Главная / Обществознание / рабочая программа по обществознанию 5 класс ФГОС

рабочая программа по обществознанию 5 класс ФГОС

hello_html_m3710844b.gifhello_html_m714328be.gifhello_html_m668467c5.gifhello_html_65397ce6.gifhello_html_7750b52b.gifhello_html_m148f7728.gif

Муниципальное образовательное учреждение

«Гимназия с. Ивантеевка Ивантеевского района Саратовской области»


«Согласовано»

Заместитель директора по УР МОУ «Гимназия

с. Ивантеевка»

____________/Щербинина Е.А./

«___»____________2014г.


«Утверждаю»

Директор МОУ «Гимназия с. Ивантеевка»

____________/Джавадова Н.В./

Приказ № _____ от

«___»___________2014г.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по курсу «Обществознание» 5 класс


базовый уровень




Павловой Ольги Владимировны

учителя истории обществознания

первой квалификационной категории


«Рассмотрено»

на заседании Методического Совета

Протокол № ____ от «___»___________2014г.

Руководитель: ______/Бородастова И.В./





с. Ивантеевка

2014 – 2015 учебный год


1. Пояснительная записка.

Программа адресована учащимся 5 класса МОУ «Гимназия с. Ивантеевка Ивантеевского района Саратовской области» в соответствии с ФГОС ООО.

Особенность по отношению к ФГОС ООО:

В основу настоящей программы положены педагогические и дидактические принципы вариативного развивающего образования, изложенные в концепции Образовательной программы «Школа 2100».

А. Личностно ориентированные принципы: принцип адаптивности; принцип развития; принцип комфортности.

Б. Культурно ориентированные принципы: принцип картины мира; принцип целостности содержания образования; принцип систематичности; принцип смыслового отношения к миру; принцип ориентировочной функции знаний; принцип опоры на культуру как мировоззрение и как культурный стереотип.

В. Деятельностно - ориентированные принципы: принцип обучения деятельности; принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации; принцип перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности учащегося (зона ближайшего развития); принцип опоры на процессы спонтанного развития; принцип формирования потребности в творчестве и умений творчества.



Концепция программы: Курс «Обществознание» для основной школы представляет собой один из рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации вариантов реализации новой структуры дисциплин социально-гуманитарного цикла. Этот курс интегрирует современные социологические, экономические, политические, правовые, этические, социально-психологические знания в целостную, педагогически обоснованную систему, рассчитанную на учащихся подросткового возраста. Он содержит обусловленный рамками учебного времени минимум знаний о человеке и обществе, необходимых для понимания самого себя, других людей, процессов, происходящих в окружающем природном и социальном мире, для реализации гражданских прав и обязанностей. Курс

«Обществознания» за 5 класс является первым этапом и носит преимущественно пропедевтический характер, связанный с проблемами социализации младших подростков. На этом этапе необходимо обеспечить преемственность по отношению к курсу «Окружающий мир», изучаемому в начальной школе.


Обоснованность (актуальность, новизна, значимость)

Обществознание является одним из ведущих гуманитарных предметов в системе школьного образования, поскольку имеет огромное значение для формирования гражданской позиции человека, его умения ориентироваться и действовать в современном обществе на основе социального опыта. Без него невозможна выработка общероссийской идентичности и умения жить в современном поликультурном глобализирующемся мире. Однако спорность и противоречивость анализа общественного развития, оценок ключевых событий, которые существуют в современной науке, активно переносятся в современную публицистику, что порождает острые мировоззренческие споры с явной политической окраской. Этот естественный процесс заметно осложняет преподавание обществознания в школе. К тому же анализ результатов современного школьного обществоведческого образования свидетельствует, что массовая школа не полностью обеспечивает функциональную грамотность учащихся. Зачастую овладение обществоведческим материалом у большинства учеников ограничивается запоминанием набора определений (часто бессистемно), не поднимаясь до уровня умений строить причинно-следственные объяснения, проводить анализ, давать самостоятельные аргументированные нравственные и гражданские оценки общественных событий. Изучение фактических и теоретических сведений не подкрепляется связью с практикой, с умением переносить обществоведческие знания и умения на решение проблем в современных жизненных ситуациях.



В какую образовательную область входит данный учебный предмет.

Учебный предмет «Обществознание» входит в образовательную область «Обществознание».

Цели учебного предмета для ступени обучения.


Развивать умения по применению обществоведческих знаний в жизни. В соответствии с Образовательной программой «Школа 2100» каждый школьный предмет своими целями, задачами и содержанием образования должен способствовать формированию функционально грамотной личности, т.е. человека, который сможет активно пользоваться своими знаниями, постоянно учиться и осваивать новые знания всю жизнь.

