ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ
ЗАПИСКА
Рабочая программа по обществознанию для 7-го класса
составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного
образовательного стандарта основного общего образования. Программа разработана
на основе программы для общеобразовательных школ по курсу «Обществознание»
предметной линии учебников под редакцией Л.Н.Боголюбова: 5-9 классы . М.,
«Просвещение», 2012. Учитывая переходный период образовательного
процесса в МБОУ Луговской оош ( на ФГОС нового поколения), в данной рабочей
программе результаты обучения скорректированы в соответствии со стандартами
нового поколения и представлены в каждом разделе программы.
Информация об используемом УМК
Уровень изучения
|
Название учебной программы
|
Вид учебной программы
|
Используемый учебник
|
Используемые пособия
|
базовый
|
Обществознание.5 – 9 классы.
Авторы
программы:
Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова
Л.Ф.- М.: Просвещение, 2013
|
Примерная
|
1) Боголюбов Л.Н., Иванова Л.Ф. Обществознание. 7
класс – М.: «Просвещение», 2013
2) Боголюбов Л.Н., Иванова Л.Ф. Обществознание. Электронное приложение к учебнику 7 класс(CD)
- М.:
«Просвещение», 2013.
3) Котова О.А., Лискова Т.Е. Обществознание. Рабочая тетрадь. – М., «Просвещение», 2013.
|
1) Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. и др. Обществознание.
Поурочные разработки. 7 класс.- М., «Просвещение», 2013
2) Буйволова И.Ю. Обществознание. 7 класс. Поурочное планирование.-
Волгоград, «Учитель», 2012
3) Поздеев А.В. Контрольно-измерительные материалы. Обществознание. 7
класс . М. «ВАКО», 2011.
|
Изучение обществознания в основной школе призвано
создать условия для полноценного выполнения выпускником типичных для подростка
социальных ролей; общей ориентации в актуальных общественных событиях и
процессах; нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения
гражданских обязанностей; первичного анализа и использования социальной
информации; сознательного неприятия антиобщественного поведения. Выпускник
основной школы должен получить достаточно полное представление о возможностях,
которые существуют в современном российском обществе для продолжения
образования и работы, для самореализации в многообразных видах деятельности, а
также об условиях достижения успеха в различных сферах жизни общества. Курс
призван помогать предпрофильному самоопределению. Содержание основного общего
образования по обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих
основные объекты изучения: общество и его основные сферы, положение
человека в обществе, правовое регулирование общественных отношений. Помимо
знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки,
умения, совокупность моральных норм и гуманистических ценностей; правовые
нормы, лежащие в основе правомерного поведения. Не менее важным элементом
содержания учебного предмета «Обществознание» является опыт познавательной и
практической деятельности, включающий работу с адаптированными источниками
социальной информации; решение познавательных и практических задач, отражающих
типичные социальные ситуации; учебную коммуникацию, опыт проектной деятельности
в учебном процессе и социальной практике.
Федеральный
базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 35часа
обязательного изучения обществознания на базовом уровне в 7-х классах
(из расчёта 1 час в неделю).
Изучение обществознания в основной школе направлено на достижение
следующих целей:
• развитие личности в
ответственный период социального взросления человека (10-15 лет), её
познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия
социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения
собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа
мышления, способности к самоопределению и самореализации;
• воспитание общероссийской идентичности, гражданской
ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и
демократическим ценностям, закреплённым в Конституции Российской Федерации
• освоение на уровне функциональной грамотности
системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе;
основных социальных ролях; о позитивно оцениваемых обществом качествах
личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах
человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений;
механизмах реализации и защиты прав человека в гражданина;
• формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных
задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной
деятельности; межличностных отношений; отношений между людьми различных
национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности;
правоотношений; семейно-бытовых отношений.
ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ КУРСА
«ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ». 7 КЛАСС.
Последовательность, предлагаемая в рабочей программе по обществознанию
для основной школы, обусловлена, помимо учёта общих принципов отбора содержания
и логики его развёртывания, также особенностями построения учебного содержания
курса для школьников-подростков.
