Пояснительная записка
Рабочая программа для
11 класса разработана на основе авторской программы «Основы безопасности
жизнедеятельности», разработанной В.Н. Латчуком (руководитель), С.К. Мироновым,
С.Н.Вангородским и в соответствии с федеральным компонентом Государственного
стандарта среднего общего образования.
В настоящей рабочей
программе реализованы требования федеральных законов:
– «О защите населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;
– «Об охране окружающей
природной среды»;
– «О пожарной
безопасности»;
– «О гражданской
обороне»;
– «О безопасности
дорожного движения» и др.
Рабочая
программа разработана в полном соответствии с Обязательным минимумом
содержания курса «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ) в
образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования и является
логическим продолжением программы курса «Окружающий мир» для учащихся I—IV
классов и курса ОБЖ для учащихся V—IX классов.
Программа для 11-х
классов предназначена для изучения тем в области безопасности жизнедеятельности учащимися с учетом их потребностей в повышении уровня культуры в области безопасности жизнедеятельности для снижения отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность личности, общества и государства.
Изучение
«Основ безопасности жизнедеятельности» в 11-х классах
предусмотрено Федеральным базисным учебным
планом для общеобразовательных учреждений Российской Федерации в объеме 34 ч (из расчета по 1 ч в неделю).
В
курсе ОБЖ для 11 классе завершается обучение учащихся правилам безопасного
поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и
социального характера. В соответствии с Федеральным законом "О воинской
обязанности военной службе" письмом Министерства общего и
профессионального образования Российской Федерации оп 14 07 98 г №1133/14-12 в
программу курса ОБЖ для обучающихся 11 классе введен раздел "Основы
военной службы" Раздел Основы военной службы" органически связан с
другими разделами курса и направлен, прежде всего, на подготовку подрастающего
поколения к службе в Вооруженных Силах, выполнению конституционного долга по
защите Отечества, патриотическое (военно - патриотическое воспитание)
старшеклассников.
В
ходе изучения курса ОБЖ учащиеся получают сведения об обороне государства, их
организационной структуре, функции и основных боевых задачах, об основных
воинских обязанностях. В программе реализованы требования Федеральных законов
"06 обороне", "О воинской обязанности и военной службе",
"О гражданской обороне", "О защите населения территории от
чрезвычайных ситуаций природного техногенного характера" и постановлений
Правительства Российской Федерации от 16 января 1995 года № 43 "О
федеральной целевой программе "Создание развитие Российской системы
предупреждения действий в чрезвычайных ситуациях", от 24июля 1995 года №
738 "О порядке подготовки населения в области защиты от чрезвычайных
ситуаций"
Изучение основ безопасности жизнедеятельности в 11
классе направлено на достижение следующих целей:
·
воспитание у учащихся ответственности за
личную безопасность, безопасность общества и государства; ответственного отношения
к личному здоровью как индивидуальной и общественной ценности;
ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды
как основы в обеспечении безопасности жизнедеятельности личности, общества и
государства;
·
развитие духовных и физических качеств
личности, обеспечивающих безопасное поведение человека в условиях опасных и
чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и Социального характера;
потребности вести здоровый
образ жизни; необходимых моральных, физических и
психологических качеств для выполнения конституционного долга и обязанности
гражданина России по защите Отечества;
·
освоение знаний: о безопасном поведении
человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и
социального характера; о здоровье и здоровом образе жизни; о государственной
системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций мирного и военного
времени; об обязанностях граждан по защите государства;
·
формирование умений: оценки ситуаций,
опасных для жизни и здоровья; безопасного поведения в опасных и чрезвычайных
ситуациях; использования средств индивидуальной и коллективной защиты;
оказания первой медицинской помощи при неотложных состояниях.
Реализация указанных целей обеспечивается содержанием программы,
которая систематизирует знания в области безопасности жизнедеятельности,
полученные учащимися в основной школе, и способствует формированию у них
цельного представления в области безопасности жизнедеятельности личности,
общества и государства.
Структурно программа
курса ОБЖ состоит из трех содержательных линий: безопасность и защита человека
в опасных и чрезвычайных ситуациях, основы медицинских знаний и здорового образа
жизни, основы военной службы.
