Главная / Обществознание / Рабочая программа по обществознанию (5-9) классы

Рабочая программа по обществознанию (5-9) классы

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №7»




УТВЕРЖДЕНА Приказом МБОУ СОШ №7

от «30» августа 2013 г. № 235









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


По предмету «Обществознание»

(наименование учебного предмета, курса)

основное общее

(уровень образования)

Программа составлена учителем

истории и обществознания

(предмет)


Астраханцевой Еленой Александровной

( Ф.И.О. квалификационная категория )















г. Черногрск



1. Пояснительная записка


1.1. Рабочая программа по предмету «Обществознание» разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами:

  • Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

  • Приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

  • Приказом директора МБОУ СОШ №7 от 20.06.2013 г. № 198 «Об утверждении положения о разработку рабочих программ, учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей)».



1.2. Цели

Изучение обществознания в школе направлено на достижение следующих целей:


  • развитие личности в ответственный период социального взросления человека (10-15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; развитие нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;

  • воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

  • освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;

  • овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных социальных ролях, характерных для подросткового возраста;

  • формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; в межличностных отношениях, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.

  • формирование человека-гражданина, интегрированного в современную действительность и нацеленного на её совершенствование, ориентированного на развитие гражданского общества и утверждение правового государства;

  • выработка основ нравственной, правовой, политической, экологической культуры;

  • содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами, различными расовыми, национальными, этническими и социальными группами;

  • помощь в реализации права учащихся на свободный выбор взглядов и убеждений;

  • ориентация учащихся на гуманистические и демократические ценности.



2. Общая характеристика учебного предмета «Обществознание»

Содержание основного общего образования по обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его основные сферы, человека в обществе, правовое регулирование общественных отношений.

Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются:

  • социальные навыки и умения;

  • совокупность моральных норм и гуманистических ценностей;

  • правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения.

Не менее важным элементом содержания учебного предмета обществознания является опыт познавательной и практической деятельности, включающий работу с адаптированными источниками социальной информации; решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; учебную коммуникацию, опыт проектной деятельности в учебном процессе и социальной практике.

В рамках курса обществознания можно выделить два самостоятельных, связанных между собой этапов:

  • Первый этап (5-6 кл.) носит преимущественно пропедевтический характер, связанный с проблемами социализации младших подростков. На этом этапе необходимо обеспечить преемственность по отношению к курсу «Окружающий мир», изучаемому в начальной школе;

  • Второй этап (7-9 кл.) ориентирован на более сложный круг вопросов и не только сопровождает процесс социализации, но и способствует предпрофильной подготовке учащихся. На втором этапе последовательность изучения учебного материала определяется с учетом возрастных рубежей, изменения социального статуса (расширение дееспособности), социального опыта, познавательных возможностей учащихся.

На основании Проекта перспективного развития Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №7» по реализации инициативы «Наша новая школа» на период 2011-2015 г. была разработана Программа муниципальной инновационной площадки МБОУ СОШ № 7 по теме «Школа - территория профориентации на месте». (Приказом Городского управления образованием администрации г. Черногорска от 19.06.2013 № 734 «Об утверждении Программы муниципальной инновационной площадки МБОУ СОШ №7 по теме «Школа - территория профориентации на месте»).

Для реализации данной программы в 6, 7, 8, 9 классах в одном из разделов курса «Обществознание» предусмотрены уроки, направленные на правильную профессиональную ориентацию учащихся.









3. Место учебного предмета в учебном плане школы


3.1. В соответствии с Федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений Российской Федерации для обязательного изучения учебного предмета «Обществознание» на этапе основного общего образования отводится 174 часа. В том числе: в 5, 6, 7, 8 классах по 35 часов, из расчета 1 учебный час в неделю, в 9 классах по 34 часа.


Классы

Объем часов

5

35 ч.

6

35 ч.

7

35 ч.

8

35 ч.

9

Всего

34 ч.

174 ч.

При этом в программе предусмотрен резерв свободного учебного времени (16%) для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий.

Важной составляющей содержания обществоведческой подготовки учащихся является региональный (этнокультурный) компонент, который позволяет учащимся изучать процессы и явления, происходящие в регионе.

В рабочей программе предусмотрено выделение часов на изучение НРК в каждом классе, основным методом изучения вопросов регионального (этнокультурного) компонента являются семинары и проблемные беседы, на которых учащиеся самостоятельно анализируют различные источники информации, готовят индивидуальные доклады и сообщения. (См. Пункт 5., приложение № 1).

При этом нтегрированный курс обществознания позволяет преодолеть распад системы межпредметных и межкурсовых связей, нарушение связи между учебной и воспитательной работой.

Рабочая программа предусматривает осуществление межпредметных связей с:

  • Историей – темы «Происхождение и развитие человека» 5 кл; «Первая ступень – охота и собирательство» 5 кл, «Вторая – огородничество, третья - земледелие» 5 кл; «Поколение вещей» 5 кл; «Возникновения ранних государств» 5 кл; «История школьного обучения» 5 кл; «Отношение взрослых к детям» 5 кл., «Трудовое воспитание детей в разные эпохи» 6 кл; «Роль книгопечатания в развитии образования» 6 кл; «Появление цивилизаций» 6 кл; «Эволюция города» 6 кл; «Выдающаяся личность» 7 кл; «Типология обществ» 8 кл; «Религия» 9 кл.;

  • Географией – темы «Что такое общество» 6 кл.; «Появление цивилизации» 6 кл.; «Государство» 9 кл.;

  • Природоведением – темы: «Происхождение и развитие человека» 5 кл., «Возрастные изменения человека» 5 кл., «Что такое детство» 5 кл., «Школьные проблемы» 5 кл.;

  • Технологией – темы: «Ускорение прогресса» 5 кл., «Первая ступень – охота и собирательство» 5 кл., «Экономическая деятельность подростков» 6 кл.;

  • Информатикой – темы: «Ускорение прогресса» 5 кл., «Современное общество» 5 кл.;

  • Музыкой – темы: «Человечество как сумма поколений» 5 кл.;

  • ИЗО – темы: «Человечество как сумма поколений» 5 кл., «Поколение вещей» 5 кл., «Трудовое воспитание детей в разные исторические эпохи» 6 кл., «Что такое идеал» 6 кл., «Эволюция города» 6 кл.;

  • Литературой – темы: «Возникновение ранних государств» 5 кл., «Отношение взрослых к детям» 5 кл., «Воспитание детей» 5 кл.;

  • Биологией – темы: «Физические изменения у подростков» 7 кл., «Подросток в обществе риска» 7 кл.;

  • Физической культурой – темы: «Развитие спорта» 7 кл.;

  • Русским языком – темы: «Речевое поведение» 7 кл.;


3.2. Учебно-методическое обеспечение

Для реализации поставленных целей и задач выбран учебно-методический комплекс по обществознанию издательства «Русское слово» (А. И. Кравченко, Е. А. Певцова), который широко используется в общеобразовательных учреждениях.

Данный УМК содержит обязательный минимум образования по обществознанию, и представляет собой завершенную линию для основной школы и включает в себя:

Учебники:

  • Кравченко А. И. , Певцова Е .А. Обществознание. Учебники для 5,6,7,8,9 класса. ООО ТИД «Русское слово».

Учебники по обществознанию включены в перечень учебников, рекомендованных или допущенных к использованию в общеобразовательных учреждениях Минобрнауки Российской Федерации (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2012 г. № 1067 «Об утверждении Федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2013-2014 учебный год».)





3.3. Отличительные особенности программы по сравнению с примерной программой

Рабочая программа по предмету «Обществознание» не имеет отличительных особенностей по изменению количества часов, изменению последовательности изучения разделов по сравнению с Примерной программой.

Темы даны в соответствии с содержанием учебников:

  • Кравченко А. И. , Певцова Е А. Обществознание. Учебники для 5,6,7,8,9 класса. ООО ТИД «Русское слово».





4. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Обществознание»

4. 1. В результате изучения обществознания в 5 классе учащиеся должны:


Знать:

  • определения «прогресс», «орудия труда», «социальный прогресс», «технический прогресс»; изменение образа жизни людей, совершенствование орудий труда;

  • процесс роста населения на Земле, понятия «человечество», «культурное наследие»;

  • роль вещей в различные исторические эпохи в разных странах;

  • основные занятия человека в первобытном обществе;

  • определения «обычаи», «традиции», «религия», «город», «ремесло», письменность;

  • закономерности развития и изменения традиций, политической власти;

  • определение демократии, органы власти в демократическом государстве основные черты демократии;

  • что такое современное производство, его отличительные черты;

  • определения – детство, мир детства, отличие взрослых от детей, три стадии детства, их характеристика;

  • отношение взрослых к детству в разные периоды истории;

  • основные обязанности родителей;

  • влияние семьи и родителей на ребенка;

  • методы воспитания детей, их характеристика, основные черт демократического стиля воспитания;

  • влияние на подростка ровесников и родителей;

  • знать принципы обучения, роль школы в информационном обществе;

  • основные проблемы в школе, причины проблем и пути их разрешения;

  • роль дружбы и товарищества на всех этапах жизни человека; отличие дружбы от товарищества и приятельства.

Уметь:

  • Анализировать связь технического прогресса с развитием общества.

  • Перечень знаний и умений, формируемых у учащихся.


4. 2. В результате изучения обществознания в 6 классе учащиеся должны:


Знать:

  • понятия: общество, страна, государство; сферы общества (экономическая, политическая, духовная, социальная), их характеристику: что такое сообщество, организации, семья, школа;

  • кто такие производители, потребители, предприниматели, менеджеры; определение «экономика»;

  • Что такое молодежная экономика, карманные деньги, возможные способы подростковых заработков;

  • как относятся к труду в современном обществе; что такое право на труд, трудовой договор, нормы трудового права; особенности труда несовершеннолетних; труд и отдых, взаимосвязь прав и обязанностей граждан (налоги, охрана окружающей среды, защита Отечества, забота о детях);

  • историю понятия Гражданин, определение гражданина и гражданства, что такое закон «О гражданства», отличительные черты Российского государства»;

  • понятия – право, источники права, права и обязанности несовершеннолетних, право на собственность, право на образование, понятие ответственности, преступления, уголовной ответственности;

  • понятие «конституция», значение конституции в государстве, Содержание и форма основного закона РФ, что такое власть, разделение властей, президент, Совет Федерации, Государственная Дума, местное самоуправление;

  • что такое мораль, сходства и различия морали и права, представления о добре и зле, соотношение права и добра.


Уметь:

  • объяснять взаимосвязь природы и общества; характеризовать экологические проблемы;

  • характеризовать социальные отношения;

  • характеризовать основные нормы правовых основ брака, характеризовать семью как малую группу;

  • решать правовые задачи.




4. 3. В результате изучения обществознания в 7 классе учащиеся должны:


Знать:

  • определение возраста; понятия: подросток, тинэйджер; особенности подросткового периода, иметь представление о системе ценностей подростка, пути и возможности самоутверждения;

  • место подростка в обществе в различные исторические эпохи;

  • Понятия: взросление, подростковый оптимизм, подростковый пессимизм, альтруизм, эгоизм;

  • физические изменения происходящие в подростковый период; комплекс неполноценности; иметь представление о путях преодоления комплекса неполноценности;

  • определения понятий: личность, характер, способность, интеллект, чувство, эмоции; основные характеристики личности;

  • основные составляющие психической жизни человека; влияние семьи на самооценку подростка;

  • выдающихся личностей в истории, факторы влияющие на развитие выдающейся личности;

  • определение понятий: лидер, формальный лидер, неформальный лидер, роль лидера в обществе, иметь представление об основных элементах лидерства;

  • понятия: социальная среда, бедность, богатство; факторы влияющие на социальную среду подростка;

  • определение группы;

  • определение межличностных отношений;

  • определение большой группы, что такое ненормальное, аномальное и девиантное поведение;

  • понятие «юридические отношения», права и обязанности детей и подростков;

  • определение гражданства, пути его получения, основные гражданские права и свободы;

  • причины противоправного поведения в подростковом возрасте;

  • источники риска в подростковом возрасте.


Уметь:

  • характеризовать возрасты человека;

  • характеризовать особенности воспитания подростков;

  • характеризовать типы темперамента;

  • характеризовать уровни самооценки;

  • соотносить самооценку и влияние группы;

  • характеризовать факторы, помогающие и мешающие развитию межличностных отношений;

  • описывать различия в отношениях со знакомыми и незнакомыми людьми;

  • характеризовать подростковые ситуации риска;

  • характеризовать факторы, влияющие на образ жизни;

  • характеризовать роль городов в развитии общества.



4. 4. В результате изучения обществознания в 8 классе учащиеся должны:


Знать:

  • понятия и термины: общество, социальная организация страны, сферы общества, страна, государство, мировое сообщество, глобализация;

  • способы защиты природы, организации, реализующие эту задачу, понятия и термины: природа, окружающая среда, антропогенные нагрузки, экологические программы;

  • разные подходы к типологии обществ, сравнения различных типов обществ;

  • понятия и термины: закон ускорения истории, социальный прогресс, реформы и революции, прогрессивные и регрессивные реформы;

  • понятия и термины: социальная среда, воспитание, человек, индивидуальность, личность, моральные нормы, духовные ценности;

  • характеристику потребностей человека; понятия: потребности, свобода, ответственность;

  • понятия и термины: общение, речевое и неречевое общение, этикет, ритуал, межкультурное общение;

  • роль экономики в жизни общества, структуру экономики;

  • функции денег и их исторические формы;

  • связь спроса и предложения, факторы рыночной экономики, характеристика рыночной экономики;

  • основные функции цены, понятия: конкуренция, монополия, олигополия;

  • характеристику предпринимательской деятельности, роль малого бизнеса;

  • способы воздействия государства на экономику, сравнение государственного и рыночного регулирования;

  • характеристику бюджета семьи;

  • нормы правового регулирования трудовых отношений, причины безработицы;

  • сущность социальной структуры, социального статуса и социальных отношений;

  • характеристику образа жизни;

  • характеристику больших и малых групп, причины национальных конфликтов, пути решения социальных конфликтов;

  • основные нормы правовых основ брака.


Уметь:

  • называть основные сферы общества и характеризовать их;

  • объяснять взаимосвязь природы и общества, характеризовать экологические проблемы;

  • анализировать характерные черты общества;

  • выделять в тексте оценочные суждения о социальных последствиях НТР;

  • характеризовать общение, сравнивать виды межличностных отношений;

  • объяснять связь спроса и предложения;

  • называть основные функции цены;

  • высказывать суждения о роли малого бизнеса;

  • сравнивать государственное и рыночное регулирование экономики;

  • характеризовать социальную структуру общества;

  • выделять в тексте оценочные суждения о социальной дифференциации;

  • объяснять причины межнациональных конфликтов, сравнивать пути решения социальных конфликтов;

  • характеризовать семью как малую группу.


4. 5. В результате изучения обществознания в 9 классе учащиеся должны:


Знать:

  • влияние: понятие, формы, способы, власть, авторитет;

  • причины зарождения государства, его функции, основные признаки;

  • факты подтверждающие процессы объединения и отделения наций;

  • сущность форм правления, сущность демократической формы правления, характеристику политической системы государства;

  • политические режимы: понятие, типы и формы;

  • понятие гражданского общества, пути становления гражданского общества, институты гражданства, признаки правового государства;

  • основные формы участия граждан в политической жизни страны, процедуру выборов, роль референдума в общественной жизни;

  • основные признаки политических партий, функции и роль;

  • роль права в системе социальных норм, отрасли права, нормы права;

  • историю отношений власти и закона, систему высших органов власти в РФ, принципы разделения властей;

  • понятие, структуру конституции;

  • правовое регулирование имущественных отношений;

  • предмет трудового права, семейного права, основные нормативные документы, права и обязанности супругов, родителей и детей;

  • основные виды юридической ответственности; особенности наказания несовершеннолетних;

  • многозначность понятия культура, правила этикета, понятие культурной нормы, виды культурных норм, особенности молодежной субкультуры;

  • что такое религия, виды религий; особенности мировых религий;

  • объекты и субъекты художественной культуры, функции культуры и искусства;

  • что представляет собой образование как институт общества, структуру современного образования; права и обязанности участников учебного процесса;

  • функции науки, классификацию наук.