Цели изучения «Обществознания» в Образовательной системе «Школа 2100» в виде линий развития личности ученика

Соответ-ствие

Требования к результатам изучения предмета «Обществознание» во ФГОС для основной школы

1-я ЛР. Понимать и объяснять связи, взаимоотношения между людьми в обществе, чтобы ориентироваться в нем (познавательные действия)

  • Добывать и критически оценивать поступающую обществоведческую информацию.

  • Систематизировать обществоведческую информацию, устанавливать связи в целостной картине общества (его структурных элементов, обществоведческих явлений, понятий) и представлять ее в разных формах (текст, схема, модель и т.д.).

2-я ЛР. Занимать свою позицию в обществе, чтобы строить взаимоотношения с людьми, в том числе с теми, кто придерживается иных позиций, взглядов, ценностей (личностно-оценочные и коммуникативные действия)

  • Определять и объяснять свое отношение к общественным нормам и ценностям (нравственным, гражданским, патриотическим, общечеловеческим).

  • Делать свой выбор в общественно значимых ситуациях (учебных моделях жизненных ситуаций) и отвечать за свой выбор, свое решение.

  • Договариваться с людьми, предотвращая или преодолевая конфликты (в учебных моделях жизненных ситуаций).


3-я ЛР. Действовать в пределах правовых и нравственных норм, чтобы успешно решать жизненные задачи в разных сферах общественных отношений (личностно-оценочные действия)

  • В моделях экономических ситуаций (бизнес, трудовые отношения, сделки и т.д.).

  • В моделях гражданско-семейных ситуаций (судебные разбирательства и т.п.)

  • В моделях политических ситуаций (конституционное, административное право).

  • В соответствии с нормами уголовного права.


1) формирование у обучающихся личностных представлений об основах российской гражданской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закреплённым в Конституции Российской Федерации;

2) понимание основных принципов жизни общества, основ современных научных теорий общественного развития;

3) приобретение теоретических знаний и опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной активной позиции в общественной жизни, для решения типичных задач в области социальных отношений, адекватных возрасту обучающихся, межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, возрастов и социальных групп;

4) формирование основ правосознания для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законодательством Российской Федерации, убежденности в необходимости защищать правопорядок правовыми способами и средствами, умений реализовывать основные социальные роли в пределах своей дееспособности;

5) освоение приемов работы с социально значимой информацией, её осмысление; развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки социальным событиям и процессам;

6) развитие социального кругозора и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.











Сроки реализации программы: 2014 – 2015 учебный год.

Правила технологии оценивания образовательных достижений (учебных успехов) В ее основе два правила.

1) Оцениваться может все, а отметка ставится только за решение продуктивной задачи (задания).

2) Учитель и ученик определяют оценку и отметку совместно на основе алгоритма самооценивания: 1. Какое было задание? 2. Удалось

получить результат? 3. Верно или с ошибками? 4. Сам или с чьей-то помощью? 5. По каким признакам мы различаем отметки? 6. Какой

отметки заслуживает решение этой задачи?



Инструментарий для оценивания результатов:

1. Устная проверка знаний: фронтальный опрос, участие в дискуссиях.

2. Письменная проверка знаний:

тестирование (тематическое, обобщающее);

понятийные диктанты;

работа с карточками (дифференцированные задания);

3. Составление планов, тезисов, конспектов.

4. Заполнение таблиц, опорных схем.














2. Общая характеристика учебного предмета



Источники составления программы

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и обеспечена УМК для 5–9-го классов авторов Д.Д. Данилова, Е.В. Сизовой, С.М. Давыдовой, А.А. Николаевой, Л.Н. Корпачеворй, Н.С. Павловой, С.В. Паршиной, М.Е. Турчиной.

Основная образовательная программа ОС «Школа 2100» для основной школы.

Данилов Д.Д., Давыдова С.М. «Обществознание », 5-9 классы.


Изучение обществознания в основной школе в соответствии с ФГОС в 5 классе направлено на достижение следующих целей:

  • Развитие личности в ответственный период социального взросления человека (10-15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации; Воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам: приверженности

гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;


  • Освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; о позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах

реализации и защиты прав человека и гражданина;,



  • Овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях.



  • Формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношений; семейно-бытовых отношений.

Исходя из концептуальных подходов к современному обществоведческому образованию и особенностей учащихся отроческого (подросткового) возраста, курс призван решить следующие задачи:

- создать содержательные и организационно - педагогические условия для усвоения подростками важных для становления личности элементов культуры (знаний, опыта практической и познавательной, коммуникативной, эмоционально-оценочной деятельности);

- способствовать усвоению на информационном, практическом и эмоциональном уровне идеалов и ценностей демократического общества (патриотизма, уважения гражданских прав и свобод, осознанного и ответственного выбора в условиях социальных альтернатив);

- обеспечить практическое владение способами получения адаптированной социальной информации из различных источников, включая анализ положения в своем регионе (городе, селе), рефлексию личного социального опыта, актуальной социальной практики, в том числе включенной в содержание курса;

- предоставить возможность учащимся существенно расширить активный словарь через включение в него основных обществоведческих терминов и понятий, которые могут быть освоены на уровне не ниже их распознавания (узнавания) и воспроизведения (называния), правильного употребления в различном контексте в процессе ориентировки в социальной информации;

- помочь формированию осведомленности и практическому освоению конструктивных способов учебной и социальной коммуникации, при котором достигается толерантное взаимопринятие партнера, гуманное поведение в социальных конфликтах.

