Главная / Начальные классы / рабочая программа по обучению грамоте УМК «Перспектива»

рабочая программа по обучению грамоте УМК «Перспектива»














Рабочая программа

по обучению грамоте

1 класс

УМК «Перспектива»

201_ –201_ учебный год






Разработана Канатчиковой Е.В.

учителем начальных классов

высшей квалификационной категории




Основные характеристики учебно-методического комплекта для начальной школы «Перспектива»


  • Комплект включает учебники для начальной школы по основным предметам, соответствующим базисному учебному плану.

  • Комплект обеспечен учебными, методическими, дидактическими пособиями, дополнен средствами методической поддержки учителей через Интернет, пособиями для учителей для формирования надпредметных умений.

  • Комплект предполагает дифференцированные задания для учеников с разным уровнем подготовки.

  • Комплект учитывает современные требования к обеспечению физического и психологического здоровья детей, к формированию навыков здорового и безопасного образа жизни.

  • В комплекте реализована новая технология конструирования учебников комплекта, которая:
    1) улучшает и облегчает преподавание и усвоение предметного материала (единые методология, дизайн и система навигации);
    2) позволяет родителям стать активными участниками образовательного процесса.

  • Учебники комплекта одобрены и рекомендованы РАН-РАО, включены в серию «Академический школьный учебник».


Система обучения: традиционная.


Программа: Перспектива. Обучение грамоте. Л.Ф.Климанова; С.Г.Макеева. Традиционная система. Сборник программ для четырёхлетней начальной школы. М.: «Просвещение». 2011г.


Количество часов в неделю по программе: чтение 4

письмо и развитие речи 5

Количество часов в неделю по учебному плану: чтение 4

письмо 5

Количество часов в год: чтение 94 Всего: 207 ч.

письмо 113






ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


1. Роль и место дисциплины

Обучение грамоте является органической частью учебного предмета «русский язык» и имеет с ним общую коммуникативно-познавательную основу.

Курс отвечает целям гуманистической школы, интересам и потребностям ребенка, он призван сформировать высокую культуру речевого общения, развить творческие способности учащихся, приобщить их к духовно-нравственным ценностям.

2. Адресат

Программа: Перспектива. Обучение грамоте. Л.Ф.Климанова; С.Г.Макеева. Традиционная система. Сборник рабочих программ для четырёхлетней начальной школы. М.: «Просвещение». 2011г.


3. Соответствие Федеральному государственному образовательному стандарту

Рабочая программа по обучению грамоте на коммуникативно-познавательной основе (литературному чтению) для 1 класса общеобразовательной школы разработана на основе авторской учебной программы «Обучение грамоте» Л. Ф. Климановой, Т. В. Бабушкиной (Программы. «Перспектива» – М.: «Просвещение», 2011), соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования (утвержден приказом МОиН РФ № 373 от 06.10.2009 «Об утверждении и введении в действие федерального образовательного государственного стандарта начального общего образования»), учебнику «Азбука» (Л. Ф. Климанова, С. Г. Макеева - М.: Просвещение, 2011) и прописям: Пропись 1 «Рисуй, думай, рассказывай» (авторы Л.Ф.Климанова, В.И.Романина, Л.Н.Борейко) предназначена для работы в добукварный период, прописи 2 и 3 «Мой алфавит» (автор Л.Ф.Климанова) – в букварный и пропись 4 «Пишу красиво» (авторы Л.Ф.Климанова и Л. Я. Желтовская) – в послебукварный период.

Логика изложения и содержания авторской программы полностью соответствует требованиям ФГОС НОО, поэтому в программу не внесено изменений, при этом учтено, что учебные темы, которые не входят в обязательный минимум содержания образовательной программы, отнесены к элементам дополнительного (необязательного) содержания.


Элементы содержания, которые дополняют требования ФГОС, выделены курсивом.

4. Целевая установка и задачи курса

Цель курса обучения грамоте направлено на достижение следующих целей:

  • развитие всех видов речевой деятельности школьников;

  • обеспечение осознанного усвоения языка как важнейшего средства общения и познания окружающего мира;

  • формирование общеучебных умений и навыков;

  • обеспечение взаимосвязи новой системы обучения русскому языку с развитием коммуникативно-речевых умений и литературно-творческих способностей, художественно-образного и логического мышления;

  • воспитание у детей духовно-нравственных ценностей.

Содержание нового курса и методика обучения ориентированы на решение следующих задач:

  • сформировать умения писать и читать, слушать и говорить, свободно пользоваться родным языком в различных ситуациях общения;

  • обеспечить осознанное усвоение языка как важнейшего средства общения и взаимного понимания людей;

  • обеспечить взаимосвязь системы обучения грамоте с развитием коммуникативно-речевых умений, литературно-творческих способностей учащихся, с формированием у них духовно-нравственных ценностей;

  • развить образное и логическое мышление у каждого ребенка, привить навыки речевой культуры общения как неотъемлемой части общей культуры человека.

5. Принципы, лежащие в основе построения программы


Новая система обучения грамоте базируется на трех основных принципах: коммуникативном, познавательном и семиотическом (знаковом).

1. Коммуникативная направленность курса позволяет:

  • сформировать процессы чтения и письма как виды письменной речи, а не только как простейшие навыки;

  • дать представление о тексте как продукте речевой деятельности;

  • осознать язык как средство общения;

  • сформировать умение ориентироваться в ситуации общения: адекватно воспринимать речь собеседника, правильно строить своё высказывание, контролировать и корректировать его в зависимости от ситуации общения.

2. Познавательная ориентация курса позволяет:

  • изучать язык как культурно-исторический процесс — от устных форм общения к письменным, т. е. от игры, жеста, рисунков, пиктографии к алфавитному звукобуквенному письму и т. д.;

  • освоить язык как средство взаимопонимания, средство познания;

  • формировать языковое мышление учащихся, развивая образное и абстрактное логическое мышление, интуицию;

  • обеспечить поэтапное усвоение основных языковых и речевых понятий на иллюстративно-образной основе с учётом особенностей познавательной деятельности ребёнка через развитие всех видов мышления (наглядно-практического, образно-символического и абстрактно-логического);

  • развить языковое мышление, которое базируется на умении ребёнка осознавать и гармонически сочетать форму и содержание речи, умении воспроизводить её смысл и значение в различных формах, умении увидеть общий смысл за различными формами её выражения.

3. Семиотический принцип даёт возможность:

  • раскрыть язык как знаковую систему, в которой к языковым знакам можно отнести только двусторонние единицы языка, такие, как слово, морфема и т. д. (а не букву, как часто полагают);

  • осознать специфику слова как языкового знака, как «заместителя» действительности;

  • выделить исходные понятия и отношения, которые помогли бы ребёнку проникнуть в смысл языкового знака: знак — значение, значение — звучание (содержание — форма);

  • познакомить детей с различными знаковыми системами и средствами общения: мимикой и жестом (как одними из древнейших видов общения, которые продолжают функционировать и сейчас, сопровождая устную речь), знаками-сигналами, знаками-символами, языком искусства и т. д.

6. Виды и формы организации учебного процесса

  • Формы организации урока: фронтальная работа, работа в группах и парах, индивидуальная работа.

  • Виды занятий: самостоятельная работа, проверочная работа, урок:


Урок «открытия» нового знания.

Деятельностная цель: формирование умений реализации новых способов действий.

Содержательная цель: формирование понятий.

Урок рефлексии (уроки повторения, закрепления знаний и выработки умений).

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к выявлению причин затруднений и коррекции собственных действий.

Содержательная цель: закрепление и при необходимости коррекция изученных способов действий.

Урок развивающего контроля, оценки и коррекции знаний

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к осуществлению контрольной функции.

Содержательная цель: контроль и самоконтроль.

Урок развития речи.

Урок внеклассного чтения.

7. Виды контроля

В программе предусмотрена многоуровневая система контроля знаний:

  • самоконтрольпри введении нового материала,

  • взаимоконтроль — в процессе его отработки,

  • рубежный контрольпри проведении самостоятельных и проверочных работ по письму, при проверке техники чтения в течение курса «Обучение грамоте»,

  • итоговый контроль, включающий проверочную работу по письму и проверку техники чтения по окончанию курса «Обучение грамоте».

8.Технологии обучения

Формирование УУД

9. Объем и сроки изучения

Программа учебного курса общим объемом 207 часов в год, по 9 ч. в неделю (из них 4 часа - обучение чтению, 5 часов – обучение письму). Изучается в течение 23-х учебных недель. На обучение грамоты выделяется 115 ч. Из часов учебного плана по русскому языку и 92 ч. из часов учебного плана по литературному чтению.