  • Уметь:

  • анализировать ситуации связанные с деятельностью власти;

  • уметь сравнивать формы правления6 республику и монархию;

  • объяснять особенности политических режимов;

  • объяснять особенности форм участия граждан в политической жизни общества;

  • сопоставлять и систематизировать материал, связанный с особенностями различных политических партий;

  • объяснять сущность разделения властей;

  • называть основные нормы, регулирующие имущественные отношения, приводить примеры прав потребителя и способы их защиты;

  • характеризовать трудовое право, правовой статус несовершеннолетних;

  • давать правовую характеристику брачно-семейных отношений;

  • анализировать состав преступления и определять, является ли содеянное преступлением;

  • характеризовать систему местного самоуправления;

  • характеризовать духовную жизнь человека и общества;

  • анализировать привычки, манеры людей;

  • объяснять назначение тех или иных санкций в обществе;

  • анализировать формы культуры;

  • сравнивать мировые религии, выделять общее и различия;

  • анализировать произведения искусства, определяя ценности, которыми они обладают;

  • разъяснять эволюцию системы образования с древнейших времен до наших дней; правовой статус ученика.



4. 6. В результате изучения курса «Обществознание» учащиеся должны:


Знать/понимать:

  • социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;

  • сущность общества как формы совместной деятельности людей; характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;

  • содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения;



Уметь:

  • описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;

  • сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;

  • объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия общества и природы, человека и общества, сфер общественной жизни, гражданина и государства);

  • приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;

  • оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

  • решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;

  • осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалов СМИ, учебного текста и других адаптированных источников); различать в социальной информации факты и мнения;

  • самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (заявления, доверенности и т.п.);

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей; общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;

  • нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;

  • реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;

  • первичного анализа и использования социальной информации;

  • сознательного неприятия антиобщественного поведения.


5. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ (174 ч.)


5 КЛАСС

Распределение времени в программе по обществознанию

1 час в неделю


Темы разделов программы

Кол-во часов

Введение

Раздел 1. Человек в обществе

1 ч.

21 ч.

Раздел 2. Ближайшее окружение подростка

12 ч.

Резерв

Всего

1 ч.

35 ч.


Введение

  • Место обществознания в системе школьного воспитания. Общество как предмет обществознания. Знакомство с содержанием учебника «Обществознание».

Человек в обществе

  • Загадка человека. Проблема происхождения человека. Соотношение биологического и социального в человеке. Социальная среда обитания человека;

  • Потребности человека. Внутренний мир человека и его потребности. Разнообразие потребностей человека. Разумные и неразумные потребности. Возвышение потребностей;

  • Человеческие интересы. Интересы в жизни человека. Формирование интересов. Иерархия интересов;

  • Как человек оценивает себя и других. Человек в оценке других людей. Самооценка и ее разновидности. Самовоспитание;

  • Люди с ограниченными возможностями и особыми потребностями. Причины инвалидности. Жизнь с инвалидностью. Помощь инвалидам. Положение инвалидов в России;

  • Деятельность. Мотивы и виды деятельности. Учение. Игра. Труд. Творчество. Общение. Структура деятельности. Деятельность и поведение;

  • Как человек познает мир и самого себя. Познание как человеческая потребность. Поиск информации;

  • Образование и самообразование. Экстернат. Современная школа. Школьное образование. Инклюзивное образование;

  • Социализация. Быть человеком - учиться жить в обществе, учиться социальному. Культура. Культурные нормы. Социальные нормы;

  • Положение человека в обществе. Положение человека в обществе. Социальный статус. Прирожденные качества человека. Приобретенные качества человека. Социальное положение школьника;

  • Возрасты нашей жизни. Жизнь как возможность реализации человека. Проблема старения человека. Основные возрастные ступени жизни человека. Возможности и ограничения возраста;

  • Особенности подросткового возраста. Возраст и положение человека в обществе. Права и обязанности несовершеннолетних. Трудности взросления. Чувство взрослости. Отношения со сверстниками;

  • Что такое гендер. Биологический пол: мужской и женский. Гендер как «социальный пол». Гендерные роли;

  • Различия в поведении мальчиков и девочек. Особенности воспитания мальчиков и девочек. Взаимоотношения мальчиков и девочек;

  • Национальная принадлежность. Этнический фактор в государственном развитии. В чем проявляются национальные различия. Миграции и мигранты. Толерантность.

  • Юные граждане России. Гражданин. Гражданство. Конституция РФ. Паспорт;

  • Здоровый образ жизни. Зачем подростку здоровье. Здоровье и долголетие. Слагаемые здорового образа жизни;

  • Безопасность жизни. Опасность и безопасность в жизни современного человека. Правила безопасной жизни. Вредные привычки.


Ближайшее окружение подростка

  • Самые близкие люди. Человек и его социальное окружение. Товарищи и современники. Семья. Функции семьи. Брак. Роли в семье. Роль подростка в семье.

  • Семейные отношения. Семь и семейные отношения. Супружество. Родительство. Родство. Семейные конфликты и их причины;

  • Семейные ценности и традиции. Семейный альбом. Семейная родословная. Семейный совет. Семейные праздники. Семейная культура;

  • Забота и воспитание в семье. Воспитание в семьях разных народов. Цели заботы и воспитания в семье. Гендерная социализация человека в семье;

  • Государственная поддержка семьи. Материнский капитал и его предназначение. Государственная социальная помощь. Социальный работник;

  • Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей. Дети-сироты. Социальные сироты. Защита прав и интересов детей. Опека. Попечительство. Приемная семья;

  • Человек в малой группе. Обществ как совокупность различных групп. Группа. Малая группа. Человек в малой группе. Значение группы в жизни подростка. Межличностные отношения;

  • Общение. Круг общения. Объем общения и его содержания. Манера общения. Дружба. Общение посредством мобильных телефонов и в Интернете;

  • Межличностные конфликты. Что такое конфликт. Конфликты, в которых участвуют подростки. Почему возникают конфликты? Пути разрешения конфликтов.



6 КЛАСС


Распределение времени в программе по обществознанию

1 час в неделю


Темы разделов программы

Кол-во часов

Раздел 1. Общество и человек

7 ч.

Раздел 2. Экономическая сфера общества

7 ч.

Раздел 3. Социальная сфера общества

4 ч.

Раздел 4. Политика и право

6 ч.

Раздел 5. Духовная сфера общества

5 ч.

Раздел 6. Ребенок в обществе

Резерв

Всего

5 ч.

1 ч.

35 ч.


Общество и человек

  • Понятие общества. Страна. Государство. Сферы жизни общества;

  • Происхождение человека. Развитие человека. Расы людей;

  • Ступени развития общества. Общество охотников и собирателей. Общество огородничества. Общество земледельцев и скотоводов. Индустриальное общество. Информационное общество;

  • Современное производство. Современные средства транспорта и связи. Состав современного общества. Проблемы современного общества;

  • Что такое человечество? Что такое поколение? Культурное наследие;

  • Взаимосвязь человека, общества, природы. Взаимодействие человеческого общества и природы. Охрана природы.


Экономическая сфера общества

  • Роль экономики в обществе. Производство. Организация производства;

  • Рынок. Деньги в экономике. Банки в экономике;

  • Предпринимательство и предприниматели. Составляющие успешного бизнеса;

  • Семья и домашнее хозяйство. Семейный бюджет;

  • Труд детей в разные исторические эпохи. Молодёжная экономика в современном обществе. Право на труд. Трудовой договор. Право на отдых и социальное обеспечение. Особенности правового регулирования труда несовершеннолетних.


Социальная сфера общества

  • Социальные группы. Социальное неравенство;

  • Семья. Роль семьи в обществе. Создание семьи. Семейные отношения. Государство и семья;

  • Социальные нормы. Обычаи и традиции. Нравы и законы.


Политика и право

  • Государство. Виды государственного устройства. Признаки государства; Гражданство. Государственные символы и черты;

  • Право. Правовые нормы. Закон. Юридическая ответственность;

  • Конституция. Конституция РФ. Государственное устройство России. Принцип разделения властей;

  • Правопорядок. Органы охраны правопорядка. Суд и правосудие. Способы защиты от несправедливости.


Духовная сфера общества

  • Наука и её виды. Методы исследований. Образование, его значение в жизни людей;

  • Право на образование;

  • Мораль. Нравственные ценности. Идеал. Общечеловеческие ценности.


Ребёнок в обществе

  • Детство. Положение ребёнка в обществе. Отношение к детям в разные исторические эпохи. Воспитание детей у разных народов. Воспитание в разные исторические периоды;

  • Родители и дети. Взаимоотношения детей и родителей;

  • История школьного обучения. Современная школа;

  • Дружба. Отношения дружбы. Верность.







