Главная / Обществознание / Рабочая программа по обществознанию 6-9 классы

Рабочая программа по обществознанию 6-9 классы

Пояснительная записка к курсу обществознание.6 класс

Обществознание в основной школе является относительно завершенной системой знаний. Оно дает наиболее общие представления о человеке и обществе, разностороннюю характеристику современного российского общества, конкретные знания о социальных нормах и знания прикладного характера, необходимые для выполнения основных социальных ролей.

Его содержание обеспечивает преемственность между основной и средней школой. Целый ряд теоретических положений изучается в нем на пропедевтическом уровне, без введения строгих научных формулировок, которые нередко заменяются описаниями признаков рассматриваемых явлений и процессов.

Для основной школы конструируется обществоведческое содержание, учитывающее социальный статус, дееспособность, возможности и интересы подростка, вступающего в возраст выбора перспективы в области профессиональной деятельности.

Основным содержанием курса 6 класса является:

- знакомство учащихся на базе полученных ранее исторических представлений с сущностью общества, его происхождением и развитием, историческими ступенями, которое прошло человечество;

- раскрытие взаимосвязи человека, общества и природы;

- ознакомление учащихся с сущностью и основными проявлениями четырех сфер общественной жизни: экономической, социальной. политико-правовой и духовной;

- показ места ребенка в современном обществе, его взаимоотношений с родителями, друзьями, сверстниками, педагогами.

Данная рабочая программа разработана на основе Примерной программы основного общего образования по обществознанию 2010 г. и авторской программы Козленко С.И., Козленко И.В. Обществознание: Программа курса для 6-7 классов общеобразовательных учреждений. – М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2008.

Цель обучения: формирование интереса и положительной мотивации школьников к изучению предметов гуманитарного цикла, а также способствовать реализации возможностей и интересов учащихся.

В процессе учебы будут решаться следующие задачи:

  • Познакомить учащихся с понятием «общество», «природа». «коллектив», «личность».

  • Почувствовать себя частью общества и его будущим

  • Научит выявлять отличительные черты характера.

  • Использовать сильные стороны своего характера в своей деятельности.

  • Понять, что они не одни, что вокруг них есть люди, которые тоже хотят уважительного отношения к себе.

  • Привить любовь к Родине.

  • Дать знания о здоровом взаимоотношении между людьми.


В рабочей программе в соответствии с требованиями программы запланированы следующие виды контроля: тесты, контрольная и самостоятельная работы. Цель: повышение общекультурного уровня учащихся.

Базисный учебный план по изучению обществознания рассчитан: 34 часов.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС:

Программа:

Примерная программа основного общего образования по обществознанию(включая экономику и право). Программа курса «Обществознание» для 6-7 классов основной школы. Авторы Козленко С.И., Бенку И.В.-М., Русское слово, 2008г.

Учебник:

  1. Кравченко А.И., Певцова Е.А. Обществознание: Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений.- 11-е изд. – М.:ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2008.

  2. Рабочая тетрадь по обществознанию 6 класс - И.С.Хромова, 2010г.

  3. Обществознание. 6 класс: поурочные планы по учебнику А.И.Кравченко, Е.А.Певцовой / авт.-сост. Н.С.Кочетов. – Волгоград: Учитель, 2010г.

  4. И.С. Хромова Тесты по обществознанию к учебнику А.И. Кравченко, Е.А. Певцовой «Обществознание».6 класс /И.С. Хромова– 3-е изд.- М.: ООО «ТИД «Русское слово-учебник», 2010.

Использование мультимедиа- проэктор,

Презентации:

1.Что такое общество?

2.Рынок

3.Семья и семейное право

4.История конституции

5. Мораль, ценности

6.Символы России- герб, флаг, гимн.




Перечень учебных тем по стержневым линиям учебного курса.

п\п

Содержательные линии.

Кол-во

Часов.

Обязательный минимум.

Требования к подготовке учащихся. Ученик должен:

1

Общество и человек.

1.Что такое общество

2.Происхождение и развитие человека.

3.Исторические ступени развития общества.

4.Современное общество

5.Человечество как сумма поколений.

6.Человек,общество, природа

7.Повторительно-обобщающий урок по теме: « Человек и общество»

7ч.

Понятие «общество». Общество как исторический результат естественно складывающихся взаимоотношений людей. Общественная жизнь.

Общество – целостный социальный организм. Четыре главные сферы общественной жизни: экономическая, политическая, социальная, духовная. Содержание каждой из сфер общественной жизни. Взаимосвязь сфер общественной жизни, их постоянное изменение и развитие.

Основные понятия темы: общество, общественная жизнь, страна, государство, сферы общественной жизни: экономическая, политическая, социальная, духовная, сообщество.

Определения «прогресс», «орудия труда», «социальный прогресс», «технический прогресс»; изменение образа жизни людей, совершенствование орудий труда;

Процесс роста населения на Земле, понятия «человечество», «культурное наследие»;

Роль вещей в различные исторические эпохи в разных странах;

Основные занятия человека в первобытном обществе;

Определения «обычаи», «традиции», «религия», «город», «ремесло», письменность

2

Экономическая сфера общества.

1.Что такое экономика

2.Рынок

3.Что такое предпринимательство и бизнес

4Домашнее хозяйство

5.Экономическая деятельность подростков

6.Труд с точки зрения закона

7.Повторительно-обобщающий урок по теме: « Экономическая сфера»

.

8ч.

