. Понятие преступления и виды преступлений. Общее понятие преступления. Возраст, с которого наступает уголовная ответственность. Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних. Поведение при попытке

изнасилования и насильственных действий сексуального характера. Правила профилактики и самозащиты от нападения насильников и хулиганов. Правила поведения, уменьшающие риск встречи с насильниками и хулиганами. Внешние признаки людей, способных совершать насильственные действия. Самооценка поведения. Психологические приемы самозащиты. Методы защиты от нападения. Правила защиты от мошенников. Основные виды мошенничества, с которыми наиболее часто приходится встречаться в повседневной жизни. Основные черты мошенника.

Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи (9ч)

Причины травматизма в школьном возрасте. Характеристика травм в школьном возрасте и пути их предотвращения. Меры по профилактике травм в школе: на занятиях в кабинете физики при работе с электроприборами и электрооборудованием; на занятиях в кабинете химии при работе с химическими веществами, на переменах. Меры по профилактике травм на занятиях физической культурой и спортом. Требования к спортивной одежде, обуви, инвентарю. Меры по профилактике травм в быту. Снижение риска получения травм в домашних условиях. Опасность получения травм во время пожара, ремонта, при обращении с электроприборами и газовыми плитами.

Меры по профилактике травм на улицах и дорогах. Дорожно-транспортный травматизм. Основные правила безопасного поведения на улицах и дорогах.

Характеристика различных видов травм и повреждений. Причины, их вызывающие. Правила и способы оказания первой медицинской помощи пострадавшему.

Характеристика причин, вызывающих потерю сознания. Признаки, с помощью которых можно определить состояние человека. Экстренная реанимационная помощь.

Отработка навыков оказания помощи пострадавшему при искусственной вентиляции легких и непрямом массаже сердца.

Основы здорового образа жизни (11ч)

Здоровье человека. Критерии состояния и группы здоровья. Здоровье физическое и духовное. Понятие о резервах здоровья. Здоровье индивидуальное и общественное. Факторы риска внешней и внутренней среды организма человека, их влияние на здоровье человека. Личная и общественная гигиена. Физиологические и психологические особенности организма подростка. Физиологическое развитие подростков. Психологическая уравновешенность, ее значение для здоровья человека. Управление чувствами и эмоциями.

Вредные привычки и их негативное влияние на здоровье. Табакокурение и его влияние на организм курящего, на здоровье его детей и окружающих людей. Алкоголь и его влияние на здоровье подростка. Алкоголь и репродуктивная функция мальчиков и девочек. Профилактика разрушающего влияния алкоголя на здоровье учащихся. Наркомания, токсикомания и другие вредные привычки.

Половое просвещение учащихся и его роль в формировании здоровья. Знания о взаимоотношениях полов.

                       

Требования к уровню подготовки учащихся.

Требования к уровню подготовки обучающихся включают в себя как требования, основанные на усвоении и воспроизведении учебного материала, так и основные на более сложных видах деятельности: умения выявить причины возникновения и развития новых опасностей для человечества от собственной жизнедеятельности. Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов овладение учащимися способами интеллектуальной и практической деятельности, овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности ученик должен



знать/понимать:

-основы здорового образа жизни; факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье; вредные привычки и их профилактику;

-правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях социального, природного и техногенного характера;

-способы безопасного поведения в природной среде: ориентирование на местности, подача сигналов бедствия, добывание огня, воды и пищи, сооружение временного

укрытия;

уметь:

- действовать при возникновении пожара в жилище и использовать подручные средства для ликвидации очагов возгорания;

-соблюдать правила поведения на воде, оказывать помощь утопающему;

-оказывать первую медицинскую помощь при ожогах, отморожениях, ушибах, кровотечениях;

-пользоваться средствами индивидуальной защиты (противогазом, респиратором, ватно-марлевой повязкой, домашней медицинской аптечкой) и средствами коллективной защиты;

-вести себя в криминогенных ситуациях и в местах большого скопления людей;

-действовать согласно установленному порядку по сигналу «Внимание всем!», комплектовать минимально необходимый набор документов, вещей и продуктов питания в случае эвакуации населения.

использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

-обеспечения личной безопасности на улицах и дорогах;

-соблюдения мер предосторожности и правил поведения в общественном транспорте;

-пользования бытовыми приборами и инструментами;

-проявления бдительности, безопасного поведения при угрозе террористического акта;

-обращения в случае необходимости в соответствующие службы экстренной помощи.











Перечень учебно-методического обеспечения:

1. Учебник «Основы Безопасности Жизнедеятельности» 9 класс. М. 2009. Изд-во «Дрофа». Авторы: Вангородский С.Н, Кузнецов М.И., Латчук В.Н., Марков В.В. (М. 2011. Изд-во «Дрофа».)

2. Тетради для оценки качества знаний учащихся по ОБЖ (5-11кл.). Изд-во«Дрофа». Авторы: Латчук В.Н., Миронов С.К.

3. Моноблок

4. Мультимедиапроектор

5. Тренажёр «Александр -1»

6. Методические пособия:

«Терроризм и безопасность человека» 5-11 классы. М.2005, Дрофа.

Авторы: Латчук В.Н., Миронов С.К.

«Основы безопасности и жизнедеятельности» 8 класс. М.2002, Дрофа.

Авторы: Латчук В.Н., Марков В.В. ,Маслов А.Г.