Общая характеристика учебного предмета.

Основные технологии

  • использование проблемно-диалогической технологии освоения нового материала - технология учит самостоятельно открывать новые знания и предлагает строить деятельность учеников на уроке по универсальному алгоритму решения жизненно-практических проблем: осознание проблемной ситуации – противоречия, например, между двумя мнениями, формулирование проблемы/задачи/цели, составление плана действий, реализация плана, проверка результата.

  • технология продуктивного чтения - осваивается учениками на уроках литературы еще в начальной школе, а потом переносится на другие предметы. Получив продуктивное задание, требующее изучающего чтения, ученики проводят работу с текстом до чтения (предполагая, о чем он, по его афористичному названию, выделенным словам и т.п.), читают текст, используя прием диалога с автором, чтобы проникнуть не только на фактуальный, но и на подтекстовый информационный уровень; после чтения – формулируют вывод по заданиям, опираясь на изученный текст.

  • технология проектной деятельности - работ над проектами как способ формирования общих учебных умений (универсальных учебных действий): организационных (регулятивных), интеллектуальных (познавательных), оценочных (личностных), коммуникативных.


Методы обучения: тестирование, мини – сочинение, составление кластеров, схем, сравнительных таблиц, проекты, решение жизненных ситуаций.

Формы организации учебного процесса:

  • коллективная;

  • групповая;

  • индивидуальная.


Режим занятий: 1 четверть – 9 часов, 2 четверть – 7 часов, 3 четверть – 10 часов, 4 четверть – 9 часов, год – 35 часов

Логические связи предмета с остальными предметами учебного плана.

Курс «Обществознание» для основной школы является органичным продолжением курса «Окружающий мир» для начальной школы и

реально решает проблему преемственности и непрерывности образования и на уровне содержания, и на уровне образовательных технологий. Также в рамках Образовательной системы «Школа 2100» курс «Обществознание» (5–9 кл.) содержательно и технологически

соотнесен с курсом истории («Всеобщая история» и «История России») который создан с участием авторов курса истории (Д.Д. Данилов,

Е.В. Сизова, Н.С. Павлова и др.)


Межпредметные связи в рамках Образовательной системы «Школа 2100»

История, 5-й класс: формирование единой с историей системы понятий, структуры общественных связей.
Литература, 5-й класс:
общая с обществознанием ориентация целей на формирование у учеников образа мира через достижения человеческой культуры.
География, 5-й класс:
закономерности взаимодействия общества и природы, номенклатура географических названий.
Биология, 5-й класс:
представление о науке как об особом и самостоятельном способе познания мира человеческим обществом.











3. Описание места учебного предмета «Обществознание» в учебном плане

На изучение учебного предмета «Обществознание» в федеральном компоненте базисного учебного плана отводится 35 часов в год, что составляет 1 час в неделю и соответствует рабочей программы по «Обществознанию» 5-9 классы Д.Д. Данилов, С.М. Давыдова.



4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

1 Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни).

Основная функция познавательная: беседы, просмотр и обсуждение аудио, видео, текстового материала, работа с Интернет - ресурсами, конференция, викторина и др. Данный уровень результатов будет достигаться лишь в том случае, когда объектом познавательной деятельности детей станет собственно социальный мир. Большое место здесь будет уделяться познанию жизни людей, познанию общества: его структуры и принципов существования, норм этики и морали, базовых общественных ценностей, памятников мировой и отечественной культуры, особенностей межнациональных и межконфессиональных отношений. Причем важны здесь будут не только и не столько фундаментальные знания, сколько те, которые нужны человеку для полноценного проживания его

повседневной жизни, для успешной его социализации в обществе. Как вести себя с человеком в инвалидной коляске, что можно и чего нельзя делать в храме, как искать и находить нужную информацию, какие права есть у человека, попавшего в больницу, как безопасно для природы утилизировать бытовые отходы, как правильно оплатить коммунальные платежи и т.п. Отсутствие

этих элементарных социальных знаний может сделать жизнь человека и его ближайшего окружения весьма затруднительной.


2. Результаты второго уровня (формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом).