Кто такие производители, потребители, предприниматели,менеджеры; определение «экономика»;

Что такое молодежная экономика, карманные деньги, возможные способы подростковых заработков;

Как относятся к труду в современном обществе; что такое право на труд, трудовой договор, нормы трудового права; особенности труда несовершеннолетних; труд и отдых, взаимосвязь прав и обязанностей граждан (налоги, охрана окружающей среды, защита Отечества, забота о детях);


Занятость и трудоустройство. Порядок приема на работу, заключения и расторжения трудового договора. Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения.


3

Социальная сфера общества.

1.Социальная структура общества

2.Семья

3.Правила и нормы поведения в обществе


Общество как система. Социальные группы: малые и боль­шие. Социальное неравенство. Богатые. Бедные. Средний класс зажиточных людей. Крайняя бедность — нищета. Семья — малая социальная группа. Функции семьи в обще­стве. Создание семьи. Семейные отношения. Брак как форма отношений между мужчиной и женщиной, одобряемая обще­ством. Законодательная охрана брака и семьи. Социальные нормы. Привычки. Обычаи и традиции. Мане­ры поведения. Этикет. Обряд. Нравы как особо оберегаемые, высокочтимые обществом массовые образцы действий. Табу. Ценности. Религиозные нормы. Правовые нормы.



Основные понятия и термины;

О характере взаимоотношения между подростком и остальными социальными группами;

Свои права и обязанности;



4

Политика и право.

1.Государство и его граждане.

2.Право на службе у человека

3.Основной закон страны

4.Права и правопорядок

5.Как можно защититься от несправедливости

6.Повторно-обобщающий урок по теме: « Политика и право»

Историю понятия Гражданин, определение гражданина и гражданства, что такое закон «О гражданства», отличительные черты Российского государства»;

Понятия – право, источники права, права и обязанности несовершеннолетних, право на собственность, право на образование, понятие ответственности, преступления, уголовной ответственности;

Понятие «конституция», значение конституции в государстве, Содержание и форма основного закона РФ, что такое власть, разделение властей, президент, Совет Федерации, Государственная Дума, местное самоуправление;


Закономерности развития и изменения традиций, политической власти;

Определение демократии, органы власти в демократическом государстве основные черты демократии;

Что такое современное производство, его отличительные черты;


5

Духовная сфера общества.

1.Наука и образование

2.Мораль

3.Идеал и ценности

4.Повторительно-обобщающий урок по теме: « Духовная сфера общества»

Изобретение книгопечатания. Первые печатные книги, их содержание, влияние на общество. Роль печатных книг в развитии образования. Грамотный человек. Просвещенный человек. Ученый. Положительная роль просвещения.

Понятие цивилизации. Возникновение цивилизации, этапы её развитие. Роль книг и чтения в современном обществе.

Наука и научные знания. Система наук. Естественные науки. Общественные науки. Методы исследования. Опрос, наблюдение, эксперимент, измерение. Мораль. Общественное мнение, его влияние на человека. сходство и отличие морали и права. Представление о добре и зле в разные исторические эпохи. Право и добро. Определение идеала. Идеалист. Идеализация. Герой как воплощение идеала. Вечные идеалы. Конкретные идеалы разных поколений.

Определение идеала. Идеалист. Идеализация. Герой как воплощение идеала. Вечные идеалы. Конкретные идеалы разных поколений.


Познакомить с понятиями культура, религия, искусство, образование. Показать процесс создания духовных ценностей и культурных традиций. Основы морали. Какие идеалы и ценности.

6

Ребенок в обществе.

1.Ребенок семье

2.Взаимоотношение детей и родителей

3.Ребенок в школе

4.Друзья и ровесники

5.Повторительно-обобщающий урок по теме: « Ребенок в обществе»

Детство: сущность, хронологические рамки, стадии. Отно­шение к детям в разные исторические эпохи. Воспитание детей у разных народов. Воспитание в разные исторические периоды Роль семьи в формировании личности ребенка. Четыре ос­новных метода воспитания — решения принимаются: 1) исклю­чительно родителями; 2) совместно родителями и детьми; 3) на основе последнего слова подростка; 4) то родителями, то деть­ми, а иногда совместно.

Конфликты между детьми и родителями: причины, пути ре­шения.

Дружба. Отношения дружбы. Верность

Отношение взрослых к детству в разные периоды истории;

Основные обязанности родителей;

Влияние семьи и родителей на ребенка;

Методы воспитания детей, их характеристика, основные черт демократического стиля воспитания;

Влияние на подростка ровесников и родителей;

Историю возникновения школы, её функций в обществе;

Знать принципы обучения, роль школы в информационном обществе;

Основные проблемы в школе, причины проблем и пути их разрешения;

Роль дружбы и товарищества на всех этапах жизни человека; отличие дружбы от товарищества и приятельства.



Итоговое занятие



ИТОГО: 34 часа









Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения обществознания ученик 6 класса должен знать/понимать:

  • сущность общества, его происхождение и развитие, исторические ступени, которые прошло человечество;

  • взаимосвязи человека, общества и природы;

  • сущность и основные проявления четырех сфер общественной жизни: экономической, социальной, политико-правовой и духовной;

  • место ребенка в современном обществе, его взаимоотношения с родителями, друзьями, сверстниками, педагогами.