7 КЛАСС


Распределение времени в программе по обществознанию

1 час в неделю


Темы разделов программы

Кол-во часов

Раздел 1. Личность подростка

9 ч.

Раздел 2. Подросток в социальной среде

7 ч.

Раздел 3. Подросток и закон

5 ч.

Раздел 4. Образ жизни подростка

10 ч.

Раздел 5. Подросток и его жилая среда

3 ч.

Резерв

Всего

1 ч.

35 ч.


Личность подростка

  • Переходный возраст. Возраст в: 1) хронологическом плане; 2) физическом и психологическом плане; 3) социальном плане. Подростковый возраст – период перехода от детства к подростковой жизни (юности). Физиологические и психологические изменения подросткового возраста. Особенности подросткового возраста. Характеристика старшего подросткового возраста (период от 13 до 15 лет). Подростковый возраст – отрезок жизни между детством и зрелостью. Основные понятия темы: возраст; возрастная периодизация; подростковый возраст; тинейджеры; юность;

  • Задачи и трудности подросткового возраста. Задачи подросткового возраста. Задачи развития подростка: принятие своей внешности и умение эффективно владеть телом; формирование новых и более зрелых отношений со сверстниками обоего пола; принятие мужской или женской роли; достижение эмоциональной независимости от родителей и других взрослых; подготовка к трудовой деятельности; подготовка к вступлению в брак и к семейной жизни; появление желания нести ответственность за себя и общество; обретение системы ценностей и этических принципов. Проблемы подросткового возраста. Основные понятия темы: эмоциональная независимость, система ценностей;

  • Быть взрослым. Период взросления. Сложности вхождения в мир взрослых. Выбор образов взрослого себя в подростковом возрасте. Роль избранного идеала во взрослении подростков. Противоречивость подросткового возраста. Особенности воспитания подростков. Основное понятие темы: взрослый;

  • Физические изменения подростков. Бурный и неравномерный рост, развитие организма. Резкое ускорение роста. Половое созревание. Факторы физических изменений подростков. Проблемы питания подростков. Вопросы внешней привлекательности. Роль внешней привлекательности в становлении межличностных отношений. Опасность недовольства собой как фактора, формирующего комплекс неполноценности. Самооценка. Неравномерность развития подростков. Основные понятия темы: самооценка; комплекс неполноценности;

  • Психологический портрет личности: темперамент и характер. Понятие «личность». Основные свойства психологического портрета личности: темперамент; характер; способности; интеллект; чувства; эмоции. Типы личности по темпераменту: сангвиник; холерик; флегматик; меланхолик. Характер человека. Морально-волевые качества личности как стержень характера. Основные понятия темы: личность; темперамент; характер;

  • Психологический портрет личности: интеллект, эмоции и чувства. Способности человека. Общие и специальные способности. Интеллект как способность к познанию и логическому мышлению. Чувства человека: собственно чувства; аффекты; эмоции; настроение; стрессовые состояния. Эмоции – низший, чувства – высший тип психических реакций. Основные понятия темы: способности человека; интеллект; настроение; стресс; эмоции;

  • Самооценка подростка. Самооценка как основа регулирования поведения личности. Опасности завышенной и заниженной самооценки. Факторы влияния на самооценку подростков. Взаимосвязь самооценки и успеваемости в школе. Роль самовоспитания в становлении личности. Некоторые методы самовоспитания: самоприказ; самовнушение; самоободрение. Основные понятия темы: самооценка; самовоспитание;

  • Выдающаяся личность. Представления о выдающихся личностях у мыслителей прошлого (Н. Макиавелли, Т. Карнейль, Ф. Ницше). Роль природных задатков для формирования выдающейся личности. Становление выдающейся личности вопреки своей природе. Одаренные дети. Роль силы воли, трудолюбия и мотивации к достижению поставленной цели в развитии умственной одаренности. Социальная среда (семейное воспитание, школьное образование, влияние общества) в развитии умственной одаренности. Роль поощрения одаренности в ее развитии. Основные понятия темы: выдающаяся личность; одаренность; одаренные дети;

  • Лидер и его качества. Различные точки зрения на качества, которыми должен обладать лидер. Шесть основных элементов лидерства по С. Норткоту, Паркенсону: воображение; знание; талант; решимость; жесткость; притяжение. Искусство общения как обязательная черта лидера. Умение ярко говорить самому и умение слушать, когда говорят другие, – основа искусства общения. Основные понятия темы: лидер; искусство общения.


Подросток в социальной среде

  • Социальная среда подростка. Понятие «социальная среда». Роль социальной среды для предоставления условий развития личности, удовлетворения ее культурных потребностей, контактов с другими людьми. Ближайшая и дальняя среда подростков. Промежуточное положение школы между двумя мирами подростков – ближним и дальним. Степень доверия подростков различным кругам общения. Семья как малая группа, пользующаяся наибольшим доверием подростков. Влияние реакции окружающих людей на поведение подростков. Прямая и косвенная зависимость от реакции окружающих. Основное понятие темы: социальная среда;

  • Подросток в группе. Общество – совокупность разных групп. Группы: большие и малые; постоянные и временные. Малые группы, или группы личного контакта. Одновременное вхождение человека в несколько групп. Законы группы. Жизнь человека по законам группы. Групповое давление. Конформизм как особая форма поведения в ответ на групповое давление. Ориентация на «значимых других». Значение уровня самооценки человека на степень влияния группового давления. Основные понятия темы: группа; конформизм; «значимые другие»;

  • Межличностные отношения.Межличностные отношения – отношения в малой группе. Роль психологических качеств и нравственных норм в межличностных отношениях. Важнейший закон межличностных отношений: как другие относятся к вам, во многом определяется тем, как вы относитесь к себе. Взаимопонимания в межличностных отношениях. Основные понятия темы: межличностные отношения; взаимопонимание;

  • «Мы» и «они» как обозначение двух типов отношений: «мы» – те к кому испытываю симпатию, с кем постоянно общаюсь, кому доверяю; «они» – кого не знаю, с кем не общителен и неуживчив. «Мы» и «они» – два разных полюса, две противоположности, существующие в единстве, противостоящие друг другу, но и взаимодополняющие друг друга. Опасность превращения в неприязнь, а затем – в конфликт или столкновение, отграничения от других. «Свои» и «чужие». «Другие» и «иные». Различия между «своими» и «чужими». Основные понятия темы: «мы»; «они»; «свои»; «чужие»; «другие»; «иные»;

  • Мир знакомых и незнакомых людей. Знакомые и незнакомые люди. Взаимодействие со знакомыми и незнакомыми людьми. Влияние жизни в обществе знакомых или незнакомых людей на характер человека, его образ жизни, привычки и речь. Отношения с близкими знакомыми и друзьями как личные отношения. Отношения с незнакомыми как деловые (формальные) отношения. «Я» и «другие». «Чужие» и «чужаки». Защита «своих». Основные понятия темы: знакомые; незнакомые; «я»; «другие»; «чужие»; «чужаки»;

  • Социальный портрет молодежи. Молодежь – большая социальная группа. Возрастные границы молодежи (от 14 до 30 лет). Важнейшие события, приходящиеся на молодежный возраст: завершение общего образования; выбор профессии и получение профессионального образования; начало трудовой деятельности; вступление в брак; рождение детей. Младшая (до 18 лет), средняя (от 18 до 24 лет) и старшая (от 25 до 30 лет) группы молодежи. Проблемы молодежи в современном обществе: социальные, экономические, нравственные. Ценности современной молодежи. Основное понятие темы: молодежь.


