Главная / Обществознание / Рабочая программа по обществознанию 10-11 классы

Рабочая программа по обществознанию 10-11 классы

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая (учебная) программа по обществознанию составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, Примерной программы основного общего образования на базовом уровне по обществознанию, ФБУПа (2004 г.) и авторской программы курса для 8-9 кл. и 10- 11 кл. общеобразовательных учреждений. М.:ООО«Русское слово -учебник»,2012 и программ курса: к учебникам А.И. Кравченко, Е.А. Певцовой «Обществознание» 10-11 классы.- М.: ООО «Русское слово- учебник»,2012. Автор – Агафонов С.В.

Рабочая программа рассчитана на 68 учебных часов в год (2 час в неделю) в каждом классе, вместо 70 часов в год. Содержание обучения, требования к подготовке учащихся по предмету в полном объеме соответствуют примерной программе по предмету. Тематическое планирование рассчитано на базовый уровень изучения обществознания в каждом классе по 68 часов(2 час в неделю), содержание тематического планирования и его структура соответствуют содержанию и структуре УМК .

Курс «Обществознание» для средней школы представляет собой один из рекомендованных Министерством образования Российской Федерации вариантов реализации новой структуры дисциплин социально - гуманитарного цикла. Этот курс интегрирует современные социологические, экономические, политические, правовые, этические, социально-психологические знания в целостную, педагогически обоснованную систему, рассчитанную на учащихся старшего подросткового возраста. Он содержит обусловленный рамками учебного времени минимум знаний о человеке и обществе, необходимых для понимания самого себя, других людей, процессов, происходящих в окружающем природном и социальном мире, для реализации гражданских прав и обязанностей.

Общая характеристика учебного предмета

Содержание среднего (полного) общего образования на базовом уровне по «Обществознанию» представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человек в обществе, познание, экономическая сфера, социальные отношения, политика, духовно-нравственная сфера, право. Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. Помимо знаний, в содержание курса входят: социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям; правовые нормы, регулирующие отношения людей во всех областях жизни общества; система гуманистических и демократических ценностей.

Содержание курса на базовом уровне обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения некоторых социальных объектов, рассмотренных ранее. Наряду с этим, вводятся ряд новых, более сложных вопросов, понимание которых необходимо современному человеку.

Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами истории, географии, литературы и др.

Цели курса. Изучение обществознания (включая экономику и право) в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к личному самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;

  • воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

  • освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или для самообразования;

  • овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе экономическую и правовую) информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;

  • формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.

Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 140 часов для обязательного изучения учебного предмета «Обществознание» на этапе среднего (полного) общего образования. В том числе: в X и XI классах по 70 часов, из расчета 2 учебных часа в неделю. Примерная программа рассчитана на 140 учебных часов.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Обществознание» на этапе среднего (полного) общего образования являются:

  • определение сущностных характеристик изучаемого объекта, сравнение, сопоставление, оценка и классификация объектов по указанным критериям;

  • объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах;

  • решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации;

  • применение полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;

  • умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного);

  • поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.). Отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);

  • выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

  • работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации;

  • самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;

  • участие в проектной деятельности, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если...»);

  • формулирование полученных результатов;

  • создание собственных произведений, идеальных моделей социальных объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий;

  • пользования мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;

  • владение основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).

Самостоятельные, лабораторные и практические работы, выполняемые учащимися

Не менее 40% учебного времени отводится на самостоятельную работу учащихся, позволяющую им приобрести опыт познавательной и практической деятельности. Минимальный набор выполняемых учащимися работ включает в себя:

  • работу с источниками социальной информации, с использованием современных средств коммуникации (включая ресурсы Интернета);

  • критическое осмысление актуальной социальной информации, поступающей из разных источников, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;

  • решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации;

  • анализ современных общественных явлений и событий;

  • освоение типичных социальных ролей через участие в обучающих играх и тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни, через самостоятельное формулирование правил и норм поведения (в школе, общественных местах и т.п.);

  • применение полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;

  • аргументированную защиту своей позиции, оппонирование иному мнению через участие в дискуссиях, диспутах, дебатах о современных социальных проблемах;

  • написание творческих работ по социальным дисциплинам.

Перечисленные познавательные и практические задания предполагают использование компьютерных технологий для обработки, передачи информации, презентации результатов познавательной и практической деятельности.