Раздел I «Основы медицинских знаний и здорового образа
жизни» предназначен для формирования у учащихся знаний о здоровом образе
жизни, основных инфекционных и неинфекционных заболеваниях, средствах их
профилактики и правилах оказания первой медицинской помощи.
Раздел II «Основы военной службы» предусматривает
изучение основных положений, раскрывающих содержание обязательной подготовки
молодежи к военной службе. Раздел состоит из семи тем, в которых
последовательно раскрывается содержание обязательной подготовки граждан к
военной службе. В процессе изучения тематики раздела учащиеся получат начальные
знания в области обороны, ознакомятся с основными положениями Военной доктрины
Российской Федерации; получат сведения о Вооруженных Силах Российской Федерации,
их структуре и предназначении для обеспечения национальной безопасности
страны; уяснят роль и значение военно-патриотического воспитания молодежи в
деле подготовки граждан России к выполнению конституционного долга по защите
Отечества.
Учебно-тематический план
№ п/п
|
Раздел/
Тема
|
Кол-во
часов
|
В том
числе практ.занятия
|
Раздел I. Основы
медицинских знаний и здорового образа жизни
|
13
|
7
|
1
|
Основы
здорового образа жизни
|
5
|
1
|
2
|
Основы
медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи (ПМП)
|
8
|
6
|
Раздел II. Основы
военной службы
|
21
|
3
|
3
|
Воинская
обязанность
|
5
|
1
|
4
|
Особенности
военной службы
|
7
|
-
|
5
|
Военнослужащий
– защитник своего Отечества. Честь и достоинство воина Вооруженных Сил России
|
9
|
2
|
Итого:
|
34
|
Календарно-тематический план
№ п/п
|
Разделы и темы программы.
|
Дата
|
Примечание
|
Дом.задание
|
План
|
Факт
|
|
|
|
|
|
|
Раздел I. Основы
медицинских знаний и здорового образа жизни – 13 часов
|
1. Основы здорового образа жизни.
|
1
|
Правила личной гигиены и здоровье.
|
04.09
|
|
|
Р.1 гл.1 Тема 1.1
|
2
|
Нравственность и здоровье.
Формирование правильного взаимоотношения полов.
|
11.09
|
|
|
Р.1 гл.1 Тема 1.2
|
3
|
Семья в современном обществе.
Законодательство РФ о семье.
|
18.09
|
|
|
Р.1 гл.1 Тема 1.3
|
4
|
Болезни, передаваемые половым
путём. Меры профилактики
|
25.09
|
|
|
Р.1 гл.1 Тема 1.4
|
5
|
СПИД и его профилактика. Уголовная
ответственность за заражение венерическими Р.1 гл.1 Тема 1.1заболеваниями.
|
02.10
|
|
|
Р.1 гл.1 Тема 1.5
|
2. Основы медицинских знаний и
правила оказания первой медицинской помощи (ПМП).
|
6
|
Первая медицинская помощь при
кровотечениях.
|
16.10
|
|
|
Р.1 гл.2 Тема 2.1
|
7
|
Первая медицинская помощь при
ранениях.
|
23.10
|
|
|
Р.1 гл.2
Тема 2.2
|
8
|
Первая медицинская помощь при
травмах опорно-двигательного аппарата и их профилактика.
|
30.10
|
|
|
Р.1 гл.2 Тема 2.3
|
9
|
ПМП при черепно-мозговой травме и
повреждении позвоночника.
|
06.11
|
|
|
Р.1 гл.2 Тема 2.4
|
10
|
Первая медицинская помощь при
травмах груди, живота и области таза.
|
13.11
|
|
|
Р.1 гл.2 Тема 2.5
|
11
|
Первая медицинская помощь при
травматическом шоке.
|
27.11
|
|
|
Р.1 гл.2 Тема 2.6
|
12
|
Первая медицинская помощь при
остановке сердца. Экстренная реанимационная помощь.
|
04.12
|
|
|
Р.1 гл.2 Тема 2.7
|
13
|
Первая медицинская помощь при
острой сердечной недостаточности и инсульте.
|
11.12
|
|
|
Р.1 гл.2 Тема 2.8
|
Раздел II. Основы военной службы –
21 час
|
3. Воинская обязанность.
|
14
|
Основные понятия о воинской
обязанности.