10. Программное обеспечение

Для реализации программы используются:

  1. Климанова Л. Ф., Макеева С. Г. Азбука. В 2-х частях. М.: «Просвещение», 2011г.

  2. Климанова Л.Ф., Романина В. И., Борейко Л.Н. Рисуй, думай, рассказывай. Рабочая тетрадь. 1 класс - М.: «Просвещение», 2011г.

  3. Климанова Л.Ф. Мой алфавит. Прописи. 1 класс. В 2-х частях - М.: «Просвещение», 2011г.

  4. Климанова Л.Ф., Желтовская Л. Я. Пиши красиво. Рабочая тетрадь. 1 класс - М.: «Просвещение», 2011г.


Содержание

11. Специфика и особенности программы

Содержание курса раскрывает в доступной детям форме суть и специфику языка как средства общения и познания, как знаковой системы особого рода.

Содержание курса охватывает довольно широкий круг сведений, относящихся к разным сторонам языка. Учащиеся знакомятся с фонетическим составом слова, с делением слова на слоги и значащие части, с основными частями речи и важнейшими их формами, с различными видами предложений, с членами предложений, усваивают правила правописания. Программа предполагает знакомство учащихся с лексическим значением слова (без термина), с многозначностью слов и синонимией.

Обучение русскому языку на основе данной Программы имеет личностно-ориентированный характер, так как оно построено с учётом уровня развития интересов ребёнка и его познавательных возможностей. Поэтому языковые понятия не даются в готовом виде (или на объяснительно-иллюстративной основе), а разворачиваются как процесс их получения, а в дальнейшем — как деятельность по их усвоению.

Познавательная направленность Программы обеспечивает усвоение языка как важнейшего инструмента познавательной деятельности человека, как средства познания окружающего мира и развития речевого мышления.

Большое значение в Программе придаётся изучению языка как знаковой системы, так как она позволяет обратить внимание на взаимодействие смысловой (содержательной) и формальной сторон речи, что принципиально меняет систему изучения языка. Обращение к семантической стороне языка создаёт условия для гармоничного развития образного и логического мышления. При этом повышается речевая активность и функциональная грамотность детей, возникает интерес и появляется бережное отношение к родному языку, его богатству и выразительности, развивается речевое мышление учащихся.

Программа предусматривает не только знакомство детей со знаково-символической деятельностью, но и освоение основ мыслительного процесса — анализа и синтеза, присутствующих в важнейших мыслительных операциях (сравнение, классификация, систематизация и обобщение).

В число основных содержательных линий Программы входят:

основы лингвистических знаний: фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);

орфография и пунктуация1;

развитие речи.

Содержание Программы и подходы к изучению русского языка имеют ряд особенностей. Так, изучению состава слова предшествуют упражнения на словообразование. Другой особенностью данной Программы является подход к изучению частей речи, меняющий отношение учащихся к слову. Если при изучении лексики учащиеся имеют дело с единичным словом и его значением, то при освоении грамматики они работают с целой группой (классом) слов, имеющих общие признаки. Здесь важна не столько функция наименования, сколько функция обобщения, освоение которой необходимо для развития абстрактно-логического мышления (способ образования понятий).

Для того чтобы изучение грамматики стало важнейшим элементом развития речи и мышления учащихся, а не тренировкой их памяти, в содержание включено формирование умений классифицировать (группировать) слова по разным основаниям (смысловым и формально-грамматическим). Эти учебные умения помогают учащимся различать особенности работы со словом с его конкретным значением в лексике и с абстрактным (обобщённым) значением слов в грамматике.

Такой подход подводит учащихся к самостоятельному выводу о наличии у целого класса слов общих признаков (грамматического значения, т.е. значения предметности, форм рода, числа и падежа у существительных и т.д.).

В данном курсе изучение частей речи строится поэтапно: от лексики к грамматике через различные уровни классификации и обобщения слов. Осознание различий между грамматическим (обобщённым) и лексическим (единичным) значением слова позволяет уйти от формального изучения грамматики.

В курсе изменён подход к изучению предложений. Предложение рассматривается как основная коммуникативная единица языка. Сначала формируется представление о предложении в целом (смысловая и интонационная завершённость, связи слов в предложении). Затем дети учатся классифицировать предложения по интонации (восклицательные — невосклицательные), по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные). После того как они накопят опыт наблюдений за предложением в различных речевых ситуациях, вводятся определения понятий.

Программа ориентирует на создание условий для развития регулятивных учебных действий, которые вносят порядок и планомерность в любую деятельность и составляют основу учебной деятельности. Формируются умения ставить цель, определять последовательность действий, контролировать, корректировать и оценивать их.

Программой предусматривается отработка навыков чистописаниясвоеобразная графическая «гимнастика», где используются образцы письма, отрабатывается написание обобщённых элементов букв, их соединений в словах, ритмическое и темповое написание слов и предложений, даётся установка на каллиграфическое написание букв, их соединений, осуществляется самоконтроль и взаимопроверка.

Отдельный, весьма важный элемент Программы — знакомство со словарём. Предполагается знакомство младших школьников с разными словарями: орфографическим, толковым, энциклопедическим, словарём синонимов и антонимов.

Раздел «Развитие речи» предусматривает не только обогащение словаря, совершенствование грамматического строя речи (в устной и письменной форме), освоение различных видов работы с текстом, но и формирование представлений о речи в целом, о речевом общении, о средствах общения (вербальных и невербальных).

Изучение систематического курса русского языка начинается с обобщения первоначальных сведений о речевом общении и языке как средстве коммуникации, полученных в период обучения грамоте.

Программа ориентирует на выработку умений точно и ясно выражать свои мысли в речи, решать в процессе общения ту или иную речевую задачу (одобрить, объяснить, выразить удивление, подтвердить мысль собеседника и т.д.), держать в поле внимания содержание речи и форму её выражения.

Помимо общих представлений о тексте, ученики получают первые сведения о различных типах текстов (повествование, описание, рассуждение), начинают осмысливать роль слова в художественном тексте, работают с заглавием и составляют план (с помощью учителя), наблюдают за стилистическими особенностями художественных и научно-познавательных текстов.

Рассмотрение языка как средства общения в конкретных коммуникативно-речевых ситуациях и текстах (научных, деловых, художественных) помогает детям представить язык целостно, что повышает мотивацию в обучении родному языку.

Начальный курс обучения грамоте курс интегрированный: в нем объединены уроки обучения чтению и обучения письму. Обучение письму идёт раздельно-параллельно с обучением чтению с учётом координации устной и письменной речи, которые имеют единую звуковую основу, но требуют разных психических операций.

Период обучения грамоте включает три этапа:

  1. Давайте знакомиться (подготовительный) – 45 часов - формируются представление о понятии «общение», языке как средстве общения, слове как двусторонней единице, вводится знаково-символическая система.

  2. Страна АБВГДейка (букварный (основной))144 часа - изучаются звуки и буквы, осваивается слоговое чтение. В основу изучения звуков и букв положен частотный принцип. Изучение звуков построено таким образом, что это создает возможность максимально быстро начинать читать.

3) Про всё на свете (послебукварный) – 18 часов - совершенствуются навыки слогового чтения, дети учатся работать с текстом, слушать и слышать, интонировать, строить свои высказывания в зависимость от ситуации, составлять свой текст. В этот период ставится задача сформировать не только слоговое чтение, но и чтение целыми словами,

Эти три этапа составляют азбучный период, в котором тесно взаимосвязано изучение и освоение языка, письменной речи, литературного чтения.

После азбучного периода изучение русского языка и освоение литературного чтения продолжается по самостоятельным учебникам. В программе заложена новая система обучения грамоте на коммуникативно-познавательной основе с последующим коммуникативно-ориентированным курсом русского языка для начальной школы.

Обучение грамоте в новой системе строится на различных ситуациях общения (условных и реальных), которые помогают осознать язык как важнейшее средство общения, как важнейший инструмент мыслительной и духовной деятельности людей. Наглядно-образные модели общения, представленные в азбуке, дают детям элементарные представления о ситуации общения, партнерах (собеседниках) речевого общения, о целях общения и его результатах.

Изучение языка как средства общения в период обучения грамоте начинается со слова, с номинативной (назывной) функции языка, наиболее доступной детскому восприятию. При этом обеспечивается постепенный переход от слова в естественных ситуациях общения к предложению и тексту.