Программа призвана помочь осуществлению выпускниками осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

В результате изучения обществознания (включая экономику и право) на базовом уровне ученик должен

Знать/понимать

  • биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;

  • тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;

  • необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;

  • особенности социально-гуманитарного познания.

Уметь:

  • характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;

  • анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;

  • объяснять: причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);

  • раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;

  • осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов( правовых, научно-популярных, публицистических и др. ) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;

  • оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

  • формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;

  • подготовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;

  • применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;

  2. совершенствования собственной познавательной деятельности;

  3. критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации.

  4. решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;

  5. ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;

  6. предвидения возможных последствий определенных социальных действий;

  7. оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;

  8. реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;

  9. осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.

В рабочую программу внесены авторские замены и дополнения.

По темам и разделам составлены презентации, таблицы и приготовлен раздаточный материал: схемы, таблицы, обучающие тексты, тесты.

Критерии оценки знаний, умений и навыков по обществознанию

Отметка «5» ставится за ответ:

  • правильный и полный;

  • изложенный логично;

  • демонстрирующий глубокое понимание материала, устойчивые умения и навыки, в частности, умение анализировать причинно-следственные связи между явлениями, знание терминов, умение работать с таблицами, схемами;

  • содержащий точные выводы и обобщения;

  • изложенный эмоционально, ярким и образным языком.

Отметка «4» ставится за ответ:

в целом соответствующий критериям, предъявляемым к ответу на от метку «5»;

  • содержащий 1-2 неточности, которые обучающийся устраняет после замечания учителя;

  • изложенный недостаточно последовательно; «демонстрирующий недостаточное усвоение некоторых умений и навыков;

  • содержащий отдельные неточности в выводах и обобщениях.

Отметка «3» ставится за ответ:

  • демонстрирующий знания основных положений данной темы, но изложенный неполно, непоследовательно;

  • содержащий ошибки в определении понятий, знании хронологии, которые были исправлены после нескольких наводящих вопросов;

  • демонстрирующий недостаточное умение работать с картой, делать выводы и обобщения;

  • недостаточно аргументированный, изложенный недостаточно выразительным языком.

Отметка «2» ставится за ответ:

  • демонстрирующий незнание или непонимание значительной части материала темы или незнание существенных ее вопросов;

  • показывающий, что обучающийся не овладел обязательными умениями и навыками;

  • не содержащий выводов и обобщений;

  • не улучшающийся даже после наводящих вопросов учителя.


ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ (136 часов)

10 класс (68 часов)


Введение в курс обществознания 10—11 классов (1 час)

Введение


Человек как творец и творение культуры (18 часов)


РАЗДЕЛ I

Эволюционный базис человечества (8 часов)


Тема 1 Человек как результат биологической и социокультурной эволюции (2 часа)

Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Философские и научные представления о социальных качествах человека. Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Свобода как условие самореализации личности. Выбор в условиях альтернативы и ответственность за его последствия.

Основные понятия: инстинкт, культура, свобода, ответственность.

Материал учебника: § 1. Эволюционная цепочка человека, § 2. Культурные составляющие эволюции.


Темы 2—3 Мышление и деятельность (5 часов)

Мышление и деятельность. Творчество в деятельности. Мировоззрение, его место в духовном мире человека. Типы мировоззрения. Общественное и индивидуальное сознание. Формирование образа «я». Самосознание индивида и социальное поведение. Самооценка личности. Философия. Виды человеческих знаний. Познавательная деятельность человека. Чувственное и рациональное познание. Проблема познаваемости мира. Понятие истины, ее критерии. Самопознание, его формы. Научное познание, методы научных исследований. Наука. Основные особенности научного мышления. Естественные и социаль- но-гуманитарные науки. Особенности социального познания.

Основные понятия: идентификация, самосознание, общественное сознание, философия, познание, сознание, знание, истина, наука, научное знание, общественные науки, обществознание.

Материал учебника: § 3. Сознание и деятельность, § 4. Самосознание, § 5. Общественное сознание и философия, § 6. Знания и познание, § 7. Система социально-гуманитарного знания.


