Главная / ОБЖ / Рабочая программа по ОБЖ 8 класс

Рабочая программа по ОБЖ 8 класс

hello_html_m4a076ced.gifhello_html_m3dfc61bc.gif

























































Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе комплексной программы «Основы безопасности жизнедеятельности» 5-11 классы под общей редакцией А.Т. Смирнова. Москва «Просвещение», 2010 год.

Настоящая программа рассчитана на 35 часов в год (1 час в неделю). В том числе: контрольное тестирование – 2, практических работ - 3.

В связи с введением в 8 классе 2-х часов контрольного тестирования в авторскую программу внесены изменения:

Название раздела, темы

Количество часов

Рабочая программа

Программа «Основы безопасности жизнедеятельности» 5-11 классы под общей редакцией

А.Т. Смирнова

Раздел «Основы здорового образа жизни»



«Общие понятия о здоровье как основной ценности человека»

«Индивидуальное здоровье человека, его физическая, духовная и социальная сущность»



«Вредные привычки и их влияние на здоровье»

«Профилактика вредных привычек»


6 часов





1 час



1 час







1 час



1 час

8 часов







1 час











1 час



Рабочая программа ориентирована на использование учебника для общеобразовательных учреждений «Основы безопасности жизнедеятельности». 8 класс: / А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников; под редакцией А.Т. Смирнова; Рос. акад. Образования, издательство «Просвещение». – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2014.

Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» в основной общеобразовательной школе направлен на решение следующих задач:

  • Формирование у учащихся научных представлений о принципах и путях снижения фактора риска в деятельности человека и общества;

  • Выработка умений предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характер и адекватно противодействовать им;

  • Формирование у учащихся модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, а также развитие способностей оценивать опасные ситуации, принимать решения и действовать безопасно с учетом своих возможностей.

Изучение тематики данной рабочей программы направлено на достижение следующих целей:

  • усвоение знаний:

- об опасных и чрезвычайных ситуациях,

- о влиянии их последствий на безопасность личности, общества, государства,

- о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций,

- об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций,

- о здоровом образе жизни,

- об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях,

- о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности;

  • развитие личных, духовных и физических качеств, обеспечивающих безопасное поведение в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;

  • формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять требования, предъявляемые к гражданину РФ в области безопасности жизнедеятельности;

  • воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей среды, к личному здоровью как индивидуальной и общественной ценности;

  • развитие умений:

- предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников,

- принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и своих возможностей.

Программа курса включает три логически взаимосвязанных раздела, содержание которых составляет область знаний, охватывающих теорию и практику защиты человека от опасных, вредных факторов и чрезвычайных ситуаций.

В основу содержания программы положена идея предметной интеграции. Элементы содержания других общеобразовательных областей, одновременно являющиеся фрагментами образовательной области ОБЖ и подлежащие четкой взаимосвязи с интегрирующим курсом, рассматриваются: в естествознании, обществознании, технологии, физической культуре, математике, информатике и др. Предметная интеграция в программе способствует формированию целостного представления об изучаемом предмете и объекте, усилению развивающей и культурной составляющей курса, а также рациональному использованию учебного времени.

Рабочая программа предусматривает разные варианты дидактико – технологического обеспечения учебного процесса.

Для информационно – компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно – педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера: слайд – лекций, программ обучения, игровых программ.

С учетом познавательных возможностей школьников программа обучения по курсу строится на основе спирального развертывания системы знаний о безопасности человека, что позволяет на каждом этапе обучения формировать целостную картину опасностей окружающего мира, обеспечивать развитие знаний, умений и навыков в этой области, постепенно углублять мировоззренческий и практический уровни содержания школьного курса.

Достигается это за счет увеличения от этапа к этапу обучения числа выявленных связей и отношений, использования различных глубин проникновения в сущность явлений и характера познавательной деятельности учащихся.

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» на этапе основного общего образования являются:

  • использование для познания окружающего мира различных методов наблюдения и моделирования;

  • выделение причинно – следственных связей;

  • творческое решение учебных и практических задач;

  • сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям и критериям;

  • самостоятельное выполнение различных творческих работ, участие в проектной деятельности;

  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет – ресурсы и другие базы данных;

  • самостоятельная организация учебной деятельности;

  • оценивание своего поведения, черт своего характера, своего физического и эмоционального состояния;

  • соблюдение норм поведения в окружающей среде, правил здорового образа жизни;

  • использование своих прав и выполнение своих обязанностей как гражданина, члена общества и учебного коллектива.