В 7 классе школьники проходят важный рубеж своего социального
взросления: им исполняется 14 лет, они получают паспорт гражданина Российской
Федерации, расширяются их права в экономических отношениях, наступает уголовная
ответственность за некоторые виды преступлений. Соответственно предмет
«Обществознание» даёт им две необходимые на этом рубеже социализации темы.
Первая из них - «Регулирование поведения людей в обществе» -
представляет собой цикл уроков, рассчитанных на формирование первоначальных и в
определённой мере упорядоченных знаний о роли социальных норм в жизни человека
и общества. Материал темы включает сюжеты, раскрывающие вопросы о необходимости
соблюдения закона, о правах человека и, отдельно, о правах ребёнка. Специальный
урок посвящён необходимости подготовки учащегося к выполнению воинского долга.
Вторая тема - «Человек в экономических отношениях» - даёт представление
о таких проявлениях экономической жизни общества, как производство, обмен,
потребление. Особое внимание уделено рассмотрению основы экономики -
производству, в процессе которого реализуется её важнейшая роль в обществе - создание
материальных благ для удовлетворения потребностей людей. При изучении
экономических явлений акцент делается на раскрытии способов рационального
поведения основных участников экономики - потребителей и производителей. Кроме
того, программа предполагает раскрытие основной проблематики нравственных и
правовых отношений человека и природы (тема «Человек и природа»). .
Изучение содержания курса по обществознанию в основной школе должно
осуществляться во взаимосвязи с содержанием программ дополнительного
образования, деятельностью детских общественных организаций, реальной жизнью
школьного коллектива. Одной из задач этой работы выступает создание иммунитета
и формирование нетерпимости к правонарушениям, наркомании, другим негативным
явлениям.
Достижение поставленных целей, успешное овладение учебным содержанием
данного предмета предполагают использование разнообразных средств и методов
обучения. На первой ступени основной школы, когда учащиеся только
начинают систематическое изучение содержания курса по обществознанию, особое
значение приобретают методы, помогающие раскрытию и конкретизации
рассматриваемых понятий и положений, связи обобщённых знаний курса с личным
(пусть пока и небольшим) социальным опытом, с собственными наблюдениями детей в
с их уже сложившимися представлениями (а возможно, и со стереотипами в с
предубеждениями) о социальной жизни и поведении людей в обществе. Развитию у
учащихся 7-х классов готовности к правомерному и нравственно одобряемому
поведению поможет реконструкция и анализ с позиций норм морали и права типичных
социальных ситуаций, сложившихся практик поведения.
Особого внимания требует использование в учебном процессе компьютерных
технологий. Учителю важно хорошо представлять себе их образовательные
возможности и в то же время отчётливо осознавать границы их применения, уметь
органически сочетать эти технологии с традиционными методиками.
Программа по обществознанию
для основной школы призвана помочь выпускникам основной школы осуществить
осознанный выбор путей продолжения образования, а также будущей
профессиональной деятельности.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Тема 1. Регулирование
поведения людей в обществе (11 ч)
Социальные нормы в правила общественной
жизни. Общественные нравы, традиции и обычаи. Правила этикета и хорошие
манеры..Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии.
Конституционные обязанности гражданина. Механизмы реализации и защиты прав и
свобод человека и гражданина. Права ребёнка и их защита. Особенности правового
статуса несовершеннолетних. Необходимость соблюдения законов Закон и
правопорядок в обществе. Закон и справедливость.
Защита Отечества — долг и обязанность. Военная служба. Важность подготовки к
исполнению воинского долга. Дисциплина – необходимое условие существования
общества и человека. Общеобязательная и специальная дисциплина. Внешняя и
внутренняя дисциплина. Дисциплина, воля и самовоспитание.
Ответственность за нарушение законов. Законопослушный
человек. Противозаконное поведение. Преступления и проступки. Ответственность
несовершеннолетних.
Правоохранительные органы РФ. Судебные
органы РФ. Полиция. Адвокатура. Нотариат. Взаимоотношения органов
государственной власти и граждан.
Тема 2. Человек в экономических
отношениях (13 ч)
Основные участники экономики производители
и потребители. Натуральное и товарное хозяйство.
Высококвалифицированный и
малоквалифицированный труд. Слагаемые профессионального успеха. Заработная
плата и стимулирование труда. Взаимосвязь количества и качества труда.