Уметь:

  • получать социальную информацию из разнообразных источников;

  • решать познавательные и практические задачи, отражающие типичные жизненные ситуации;

  • давать оценку собственным действиям и действиям других людей с точки зрения нравственности и права.



















Программно- тематическое планирование по обществознанию.6 класс


П\п

Название раздела программы

Тема урока

Кол-во часов

Вид контроля

дата

Примечание

1

Общество и человек 7ч.

Что такое общество

1

Ответы на вопрос



2


Происхождение и развитие человека

1

Работа с текстом по группам



3


Исторические ступени развития.

1




4


Современное общество

1




5.


Человечество как сумма поколений

1




6


Человек, общество, природа

1

Работа с документами



7


Повторно- обобщающий урок « Человечество и общество»

1

тест



8

Экономическая сфера общества ( 8 ч)

Что такое экономика

1




9


Рынок

1




10


Что такое предпринимательство и бизнес.

1




11


Домашнее хозяйство

1




12


Экономическая деятельность подростков.

1

практикум



13-14


Труд с точки зрения закона

2

Работа с историческим документом



15


Повторительно- обобщающий урок по теме « Экономическая сфера»

1

тест



16

Социальная сфера общества ( 3 ч.)

Социальная структура общества





17


Семья

1




18


Правила и нормы поведения в обществе

1




19

Политика и право.( 6 ч)

Государство и его граждане.

1

Работа с документом



20


Право на службе человека





21


Основной закон страны


Работа с документом



22


Права и правопорядок





23


Как можно защититься от несправедливости

1

Работа с документом



24


Повторительно-обобщающий урок по теме « Политика и право»

1

тест



25

Духовная сфера общества ( 4 ч)

Наука и образование

1

Кроссворд « в мире науки»



26


Мораль

1




27


Идеал и ценности

1




28


Повторительно- обобщающий урок по теме: « Духовная сфера общества»

1




29

Ребенок в обществе ( 5 ч)

Ребенок в семье

1




30


Взаимоотношение детей и родителей

1

Синквейн Семья»



31


Ребенок в школе

1




32


Друзья и ровесники

1




33


Повторительно- обобщающий урок по теме « Ребенок в обществе»

1

тест



34

Итоговое занятие 1ч

Итоговое повторение

1

к\р




































Пояснительная записка к курсу обществознание.7 класс

Современное российское общество переживает сложный период становления новой системы ценностей, утверждения новых приоритетов в государственной политике и общественной деятельности, формирования основ правового государства и гражданского общества. Российским гражданам предстоит осознанно определить в обществе два полюса - государственный и свой собственный, осмыслить, что только свободный и независимый человек, осознающий свою ответственность за совершаемые поступки, носитель современной системы знаний, принимающий ценности и принципы демократии, может стать гражданином современной России.

В 7 классе в основе содержания курса — раскрытие различ­ных сторон жизни подростка. Подобный подход применен, учитывая, что школьники, которые будут изучать данный курс, подошли к границе между детством и подростковым миром и им особенно важно получить поддержку в понимании проблем, с которыми они сталкиваются в условиях переживаемого пере­ходного возраста.

Содержание курса в 7 классе показывает жизнь подростка во всей ее многогранности. В ходе изучения обществознания в этом классе учащиеся узнают:

сущность и задачи подросткового возраста, те трудности, которые подростки переживают, проходя его;

психологический портрет личности;

самооценку подростка;

образ жизни подростка;

взаимоотношение подростка с законом;

социальную и жилую среду подростка.

Курс вносит существенный вклад в реализацию целей социально-гуманитарного образования на современном этапе развития общества и школы:

  1. содействие самоопределению личности, созданию условий для ее реализации;

  2. формирование человека-гражданина, интегрированного в современную действительность и нацеленного на ее совершенствование, ориентированного на развитие гражданского общества и утверждение правового государства;

  3. воспитание гражданственности и любви к Родине;

  4. создание у учащихся целостных представлений о жизни общества и человека в нем, адекватных современному уровню научных знаний;

  5. выработка основ нравственной, правовой, экономической, политической, экологической культуры.

  6. интеграция личности в систему национальных и мировой культур;

  7. содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами. различными расовыми, национальными, этническими, религиозными и социальными группами;

  8. помощь в реализации права учащихся на свободный выбор взглядов и убеждений с учетом многообразия мировоззренческих подходов;

  9. ориентация учащихся на гуманистические и демократические ценности.

Заметное продвижение к достижению названных целей реализуется через усвоение учащимися обозначенных в программе курса знаний о человеке и обществе, а также умений, приобретаемых в ходе выполнения заданий, представленных в учебном пособии.

Важнейшими целями изучения курса являются:

-доступность и простота изложения сочетаются с научной корректностью материала.

- создание условий для развития личности подростка в пе­риод его социального взросления, формирования познаватель­ных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной информации, определения собственной жиз­ненной позиции;








- воспитание у подростков общероссийской идентичности, патриотизма, гражданской ответственности, уважения к со­циальным нормам;

- освоение учащимися на уровне функциональной грамотно­сти системы знаний, необходимых для социальной адаптации;

- овладение обучающимися умениями познавательной, ком­муникативной, практической деятельности в рамках основных социальных ролей, характерных для подросткового возраста;

- формирование у подростков опыта применения получен­ных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений.