Работа со словом в новой системе обучения отличается от общепринятых подходов. Слово рассматривается как двусторонняя единица языка, как сложный языковой знак, имеющий план содержания (значение) и план выражения (фонетическую и буквенную форму). Осознать «устройство» слова помогают простейшие структурно-семантические модели слов, которые показывают взаимосвязь значения слова и его звучания. Переход от звучащего слова к его графической форме обеспечивается через звукобуквенный анализ. При освоении звукобуквенного письма используется современный вариант звукового аналитико-синтетического метода.

Упражнения по каллиграфии и связной речи проводятся на уроках русского языка в процессе всего программного материала.




Наименование раздела по чтению

Кол-во часов

Наименование раздела по письму

Кол-во часов

1

«Давайте познакомимся»

20

1

«Рисуй, думай, рассказывай»

25

2

«Страна АБВГДейка»

64

2

«Мой алфавит»

80

3

«Про всё на свете», «Читалочка»

10

3

«Пиши красиво»

8


Итого:

94


Итого:

113

Учебно- тематический план


12. Основные содержательные линии курса

Фонетика. Звуки речи, их характеристика. Осознание единства звукового состава слова и его значения.

Выделение отдельных звуков в слове. Установление числа и последовательности звуков в слове, фиксирование их в звуковых и образно-символических схемах. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками.

Различение гласных и согласных звуков. Понимание фонемных противопоставлений: твёрдых и мягких фонем, знаково-символическое их обозначение. Различение согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих.

Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги, открытый и закрытый слоги. Ударение. Определение места ударения в слове, различение ударных и безударных слогов, ударных и безударных гласных.

Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Буквы ъ, ь, не обозначающие звуков. Гласные буквы е, ё, ю, я; их двойная роль (в зависимости от места в слове). Обозначение на письме мягкости согласных звуков с помощью букв и, е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости согласных звуков. Употребление ъ и ь как разделительных знаков.

Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв. Значение алфавита. Сравнение алфавитного письма (обозначение звуков буквами) и письма с помощью рисунков, символов (пиктография). Понимание ценности современного письма.

Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук) как вида речевой деятельности. Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребёнка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений. Воспроизведение прочитанного текста по вопросам учителя и самостоятельно.

Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.

Письмо. Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Овладение начертанием письменных заглавных и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным почерком. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Освоение приёмов и последовательности правильного списывания текста.

Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса.

Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова. Практическое различение значения и звучания слова. Роль слова как посредника в общении, его номинативная функция. Правильное употребление в речи слов, называющих отдельные предметы (роза, ландыш, осока), и слов с обобщающим значением (цветы, растения).

Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка.

Орфография и пунктуация. Знакомство с правилами правописания и их применение:

  • раздельное написание слов;

  • обозначение гласных после шипящих (ча—ща, чу—щу, жи—ши);

  • употребление ь для обозначения на письме мягкости согласных;

  • употребление ъ и ь как разделительных знаков;

  • прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;

  • перенос слов по слогам без стечения согласных;

  • знаки препинания в конце предложения.

Развитие речи. Первоначальное представление о тексте как речевом произведении. Выделение в тексте предложений. Объединение предложений в текст. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании.

Первоначальное представление о речи с помощью наглядно-образных моделей. Деление речи на смысловые части (предложения) с помощью рисунков и схем. Составление из предложений связного текста, его запись.

Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, по материалам собственных игр, занятий, наблюдений.

Культура речевого общения. Освоение позитивной модели речевого общения, основанной на доброжелательности, миролюбии и уважении к собеседнику.



Требования к уровню подготовки

13. Универсальные учебные действия.

Личностные универсальные действия:

  • использование приобретенных знаний в учении и повседневной жизни для исследования языковых явлений.


Регулятивные универсальные действия:

  • целеполагание - постановка учебной задачи;

  • планирование хода рассуждений, составление плана рассказа;

  • пошаговый контроль правильности написания буквы и слова, составления предложений и полноты текста;

  • коррекция орфографических, смысловых и грамматических ошибок.


Познавательные универсальные действия:

  • применение общеучебных умений (анализ, сравнение, обобщение, классификацию) для установления языковых закономерностей;

  • моделирование звукового состава слова, используя условные знаки, предложения, составлять их слоговые схемы, распространять и сокращать предложения в соответствии с моделью;

  • классифицирование звуков по заданному основанию;

  • анализ предложенного для восприятия текста или серии сюжетных картинок;

  • синтез — составление целого текста из частей;

  • осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

  • смысловое чтение - как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации;

  • установление причинно-следственных связей;

  • построение логической цепи рассуждений;

  • самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера.


Коммуникативные учебные действия:

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

  • постановка вопросов для поиска и сбора информации;

  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, обосновывать свою точку зрения, выслушивать одноклассников.


Литература

14.Библиографический список

Список литературы для обучающихся, учебники:

  1. Климанова Л. Ф., Макеева С. Г. Азбука. В 2-х частях. М.: «Просвещение», 2011г.

Материал учебника формирует представления: о языке как средстве общения и способах коммуникации; о знаково-символической системе; о слове как двусторонней единице языка; о лексическом значении слов; о нормах культуры устной и письменной речи.

  1. Климанова Л.Ф., Романина В. И., Борейко Л.Н. Рисуй, думай, рассказывай. Рабочая тетрадь. 1 класс - М.: «Просвещение», 2011г.

Рабочая тетрадь «Рисуй, думай, рассказывай» предназначена для работы в подготовительный период обучения грамоте. Работая с ней, дети имеют возможность рисовать, раскрашивать, штриховать и т. п., что помогает укрепить мелкую мускулатуру пальцев, развить координацию движений руки при письме и тем самым хорошо подготовиться к написанию букв русского алфавита, слов и предложений.

  1. Климанова Л.Ф. Мой алфавит. Прописи. 1 класс. В 2-х частях - М.: «Просвещение», 2011г.

Прописи «Мой алфавит» (в 2-х частях) дают образцы печатной и письменной буквы, простейшие структурно-семантические модели слов, включают упражнения на написание слов, предложений и небольших текстов, формируют начальные орфографические навыки.

  1. Климанова Л.Ф., Желтовская Л. Я. Пиши красиво. Рабочая тетрадь. 1 класс - М.: «Просвещение», 2011г.

Рабочая тетрадь «Пиши красиво» предназначена для закрепления каллиграфических навыков, развития мелкой мускулатуры руки, овладения письменным шрифтом.

  1. Внеклассное чтение. 1 класс: книга для учащихся / сост. А. Ю. Татаринцева, С. А. Нечепаева, Э. Э. Тестова. – Воронеж: Воронежский госпедуниверситет, 2011.

Произведения, вошедшие в книгу, вводят младших школьников в мир большой литературы, помогают формированию умений и навыков чтения, развитию интересов и кругозора, нравственных качеств. Подбор произведений осуществлён в соответствии с требованиями Стандарта второго поколения.


Методические пособия для учителя:

  1. «Обучение грамоте»: методическое пособие. Л.Ф.Климанова, С.Г.Макеева. – М.: Просвещение, 2011.


Технические средства обучения.

  1. Классная доска 6.CD. электронные приложения

  2. Интерактивная доска 7. Таблицы

  3. Ноутбук.

  4. Мультимедийный проектор.

  5. Документ-камера





Календарно-тематическое планирование Обучение грамоте. Л.Ф.Климанова; С.Г.Макеева. 1 класс. УМК «Перспектива».


Уро-ка

Дата

Тема урока чтения

Стр.

Урока

Дата

Тема урока письма

Стр.

Цели и задачи уроков чтения и письма

Планируемые результаты

Н.Р.К.

Обратная связь

Добукварный период (45ч)


Чтение (20ч)

Письмо (25ч)


«Азбука» «Давайте знакомиться»


Рабочая тетрадь «Рисуй, думай, рассказывай».

1


Мир общения

CD

3-5


1


«Твои новые друзья». «Дорога в школу». Гигиенические требования. Раскрашивание, обведение


3-5

Практическое введение понятия «общение»; знакомство детей с персонажами учебной книги и друг с другом; способствовать развитию навыков устного общения – умения говорить и слушать; различать цель и результат общения; привлечь внимание к слову и его номинативной (назывной) функции.

Знание понятия «общение»; умение общаться; умение различать цель и результат общения; умение ориентироваться на листе и писать в рабочей полосе; умение штриховать, обводить по контуру; словесно определять размер изображённых предметов; классифицировать предметы.

Рассказ «Наша школа».

Р.Р. Устный рассказ «Самые-самые…».

2


Мы теперь ученики. Культура общения

.



6-7

2


«Что в центре?» Ориентировка на листе. Обведение фигур по образцу

6-7


Практическое знакомство с целями и средствами общения через игровые ситуации и диалог литературных героев; осмысление роли слова в общении; развитие умения быстро находить слова для обозначения окружающих предметов.