Производство, производительность труда.
Факторы, влияющие на производительность труда. Роль разделения труда в развитии
производства. Новые технологии и их возможности. Издержки производства. Что и
как производить. Выручка и прибыль производителя.
Виды бизнеса. Роль предпринимательства в
развитии экономики. Формы бизнеса. Условия успеха в предпринимательской
деятельности. Этика предпринимателя.
Обмен. Товары и услуги. Стоимость, цена
товара. Условия выгодного обмена. Торговля и её формы. Реклама в современной
экономике.
Деньги. Исторические формы эквивалента
стоимости. Основные виды денег.
Экономика современной семьи. Ресурсы семьи.
Семейный бюджет. Источники доходов семьи. Обязательные и произвольные расходы.
Принципы рационального ведения домашнего хозяйства. Семейное потребление.
Прожиточный минимум. Страховые услуги, предоставляемые гражданам.
Тема 3. Человек и природа (5 ч)
Человек – часть природы. Значение природных
ресурсов как основ жизни и деятельности человечества. Проблема загрязнения
окружающей среды.
Охрана природы. Цена безответственного
отношения к природе. Главные правила экологической морали.
Законы РФ, направленные на охрану
окружающей среды. Участие граждан в природоохранительной деятельности.
Рабочая программа предусматривает
следующие виды контроля за знаниями и умениями учащихся: текущие, тематические
и итоговые.
Текущие виды контроля – это поурочные тесты, диктанты, доклады, сообщения, фронтальные
устные опросы, проверка схем, таблиц, развернутых планов, тезисов, конспектов,
кроссвордов, рабочих тетрадей, взаимопроверка, проверка групповых заданий,
защита презентаций.
Тематические виды контроля - тесты, проверочные работы, обобщающие уроки, практикумы.
Формы итогового
контроля: итоговое тестирование, презентации,
обобщающие уроки.
В
изучении данного курса будут использованы следующие
технологии:
1) проблемное обучение;
2) проведение дискуссий (диалогов);
3) технологии дифференцированного обучения;
4) технология
групповой деятельности;
5) технология
развивающего обучения;
6) технология
саморазвития личности;
7).технология
критического мышления
Программа
базового курса «Обществознание» способствует формированию у
учащихся метапредметных,
т.е. общеучебных умений и навыков, универсальных
способов
деятельности и ключевых компетенций, предметных и личностных
результатов.
ТРЕБОВАНИЯ
К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ
И ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
Личностными результатами выпускников основной
школы, формируемыми при изучении содержания курса, являются:
• мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества;
• заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и
процветании своей страны;
• ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к
Отечеству; необходимости поддержания гражданского мира и согласия; отношении к
человеку, его правам и свободам как высшей ценности; стремлении к укреплению
исторически сложившегося государственного единства; признании равноправия
народов, единства разнообразных культур; убеждённости в важности для общества
семьи и семейных традиций; осознании своей ответственности за страну перед нынешними
и грядущими поколениями.
Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками
основной школы проявляются в:
• умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от
постановки цели до получения и оценки результата);
• умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных
позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных
перспектив;
• способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные
способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных
социальных ролей, свойственных подросткам;
• овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог,
дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
• умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с
использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной
практике, на:
1) использование элементов причинно-следственного анализа;
2) исследование несложных реальных связей и зависимостей;
3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных
критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
4) поиск и извлечение нужной
информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
5) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в
таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др); выбор знаковых систем
адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
6) подкрепление изученных положений конкретными примерами:
7) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с
учётом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного
поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и
правовых норм, экологических требований;
8) определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование
своей точки зрения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы
содержания программы по обществознанию являются:
• относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и
областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
* знание ряда ключевых понятий об основных социальных объектах; умение
объяснять с опорой на эти понятия явления социальной действительности:
• знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного
выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей
дееспособности;
• умения находить нужную социальную информацию в педагогически отобранных
источниках; адекватно её воспринимать, применяя основные обществоведческие
термины и понятия: преобразовывать в соответствии с решаемой задачей
(анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные,
соотносить их с собственными знаниями); давать оценку общественным явлениям с
позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;
• понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей
в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии
общества;
• знание основных нравственных и правовых понятий, норм в правил, понимание их
роли как решающих регуляторов общественной жизни: умение применять эти нормы и
правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций; установка на
необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной
повседневной жизни;
• приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизм и
гражданственность;
• знание особенностей труда как
одного из основных видов деятельности человека, основных требований трудовой
этики в современном обществе, правовых норм, регулирующих трудовую деятельность
несовершеннолетних;
• понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
• понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с
другими способами познания;
• понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
• знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с
другими видами деятельности;
• знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе; умение
использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки
необходимой социальной информации;
• понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее
осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты,
аргументы, оценочные суждения;
• понимание значения коммуникации в межличностном общении;
• умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог,
участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
• знакомство с отдельными приёмами и техниками преодоления конфликтов.
