Пояснительная
записка
Рабочая программа разработана на основе комплексной
программы «Основы безопасности жизнедеятельности» 5-11 классы под общей
редакцией А.Т. Смирнова. Москва «Просвещение», 2010 год.
Настоящая программа рассчитана на 35 часов в год (1
час в неделю). В том числе: контрольное тестирование – 2, практических работ -
3.
В связи с введением в 8 классе 2-х часов контрольного
тестирования в авторскую программу внесены изменения:
Название
раздела, темы
|
Количество
часов
|
Рабочая
программа
|
Программа
«Основы безопасности жизнедеятельности» 5-11 классы под общей редакцией
А.Т. Смирнова
|
Раздел
«Основы здорового образа жизни»
«Общие
понятия о здоровье как основной ценности человека»
«Индивидуальное
здоровье человека, его физическая, духовная и социальная сущность»
«Вредные
привычки и их влияние на здоровье»
«Профилактика
вредных привычек»
|
6
часов
1 час
1
час
1 час
1
час
|
8
часов
1
час
1
час
|
Рабочая программа ориентирована на использование учебника
для общеобразовательных учреждений «Основы безопасности
жизнедеятельности». 8 класс: / А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников; под редакцией А.Т.
Смирнова; Рос. акад. Образования, издательство «Просвещение». – 2-е изд. – М. :
Просвещение, 2014.
Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» в
основной общеобразовательной школе направлен на решение следующих задач:
·
Формирование у учащихся научных
представлений о принципах и путях снижения фактора риска в деятельности
человека и общества;
·
Выработка умений предвидеть опасные и
чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характер и
адекватно противодействовать им;
·
Формирование у учащихся модели безопасного
поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных
ситуациях, а также развитие способностей оценивать опасные ситуации, принимать
решения и действовать безопасно с учетом своих возможностей.
Изучение тематики данной рабочей программы направлено
на достижение следующих целей:
·
усвоение знаний:
-
об опасных и чрезвычайных ситуациях,
-
о влиянии их последствий на безопасность личности, общества, государства,
-
о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных
ситуаций,
-
об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и
чрезвычайных ситуаций,
-
о здоровом образе жизни,
-
об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях,
-
о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности;
·
развитие личных, духовных и физических
качеств, обеспечивающих безопасное поведение в различных опасных и чрезвычайных
ситуациях природного, техногенного и социального характера;
·
формирование потребности соблюдать нормы
здорового образа жизни, осознанно выполнять требования, предъявляемые к
гражданину РФ в области безопасности жизнедеятельности;
·
воспитание ответственного отношения к
сохранению окружающей среды, к личному здоровью как индивидуальной и
общественной ценности;
·
развитие умений:
-
предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их
появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из
различных источников,
-
принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной
ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и своих возможностей.
Программа
курса включает три логически взаимосвязанных раздела, содержание которых
составляет область знаний, охватывающих теорию и практику защиты человека от
опасных, вредных факторов и чрезвычайных ситуаций.
В
основу содержания программы положена идея предметной интеграции. Элементы
содержания других общеобразовательных областей, одновременно являющиеся фрагментами
образовательной области ОБЖ и подлежащие четкой взаимосвязи с интегрирующим
курсом, рассматриваются: в естествознании, обществознании, технологии,
физической культуре, математике, информатике и др. Предметная интеграция в
программе способствует формированию целостного представления об изучаемом
предмете и объекте, усилению развивающей и культурной составляющей курса, а
также рациональному использованию учебного времени.
Рабочая
программа предусматривает разные варианты дидактико – технологического обеспечения
учебного процесса.
Для
информационно – компьютерной поддержки учебного процесса предполагается
использование следующих программно – педагогических средств, реализуемых с
помощью компьютера: слайд – лекций, программ обучения, игровых программ.
С
учетом познавательных возможностей школьников программа обучения по курсу
строится на основе спирального развертывания системы знаний о безопасности
человека, что позволяет на каждом этапе обучения формировать целостную картину
опасностей окружающего мира, обеспечивать развитие знаний, умений и навыков в
этой области, постепенно углублять мировоззренческий и практический уровни
содержания школьного курса.
