Главная / Обществознание / Рабочая программа по обществознанию 6-9 классы

Рабочая программа по обществознанию 6-9 классы

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №24

с углубленным изучением отдельных предметов»


Приложение к ООП


Рассмотрено на заседании ШМО учителей обществоведческих дисциплин

Руководитель МО

_________Агибалова Л.П.


Протокол от

«___»_________20_____г. № ___


Согласовано

Заместитель директора по УВР МАОУ «СОШ №24 с УИОП»

_____ Моногарова С.Н.



Рассмотрено

на заседании педагогического совета школы


Протокол

от «___» _____ 20__ г.

№___


Утверждаю

Директор МАОУ «СОШ №24 с УИОП»

_______Латынина О.И.


Приказ

от «___»______20___ г. № ___










Рабочая программа

по обществознанию

6-9 классы

Общеобразовательный уровень

Нормативный срок освоения – 4 года


Разработчик:

Агибалова Л.П.,

учитель истории и обществознания








Старый Оскол

2014

Пояснительная записка


Рабочая программа составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования и авторской программы по обществознанию среднего (полного) общего образования 6-11 классы (под редакцией Л.Н. Боголюбова, Н.И. Городецкой, Л. Ф. Ивановой, А.И. Матвеева), Москва «Просвещение», 2010 год.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта. Она рассчитана на 140 часов для обязательного изучения учебного предмета «Обществознание» на этапе основного общего образования. В том числе: в VI, VII, VIII - 35 часов, IX классах по 34 часа, из расчета 1 учебный час в неделю.

Примерная программа рассчитана на 140 учебных часов. При этом в ней предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 23 учебных часов (или 16%) для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий.


Цель: сформировать у школьников общеучебные умения и навыки, универсальные способы деятельности и ключевые компетенции.


Задачи:


  • - развитие личности в ответственный период социаль­ного взросления человека (11 —15 лет), ее познаватель­ных интересов, критического мышления в процессе вос­приятия социальной (в том числе экономической и пра­вовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического обра­за мышления, способности к самоопределению и саморе­ализации;

  • - воспитание общероссийской идентичности, граждан­ской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Фе­дерации;

  • - освоение на уровне функциональной грамотности сис­темы необходимых для социальной адаптации знаний: об обществе; основных социальных ролях; о позитивно оце­ниваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности- овладение умениями познавательной, коммуникатив­ной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;

  • - формирование опыта применения полученных зна­ний для решения типичных задач в области социальных отношений, экономической и гражданско-общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероиспове­даний, самостоятельной познавательной деятельности, правоотношений, семейно-бытовых отношений.



Требования к уровню подготовки учащегося:

В результате изучения обществознания (включая экономику и право) на базовом уровне ученик должен:

6 класс:


знать/понимать:


-социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;

- сущность общества как формы совместной деятельности людей;

- содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения;


уметь:


-описывать человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;

-сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;

- объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействие общества и природы, человека и общества);

- оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм;

- решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;

- осуществлять поиск информации по заданной теме, используя различные

носители (СМИ, учебный текст и т.д.);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и по­вседневной жизни для: - полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей; - нравственной оценки конкретных поступков людей; реализации и защиты, прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских' обязанностей; первичного анализа и использования социальной информации; сознательного неприятия антиобщественного поведения


7 класс:

  • Выделять главную мысль, составлять план;

  • Описывать изучаемый объект;

  • Сравнивать социальные объекты или источники;

  • Знать основные обществоведческие термины, распознавать и употреблять их;

  • Знать основные положения и понятия, отражающие природу человека, его взаимодействие с другими людьми, функционирование и развитие общества, характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;

  • Характеризовать (описывать) общество как форму жизнедеятельности людей; Объяснять взаимосвязь общества и природы; сфер общественной жизни.

  • характеризовать (описывать) основные сферы общественной жизни; социальную структуру общества; социальные конфликты; семью как малую группу; виды органов государства; социальные нормы; гражданские права; свобода; закон; армия;


8 класс:

Знать/понимать

• социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;

• сущность общества как формы совместной деятельности людей;

• характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;

• содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.

Уметь

описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;

сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;

объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);

приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;

оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека

осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;

самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т.п.).

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;

• общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;

• нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;

• реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей

• первичного анализа и использования социальной информации;

9 класс:

Знать/понимать

• сознательно организация своей познавательной деятельности (от постановки цели до получения и оценки результата);

 владение такими видами публичных выступлений, как высказывания, монолог, дискуссия, следование этическим нормам и правилам ведения диалога;

 выполнение познавательных и практических заданий, в том числе с использованием проектной деятельности, и на уроках, и в доступной социальной практике:

– на использование элементов причинно-следственного анализа;

– на исследование несложных реальных связей и зависимостей;

– на определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;

– на перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;

– на объяснение изученных положений на конкретных примерах;

– на оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде, выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;

– на определение собственного отношения к явлениям современной жизни, социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;

• сущность общества как формы совместной деятельности людей;

• характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;

• содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;

• общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;

• нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;

• реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей

• первичного анализа и использования социальной информации;


Учебно-тематическое планирование:



6 класс


№ п/п

Наименование раздела и тем

Часы учебного времени

Примечание: проверочные работы

1

Человек

10

1

2

Семья

4


3

Школа

3

1

4

Труд

5


5

Родина

6

1

6

Добродетели

5

1


Повторение

2



Итого

35




7 класс


№ п/п

Наименование раздела и тем

Часы учебного времени

Примечание: проверочные работы

1

Введение. Как работать с учебником.

1


2

Человек и другие люди

8

1

3

Человек и закон

14

1

4

Человек и экономика

8

1

5

Человек и природа

4

1


Итого

35

4


Повторение

2



Итого

35






8 класс



№ п/п

Наименование раздела и тем

Часы учебного времени

Примечание: проверочные работы

1

Введение

1


2

Личность и общество.

4

1

3

Сфера духовной культуры

11

1

4

Экономика

13

1

5

Социальная сфера.

6

1


Итого

35



Итого

35



9 класс



№ п/п

Наименование раздела и тем

Часы учебного времени

Примечание: проверочные работы

1

Политика и социальное управление

10

1

2

Право

24

3


Итого

34





Содержание программы:


ПЕРВЫЙ ЭТАП (6 класс)

ВВЕДЕНИЕ В ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ (35 час)



Тема 1. «Человек» (10 ч.)


      Человек родился. Зачем человек рождается. Что такое наследственность. Наследственность — биологическая сущность всех людей. Можно ли влиять на наследственность.
      Человек — личность. Что такое личность. Индивидуальность — плохо или хорошо? Сильная личность — какая она?
      Особый возраст: отрочество. Легко ли быть подростком? Отрочество — пора мечтаний. Самостоятельность — показатель взрослости. Всегда ли самостоятельность приносит пользу. Нужны ли сегодня рыцари.
      Учимся общаться.
      Познай самого себя. Познание мира и себя. Что такое самосознание. На что ты способен.
      Учимся узнавать и оценивать себя.
      Человек и его деятельность. «Птицу узнают по полету, а человека — по работе». «Пчела мала, да и та работает». Жизнь человека многогранна...
      Учимся правильно организовывать свои занятия.
      Что человек чувствует, о чем размышляет.
      Какие бывают потребности. «Не место красит человека...». Мир мыслей. Мир чувств.
      Учимся размышлять.


Тема 2. «Семья» (4 ч.)


