Главная / Обществознание / Рабочая программа по обществознанию (9 класс)

Рабочая программа по обществознанию (9 класс)

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Нижнечуманская средняя общеобразовательная школа Баевского района Алтайского края»

Утверждено Рассмотрено

приказом директора школы на заседании ШМС

________от «___» ________ протокол №_____________

____________Игнатенко С.В.


Рабочая программа

по обществознанию в 9 классе

НА 2014– 2015 УЧЕБНЫЙ ГОД

34часа (1 час в неделю)


Учитель: Игнатенко С.В.






с. Нижнечуманка

2014год


Рабочая программа по обществознанию для 9 класса разработана на основе программы курса «Обществознание» А.И. Кравченко. Москва, «Русское слово», 2013.

Пояснительная записка

Современное образование призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций и смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.

Главной целью образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познания, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это определило цель обучения обществознанию: формирование критического мышления учащихся, приучение к самостоятельной аналитической деятельности, развитие креативного мышления, умения аргументировано рассуждать, иметь представления об обществе, природе и личности на более высоком познавательном уровне, с учетом различных точек зрения.
На основании требований  Государственного образовательного стандарта  2004 г. в содержании календарно-тематического планирования предполагается  реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный  подходы, которые определяют
задачи обучения:

  • Приобретение знаний,  составляющих основы философии, социологии, политологии, социальной психологии, экономики, права, необходимых для эффективного взаимодействия с социальной средой;

  • Овладение умениями получения информации, ее систематизация, формирование опыта применения  полученных знаний в новых нестандартных ситуациях;

  • Освоение компетенций познавательной, коммуникативной, практической, семейно-бытовой  деятельности.

Компетентностный подход определяет следующую  особенность  предъявления содержания образования: методическое построение курса «Обществознание» является комплексным, предполагающим использование культурологических, философских, антропологических, социологических, политологических, юридических знаний.
Преподавание предполагает изучение следующих вопросов: власть, государство, формы правления, право, труд и право и др. Планирование ориентировано на практическую применимость знаний: темы и вопросы программы выбраны с учетом жизненных ситуаций учащихся, что побуждает их мыслить и выбирать правильные решения, особенно это прослеживается при переходе от теоретических представлений об обществе в плоскость реальных ситуаций при изучении политико-правовой сферы, изучении вопросов семьи и брака. Это содержание обучения является базой для развития коммуникативной, учебно-познавательной и рефлексивной компетенции учащихся.

Таким образом, календарно-тематическое планирование обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых компетенций.
Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся  понимать место человека в системе общественных отношений, закономерности развития общества, основные пути и способы социального и гуманитарного познания открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире.  Система учебных занятий призвана способствовать развитию гуманитарной культуры школьников, их приобщению к общечеловеческим ценностям, проблемам закона и власти, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию  личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.
Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет выпускнику основной школы адаптироваться в мире, сознательно взаимодействовать с социальными институтами, вырабатывать собственную гражданскую позицию, давать оценку общественным изменениям, оценивать социальное поведение людей, осуществлять конструктивное взаимодействие с людьми разных убеждений, культурных ценностей и социального положения.

Контрольно-измерительные материалы. Рабочая программа предусматривает следующие формы промежуточной и итоговой аттестации: тестирование, обобщающий контроль, итоговый контроль.

В учебно-тематическом планировании программы материал поделён на 3 раздела.

В конце каждого раздела предусмотрены контрольно-обобщающие занятия, нацеленные на конкретизацию полученных знаний, выполнение учащимися проверочных заданий в форме тестирования или контрольных работ, которые позволят убедиться в том, что основной материал ими усвоен. Все задания построены на изученном материале, а предлагаемый формат проверочных заданий и процедура их выполнения знакомы и понятны учащимся.

Количество часов рабочей программы – 34.

Курс состоит из 3 разделов, включающих 16 тем

Календарно-тематическое планирование

. п./п.

Дата

Кол-во часов



Тема урока

Домашнее задание


планируемая


проведения

1



1

Повторение пройденного в 8 классе



Раздел 1. Политическая сфера (9 часов)



Тема 1 . Власть – 1 час


2



1

Власть.


§1


Тема 2. Государство – 1 час


3



1

Государство.


§2


Тема 3. Какие бывают государства – 4 часа


4



1

Национально-государственное устройство.


§3

5



1

Формы правления.


§4

6



1

Политические режимы.


§5

7



1

Гражданское общество и правовое государство.


§6


Тема 4. Участие граждан в политической жизни – 2 часа


8



1

Голосование, выборы, референдум.


§7

9



1

Политические партии.


§8

10



1

Обобщающий контроль


Раздел 2. Человек и его права (9 часов)



Тема 5. Право – 1 час.

11



1

Право.

§9


Тема 6. Закон и власть – 2 часа

12



1

Закон и власть.

§10

13



1

Конституция.


§11


Тема 7. Право и имущественные отношения – 2 часа


14



1

Право и имущественные отношения.


§12

15



1

Потребитель и его права.


§13


Тема 8. Труд и право-1час


16



1

Труд и право.


§14


Тема 9. Право, семья, ребенок – 1 час


17



1

Семья и право. Права ребенка.


§15


Тема 10. Преступление – 1 час.


18



1

Правонарушения и виды юридической ответственности.

§16

19



1

Обобщающий контроль


Раздел 3. Духовная сфера (8 часов)



Тема 11. Что такое культура – 1 час


20



1

Культура.


§17


Тема 12. Нормы и формы культуры – 2 часа


21



1

Культурные нормы.


§18

22



1

Формы культуры.


§19


Тема 13. Религия.


23



1

Религия.


§20


Тема 14. Искусство-1 час


24



1

Искусство.


§21


Тема 15. Образование-1час


25



1

Образование.


§22


Тема 16. Наука – 1 час


26



1

Наука.


§23

27



1

Обобщающий контроль



Повторение – 3 часа

28



1

Повторение темы «Государство»


29



1

Повторение темы «Труд и право»


30



1

Повторение «Нормы и формы культуры»


31



1

Итоговый контроль


32-34



3

Резерв учебного времени




Используемый УМК:

  • ПРОГРАММА: Кравченко А.И. «Обществознание» для 8-9 классов и 10-11 классов

общеобразовательных учреждений. – 9-е изд. – М.: ООО «Русское слово – учебник»,2013.

  • Кравченко А.И., Певцова Е.А. Обществознание: учебник для 9 класса.- М.: Русское слово, 2009

  • Поурочные методические разработки к учебнику А.И. Кравченко, Е.А. Певцовой «Обществознание. 9 класс». Москва, «Русское слово», 2008.

  • Хромова И.С. Тесты по обществознанию к учебнику А.И.Кравченко, Е.А.Певцовой «Обществознание». 9 класс.- М.: Русское слово-учебник, 2013.-88с.

