Пояснительная
записка
Рабочая программа по
обучению грамоте разработана на основе Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования, Концепции
духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России,
планируемых результатов начального общего образования, авторской программы
«Обучение грамоте» В. Г.Горецкого, В.А. Кирюшкина, Виноградской, М.В.
Бойкиной.
Цель программы:
·
заложить основы формирования функционально грамотной
личности;
·
обеспечить языковое и речевое
развитие ребенка, помочь ему осознать себя носителем языка;
·
создать условия для
формирования первоначального навыка чтения как одного из важнейших видов
речевой и мыслительной деятельности.
Задачи:
Задачи подготовительного периода:
1)
развитие фонематического слуха детей;
2)
развитие умения вычленять звуки из слова;
3)
формировать умение производить слого-звуковой и
звуковой анализ слов;
4)
формировать умение сравнивать звуки в, похоже,
звучащих словах.
5)
Введение понятий: слово; предложение; гласные; ударение; слог.
6)
обучать подбору разных слов для называния одного и того же предмета;
7)
обучать составлению схемы слова;
8)
обучать составлению предложения по картинкам;
9)
обучать изображению предложения в виде схемы.
Подготовка к обучению письму: раскрашивание; рисование; штриховка в разных направлениях;
обведение по контуру; написание элементов букв.
Задачи букварного периода:
1)
введение и закрепление позиционного принципа
чтения;
2)
обучение слого-звуковому и звуко-буквенному
анализу слова (орфографическая пропедевтика);
3)
анализ печатного и письменного образа буквы;
4)
упражнения в написании элементов букв,
букв, соединений, слов и предложений;
5) упражнения в списывании слов, предложений, текстов с
печатного образца
6) обогатить
словарь учащихся и развивать устные (слушание и говорение) и отчасти письменные
(письмо) виды речи
7)
развивать фонематический слух
8)
научить делить предложения на слова, слова на слоги, слоги на
звуки, устанавливать порядок следования звуков в слове, связь между звуками
9)
учить обозначать звуки буквами, составлять и читать слоги и слова,
овладевать процессом сознательного, правильного и плавного слогового и частично
целым словом чтения предложений и связных текстов
10)
обращаться к помощи звукобуквенных и слоговых схем, схематической
записи предложений;
11)
совершенствовать речевой аппарат;
12)
вырабатывать отчётливое и достаточно громкое правильное
произношение слов, слогов, звуков.
Задачи послебукварного периода:
1)
развивать умение слушать, осмысленно и полно воспринимать речь
окружающих;
2)
учить пересказывать прочитанное, рассказывать о своих наблюдениях
за изменениями природы и характера труда людей в разное время года, о
содержании детских книг, отдельных иллюстраций, репродукций картин;
3)
формировать сознательное, правильное, плавное слоговое чтение, с
частичным переходом на чтение целыми словами, элементарными умениями и навыками
работы с текстом и книгой;
4)
развивать связную речь, повышать культуру речевого общения;
5)
совершенствовать звуковую, произносительную речь детей, устранять
недочёты произношения;
Общая характеристика предмета
Обучение грамоте направлено на
формирование навыка чтения и основ элементарного графического навыка, развитие
речевых умений, обогащение и активизацию словаря, совершенствование фонематического
слуха, осуществление грамматико-орфографической пропедевтики. Задачи обучения
грамоте решаются на уроках обучения чтению и на уроках обучения письму.
Обучение письму идёт параллельно с обучением чтению с учётом принципа
координации устной и письменной речи. Содержание обучения грамоте обеспечивает
решение основных задач трёх его периодов: добукварного
(подготовительного), букварного (основного) и послебукварного
(заключительного).
Добукварный период является введением в
систему языкового и литературного образования. Его содержание направлено на
создание мотивации к учебной деятельности, развитие интереса к самому процессу
чтения. Особое внимание на этом этапе уделяется выявлению начального уровня
развитости устных форм речи у каждого ученика, особенно слушания и говорения.
Стоит и другая задача — приобщение к учебной деятельности, приучение к
требованиям школы.
Введение детей в мир языка начинается
со знакомства со словом, его значением, с осмысления его номинативной функции в
различных коммуникативно-речевых ситуациях, с различения в слове его содержания
(значения) и формы (фонетической и графической). У первоклассников формируются
первоначальные представления о предложении, развивается фонематический слух и
умение определять последовательность звуков в словах различной звуковой и
слоговой структуры. Они учатся осуществлять звуковой анализ слов с
использованием схем-моделей, делить слова на слоги, находить в слове ударный
слог, «читать» слова по следам звукового анализа, ориентируясь на знак ударения
и букву ударного гласного звука. На подготовительном этапе формируются
первоначальные представления о гласных и согласных (твёрдых и мягких звуках),
изучаются первые пять гласных звуков и обозначающие их буквы. На уроках письма
дети усваивают требования к положению тетради, ручки, к правильной посадке,
учатся писать сначала элементы букв, а затем овладевают письмом букв.