      Семья — ячейка общества. Зачем люди создают семьи. Семья и государство. Если семья не выполняет своих обязанностей. Какие бывают семьи.
      Семейное хозяйство. Семейные заботы. Каким должен быть хозяин дома. Как хозяйствовать по правилам.
      Учимся помогать вести семейное хозяйство.
      Делу время — потехе час. Что такое свободное время. Свободное время и занятия физкультурой. Свободное время и телевизор. Своими руками. Что такое хобби.


Тема 3. «Школа» (3 ч.)


      Профессия — ученик. Школьное образование. О чем рассказала бабушка. Чему учит школа. Учись учиться.
      Одноклассники, сверстники, друзья. Ты и другие ребята. Слово не воробей.
      Учимся дружно жить в классе.

Тема 4. «Труд» (5 ч.)


      Труд — основа жизни. Каким бывает труд. Что создается трудом. Как оценивается труд. Богатство и бедность. Богатство обязывает.
      Учимся трудиться и уважать труд.
      Труд и творчество. Что такое творчество. Мастер и ремесленник. Творчество в искусстве.
      Учимся творчеству.
      На пути к жизненному успеху. Слагаемые жизненного успеха. Привычка к труду помогает успеху. Готовимся выбирать профессию. Поддержка близких — залог успеха. Выбор жизненного пути.


Тема 5. «Родина» (6 ч.)


      Что значит быть патриотом. Наша Родина — Российская Федерация. Русский язык — государственный. За что мы любим свою страну.
      Символика России. Герб России. Флаг. Гимн.
      Гражданин — Отечества достойный сын. Гражданин. Права и обязанности граждан России. Моя хата с краю?
      Учимся быть достойными гражданами.
      Мы — многонациональный народ. Что говорит закон. Мы — дети разных народов, мы — один народ. Многонациональная культура России. Что такое национальность.
      Учимся уважать людей любой национальности.


Тема 6. «Добродетели» (5 ч.)


      Человек славен добрыми делами. Что такое добро. Кого называют добрым. Доброе — значит хорошее. Главное правило доброго человека.
      Учимся делать добро.
      Будь смелым. Что такое страх. Смелость города берет. Имей смелость сказать злу «нет».
      Учимся быть терпимыми.
      Что такое человечность. Гуманизм — уважение и любовь к людям. Прояви внимание к старикам.
      Заключительное занятие.


ВТОРОЙ ЭТАП 7-9 класс

ОСНОВЫ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ (105 час)


7 класс (35 ч)

Тема 1. Человек и другие люди (5ч)

Межличностные отношения. Роль чувств в отношениях между людьми. Сотрудничество и соперничество.

Социальные группы (большие и малые). Одноклассники, сверстники, друзья. Группы формальные и неформальные. Лидеры. Групповые нормы.

Общение — форма отношения человека к окружающему миру. Цели общения. Средства общения. Особенности общения со сверстниками, старшими и младшими.

Человек среди других людей. Солидарность, лояльность, толерантность, взаимопонимание.

Конфликты, причины их возникновения. Агрессивное поведение. Конструктивное разрешение конфликта. Как победить обиду и установить контакт

Тема 2. Человек и закон (11 ч)

Социальные нормы. Многообразие правил поведения. Привычки, обычаи, ритуалы, обряды. Правила этикета и хорошие манеры.

Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Права ребенка и их защита. Особенности правового статуса несовершеннолетних. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина.

Понятие правоотношений. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Необходимость соблюдения законов. Закон и правопорядок в обществе. Закон и справедливость.

Защита Отечества. Долг и обязанность. Регулярная армия. Военная служба. Важность подготовки к исполнению воинского долга. Международно-правовая защита жертв войны.

Дисциплина — необходимое условие существования общества и человека. Общеобязательная и специальная дисциплина. Внешняя и внутренняя дисциплина. Дисциплина, воля и самовоспитание.

Ответственность за нарушение законов. Знать закон смолоду. Законопослушный человек. Противозаконное поведение Преступления и проступки Ответственность несовершеннолетних.

Защита правопорядка. Правоохранительные органы на страже закона. Судебные органы Милиция. Адвокатура. Нотариат. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан.

Тема 3. Человек и экономика (10 ч)

Экономика и ее роль в жизни общества Натурально и товарное хозяйство. Основные участники экономики – потребители и производители.

Мастерство работника. Высококвалифицированный и малоквалифицированный труд. Слагаемые профессионального успеха. Заработная плата и стимулирование труда. Взаимосвязь количества и качества труда.

Производство, производительность труда. Факторы влияющие на производительность труда. Роль разделения и развитии производства. Издержки производства. Что и как производить. Выручка и прибыль производителя.

Виды бизнеса. Роль предпринимательства в развитии экономики. Формы бизнеса. Условия успеха в предпринимательской деятельности.

Обмен. Товар, стоимость, цена товара. Условия выгодного обмена. Торговля и ее формы. Реклама в современной экономике.

Деньги. Исторические формы эквивалента стоимости. Основные виды денег. Функции денег.

Экономика современной семьи. Ресурсы семьи. Личное подсобное хозяйство. Семейный бюджет. Источники доходов семьи. Обязательные и произвольные расходы. Принципы рационального ведения домашнего хозяйства.

Тема 4. Человек и природа (4 ч)

Человек — часть природы. Взаимодействие человека и природы. Проблема загрязнения окружающей среды.

Охранять природу — значит охранять жизнь. Цена безответственного отношения к природе. Главные правила экологической морали.

Значение земли и других природных ресурсов как основы жизни и деятельности человечества.

Законы Российской Федерации, направленные на охрану окружающей среды. Участие граждан в природоохранительной деятельности.

Резерв – 5 часа

8 класс (35 ч)

Тема 1. Личность и общество (3 ч)

Личность. Социализация индивида. Мировоззрение. Жизненные ценности и ориентиры.

Общество как форма жизнедеятельности людей Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь. Общественные отношения.

Социальные изменения и их формы. Развитие общества. Человечество в ХХI веке, тенденции развития, основные вызовы и угрозы. Глобальные проблемы современности

Тема 2. Сфера духовной культуры (7 ч)

Сфера духовной культуры и её особенности. Культура личности и общества. Тенденции развития духовной культуры в современной России.

Мораль. Основные ценности и нормы морали. Гуманизм. Патриотизм и гражданственность. Добро и зло — главные понятия этики. Критерии морального поведения.

Долг и совесть. Объективные обязанности и моральная ответственность.

Долг общественный и долг моральный. Совесть — внутренний самоконтроль человека.

Моральный выбор. Свобода и ответственность. Моральные знания и практическое поведение. Критический анализ собственных помыслов и поступков.

Значимость образования в условиях информационного общества. Основные элементы системы образования в Российской Федерации. Непрерывность образования. Самообразование.

Наука, ее значение в жизни современного общества. Нравственные принципы труда ученого. Возрастание роли научных исследований в современном мире.

Религия как одна из форм культуры. Религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести.

Тема З. Экономика (12 ч)

Потребности и ресурсы. Ограниченность ресурсов и экономический выбор. Свободные и экономические блага. Альтернативная стоимость (цена выбора)

Основные вопросы экономики: что, как и для кого производить. Функции экономической системы. Модели экономических систем.

Собственность. Право собственности. Формы собственности. Защита прав собственности.

Рынок Рыночный механизм регулирования экономики. Спрос и предложение Рыночное равновесие.

Производство. Товары и услуги. Факторы производства. Разделение труда и специализация.

Предпринимательство. Цели фирмы, ее основные организационно-правовые формы. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство.