Перечень знаний и умений, формируемых у учащихся

IX класс

Учащиеся должны знать:

Влияние: понятие, формы, способы, власть, авторитет;

Причины зарождения государства, его функции, основные признаки;

Факты подтверждающие процессы объединения и отделения наций;

Сущность форм правления, сущность демократической формы правления, характеристику политической системы государства;

Политические режимы: понятие, типы и формы;

Понятие гражданского общества, пути становления гражданского общества, институты гражданства, признаки правового государства;

Основные формы участия граждан в политической жизни страны, процедуру выборов, роль референдума в общественной жизни;

Основные признаки политических партий, функции и роль;

Роль права в системе социальных норм, отрасли права, нормы права;

Историю отношений власти и закона, систему высших органов власти в РФ, принципы разделения властей;

Понятие, структуру конституции;

Правовое регулирование имущественных отношений;

Предмет трудового права, семейного права, основные нормативные документы, права и обязанности супругов, родителей и детей;

Основные виды юридической ответственности; особенности наказания несовершеннолетних;

Многозначность понятия культура, правила этикета, понятие культурной нормы, виды культурных норм, особенности молодежной субкультуры;

Что такое религия, виды религий; особенности мировых религий;

Объекты и субъекты художественной культуры, функции культуры и искусства;

Что представляет собой образование как институт общества, структуру современного образования; права и обязанности участников учебного процесса;

Функции науки, классификацию наук.

Учащиеся должны уметь:

Анализировать ситуации связанные с деятельностью власти;

Уметь сравнивать формы правления6 республику и монархию;

Объяснять особенности политических режимов;

Объяснять особенности форм участия граждан в политической жизни общества;

Сопоставлять и систематизировать материал, связанный с особенностями различных политических партий;

Объяснять сущность разделения властей;

Называть основные нормы, регулирующие имущественные отношения, приводить примеры прав потребителя и способы их защиты;

Характеризовать трудовое право, правовой статус несовершеннолетних;

Давать правовую характеристику брачно-семейных отношений;

Анализировать состав преступления и определять, является ли содеянное преступлением;

Характеризовать систему местного самоуправления;

Характеризовать духовную жизнь человека и общества;

Анализировать привычки, манеры людей;

Объяснять назначение тех или иных санкций в обществе;

Анализировать формы культуры;

Сравнивать мировые религии, выделять общее и различия;

Анализировать произведения искусства, определяя ценности, которыми они обладают;

Разъяснять эволюцию системы образования с древнейших времен до наших дней; правовой статус ученика.


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения обществознания ученик должен

знать/понимать

  1. социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;

  2. сущность общества как формы совместной деятельности людей;

  3. характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;

  4. содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения;

уметь

  • описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;

  • сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;

  • объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия общества и природы, человека и общества, сфер общественной жизни, гражданина и государства);

  • приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;

  • оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

  • решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;

  • осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалов СМИ, учебного текста и других адаптированных источников); различать в социальной информации факты и мнения;

  • самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (заявления, доверенности и т.п.);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;

  • общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;

  • нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;

  • реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;

  • первичного анализа и использования социальной информации;

  • сознательного неприятия антиобщественного поведения.

Критерии оценивания учащихся 9 классов

Критерии оценивания

5 (отл.)

4 (хор.)

3 (уд.)

2 (неуд.)

1(неуд)

1. Организация ответа (введения, основная часть, заключение)

Удачное исполнение правильной структуры ответа (введение – основная часть – заключение); определение темы; ораторское искусство (умение говорить)

Исполнение структуры ответа, но не всегда удачное; определение темы; в ходе изложения встречаются паузы, неудачно построенные предложения, повторы слов

Отсутствие некоторых элементов ответа; сбивчивый рассказ, незаконченные предложения и фразы, постоянная необходимость в помощи учителя

Неумение сформулировать вводную часть и выводы; не может определить даже с помощью учителя, рассказ распадается на отдельные фрагменты или фразы


2. Умение анализировать и делать выводы

Выводы опираются на основные факты и являются обоснованными; грамотное сопоставление фактов, понимание ключевой проблемы и ее элементов; способность задавать разъясняющие вопросы; понимание противоречий между идеями

Некоторые важные факты упускаются, но выводы правильны; не всегда факты сопоставляются и часть не относится к проблеме; ключевая проблема выделяется, но не всегда понимается глубоко; не все вопросы удачны; не все противоречия выделяются

Упускаются важные факты и многие выводы неправильны; факты сопоставляются редко, многие из них не относятся к проблеме; ошибки в выделении ключевой проблемы; вопросы неудачны или задаются только с помощью учителя; противоречия не выделяются

Большинство важных фактов отсутствует, выводы не делаются; факты не соответствуют рассматриваемой проблеме, нет их сопоставления; неумение выделить ключевую проблему (даже ошибочно); неумение задать вопрос даже с помощью учителя; нет понимания противоречий


3. Иллюстрация своих мыслей

Теоретические положения подкрепляются соответствующими фактами

Теоретические положения не всегда подкрепляются соответствующими фактами

Теоретические положения и их фактическое подкрепление не соответствуют друг другу

Смешивается теоретический и фактический материал, между ними нет соответствия


4. Научная корректность (точность в использовании фактического материала)

Отсутствуют фактические ошибки; детали подразделяются на значительные и незначительные, идентифицируются как правдоподобные, вымышленные, спорные, сомнительные; факты отделяются от мнений

Встречаются ошибки в деталях или некоторых фактах; детали не всегда анализируется; факты отделяются от мнений

Ошибки в ряде ключевых фактов и почти во всех деталях; детали приводятся, но не анализируются; факты не всегда отделяются от мнений, но учащийся понимает разницу между ними

Незнание фактов и деталей, неумение анализировать детали, даже если они подсказываются учителем; факты и мнения смешиваются и нет понимания их разницы


5.Работа с ключевыми понятиями

Выделяются все понятия и определяются наиболее важные; четко и полно определяются, правильное и понятное описание

Выделяются важные понятия, но некоторые другие упускаются; определяются четко, но не всегда полно; правильное и доступное описание

Нет разделения на важные и второстепенные понятия; определяются, но не всегда четко и правильно; описываются часто неправильно или непонятно

Неумение выделить понятия, нет определений понятий; не могут описать или не понимают собственного описания

























Лист изменений


Тема

Комментарии















































































Приложения





Контрольная работа по разделу «Человек и его права»

вариант 1


  1. Гражданское право регулирует:

А) имущественные и личные неимущественные отношения

Б) отношения граждан с органами исполнительной власти

В) права и обязанности челнов семьи Г) порядок предоставления трудовых услуг


  1. Ученик одиннадцатого класса решил сорвать проведение итоговой контрольной работы по химии. Он позвонил в милицию, сообщив что в школе заложена бомба. Школьник совершил:

А) административный проступок Б) уголовное преступление

В) дисциплинарное нарушение Г) гражданское правонарушение


  1. Очистные сооружения на комбинате в городе N. пришли в негодность, и промышленные выбросы загрязняют реку и воздух. Ремонт очистных сооружений, требующий больших финансовых затрат, администрация комбината решила отложить на пол года. Какое право жителей города нарушается:

А) на участие в управлении делами комбината Б) на благоприятную окружающую среду

В) на неприкосновенность частной жизни Г) на социальное обеспечение


  1. Гражданка приобретает загородный дом в агентстве по недвижимости. Какая отрасль права регулирует отношения гражданки с агентством:

А) административное право Б) трудовое право

В) гражданское право Г) налоговое право


  1. Вернувшись с работы домой, гражданин обнаружил, что его квартира ограблена. Куда необходимо обратиться гражданину:

А) к нотариусу Б) к мировому судье

В) в органы внутренних дел Г) к адвокату


  1. На остановке общественного транспорта подростки нецензурно выражались. Какое правонарушение они совершили:

А) гражданский проступок Б) административный проступок

В) дисциплинарный проступок Г) уголовное преступление


  1. Совершеннолетние юноша и девушка обратились в ЗАГС с заявлением о регистрации брака, однако им было отказано. Что могло послужить причиной отказа:

А) недолгий срок знакомства Б) отсутствие у них жилья

В) недееспособность юноши Г) несогласие родителей на брак


  1. Антон припарковал свой автомобиль на газоне под окнами своей квартиры. Какое правонарушение он совершил:

А) уголовное Б) административное

В) дисциплинарное Г) гражданское


  1. Гражданин решил завещать внуку свою квартиру. Куда ему следует обратиться:

А) в органы внутренних дел Б) к адвокату

В) к мировому судье Г) к нотариусу


  1. Понятие «состязательность сторон» относится к деятельности органов:

А) законодательной власти Б) исполнительной власти

В) внутренних дел Г) судебной власти


  1. Какая отрасль права закрепляет основы государственного строя:

А) административное Б) конституционное

В) гражданское Г) уголовное


  1. Иван, в пятилетнем возрасте оставшийся без попечения родителей, стал воспитанником детского дома. Какое право ребенка нарушено в данной ситуации?

А) право на жизнь Б) право знать своих родителей

В) право жить и воспитываться в семье Г) право на социальное обеспечение


  1. Верны ли следующие суждения о преступлении?


А. Преступление влечет за собой административную ответственность.

Б. Преступлением называют противоправное деяние, создающее угрозу жизни, здоровью, имуществу граждан.


1) верно только А 2) верно только Б

3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

  1. Верны ли следующие суждения о правах человека?


А. Права человека носят всеобщий характер: все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и в правах.

Б. Права человека неделимы: каждый человека обладает всей совокупностью прав.


1) верно только А 2) верно только Б

3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны


  1. Установите соответствие между ситуацией и отраслью права, которая призвана её регулировать. К каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца.

СИТУАЦИЯ

ОТРАСЛЬ ПРАВА

А) гражданин нарвал на городской клумбе цветов для своей девушки

Б) гражданин приобрел в магазине мебельный гарнитур

В) гражданка была оштрафована контролером за безбилетный проезд в автобусе

Г) группа граждан ночью ограбила случайного прохожего

Д) гражданка открыла счет в коммерческом банке

1) гражданское


2) административное


3) уголовное


  1. Укажите правильную последовательность действий потребителя по защите своих прав.

  1. претензия к продавцу (производителю) товара (в письменном виде)

  2. обращение в суд

  3. обнаружение недостатков товара

  4. выбор и оплата товара

  5. получение достоверной информации о товаре.


  1. Установите соответствие между наказаниями и видами правонарушений. К каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца.

НАКАЗАНИЕ

ВИД ПРАВОНАРУШЕНИЯ

А) судимость

Б) выговор

В) лишение свободы

Г) предупреждение

1) преступление


2) проступок



  1. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором ряд слов пропущен.

«Брак заключается путем регистрации в органах записи актов гражданского состояния. Законным супругам выдается свидетельство о браке. Супружеские права и обязанности возникают после ____(1) союза мужчины и женщины. Для заключения брака необходимо ____(2) вступающих в брак и достижение ____(3), т.е. установленного законом возраста, с достижением которого разрешается вступление в брак. _____(4) устанавливает единый брачный возраст для мужчины и женщины – 18 лет. Как правило, ранние браки отрицательно сказываются на учёбе, здоровье супругов и их детей. При наличии уважительных причин (например: беременность, рождение ребенка и пр.) _______(5) могут разрешить вступление в брак лицам в возрасте 16 лет.»


Выберите из предлагаемого списка слова (словосочетания), которые следует вставить в пробелы. Слова в списке даны в именительном падеже, их можно изменять. В списке слов больше, чем вам нужно. Выпишите буквы, под которыми находятся подходящие по смыслу слова.


А) Семейный кодекс РФ Д) нотариальные конторы

Б) официальная регистрация Е) обряд венчания

В) взаимное согласие Ж) Гражданский кодекс РФ

Г) органы местного самоуправления З) брачный возраст


19. В соответствии с действующим российским законодательством, по общему правилу, признается:

А) брак, заключенный в органах записи актов гражданского состояния;

Б) брак, заключенный в органах записи актов гражданского состояния, и церковный брак

В) церковный брак и «гражданский брак»

Г) брак, заключенный в органах записи актов гражданского состояния, а также церковный брак и

«гражданский» брак


20. Расшифруйте следующие аббревиатуры:

УК РФ –

ГК РФ –

ЗАГС -


Контрольная работа по разделу «Человек и его права»

вариант 2


  1. Гражданин приобрел для домашнего пользования стиральную машину. Сервисная служба магазина доставила и подключила машину, а также передала гражданину гарантийный талон. Данная ситуация регулируется нормами права:

А) административного Б) гражданского

В) трудового Г) конституционного


  1. Лишение свободы – одна из форм юридической ответственности в праве:

А) налоговом Б) конституционном

В) гражданском Г) уголовном


  1. Иван, в пятилетнем возрасте оставшийся без попечения родителей, стал воспитанником детского дома. Какое право ребенка нарушено в данной ситуации?

А) право на жизнь Б) право знать своих родителей

В) право жить и воспитываться в семье Г) право на социальное обеспечение


  1. Гражданин поливал на балконе цветы и уронил горшок с цветком на капот стоявшего перед домом автомобиля. Нормы какой отрасли права регулируют отношения гражданина с владельцем автомобиля:

А) конституционного права Б) административного права

В) гражданского права Г) финансового права


  1. Гражданка продает свою квартиру дальней родственнице. Куда гражданкам необходимо обратиться, чтобы заверить договор купли продажи:

А) в юридическую консультацию Б) к мировому судье

В) к нотариусу Г) к адвокату


  1. Что является административным проступком:

А) безбилетный проезд в метро Б) порча чужого имущества

В) кража продуктов из магазина Г) нарушение трудового договора


  1. Какая отрасль права регулирует вопросы родительских обязанностей:

А) гражданское право Б) трудовое право

В) семейное право Г) административное право


  1. Гражданки торговали у станции метро собранными в лесу ландышами. Известно, что эти цветы занесены в Красную книгу. Какое правонарушение совершили гражданки:

А) уголовное преступление Б) дисциплинарный проступок

В) административный проступок Г) гражданский проступок


  1. Вечером на улице гражданин был остановлен неизвестными людьми и ограблен. Куда ему следует обратиться за помощью:

А) к мировому судье Б) к адвокату

В) в органы внутренних дел Г) к нотариусу


  1. Понятия «приговор», «свидетель обвинения» относятся к деятельности:

А) органов законодательной власти Б) органов исполнительной власти

В) Уполномоченного по правам человека Г) органов судебной власти


  1. Что является конституционной обязанностью граждан РФ:

А) защищать Отечество Б) служить в рядах Вооруженных сил

В) участвовать в выборах государственных органов власти

Г) уважать президента РФ


  1. К специфическим правам ребенка относится (-ятся):

А) право на жизнь Б) право жить в семье

В) право собственности Г) избирательные права


  1. Верны ли следующие суждения о преступлении?