Содержание букварного периода
охватывает изучение первых согласных звуков и их буквенных обозначений;
последующих гласных звуков и букв, их обозначающих; знакомство с гласными
звуками, обозначающими два звука; знакомство с буквами, не обозначающими
звуков. Специфическая особенность данного этапа заключается в непосредственном
обучении чтению, усвоению его механизма. Первоклассники осваивают два вида
чтения: орфографическое (читаю, как написано) и орфоэпическое (читаю, как
говорю); работают со слоговыми таблицами и слогами-слияниями; осваивают письмо
всех гласных и согласных букв, слогов с различными видами соединений, слов,
предложений, небольших текстов.
Послебукварный (заключительный) —
повторительно-обобщающий этап. На данном этапе обучения грамоте осуществляется
постепенный переход к чтению целыми словами, формируется умение читать про
себя, развиваются и совершенствуются процессы сознательного, правильного,
темпового и выразительного чтения слов, предложений, текстов. Учащиеся
знакомятся с речевым этикетом (словесные способы выражения приветствия,
благодарности, прощания и т.д.) на основе чтения и разыгрывания ситуаций
общения. Обучение элементам фонетики, лексики и грамматики идёт параллельно с
формированием коммуникативно-речевых умений и навыков, с развитием творческих
способностей детей. В этот период дети начинают читать литературные тексты и
включаются в проектную деятельность по подготовке «Праздника букваря», в ходе
которой происходит осмысление полученных в период обучения грамоте знаний.
После обучения грамоте начинается раздельное изучение русского языка и
литературного чтения.
Содержание предмета «Обучение
грамоте»
Содержание рабочей
программы по предмету «Обучение грамоте» полностью соответствует авторской
программе «Обучение грамоте» В. Г.Горецкого, В.А. Кирюшкина, Виноградской,
М.В. Бойкиной.
Место предмета «Обучение
грамоте» в учебном плане.
На Обучение
грамоте в 1 классе отводится 207 часов. На уроки обучения чтению в период
обучения грамоте выделяются часы учебного плана по литературному чтению – 92
часа. На уроки обучения письму выделяются часы учебного плана по русскому языку
– 115 часов.
Структура
учебного предмета.
В курсе обучения грамоте в
УМК «Школа России» выделяются
три периода:
1) Подготовительный (добукварный) период -
31 час (14 часов на обучение чтению, 17 часов на обучение письму).
2) Букварный (основной) период – 120 часов
(53 часа на обучение чтению, 67 часов на обучение письму) + 10 часов
резерва.
3) Послебукварный период – 36 часов (16
часов на обучение чтению, 20 часов на обучение письму) + 10 часов резерва.
Результаты освоения
предмета «Обучение грамоте»
Подготовительный период
Предметные результаты
Обучающийся научится:
- отличать устную и письменную речь,
отличать буквы и звуки;
-выделять из короткого текста
предложения, оформлять предложение в устной речи
- выделять слова из предложения,
соотносить их с моделью слова;
- разделять слово на слоги с
использованием графических схем;
- делить слова на слог; определять
ударный слог в слове;
- определять главную мысль
предложения;
- отличать гласные звуки от
согласных, отличать буквы от звуков;
Обучающийся познакомится с правилами посадки при письме, научится
обводить образцы и писать самостоятельно элементы букв, научится безотрывному
письму элементов букв, писать буквы и соединения с ними. Будет сформирован
навык безотрывного письма с наклоном.
Обучающийся получит возможность научиться
в совместной деятельности с учителем:
- осознавать образные представления
о предложении; о слове как единице речи, его названную функцию; о слоге как о
части слова, его названную функцию;
- выделять слоги в словах в процессе
слогового анализа слова;
- определять позицию (ударную и
безударную) слога в слове; определять логическое ударение, различать
интонационную окраску предложения
- артикулировать звуки в соответствии
с особенностями их произнесения, осознавать образное представление о звуке;
- понимать смысловое значение
интонации;
- обозначать гласные звуки буквами;
- рассматривать гласные а, о, у, и
как букву, слог слово;
- наблюдать за позиционным изменением
согласных звуков.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
- организовывать свое рабочее место под руководством учителя;
- принимать и
сохранять учебную задачу, адекватно воспринимать оценки учителя, товарищей;
-вносить
необходимые коррективы и действовать на основе результатов обсуждения.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в учебниках
(система обозначений, содержание);
- понимать информацию, представленную
в виде рисунков, схем.
