Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №3
142300, Московская область, г.Чехов, ул.Лопасненская,
стр.1/1
Телефоны : 8(49672)2-38-70;
8(49672)6-52-74
Утверждена
приказом директор
МБОУ
СОШ №3
29 августа 2014 года
№ 66.о
Рабочая программа
по обществознанию
(базовый уровень)
10-б класс
Составитель: Самсонова Марина Вениаминовна,
учитель
истории и обществознания
высшей категории
2014 год
Пояснительная записка
Рабочая
программа курса обществознания (включая экономику и право) в 10-б
классе составлена в соответствии с:
Ø
Примерной программы основного общего
образования по обществознанию для 10-11 классов общеобразовательных
учреждений;
Ø
Программы курса «Обществознания» (базовый уровень),
разработанной в лаборатории обществоведения ИСМО РАО группой авторов под
руководством академика РАО, доктора педагогических наук, профессора Л. Н.
Боголюбова, опубликованной издательством «Просвещение» в 2007 году, допущенной
Министром образования и науки Российской Федерации;
Федеральный
базисный учебный плана для среднего (полного) общего образования отводит 68
часов для изучения на базовом уровне учебного предмета «Обществознание» в 10
классе из расчета 2 часа в неделю.
Рабочая
программа может быть реализована при использовании традиционной, модульной
технологии обучения, а также элементов других
современных образовательных технологий, передовых форм и методов обучения,
таких как проблемный метод, развивающее обучение, компьютерные технологии,
тестовый контроль знаний и др., в зависимости от склонностей, способностей,
возможностей каждого конкретного класса. Содержание среднего
(полного) общего образования на базовом уровне по «Обществознанию»
представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения:
общество в целом, человек в обществе, познание, экономическая сфера, социальные
отношения, политика, духовно-нравственная сфера, право. Все означенные
компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с
другом изучаемые объекты. Помимо знаний, в содержание курса входят: социальные
навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и
принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям; правовые
нормы, регулирующие отношения людей во всех областях жизни общества; система
гуманистических и демократических ценностей.
Содержание курса на базовом уровне обеспечивает преемственность по отношению к
основной школе путем углубленного изучения некоторых социальных объектов,
рассмотренных ранее. Наряду с этим, вводятся ряд новых, более сложных вопросов,
понимание которых необходимо современному человеку.
Освоение нового
содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с
курсами истории, географии, литературы и др. С этой точки зрения, важно
использовать резерв свободного учебного времени, установленный примерной
программой, для привлечения дополнительного материала, сопряженного с тематикой
того или иного конкретного материала. Кроме того, с учетом небольшого
объема учебного времени, отведенного на изучение обществознания на базовом
уровне, принципиально важны межпредметные связи с курсом истории.
Предполагается не только использование учащимися понятийного
аппарата, усвоенного в рамках обществоведческого курса, но и тесная взаимосвязь
обоих предметов в формировании и развитии умений и навыков, важных для
познавательной, информационно-коммуникативной, рефлексивной деятельности
учащихся. Взаимодействие курсов истории и обществоведения позволяет учащимся
сформировать целостное представление о динамике развития современных форм
общественной жизни, критически воспринимать получаемую социальную информацию,
осмысленно изучать многообразие моделей поведения, существующих в современном
обществе. Использование потенциала межпредметных связей курсов обществознния и
географии расширяет знания учащихся о глобализации современного мира.
Формирование системы интегративных связей обществознания и предметов
образовательной области «Филология» значительно повышает коммуникативный
потенциал процесса обучения, позволяет учащимся обращаться к творческому
потенциалу народов мира, к духовному богатству народов. Знание учащимися
принципов и направлений духовного творчества расширяет их возможности.