|
18.12
|
|
|
Р.2 гл.3 Тема 3.1
|
15
|
Организация воинского учёта и его
предназначение.
|
25.12
|
|
|
Р.2 гл.3 Тема 3.2
|
16
|
Обязательная и добровольная
подготовка граждан к военной службе.
|
08.01
|
|
|
Р.2 гл.3 Тема 3.3
|
17
|
Организация медицинского
обследования граждан при постановке на воинский учёт.
|
15.01
|
|
|
Р.2 гл.3 Тема 3.4
|
18
|
Увольнение с военной службы и
пребывание в запасе.
|
22.01
|
|
|
Р.2 гл.3 Тема 3.5
|
4. Особенности военной службы.
|
|
19
|
Правовые основы военной службы.
Конституция РФ, Федеральные Законы «Об обороне», «О статусе военнослужащих»,
«О воинской обязанности и военной службе»
|
29.01
|
|
|
Р.2 гл.4 Тема 4.1
|
20
|
Общевоинские Уставы Вооружённых Сил
РФ – закон жизни воина.
|
05.02
|
|
|
Р.2 гл.4 Тема 4.2
|
21
|
Военная присяга – клятва воина на
верность Родине - России.
|
12.02
|
|
|
Р.2 гл.4 Тема 4.3
|
22
|
Прохождение военной службы по
призыву.
|
26.02
|
|
|
Р.2 гл.4 Тема 4.4
|
23
|
Прохождение военной службы по
контракту.
|
05.03
|
|
|
Р.2 гл.4 Тема 4.5
|
24
|
Воинские звания военнослужащих
Вооружённых Сил Российской Федерации. Военная форма одежды.
|
12.03
|
|
|
Р.2 гл.4 Тема 4.6
|
25
|
Права и ответственность
военнослужащих.
|
19.03
|
|
|
Р.2 гл.4 Тема 4.7
|
5. Военнослужащий – защитник своего
Отечества. Честь и достоинство воина Вооружённых Сил России.
|
26
|
Военнослужащий – патриот, с честью
и достоинством несущий звание защитника Отечества.
|
26.03
|
|
|
Р.2 гл.5 Тема 5.1
|
27
|
Военнослужащий – специалист, в
совершенстве владеющий оружием и военной техникой.
|
02.04
|
|
|
Р.2 гл.5 Тема 5.2
|
28
|
Требования воинской деятельности,
предъявляемые к моральным, индивидуально – психологическим и профессиональным
качествам гражданина.
|
16.04
|
|
|
Р.2 гл.5 Тема 5.3
|
29
|
Военнослужащий – подчинённый,
строго соблюдающий Конституцию и законы Российской Федерации, выполняющий
требования воинских уставов, приказы командиров и начальников.
|
23.04
|
|
|
Р.2 гл.5 Тема 5.4
|
30
|
Как стать офицером Российской
армии.
|
30.04
|
|
|
Р.2 гл.5 Тема 5.5
|
31
|
Международная (миротворческая)
деятельность Вооружённых Сил РФ.
|
07.05
|
|
|
Р.2 гл.5 Тема 5.6
|
32
|
Международное гуманитарное право.
Ограничение средств и методов военных действий.
|
14.05
|
|
|
Р.2 гл.5 Тема 5.7
|
33
|
Международные отличительные знаки,
используемые во время вооружённого конфликта.
|
21.05
|
|
|
Р.2 гл.5 Тема 5.8
|
34
|
Психологические основы подготовки к
воинской службе
|
|
|
|
Р.2 гл.5 Тема 5.9
|
Всего:
|
34
|
Содержание тем учебного курса.
I.Основы медицинских
знаний и здорового образа жизни.
1. Основы
медицинских знаний и здорового образа жизни.
Основы здорового образа
жизни. Правила личной гигиены и здоровье. Личная гигиена, общие
понятия и определения. Уход за кожей, зубами и волосами. Гигиена одежды.
Некоторые понятия об очищении организма. Нравственность и здоровье.
Формирование правильного взаимоотношения полов
Семья и ее значение в
жизни человека. Факторы, оказывающие влияние на гармонию совместной жизни
(психологический фактор, культурный фактор, материальный фактор).
