Главная / Обществознание / Рабочая программа по обществознанию 10-11 классы

Рабочая программа по обществознанию 10-11 классы

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по обществознанию (включая экономику и право) составлена на основе:


  • авторской программы Л.Н. Боголюбова, Н.И.Городецкой, Л.Ф.Ивановой, А.И.Матвеева «Обществознание 10 - 11 классы», опубликованной в сборнике «Программы общеобразовательных учреждений. Обществознание 6-11 классы». - М.: Просвещение, 2009г.

Рабочая программа соответствует нормативным документам:

  • Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта основного общего образования;

  • Образовательной программе среднего (полного) общего образования МОУ «Нижнепенсккая средняя общеобразовательная школа»

  • Учебному календарному графику и учебному плану основного общего образования МОУ «Нижнепенская средняя общеобразовательная школа»,

  • Приказу Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 года №253 "Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

  • Требованиям к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования (утверждены приказом Минобразования России от 05.03.2004 № 1089);

  • Гигиеническим требованиям к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях СанПиН 2.4.2.2821-10 от 29 декабря 2010 года № 189.

Содержание среднего (полного) общего образования на базовом уровне по обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человек в обществе, познание, экономическая сфера, социальные отношения, политика, духовно-нравственная сфера, право. Знания об этих социальных объектах дают социология, экономическая теория, политология, социальная психология, правоведение, философия. Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. Помимо знаний, в содержание курса входят социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям; правовые нормы, регулирующие отношения людей во всех областях жизни общества; система гуманистических и демократических ценностей.

Содержание курса на базовом уровне обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения некоторых социальных объектов, рассмотренных ранее. Наряду с этим вводится ряд новых, более сложных вопросов, понимание которых необходимо современному человеку.

Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами истории, географии, литературы и др. Изучение обществознания (включая экономику и право) в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к личному самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;

воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или для самообразования;

овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе экономическую и правовую) информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;

формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений, гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; для содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.

Место предмета в учебном плане


Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 140 часов для обязательного изучения учебного предмета «Обществознание» на уровне основного общего образования. В том числе: в X классе 70 часов, из расчета 2 учебный часа в неделю и в

X I классе 70 часов, из расчета 2 учебных часа в неделю


Учебный план школы рассчитан в 10 классе на 35 учебных недель, в 11 классе – на 34 учебные недели.

Рабочая программа рассчитана на 138 часов: 10 класс – 70 часов, 11 класс – 68 часов.



класс

Количество часов по программе

В том числе

контрольные работы

Самостоятельные работы

тесты

10

70

3


9

11

68

4


7

Итого

138

7


16


Учебно-методические комплекты используемые для достижения поставленных целей

класс

Название учебника

Автор

Издательство

Год издания

10

Обществознание

Л.Н.Боголюбов, Ю.И. Аверьянов, Н.И.Городецкая и др.

М. «Просвещение»

2009

11

Обществознание

Л.Н.Боголюбов, Н.И.Городецкая, А.И.Матвеев и др.

М. «Просвещение»

2007

Формы и методы, технологии обучения: учебный процесс строится на диалогической форме общения, учебная деятельность организуется в форме лекций, практикумов, бесед, дискуссий, сюжетно-ролевых игр, уроков-презентаций творческих работ, лабораторных работ.


Система оценивания: наряду с традиционным устным и письменным опросом, тестированием, проверкой качества выполнения практических заданий, заполнением таблиц, схем, итоговых контрольных работ, могут быть использованы методы социологического исследования: анкетирование, самооценка и т.д.


Формы контроля:

  • тестирование;

  • моделирование жизненных ситуаций;

  • задания на выявление различных жизненных ситуаций.





В авторскую программу внесены изменения.

10 класс

Авторская программа рассчитана на 70 часов, из которых 4 часа – резерв учебного времени, которые распределены следующим образом:

  • 2 часа – на проведение тематических контрольных работ и

1 час – на проведение итоговой контрольной работы. В авторской программе не выделяется время для проведения контроля. В рабочей программе предусмотрен контроль в виде тестов и контрольных работ. Для проведения тестовых работ контрольного характера отдельных часов не выделяется, так как они рассчитаны на часть урока. Проведение уроков в форме контрольных работ позволит оценить знания учащихся и эффективность используемых учителем методов преподавания.

