Главная / Обществознание / Рабочая программа по обществознанию 9 класс

Рабочая программа по обществознанию 9 класс

Пояснительная записка


Рабочая программа по обществознанию для 9 класса к учебнику А.И.Кравченко, Е.А. Певцовой. Обществознание: Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений. М.: Русское слово, 2012 составлена на основе:

  • Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования (базовый уровень), Примерной программы основного общего образования по обществознанию и авторской программы Кравченко А.И. Обществознание: Программа курса для 8-9, 10-11 классов общеобразовательных учреждений. М. : Русское слово, 2012

  • Учебного плана МОБУ «СОШ № 95» на 2014/2015 учебный год

  • Развёрнутого тематического планирования по программе А.И.Кравченко: «Рабочие программы по обществознанию, экономике, праву»,5-9 классы /Т.А.Корнева- М: «Глобус», 2008;

Данная программа предназначена для учащихся 9 класса основной общеобразовательной школы, которые изучают предмет в первом концентре обществоведческого образования в средней школе.

Содержание курса представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его основные сферы, человек в обществе, правовое регулирование общественных отношений. Изучение курса призвано содействовать формированию у учащихся целостного представления о тенденциях и закономерностях развития человеческого общества, становлению правосознания и гражданской позиции. Помимо знаний важными содержательными компонентами курса являются социальные навыки, умения, совокупность моральных и гуманистических ценностей и т. д. Данная дисциплина призвана помочь школьникам ориентироваться в текущих событиях общественно-политической жизни.

Функции курса

  • Обучить правилам пользования научными инструментами, теориями и методами;

  • сформировать аналитическое мышление школьника, способность самостоятельно разбираться в существе вопроса;


Рабочая программа имеет направление на достижение следующих целей при обучении девятиклассников:


  • развитие личности в ответственный период социального взросления человека (11-15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;

  • воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

  • освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;

  • овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;

  • формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношениях; отношениях между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.


Задачи курса:

  • Воспитание общероссийской идентичности, гражданственности, социальной ответственности; приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, положенным в основу Конституции РФ.

  • Освоение системы знаний, составляющих основы философии, социологии, политологии, социальной психологии, необходимых для эффективного взаимодействия с социальной средой и успешного получения дальнейшего профессионального образования и самообразования.

  • Овладение умениями получения, осмысления социальной информации, систематизации полученных данных.

  • Освоение способов познавательной, практической деятельности и характерных социальных ролях.

  • Формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений: в сферах: гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, (включая отношения между людьми разной национальностей и вероисповедания), познавательной, коммуникативной, семейно-бытовой деятельности; для самоопределения в области социальных и гуманитарных наук.


Межпредметные связи на уроках обществознания:

Курс «Обществознание» в 9 классах опирается на обществоведческие знания, межпредметные связи, в основе которых обращение к таким учебным предметам как «История», «Литература», «География», «Мировая художественная культура». Особое значение в данном перечислении отдаётся предмету «История». Курс «Обществознание» в 8-9 классах, выстраиваемый на основе данной программы, предполагает широкое использование исторических экскурсов, позволяющих проследить изучаемые явления через их зарождение, развитие и современное состояние.

Педагогические технологии:


1.Технология развивающего обучения.

2.Технология проблемного обучения.

3.Технология проектно-исследовательской деятельности.

4.Технология личностно-ориентированного обучения.

5.Технология интенсификации обучения на основе схемных и знакомых моделей учебного материала.

6.Технология коллективного способа обучения КСО.

7.Технология коммуникативного обучения

8.Применения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).


Дидактическая модель обучения: объяснительно-иллюстрационная, личностно-ориентированная педагогическая ситуация, игровая, ИКТ.


Краткая характеристика сформированных общеучебных умений, навыков и способов деятельности учащихся по обществознанию на начало учебного года

Курс 9 класса является продолжением курса «Обществознание», который учащиеся изучали в 8 классе. При разработке содержания и основ методики курса для семиклассников учитывались не только особенности психологии подростков, но и уровень знаний и умений, достигнутый ими в 8 классе. Преемственность обеспечивается сохранением в структуре учебника основных рубрик, характером заданий для организации активной познавательной деятельности учащихся.

Объяснять значение понятий. Называть сферы общества, характеризовать ступени развития общества; знать состав и проблемы современного общества, взаимосвязь человека общества и природы.