Формы занятий, используемые при изучении предмета» Основы безопасности жизнедеятельности» следующие:

  • учебные и учебно-тренировочные занятия с элементами моделирования опасных и экстремальных ситуаций;

  • семинары, круглые столы, викторины, конкурсы, КВНы;

  • внеклассная и внешкольная работа (участие в мероприятиях и соревнованиях в рамках детско – юношеского движения «Школа безопасности», проведение Дней здоровья, различные эстафеты и викторины по ОБЖ, встречи с ветеранами войны и труда, работниками военкоматов и правоохранительных органов, органов ГО и ЧС, ГИБДД, медицины; тематические выставки и выставки творческих работ учащихся и др.)


Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса

Требования направлены на формирование знаний и умений, востребованных в повседневной жизни, позволяющих адекватно воспринимать окружающий мир, предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации и в случае их наступления правильно действовать.

Знания и умения учащихся оцениваются на основании устных ответов (выступлений), а также практической деятельности, учитывая их соответствие требованиям программы обучения, по пятибалльной системе оценивая.


  1. Оценку «5» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), письменная работа, практическая деятельность или их результат соответствуют в полной мере требованиям программы обучения. Если при оценивании учебного результата используется зачет в баллах, то оценку «5» получает учащийся, набравший 90-100% от максимально возможного количества баллов.


  1. Оценку «4» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), письменная работа, практическая деятельность или их результат, в общем, соответствуют требованиям программы обучения, но недостаточно полные или имеются мелкие ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачет в баллах, то оценку «4» получает учащийся, набравший 70-89% от максимально возможного количества баллов.



  1. Оценку «3» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), письменная работа, практическая деятельность или их результат соответствуют требованиям программы обучения, но имеются недостатки и ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачет в баллах, то оценку «3» получает учащийся, набравший 45-69% от максимально возможного количества баллов.


  1. Оценку «2» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), письменная работа, практическая деятельность или их результат частично соответствуют требованиям программы обучения, но имеются существенные недостатки и ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачет в баллах, то оценку «2» получает учащийся, набравший 20-44% от максимально возможного количества баллов.


Учащиеся должны

знать/понимать:

  • правила безопасного поведения на улицах и дорогах;

  • правила пожарной безопасности и поведения при пожарах;

  • правила безопасного поведения на воде;

  • о возможных аварийных ситуациях в жилище (образовательном учреждении), причинах их возникновения и правилах поведения;

  • правила поведения в криминогенных ситуациях;

  • правила поведения на природе;

  • правила поведения при нарушении экологического равновесия в местах проживания;

  • о возможных чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, наиболее вероятных для данного района, способах оповещения о них и правилах безопасного поведения;

  • об основных мероприятиях ГО по защите населения от последствий чрезвычайных ситуаций;

  • об основных хронических неинфекционных заболеваниях, их причинах и связи с образом жизни;

  • об инфекционных заболеваниях и основных принципах их профилактики;

  • основные правила поведения в повседневной жизни дома, на улице, в школе и во время занятий спортом с целью предупреждения травматизма;


владеть навыками:

  • безопасного поведения на дорогах;

  • действовать при возникновении пожара в жилище и использовать подручные средства для ликвидации очагов возгорания;

  • соблюдать правила поведения на воде и оказывать помощь утопающему;

  • оказывать первую медицинскую помощь при ожогах, отморожениях, ушибах, кровотечениях; пользоваться средствами индивидуальной защиты (противогазом, респиратором, ватно – марлевой повязкой, домашней медицинской аптечкой) и средствами коллективной защиты;

  • правильно вести себя в криминогенных ситуациях и в местах большого скопления людей;

  • действовать по сигналу «Внимание всем!», комплектовать минимально необходимый набор документов, вещей продуктов питания в случае эвакуации;


использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • обеспечение личной безопасности на улицах и дорогах;

  • соблюдение мер предосторожности и правил поведения пассажиров в общественном транспорте;

  • пользование бытовыми приборами и инструментами;

  • проявление бдительности при угрозе террористического акта;

  • обращение (вызов) в случае необходимости в соответствующие службы экстренной помощи.