Для реализации намеченной цели ставятся следующие задачи:

Задачи:

- создание системы знаний о различных областях общественной жизни (духовной, социальной, экономической, политико-правовой);

- принятие учащимися в качестве ориентиров демократических общечеловеческих ценностей (уважение прав человека и его фундаментальных свобод, толерантность, стремление к мирному решению конфликтов, готовность к компромиссам и поиску согласия, патриотизм и гражданственность, уважение традиций предков и культуры других народов мира, ответственность за собственные решения);

-   изучение своеобразия общественной жизни России на примерах истории и современности в сравнительном анализе с другими странами мира;

-создание целостной системы гражданского образования и воспитания в современной общеобразовательной школе (создание в практике повседневной школьной жизни демократического уклада и формирование правового пространства школы, развитие проектной деятельности учащихся);

-преодоление раздробленности и узкой специализации учебных курсов, связанных с обществоведческим образованием и гражданским воспитанием.

Список литература:

1.Кравченко А.И, А.И. Певцова –Обществознание: учебное пособие для 7класса общеобразовательных учреждений.-11-е изд..- М:ООО «ТИД « Русское слово-РС» , 2009г.

2.И.С.Хромова. Рабочая тетрадь по обществознанию. К учебнику А.И. Кравченко, Е.А.Певцовой «Обществознание» 7 класс .-5-е изд.-М.: ООО «ТИД «Русское слово-РС»,2009.

3.Поурочные разработки по обществознанию

4. Кожин Ю.А, Тесты по обществознанию. 7 класс.-2-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово-РС», 2005

5. Использование мультимедиа- проэктор,

Презентации:

1.Трудности подросткового возраста

2.Духовный мир личности

3.Опасный путь преступной жизни

4.Подросток в группе

5.Образ жизни

6.Психологический портрет личности

7.Социальная среда подростка

8. Спорт

9. Подростковые субкультуры России


Базисный учебный план рассчитан на -1 час в неделю, 34 часа в год.














Перечень учебных тем по стержневым линиям учебного курса.

п\п

Содержательные линии.

Кол-во

Часов.

Обязательный минимум.

Требования к подготовке учащихся. Ученик должен:

1

Личность подростка.

1.Переходный возраст.

2.Место подростка в обществе

3.Задачи и трудности подросткового возраста

4.Быть взрослым

5.Физические изменения у подростков

6.Психологический портрет личности

7.Самооценка подростка

8.Выдающиеся личность

9.Лидер и его качества

10.Повторительно-обобщающий урок по теме « Личность подростка»

11ч

Определение возраста; понятия: подросток, тинэйджер; особенности подросткового периода, иметь представление о системе ценностей подростка, пути и возможности самоутверждения;

Место подростка в обществе в различные исторические эпохи;

Понятия: взросление, подростковый оптимизм, подростковый пессимизм, альтруизм, эгоизм;

Физические изменения происходящие в подростковый период; комплекс неполноценности; иметь представление о путях преодоления комплекса неполноценности

Характеризовать особенности воспитания подростков;

Характеризовать типы темперамента;

Характеризовать уровни самооценки;

Соотносить самооценку и влияние группы

2

Подросток в социальной среде.

1.Социальная среда подростка

2.Подросток в группе

3.Межличностные отношения

4. « Мы» и « Они»

5.Мир знакомых и незнакомых людей

6.Социальный портрет молодежи

7.Повторительно-обобщающий урок по теме: « Подросток в социальной среде»

Определения понятий: личность, характер, способность, интеллект, чувство, эмоции; основные характеристики личности;

Основные составляющие психической жизни человека; влияние семьи на самооценку подростка;

Выдающихся личностей в истории, факторы влияющие на развитие выдающейся личности;

Определение понятий: лидер, формальный лидер, неформальный лидер, роль лидера в обществе, иметь представление об основных элементах лидерства;

Понятия: социальная среда, бедность, богатство; факторы влияющие на социальную среду подростка;

Определение группы;

Определение межличностных отношений;


Характеризовать факторы, помогающие и мешающие развитию межличностных отношений;

Описывать различия в отношениях со знакомыми и незнакомыми людьми

3

Подросток и закон.

1.Юридические границы подросткового возраста

2.Подросток как гражданин

3.Подросток и его права

4.Опасный путь преступной жизни

5.Повторительно-обобщающий урок

Определение большой группы, что такое ненормальное, аномальное и девиантное поведение;

Понятие «юридические отношения», права и обязанности детей и подростков;

Определение гражданства, пути его получения, основные гражданские права и свободы;

Причины противоправного поведения в подростковом возрасте;

Источники риска в подростковом возрасте.


Характеризовать подростковые ситуации риска;

Характеризовать факторы, влияющие на образ жизни;

Характеризовать роль городов в развитии общества.



4

Образ жизни подростка.

1.Подросток в обществе

2.Проблема одиночества

3.Подростковая культура

4.Образ жизни

5.Досуг, отдых, спорт

6.Повторительно-обобщающий урок по теме: « Образ жизни подростка»

Досуг и отдых – составная часть повседневного образа жизни людей. Основные черты досуга: продолжительность, место и способ проведения, структура.

Одиночество. Проблемы, возникающие у человека, чувствующего себя одиноким. Причины появления одиночества в юности. Одиночество – сложное явление, по-разному воспринимаемое разными людьми. Положительная сторона одиночества – удовлетворение стремления к уединению.

Разнообразие подростковых обществ. Формальные и неформальные подростковые группы. Подростковая культура. Особенности подростковой культуры. Выражение подростковой культуры через ценности, взгляды и типы поведения, через вещи, которые используются в повседневной жизни

социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;

сущность общества как формы совместной деятельности людей;

характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;

содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения;


5

Подросток и его жила среда.