Обобщающий контроль (1 час)


РАЗДЕЛ II

Цивилизация и культура (10 часов)


Тема 4 Цивилизация и культура (4 часа)

Цивилизация, формация. Традиционное (аграрное) общество. Индустриальное общество. Постиндустриальное (информационное) общество. Многовариантность общественного развития. Понятие культуры. Культура материальная и духовная. Элитарная, народная, массовая культура. Многообразие и диалог культур как черта современного мира. Традиции и новаторство в культуре. Феномен «второй природы». Искусство.

Основные понятия: цивилизация, культура, культурное многообразие, культурный плюрализм, искусство, изобразительное искусство, художественная культура.

Материал учебника: § 8. Цивилизация, § 9. Сущность культуры, § 10. Искусство.


Тема 5 Образование (3 часа)

Общественная значимость и личностный смысл образования. Интеграция личности в систему национальной и мировой культуры. Знания, умения и навыки людей в условиях информационного общества.

Основные понятия: образование, обучение, школьное (общее) образование, высшее образование, дистанционное обучение, тьютор.

Материал учебника: §11. Общественная значимость образования, § 12. Образование в Российской Федерации, § 13. Знания и умения в информационную эпоху.


Тема 6 Религия (2 часа)

Религия. Свобода совести. Веротерпимость. Религиозные объединения и организации в Российской Федерации. Опасность сектантства.

Основные понятия: религия, конфессия, тотемизм, фетишизм, анимизм, мировые религии, религиозное объединение, традиционные верования, новые религии.

Материал учебника: § 14. Религии и конфессии, § 15. Конфессии в России.


Обобщающий контроль (1 час)


Общество как сложная динамическая система (10 часов)


РАЗДЕЛ III

Системное строение общества. Общественный прогресс (10 часов)


Тема 7 Системное строение общества (3 часа)

Представление об обществе как сложной системе: элементы и подсистемы. Понятие о социальных институтах, нормах, процессах. Основные институты общества.

Основные понятия: система, общество, общность, иерархия, социальный институт, социальная политика, социальная защита, социальное страхование, социальная помощь.

Материал учебника: § 16. Взгляд на общество в истории, § 17. Общество и его основные сферы, § 18. Общественные (социальные) институты и социальная защита.


Тема 8 Социальные нормы и социальный контроль (1 час)

Виды социальных норм. Социальный контроль и самоконтроль.

Основные понятия: социальный контроль, нормы социального контроля, санкции социального контроля, самоконтроль.

Материал учебника: § 19. Социальный контроль.


Тема 9 Социальный прогресс (1 час)

Эволюция и революция как формы социального изменения. Понятие общественного прогресса, его противоречивость.

Основные понятия: прогресс, регресс, реформа, эволюция, революция.

Материал учебника: § 20. Социальный прогресс.


Тема 10 Современный мир: особенности и проблемы (2 часа)

Особенности современного мира. Процессы глобализации. Антиглобализм. Компьютерная революция. Социальные и гуманитарные аспекты глобальных проблем. Общество и природа. Противоречивость воздействия людей на природную среду. Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI века. Современные военные конфликты. Терроризм как важнейшая угроза современной цивилизации.

Основные понятия: глобализация, глобальное общество, терроризм.

Материал учебника: § 21—22. Глобализация.


Повторение и обобщение (2 часа)


Обобщающий контроль (1 час)


Социальные отношения (14 часов)


РАЗДЕЛ IV

Социальные группы в прошлом и сегодня (7 часов)


Тема 11 Социальные группы (1 час)

Социальные группы, их типы.

Основные понятия: социальная группа, групповые нормы.

Материал учебника: § 23. Социальные группы.


Тема 12 Этносы (2 часа)

Этнические общности. Национальное самосознание. Нации. Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения. Конституционные принципы национальной политики в Российской Федерации.

Основные понятия: этнос, клан, племя, диаспора, титульный этнос, народность, нация, этноцентризм, ксенофобия, шовинизм, расовая дискриминация, культурный плюрализм.

Материал учебника: § 24—25. Этнос и этнические отношения.

Тема 13 Семья и брак (2 часа)

Семья как социальный институт. Семья и брак. Тенденции развития семьи в современном мире. Проблема неполных семей.

Основные понятия: семья, брак, нуклеарная семья, многопоколенная семья, неполная семья.

Материал учебника: § 26. Семья и брак.


Тема 14 Современная демографическая ситуация в Российской Федерации (1 час)

Современная демографическая ситуация в Российской Федерации.

Основные понятия: демография, популяция, депопуляция.

