ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по предмету
«Обществознание (включая экономику и право)» для учащихся 7 класса составлена
на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего
образования, Примерной программы основного общего образования по обществознанию
и авторской программы Л.Н.Боголюбов, Н.И.Городецкая, Л.Ф.Иванова и др.
Программы общеобразовательных учреждений. Обществознание. 6-11 классы.-2-е
издание.- М.: Просвещение, 2010.-46 с.
Изучение предмета
«Обществознание (включая
экономику и право)» в 7 классе направлено на достижение следующей цели: формирование
у учащихся адекватной картины современного социума как сложного многоуровневого
механизма.
Для
достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1.
заложить у обучающихся
комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: правовое регулирование
общественных отношений, человек в сфере экономических отношений;
2.
сформировать представление о
генезисе общественных отношений и основных подсистемах общества на эмпирическом
уровне;
3.
продолжить формировать социальные навыки, правовые нормы, лежащие в
основе правомерного поведения и опыт познавательной и практической
деятельности, направленный на решение познавательных и практических задач,
отражающих типичные социальные ситуации;
4.
способствовать воспитанию
патриотизма, гражданственности, социальной ответственности;
5.
способствовать развитию
духовно – нравственных начал личности, политической и правовой культуры.
Рабочая
программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:
-
Обществознание. 7 класс: учеб. для общсобразоват. учреждений /
Л. Н. Боголюбов [и др.] ; под ред. Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой ; Рос.
акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». - М. : Просвещение,
2010.
-
Обществознание. 7 класс : рабочая тетрадь для учащихся
общеобразоват. учреждений / О. А. Котова, Т. Е. Лискова. - М.: Просвещение,
2010.
-
Обществознание. 7 класс: поурочные разработки: пособие для
учителей общеобразоват. учреждений / Л. Н. Боголюбов [и др.] ; под ред. Л. Ф.
Ивановой. - М. : Просвещение, 2010.
При
планировании учебных занятий необходимо учитывать возрастные особенности
учащихся.
У семиклассников формируется и развивается способность активно, самостоятельно
мыслить, рассуждать, сравнивать, делать глубокие обобщения и выводы.
В процессе
учения подросток приобретает способность к сложному аналитико-синтетическому
восприятию (наблюдению) предметов и явлений. Существенные изменения в
подростковом возрасте претерпевают память и внимание. Нарастает умение
организовывать и контролировать свое внимание, процессы памяти, управлять ими.
В подростковом возрасте замечается значительный прогресс в запоминании
словесного и абстрактного материала. Подростков очень привлекает возможность
расширить, обогатить свои знания, проникнуть в сущность изучаемых явлений,
установить причинно-следственные связи. Подростки испытывают большое
эмоциональное удовлетворение от исследовательской деятельности. Им нравится
мыслить, делать самостоятельные открытия.
В учении
формируется общие интеллектуальные способности, особенно понятное теоретическое
мышление. Это происходит за счет усвоения понятий, совершенствования
пользоваться ими, рассуждать создает хорошую базу для последующего развития
умений и навыков в тех видах деятельности, где эти знания практически
необходимы.
Учащиеся
7-х классов имеют разный уровень знаний и владений учебными компетенциями,
поэтому необходимо использовать дифференцированный метод к организации
продуктивной работы учащихся в парах, группах и индивидуально.
Для
учащихся, имеющих особые образовательные нужды необходимо подбирать фактические
сведения таким образом, чтобы обеспечить усвоение основных знаний. В работе с
этими детьми будет применяться индивидуальный подход как при отборе учебного
содержания, адаптируя его к интеллектуальным особенностям детей, так и при
выборе форм и методов его освоения, которые должны соответствовать их
личностных и индивидным особенностям: дефицит внимания, медленная
переключаемость внимания, недостаточная сформированность основных
мыслительных функций (анализ, сравнение, выделение главного), плохая память.
Основная
масса учащихся класса – это дети со средним и высоким уровнем способностей и
высокой мотивацией учения. Небольшая группа учеников (3 человека) - с низким
уровнем способностей и средней мотивацией учения. Они отличаются слабой
организованностью, недисциплинированностью, часто безответственным отношением к
выполнению учебных, особенно, домашних заданий. В организации работы с этой
группой обучающих учтен и тот факт, что они не отличаются высоким уровнем
самостоятельности в учебной деятельности и более успешны в работе по образцу,
нежели чем в выполнении заданий творческого характера. Эти ребята часто не
уверены в себе, мнительны, боятся ошибиться и с трудом переживают собственные
неуспехи. В целях коррекции и нивелирования этих их особенностей отдельные темы
ребята будут изучать самостоятельно с использованием индивидуальных
образовательных программ.