Подросток и закон

  • Юридические границы подросткового возраста. Наличие прав и обязанностей – юридическая характеристика человека. Деление подростков две категории людей: малолетних (дети от 6 до 14 лет) и несовершеннолетних (от 14 до 18 лет). Характеристика юридического положения несовершеннолетних с позиций законодательства Российской Федерации. Осуществление законных интересов несовершеннолетних (полностью или частично) их родителями, опекунами, попечителями. Соотношение прав и обязанностей. Ответственность. Основные понятия темы: права; обязанности; ответственность;

  • Подросток как гражданин. Паспорт как юридический документ, удостоверяющий личность человека. Гражданство. Пути приобретения и смены. Гражданин. Гражданские (личные) права и свободы. Политические права граждан. Проведение собраний, митингов и демонстраций как проявление политических прав граждан. Законодательные условия их проведения. Участие граждан в управлении государством. Обязанности граждан Российской Федерации. Основные понятия темы: паспорт; гражданство; гражданин; гражданские (личные) права и свободы; политические права граждан; обязанности граждан;

  • Подросток и его права. Гражданские (личные) права ребенка. Право на жизнь. Право на неприкосновенность личной жизни. Социально-экономические и культурные права ребенка. Право на труд и свободный выбор профессии. Защита от экономической эксплуатации. Право на отдых. Защита детства и материнства. Право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Культурные права – права, призванные обеспечить доступность образования, свободу творчества и преподавания, участия в культурной жизни и пользования учреждениями культуры. Основное понятие темы: права ребенка;

  • Опасный путь преступной жизни. Преступления. Уголовная ответственность за совершения преступления. Возраст наступления уголовной ответственности для несовершеннолетних. Виды наказаний несовершеннолетних. Факторы, учитывающиеся при назначении наказания несовершеннолетним. Принудительные меры воспитательного воздействия. Организованная преступность. Рост строгости наказания за преступления, совершенные организованной группой. Административные нарушения и меры административной ответственности. Правила поведения несовершеннолетнего при задержании сотрудниками милиции. Основные понятия темы: преступления; уголовная ответственность; административные нарушения.


Образ жизни подростка

  • Подросток в обществе риска. Рост факторов риска в современном обществе. Особые опасности оказаться в ситуации риска в период взросления. Влияние внешних препятствий, ограничение собственной активности, собственной беспомощности и неумение выразить свои чувства и стремления как основа для роста риска у подростков. Отличие положения подростка в обществе от положения взрослого. Источники риска в жизни современных подростков. Рост шумового фона; городские дороги; отрицательные последствия телепросмотров; алкоголизм и наркомания. Основные понятия темы: здоровье; алкоголизм; наркомания;

  • Проблема одиночества. Одиночество. Проблемы, возникающие у человека, чувствующего себя одиноким. Причины появления одиночества в юности. Одиночество – сложное явление, по-разному воспринимаемое разными людьми. Положительная сторона одиночества – удовлетворение стремления к уединению. Одиночество и связанная с ним депрессия. Сущность подростковой депрессии. Пути решения проблем подростковой депрессии. Основные понятия темы: одиночество; подростковая депрессия;

  • Подростковая культура. Разнообразие подростковых обществ. Формальные и неформальные подростковые группы. Подростковая культура. Особенности подростковой культуры. Выражение подростковой культуры через ценности, взгляды и типы поведения, через вещи, которые используются в повседневной жизни. Молодежная одежда. Разные функции одежды у подростков и взрослых. Молодежная музыка. Роллеризм как особый образ жизни и особая субкультура. Основные понятия темы: формальные группы; неформальные группы; подростковая культура;

  • Образ жизни. Структура образа жизни. Отражение образа жизни в манерах поведения, традициях, стиле жизни, обычаях, вкусах. Отражение в образе жизни элементов культуры не только типичных для данной социальной группы, но и отличающих ее от других групп. Образ жизни отражение как характерных, так и отличительных черт поведения. Образ жизни у разных народов и категорий населения (древние римляне, бушмены, русские купцы, английский стиль жизни, американский образ жизни). Основное понятие темы: образ жизни;

  • Досуг и отдых. Досуг и отдых – составная часть повседневного образа жизни людей. Основные черты досуга: продолжительность, место и способ проведения, структура. Досуг и отдых в разные исторические эпохи. Влияние экономического уровня развития общества и бытующих в нем традиций на формы современного досуга у разных народов. Досуг как смена видов деятельности. Культурный досуг. Культурный досуг; его направленность на познание, духовное и эстетическое развитие человека. Роль библиотек и музеев в развитии человеческого общества и культуры, в организации досуга в прошлом и сегодня. История создания библиотек. Библиотеки как научно-информационные и культурно-просветительские учреждения. Библиотеки массовые (публичные) и специализированные (научные и технические). Работа одновременно в массовом и специализированном режимах наиболее крупных библиотек. Личные (домашние) библиотеки. Музеи. История возникновения и развития музеев. Типы современных музеев. Основные понятия темы: досуг; отдых; свободное время; культурный досуг; библиотека; музей;

  • Развитие спорта. Возникновение и история спорта. Спортивные развлечения в образе жизни различных групп населения. Зарождение современных видов спорта. Современный спорт. Спорт профессиональный и любительский. Технические и военные виды спорта. Проблема приобщения к спорту современных подростков как путь сохранения и развития их здоровья. Основные понятия темы: спорт; профессиональный спорт; любительский спорт.


Подросток и его жилая среда

  • Город и село. Город – особая среда обитания. Возникновение первых городов. Эволюция города. Восточный город. Римский форум. Средневековый город. Современные города. Города: малые, средние, крупные и города-миллионеры. Характеристика современных российских городов. Город и урбанизация. Качество городской жизни: стоимость питания; жилищные условия; качество жилья; связь; образование; здравоохранение; общественная безопасность; уровень наружного шума; уличное движение; чистота воздуха и воды. Влияние коренных изменений современного города и села на образ жизни подростков. Основные понятия темы: город; урбанизация; мегаполис; село; качество жизни; пригородные зоны; город-спутник;

  • Мой дом, мое жилище. Три территории обитания человека: общественная, домашняя, личная. Дом – человеческая среда обитания, переплетения человеческих отношений и связей. Факторы, определяющие выбор жилья. Эволюция жилища в истории человечества. Современное жилище. Требования к современному жилищу – дом, в котором созданы условия для гармоничного развития человека. Особенности требований к современному жилищу в разных странах и у разных категорий населения. Взаимоотношения с соседями. Уровни взаимоотношений. Влияние района проживания горожанина на качество его жизни. Основные понятия темы: дом; жилище; среда обитания; соседи.



8 КЛАСС


Распределение времени в программе по обществознанию

1 час в неделю


Темы разделов программы

Кол-во часов

Раздел 1. Общество и человек

10 ч.

Раздел 2. Экономическая сфера

9 ч.

Раздел 3. Социальная сфера

15 ч.

Резерв

Всего

1 ч.

34 ч.


Общество и человек

  • Что такое общество. Общество в узком и широком смысле. Общество как социальная организация страны. Основные признаки общества. Взаимосвязь четырех сфер общества. Представление о мировом сообществе и мировой системе. Процесс глобализации. Основные понятия темы: общество, страна, политическая сфера, экономическая сфера, духовная сфера, социальная сфера, мировое сообщество, глобализация;

  • Человек, природа, общество. Природа как предпосылка выделения человека и общества. Широкое и узкое значение природы. Влияние НТП на природу. Понятие антропогенных нагрузок. Опасность неконтролируемого изменения окружающей среды. Экологические программы и защита окружающей среды. Основные понятия темы: природа, глобальные проблемы, экологические программы, ВООП, МСОП, «Гринпис»;

  • Типология обществ. Дописьменные и письменные, простые и сложные общества. Общество охотников и собирателей: особенности хозяйства и образа жизни. Скотоводство и приручение животных, кочевой образ жизни. Зарождение земледелия, появление письменности, городов и возникновение государств. Доиндустриальные, индустриальные и постиндустриальные общества: их особенность и эволюция. Изменение способа производства, форм собственности, социальной структуры общества, его политического устройства, культуры и образа жизни. Основные понятия темы: дописьменные общества, письменные общества, общественно-экономическая формация, традиционное общество, индустриальное, постиндустриальное общество;

  • Социальный прогресс и развитие общества Социальный прогресс и ускорение истории. Цена и последствия ускорения социального прогресса. Закон неравномерного развития обществ. Соотношение прогресса и регресса в развитии человеческого общества. Реформы и революции. Сущность и признаки социальных реформ. Экономические и политические реформы в обществе, их роль и значение. Прогрессивные и регрессивные реформы. Классификация революций по масштабу и продолжительности. Основные понятия темы: закон ускорения истории, закон неравномерности развития, прогресс, регресс, неолитическая революция, промышленная революция;

  • Личность и социальная среда. Прирожденные и приобретаемые качества человека. Роль семьи и социальной среды в воспитании ребенка. Представление о человеческой личности, особенностях и противоречиях её становления. Роль моральных норм и духовных ценностей в развитии личности. Основные понятия темы: личность, человек, индивид;

  • Потребности человека. Сущность и иерархия потребностей. Первичные вторичные потребности. Процесс возвышения потребностей. Неудовлетворенные потребности. Роль духовных потребностей. Свобода выбора и приобщение к духовной культуре. Основные понятия темы: потребность, удовлетворение потребностей, иерархическая теория потребностей;

  • Социализация и воспитание. Содержание и стадии процесса социализации. Негативное влияние социальной изоляции на развитие человеческой личности. Воспитание и социализация, сходство и различие. Составные элементы воспитания. Социализация и воспитание в подростковом возрасте. Последствия недостаточного воспитания в семье. Основные понятия темы: социализация, культурные нормы, воспитание;

  • Общение. Общение как социально-психологический процесс. Виды общения: речевое и неречевое. Основные формы общения: служебное, повседневное, убеждающее, ритуальное, межкультурное. Эмоциональная сторона общения. Проблемы общения дома. Основные понятия темы: общение, этикет, манипуляция, речевое, неречевое.



