Главная / Обществознание / Рабочая программа по обществознанию (базовый уровень) 10 класс

Рабочая программа по обществознанию (базовый уровень) 10 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №3

142300, Московская область, г.Чехов, ул.Лопасненская, стр.1/1

Телефоны : 8(49672)2-38-70; 8(49672)6-52-74


Утверждена

приказом директор

МБОУ СОШ №3

29 августа 2014 года

66.о






Рабочая программа

по обществознанию

(базовый уровень)

10-б класс









Составитель: Самсонова Марина Вениаминовна,

учитель истории и обществознания

высшей категории














2014 год



Пояснительная записка

Рабочая  программа курса обществознания (включая экономику и право)  в 10-б классе составлена в соответствии с:

  • Примерной  программы основного общего образования по обществознанию для 10-11 классов общеобразовательных учреждений;

  • Программы курса «Обществознания» (базовый уровень), разработанной в лаборатории обществоведения ИСМО РАО группой авторов под руководством академика РАО, доктора педагогических наук, профессора Л. Н. Боголюбова, опубликованной издательством «Просвещение» в 2007 году, допущенной Министром образования и науки Российской Федерации;

Федеральный базисный учебный плана для среднего (полного) общего образования отводит 68 часов для изучения на базовом уровне учебного предмета «Обществознание» в 10 классе из расчета 2 часа в неделю.

Рабочая программа может быть реализована при использовании традиционной, модульной технологии обучения, а также элементов других современных образовательных технологий, передовых форм и методов обучения, таких как проблемный метод, развивающее обучение, компьютерные технологии, тестовый контроль знаний и др., в зависимости от склонностей, способностей, возможностей каждого конкретного класса. Содержание среднего (полного) общего образования  на базовом уровне по «Обществознанию» представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человек в обществе, познание, экономическая сфера, социальные отношения, политика, духовно-нравственная сфера, право. Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. Помимо знаний, в содержание курса входят: социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям; правовые нормы, регулирующие отношения людей во всех областях жизни общества; система гуманистических и демократических ценностей.

Содержание курса на базовом уровне обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения некоторых социальных объектов, рассмотренных ранее. Наряду с этим, вводятся ряд новых, более сложных вопросов, понимание которых необходимо современному человеку.

Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами истории, географии, литературы и др. С этой точки зрения, важно использовать резерв свободного учебного времени, установленный примерной программой, для привлечения дополнительного материала, сопряженного с тематикой того или иного конкретного материала.  Кроме того, с учетом небольшого объема учебного времени, отведенного на изучение обществознания на базовом уровне, принципиально важны межпредметные связи с курсом  истории.  Предполагается не только  использование учащимися понятийного аппарата, усвоенного в рамках обществоведческого курса, но и тесная взаимосвязь обоих предметов в формировании и развитии умений и навыков, важных для познавательной, информационно-коммуникативной, рефлексивной деятельности учащихся. Взаимодействие курсов истории и обществоведения позволяет учащимся сформировать целостное представление о динамике развития  современных форм общественной жизни, критически воспринимать получаемую социальную информацию, осмысленно изучать многообразие моделей поведения, существующих в современном обществе. Использование потенциала межпредметных связей курсов обществознния и географии расширяет знания учащихся о глобализации современного мира. Формирование системы интегративных связей обществознания и предметов образовательной области «Филология» значительно повышает коммуникативный потенциал процесса обучения, позволяет учащимся обращаться к творческому потенциалу народов мира, к духовному богатству народов. Знание учащимися принципов и направлений  духовного творчества расширяет их возможности.

Основное содержание

Целями и задачами курса являются:

  • Развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к личному самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;

  • Воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания,  толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

  • Освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или для самообразования;

  • Овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе экономическую и правовую) информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;

  • Формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных  отношений;  гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.

Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате изучения обществознания (включая экономику и право) на базовом уровне ученик должен:

Знать/понимать

  • биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности,  место и роль человека  в системе общественных отношений;

  •  тенденции развития общества в целом  как сложной динамичной  системы, а также важнейших социальных институтов;

  • необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм,  механизмы правового регулирования;

  • особенности социально-гуманитарного познания.