Общая характеристика учебного предмета
Курс «Обществознание» для основной школы представляет
собой один из рекомендованных Министерством образования и науки Российской
Федерации вариантов реализации новой структуры дисциплин
социально-гуманитарного цикла. Этот курс интегрирует современные социологические,
экономические, политические, правовые, этические, социально-психологические
знания в целостную, педагогически обоснованную систему, рассчитанную на обучающихся
подросткового возраста. Он содержит обусловленный рамками учебного времени
минимум знаний о человеке и обществе, необходимых для понимания самого себя,
других людей, процессов, происходящих в окружающем природном и социальном
мире, для реализации гражданских прав и обязанностей.
Изучение обществознания в
7 классе - это второй этап, который ориентирован на более сложный круг вопросов
и не только сопровождает процесс социализации, но и способствует с учетом
возрастных рубежей изменению социального статуса, социального опыта,
познавательных возможностей учащихся.
Место
предмета в учебном плане
Рабочая программа рассчитана на 34 часа, 1 час в неделю.
Из них 4 часа отведено для проведения контрольных работ. Педагогические технологии, используемые в учебном
процессе:
-
личностно-ориентированное
развивающее обучение (И.С.Якиманская);
-
технология
развитие критического мышления (Ч. Темпл,
Д. Стил, К. Мередит);
-
информационно-коммуникационные
технологии (ИКТ);
-
метод
проектов (Дж.Дьюи).
Формы обучения: фронтальная,
индивидуальная, групповая, дистанционная. Методы обучения:
информационно-рецептивный, репродуктивный, эвристический, исследовательский,
метод проблемного изложения.
Виды и формы контроля
Рабочей программой предусмотрен входной,
текущий, итоговый контроль. Для контроля знаний используются следующие формы:
устный опрос, самостоятельная, практическая и лабораторная работа, диктант,
работа с контурной картой, тестирование, контрольная работа, анализ источников,
решение познавательных задач, работа с документами, зачеты.
Ценностные ориентиры содержания
учебного предмета:
- Ценность патриотизма.
Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность
служить ей.
- Ценность гражданственности
– осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства;
чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через
содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её
жизни и её народу.
- Ценность жизни – признание
человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим
людям и к природе.
- Ценность добра –
направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие
как проявление любви.
- Ценность свободы, чести и
достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.
- Ценность истины – это
ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в
суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений.
Приоритетность знания, установления истины, самопознание как ценность – одна из
задач образования, в том числе литературного.
- Ценность семьи. Семья –
первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда.
Содержание исторического образования способствует формированию эмоционально-позитивного
отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной
ответственности.
- Ценность труда и
творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние
нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия
ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами
учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость,
ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в
целом и к научному, в частности.
- Ценность человечества.
Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового
сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество,
толерантность, уважение к многообразию иных культур.
Требования к
результатам освоения курса
ученик
должен знать /понимать:
• социальные свойства человека, его
взаимодействие с другими людьми;
• сущность общества как формы совместной
деятельности людей;
• характерные черты и признаки основных сфер
жизни общества;
• содержание и значение социальных норм,
регулирующих общественные отношения;
уметь:
-
описывать основные
социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как
социально-деятельное существо; основные социальные роли;
-
сравнивать социальные
объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
-
объяснять взаимосвязи
изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества,
общества и природы, сфер общественной жизни);
-
приводить примеры
социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций,
регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных
сферах;
-
оценивать поведение людей
с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
-
решать познавательные и
практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные
ситуации в различных сферах деятельности человека;
-
осуществлять поиск
социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы
СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной
информации факты и мнения;
-
самостоятельно составлять
простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т. п.);
использовать приобретенные знания и умения в
практической деятельности и повседневной жизни:
-
для полноценного
выполнения типичных для подростка социальных ролей;
-
общей ориентации в
актуальных общественных событиях и процессах;
-
нравственной и правовой
оценки конкретных поступков людей;
-
реализации и защиты прав
человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
-
первичного анализа и
использования социальной информации.