  • увеличено количество часов на изучение тем курса:

  • «Право» - на 1 час, поскольку изучение правовых знаний, является

основой формирования правовой культуры учащихся.




11 класс

Авторская программа рассчитана на 70 часов, из которых 6 часов – резерв учебного времени, а школьная программа рассчитана на 68 часов, поэтому оставшиеся 4 резервных часа распределены следующим образом:

  • 3 часа отводится на проведение тематических контрольных работ и

1 час отводится на проведение итоговой контрольной работы,

которые позволят оценить степень усвоения изученного материала.











II. Требования к уровню подготовки выпускников.

В результате изучения обществознания (включая экономику и право) на базовом уровне ученик должен:

знать/понимать

  • биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;

  • тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;

  • необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;

  • особенности социально-гуманитарного познания;



уметь

  • характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;

  • анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;

  • объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);

  • раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;

  • осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов( правовых, научно-популярных, публицистических и др. ) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;

  • оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

  • формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;

  • подготавливать устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;

  • применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;

  • совершенствования собственной познавательной деятельности;

  • критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;

  • решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;

  • ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;

  • предвидения возможных последствий определенных социальных действий.

  • оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;

  • реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;

  • осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.



III. Учебно-тематический план

п/п

Наименование разделов, тем

Коли –

чество часов по программе

В том числе

Контроль -ные работы

Самостоя -тельные работы

тесты

10 класс


Раздел 1. Общество и человек



1

Общество

4



1

2

Человек

12



1


Контрольная работа по теме «Общество и человек»


1

1




Раздел 2. Основные сферы общественной жизни





3

Духовная культура

8



1

4

Экономическая сфера

4




5

Социальная сфера

14



2


Контрольная работа по теме «Социальная сфера»

1

1



6

Политическая сфера

12



1


Раздел 3. Право





7

Право

11



3

8

Заключительные уроки

2





Итоговая контрольная работа

1

1




Итого:

70 ч.

3


7

11 класс




9

Раздел 1. Экономика

29

1


3

10

Раздел2. Проблемы социально - политического развития общества

15

1


1

11

Раздел3. Правовое регулирование общественных отношений

21

1


3

12

Заключительные уроки

2





Итоговая контрольная работа

1

1




Итого:

68 ч.

4


7








Содержание программы учебного предмета

10 класс (70 ч)

РАЗДЕЛ 1. ОБЩЕСТВО И ЧЕЛОВЕК (17 ч)

Т е м а 1. Общество (4 ч)

Общество как совместная жизнедеятельность людей. Общество и природа. Общество и культура. Науки об обществе.

Структура общества. Общество как сложная динамичная система. Взаимосвязь экономической, социальной, политической и духовной сфер жизни общества. Социальные институты.

Т е м а 2. Человек (12 ч)

Природа человека. Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции. Цель и смысл жизни человека. Науки о человеке.

Человек как духовное существо. Духовная жизнь человека.

Мировоззрение. Ценностные ориентиры личности. Патриотизм и гражданственность.

Деятельность как способ существования людей. Деятельность и ее мотивация. Многообразие деятельности. Сознание и деятельность.

Человек в системе социальных связей. Личность, факторы, влияющие на ее формирование. Самосознание и самореализация. Социальное поведение. Единство свободы и ответственности личности.

Познание и знание. Познание мира: чувственное и рациональное, истинное и ложное. Истина и ее критерии. Многообразие форм человеческого знания. Социальное и гуманитарное знание.

Контрольная работа №1 по теме «Человек и общество»(1ч.)



РАЗДЕЛ 11. ОСНОВНЫЕ СФЕРЫ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ (39 ч)

Т е м а 3. Духовная культура (8 ч)

Духовная жизнь общества. Культура и духовная жизнь. Формы и разновидности культуры: народная, массовая и элитарная. Диалог культур. Средства массовой информации.

Наука и образование. Наука, ее роль в современном мире.

