Пояснительная
записка
Тематическое
планирование составлено на основе федерального компонента Государственного
стандарта среднего (полного) общего образования, примерной программы среднего
(полного) общего образования по обществознанию и программе Л.Н.Боголюбова,
Н. И. Городецкой и др., ориентировано на учебник Обществознание: учебник для 9 классов общеобразовательных учреждений / Л. Н.
Боголюбов, А.И.Матвеев и др.; под ред. Л. Н.
Боголюбова, А.И.Матвеева— М.: Просвещение, 2011. – 223с.(Академический
школьный учебник)
Программой
отведено 34 учебных часа, из расчета 1 учебный час в неделю. Программа
предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков,
универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Программа призвана
помочь осуществлению выпускниками основной школы осознанного выбора путей
продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
Цель и задачи
данного курса в 9 классе:
-развитие
личности в ответственный период социального взросления, ее познавательных
интересов, критического мышления в процессе восприятия экономической и правовой
информации и определение собственной позиции
-воспитание
общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к правовым
нормам
- усвоение знаний,
необходимых для социальной адаптации.
-овладение
умениями познавательной коммуникативной, практической деятельности в основных
характерных для подросткового возраста социальных ролях.
-формирование
опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области
экономической и гражданско-правовой деятельности.
Формы организации
учебной деятельности:
Лекции практикумы,
сюжетно-ролевые игры, беседы, лабораторные работы, дискуссии
Формы контроля
Тестирование,
задания на выявление жизненных ситуаций, моделирование жизненных ситуаций
Система
оценивания:
Наряду с устным,
письменным опросом и тестированием, могут быть использованы методы
социологического исследования, анкетирование, самооценка
Предполагаемые
результаты
В процессе
изучения курса у учащихся должны сформироваться:
- Знания и
представления о нормах российского законодательства,
- Знания,
достаточные для защиты прав и свобод и законных интересов личности;
- Коммуникативные
способности, способствующие творческому мышлению и деятельности в ситуациях с
незаданным результатом.
Основные
методические приемы преподавания курса
Реализация рабочей
программы способствует
-развитию личности
в период ранней юности, ее духовно-нравственной политической и правовой
культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на
уважении закона и правопорядка, способности к самореализации и самоопределению;
интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
- воспитание
общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правого самосознания,
толерантности, уважения к социальным нормам, приверженности к
гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ
-освоению системы
знаний об экономических и иных видах деятельности людей, об обществе, его
сферах,. Правом регулировании общественных отношений, необходимых для
воздействия с социальной средой и выполнения социальных ролей человека и
гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных
дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального
образования и самообразования
-овладению
умениями получать и критически осмысливать социальную информацию, анализировать
систематизировать полученные данные; осваивать способы познавательной,
коммуникативной практической деятельности, необходимые для участия в жизни
гражданского общества и государства.
-формированию
опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в
области социальных отношений, в сферах гражданской и общественной деятельности,
в межличностных отношениях, в отношениях между людьми разных национальностей и
вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и
действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия
правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
Требования
к уровню подготовки выпускников по обществознанию – установленные
стандартом результаты освоения выпускниками обязательного минимума федерального
компонента государственного стандарта общего образования, необходимые для
получения государственного документа о достигнутом уровне общего образования.
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков,
универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Личностными
результатами
выпускников основной школы, формируемыми при изучении содержания курса по
обществознанию, являются
•
мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем
в общественной и государственной жизни;
•
заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон
жизни общества, в благополучии и процветании своей страны;
•
ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к
Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности;
на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства;
на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на
убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании
необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности
за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями.
Метапредметные
результаты
изучения обществознания выпускниками основной школы проявляются в:
•
умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от
постановки цели до получения и оценки результата);
•
умении объяснять явления и процессы социальной дейст-вительности с научных,
социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте
сложившихся реалий и возможных перспектив;
•
способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные
способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных
социальных ролей (производитель, потребитель и др.);
•
овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог,
дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
•
умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с
использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике,
на:
1)
использование элементов причинно-следственного анализа;
2)
исследование несложных реальных связей и зависимостей;
3)
определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев
для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
4)
поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных
источниках различного типа;
5)
перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из
аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно
познавательной и коммуникативной ситуации;
6)
объяснение изученных положений на конкретных примерах;
7)
оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения
других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей
среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических
требований;
8)
определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование
своей точки зрения.