А. Преступление – это тяжкое правонарушение.

Б. Ответственность за преступления предусмотрено нормами уголовного права.


1) верно только А 2) верно только Б

3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны



  1. Верны ли следующие суждения о правах ребенка?


А. Права ребенка защищаются особой конвенцией.

Б. Право жить и воспитываться в семье – одно из главных прав ребенка.


1) верно только А 2) верно только Б

3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны


  1. Установите соответствие между правонарушением и кодексом, статьи которого определяют ответственность за него. К каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца.

ПРАВОНАРУШЕНИЕ

КОДЕКС

А) повреждение имущества соседа

Б) нецензурная брань

В) выгул собаки в запрещенном месте

Г) несвоевременная уплата долга

Д) курение в запрещенном месте

1) Гражданский кодекс


2) Административный кодекс




  1. Укажите правильную последовательность действий потребителя:

1) обнаружение недостатков товара

2) обращение в суд

3) получение достоверной информации о товаре

4) претензия к продавцу (производителю) товара (в письменном виде)

5) выбор и оплата товара.


  1. Установите соответствие между общественными отношениями и отраслями права. К каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца.

ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ

ОТРАСЛИ ПРАВА

А) права собственности

Б) личные неимущественные отношения

В) деятельность исполнительной власти

Г) поведение в общественных местах

1) гражданское право


2) административное право



  1. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

«Существуют две формы вины: умысел и ____(1). Если правонарушение совершается умышленно, это значит, что правонарушитель понимает _____(2) своих действий и их результатов и желает их наступления, либо допускает, что они наступят. Кража является _____(3) потому, что вор сознательно стремится присвоить чужую вещь. Такой умысел называется прямым. Но может быть и по-другому. Убийство во время драки часто совершается по косвенному умыслу: убийца не стремился причинить смерть противнику, но понимает и допускает, что его удар может быть смертельным. Неосторожность также проявляется двояко. Правонарушитель понимает и предвидит возможную опасность своих действий, но легкомысленно полагает, что сумеет её избежать. Все знают, что, выходя из дома, нельзя оставлять включенными электронагревательные приборы. Однако многие оставляют их и возвращаются к пепелищу. Эта форма неосторожности называется ____(4). В другом случае неосторожности правонарушитель не предвидит вредных последствий своих действий, но обязан их предвидеть. Это - ____(5).»


Выберите из предлагаемого списка слова (словосочетания), которые следует вставить в пробелы. Слова в списке даны в именительном падеже, их можно изменять. В списке слов больше, чем вам нужно. Выпишите буквы, под которыми находятся подходящие по смыслу слова.

А) неосторожность Д) озорство

Б) вредительство Е) опасный характер

В) небрежность Ж) легкомысленность

Г) умышленное преступление З) тяжелый проступок


19. В соответствии с действующим российским законодательством, по общему правилу, признается:

А) брак, заключенный в органах записи актов гражданского состояния;

Б) брак, заключенный в органах записи актов гражданского состояния, и церковный брак

В) церковный брак и «гражданский брак»

Г) брак, заключенный в органах записи актов гражданского состояния, а также церковный брак и

«гражданский» брак


20. Расшифруйте следующие аббревиатуры:

СК РФ –

ТК РФ –

ОВД -

Ответы и критерии оценивания контрольной работы


вопроса

Вариант 1

Вариант 2

Количество баллов

1

А

Б

1

2

Б

Г

1

3

Б

В

1

4

В

В

1

5

В

В

1

6

Б

А

1

7

В

В

1

8

Б

В

1

9

Г

В

1

10

Г

Г

1

11

Б

А

1

12

В

Б

1

13

2

3

1

14

3

3

1

15

А-2,Б-1, В-2, Г-3, Д-1

А-1,Б-2, В-2, Г-1, Д-2

3

16

5,4,3,1,2

3,5,1,4,2

3

17

А-2, Б-2, В-1, Г-2

А-1, Б-1, В-2, Г-2

2

18

БВЗАГ

АЕГВЖ

3

19

А

А

1

20

- Уголовный кодекс

- Гражданский кодекс

- Запись актов гражданского состояния

- Семейный кодекс

- Трудовой кодекс

- Органы внутренних дел

3

ИТОГО:


29 баллов


Критерии оценивания


Оценка «5» - 25-29 баллов

Оценка «4» - 19-24 баллов

Оценка «3» - 14-18 баллов



Контрольная работа по разделу «Политическая сфера»

вариант 1

  1. Главой государства является наследный правитель. Он издает законы, руководит деятельностью правительства, участвует в деятельности судебных органов. Какова форма правления страны:

А) конституционная монархия Б) парламентская республика

В) президентская республика Г) абсолютная монархия


  1. Для какого политического режима характерны свободные выборы в органы государственной власти и уважение прав человека:

А) авторитарного Б) тоталитарного

В) демократического Г) диктаторского


  1. Президент в соответствии с Конституцией РФ:

А) является высшей судебной инстанцией Б) объявляет войны и проводит мирные переговоры

В) управляет федеральной собственностью

Г) определяет направления внешней и внутренней политики


  1. Что отличает государство от других политических организаций:

А) разработка программ развития общества Б) представление интересов отдельных групп

В) выдвижение политических лидеров Г) исключительное право принимать правовые нормы


  1. Органом законодательной власти в РФ является:

А) Федеральное Собрание Б) Правительство РФ

В) Совет безопасности Г) Общественная Палата


  1. В начале 19 века во Франции избирательным правом обладали около 2% взрослого населения. Но уже к середине этого века его получили все взрослые мужчины страны. Это было движение к избирательному праву:

А) равному Б) всеобщему

В) прямому Г) пропорциональному


  1. Исполнительную власть в Российской Федерации осуществляет:

А) Государственная Дума Б) Правительство РФ

В) Совет Федерации Г) Общественная палата


  1. Президент Российской Федерации является главой:

А) главой государства Б) главой политической системы

В) главой законодательной власти Г) главой судебной системы


  1. Что является отличительным признаком правового государства:

А) наличие системы законодательства Б) равноправие и равенство граждан перед законом

В) функционирование правоохранительных органов Г) наличие суверенитета


  1. Конституция определяет Россию как федеративное государство. Это означает, что:

А) сложилась многопартийная система Б) парламент формируется на основе всеобщих выборов

В) отдельные территории имеют свои законодательные органы

Г) народ является единственным источником власти


  1. Что отличает Конституцию от других правовых актов:

А) письменная форма Б) высшая юридическая сила

В) обращение ко всем гражданам Г) поддержка силой государства


  1. Верны ли следующие суждения о политической власти?