Основное содержание
Целями и задачами курса являются:
v
Развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической
и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения,
основанного на уважении закона и правопорядка, способности к личному самоопределению
и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
v
Воспитание общероссийской идентичности, гражданской
ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности
гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции
Российской Федерации;
v
Освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе,
его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для
взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей
человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и
гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего
профессионального образования или для самообразования;
v
Овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе
экономическую и правовую) информацию, анализировать, систематизировать
полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной,
практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского
общества и государства;
v
Формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач
в области социальных отношений; гражданской и общественной
деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных
национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения
своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными
законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в
обществе.
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения обществознания (включая экономику и право) на
базовом уровне ученик должен:
Знать/понимать
Ø
биосоциальную сущность человека,
основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека
в системе общественных отношений;
Ø
тенденции развития общества в
целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных
институтов;
Ø
необходимость регулирования
общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового
регулирования;
Ø особенности социально-гуманитарного познания.
Уметь:
Ø
характеризовать основные социальные
объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
Ø
анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя
их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными
чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими
терминами и понятиями;
Ø
объяснять: причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных
объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных
институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи
подсистем и элементов общества);
Ø
раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия
социально-экономических и гуманитарных наук;
Ø
осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых
системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из
неадаптированных оригинальных текстов( правовых, научно-популярных,
публицистических и др. ) знания по заданным темам; систематизировать,
анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать
в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
Ø
оценивать действия субъектов
социальной жизни, включая личности, группы, организации, с точки зрения
социальных норм, экономической рациональности;
Ø
формулировать на основе
приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы
по определенным проблемам;
Ø
подготовить устное выступление,
творческую работу по социальной проблематике;
Ø
применять социально-экономические и
гуманитарные знания в процессе решения
познавательных задач по актуальным социальным проблемам.
Использовать
приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной
жизни для:
ü
успешного выполнения типичных
социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными
институтами;
ü
совершенствования собственной
познавательной деятельности;
ü
критического восприятия информации,
получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации; осуществления
самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной
информации.
ü
решения практических жизненных
проблем, возникающих в социальной деятельности;
ü
ориентировки в актуальных
общественных событиях, определения личной гражданской позиции;
ü
предвидения возможных
последствий определенных социальных действий;
ü
оценки происходящих событий и
поведения людей с точки зрения морали и права;
ü
реализации и защиты прав человека и
гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
ü
осуществления конструктивного
взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным
положением.
Учебно-тематический план
№
Раздела/темы
|
Разделы,
темы
|
Количество
часов
|
Авторская
программа
|
Рабочая
программа
|
I
раздел
|
Общество и человек
|
16
|
16
|
1
|
Общество
|
4
|
4
|
2
|
Человек
|
12
|
12
|
II
раздел
|
Основные сферы жизни общества
|
38
|
38
|
3
|
Духовная культура
|
8
|
8
|
4
|
Экономическая сфера
|
4
|
4
|
5
|
Социальная сфера
|
14
|
14
|
6
|
Политическая сфера
|
12
|
12
|
III раздел
|
Право
|
10
|
10
|
7
|
Право как особая система норм
|
10
|
10
|
|
Резерв. Уроки повторения
|
6
|
4
|
|
Итого
|
70
|
68
|
По
рекомендации автора программы, резервное время использовано для самостоятельной
работы учащихся, позволяющей им приобрести опыт познавательной и практической
деятельности.
Календарно тематическое планирование
№
урока
|
Тема урока
|
Тип урока
|
Код
КЭС
|
Код
КПУ
|
Дата урока
|
Раздел I. Общество и человек (16 часов)
Глава 1. Общество (4 часа)
|
1.
|
Что такое общество
|
Лекция
|
1.1
|
1.1
|
|
2.
|
Общество и культура
|
Комбинированный
урок
|
1.1
|
1.1
|
|
3.
|
Общество сложная
динамическая система
|
Урок - практикум
|
1.1
|
1.4
2.2
|
|
4.
|
Общество
|
Повторительно-обобщающий
урок
|
1.1
|
1.1
1.2
|
|
Глава 2. Человек (12 часов)
|
5.
