Главная / ОБЖ / Рабочая программа по ОБЖ

Рабочая программа по ОБЖ


Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа № 27»

35735 Россия, Ставропольский край, Предгорный район, поселок Тамбукан, улица Кирова, дом 30

Сайт: http://26206s042.edusite.ru/; email: tambukan27@mail.ru; тел/факс (87961)60465

_________________________________________________________________________________________




Согласовано:

Заместитель директора по УВР

____________Ф. А. Зайцева

« » 20 г.







Рабочая программа


по учебному курсу:

«Основы безопасности жизнедеятельности»

5-10 классы.

Базовый уровень




Составитель:

учитель I категории

Хамутова Марина Васильевна



Рассмотрено на заседании

районного методического объединения

преподавателей – организаторов ОБЖ

Предгорного муниципального района

протокол № ___ от «___» ________ 20__г.






2014- 2015 учебный год


Пояснительная записка


В современном мире опасные и чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера стали объективной реальностью в процессе жизнедеятельности каждого человека. Они несут угрозу его жизни и здоровью, наносят огромный ущерб окружающей природной среде и обществу. В настоящее время вопросы обеспечения безопасности стали одной из насущных потребностей каждого человека, общества и государства.

Анализ трагических последствий различных опасных и чрезвычайных ситуаций показывает, что более чем в 80% случаев причиной гибели людей является «человеческий фактор». Трагедия чаще всего происходит из-за несоблюдения человеком комплекса мер безопасности в различных жизненных ситуациях, в том числе и при угрозе совершения террористического акта, пренебрежение к соблюдению норм здорового образа жизни и установленных норм безопасного поведения в повседневной жизни (безопасность на дорогах, пожарная безопасность, безопасность в быту и др.).

По мнению специалистов МЧС России, «человеческий фактор» в настоящее время является, если не главным, то определяющим в деле обеспечения личной безопасности каждого человека и национальной безопасности России. При этом роль человека в обеспечении личной безопасности и национальной безопасности России постоянно возрастает.

При составлении рабочей программы учитывались Федеральный и Региональный базисные учебные планы по курсу ОБЖ, в соответствие с которыми, на изучение курса ОБЖ в 5 – 9 классах отводится по 34 часа в год (1 час в неделю), и в 10 - 11 классах по 35 часов в год (1 час в неделю). Кроме того, для учащихся 10-х классов отводится 35 часов в год для проведения сборов на базе воинской части.

Настоящая учебная программа представляет собой первую часть комплексной учебной программы по основам безопасности жизнедеятельности для 5—11 классов.

Рабочая программа является типовой, определяющей базовое содержание курса (федеральный компонент общеобразовательных программ) и предназначена для общеобразовательного учреждения.

Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» предназначен для воспитания личности безопасного типа, хорошо знакомой с современными проблемами безопасности жизни и жизнедеятельности человека, осознающей их исключительную важность, стремящейся решать эти проблемы, разумно сочетая личные интересы с интересами общества.

При разработке содержания данной учебной программы принималась во внимание специфика содержания курса ОБЖ, которая заключается в следующем:

· учет основных закономерностей развития теории безопасности;

· интегративность (проблематика курса ОБЖ охватывает многие

сферы человеческой деятельности и является результатом взаимодействия разнообразных систем, направленных на сохранение жизни человека и окружающей среды);

· направленность на формирование у учащихся современного уровня

культуры безопасности жизнедеятельности для снижения отрицательного влияния «человеческого фактора» на безопасность личности, общества и государства.

Изучение тематики данной учебной программы направлено на решение следующих задач:

· формирование у учащихся научных представлений о принципах и путях снижения «фактора риска» в деятельности человека и общества;

· выработка умений предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации

природного, техногенного и социального характера и адекватно противодействовать им;

· формирование у учащихся модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, а также развитие способностей оценивать опасные ситуации, принимать решения и действовать безопасно с учетом своих

возможностей.


Основными целями изучения курса ОБЖ являются:

1. Освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях (ЧС) природного, техногенного и социального характера; здоровье и здоровом образе жизни (ЗОЖ); государственной системе защиты населения от опасных и ЧС; об обязанностях граждан по защите государства.

2. Воспитание ценностного отношения к человеческой жизни и здоровью; чувства уважения к героическому наследию России и ее государственной символике; патриотизма и долга по защите Отечества.

3. Развитие черт личности, необходимых для безопасного поведения в ЧС и при прохождении военной службы; бдительности по предотвращению актов терроризма; потребности в соблюдении ЗОЖ.

4. Овладение умениями оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья; действовать в ЧС; использовать СИЗ и СКЗ; оказывать ПМП пострадавшим.


На современном этапе концепция образования по курсу ОБЖ состоит из четырех ступеней обучения, содержащих несколько уровней подготовки и получения знаний:

-I ступень (уровень 0) - семья, детские дошкольные учреждения;

-II ступень (уровни 1 – 1-4-й классы; 2 – 5-9-й классы; 3 – 10-11-й классы) – средняя общеобразовательная школа;

-III ступень (уровни 4,5,6,7) – профессиональные учебные заведения;

-IV ступень (уровни 8,9,10) – ВУЗы.

Настоящая рабочая программа посвящена обучению детей по курсу ОБЖ на 2-ом и 3-ем уровнях, т.е. в 5-11-х классах.