Роль государства в экономике. Экономические цели и функции государства. Государственный бюджет. Налоги, гражданами.

Распределение. Неравенство доходов. Перераспределение доходов. Экономические меры социальной поддержки населения.

Потребление. Семейное потребление. Страховые услуги, предоставляемые гражданам. Экономические основы защиты прав потребителя.

Реальные и номинальные доходы. Инфляция. Банковские услуги, предоставляемые гражданам. Формы сбережения граждан. Потребительский кредит.

Безработица. Причины безработицы. Экономические и социальные последствия безработицы. Роль государства в обеспечении занятости.

Обмен. Мировое хозяйство. Международная торговля. Обменные курсы валют. Внешнеторговая политика.

Тема 4. Социальная сфера (4 ч)

Социальная структура общества. Социальная мобильность. Большие и малые социальные группы. Формальные и неформальные группы. Социальный конфликт, пути его разрешения.

Социальный статус и социальная роль. Многообразие социальных ролей личности. Половозрастные роли в современном обществе. Социальные роли подростка. Отношения между поколениями.

Этнические группы. Межнациональные отношения. Отношение к историческому прошлому, традициям, обычаям народа. Взаимодействие людей в многонациональном и многоконфессиональном обществе.

Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Социальная значимость здорового образа жизнь.

Резерв учебного времени – 9ч.

9 класс

Тема 1. Политика и социальное управление (8ч.)

Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Основные направления политики.

Государство, его отличительные признаки. Государ­ственный суверенитет. Внутренние и внешние функции государства. Формы государства.

Политический режим. Демократия и тоталитаризм. Демократические ценности. Развитие демократии в совре­менном мире.

Правовое государство. Разделение властей. Условия становления правового государства в РФ.

Гражданское общество. Местное самоуправление. Пути формирования гражданского общества в РФ.

Участие граждан в политической жизни. Участие в вы­борах. Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Референдум. Выборы в РФ. Опасность полити­ческого экстремизма.

Политические партии и движения, их роль в общест­венной жизни. Политические партии и движения в РФ. Участие партий в выборах.

Средства массовой информации. Влияние СМИ на по­литическую жизнь общества. Роль СМИ в предвыборной борьбе.

Тема 2. Право (16ч.)

Право, его роль в жизни человека, общества и госу­дарства. Понятие нормы права. Нормативно-правовой акт. Виды нормативных актов. Система законодательства.

Понятие правоотношения. Виды правоотношений. Субъекты права. Особенности правового статуса несовер­шеннолетних.

Понятие правонарушения. Признаки и виды правона­рушений. Понятие и виды юридической ответственности. Презумпция невиновности.

Правоохранительные органы. Судебная система РФ. Адвокатура. Нотариат.

Конституция — основной закон РФ.

Основы конституционного строя РФ. Федеративное устройство. Органы государственной власти в РФ. Взаи­моотношения органов государственной власти и граждан.

Понятие прав, свобод и обязанностей. Всеобщая декла­рация прав человека — идеал права. Воздействие между­народных документов по правам человека на утверждение прав и свобод человека и гражданина в РФ.

Права и свободы человека и гражданина в РФ, их га­рантии. Конституционные обязанности гражданина. Пра­ва ребенка и их защита. Механизмы реализации и защи­ты прав человека и гражданина в РФ.

Гражданские правоотношения. Право собственности. Основные виды гражданско-правовых договоров. Права потребителей.

Трудовые правоотношения. Право на труд. Правовой статус несовершеннолетнего работника. Трудоустройство несовершеннолетних.

Семейные правоотношения. Порядок и условия заклю­чения брака. Права и обязанности родителей и детей.

Административные правоотношения. Административ­ное правонарушение. Виды административных наказаний.

Основные понятия и институты уголовного права. По­нятие преступления. Пределы допустимой самообороны. Уголовная ответственность несовершеннолетних.

Социальные права. Жилищные правоотношения.

Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов. Право на жизнь в условиях вооруженных конфликтов. Защита гражданского населения в период вооруженных конфликтов.

Правовое регулирование отношений в сфере образования.

Резерв учебного времени – 11 часов

Формы контроля:

6 класс.


Основными формами контроля знаний, умений, навыков являются:

  • фронтальный опрос

  • контрольные работы в форме тестирования - 4

  • письменные работы по рабочим тетрадям

  • сообщения по темам - 6

  • подготовка презентаций 5

  • составление кроссвордов 3


7 класс


  1. Составление схем, таблиц, словариков по конкретным темам курса.

  2. Решение проблемных заданий в группе и индивидуально.

  3. Понятийный диктант - 3

  4. Дифференцированный опрос.

  5. Создание мини-проектов - 2

  6. Тематическое тестирование - 4



8 класс


  1. Составление схем, таблиц, словариков по конкретным темам курса.

  2. Решение проблемных заданий в группе и индивидуально.

  3. Понятийный диктант - 3

  4. Написание мини-сочинений (эссе)- 2

  5. Дифференцированный опрос.

  6. Создание мини-проектов - 2

  7. Тематическое тестирование - 4



9 класс


1.Составление схем, таблиц

2.Групповые письменные задания

3 .Понятийный диктант -3

5.Тестовые задания – 5 из них 3 в форме ГИА

.Работа с документом - 4

8.Защита творческих проектов - 2

9.Краткое эссе – 2



















Используемый учебно-методический комплект по классам


6 класс:


1) Боголюбов Л.Н. Виноградова Н.Ф. Городецкая НИ. Обществознание 6 класс М., Просвещение 2009г.

2) Боголюбов Л.Н. Виноградова Н.Ф. Городецкая Н.И.Методические рекомендации к учебнику Обществознание 6 класс М., Просвещение 2008 г

3) Котова О.А. Лискова Т.Е. Обществознание Рабочая тетрадь 6 класс М., Просвещение 2010г



7 класс:


1) Л.Н.Боголюбов, Л.Ф.Иванова. Обществознание. 7 класс. – М.: Просвещение, 2010.


2) Л.Н.Боголюбов, Л.Ф.Иванова. Методические рекомендации к учебнику «Обществознание» 7 класс. – М.: Просвещение, 2010.


3) О.А.Котова, Т.Е. Лискова. Обществознание. 7 класс. Рабочая тетрадь. – М.: Просвещение, 2010.


8 класс:

1. Обществознание. 8 класс: учебник для общеобразовательных . учреждений (Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова и др.); под ред. Л. Н. Боголюбова, Н. И. Городецкой;– М.: Просвещение, 2010.


2. Обществознание. Поурочные разработки. 8 класс: пособие для учителей для общеобразовательных учреждений (Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова и др.); под ред. Л. Н. Боголюбова;– М.: Просвещение, 2011.


3. Обществознание. 8 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений (О. А. Котова, Т. Е. Лискова),. – М.: Просвещение, 2010.


  1. класс:


  1. Обществознание. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. /Под ред. Л. Н. Боголюбова, Л.Ф.Ивановой.— 2-е изд.— М.: Просвещение, 2010.


2. Обществознание. Поурочные разработки. 9 класс: пособие для учителей для общеобразовательных учреждений (Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова и др.); под ред. Л. Н. Боголюбова;– М.: Просвещение, 2011.


3. Обществознание. 9 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений (О. А. Котова, Т. Е. Лискова),. – М.: Просвещение, 2010.







Учебно-методические средства обучения


  1. Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова. 6-9 классы - М.: Просвещение, 2010;

  2. Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова. Методические рекомендации к учебнику «Обществознание» 6- 9 класс ы М.: Просвещение, 2010

  3. Контрольно- измерительные материалы. Обществознание. 6-9 классы. Москва .2009.