|
Природа человека
|
Комбинированный
урок с элементами лекции
|
1.1
|
1.1
2.3
|
|
6.
|
Человек как
духовное существо
|
Комбинированный
урок
|
1.1
|
2.4
|
|
7.
|
Мировоззрение и его
роль в жизни человека
|
Лабораторная работа
(анализ текста)
|
1.2
|
2.5
|
|
8.
|
Деятельность способ
существования людей
|
Лекция
|
1.5
|
1.4
|
|
9-10.
|
Многообразие видов
деятельности
|
Урок – практикум
|
1.5
1.7
|
2.5
2.7
|
|
11.
|
Познание и знание
|
Комбинированный
урок
|
1.3
|
2.4
|
|
12.
|
Истина и её
критерии
|
Комбинированный
урок с элементами лекции
|
1.4
|
1.4
1.8
2.3
|
|
13.
|
Человек в системе
социальных связей
|
Комбинированный
урок
|
1.6
|
2.6
|
|
14.
|
Самосознание и
самореализация
|
Урок – практикум
|
1.7
|
2.7
|
|
15-16
|
Общество и человек
|
Семинар
|
|
|
|
Раздел III. Основные сферы жизни общества ( 38 часов)
|
Глава 3. Духовная культура ( 8 часов)
|
17.
|
Культура и духовная
жизнь общества
|
Лекция
|
1.10
|
2.2
|
|
18.
|
Многообразие
культур
|
Урок - презентация
|
1.10
|
2.4
|
|
19.
|
Наука и образование
|
Комбинированный
урок
|
1.11
1.12
|
2.1
|
|
20.
|
Этика науки
|
Повторительно-обобщающий
урок
|
1.11
|
2.3
|
|
21.
|
Мораль
|
Комбинированный
урок
|
1.15
|
2.9
|
|
22.
|
Религия
|
Урок - практикум
|
1.13
|
2.9
|
|
23.
|
Искусство и
духовная жизнь
|
Комбинированный
урок
|
1.14
|
2.9
|
|
24.
|
Духовная культура
|
Зачет
|
|
|
|
Глава 4. Экономика (4 часа)
|
25.
|
Роль экономики в
жизни общества
|
Лекция
|
2.1
|
2.6
|
|
26.
|
Экономика и
социальная структура общества
|
Комбинированный
урок
|
2.16
|
2.6
|
|
27.
|
Экономическая
культура
|
Комбинированный
урок
|
2.1
|
2.9
|
|
28.
|
Экономика как сфера
жизни общества
|
Урок - практикум
|
2.1
|
2.9
|
|
Глава 5. Социальная сфера (14 часов)
|
29.
|
Социальная
структура общества
|
Лекция
|
3.1
|
1.6, 2.1 – 2.9 ,
3.1-3.7
|
|
30.
|
Социальный статус,
социальные роли.
|
Комбинированный
урок
|
3.2
|
1.6, 2.1 – 2.9 ,
3.1-3.7
|
|
31.
|
Социальная
стратификация
|
Повторительно-обобщающий
урок
|
3.1
|
1.6, 2.1 – 2.9 ,
3.1-3.7
|
|
32.
|
Социальные
взаимодействия
|
Комбинированный
урок с элементами лекции
|
3.2
3.5
|
1.6, 2.1 – 2.9 ,
3.1-3.7
|
|
33.
|
Социальные аспекты
труда
|
Комбинированный
урок
|
|
1.6, 2.1 – 2.9 ,
3.1-3.7
|
|
34.
|
Культура труда
|
Урок - практикум
|
|
1.6, 2.1 – 2.9 ,
3.1-3.7
|
|
35.
|
Социальные нормы и
социальный контроль
|
Комбинированный
урок с элементами лекции
|
3.8
3.9
|
1.6, 2.1 – 2.9 ,
3.1-3.7
|
|
36.