Качества, которые необходимо воспитать в себе молодому человеку для
создания прочной семьи. Семья в современном обществе. Законодательство о
семье Брак и семья, основные понятия и определения. Условия и порядок
заключения брака. Личные права и обязанности супругов. Имущественные права
супругов. Права и обязанности родителей. Инфекции, передаваемые половым путем,
формы передачи, причины, способствующие заражению ИППП. Меры профилактики.
Уголовная ответственность за заражение венерической болезнью. СПИД и его
профилактика. ВИЧ-инфекция и СПИД, краткая характеристика и пути заражения.
СПИД — это финальная стадия инфекционного заболевания, вызываемого вирусом
иммунодефицита человека (ВИЧ). Профилактика СПИДа. Ответственность за заражение
ВИЧ-инфекцией.
2. Основы
медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи.
Первая медицинская помощь при острой сердечной недостаточности и
инсульте. Сердечная недостаточность, основные понятия и определения.
Инсульт, его возможные причины и возникновение. Первая медицинская помощь при
острой сердечной недостаточности и инсульте. Первая медицинская помощь при
ранениях. Виды ран и общие правила оказания первой медицинской помощи.
Способы остановки кровотечения. Правила наложения давящей повязки. Правила
наложения жгута. Борьба с болью. Первая медицинская помощь при
травмах. Первая медицинская помощь при травмах опорно-двигательного
аппарата. Профилактика травм опорно-двигательного аппарата. Первая медицинская
помощь при черепно-мозговой травме. Первая медицинская помощь при травмах
груди, живота, в области таза, при повреждении позвоночника. Первая
медицинская помощь при остановке сердца Понятия клинической смерти и
реанимации. Возможные причины клинической смерти и ее признаки. Правила
проведения непрямого массажа сердца и искусственной вентиляции легких. Правила
сердечно-легочной реанимации.
II. Основы воинской службы.
3. Воинская
обязанность.
Основные понятия о
воинской обязанности .Воинская обязанность, определение воинской обязанности и
ее содержания. Воинский учет, обязательная подготовка к военной службе, призыв
на военную службу, прохождение военной службы по призыву, пребывание в запасе,
призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в
запасе. Организация воинского учета и его предназначение Организация
воинского учета. Первоначальная постановка граждан на воинский учет.
Обязанности граждан по воинскому учету. Организация медицинского
освидетельствования граждан при первоначальной постановке на воинский
учет. Обязательная подготовка граждан к военной службе Основное
содержание обязательной подготовки граждан к военной службе. Основные
требования к индивидуально-психологическим и профессиональным качествам
молодежи призывного возраста для комплектования различных воинских должностей
(командные, операторские, связи и наблюдения, водительские и др.). Добровольная
подготовка граждан к военной службе Основные направления добровольной
подготовки граждан к военной службе. Занятие военно-прикладными видами спорта.
Обучение дополнительным образовательным программам, имеющим целью военную
подготовку несовершеннолетних граждан в общеобразовательных учреждениях
среднего (полного) общего образования. Обучение программам подготовки
офицеров запаса на военных кафедрах в образовательных учреждениях высшего
профессионального образования. Организация медицинского освидетельствования и
медицинского обследования при первоначальной постановке граждан на воинский
учет. Предназначение медицинского освидетельствования. Категории годности к
военной службе. Организация профессионально-психологического отбора граждан
при первоначальной постановке их на воинский учет. Увольнение с военной
службы. Запас Вооруженных Сил РФ, его предназначение, порядок освобождения
граждан от военных сборов.
4. Особенности военной службы
Правовые основы военной
службы, Конституция РФ, Федеральные законы «Об обороне», «О статусе
военнослужащих», «О воинской обязанности и военной службе». Военная
служба — особый вид федеральной государственной службы. Конституция РФ и
вопросы военной службы. Законы РФ, определяющие правовую основу военной службы.