 

Второй уровень обучения ОБЖ реализовывается в 5 – 9-ых классах основного общего образования. Он начинается с изучения источников и видов опасностей, а завершается определением роли личности в обеспечении безопасности в условиях деятельности и отдыха человека. Второй уровень обучения включает следующие темы (изучаемые вопросы) обязательного минимума содержания курса ОБЖ (5-9 кл.):

  • описание источников опасности и их видов;

  •  основные понятия и терминология в области БЖД, классификация опасностей;

  •    естественные опасности, связанные с изменением климата, освещенности; защита от них;

  •   стихийные явления (землетрясения, извержения вулканов, бури, ураганы, смерчи, туманы, град, наводнения, обвалы, оползни, сели и т.п.) и защита от них;

  •    техногенные опасности, связанные с реализацией учебного процесса в школе, работой современного производства транспорта, источников получения энергии, др. отраслей экономики, защита от техногенных ЧС; использование СИЗ и СКЗ;

  •    безопасность в условиях вынужденной автономии, ориентирования, способы выживания, добывание огня, пищи и воды, правильное их использование;

  •    опасности, возникающие в криминальных ситуациях и правила безопасного поведения в таких ситуациях;

  •    1МП и способы ее оказания пострадавшим;

  •    опасные профессии, роль личности в обеспечении безопасности жизнедеятельности в повседневной обстановке.

Третий уровень обучения ОБЖ (10-11 кл.) является завершающим для лиц, получающих среднее (полное) общее образования. Основными темами обязательного минимума содержания курса ОБЖ на этом уровне являются:

  •    проблемы безопасности в системе «человек - среда обитания», идентификация опасностей, определения размеров и показателей опасных зон;

  •    последствие воздействия на человека и среду обитания различных опасностей, в том числе террористических актов, и защита от этих опасностей;

  •   формирование осознанной потребности ведения ЗОЖ, усвоение основных положений Российского законодательства о семье и необходимости сохранения репродуктивного здоровья; основные знания и навыки по сохранению своего здоровья, профилактика инфекционных заболеваний и ЗППП;

  •    оказание первой медицинской помощи при тепловых и солнечных ударах, поражениях электрическим током, переломах, кровотечениях;

  •    овладение навыками ЭРП, ИВЛ;

  • ознакомление с основными направлениями деятельности государственных организаций по защите населения и территорий от ЧС, Единой государственной системой предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС), гражданской обороной и ее задачами;

  • изучение современных средств поражения, масштабов разрушений, их поражающие факторы и способов защиты от них;

  • основные руководящие документы в области обороны и службы в РА;

  • обязанности при прохождении военной службы по призыву и контракту, альтернативная служба;

  • предназначение и структура ВС РФ, их история создания;

  • обязательная и добровольная подготовка к военной службе;

  • постановка на воинский учет, сроки воинской службы, статус военнослужащего (Закон о статусе военнослужащего);

  • начальная военная подготовка в школе и на базе воинской части.

Рабочая программа включает следующие разделы: пояснительную записку, учебно – тематический план, содержание тем учебного курса, требования к уровню подготовки учащихся, перечень учебно – методического обеспечения, список литературы, приложения к программе.

В основу содержания программы положена идея полицентризма опасных и вредных факторов, а также идея предметной интеграции. Элементы содержания других общеобразовательных областей, одновременно являющиеся фрагментами образовательной области ОБЖ и подлежащие чёткой взаимосвязи с интегрирующем курсом, рассматриваются: в естествознании, обществознании, технологии, физической культуре, математике и информатике и др. предметная интеграция в программе способствует формированию целостного представления об изучаемом объекте и предмете, усилению развивающей и культурной составляющей курса, а также рациональному использованию учебного времени.

С учётом познавательных возможностей школьников программа обучения по курсу строится на основе спирального развёртывания системы знаний о безопасности человека, что позволяет на каждом этапе обучения формировать целостную картину опасностей окружающего мира, обеспечивать развитие знаний, умений и навыков в этой области, постепенно углублять мировоззренческий и практический уровни содержания школьного курса.

Достигается это за счёт увеличения от этапа к этапу обучения числа выявленных связей и отношений, использования различных глубин проникновения в сущность явлений и характера познавательной деятельности учащихся.

Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» на этапе основного общего образования являются:

-использование для познания окружающего мира различных методов наблюдения и моделирования;

-выделение характерных причинно-следственных связей;

-творческое решение учебных и практических задач;

-сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям;

-самостоятельное выполнение различных творческих работ, участие в проектной деятельности;

-использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных;

-самостоятельная организация учебной деятельности; оценивание своего поведе-ния, черт своего характера, своего физического и эмоционального состояния;

соблюдение норм поведения в окружающей среде, правил здорового образа жизни;

использование своих прав и выполнение своих обязанностей как гражданина, члена общества и учебного коллектива.


Формы занятий, используемые при обучении ОБЖ следующие:

-учебные и учебно-тренировочные занятия с элементами моделирования опасных и экстремальных ситуаций;

-семинары и круглые столы;

-индивидуальные консультации;

-учебные сборы на базе воинской части по основам военной службы с учащимися - юношами 10 классов;

- внеклассная и внешкольная работа (участие в мероприятиях и соревнованиях в рамках детско-юношеского движения «Школа безопасности», проведение Дня защиты детей, различные эстафеты и викторины поОБЖ, встречи с ветеранами войны и труда, работниками военкоматов и правоохранительных органов, органов ГОЧС, ГИБДД, медицины; тематические выставки и выставки творческих работ учащихся и др.


Результаты изучения учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников».


Требования направлены на формирование знаний и умений, востребованных в повседневной жизни, позволяющих адекватно воспринимать окружающий мир, предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации и в случае их наступления правильно действовать.

Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится обучающимися об основах здорового образа жизни, об опасных и чрезвычайных ситуациях, об оказании первой медицинской помощи.

Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: анализировать и оценивать, действовать, использовать, соблюдать и т.д.

В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, нацеленные на обеспечение личной безопасности в повседневной жизни.

Ожидаемый результат обучения по данной примерной программе в наиболее общем виде может быть сформулирован как способность выпускников правильно действовать в опасных и чрезвычайных ситуациях социального, природного и техногенного характера.

