Главная / ОБЖ / Рабочая программа по ОБЖ 10 класс

Рабочая программа по ОБЖ 10 класс






















































ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа разработана на основе программы для общеобразовательных учреждений “Основы безопасности жизнедеятельности” 5 – 11 классы под общей редакцией В.Н. Латчук. Москва «Дрофа» 2010 г.

Настоящая рабочая программа рассчитана на 35 часов в год (1 час в неделю). В том числе: контрольное тестирование - 2, практических работ- 6.

В связи с введением в 10 классе 2 часа контрольного тестирования в авторскую программу внесены изменения:


Название раздела, темы

Количество часов

Рабочая программа

Программа “Основы безопасности жизнедеятельности” 5 – 11 классы под общей редакцией

А.Т. Смирнова

Тема «Правила безопасного поведения в ситуациях криминогенного характера»



«Понятие о преступлении и преступном поведении»

«Формы преступного поведения. Виды преступлений»

4 часов





1 час



1 час

5 часов





1 час


Итого сокращено: 1 час


Рабочая программа ориентирована на использование учебника для общеобразовательных учреждений «Основы безопасности жизнедеятельности»: 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / В.Н. Латчук, В.В. Марков, С.К. Миронов, С.Н. Вангородский. – М.: Дрофа, 2010.


В своей предметной ориентации предлагаемая программа нацеливает педагогический процесс на решение следующих задач:

  • освоение обучающимися знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, здоровье и здоровом образе жизни, государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций, об обязанностях граждан по защите государства;

  • воспитание у школьников ценностного отношения к здоровью и человеческой жизни, чувства уважения к героическому наследию России и ее государственной символике, патриотизма и стремления выполнить долг по защите Отечества;

  • развитие у обучающихся черт личности, необходимых для безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях и при прохождении военной службы, бдительности в отношении актов терроризма, ведения здорового образа жизни;

  • обучение школьников умению оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья, правильно действовать в чрезвычайных ситуациях, использовать средства индивидуальной и коллективной защиты, оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим.


Изучение курса "ОБЖ" в старшей школе направлено на достижение следующих целей:

 

  • освоение системы знаний о необходимости обеспечения обороноспособности и безопасности государства, специфике взаимоотношений военнослужащих, выполнения социальных ролей человека и гражданина, для последующего высшего, в том числе и военного профессионального образования или для самообразования;

  • воспитание гражданской ответственности, патриотизма, морально-нравственной и физической подготовки молодежи к выполнению конституционного долга, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям;

  • развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, физической, политической и правовой культуры, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к личному самоопределению и самореализации в контексте проблем безопасности личности и общества;

  • овладение умениями получать и критически осмысливать социальную информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; освоение способов безопасного поведения (предвидеть, предупредить), коллективных средств защиты необходимых для человека, общества и государства;

  • формирование навыков применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области жизнеобеспечения, гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом, содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.



В программе предоставлены три раздела, в каждом из которых выделены образовательные линии.

Раздел I «Безопасность и защита человека в среде обитания» включает темы: «Правила безопасного поведения в социальной среде», «Правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях», «Государственная система защиты и обеспечения безопасности населения».

Раздел II «Основы медицинских знаний» предусматривает изучение тем: «Основы медицинских знаний», «Основы здорового образа жизни».

В разделе III «Основы военной службы» изучаются темы: «Основы обороны государства».

Главной функцией программы является не только ориентация ее на личную безопасность человека в среде обитания, но и понимание школьниками проблем национальной безопасности страны и необходимости выполнения своего конституционного долга по защите Отечества. Старшеклассники получают знания об основных направлениях деятельности государственных организаций по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени, правовых аспектах обеспечения безопасности и защиты населения, знакомятся с Гражданской обороной (ГО) РФ как системой общегосударственных оборонных мероприятиях, а также с государственными службами по охране и обеспечения безопасности граждан.

В программе уделено внимание вопросам здорового образа жизни и основам медицинских знаний, где изучаются методы укрепления здоровья и профилактике различных заболеваний для гармоничного, духовного и физического здоровья.

В соответствии с ФЗ РФ «О воинской обязанности и военной службы» в программу включен раздел «Основы военной службы». В 10 классе при изучении этого раздела обучаемые получают начальные знания и понятия об обороне и вооруженной защите государства, о положениях Конституции РФ и законов РФ по вопросам воинской обязанности, военной службы.

