Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 21»
Приложение
к основной
образовательной
программе
среднего общего
образования (ФК
ГОС)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Обществознание»
(учебный предмет, курс)
10-11
классы
(профильный
уровень)
Составитель:
Колесникова Ольга Михайловна,
учитель истории
Старый Оскол
Пояснительная
записка
Рабочая
программа по обществознанию составлена на основе авторской программы Л.Н.
Боголюбова, Л.Ф. Ивановой, А.Ю. Лазебниковой «Обществознание10-11 классы. Профильный уровень» (М.:
Просвещение, 2011).
Изучение
обществознания в старшей школе на профильном уровне направлено на достижение
следующих целей:
- развитие личности
в период ранней юности, ее духовной культуры, социального мышления,
познавательного интереса к изучению социально-гуманитарных дисциплин;
критического мышления, позволяющего объективно воспринимать социальную
информацию и уверенно ориентироваться в ее потоке;
- воспитание
общероссийской идентичности, гражданственности, социальной ответственности;
приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, положенным в основу
Конституции Российской Федерации;
- освоение системы
знаний, составляющих основы философии, социологии, политологии, социальной
психологии, необходимых для эффективного взаимодействия с социальной средой и
успешного получения последующего профессионального образования и самообразования;
- овладение
умениями получения и осмысления социальной информации, систематизации
полученных данных; освоение способов познавательной, коммуникативной,
практической деятельности в характерных социальных ролях;
- формирование
опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в
области социальных отношений; в сферах: гражданской и общественной
деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми разных
национальностей и вероисповеданий, познавательной, коммуникативной, семейно-бытовой
деятельности.
Рабочая программа
реализуется с помощью учебно-методического комплекта:
1. Обществознание.
10 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений: профил. уровень / Под ред. Л.Н.
Боголюбова; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». –
5-е изд. – М.: Просвещение, 2011.
2. Обществознание.
11 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений: профил. уровень / Под ред. Л.Н.
Боголюбова; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». –
5-е изд. – М.: Просвещение, 2011.
3. Обществознание.
Поурочные разработки. 10 класс: пособие для учителей общеобразоват. учреждений:
проф. уровень / под ред. Л.Н. Боголюбова и Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос.
акад. образования, изд-во «Просвещение». - М.: Просвещение, 2011.
4. Сорокина Е.Н. Поурочные
разработки по обществознанию. Профильный уровень: 11 класс. – М.: ВАКО, 2011.
5. Обществознание.
Практикум. 10 класс: пособие для учителей общеобразоват. учреждений: проф.
уровень / под ред. Л.Н. Боголюбова и Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад.
образования, изд-во «Просвещение». – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010.
6. Обществознание.
Практикум. 11 класс: пособие для учителей общеобразоват. учреждений: проф.
уровень / под ред. Л.Н. Боголюбова и Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад.
образования, изд-во «Просвещение». – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010.
7. Кишенкова О.В. ЕГЭ 2014. Обществознание: тематические тренировочные задания / О. В.
Кишенкова. — М.: Эксмо, 2013.
Формы организации
учебного процесса:
- индивидуальная;
- групповая;
- фронтальная.
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате
изучения обществознания на профильном уровне ученик должен
Знать/понимать
- социальные
свойства человека, его место в системе общественных отношений;
- закономерности
развития общества как сложной самоорганизующейся системы;
- основные
социальные институты и процессы;
- различные
подходы к исследованию проблем человека и общества;
- особенности
различных общественных наук, основные пути и способы социального и гуманитарного
познания.
Уметь
- характеризовать с
научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты),
их место и значение в жизни общества как целостной системы; проблемы человека в
современном обществе;
- осуществлять
комплексный поиск, систематизацию и интерпретацию социальной информации по
определенной теме из оригинальных неадаптированных текстов (философских,
научных, правовых, политических, публицистических);
- анализировать и
классифицировать социальную информацию, представленную в различных знаковых
системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); переводить ее
из одной знаковой системы в другую;
- сравнивать
социальные объекты, выявляя их общие черты и различия; устанавливать
соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и
обществоведческими терминами, понятиями; сопоставлять различные научные
подходы; различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы;
- объяснять:
внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных
социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы,
общества и культуры, подсистем и структурных элементов социальной системы,
социальных качеств человека);
- раскрывать на
примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-экономических и
гуманитарных наук;
- участвовать в
дискуссиях по актуальным социальным проблемам;
- формулировать на
основе приобретенных социально-гуманитарных знаний собственные суждения и
аргументы по определенным проблемам;
- оценивать
различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук;
- подготовить
аннотацию, рецензию, реферат, творческую работу, устное выступление;
- осуществлять
индивидуальные и групповые учебные исследования по социальной проблематике;
- применять социально-экономические
и гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач,
отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества.