«Основы безопасности и жизнедеятельности» 6 класс. М.2008, Дрофа.

Авторы: Латчук В.Н., Марков В.В., Маслов А.Г.

«Основы безопасности и жизнедеятельности» 9 класс. М.2007, Дрофа.

Авторы: Латчук В.Н., Марков В.В., Маслов А.Г.

« Дорожное движение: безопасность пешеходов, пассажиров, водителей» 5-9 класс, пособие для уч-ся общеобразовательных учреждений. Авторы А.Л.Рыбин, М.В.Маслов под редакцией А.Т.Смирнова. М.Просвещение. 2008г.

7. Газета «ПДД» выпуски с 2001 – 2009г.г.

8. Журнал «Основы Безопасности Жизнедеятельности» с 2002 -2010гг. 6. Использование Интернет- сайтов.

9. Приложения «ОБЖ» газеты «1 сентября».

10. Учебник «Медико – санитарная подготовка уч-ся» М.1984. Просвещение. Под редакцией П.А. Курцева.

11. Мультимедийные издания

- Основы безопасности жизнедеятельности. 5 – 9 классы: электронное пособие. – М.: Дрофа.

12. Стационарные наглядные пособия:

- Таблицы по основам безопасности жизнедеятельности (М.: Дрофа)

- Гражданская оборона Российской Федерации.

- Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Российской Федерации.

- Таблицы о факторах, разрушающих здоровье человека (М.: Дрофа)

Алкоголизм.

Наркомания.

Синдром приобретенного иммунодефицита (СПИД).

Табакокурение.




Список литературы


  1. С. Н. Вангородский, М. И. Кузнецов, В. Н. Латчук, В. В. Марков. Основы безопасности жизнедеятельности. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений /— М.: Дрофа, 2010.

  2. Латчук В. Н., Миронов С.К., Вангородский С.Н. Программа для учащихся общеобразовательных учреждений «Основы безопасности жизнедеятельности. 5-11 класс»: — М.: Дрофа, 2010.

  3. Латчук В. Н., Миронов С. К., Вангородский С. Н.Основы безопасности жизнедеятельности. 5—11 классы: программы. — М.: Дрофа.

  4. Евлахов В. М. Основы безопасности жизнедеятельности. 5—11 классы: Тематическое планирование. — М.: Дрофа.

  5. Фролов М. П. Безопасное поведение на дорогах. 5—10 классы: программы Дополнительного образования. — М.: Дрофа.

  6. Винник А. Л.Основы безопасности жизнедеятельности. Предпрофильное обучение. 8—9 классы: программы элективных курсов. — М.: Дрофа.

  7. Дурнев Р. А., Смирнов А. Т. Формирование основ культуры безопасности Жизнедеятельности школьников. 5—11 классы: методическое пособие — М.: Дрофа.

  8. Евлахов В.М.Основы безопасности жизнедеятельности. Методика проведения занятий в общеобразовательном учреждении: учебно-методическое пособие. — М.: Дрофа.

  9. Латчук В. Н., Миронов С. К. Основы безопасности жизнедеятельности. Терроризм и безопасность человека: учебно-методическое пособие. — М.: Дрофа.

  10. Михайлов А. А. Игровые занятия в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности». 5—9 классы: учебно-методическое пособие. — М.: Дрофа.

  11. Соловьев С. С. Основы безопасности жизнедеятельности. Алкоголь, табак и наркотики— главные враги здоровья человека: учебно-методическое пособие. — М.: Дрофа.

  12. Вольхин С. Н., Ляшко В. Г., Снегирев А. В., ЩербаковВ. А. Основы защиты от терроризма: учебное пособие. — М.: Дрофа.

Справочные пособия:

  1. Акимов В. А., Дурнее Р. А., Миронов С. К. Защита от чрезвычайных ситуаций. 5—11 классы. — М.: Дрофа.

  2. Латчук В. Н., Миронов С. К. Безопасность при пожарах: справочник по Основам безопасности жизнедеятельности. — М.: Дрофа.

  3. Латчук В. Н., Миронов С. К. Основы безопасности жизнедеятельности. Безопасность при террористических актах. — М.: Дрофа.








13



Рабочая программа по ОБЖ 9 класс
  • ОБЖ
Описание:

 

    Рабочая программа по ОБЖ для 9 класса рассчитана на 34 часа, разработана на основании следующих нормативных документов:

- федерального базисного учебного плана, утвержденного приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» с последующими изменениями (с 2011/2012 учебного года применяется только для 2-11 классов),

- федерального компонента государственного стандарта общего образования, утвержденного приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»), с последующими изменениями (приказы Минобрнауки России от 03.08.2008 г. № 164; от 19.10.2009 г. № 427. С 2011/2012 учебного года применяется только для 2-11 классов.),

- постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»

- Приказа Минобрнауки России № 1994 от 03.06.2011 О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утверждённый приказом Министерства образования РФ от 09.03.2004г. №1312

- положения о рабочей программе учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) МОУ-СОШ с.Липовка Марксовского района Саратовской области.

- учебного плана МОУ-СОШ с.Липовка Марксовского района Саратовской области на 2014-2015 учебный год.

- авторской программы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 8 класса   под общей редакцией В.Н. Латчука (Москва «Дрофа» 2011г.) 

Автор Косырева Оксана Алексеевна
Дата добавления 07.01.2015
Раздел ОБЖ
Подраздел
Просмотров 454
Номер материала 42464
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