Знать роль экономики в жизни общества. Характеризовать условия и правила организации бизнеса. Характеризовать возможные способы организации экономической деятельности подростка. Высказывать суждение о необходимости для подростков трудиться выявлять общее и различное в трудовом воспитании детей в разные эпохи. Объяснять смысл основных понятий. Объяснение отношений к труду, в современном обществе. Называть особенности труда несовершеннолетних. Объяснять смысл пословиц о труде.

Объяснять смысл и знание понятий. Знать социальную структуру общества. Объяснять роль семьи для человека и для общества, как государство заботится о семье, какие правила и нормы регулируют поведение человека в обществе

Называть науки по их классификации. Объяснить значение понятий. Объяснить значение образования в жизни людей. Объяснить роль морали в жизни общества, поговорки о добре и зле. Уметь объяснять понятия идеал, идеалист. Конфликт ценностей


Требования к уровню подготовки учащихся.

В результате изучения обществознания (включая экономику и право) ученик должен

Знать/понимать

• социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;

• сущность общества как формы совместной деятельности людей;

• характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;

• содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.

Уметь

описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;

сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;

объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);

приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;

оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека

осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;

самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т.п.).

Учащиеся должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;

• общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;

• нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;

• реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей

• первичного анализа и использования социальной информации;

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Обществознание» на этапе основного общего образования являются:

  • сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

  • владение такими видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога;

  • выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности и на уроках и в доступной социальной практике:

  • на использование элементов причинно-следственного анализа;

  • на исследование несложных реальных связей и зависимостей;

  • на определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;

  • на поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;

  • на перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;

  • на объяснение изученных положений на конкретных примерах;

  • на оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде, выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;

  • на определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.

Перечисленные познавательные и практические задания предполагают использование компьютерных технологий для обработки, передачи информации, презентации результатов познавательной и практической деятельности.

Программа призвана помочь осуществлению выпускниками основной школы осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

Место предмета

На изучение предмета отводится 1 час в неделю, итого 34 часа за учебный год.

Требования к уровню подготовленности обучающихся

В результате изучения обществознания обучающийся должен:

Знать:

  • Влияние: понятие, формы, способы, власть, авторитет;

  • Причины зарождения государства, его функции, основные признаки;

  • Факты подтверждающие процессы объединения и отделения наций;

  • Сущность форм правления, сущность демократической формы правления, характеристику политической системы государства;

  • Политические режимы: понятие, типы и формы;

  • Понятие гражданского общества, пути становления гражданского общества, институты гражданства, признаки правового государства;

  • Основные формы участия граждан в политической жизни страны, процедуру выборов, роль референдума в общественной жизни;

  • Основные признаки политических партий, функции и роль;

  • Роль права в системе социальных норм, отрасли права, нормы права;

  • Историю отношений власти и закона, систему высших органов власти в РФ, принципы разделения властей;

  • Понятие, структуру конституции;

  • Правовое регулирование имущественных отношений;

  • Предмет трудового права, семейного права, основные нормативные документы, права и обязанности супругов, родителей и детей;

  • Основные виды юридической ответственности; особенности наказания несовершеннолетних;

  • Многозначность понятия культура, правила этикета, понятие культурной нормы, виды культурных норм, особенности молодежной субкультуры;

  • Что такое религия, виды религий; особенности мировых религий;

  • Объекты и субъекты художественной культуры, функции культуры и искусства;

  • Что представляет собой образование как институт общества, структуру современного образования; права и обязанности участников учебного процесса;

  • Функции науки, классификацию наук.

Уметь

  • Анализировать ситуации связанные с деятельностью власти;

  • Уметь сравнивать формы правления6 республику и монархию;

  • Объяснять особенности политических режимов;

  • Объяснять особенности форм участия граждан в политической жизни общества;

  • Сопоставлять и систематизировать материал, связанный с особенностями различных политических партий;

  • Объяснять сущность разделения властей;

  • Называть основные нормы, регулирующие имущественные отношения, приводить примеры прав потребителя и способы их защиты;

  • Характеризовать трудовое право, правовой статус несовершеннолетних;

  • Давать правовую характеристику брачно-семейных отношений;

  • Анализировать состав преступления и определять, является ли содеянное преступлением.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;

  • общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;

  • нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;

  • реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей

  • первичного анализа и использования социальной информации;

  • сознательного неприятия антиобщественного поведения.