По завершении школьного образования у учащихся должны быть сформированы основы культуры личной и коллективной безопасности, нравственно-этического мировоззрения, предусматривающего заботу о личной безопасности, безопасности окружающих людей, создание благоприятных для жизни и деятельности условий среды обитания. К этому периоду человек должен научиться рассматривать в качестве приоритета вопросы обеспечения безопасности жизнедеятельности

Более подробно ожидаемые результаты обучения раскрыты в Требованиях к уровню подготовки выпускников.


Знания и умения учащихся оцениваются на основании устных ответов (выступлений), а также практической деятельности, учитывая их соответствие требованиям программы обучения, по пятибалльной системе оценивания.

1.     Оценку «5» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), письменная работа, практическая деятельность или их результат соответствуют в полной мере требованиям программы обучения. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «5» получает учащийся, набравший 90 – 100% от максимально возможного количества баллов.

2.     Оценку «4» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), письменная работа, практическая деятельность или их результат в общем соответствуют требованиям программы обучения, но недостаточно полные или имеются мелкие ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «4» получает учащийся, набравший 70 – 89% от максимально возможного количества баллов.

3.     Оценку «3» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), письменная работа, практическая деятельность или их результат соответствуют требованиям программы обучения, но имеются недостатки и ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «3» получает учащийся, набравший 45 - 69% от максимально возможного количества баллов.

4.     Оценку «2» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), письменная работа, практическая деятельность или их результат частично соответствуют требованиям программы обучения, но имеются существенные недостатки и ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «2» получает учащийся, набравший 20 - 44% от максимально возможного количества баллов.


Контроль качества образования по курсу ОБЖ.

 

         Для 5, 6, 7, 8 классов.

 

  • проведение тестирования по пройденному материалу;

  • летучки, самостоятельные работы;

  • семинары, круглые столы;

  • зачеты по практическим вопросам с выходом на природу;

  • сообщения учащихся по тематике.

 

Для 9, 10, 11 классов.

 

  • тестирование (10 класс);

  • рефераты и их защита (9, 10, 11 класс);

  • самостоятельные работы, семинары (9, 10, 11 класс);

  • уметь проводить диагностику простых заболеваний, оказывать ПМП,

  • ЭРП и ИВЛ пострадавшим (9, 11 класс).

 

Требования к уровню подготовки выпускников по курсу ОБЖ.

 

Требования разработаны на основании Госстандарта по ОБЖ в соответствии с обязательным минимумом и служат основой для  разработки и осуществления контроля качества образования по ОБЖ для государственной аттестации выпускников образовательных учреждений.

 

Выпускник должен:

 

Знать/понимать:

основы здорового образа жизни; факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье; вредные привычки и их профилактику;

правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях социального, природного и техногенного характера;

способы безопасного поведения в природной среде: ориентирование на местности, подача сигналов бедствия, добывание огня, воды и пищи, сооружение временного укрытия.

Уметь:

действовать при возникновении пожара в жилище и использовать подручные средства для ликвидации очагов возгорания;

соблюдать правила поведения на воде, оказывать помощь утопающему;

оказывать первую медицинскую помощь при ожогах, отморожениях, ушибах, кровотечениях;

пользоваться средствами индивидуальной защиты (противогазом,

респиратором, ватно-марлевой повязкой, домашней медицинской аптечкой) и средствами коллективной защиты;

вести себя в криминогенных ситуациях и в местах большого скопления людей;

действовать согласно установленному порядку по сигналу «Внимание всем!», комплектовать минимально необходимый набор документов, вещей и продуктов питания в случае эвакуации населения.

 

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

обеспечения личной безопасности на улицах и дорогах;

соблюдения мер предосторожности и правил поведения пассажиров в общественном транспорте;

пользования бытовыми приборами и инструментами;

проявления бдительности и поведения при угрозе террористического акта;

обращения (вызова) в случае необходимости в соответствующие службы экстренной помощи.


Перечень учебно – методического комплекта.

Программа: Основы безопасности жизнедеятельности. Программа общеобразовательных учреждений. 1-11 кл.: Начальная школа. Основная школа. Средняя (полная) школа: базовый и профильный уровни/ Под общей редакцией А. Т. Смирнова.- М.: Просвещение, 2007 год. – 110с.

Учебники:

1. М.П. Фролов, Е.Н. Литвинов, А.Т. Смирнов и др. ОБЖ: 5-й кл.: учеб. для общеобразовательных учреждений; под ред. Ю.Л. Воробьева. – М.: АСТ: Астрель, 2006 – 173, [3], с.: ил. новый. (основной учебник).

2. ОБЖ: 6-й кл.: учеб. для общеобразоват. учр./М.П. Фролов, Е.Н. Литвинов, А.Т.Смирнов и др.; под ред. Ю.Л. Воробъева. – М.:АСТ:Астрель, 2005-2006, [2] с.: ил.(основной учебник).

3. ОБЖ: 7-й кл.: учебник для общеобразовательных учреждений/М.П. Фролов, Е.Н. Литвинов, А.Т.Смирнов и др.; под ред. Ю.Л. Воробъева. – М.: АСТ:Астрель, 2004- 158 с., [2] с. НОВЫЙ (основной учебник)

4. ОБЖ: 8 кл.: учеб. для общеобразоват. учр./М.П. Фролов, Е.Н. Литвинов, А.Т.Смирнов и др.; под ред. Ю.Л. Воробъева. – М.: АСТ:Астрель, 2006 - 206, [2] с. (основной учебник)

5. ОБЖ: 9 кл.: учеб. для общеобразоват. учр./М.П. Фролов, Е.Н. Литвинов, А.Т.Смирнов и др.; под ред. Ю.Л. Воробъева. – М.: АСТ:Астрель, 2002 - 253, [3] с. НОВЫЙ (основной учебник)

6. 1. ОБЖ: 10 кл.: учеб. для общеобразоват. учр./М.П. Фролов, Е.Н. Литвинов, А.Т.Смирнов и др.; под ред. Ю.Л. Воробъева. – М.: ООО «Изд. Астрель»: 2004 - 382, [2] с. (основной учебник)

2. ОБЖ: 10 кл.: учеб. для общеобразоват. учр./ А.Т.Смирнов, Б.И. Мишин, В.А. Васнев и др.; – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2001.–160 с.