Статус военнослужащего, права и свободы военнослужащего. Льготы,
предоставляемые военнослужащим, проходящим военную службу по призыву. Военные
аспекты международного права. Общевоинские уставы Вооруженных Сил
РФ — закон воинской жизни. Общевоинские уставы —
нормативно-правовые акты, регламентирующие жизнь и быт военнослужащих. Устав
внутренней службы Вооруженных Сил РФ, Устав гарнизонной и караульной службы
Вооруженных Сил РФ, Дисциплинарный устав Вооруженных Сил РФ, Строевой устав
Вооруженных Сил РФ, их предназначение и основные положения. Военная
присяга — клятва воина на верность Родине - России. Военная
присяга — основной и нерушимый закон воинской жизни. История принятия военной
присяги в России. Текст военной присяги. Порядок приведения военнослужащих к
военной присяге. Значение военной присяги для выполнения каждым военнослужащим
воинского долга. Прохождение военной службы по призыву. Призыв на военную
службу. Время призыва на военную службу, организация призыва. Порядок
освобождения граждан от военной службы и предоставления отсрочек. Общие,
должностные и специальные обязанности военнослужащих. Размещение
военнослужащих, распределение времени и повседневный порядок жизни воинской
части. Время военной службы, организация проводов военнослужащих,
уволенных в запас. Воинские звания военнослужащих ВС РФ. Военная форма
одежды. Прохождение военной службы по контракту Основные условия
прохождения военной службы по контракту. Требования, предъявляемые к гражданам,
поступающим на военную службу по контракту. Сроки военной службы по контракту.
Права и льготы, предоставляемые военнослужащим, проходящим военную службу по
контракту. Права и ответственность военнослужащих. Общие права
военнослужащих. Общие обязанности военнослужащих. Виды ответственности,
установленной для военнослужащих (дисциплинарная, административная,
гражданско-правовая, материальная, уголовная). Военная дисциплина, ее сущность
и значение. Дисциплинарные взыскания, налагаемые на солдат и матросов,
проходящих военную службу по призыву. Уголовная ответственность за преступления
против военной службы (неисполнение приказа, нарушение уставных правил взаимоотношений
между военнослужащими, самовольное оставление части и др.).
5. Военнослужащий —
защитник своего Отечества. Честь и достоинство воина Вооруженных Сил России
Военнослужащий — патриот, с честью и достоинством несущий звание
защитника Отечества. Основные качества военнослужащего, позволяющие ему с честью
и достоинством носить свое воинское звание — защитника Отечества: любовь к
Родине, ее истории, культуре, традициям, народу, высокая воинская дисциплина,
преданность Отечеству, верность воинскому долгу и военной присяге, готовность
в любую минуту встать на защиту свободы, независимости, конституционного строя
России, народа и
Отечества. Военнослужащий — специалист, в
совершенстве владеющий оружием и военной техникой. Требования воинской
деятельности, предъявляемые к моральным, индивидуально-психологическим и
профессиональным качествам гражданина. Виды воинской деятельности и их
особенности. Основные элементы воинской деятельности и их предназначение.
Особенности воинской деятельности в различных видах Вооруженных Сил и родах
войск. Общие требования воинской деятельности к
военнослужащему. Военнослужащий — подчиненный,
строго соблюдающий Конституцию и законы Российской Федерации,
выполняющий требования воинских уставов, приказы командиров и
начальников. Единоначалие — принцип строительства Вооруженных Сил РФ.
6.Международное
гуманитарное право. Защита жертв вооруженных конфликтов.
Ограничение
средств и методов ведения военных действий в международном гуманитарном праве.
Международные отличительные знаки, используемые во время вооруженного
конфликта.
7.Психологические
основы подготовки к военной службе.
Призыв на военную службу как стрессовая ситуация. Личность и социальная роль
военного человека. Психологические свойства в структуре личности. Слухи и
искаженная информация. О морально-этических качествах военнослужащего. Чувства
личности и военная служба. Самовоспитание и самосовершенствование личности.
Психологическое саморегулирование и самоанализ.
Требования к уровню подготовки учащихся.
В результате изучения
основ безопасности жизнедеятельности ученик должен
Знать/понимать
·
основные составляющие здорового образа жизни и их влияние на
безопасность жизнедеятельности личности; репродуктивное здоровье и факторы,
влияющие на него;
·
потенциальные опасности природного, техногенного и социального
происхождения, характерные для региона проживания;
·
основы российского законодательства об обороне государства и
воинской обязанности граждан;
·
порядок первоначальной постановки на воинский учет, медицинского
освидетельствования, призыва на военную службу;
·
состав и предназначение Вооруженных Сил Российской Федерации;
·
основные права и обязанности граждан до призыва на военную службу,
во время прохождения военной службы и пребывания в запасе;
·
основные виды военно-профессиональной деятельности; особенности
прохождения военной службы по призыву и контракту, альтернативной гражданской
службы;
·
требования, предъявляемые военной службой к уровню
подготовленности призывника;
·
Правила безопасного движения ( в части , касающейся пешеходов,
велосипедистов, пассажиров и водителей транспортных средств.)