Использовать
приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни
для:
- эффективного
выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с социальными
институтами
-
ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах; выработки
собственной гражданской позиции,
- оценки
общественных изменений с точки зрения демократических и гуманистических
ценностей, лежащих в основе Конституции Российской Федерации;
- самостоятельного
поиска социальной информации, необходимой для принятия собственных решений;
критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в
массовой коммуникации;
- нравственной
оценки социального поведения людей;
- предвидения
возможных последствий определенных социальных действий субъектов общественных
отношений;
- ориентации
в социальных и гуманитарных науках, их последующего изучения в учреждениях
среднего и высшего профессионального образования;
- осуществления
конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями
и социальным положением.
Рабочая
программа по обществознанию рассчитана на 207 учебных
часов (105 ч в 10 классе, 102 ч – в 11 кл.) в соответствии с объемом времени,
которое отводится на изучение обществознания на профильном уровне по базисному
учебному плану в 10-11 классах.
Тематический план
№ п/п
|
Наименование
раздела
|
Часы
учебного времени
|
|
10
класс
|
|
1.
|
Раздел I. Социально-гуманитарные знания
и профессиональная деятельность
|
16
|
2.
|
Раздел II. Общество и человек
|
24
|
3.
|
Раздел III. Деятельность как способ
существования людей
|
10
|
4.
|
Раздел IV.
Сознание и познание
|
18
|
5.
|
Раздел V.
Личность и межличностные отношения
|
28
|
6.
|
Повторение пройденного в 10 классе
|
9
|
|
Итого:
|
105 ч
|
|
11
класс
|
|
7.
|
Раздел VI. Социальное развитие
современного общества
|
36
|
8.
|
Раздел VII. Политическая жизнь
современного общества
|
32
|
9.
|
Раздел VIII. Духовная культура
|
20
|
10.
|
Раздел IX. Современный этап мирового
развития
|
12
|
11.
|
Резерв времени
|
2
|
|
Итого:
|
102 ч
|
Содержание учебного курса
10 класс (105 ч)
Раздел I.
Социально-гуманитарные знания и профессиональная деятельность (12 ч)
Естественно-научные и социально-гуманитарные знания,
их общие черты и отличия. Основные этапы развития социально-гуманитарного
знания. Профессиональная деятельность в сфере социально-гуманитарного знания.
Раздел II.
Общество и человек (20 ч)
Происхождение человека и становление общества.
Общество как форма совместной жизнедеятельности людей. Типология обществ.
Свобода и необходимость в человеческой деятельности.
Раздел III. Деятельность
как способ существования людей (8 ч)
Многообразие деятельности. Потребности и интересы.
Раздел IV. Сознание и познание (14 ч)
Онтология и теория познания. Социальное познание, его
особенности. Знание и сознание. Самопознание и самооценка.
Раздел V. Личность. Межличностные отношения (26 ч)
Индивид, индивидуальность, личность. Общение. Малые
группы. Конфликт.
Резерв учебного времени – 25 ч
11 класс (102 ч)
Раздел VI. Социальное развитие современного общества (36 ч)
Социальная
структура и социальные отношения. Социальные институты. Социальные статусы и
роли. Этнос и нация. Демографическая ситуация в России и в мире. Семья и брак
как социальные институты.
Раздел VII. Политическая жизнь современного общества (32 ч)
Политическая
система, ее структура и функции. Гражданское общество и правовое государство.
Политические партии и движения. Политическое лидерство. Политический конфликт.
Политический процесс, его формы.
Раздел VIII. Духовная культура (20 ч)
Понятие «духовная культура». Мораль и нравственность.
Социальная и личностная значимость образования. Наука. Религия как одна из форм
культуры. Искусство. Массовая культура. СМИ и культура.
Раздел IX. Современный этап мирового развития (12 ч)
Многообразие современного мира. Целостность и
противоречивость современного мира. Глобальные проблемы современности.
Глобализация и ее последствия.
Повторение пройденного в 10-11 классах (2 ч)
Формы контроля
Основной формой контроля в 10-11 классе
является тестирование. Это позволяет:
- определить фактический уровень знаний,
умений и навыков учащихся по предмету;
- установить соответствие этого уровня
требованиям Федерального компонента государственного образовательного стандарта
общего образования;
- осуществить контроль за реализацией
программы учебного курса.