Основная функция - формирование личностного отношения: дискуссия, дебаты, круглый стол, семинары, создание и поиск путей решения проблемных ситуаций, ролевая, деловая, коммуникативная и др. игры. Необходимо инициировать и организовывать работу школьников с воспитывающей информацией, предлагая им обсуждать ее, высказывать по ее поводу мнение, вырабатывать по отношению к ней свою позицию. Это может быть информация о здоровье и вредных привычках, о нравственных и безнравственных поступках людей, о героизме и малодушии, о войне и экологии, о культуре, об экономических, политических или социальных проблемах нашего общества. Позитивное отношение школьника к самому знанию как общественной ценности будет вырабатываться у него

тогда, когда знание станет объектом эмоционального переживания.





5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Обществознание»



Личностными результатами изучения предмета «Обществознание» являются следующие умения:

Формулировки личностных результатов

во ФГОС

Реализация в учебниках по истории ОС «Школа 2100»

1)  воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

Через задания 2-й и 3-й линий развития (подробнее см. пункт 1.3) и тексты, которые содержат основания для собственных оценок общественных ситуаций и явлений, но не готовые авторские оценки и выводы, что как раз обеспечивает самоидентификацию, формирование идентичности.

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,  осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;

Через введения к учебникам и разделам, описывающим связь целей изучения обществознания с жизнью. Через жизненные задачи, завершающие каждый раздел, а также через деятельностные технологии (см. пункт 3.2), обеспечивающие мотивацию через вовлечение школьников активную деятельность.

3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

Через систему обществоведческих понятий и задания 1-й линии развития, обеспечивающих формирование целостной и разносторонней обществоведческой картины мира (см. пункт 1.3).

4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

Через оценочно-толерантные задания 2-й линий развития (см. пункт 1.3) и тексты, содержащие описание противоречивых обществоведческих явлений с позиций разных действующих сторон (разных народов, разных партий и т.п.).

5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;

Через задания 3-й линии развития, направленные на нравственное самоопределение с опорой на общечеловеческие ценности при оценке противоречивых общественных явлений.

6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

7) формирование коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

Через диалоговый стиль половины текстов учебника (как при постановке проблем, так и при их решении – см. пункт 3.4) через коммуникативную направленность формулировок большинства заданий, обеспечивающих проблемный диалог, открытие нового знания и т.п. (см. пункты 3.1, 3.2).

+) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

Через насыщенность материалов учебников реальными семейно-бытовыми ситуациями, описанными глазами подростков, соответствующего ученикам возраста. Через постановку проблем значительной части уроков в виде проблем личностно-семейных отношений и поиск способов их решения (в т.ч. персонажами учебника).

+) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира,  творческой деятельности эстетического характера.

Через задания 1-й и 2-й линий развития в сочетании с культурологическим материалом разных исторических тем.







Метапредметными результатами изучения предмета «Обществознание» являются следующие умения:

УУД

Формулировки метапредметных результатов

во ФГОС

Реализация в учебниках по обществознанию

ОС «Школа 2100»

Р

Е

Г

У

Л

Я

Т

И

В

Н

Ы

Е


1)  умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

Через проблемно-диалогическую технологию, инструменты реализации которой (проблемные ситуации, тексты и задания для открытия нового) заложены в методический аппарат учебников (см. пункт 3.2.)

2) умение самостоятельно планировать пути  достижения целей,  в том числе альтернативные,  осознанно выбирать  наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы  действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

Через технологию оценивания учебных успехов, инструменты реализации которой (алгоритм самооценивания, задания актуализации) заложены в методический аппарат учебников и УМК: (подробнее см. пункт 3.2.)

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,  собственные возможности её решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ

6) умение  определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,   самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить  логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное  и по аналогии) и делать выводы;

Продуктивные задания разных линий развития к каждому тексту учебника и через обобщенный алгоритм работы с продуктивными заданиями. (подробнее см. пункт 3.1).

7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;


КОММУНИКАТИВНЫЕ

8) смысловое чтение;

Через основной массив текстов, рассчитанных на использование технологии продуктивного чтения (см. пункт 3.2.), т.е. самостоятельное вычитывание смыслов (наличие подтекстовой информации).

9) умение организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;   работать индивидуально и в группе находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;  формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

Через часть продуктивных заданий, требующих парного или группового взаимодействия, особенно при определении своего отношения к различным общественным явлениям.

10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности;  владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью

Через технологию проблемного диалога и через основной массив продуктивных заданий, требующих формулирования своей позиции.



Предметными результатами изучения предмета «Обществознание» являются следующие умения:

- относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;

- знание ряд ключевых понятий об основных социальных объектах; умение объяснять с опорой на эти понятия явления социальной действительности;

- знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;

- умения находить нужную социальную информацию в педагогически отобранных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку

общественным явлениям с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;

- понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;

- знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни; умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций; установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;

- приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизм и гражданственность;

- знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека, основных требований трудовой этики в современном обществе, правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;

- понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;

- понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;

- понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;

- знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;

- знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе; умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;

- понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;

- понимание значения коммуникации в межличностном общении;

- умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;

- знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.