Предметными
результатами
освоения выпускниками основной школы содержания программы по обществознанию
являются в сфере:
познавательной
•
относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и
областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
•
знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук:
социологии, экономической теории, политологии, культурологии, правоведения,
этики, социальной психологии и философии; умение объяснять с их позиций явления
социальной действительности;
•
знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения
старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
•
умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно
ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия;
преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать,
систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с
собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с
позиций одобряемых современном российском обществе социальных ценностей;
ценностно-мотивационной
•
понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в
мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии
общества;
•
знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их
роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и
правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на
необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной
повседневной жизни;
•
приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и
гражданственности;
трудовой
•
знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека;
основных требований трудовой этики в современном обществе; правовых норм,
регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
•
понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
эстетической
•
понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими
способами познания;
•
понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
коммуникативной
•
знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими
видами деятельности;
•
знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение
использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки
необходимой социальной информации;
•
понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее
осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты,
аргументы, оценочные суждения;
•
понимание значения коммуникации в межличностном общении;
•
умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог,
участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
•
знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.
Распределение
учебного материала в 9 классе
№
|
Наименование
раздела
|
Количество часов
|
1
|
Введение
|
1
|
2
|
Политика
|
12
|
3
|
Право
|
20
|
6
|
Итоговое
обобщение
|
1
|
|
Итого
|
34
|
Оборудование
•
Учебные
столы.
•
Доска (с
возможностью магнитного крепления и зажима для плакатов)
•
Стеллажи
и тумбочки для хранения детских работ, художественных материалов, методического
фонда.
Технические средства
•
Диапроектор
•
Экран
•
Компьютер
•
Видеомагнитофон
•
Кадаскоп
•
Мультимедиа
проектор
•
•
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА
•
•
Реализация
обозначенной цели курса ставит перед учителем задачи, решения которых
можно добиться при соответствующем материально-техническом
обеспечении.
•
Для
изучения курса «Обществознания » должны быть в наличии следующие объекты
и средства материально-технического обеспечения:
•
оборудование: ученические
столы и стулья по количеству учащихся, учительский стол, шкафы для
хранения учебных пособий, дидактических материалов и пр., настенные доски
для вывешивания иллюстративного материала;
•
технические
средства обучения (предметы и устройства, которые
выполняют информационную, управляющую, тренирующую, контролирующие
функции в учебно-воспитательном процессе):
•
классная
доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок;
•
демонстрационное
оборудование, предназначенное для одновременной демонстрации изучаемых
объектов и явлений группе обучаемых и обладающее свойствами, которые
позволяют видеть предмет или явление (компьютер/компьютеры, телевизор, музыкальный
центр, включающий в себя устройство для воспроизведения аудиокассет, CD и
DVD, мультипроектор, диапроектор ,экспозиционный экран и др.);
•
вспомогательное
оборудование и устройства, предназначенные для обеспечения эксплуатации учебной
техники, удобства применения наглядных средств обучения, эффективной
организации проектной деятельности, в том числе принтер, сканер, фото-и
видеотехника (по возможности) и др.;
•
экранно-звуковые
пособия, передающие содержание образования
•
через изображение, звук, анимацию и кинестику:
•
электронное
пособие к каждому модулю курса «Обществознания»;
•
дополнительные
мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, интернет-ресурсы,
аудиозаписи, видеофильмы, слайды, мультимедийные презентации, тематически
связанные ссодержанием курса;
•
библиотечный
фонд (книгопечатная продукция):
•
учебно-методические
комплекты, обеспечивающие изучение/
•
преподавание
учебного курса «обществознания» (комплексная программа, учебные пособия
дляучащихся, методическая/справочная литература для учителя идр.);
•
нормативные
документы, регламентирующие взаимоотношения государства .