В процессе изучения курса у
учащихся должны сформироваться:
- знания и представления о нормах российского
законодательства;
- знания, достаточные для защиты прав, свобод и
законных интересов личности;
- коммуникативные способности; способность к
творческому мышлению и деятельности в ситуациях с незаданным результатом.
Реализация
рабочей программы способствует:
- развитию личности в период ранней юности, ее
духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа
мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка,
способности к самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных
и гуманитарных дисциплин;
- воспитанию общероссийской идентичности,
гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, уважения к
социальным нормам, приверженности к гуманистическим и демократическим
ценностям, закрепленным в Конституции РФ;
- освоению системы знаний об экономической и
иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании
общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и
выполнения социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения
социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы
среднего и высшего профессионального образования и самообразования.
Учебно-тематический
план.
№ п/п
|
Наименование
раздела
|
Количество
часов
|
Вид занятий
|
теорети-ческие
|
практичес-кие
|
1
|
Человек и другие люди
|
5
|
3
|
2
|
2
|
Человек и закон
|
11
|
7
|
4
|
3
|
Человек и экономика
|
10
|
6
|
4
|
4
|
Человек и природа
|
4
|
3
|
1
|
5
|
Контрольные работы
|
4
|
|
4
|
|
Итого
|
34
|
19
|
15
|
Содержание учебного курса
Тема 1. Человек и другие люди (5 ч)
+ 1к/р
Межличностные отношения. Роль чувств в отношениях
между людьми. Сотрудничество и соперничество.
Социальные группы (большие и малые). Одноклассники,
сверстники, друзья. Группы формальные и неформальные. Лидеры. Групповые нормы.
Общение - форма отношения человека к окружающему
миру. Цели общения. Средства общения. Особенности общения со сверстниками,
старшими и младшими.
Человек среди других людей. Солидарность, лояльность,
толерантность, взаимопонимание.
Конфликты, причины их возникновения. Агрессивное
поведение. Конструктивное разрешение конфликта. Как победить обиду и установить
контакт.
Контрольная работа.
Тема 2. Человек и закон (11 ч) + 1
к/р
Социальные нормы. Многообразие правил поведения.
Привычки, обычаи, ритуалы, обряды. Правила этикета и хорошие манеры.
Права и свободы человека и гражданина в России, их
гарантии Конституционные обязанности гражданина. Права ребенка и их защита.
Особенности правового статуса несовершеннолетних. Механизмы реализации и защиты
прав и свобод человека и гражданина.
Понятие правоотношений. Признаки и виды правонарушений.
Понятие и виды юридической ответственности. Необходимость соблюдения законов.
Закон и правопорядок в обществе. Закон и справедливость.
Защита Отечества. Долг и обязанность. Регулярная армия.
Военная служба. Важность подготовки к исполнению воинского долга.
Международно-правовая защита жертв войны.
Дисциплина - необходимое условие существования общества
и человека. Общеобязательная и специальная дисциплина. Внешняя и внутренняя
дисциплина. Дисциплина, воля и самовоспитание.
Ответственность за нарушение законов. Знать закон
смолоду. Законопослушный человек. Противозаконное поведение. Преступления и
проступки. Ответственность несовершеннолетних.
Защита правопорядка. Правоохранительные органы на
страже закона. Судебные органы. Милиция. Адвокатура. Нотариат. Взаимоотношения
органов государственной власти и граждан.
Контрольная работа.
Тема 3. Человек и экономика (10ч) +
1 к/р
Экономика и ее роль в жизни общества. Натуральное и
товарное хозяйство. Основные участники экономики - потребители, производители.
Мастерство работника. Высококвалифицированный и
малоквалифицированный труд. Слагаемые профессионального успеха. Заработная
плата и стимулирование труда. Взаимосвязь количества и качества труда.
Производство, производительность труда. Факторы,
влияющие на производительность труда. Роль разделения труда в развитии производства.
Издержки производства. Что и как производить. Выручка и прибыль производителя.
Виды бизнеса. Роль предпринимательства в развитии
экономики. Формы бизнеса. Условия успеха в предпринимательской деятельности.
Обмен. Товар, стоимость, цена товара. Условия выгодного
обмена. Торговля и ее формы. Реклама в современной экономике.
Деньги. Исторические формы эквивалента стоимости.
Основные виды денег. Функции денег.