- пользоваться
моделями предложений, звуковыми схемами слов, приведенными в учебниках,
КоммуникативныеУУД:
- вступать в диалог (отвечать на
вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).
- сотрудничать с товарищами при
выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий,
корректно сообщать товарищу об ошибках;
- участвовать в коллективном
обсуждении учебной проблемы;
- принимать другое мнение и позицию,
формулировать собственное мнение и позицию.
Личностные УУД
- принимать новый статус «ученик»,
внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе,
принимать образ «хорошего ученика»;
проявлять интерес к новому учебному
материалу
-выполнять правила личной гигиены,
безопасного поведения в школе, дома, на улице, в общественных местах;
- внимательно относиться к
собственным переживаниям и переживаниям других людей; нравственному содержанию
поступков.
Букварный период (основной).
Предметные результаты
Обучающийся научится:
- давать характеристику согласным
звукам,
- узнавать буквы, обозначающие
гласные и согласные звуки,
- читать слова с изученными буквами,
- узнавать графический образ букв
выделять звуки из слов,
- группировать, систематизировать
буквы по обозначению ими разных звуков и по начертанию;
- обозначать йотированные звуки
вначале слова и после гласной буквы буквами Е, Ё, Ю, Я;
- определять тему текста, его главную
мысль, пересказывать текст;
- называть буквы в алфавитном
порядке, правильно называть буквы.
Обучающийся получит
возможность научиться:
- распространять основу предложения,
сокращать предложения до основы;
- правильно выражать свои мысли в
речи, наблюдать за ролью формоизменения для точности высказывания мысли и связи
слов;
- наблюдать за расхождением написания
и произношения безударных гласных;
- выделять в однокоренных словах
корень;
- объяснять значение многозначных
слов,
- отгадывать буквенные ребусы;
-находить отрывки, которые могут
ответить на вопрос;
- выбирать отрывок к которому можно
подобрать пословицу;
-правильно употреблять заглавную
букву при написании имен собственных;
- находить рифму;
- придумывать заголовок к тексту,
ставить вопросы;
- различать значения многозначных
слов
Обучающийся познакомится с
начертанием букв, научится их воспроизводить на письме, научится писать слоги,
слова, короткие предложения с соблюдением наклона, высоты и пропорций букв.
Будет продолжено сформирование навыка безотрывного письма с наклоном.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
1. Организовывать свое рабочее место
под руководством учителя.
2. Осуществлять контроль в форме
сличения своей работы с заданным эталоном.
3. Вносить необходимые дополнения,
исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом).
4. В сотрудничестве с учителем
определять последовательность изучения материала,
опираясь на иллюстративный ряд
«маршрутного листа».
5. Адекватно воспринимать оценку
учителя.
6. Принимать и сохранять учебную
задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия,
планировать свои действия,
7. Правильно сидеть при письме,
держать ручку, применять эти знания при выполнении письменного задания, правильно
ориентироваться на странице прописей и тетради
Познавательные УУД:
1. Ориентироваться в учебниках
(система обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание).
2. Осуществлять поиск необходимой
информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы
учебника (под руководством учителя).
3. Понимать информацию,
представленную в виде текста, рисунков, схем.
4. Сравнивать предметы, объекты:
находить общее и различие.
5. Группировать, классифицировать
предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям.
Коммуникативные УУД:
1. Соблюдать простейшие нормы
речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.
2. Вступать в диалог (отвечать на
вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).
3. Сотрудничать с товарищами при
выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий,
корректно сообщать товарищу об ошибках.
4.Участвовать в коллективном
обсуждении учебной проблемы.
5. Допускать
существование различных точек зрения, учитывать разные мнения, стремиться к
координации,
Личностные УУД
1. Воспринимать объединяющую роль
России как государства, территории проживания и общности языка. Соотносить
понятия «родная природа» и «Родина».
2. Проявлять уважение к своей семье,
ценить взаимопомощь и взаимоподдержку членов семьи и друзей.
3. Принимать новый статус «ученик»,
внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе,
принимать образ «хорошего ученика».
4. Внимательно относиться к
собственным переживаниям и переживаниям других людей; нравственному содержанию
поступков.
5. Выполнять правила личной гигиены,
безопасного поведения в школе, дома, на улице, в общественных местах.