Уметь
·
владеть способами защиты населения от чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера;
·
пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;
·
оценивать уровень своей подготовленности и осуществлять осознанное
самоопределение по отношению к военной службе.
·
Соблюдать правила безопасности дорожного движения (в части,
касающейся пешеходов, велосипедистов, пассажиров и водителей транспортных
средств)
Использовать
приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни
для:
·
ведения здорового образа жизни;
·
оказания первой медицинской помощи;
·
развития в себе духовных и физических качеств, необходимых для
военной службы;
·
вызова (обращения за помощью) в случае необходимости в соответствующие
службы экстренной помощи.
Перечень учебно-методического
обеспечения
· Основы
безопасности жизнедеятельности: учеб. для учащихся 11 кл. общеобразовательных
учреждений / В.В. Марков, В.Н. Латчук, С.К. Миронов, С.Н. Вангородский – М:
Дрофа, 2009;
· Латчук
В. Н., Миронов С.К., Вангородский С.Н. Программа
для учащихся общеобразовательных учреждений «Основы безопасности
жизнедеятельности. 5-11 класс»: — М.: Дрофа, 2010.
· В.Н.
Латчук, В.В. Марков, М.П. Фролов «Основы безопасности жизнедеятельности» Планирование
и организация занятий в школе - М.: Дрофа, 2003г.
· В.Н.
Латчук, В.В.Марков, С.К.Миронов, С.Н. Вангородский. Основы безопасности
жизнедеятельности. Методическое пособие для учителей. Тесты и раздаточный
материал. 10-11 класс – Москва «Дрофа», 2008 - 2013г.г.
· В.Н.
Латчук, В.В.Марков, С.К.Миронов, С.Н. Вангородский. Основы безопасности
жизнедеятельности. Методическое пособие для учителей. 10-11класс –Москва
«Дрофа», 2008-2013г.г.
· В.Н.
Латчук, В.В.Марков, С.К.Миронов, С.Н. Вангородский. Основы безопасности
жизнедеятельности. Рабочая тетрадь для учителя. 10-11 класс –Москва «Дрофа»,
2008-2012г
·
Использование элементов ИКТ: Программа серии «Ваш репетитор» «Основы безопасности
жизнедеятельности 10 – 11 классы» производства ООО «Мультимедиа Технологии и
Дистанционное обучение», издание 2006 года, одобренная Минобразованием и МЧС
РФ.
Список литературы
·
Настольная
книга учителя ОБЖ. Б.И.Мишин. Астрель, 2002.
·
С.С.Соловьев.
Тематический контроль по ОБЖ. Комплект тестовых заданий для учащихся старших
классов. «Интеллект-Центр», Москва, 2000
г.
·
Основы
безопасности жизнедеятельности. Учебное пособие 5-11 классы. Вентана-Граф.
Смоленск, 1995 г.
·
Оценка
качества подготовки выпускников средней (полной) школы по ОБЖ. В.В.Марков,
В.Н.Латчук. Дрофа-201.
·
В.М.Евлахов.
Раздаточные материалы по ОБЖ, 10-11 классы. Дрофа, 2003
·
ОБЖ.
Дидактические материалы 10-11 классы. НЦ ЭНАС. М-02. В.Н.Латчук, С.К.Миронов.
(Портфель учителя).
·
ОБЖ.
Экзаменационные вопросы и ответы. 9 и 11 классы. АСТ-ПРЕСС. М-01.
·
Б.И.Мишин.
Программно-методические материалы «ОБЖ. 1-11 классы». Дрофа, Москва, 2001.
·
А.Т.Смирнов,
Б.И.Мишин. Методические материалы и документы. «ОБЖ. Книга для учителя».
Просвещение. 2001 г.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.