Экономика современной семьи. Ресурсы семьи. Личное
подсобное хозяйство. Семейный бюджет. Источники доходов семьи. Обязательные и
произвольные расходы. Принципы рационального ведения домашнего хозяйства.
Контрольная работа.
Тема 4. Человек и природа (4 ч) + 1
к/р
Человек — часть природы. Взаимодействие человека и
природы. Проблема загрязнения окружающей среды.
Охранять природу — значит охранять жизнь. Цена
безответственного отношения к природе. Главные правила экологической морали.
Значение земли и других природных ресурсов как основы
жизни и деятельности человечества.
Законы Российскрй Федерации, направленные на охрану
окружающей среды. Участие граждан в природоохранительной деятельности.
Контрольная работа.
Критерии
оценивания ответов по обществознанию
Критерии
|
5 (отл.)
|
4 (хор.)
|
3 (уд.)
|
2 (неуд.)
|
1.Организация ответа (введение, основная часть, заключение)
|
Удачное использование правильной структуры ответа (введение - основная часть
- заключение); определение темы; ораторское искусство (умение говорить)
|
Использование структуры ответа, но не всегда удачное; определение темы; в ходе
изложения встречаются паузы, неудачно построенные предложения, повторы слов
|
Отсутствие некоторых элементов ответа; неудачное определение темы или её
определение после наводящих вопросов; сбивчивый рассказ, незаконченные
предложения и фразы, постоянная необходимость в помощи учителя
|
Неумение сформулировать вводную часть и выводы; не может определить даже с
помощью учителя, рассказ распадается на отдельные фрагменты или фразы
|
2. Умение анализировать и делать выводы
|
Выводы опираются не основные факты и являются обоснованными; грамотное
сопоставление фактов, понимание ключевой проблемы и её элементов; способность
задавать разъясняющие вопросы; понимание противоречий между идеями
|
Некоторые важные факты упускаются, но выводы правильны; не всегда факты сопоставляются
и часть не относится к проблеме; ключевая проблема выделяется, но не всегда
понимается глубоко; не все вопросы удачны; не все противоречия выделяются
|
Упускаются важные факты и многие выводы неправильны; факты сопоставляются
редко, многие из них не относятся к проблеме; ошибки в выделении ключевой
проблемы; вопросы неудачны или задаются только с помощью учителя; противоречия
не выделяются
|
Большинство важных фактов отсутствует, выводы не делаются; факты не
соответствуют рассматриваемой проблеме, нет их сопоставления; неумение
выделить ключевую проблему (даже ошибочно); неумение задать вопрос даже с
помощью учителя; нет понимания противоречий
|
3.Иллюстрация своих мыслей
|
Теоретические положения подкрепляются соответствующими фактами
|
Теоретические положения не всегда подкрепляются соответствующими фактами
|
Теоретические положения и их фактическое подкрепление не соответствуют друг
другу
|
Смешивается теоретический и фактический материал, между ними нет соответствия
|
4. Научная корректность (точность в использовании фактического материала)
|
Отсутствуют фактические ошибки; детали подразделяются на значительные и
незначительные, идентифицируются как правдоподобные, вымышленные, спорные,
сомнительные; факты отделяются от мнений
|
Встречаются ошибки в деталях или некоторых фактах; детали не всегда
анализируются; факты отделяются от мнений
|
Ошибки в ряде ключевых фактов и почти во всех деталях; детали приводятся, но
не анализируются; факты не всегда отделяются от мнений, но учащийся понимает
разницу между ними
|
Незнание фактов и деталей, неумение анализировать детали, даже если они
подсказываются учителем; факты и мнения смешиваются и нет понимания их
разницы
|
5. Работа с ключевыми понятиями
|
Выделяются все понятия и определяются наиболее важные; чётко и полно
определяются, правильное и понятное описание
|
Выделяются важные понятия, но некоторые другие упускаются; определяются
чётко, но не всегда полно; правильное и доступное описание
|
Нет разделения на важные и второстепенные понятия; определяются, но не всегда
чётко и правильно; описываются часто неправильно или непонятно
|
Неумение выделить понятия, нет определений понятий; не могут описать или не
понимают собственного описания
|
6. Причинно-следственные связи
|
Умение переходить от частного к общему или от общего к частному; чёткая
последовательность
|
Частичные нарушения причинно-следственных связей; небольшие логические
неточности
|
Причинно-следственные связи проводятся редко; много нарушений в последовательности
|
Не может провести причинно-следственные связи даже при наводящих вопросах,
постоянные нарушения последовательности
|
Критерии оценки устного ответа:
·
глубокий,
с привлечением дополнительного материала и проявлением гибкости мышления ответ
ученика оценивается пятью баллами;
·
твердое
знание материала в пределах программных требований – четырьмя баллами;
·
неуверенное
знание, с несущественными ошибками и отсутствием самостоятельности суждений
оценивается – тремя баллами;
·
наличие
в ответе школьника грубых ошибок, проявление непонимания сути, не владение
навыком оценивается отрицательно, отметкой «2»;
·
отсутствие
знаний, умений, навыков и элементарного прилежания влечет за собой единицу
(используется очень редко).
