Главная / Обществознание / Рабочая программа по обществознанию в 11 классе

Рабочая программа по обществознанию в 11 классе

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Нормативно-правовая база

Данная рабочая программа составлена в соответствие с:


  • требованиями федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования , утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ (Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования) от 05.03.2004 № 1089.

  • примерной образовательной программой по информатике и ИКТ

  • основной образовательной программой школы

  • годовым календарным учебным графиком

  • учебным планом ОУ

  • Федеральным перечнем учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования (приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253)

  • учебно-методическим комплексом Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Матвеев А.И. Учебник для 11 класса «Обществознание». М,: «Просвещение», 2014.

На основании:


Статья 12. Образовательные программы Федерального закона об образовании Утвержден 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ

Статья 28. Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательного учреждения Федерального закона об образовании.

Утвержден 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ

  • п. 2.3 Устава муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 8 имени Героя Советского Союза Рашутина Григория Дмитриевича Пролетарского района города Ростова-на-Дону

  • Положения о рабочей программе учителя МБОУ СОШ № 8 им. Рашутина Г.Д.

Приказ № ___ от 30.08.2014г.

  • Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Матвеев А.И. Авторская программа «Обществознание. 11 класс» // М,: Просвещение, 2014.


По программе на предмет «Обществознание в 11 классе отводится 68 часов, по 2 часа в неделю. По школьному учебному плану получается 4 часа. Недостающие 4 часа компенсируются за счёт сжатия материала в модуле «Антикоррупционное законодательство».


Содержание среднего (полного) общего образования на базовом уровне по «Обществознанию» представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человек в обществе, познание, экономическая сфера, социальные отношения, политика, духовно-нравственная сфера, право. Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. Помимо знаний, в содержание курса входят: социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям; правовые нормы, регулирующие отношения людей во всех областях жизни общества; система гуманистических и демократических ценностей.

Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами истории, географии, литературы и др.

Отдельно в курс включён модуль «Антикоррупционное законодательство», на который выделяется 4 часа. Этот курс усиливает правовые знания выпускников и является актуальным дополнением изучения правового законодательства РФ.


Изучение обществознания на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:

развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; способности к личному самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;

воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или самообразования;

овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе экономическую и правовую) информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;

формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.

В основу содержания курса положены следующие принципы:

  • соответствие требованиям современного школьного гуманитарного образования, в том числе концепции модернизации образования;

  • структурирование заданий учащимся применительно к новому познавательному этапу их учебной деятельности;

формирование у учащихся умения работать с различными источниками, способности выработки собственных позиций по рассматриваемым проблемам, получение опыта оценочной деятельности общественных явлений


СТРУКТУРА КУРСА

Модуль (глава)

Часы

1

Человек и экономика

23

2

Проблемы социально-политической и духовной жизни

15

3

Человек и закон

22

4.

Антикоррупционное законодательство

4


Итого:

64



СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА И ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Тема 1. Человек и экономика (23 часа)

Экономика и экономическая наука. Спрос и предложение. Рыночные структуры. Рынки сырья и материалов, товаров и услуг, капиталов, труда; их специфика.

Понятие экономического роста. Факторы роста. экстенсивный и интенсивный рост. Экономическое развитие. Экономический цикл. Понятие ВВП.

Рыночные отношения в современной экономике. Особенности современной экономики России. Экономическая политика РФ. Совершенная и несовершенная конкуренция. Политика защиты конкуренции и антимонопольное законодательство. Естественные монополии, их роль и значение в экономике России.

Экономика предприятия. Факторы производства и факторные доходы. Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль. Постоянные и переменные издержки.

Правовые основы предпринимательства. Организационно-правовые формы. Стадии государственной регистрации фирмы.

Источники финансирования бизнеса. Основные принципы менеджмента. Основы маркетинга.