Материал учебника: § 27. Современная демографическая ситуация в России.


Обобщающий контроль (1 час)


РАЗДЕЛ V

Социализация (7 часов)


Тема 15 Социализация (6 часов)

Социализация индивида. Социальные роли в юношеском возрасте. Молодежь как социальная группа, особенности молодежной субкультуры.

Основные понятия: статус, социальное положение, статусный набор, социальный статус, личный статус, приписываемый статус, достигаемый статус, статусная роль, социализация, агенты социализации, альтруизм, ролевое бесправие, акселерация, молодежь, субкультура, контркультура.

Материал учебника: § 28. Социальный статус и социальная роль, § 29. Сущность социализации, § 30—31. Юность как этап социализации, § 32—33. Молодежь и молодежная субкультура.

Обобщающий контроль (1 час)


Человек в системе общественных отношений (14 часов)


РАЗДЕЛ VI

Социальная стратификация и мобильность (2 часа)


Тема 16 Социальная структура и социальные отношения (2 часа)

Социальная структура и социальные отношения. Социальная стратификация, неравенство. Социальная мобильность, виды социальной мобильности в современном обществе. Каналы социальной мобильности.

Основные понятия: социальная стратификация, доход, престиж, класс, рабство, каста, сословие, чин, титул, социальная

мобильность, вертикальная мобильность, горизонтальная мобильность, каналы вертикальной мобильности, миграция.

Материал учебника: § 34. Социальная стратификация, § 35. Стратификация и мобильность.


РАЗДЕЛ VII

Общественные отношения и социальное поведение (5 часов)


Тема 17 Социальные взаимодействия (4 часа)

Социальные взаимодействия и общественные отношения. Социальный конфликт. Виды социальных конфликтов, их причины. Пути и средства их разрешения. Человек в системе экономических отношений. Свобода экономической деятельности. Предпринимательство. Рациональное экономическое поведение собственника, работника, потребителя, семьянина, гражданина. Человек в политической жизни. Политический статус личности. Политическая психология и политическое поведение. Политическое участие. Абсентеизм, его причины и опасность. Политическое лидерство. Типология лидерства. Лидеры и ведомые. Свобода и ответственность. Отклоняющееся поведение, его типы. Наркомания, преступность, их социальная опасность.

Основные понятия: общественные отношения, социальное взаимодействие, кооперация, конкуренция, конфликт, демонстрация, массовая истерия, слухи, паника, погром, бунт, социальная напряженность, социальное действие, рациональное поведение, отклоняющееся (девиантное) поведение, девиант, деликвентное поведение, криминальное поведение, группа риска.

Материал учебника: § 36. Общественные отношения и социальные взаимодействия, § 37. Конфликт и протестное движение, § 38. Социальное поведение, § 39. Девиантное поведение.


Обобщающий контроль (1 час)


РАЗДЕЛ VIII

Личность и ее духовная сфера (5 часов)


Тема 18 Личность и ее духовная сфера (4 часа)

Формирование характера. Потребности, способности и интересы. Мораль. Духовная жизнь человека. Ценности и нормы. Мотивы и предпочтения. Самооценка личности. Гражданские качества личности.

Основные понятия: личность, психика, темперамент, потребность, мотив, интерес, духовная культура, ценности, мораль, право, материалист, идеалист, идеал.

Материал учебника: § 40—41. Личность, § 42. Духовная жизнь человека , § 43—44. Ценности и идеалы личности.


Обобщающий контроль (1 час)

Резерв (8 часов)


11 класс (68 часов)


РАЗДЕЛ I

Экономика (16 часов)


Тема 1 Что такое экономика (1 час)

Экономика и экономическая наука.

Основные понятия: экономика, макроэкономика, микроэкономика, экономические законы.

Материал учебника: §1. Что изучает экономика.


Тема 2 Факторы производства (1 час)

Факторы производства и факторные доходы.

Основные понятия: ресурсы, факторы производства, труд, земля, капитал, управление (менеджмент), информация, факторные доходы, рантье, производство, отрасль, предприятие, маркетинг.

Материал учебника: § 2. Факторы производства.


Тема 3 Современный рынок (3 часа)

Спрос и предложение. Рыночные структуры. Рынки сырья и материалов, товаров и услуг, капиталов, труда, их специфика. Рыночные отношения в современной экономике.