Критерии оценки работы на уроке:
·
участие
учащегося в процессе урока и безошибочное выполнение заданий оценивается пятью
баллами;
·
активное
участие в процессе урока с допущением каких-либо ошибок в процессе выполнения
задания – четырьмя баллами;
·
неуверенное
участие в процессе урока и отсутствие самостоятельной активности – тремя
баллами;
·
полное
отсутствие активности - отметка «2»;
Критерии оценки тестового задания:
·
75-100%
- отлично «5»;
·
60-74%
- хорошо «4»
·
50-59%
- удовлетворительно «3»;
·
менее
50% - неудовлетворительно «2»;
Критерии оценки сообщения или проекта:
·
глубокий,
самостоятельный, с привлечением дополнительного материала и проявлением
гибкости мышления ответ ученика, оценивается пятью баллами;
·
привлечение
дополнительного материала, неуверенный ответ – четырьмя баллами;
·
выполнена
работа в письменном виде, отсутствие ответа, при этом ответы на дополнительные
вопросы – тремя баллами;
·
полное
отсутствие работы - отметка «2».
Критерии
выведения четвертных и годовых оценок
Отметка «5»
|
Отметка «4»
|
Отметка «3»
|
-активная
и правильная работа обучающегося на уроке;
- выполнение дополнительных заданий в виде сообщений и проектов
- высокий уровень знания базового материала.
|
-
активная, но иногда с ошибками работа обучающегося на уроке;
- выполнение дополнительных заданий по желанию;
- высокий уровень знания базового материала.
|
-
отсутствие самостоятельной активности на уроке;
- отсутствие выполнения дополнительных заданий;
- низкий уровень знания базового материала.
|
График
проведения контроля
№
п/п
|
Дата
|
Тема
|
Вид работы
|
1.
|
18.09
|
Ты и твои товарищи
|
Практическая работа
|
2.
|
09.10
|
Человек и другие люди
|
Контрольная работа
|
3.
|
13.11.
|
Права и обязанности граждан
|
Терминологический диктант
|
4.
|
27.11
|
Почему важно соблюдать законы
|
Практическая работа
|
5.
|
18.12
|
Человек и закон
|
Контрольная работа
|
6.
|
22.01
|
Кто стоит на страже закона
|
Тестирование
|
7.
|
05.02
|
Экономика и ее основные участники
|
Мини-сочинение
|
8.
|
26.02
|
Виды и формы бизнеса
|
Практическая работа
|
9.
|
05.03
|
Виды и формы бизнеса
|
Тестирование
|
10.
|
12.03
|
Обмен, торговля, реклама
|
Проект
«Для чего нужно учиться»
|
11.
|
19.03
|
Человек и экономика
|
Контрольная работа
|
12.
|
09.04
|
Экономика семьи
|
Практическая работа
|
13.
|
16.04
|
Экономика семьи
|
Мини сочинение
|
14.
|
30.04
|
Воздействие человека на природу
|
Терминологический диктант
|
15.
|
07.05
|
Закон на страже природы.
|
Тестирование
|
16.
|
21.05
|
Человек и
общество. На страже природы
|
Контрольная работа
|
Учебно-методическое и
материально-техническое обеспечение образовательного процесса
1.
Цифровые и
электронные средства
Обществознание.
Рекомендации. Разработки / Н. Ю. Бухарева [и др.]. - Волгоград : Учитель, 2010.
- (Методики. Материалы к урокам). - 1 электрон, опт. диск (CD-ROM).
Обществознание.
Сетевая версия «Учитель + 15 учеников». Тематические тесты. Редактор тестов /
сост. Н. А. Скобелина. - Волгоград : Учитель, 2010. - (Сетевой тестовый
контроль). - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
Обществознание. Курс лекций : учеб. пособие / А. Ю. Ларин, О.