Достигается
это за счет увеличения от этапа к этапу обучения числа выявленных связей и
отношений, использования различных глубин проникновения в сущность явлений и
характера познавательной деятельности учащихся.
Программа
предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков,
универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении
приоритетами для учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» на
этапе основного общего образования являются:
·
использование для познания окружающего
мира различных методов наблюдения и моделирования;
·
выделение причинно – следственных связей;
·
творческое решение учебных и практических
задач;
·
сравнение, сопоставление, классификация,
ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям и
критериям;
·
самостоятельное выполнение различных
творческих работ, участие в проектной деятельности;
·
использование для решения познавательных и
коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии,
словари, интернет – ресурсы и другие базы данных;
·
самостоятельная организация учебной
деятельности;
·
оценивание своего поведения, черт своего
характера, своего физического и эмоционального состояния;
·
соблюдение норм поведения в окружающей
среде, правил здорового образа жизни;
·
использование своих прав и выполнение
своих обязанностей как гражданина, члена общества и учебного коллектива.
Формы занятий, используемые при изучении
предмета» Основы безопасности жизнедеятельности» следующие:
·
учебные и учебно-тренировочные занятия с
элементами моделирования опасных и экстремальных ситуаций;
·
семинары, круглые столы, викторины,
конкурсы, КВНы;
·
внеклассная и внешкольная работа (участие
в мероприятиях и соревнованиях в рамках детско – юношеского движения «Школа
безопасности», проведение Дней здоровья, различные эстафеты и викторины по ОБЖ,
встречи с ветеранами войны и труда, работниками военкоматов и
правоохранительных органов, органов ГО и ЧС, ГИБДД, медицины; тематические
выставки и выставки творческих работ учащихся и др.)
Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса
Требования
направлены на формирование знаний и умений, востребованных в повседневной
жизни, позволяющих адекватно воспринимать окружающий мир, предвидеть опасные и
чрезвычайные ситуации и в случае их наступления правильно действовать.
Знания
и умения учащихся оцениваются на основании устных ответов (выступлений), а
также практической деятельности, учитывая их соответствие требованиям программы
обучения, по пятибалльной системе оценивая.
1.
Оценку «5» получает учащийся, чей устный
ответ (выступление), письменная работа, практическая деятельность или их
результат соответствуют в полной мере требованиям программы обучения. Если при
оценивании учебного результата используется зачет в баллах, то оценку «5»
получает учащийся, набравший 90-100% от максимально возможного количества
баллов.
2.
Оценку «4» получает учащийся, чей устный
ответ (выступление), письменная работа, практическая деятельность или их результат,
в общем, соответствуют требованиям программы обучения, но недостаточно полные
или имеются мелкие ошибки. Если при оценивании учебного результата используется
зачет в баллах, то оценку «4» получает учащийся, набравший 70-89% от
максимально возможного количества баллов.
3.
Оценку «3» получает учащийся, чей устный
ответ (выступление), письменная работа, практическая деятельность или их
результат соответствуют требованиям программы обучения, но имеются недостатки и
ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачет в баллах, то
оценку «3» получает учащийся, набравший 45-69% от максимально возможного
количества баллов.
4.
Оценку «2» получает учащийся, чей устный
ответ (выступление), письменная работа, практическая деятельность или их
результат частично соответствуют требованиям программы обучения, но имеются
существенные недостатки и ошибки. Если при оценивании учебного результата
используется зачет в баллах, то оценку «2» получает учащийся, набравший 20-44%
от максимально возможного количества баллов.