Для
проверки домашнего задания, текущего, тематического, итогового контроля и
самоконтроля используются сборники:
1. Кишенкова О.В. ЕГЭ 2014. Обществознание:
тематические тренировочные задания / О. В. Кишенкова. — М.: Эксмо, 2013.
2. Лазебникова А.Ю.
ЕГЭ 2014. Обществознание. Тематические тестовые задания. —
М.: Издательство «Экзамен», 2014.
Учебно-методические
средства обучения
Литература
основная:
1.
Обществознание. 10 класс: учеб. для общеобразоват.
учреждений: профил. уровень / Под ред. Л.Н. Боголюбова; Рос. акад. наук, Рос.
акад. образования, изд-во «Просвещение». – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2011.
2.
Обществознание. 11 класс: учеб. для общеобразоват.
учреждений: профил. уровень / Под ред. Л.Н. Боголюбова; Рос. акад. наук, Рос.
акад. образования, изд-во «Просвещение». – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2011.
Литература
дополнительная:
1.
Баранов, П.А. Обществознание: Экспресс-репетитор
для подготовки к ЕГЭ: «Общество». «Духовная жизнь общества» / П.А. Баранов. –
М.: АСТ: Астрель, 2008. – 157, [3] с. – (Единый государственный
экзамен).
2.
Баранов, П.А. Обществознание: Экспресс-репетитор
для подготовки к ЕГЭ: «Политика» / П.А. Баранов, А.В. Воронцов. – М.: АСТ:
Астрель, 2009. – 128, [1] с. – (Единый
государственный экзамен).
3.
Баранов, П.А. Обществознание: Экспресс-репетитор
для подготовки к ЕГЭ: «Право» / П.А. Баранов, А.В. Воронцов. – М.: АСТ:
Астрель, 2009. – 191, [1] с. – (Единый
государственный экзамен).
4.
Баранов, П.А. Обществознание: Экспресс-репетитор
для подготовки к ЕГЭ: «Социальные отношения» / П.А. Баранов, С.В. Шевченко. –
М.: АСТ: Астрель, 2009. – 155, [5] с. – (Единый государственный
экзамен).
5.
Баранов, П.А. Обществознание: Экспресс-репетитор
для подготовки к ЕГЭ: «Человек». «Познание» / П.А. Баранов. – М.: АСТ: Астрель,
2009. – 158, [2] с. – (Единый государственный экзамен).
6.
Баранов, П.А. Обществознание: Экспресс-репетитор
для подготовки к ЕГЭ: «Экономика» / П.А. Баранов, С.В. Шевченко. – М.: АСТ:
Астрель; Владимир: ВКТ, 2009. – 158, [2] с. – (Единый
государственный экзамен).
7.
Кишенкова, О.В. ЕГЭ 2009. Обществознание.
Справочник / О.В. Кишенкова. – М.: Эксмо, 2008. – 592 с. – (ЕГЭ. Справочники).
8.
Клименко, А. В. Обществознание:
учеб, пособие для школьников ст. кл. и
поступающих в вузы / А. В. Клименко, В. В. Румынина. - 5-е изд., дораб.
- М.: Дрофа, 2005. - 507, [5] с.
9.
Альбом схем по социологии и политологии. – М.:
Московский университет МВД России, Издательство «Щит-М», 2002. – 126 с.
10. Власов, В.И., Власова, Г.Б. История политических и правовых учений. Конспект
лекций. Изд. 2-е, доп. и перераб. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. – 224 с.
11. Гаджиев, К.С. Политология: Учебник для высших учебных заведений. – М.:
Университетская книга, Логос, 2006. – 488 с.: ил.
12. Козюк, М. Н. Основы государства и права России:
Пособие для преподавателей (методические рекомендации, задания, тесты) /
Издат-во «Учитель», Волгоград, 1999. - 66 с.
13. Мельник, В.А. Современный словарь по политологии. – Мн.: Книжный Дом,
2004. – 640 с.
14. Никитин, А.Ф. Большой школьный словарь: Обществознание, экономика, право / А.Ф.
Никитин. – М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2006. – 400 с.
15. Обществознание 8-11. Мультимедийное учебное пособие для учащихся 8-11
кл.
16. Политология: Учебник для студентов вузов / Под общ. ред. В.К. Мокшина.
– М.: Академический Проект; Культура, 2008. – 607 с.
17. Политология: учебник для студентов вузов / Под ред В.Н. Лавриненко. –
3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 591 с. – (Серия «Золотой
фонд российских учебников»).
18. Шкатулла, В.И. и др. Основы правовых знаний: Учеб. пособие для студ.