  4. О.А. Котова, Т.Е. Лискова. Рабочая тетрадь. Обществознание. 6 - 9 классы М. Просвещение.2010.


Методическая литература:

Баранов П. А.. Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. – М., 2008

Двигалева А. А.. Тесты по обществознанию. С.-П., 2008.

Дидактические материалы по курсу «Введение в обществознание»/Под ред. Л. Н. Боголюбова и А. Т. Кинкулькина.— М., 2002.

Котова О. А.,. Лискова Т. Е. Задания для ЕГЭ. – М., 2008

Итоговая аттестация по обществознанию. Основная школа.— М., 2000.

Поляков Л. В.. Обществознание. Глобальный мир в 21 веке. Методические рекомендации. – М., 2008.

Электронные пособия:

Обществознание. Подготовка к ЕГЭ. «Новый диск», 2009.

Обществознание. 8 – 11 класс. «Новый диск», 2004.

Экономика. Практикум. 9 – 11 классы. «1С: Школа», 2004.

Экономика и право. 9 – 11 классы. «1С: Школа», 2004.


Дополнительная литература

  1. Человек, природа, общество: Учеб. пособие для учащихся гимназий, лицеев, школ и классов с углубленного изучения. социально-гуманитарных дисциплин/Под ред. Л. Н. Боголюбова и Л. Ф. Ивановой.— М., 1997.

  2. Андреева, Г. М. Социальная психология: Учеб.— М., 1988.

  3. Алексеев, С. С. Право: азбука — теория — философия.— М., 1999.

  4. Гусейнов, А. А., Апресян, Р. Г. Этика.— М., 1998.

  5. Золотухина-Аболина, Е. В. Курс лекций по этике.— Ростов н/Д, 1999.

  6. Козырев, В. М. Основы современной экономики: Учеб.— М., 2001.

  7. Крапивенский, С. Э. Социальная философия: Учеб. для студентов вузов.— М.. 1988.

  8. Куликов, Л. М. Основы социологии и политологии: Учеб. пособие.— М., 1999.

  9. Кашанина, Т. В., Кашанин, А. В. Основы российского права.— М., 2001.
































































Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №24

с углубленным изучением отдельных предметов»


Приложение к рабочей программе


Рассмотрено на заседании ШМО учителей обществоведческих дисциплин

Руководитель МО

_________Агибалова Л.П.


Протокол от

«___»_________20_____г. № ___



Согласовано

Заместитель директора по УВР МАОУ «СОШ №24 с УИОП»

_____ Моногарова С.Н.



Рассмотрено

на заседании педагогического совета школы


Протокол

от «___» _____ 20__ г.

№___


Утверждаю

Директор МАОУ «СОШ №24 с УИОП»

_______Латынина О.И.


Приказ

от «___»______20___ г. № ___





Календарно-тематическое планирование

по обществознанию

на 2014-2015 учебный год

6 «А», «Б», «В», «Г» классы

общеобразовательный уровень


Разработчик:

Агибалова Л.П.,

учитель истории и

обществознания












Старый Оскол

2014


Тема урока

Подготовка к ЕГЭ

Количество часов


Оборудование

Домашнее задание

Дата


Глава I. Человек. 10 часов







Введение в курс


1

учебник,

Выучить термины



Человек родился

знакомство работы с тестами

1

Презентация №1

§1 Вопросы и задания стр. 15 № 1-3



Человек - личность


1

Презентация №2

§2 Вопросы и задания стр. 24-25 №1- 3



Особый возраст – отрочество

Задания на сравнения

1

Презентация №3

§3 Вопросы и задания стр. 35-36 № 1-5



Учимся общаться

Анализ ситуации

1


Иллюстрации учебника, презентация к уроку

§4 Вопросы и задания стр. 44-47 № 1-5



Познай самого себя


1


Схема «Человек и животные»

§5 Вопросы и задания стр. 53-54 № 1-7



Учимся узнавать и оценивать себя


1


Документ 

§6 Вопросы и задания стр. 62-63 № 3-4



Человек и его деятельность


1


Презентация к уроку№4




Учимся правильно организовывать свои занятия


1


Документы

Стр. 63-66



Что человек чувствует, о чем размышляет

Решение тестов

1


Схема «Личность, индивид, индивидуальность»




Учимся размышлять


1


Таблица «Этапы взросления»




Контрольно – обобщающий урок: опрос, контрольная работа


1

Тесты




Глава II. Семья. 4 часа








Семья – ячейка общества

Анализ ситуации

1


Документы Схема-рисунок «Семья»

§7 Вопросы и задания стр. 75 № 1-3



Семейное хозяйство

Решение тестов

1


Таблица «Семейный бюджет»

§8 Вопросы и задания стр.84-85

№ 1-9



Учимся помогать вести семейное хозяйство


1


Дидактический материал

§9 Вопросы и задания стр. 93 № 1-4



Делу время – потехе час

Контрольно – обобщающий урок: опрос, контрольная работа


1





Глава III. Школа. 3 часа





Стр.96-98



Профессия – ученик

Анализ ситуации

1

Устав школы

§10 Вопросы и задания стр. 111-112 № 1-5



Одноклассники, сверстники, друзья


1


Презентация к уроку

§11 Вопросы и задания стр. 116-117 № 1-5



Учимся дружно жить в классе

Решение тестов

1



Стр.118-122



Глава IV. Труд. 5 часов








Труд – основа жизни


1


Иллюстрации учебника

§12 Вопросы и задания стр. 131-132 № 1-6



Учимся трудиться и уважать труд

Решение тестов

1


Презентация к уроку

§13 Вопросы и задания стр. 143-144 № 1-5



Труд и творчество


1


Тесты

§14 Вопросы и задания стр. 152-153 № 1-6



Учимся творчеству

Анализ ситуации

1


Документы




На пути к жизненному успеху


1


Дидактический материал

Стр.153-154



Глава V. Родина. 6 часов







Что значит быть патриотом


1


Презентация к уроку


§15 Вопросы и задания стр. 163 № 1-6



Символика России


1


Материал учебника

§16 Вопросы и задания стр. 172-173 № 1-4



Гражданин – Отечества достойный сын


1


Басня Л. Н. Толстого «Старик и яблоня»,.учебника

§17 Вопросы и задания стр. 179-180 № 1-2



Учимся быть достойными гражданами

Решение тестов

1



Презентация

§18 Вопросы и задания стр. 188 № 1-2



Мы – многонациональный народ


1


Дидактический материал




Учимся уважать людей любой национальности

Контрольно – обобщающий урок: опрос, контрольная работа


1


Презентация №5 

Стр.188-190



Глава VI. Добродетели. 5 часов







Человек славен добрыми делами


1


Материал учебника Презентация №6

§19 Вопросы и задания стр. 198-199 № 1-6



Учимся делать добро

Решение тестов

1

Сказка О. Уайльда «Счастливый Принц»,

§20 Вопросы и задания стр. 206-207 № 1-9



Будь смелым


1

Пословицы и поговорки о страхе

§21 Вопросы и задания стр. 212-213 № 1-4



Учимся быть терпимыми

Анализ ситуации

1


правила толерантности

Стр.213-219



Что такое человечность


1


«Маленький Принц» Антуана де Сент-Экзюпери



















Обобщение курса «Обществознание»

Контрольно – обобщающий урок: опрос, контрольная работа


1

тесты
































Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №24

с углубленным изучением отдельных предметов»


Приложение к рабочей программе


Рассмотрено на заседании ШМО учителей обществоведческих дисциплин

Руководитель МО

_________Агибалова Л.П.


Протокол от

«___»_________20_____г. № ___



Согласовано

Заместитель директора по УВР МАОУ «СОШ №24 с УИОП»

_____ Моногарова С.Н.



Рассмотрено

на заседании педагогического совета школы


Протокол

от «___» _____ 20__ г.