Содержание учебной программы для 8 класса

Тематический план

модуля, раздела, темы

Наименование модуля, раздела, темы

Количество часов

М - I

Основы безопасности личности, общества и государства

24

Р-I

Основы комплексной безопасности

16

Тема1

Пожарная безопасность

3

Тема 2

Безопасность на дорогах

3

Тема 3

Безопасность на водоемах

3

Тема 4

Экология и безопасность

2

Тема 5

Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их последствия

5

Р-II

Защита населения РФ от чрезвычайных ситуаций

7

Тема 5

Чрезвычайные ситуации техногенного характера и защита населения

4

Тема 6

Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера

3


Контрольная работа № 1

«Чрезвычайные ситуации техногенного характера. Правила безопасного поведения»

1

M-II

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

11

Р-III

Основы здорового образа жизни

6

Тема 7

Здоровый образ жизни и его составляющие

6

Р - IV

Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи

4

Тема 8

Первая медицинская помощь при неотложных состояниях

4


Контрольная работа № 2

«Здоровый образ жизни. Оказание первой медицинской помощи»


1

Всего часов

35



Модуль I. Основы безопасности личности, общества и государства (24)


Раздел I. Основы комплексной безопасности (16 часов)


Тема 1. Пожарная безопасность (3 часа)

Пожары в жилых и общественных зданиях, причины их возникновения и возможные последствия. Влияние человеческого фактора на причины возникновения пожаров. Соблюдение мер пожарной безопасности в быту. Права и обязанности граждан в области пожарной безопасности. Правила безопасного поведения при пожаре в жилом или общественном здании.


Тема 2. Безопасность на дорогах (3 часа)

Причины ДТП и их возможные последствия. Организация дорожного движения. Правила безопасного поведения на дорогах пешеходов и пассажиров. Общие обязанности водителя. Правила безопасного поведения на дороге велосипедиста и водителя мопеда.


Тема 3. Безопасность на водоемах (3 часа)

Особенности состояния водоемов в различное время года. Соблюдение правил безопасности при купании в оборудованных и необорудованных местах. Безопасный отдых у воды. Само – и взаимопомощь терпящих бедствия на воде.


Тема 4. Экология и безопасность (2 часа)

Загрязнение окружающей среды. Понятия о предельно допустимых концентрациях загрязняющих веществ. Мероприятия, проводимые по защите здоровья населения в местах с неблагоприятной обстановкой.


Тема 5. Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их последствия (5 часов)

Общие понятия о чрезвычайных ситуациях техногенного характера. Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Потенциально опасные объекты.

Аварии на радиационно опасных, химически опасных, взрывопожароопасных объектах, на гидротехнических сооружениях, их причины и возможные последствия.

Защита населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера, рекомендации населению по безопасному поведению во время чрезвычайных ситуаций.


Р-II. Защита населения РФ от чрезвычайных ситуаций (7 часов)


Тема 5. Чрезвычайные ситуации техногенного характера и защита населения

(4 часа)

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), ее задачи.

Гражданская оборона как составная часть национальной безопасности страны, ее задачи и предназначение.

Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) - федеральный орган управления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Роль МЧС России в формировании современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности населения страны.


Тема 6. Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера (3 часа)

Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций. Инженерная защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях. Эвакуация населения. Аварийно – спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения.


Контрольная работа № 1 «Чрезвычайные ситуации техногенного характера. Правила безопасного поведения» (1 час)


M-II. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (11 часов)



Р-III. Основы здорового образа жизни (6 часов)


Тема 7. Здоровый образ жизни и его составляющие (6 часов)

Индивидуальное здоровье человека, его физическая и духовная сущность. Репродуктивное здоровье как общая составляющая здоровья человека и общества. Особенности физического и психического развития человека; развитие и укрепление чувства зрелости, развитие волевых качеств. Социальное развитие человека и его взаимоотношения с окружающими людьми.

Здоровый образ жизни – индивидуальная система поведения человека, обеспечивающая совершенствование его физических и духовных качеств.

Психологическая уравновешенность и ее значение для здоровья. Режим дня и его значение для здоровья. Профилактика переутомления. Двигательная активность и закаливание организма – необходимые условия сохранения и укрепления здоровья человека. Рациональное питание. Роль питания в сохранении здоровья человека. Роль здорового образа жизни в формировании у обучаемых современного уровня культуры в области безопасности жизнедеятельности.

Основные вредные привычки. Курение, влияние табачного дыма на организм курящего и окружающих. Употребление алкоголя и его влияние на умственное и физическое развитие человека. Наркомания и ее отрицательные последствия для здоровья человека. Профилактика вредных привычек.

Р – IV. Основы медицинских знаний и оказание первой (4 часа)


Тема 8. Первая медицинская помощь при неотложных состояниях (4 часа)

Первая медицинская помощь при отравлении.

Первая медицинская помощь при травмах опорно – двигательного аппарата, порядок наложения поддерживающей повязки. Правила и способы транспортировки пострадавшего.

Первая медицинская помощь при кровотечениях. Способы остановки кровотечения.

Оказание первой медицинской помощи при утоплении. Способы проведения искусственной вентиляции легких и непрямого массажа сердца.

Оказание первой медицинской помощи при тепловом и солнечном ударах, при отморожении.