Программа направлена на формирование у обучающихся умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций по следующим направлениям:

  • формирование цельного представления о безопасности жизнедеятельности и ее значении для благополучного развития личности, общества и государства;

  • ознакомление с особенностями здорового образа жизни и рационального поведения в различных ситуациях;

  • изучение правил оказания и овладения навыками первой медицинской помощи в сложных случаях при острой необходимости;

  • ознакомление с задачами и структурами государственных организаций, занимающихся вопросами защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;

  • воспитание личной заинтересованности, создания необходимости личного участия каждого гражданина в обеспечении безопасности личности, общества и государства;

  • изучение правовых основ подготовки граждан к военной службе и воинской обязанности;

  • оценка и корректировка своего поведения в окружающей среде, выполнение в практической деятельности и повседневной жизни требований личной и общественной безопасности;

  • умение отстаивать свою гражданскую позицию, формировать мировоззренческие взгляды;

  • осуществление осознанного выбора пути продолжения образования и будущей профессии.

Реализация рабочей программы предусматривает использование учебно – методического комплекта, включающего учебную программу, учебники и учебные пособия, методические и учебно – методические пособия, учебные наглядные (таблицы) и электронные пособия.

Формы занятий, используемые при обучении ОБЖ следующие:

  • учебные и учебно-тренировочные занятия с элементами моделирования опасных и экстремальных ситуаций;

  • семинары и круглые столы, викторины, конкурсы, КВН;

  • внеклассная и внешкольная работа (участие в мероприятиях и соревнованиях в рамках детско-юношеского движения «Школа безопасности», проведение Дня здоровья, различные эстафеты и викторины по ОБЖ, встречи с ветеранами войны и труда, работниками военкоматов и правоохранительных органов, органов ГО и ЧС, ГИБДД, медицины; тематические выставки и выставки творческих работ учащихся и др.)


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 10 КЛАССА


В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности обучающиеся 10 класса должны:

Знать: 

  • основные понятия здоровья и факторов, влияющих на него;

  • потенциальные опасности природного, техногенного и социального происхождения, характерные для региона проживания;

  • основные задачи государственных служб по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения;

  • основы российского законодательства об обороне государства, о воинской обязанности и военной службе граждан;

  • состав и предназначение Вооруженных Сил Российской Федерации;

  • основные права и обязанности граждан по призыву на военную службу, во время прохождения военной службы и пребывания в запасе;

  • особенности прохождения военной службы по призыву, по контракту и альтернативной гражданской службы;

  • предназначение, структуру и задачи РСЧС;

  • предназначение, структуру и задачи гражданской обороны.

Уметь:

  • перечислить последовательность действий при возникновении пожара в жилище и подручные средства, которые можно использовать для ликвидации возгорания;

  • перечислить порядок действий населения по сигналу «Внимание всем!» и назвать минимально необходимый набор предметов, который необходимо взять с собой в случае эвакуации;

  • объяснить элементарные способы самозащиты, применяемые в конкретной ситуации криминогенного характера;

  • назвать способы ориентирования на местности, подачи сигналов бедствия и другие приемы обеспечения безопасности в случае автономного существования в природных условиях;

  • показать порядок использования средств индивидуальной защиты;

  • рассказать о предназначении и задачах гражданской организации гражданской обороны.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • ведения здорового образа жизни;

  • действий в опасных и чрезвычайных ситуациях;

  • пользования бытовыми приборами;

  • использования по назначению лекарственных препаратов и средств бытовой химии;

  • пользования бытовыми приборами экологического контроля качества окружающей среды и продуктов питания;

  • соблюдения общих правил безопасности дорожного движения;

  • соблюдения мер пожарной безопасности дома и на природе;

  • соблюдения мер безопасного поведения на водоемах в любое время года;

  • соблюдения мер профилактики инфекционных заболеваний;

  • оказания первой медицинской помощи в неотложных состояниях;

  • вызова (обращения за помощью) в случае необходимости соответствующих служб экстренной помощи;

  • подготовки себя к профессиональной деятельности, в том числе к военной службе.



СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ ДЛЯ 10 КЛАССА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


раздела,

темы

Наименование разделов и тем

Кол-во часов




I

Безопасность и защита человека в среде обитания

24 часа

Тема 1

Правила безопасного поведения в социальной среде

7 часов

Тема 2

Правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях

6 часов

Тема 3

Государственная система защиты и обеспечения безопасности населения

10 часов


Контрольная работа № 1

«Правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях»

1 час

II

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

3 часа

Тема 1

Основы медицинских знаний

2 часа

Тема 2

Основы здорового образа жизни

1 час

III

Основы военной службы

7 часов

Тема 1

Защита Отечества – долг и обязанность граждан России

1 час

Тема 2

Вооруженные силы РФ – основа обороны государства

3 часа

Тема 3

Государственная и военная символика России, традиции и ритуалы Вооруженных Сил РФ

3 часа


Контрольная работа № 2 «Основы военной службы»

1 час


Итого часов

35




Раздел I Безопасность и защита человека в среде обитания (23 часа)

Тема 1 Правила безопасного поведения в социальной среде (7 часов):


Правила безопасного поведения в условиях вынужденного автономного существования (3 часа)

Основные причины вынужденного автономного существования. Понятие о выживании и автономном существовании. Действия людей в ситуациях, связанных с авариями транспортных средств.

Автономное существование человека в условиях природной среды. Ориентирование на местности: по компасу, по небесным светилам, по растениям и животным, по местным признакам. Метод движения по азимуту. Оборудование временного жилища. Добыча огня. Обеспечение питанием и водой.


Правила безопасного поведения в ситуациях криминогенного характера (4 часа)

Понятия о преступлении и преступном поведении. Условия, при которых наступает уголовная ответственность. Формы преступного поведения. Виды преступлений. Возраст, с которого наступает уголовная ответственность. Особенности уголовной ответственности и наказания совершеннолетних. Виды наказаний, предусмотренные Уголовным кодексом РФ в отношении несовершеннолетних.


Тема 2 Правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях (6 часов):


Правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях природного характера (1 час)

Обеспечение личной безопасности при чрезвычайных ситуациях природного характера. Отработка практических действий по овладению навыками безопасного поведения: во время внезапного землетрясения; при сходе оползней, селей, обвалов, лавин; при возникновении ураганов, бурей и смерчей; при наводнении; во время природных пожаров.


Правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях техногенного характера (1 час)

Обеспечение личной безопасности при чрезвычайных ситуациях техногенного характера. Отработка практических навыков безопасного поведения: при пожарах и взрывах, при авариях с выбросами химических и радиоактивных веществ, при гидродинамических и транспортных авариях.


Правила безопасного поведения при возникновении чрезвычайных ситуаций военного характера (4 часа)

Понятия о ядерном оружии, его классификация и поражающие факторы. Правила безопасного поведения и способы защиты от ядерного оружия.

Понятие о химическом оружии и боевых токсичных химических веществах (БТХВ). Классификация БТХВ. Признаки поражения БТХВ. Правила безопасного поведения и способы защиты от химического оружия.

Понятия о бактериологическом (биологическом) оружии, его поражающие факторы и признаки применения. Правила безопасного поведения и способы защиты от бактериологического (биологического) оружия.

Современные обычные средства поражения, их классификация и характеристика. Способы защиты от современных обычных средств поражения.


Контрольная работа № 1

«Правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях» (1 час)


Тема 3 Государственная система защиты и обеспечения безопасности населения

(10 часов):


Законодательные и нормативные правовые акты Российской Федерации в области обеспечения безопасности личности, общества и государства (2 часа)

Деятельность государственных органов в области гарантий прав и свобод человека и гражданина, охрана его жизни и здоровья, регламентируемых Конституцией РФ. Концепция национальной безопасности РФ. Краткое содержание законов РФ: «О безопасности», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «О безопасности дорожного движения», «О пожарной безопасности», «ОБ обороне», «О гражданской обороне». Основные права и обязанности граждан, предусмотренные этими законами.

Гражданская оборона как система общегосударственных мер по защите населения в военное время (2 часа)

Гражданская оборона как составная часть обороноспособности страны. История создания гражданской обороны. Предназначение гражданской обороны. Организация гражданской обороны на территории РФ. Организация гражданской обороны в образовательных учреждениях. Силы и средства гражданской обороны. Нештатные аварийно-спасательные формирования .


Основные мероприятия РСЧС и гражданской обороны по защите населения в мирное и военное время (6 часов)

Мероприятия по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени. Прогнозирование и мониторинг чрезвычайных ситуаций. Оповещение и информирование населения об опасностях.

Организация инженерной защиты населения от поражающих факторов чрезвычайных ситуаций. Понятия о защитных сооружениях гражданской обороны, их классификация и предназначение. Убежища, противорадиационные и простейшие укрытия. Правила поведения в защитных сооружениях.

Средства индивидуальной защиты населения. Средства индивидуальной защиты органов дыхания, их классификация. Назначение, устройство и принцип работы фильтрующих противогазов респираторов. Средства индивидуальной защиты кожи, их классификация и назначение.