Роль государства в экономике. Общественные блага. Внешние эффекты. Налоговая система в Российской Федерации. Виды налогов. Функции налогов. Налоги, уплачиваемые предприятиями. Основы денежной и бюджетной политики государства. Кредитно-финансовая политика. Государственный бюджет. Государственный долг.

Банковская система. Роль Центрального банка в банковской системе России. Финансовые институты. Виды, причины и последствия инфляции.

Рынок труда. Безработица и государственная политика в области занятости в России.

Мировая экономика. Государственная политика в области международной торговли. Глобальные экономические проблемы.

Рациональное поведение потребителя и производителя.







Тема 2. Проблемы социально-политической и духовной жизни (15 часов)


Свобода в деятельности человека. свобода и ответственность, характеристика особенностей свободного общества.

Общественное сознание. Сущность и особенности, структура общественного сознания. общественная психология и идеология. индивидуальное и общественное сознание.

Политическое сознание. Политика как общественное явление. Политическая система, ее структура и сущность. Политическая деятельность. Политические цели и средства их достижения. Политический экстремизм. Политический статус личности. Политическое участие. Политическое поведение. Политический режим. Типология политических режимов. Демократия, ее основные ценности и признаки. Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Гражданское общество и государство. Проблемы формирования правового государства и гражданского общества в РФ. Роль СМИ в политической жизни общества. Влияние СМИ на позицию избирателя во время предвыборных кампаний. Политический процесс. Избирательная кампания в РФ. Законодательство РФ о выборах.

Политическая элита и политическое лидерство. Многопартийность. Политические партии и движения, их классификация. Законодательное регулирование деятельности партий в РФ. Человек в политической жизни.

Демографическая ситуация в современной России. Семья как социальный институт. Семья и брак. Тенденции развития семьи в современном мире. Проблема неполных семей. Современная демографическая ситуация в Российской Федерации.

Религиозные объединения и организации в РФ. Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения.


Тема 3. Человек и закон (23 часа)

Право в системе социальных норм. Система российского права. Законотворческий процесс в Российской Федерации.

Гражданин Российской Федерации. Гражданство в РФ. Права и обязанности, принадлежащие только гражданину. Воинская обязанность. Призыв на военную службу. Военная служба по контракту. Альтернативная гражданская служба.

Экологическое право. Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты. Экологические правонарушения. Природоохранные и природоресурсные нормы.

Субъекты гражданского права. Понятия юридического и физического лица. Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности. Имущественные права. Право собственности. Неимущественные права: честь, достоинство, имя.

Порядок и условия заключения и расторжения брака. Правовое регулирование отношений супругов. Права и обязанности родителей и детей.

Законодательство РФ об образовании. Правила приема в образовательные учреждения профессионального образования. Трудовое законодательство РФ. Порядок приема на работу, заключения и расторжения трудового договора.

Споры, порядок их рассмотрения. Основные правила и принципы гражданского процесса. Особенности административной юрисдикции.

Особенности уголовного процесса. Виды уголовных наказаний и порядок их назначения.

Конституционное судопроизводство. Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения. Основные нормы социального страхования и пенсионная система

Понятие и система международного права. Взаимоотношения международного и национального права. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени.


Модуль «Антикоррупционное законодательство» (8 часов)

Сущность коррупции. Причины развития коррупционных явлений. Формы коррупции. Ответственность за коррупцию. Меры противодействия коррупции на уровне государства. Реализация государственного законодательства и государственных программ о противодействии коррупции. Борьба с коррупцией – долг каждого гражданина. Органы государственной власти, контролирующие борьбу с коррупцией.


Требования к подготовке обучающихся по предмету:

В результате изучения обществознания обучающийся должен

Знать/понимать

биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль

человека в системе общественных отношений;

тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;

необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;

особенности социально-гуманитарного познания.

Уметь:

характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;

анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия;

устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;

объяснять: причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая

взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества

и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);

раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и

гуманитарных наук;

осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст,

схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов( правовых, научно-популярных, публицистических и др. ) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;

оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;

подготовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;

применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных

задач по актуальным социальным проблемам.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;

совершенствования собственной познавательной деятельности;

критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации.

решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;

ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;

предвидения возможных последствий определенных социальных действий;

оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;

реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;

осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.


Формы и средства контроля:

1.Предполагается  проведение тестирования; письменные контрольные работы по итогам полугодия; письменные проверочные работы, рефераты.

2.Подобные формы контроля позволяют проверить теоретические знания  и практические навыки учащихся, уровень усвоения материала и умение пользоваться полученными знаниями, что и является основными целями данного курса.

3.Система оценки достижений учащихся.

4.Оценка «5»  - дается четкий, развернутый ответ на поставленный вопрос, все ключевые понятия темы, даются определения и описания, нет фактических неточностей, речь правильная, включаются факты, поддерживающие детали.

5.Оценка «4»  - большинство ключевых понятий и фактов хорошо определяются, описываются, есть небольшие фактические неточности, речь правильная.

6.Оценка «3»  - определяется и описывается около половины ключевых понятий, проблем и фактов. Около половины объема информации правильной, остальная неверная, неточная или отсутствует.

7.Оценка «2» - определяется незначительное количество (либо отсутствует полностью) ключевых понятий, проблем, фактов, в основном информация неверная или не относится к поставленному вопросу.

КОНТРОЛЬ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Стартовый контроль:


А1. Какую функцию науки иллюстрирует разработка новых способов защиты жилища человека от несанкционированного вторжения?


1

познавательную

2

прогностическую

3

объяснительную

4

социальную


А2. Земледелец обрабатывает землю с помощью специальной техники. Субъектом этой деятельности выступает


1

земля

2

техника

3

выращиваемая культура

4

земледелец


А3. Верны ли следующие суждения об истине?


А

Относительность истины обусловлена безграничностью и изменчивостью постигаемого мира.

Б

Относительность истины обусловлена ограниченностью познавательных возможностей человека.


1

верно только А

2

верно только Б

3

верны оба суждения

4

оба суждения неверны


А4. В приведенном перечне действий дисциплинарным проступком является


1

невыполнение правил, предусмотренных Уставом школы

2

отказ уступить место пожилому человеку в транспорте

3

распитие пива на детской площадке

4

кража кошелька у прохожего


А5. Администрация частной фирмы уволила гражданина С. без уважительных причин. Нормы какого права станут основой для разбирательства иска гражданина С. в суде?

1

трудового

2

гражданского

3

административного

4

предпринимательского

B1 Установите соответствие между правоотношением и соответствующей ему отраслью права: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРАВООТНОШЕНИЕ

А) Установление денежной единицы РФ

Б) Определение полномочий Председателя Правительства РФ

В) Нарушение требований промышленной безопасности

Г) Нарушение правил рыбной ловли

Д) Установление политического режима


ОТРАСЛЬ ПРАВА

1. конституционное

2. административное


Запишите в таблицу выбранные цифры, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов (без пробелов и каких-либо символов).

А

Б

В

Г

Д







C1

Опираясь на обществоведческий курс, раскройте смысл выбранного высказывания и изложите свою точку зрения на выдвинутое автором положение (отношение к нему). Приведите необходимые аргументы для обоснования своей позиции.

Выполняя задание, используйте знания, полученные в курсе обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт.


«Общество – свод камней, который обрушился бы, если бы один не поддерживал другого» (Сенека).


Итоговый контроль:


A1

Какой из признаков характеризует постиндустриальное общество?

1)

появление парламентской демократии

2)

ведущая роль информационных технологий

3)

замена ручного труда машинным

4)

преобладание религиозных ценностей

A2

Социальной сущностью человека обусловлены его потребности в

1)

понимании

2)

отдыхе

3)

питании

4)

самосохранении

A3

Верны ли следующие суждения о свободе человека?

А.

Одним из проявлений свободы человека выступает возможность поступать в соответствии со своими желаниями и стремлениями.