Контрольная работа № 2 «Здоровый образ жизни. Оказание первой медицинской помощи» (1 час)

Тематическое планирование


раздела, темы, урока

Наименование раздела, темы, урока

Количество часов

Дата

Основы комплексной безопасности (16 часов)

Тема 1. Пожарная безопасность (3 часа)

Урок 1

Пожары в жилых и общественных зданиях, их причины и последствия

1 час


Урок 2

Профилактика пожаров в повседневной жизни и организация защиты населения

1 час


Урок 3

Права, обязанности и ответственность граждан в области пожарной безопасности. Обеспечение личной безопасности при пожарах

1 час


Тема 2. Безопасность на дорогах (3 часа)

Урок 4

Причины дорожно – транспортных происшествий и травматизм людей

1 час


Урок 5

Организация дорожного движения, обязанности пешеходов и пассажиров

1 час


Урок 6

Велосипедист – водитель транспортного средства

1 час


Тема 3. Безопасность на водоемах (3 часа)

Урок 7

Безопасное поведение на водоемах в различных условиях

1 час


Урок 8

Безопасный отдых на водоемах

1 час


Урок 9

Оказание помощи терпящим бедствие на воде

1 час


Тема 4. Экология и безопасность (2 часа)

Урок 10

Загрязнение окружающей среды и здоровье человека

1 час


Урок 11

Правила безопасного поведения при неблагоприятной экологической обстановке

1 час


Тема 5. Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их последствия (5 часов)

Урок 12

Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера

1 час


Урок 13

Аварии на радиационно опасных объектах и их возможные последствия

1 час


Урок 14

Аварии на химически опасных объектах и их возможные последствия

1 час


Урок 15

Пожары и взрывы на взрывопожарных объектах экономики и их возможные последствия

1 час


Урок 16

Аварии на гидротехнических сооружениях и их последствиях

1 час


Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций (7 часов)

Тема 5. Чрезвычайные ситуации техногенного характера и защита населения (4 часа)

Урок 17

Обеспечение радиационной безопасности населения

1 час


Урок 18

Обеспечение химической защиты населения

1 час


Урок 19

Обеспечение защиты населения от последствий аварий на взрывопожароопасных объектах

1 час


Урок 20

Обеспечение защиты населения от последствий на гидротехнических сооружениях

1 час


Тема 6. Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций

техногенного характера (3 часа)

Урок 21

Организация оповещения населения о чрезвычайных ситуациях техногенного характера

1 час


Урок 22

Эвакуация населения

1 час


Урок 23

Мероприятия по инженерной защите населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера

1 час


Урок 24

Контрольная работа № 1 «Чрезвычайные ситуации техногенного характера. Правила безопасного поведения»

1 час


Основы здорового образа жизни (6 часов)

Тема 7. Здоровый образ жизни и его составляющие (6 часов)

Урок 25

Общие понятия о здоровье как основной ценности человека. Индивидуальное здоровье, его физическая, духовная и социальная сущность

1 час


Урок 26

Репродуктивное здоровье – составляющая здоровья человека и общества

1 час


Урок 27

Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества

1 час


Урок 28

Здоровый образ жизни и профилактика основных неинфекционных заболеваний

1 час


Урок 29

Вредные привычки и их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек

1 час


Урок 30

Здоровый образ жизни и безопасность жизнедеятельности

1 час


Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи (4 часа)

Тема 8. Первая медицинская помощь при неотложных состояниях (4 часа)

Урок 31

Первая медицинская помощь пострадавшим и ее значение

1 час


Урок 32

Практическая работа № 1 «Первая медицинская помощь при отравлениях аврийно химически опасными веществами»

1 час


Урок 33

Практическая работа №2 «Первая медицинская помощь при травмах»

1 час


Урок 34

Практическая работа № 3 «Первая медицинская помощь при утоплении»

1 час


Урок 35

Контрольная работа № 2 «Здоровый образ жизни. Оказание первой медицинской помощи»

1 час




12


Рабочая программа по ОБЖ 8 класс
  • ОБЖ
Описание:

Рабочая программа разработана на основе комплексной программы «Основы безопасности жизнедеятельности» 5-11 классы под общей редакцией А.Т. Смирнова. Москва «Просвещение», 2010 год.

 

Настоящая программа рассчитана на 35 часов в год (1 час в неделю). В том числе: контрольное тестирование – 2, практических работ  - 3.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника для общеобразовательных учреждений «Основы безопасности жизнедеятельности». 8 класс: / А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников; под редакцией А.Т. Смирнова; Рос. акад. Образования, издательство «Просвещение». – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2014.

Автор КОЛЕГОВА Елена Юрьевна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел ОБЖ
Подраздел
Просмотров 449
Номер материала 26509
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