Организация и ведение аварийно-спасательных и других неотложных работ. Содержание и основные виды обеспечения аварийно-спасательных работ в зонах чрезвычайных ситуаций. Санитарная обработка населения после пребывания в зоне заражения.


Раздел II Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (3 часа)

Тема 1 Основы медицинских знаний (2 часа):


Основные инфекционные заболевания и их профилактика (2 часа)

Понятие об инфекционном заболевании. Классификация инфекционных заболеваний и их внешние признаки. Возникновение и распространение инфекционных заболеваний, пути и их передачи. Понятие об иммунитете. Наиболее распространенные инфекционные заболевания и их профилактика. Профилактика инфекционных заболеваний.


Тема 2 Основы медицинских знаний (1 час):


Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни (1 час)

Сохранение и укрепление здоровья – важное условие достижения высокого уровня жизни. Здоровый образ жизни как основа личного здоровья и безопасности личности.

Основные факторы, способствующие укреплению здоровья. Рациональное питание, режим труда и отдыха, двигательная активность, физическая культура и закаливание. Основные составляющие тренированности организма человека: сердечно-дыхательная выносливость, мышечная сила и выносливость, скоростные качества, гибкость.


Раздел III Основы военной службы (7 часов)


Тема 1 Основы обороны государства (7 часов):


Защита Отечества – долг и обязанность граждан России (1 час)

Законодательства РФ об обороне государства и воинской обязанности граждан. Отражение государственной политики в области обороны государства и воинской обязанности граждан в Конституции РФ, законах РФ «Об обороне», «О безопасности», «О воинской обязанности и военной службе», «О статусе военнослужащих».


Вооруженные Силы РФ – основа обороны государства (3 часа)

История создания Вооруженных Сил РФ. Организационная структура Вооруженных Сил РФ. Виды Вооруженных Сил, рода войск, история их создания и предназначение. Функции и основные задачи современных Вооруженных Сил, их роль и место в системе обеспечения безопасности страны. Реформа Вооруженных Сил. Другие войска, их состав и переназначение с учетом концепции государственной политики РФ по военному строительству.


Государственная и военная символика России, традиции и ритуалы Вооруженных Сил РФ (3 часа)

Символика Вооруженных Сил РФ. Боевое знамя воинской части – символ воинской чести, доблести и славы. Ордена и медали – почетные государственные награды за воинские и другие отличия и заслуги. Система государственных наград в РФ.

Понятие о боевых традициях. Дни славных побед в истории России. Формы увековечения памяти российских воинов, отличившихся в сражениях. Понятие о героизме и мужестве, примеры героизма и мужества. Дружба, воинское товарищество – основа боевой готовности воинских частей и подразделений.

Ритуалы Вооруженных Сил РФ: приведение к военной присяге, вручение Боевого Знамени воинской части, вручение военнослужащим вооружения и военной техники, уволенных в запас или в отставку.


Контрольная работа № 2

«Основы военной службы» (1 час)


Тематическое планирование


раздела,

темы, урока

Наименование

раздела, темы, урока

Количество

часов

Дата

  1. Безопасность и защита человека в среде обитания (24 часа)

Правила безопасного поведения в социальной среде (7 часов)

Правила безопасного поведения в условиях вынужденного автономного существования (3 часа)


1 урок

Основные причины вынужденного автономного существования.

1 час


2 урок

Ориентирование на местности.

1 час


3 урок

Оборудование временного жилища. Добыча огня. Обеспечение питанием и водой.

Самостоятельная работа № 1

1 час


Правила безопасного поведения в ситуациях криминогенного характера (4 часа)

4 урок

Понятие о преступлении и преступном поведении. Формы преступного поведения. Виды преступлений.

1 час


5 урок

Условия, при которых наступает уголовная ответственность.

1 час


6 урок

Возраст, с которого наступает уголовная ответственность. Особенности уголовной ответственности и наказания совершеннолетних.

1 час


7 урок

Виды наказаний, предусмотренных УК РФ в отношении несовершеннолетних.

1 час


Правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях (6 часов)




Правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях природного характера (1 час)

8 урок

Практическая работа № 1

Отработка практических действий по овладению навыками безопасного поведения: во время внезапного землетрясения; при сходе оползней, селей, обвалов, лавин; при возникновении ураганов, бурей и смерчей; при наводнении; во время природных пожаров.

1 час


Правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях техногенного характера (1 час)

9 урок

Практическая работа № 2

Отработка практических навыков безопасного поведения: при пожарах и взрывах, при авариях с выбросами химических и радиоактивных веществ, при гидродинамических и транспортных авариях.