Экономическая сфера

  • Что такое экономика. Влияние экономики на поведение людей. Основные ресурсы экономики. Роль труда и капитала в развитии экономики. Понятие инвестирования капитала. Представление об информационных ресурсах. Человеческие ресурсы и их разновидности. Основные агенты рыночной экономики. Понятие структуры экономики. Производство , потребление, распределение и обмен как основные экономические функции общества. Фирмы и рынок – основные институты современной экономики. Отрасль и промышленные предприятия как главные производители товаров. Основные понятия темы: экономика, деньги, ресурсы, производство, распределение, потребление, предприятие, обмен, отрасль;

  • Товар и деньги Понятие о товаре, его роль в экономической жизни общества. Коммерческие институты. Отличие товаров, услуг и продуктов. Деньги, их функции в экономике и исторические формы. Основные свойства денег. Формула «деньги-товар-деньги». Основной закон бизнеса. Начальная цена и прибыль в бизнесе. Основные понятия темы: деньги, товар, стоимость денег, инфляция, прибыль;

  • Спрос и предложение. Спрос и предложение как факторы рыночной экономики. Понятие о величине спроса и величине предложения. Зависимость между спросом и предложением. Роль маркетинга в рыночной экономике. Цены как регулятор спроса и предложения. Плановая и рыночная экономика. Основные понятия темы: спрос, предложение, маркетинг, закон спроса, закон предложения, цена;

  • Рынок, цена, конкуренция. Взаимосвязь обмена и рынка. Формы и виды рынков. Историческая эволюция рынка. Экономическая сущность конкуренции. Основные функции цены. Влияние цены на производство. Колебания спроса и предложения. Механизм выравнивания цен. Идеальная модель рынка и совершенная конкуренция. Олигополия и монополия. Конкуренция производителей и продавцов. Основные понятия темы: обмен, рынок, цена, выравнивание цен, монополия, дефицит, конкуренция;

  • Предпринимательство. Экономическое содержание и функции предпринимательства. Механизм получения прибыли в бизнесе. Экономический статус предпринимателя. Отличительные черты экономического поведения и функции предпринимателя. Менеджер, предприниматель, наемные работники. Понятие о предпринимательском и профессиональном риске. Экономическая сущность малого бизнеса, его функции и роль в экономике. Основные понятия темы: предпринимательство, предприниматель, менеджер, профессиональный риск, малый бизнес;

  • Роль государства в экономике Экономическая роль государства. Поддержание государством общественных институтов. Представление о социальном государстве. Способы воздействия государства на экономику. Налоги как источник доходов федерального правительства. Экономический, социальный, психологический и юридический аспекты налогообложения. Прямые и косвенные налоги. Подоходный и прогрессивный налог. Основные понятия темы: налогообложение, прямые налоги, косвенные налоги, социальная политика;

  • Бюджет, государства и семьи. Бюджет как финансовый документ. Составление бюджета. Долг и кредит. Основные статьи государственных расходов. Внешний и внутренний государственный долг. Проблема дефицита государственного бюджета и её решения. Сокращение бюджетных расходов и его социальные последствия. Основные понятия темы: доходы, расходы, дефицит бюджета, профицит;

  • Труд Сущность и виды труда. Труд и досуг. Формы и виды вознаграждения. Заработная плата и индивидуальный доход. Понятие о рабочей силе. Занятость и безработица. Причины и социальные последствия безработицы. Уровень и масштабы безработицы. Государственное регулирование занятости и помощь безработным. Подготовка и переподготовка рабочей силы, создание дополнительных рабочих мест, содействие найму, страхование безработицы. Основные понятия темы: труд, заработная плата, досуг, безработица.


Социальная сфера

  • Социальная структура. Социальная структура как анатомический скелет общества. Статус как ячейка в социальной структуре общества. Взаимосвязь статуса и роли. Влияние социального положения на поведение и образ жизни человека. Определение и значение социальной группы, её влияние на поведение человека. статусные символы и знаки отличия. Основные понятия темы: социальная структура, социальная группа, статус, имидж, социальная роль, статусные символы;

  • Социальная стратификация. Социальная стратификация и социальное неравенство. Понятие о социальной страте и критерии её выделения. Социальное расслоение и дифференциация. Поляризация общества и имущественные различия людей. Классы как основа стратификации современного общества. Историческое происхождение и типология классов. Влияние классового положения на образ и уровень жизни человека. Российская интеллигенция и средний класс. Основные понятия темы: социальная стратификация, класс, престиж, образ жизни, доход;

  • Богатые. Неравенство, богатство и бедность. Определение и измерение богатства. Расточительный образ жизни. Источники доходов класса богатых. «старые» и «новые» богатые. Средний класс и приличествующий образ жизни. Основные понятия темы: неравенство, богатство, роскошь, «новые русские»;

  • Бедные. Бедность как экономическое, культурное и социальное явление. Состав бедных. Масштабы, уровень и порог бедности. Колебание масштабов бедности по историческим эпохам. Прожиточный минимум. Абсолютная и относительная бедность. Основные понятия темы: бедность, порог бедности, нищета;

  • Этнос: нации и народности. Признаки и эволюция этноса. Этническое самосознание. Межпоколенная связь и поколение. Перемещение этносов и миграция. Семья, род, клан как разновидности кровнородственных групп. Племена, народности и нации, их историческая эволюция. Формирование нации и её отличительные черты. Основные понятия темы: этнос, этнообразующие факторы, племя, народность, нация;

  • Межнациональные отношения. Отношения между разными национальностями внутри государства. Отношения между разными нациями-государствами. Отношения между национальным большинством и национальными меньшинствами. Мирные и военные формы взаимодействия народов. Формирование многонационального государства. Этноцентризм и национальная нетерпимость. История этнических конфликтов, причины их возникновения и современные проявления. Основные понятия темы: межнациональные отношения, этноцентризм, этнические конфликты;

  • Конфликты в обществе. Предмет, субъект, повод, причины, цель и масштаб конфликта. Формы конфликта. Классификация конфликтов по способам протекания. Наиболее типичные конфликты в России. Особенности семейных конфликтов, их влияние на детей и родителей. Способы решения конфликтов. Основные понятия темы: конфликт, компромисс, посредничество, арбитраж, конфронтация;

  • Семья. Семья как фундаментальный институт общества и малая группа. Функции семьи в обществе. Жизненный цикл семьи. Представление о нуклеарной семье. Многопоколенная семья. Эволюция форм семьи. Удовлетворенность браком. Причины, повод и мотивы развода. Последствия развода, его социальная роль. Основные понятия темы: семья, жизненный цикл семьи, нуклеарная семья, расширенная семья, развод.









9 КЛАСС


Распределение времени в программе по обществознанию

1 час в неделю


Темы разделов программы

Кол-во часов

Раздел 1. Политическая сфера

9 ч.

Раздел 2. Человек и его права

11 ч.

Раздел 3. Духовная сфера

14 ч.

Резерв

Всего

1 ч.

34 ч.

Политическая сфера

  • Власть. Формы проявления влияния: сила, власть и авторитет. Становление власти в качестве политического института общества. Разделение властей. Властные отношения и социальная иерархия. Борьба за власть. Основные понятия темы: сила, авторитет, власть, иерархия власти;

  • Государство. Определение политической системы общества. Общие признаки государства. Понятие и значение суверенитета. Внешние и внутренние функции государства. Причины и условия появления государства. Причины и условия появления государства. Виды монополии государства: общие и частные. Основные понятия темы: государство, суверенитет, суверенность, функции государства, государственная монополия;

  • Национально-государственное устройство. Объединение и отделение наций. Формирование единой Европы. Распад СССР и проблема сепаратизма. Национально-освободительные войны и межнациональные конфликты. Централизованное и национальное государство, их сходство и различие. Одно-и многонациональные государства. Основные понятия темы: национально-государственное устройство, сепаратизм, централизованное государство, империя.