Б.

Свобода человека в обществе ограничена интересами других людей, общества в целом.


1)

верно только А

2)

верно только Б

3)

верны оба суждения

4)

оба суждения неверны

A4

Какой метод получения знаний используется преимущественно на теоретическом уровне научного познания?

1)

описание фактов

2)

проведение наблюдений

3)

накопление экспериментальных данных

4)

выдвижение гипотезы

A5

О какой тенденции развития образования свидетельствует внимание к реализации права людей с ограниченными физическими возможностями на получение общего и профессионального образования?

1)

глобализации

2)

гуманизации

3)

компьютеризации

4)

профилизации

A6

Верны ли следующие суждения об истине?

А.

Относительность истины обусловлена безграничностью и изменчивостью постигаемого мира.

Б.

Относительность истины обусловлена ограниченностью познавательных возможностей человека.


1)

верно только А

2)

верно только Б

3)

верны оба суждения

4)

оба суждения неверны

A7

Рыночная экономика отличается от административно-командной тем, что в ней

1)

существует разделение труда между работниками, предприятиями, отраслями производства

2)

работникам на предприятии выплачивается заработная плата

3)

принимаются государственные планы, обязательные для производителей

4)

вопрос о том, что и как производить, производители решают самостоятельно

A8

Рост безработицы в традиционных отраслях и наличие свободных рабочих мест в сфере высоких технологий характеризует ситуацию на рынке

1)

капиталов

2)

товаров и услуг

3)

труда

4)

ценных бумаг

A9

Косвенным налогом является

1)

подоходный налог

2)

таможенная пошлина

3)

налог на имущество

4)

налог на прибыль

A10

Верны ли следующие суждения о государственном бюджете?

А.

Государственный бюджет – это финансовый план государства.

Б.

Основным источником доходов бюджета являются налоги с физических и юридических лиц.


1)

верно только А

2)

верно только Б

3)

верны оба суждения

4)

оба суждения неверны

A11

Какой признак лежит в основе объединения людей в такую социальную общность, как горожане?

1)

политический

2)

территориальный

3)

профессиональный

4)

социально-классовый



A12

Одобрение окружающими поступков человека может быть выражено в виде формальных и неформальных санкций. К числу формальных относится

1)

всенародная слава

2)

всеобщий почет

3)

доброжелательное отношение

4)

награждение грамотой

A13

Верны ли следующие суждения о характере отклоняющегося поведения?

А.К

Одним из проявлений отклоняющегося поведения является следование социальным нормам.

Б.

Все формы отклоняющегося поведения обязательно влекут за собой уголовное наказание.


1)

верно только А

2)

верно только Б

3)

верны оба суждения

4)

оба суждения неверны

A14

Функцией любого государства является

1)

сохранение целостности общества

2)

установление связей между предприятиями различных отраслей

3)

помощь нетрудоспособным гражданам

4)

осуществление демократических преобразований

A15

В стране Z созданы условия для рыночной экономики; права и свободы индивида имеют конституционные гарантии, выборы в органы власти проходят на альтернативной основе. Какому политическому режиму присущи эти черты?

1)

авторитарному

2)

тоталитарному

3)

демократическому

4)

теократическому

A16

Глава государства D избирается собранием выборщиков и выполняет представительские функции. Правительство формируется парламентом и ответственно перед ним. Такие особенности государственного устройства свойственны

1)

парламентской республике

2)

абсолютной монархии

3)

президентской республике

4)

парламентарной монархии

A17

Верны ли следующие суждения о функциях Президента РФ?

А.

Президент РФ, согласно Конституции, является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами.

Б.

Президент РФ, согласно Конституции, является Председателем Правительства.