•
специальные
дополнительные пособия для учителей и литература, предназначенная для оказания
им информационной и методической помощи (книги для учителя по истории,
обществознанию, и др.);
•
научно-популярные
книги, содержащие дополнительный познавательный материал развивающего
характера по различным темам курса;
•
хрестоматийные
материалы, включающие тексты художественных произведений, тематически
связанные с содержанием курса;
•
документальные
источники (фрагменты текстов исторических письменных источников.);
•
энциклопедическая
и справочная литература (философские и религиоведческие словари,
справочники по теории истории , биографии и значимых персоналий и
др.);
художественные
альбомы, содержащие иллюстрации к основным разделам курса;
•
печатные
пособия, в том числе картографические издания,
иллюстративные материалы, карты.
•
Календарно
– тематическое планирование по обществознанию
9 класс
№
|
Тема урока
|
Тип урока
|
Элементы содержания образования
|
Основные понятия
|
Кол-во часов
|
Вид контроля, измерители
|
Материал учебника
|
Использование оборудова-ния, ИКТ.
|
Дата
проведения
Планир.
Фактич.
|
|
1
|
Введение
|
Изучение
нового материала
|
Структура
курса обществознания; человек и человеческое отношение к окружающему миру.
|
Обществознание,
человек, общество, государство, политика, право
|
1
|
беседа
|
С.4
|
ИД.
|
3.09
|
3.09
|
|
|
ПОЛИТИКА
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2
|
Политика
и власть
|
Комбинированный
|
Что
такое политика? Политическая власть. Роль политики в жизни общества.
|
Политика,
сфера политики
|
1
|
Рубрика
«Проверь себя», словарь.
|
§1
|
Диск «Обществознание»,презентация к уроку
|
10.09
|
10.09
|
|
|
3
|
Власть
и СМИ
|
Комбинированный
|
Политическая
жизнь и СМИ
|
Сущность
любой власти, особенности политической власти, «четвертая власть»
|
1
|
Рубрика
«В
классе и дома»
|
§1
СМИ
|
Диск «Обществознание»,презентация к уроку
|
17.09
|
17.09
|
|
|
4
|
Государство
|
Комбинированный
|
Происхождение
государства. Признаки государства. Формы государства. Гражданство.
|
Единство
территории, публичная власть, суверенитет, законодательная деятельность,
налоговые сборы. Монархия, республика. Унитарное и федеративное. Гражданство.
|
1
|
Рубрика
«Проверь себя», словарь.
|
§2
СМИ
|
Диск «Обществознание»,презентация к уроку
|
24.09
|
24.09
|
|
|
5-6
|
Политические
режимы
|
Изучение
нового материала
комбинированный
|
Тоталитарный
режим. Авторитарный режим. Демократия.
|
Тоталитаризм,
авторитаризм, демократия
|
2
|
тест
|
$3
|
Диск «Обществознание»,презентация к уроку
|
1.10
8.10
|
1.10
8.10
|
|
|
7
|
Правовое
государство
|
Комбинированный
|
Понятие
правового государства. Соединение силы и справедливости. Власть в правовом
государстве.
|
Три
ветви власти: законодательная, исполнительная и судебная.
|
1
|
Рубрика
«В
классе и дома»
|
§4
|
Диск «Обществознание»,презентация к уроку
|
15.10
|
15.10
|
|
|
8
|
Принципы
правового государства
|
Комбинированный
|
Признаки
правового государства.
|
Верховенство
права. Незыблемость права.
|
1
|
Рубрика
«Проверь себя», словарь.
|
§4
|
Диск «Обществознание»,презентация к уроку
|
22.10
|
22.10
|
|
|
9
|
Гражданское
общество и государство
|
Комбинированный
|
Что
такое гражданское общество.
|
Гражданское
общество
|
1
|
Рубрика
«В
классе и дома»
|
§5
|
Диск «Обществознание»,презентация к уроку
|
29.10
|
29.10
|
|
|
10
|
Местное
самоуправление
|
Комбинированный
|
Местное
самоуправление. Общественная палата.
|
Муниципальная
собственность. Общественная палата.