сред. проф. учеб. заведений / В.И. Шкатулла, В В. Надвикова, М.В. Сытинская;
Под ред. В.И. Шкатуллы.- 3-е изд., стереотип. – М.: Изд. центр «Академия»,
2003. – 336 с.
Оборудование и приборы
№
|
Наименование объектов и средств материально-технического
обеспечения
|
Необходимое количество
|
Примечания
|
Основная школа
|
Старшая школа
|
Базов.
|
Проф.
|
1.
|
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
|
|
Стандарт основного общего образования по обществоведению
|
|
|
|
|
|
Стандарт среднего (полного) общего образования по
обществоведению (базовый уровень)
|
|
|
|
|
|
Стандарт среднего (полного) общего образования по
обществоведению (профильный уровень)
|
|
|
Д
|
|
|
Примерная программа основного общего образования по
обществоведению
|
|
|
|
|
|
Примерная программа среднего (полного) общего образования
на базовом уровне по обществоведению
|
|
|
|
|
|
Примерная программа среднего (полного) общего образования
на профильном уровне по обществоведению
|
|
|
Д
|
|
|
Авторские рабочие программы по курсам обществоведению
|
|
|
Д
|
|
|
Учебник для 6 класса
|
|
|
|
В библиотечный фонд входят комплекты учебников, рекомендованных или
допущенных Минобрнауки РФ.
При комплектации библиотечного фонда полными комплектами учебников
целесообразно включить в состав книгопечатной продукции, имеющейся в кабинете
обществоведению, и по несколько экземпляров учебников из других УМК по обществоведению.
Эти учебники могут быть использованы учащимися для выполнения практических
работ, а также учителем как часть методического
обеспечения кабинета.
|
|
Учебник для 7 класса
|
|
|
|
|
Учебник для 8 класса
|
|
|
|
|
Учебник для 9 класса
|
|
|
|
|
Учебник для 10 класса (базовый)
|
|
|
|
|
Учебник для 10 класса (профильный)
|
|
|
К
|
|
Учебник для 11 класса (базовый)
|
|
|
|
|
Учебник для 11 класса (профильный)
|
|
|
К
|
|
Рабочая тетрадь для 6 класса
|
|
|
|
В состав библиотечного фонда целесообразно включать рабочие тетради,
соответствующие используемым комплектам учебников.
|
|
Рабочая тетрадь для 7 класса
|
|
|
|
|
Рабочая тетрадь для 8 класса
|
|
|
|
|
Рабочая тетрадь для 9 класса
|
|
|
|
|
Дидактические материалы по всем курсам
|
|
|
Д
|
Сборники познавательных и развивающих заданий, а также контрольно-измерительные
материалы по отдельным темам и курсам.
|
|
Хрестоматия для 6 класса
|
|
|
|
Возможно включение в состав библиотечного фонда хрестоматий разработанных
для других УМК.
|
|
Хрестоматия для 7 класса
|
|
|
|
|
Хрестоматия для 8 класса
|
|
|
|
|
Хрестоматия для 9 класса
|
|
|
|
|
Хрестоматия для 10 класса
|
|
|
|
В перспективе целесообразно издание тематических хрестоматий и сборников
документов для изучения обществоведения на базовом уровне в рамках различных
профилей, а также для изучения элективных курсов по обществоведению.
|
|
Хрестоматия для 11 класса
|
|
|
|
|
Сборник заданий и задач для 6 класса
|
|
|
|
Возможно включение в фонд кабинета практикумов, разработанных для
других УМК по обществоведению.
|
|
Сборник заданий и задач для 7 класса
|
|
|
|
|
Сборник заданий и задач для 8 класса
|
|
|
|
|
Сборник заданий и задач для 9 класса
|
|
|
|
|
Сборник заданий и задач для 10 класса
|
|
|
|
|
Сборник заданий и задач для 11 класса
|
|
|
|
|
Книги для чтения по курсу обществоведения 6-9 класса
|
|
|
|
Необходимы для подготовки докладов и сообщений; Научные, научно-популярные
и художественные издания, необходимые для подготовки докладов, сообщений,
рефератов и творческих работ должны содержаться в фондах школьной библиотеки
|
|
Книги для чтения по курсу обществоведения для 10-11
класса
|
|
|
|
|
Научная, научно-популярная, художественная общественно-политическая
и историческая литература.
|
|
|
Д
|
|
Учебный словарь по обществознанию для основной
школы.
|
|
|
|
|
|
Учебный словарь по обществознанию для старшей школы.
|
|
|
Д
|
|
|
Справочные пособия (энциклопедии, словари по
экономике, праву, социологии, философии, политологии, демографии, социальной
психологии).