1)

верно только А

2)

верно только Б

3)

верны оба суждения

4)

оба суждения неверны

A18

Высший юридической силой на территории России обладают(-ет)

1)

федеральные законы РФ

2)

Конституция РФ

3)

указы Президента РФ

4)

постановления Правительства РФ

A19

Гражданское право – это отрасль права, которая

1)

регулирует общественные отношения, возникающие в процессе организации исполнительно-распорядительной деятельности и государственного управления

2)

определяет преступность и наказуемость деяний, опасных для данной системы общественных отношений

3)

регулирует имущественные отношения и связанные с ними личные неимущественные отношения

4)

регулирует основы государственно-территориального устройства

A20

В газетной публикации были сообщены заведомо ложные, клеветнические сведения о гражданине. Ему следует обратиться для защиты своей чести и достоинства в

1)

прокуратуру

2)

управление внутренних дел

3)

адвокатуру

4)

суд

A21

Администрация частной фирмы уволила гражданина С. без уважительных причин. Нормы какого права станут основой для разбирательства иска гражданина С. в суде?

1)

трудового

2)

гражданского

3)

административного

4)

предпринимательского

A22

Верны ли следующие суждения о праве законодательной инициативы?

А.

Депутатские фракции в Государственной Думе РФ имеют право законодательной инициативы.

Б.

Каждый гражданин РФ имеет право законодательной инициативы.


1)

верно только А

2)

верно только Б

3)

верны оба суждения

4)

оба суждения неверны

B1

Запишите слово, пропущенное в таблице.

Государственная власть в Российской Федерации

Ветви власти

Высшие органы государственной власти РФ

Законодательная

Федеральное Собрание РФ

Исполнительная



Ответ: _______________________________________________.

B2

Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, характеризуют понятие «искусство».

Образность, эмоциональность, фантазия, обоснованность, субъективность.

Найдите и укажите термин, относящийся к другому понятию.

Ответ: _______________________________________________.

B3

Установите соответствие между стадией экономической деятельности и её проявлением: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРОЯВЛЕНИЕ

СТАДИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

А)

начисление банковского процента по вкладам

1)

распределение

Б)

покупка акций

2)

обмен

В) получение прибыли


Г) продажа именных облигаций


B4

Найдите в приведенном списке конституционные обязанности граждан РФ. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) сохранять природу и окружающую среду

2) получить специальное образование

3) платить законно установленные налоги и сборы

4) разрешать споры в судебном порядке

5) защищать Отечество

Ответ:___________________________

B5

Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.

(1) Все больше и больше людей в мире пользуются мобильными телефонами: они не только звонят или отвечают на звонки, но и переписываются с помощью SMS сообщений. (2) Привычка общаться с помощью коротких простых текстов может привести к тому, что человек разучится разговаривать по душам, вникать в интонации собеседника и сочувствовать ему. (3) В ряде стран Европы десяткам пользователей телефонов поставлен диагноз – «SMS-зависимость». (4) Специалисты отделения вредных привычек одной из клиник зафиксировали, что люди, страдающие этим заболеванием, могут писать SMSсообщения по семь и более часов в день.

Определите, какие положения текста носят

А) фактический характер

Б) характер оценочных суждений

Запишите под номером положения букву, обозначающую его характер. Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.

1

2

3

4





B6

Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

«Общество динамично: и отдельные люди, и социальные группы постоянно изменяют свой ________ (1). Это явление получило название социальной ________ (2). Социологи различают несколько ее типов. Перемещения, не изменяющие социального положения индивидов и групп, называют ________ (3) мобильностью. Примерами являются переход из одной возрастной группы в другую, смена места работы, а также переселение людей из одной местности или страны в другую, т. е. ________ (4). ________ (5) мобильность предполагает качественное изменение социального положения человека. Примерами может служить получение или лишение дворянского титула в феодальном обществе, профессиональная карьера – в современном и т.п. Каналами мобильности выступают социальные ________ (6): семья, школа, собственность, церковь, армия и т. п.»