А. Одна из функций политической власти – управление общественными процессами.

Б. Политическая власть обращена ко всем гражданам государства.

1) верно только А 2) верно только Б

3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

  1. Верны ли следующие суждения о Конституции РФ?

А. Все законы принимаемые в государстве, не должны противоречить Конституции.

Б. Предложения о поправках в Конституцию может вносить только Президент РФ.

1) верно только А 2) верно только Б

3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны


  1. Верны ли следующие суждения о политических партиях?

А. Политические партии появились вместе с возникновением общества.

Б. Политические партии объединяют людей с общими интересами и идеалами.

1) верно только А 2) верно только Б

3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны


  1. Верны ли следующие суждения о гражданском обществе?

А. Гражданское общество представляет собой совокупность негосударственных отношений и организаций граждан в различных сферах.

Б. Гражданское общество требует высокого уровня правовой культуры граждан, осознания ими своей ответственности за принимаемые решения.

1) верно только А 2) верно только Б

3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны


  1. В стране социологическая служба провела опрос совершеннолетних граждан на тему: «Как вы участвуете в политической жизни общества?». Результаты опроса представлены в таблице.

ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ

КОЛИЧЕСТВО ОПРОШЕННЫХ В %

Хожу на митинги и демонстрации

10

Состою в политической партии

11

Слежу за публикациями в прессе

26

Участвую в выборах

32

Политикой не интересуюсь

21

Проанализируйте данные таблицы. Найдите в приведенном списке выводы, которые можно сделать на основе данных таблицы, и запишите буквы под которыми они указаны.

А) Около трети опрошенных участвуют в политической жизни посредством выборов.

Б) Более четверти опрошенных состоят в политических партиях.

В) Каждый пятый опрошенный не интересуется политикой.

Г) Каждый четвертый опрошенный следит за публикациями в прессе по вопросам политики.

Д) Около трети опрошенных граждан участвует в митингах и демонстрациях.


  1. В стране социологической службой был проведен опрос совершеннолетних граждан. Им задавали вопрос: «Кому из участников политической жизни страны вы доверяете больше всего?» Результаты в диаграмме:


Проанализируйте данные таблицы. Найдите в приведенном списке выводы, которые можно сделать на основе данных таблицы, и запишите буквы под которыми они указаны.

А) Лидеры политических партий вызывают наименьшее доверие опрошенных граждан.

Б) Лидерам политических партий и депутатам парламента доверяют больше, чем главе правительства.

В) Главе государства опрошенные доверяют больше, чем другим участникам политической жизни.

Г) Главе правительства опрошенные доверяют больше, чем депутатам парламента.

Д) Лидерам политических партий доверяют около трети опрошенных граждан.



Контрольная работа по разделу «Политическая сфера»

вариант 2

  1. В государстве президент выполняет представительские функции, правительство формируется партиями, победившими на парламентских выборах, и несет ответственность перед парламентом. Какова форма правления государства:

А) абсолютная монархия Б) конституционная монархия

В) парламентская республика Г) президентская республика


  1. Что характеризует демократический режим:

А) командно-административные методы управления Б) господство исполнительной власти

В) всесторонний контроль государства за жизнью общества Г) равенство граждан перед законом


  1. Президент РФ приступает к исполнению своих полномочий с момента:

А) объявления итогов голосования Б) принесения присяги

В) выступления перед Федеральным Собранием Г) опубликования Указа о вступлении в должность


  1. Организация распространила свою власть на некоторую территорию. Она обеспечивает безопасность и правопорядок, издает законы, устанавливает налоги. Данная организация – это:

А) государство Б) политическая партия

В) общественная организация Г) ведомство


  1. Высшим органом исполнительной власти в РФ является:

А) Федеральное Собрание Б) Генеральная прокуратура

В) Государственная Дума Г) Правительство РФ


  1. В Италии право избирать депутатов в Палату представителей имеют все совершеннолетние граждане. Это пример избирательного права:

А) пассивного Б) формального

В) всеобщего Г) равного


  1. Высшим органом законодательной власти в Российской Федерации является:

А) Правительство РФ Б) Федеральное Собрание РФ

В) Общественная палата Г) Конституционный суд


  1. Президент Российской Федерации:

А) избирается всенародным голосованием Б) назначается сроком на 5 лет

В) избирается Государственной Думой Г) утверждается Федеральным Собранием


  1. Что относится к отличительным признакам правового государства:

А) наличие суверенитета Б) деятельность правоохранительных органов

В) налогообложение граждан Г) верховенство закона


  1. Отличительным признаком федеративного государства является:

А) избрание высших органов государственной власти Б) верховенство исполнительной власти

В) наличие органов местного самоуправления

Г) наличие в территориальных образованиях своих органов власти


  1. Что отличает Конституцию от других законов государства:

А) высшая юридическая сила Б) обеспечение принудительной силой государства

В) обязательность исполнения Г) письменная форма


  1. Верны ли следующие суждения о политической власти?

А. Политическая власть выполняет в обществе функции управления и контроля.

Б. Политическая власть обращена ко всем гражданам государства.

1) верно только А 2) верно только Б

3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны


  1. Верны ли следующие суждения о Конституции РФ?

А. Конституция РФ обладает высшей юридической силой.

Б. Конституция является сводом законов Российской Федерации.

1) верно только А 2) верно только Б

3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны


  1. Верны ли следующие суждения о политических партиях?

А. Политические партии объединяют людей с близкими взглядами на социальные проблемы.

Б. Демократическому режиму присуща многопартийность.

1) верно только А 2) верно только Б

3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны


  1. Верны ли следующие суждения о правовом государстве?

А. Правовое государство предполагает взаимную ответственность государства и личности.

Б. Правовое государство предполагает наличие гражданского общества.

1) верно только А 2) верно только Б

3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны


  1. В стране социологическая служба провела опрос совершеннолетних граждан на тему: «Как вы участвуете в политической жизни общества?». Результаты опроса представлены в таблице.

ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ

КОЛИЧЕСТВО ОПРОШЕННЫХ В %

Хожу на митинги и демонстрации

5

Состою в политической партии

16

Слежу за публикациями в прессе

20

Участвую в выборах

25

Политикой не интересуюсь

34

Проанализируйте данные таблицы. Найдите в приведенном списке выводы, которые можно сделать на основе данных таблицы, и запишите буквы под которыми они указаны.

А) Около четверти опрошенных участвуют в политической жизни посредством выборов.

Б) Более четверти опрошенных состоят в политических партиях.

В) Каждый третий опрошенный не интересуется политикой.

Г) Каждый пятый опрошенный следит за публикациями в прессе по вопросам политики.