Учащиеся
должны
знать/понимать:
·
правила безопасного поведения на улицах и дорогах;
·
правила пожарной безопасности и поведения
при пожарах;
·
правила безопасного поведения на воде;
·
о возможных аварийных ситуациях в жилище
(образовательном учреждении), причинах их возникновения и правилах поведения;
·
правила поведения в криминогенных ситуациях;
·
правила поведения на природе;
·
правила поведения при нарушении
экологического равновесия в местах проживания;
·
о возможных чрезвычайных ситуациях
природного и техногенного характера, наиболее вероятных для данного района,
способах оповещения о них и правилах безопасного поведения;
·
об основных мероприятиях ГО по защите
населения от последствий чрезвычайных ситуаций;
·
об основных хронических неинфекционных
заболеваниях, их причинах и связи с образом жизни;
·
об инфекционных заболеваниях и основных
принципах их профилактики;
·
основные правила поведения в повседневной
жизни дома, на улице, в школе и во время занятий спортом с целью предупреждения
травматизма;
владеть
навыками:
·
безопасного поведения на дорогах;
·
действовать при возникновении пожара в
жилище и использовать подручные средства для ликвидации очагов возгорания;
·
соблюдать правила поведения на воде и
оказывать помощь утопающему;
·
оказывать первую медицинскую помощь при
ожогах, отморожениях, ушибах, кровотечениях; пользоваться средствами
индивидуальной защиты (противогазом, респиратором, ватно – марлевой повязкой,
домашней медицинской аптечкой) и средствами коллективной защиты;
·
правильно вести себя в криминогенных
ситуациях и в местах большого скопления людей;
·
действовать по сигналу «Внимание всем!», комплектовать
минимально необходимый набор документов, вещей продуктов питания в случае
эвакуации;
использовать
приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни
для:
·
обеспечение личной безопасности на улицах
и дорогах;
·
соблюдение мер предосторожности и правил
поведения пассажиров в общественном транспорте;
·
пользование бытовыми приборами и
инструментами;
·
проявление бдительности при угрозе
террористического акта;
·
обращение (вызов) в случае необходимости в
соответствующие службы экстренной помощи.
Содержание учебной программы для 8 класса
Тематический план
№ модуля, раздела, темы
|
Наименование модуля, раздела, темы
|
Количество часов
|
М - I
|
Основы безопасности личности, общества и
государства
|
24
|
Р-I
|
Основы комплексной безопасности
|
16
|
Тема1
|
Пожарная
безопасность
|
3
|
Тема 2
|
Безопасность
на дорогах
|
3
|
Тема 3
|
Безопасность
на водоемах
|
3
|
Тема 4
|
Экология
и безопасность
|
2
|
Тема 5
|
Чрезвычайные
ситуации техногенного характера и их последствия
|
5
|
Р-II
|
Защита населения РФ от чрезвычайных ситуаций
|
7
|
Тема 5
|
Чрезвычайные
ситуации техногенного характера и защита населения
|
4
|
Тема 6
|
Организация
защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера
|
3
|
|
Контрольная работа № 1
«Чрезвычайные ситуации техногенного характера. Правила
безопасного поведения»
|
1
|
M-II
|
Основы медицинских знаний и здорового
образа жизни
|
11
|
Р-III
|
Основы здорового образа жизни
|
6
|
Тема 7
|
Здоровый
образ жизни и его составляющие
|
6
|
Р - IV
|
Основы
медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи
|
4
|
Тема 8
|
Первая
медицинская помощь при неотложных состояниях
|
4
|
|
Контрольная работа № 2
«Здоровый образ жизни. Оказание первой медицинской
помощи»
|
1
|
Всего часов
|
35
|
Модуль I.
Основы безопасности личности, общества и государства (24)
Раздел
I. Основы
комплексной безопасности (16 часов)
Тема
1. Пожарная безопасность (3 часа)
Пожары в жилых и общественных зданиях,
причины их возникновения и возможные последствия. Влияние человеческого фактора
на причины возникновения пожаров. Соблюдение мер пожарной безопасности в быту.
Права и обязанности граждан в области пожарной безопасности. Правила
безопасного поведения при пожаре в жилом или общественном здании.
Тема
2. Безопасность на дорогах (3 часа)
Причины
ДТП и их возможные последствия. Организация дорожного движения. Правила
безопасного поведения на дорогах пешеходов и пассажиров. Общие обязанности
водителя. Правила безопасного поведения на дороге велосипедиста и водителя мопеда.
Тема
3. Безопасность на водоемах (3 часа)
Особенности
состояния водоемов в различное время года. Соблюдение правил безопасности при
купании в оборудованных и необорудованных местах. Безопасный отдых у воды. Само
– и взаимопомощь терпящих бедствия на воде.
Тема
4. Экология и безопасность (2 часа)
Загрязнение
окружающей среды. Понятия о предельно допустимых концентрациях загрязняющих
веществ. Мероприятия, проводимые по защите здоровья населения в местах с
неблагоприятной обстановкой.