№___


Утверждаю

Директор МАОУ «СОШ №24 с УИОП»

_______Латынина О.И.


Приказ

от «___»______20___ г. № ___





Календарно-тематическое планирование

по обществознанию

на 2014-2015 учебный год

9 «А», «Б», «В», «Г» классы

общеобразовательный уровень


Разработчик:

Агибалова Л.П.,

учитель истории и

обществознания












Старый Оскол

204




Тема урока

подготовка

к ЕГЭ

кол-во
часов

оборудование

Домашнее задание

Дата

1

Политика и власть


1


§1


2

Государство

Беседа,

тестовые

задания

1-5

1

Презентация,

§2

, «В классе и дома», №1, письменно.


3-4

Политические режимы

Решение тестовых заданий

2

Презентация,

§3

РТ с. 12-15


5

Правовое государство

Решение познавательных задач, моделирование ситуаций, анализ

12- 15


1

Структура парламента

§4, «В классе и дома», №2, письменно.


6

Гражданское общество и государство

А12-2, С4-3, С5-6

1

презентация

§5


7

Участие граждан в политической жизни


1


§6 понятия§1-7 подготовиться к тестированию


8

Контрольная работа.
Тема: «Политика»

Тестирование в форме ГИА

1


повторение


9-10

Политические партии и движения

Составление схемы

2

Презентация,

§7, «В классе и дома», №2, письменно


11

Право, его роль в жизни общества и государства.

Составление плана

С1

1

Право­вая культура. Разновидности правовых норм. Основные отрасли права. Иерархия нормативно-правовых актов

Синквейн

со словами

«право», «государство»,

§8


12

Правоотношения и субъекты права

Решение тестовых заданий

1


§9


13-14

Правоотношения и юридическая ответственность


2

Презентация,

§10

РТ с. 52-56


15

Контрольная работа.
Тема: «Право»


1


Повторение по главе


16

Правоохранительные органы


1

Схема: правоохранительные органы

§11, «В классе и дома», №3, письменно.


17-18

Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя.


2

Работа с документом: Конституция как основной закон государства. Формы прав­ления, государственного устройства.

§12-13, «В классе и дома», №3, письменно.


19-20

Права и свободы человека и гражданина

Мини-эссе на тему «Что такое долг перед родиной»

2

Схема, таблица права и свободы гражданина

§14-15


21

Гражданские правоотношения


1

Схема: Имущественные от­ношения. Право соб­ственности

§16


22

Право на труд. Трудовые правоотношения.


1

презентация

§17, «В классе и дома», №2, письменно.


23-24

Семейные правоотношения

Семейные правоотношения. Права и обязанности родителей и детей

А4-8

2

Презентация,

§18

РТ с. 77-84


25

Контрольная работа.
Тема: «Право»

Тестирование форме ГИА

1


С.163 проверьте себя, в классе и дома


26

Административные правоотношения


1

Презентация,







Работа с таблицей

§19, «В классе и дома», №2, письменно.


27-28

Уголовно – правовые отношения


2

§20

РТ с. 87-91


29-30

Социальные права

Работа с заданиями групп А,В,С,-

ГИА по обществоз-нанию

2

Социальные права. Конституция РФ. При­ватизация. Право на социальное обеспече­ние. Международный пакт об экономиче­ских, социальных и культурных правах

§21, «В классе и дома»,

4, письменно


31

Международно – правовая защита жертв вооруженных конфликтов

Решение тестовых заданий

1

Документы: Ис­точники международно­го гуманитарного права. I-IV Женевские конвен­ции. Комбатанты. Меж­дународный комитет Красного Креста.

Права человека. Все­общая декларация прав человека.



§22


32

Правовое регулирование отношений в сфере образования


1

Закон РФ «Об образо­вании». Конвенция о правах ребенка. Кон­ституция РФ о праве на образование

С. 213-215 вопросы

§23


33

Контрольная работа. Тема: «Право»

Контрольная итоговая работа

1

понятийный диктант, анализ проблемных ситуаций.



34

Повторение


1

Защита социальных проектов










Рабочая программа по обществознанию 6-9 классы
  • Обществознание
Описание:



Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №

с углубленным изучением отдельных предметов»

 

Приложение к ООП

 

Рассмотрено  на заседании  ШМО учителей  обществоведческих дисциплин

Руководитель МО

_________

 

Протокол  от

«___»_________20_____г.  № ___

 

Согласовано

Заместитель директора по УВР МАОУ «СОШ № с УИОП»

_____

 

 

Рассмотрено

на заседании педагогического совета школы

 

Протокол

от «___» _____ 20__ г.

№___

 

Утверждаю

Директор МАОУ «СОШ №24 с УИОП»

_______

 

Приказ

от «___»______20___ г. № ___

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                  

Рабочая программа

по обществознанию

6-9  классы    

Общеобразовательный уровень

Нормативный срок освоения – 4 года

 

                                                         Разработчик:

                                                             АгибаловаЛ.П.,

                                                                 учитель  истории и                      обществознания

 

 

 

 

 

 

 


2014

Пояснительная записка

 

Рабочая программа составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования и авторской программы по обществознанию среднего (полного) общего образования 6-11 классы (под редакцией Л.Н. Боголюбова, Н.И. Городецкой, Л. Ф. Ивановой, А.И. Матвеева), Москва «Просвещение», 2010 год.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта. Она рассчитана на 140 часов для обязательного изучения учебного предмета «Обществознание» на этапе основного общего образования. В том числе: в VI, VII, VIII - 35 часов,   IX классах по 34 часа, из расчета 1 учебный час в неделю.

 Примерная программа рассчитана на 140 учебных часов. При этом в ней предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 23 учебных часов (или 16%) для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий.

 

Цель: сформировать у школьников  общеучебные умения  и навыки, универсальные способы деятельности и ключевые компетенции.

 

Задачи:

 

  • - развитие личности в ответственный период социаль­ного взросления человека (11 —15 лет), ее познаватель­ных интересов, критического мышления в процессе вос­приятия социальной (в том числе экономической и пра­вовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического обра­за мышления, способности к самоопределению и саморе­ализации;

·- воспитаниеобщероссийской идентичности, граждан­ской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Фе­дерации;

·- освоение на уровне функциональной грамотности сис­темы необходимых для социальной адаптации знаний: об обществе; основных социальных ролях; о позитивно оце­ниваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности- овладение умениями познавательной, коммуникатив­ной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;

·- формирование опытаприменения полученных зна­ний для решения типичных задач в области социальных отношений, экономической и гражданско-общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероиспове­даний, самостоятельной познавательной деятельности, правоотношений, семейно-бытовых отношений.