Д) Около трети опрошенных граждан участвует в митингах и демонстрациях.


  1. В стране социологической службой был проведен опрос совершеннолетних граждан. Им задавали вопрос: «Кому из участников политической жизни страны вы доверяете больше всего?» Результаты в диаграмме:


Проанализируйте данные таблицы. Найдите в приведенном списке выводы, которые можно сделать на основе данных таблицы, и запишите буквы под которыми они указаны.

А) Правоохранительные органы вызывают наименьшее доверие опрошенных граждан.

Б) Лидерам политических партий и депутатам парламента доверяют больше, чем другим участникам политической жизни.

В) Главе государства опрошенные доверяют больше, чем другим участникам политической жизни.

Г) Главе правительства опрошенные доверяют больше, чем депутатам парламента.

Д) Лидерам политических партий доверяют около трети опрошенных граждан.


Ответы и критерии оценивания контрольной работы


вопроса

Вариант 1

Вариант 2

Количество баллов

1

Г

В

1

2

В

Г

1

3

Г

Б

1

4

Г

А

1

5

А

Г

1

6

Б

В

1

7

Б

Б

1

8

А

А

1

9

Б

Г

1

10

В

Г

1

11

Б

А

1

12

3

3

1

13

1

1

1

14

3

2

1

15

3

3

1

16

А,В,Г

А,В,Г

2

17

А,В,Г

А,В,Г

2

ИТОГО:


19 баллов


Критерии оценивания


Оценка «5» - 16-19 баллов

Оценка «4» - 12-15 баллов

Оценка «3» - 8-11 баллов

Контрольная работа по разделу «Духовная сфера»

вариант 1


  1. Пианист сел за рояль и зазвучали дивные звуки. Его игра вызвала бурю эмоций слушателей: они переживали тоску по родине, подчиняясь музыке любили, надеялись. Этот пример иллюстрирует деятельность в сфере:

А) науки Б) религии В) морали Г) искусства


  1. Что относится к естественным наукам:

А) история Б) математика

В) искусствоведение Г) физика


  1. Интересующийся программированием десятиклассник Иван планирует по окончании учёбы профессионально разрабатывать компьютерные игры. На какой ступени образования находится Иван:

А) основное общее образование Б) среднее профессиональное образование

В) полное (среднее) образование Г) высшее профессиональное образование


  1. Отражение действительности в художественных образах свойственно:

А) науке Б) искусству В) морали Г) религии


  1. Вывод: «Все познается в сравнении» - является результатом:

А) обобщения жизненного опыта Б) научного исследования

В) интуитивной догадки Г) религиозной веры


  1. Науке свойственно:

А) стремление к объяснению событий и явлений Б) обращение к сверхъестественным силам

В) образное отображение действительности Г) использование обрядов и ритуалов


  1. Принцип: «Спешите делать добро!» - относится к сфере:

А) искусства Б) науки

В) морали Г) права


  1. Процесс приобщения к знаниям о мире, накопленным предыдущими поколениями, называется:

А) творчеством Б) образованием

В) искусством Г) наукой


  1. К категориям нравственности относятся понятия:

А) честь и достоинство Б) комфорт и удобство

В) природа и культура Г) здоровье и успех


  1. Василий учится на 5-м курсе университета, он готовится к сдаче государственных экзаменов и защите диплома. На какой ступени образования находится Василий:

А) полное (среднее) образование Б) среднее профессиональное образование

В) высшее профессиональное образование Г) дополнительное образование


  1. Что относится к видам искусства:

А) живопись Б) литературоведение

В) история Г) искусствознание


  1. Какое учреждение культуры комплексно занимается восстановлением, хранением и демонстрацией культурных ценностей:

А) музей Б) театр

В) архив Г) фонд культуры


  1. Мастер добивался идеального сочетания оттенков красного, золотистого, коричневого и других цветов, стараясь передать красоту осеннего леса. Это пример деятельности в сфере:

А) науки Б) искусства

В) религии Д) познания


  1. Что отличает религию от других областей духовной культуры:

А) использование художественных образов Б) обращение к сверхъестественным силам

В) опора на представления о добре и зле Г) стремление объяснить окружающую действительность


  1. Верны ли следующие суждения о морали?


А. Мораль опирается на представления человека о прекрасном и безобразном

Б. Человек усваивает моральные нормы в процессе воспитания.


1) верно только А 2) верно только Б

3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны


  1. Верны ли следующие суждения об искусстве?


А. Произведения искусства неодинаково воспринимаются и оцениваются разными людьми.

Б. Произведения искусства обращены к эмоциям, переживаниям человека.


1) верно только А 2) верно только Б

3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны


  1. Верны ли следующие суждения о роли науки в современном мире?


А. В современном мире сокращается влияние науки на развитие общества.

Б. В современном мире возрастает степень ответственности учёных за последствия их деятельности.


1) верно только А 2) верно только Б

3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны


  1. Верны ли следующие суждения о религии?


А. Религия требует от верующих соблюдения определенных правил.

Б. Религия оказывает серьезное влияние на отношение верующего к окружающему миру.


1) верно только А 2) верно только Б

3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны


  1. В приведенном списке указаны черты сходства науки и религии и отличия науки от религии. Выберите и запишите сначала порядковые номера черт сходства, а затем порядковые номера черт различия.

  1. Объяснение природных и общественных явлений

  2. Вера в сверхъестественные силы

  3. Быстрое изменение содержания знаний, отказ от устаревших теорий

  4. Влияние на формирование мировоззрения человека


  1. В одном из регионов социологической службой был проведен опрос выпускников основной школы. Им задавали вопрос: «Какой профиль обучения вы выберите в старшей школе?» Результаты опроса представлены в таблице.

Варианты ответа

Мальчики (в %)

Девочки (в %)

Естественно-научный

22

6

Социально-гуманитарный

34

70

Социально-экономический

20

15

Математический

24

9

Проанализируйте данные таблицы. Найдите в приведенном списке выводы, которые можно сделать на основании таблицы, а выпишите буквы под которыми они указаны.

А) Социально-экономический профиль выбрало больше девочек, чем мальчиков.

Б) Социально-гуманитарный профиль наиболее популярен среди обеих групп опрошенных.

В) Социально-экономический, математический и естественно-научный профиль выбирает приблизительно одинаковое количество мальчиков.

Г) Математический профиль более популярен у девочек, чем естественно-научный.

Д) Социально-гуманитарный профиль выбрало менее двух третей опрошенных.


  1. Ниже приведен ряд понятий. Все они, за исключением одного, относятся к понятию «наука».

  1. эксперимент, 2) гипотеза, 3) догматы, 4) метод, 5) наблюдение, 6) исследование.

Найдите и выпишите номер понятия, выпадающего из этого ряда.


  1. Установите соответствие между примером и областью науки, к которой этот пример относится. К каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца.