Послебукварный период
Предметные результаты
Обучающийся научится:
- ставить вопросы по содержанию
прочитанного, отвечать на вопросы;
- соотносить содержание с темой
чтения, выделять особенности пушкинской поэзии (интонация, темп чтения,
особенности речи);
- определять тему, главную мысль
произведения;
- правильно строить ответы на
поставленные вопросы;
- ставить вопросы по содержанию
прочитанного;
Обучающийся в совместной деятельности
с учителем получит возможность научиться:
- участвовать в диалоге при
обсуждении прочитанного произведения рассуждать на заданную тему;
- различать элементы книги (обложка,
титульный лист, оглавление, иллюстрация, аннотация);
- сравнивать различные по жанру
произведения;
- кратко характеризовать героев
произведений,
- делить текст на смысловые части,
составлять его простой план;
- выявлять в содержании текста
реальное и фантастическое, смешное и комическое;
- составлять небольшое монологическое
высказывание с опорой на авторский текст;
- давать простейшую характеристику
основным действующим лицам произведения;
- создавать небольшой устный текст на
заданную тему.
- вырабатывать навыки грамотного
письма.
- формировать умение записывать
предложение, находить в нем основу.
- проверить умение записывать
предложение, ставить знаки препинания.
- формировать навыки правописания
гласных в корне слова.
- формировать навыки правописания
звонких и глухих согласных в корне слова.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
1. Организовывать свое рабочее место
под руководством учителя.
2. Осуществлять контроль в форме
сличения своей работы с заданным эталоном.
3.Вносить необходимые дополнения,
исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом).
4. В сотрудничестве с учителем
определять последовательность изучения материала.
Познавательные УУД:
1. Ориентироваться в учебниках (система
обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание).
2. Осуществлять поиск необходимой
информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы
учебника (под руководством учителя).
3. Понимать информацию,
представленную в виде текста, рисунков, схем.
4. Сравнивать предметы, объекты:
находить общее и различие.
5. Группировать, классифицировать
предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям.
Коммуникативные УУД:
1. Соблюдать простейшие нормы речевого
этикета: здороваться, прощаться, благодарить.
2. Вступать в диалог (отвечать на
вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).
3. Сотрудничать с товарищами при
выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий,
корректно сообщать товарищу об ошибках.
4.Участвовать в коллективном
обсуждении учебной проблемы.
Личностные УУД
1. Воспринимать объединяющую роль
России как государства, территории проживания и общности языка. Соотносить
понятия «родная природа» и «Родина».
2. Проявлять уважение к своей семье,
ценить взаимопомощь и взаимоподдержку членов семьи и друзей.
3. Принимать новый статус «ученик»,
внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе,
принимать образ «хорошего ученика».
4. Внимательно относиться к
собственным переживаниям и переживаниям других людей; нравственному содержанию
поступков.
5. Выполнять правила личной гигиены,
безопасного поведения в школе, дома, на улице, в общественных местах.
6. Внимательно относиться к красоте
окружающего мира, произведениям искусства.
7.Адекватно воспринимать оценку
учителя.
Рабочая программа по литературному чтению разработана на основе
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,
Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина
России, авторской программы Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В.
Головановой.
Литературное чтение - один из основных предметов в системе
подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует
функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребенка.
Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность
обучения по другим предметам начальной школы.
Литературное чтение - это один из важных и ответственных этапов
большого пути ребенка в литературу. От качества изучения в этот период во
многом зависит полноценное приобщение ребенка к книге, развитие у него умения
интуитивно чувствовать красоту поэтического слова, свойственного дошкольникам,
формирование в дальнейшем потребности в систематическом чтении произведений
подлинно художественной литературы.
Художественное литературное произведение своим духовным,
нравственно-эстетическим содержанием способно активно влиять на всю личность
читателя, его чувства, сознание, волю. Оно по своей природе оказывает большое
воспитательное воздействие на школьника, формирует его личность.
Цели и задачи предмета «Литературное чтение»
Приоритетной целью обучения литературному чтению является
формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя
как грамотного читателя, способного к творческой деятельности.
Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:
-овладение осознанным, правильным, плавным слоговым чтением
отдельных слов и предложений, маленьких текстов. Постепенный переход к чтению
целыми словами;
-освоение общекультурных навыков чтения и понимания текста;
воспитание интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и
приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;
-овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой; совершенствование
всех видов речевой деятельности; приобретение умения работать с разными видами
информации;
-воспитание эстетического отношения к действительности, отраженной
в художественной литературе.
-формирование нравственного сознания и эстетического вкуса
младшего школьника; понимание духовной сущности произведений.
Ценностные ориентиры
содержания учебного предмета:
Ценность жизни – признание человеческой
жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к
природе.
Ценность добра – направленность
на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление
любви.
Ценность свободы, чести и
достоинства как основа современных принципов и правил межличностных
отношений.
Ценность природы основывается на
общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира.
Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека,
и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и
бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных
произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии –
основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду
искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.
Ценность истины – это ценность
научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть
явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений.