Результаты – требования к уровню подготовки учащихся в конце 5-го класса


1-я линия развития личности (интеллектуально-познавательные действия):

  • Добывать и критически оценивать поступающую обществоведческую информацию; систематизировать её (обобщать, группировать, сравнивать факты, явления и понятия, устанавливать причинно-следственные связи) и представлять в виде текста или схемы и т.п.

2-я линия развития личности (нравственно-оценочные, личностные и коммуникативные действия):

  • Определять и объяснять другим людям своё отношение общественным нормам (нравственным, патриотическим общечеловеческим);

  • Принимать решения в ответственных ситуациях и не бояться отвечать за свои поступки.

  • Уметь договариваться с людьми, преодолевать конфликты.

3-я линия развития личности (нравственно-оценочные, личностные действия):

  • Успешно решать жизненные задачи в разных сферах общественных отношений (получение образования, контакты с органами власти, торговые сделки и т.п.).























6. Содержание тем учебного курса



Содержание учебного предмета «Обществознание»

5-й класс. Зачем изучать общество?

35 часов

Цели: развивать умения по применению обществоведческих знаний в жизни.

1-я линия развития личности. Понимать связи между людьми в обществе, чтобы правильно ориентироваться и принимать удачные решения.

2-я линия развития личности. Занимать свою позицию в обществе, чтобы научиться строить взаимоотношения с людьми, в том числе с теми, кто придерживается других взглядов.

3-я линия развития личности. Действовать в рамках закона и нравственных норм.


Вводная тема (2 часа). Значение изучения общества для человека. Науки, изучающие развитие общества. Сферы жизни общества. Как подготовить проект.

Теоретическое занятие (1 час). Философия как наука. Важность философии для общества и человека. Практическое занятие (1 час).

Теоретическое занятие (1 час). Социальная философия. Многообразие теорий развития общества. Практическое занятие (1 час).

Теоретическое занятие (1 час). Логика как наука о правильном мышлении. Значение логики в жизни человека. Практическое занятие (1 час).

Теоретическое занятие (1 час). Этика как наука о морали и нравственности. Значимость этики в жизни общества. Практическое занятие (1 час).

Теоретическое занятие (1 час). Психология как наука о душе. Психология как способ поддержки в принятии себя и других людей, преодоления жизненных трудностей. Практическое занятие (1 час).

Теоретическое занятие (1 час). Социология как наука о социальных группах. Влияние правил, принятых в группе, на поведение человека. Практическое занятие (1 час).

Теоретическое занятие (1 час). Экономика как искусство ведения хозяйства. Значение экономики в жизни общества. Практическое занятие (1 час).

Теоретическое занятие (1 час). Макроэкономика – наука, изучающая функционирование экономики в целом. Значение макроэкономики для государства, как способ обеспечения достойной жизни гражданина. Практическое занятие (1 час).

Теоретическое занятие (1 час). Политика как способ управления обществом. Власть. Президент. Государственная Дума. Правительство. Судебная власть. Практическое занятие (1 час).

Теоретическое занятие (1 час). Политология – наука о политике. Значение политологии в жизни общества и гражданина. Практическое занятие (1 час).

Теоретическое занятие (1 час). Законы – общепринятые и обязательные правила для всех граждан. Правоведение как наука о законах. Практическое занятие (1 час).

Обобщение (1 час).

Представление проектов.

Резерв 3 часа





Учебно-тематический план



№№

п\п


Наименование темы

Всего

часов

Из них

Тесты, контрольные работы

Практические работы

1

Вводные уроки

3



2

Духовная культура личности

7

1


3

Социальная структура жизни общества

7

1


4

Экономическая сфера жизни общества

5

1


5

Политическая и правовая жизнь общества

10

2


6

Резервные уроки

3




Всего:

35

5

12













8. Календарно - тематический план как структурное подразделение рабочей программы

п/п

Тема урока

Кол - во

Характеристика основных видов деятельности учащихся

Планируемые результаты

Формы контроля


Дата

часов

Предметные

Метапредметные

Личностные

План

Факт

1

Как работать с учебником?

Урок-изучение

1

Знакомятся с правилами работы с учебником

Уметь: работать с материалом учебника и рабочей тетради, ориентироваться в заданиях

Познавательные УУД:

-анализировать (в т.ч. выделять главное, делить текст на части) и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения - на простом и сложном уровне;

Регулятивные УУД:

- определять цель, проблему в учебной деятельности;

- выдвигать версии;

- планировать учебную деятельность;

Коммуникативные УУД

- излагать своё мнение (в монологе, диалоге), аргументируя его, подтверждая фактами.