|
Отклоняющееся
поведение
|
Урок - практикум
|
3.11
|
1.6, 2.1 – 2.9 ,
3.1-3.7
|
|
37.
|
Преступность
|
Лабораторная работа
(решение познавательных задач)
|
3.7
3.11
|
1.6, 2.1 – 2.9 ,
3.1-3.7
|
|
38.
|
Нации и
межнациональные отношения
|
Лекция
|
3.6
|
1.6, 2.1 – 2.9 ,
3.1-3.7
|
|
39.
|
Межнациональное
сотрудничество в целом мире
|
Повторительно-обобщающий
урок
|
3.6
|
1.6, 2.1 – 2.9 ,
3.1-3.7
|
|
40.
|
Семья в современном
обществе
|
Комбинированный
урок
|
3.14
|
1.6, 2.1 – 2.9 ,
3.1-3.7
|
|
41.
|
Социальное развитие
и молодежь
|
Урок-дискуссия
|
3.3
|
1.6, 2.1 – 2.9 ,
3.1-3.7
|
|
42.
|
Социальная сфера
|
Зачет
|
|
1.6, 2.1 – 2.9 ,
3.1-3.7
|
|
Глава 6. Политическая сфера (12 часов)
|
43.
|
Политика и власть
|
Комбинированный
урок с элементами лекции
|
4.1
|
1.6, 2.1 – 2.9 , 3.1
|
|
44.
|
Политическая
система
|
Комбинированный
урок
|
4.3
|
1.6, 2.1 – 2.9 , 3.1
|
|
45.
|
Политический режим
|
Урок-практикум
|
4.4
|
1.6, 2.1 – 2.9 , 3.1
|
|
46.
|
Гражданское
общество
|
Комбинированный
урок
|
4.6
|
1.6, 2.1 – 2.9 , 3.1
|
|
47.
|
Правовое
государство
|
Лабораторная работа
|
4.5
|
1.6, 2.1 – 2.9 , 3.1
|
|
48.
|
Защита прав
человека
|
Урок – контроля
знаний
|
4.14
|
1.6, 2.1 – 2.9 , 3.1
|
|
49.
|
СМИ в политике
|
Урок - беседа
|
4.9
|
1.6, 2.1 – 2.9 , 3.1
|
|
50.
|
Демократические
выборы
|
Деловая игра
|
4.10
|
1.6, 2.1 – 2.9 , 3.1
|
|
51.
|
Политические партии
|
Урок - практикум
|
4.8
|
1.6, 2.1 – 2.9 , 3.1
|
|
52.
|
Участие гражданина
в политической жизни
|
Комбинированный
урок
|
4.11
|
1.6, 2.1 – 2.9 , 3.1
|
|
53.
|
Политическая
культура
|
Комбинированный
урок
|
4.12
|
1.6, 2.1 – 2.9 , 3.1
|
|
54.
|
Политическая сфера
|
Повторительно-обобщающий
урок
|
|
1.6, 2.1 – 2.9 , 3.1
|
|
Раздел III. Право (10 часов)
|
Глава 7. Право как особая система норм (10 часов)
|
55.
|
Право в системе
социальных норм
|
Лекция
|
5.1
|
1.6, 2.1 – 2.9 , 3.1
|
|
56.
|
Нормы и отрасли
права
|
Урок-практикум
|
5.1
|
1.6, 2.1 – 2.9 , 3.1
|
|
57.
|
Источники права
|
Комбинированный
урок
|
5.2
|
1.6, 2.1 – 2.9 , 3.1
|
|
58.
|
Правоотношения и
правонарушения
|
Комбинированный
урок с элементами лекции
|
5.3
|
1.6, 2.1 – 2.9 , 3.1
|
|
59.
|
Юридическая
ответственность
|
Урок – обобщения
знаний
|
5.3
|
1.6, 2.1 – 2.9 , 3.1
|
|
60.
|
Развитие права в
современной России
|
Семинар
|
5.4
|
1.6, 2.1 – 2.9 , 3.1
|
|
61.