Этика ученого. Непрерывное образование и самообразование.

Мораль и религия. Мораль, ее категории. Религия, ее роль в жизни общества. Нравственная культура.

Искусство и духовная жизнь. Искусство, его формы, основные направления. Эстетическая культура. Тенденции духовной жизни современной России.

Т е м а 4. Экономическая сфера (4 ч)

Роль экономики в жизни общества. Экономика как подсистема общества. Экономика как основа жизнеобеспечения общества. Экономика и социальная структура. Взаимовлияние экономики и политики.

Экономическая культура. Экономический интерес, экономическое поведение. Свобода экономической деятельности и социальная ответственность хозяйствующего субъекта. Культура производства и потребления.

Т е м а 5. Социальная сфера (14 ч)

Социальная структура. Многообразие социальных групп. Неравенство и социальная стратификация. Социальные интересы. Социальная мобильность.

Социальные взаимодействия. Социальные отношения и взаимодействия .. Социальный конфликт. Социальные аспекты труда. Культура труда.

Социальные нормы и отклоняющееся поведение. Многообразие социальных норм. Девиантное поведение, его причины и профилактика. Социальный контроль и самоконтроль.

Национальные отношения. Этнические общности. Межнациональное сотрудничество и межнациональные конфликты. Национальная политика. Культура межнациональных отношений.

Семья и быт. Семья как социальный институт. Семья в современном обществе. Бытовые отношения. Культура топоса.

Молодежь в современном обществе. Молодежь как социальная группа. Развитие социальных ролей в юношеском возрасте. Молодежная субкультура.

Контрольная работа №2 по теме «Социальная сфера»(1ч.)


Т е м а 6. Политическая сфера (12 ч)

Политика и власть. Политика и общество. Политические институты и отношения. Власть, ее происхождение и виды.

Политическая система. Структура и функции политической системы. Государство в политической системе. Политические режимы. Политическая жизнь современной России.

Гражданское общество и правовое государство. Основные черты гражданского общества. Правовое государство, его признаки. Средства массовой коммуникации, их роль в политической жизни общества.

Демократические выборы и политические партии. Избирательные системы. Многопартийность. Политическая идеология.

Участие граждан в политической жизни. Политический процесс. Политическое участие. Политическая культура.

РАЗДЕЛ 111. ПРАВО (11 ч)

Т е м а 7. Право как особая система норм (11 ч)

Право в системе социальных норм. Система права: основные отрасли, институты, отношения. Публичное и частное право.

Источники права. Правовые акты. Конституция в иерархии нормативных актов.

Правоотношения и правонарушения. Виды юридической ответственности. Система судебной защиты прав человека. Развитие права в современной России.

Современное российское законодательство. Основы государственного, административного, гражданского, трудового, семейного и уголовного права. Правовая защита природы.

Предпосылки правомерного поведения.

Правосознание. Правовая культура.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ УРОКИ (2 ч)

Общество в развитии.

Многовариантность общественного развития. Прогресс и регресс. Современный мир и его противоречия.

Итоговая контрольная работа в форме ЕГЭ (1ч.)


11 класс (70 ч)

РАЗДЕЛ I. ЭКОНОМИКА (28 ч)

Экономика и экономическая наука. Что изучает экономическая наука. Экономическая деятельность. Измерители экономической деятельности. Понятие ВВП.

Экономический рост и развитие. Факторы экономического роста. Экономические циклы.

Рынок и рыночные структуры. Конкуренция и монополия.

Спрос и предложение. Факторы спроса и предложения. Фондовый рынок. Акции, облигации и другие ценные бумаги.

Роль фирм в экономике. Факторы производства и факторные доходы. Постоянные и переменные издержки. Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль. Налоги, уплачиваемые предприятиями.

Бизнес в экономике. Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности.

Вокруг бизнеса. Источники финансирования бизнеса. Основные принципы менеджмента. Основы маркетинга.

Роль государства в экономике. Общественные блага. Внешние эффекты. Госбюджет. Государственный долг. Основы денежной и бюджетной политики. Защита конкуренции и антимонопольное законодательство.