  • Формы правления. Понятие об источнике власти. Классификация форм правления. Сущность и политическое устройство демократии. Особенности демократии в нашей стране. Природа и сущность республики. Сочетание законодательной и исполнительной ветвей власти. Основные разновидности республики: парламентская, президентская и смешанная. Основные понятия темы: монархия, аристократия, демократия, тирания, олигархия, республика, импичмент;

  • Политические режимы. Сущность и классификация политических режимов. Характеристика и исторические формы авторитаризма. Природа и сущность диктатуры. Происхождение и особенности парламентского режима. Парламент как защитник демократических свобод и борьба за его учреждение. Структура парламента. Основные понятия темы: авторитаризм, тоталитаризм, парламент;

  • Гражданское общество и правовое государство. Два значения гражданского общества. Признаки гражданского общества. История развития и сущность гражданства. Избирательное право и его происхождение. Борьба за гражданские права. Понятие о правовом государстве, история его становления. Признаки правового государства. Черты тоталитарного режима. Основные понятия темы: гражданское общество, гражданство, правовое государство, тоталитаризм;

  • Голосование, выборы, референдум. Голосование как форма участия граждан в политической жизни страны. Составные части процедуры голосования. Активность электората. Политические предпочтения людей. Электорат политических партий России. Конкуренция политических партий за электорат. Роль референдума в политической жизни. Основные понятия темы: активное избирательное право, пассивное избирательное право, электорат, референдум;

  • Политические партии. Определение и признаки политических партий. Понятие о программа политической партии. Одно и многопартийная система, их особенности, преимущества и недостатки. Функции политических партий. Классификация политических партий. Роль политических партий в обществе. Основные понятия темы: политическая партия, многопартийность, политическая программа.


Человек и его права

  • Право. Социальные нормы. Функции и сущность права. Представление о юридической ответственности. Права и обязанности. Понятие о естественных правах и гражданских правах. Уровень и содержание правосознания. Правовая культура. Разновидности правовых норм. Основные отрасли права. Иерархия нормативно-правовых актов. Основные понятия темы: социальные нормы, право, правовая культура, норма права, отрасль права;

  • Власть и закон. Равенство перед законом. Структура федерального собрания. Функции и роль депутатов. Состав и функции Госдумы и Совета Федерации. Институт президентства в России. Права и полномочия президента. Состав и функции правительства. Республиканские и местные органы власти. Структура и функции судебной власти. Структура и функции правоохранительных органов. Основные понятия темы: Федеральное собрание, правительство, Президент, Конституционный суд, правоохранительные органы, адвокатура;

  • Конституция России. Конституция как основной закон страны, её структура. Правовой статус человека. Классификация конституционных прав. Характеристика личных прав. Содержание политических и гражданских прав. Нарушение прав и свобод гражданина, их защита. Основные понятия темы: Конституция, правовой статус человека, гражданство, конституционные обязанности;

  • Право и имущественные отношения. Участники имущественных отношений. Виды договоров. Изменение имущественных прав граждан. Право собственности. Арбитражный суд. Основные понятия темы: имущественные отношения, право собственности, сделка, договор, иск;

  • Потребитель и его права. Имущественные отношения. Принцип равенства участников гражданских правоотношений. понятие физического и юридического лица. Право собственности на имущество. Сделка и договор. Потребитель и его права. Основные понятия темы: потребитель, исполнитель, изготовитель;

  • Труд и право. Правовое регулирование трудовых отношений. Кодекс законов о труде РФ. Трудоустройство и его регулирование. Заключение трудового договора, расторжение контракта. Расторжение трудового контракта с администрацией и увольнение. Защита детского труда. Основные понятия темы: трудовое право, ТК РФ, детский труд;

  • Право, семья, ребенок. Нормы семейного права и Семейный кодекс РФ. Юридическая трактовка брака. Понятие фиктивного брака. Юридические документы, подтверждающие заключение и расторжение брака. Взаимные обязанности родителей и детей. Понятие о правоспособности. Органы опеки и попечительства. Классификация прав и свобод ребенка. Основные понятия темы: брачный контракт, правоспособность, дееспособность;

  • Преступление. Формы совершения преступления: действие и бездействие. Три признака преступления. Умысел или неосторожность как формы выражения вины. Соучастники преступления и преступная организация. Причины совершения преступления. Ответственность. Понятие административного проступка. Субъекты применение взысканий. Разнообразие мер воздействия. Представление о гражданском правонарушении. Нарушение трудовой дисциплины. Материальная ответственность. Принцип презумпции невиновности. Дознание и следствие. Основные виды наказания. Лишение свободы и меры воспитательного воздействия. Основные понятия темы: преступление, проступок, наказание несовершеннолетних.


Духовная сфера

  • Что такое культура. Происхождение слова «культура» и его значение. Материальная и нематериальная культура, её состав и структура. Элементы культуры и культурный комплекс. Этикет, его происхождение и правила. Культурное наследие и культурные универсалии. Роль культурного наследия в сохранении и развитии культуры. Культурное наследие России, проблемы его сохранения. Основные понятия темы: культура, культурный комплекс, этикет, культурное наследие, культурные универсалии;

  • Культурные нормы. Понятие о культурных нормах, их разновидности. Образ жизни. Привычки и манеры. Значение этикета в культуре. Обычай и традиции. Молодежная мода. Обряд, его символическое значение. Церемония и ритуал. Нравы и мораль. Обычное право и юридические законы. Санкции как регулятор человеческого поведения. Культурная относительность норм. Основные понятия темы: культурные нормы, манеры, обычаи, традиции, привычки, мода, нравы, мораль, обычное право, санкции;

  • Формы культуры. Основные формы культуры. Характерные особенности элитарной культуры. Отличительные черты народной культуры. Массовая культура, её появление и средства распространения. Понятие о доминирующей культуре, субкультуре и контркультуре, их отличительные черты. Неформальные молодежные группы, их поведение и образ жизни. Молодежная субкультура и классовая принадлежность. Основные понятия темы: элитарная культура, народная культура, массовая культура, субкультура, контркультура;

  • Религия. Различные определения религии, её значение и роль в обществе. Тотемизм, фетишизм, анимизм. Мировые религии: христианство, ислам, буддизм. Вера и верование. Миф и мифология. Культ и символ как важные элементы религии. Религиозные обряды и типы жертвоприношений. Культ предков и традиция уважения родителей. Вероучение в мировых религиях. Теология и Божественное откровение. Понятие о библейском и церковном каноне. Основные понятия темы: религия, архаичные религии, мировые религии, мифология, тотемизм, фетишизм, анимизм, культ;

  • Искусство. Различные трактовки искусства. Структура и состав изобразительного искусства. Субъекты художественной культуры и деятели искусства. Инфраструктура художественной культуры. Критерии произведений искусства. Изящные искусства, их история и развитие. «Свободные искусства». Основные понятия темы: искусство, художественная культура, фольклор, «свободное искусство»;

  • Образование. Основная задача и исторические формы образования. Приемы обучения, предметы и формы усвоения учебных знаний. Государственное и частное образование, школьное и домашнее. Общее образование и специальное образование. Школа как особый тип учебно-воспитательного учреждения. Правовые основы школьного образования. Основные понятия темы: система образования, школа, гимназия, ученик;

  • Наука. Роль науки в современном обществе. Сочетание научной и педагогической функции в университете. Научно-исследовательские и академические институты. Классификация наук. Школа как способ приобщения к основам наук. Структура, функции, история и формы высшего образования. Зарождение и развитие университетов. История и разновидность академий. Основные понятия темы: наука, университет, академия, РАН.



Приложение № 1.

Этнокультурный компонент



Обществознание

5 класс

Семейные ценности и традиции. Семейно-брачные отношения и духовная культура хакасов

6 класс

Идеал и ценности. Культура хакасов

7 класс

Досуг и отдых. Развитие туризма в Хакасии

8 класс

Население и культура. Этническая характеристика хакасов


Социальная структура общества в регионе


Семья. Семейные традиции хакасов

9 класс

Религиозные верования хакасов


Хакасия, тебе я посвящаю...