Уметь:

  • характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;  

  • анализировать актуальную  информацию о социальных объектах, выявляя  их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;

  • объяснять: причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);

  • раскрывать на примерах  изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;

  • осуществлять  поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов( правовых, научно-популярных, публицистических и др. ) знания по заданным темам;  систематизировать, анализировать  и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;

  • оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации,  с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

  • формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные  суждения и аргументы по определенным проблемам;

  •  подготовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;

  •   применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения   познавательных задач  по актуальным социальным проблемам.

Использовать приобретенные  знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  •  успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;

  • совершенствования собственной познавательной деятельности;

  • критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации.

  • решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;

  • ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;

  • предвидения    возможных последствий определенных социальных действий;

  • оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;                                                      

  • реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;

  • осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.





Учебно-тематический план


Раздела/темы

Разделы,

темы

Количество часов

Авторская программа

Рабочая программа

I раздел

Общество и человек

16

16

1

Общество

4

4

2

Человек

12

12

II раздел

Основные сферы жизни общества

38

38

3

Духовная культура

8

8

4

Экономическая сфера

4

4

5

Социальная сфера

14

14

6

Политическая сфера

12

12

III раздел

Право

10

10

7

Право как особая система норм

10

10


Резерв. Уроки повторения

6

4


Итого

70

68


По рекомендации автора программы, резервное время использовано для самостоятельной работы учащихся, позволяющей им приобрести опыт познавательной и практической деятельности.

Календарно тематическое планирование

урока

Тема урока

Тип урока

Код

КЭС

Код

КПУ

Дата урока

Раздел I. Общество и человек (16 часов)

Глава 1. Общество (4 часа)

1.

Что такое общество

Лекция

1.1

1.1


2.

Общество и культура

Комбинированный урок

1.1

1.1


3.

Общество сложная динамическая система

Урок - практикум

1.1

1.4

2.2


4.

Общество

Повторительно-обобщающий урок

1.1

1.1

1.2


Глава 2. Человек (12 часов)

5.

Природа человека

Комбинированный урок с элементами лекции

1.1

1.1

2.3


6.

Человек как духовное существо

Комбинированный урок

1.1

2.4


7.

Мировоззрение и его роль в жизни человека

Лабораторная работа (анализ текста)

1.2

2.5


8.

Деятельность способ существования людей

Лекция

1.5

1.4


9-10.

Многообразие видов деятельности

Урок – практикум

1.5

1.7

2.5

2.7


11.

Познание и знание

Комбинированный урок

1.3

2.4


12.

Истина и её критерии

Комбинированный урок с элементами лекции

1.4

1.4

1.8

2.3


13.

Человек в системе социальных связей

Комбинированный урок

1.6

2.6


14.

Самосознание и самореализация

Урок – практикум

1.7

2.7


15-16

Общество и человек

Семинар




Раздел III. Основные сферы жизни общества ( 38 часов)

Глава 3. Духовная культура ( 8 часов)

17.

Культура и духовная жизнь общества

Лекция

1.10

2.2


18.

Многообразие культур

Урок - презентация

1.10

2.4


19.

Наука и образование

Комбинированный урок

1.11

1.12

2.1


20.

Этика науки

Повторительно-обобщающий урок

1.11

2.3


21.

Мораль

Комбинированный урок

1.15

2.9


22.

Религия

Урок - практикум

1.13

2.9


23.

Искусство и духовная жизнь

Комбинированный урок

1.14

2.9


24.

Духовная культура

Зачет




Глава 4. Экономика (4 часа)

25.

Роль экономики в жизни общества

Лекция

2.1

2.6


26.

Экономика и социальная структура общества

Комбинированный урок

2.16

2.6


27.

Экономическая культура

Комбинированный урок

2.1

2.9


28.

Экономика как сфера жизни общества

Урок - практикум

2.1

2.9


Глава 5. Социальная сфера (14 часов)

29.

Социальная структура общества

Лекция

3.1

1.6, 2.1 – 2.9 , 3.1-3.7


30.

Социальный статус, социальные роли.

Комбинированный урок

3.2

1.6, 2.1 – 2.9 , 3.1-3.7


31.

Социальная стратификация

Повторительно-обобщающий урок

3.1

1.6, 2.1 – 2.9 , 3.1-3.7


32.