3. Основы медицинских знаний и ЗОЖ: 10-11 кл.: Учеб. для общеобраз. учрежд. / А.Т.. Смирнов, Б.И. Мишин, П.В. Ижевский. – М.: Просвещение, 2001-160 с. : 8 л. 4 л.

7. 1. ОБЖ: 11 кл.: учеб. для общеобразоват. учр./М.П. Фролов, Е.Н. Литвинов, А.Т.Смирнов и др.; под ред. Ю.Л. Воробъева. – М.: ООО «Изд. Астрель»: 2002 - 366, [2] с. (основной учебник)

2. Основы медицинских знаний и ЗОЖ: 10-11 кл.: Учеб. для общеобраз. учрежд./А.Т. Смирнов, Б.И. Мишин, П.В. Ижевский. – М.: Просвещение, 2001-160 с.: 8 л. ил.




































Календарно-тематическое планирование по курсу ОБЖ

для 5-10 классов

Основные разделы (модули) тематического плана для 5 класса.

Раздел 1.

Безопасность и защита человека в ЧС

24 ч.

Раздел 2.

Гражданская оборона и ее предназначение

2 ч.

Раздел 3.

Основы ЗОЖ, медицинских знаний и1МП

4 ч.

Раздел 4.

Героические страницы истории

1 ч.


Практические занятия

3 ч.


Итого:

34 ч.


Основные разделы (модули) тематического плана для 6 класса.

Раздел 1.

Безопасность и защита человека в экстремальных природных условиях

23 ч.

Раздел 2.

Гражданская оборона

1 ч.

Раздел 3.

Основы медицинских знаний и 1МП

6 ч.

Раздел 4.

Основы ЗОЖ

3 ч.

Раздел 5

Военно-патриотическое воспитание.

1 ч.


Практические занятия

1 ч


Итого:

34 ч.

+ резерв 1 ч.


Основные разделы (модули) тематического плана для 7 класса.

Раздел 1.

Опасные и ЧС и безопасность человека

23 ч.

Раздел 2.

Гражданская оборона – основа защиты населения от опасностей мирного и военного времени

2 ч.

Раздел 3.

Основы медицинских знаний и ЗОЖ

5 ч.

Раздел 4.

Военно-патриотическое воспитание.

1 ч.


Практические занятия

3 ч


Итого:

34 ч.


Основные разделы (модули) тематического плана для 8 класса.

Раздел 1.

ЧС техногенного характера. Безопасность и защита человека

22 ч.

Раздел 2.

Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС)

2 ч.

Раздел 3.

Основы медицинских знаний и ЗОЖ

6 ч.

Раздел 4.

Военно-патриотическое воспитание.

1 ч.


Практические занятия

3 ч


Итого:

34 ч.


Основные разделы (модули) тематического плана для 9 класса.

Раздел 1.

ЧС и жизнедеятельность человека

19 ч.

Раздел 2.

Правила безопасного поведения в повседневной жизни

6 ч.

Раздел 3.

Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС

3 ч.

Раздел 4.

Всероссийское движение «школа безопасности» – составная часть подготовки населения к действиям в ЧС (практикум по ОБЖ)

5 ч.

Раздел 5.

Военно-патриотическое воспитание.

1 ч.


Итого:

34 ч.


Основные разделы (модули) тематического плана для 10 класса.

Раздел 1.

Опасные и чрезвычайные ситуации, возникающие в повседневной жизни, и правила безопасного поведения.

5 ч.

Раздел 2.

Гражданская оборона – составная часть обороноспособности страны.

8

Раздел 3.

Основы медицинских знаний и ЗОЖ

9 ч.

Раздел 4.

Основы обороны страны и воинская обязанность

13 ч.


Практические занятия на базе воинской части

35 ч.


Итого:

70 ч.












































Тематический план

по курсу ОБЖ для 5 класса на 20__/20__ учебный год


урока

Тема урока

Количество часов

Дата проведения

Примечание

1

2

3

4

5


Раздел 1. Безопасность и защита человека в ЧС.

24




Глава 6. Правила обеспечения безопасности дорожного движения (ПДД)

8



1

Улицы и движение в нашем городе (селе, поселке)

1



2

Дорожные знаки и дополнительные средства информации

1



3

Правила пользования транспортом

1



4

Основные понятия и термины ПДД

1



5

Элементы улиц и дорог

1



6

От «бытовой» привычки — к трагедии на дороге.

1



7

На железной дороге

1



8

Обязанности водителя велосипеда. Езда на велосипеде

1




Безопасность и защита человека в ЧС.

16




Глава 1. Опасные и ЧС

3



9

Тема 1.1. Что такое опасные и чрезвычайные ситуации? Главные формулы ОБЖ. Формула безопасности.

1



10

Тема 1.2. Как научиться выявлять и предвидеть опасности.

1



11

Тема 1.3. Опасности в городе и поселке

1




Глава 2. Аварийные ситуации в жилище. Безопасность современных жилищ

3



12

Тема 2.1. Опасные ситуации в жилище. Причины их возникновения.

1



13

Тема 2.2. Пожары в жилище. Причины пожаров. Оповещение и эвакуация при пожаре. Средства тушения пожаров.

1



14

Тема 2.4. Утечка газа. Опасность угарного газа. Затопление жилища. Разрушение здания.

1




Глава 3. Безопасность в быту.

2



15

Тема 3.1. Средства бытовой химии и их опасность.

1



16

Тема 3.2. Последствия неправильного использования средств бытовой химии:

а) химические ожоги; отравление ядохимикатами;

б) отравления продуктами и медикаментами.




1


1




Глава 4. Современный транспорт - зона повышенной опасности.