1 час


Правила безопасного поведения

при возникновении чрезвычайных ситуаций военного характера (4 часа)

10 урок

Практическая работа № 3

Правила безопасного поведения и способы защиты от ядерного оружия.

1 час


11 урок

Практическая работа № 4

Правила безопасного поведения и способы защиты от химического оружия.

1 час


12 урок

Практическая работа № 5

Правила безопасного поведения и способы защиты от бактериологического (биологического) оружия.

1 час


13 урок

Практическая работа № 6

Способы защиты от современных обычных средств поражения.

1 час


14 урок

Контрольная работа № 1

«Правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях»

1 час


Государственная система защиты и обеспечения безопасности населения (10 часов)

Законодательные и нормативные правовые акты Российской Федерации

в области обеспечения безопасности личности, общества и государства (2 часа)

15 урок

Деятельность государственных органов в области гарантий прав и свобод человека и гражданина, охрана его жизни и здоровья, регламентируемых Конституцией РФ.

1 час


16 урок

Краткое содержание законов РФ: «О безопасности», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «О безопасности дорожного движения», «О пожарной безопасности», «Об обороне», «О гражданской обороне». Основные права и обязанности граждан, предусмотренные этими законами.

1 час


Гражданская оборона как система общегосударственных мер по защите населения в военное время (2 часа)

17 урок

Организация гражданской обороны на территории РФ.

1 час


18 урок

Организация гражданской обороны в образовательных учреждениях.

1 час


Основные мероприятия РСЧС и гражданской обороны

по защите населения в мирное и военное время (6 часов)




19 урок

Мероприятия по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.

1 час


20 урок

Прогнозирование и мониторинг чрезвычайных ситуаций. Оповещение и информирование населения об опасностях.

1 час


21 урок

Понятия о защитных сооружениях гражданской обороны, их классификация и предназначение.

1 час


22 урок

Средства индивидуальной защиты населения.

1 час


23 урок

Организация и ведение аварийно-спасательных и других неотложных работ.

1 час


24 урок

Санитарная обработка населения после пребывания в зоне заражения.

1 час


  1. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (3 часа)

Основы медицинских знаний (2 часа)

Основные инфекционные заболевания и их профилактика (2 часа)

25 урок

Понятия об инфекционных заболеваниях. Классификация и пути их передачи.

1 час


26 урок

Наиболее распространенные инфекционные заболевания и их профилактика.

1 час


Основы здорового образа жизни


Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни (1 час)


27 урок

Здоровый образ жизни как основа личного здоровья и безопасности личности.

1 час


  1. Основы военной службы (7 часов)

Основы обороны государства (7 часов)

Защита Отечества – долг и обязанность граждан России (1 час)

28 урок

Законодательство РФ об обороне государства и воинской обязанности граждан.

1 час


Вооруженные Силы РФ – основа обороны государства (3 часа)

29 урок

Виды Вооруженных Сил, рода войск, история их создания и предназначение.

1 час


30 урок

Функции и основные задачи современных Вооруженных сил, их роль и место в системе обеспечения национальной безопасности страны.

1 час


31 урок

Реформа Вооруженных Сил.

1 час


Государственная и военная символика России, традиции и ритуалы Вооруженных Сил РФ (3 часа)

32 урок

Символика Вооруженных Сил РФ.

1 час


33 урок

Понятия о боевых традициях. Дни славных побед в истории России.

1 час


34 урок

Ритуалы Вооруженных Сил РФ.

1 час


35 урок

Контрольная работа № 2 «Основы военной службы»

1 час
























11


Рабочая программа по ОБЖ 10 класс
  • ОБЖ
Описание:

Рабочая программа разработана на основе программы для общеобразовательных учреждений “Основы безопасности жизнедеятельности” 5 – 11 классы под общей редакцией В.Н. Латчук. Москва «Дрофа» 2010 г.

 

Настоящая рабочая  программа рассчитана на 35 часов в год (1 час в неделю). В том числе: контрольное тестирование - 2, практических работ- 6. 

 

    Рабочая программа ориентирована на использование учебника для общеобразовательных учреждений «Основы безопасности жизнедеятельности»: 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / В.Н. Латчук, В.В. Марков, С.К. Миронов, С.Н. Вангородский. – М.: Дрофа, 2010.

Автор КОЛЕГОВА Елена Юрьевна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел ОБЖ
Подраздел
Просмотров 722
Номер материала 26488
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