1.Город и село

2.Мой дом, мое жилище

Город – особая среда обитания. Возникновение первых городов. Эволюция города. Восточный город. Римский форум. Средневековый город.

Современные города. Города: малые, средние, крупные и города-миллионеры. Характеристика современных российских городов. Три территории обитания человека: общественная, домашняя, личная.

Дом – человеческая среда обитания, переплетения человеческих отношений и связей. Факторы, определяющие выбор жилья.. Особенности требований к современному жилищу в разных странах и у разных категорий населения. Взаимоотношения с соседями. Уровни взаимоотношений. Влияние района проживания горожанина на качество его жизни

социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;

сущность общества как формы совместной деятельности людей;

характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;

содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения;




Итоговое повторение




ИТОГО: 34 часа












































Программно- тематическое планирование по курсу обществознание. 7 класс


П\п

Название раздела программы

Тема урока

Кол-во часов

Вид контроля

дата

примечание

1

Личность подростка (11 часов)

Переходный возраст

1




2


Место подростка в обществе

1




3


Задачи и трудности подросткового возраста

1




4


Быть взрослым

1




5


Физические изменения у подростков.

1




6-7


Психологический портрет личности.

1




8


Самооценка подростка

1




9


Выдающаяся личность

1




10


Лидер и его качества

1




11


Повторно- обобщающий урок по теме « Личность подростка»

1

Повт.обоб.урок .тест



12

Подросток в социальной среде ( 8 ч)

Социальная среда подростка

1




13


Подросток в группе

1




14-15


Межличностные отношения

2

Ролевая игра « Ситуация»



16


« Мы» и « Они»

1




17


Мир знакомых и незнакомых людей





18


Социальный портрет молодежи

1




19


Повторительно- обобщающий урок по теме « Подросток в социальной среде»

1

Повт.обоб.урок



20

Подросток и закон ( 5ч)

Юридические границы подросткового возраста

1

Работа с документом



21


Подросток как гражданин





22


Подросток и его права


Работа с документом



23


Опасный путь преступной жизни Правонарушения

1




24


Повторительно- обобщающий урок по теме « Подросток и закон»

1

Повт.обоб.урок



25

Образ жизни подростка (6ч.)

Подросток в обществе риска

1




26


Проблема одиночества

1




27


Подростковая культура

1

Синквейн « Подростковая культура»



28


Образ жизни

1




29


Досуг, отдых, спорт

1




30


Повторительно- обобщающий урок по теме « Образ жизни подростка»

1

Повт.обоб.урок



31

Подросток и его жилая среда ( 3ч.)

Город и село

1

Проект « Город будущего»



32-33


Мой дом, мое жилище. Социальное пространство

2




34

Итоговое занятие (1ч.)

Итоговое повторение

1

Повт.обоб.урок к\р.








































Пояснительная записка к курсу обществознание.8 класс

Программа составлена на основе авторской программы под редакцией А.И. Кравченко, Е.А. Певцовой «Обществознание», издательство «Русское слово», 2010г

Функции курса обществознания для 8 класса заключают­ся в следующем:

  • обучить людей правилам пользования науч­ными инструментами, теориями и методами,

  • сформировать аналитическое мышление школьника, способность самостоя­тельно разбираться в существе вопроса, подготовиться к буду­щей профессиональной деятельности,

  • воспитать социально активную личность, имеющую гуманистическое мировоззрение и способную отстаивать демократические идеалы и защищать патриотическую позицию,

  • подготовить подростка к жизни во взрослом мире, предоставив исчерпывающую информацию об окружающем обществе.

Курс состоит из 3 разделов: общество и человек, экономическая сфера, социальная сфера.


Цель курса:

  • Освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации по разделам: «Общество и человек», «Экономическая сфера», «Социальная сфера»

  • Овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности, характерных для подросткового возраста

  • Формирование основ мировоззренческой, нравственной, социальной, политической, правовой и экономической культуры;

Задачи курса:

  • Изучить признаки, типологию и основные сферы общества

  • Выделить взаимосвязь между человеком, природой и обществом

  • Познакомиться с признаками прогресса и регресса

  • Изучить классификацию человеческих потребностей по теории А. Маслоу

  • Дать представление о социализации человека, формах общения

  • Познакомить учащихся с основными экономическими понятиями, ролью государства в экономике

  • Сформировать у учащихся представление о социальной структуре общества, социальной стратификации, этносе, межнациональных отношениях

В процессе изучения курса учащиеся должны знать:

  • Социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми

  • Сущность общества как формы совместной деятельности людей

  • Характерные черты и признаки основных сфер жизни общества

  • Содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения

  • Основные понятия и термины курса

В процессе изучения курса учащиеся должны научиться:

  • Описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки;

  • Сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;

  • Оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

  • Отделять основную информацию от второстепенной, критически оценивать достоверность полученной информации;


Базисный учебный план рассчитан на -1 час в неделю, 34 часа в год.


Требования к уровню подготовки учащихся

Знать/ понимать:

1.Социальные свойства человека, его место в системе общественных отношений;

2.Закономерности развития общества, как сложной самоорганизующейся системы;

3. Основные социальные институты и процессы;

4.Различные подходы к исследованию проблем человека и общества.