2



17

Тема 4.1. Обязанности пассажиров и пешеходов.

Безопасность в общественном и личном транспорте.

Опасные ситуации в метро и электрике.

1



18

Тема 4.2. Другие опасности на улицах. Толпа. Гололед.

Опасности на воде и водном транспорте Опасные ситуации на ж.д. транспорте. Опасные ситуации на воздушном транспорте.

1





Глава 5. Опасные ситуации криминального (преступного) характера

3



19

Тема 5.1. Как уберечь себя от преступлений. Как защитить свой дом.

1



20

Тема 5.2. Если двери твоей квартиры пытаются открыть. Правило «пяти не»

1



21

Тема 5.3. Криминальные ситуации на улице и в других общественных местах.

1




Глава 6. Опасные ситуации, связанные с нарушением экологического равновесия

3



22

Тема 6.1. Причины нарушения экологического равновесия. Загрязнение воздуха

1



23

Тема 6.2. Загрязнения воды, почвы, продуктов.

1



24

Тема 6.3. Другие экологические факторы, влияющие на безопасность человека:

а) шум;

б) инфразвуки, вибрация, искусственная радиация;

в) безопасный компьютер.

1




Раздел 2. ГО и ее предназначение

2




Глава 7. Основные понятия о ГО.

2



25

Тема 7.1. Назначение ГО, задачи ГО.

Какие службы защищают население. Оповещение об опасностях.

1



26

Тема 7.2. Сигналы оповещения, установленные в школе. Практические действия учащихся по сигналу «Внимание всем!»

1

Практическое занятие



Раздел 3. Основы медицинских знаний и 1МП. ОЗОЖ.

4




Глава 8. Первая медицинская помощь и правила ее оказания

4



27

Тема 8.1 Что надо знать об оказании первой помощи

1



28

Тема 8.2 Первая медицинская помощь при различных видах повреждений

1



29

Тема 8.3 Оказание первой медицинской помощи при ушибах, ссадинах, носовом кровотечении и потере сознания (ПДД) (практические занятия)

1



30

Тема 8.4. Первая медицинская помощь при отравлениях (практические занятия)





Раздел 4. Героические страницы отечества

1




Глава 9. Героические страницы отечества

1



31

Тема 9.1. Мир отстояли, мир сохраним.

1



32-34

Практические занятия.

3




Итого:

34 часа













Тематический план

по курсу ОБЖ для 6 класса на 20__/20__ учебный год


урока

Тема урока

Количество часов

Дата проведения

Примечание

1

2

3

4

5


Раздел 1. Безопасность и защита человека в экстремальных природных условиях





Правила обеспечения безопасности дорожного движения

9



1

Причины ДТП

1



2

Где и как переходить улицу?

1



3

Перекрестки и их виды

1



4

Сигналы светофора с дополнительной секцией

1



5

Знаки для пешеходов и для водителей

1



6

Движение транспортных средств

1



7

Движение па загородным (сельским) дорогам

1



8

Дополнительные требования к движению велосипедистов

1



9

Правила для роллинга

1




Раздел 1. Безопасность и защита человека в экстремальных природных условиях.





Глава 1. Экстремальная ситуация в природе и первоочередные действия человека, попавшего в нее.

2




10

Тема 1.1. Опасные и экстремальные ситуации. Что к ним приводит?

1



11

Тема 1.2. Факторы, мешающие справляться с экстремальной ситуацией и как их преодолеть.

Последовательность действия в экстремальной ситуации в природе.

1




Глава 2. Смена климатографических условий.

1



12

Тема 2.1. Акклиматизация в условиях жаркого климата и в Северных районах.


Акклиматизация в горной местности.


Общие правила успешной акклиматизации, питьевой и пищевой режимы.

1




Глава 3. Возможности выживания человека в условиях автономного существования в природной среде.

11



13

Тема 3.1. Если ты отстал от группы или заблудился в лесу.

1



14

Тема 3.2. Авария транспортного средства в безлюдной местности.

1



15

Тема 3.3. Способы подачи сигналов бедствия

1



16

Тема 3.4. Ориентирование по компасу, солнцу и часам, звездам.

1



17

Тема 3.5. Ориентирование по местным признакам. Как находить дорогу к жилью?

1



18

Тема 3.6. Устройство временных укрытий.

1



19

Тема 3.7. Добывание огня. Виды костров.

1



20

Тема 3.8. Добывание воды и пищи.

1



21

Тема 3.9. Личная гигиена. Уход за одеждой и обувью. Профилактика заболеваний.

1



22

Тема 3.10. Как вести себя при встрече с хищными зверями.

1



23

Тема 3.11. Молнии. Их виды. Поражение молнией. 1МП.

1





Раздел 2. Гражданская оборона.

1




Глава 4. Становление ГО как системы защиты населения от опасностей мирного и военного времени

1



24

Тема 4.1. Что такое МПВО и ее задачи.

1




Раздел 3. Основы медицинских знаний и 1МП.

6




Глава 5. Общие принципы оказания 1МП

6



25

Тема 5.1. Само и взаимопомощь. Общие принципы оказания 1МП.

1



26

Тема 5.2.Аптечка. Природные лекарственные средства. Потертости и мозоли. Ссадины и порезы.

1



27

Тема 5.3. Оказание первой медицинской помощи при ранениях (ПДД)

1



28

Тема 5.4. Травмы ОДА:

- ушибы, растяжения и разрывы связок, вывихи и переломы;

1



29

Тема 5.5. Укусы животных:

- укусы насекомых, паукообразных;

- укусы змей;

- укусы бешеных животных и грызунов. 1МП.


1



30

Тема 5.6. Отравления, их виды и причины. 1 МП

Тепловые и солнечные удары. Утопления. 1МП


1




Раздел 4. ОЗОЖ.

3




Глава 6. Здоровье человека – основа жизни ЗОЖ.

3



31

Тема 6.1. Здоровье и его составляющие. Распорядок дня.