Банковская система. Роль центрального банка. Основные операции коммерческих банков. Финансовые институты. Виды, причины и последствия инфляции.

Рынок труда. Безработица. Причины и экономические последствия безработицы. Государственная политика в области занятости.

Мировая экономика. Государственная политика в области международной торговли. Глобальные проблемы экономики.

Экономика потребителя. Сбережения, страхование. Защита прав потребителя. Экономика производителя. Рациональное экономическое поведение потребителя и производителя.

Предэкзаменационная подготовка. Решение контрольно – измерительных материалов. (1ч.)



РАЗДЕЛ I I. ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА (14 ч)

Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Выбор в условиях альтернативы и ответственность за его последствия.

Демографическая ситуация в РФ. Проблема неполных семей. Религиозные объединения и организации в РФ. Опасность тоталитарных сект.

Общественное и индивидуальное сознание. Социализация индивида.

Политическое сознание. Политическая идеология. Политическая психология. Политическое поведение. Многообразие форм политического поведения. Современный терроризм, его опасность. Роль СМИ в политической жизни.

Политическая элита. Особенности ее· формирования в современной России.

Политическое лидерство. Типология лидерства. Лидеры и ведомые.


Предэкзаменационная подготовка. Решение контрольно – измерительных материалов. (1ч.)

РАЗДЕЛ I I I. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЯ (20 ч)

Гуманистическая роль естественного права. Тоталитарное правопонимание. Развитие норм естественного права. Естественное право как юридическая реальность. Законотворческий процесс в Российской Федерации.

Гражданин, его права и обязанности. Гражданство в РФ. Воинская обязанность. Альтернативная гражданская служба. Права и обязанности налогоплательщика.

Экологическое право. Право граждан на благоприятную окружающую среду. Способы защиты экологических прав. Экологические правонарушения.

Гражданское право. Субъекты гражданского права. Имущественные права. Право на интеллектуальную собственность. Наследование. Неимущественные права: честь, достоинство, имя. Способы защиты имущественных и неимущественных прав.

Семейное право. Порядок и условия заключения брака. Порядок и условия расторжения брака. Правовое регулирование отношений супругов.

Занятость и трудоустройство. Порядок приема на работу, заключение и расторжение трудового договора. Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения. Правила приема в образовательные учреждения профессионального образования. Порядок оказания платных образовательных услуг.

Процессуальное право. Споры, порядок их рассмотрения.

Особенности административной юрисдикции. Гражданский процесс: основные правила и принципы. Особенности уголовного процесса. Суд присяжных. Конституционное судопроизводство.

Международная защита прав человека. Международная система защиты прав человека в условиях мирного времени. Международная защита прав человека в условиях военного времени. Международное гуманитарное право.

Предэкзаменационная подготовка. Решение контрольно – измерительных материалов. (1ч.)

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ УРОКИ (2 ч)

Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI века.

Особенности современного мира. Компьютерная революция. Знания, умения и навыки в информационном обществе. Социальные и гуманистические аспекты глобальных проблем. Терроризм как важнейшая угроза современной цивилизации.

Итоговая контрольная работа. (1ч.)




V. Формы и средства контроля

Система оценивания: наряду с традиционным устным и письменным опросом, тестированием, проверкой качества выполнения практических заданий, заполнением таблиц, схем, итоговых контрольных работ, используются методы социологического исследования: анкетирование, самооценка и т.д.

Формы контроля:

  • самостоятельные работы;

  • тестирование;

  • моделирование жизненных ситуаций;

  • задания на выявление различных жизненных ситуаций.

Материалы для оценки освоения школьниками содержания учебного материала по обществознанию (включая экономику и право) представлены в виде контрольных работ, тестов.