Совершенная и несовершенная конкуренция. Политика защиты конкуренции и антимонопольное законодательство. Естественные монополии, их роль и значение в экономике России. Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль. Постоянные и переменные издержки. Основные источники финансирования бизнеса. Фондовый рынок, его инструменты. Акции, облигации и другие ценные бумаги. Финансовый рынок. Особенности развития фондового рынка в России.

Основные понятия: рыночная экономика, товар, услуги, потребитель, деньги, спрос, предложение, цена, себестоимость, рынок, рыночная инфраструктура, конкуренция, совершенная конкуренция, олигополия, монополия, ипотечный кредит, ценные бумаги, фондовый рынок, акция, облигация.

Материал учебника: § 3. Спрос и предложение. Рынок, § 4. Конкуренция и ее виды, § 5. Издержки производства и прибыль. Финансирование бизнеса.


Тема 4 Измерители экономического развития (3 часа)

Экономическая деятельность и ее измерители. Понятие ВВП. Экономический рост и развитие. Экономические циклы. Общественные блага. Банковская система. Роль ЦБ в банковской системе России. Финансовые институты. Виды, причины и последствия инфляции.

Основные понятия: добавленная стоимость, валовый внутренний продукт, экономический рост, экономическое развитие, экономические циклы, рецессия, депрессия, общественные блага, социальное государство, социальные программы, инфляция, дефляция, эмиссия, банк.

Материал учебника: § 6. Экономический рост и развитие, § 7. Общественные блага и социальное государство, § 8. Инфляция. Банки.


Тема 5 Государство и экономика (2 часа)

Роль государства в экономике. Внешние эффекты. Налоговая система в РФ. Виды налогов. Функции налогов. Налоги, уплачиваемые предприятиями. Основы денежной и бюджетной политики государства. Кредитно-финансовая политика. Государственный бюджет. Государственный долг.

Основные понятия: внешние эффекты экономической деятельности, налог, акциз, государственный бюджет, государственный долг, внутренний долг, внешний долг.

Материал учебника: § 9. Экономические функции государства. Налоговая система, § 10. Государственный бюджет и государственный долг.


Тема 6 Труд (1 час)

Рынок труда. Безработица и государственная политика в области занятости в России.

Основные понятия: рынок труда, занятость, безработица, биржа труда, служба занятости населения.

Материал учебника: §11. Рынок труда, занятость, безработица.


Тема 7 Особенности современной экономики России (1 час)

Особенности современной экономики России. Экономическая политика Российской Федерации.

Основные понятия: переходная экономика, золотовалютные резервы, Стабилизационный фонд.

Материал учебника: § 12. Особенности современной экономики России.


Тема 8 Мировая экономика и международная торговля (1 час)

Мировая экономика. Государственная политика в области международной торговли. Глобальные экономические проблемы.

Основные понятия: мировая экономика, вывоз капитала, мировое хозяйство, международная торговля, экспорт, импорт, протекционизм.

Материал учебника: § 13. Мировая экономика и международная торговля.


Повторение и обобщение (2 часа)

Обобщающий контроль (1 час)

РАЗДЕЛ II

Политика (14 часов)


Тема 9 Власть и государство (6 часов)

Понятие власти. Типология властных отношений. Политическая власть. Государство как главный институт политической власти. Функции государства. Политика как общественное явление. Политическая система, ее структура и сущность. Политическая деятельность. Политические цели и средства их достижения. Опасность политического экстремизма. Политический режим. Типология политических режимов. Демократия, ее основные ценности и признаки. Гражданское общество и государство. Проблемы формирования правового государства и гражданского общества в Российской Федерации.

Основные понятия: политический институт, конституция, политическая система общества, власть, политическая власть, государственная власть, гражданское общество, правовое государство, государство, унитарное государство, федерация, конфедерация, политический режим, форма правления, абсолютизм, тирания, диктатура, тоталитаризм, демократия, прямая демократия, представительная демократия.

Материал учебника: § 14. Политическая система общества, § 15. Политическая власть, § 16. Гражданское общество и правовое государство, § 17. Государство, § 18. Политические режимы, § 19. Демократия.