Личностные УУД:

- осознавать мотивацию учения


Фронтальная работа

3.09


2

Все науки об обществе

Урок изучение

1

Определяют цель, проблему в учебной деятельности;

- выдвигают версии;

- планируют учебную деятельность

Знать: понятия общество, сферы жизни общества

Фронтальная работа

10.09


3

Все науки об обществе

Урок-практикум

1

Уметь: выделять главное из текста, составлять опорные схемы

Индивидуальная работа

17.09


4

Жажда мудрости

Урок-изучение

1

Выполняют задание в рабочей тетради







Решают жизненные задачи

Знать: понятие философия, имена древнегреческих философов

Познавательные УУД:

устанавливатъ причинно-следственные связи - на простом и сложном уровне;

- логически обоснованные рассуждения — на простом и сложном уровне. Регулятивные УУД:

- определять цель, проблему в учебной деятельности;

- выдвигать версии;

- планировать учебную деятельность;

- оценивать степень и способы деятельности и достижения цели.

Коммуникативные УУД:

корректировать своё мнение под воздействием контраргументов.

Личностные УУД:

вырабатывать собственные мировоззренческие позиции.

Фронтальная работа

24.09


5

Жажда мудрости

Урок-практикум

1

Уметь: решать жизненные задачи, слушать чужое мнение

Проектная деятельность

Творческое задание

1.10


6

О прошлом, настоящем и будущем

Урок-изучение

1

Устанавливают причинно-следственные связи - на простом и сложном уровне

Знать: понятие социальная философия, иметь представление об этой науки

Фронтальная работа

8.10


7

О прошлом, настоящем и будущем

Урок-практикум

1

Уметь: составлять ученические мини проекты по теме урока

Проектная деятельность

15.10


8

Искусство рассуждать

Урок-изучение

1

Знакомятся с алгоритмом решения логических задач,

решают задачи по алгоритму

Знать: значение понятий логика

Уметь:

Слушать своих одноклассников

Фронтальная работа

22.10


9

Искусство рассуждать

Урок-практикум

1

Уметь: решать логические задачи

Работа с логическими заданиями

29.10


10

Обобщающий урок по теме: «Духовная культура личности»

1

Выполняют проверочную работу

Знать: основные понятия темы «Духовная культура личности»

Тестирование

12.11


11

По лестнице добра

Урок-изучение

1

оценивают свои и чужие поступки опираясь на общечеловеческие нравственные ценности

Знать:

основные понятия добра и зла, морали и права

Уметь: ценить общечеловеческие ценности


Познавательные УУД:

-анализировать (в т.ч. выделять главное, делить текст на части) и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения - на простом и сложном уровне;

классифицировать (группировать, устанавливать иерархию) по заданным или самостоятельно выбранным основаниям',

- представлять информацию в разных формах (рисунок, текст, таблица, план, схема, тезисы). Коммуникативные УУД:

организовывать работу в паре, группе (самостоятельно определять цели, роли, задавать вопросы, вырабатывать решения);

- различать в речи другого мнения, доказательства, факты; гипотезы, аксиомы, догматы, теории.

Регулятивные УУД:

работать по плану, сверяясь с целью, находить и исправлять ошибки, в т.ч. самостоятельно


Личностные УУД:

аргументирование оценивать свои и чужие поступки в однозначных и неоднозначных ситуациях (в т.ч. учебных), опираясь на общечеловеческие нравственные ценности;

Фронтальная работа

19.11


12

По лестнице добра

Урок-практикум

1

Уметь: презентовать ученические проекты, реализованные на уроке

Проектная деятельность

26.11


13

Разобраться в себе и помочь другим

Урок-изучение

1

Классифицируют по заданным основаниям'и

представляют информацию в разных формах

Знать: основные понятия науки психология

Фронтальная работа

3.12


14

Разобраться в себе и помочь другим

Урок-практикум

1

Уметь: выполнять самостоятельные творческие задания, связанные с темой урока

Творческое задание

10.12


15

Игры по правилам

Урок-изучение

1

Выполняют задания в парах

Знать: основные термины, связанные с понятием социология

Уметь: различать социальные группы

парная работа

17.12


16

Игры по правилам

Урок-практикум

1

Уметь: строить объяснение и доказательства

Проектная деятельность

24.12


17

Обобщающий урок по теме: Социальная структура жизни общества

1

Выполняют проверочную работу

Знать: основные понятия темы «Социальная структура жизни общества»

Тестирование

14.01


18

Искусство ведения хозяйства

Урок-изучение

1

Выполняют задания в группах

Знать: особенности хозяйственной деятельности людей

Познавательные УУД:

устанавливать причинно-следственные связи — на простом и сложном уровне;

Коммуникативные УУД:

- излагать своё мнение (в монологе, диалоге, полилоге), аргументируя его, подтверждая фактами, выдвигая контраргументы в дискуссии;

Регулятивные УУД:

- определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно-практической (в т.ч. в своих проектах);


Личностные УУД:

выбирать, как поступить, в т.ч. в неоднозначных ситуациях (моральные проблемы), и отвечать за свой выбор.