Социальные взаимодействия

Комбинированный урок с элементами лекции

3.2

3.5

1.6, 2.1 – 2.9 , 3.1-3.7


33.

Социальные аспекты труда

Комбинированный урок


1.6, 2.1 – 2.9 , 3.1-3.7


34.

Культура труда

Урок - практикум


1.6, 2.1 – 2.9 , 3.1-3.7


35.

Социальные нормы и социальный контроль

Комбинированный урок с элементами лекции

3.8

3.9

1.6, 2.1 – 2.9 , 3.1-3.7


36.

Отклоняющееся поведение

Урок - практикум

3.11

1.6, 2.1 – 2.9 , 3.1-3.7


37.

Преступность

Лабораторная работа (решение познавательных задач)

3.7

3.11

1.6, 2.1 – 2.9 , 3.1-3.7


38.

Нации и межнациональные отношения

Лекция

3.6

1.6, 2.1 – 2.9 , 3.1-3.7


39.

Межнациональное сотрудничество в целом мире

Повторительно-обобщающий урок

3.6

1.6, 2.1 – 2.9 , 3.1-3.7


40.

Семья в современном обществе

Комбинированный урок

3.14

1.6, 2.1 – 2.9 , 3.1-3.7


41.

Социальное развитие и молодежь

Урок-дискуссия

3.3

1.6, 2.1 – 2.9 , 3.1-3.7


42.

Социальная сфера

Зачет


1.6, 2.1 – 2.9 , 3.1-3.7


Глава 6. Политическая сфера (12 часов)

43.

Политика и власть

Комбинированный урок с элементами лекции

4.1

1.6, 2.1 – 2.9 , 3.1


44.

Политическая система

Комбинированный урок

4.3

1.6, 2.1 – 2.9 , 3.1


45.

Политический режим

Урок-практикум

4.4

1.6, 2.1 – 2.9 , 3.1


46.

Гражданское общество

Комбинированный урок

4.6

1.6, 2.1 – 2.9 , 3.1


47.

Правовое государство

Лабораторная работа

4.5


1.6, 2.1 – 2.9 , 3.1


48.

Защита прав человека

Урок – контроля знаний

4.14

1.6, 2.1 – 2.9 , 3.1


49.

СМИ в политике

Урок - беседа

4.9

1.6, 2.1 – 2.9 , 3.1


50.

Демократические выборы

Деловая игра

4.10

1.6, 2.1 – 2.9 , 3.1


51.

Политические партии

Урок - практикум

4.8

1.6, 2.1 – 2.9 , 3.1


52.

Участие гражданина в политической жизни

Комбинированный урок

4.11

1.6, 2.1 – 2.9 , 3.1


53.

Политическая культура

Комбинированный урок

4.12

1.6, 2.1 – 2.9 , 3.1


54.

Политическая сфера

Повторительно-обобщающий урок


1.6, 2.1 – 2.9 , 3.1


Раздел III. Право (10 часов)

Глава 7. Право как особая система норм (10 часов)

55.

Право в системе социальных норм

Лекция

5.1

1.6, 2.1 – 2.9 , 3.1


56.

Нормы и отрасли права

Урок-практикум

5.1

1.6, 2.1 – 2.9 , 3.1


57.

Источники права

Комбинированный урок

5.2

1.6, 2.1 – 2.9 , 3.1


58.

Правоотношения и правонарушения

Комбинированный урок с элементами лекции

5.3

1.6, 2.1 – 2.9 , 3.1


59.

Юридическая ответственность

Урок – обобщения знаний

5.3

1.6, 2.1 – 2.9 , 3.1


60.

Развитие права в современной России

Семинар

5.4

1.6, 2.1 – 2.9 , 3.1


61.

Современное российское законодательство

Комбинированный урок

5.2

1.6, 2.1 – 2.9 , 3.1


62.

Трудовое право

Лабораторная работа (работа с документами)

5.9

1.6, 2.1 – 2.9 , 3.1


63.

Предпосылки правомерного поведения

Комбинированный урок


1.6, 2.1 – 2.9 , 3.1


64.

Право

Повторитель – обобщающий урок


1.6, 2.1 – 2.9 , 3.1


Итоговое повторение (4 часа)

65.

Общество в развитие

Семинар




66.

Проблема общественного прогресса

Урок-дискуссия




67.