Критерии оценивания:

«Пять» - материал усвоен в полном объёме, изложен логично, без существенных ошибок, не требуется дополнительных вопросов, выводы опираются на теоретические знания, доказательны; применяются умения, необходимые для ответа; речь хорошая. Такая же оценка ставится за краткий точный ответ на особенно сложные вопросы или за подробное исправление и дополнение другого ученика;

«Четыре» - в усвоении материала допущены незначительные пробелы и ошибки, изложение, недостаточно систематизированное и последовательное, выводы доказательны, но содержат отдельные неточности, применяются не все требуемые теоретические знания и умения;

«Три» - в усвоении материала имеются существенные пробелы, изложение недостаточно самостоятельное, не систематизированное, содержит существенные ошибки; в том числе в выводах, аргументация слабая, умения не проявлены, речь бедная;

«Два» - главное содержание не раскрыто.

«Единица» - ученик не приступил к выполнению задания.

Уроки проводятся с применением на этапе внедрения групповых и игровых технологий. Цели технологий: заложить в ребенке механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания, необходимые для становления самобытного личностного образа и диалогического воздействия с людьми, природой, культурой, цивилизацией.


Ожидаемые результаты:

  • Создание условий для проявления и развития индивидуальности, самобытности и уникальности учащихся.

  • Ориентация на формирование учебной деятельности школьников, а не передачу учебной информации.

  • Ориентация на развитие внутренних мотивов учения, стимулирование и становление собственного (личностного) смысла учения.

  • Организация развивающего пространства, ориентация на развитие познавательных (интеллектуальных) способностей.

  • Формирование эмоционально – ценностного отношения к миру, познанию, окружающим, себе.

Основные методы работы на уроке: объяснительно – иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый. Формы организации деятельности учащихся: индивидуальная работа, групповая, фронтальная.


Тематическое распределение количества часов


Содержание

Количество часов

1

Политическая сфера

11

2

Человек и его права

12

3

Духовная сфера

9

4

Итоговое повторение

2


Итого

34


Основное содержание программы

Раздел I. Политическая сфера (11 ч)

Тема 1. Власть.

Формы проявления влияния. Становление власти в качестве политического института общества. Разделение властей.

Тема 2. Государство.

Определение политической системы общества. Общие признаки государства. Понятие и значение суверенитета. Внешние и внутренние функции государства. Причины и условия появления государства.

Тема 3. Национально-государственное устройство

Объединение и отделение наций. Формирование единой Европы. Распад СССР и проблема сепаратизма. Формы национально-государственного устройства.

Тема 4. Формы правления.

Понятие об источнике власти. Классификация форм правления. Сущность и политическое устройство демократии. Особенности демократии в нашей стране. Природа и сущность республики. Сочетание законодательной исполнительной и судебной ветвей власти.

Тема 5. Политические режимы.

Сущность и классификация политических режимов. Характеристика и исторические формы авторитаризма. Природа и сущность диктатуры. Происхождение и особенности парламентского режима.

Тема 6. Гражданское общество и правовое государство.

Два значения гражданского общества. Признаки гражданского общества. история развития и сущность гражданства.

Тема 7. Голосование, выборы, референдум.

Голосование как форма участия граждан в политической жизни страны. Составные части процедуры голосования. Активность электората. Политические предпочтения людей.

Тема 8. Политические партии

Определение и признаки политической партии. понятие о политической партии. Одно- и многопартийная системы, их особенности, преимущества и недостатки. Функции политической партии.

Раздел II. Человек и его права (12 ч)

Тема 9. Право, его сущность и особенности

Социальные нормы. Функции и сущность права. Представление о юридической ответственности. права и обязанности. Понятие о естественных правах и гражданских правах.

Тема 10. Закон и власть

Равенство перед законом. Структура Федерального собрания. Функции и роль депутатов. Состав и функции Госдумы и Совета Федерации. Институт президентства в России.

Тема 11. Конституция

Конституция как основной закон государства и её структура. Правовой статус человека. Классификация конституционных прав. Характеристика личных прав. Содержание полиитческих и гражданских прав.

Тема 12. Право и экономика.

Имущественные отношения. Принцип равенства участников гражданских правоотношений. Понятие физического и юридического лица. Право собственности на имущество. Сделка и договор. Правовое регулирование трудовых отношений. Кодекс законов о труде РФ. Защита детского труда.

Тема 13. Правовые основы брака и семьи.

Нормы семейного права и Семейный кодекс РФ. Юридическая трактовка брака. Юридические документы, подтверждающие заключение и расторжение брака.