Слова в списке даны в именительном падеже, единственном числе. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя словами каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

А)

миграция

Б)

мобильность

В)

горизонтальная

Г)

институт

Д)

статус

Е)

вертикальная

Ж)

группа

З)

стратификация

И)

маргинализация


В данной ниже таблице указаны номера пропусков. Запишите под каждым номером букву, соответствующую выбранному вами слову.

Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.

1

2

3

4

5

6








Прочитайте текст и выполните задания С1–С4

Попробуйте самостоятельно провести небольшое социологическое исследование. Расспросите людей о значении слов «дух», «духовный». Вы удивитесь тому, какой разный смысл ваши собеседники будут вкладывать в эти слова. У некоторых они будут ассоциироваться с религией, церковью (например, «духовная музыка»). Профессиональные деятели культуры, вероятнее всего, отметят, что духовность является для них синонимом творчества. Большинство людей связывают с понятиями «дух», «духовное» представления о высших целях и смысле человеческой жизни, о нравственном облике личности…

Будем исходить из общепринятого определения социальной деятельности как сознательной, целесообразной активности людей, направленной на изменение природы и общества. В результате социальной деятельности создаются объекты, удовлетворяющие разнообразные потребности: орудия труда, продукты питания и одежда, государственные и культурные учреждения, произведения искусства, архитектурные ансамбли, научные труды. Ту сторону человеческой деятельности, которая нацелена не на обработку «вещества природы», а на обработку «людей людьми», то есть, в конечном счете, на изменение качеств самих социальных субъектов, будем называть духовной деятельностью, а ее продукты – духовными ценностями. Ярким примером духовной деятельности является труд педагога, а также артиста, священника, журналиста.

Если быть точным, то в философии принято различать три вида социальной деятельности: практическую, духовную и духовно-практическую. Однако здесь я сознательно иду на некоторое упрощение, чтобы сделать свою мысль более понятной.

Чем же духовные ценности отличаются от всех прочих? Возьмем в качестве примера книгу. Она обладает всеми признаками материальной, чувственной вещи: ее можно видеть и осязать, передвинуть с места на место, даже уничтожить (чего, однако, делать не следует). В создание книги вложены ценные природные материалы и много живого, одушевленного труда. Наконец, книга, как и многие другие товары, имеет рыночную стоимость. Какие специфические свойства дают нам право выделять книгу среди других объектов внешнего мира, относя ее, прежде всего и главным образом к духовным ценностям?

(А. В. Захаров)


C1

Как, на взгляд автора, соотносятся социальная и духовная деятельность? На что, по мнению автора, направлена духовная деятельность и каков ее результат?

C2

В тексте приводится ряд значений слов «дух», «духовный». Укажите четыре из них.

C3

Опираясь на текст, личный опыт и факты общественной жизни, подтвердите тремя примерами справедливость утверждения автора, что труд педагога, а также артиста, священника, журналиста олицетворяет духовную деятельность.

C4

Автор рассматривает книгу в качестве примера предмета, в котором неразрывно соединены материальная и духовная стороны. Какие свойства позволяют относить книгу, прежде всего, к продуктам духовной культуры? Назовите три таких свойства







5. ПЛАНИРОВАНИЕ ПО МОДУЛЯМ


Человек и

экономика

Факторы производства и факторные доходы. Спрос и предложение. Рыночные структуры. Политика защиты конкуренции и антимонопольное законодательство.

Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль. Постоянные и переменные затраты. Основные источники финансирования бизнеса. Акции, облигации и другие ценные бумаги. Фондовый рынок. Основные принципы менеджмента. Основы маркетинга.

Банковская система. Финансовые институты. Виды, причины и последствия инфляции.

Рынок труда. Безработица и государственная политика в области занятости.

Роль государства в экономике. Общественные блага. Внешние эффекты. Налоги, управляемые предприятиями.

Государственный бюджет. Государственный долг. Понятие ВВП. Экономический рост и развитие. Экономические циклы. Основы денежной и бюджетной политики государства.

Мировая экономика. Государственная политика в области международной торговли. Глобальные экономические проблемы. Особенности современной экономики России. Экономическая политика Российской Федерации.