Приоритетность знания, установления истины, само познание как ценность – одна
из задач образования, в том числе литературного.
Ценность семьи. Семья – первая и
самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание
литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного
отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной
ответственности.
Ценность труда и
творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние
нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия
ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами
учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость,
ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в
целом и к литературному труду в частности.
Ценность гражданственности –
осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства;
чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание
предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её
народу.
Ценность патриотизма. Любовь к
России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.
Ценность человечества. Осознание
ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества,
для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество,
толерантность, уважение к многообразию иных культур.
Место предмета «Литературное чтение» в учебном плане.
В 1 классе на курс «Литературное чтение» отведено 132 часа. В
первом полугодии предмет изучается в курсе «Обучение грамоте» (4 часа в
неделю). Во втором полугодии предмет изучается в курсе «Литературное чтение» (4
часа в неделю).
Содержание учебного предмета.
Содержание рабочей программы по предмету «Литературное чтение»
полностью соответствует авторской программе Л.Ф. Климановой и др.
Структура
учебного курса
№
|
Раздел
|
Кол-во часов
|
1
|
Авторская программа
|
Рабочая программа
|
Вводный
урок
Знакомство
с учебником. Система условных обозначений.
|
1
|
1
|
2
|
Жили-были буквы
|
7
|
7
|
Стихотворения
В. Данько, С. Чёрного, С. Маршака, Г. Сапгира, М. Бородицкой, И.
Гамазковой, Е. Григорьевой.
Творческая работа: волшебные
превращения.
Проектная деятельность.
«Создаём город букв», «Буквы — герои сказок». Литературная сказка И.
Токмаковой, Ф. Кривина.
|
3
|
Сказки, загадки, небылицы
|
7
|
7
|
Сказки
авторские и народные. «Курочка Ряба». «Теремок». «Рукавичка». «Петух и
собака».
Сказки
А. С. Пушкина.
Произведения К. Ушинского и Л. Толстого
|
4
|
Апрель,
апрель. 3венит капель!
|
5
|
5
|
Лирические стихотворения А. Майкова, А.
Плещеева, Т. Белозёрова, С. Маршака, И. Токмакова. Е. Трутнева.
Проект: «Составляем сборник загадок».
|
5
|
И
в шутку и всерьёз
|
7
|
7
|
Весёлые
стихи для детей И. Токмаковой, Г. Кружкова, К. Чуковского, О. Дриза, О.
Григорьева, Т. Собакина.
Юмористические
рассказы для детей Я. Тайца, Н. Артюховой, М. Пляцковского.
|
6
|
Я
и мои друзья
|
7
|
7
|
|
Рассказы
о детях Ю. Ермолаева, М. Пляцковского.
Стихотворения
Е. Благининой, В. Орлова, С. Михалкова, Р. Сефа, В. Берестова, И.
Пивоваровой, Я. Акима, Ю. Энтина.
|
|
|
7
|
О
братьях наших меньших
|
6
|
6
|
|
Стихотворения
о животных С. Михалкова, Р. Сефа, И. Токмаковой.
Рассказы
В. Осеевой.
Сказки
— несказки Д. Хармса, Н. Сладкова.
|
|
|
|
Итого
|
40
|
40
|
Результаты изучения предмета
«Литературное чтение» в 1 классе.
Личностными результатами изучения предмета
«Литературное чтение» в 1 классе являются следующие умения:
·
оценивать поступки людей, жизненные ситуации с
точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как
хорошие или плохие;
·
эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
·
понимать эмоции других людей, сочувствовать,
сопереживать;
·
высказывать своё отношение к героям прочитанных
произведений, к их поступкам.
Метапредметными результатами изучения курса
«Литературное чтение» в 1 классе является формирование универсальных учебных
действий (УУД).
Регулятивные УУД:
·
определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью
учителя;
·
проговаривать последовательность действий на уроке;
·
учиться высказывать своё
предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;
·
учиться работать по
предложенному учителем плану
Познавательные УУД:
·
ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении,
в условных обозначениях);
·
находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
·
делать выводы в результате совместной работы класса и
учителя;
·
преобразовывать информацию из одной формы в другую:
подробно пересказывать небольшие тексты.
Коммуникативные УУД:
·
оформлять свои мысли в устной и письменной форме
(на уровне предложения или небольшого текста);
·
слушать и понимать речь других;
·
выразительно читать и пересказывать текст;
·
договариваться с одноклассниками совместно с учителем о
правилах поведения и общения и следовать им;
·
учиться работать в
паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).