Тема 14. Преступление и наказание.

Формы совершения преступления: действие и бездействие. Три признака преступления. Умысел и неосторожность как формы выражения вины. Соучастники преступления и преступная организация. Причины совершения преступления.

Повторение. Права и обязанности подростка.

Раздел III. Духовная сфера (9 ч)

Тема 15. Сущность и строение человеческой культуры

Происхождение слова «культура» и его значение. Материальная и нематериальная культура, её состав и структура. Элементы культуры и культурный комплекс. Этикет, его происхождение и правила.

Тема 16. Культурные нормы.

Понятие о культурных нормах, их разновидности. Образ жизни, привычки и манеры. Значение этикета в культуре. Обычай и традиция. Обряд и его символическое значение.

Молодёжная мода. Церемония и ритуал.

Тема 17. Формы культуры

Основные формы культуры. Характерные особенности элитарной культуры. Отличительные черты народной культуры. Массовая культура, её проявление и средства распространения. Понятие о доминирующей культуре, субкультуре и контркультуре.

Тема 18. Религия.

Различные определения религии., её значение и роль в обществе. Тотемизм, фетишизм и анимизм. Мировые религии. Вера и верование. Миф и мифология. Культ и символ как важные элементы религии.

Тема 19. Искусство.

Различные трактовки искусства. Структура и состав изобразительного искусства. Субъекты художественной культуры и деятели искусства.

Тема 20. Образование.

Основная задача и исторические формы образования. Приёмы обучения, предметы и формы усвоения знаний школьниками. государственное и частное образование, школьное и домашнее. Школа как особый тип учебно-воспитательного учреждения.

Тема 21. Наука.

Роль науки в современном обществе. Сочетание научной и педагогической функций в университете. Научно-исследовательские и академические институты. Классификация наук. Школа как сповоб приобщения к основам науки. Зарождение и развитие университетов.

Повторение. Школьное образование как механизм приобщения подростка к основам культуры и научным знаниям

Итоговое повторение (1 ч)

Основы конституционного строя Российской Федерации

Резерв (1 ч)



Список рекомендуемой учебно-методической литературы

  1. Раздел рабочей программы курса «Обществознание. 9 класс» // А. И. Кравченко. Программа курса «Обществознание» для 8-9 кл. - М.: Русское слово, 2012

  2. Учебник: А.И. Кравченко, Е.А. Певцова «Обществознание» для 9 класса. - М.: Русское слово, 2012

  3. А.И. Кравченко. Задачник по обществознанию. 8-9 класса. - М.: «Русское слово, 2000

  4. А.И. Кравченко. Тесты по обществоведению. 8-9 класса. - М.: «Русское слово, 2008

  5. Е.А. Певцова. Обществознание. 8-9 классы. Книга для учителя. – М.: Русское слово, 2009

  6. И.С. Хромова. Рабочая тетрадь по обществознанию к учебнику А.И. Кравченко, Е.А. Певцова «Обществознание» для 9 класса. - М.: ООО « ТИД « Русское слово - РС», 2012

  7. http://www.school.edu.ru/

  8. http://fcior.edu.ru/

  9. http://www.litportal.ru/

  10. http://www.aldebaran.ru/

  11. http://www.stydenty.ru/

  12. http://danur-w.narod.ru/

  13. http://www.alleng.ru/edu/social1.htm


Рабочая программа по обществознанию 9 класс
  • Обществознание
Описание:

Рабочая программа по обществознанию для 9 класса к учебнику А.И.Кравченко, Е.А. Певцовой. Обществознание: Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений. М.: Русское слово, 2012 составлена на основе:

  • Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования (базовый уровень), Примерной программы основного общего образования по обществознанию и авторской программы  Кравченко А.И. Обществознание: Программа курса для 8-9, 10-11 классов общеобразовательных учреждений. М. :  Русское слово, 2012
  • Учебного плана МОБУ «СОШ № 95» на 2014/2015 учебный год
  •  Развёрнутого тематического планирования по программе А.И.Кравченко: «Рабочие программы по обществознанию, экономике, праву»,5-9 классы /Т.А.Корнева- М: «Глобус», 2008;

 

Данная программа предназначена для учащихся 9 класса основной общеобразовательной школы, ко­торые изучают предмет в первом концентре общест­воведческого образования в средней школе.

Автор Половянюк Елена Васильевна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел Обществознание
Подраздел
Просмотров 808
Номер материала 36511
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