1



32

Тема 6.2. Понятие ЗОЖ. Факторы, разрушающие здоровье.

1



33

Тема 6.3. Влияние физкультуры на здоровье и ЗОЖ.

1




Раздел 5. Боевые традиции Вооруженных сил России.

1




Военно-патриотическое воспитание.

1



34

«Памяти героев верны» о почетной Вахте Памяти

на Посту № 1 у Вечного Огня.

1



35

Практические занятия.

1




Итого:

34(35 ) часов









































Тематический план

по курсу ОБЖ для 7 класса на 20__/20__ учебный год


урока

Тема урока

Количество часов

Дата проведения

Примечание

1

2

3

4

5


Раздел 1. Опасные и чрезвычайные ситуации и безопасность человека.

23




Правила обеспечения безопасности дорожного движения

8



1

Как мы знаем ПДД

1



2

Дорожные «ловушки»

1



3

Поведение участников и очевидцев ДТП

1



4

Светофоры для пешеходов

1



5

Сигналы регулировщика

1



6

Правила перевозки пассажиров на мотоцикле и мотороллере

1



7

Устройство велосипеда, его снаряжение и техническое обслуживание

1



8

Движение велосипедистов группами. Велоэстафета

1




Глава 1. ЧС природного характера и защита населения от их последствий.

1



9

Тема 1.1. ЧС природного происхождения, их классификация. Защита населения от ЧС природного характера.

1




Глава 2. Наводнения.

2



10

Тема 2.1. Понятие наводнения. Классификация наводнений по причинам возникновения и масштабам наводнения.

1



11

Тема 2.2. Поражающие факторы наводнений. Мероприятия по защите населения от наводнения.

Действия населения при угрозе и во время наводнения.

1




Глава 3. Ураганы, бури, смерчи.

2



12

Тема 3.1. Понятие и классификация ураганов, бурь, смерчей; причины их возникновения.

1



13

Тема 3.2. Поражающие факторы У., Б., С., и меры по защите и снижению последствий от них.

1




Глава 4. Землетрясения.

2



14

Тема 4.1. Понятие, причины возникновения и классификация землетрясений.

1



15

Тема 4.2. Основные характеристики землетрясений, их последствия и меры по снижению потерь и ущерба от них. Действия населения при угрозе и во время землетрясения.

1




Глава 5. Цунами (моретрясения)

1



16

Тема 5.1. Понятие цунами (моретрясения). Причины его возникновения и основные параметры. Действия населения при угрозе и во время цунами

1




Глава 6. Обвалы, оползни, сели.

2




17

Тема 6.1. Основные понятия обвалы, оползни, сели. Параметры и причины из возникновения.

1



18

Тема 6.2. Поражающие факторы О., О., С. Меры по снижению ущерба от них. Действие населения при проявлении и сходе О., О., С.

1




Глава 7. Лесные и торфяные пожары.

2



19

Тема 7.1. Понятие лесных и торфяных пожаров, их классификация и характеристика.

1



20

Тема 7.2. Причины возникновения, последствия Л. и Т. пожаров, их профилактика.

Правила безопасного поведения во время пожаров и защита от них.

1




Глава 8. Криминогенные ситуации и безопасность человека.

2



21

Тема 8.1. Понятие «толпа». Безопасное поведение в толпе.

1



22

Тема 8.2. Как не стать жертвой сексуального домогательства и насилия:

- общие принципы и правила поведения; как распознать человека, склонного к половым преступлениям;

- специальные рекомендации девушкам-подросткам.



1







Раздел 2. ГО – основа защиты населения от опасностей мирного и военного времени.

2




Глава 9. Гражданская оборона в школе.

2



23

Тема 9.1. Организация ГО в школе. Обязанности учащихся по ГО.

1



24

Тема 9.2. Практические действия учащихся в опасных ситуациях:

- сигналы оповещения в школе;

- действия по сигналам: «Внимание всем!», «Пожар», «Химическая тревога!».


1

Практические занятия



Раздел 3. Основы медицинских знаний и ЗОЖ.

5




Глава 10. Основы медицинских знаний и 1МП.

2



25

Тема 10.1. Понятие о ранах. Виды ран. 1МП.

1



26

Тема 10.2. Оказание первой медицинской помощи при наружном кровотечении (ПДД)

1





Глава 11. Основы здорового образа жизни.

3



27

Тема 11.1. Понятие ЗОЖ. Факторы, разрушающие здоровье.

1



28

Тема 11.2. Особенности ЗОЖ в период полового созревания.

1



29

Тема 11.3. Личная гигиена подростка.

1




Раздел 4. Боевые традиции Вооруженных сил России.

1




Военно-патриотическое воспитание.

1



30

«Памяти героев верны» о почетной Вахте Памяти

на Посту № 1 у Вечного Огня.

1



31-34

Практические занятия.

3




Итого:

34 часа



























Тематический план

по курсу ОБЖ для 8 класса на 20__/20__ учебный год


урока

Тема урока

Количество часов

Дата проведения

Примечание

1

2

3

4

5


Раздел 1. ЧС техногенного характера. Безопасность и защита человека.

22




Правила обеспечения безопасности дорожного движения

9



1

История дорожных знаков

1



2

Разметка проезжей части улиц и дорог

1



3

Движение пешеходов индивидуально, группами и в колоннах

1



4

Правила поведения участников дорожного движения. Дорожная этика

1



5

Назначение номерных опознавательных знаков и надписей на транспортных средствах

1



6

Остановочный и тормозной путь автомобиля.

1



7

Велосипед с подвесным двигателем и мопед

1



8

Перевозка учащихся на грузовых автомобилях

1



9

Пассажиром быть не просто

1




Глава 1. Производственные аварии и катастрофы.

2



10

Тема 1.1. Понятие аварии, катастрофы. Основные причины техногенных аварий и катастроф.