 

 

Требования к уровню подготовки учащегося:

В результате изучения обществознания (включая экономику и право) на базовом уровне ученик должен:    

6 класс:

 

знать/понимать:

 

-социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;

- сущность общества как формы совместной деятельности людей;

 - содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения;

 

уметь:

 

-описывать   человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;

-сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;

- объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействие общества и природы, человека и общества);

- оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм;

- решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;

- осуществлять поиск  информации по заданной теме, используя различные

носители (СМИ, учебный текст и т.д.);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и по­вседневной жизни для: - полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;- нравственной оценки конкретных поступков людей; реализации и защиты, прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских' обязанностей; первичного анализа и использованиясоциальной информации; сознательного неприятия антиобщественного поведения

 

7 класс:

  • Выделять главную мысль, составлять план;
  • Описывать изучаемый объект;
  • Сравнивать социальные объекты или источники;
  • Знать основные обществоведческие термины, распознавать  и употреблять их;
  • Знать основные положения и понятия, отражающие природу человека, его взаимодействие с другими людьми, функционирование и развитие общества,   характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
  • Характеризовать (описывать) общество как форму жизнедеятельности людей; Объяснять  взаимосвязь общества и природы; сфер общественной жизни.
  • характеризовать (описывать) основные сферы общественной жизни;   социальную структуру общества;  социальные конфликты;   семью как малую группу;    виды органов государства; социальные нормы; гражданские права; свобода; закон; армия;

 

8 класс:

Знать/понимать

• социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;

• сущность общества как формы совместной деятельности людей;

• характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;

• содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.

Уметь

• описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;

• сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;

• объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);

• приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;

• оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

• решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека

• осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;

• самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т.п.).

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;

• общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;

• нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;

• реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей

• первичного анализа и использования социальной информации;

9 класс:

Знать/понимать

сознательно организация своей познавательной деятельности (от постановки цели до получения и оценки результата);

владение такими видами публичных выступлений, как высказывания, монолог, дискуссия, следование этическим нормам и правилам ведения диалога;

выполнение познавательных и практических заданий, в том числе с использованием проектной деятельности, и на уроках, и в доступной социальной практике:

– на использование элементов причинно-следственного анализа;

– на исследование несложных реальных связей и зависимостей;

– на определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;

– на перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;

– на объяснение изученных положений на конкретных примерах;

– на оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде, выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;

– на определение собственного отношения к явлениям современной жизни,  социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;

• сущность общества как формы совместной деятельности людей;

• характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;

• содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;

• общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;

• нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;

• реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей

• первичного анализа и использования социальной информации;

 

Учебно-тематическое планирование:

 

 

6 класс

 

№ п/п

Наименование раздела и тем

Часы учебного времени

 Примечание: проверочные работы

1

Человек

10

1

2

Семья

4

 

3

Школа

3

1

4

Труд

5

 

5

Родина

6

1

6

Добродетели

5

1

 

Повторение

2

 

 

Итого

35

 

 

 

7 класс

 

№ п/п

Наименование раздела и тем

Часы учебного времени

 Примечание: проверочные работы

1

Введение.  Как работать с учебником.

1

 

2

Человек и другие  люди

8

1

3

Человек и закон

14

1

4

Человек и экономика

8

1

5

Человек и природа

4

1

 

                                                                                                   Итого                                                                                                                                          

35

4

 

Повторение

2

 

 

Итого

35

 

 

 

 

 

8 класс

 

 

№ п/п

Наименование раздела и тем

Часы учебного времени

 Примечание: проверочные работы

1

Введение

1

 

2

Личность и общество.

4

1

3

Сфера духовной культуры

11                      

1

4

Экономика   

13

1

5

Социальная сфера.       

6

1

 

                                                                                                   Итого                                                                                                                                          

35

 

 

Итого

35

 

 

9 класс

 

 

№ п/п

Наименование раздела и тем

Часы учебного времени

 Примечание: проверочные работы

1

Политика и социальное управление    

10

1

2

Право

24

3

 

                                                                                                             Итого                                                 

34

 

 

 

 

Содержание программы:

 

ПЕРВЫЙ ЭТАП (6 класс)

 ВВЕДЕНИЕ В ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ (35 час)

 

 

Тема 1. «Человек» (10 ч.)

 

      Человек родился. Зачем человек рождается. Что такое наследственность. Наследственность — биологическая сущность всех людей. Можно ли влиять на наследственность.
      Человек — личность. Что такое личность. Индивидуальность — плохо или хорошо? Сильная личность — какая она?
      Особый возраст: отрочество. Легко ли быть подростком? Отрочество — пора мечтаний. Самостоятельность — показатель взрослости. Всегда ли самостоятельность приносит пользу. Нужны ли сегодня рыцари.
      Учимся общаться.
      Познай самого себя. Познание мира и себя. Что такое самосознание. На что ты способен.
      Учимся узнавать и оценивать себя.
      Человек и его деятельность. «Птицу узнают по полету, а человека — по работе». «Пчела мала, да и та работает». Жизнь человека многогранна...
      Учимся правильно организовывать свои занятия.
      Что человек чувствует, о чем размышляет.
      Какие бывают потребности. «Не место красит человека...». Мир мыслей. Мир чувств.
      Учимся размышлять.

 

Тема 2. «Семья» (4 ч.)

 

      Семья — ячейка общества. Зачем люди создают семьи. Семья и государство. Если семья не выполняет своих обязанностей. Какие бывают семьи.
      Семейное хозяйство. Семейные заботы. Каким должен быть хозяин дома. Как хозяйствовать по правилам.
      Учимся помогать вести семейное хозяйство.
      Делу время — потехе час. Что такое свободное время. Свободное время и занятия физкультурой. Свободное время и телевизор. Своими руками. Что такое хобби.

 

Тема 3. «Школа» (3 ч.)

 

      Профессия — ученик. Школьное образование. О чем рассказала бабушка. Чему учит школа. Учись учиться.
      Одноклассники, сверстники, друзья. Ты и другие ребята. Слово не воробей.
      Учимся дружно жить в классе.

Тема 4. «Труд» (5 ч.)

 

      Труд — основа жизни. Каким бывает труд. Что создается трудом. Как оценивается труд. Богатство и бедность. Богатство обязывает.
      Учимся трудиться и уважать труд.
      Труд и творчество. Что такое творчество. Мастер и ремесленник. Творчество в искусстве.
      Учимся творчеству.
      На пути к жизненному успеху. Слагаемые жизненного успеха. Привычка к труду помогает успеху. Готовимся выбирать профессию. Поддержка близких — залог успеха. Выбор жизненного пути.

 

Тема 5. «Родина» (6 ч.)

 

      Что значит быть патриотом. Наша Родина — Российская Федерация. Русский язык — государственный. За что мы любим свою страну.
      Символика России. Герб России. Флаг. Гимн.
      Гражданин — Отечества достойный сын. Гражданин. Права и обязанности граждан России. Моя хата с краю?
      Учимся быть достойными гражданами.
      Мы — многонациональный народ. Что говорит закон. Мы — дети разных народов, мы — один народ. Многонациональная культура России. Что такое национальность.
      Учимся уважать людей любой национальности.

 

Тема 6. «Добродетели» (5 ч.)

 

      Человек славен добрыми делами. Что такое добро. Кого называют добрым. Доброе — значит хорошее. Главное правило доброго человека.
      Учимся делать добро.
      Будь смелым. Что такое страх. Смелость города берет. Имей смелость сказать злу «нет».
      Учимся быть терпимыми.
      Что такое человечность. Гуманизм — уважение и любовь к людям. Прояви внимание к старикам.
      Заключительное занятие.

 

ВТОРОЙ ЭТАП 7-9 класс

 ОСНОВЫ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ  (105 час)

 

7 класс (35 ч)

                                                             Тема 1. Человек и другие люди  (5ч)

Межличностные отношения. Роль чувств в отношениях между людьми. Сотрудничество и соперничество.

Социальные группы (большие и малые). Одноклассники, сверстники, друзья. Группы формальные и неформальные. Лидеры. Групповые нормы.