Тема
5. Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их последствия (5 часов)
Общие
понятия о чрезвычайных ситуациях техногенного характера. Классификация
чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Потенциально опасные объекты.
Аварии
на радиационно опасных, химически опасных, взрывопожароопасных объектах, на гидротехнических
сооружениях, их причины и возможные последствия.
Защита
населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера, рекомендации
населению по безопасному поведению во время чрезвычайных ситуаций.
Р-II.
Защита населения РФ от чрезвычайных ситуаций (7 часов)
Тема
5. Чрезвычайные ситуации техногенного характера и защита населения
(4
часа)
Единая
государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
(РСЧС), ее задачи.
Гражданская
оборона как составная часть национальной безопасности страны, ее задачи и
предназначение.
Министерство
РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации
последствий стихийных бедствий (МЧС России) - федеральный орган управления в
области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Роль МЧС России
в формировании современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности
населения страны.
Тема
6. Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера
(3 часа)
Мониторинг
и прогнозирование чрезвычайных ситуаций. Инженерная защита населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций. Оповещение населения о чрезвычайных
ситуациях. Эвакуация населения. Аварийно – спасательные и другие неотложные
работы в очагах поражения.
Контрольная
работа № 1 «Чрезвычайные ситуации техногенного характера. Правила безопасного
поведения» (1 час)
M-II.
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (11 часов)
Р-III.
Основы здорового образа жизни (6 часов)
Тема
7. Здоровый образ жизни и его составляющие (6 часов)
Индивидуальное
здоровье человека, его физическая и духовная сущность. Репродуктивное здоровье
как общая составляющая здоровья человека и общества. Особенности физического и
психического развития человека; развитие и укрепление чувства зрелости,
развитие волевых качеств. Социальное развитие человека и его взаимоотношения с
окружающими людьми.
Здоровый
образ жизни – индивидуальная система поведения человека, обеспечивающая
совершенствование его физических и духовных качеств.
Психологическая
уравновешенность и ее значение для здоровья. Режим дня и его значение для
здоровья. Профилактика переутомления. Двигательная активность и закаливание
организма – необходимые условия сохранения и укрепления здоровья человека. Рациональное
питание. Роль питания в сохранении здоровья человека. Роль здорового образа
жизни в формировании у обучаемых современного уровня культуры в области
безопасности жизнедеятельности.
Основные
вредные привычки. Курение, влияние табачного дыма на организм курящего и
окружающих. Употребление алкоголя и его влияние на умственное и физическое
развитие человека. Наркомания и ее отрицательные последствия для здоровья
человека. Профилактика вредных привычек.
Р
– IV.
Основы медицинских знаний и оказание первой (4 часа)
Тема
8. Первая медицинская помощь при неотложных состояниях (4 часа)
Первая
медицинская помощь при отравлении.
Первая
медицинская помощь при травмах опорно – двигательного аппарата, порядок
наложения поддерживающей повязки. Правила и способы транспортировки
пострадавшего.
Первая
медицинская помощь при кровотечениях. Способы остановки кровотечения.
Оказание
первой медицинской помощи при утоплении. Способы проведения искусственной
вентиляции легких и непрямого массажа сердца.
Оказание
первой медицинской помощи при тепловом и солнечном ударах, при отморожении.
Контрольная
работа № 2 «Здоровый образ жизни. Оказание первой медицинской помощи» (1 час)
Тематическое планирование
№ раздела, темы, урока
|
Наименование раздела, темы, урока
|
Количество часов
|
Дата
|
Основы комплексной безопасности (16 часов)
|
Тема 1. Пожарная безопасность (3 часа)
|
Урок 1
|
Пожары
в жилых и общественных зданиях, их причины и последствия
|
1 час
|
|
Урок
2
|
Профилактика
пожаров в повседневной жизни и организация защиты населения
|
1
час
|
|
Урок
3
|
Права,
обязанности и ответственность граждан в области пожарной безопасности.