Уметь применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам

Проблемы

социально-политической и духовной жизни

Социальные группы. Социальная стратификация. Социальный конфликт. Виды социальных норм. Социальный контроль. Социальная мобильность. Молодёжь как социальная группа, особенности молодёжной субкультуры.

Экономические общности. Межнациональные отношения. Этносоциальные конфликты, пути их разрешения. Конституционные принципы национальной политики в Российской Федерации.

Семья и брак. Проблема неполных семей. Современная демографическая ситуация в Российской Федерации.

Религиозные объединения и организации в Российской Федерации.

Понятие власти. Государство, его функции. Политическая система. Типология политических режимов. Демократия, её основные признаки и ценности. Гражданское общество и государство.

Политическая элита, особенности её формирования в современной России. Политические партии и движения. Средства массовой информации в политической системе общества. Политическая идеология.

Политический процесс, его особенности в Российской Федерации. Избирательная кампания в Российской Федерации.

Общественное и индивидуальное сознание. Социализация индивида. Социальная роль. Социальные роли в юношеском возрасте. Духовная жизнь человека. Самосознание индивида и социальное поведение. Ценности и нормы. Мотивы и предпочтения. Свобода и ответственность. Отклоняющееся поведение и его типы.

Общественная значимость и личностный смысл образования. Знания, умения и навыки людей в условиях информационного общества.

Рациональное экономическое поведение собственника, работника, потребителя, семьянина, гражданина.

Человек в политической жизни. Политическая психология и политическое поведение. Политическое участие. Политическое лидерство.

Знать и понимать место и роль человека в системе общественных отношений; необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм

Уметь анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями

Человек и

закон

Право в системе социальных норм. Система российского права. Законотворческий процесс в Российской Федерации.

Гражданство в Российской Федерации. Законодательство Российской Федерации о выборах. Воинская обязанность, альтернативная гражданская служба. Права и обязанности налогоплательщиков.

Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты. Экологические правонарушения.

Субъекты гражданского права. Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности. Имущественные права. Право на интеллектуальную собственность. Наследование. Неимущественные права: честь, достоинство, имя. Способы защиты имущественных и неимущественных прав.

Порядок и условия заключения и расторжения брака. Правовое регулирование отношений супругов.

Правила приёма в образовательные учреждения профессионального образования. Порядок оказания платных образовательных услуг.

Занятость и трудоустройство. Порядок приёма на работу, заключение и расторжение трудового договора. Правовые аспекты социальной защиты и социального обеспечения.

Споры, порядок их рассмотрения. Основные правила и принципы гражданского процесса. Особенности административной юрисдикции. Особенности уголовного процесса. Конституционное судопроизводство.

Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени.

Знать и понимать механизмы правового регулирования. Уметь осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах, извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых и т.д.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы.

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей.

ПЕРЕЧЕНЬ ПРОВЕРОЧНЫХ РАБОТ ПО МОДУЛЯМ

Тема

Дата

1.

Стартовый контроль

3.09

2.

Человек и экономика

28.11

3.

Проблемы социально-политической и духовной жизни

30.01

4.

Промежуточная аттестация

17.04

4.

Человек и закон

29.04

ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ ПО МОДУЛЯМ

Тема

1.

Экономика как хозяйство


2.

Экономический рост. Экономическое развитие.


3.

Фирмы в экономике. Факторы производства.


4.

Занятость и безработица. Государственная политика в области занятости.


5.

Мировая экономика. Глобальные проблемы экономики.


6.

Политическая элита. Политическое лидерство.


7.

Семейное право. Права и обязанности членов семьи.


8.

Процессуальное право: административная юрисдикция. Конституционное судопроизводство.


ПЕРЕЧЕНЬ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ ПО МОДУЛЯМ

Тема


1.

Правовые основы предпринимательской деятельности.

Организационно-правовые основы предпринимательской деятельности.

2.