Знание понятия «общение»; знание целей и средств общения; умение быстро находить слова для обозначения окружающих предметов; умение классифицировать предметы; сравнивать предметы по размеру, форме, количеству; обводить по контуру; штриховать; составлять устные рассказы.


Диалог «Разговор по телефону».







ИКТ



3




Книжки мои друзья



8-9




3-4




«Сравни». Форма и количество фигур. Прямые и наклонные линии.



8-11



Ввести понятие «жест», объяснить его значение; научить различать многозначность жеста, воспитывать привычку уместного использования жестов в речевом общении; стимулировать речевые высказывания детей на уроке, прививать привычку следить за своей речью.



Знание понятия «жест» и его значения; умение различать многозначность жеста; умение использовать жесты в речевом общении; умение высказывать своё мнение; умение сравнивать; обводить предмет по контуру; штриховать; обводить линии по стрелке.




«Чтение» загадок по рисунку.

4


Слово в общении. Важно не только что сказать, но и как сказать.

10-13

5


«Определи направление».

Определение направления с помощью жеста, замена жеста стрелкой..

12-15

Закрепить представление о жесте и его значении, уместности использования жестов; культура общения: внимание к собеседнику; использование формул речевого этикета.

Знание понятия «жест» и его значения; умение различать многозначность жеста; умение использовать жесты в речевом общении; умение общаться; знание формул речевого этикета; умение составлять устный рассказ; обводить предмет; штриховать; дорисовывать; знание понятия «рабочая строка».

Составление рассказа о животных, обитающих в нашем крае.

Самостоятельные упражнения на основе простейших заданий.







ИКТ

5


Помощники слова в общении. Страшный зверь

CD

14-15

6


«Найди пару» . «Лото». Классификация. Рабочая строка. Письмо наклонных и прямых линий. Усвоение последовательности действий при письме с образца.

16-19

Развивать умение читать выражение лица героев сказок; формировать умение рассказывать сказки, истории, сопровождаемые уместными жестами, соответствующей мимикой и интонацией; ввести понятие «бордюр».

Умение читать выражение лица героев сказок; умение рассказывать сказки, истории, сопровождаемые уместными жестами, соответствующей мимикой и интонацией; знание понятия «бордюр»; умение проводить параллельные линии; штриховать; составлять устные рассказы; классифицировать предметы.

Составление рассказа «В нашем лесу».

Самостоятельная работа. Р.Р.Рассказ по рисунку ««Кто съел кусок сыра?».

6


Мы пришли в театр

16-17

7-8


«Целое и часть». (анализ графической формы.). параллельные линии. Обведение образца.

20-23


Разведение понятий «слово» и «предмет», «слово» и «признак», «слово» и «действие»; классификация слов, обозначающих предметы, признаки, действия; выяснение роли предмета и слова в общении; развивать умение соблюдать правила письма.

Знание понятий; умение классифицировать предметы; умение находить закономерности; работать самостоятельно; умение обводить по контуру; штриховать.


Самостоятельная работа. Р.Р.Составление устного рассказа.





ИКТ

7


Общение без слов. Как понять животных?

CD

18-23

9-10


«Головоломки». «весёлые превращения.». Развитие фонематического слуха. Упражнения на развитие воображения. Письмо элементов печатных букв.

24-27

Переключить внимание детей с общения непосредственного, конкретного на общение опосредованное; познакомить с возможными посредниками общения.

Знание способов общения; возможных посредников общения; умение общаться; умение обводить изображённые предметы; писать линии в рабочей строке.


Р.Р.Составление устного рассказа по картинке. Самостоятельная работа.

8


Разговаривают ли предметы?

CD

24-25



9


Слова и предметы. Рисунки и предметы в общении.

CD

26-29

11-12


«Сравни дома». «В походе». Штриховка, обведение. Подготовка к звуковому анализу. Элементы печатных букв.

28-31

Подвести детей к самостоятельным «открытиям» в области письменной речи: для передачи мысли, различных сообщений можно использовать рисунки и условные обозначения (символы); активизировать мыслительную деятельность детей через использование проблемно-речевых ситуаций. Стимулировать речевые высказывания детей на уроке, прививать привычку следить за своей речью и посадкой при письме; способствовать развитию навыков каллиграфического письма.

Знание того, что для передачи мысли, сообщений можно использовать рисунки, различные символы; умение составлять рассказ; умение обводить предметы; штриховать; умение классифицировать; выделять звуки. Умение штриховать; умение различать слова с общим и конкретным значением; умение обводить элементы букв; составлять рассказ.


Самостоятельная работа.



Р.Р.Составление рассказа «На привале».



ИКТ

10


«Путешествие по цветочному городу». Условные знаки в городе. Составление сообщений с использованием знаков. «Чтение» знаков.




30-33

13-14


«На коньках». «На волнах».Штриховка, обведение непрерываемых линий. Предварительная звуковая ориентировка в слове, обведение элементов печатных букв.

32-35

Ввести понятие «знак»; ознакомить с элементарными правилами дорожного движения; учить читать знаки; провести подготовку к звуковому анализу слов.

Знание понятия «знак»; знание элементарных правил дорожного движения; умение читать знаки; умение проводить безотрывных линий; раскрашивать; выделять звуки; писать элементы букв.

Составление рассказа «Машины на улицах нашего города».

Определить дорогу к дому с помощью условных обозначений.




ИКТ

11


Как найти дорогу? Дорожные знаки

34-37

15


«Мы рисуем». Обведение, штриховка; преобразование овалов в предметы; простейший звуковой анализ.

36-37

Расширить представление об использовании условных знаков в повседневной жизни; учить читать их; упражнять в классификации слов с обобщающим названием предметов; учить составлять рассказы; учить делать простейший звуковой анализ слов.

Знание условных знаков; умение использовать условные знаки в повседневной жизни; умение классифицировать; умение читать знаки; составлять рассказы; умение придумывать знаки; умение обводить; штриховать; преобразовывать овал; делать простейший звуковой анализ слов; писать элементы печатных букв.


Самостоятельная работа. Придумать собственные знаки.




ИКТ

12


Удивительная встреча. Звездное небо.

38-39









13


Загадочное письмо.

40-41

16


«Под грибом».

«Сравни и подумай» Предварительные звуковые упражнения; письмо элементов печатных букв. Самостоятельные логические упражнения «Найди закономерность».

38-39

Воспитывать гуманное отношение к природе, не проявлять потребительского отношения к ней; на основе создания коммуникативно-речевых ситуаций развивать у детей умение вести диалог, т.е. понимать, с какой целью он ведётся, что и как следует сказать, чтобы убедить собеседника; закрепить представление о знаках (символах), их роли в общении; учить делать простейший звуковой анализ слов.

Умение вести диалог; знать о знаках и символах, их роли в общении; умение обводить предметы; классифицировать слова; работать самостоятельно; умение ориентироваться в звуковой структуре слова.

Составление предложений о красоте нашего леса.

Самостоятельная работа.

14


Мир полон звуков. Звуки в природе. Как звучат слова? Звуковой анализ слов.

CD

42-45

17-18


«Мы — спортсмены». «Кто построил домики». Обведение по пунктиру. Лексическая работа: спортивный инвентарь. Классификация: виды спорта. Элементы звукового анализа.

40-41

Учить детей делать простейший звуковой анализ слов; развивать навыки каллиграфического письма; учить составлять рассказы.

Умение делать простейший звуковой анализ слов; определять закономерность; умение обводить; штриховать; проводить параллельные линии; ориентироваться на строке.


Самостоятельная работа «Выбор знака для спортивного магазина». Р.Р.Составление рассказа по серии рисунков.

15


Гласные и согласные звуки. Звуковой анализ слов. CD


46-49

19-20


«Рассмотри и расскажи». «В гости к бабушке». Слова- названия предметов. Логические упражнения.

44-45

Обобщить сведения о способах записи устного высказывания с помощью рисунков и символов; упражнять детей в записи предложения с помощью пиктограмм; показать необходимость введения звукобуквенного письма.

Знание способов записи устного высказывания с помощью рисунков и символов; умение записывать предложения с помощью пиктограмм; умение составлять и читать письма; раскрашивать; обводить предметы; ориентироваться в звуковой структуре слова; умение писать элементы печатных букв; классифицировать.


Р.Р.Составление писем о летних занятиях.

16


Твердые и мягкие согласные. Модели слов

50-51




Дать представление о твёрдых и мягких согласных; учить различать их; показать изобразительные возможности звуков слова и отработать приёмы выразительного рассказывания отрывков из литературных произведений; отрабатывать навыки каллиграфического письма.