Тема 10 Современный политический процесс (7 часов)

Политическая элита, особенности ее формирования в современной России. Политическая идеология. Основные идейно- политические течения современности. Гражданские инициативы. Многопартийность. Политические партии и движения, их классификация. Роль партий и движений в современной России. Законодательное регулирование деятельности партий в Российской Федерации. Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Роль средств массовой информации в политической жизни общества. Влияние СМИ на позиции избирателя во время предвыборных кампаний. Характер информации, распространяемой по каналам СМИ. Политический процесс. Особенности политического процесса в России. Избирательная кампания в Российской Федерации. Законодательство Российской Федерации о выборах.

Основные понятия: политическая партия, политическая программа, политическая идеология, коммунизм, утопический социализм, социал-демократия, либерализм, консерватизм, фашизм, общественные движения, выборы, электорат, избирательная процедура, избирательная кампания, избирательная система, мажоритарная избирательная система, пропорциональная избирательная система, активное избирательное право, пассивное избирательное право, ценз, референдум, средства массовой информации, избирательные технологии, пропаганда, элита, политическая элита, контрэлита, политический процесс, политическое действие.

Материал учебника: § 20—21. Политические партии и движения, § 22. Выборы: система и люди, § 23. Избирательные системы, § 24. «Четвертая власть», § 25. Политическая элита, § 26. Политический процесс. Особенности политического процесса в России.


Обобщающий контроль (1 час)


РАЗДЕЛ III

Правовое регулирование общественных отношений (20 часов)


Тема 11 Право в системе социальных норм. Система российского права (2 часа)

Право в системе социальных норм. Система российского права. Законотворческий процесс в Российской Федерации.

Основные понятия: обычаи, религиозные нормы, моральные нормы, норма права, институт права, отрасль права, частное право. Публичное право, нормативный правовой акт, закон, правотворчество, парламентские слушания.

Материал учебника: § 27. Право в системе социальных норм. Система российского права, § 28. Законотворческий процесс в Российской Федерации.


Тема 12 Гражданство в Российской Федерации (3 часа)

Гражданство в Российской Федерации. Основания приобретения гражданства. Права и обязанности, принадлежащие только гражданину. Воинская обязанность. Призыв на военную службу. Военная служба по контракту. Альтернативная гражданская служба. Права и обязанности налогоплательщиков. Юридическая ответственность за налоговые правонарушения. Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты. Экологические правонарушения. Природоохранные и природоресурсные нормы.

Основные понятия: гражданство, российское гражданство, гражданин, иностранец, лицо без гражданства, двойное гражданство, правовой статус, компетенция, альтернативная гражданская служба, экологическое право, природоохранные нормы, природоресурсные нормы, экологические правонарушения.

Материал учебника: § 29. Гражданство в Российской Федерации, § 30. Права и обязанности граждан России, § 31. Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты.


Тема 13 Правовое регулирование отношений в области образования (1 час)

Законодательство РФ об образовании. Правила приема в образовательные учреждения профессионального образования. Порядок оказания платных образовательных услуг.

Основные понятия: образование, государственные образовательные стандарты.

Материал учебника: § 32. Правовое регулирование отношений в области образования.


Тема 14 Правовое регулирование гражданских правоотношений (4 часа)

Субъекты гражданского права. Понятия юридического и физического лица. Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности.

Имущественные права. Право собственности. Основания приобретения права собственности. Право на интеллектуальную собственность. Наследование. Неимущественные права: честь, достоинство, имя. Способы защиты имущественных и неимущественных прав.

Основные понятия: гражданское право, договор, вещь. Информация, коммерческая тайна, государственная тайна, физическое лицо, гражданская правоспособность, гражданская дееспособность, юридическое лицо, предпринимательская деятельность, предприниматель, полное товарищество, товарищество на вере (коммандитное), общество с ограниченной ответственностью. Акционерное общество, кооператив, унитарное предприятие, право собственности, интеллектуальная собственность, патент.

Материал учебника: § 33. Правовое регулирование гражданских правоотношений, § 34. Организационно-правовые нормы предпринимательской деятельности, § 35. Право собственности и его виды, § 36. Наследственное право.

Тема 15 Брачно-семейные правовые отношения (1час)

Порядок и условия заключения и расторжения брака. Правовое регулирование отношений супругов. Права и обязанности родителей и детей.

Основные понятия: брак, семья, брачный договор.

Материал учебника: § 37. Правовое регулирование отношений супругов.


Тема 16 Правовое регулирование трудовой деятельности (2 часа)

Трудовое законодательство РФ. Занятость и трудоустройство. Порядок приема на работу, заключения и расторжения трудового договора.