Уметь:

Характеризовать: научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы), их место и значение в жизни общества, как целостной системы; проблемы человека в современном обществе;

Анализировать: социальную информацию, представленную в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма) ; переводить её из одной знаковой системы в другую.

Сравнивать: социальные объекты, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствие между существенными чертами признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями, сопоставлять различные научные подходы.

Объяснять: внутренние и внешние связи изученных социальных объектов ,включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, общества и культуры, структурных элементов социальной системы, социальных качеств человека.



Список литературы:

1.Кравченко А.И, –Обществознание: учебник для 8класса общеобразовательных учреждений-9-е изд. .- М: ООО «ТИД «Русское слово-РС», 2008г.

2.Рабочая тетрадь по обществознанию 8 класс - И.С.Хромова

3.Поурочные разработки по обществознанию- Е.Б. Биянова

4.Хромова И.С. Тесты по обществознанию к учебнику А.И. Кравченк «Обществознание» 8 класс.-2-е изд. –М.: ООО «ТИД «Русское слово-РС», 2010 .

5. Использование мультимедиа- проэктор,

6.Презентации:

1.Товар и деньги

2. Рынок

3.Общение. Конфликт.

4.Политический конфликт

5.Население Ростовской области


Базисный учебный план рассчитан на -1 час в неделю, 34 часа в год.













Перечень учебных тем по стержневым линиям учебного курса.


п\п

Содержательные линии.

Кол-во

Часов.

Обязательный минимум.

Требования к подготовке учащихся. Ученик должен:

1

Наука о человеческой вселенной.

1.Наука о человеческой вселенной.

Знать основные особенности человеческой жизни, вселенной.


2

Понятие общества и его основные признаки.

1.Общество, его признаки, строение и место в мировом сообществе.

2.Взаимосвязь природы и общества

3.Типология обществ

4.Социальный прогресс и развитие общества

5.Взаимодействие общества и природы.

6.Личность и социальная среда

7.Потребности человека

8.Социализация и воспитание

9.Общение

10.Человек в обществе и общество в человеке.


10ч

Понятия и термины: общество, социальная организация страны, сферы общества, страна, государство, мировое сообщество, глобализация;

Способы защиты природы, организации, реализующие эту задачу, понятия и термины: природа, окружающая среда, антропогенные нагрузки, экологические программы;

Разные подходы к типологии обществ, сравнения различных типов обществ;

Понятия и термины: закон ускорения истории, социальный прогресс, реформы и революции, прогрессивные и регрессивные реформы;

Понятия и термины: социальная среда, воспитание, человек, индивидуальность, личность, моральные нормы, духовные ценности;

Характеристику потребностей человека; понятия: потребности, свобода, ответственность;

Понятия и термины: общение, речевое и неречевое общение, этикет, ритуал, межкультурное общение;


Называть основные сферы общества и характеризовать их;

Объяснять взаимосвязь природы и общества, характеризовать экологические проблемы;

Анализировать характерные черты общества;

Выделять в тексте оценочные суждения о социальных последствиях НТР;

Характеризовать общение, сравнивать виды межличностных отношений

3

Экономическая сфера.

1.Экономическая сфера. Сущность и структура экономики.

2.Товар и деньги

3.Спрос и предложение

4.Рынок, цена, конкуренция

5.Предпринимательство

6.Роль государства в экономики

7.Бюджет государства и семьи

8.Труд, занятость, безработица

9.Структура экономики области

10.Становление рыночного общества в России: общее и особенное

10ч

Роль экономики в жизни общества, структуру экономики;

Функции денег и их исторические формы;

Связь спроса и предложения, факторы рыночной экономики, характеристика рыночной экономики;

Основные функции цены, понятия: конкуренция, монополия, олигополия;

Характеристику предпринимательской деятельности, роль малого бизнеса;

Способы воздействия государства на экономику, сравнение государственного и рыночного регулирования;

Характеристику бюджета семьи;

Нормы правового регулирования трудовых отношений, причины безработицы

Объяснять связь спроса и предложения;

Называть основные функции цены;

Высказывать суждения о роли малого бизнеса;

Сравнивать государственное и рыночное регулирование экономики

4

Социальная сфера.

1Социальная структура.

2.Социальная стратификация.

3.Богатые

4.Бедные

5.Этос: нации и народности

6.Менациональные отношения

7.Конфликты в обществе

8.Семья

9.Социальная структура общества в регионе

10.Социальная структура российского общества: проблема бедности и неравенства.

12ч.

Сущность социальной структуры, социального статуса и социальных отношений;

Характеристику образа жизни;

Характеристику больших и малых групп, причины национальных конфликтов, пути решения социальных конфликтов;

Основные нормы правовых основ брака.


Характеризовать социальную структуру общества;

Выделять в тексте оценочные суждения о социальной дифференциации;

Объяснять причины межнациональных конфликтов, сравнивать пути решения социальных конфликтов;

Характеризовать семью как малую группу.



5

Итоговое повторение



ИТОГО: 34 часа.






















Программно- тематическое планирование по курсу обществознание. 8 класс


п\п

Наименование раздела программы

Тема урока

Кол-во часов

Вид контроля

дата

Примечание

1

Наука о человеческой вселенной (1ч.)

Наука о человеческой вселенной

1




2

Понятие общества и его основные признаки (10ч.)