Политическое сознание. СМИ и политическое сознание.


3.

Современные подходы к пониманию права Законотворческий процесс в РФ.


4.

Гражданин Российской Федерации. Права и обязанности граждан РФ.

5.

Гражданское право. Защита гражданских прав.


6.

Процессуальное право: гражданский процесс. Процессуальное право: арбитражный процесс.


7.

Международная защита прав человека. Проблема отмены смертной казни.


ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Авторы

Название

Издательство

Год


1.


Боголюбов Л.Н.

Городецкая Н.И.

Матвеев А.И.

Обществознание. 11 класс

Просвещение.

2014

2.

Кравченко А.И.

Обществознание. Учебник для 10-11 классов.

Русское слово

2007

3.

Барабанов В.В

Справочник школьника. Обществознание.

Астрель.

2006

4.

Пархоменко И.

Обществознание. Вопрос и ответ.

Учитель.

2003

5.

Клименко А.,

Румынина В.

Экзамен по обществознанию. Конспекты ответов.

Айрис.

1999

6.

Рутковская Е.Л.,

Лазебникова А.Ю., Королькова Е.С.

Обществознание. Типичные ошибки при выполнении заданий ЕГЭ

Русское слово

2009

7.

Северинов К.М.

Обществознание. Схемы. Таблицы.

Тригон

2008

8.

Бегенеева Т.П.

Поурочные разработки по обществознанию. 11 класс

ВАКО

2009

9.

Корсаков Г.Г.

Готовимся к экзамену по обществознанию

Феникс

2010

10.

Никитин А.Ф.

200 вопросов и ответов по основам государства и права.

АСТ

1996


Контрольная работа по теме: «Человек и экономика»

1 вариант:

1. В чём особенности рыночного регулирования экономики?

2. Как сделать производство эффективным?

3. Зачем экономике рынок труда?


2 вариант:

1. Какие экономические задачи решает современное государство?

2. Как производителю и потребителю сделать рациональный экономический выбор?

3. Почему экономический рост является одним из критериев прогресса экономики и общества?


Контрольная работа: «Проблемы социально-политической и духовной жизни»

1 вариант:

1. В чём заключается сущность свободы? Почему свобода человека неотделима от его ответственности?

2. Что такое политическая идеология? Какие идеологии повлияли на события ХХ века? И в силу чего?

3. Почему в политической жизни велика роль политической элиты? Каковы способы её формирования?


2 вариант:

1. Как соотносится общественное и индивидуальное сознание?

2. Как идеология и политическая психология влияют на политическое поведение? В чём состоит опасность политического экстремизма?

3. Чем характеризуется политическое лидерство? Каковы функции политического лидера?

Контрольная работа по теме: «Человек и закон»

1 вариант:

1. Охарактеризуйте основные права и обязанности гражданина РФ.

2. Каковы особенности гражданских правоотношений?

3. Какова главная задача уголовного процесса?

4. Что представляет собой семья с юридической точки зрения?



2 вариант:

1. Что представляет собой современный механизм защиты прав человека?

2. В чём специфика трудовых правоотношений?

3. Охарактеризуйте главные задачи арбитражного процесса.

4. В каких случаях возможна замена воинской службы на альтернативную гражданскую?


Рабочая программа по обществознанию в 11 классе
  • Обществознание
Описание:

        Курс  предмета «Обществознание (включая экономику и право)»  в 11 классе составлен с учётом требований Федерального компонента государственного стандарта общего образования, в соответствии с объёмом времени, которое отводится на изучение базового уровня  обществознания (включая экономику и право) по базисному учебному плану 2004 г.        

           Тематическое планирование составлено в соответствии со структурой учебника: Боголюбова Л.Н. , Городецкой Н.И., Матвеева А.И. «Обществознание 11 класс»

Автор Плескач Татьяна Анатольевна
Дата добавления 20.12.2014
Раздел Обществознание
Подраздел
Просмотров 371
Номер материала 8506
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