ПРИМЕР

ОБЛАСТЬ НАУКИ

А) геология

Б) история

В) экономика

Г) физика

Д) астрономия

Е) биология

1) естественные науки


2) общественные науки


  1. Максим – гражданин России, директор крупного завода. Установите правильную последовательность прохождения им ступеней образования:

  1. Обучение в средней (полной) школе

  2. Получение высшего профессионального образования

  3. Окончание основной школы

  4. Посещение дошкольного образовательного учреждения

  5. Защита диссертации и получение учёной степени

Контрольная работа по разделу «Духовная сфера»

вариант 2


    1. Отражение окружающего мира в художественных образах свойственно:

А) морали Б) религии В) искусству Г) идеологии


    1. Что относится к точным наукам:

А) математика Б) литература

В) биология Г) история


    1. Татьяна преподает историю в школе и заканчивает педагогический университет. Она готовится к сдаче государственных экзаменов и защите дипломной работы. На какой ступени образования она находится:

А) полное (среднее) образование Б) среднее профессиональное образование

В) высшее профессиональное образование Г) дополнительное образование


    1. Что является отличительным признаком искусства:

А) эмоциональное воздействие на человека Б) отражение представлений о добре и зле

В) объяснение сущности явлений и событий Г) обращение к сверхъестественным силам


    1. Способность человека к моральному самоконтролю называют:

А) долгом Б) совестью

В) честью Г) достоинством


    1. Что является отличительной чертой науки:

А) обращение к сверхъестественным силам Б) стремление к достижению объективной истины

В) воздействие на эмоции людей Г) образное отражение идей автора


    1. Принцип: «В общении думай, в первую очередь, не о своей выгоде, а о благе другого человека» - относится к сфере:

А) права Б) религии В) морали Г) познания


    1. Целенаправленная познавательная деятельность человека по получению знаний и умений называется:

А) творчеством Б) образованием

В) социализацией Г) религией


    1. Способность человека самостоятельно вырабатывать свою линию поведения в соответствии с нормами морали называют:

А) нравственным сознанием Б) этническим самосознанием

В) свободой совести Г) самообразованием


    1. Недавняя выпускница строительного университета Екатерина учится на компьютерных курсах. На какой ступени образования находится Екатерина:

А) полное (среднее) образование Б) среднее профессиональное образование

В) высшее профессиональное образование Г) дополнительное образование


  1. Какое из приведенных ниже понятий объединяет, обобщает все остальные:

А) архитектура Б) музыка В) живопись Г) искусство


  1. Хранение документов, видео-и фотоматериалов представляющих личную и общественную ценность, является непосредственной задачей:

А) библиотеки Б) музея В) архива Г) галереи


  1. Пианист сел за рояль и зазвучали дивные звуки. Его игра вызвала бурю эмоций слушателей: они переживали тоску по родине, подчиняясь музыке любили, надеялись. Этот пример иллюстрирует деятельность в сфере:

А) науки Б) религии В) морали Г) искусства


  1. Старейшина собрал у костра взрослых мужчин. Он начал рассказывать историю их божественного предка. При этом члены племени исполняли у костра ритуальный танец. Какую сторону жизни общества иллюстрирует этот пример:

А) хозяйственную Б) религиозную

В) семейную Г) политическую


  1. Верны ли следующие суждения о морали?


А. Главным контролером человека в вопросах морали является его совесть.

Б. Соблюдение моральных норм является проявлением свободы человека.


1) верно только А 2) верно только Б

3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны


  1. Верны ли следующие суждения об искусстве?


А. Произведения искусства воспринимаются каждым человеком по-своему.

Б. В произведениях искусства используются художественные образы.


1) верно только А 2) верно только Б

3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны


  1. Верны ли следующие суждения об образовании?


А. Одна из задач образования – приобщение человека к достижениям цивилизации.

Б. Образование – важное средство социализации человека.


1) верно только А 2) верно только Б

3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны


  1. Верны ли следующие суждения о религии?


А. Религия предполагает возможность общения человека с Богом.

Б. В современном мире сохраняется разнообразие религиозных верований и культов.


1) верно только А 2) верно только Б

3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны


  1. В приведенном списке указаны черты сходства науки и искусства и отличия науки от искусства. Выберите и запишите сначала порядковые номера черт сходства, а затем порядковые номера черт различия.

  1. Является областью духовной культуры

  2. Использует художественные образы

  3. Требует точности и обоснованности утверждений

  4. Создает духовные ценности


  1. В 1993 и в 2008 году в стране социологической службой были проведены опросы совершеннолетних граждан. Им задавали вопрос: «Какое образование необходимо человеку для того, чтобы достичь успеха в жизни?» результаты двух опросов представлены в таблице.

МНЕНИЕ

% ВЫБРАВШИХ ЭТО МНЕНИЕ

1993 год

2008 год

Полное (среднее) образование

13

13

Среднее профессиональное образование

17

24

Высшее профессиональное образование

25

52

Успех в жизни вообще не зависит от образования

45

11

Проанализируйте данные таблицы. Найдите в приведенном списке выводы, которые можно сделать на основании таблицы, а выпишите буквы под которыми они указаны.

А) Процент тех, кто связывает успех в жизни с наличием полного (среднего) образования, увеличился в 2008 году по сравнению с 1993 годом.

Б) Популярность среднего профессионального образования возросла в 2008 году по сравнению с 1993 г.

В) Высшее профессиональное образование считают залогом успеха в жизни большинство опрошенных в 1993г. и 2008г.

Г) Доля тех, кто не связывает успех в жизни с уровнем образования, значительно уменьшилась в 2008 году по сравнению с 1993 годом.

Д) Среднее профессиональное образование популярнее полного (среднего) образования в обоих опросах.


  1. Какое слово пропущено в следующей фразе?

« Цель ________________ - получение знаний о реальном мире, в котором живет человечество».


  1. Установите соответствие между признаками и областями культуры. К каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца.

ПРИЗНАК

ОБЛАСТЬ КУЛЬТУРЫ

А) выдвижение и проверка гипотез

Б) создание художественных образов

В) формирование чувства прекрасного

Г) эстетическое наслаждение

1) наука


2) искусство


  1. Константин – гражданин России, руководитель крупной компании. Установите правильную последовательность прохождения им ступеней образования:

  1. Окончание основной школы

  2. Получение высшего профессионального образования

  3. Обучение в средней (полной) школе

  4. Посещение занятий по подготовке к начальной школе

  5. Защита диссертации и получение ученой степени

Контрольная работа по разделу «Духовная сфера»

вариант 3


    1. Он вышел, сел к инструменту, и в зал полилась чарующая музыка. Слушатели пережили шквал разнообразных эмоций. Это пример деятельности в сфере:

А) науки Б) искусства В) религии Г) образования


    1. Что относится к гуманитарным наукам:

А) история Б) физика

В) химия Г) математика


    1. Анна перешла в 11 класс общеобразовательной школы. Она профессионально занимается фигурным катанием. На какой ступени образования находится Анна:

А) основное общее образование Б) среднее профессиональное образование

В) высшее профессиональное образование Г) полное (среднее) образование


    1. Что является отличительным признаком искусства:

А) эмоциональное воздействие на человека Б) отражение представлений о добре и зле