Общение — форма отношения человека к окружающему миру. Цели общения. Средства общения. Особенности общения со сверстниками, старшими и младшими.

Человек среди других людей. Солидарность, лояльность, толерантность, взаимопонимание.

Конфликты, причины их возникновения. Агрессивное поведение. Конструктивное разрешение конфликта. Как победить обиду и установить контакт

Тема 2. Человек и закон (11 ч)

Социальные нормы. Многообразие правил поведения. Привычки, обычаи, ритуалы, обряды. Правила этикета и хорошие манеры.

Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Права ребенка и их защита. Особенности правового статуса несовершеннолетних. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина.

Понятие правоотношений. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Необходимость соблюдения законов. Закон и правопорядок в обществе. Закон и справедливость.

Защита Отечества. Долг и обязанность. Регулярная армия. Военная служба. Важность подготовки к исполнению воинского долга. Международно-правовая защита жертв войны.

Дисциплина — необходимое условие существования общества и человека. Общеобязательная и специальная дисциплина. Внешняя и внутренняя дисциплина. Дисциплина, воля и самовоспитание.

Ответственность за нарушение законов. Знать закон смолоду. Законопослушный человек. Противозаконное поведение Преступления и проступки Ответственность несовершеннолетних.

Защита правопорядка. Правоохранительные органы на страже закона. Судебные органы Милиция. Адвокатура. Нотариат. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан.

Тема 3. Человек и экономика (10 ч)

Экономика и ее роль в жизни общества Натурально и товарное хозяйство. Основные участники экономики – потребители и производители.

Мастерство работника. Высококвалифицированный и малоквалифицированный труд. Слагаемые профессионального успеха. Заработная плата и стимулирование труда. Взаимосвязь количества и качества труда.

Производство, производительность труда. Факторы влияющие на производительность труда. Роль разделения и  развитии производства. Издержки производства. Что и как производить. Выручка и прибыль производителя.

Виды бизнеса. Роль предпринимательства в развитии экономики. Формы бизнеса. Условия успеха в предпринимательской деятельности.

Обмен. Товар, стоимость, цена товара. Условия выгодного обмена. Торговля и ее формы. Реклама в современной экономике.

Деньги. Исторические формы эквивалента стоимости. Основные виды денег. Функции денег.

Экономика современной семьи. Ресурсы семьи. Личное подсобное хозяйство. Семейный бюджет. Источники доходов семьи. Обязательные и произвольные расходы. Принципы рационального ведения домашнего хозяйства.

Тема 4. Человек и природа (4 ч)

Человек — часть природы. Взаимодействие человека и природы. Проблема загрязнения окружающей среды.

Охранять природу — значит охранять жизнь. Цена безответственного отношения к природе. Главные правила экологической морали.

Значение земли и других природных ресурсов как основы жизни и деятельности человечества.

Законы Российской Федерации, направленные на охрану окружающей среды. Участие граждан в природоохранительной деятельности.

Резерв – 5 часа

8 класс (35 ч)

Тема 1.  Личность и общество (3 ч)

Личность. Социализация индивида. Мировоззрение. Жизненные ценности и ориентиры.

Общество как форма жизнедеятельности людей Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь. Общественные отношения.

 Социальные изменения и их формы. Развитие общества. Человечество в ХХI веке, тенденции развития, основные вызовы и угрозы. Глобальные проблемы современности

                                            Тема 2. Сфера духовной культуры (7 ч)

Сфера духовной культуры и её особенности. Культура личности и общества. Тенденции развития духовной культуры в современной России.

Мораль. Основные ценности и нормы морали. Гуманизм. Патриотизм и гражданственность. Добро и зло — главные понятия этики. Критерии морального поведения.

Долг и совесть. Объективные обязанности и моральная ответственность.

Долг общественный и долг моральный. Совесть — внутренний самоконтроль человека.

Моральный выбор. Свобода и ответственность. Моральные знания и практическое поведение. Критический анализ собственных помыслов и поступков.

Значимость образования в условиях информационного общества. Основные элементы системы образования в Российской Федерации. Непрерывность образования. Самообразование.

Наука, ее значение в жизни современного общества. Нравственные принципы труда ученого. Возрастание роли научных исследований в современном мире.

Религия как одна из форм культуры. Религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести.

                                                        Тема З. Экономика (12 ч)

 Потребности и ресурсы. Ограниченность ресурсов и экономический выбор. Свободные и экономические блага. Альтернативная стоимость (цена выбора)

Основные вопросы экономики: что, как и для кого производить. Функции экономической системы. Модели экономических систем.

Собственность. Право собственности. Формы собственности. Защита прав собственности.

Рынок Рыночный механизм регулирования экономики. Спрос и предложение Рыночное равновесие.

Производство. Товары и услуги. Факторы производства. Разделение труда и специализация.

Предпринимательство. Цели фирмы, ее основные организационно-правовые формы. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство.

Роль государства в экономике. Экономические цели и функции государства. Государственный бюджет. Налоги, гражданами.

Распределение. Неравенство доходов. Перераспределение доходов. Экономические  меры социальной поддержки населения.

Потребление. Семейное потребление. Страховые услуги, предоставляемые гражданам. Экономические основы защиты прав потребителя.

Реальные и номинальные доходы. Инфляция. Банковские услуги, предоставляемые гражданам. Формы сбережения граждан. Потребительский кредит.

Безработица. Причины безработицы. Экономические и социальные последствия безработицы. Роль государства в обеспечении занятости.

Обмен. Мировое хозяйство. Международная торговля. Обменные курсы валют. Внешнеторговая политика.

                                             Тема 4. Социальная сфера (4 ч)

 Социальная структура общества. Социальная мобильность. Большие и малые социальные группы. Формальные и неформальные группы. Социальный конфликт, пути его разрешения.

Социальный статус и социальная роль. Многообразие социальных ролей личности. Половозрастные роли в современном обществе. Социальные роли подростка. Отношения между поколениями.

Этнические группы. Межнациональные отношения. Отношение к историческому прошлому, традициям, обычаям народа. Взаимодействие людей в многонациональном и многоконфессиональном обществе.

Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Социальная значимость здорового образа жизнь.

Резерв учебного времени – 9ч.

9 класс

Тема 1. Политика и социальное управление (8ч.)

Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Основные направления политики.

Государство, его отличительные признаки. Государ­ственный суверенитет. Внутренние и внешние функции государства. Формы государства.

Политический режим. Демократия и тоталитаризм. Демократические ценности. Развитие демократии в совре­менном мире.

Правовое государство. Разделение властей. Условия становления правового государства в РФ.

Гражданское общество. Местное самоуправление. Пути формирования гражданского общества в РФ.

Участие граждан в политической жизни. Участие в вы­борах. Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Референдум. Выборы в РФ. Опасность полити­ческого экстремизма.

Политические партии и движения, их роль в общест­венной жизни. Политические партии и движения в РФ. Участие партий в выборах.

Средства массовой информации. Влияние СМИ на по­литическую жизнь общества. Роль СМИ в предвыборной борьбе.

Тема 2. Право (16ч.)

Право, его роль в жизни человека, общества и госу­дарства. Понятие нормы права. Нормативно-правовой акт. Виды нормативных актов. Система законодательства.

Понятие правоотношения. Виды правоотношений. Субъекты права. Особенности правового статуса несовер­шеннолетних.

Понятие правонарушения. Признаки и виды правона­рушений. Понятие и виды юридической ответственности. Презумпция невиновности.