Индивидуальная работа

21.01


19

Искусство ведения хозяйства

Урок-практикум

1

Уметь: работая в группах, делать общие выводы по теме

Работа в группах

28.01


20

Большое хозяйство – особые задачи

Урок-изучение

1

Определяют цель, проблему в деятельности; решают жизненно-практические задачи


Знать: основные задачи хозяйственной деятельности людей

Фронтальная работа

4.02


21

Большое хозяйство – особые задачи

Урок-практикум

1

Уметь : углубленно изучать тему через игровую деятельность

Игровая деятельность

11.02


22

Обобщающий урок по теме: Экономическая сфера жизни общества

1

Выполняют проверочную работу

Знать: основные понятия темы «Экономическая сфера жизни общества»

Тестирование

18.02


23

Командовать, подчиняться и договариваться

Урок-изучение

1

объясняют взаимные интересы, ценности, обязательства свои и общества, страны

Знать: об основах государственной власти, разделения властей

Познавательные УУД:

сравнивать объекты по заданным или самостоятельно определённым критериям;

- устанавливать причинно-следственные связи — на простом и сложном уровне;

Коммуникативные УУД:

создавать устные и письменные тексты для решения разных задач общения — с помощью и самостоятельно

Регулятивные УУД:

определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно-практической (в т.ч. в своих проектах);

выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально;




Личностные УУД:

извлекая из истории уроки прошлого, осознавать и проявлять себя гражданином России в добрых словах и делах - объяснять взаимные интересы, ценности, обязательства свои и своего общества, страны; добровольно ограничивать себя ради пользы других',

Работа в группах

25.02


24

Командовать, подчиняться и договариваться

Урок-практикум

1

Уметь: отстаивать свое мнение по теме урока

Проектная деятельность

4.03


25

Наука о власти

Урок-изучение


1

извлекают из истории уроки прошлого, осознают и проявляют себя гражданином России в добрых словах и делах

Уметь: различать формы правления и их особенности

Фронтальная работа

11.03


26

Наука о власти

Урок-практикум

1

Уметь: выполнять творческие задания, связанные с темой урока

Творческое задание

Проектная деятельность

18.03


27

Знатоки человеческих законов

Урок-изучение

1

Знакомятся с законами РФ

Знать: важные законы РФ, уметь в них разбираться

Индивидуальная работа

1.04


28

Знатоки человеческих законов

Урок-практикум



1

Уметь: определять свое отношение к событиям, происходящим в обществе, умение давать им оценку

Фронтальная работа

8.04


29

Обобщающий урок по теме: Политическая жизнь общества

1

Выполняют тестовые задания

Знать: основные понятия темы «Политическая жизнь общества»

Тестирование

15.04


30

Символика Российской Федерации

1

Знакомятся с символикой РФ, историей её создания

Знать: гимн РФ, историю появления государственного герба и гимна РФ

Уметь: разбираться в геральдических знаках

Фронтальная работа

22.04


31

Обобщение пройденного материала

1

Выполняют задания на повторение материала

Уметь: давать определения к понятиям и терминам курса;

Творческая деятельность

29.04


32

Итоговый урок

1

Выполняют итоговую работу по курсу

Уметь: систематизировать знакомый материал, делать логические выводы, отстаивать свою точку зрения

Тестирование

6.05


33-35

Резервные уроки

3






13.05

20.05

27.05











8. Описание материально – технического обеспечения образовательного процесса



Учебно-методический комплект

Учебник Данилов Д.Д., Сизова Е.В. Обществознание («Зачем изучать общество?») 5 класс.- М.: Баласс, 2014.

Рабочая тетрадь Рабочая тетрадь к учебнику Обществознание(Зачем изучать прошлое?). 5 класс/ М.Ю. Ярославцев, Д.Д. Данилов. – М. : Баласс, 2014

Данилов Д.Д. Проверочные и контрольные работы к учебнику «Обществознание» («Зачем изучать общество?»), 5 класс / Д.Д. Данилов, М.Ю. Ярославцева. - М. : Баласс, 2013. - 64 с. (Образовательная система «Школа 2100»),

Методические рекомендации к учебнику "Обществознание", 5 кл М.: Баласс, 2014



Средства обучения

компьютер, мультимедийный проектор; интерактивная доска

Учебные презентации (редактор MS Powerpoint)

Технологические карты урока


Список литературы


Антошин М.К. Герб, флаг и гимн России: Изучение государственных символов Российской Федерации в школе. Методические рекомендации. – М.: Айрис- пресс, 2004.

Агафонов С.В. Схемы по обществознанию. 8 и 9 классы. – М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2010

Фалькович Т.А .,Шупина Т.И. По законам добра: Изучаем Конституцию РФ.- М.: «5 за знания», 2010



Дополнительная литература для учителя

Гражданский кодекс Российской Федерации.

Кодекс об административных правонарушениях.

Конституция Российской Федерации.

Семейный кодекс РФ.

Трудовой кодекс РФ.