В) объяснение сущности явлений и событий Г) обращение к сверхъестественным силам


  1. «Не воруй», «не лги», «почитай старших» являются нормами:

А) искусства Б) науки В) морали Г) права


  1. Что является отличительной чертой науки:

А) обращение к сверхъестественным силам Б) стремление к достижению объективной истины

В) воздействие на эмоции людей Г) образное отражение идей автора


  1. Принцип: «Поступай по отношению к людям так, как хотел бы, чтобы поступали по отношению к тебе», - выражает требование:

А) морали Б ) науки

В) искусства Г) права


  1. Процесс приобретения знаний, приобщения к культуре, к ценностям мировой цивилизации называется:

А) образованием Б) творчеством

В) поведением Г) самопознанием


  1. Что является отличительным признаком морали:

А) отражает представления о добре и зле Б) эмоционально воздействует на человека

В) объясняет природные и общественные явления Г) обращается к сверхъестественным силам


  1. Владимир учится в 6 классе общеобразовательной школы. Он увлекается авиамоделированием и верховой ездой. На какой ступени образования находится Владимир:

А) начальное образование Б) основное общее образование

В) среднее профессиональное образование Г) полное (среднее) образование


  1. Из перечисленных ниже наук определенный аспект культуры изучает:

А) астрономия Б) литературоведение

В) физика Г) химия


  1. Хранение документов, видео-и фотоматериалов представляющих личную и общественную ценность, является непосредственной задачей:

А) библиотеки Б) архива

В) музея Г) галереи


  1. Отражение окружающего мира в художественных образах свойственно:

А) морали Б) религии

В) искусству Г) идеологии


  1. Какая из перечисленных религий относится к мировым:

А) буддизм Б) индуизм

В) шаманизм Г) конфуцианство


  1. Верны ли следующие суждения о морали?


А. Нормы морали существуют только в письменной форме.

Б. Нормы морали устанавливаются государством


1) верно только А 2) верно только Б

3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны



  1. Верны ли следующие суждения об искусстве?


А. Искусство воспитывает эстетический вкус человека.

Б. Искусство обращается к эмоциям человека.


1) верно только А 2) верно только Б

3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны


  1. Верны ли следующие суждения об образовании?


А. В процессе образования человек овладевает социальным опытом.

Б. В процессе образования человек приобщается к нормам и ценностям общества.


1) верно только А 2) верно только Б

3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны


  1. Верны ли следующие суждения о религии?


А. Религия предполагает возможность общения человека с Богом.

Б. В современном мире сохраняется разнообразие религиозных верований и культов.


1) верно только А 2) верно только Б

3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны


  1. В приведенном списке указаны черты сходства религии и морали и отличия религии от морали. Выберите и запишите сначала порядковые номера черт сходства, а затем порядковые номера черт различия.

  1. Основывается на вере в сверхъестественное

  2. Является областью духовной культуры

  3. Влияет на нормы поведения людей

  4. Использует культы и ритуалы


  1. В одном из регионов социологической службой был проведен опрос выпускников основной школы. Им задавали вопрос: «Какой профиль обучения вы выберите в старшей школе?» Результаты опроса представлены в таблице.

Варианты ответа

Мальчики (в %)

Девочки (в %)

Естественно-научный

22

6

Социально-гуманитарный

34

70

Социально-экономический

20

15

Математический

24

9

Проанализируйте данные таблицы. Найдите в приведенном списке выводы, которые можно сделать на основании таблицы, а выпишите буквы под которыми они указаны.

1) Социально-гуманитарный профиль наиболее популярен среди обеих групп опрошенных.

2) Социально-экономический профиль выбрало больше девочек, чем мальчиков.

3) Социально-экономический, математический и естественно-научный профиль выбирает приблизительно одинаковое количество мальчиков.

4) Социально-гуманитарный профиль выбрало менее двух третей опрошенных.

5) Математический профиль более популярен у девочек, чем естественно-научный.


  1. Какое слово пропущено во фразе:

« Все ____________ можно подразделить на естественные, общественные, гуманитарные и технические»


  1. Установите соответствие между признаками и областями культуры. К каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца.

ПРИЗНАК

ОБЛАСТЬ КУЛЬТУРЫ

А) точность и достоверность знаний

Б) использование художественных образов

В) воспитание эстетического вкуса

Г) направленность на поиск объективной истины

Д) формирование чувства прекрасного

1) искусство


2) наука


  1. Виктор – гражданин России, директор крупного завода. Установите правильную последовательность прохождения им ступеней образования:

  1. Обучение в средней (полной) школе

  2. Защита диссертации и получение учёной степени

  3. Получение высшего профессионального образования

  4. Посещение дошкольного образовательного учреждения

  5. Окончание основной школы

  6. Ответы и критерии оценивания

вопроса

Вариант 1 Ответа

Вариант 2

Вариант 3

Количество баллов

1

Г

В

Б

1

2

Г

А

А

1

3

В

В

Г

1

4

Б

А

А

1

5

А

Б

В

1

6

А

Б

Б

1

7

В

В

А

1

8

Б

Б

А

1

9

А

А

А

1

10

В

Г

Б

1

11

А

Г

Б

1

12

А

В

Б

1

13

Б

Г

В

1

14

Б

Б

А

1

15

2

3

4

1

16

3

3

3

1

17

2

3

3

1

18

3

3

3

1

19

1423или4132

1423или4132

2314 или 3241

2

20

234

245

1,3,5

2

21

Догматы

Науки

Науки

1

22

а1,б2,в2,г1,д1,е1

а1,б2,в2,г2

а2,б1,в1,г2,д1

3

23

43125

41325

45132

2

ИТОГО:

28 баллов


Критерии оценивания


Оценка «5» - 24-28 баллов

Оценка «4» - 19-23 баллов

Оценка «3» - 14-18 баллов


Рабочая программа по обществознанию (9 класс)
  • Обществознание
Описание:

 Рабочая программа по обществознанию для 9 класса разработана на основе программы курса «Обществознание» А.И. Кравченко. Москва, «Русское слово», 2013. Даны в приложении варианты контрольных работ. Представлены критерии оценивания учащихся 9 класса, требования к уровню подготовки выпускников. Количество часов рабочей программы – 34. Курс состоит из 3 разделов, включающих 16 тем. Контрольно-измерительные материалы.Рабочая программа предусматривает следующие  формы промежуточной и итоговой аттестации: тестирование, обобщающий контроль, итоговый контроль.

  В учебно-тематическом планировании программы материал поделён на 3 раздела.

В  конце каждого раздела предусмотрены контрольно-обобщающие занятия, нацеленные на конкретизацию полученных знаний,   выполнение учащимися проверочных заданий в форме тестирования или контрольных работ, которые позволят убедиться в том, что основной материал ими усвоен. Все задания построены на изученном материале, а предлагаемый формат  проверочных заданий и процедура их выполнения знакомы   и понятны учащимся.

 

 

Автор Игнатенко Светлана Владимировна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел Обществознание
Подраздел
Просмотров 717
Номер материала 43077
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