|
1
|
Рубрика
«Проверь себя», словарь.
|
§5
|
Диск «Обществознание»,презентация к уроку
|
12.11
|
12.11
|
|
|
11
|
Участие граждан
в политической жизни
|
Комбинированный
|
Выборы,
референдумы. Право на равный доступ к государственной службе. Обращения в
органы власти. Пути влияния на власть.
|
Всеобщее
избирательное право, тайное голосование. Политический экстремизм.
|
1
|
Рубрика
«В
классе и дома»
|
§6
|
Диск «Обществознание»,презентация к уроку
|
19.11
|
19.11
|
|
|
12
|
Политические
партии и движения
|
Комбинированный
|
Общественно-политические
движения. Политические партии.
|
Политика.
Оппозиция, многопартийность.
|
1
|
Рубрика
«Проверь себя», словарь.
|
§7
|
Диск «Обществознание»,презентация к уроку
|
26.11
|
26.11
|
|
|
13
|
Обобщение
«Политика»
|
Повторительно–обобщающий
урок
|
|
|
1
|
Выводы
к главе
|
Стр66
|
ИД
|
3.12
|
3.12
|
|
|
ПРАВО
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
14
|
Право, его роль
в жизни общества и государства
|
Изучение
нового материала
|
Что
такое право? Мера свободы, справедливости и ответственности Норма права.
Закон. Система законодательства. Право и закон.
|
Естественное
право, нормативные акты, норма права, отрасль права, институты права.
|
1
|
тест
|
$8
|
Диск «Обществознание»,презентация к уроку
|
10.12
|
10.12
|
|
|
15-16
|
Правоотношения
и субъекты права
|
Изучение
нового материала
Комбинированный
|
Сущность
и особенности правоотношения. Субъекты правоотношения.
|
Правоотношения,
правоспособность, дееспособность.
|
2
|
Рубрика
«Проверь себя», словарь.
|
§9
|
Диск «Обществознание»,презентация к уроку
|
17.12
24.12
|
17.12
24.12
|
|
|
17-18
|
Правонарушения
и юридическая ответственность
|
Комбинированный
|
Правонарушение
и его признаки. Виды правонарушений. Юридическая ответственность. Виды
ответственности.
|
Противоправность,
деяние, причинение вреда, наличие вины, преступление, проступок, презумпция
невиновности.
|
2
|
Рубрика
«Проверь себя», словарь.
|
§10
|
Диск «Обществознание»,презентация к уроку
|
14.01
21.01
|
14.01
21.01
|
|
|
19
|
Правоохранительные
органы
|
Комбинированный
|
Какие
органы называют правоохранительными. Суд. Прокуратура. Адвокатура.
|
Прокуратура,
МВД, ФСБ, народные заседатели, суд присяжных, равенство граждан перед
законом.
|
1
|
Рубрика
«В
классе и дома»
|
§11
|
Диск «Обществознание»,презентация к уроку
|
28.01
|
28.01
|
|
|
20
|
Конституция
РФ
|
Комбинированный
|
Этапы
развития Конституции. Закон высшей юридической силы.
|
Нравственные
ценности, ценности демократии, ценности патриотизма, ценности международного
сотрудничества, ценности социального мира.
|
1
|
Рубрика
«Проверь себя», словарь.
|
§12
|
Диск «Обществознание»,презентация к уроку,
раздато-чный материал
|
4.02
|
4.02
|
|
|
21
|
Основы
конституционного строя РФ
|
Комбинированный
|
Конституционный
строй. Основы государства. Основные принципы. Основы статуса человека и
гражданина.
|
Выборы,
референдум, многопартийность, суверенитет, самоопределение.
|
1
|
Рубрика
«Проверь себя», словарь.
|
§13
|
Диск «Обществознание»,презентация к уроку,
раздато-чный материал
|
11.02
|
11.02
|
|
|
22-23
|
Права
и свободы человека и гражданина
|
Комбинированный
|
Что
такое права человека? Юридические нормы. Общечеловеческие правовые документы.
Права и свободы человека и гражданина. Права ребёнка.
|
Право
на достойное существование, Декларация прав человека и гражданина.