Общество и человек

Урок – итогового повторения




68.

Основные сферы общественной жизни

Урок – итогового повторения






Перечень учебно-методического обеспечения


  1. Боголюбова Л.Н., Городецкая Н.И., Матвеева А.И. Обществознание. 10 кл.: базовый уровень - М.: Просвещение, 2012

  2. Поурочные планы по учебнику Боголюбова Л.Н.  Обществознание. Ч 1,2.  10 класс.

  3. Автор-составитель С.Н.Степанько. – Волгоград: Учитель, 2008

  4. Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И. Авторская программа по курсу «Обществознание» 10-11 класс, -М.: Просвещение, 2007.

  5. Баранов П.А., Шевченко С.В. Обществознание. Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. -М.:  АСТ: Астрель,  2009.

  6. Баранов П.А., Шевченко С.В. Обществознание.  50  типовых вариантов экзаменационных работ  Для подготовки к ЕГЭ. - М.: Астрель,  2009.

  7. Двигалев А.А. Обществознание. – СПб.: ООО «Полиграфуслуги», 2008.

  8. Обществознание в схемах и таблицах. –СПб.: Тригон, 2008

  9. Корнева Т.А. Нетрадиционные уроки. Обществознание. 10-11 классы. – Волгоград: Учитель, 2007.

  10. О.В. Кишенкова Тематический тренажер. Обществознание 10-11 класс. «Интеллект-центр», 2011

  11. Медведева В.С. Обществознание. 9-11 классы. Тестовые задания. -Волгоград: Учитель, 2008.

  12. Методические рекомендации по курсу «Человек и общество» Часть 2 / Под редакцией Л.Н.Боголюбова/ - М.: Просвещение. 2008.

  13. ЕГЭ. Обществознание. Типовые задания / А.Ю.Лазебникова, Е.Л.Рутковская, Н.И.Городецкая, Е.С.Королькова. – М.: Издательство «Экзамен».

  14. Самое полное издание реальных заданий ЕГЭ. Обществознание / авт.-сост. О.С. Котова, Т.Е. Лискова.– М.: АСТ: Астрель,

  15. Интернет - ресурсы 

http://www.constitution.ru/

http://www.hro.org 

http://www.gdezakon.ru/

http://www.garant.ru

http://www.uznay-prezidenta.ru/

http:// www.mon.gov.ru

http://www.rossimvolika.ru/http://danur-w.narod.ru/

http://danur-w.narod.ru/

http://be.economicus.ru/

http://www.wciom.ru

http://www.levada.ru

http://lesson-history.narod.ru

http://realpravo.ru/library/?id=46

http://rusolymp.ru/

http://edu.tomsk.ru/13.html?title=7

http://www.internet-school.ru/

http://ege.edu.ru/



«Согласовано»

Протокол заседания ШМК истории и общественных наук

от «29» августа 2014 г.

1


«Согласовано»

Заместитель директора по УР

_______________ Н.М.Бебешина

«29»августа2014 г.










































Рабочая программа по обществознанию (базовый уровень) 10 класс
  • Обществознание
Описание:

 

Рабочая  программа курса обществознания (включая экономику и право)  в 10-б классе составлена в соответствии с:

 

  • Примерной  программы основного общего образования по обществознанию  для 10-11 классов общеобразовательных учреждений;

  •  Программы курса «Обществознания» (базовый уровень), разработанной в лаборатории обществоведения ИСМО РАО группой авторов под руководством академика РАО, доктора педагогических наук, профессора Л. Н. Боголюбова, опубликованной издательством «Просвещение» в 2007 году, допущенной Министром образования и науки Российской Федерации;

 

Федеральный базисный учебный плана для среднего (полного) общего образования отводит 68 часов для изучения на базовом  уровне учебного предмета «Обществознание» в 10 классе из расчета 2 часа в неделю.

Рабочая программа может быть реализована при использовании традиционной, модульной технологии обучения, а также элементов других современных образовательных технологий, передовых форм и методов обучения, таких как проблемный метод, развивающее обучение, компьютерные технологии, тестовый контроль знаний и др., в зависимости от склонностей, способностей, возможностей каждого конкретного класса.

Автор Самсонова Марина Вениаминовна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Обществознание
Подраздел
Просмотров 513
Номер материала 28529
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓




Похожие материалы