Основные понятия: трудовое право, трудовые правоотношения, коллективный договор, работник, работодатель, правила внутреннего трудового распорядка.

Материал учебника: § 38—39. Правовое регулирование трудовой деятельности. Трудоустройство и занятость. Порядок взаимоотношений работников и работодателей.


Тема 17 Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения (1 час)

Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения. Основные нормы социального страхования и пенсионная система.

Основные понятия: социальное страхование, пенсия, страховой стаж, материнский (семейный) капитал.

Материал учебника: § 40. Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения.


Тема 18 Споры, порядок их рассмотрения (1 час)

Споры, порядок их рассмотрения. Конституционное судопроизводство. Основные правила и принципы гражданского процесса.

Основные понятия: правосудие, юрисдикция, инстанция, исковое заявление, истец, ответчик, доказательства.

Материал учебника: § 41. Споры, порядок их рассмотрения.


Тема 19 Особенности административной юрисдикции (1 час)

Особенности административной юрисдикции.

Основные понятия: административная ответственность.

Материал учебника: § 42. Особенности административного права.


Тема 20 Уголовный процесс (1 час)

Особенности уголовного процесса. Виды уголовных наказаний и порядок их назначения.

Основные понятия: уголовный процесс, ювенальная юстиция, заявление о преступлении, явка с повинной, понятой, потерпевший, обвиняемый, свидетель, уголовное наказание, конфискация имущества.

Материал учебника: § 43. Уголовный процесс.


Тема 21 Международное право (2 часа)

Понятие и система международного права. Взаимоотношения международного и национального права. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени.

Основные понятия: международное право, ратификация, международная организация, неправительственная международная организация, дискриминация. Международное гуманитарное право.

Материал учебника: § 44. Международное право и международные организации, § 45. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени.


Обобщающий контроль (1 час)

Повторение и обобщение (12 часов)

Резерв учебного времени (7 часов)



Преподавание осуществляется с использованием следующего УМК:

Кравченко А.И. Обществознание: Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений.- М.: ООО «Русское слово- учебник» ,2013.

Кравченко А.И., Певцова Е.А. Обществознание: Учебник для 11 класса.- М.: ООО «ТИД «Русское слово- РС» ,2011.

Программы курса обществознания для 8-9 и 10-11 классов общеобразовательных учреждений.- М.: ООО «Русское слово- учебник»,2012. Автор – Кравченко А.И.

Шевченко Н.И.. Методическое пособие к учебнику «Обществознание» А.И. Кравченко. 10 класс. –М: ООО «Русское слово- учебник» ,2012.

Шевченко Н.И.. Методическое пособие к учебнику «Обществознание» А.И. Кравченко. 11 класс. –М: ООО «Русское слово- учебник» ,2012.

Кравченко А.И. Задачник по обществознанию. 10-11 класс. М.: ООО «ТИД «Русское слово- РС» ,2003.

Кравченко А.И. Тесты по обществознанию 10-11 класс. М.: ООО «ТИД «Русское слово- РС» ,2003.

Агафонов С.В. Схемы по обществознанию 10-11 класс. М.: ООО «ТИД «Русское слово- РС» ,2007.



Рабочая программа по обществознанию 10-11 классы
  • Обществознание
Описание:

        Рабочая (учебная) программа по обществознанию  составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного  общего образования, Примерной программы основного общего образования на базовом уровне по обществознанию, ФБУПа (2004 г.) и авторской программы  курса для 8-9 кл. и 10- 11 кл. общеобразовательных учреждений. М.:ООО«Русское слово -учебник»,2012  ипрограмм курса: к учебникам А.И. Кравченко, Е.А. Певцовой «Обществознание» 10-11 классы.- М.: ООО «Русское слово- учебник»,2012. Автор – Агафонов С.В.

 

Рабочая программа рассчитана на 68 учебных часов в год (2 час в неделю) в каждом классе, вместо 70 часов в год.    Содержание обучения, требования к подготовке учащихся по предмету в полном объеме соответствуют  примерной программе по предмету.  Тематическое планирование рассчитано на базовый уровень изучения обществознания в каждом классе по 68 часов(2 час в неделю),  содержание тематического планирования и его структура соответствуют содержанию и структуре УМК .

Автор Половянюк Елена Васильевна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел Обществознание
Подраздел
Просмотров 3502
Номер материала 36504
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