Предметными результатами изучения курса
«Литературное чтение» в 1 классе является сформированность следующих умений:
·
воспринимать на слух художественный текст (рассказ,
стихотворение) в исполнении учителя, учащихся;
·
осмысленно,
правильно читать целыми словами;
·
отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
·
подробно пересказывать текст;
·
составлять устный рассказ по картинке;
·
заучивать наизусть небольшие стихотворения;
·
соотносить автора, название и героев прочитанных
произведений;
·
различать рассказ и стихотворение.
Требования к учащимся в конце
обучения в 1 классе по программе «Литературное чтение».
·
Читать целыми словами с
элементами слогового чтения трудных слов (темп чтения – не менее 30 слов в
минуту при чтении незнакомого текста).
·
Понимать содержание
прочитанного.
·
Уметь пересказывать
небольшой текст своими словами и с опорой на картинку.
·
Находить заглавие текста,
называть автора произведения.
·
Различать в практическом
плане рассказ, сказку, стихотворение.
·
Помнить 3 – 4 авторов и
название их произведений.
·
Знать наизусть не менее 5
стихотворений.
Требования к развитию речевых умений и навыков
при работе с текстом в 1 классе.
Развитие навыка чтения
·
Сформировать основной
способ чтения – чтение целыми словами – за счёт перечитывания текста с
различными заданиями, а также путём целенаправленных упражнений, направленных
на развитие приёмов чтения, чтения словами с ориентировкой на знак ударения, за
счёт установки на целостное и одновременно дифференцированное восприятие
буквенного состава слова.
·
Обучать шёпотному чтению
как переходной форме к чтению про себя.
·
Развивать навык
правильного осознанного чтения текста.
·
Упражнять в темповом
чтении отрывков из произведений, учить соотносить темп чтения с содержанием
прочитанного.
Развитие речевых умений.
·
Тренировать выразительно
читать целыми словами, передавая при чтении различные интонации в зависимости
от речевой задачи.
·
Учить озаглавливать текст,
разбивать его на части с помощью картинного плана. Выделять в тексте опорные
слова ( с помощью учителя) для составления пересказа. Передавать впечатления от
прочитанного своими словами. Находить в тексте слова для составления
коллективного описания предметов, ситуации или героя.
Учебно-методическая
литература.
1. Литературное чтение. Рабочие программы. 1-4
классы : пособие для учителей / Л.Ф. Климанова, М.В. Бойкина. – М. :
Просвещение, 2011.
2. Литературное чтение. 1 класс. Учеб. Для
общеобразоват. учреждений. В 2 Ч. / Л. Ф. Климанова. В.Г. Горецкий. М.ВА.
Голованова и др. – М. : Просвещение, 2011.
3. М.В. Бойкина, Л.А. Виноградская. Литературное
чтение. Рабочая тетрадь. – М. : Просвещение, 2011.
4. Литературное чтение. 1 класс : система уроков
по учебнику Л.Ф. Климановой и др. / сост. Н.В. Лободина. – Волгоград : Учитель,
2012
5. О. Б. Панкова. Проверочные работы по
литературному чтению. 1 класс. – М.: Экзамен, 2012.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ОБУЧЕНИЕГРАМОТЕ
№
п/п
|
Тема
урока
|
|
План
|
Факт
|
1
|
Общее представление о речи.
|
|
|
|
2
|
Предложение и слово.
|
|
|
|
3
|
Слог, ударение.
|
|
|
|
4
|
Предложение и слово. Слог, ударение.
|
|
|
|
5
|
Звуки в речи.
|
|
|
|
6-8
|
Слияние согласного звука с гласным.
|
|
|
|
9
|
Алфавит.
|
|
|
|
10
|
Слияние согласного звука с гласным.
|
|
|
|
11
|
Гласный звук [а]. Буквы «А а».
|
|
|
|
12
|
Гласный звук [о]. Буквы «О о».
|
|
|
|
13
|
Гласный звук [и]. Буквы «И и».
|
|
|
|
14
|
Звук [ы]. Буква «ы».
|
|
|
|
15
|
Звук [у]. Буквы «У у».
|
|
|
|
16
|
Гласные звуки и буквы.
|
|
|
|
17
|
Звуки [н]- [н']. Буквы «Н н».
|
|
|
|
18
|
Чтение слогов и слов с «Н н».
|
|
|
|
19
|
Звуки [с]- [с']. Буквы «С с».
|
|
|
|
20
|
Чтение слогов и слов с «С с».
|
|
|
|
21
|
Звуки [к]- [к']. Буквы «К к».
|
|
|
|
22
|
Чтение слогов и слов с «К к».
|
|
|
|
23
|
Звуки [т]- [т']. Буквы «Т т».
|
|
|
|
24
|
Чтение слогов и слов с «Т т».