1



10

Тема 1.2. Характеристика основных типов ЧС техногенного характера и их последствий.

1




Глава 2. Пожары и взрывы.

2



11

Тема 2.1. Пожары.

1



12

Тема 2.2. Взрывы.

1




Глава 3. Аварии с выбросом (угрозой выброса) АХОВ.

2




Тема 3.1. АХОВ и ХОО. Характеристика АХОВ и их поражающие факторы.

1




Тема 3.2. Возможные последствия при авариях на ХОО и правила поведения населения. Характеристика очагов поражений АХОВ.

1




Глава 4. Аварии с выбросом (угрозой выброса) РВ.

3



13

Тема 4.1. Радиоактивность и РОО.

1



14

Тема 4.2. Ионизирующее излучение: природа, единицы измерения, биологические эффекты. Последствия радиационных аварий.

1



15

Тема 4.3. Естественная радиоактивность. Характеристика очагов поражения при радиационных авариях. Защита от ИИ. Правила поведения населения при авариях на РОО.

1




Глава 5. Гидродинамические аварии.

2




16

Тема 5.1. Гидродинамические аварии и гидротехнические сооружения. Причины и виды гидротехнических аварий.

1



17

Тема 5.2. Последствия гидродинамических аварий, меры по защите от них. Правила поведения населения при угрозе и во время гидродинамических аварий.

1




Глава 6 Нарушение экологического равновесия.

3



18

Тема 6.1. Экология и экологическая безопасность. Биосфера и человек. Загрязнение атмосферы.

1



19

Тема 6.2. Загрязнение почв и природных водоисточников.

1



20

Тема 6.3. Понятие о ПДК загрязняющих веществ. Характеристика экологической обстановки в Росси.

1




Глава 7. Правила безопасного поведения в криминогенной ситуации.

1



21

Тема 7.1. Основные понятия в уголовной ответственности несовершеннолетних.

1




Раздел 2. Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС).

2




Глава 8. Единая система РСЧС.

2



22

Тема 8.1. Основные понятия о РСЧС. История создания системы.

1



23

Тема 8.2. Задачи РСЧС на современном этапе.

1




Раздел 3. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.

6




Глава 9. Основы медицинских знаний и 1МП.

4



24

Тема 9.1. Виды, цели и задачи 1МП. Основные мероприятия при 1МП.

1




25

Тема 9.2. 1МП при отравлениях АХОВ.

1



26

Тема 9.3. Первая медицинская помощь при травмах (ПДД)




27

Тема 9.4.Защита от РВ: йодная профилактика и снижение радиоактивности потребляемых продуктов.

1




Глава 10. Основы здорового образа жизни.

2



28

Тема 10.1. Режим труда и отдыха подростка. Питание и сон.

1



29

Тема 10.2. Закаливание и профилактика простудных заболеваний.

1




Раздел 4. Боевые традиции Вооруженных сил России.

1




Военно-патриотическое воспитание.

1



30

«Памяти героев верны» о почетной Вахте Памяти

на Посту № 1 у Вечного Огня.

1



31-34

Практические занятия.

3




Итого:

34 часа














































Тематический план

по курсу ОБЖ для 9 класса на 20__/20__ учебный год


урока

Тема урока

Количество часов

Дата проведения

Примечание

1

2

3

4

5


Раздел 1. Чрезвычайные ситуации и жизнедеятельность человека.

19




Правила обеспечения безопасности дорожного движения

7



1

Ответственность за нарушения ПДД

1



2

История автомототранспорта и принимаемые меры по обеспечению безопасности дорожного движения

1



3

Правила дорожного движения и история их создания

1



4

Перевозка грузов

1



5

Предупредительные сигналы водителей

1



6

Движение в темное время суток и в сложных погодных условиях

1



7

Оборудование автомобилей и мотоциклов специальными сигналами

1




Глава 1. Нарушение экологического равновесия в местах проживания и его влияние на здоровье человека.

9



8

Тема 1.1. Концепция экологической безопасности России.

1



9

Тема 1.2. Среда обитания человека – важнейший фактор его здоровья. Загрязнение окружающей среды.

1



10

Тема 1.3. Химические загрязнения и отравления: ксенобиотики; как организм защищается от ксенобиотиков.

1



11

Тема 1.4. Шум и здоровье. Шумовое загрязнение среды. Защита от шумов.

1



12

Тема 1.6. Безопасное питание. История пищевого рациона.

1



13

Тема 1.7. Болезни питания и «благополучный » рацион.

1



14

Тема 1.8. Биоритмы – организаторы нашей жизни. «Совы», «жаворонки», «голуби».

1



15

Тема 1.9. Как избежать переутомления.

1



16

Тема 1.10.Стресс – фактор и стресс-реакция. Истощение. Защита от стресса.

1




Глава 2. Экологическая безопасность в природных условиях.

3



17

Тема 2.1. Опасные природные явления. Последствия воздействия климатических факторов.

1



18

Тема 2.2. Природные аллергены.

1



19

Тема 2.3. Старение. Его причины. Продолжительность жизни. Теория продление жизни.

1




Раздел 2. Правила безопасного поведения в повседневной жизни.

6




Глава 3. Безопасное поведение в быту.

3




20

Тема 3.1. Факторы отрицательного воздействия компьютера на организм человека.

1



21

Тема 3.2. Организация рабочего места у компьютера.

1



22

Тема 3.3. Безопасность при работе с режущими, колющими инструментами и металлорежущим оборудованием. Правила безопасности на уроках технологии, химии, физики, ОБЖ, физкультуре и при занятиях спортом.

1




Глава 4. Безопасное поведение на улице и в общественных местах.

3



23

Тема 4.1. Безопасное поведение в толпе, на темной улице и в общественных местах.

1




24

Тема 4.2. Действия в ЧС криминогенного характера:

а) сексуальная безопасность;

б) как преступник выбирает жертву.