Юридические гарантии. Уполномоченный по правам человека.
|
2
|
Рубрика
«В
классе и дома»
|
§14-15
|
Диск «Обществознание»,презентация к уроку,
раздато-чный материал
|
18.02
25.02
|
18.02
25.02
|
|
|
24
|
Гражданские
правоотношения
|
Комбинированный
|
Сущность
гражданского права. Особенности гражданских правоотношений. Гражданская
дееспособность несовершеннолетних.
|
Сделка,
договор, частичная дееспособность, недееспособность, потребитель, моральный
вред.
|
1
|
Рубрика
«Проверь себя», словарь.
|
§16
|
Диск «Обществознание»,презентация к уроку,
раздато-чный материал
|
4.03
|
4.03
|
|
|
25
|
Право
на труд. Трудовые правоотношения.
|
Комбинированный
|
Право
на труд. Трудовые правоотношения.
|
Трудовой
кодекс, трудовой договор, трудовая книжка, профсоюз, дисциплина труда
|
1
|
Рубрика
«В
классе и дома»
|
§17
|
Диск «Обществознание»,презентация к уроку,
раздато-чный материал
|
11.03
|
11.03
|
|
|
26
|
Семейные
правоотношения
|
Комбинированный
|
Юридические
понятия семьи и брака. Условия и порядок заключения брака. Семейные
правоотношения. Правоотношения супругов. Правоотношения родителей и детей.
|
Семейный
кодекс, брак.
|
1
|
Рубрика
«Проверь себя», словарь.
|
§18
|
Диск «Обществознание»,презентация к уроку,
раздато-чный материал
|
18.03
|
18.03
|
|
|
27-28
|
Административные
правоотношения
|
Изучение
нового материала
Практическая
работа
|
Административное
право. Понятие и черты административного правоотношения. Административное
правонарушение.
|
Антиобщественное
и противоправное деяние, административное наказание.
|
2
|
Вопросы
и задания для практикума
|
$
19
|
Диск «Обществознание»,презентация к уроку,
раздато-чный материал
|
1.04
8.04
|
1.04
8.04
|
|
|
29
|
Уголовно-правовые
правоотношения
|
Изучение
нового материала
|
Особенности
уголовного права и уголовно-правовых отношений. Понятие преступления.
Уголовное наказание и ответственность несовершеннолетних.
|
Уголовный
кодекс РФ, общественная опасность, противоправность, виновность,
наказуемость, необходимая оборона.
|
1
|
Рубрика
«Проверь себя», словарь.
|
§20
|
Диск «Обществознание»,презентация к уроку,
раздато-чный материал
|
15.04
|
15.04
|
|
|
30
|
Социальные
права
|
Комбинированный
|
Социальная
политика государства. Право на жилище. Право на социальное обеспечение.
Здоровье под охраной закона.
|
Социальная
и трудовая пенсии, пенсионный фонд.
|
1
|
Рубрика
«В
классе и дома»
|
§21
|
Диск «Обществознание»,презентация к уроку,
раздато-чный материал
|
22.04
|
22.04
|
|
|
31
|
Международно-правовая
защита жертв вооруженных конфликтов
|
Комбинированный
|
Международное
гуманитарное право. Значение международного гуманитарного права.
|
ООН,
Красный крест, военные преступления.
|
1
|
Рубрика
«В
классе и дома»
|
§22
|
Диск «Обществознание»,презентация к уроку,
раздато-чный материал
|
29.04
|
29.04
|
|
|
32
|
Правовое
регулирование отношений в сфере образования
|
Комбинированный
|
Законодательство
в сфере образования.
|
Закон
«Об образовании», ступени образования.
|
1
|
Рубрика
«Проверь себя», словарь.
|
§23
|
Диск «Обществознание»,презентация к уроку,
раздато-чный материал
|
6.05
|
6.05
|
|
|
33
|
Обобщение
«Право»
|
|
|
|
1
|
Выводы
к главе
|
|
ИД
|
13.05
|
13.05
|
|
|
34
|
Итоговое
обобщение
|
Повторите
льно–обобщающий
урок
|
|
|
1
|
Тест
|
|
|
20.05
|
20.05
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.