класс

Темы контрольных работ

Выходные данные

приложения

10

Общество и человек

Печатный материал

Приложение 1

10

Социальная сфера

Печатный материал

Приложение 2

10

Политическая сфера

Печатный материал

Приложение 3

10

Итоговая контрольная работа

Печатный материал

Приложение 4

11

Экономика

Печатный материал

Приложение 5

11

Проблемы социально – политического развития

Печатный материал

Приложение 6

11

Правовое регулирование общественных отношений

Печатный материал

Приложение 7

11

Итоговая контрольная работа

Печатный материал

Приложение 8


Тестовые задания

п/п

Темы тестов

Выходные данные

приложения

10 класс

Общество

Печатный материал

Приложение 9

Сущность человеческой деятельности

Печатный материал

Приложение 10

Духовная сфера

Печатный материал

Приложение 11

Экономика

Печатный материал

Приложение 12

Социальная структура общества

Печатный материал

Приложение 13

Семья как социальный институт

Печатный материал

Приложение 14

Политические режимы

Печатный материал

Приложение 15

Право

Печатный материал

Приложение 16

Гражданское право

Печатный материал

Приложение 17

Правовая сфера

Печатный материал

Приложение 18

11 класс

Экономика

Печатный материал

Приложение 19

Роль государства в экономике

Печатный материал

Приложение 20

Человек в условиях рыночной экономики

Печатный материал

Приложение 21

Политические идеологии

Печатный материал

Приложение 22

Гражданское право

Печатный материал

Приложение 23

Семейное право

Печатный материал

Приложение 24

Уголовное право

Печатный материал

Приложение 25


Критерии оценивания письменных работ контрольного характера:

Оценка «5» ставится в том случае, если старшеклассник выполнил не менее 80 % работы,

Оценка «4» – правильно выполнено от 70 % до 80 % работы.

Оценка «3» – правильно выполнено от 50 % до 70 %.

Оценка «2» – ученик справился менее чем с половиной предложенных заданий, набрал меньше половины от максимального количества баллов

Критерии оценивания устного ответа:

Критерии

5 (отл.)

4 (хор.)

3 (удовл.)

2 (неудовл.)

1. Организация ответа (введение, основная часть, заключение)

Удачное использование правильной структуры ответа (введение -основная часть - заключение); определение темы; ораторское искусство (умение говорить)

Использование структуры ответа, но не всегда удачное; определение темы; в ходе изложения встречаются паузы, неудачно построенные предложения, повторы слов

Отсутствие некоторых элементов ответа; неудачное определение темы или её определение после наводящих вопросов; сбивчивый рассказ, незаконченные предложения , постоянная необходимость в помощи учителя


Неумение сформулировать вводную часть и выводы; не может определить даже с помощью учителя, рассказ распадается на отдельные фрагменты или фразы

2. Умение анализировать и делать выводы

Выводы опираются не основные факты и являются обоснованными; грамотное сопоставление фактов, понимание ключевой проблемы и её элементов; способность задавать разъясняющие вопросы; понимание противоречий между идеями

Некоторые важные факты упускаются, но выводы правильны; не всегда факты сопоставляются и часть не относится к проблеме; ключевая проблема выделяется, но не всегда понимается глубоко; не все вопросы удачны; не все противоречия выделяются

Упускаются важные факты и многие выводы неправильны; факты сопоставляются редко, многие из них не относятся к проблеме; ошибки в выделении ключевой проблемы; вопросы неудачны или задаются только с помощью учителя; противоречия не выделяются

Большинство важных фактов отсутствует, выводы не делаются; факты не соответствуют рассматриваемой проблеме, нет их сопоставления; неумение выделить ключевую проблему (даже ошибочно); неумение задать вопрос даже с помощью учителя; нет понимания противоречий

3. Иллюстрация своих мыслей

Теоретические положения подкрепляются соответствующими фактами

Теоретические положения не всегда подкрепляются соответствующими фактами

Теоретические положения и их фактическое подкрепление не соответствуют друг другу

Смешивается теоретический и фактический материал, между ними нет соответствия

4. Научная корректность (точность в использовании фактического материала)

Отсутствуют фактические ошибки; детали подразделяются на значительные и незначительные, идентифицируются как правдоподобные, вымышленные, спорные, сомнительные; факты отделя - ются от мнений

Встречаются ошибки в деталях или некоторых фактах; детали не всегда анализируются; факты отделяются от мнений

Ошибки в ряде ключевых фактов и почти во всех деталях; детали приводятся, но не анализируются; факты не всегда отделяются от мнений, но учащийся понимает разницу между ними