1



25

Тема 4.3. Опасность религиозных сект.

1




Раздел 3. Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС.

3




Глава 5. Международное гуманитарное право по защите населения в ЧС.




26

Тема 5.1. История создания международной системы гуманитарного реагирования при ЧС мирного и военного времени.

1



27

Тема 5.2. Цели, задачи и принципы гуманитарной деятельности.

1



28

Тема 5.3. Гуманитарные акции МЧС России

1




Раздел 4. Всероссийское движение «школа безопасности» – составная часть подготовки населения к действиям в ЧС. (Практикум по ОБЖ).

5




Глава 6. Ориентирование на местности.

5



29

Тема 6.1. Определение сторон горизонта по Солнцу и часам.

Тема 6.2. Ориентирование по полярной звезде и местным признакам.

1




30

Тема 6.3. Действия при потере ориентировки. Определение ширины и высоты объекта.

1



31

Тема 6.4. Оборудование бивака или укрытия. Типы костров.

1



32

Тема 6.5. Техника вязания узлов.

1



33

Тема 6.6. Первая медицинская помощь при утоплении. Оказание ПМП лицам пострадавшим в ДТП

1




Героико-патриотическое воспитание

1



34

Офицер — профессия героическая.

1




Итого:

34часа











































Тематический план

по курсу ОБЖ для 10 класса на 20__/20__ учебный год


урока

Наименование

раздела и темы урока

Количество часов

Дата проведения


Примечание

1

2

3

4



Глава 1. Опасные и чрезвычайные ситуации, возникающие в повседневной жизни, и правила безопасного поведения.

5



1

Правила поведения в условиях вынужденной автономии в природе.

1



2

Правила поведения в ситуациях криминогенного характера.

1



3

Правила поведения в условиях ЧС природного и техногенного характера.

1



4

Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС), ее структура и задачи. Законы и другие нормативно-правовые акты РФ по обеспечению безопасности

1



5

Уголовная ответственность несовершеннолетних.

1




Глава 2. Гражданская оборона – составная часть обороноспособности страны.

8



6

Гражданская оборона: основные понятия, определения и задачи.

1



7

Современные средства поражения:

а) ядерное оружие и его поражающие факторы;


б) химическое и бактериологическое оружие;


в) современные обычные средства поражения.


1



8

Оповещение и информирование населения об опасностях, возникающих в ЧС мирного и военного времени.

1



9-10

Организация инженерной защиты населения от поражающих факторов ЧС мирного и военного времени.

2



11

Средства индивидуальной защиты:

а) средства индивидуальной защиты органов дыхания;

б) средства защиты кожи.


1



12

Организация проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне ЧС.

1



13

Организация ГО в школе. Обязанности учащихся по ГО.

1




Глава 3. Основы медицинских знаний и профилактика инфекционных заболеваний.

3



14

Сохранение и укрепление здоровья – важная часть подготовки юноши допризывного возраста к военной и трудовой деятельности.

1



15-16

Основные инфекционные болезни их классификация и профилактика.

2




Глава 4. Основы здорового образа жизни.

6



17

ЗОЖ и его составляющие.

1



18-19

Биоритмы и их влияние на работоспособность человека. Труд, отдых, сон – составляющие ЗОЖ.

2



20

Значение двигательной активности и физической культуры для здоровья человека.

1



21-22

Вредные привычки, их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек:

а) курение;


б) алкоголизм;


в) наркомания, токсикомания.



2




Глава 5. Вооруженные Силы РФ – защитники нашего Отечества.

7



23

История создания ВС РФ.

1



24-26

Организационная структура ВС. Виды ВС, рода войск. Предназначение.

3



27-28

Функции и основные задачи. Роль и место ВС РФ в системе обеспечения национальной безопасности страны.

2



29

Другие войска, их состав и предназначение.

1




Глава 6. Боевые традиции ВС РФ.

3



30

Патриотизм и верность воинскому долгу – основные качества и защитников Отечества. Дружба и воинское товарищество – основа б/готовности, частей.

1



31

Памяти поколений – дни воинской славы России.

1



32

Дружба, войсковое товарищество – основы боевой готовности частей и подразделений.

1




Глава 7. Символы воинской чести.

3



33

Боевое Знамя – символ воинской чести, доблести и славы. Ордена ВС РФ.

1



34

Ордена – почетные награды за воинские отличия и заслуги в бою и военной службе.

1



35

Ритуалы ВС РФ.

1




Практические занятия на базе воинской части

35




ИТОГО:

70















Рабочая программа по ОБЖ
  • ОБЖ
Описание:

Настоящая учебная программа представляет собой первую часть  комплексной учебной программы по основам безопасности жизнедеятельности для 5—10 классов.

Рабочая программа является типовой, определяющей базовое содержание курса (федеральный компонент общеобразовательных программ) и предназначена для общеобразовательного учреждения.

При составлении рабочей программы учитывались Федеральный и Региональный базисные учебные планы по курсу ОБЖ, в соответствие с которыми, на изучение курса ОБЖ в 5 – 9 классах отводится по 34 часа в год (1 час в неделю), и в 10 - 11 классах по 35 часов в год (1 час в неделю). Кроме того, для учащихся 10-х классов отводится 35 часов в год для проведения сборов на базе воинской части.

При разработке содержания данной учебной программы принималась во внимание специфика содержания курса ОБЖ, которая заключается в следующем:

    · учет основных закономерностей развития теории безопасности;

    · интегративность (проблематика курса ОБЖ охватывает многие сферы человеческой деятельности и является результатом взаимодействия разнообразных систем, направленных на сохранение жизни человека и окружающей среды);

    · направленность на формирование у учащихся современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности для снижения отрицательного влияния «человеческого фактора» на безопасность личности, общества и государства.

Автор Хамутова Марина Васильевна
Дата добавления 20.12.2014
Раздел ОБЖ
Подраздел
Просмотров 481
Номер материала 8779
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