Е. Боровик. - М. : Книжный мир, 2010.-1 электрон, опт. диск (CD-ROM).
2. Технические средства обучения.
- Телевизор.
- Магнитофон.
- Аудиоцентр.
- Персональный
компьютер.
- Мультимедийный
проектор.
- Мультимедийная
доска SMART.
3.
Учебно-практическое
оборудование.
-
Аудиторная доска с
магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц и карт.
-
Штатив для карт и таблиц.
-
Укладка для
аудиовизуальных средств (слайдов, кассет и др.). Ящики для хранения таблиц.
4.
Методические пособия для
учителя:
1.
Боголюбов, Л. Н.
Общая методика преподавания обществознания в школе / Л. Н. Боголюбов, Л. Ф.
Иванова, А. Ю. Лазебникова. –
М. :
Дрофа, 2008.
2.
Лазебникова, А. Ю.
Современное школьное обществознание : метод, пособие для учителя с дидакт.
материалами / А. Ю. Лазебникова. - М. : Школа-Пресс, 2000.
3.
Прутченков, А. С.
Свет мой, зеркальце, скажи... : метод, разработки социально-психолог. тренингов
/ А. С. Прутченков. - М. : Новая школа, 1996.
4.
Прутченков, А. С.
Наедине с собой. Психологические тесты и психотехнические упражнения для
подростков и старшеклассников / А. С. Прутченков. - М. : Российское
педагогическое агентство, 1996.
5.
Прутченков, А. С.
Школа жизни : метод, разработки социально-психолог. тренинга / А. С.
Прутченков. -М. : Международная Педагогическая Академия, 1998.
6.
Поздеев, А. В.
Поурочные разработки по обществознанию : 7 класс : к учеб.-метод, комплекту Л.
Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой. - М. : ВАКО, 2010.
7.
Сборник нормативных
документов. Обществознание. Примерные программы по общество- знанию :
Федеральный компонент государственного стандарта. Федеральный базисный учебный
план и примерные учебные планы. - М. : Дрофа, 2008.
8.
Суворова, Н. Г.
Методическое пособие по курсу «Основы правовых знаний» для учителей 7 класса
школ гуманитарного профиля / Н. Г. Суворова. - М. : Вита, 2003.
9.
Примерные
программы основного общего образования. Обществознание. 5-9 классы. - М.: Просвещение, 2010.
10. Правовое воспитание школьников : 5-9 классы : конспекты
занятий / сост. О. В. Летнева. - Волгоград: Учитель, 2006.
11. Обществознание. Право. Экономика : сб. материалов по
реализации федерального компонента государственного стандарта общего
образования в общеобразовательных учреждениях Волгоградской области /
авт.-сост. Е. И. Колусева, Т. А. Корнева. - Волгоград : Учитель, 2006. - 123 с.
Дополнительная
литература для учителя:
1.
Гражданский кодекс
Российской Федерации.
2.
Кодекс об
административных правонарушениях.
3.
Конституция
Российской Федерации.
4.
Семейный кодекс
РФ.
5.
Трудовой кодекс
РФ.
6.
Александрова, И. Ю.
Обществознание. Интенсивный курс / И. Ю. Александрова, В. В. Владимирова, Л.
Ш. Лозовский. - М: Айрис-Пресс, 2010.
7.
Бекешев, К. А.
Обществознание : учеб. пособие / К. А. Бекешев. - М.: Проспект, 2010.
8.
Лозовский, Л. Ш.
Практикум по обществознанию : вопросы и ответы; тесты с решениями / Л. Ш.
Лозовский, Б. А. Райзберг. - М.: Рольф Айрис-Пресс,
2010.
9.
Сычев, А. А.
Обществознание: учеб. пособие / А. А. Сычев. - М. : Альфа-М,
ИНФРА-М, 2010.
10. Тюляева, Т. И. Обществознание : настольная книга учителя /
Т. И. Тюляева. - М.: Астрель, 2010.
Дополнительная литература для учащихся:
1.
Домашек, Е. В.
Школьный справочник по обществознанию / Е. В. Домашек. - Ростов н/Д. : Феникс,
2010.
2. Сазонова, Г.
Г. Обществознание в
таблицах и схемах / Г. Г. Сазонова. - М.: Виктория Плюс, 2007.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.