|
|
|
|
25
|
Звуки [л]- [л']. Буквы «Л л».
|
|
|
|
26
|
Чтение слогов и слов с «Л л».
|
|
|
|
27
|
Звуки [р]- [р']. Буквы «Р р».
|
|
|
|
28
|
Звуки [в]- [в']- Буквы «В в».
|
|
|
|
29
|
Звуки [йэ].Буквы «Е е».
|
|
|
|
30
|
Буквы «Е е».
|
|
|
|
31
|
Буква « е» - показатель мягкости
согласных.
|
|
|
|
32
|
Звуки [п]- [п']. Буквы «П п».
|
|
|
|
33
|
Чтение слогов и слов с «П п».
|
|
|
|
34
|
Звуки [м]- [м']. Буквы «М м».
|
|
|
|
35
|
Чтение слогов и слов с «М м».
|
|
|
|
36
|
Повторение изученных букв.
|
|
|
|
37
|
Звуки [з]- [з']. Буквы «3 з».
|
|
|
|
38-39
|
Чтение слогов и слов с «3 з».
|
|
|
|
40
|
Звуки [б]- [б'"|. Буквы «Б б».
|
|
|
|
41-42
|
Чтение слогов и слов с «Б б».
|
|
|
|
43
|
Звуки [д]- |д']- Буквы «Д д».
|
|
|
|
44
|
Чтение слогов и слов с «Д д».
|
|
|
|
45
|
Буквы «Я я».
|
|
|
|
46-48
|
Буква «я» - показатель мягкости согласных.
|
|
|
|
49
|
Звуки [г]- [г']- Буквы «Г г».
|
|
|
|
50
|
Чтение слогов и слов с «Г г».
|
|
|
|
51
|
Звук [ч']. Буквы «Ч ч».
|
|
|
|
52
|
Чтение слогов и слов с «Чч».
|
|
|
|
53
|
Буква «ь».
|
|
|
|
54
|
Обозначение мягкости согласных на конце слов.
|
|
|
|
55
|
Обозначение мягкости согласных в середине слова.
|
|
|
|
56
|
Звук [ш |. Буквы «Ш ш». Чтение слогов и слов с «Ш ш».
|
|
|
|
57
|
Чтение слогов и слов с «Ш ш».
|
|
|
|
58
|
Звук [ж]. Буквы «Ж ж».
|
|
|
|
59
|
Чтение слогов и слов с «Ж ж».
|
|
|
|
60
|
Буквы «Е ё».
|
|
|
|
61
|
Буква «ё»– показатель мягкости согласных.
|
|
|
|
62
|
Звук [й]. Буква «й».
|
|
|
|
63
|
Звуки [х]- [х']. Буквы «X х».
|
|
|
|
64
|
Чтение слогов и слов с «Х х».
|
|
|
|
65
|
Буква «Ю,ю».
|
|
|
|
66
|
Буква «ю» – показатель мягкости согласных.
|
|
|
|
67
|
Звук [ц]. Буквы «Ц ц».
|
|
|
|
68
|
Чтение слогов и слов с «Ц ц».
|
|
|
|
69
|
Звук [э]. Буквы «Э э».
|
|
|
|
70
|
Чтение слогов и слов с «Э э».
|
|
|
|
71
|
Звук [щ]. Буквы «Щ щ».
|
|
|
|
72
|
Чтение слогов и слов с «Щ щ».
|
|
|
|
73
|
Звуки [ф]- [ф']. Буквы «Ф ф».
Чтение слогов и слов с «Ф ф»
|
|
|
|
74
|
Буквы «ъ» и «ь».
|
|
|
|
75
|
Алфавит.
|
|
|
|
76
|
К. Д. Ушинский «Наше Отечество»
|
|
|
|
77
|
В. Куприн «Первоучители словенские»
|
|
|
|
78
|
Творчество А.С. Пушкина
|
|
|
|
79
|
Л.Н. Толстой - детям.
|
|
|
|
80
|
Педагог К.Д.Ушинский.
|
|
|
|
81
|
Творчество К.И. Чуковского.
|
|
|
|
82
|
В.В. Бианки «Первая охота»
|
|
|
|
83
|
С.Я. Маршак «Угомон»
|
|
|
|
84
|
М.М. Пришвин «Глоток молока»
|
|
|
|
85
|
А.Л.