Оборудование
•
Учебные столы.
•
Доска (с возможностью
магнитного крепления и зажима для плакатов)
•
Стеллажи и тумбочки для
хранения детских работ, художественных материалов, методического фонда.
Технические
средства
•
Диапроектор
•
Экран
•
Компьютер
•
Видеомагнитофон
•
Кадаскоп
•
Мультимедиа проектор
•
•
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА
•
•
Реализация
обозначенной цели курса ставит перед учителем задачи, решения которых
можно добиться при соответствующем материально-техническом
обеспечении.
•
Для
изучения курса «Обществознания » должны быть в наличии следующие объекты и средства материально-технического
обеспечения:
•
оборудование: ученические столы и стулья по
количеству учащихся, учительский стол, шкафы для хранения учебных
пособий, дидактических материалов и пр., настенные доски для
вывешивания иллюстративного материала;
•
технические средства обучения (предметы и
устройства, которые выполняют информационную, управляющую,
тренирующую, контролирующие функции в учебно-воспитательном процессе):
•
-классная доска с набором
приспособлений для крепления таблиц, картинок;
•
-демонстрационное оборудование,
предназначенное для одновременной демонстрации изучаемых объектов и
явлений группе обучаемых и обладающее свойствами, которые позволяют
видеть предмет или явление (компьютер/компьютеры, телевизор, музыкальный
центр, включающий в себя устройство для воспроизведения аудиокассет, CD и
DVD, мультипроектор, диапроектор ,экспозиционный экран и др.);
•
-вспомогательное оборудование и
устройства, предназначенные для обеспечения эксплуатации учебной техники, удобства
применения наглядных средств обучения, эффективной организации проектной
деятельности, в том числе принтер, сканер, фото-и видеотехника (по возможности)
и др.;
•
экранно-звуковые пособия, передающие содержание образования
•
через изображение,
звук, анимацию и кинестику:
•
-электронное пособие к каждому
модулю курса «Обществознания»;
•
- дополнительные мультимедийные
(цифровые) образовательные ресурсы, интернет-ресурсы, аудиозаписи,
видеофильмы, слайды, мультимедийные презентации, тематически связанные
ссодержанием курса;
•
библиотечный фонд (книгопечатная продукция):
•
-учебно-методические комплекты,
обеспечивающие изучение/
•
преподавание
учебного курса «обществознания» (комплексная программа, учебные пособия
дляучащихся, методическая/справочная литература для учителя идр.);
•
-нормативные документы,
регламентирующие взаимоотношения государства .
•
-специальные дополнительные пособия
для учителей и литература, предназначенная для оказания им информационной и
методической помощи (книги для учителя по истории, обществознанию, и
др.);
•
-научно-популярные книги, содержащие
дополнительный познавательный материал развивающего характера по
различным темам курса;
•
-хрестоматийные материалы,
включающие тексты художественных произведений, тематически связанные с
содержанием курса;
•
-документальные источники (фрагменты
текстов исторических письменных источников.);
•
-энциклопедическая и справочная
литература (философские и религиоведческие словари, справочники по теории
истории , биографии и значимых персоналий и др.);
-художественные альбомы, содержащие
иллюстрации к основным разделам курса;
•
печатные пособия, в том числе картографические издания,
иллюстративные материалы, карты.
•
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.