Самостоятельная работа.





ИКТ

17


«Звучание слова и его значение». Звуковой анализ слов. Модели слов. Классификация слов.

52-53

21-22


«Прогулка в парке». «Знаки в городе». Предварительный звуковой анализ. Печатание элементов букв. Классификация слов по формальным признакам: искомый звук в начале, конце слова.

48-53

Учить детей делать простейший звуковой анализ слов; развивать навыки каллиграфического письма; учить составлять рассказы.

Умение обводить по пунктирным линиям, раскрашивать; умение подбирать цвета и рисунки; умение делать простейший звуковой анализ слов; писать элементы печатных букв.


Составление предложений о нашем городе.

Р.Р.Продолжить сказку. Самостоятельная работа.

18


Слова и слоги. Ударение в слове. CD

52-53

23-24


«Подумай и сравни». Звуковой анализ слов. Письмо элементов письменных букв. Обведение образцов.

52-55

Дать учащимся представление о слоге как произносительной части слова, формировать умение произносить слова по слогам и правильно определять составляющие их звукосочетания. Дать учащимся общее представление об ударении в слове и формировать умение определять место ударения в слове; показать значение ударения для объединения звуков в слове; совершенствовать культуру речи учащихся: умение правильно произносить слово и ставить в нём ударение; развивать навыки каллиграфического письма.

Умение определять количество звуков в слове, их последовательность; определять гласные и согласные звуки, твёрдые и мягкие; различать звуковую форму слова и его значение; умение делать звуковой анализ слов; писать элементы письменных букв. Знание об ударении в слове; знать о значении ударения; умение определять место ударения в слове; умение правильно произносить слово и ставить в нём ударение; умение писать элементы письменных букв; проводить звуковой анализ слов; заполнять схемы; читать по следам анализа..


Коллективный анализ слов. Изменить слова так, чтобы вместо одного слога стало два, вместо двух – три.

Р.Р.Составление рассказа.

19


«Слово и предложение».


CD

58-61


25


«Проверь себя». Обобщение. Сопоставление коммуникативно-речевых ситуаций. Логические упражнения. Сравнение старинных и современных орудий письма. Составление пословицы «Есть терпение — будет умение». Объяснение ее смысла.

61-63

Дать представление о предложении и его функциях; учить детей различать слово и предложение, выделять предложение в речевом потоке, записывать и читать его на основе схем и пиктограмм; показать звучность, мелодичность и выразительность русской речи.

Знание о предложении и его функциях; умение различать слово и предложение, выделять предложение в речевом потоке, записывать и читать его на основе схем и пиктограмм; умение проводить звуковой анализ слов; писать элементы письменных букв и безотрывных линий.


Р.Р.Составление предложений.

20


«Повторение- мать учение»

62-64









Чтение (64ч.)

Письмо (80ч.)

«Страна АБВГДейка»

Пропись «Мой алфавит».

1-2


Звуки [а], [о]; буквы Аа, Оо.

68-69

1


Знакомство с тетрадью «Мой алфавит»

3-5

Учить детей делать простейший звуковой анализ слов; развивать навыки каллиграфического письма; учить составлять рассказы Учить выделять звуки [а] и [о] из речи; учить различать звуки; приучать детей выделять точки-ориентиры; обратить внимание на то, что правильное положение тетради помогает руке плавно двигаться; развивать навыки каллиграфического письма..


Умение обводить по пунктирным линиям, раскрашивать; умение подбирать цвета и рисунки; умение делать простейший звуковой анализ слов; писать элементы письменных букв. Умение выделять звуки; различать звуки; умение обозначать эти звуки буквами; умение проводить звуковой анализ слов; писать буквы и элементы письменных букв.



3-4


Звук [у], буква Уу.

CD

70-71

2-3


Звуковой анализ слов. Строчные буквы а, о

CD

6, 8

Учить выделять звук [у] из речи; учить различать звуки; познакомить с буквой у; учить правилам оформления предложения на письме; развивать навыки каллиграфического письма.

Умение выделять звуки; различать звуки; умение обозначать эти звуки буквами; умение проводить звуковой анализ слов; писать буквы и элементы письменных букв; умение работать самостоятельно; анализировать выполненную работу; умение оформлять предложения на письме.


Подчеркнуть в тексте изученные буквы. Самостоятельная работа.





4


Заглавные (прописные) буквы А, О

CD






5


Строчная и заглавная буква У у

CD


5


Звуки [и], [ы]. Буквы Ии, ы.

CD

72-73

6


Строчные буквы и, ы.

. CD

12-14

Учить выделять звуки из речи; учить различать звуки; познакомить с буквами и, ы; учить правилам оформления предложения на письме; развивать навыки каллиграфического письма.

Умение выделять звуки; различать звуки; умение обозначать эти звуки буквами; умение проводить звуковой анализ слов; писать буквы и элементы письменных букв; умение объяснять значение слова; заполнять звуковые схемы; сравнивать.

Сказки уральских авторов.

Р.Р.Рассказывание сказки. Чтение предложений.

6


Звук [э], буква Э.



CD

74-75

7-8


Заглавная буква И. звук [э], буква Ээ. .

CD

12-14

Учить правилам оформления предложения на письме; развивать навыки каллиграфического письма.

Умение проводить звуковой анализ слов; писать буквы и элементы письменных букв; умение объяснять значение слова; заполнять звуковые схемы; сравнивать.


Самостоятельная работа.

7


«Узелки на память». Повторение. Чтение заглавий, записанных акрофоническим способом. Ребусы. Составление предложений по схемам.

76-77

9-10


Повторение изученных букв. Буквенная мозаика. Запись коротких слов, составление предложений по предложенным схемам.

17-19

Учить выделять звуки из речи; учить различать звуки; учить отличать гласные от согласных; учить правилам оформления предложения на письме; развивать навыки каллиграфического письма.

Умение выделять звуки; умение обозначать звуки буквами; умение проводить звуковой анализ слов; писать буквы и элементы письменных букв; умение объяснять значение слова; заполнять звуковые схемы; составлять предложения по схеме.


Р.Р.Рассказать о литературном герое. Самостоятельная работа.





ИКТ

8


Звуки [м] — [м`]. Буква М. Модели слов. Звуковой анализ. Согласные звуки и буквы. Чтение слогов, слов и предложений.


Вн.чт. «Стихи А.Барто».

78









9


Звуки [с] — [с`], буква Сс.


CD

79

11-12


Строчная и заглавная буква буква Мм.

. CD

20-21

Дать общее представление о согласных; помочь детям уловить свойства согласных звуков; развивать навыки чтения и каллиграфического письма.

Знание о согласных и их свойствах; умение читать по схемам; отгадывать ребусы; умение анализировать; самостоятельно записывать в рабочей строке; записывать слова и предложения.


Самостоятельное чтение. Р.Р.Составление предложений.

10


Звуки [н] — [н`], буква Н.

CD

80

13


Строчная буква с.

CD


Учить выделять звуки из речи; учить различать звуки; учить отличать гласные от согласных; учить правилам оформления предложения на письме; развивать навыки каллиграфического письма.

Умение выделять звуки; умение обозначать звуки буквами; умение проводить звуковой анализ слов; писать буквы и элементы письменных букв; умение объяснять значение слова; заполнять звуковые схемы; составлять предложения по схеме.


Р.Р.Составить рассказ о семье.

11


Звуки [л] — [л`], буква Л.

81

14


Заглавная буква С.

CD


Звуковой анализ. Выразительное чтение текста. Логические упражнения. Составление предложений.



12


Закрепление изученных букв М, С, Н, Л.

82-83

15


Строчная буква н.

CD


Учить выделять звуки из речи; учить различать звуки; учить отличать гласные от согласных; учить правилам оформления предложения на письме; развивать навыки каллиграфического письма.




13


Звуки [т] — [т`], буква Тт.


CD

84

16


Заглавная буква Н.

. CD

24-25

Учить выделять звуки из речи; учить различать звуки; учить отличать гласные от согласных; учить правилам оформления предложения на письме; развивать навыки каллиграфического письма.

Умение выделять звуки; умение обозначать звуки буквами; умение проводить звуковой анализ слов; писать буквы; умение читать и записывать слова; копировать; ориентироваться в тетради.

Составление предложений о деревьях, растущих в нашем лесу.

Выразительное чтение предложений. Самостоятельная работа.




ИКТ

14


Буква Тт. Закрепление.

CD

85

17-18


Буква Л (строчная, заглавная).