Барто «Игра в слова»
|
|
|
|
86
|
С.В. Михалков «Котята»
|
|
|
|
87
|
Б.В. Заходер «Песенка – азбука»
|
|
|
|
88
|
В.Д. Берестов «Прощание с домом»
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ЧТЕНИЕ
№
п/п
|
Тема
урока
|
|
План
|
Факт
|
1
|
В Данько «Загадочные буквы»
|
|
|
|
2
|
И.Токмакова «Аля, Кляксич и буква “A”»
|
|
|
|
3
|
С.Черный «Живая азбука»
|
|
|
|
4
|
Г.Сапгир «Про Медведя»
|
|
|
|
5
|
М.Бородицкая «Разговор с пчелой»
|
|
|
|
6
|
С.Маршак «Автобус номер двадцать шесть»
|
|
|
|
7
|
Е.Чарушин «Теремок», «Рукавичка»
|
|
|
|
8
|
Малые фольклорные жанры
|
|
|
|
9
|
«Рифмы матушки Гусыни» (пер. Маршака)
|
|
|
|
10
|
Стихи А.С.Пушкина
|
|
|
|
11
|
А.Толстой «Зайцы и лягушки».
|
|
|
|
12
|
А.Майков «Ласточка примчалась», «Весна».
|
|
|
|
13
|
Т. Белозеров «Подснежники».
|
|
|
|
14
|
Е.Трутнева «Когда это бывает».
|
|
|
|
15
|
В.Майков «Христос воскрес»
|
|
|
|
16
|
И.Токмакова «Мы играли в хохотушки».
|
|
|
|
17
|
Н.Артюхова «Саша-дразнилка»
|
|
|
|
18
|
К.Чуковский «Федотка».
|
|
|
|
19
|
О.Григорьев «Стук».
|
|
|
|
20
|
К.Чуковский «Телефон».
|
|
|
|
21
|
К.Ушинский «Что хорошо и что дурно»
|
|
|
|
22
|
Ю.Ермолаев «Лучший друг».
|
|
|
|
23
|
В.Орлов «Кто первый?».
|
|
|
|
24
|
В.Берестов «В магазине игрушек».
|
|
|
|
25
|
И. Пивоварова «Вежливый ослик».
|
|
|
|
26
|
А. Барто «Вот так защитник».
|
|
|
|
27
|
С. Маршак «Хороший день».
|
|
|
|
28
|
По М.Пляцковскому «Сердитый дог Буль»
|
|
|
|
29
|
Д.Тихомиров «Мальчики и лягушки»
|
|
|
|
30
|
С.Михалков «Трезор».
|
|
|
|
31
|
Р.Сеф «Кто любит собак»
|
|
|
|
32
|
В.Осеева «Собака яростно лаяла»
|
|
|
|
33
|
И.Токмакова «Купите собаку».
|
|
|
|
34
|
М.Пляцковский «Цап-Царапыч».
|
|
|
|
35
|
Г.Сапгир «Кошка» В.Лунин «Никого не обижай».
|
|
|
|
36
|
С.Михалков «Важный совет» Д.Хармс «Храбрый
еж». Н.Сладков «Лисица и еж»
|
|
|
|
Информационно-методическое
обеспечение
Сборник рабочих программ «Школа России»
1-4 классы, - М: «Просвещение», 2011
В. Г. Горецкий
1 класс Учебник для общеобразовательных учреждений «Азбука» в 2 ч., - М:
«Просвещение», 2011
Н. А.
Федосова, В. Г. Горецкий Прописи № 1, № 2, № 3, № 4 – М.:
«Просвещение», 2011
Жиренко
О.Е., Обухова Л.А. Поурочные разработки по обучению грамоте: чтению и письму: 1
класс. – М.: ВАКО, 2012.
Игнатьева
Т.В. Поурочные разработки по обучению грамоте: 1 класс. – М.: Экзамен. 2012.
Крылова
О.Н. карточки по обучению грамоте: к учебнику В.Г. Горецкого и др. «Азбука. 1
класс». – М.: Экзамен, 2012.
ЦОР:
Обучение
грамоте. 1 класс. Электронное приложение к учебнику В.Г. Горецкого, 2011 Москва
«Просвещение»
1. Литературное чтение. Рабочие
программы. 1-4 классы : пособие для учителей / Л.Ф. Климанова, М.В. Бойкина. –
М. : Просвещение, 2011.
2.
Литературное
чтение. 1 класс. Учеб. Для общеобразоват. учреждений. В 2 Ч. / Л. Ф. Климанова.
В.Г. Горецкий. М.ВА. Голованова и др. – М. : Просвещение, 2011.
3.
М.В.
Бойкина, Л.А. Виноградская. Литературное чтение. Рабочая тетрадь. – М. :
Просвещение, 2011.
4.
Литературное
чтение. 1 класс : система уроков по учебнику Л.Ф. Климановой и др. / сост. Н.В.
Лободина. – Волгоград : Учитель, 2012
5. О. Б. Панкова. Проверочные
работы по литературному чтению. 1 класс. – М.: Экзамен, 2012.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.