Общество его признаки, строение и место в мировом сообществе

1




3


Взаимосвязь природы и общества

1

Практическая работа



1


Типология обществ

1




5


Социальный прогресс и развитие общества

1

Практическая работа



6


Взаимодействие общества и природы. Экологические проблемы области

1

тест



7


Личность и социальная среда

1

Таблица « человек. Индивид, личность»



8


Потребности человека

1




9


Социализация и воспитание

1




10


Социально- психологический процесс общения

1




11


Человек в обществе и общество в человеке.

1

с\р



12

Экономическая сфера (10ч.)

Экономическая сфера. Сущность и структура экономики.

1




13


Товар и деньги

1




14


Спрос и предложения

1

Лабораторная работа



15


Рынок, цена и конкуренция.

1

таблица



16


Предпринимательство.

1




17


Роль государства в экономике.

1




18


Бюджет государства и семьи.

1

Практическая работа



19


Труд, занятость, безработица

1




20


Структура экономической области.

1

Конспект лекции



21


Становление рыночного общества в России: общее и особенное.

1

тест



22

Социальная сфера (12ч.)

Социальная сфера. социальная структура.

1

Практическая работа



23


Социальная стратификация.

1




24


Бедные и богатые.

1




25


Этнос: нации и народности.

1




26


Межнациональные отношения

1




27


Конфликты в обществе.

1

Таблицы, схемы.презентация



28-29


семья

2




30-31


Социальная структура общества в регионе.

1




32-33


Социальная структура российского общества: проблема бедности и неравенства.

2

с\р



34

Итоговое занятие(1ч.)

Итоговое занятие по курсу « Обществознание 8 класс)

1

к\р
































Пояснительная записка к курсу обществознание.9 класс

Рабочая программа составлена на основе: программы : «Обществознание 9 классы», М;»Русское слово»,2010г, Федерального компонента государственного стандарта общего образования

Содержание основного общего образования по обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его основные сферы, человека в обществе, правовое регулирование общественных отношений. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных норм и гуманистических ценностей; правовые нормы, лежащие  в основе правомерного поведения.

Не менее важным элементом содержания  учебного предмета обществознания является опыт  познавательной и практической деятельности, включающий работу с адаптированными источниками социальной информации; решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; учебную коммуникацию, опыт проектной деятельности  в учебном процессе и социальной практике.

 

Цели.

Изучение обществознания в основной школе направлено на достижение следующих целей:

·  развитие личности в ответственный период социального взросления человека (11-15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе  восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;

·  воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

·  освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;

·  овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;

·  формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений;  экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношениях; отношениях между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.

 

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Обществознание» на этапе основного общего образования являются:

·  сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

·  владение такими видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога;

·  выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности и на уроках и в доступной социальной практике:

-  на  использование элементов причинно-следственного анализа;










-  на исследование несложных реальных связей и зависимостей;

- на определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;

- на поиск  и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;

-  на перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;

-   на объяснение изученных положений на конкретных примерах;

- на оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде, выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;

-  на определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.

 

Перечисленные познавательные и практические задания предполагают использование компьютерных технологий для обработки, передачи информации, презентации результатов познавательной и практической деятельности.

Программа призвана помочь осуществлению выпускниками основной школы  осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения обществознания ученик должен:

 

Знать/понимать

·  социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;

·  сущность общества как формы совместной  деятельности людей;

·  характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;

·  содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.

  Уметь

·  описывать основные социальные объекты,  выделяя их существенные признаки;  человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;

·  сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять  их общие черты и различия;

·  объяснять   взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);

·  приводить примеры  социальных объектов определенного типа, социальных отношений;  ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм;    деятельности людей в различных сферах;

·  оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

·   решать    познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека

·  осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;

·  самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т.п.).

            

Использовать приобретенные знания и умения  в практической деятельности и повседневной жизни для:

 

·              полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;

·              общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;

·              нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;

·              реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей

·              первичного анализа и использования социальной  информации;

·              сознательного неприятия антиобщественного поведения.



Список литературы:

1.Кравченко А.И, А.И. Певцова –Обществознание: учебник для 9класса общеобразовательных учреждений-8-е изд..- М: ООО «ТИД «Русское слово -РС» , 2008г.

2.Рабочая тетрадь по обществознанию 9 класс - И.С.Хромова

3.Поурочные разработки по обществознанию

4.Тестовые задания по обществознанию – С.А Нижников.

5. Использование мультимедиа- проэктор,

6.Презентации:

1.Семейное право

2. Труд. Трудовое право.

3.История Конституции Российской Федерации

4.Правовые акты

5.Субкультуры России


Базисный учебный план рассчитан на -1 час в неделю, 33 часа в год.


Перечень учебных тем по стержневым линиям учебного курса.

п\п

Содержательные линии.

Кол-во

Часов.

Обязательный минимум.

Требования к подготовке учащихся. Ученик должен:

1

Политическая сфера.

1.Власть

2.Государство

Национально-государственное устройство

3.Формы правления

4.Политические режимы

5.Гражданское общество и правовое государство

6.Голосование, выборы, референдум

7.Политические партии

8.Политическая жизнь современной России

9.Политическая жизнь в нашей стране


13ч.