Правоохранительные органы. Судебная система РФ. Адвокатура. Нотариат.

Конституция — основной закон РФ.

Основы конституционного строя РФ. Федеративное устройство. Органы государственной власти в РФ. Взаи­моотношения органов государственной власти и граждан.

Понятие прав, свобод и обязанностей. Всеобщая декла­рация прав человека — идеал права. Воздействие между­народных документов по правам человека на утверждение прав и свобод человека и гражданина в РФ.

Права и свободы человека и гражданина в РФ, их га­рантии. Конституционные обязанности гражданина. Пра­ва ребенка и их защита. Механизмы реализации и защи­ты прав человека и гражданина в РФ.

Гражданские правоотношения. Право собственности. Основные виды гражданско-правовых договоров. Права потребителей.

Трудовые правоотношения. Право на труд. Правовой статус несовершеннолетнего работника. Трудоустройство несовершеннолетних.

Семейные правоотношения. Порядок и условия заклю­чения брака. Права и обязанности родителей и детей.

Административные правоотношения. Административ­ное правонарушение. Виды административных наказаний.

Основные понятия и институты уголовного права. По­нятие преступления. Пределы допустимой самообороны. Уголовная ответственность несовершеннолетних.

Социальные права. Жилищные правоотношения.

Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов. Право на жизнь в условиях вооруженных конфликтов. Защита гражданского населения в период вооруженных конфликтов.

Правовое регулирование отношений в сфере образования.

Резерв учебного времени – 11 часов

Формы контроля:

6 класс.

 

Основными формами контроля знаний, умений, навыков являются:

·         фронтальный опрос

·         контрольные работы в форме тестирования - 4

·         письменные работы по рабочим тетрадям

·         сообщения по темам - 6

·         подготовка презентаций 5

·         составление кроссвордов 3

 

7 класс

 

1.      Составление схем, таблиц, словариков по конкретным темам курса.

2.      Решение проблемных заданий в группе и индивидуально.

3.      Понятийный диктант  - 3

4.      Дифференцированный опрос.

5.      Создание мини-проектов -  2

6.      Тематическое тестирование -     4

 

 

8 класс

 

7.      Составление схем, таблиц, словариков по конкретным темам курса.

8.      Решение проблемных заданий в группе и индивидуально.

9.      Понятийный диктант  - 3

10.  Написание мини-сочинений (эссе)-  2

11.  Дифференцированный опрос.

12.  Создание мини-проектов -  2

13.  Тематическое тестирование -     4

 

 

9 класс

 

1.Составление схем, таблиц

2.Групповые письменные задания

3 .Понятийный диктант -3

5.Тестовые задания – 5 из них 3 в форме ГИА

.Работа с документом -  4

8.Защита творческих проектов - 2

9.Краткое эссе – 2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Используемый учебно-методический комплект по классам

 

6 класс:

 

1) Боголюбов Л.Н. Виноградова Н.Ф. Городецкая НИ. Обществознание 6 класс М., Просвещение 2009г.

2) Боголюбов Л.Н. Виноградова Н.Ф. Городецкая Н.И.Методические рекомендации к учебнику Обществознание 6 класс  М., Просвещение 2008 г

3) Котова О.А. Лискова Т.Е. Обществознание Рабочая тетрадь 6 класс  М., Просвещение 2010г

 

 

7 класс:

 

1) Л.Н.Боголюбов, Л.Ф.Иванова. Обществознание. 7 класс. – М.: Просвещение, 2010.

 

2) Л.Н.Боголюбов, Л.Ф.Иванова. Методические рекомендации к учебнику «Обществознание» 7 класс. – М.: Просвещение, 2010.

 

3) О.А.Котова, Т.Е. Лискова. Обществознание. 7 класс. Рабочая тетрадь. – М.: Просвещение, 2010.

 

8 класс:

1. Обществознание. 8 класс: учебник для общеобразовательных . учреждений (Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова и др.); под ред. Л. Н. Боголюбова, Н. И. Городецкой;– М.: Просвещение, 2010.

 

2. Обществознание. Поурочные разработки. 8 класс: пособие для учителей для общеобразовательных  учреждений (Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова и др.); под ред. Л. Н. Боголюбова;– М.: Просвещение, 2011.

 

3. Обществознание. 8 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений (О. А. Котова, Т. Е. Лискова),. – М.: Просвещение, 2010.

 

9        класс:

 

1.      Обществознание. 9 класс: учебник  для общеобразовательных  учреждений. /Под ред. Л. Н. Боголюбова, Л.Ф.Ивановой.— 2-е изд.— М.: Просвещение, 2010.

 

2. Обществознание. Поурочные разработки. 9 класс: пособие для учителей для общеобразовательных  учреждений (Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова и др.); под ред. Л. Н. Боголюбова;– М.: Просвещение, 2011.

 

3. Обществознание. 9 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений (О. А. Котова, Т. Е. Лискова),. – М.: Просвещение, 2010.

 

 

 

 

 

 

 Учебно-методические средства обучения

 

1.      Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова. 6-9 классы - М.: Просвещение, 2010;

2.      Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова. Методические рекомендации к учебнику «Обществознание» 6- 9 класс  ы  М.: Просвещение, 2010

3.      Контрольно- измерительные материалы. Обществознание. 6-9 классы.    Москва .2009.

4.       О.А. Котова, Т.Е. Лискова. Рабочая тетрадь. Обществознание. 6 - 9 классы М.    Просвещение.2010.

 

Методическая литература:

Баранов П. А.. Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. – М., 2008

Двигалева А. А.. Тесты по обществознанию. С.-П., 2008.

Дидактические материалы по курсу «Введение в обществознание»/Под ред. Л. Н. Боголюбова и А. Т. Кинкулькина.— М., 2002.

Котова О. А.,. Лискова Т. Е.  Задания для ЕГЭ. – М., 2008

Итоговая аттестация по обществознанию. Основная школа.— М., 2000.

Поляков Л. В.. Обществознание. Глобальный мир в 21 веке. Методические рекомендации. – М., 2008.

      Электронные пособия:

Обществознание. Подготовка к ЕГЭ. «Новый диск», 2009.

Обществознание. 8 – 11 класс. «Новый диск», 2004.

Экономика. Практикум. 9 – 11 классы. «1С: Школа», 2004.

Экономика и право. 9 – 11 классы. «1С: Школа», 2004.

 

Дополнительная литература

1.                  Человек, природа, общество: Учеб. пособие для учащихся гимназий, лицеев, школ и классов с углубленного изучения. социально-гуманитарных дисциплин/Под ред. Л. Н. Боголюбова и Л. Ф. Ивановой.— М., 1997.

2.                  Андреева, Г. М. Социальная психология: Учеб.— М., 1988.

3.                  Алексеев, С. С. Право: азбука — теория — философия.— М., 1999.

4.                  Гусейнов, А. А., Апресян, Р. Г. Этика.— М.,  1998.

5.                  Золотухина-Аболина, Е. В. Курс лекций по этике.— Ростов н/Д, 1999.

6.                  Козырев, В. М. Основы современной экономики: Учеб.— М., 2001.

7.                  Крапивенский, С. Э. Социальная философия: Учеб. для студентов вузов.— М.. 1988.

8.                  Куликов, Л. М. Основы социологии и политологии: Учеб. пособие.— М.,  1999.

9.                  Кашанина, Т. В., Кашанин, А. В. Основы российского права.— М., 2001.

Автор Агибалова Лариса Павловна
Дата добавления 21.12.2014
Раздел Обществознание
Подраздел
Просмотров 1158
Номер материала 9533
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