Электронная поддержка учебного процесса.

Образовательная система «Школа 2100 История и обществознание, 5-9 кл. Электронное приложение в помощь учителю. М., 2013.



Ресурсы Интернета

http://www.school2100.ru/ - Образовательная система «Школа 2100»

http://fcior.edu.ru/ - федеральный портал школьных цифровых образовательных ресурсов.

http://www.school-collection.edu.ru/ - цифровые образовательные ресурсы для общеобразовательной школы.

http://antropogenez.ru/ - сайт посвящён последним открытиям в области антропосоциогенеза.

http://www.ereport.ru/ - сайт, освещающий современное состояние и перспективы развития мировой экономики в целом и экономики отдельных стран, в том числе и России.

























9. Приложение к программе



Внеаудиторная занятость по предмету.

Время проведения

Название проекта

Кол-во часов

Вид деятельности учащихся

II четверть

«Портрет нашего класса»

4 ч

Обсуждение «мозговой штурм»- 1ч

Сбор информации - 1 ч

Оформление учебного проекта – 2 ч

IVчетверть

«Право: вчера и сегодня»

6 ч

Обсуждение «мозговой штурм»- 1ч

Поиск информации в адаптированных источниках-2 ч

Оформление учебного проекта – 2 ч

Оформление буклета- 1 ч


Итого

10 ч






30


рабочая программа по обществознанию 5 класс ФГОС
  • Обществознание
Описание:

Программа адресована учащимся 5 класса МОУ «Гимназия с. Ивантеевка Ивантеевского района Саратовской области» в соответствии с ФГОС ООО.

Особенность по отношению к ФГОС ООО:

В основу настоящей программы положены педагогические и дидактические принципы вариативного развивающего образования, изложенные в концепции Образовательной программы «Школа 2100».

А. Личностно ориентированные принципы: принцип адаптивности; принцип развития; принцип комфортности.

Б. Культурно ориентированные принципы: принцип картины мира; принцип целостности содержания образования; принцип систематичности; принцип смыслового отношения к миру; принцип ориентировочной функции знаний; принцип опоры на культуру как мировоззрение и как культурный стереотип.

В. Деятельностно - ориентированные принципы: принцип обучения деятельности; принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации; принцип перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности учащегося (зона ближайшего развития); принцип опоры на процессы спонтанного развития; принцип формирования потребности в творчестве и умений творчества.

 

Концепция программы:  Курс  «Обществознание»  для  основной  школы  представляет  собой  один  из  рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации вариантов реализации новой структуры дисциплин  социально-гуманитарного  цикла.  Этот  курс  интегрирует  современные  социологические, экономические, политические, правовые, этические, социально-психологические знания в целостную, педагогически  обоснованную  систему,  рассчитанную  на  учащихся  подросткового  возраста.  Он содержит  обусловленный  рамками  учебного  времени  минимум  знаний  о  человеке  и  обществе, необходимых  для  понимания  самого  себя,  других  людей,  процессов,  происходящих  в  окружающем природном  и  социальном  мире,  для  реализации  гражданских  прав  и  обязанностей.  Курс

«Обществознания»  за  5  класс  является  первым  этапом  и  носит  преимущественно  пропедевтический характер,  связанный  с  проблемами  социализации  младших  подростков.  На  этом  этапе  необходимо обеспечить  преемственность  по  отношению  к  курсу  «Окружающий  мир»,  изучаемому  в  начальной школе.

 

Обоснованность  (актуальность, новизна, значимость)

Обществознание  является одним из ведущих гуманитарных предметов в системе школьного образования, поскольку имеет огромное значение для формирования гражданской позиции человека, его умения ориентироваться и действовать в современном обществе на основе социального  опыта. Без него невозможна выработка общероссийской идентичности и умения жить в современном поликультурном глобализирующемся мире. Однако спорность и противоречивость анализа общественного развития, оценок ключевых событий, которые существуют в современной науке, активно переносятся в современную публицистику, что порождает острые мировоззренческие споры с явной политической окраской. Этот естественный процесс заметно осложняет преподавание  обществознания в школе. К тому же анализ результатов современного школьного обществоведческого  образования свидетельствует, что массовая школа  не полностью обеспечивает функциональную грамотность учащихся.  Зачастую овладение обществоведческим  материалом у большинства учеников ограничивается запоминанием набора определений (часто бессистемно), не поднимаясь до уровня умений строить причинно-следственные объяснения, проводить анализ, давать самостоятельные аргументированные нравственные и гражданские оценки  общественных событий.  Изучение фактических и теоретических сведений не подкрепляется связью с практикой, с умением переносить обществоведческие  знания и умения на решение проблем в современных жизненных ситуациях. 

 

 

Автор Павлова Ольга Владимировна
Дата добавления 03.01.2015
Раздел Обществознание
Подраздел
Просмотров 2382
Номер материала 23279
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