Влияние: понятие, формы, способы, власть, авторитет;

Причины зарождения государства, его функции, основные признаки;

Факты подтверждающие процессы объединения и отделения наций;

Сущность форм правления, сущность демократической формы правления, характеристику политической системы государства;

Политические режимы: понятие, типы и формы;

Понятие гражданского общества, пути становления гражданского общества, институты гражданства, признаки правового государства;

Основные формы участия граждан в политической жизни страны, процедуру выборов, роль референдума в общественной жизни;

Основные признаки политических партий, функции и роль;

Роль права в системе социальных норм, отрасли права, нормы права;


Анализировать ситуации связанные с деятельностью власти;

Уметь сравнивать формы правления6 республику и монархию;

Объяснять особенности политических режимов;

Объяснять особенности форм участия граждан в политической жизни общества;

Сопоставлять и систематизировать материал, связанный с особенностями различных политических партий;

Объяснять сущность разделения властей;

Называть основные нормы, регулирующие имущественные отношения, приводить примеры прав потребителя и способы их защиты;


2

Человек и его права.

1.Право, его сущность и особенности

2.Закон и власть

3.Конституция- основной закон страны

4.Право и имущественные отношения.

5.Потребитель и его права.

6.Труд и право

7.Правовые основы брака и семьи

8.Правонврушения и виды юридической ответственности

9.Правовая и социальная защита несовершеннолетних в РФ

10.Местное самоуправление

11Человек и его права


11ч

Историю отношений власти и закона, систему высших органов власти в РФ, принципы разделения властей;

Понятие, структуру конституции;

Правовое регулирование имущественных отношений;

Предмет трудового права, семейного права, основные нормативные документы, права и обязанности супругов, родителей и детей;

Основные виды юридической ответственности; особенности наказания несовершеннолетних

Характеризовать трудовое право, правовой статус несовершеннолетних;

Давать правовую характеристику брачно-семейных отношений;

Анализировать состав преступления и определять, является ли содеянное преступлением;

Характеризовать систему местного самоуправления

3

Духовная сфера.

1.Культура

2.Культурные нормы

3.Формы культуры

4.Религия

5.Искусство

6.Образование

7.Наука

8.Духовная сфера общества

Многозначность понятия культура, правила этикета, понятие культурной нормы, виды культурных норм, особенности молодежной субкультуры;

Что такое религия, виды религий; особенности мировых религий;

Объекты и субъекты художественной культуры, функции культуры и искусства;

Что представляет собой образование как институт общества, структуру современного образования; права и обязанности участников учебного процесса;

Функции науки, классификацию наук

Характеризовать духовную жизнь человека и общества;

Анализировать привычки, манеы людей;

Объяснять назначение тех или иных санкций в обществе;

Анализировать формы культуры;

Сравнивать мировые религии, выделять общее и различия;

Анализировать произведения искусства, определяя ценности, которыми они обладают;

Разъяснять эволюцию системы образования с древнейших времен до наших дней; правовой статус ученика.


4

Итоговое занятие.

1.Взаимосвязь права, политики и культуры.



ИТОГО:33часа







Программно- тематическое планирование по курсу обществознание.9 класс


п\п

Наименование раздела программы

Тема урока

Кол-во часов

Вид контроля

дата

примечание

1

Политическая сфера (13ч.)

Власть

1




2


Государство.

1




3


Национальное государственное устройство.

1




4


Формы правления

1




5


Политические режимы.

1

тест



6


Гражданское общество и правовое государство.

1

Разработать проекта « Я- гражданин РФ»



7


Голосование, выборы, референдум

1




8-9


Политические партии. Признаки. Функции. Классификация

2

Выступления на семинаре.



10


Политическая жизнь современной общества.

1

тест



11


Политическая жизнь нашей стране.

1

Выступления на конференции.



12

Человек и его права ( 12ч.)

Право, его сущность и особенности.

1




13


Закон и власть

1

Синквейн « Закон и власть»



14-15


Конституция-основной закон государства.

1




16-17


Право и имущественные отношения. потребитель и его права.

2




18


Труд и право

1




19


Правовые основы брака и семьи.

1

Деловая игра



20-21


Правонарушения и виды юридической ответственности

1




22


Правовая и социальная защита несовершеннолетних в РФ.

1

тест



23


Местное самоуправление

1

Работа с документами



24


Человек и его права

1

тест



25

Духовная сфера (8ч)

Культура.

1




26


Культурные нормы.

1




27


Формы культуры

1




28


Религия.

1




29


Искусство.

1

реферат



30


Образование.

1




31


Наука.

1




32


Духовная сфера общества.

1




33

Итоговое занятие (1ч.)

Взаимосвязь права, политики и культуры.

1

к\р




Рабочая программа по обществознанию 6-9 классы
  • Обществознание
Описание:

Обществознание в основной школе является относительно завершенной системой знаний. Оно дает наиболее общие представления о человеке и обществе, разностороннюю характеристику современного российского общества, конкретные знания о социальных нормах и знания прикладного характера, необходимые для выполнения основных социальных ролей.

Его содержание обеспечивает преемственность между основной и средней школой. Целый ряд теоретических положений изучается в нем на пропедевтическом уровне, без введения строгих научных формулировок, которые нередко заменяются описаниями признаков рассматриваемых явлений и процессов.

Для основной школы конструируется обществоведческое содержание, учитывающее социальный статус, дееспособность, возможности  и интересы подростка, вступающего в возраст выбора перспективы в области профессиональной деятельности.

Автор Костырина Людмила Беняминовна
Дата добавления 20.12.2014
Раздел Обществознание
Подраздел
Просмотров 767
Номер материала 8454
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