Образование. Учебные заведения Хакасии



6 . Учебно-методический комплекс

6.1. Основная литература


5 класс:

  1. Кравченко А. И. Обществознание: Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. – М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС» , 2013 г.;

  2. Поурочные методические разработки к учебнику А. И. Кравченко, «Обществознание. 5 класс». Москва, «Русское слово», 2014 г.;

  3. Программа курса «Обществознание» для 5-7 классов общеобразовательных учреждений (Авторы : А. И. Кравченко, И. С. Хромова), М.: Русское слово, 2006 г.

  4. Рабочая программа по обществознанию для 5 классов общеобразовательных учреждений (составитель: Е. Н. Сорокина), М.: ВАКО, 2013 г.


6 класс:

  1. Кравченко А. И., Певцова Е. А. Обществознание: Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. – М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС» , 2009 г.

  2. Поурочные методические разработки к учебнику А. И. Кравченко, Е. А. Певцовой «Обществознание. 6 класс». Москва, «Русское слово», 2009 г.;

  3. Поурочные планы к учебнику А. И. Кравченко, Е. А. Певцовой «Обществознание. 6 класс». Волгоград. Учитель, 2009 г.;

  4. Программа курса «Обществознание» для 5-7 классов общеобразовательных учреждений (Авторы : А. И. Кравченко, И. С. Хромова), М.: Русское слово, 2006 г.


7 класс:

    1. Кравченко А. И., Певцова Е.А. Обществознание: Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений. – М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС» , 2009 г.

    2. Поурочные методические разработки к учебнику А. И. Кравченко, Е. А. Певцовой «Обществознание. 7 класс». Москва, «Русское слово», 2009 г.;

    3. Поурочные планы к учебнику А. И. Кравченко, Е. А. Певцовой «Обществознание. 7 класс». Волгоград. Учитель, 2010 г.;


4. Программа курса «Обществознание» для 5-7 классов общеобразовательных учреждений (Авторы : А. И. Кравченко, И. С. Хромова), М.: Русское слово, 2006 г.


8 класс:

  1. Кравченко А.И., Певцова Е.А. Обществознание: Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. – М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС» , 2009 г.

  2. Поурочные методические разработки к учебнику А. И. Кравченко, Е. А. Певцовой «Обществознание. 8 класс». Москва, «Русское слово», 2009 г.;

  3. Поурочные планы к учебнику А. И. Кравченко, Е. А. Певцовой «Обществознание. 8 класс». Волгоград. Учитель, 2009 г.;

4. Программа курса «Обществознание» для 8-9 классов общеобразовательных учреждений (Автор: А. И. Кравченко), М.: Русское слово, 2006 г.


9 класс:

  1. Кравченко А. И., Певцова Е. А. Обществознание: Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений. – М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС» , 2009 г.

  2. Поурочные методические разработки к учебнику А. И. Кравченко, Е. А. Певцовой «Обществознание. 9 класс». Москва, «Русское слово», 2009 г.;

  3. Поурочные планы к учебнику А. И. Кравченко, Е. А. Певцовой «Обществознание. 9 класс». Волгоград. Учитель, 2010 г.;

  4. Программа курса «Обществознание» для 8-9 классов общеобразовательных учреждений (Автор: А. И. Кравченко), М.: Русское слово, 2006 г.

6.2. Дополнительная литература


  1. Бенку И. В. Учебно-методический комплекс издательства «Русское слово» по обществознанию. М., 2005 г.

  2. Лазебникова А. Ю. Современное школьное обществознание. Вопросы теории и методики. М., 2005 г.

  3. Лазебникова А. Ю., ГИА 2010. Обществознание, 9 класс. Государственная итоговая аттестация (в новой форме). Типовые тестовые задания / А.Ю.Лазебникова, О. А.Котова – М.: Экзамен, 2012.

  4. Методика преподавания обществознания в школе: Учеб. для студ. пед. высш. учеб. Заведений / Под ред. Л. Н. Боголюбова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2007 г.

  5. Свиридов А. Н., Колпакова Н. В. Социальная компетентность учащихся и ее диагностика: практическое пособие. – Барнаул: Изд-во АКИПКРО, 2007 г.

  6. Стратегия и тактика учителя. Сборник. Составитель О.Варшавер - М.: ЦГЛ, 2005 г.

  7. Шевченко Н. И. Педагогические технологии: социализация школьников на уроках обществознания. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2008.

  8. ГИА -2009: Экзамен в новой форме: обществознание: 9-й класс. Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме/авт.-сост.О. А. Котова, Т. Е. Лискова. – М.: АСТ: Астрель, 2012. [ФИПИ]


7. Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по предмету «Обществознание»


7.1. Нормы оценки знаний, умений , навыков в 5-8 классах:

  • Оценка «5» - материал усвоен в полном объеме; изложение логично; основные умения сформированы и устойчивы; выводы и обобщения точны и связаны с явлениями окружающей жизни;

  • Оценка «4» - в усвоении материала незначительные пробелы, изложение недостаточно систематизированное; отдельные умения недостаточно устойчивы; в выводах и обобщениях имеются некоторые неточности;

  • Оценка «3» - в усвоении материала имеются пробелы, он излагается несистематизированно; отдельные умения недостаточно сформированы; выводы и обобщения аргументированы слабо, в них допускаются ошибки;

  • Оценка «2»- основное содержание материала не усвоено, выводов и обобщений нет;

  • Оценка «1» - материал не усвоен, ответ по существу отсутствует.


7.2. Критерии оценок знаний, умений и навыков учащегося при ответе на вопросы на итоговой аттестации в 9 классе


Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся:

  • дает правильный, полный, глубокий ответ на поставленные вопросы;

  • имеет развитию речь и хорошо владеет терминологией по предмету;

  • умеет делать выводы, опираясь на основные факты;

  • способен задавать разъясняющие вопросы, понимать противоречие между идеями.


Оценка «4»:

  • дает правильный ответ, но допускает неточности;

  • имеет развитую речь, но терминологией владеет слабо;

  • умеет делать выводы, но не опирается на факты;

  • не все вопросы удачны; не все противоречия выделяются.


Оценка «3»:

  • допускает 1–2 ошибки;

  • речь не развита, не владеет терминологией по предмету;

  • упускает важные факты и многие выводы делает неправильно;

  • вопросы задает неудачно или только с помощью учителя; противоречия не выделяет.

Оценка «2»:

  • обнаруживает поверхностные и слабые знания, допускает грубые ошибки;

  • речь не развита, терминологией не владеет;

  • не может приводить и сопоставлять факты соответствующие рассматриваемой проблеме, не умеет выделять ключевые проблемы;

  • не способен задать вопросы даже с помощью учителя; не понимает противоречий.

Оценка «1»:

  • ставится при полном незнании ответа на поставленные вопросы.


Рабочая программа по обществознанию (5-9) классы
  • Обществознание
Описание:

Рабочая учебная программа по обществознанию для 5-9 классов

Содержание основного общего образования по обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его основные сферы, человека в обществе, правовое регулирование общественных отношений.

            Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются:

·        социальные навыки и умения;

·        совокупность моральных норм и гуманистических ценностей;

·        правовые нормы, лежащие  в основе правомерного поведения.

Не менее важным элементом содержания  учебного предмета обществознания является опыт  познавательной и практической деятельности, включающий работу с адаптированными источниками социальной информации; решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; учебную коммуникацию, опыт проектной деятельности  в учебном процессе и социальной практике.

В рамках курса обществознания можно выделить два самостоятельных, связанных между собой этапов:

·        Первый этап (5-6 кл.) носит преимущественно пропедевтический характер, связанный с проблемами социализации младших подростков. На этом этапе  необходимо обеспечить преемственность по отношению к курсу «Окружающий мир», изучаемому в начальной школе;

 

·        Второй этап (7-9 кл.) ориентирован на более сложный круг вопросов и не только сопровождает процесс социализации, но и способствует предпрофильной подготовке учащихся. На втором этапе последовательность изучения учебного материала определяется с учетом возрастных рубежей, изменения социального статуса (расширение дееспособности), социального опыта, познавательных возможностей учащихся.

Автор Астраханцева Елена Александровна
Дата добавления 19.12.2014
Раздел Обществознание
Подраздел
Просмотров 757
Номер материала 8034
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