CD

26-27

Учить выделять звуки из речи; учить различать звуки; учить правилам оформления предложения на письме; развивать навыки каллиграфического письма.

Умение выделять звуки; умение обозначать звуки буквами; умение проводить звуковой анализ слов; писать буквы; умение читать и записывать слова; копировать; ориентироваться в тетради.


Самостоятельная работа.

15




16


Звуки [к] — [к`], буква Кк.


CD


Буква Кк. Закрепление


CD

86






87

19-20


Закрепление изученных букв.

М,С,Н,Л,.

28-29

Учить правилам оформления предложения на письме; развивать навыки каллиграфического письма.

Умение выделять звуки; умение обозначать звуки буквами; умение проводить звуковой анализ слов; писать буквы; умение читать и записывать слова; копировать; ориентироваться в тетради.


Р.Р.Составление и запись предложений.





ИКТ

17


Чтение слов и текста с изученными буквами

88-89

21-23


Строчная и заглавная буква Тт.


CD

30-33

Учить выделять звуки из речи; учить различать звуки; учить отличать гласные от согласных; учить правилам оформления предложения на письме; развивать навыки каллиграфического письма.

Умение выделять звуки; умение обозначать звуки буквами; умение проводить звуковой анализ слов; писать буквы; умение читать и записывать слова; копировать; ориентироваться в тетради.


Чтение текста. Р.Р.Составление и запись слов и предложений.

18


Узелки на память.

90-91

24


Буква к (строчная).

34, 35,

37

Учить выделять звуки из речи; учить различать звуки; учить отличать гласные от согласных; учить правилам оформления предложения на письме; развивать навыки каллиграфического письма.

Умение проводить звуковой анализ слов; писать буквы; умение читать и записывать слова и предложения; копировать; ориентироваться в тетради.


Р.Р.Придумать историю «Волшебный горшочек».

19


Звуки [р] — [р`], буква Рр.

92

25


Заглавная буква К.


CD

37-38

Учить чтению по слогам и целыми словами; развивать умение выделять ударный слог; прививать навыки выразительного чтения; развивать навыки каллиграфического письма.

Умение проводить звуковой анализ слов; писать буквы; умение читать и записывать слова и предложения; копировать; ориентироваться в тетради.


Списывание. Р.Р.Составление текста.




ИКТ

20


Звуки [в], [в`], буква Вв.

CD

93








21


Звуки [п] — [п`], буква Пп.

94-95

26-27


Повторение. Буквенная мозаика.

39-41

Учить чтению по слогам и целыми словами; учить выделять звуки из речи; учить различать звуки; развивать умение выделять ударный слог; прививать навыки выразительного чтения; развивать навыки каллиграфического письма.

Умение проводить звуковой анализ слов; писать буквы; умение читать и записывать слова и предложения; копировать; ориентироваться в тетради.

Составление рассказа «Любимый уголок природы».

Р.Р.Составление рассказа.

22


Звуки [г] — [г`], буква Г. Чтение текстов слогами и словами.


96-97

28-29


Строчная и заглавная буква Рр.

CD

42-43

Учить правилам оформления предложения на письме; развивать навыки каллиграфического письма.

Умение проводить звуковой анализ слов; писать буквы; умение читать и записывать слова и предложения; ориентироваться в тетради.


Р.Р.Составление и запись предложений.

23









24


Сравнение звуков [г] и [к].









Закрепление изученных букв Р,П,Г,К.

97-99









100- 101

30


Строчная буква в.

CD

44

Учить чтению по слогам и целыми словами; развивать умение выделять ударный слог; прививать навыки выразительного чтения; развивать навыки каллиграфического письма.

Умение проводить звуковой анализ слов; писать буквы; умение читать и записывать слова и предложения; умение объяснять значения слов; умение выделять ударный слог; умение читать тексты.


Чтение текста.

25


Буквы Е, Ё в начале слова и после гласных.

102-103

31


Заглавная буква В.

CD

45

Учить чтению по слогам и целыми словами; учить выделять звуки из речи; учить различать звуки; развивать умение выделять ударный слог; прививать навыки выразительного чтения; развивать навыки каллиграфического письма.

Умение проводить звуковой анализ слов; писать буквы; умение читать и записывать слова и предложения; умение объяснять значения слов; умение выделять ударный слог; умение читать тексты; умение отличать имена собственные.


Чтение текста.

Запись слов и предложений.





ИКТ

26


Буквы е, ё после согласных, как показатели мягкости

104- 105

32- 33


Повторение изученных букв

46-47

Учить чтению по слогам и целыми словами; учить выделять звуки из речи; учить различать звуки; развивать умение выделять ударный слог; прививать навыки выразительного чтения; развивать навыки каллиграфического письма.

Умение проводить звуковой анализ слов; писать буквы; умение читать и записывать слова и предложения; умение объяснять значения слов; умение выделять ударный слог; умение читать тексты; умение отличать имена собственные.


Чтение текста.

Запись слов и предложений.


27


Упражнение в чтении букв Ее и Ёё.

CD


106- 107

34- 35


Строчная и заглавная буква Пп.

CD

48-49

Учить чтению целыми словами; учить выделять звуки из речи; учить различать звуки; развивать умение выделять ударный слог; прививать навыки выразительного чтения; развивать навыки каллиграфического

Умение проводить звуковой анализ слов; писать буквы; умение читать и записывать слова и предложения; умение объяснять значения слов; умение выделять ударный слог; умение читать тексты; умение отличать имена собственные.



28


Узелки на память.

108- 109







«Азбука» Ч.2

«Страна АБВГДейка»


29


Звуки [б] — [б`], буква Бб. Сравнение звуков [б] и [п].





4-5

36-37


Буква Гг (строчная и заглавная).

50-53

Учить чтению целыми словами; учить выделять звуки из речи; учить различать звуки; развивать умение выделять ударный слог; прививать навыки выразительного чтения; развивать навыки каллиграфического письма.

Умение проводить звуковой анализ слов; писать буквы; умение читать и записывать слова и предложения; умение объяснять значения слов; умение выделять ударный слог; умение читать тексты; умение отличать имена собственные.


Чтение текста.

Запись слов и предложений.

ИКТ

30


Звуки [з] — [з`], буква Зз.



.

6-7

38


Буква ё в начале слова и после гласных.

CD

54- 55

Учить правилам оформления предложения на письме; развивать навыки каллиграфического письма.

Умение проводить звуковой анализ слов; писать буквы; умение читать и записывать слова и предложения; умение объяснять значения слов; умение выделять ударный слог; умение читать тексты.


Запись слов и предложений.

31


Парные звуки по звонкости – глухости: [з] — [с].

8-9

39


Буква ё в начале слова и после гласных.


CD

56-57


32


«повторение – мать учения»

10-11

40


Буквы е, ё после согласных,.

58-59

Учить чтению по слогам и целыми словами; учить выделять звуки из речи; учить различать звуки; развивать умение выделять ударный слог; прививать навыки выразительного чтения; развивать навыки каллиграфического письма.

Умение проводить звуковой анализ слов; писать буквы; умение читать и записывать слова и предложения; умение объяснять значения слов; умение выделять ударный слог; умение читать тексты; умение отличать имена собственные.


Чтение текста.

Запись слов и предложений.




ИКТ

33


Звуки [д] — [д`], буква Дд.


CD

12

41


Повторение

60-61

Учить чтению по слогам и целыми словами; развивать умение выделять ударный слог; прививать навыки выразительного чтения; развивать навыки каллиграфического письма.

Умение проводить звуковой анализ слов; писать буквы; умение читать и записывать слова и предложения; умение объяснять значения слов; умение выделять ударный слог; умение читать тексты.


Самостоятельная работа.




ИКТ

34


Сравнение звуков

[д] и [т`], [д`] и [т`].

13

42


«Узелки на память»

62-63





35


Звук [ж], буква Ж.

CD


14-15

Пропись «Мой алфавит».

36




Закрепление изученного материала

16-17

43-44


Буква Б (строчная, заглавная).

Парные звуки [б] — [п].

3-6

Учить чтению целыми словами; учить выделять звуки из речи; учить различать звуки; развивать умение выделять ударный слог; прививать навыки выразительного чтения; развивать навыки каллиграфического письма.

Умение проводить звуковой анализ слов; писать буквы; умение читать и записывать слова и предложения; умение объяснять значения слов; умение выделять ударный слог; умение читать тексты.


Чтение текста.

Запись слов и предложений.



Загадки слов (Резервный материал)

18-19

45


Строчная и заглавная буква Зз.

CD


7-8





37


Упражнение в чтении и рассказывании

20-21

46


Парные звуки [з] и [с].