Незнание фактов и деталей, неумение анализировать детали, даже если они подсказываются учителем; факты и мнения смешиваются и нет понимания их разницы

5. Работа с ключевыми понятиями

Выделяются все понятия и определяются наиболее важные; чётко и полно определяются, правильное и понятное описание

Выделяются важные понятия, но некоторые другие упускаются; определяются чётко, но не всегда полно; правильное и доступное описание

Нет разделения на важные и второстепенные понятия; определяются, но не всегда чётко и правильно; описываются часто неправильно или непонятно

Неумение выделить понятия, нет определений понятий; не могут описать или не понимают собственного описания

6. Причинно-следственные связи

Умение переходить от частного к общему или от общего к частному; чёткая последовательность

Частичные нарушения причинно-следственных связей; небольшие логические неточности

Причинно-следственные связи проводятся редко; много нарушений в последовательности

Не может провести причинно-следственные связи даже при наводящих вопросах, постоянные нарушения последовательности





















VI. Перечень

учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса



Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения

Дидактическое описание

Состав комплекта

На

ли

чие

% оснащён

ности






СРЕДСТВА ИКТ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ // СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ

1

Дидактические материалы для проведения самостоятельных и контрольной работы, организации работы на уроках

Используется для проведения самостоятельных, контрольных работ. Для организации работы в группах.

Обществознание ЕГЭ 2013. Типовые тестовые задания. А.Ю.Лазебников,

 К

 

 90%

2

Учебно-методические комплексы по обществознанию.

УМК, включающие учебники, имеющие рекомендацию Министерства образования РФ, и методические пособия предоставленные правообладателем для свободного использования их содержания в системе общего образования РФ. Предназначены для использования материалов (текстов и изображений) учителем и учащимися в процессе классной, групповой и самостоятельной работы.

Программа Л.Н.Боголюбов «Обществознание 10 - 11 классы», сборник «Обществознание. Программы общеобразовательных учреждений 6-11 классы», Просвещение, 2009г.


Учебники Обществознание 10 кл. Л.Н.Боголюбов, Ю.И.Аверьянова Н.И.Городецкая и др. М.Просвещение, 2009г.


Обществознание 11 кл

Л.Н.Боголюбов, Н.И.Городецкая, А.И.Матвеев и др.

М.-Просвещение 2007г.

Методическая литература. Пособие для учителя под ред. Л.Н.Боголюбова,

Ю.И. Аверьяновой

Н.И. Городецкой. М.Просвещение. 2009

Обществознание: вопрос и ответ. Пархоменко И.Т. Пособие по обществознанию. Издательство «Учитель» Ростов на Дону 2003.

О.В. Кишенкова, Т.Е. Лискова Обществознание Старшая школа Сборник тестовых заданий. – М,

« Интеллект-Центр», 2007

1












К





К







1





1







1


















100





100

3

Презентации по обществознанию.

Дают наглядное представление об изучаемых темах

  Неподвижные (фотографии, схемы), изображения изучаемых объектов и процессов.


Д

100%

4

Источники по обществознанию.

Используется как дополнительный материал

  Конвенция прав ребёнка

Закон о защите прав потребителей

Конституция РФ


1


1

2


Рабочая программа по обществознанию 10-11 классы
  • Обществознание
Описание:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

                 Рабочая программа по обществознанию (включая экономику и право) составлена на основе:

 

Æ  авторской программы Л.Н. Боголюбова, Н.И.Городецкой,  Л.Ф.Ивановой, А.И.Матвеева «Обществознание 10 - 11 классы», опубликованной в сборнике «Программы общеобразовательных учреждений. Обществознание 6-11 классы». - М.: Просвещение, 2009г. 

   

        Рабочая  программа соответствует нормативным документам:

Æ  Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Æ  Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта    основного  общего образования;

Æ  Образовательной программе среднего  (полного) общего образования МОУ «Нижнепенсккая средняя общеобразовательная школа»

Æ  Учебному  календарному графику и учебному плану основного общего образования МОУ «Нижнепенская средняя общеобразовательная школа»,

Æ  Приказу  Министерства образования и науки Российской Федерации   от   31 марта  2014 года №253 "Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

Æ  Требованиям к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования (утверждены приказом Минобразования России от 05.03.2004 № 1089);

Æ  Гигиеническим требованиям к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях СанПиН 2.4.2.2821-10 от 29 декабря 2010 года № 189.