Обеспечение личной безопасности при пожарах
|
1
час
|
|
Тема 2. Безопасность на дорогах (3 часа)
|
Урок
4
|
Причины
дорожно – транспортных происшествий и травматизм людей
|
1
час
|
|
Урок
5
|
Организация
дорожного движения, обязанности пешеходов и пассажиров
|
1
час
|
|
Урок
6
|
Велосипедист
– водитель транспортного средства
|
1
час
|
|
Тема 3. Безопасность на водоемах (3 часа)
|
Урок
7
|
Безопасное
поведение на водоемах в различных условиях
|
1
час
|
|
Урок
8
|
Безопасный
отдых на водоемах
|
1
час
|
|
Урок
9
|
Оказание
помощи терпящим бедствие на воде
|
1
час
|
|
Тема 4. Экология и безопасность (2 часа)
|
Урок
10
|
Загрязнение
окружающей среды и здоровье человека
|
1
час
|
|
Урок
11
|
Правила
безопасного поведения при неблагоприятной экологической обстановке
|
1
час
|
|
Тема
5. Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их последствия (5 часов)
|
Урок
12
|
Классификация
чрезвычайных ситуаций техногенного характера
|
1
час
|
|
Урок
13
|
Аварии
на радиационно опасных объектах и их возможные последствия
|
1
час
|
|
Урок
14
|
Аварии
на химически опасных объектах и их возможные последствия
|
1
час
|
|
Урок
15
|
Пожары
и взрывы на взрывопожарных объектах экономики и их возможные последствия
|
1
час
|
|
Урок
16
|
Аварии
на гидротехнических сооружениях и их последствиях
|
1
час
|
|
Защита населения Российской Федерации от
чрезвычайных ситуаций (7 часов)
|
Тема 5. Чрезвычайные ситуации техногенного характера
и защита населения (4 часа)
|
Урок
17
|
Обеспечение
радиационной безопасности населения
|
1
час
|
|
Урок
18
|
Обеспечение
химической защиты населения
|
1
час
|
|
Урок
19
|
Обеспечение
защиты населения от последствий аварий на взрывопожароопасных объектах
|
1
час
|
|
Урок
20
|
Обеспечение
защиты населения от последствий на гидротехнических сооружениях
|
1
час
|
|
Тема 6. Организация защиты населения от
чрезвычайных ситуаций
техногенного характера (3 часа)
|
Урок
21
|
Организация
оповещения населения о чрезвычайных ситуациях техногенного характера
|
1
час
|
|
Урок
22
|
Эвакуация
населения
|
1
час
|
|
Урок
23
|
Мероприятия
по инженерной защите населения от чрезвычайных ситуаций техногенного
характера
|
1
час
|
|
Урок
24
|
Контрольная
работа № 1 «Чрезвычайные ситуации техногенного характера. Правила безопасного
поведения»
|
1
час
|
|
Основы здорового образа жизни (6 часов)
|
Тема 7. Здоровый образ жизни и его составляющие (6
часов)
|
Урок
25
|
Общие
понятия о здоровье как основной ценности человека. Индивидуальное здоровье,
его физическая, духовная и социальная сущность
|
1
час
|
|
Урок
26
|
Репродуктивное
здоровье – составляющая здоровья человека и общества
|
1
час
|
|
Урок
27
|
Здоровый
образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека
и общества
|
1
час
|
|
Урок
28
|
Здоровый
образ жизни и профилактика основных неинфекционных заболеваний
|
1
час
|
|
Урок
29
|
Вредные
привычки и их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек
|
1
час
|
|
Урок
30
|
Здоровый
образ жизни и безопасность жизнедеятельности
|
1
час
|
|
Основы медицинских знаний и оказание первой
медицинской помощи (4 часа)
|
Тема 8. Первая медицинская помощь при неотложных
состояниях (4 часа)
|
Урок
31
|
Первая
медицинская помощь пострадавшим и ее значение
|
1
час
|
|
Урок
32
|
Практическая
работа № 1
«Первая медицинская помощь при отравлениях аврийно химически опасными
веществами»
|
1
час
|
|
Урок
33
|
Практическая
работа №2 «Первая
медицинская помощь при травмах»
|
1
час
|
|
Урок
34
|
Практическая
работа № 3 «Первая
медицинская помощь при утоплении»
|
1
час
|
|
Урок
35
|
Контрольная
работа № 2 «Здоровый образ жизни. Оказание первой медицинской помощи»
|
1
час
|
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.