9

Учить правилам оформления предложения на письме; развивать навыки каллиграфического письма.

Умение проводить звуковой анализ слов; писать буквы; умение читать и записывать слова и предложения; умение объяснять значения слов; умение выделять ударный слог; умение читать тексты.

Составление рассказа «Зима на Южном Урале».

Свободная самостоятельная деятельность.

38


«Узелки на память»

22- 23

47


Повторение. Буквы Бб, Зз.

10-11


Умение проводить звуковой анализ слов; писать буквы; умение читать и записывать слова и предложения; умение объяснять значения слов; умение выделять ударный слог; умение читать тексты.


Свободная самостоятельная деятельность.

39


Буква Я в начале слова и после гласных.

24-25

48-50


Строчная и заглавная буква Дд. Парные звуки [д] — [т].


CD

12-14

Учить чтению целыми словами; учить выделять звуки из речи; учить различать звуки; развивать умение выделять ударный слог; прививать навыки выразительного чтения; развивать навыки каллиграфического письма.

Умение проводить звуковой анализ слов; писать буквы; умение читать и записывать слова и предложения; умение объяснять значения слов; умение выделять ударный слог; умение читать тексты; умение списывать.


Чтение текста.

40


Буква Я после согласных. Буква Я, как показатель мягкости



CD

26-27









41


Игра в слова. Повторение изученных букв.

28-29

51-52


Строчная и заглавная буква Жж. Слог жи.

CD

15-17





42


Звуки [х] — [х`], буква Хх.

30-31

53


Упражнения в написании слов с изученными буквами. З,Б,Д,Ж.

18-19

Чтение слов и предложений по азбуке и «Читалочке». Чтение слов без пропусков и искажений.

Умение проводить звуковой анализ слов; писать буквы; умение читать и записывать слова и предложения; умение объяснять значения слов; умение выделять ударный слог; умение читать тексты; умение списывать.


Самостоятельная работа.





ИКТ

43


Звуки [х] — [х`], буква Хх.

Закрепление.


CD




31

54



Буква Яя в начале слова и после гласных


CD




20-21

Учить чтению целыми словами; учить выделять звуки из речи; учить различать звуки; развивать умение выделять ударный слог; прививать навыки выразительного чтения; развивать навыки каллиграфического письма.

Умение проводить звуковой анализ слов; писать буквы; умение читать и записывать слова и предложения; умение объяснять значения слов; умение выделять ударный слог; умение читать тексты; умение списывать.



44


Знакомство с буквой ь.

CD

32-33

55


Буква Я после согласных.

CD


21-22

Учить чтению целыми словами; учить выделять звуки из речи; учить различать звуки; развивать умение выделять ударный слог; прививать навыки выразительного чтения; развивать навыки каллиграфического письма.

Умение проводить звуковой анализ слов; писать буквы; умение читать и записывать слова и предложения; умение объяснять значения слов; умение выделять ударный слог; умение читать тексты; умение списывать; озаглавливать текст



45


Звук[й], буква Йй.


CD

34-35

56-57


Повторение


Учить чтению целыми словами; учить выделять звуки из речи; учить различать звуки; развивать умение выделять ударный слог; прививать навыки выразительного чтения; развивать навыки каллиграфического письма.

Умение проводить звуковой анализ слов; писать буквы; умение читать и записывать слова и предложения; умение объяснять значения слов; умение выделять ударный слог; умение читать тексты; озаглавливать текст; умение списывать; умение работать в парах.


Самостоятельная работа.

46


Буква Ю в начале слова и после гласных.

38-39

59-60


Буква ь – показатель мягкости.

CD

24-25

Учить правилам оформления предложения на письме; развивать навыки каллиграфического письма; учить списывать; учить чтению целыми словами; учить выделять звуки из речи; учить различать звуки; развивать умение выделять ударный слог; прививать навыки выразительного чтения.

. Умение проводить звуковой анализ слов; писать буквы; умение читать и записывать слова и предложения; умение объяснять значения слов; умение выделять ударный слог; умение читать тексты; умение списывать; умение работать в парах.


Списывание предложений по памяти.




ИКТ

47


Буква ю после согласных.


CD

40-42









48


Закрепление изученного.


42-43









49



«Узелки на память»

44-45

61-62


Строчная и заглавная буква Йй.

CD

32-35

Учить чтению целыми словами; учить выделять звуки из речи; учить различать звуки; развивать умение выделять ударный слог; прививать навыки выразительного чтения; развивать навыки каллиграфического письма.

Умение проводить звуковой анализ слов; писать буквы; умение читать и записывать слова и предложения; умение объяснять значения слов; умение выделять ударный слог; умение читать тексты; озаглавливать текст; умение списывать; умение работать в парах.


Списывание слов и предложений.

50


Читаем и сочиняем.

46-47

63


Буква Юю в начале слова и после гласных.

CD

36-37

Учить чтению целыми словами; учить выделять звуки из речи; учить различать звуки; развивать умение выделять ударный слог; прививать навыки выразительного чтения; развивать навыки каллиграфического письма.

Умение проводить звуковой анализ слов; писать буквы; умение читать и записывать слова и предложения; умение объяснять значения слов; умение выделять ударный слог; умение читать тексты; озаглавливать текст; умение списывать; умение работать в парах.

Составление предложений о растениях под нашим окном.

Р.Р.Составление и запись предложений. Чтение текстов.





ИКТ

51


Звук [ш], буква Шш.

CD



48-49

64-65


Буква Ю после согласных. Повторение.

38-39





52


Сравнение звуков [ш] — [ж]. Чтение слов и предложений.

49








Чтение текстов.

Дописывание предложений.

53


Звук [ч`], буква Чч.

CD


50-51

66-67


Буква Шш (строчная, заглавная). Парные согласные [ж] — [ш].

40-43

Учить правилам оформления предложения на письме; развивать навыки каллиграфического письма; учить списывать; учить чтению целыми словами; учить выделять звуки из речи; учить различать звуки; развивать умение выделять ударный слог; прививать навыки выразительного чтения.

Умение проводить звуковой анализ слов; писать буквы; умение читать и записывать слова и предложения; умение объяснять значения слов; умение выделять ударный слог; умение читать тексты; озаглавливать текст; умение списывать; умение работать в парах; умение оформлять предложения на письме.


Самостоятельная работа. Выучить правило жи-ши.

54


Звук [щ`]. Буква Щщ.

CD


52

68


Письмо буквы Чч (строчной, заглавной).

CD


44-45

Учить правилам оформления предложения на письме; развивать навыки каллиграфического письма; учить списывать; учить чтению целыми словами; учить выделять звуки из речи; учить различать звуки; развивать умение выделять ударный слог; прививать навыки выразительного чтения.

Умение проводить звуковой анализ слов; писать буквы; умение читать и записывать слова и предложения; умение объяснять значения слов; умение выделять ударный слог; умение читать тексты; озаглавливать текст; умение списывать; умение работать в парах; умение оформлять предложения на письме.



55


Звук [щ`]. Буква Щщ.

Закрепление. Буквосочетания ча-ща¸чу-щу.

CD


53

69-70


Строчная и заглавная буква Щщ.

CD


46-49

Учить правилам оформления предложения на письме; развивать навыки каллиграфического письма; учить списывать; учить чтению целыми словами; учить выделять звуки из речи; учить различать звуки; развивать умение выделять ударный слог; прививать навыки выразительного чтения.

Умение проводить звуковой анализ слов; писать буквы; умение читать и записывать слова и предложения; умение объяснять значения слов; умение выделять ударный слог; умение читать тексты; озаглавливать текст; умение списывать; умение работать в парах; умение оформлять предложения на письме.



56


Закрепление изученного


54-55









57


Звук [ц], буква Цц.

. CD


56

71-72


Буква Цц (строчная, заглавная).

CD

50-51

Учить правилам оформления предложения на письме; развивать навыки каллиграфического письма; учить списывать; учить чтению целыми словами; учить выделять звуки из речи; учить различать звуки; развивать умение выделять ударный слог; прививать навыки выразительного чтения.

Умение проводить звуковой анализ слов; писать буквы; умение читать и записывать слова и предложения; умение объяснять значения слов; умение выделять ударный слог; умение читать тексты; озаглавливать текст; умение списывать; умение работать в парах; умение оформлять предложения на письме.

Составление рассказа «Птицы нашего края».

Чтение текста. Запись слов и предложений.

58


Звук [ф], [ф`], буква Фф.


CD

57

73-74


Буква Фф (заглавная, строчная).

CD

52-

-56

Сравнение звуков [в]  [ф]. Упражнения по «Читалочке».