|
|
|
Д
|
|
|
Книга для учителя обществознания (раскрывающая
научное содержание основных проблем и тем курса)
|
|
|
Д
|
|
|
Методические пособия для учителя (рекомендации к
проведению уроков)
|
|
|
Д
|
2
|
Печатные
пособия
|
|
Таблицы по основным разделам курса
|
|
|
Д
|
Таблицы, схемы, диаграммы и графики могут быть представлены в
демонстрационном (настенном) и индивидуально-раздаточном вариантах, в
полиграфических изданиях и на электронных носителях.
|
|
Схемы по обществоведению (отражающие причинно-следственные
связи, системность социальных объектов, явлений и процессов)
|
|
|
Д
|
|
Диаграммы и графики, отражающие статистические данные
различных социальных процессов
|
|
|
|
|
Комплект «Государственные символы Российской Федерации»
|
|
|
Д
|
|
3.
|
Компьютерные
и информационно-коммуникативные средства
|
|
Мультимедийные обучающие программы и электронные учебники
по основным разделам обществоведения
|
|
|
Д
|
Мультимедийные обучающие программы и электронные учебники могут быть
ориентированы на систему дистанционного обучения, либо носить проблемно-тематический
характер и обеспечивать дополнительные условия для изучения отдельных
предметных тем и разделов стандарта. В обоих случаях эти пособия должны
предоставлять техническую возможность построения системы текущего и итогового
контроля уровня подготовки учащихся (в т.ч. в форме тестового контроля)
|
|
Электронные библиотеки по курсу обществоведения
|
|
|
Д
|
Электронные библиотеки включают комплекс информационно-справочных
материалов, объединенных единой системой навигации и ориентированных на
различные формы познавательной деятельности, в т.ч. исследовательскую
проектную работу. В состав электронных библиотек могут входить тематические
базы данных, фрагменты источников и текстов из научных и научно-популярных изданий,
таблицы, схемы, диаграммы и графики, иллюстративные материалы, аудио- и
видеоматериалы. Электронные библиотеки могут размещаться на CD ROM,
либо создаваться в сетевом варианте (в т.ч. на базе образовательного учреждения).
|
|
Игровые компьютерные программы (по тематике курса
обществоведения)
|
|
|
|
Для домашнего использования
|
4.
|
Экранно-звуковые
пособия
|
|
Видеофильмы по обществоведению
|
|
|
Д
|
Могут быть в цифровом и компьютерном видах
|
|
Слайды (диапозитивы) по тематике курсов обществоведения.
|
|
|
|
|
Аудиозаписи и фонохрестоматии по обществоведению
|
|
|
|
5.
|
Технические
средства обучения (ТСО)
|
При отсутствии автоматизированного рабочего места учителя (АРМ)
|
|
Аудиторная
доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления карт и
таблиц
|
|
|
Д
|
|
|
Экспозиционный
экран
|
|
|
Д
|
|
|
Видеомагнитофон, (видеоплейер)
|
|
|
|
|
|
Телевизор
с универсальной подставкой
|
|
|
|
Телевизор не менее 72 см диагональ
|
|
Аудио-центр.
|
|
|
|
Аудио-центр с возможностью использования аудио-дисков CD R, CD RW, MP3, а также магнитных записей.
|
|
Мультимедийный
компьютер с графической операциональной системой, универсальными портами с приставками
для записи компакт-дисков, звуковыми входами и выходами, оснащенный
колонками, микрофоном и наушниками, с возможностью подключения к Internet.
|
|
|
П
|
Пакет прикладных программ (текстовых, табличных, графических,
презентационных.
|
|
Сканер
|
|
|
Д
|
|
|
Принтер лазерный
|
|
|
Д
|
|
|
Копировальный
аппарат
|
|
|
|
Копировальный аппарат может входить в материально-техническое
обеспечение образовательного учреждения.
|
|
Графопроектор
(Оверхед)
|
|
|
|
Может входить в материально-техническое обеспечение образовательного
учреждения.
|
|
Диапроектор
(Слайдпроектор)
|
|
|
|
|
|
Мультимедийный
проектор
|
|
|
Д
|
Может входить в материально-техническое обеспечение образовательного
учреждения.
|
|
Средства
телекоммуникации
|
|
|
Д
|
Средства телекоммуникации, включающие электронную почту, Интернет,
создаются в рамках материально-технического обеспечения всего образовательного
учреждения при наличии необходимых финансовых и технических условий
|
6.
|
Учебно-практическое оборудование
|
|
Ящики
для хранения таблиц
|
|
|
|
|
|
Укладки
для аудиовизуальных средств (слайдов, кассет и др.)
|
|
|
|
|
|
Штатив
для карт и таблиц
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.