|
Современное
российское законодательство
|
Комбинированный
урок
|
5.2
|
1.6, 2.1 – 2.9 , 3.1
|
|
62.
|
Трудовое право
|
Лабораторная работа
(работа с документами)
|
5.9
|
1.6, 2.1 – 2.9 , 3.1
|
|
63.
|
Предпосылки
правомерного поведения
|
Комбинированный
урок
|
|
1.6, 2.1 – 2.9 , 3.1
|
|
64.
|
Право
|
Повторитель –
обобщающий урок
|
|
1.6, 2.1 – 2.9 , 3.1
|
|
Итоговое повторение (4 часа)
|
65.
|
Общество в развитие
|
Семинар
|
|
|
|
66.
|
Проблема
общественного прогресса
|
Урок-дискуссия
|
|
|
|
67.
|
Общество и человек
|
Урок – итогового
повторения
|
|
|
|
68.
|
Основные сферы
общественной жизни
|
Урок – итогового
повторения
|
|
|
|
Перечень учебно-методического обеспечения
1. Боголюбова Л.Н., Городецкая Н.И., Матвеева А.И. Обществознание. 10 кл.:
базовый уровень - М.: Просвещение, 2012
2.
Поурочные планы по учебнику Боголюбова Л.Н.
Обществознание. Ч 1,2. 10 класс.
3.
Автор-составитель С.Н.Степанько. – Волгоград:
Учитель, 2008
4.
Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И. Авторская программа
по курсу «Обществознание» 10-11 класс, -М.: Просвещение, 2007.
5.
Баранов П.А., Шевченко С.В. Обществознание.
Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. -М.: АСТ: Астрель, 2009.
6.
Баранов П.А., Шевченко С.В. Обществознание.
50 типовых вариантов экзаменационных работ Для подготовки к
ЕГЭ. - М.: Астрель, 2009.
7.
Двигалев А.А. Обществознание. – СПб.: ООО
«Полиграфуслуги», 2008.
8.
Обществознание в схемах и таблицах. –СПб.: Тригон,
2008
9.
Корнева Т.А. Нетрадиционные уроки. Обществознание.
10-11 классы. – Волгоград: Учитель, 2007.
10. О.В.
Кишенкова Тематический тренажер. Обществознание 10-11 класс. «Интеллект-центр»,
2011
11. Медведева
В.С. Обществознание. 9-11 классы. Тестовые задания. -Волгоград: Учитель, 2008.
12. Методические
рекомендации по курсу «Человек и общество» Часть 2 / Под редакцией
Л.Н.Боголюбова/ - М.: Просвещение. 2008.
13. ЕГЭ.
Обществознание. Типовые задания / А.Ю.Лазебникова, Е.Л.Рутковская,
Н.И.Городецкая, Е.С.Королькова. – М.: Издательство «Экзамен».
14. Самое
полное издание реальных заданий ЕГЭ. Обществознание / авт.-сост. О.С. Котова,
Т.Е. Лискова.– М.: АСТ: Астрель,
15. Интернет
- ресурсы
http://www.constitution.ru/
http://www.hro.org
http://www.gdezakon.ru/
http://www.garant.ru
http://www.uznay-prezidenta.ru/
http:// www.mon.gov.ru
http://www.rossimvolika.ru/http://danur-w.narod.ru/
http://danur-w.narod.ru/
http://be.economicus.ru/
http://www.wciom.ru
http://www.levada.ru
http://lesson-history.narod.ru
http://realpravo.ru/library/?id=46
http://rusolymp.ru/
http://edu.tomsk.ru/13.html?title=7
http://www.internet-school.ru/
http://ege.edu.ru/
«Согласовано»
Протокол заседания ШМК истории и общественных наук
от «29» августа 2014 г.
№ 1
«Согласовано»
Заместитель директора по УР
_______________ Н.М.Бебешина
«29»августа2014 г.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.