Учить правилам оформления предложения на письме; развивать навыки каллиграфического письма; учить списывать; учить чтению целыми словами; учить выделять звуки из речи; учить различать звуки; развивать умение выделять ударный слог; прививать навыки выразительного чтения.

Умение проводить звуковой анализ слов; писать буквы; умение читать и записывать слова и предложения; умение объяснять значения слов; умение выделять ударный слог; умение читать тексты; озаглавливать текст; умение списывать; умение работать в парах; умение оформлять предложения на письме; умение писать под диктовку.


Самостоятельная работа.







ИКТ

59


Сравнение звуков [ф], [в`] и [в`], [ф`]. упражнение в чтении.

58-59

75


Разделительные ъ знак.

. CD

57





60


Разделительные ь и ъ. знаки.

CD


60-61









61


Резервный материал.




62-63

76-77


Разделительные ь и ъ. Повторение изученных букв.

58-61

Учить правилам оформления предложения на письме; развивать навыки каллиграфического письма; учить списывать; учить чтению целыми словами; учить выделять звуки из речи; учить различать звуки; развивать умение выделять ударный слог; прививать навыки выразительного чтения.

Умение проводить звуковой анализ слов; писать буквы; умение читать и записывать слова и предложения; умение объяснять значения слов; умение выделять ударный слог; умение читать тексты; озаглавливать текст; умение списывать; умение работать в парах; умение оформлять предложения на письме; умение писать под диктовку.



Творческий диктант.

62


Узелки на память.

64-65

78-80


Буквенная мозаика. Обобщение. Алфавит.

60-63

Учить правилам оформления предложения на письме; развивать навыки каллиграфического письма; учить списывать; учить чтению целыми словами; учить выделять звуки из речи; учить различать звуки; развивать умение выделять ударный слог; прививать навыки выразительного чтения.

Умение проводить звуковой анализ слов; писать буквы; умение читать и записывать слова и предложения; умение объяснять значения слов; умение выделять ударный слог; умение читать тексты; озаглавливать текст; умение списывать; умение работать в парах; умение оформлять предложения на письме; умение писать под диктовку.


Чтение текстов. Запись под диктовку.






ИКТ

63-64


Резервный урок

66-78









Послебукварный период (18ч.)


Чтение 10ч.

Письмо 8 ч.

Азбука ч.1. «Про все на свете», «Читалочка»

Рабочая тетрадь. «Пиши красиво».

1-2


Про все на свете. Что, где, когда и почему?

80-81,

92-95

1


Алфавит. Письмо основных элементов букв

47

Учить правилам оформления предложения на письме; развивать навыки каллиграфического письма; учить списывать; учить чтению целыми словами; учить выделять звуки из речи; учить различать звуки; развивать умение выделять ударный слог; прививать навыки выразительного чтения.

Умение проводить звуковой анализ слов; писать буквы; умение читать и записывать слова и предложения; умение объяснять значения слов; умение выделять ударный слог; умение читать тексты; озаглавливать текст; умение списывать; умение работать в парах; умение оформлять предложения на письме; умение писать под диктовку.


Чтение текстов. Запись под диктовку.



ИКТ

3-4


Об одном и том же по - разному

98-101

2


Письмо плавных линий с точкой

8-9

Учить правилам оформления предложения на письме; развивать навыки каллиграфического письма; учить списывать; учить чтению целыми словами; учить выделять звуки из речи; учить различать звуки; развивать умение выделять ударный слог; прививать навыки выразительного чтения.

Умение проводить звуковой анализ слов; писать буквы; умение читать и записывать слова и предложения; умение объяснять значения слов; умение выделять ударный слог; умение читать тексты; озаглавливать текст; умение списывать; умение работать в парах; умение оформлять предложения на письме; умение писать под диктовку.


Чтение текстов. Запись под диктовку.







ИКТ

5


С чего начинается общение?

82-83

3


Письмо прямых линий с закруглением с двух сторон

10-11

Учить правилам оформления предложения на письме; развивать навыки каллиграфического письма; учить списывать; учить чтению целыми словами; учить выделять звуки из речи; учить различать звуки; развивать умение выделять ударный слог; прививать навыки выразительного чтения.

Умение проводить звуковой анализ слов; писать буквы; умение читать и записывать слова и предложения; умение объяснять значения слов; умение выделять ударный слог; умение читать тексты; озаглавливать текст; умение списывать; умение работать в парах; умение оформлять предложения на письме; умение писать под диктовку.

Н.Пикулева. «Загадки. Скороговорки».

Р.Р.Составление предложений.





4


Письмо букв, включающих прямые линии с одним и двумя закруглениями

12-13

Учить правилам оформления предложения на письме; развивать навыки каллиграфического письма; учить списывать.

Умение проводить звуковой анализ слов; писать буквы; умение читать и записывать слова и предложения; умение объяснять значения слов; умение выделять ударный слог; умение читать тексты; озаглавливать текст; умение списывать и писать под диктовку.


Самостоятельная работа.

6-7


Умеет ли разговаривать природа?

84-85

5


Письмо прямых линий с двумя закруглениями и плавными линиями


14-15


Учить правилам оформления предложения на письме; развивать навыки каллиграфического письма; учить списывать; учить чтению целыми словами; учить выделять звуки из речи; учить различать звуки; развивать умение выделять ударный слог; прививать навыки выразительного чтения.

Умение проводить звуковой анализ слов; писать буквы; умение читать и записывать слова и предложения; умение объяснять значения слов; умение выделять ударный слог; умение читать тексты; озаглавливать текст; умение списывать; умение работать в парах; умение оформлять предложения на письме; умение писать под диктовку.


Списывание. Чтение текстов.






ИКТ

8


Чтобы представить слово

96-97

6-7


Письмо прямых линий с петлей вверху и внизу

16-19

Учить правилам оформления предложения на письме; развивать навыки каллиграфического письма; учить списывать; учить чтению целыми словами; учить выделять звуки из речи; учить различать звуки; развивать умение выделять ударный слог; прививать навыки выразительного чтения.

Умение проводить звуковой анализ слов; писать буквы; умение читать и записывать слова и предложения; умение объяснять значения слов; умение выделять ударный слог; умение читать тексты; озаглавливать текст; умение списывать; умение работать в парах; умение оформлять предложения на письме; умение писать под диктовку.


Чтение текстов; анализ. Запись предложений под диктовку.

9


Сравни и подумай

104-105

8


Письмо овалов и полуовалов

20-21

Учить правилам оформления предложения на письме; развивать навыки каллиграфического письма; учить списывать; учить чтению целыми словами; учить выделять звуки из речи; учить различать звуки; развивать умение выделять ударный слог; прививать навыки выразительного чтения.

Умение проводить звуковой анализ слов; писать буквы; умение читать и записывать слова и предложения; умение объяснять значения слов; умение выделять ударный слог; умение читать тексты; озаглавливать текст; умение списывать; умение работать в парах; умение оформлять предложения на письме; умение писать под диктовку.


Самостоятельная работа.







ИКТ

10


Большие и маленькие секреты. Волшебство слова.

106-109



Остальные страницы можно использовать на уроках чистописания.


















1





рабочая программа по обучению грамоте УМК «Перспектива»
  • Начальные классы
Описание:

Рабочая программа по обучению грамоте на коммуникативно-познавательной основе (литературному чтению) для 1 класса общеобразовательной школы разработана на основе авторской учебной  программы «Обучение грамоте» Л. Ф. Климановой, Т. В. Бабушкиной (Программы. «Перспектива» – М.: «Просвещение», 2011),соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования (утвержден приказом  МОиН РФ № 373 от 06.10.2009 «Об утверждении и введении в действие федерального образовательного государственного стандарта начального общего образования»), учебнику «Азбука» (Л. Ф. Климанова, С. Г. Макеева  - М.: Просвещение, 2011) и прописям: Пропись 1 «Рисуй, думай, рассказывай» (авторы Л.Ф.Климанова, В.И.Романина, Л.Н.Борейко) предназначена для работы в добукварный период, прописи 2 и 3 «Мой алфавит» (автор Л.Ф.Климанова) – в букварный и пропись 4 «Пишу красиво» (авторы Л.Ф.Климанова и Л. Я. Желтовская) – в послебукварный период.

Логика изложения и содержания авторской программы полностью соответствует требованиям ФГОС НОО, поэтому в программу не внесено изменений, при этом учтено, что учебные темы, которые не входят в обязательный минимум содержания образовательной программы, отнесены к элементам дополнительного (необязательного) содержания.

 

Автор Канатчикова Елена Владимировна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 2774
Номер материала 24656
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