Содержание среднего (полного) общего образования на базовом уровне по обществознанию  представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человек в обществе, познание, экономическая сфера, соци­альные отношения, политика, духовно-нравственная сфера, право. Знания об этих социальных объектах дают социология, экономическая теория, политология, социальная психология, правоведение, филосо­фия. Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как свя­заны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. Помимо знаний, в содержание курса входят социальные навыки, умения, клю­чевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям; право­вые нормы, регулирующие отношения людей во всех областях жизни общества; система гуманистических и демократических ценностей.

Содержание курса на базовом уровне обеспечивает преемствен­ность по отношению к основной школе путем углубленного изучения некоторых социальных объектов, рассмотренных ранее. Наряду с этим вводится ряд новых, более сложных вопросов, понимание которых не­обходимо современному человеку.

Освоение нового содержания осуществляется с опорой на меж­предметные связи с курсами истории, географии, литературы и др. Изучение обществознания (включая экономику и право) в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

• развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нрав­ственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к личному самоопределению и самореали­зации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;

• воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответ­ственности, правового самосознания, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Кон­ституции Российской Федерации;

• освоение системы знаний об экономической и иных видах дея­тельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с соци­альной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или для самообразования;

• овладение умениями получать и критически осмысливать соци­альную (в том числе экономическую и правовую) информацию, ана­лизировать, систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необ­ходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;

• формирование  опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений, граж­данской и общественной деятельности, межличностных отношений, от­ношений между людьми различных национальностей и вероисповеда­ний, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и дей­ствий других людей с нормами поведения, установленными законом; для содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.

Место предмета в учебном плане

 

            Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 140 часов для обязательного изучения учебного предмета «Обществознание» на уровне основного общего образования. В том числе:  в  X классе  70 часов, из расчета 2 учебный часа в неделю и  в

XI классе 70 часов, из расчета 2 учебных часа в неделю

 

Учебный план школы рассчитан в 10 классе на 35 учебных недель, в 11 классе – на 34 учебные недели.

Рабочая  программа рассчитана на 138 часов: 10 класс – 70 часов, 11 класс – 68 часов.

 

 

класс

Количество часов по программе

В том числе

контрольные работы

 

Самостоятельные работы

тесты

10

70

3

 

9

11

68

4

 

7

Итого

 138

7

 

16

 

Учебно-методические комплекты используемые для достижения поставленных целей

класс

Название учебника 

Автор

Издательство

Год издания

10

 Обществознание

Л.Н.Боголюбов, Ю.И. Аверьянов, Н.И.Городецкая  и др.

М. «Просвещение»

2009

11

 Обществознание

Л.Н.Боголюбов,   Н.И.Городецкая,  А.И.Матвеев и др.

М. «Просвещение»

2007

 

            Формы и методы, технологии обучения: учебный процесс строится на диалогической форме общения, учебная деятельность организуется в форме лекций, практикумов, бесед, дискуссий, сюжетно-ролевых игр, уроков-презентаций творческих работ, лабораторных работ.

 

Система оценивания: наряду с традиционным устным и письменным опросом, тестированием, проверкой качества выполнения практических заданий, заполнением таблиц, схем, итоговых контрольных работ, могут быть использованы методы социологического исследования: анкетирование, самооценка и т.д.

 

Формы контроля:  

Ù  тестирование;

Ù  моделирование жизненных ситуаций;

Ù  задания на выявление различных жизненных ситуаций.  

 

 

 

 

 В авторскую программу внесены изменения.

10 класс  

Авторская программа рассчитана на 70 часов, из которых 4 часа – резерв учебного времени, которые распределены следующим образом:

Æ  2 часа – на проведение тематических контрольных работ и

1 час – на проведение итоговой контрольной работы. В авторской программе не выделяется время для проведения контроля. В рабочей программе предусмотрен контроль в виде тестов и контрольных работ.  Для проведения тестовых работ контрольного характера отдельных часов не выделяется, так как они рассчитаны на часть урока. Проведение   уроков в форме контрольных работ позволит оценить знания учащихся  и эффективность используемых учителем методов преподавания.

Æ  увеличено количество часов на изучение тем курса:

      «Право»  - на 1 час, поскольку изучение правовых знаний, является 

основой формирования правовой культуры учащихся.

 

 

 

11 класс

Авторская программа рассчитана на 70 часов, из которых 6 часов – резерв учебного времени, а школьная программа рассчитана на 68 часов,  поэтому оставшиеся 4 резервных часа  распределены следующим образом:

Æ  3 часа отводится на проведение тематических контрольных работ и

1 час отводится на проведение  итоговой контрольной работы,

 которые позволят оценить степень усвоения изученного материала.

 

II. Требования к уровню подготовки выпускников.

В результате изучения обществознания (включая экономику и право) на базовом уровне ученик должен:

знать/понимать

·                биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;

·                тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;

·                необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;

·                особенности социально-гуманитарного познания;

 

 

уметь

·                характеризоватьосновные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;

·                анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;

·                объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);

·                раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;

·                осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов( правовых, научно-популярных, публицистических и др. ) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;

·                оцениватьдействия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

·                формулироватьна основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;

·                подготавливатьустное выступление, творческую работу по социальной проблематике;

·                применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

·                успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;

·                совершенствования собственной познавательной деятельности;

·                критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;

·                решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;

·                ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;

·                предвидения возможных последствий определенных социальных действий.

·                оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;

·                реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;

·                осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.

 

 

III. Учебно-тематический план

 

№ п/п

Наименование разделов, тем

Коли –

чество часов по программе

В том числе

Контроль -ные работы

Самостоя -тельные работы

тесты

10 класс

 

                Раздел 1. Общество и человек

 

 

1

Общество

4

 

 

1

2

Человек

12

 

 

1

 

Контрольная работа по теме «Общество и человек»

 

1

1

 

 

 

Раздел 2. Основные сферы общественной жизни

 

 

 

 

3

Духовная культура

8

 

 

1

4

Экономическая сфера

4 

 

 

 

5

Социальная сфера

14 

 

 

2

 

Контрольная работа по теме «Социальная сфера»

1

1

 

 

6

Политическая сфера

12

 

 

1

 

Раздел 3. Право

 

 

 

 

7

Право

11

 

 

3

8

Заключительные уроки

2

 

 

 

 

Итоговая контрольная работа

1

1

 

 

 

Итого:

70 ч.

3

 

7

11 класс

 

 

 

9

Раздел 1.                Экономика

29

1

 

3

10

Раздел2.  Проблемы социально - политического развития общества

15

1

 

1

11

Раздел3. Правовое регулирование общественных отношений

21

1

 

3

12

Заключительные уроки

2

 

 

 

 

Итоговая контрольная работа

1

1

 

 

 

Итого:

68 ч.

4

 

7

               

 

Содержание программы учебного предмета

 10 класс (70 ч)

РАЗДЕЛ 1. ОБЩЕСТВО И ЧЕЛОВЕК (17 ч)

Т е м а 1. Общество (4 ч)

Общество как совместная жизнедеятельность людей. Обще­ство и природа. Общество и культура. Науки об обществе.

Структура общества. Общество как сложная динамичная си­стема. Взаимосвязь экономической, социальной, политической и духовной сфер жизни общества. Социальные институты.

Т е м а 2. Человек (12 ч)  

Природа человека. Человек как продукт биологической, со­циальной и культурной эволюции. Цель и смысл жизни челове­ка. Науки о человеке.

Человек как духовное существо. Духовная жизнь человека.

Мировоззрение. Ценностные ориентиры личности. Патриотизм и гражданственность.

Деятельность как способ существования людей. Деятельность и ее мотивация. Многообразие деятельности. Сознание и дея­тельность.

Человек в системе социальных связей. Личность, факторы, влияющие на ее формирование. Самосознание и самореализа­ция. Социальное поведение. Единство свободы и ответственно­сти личности.

Познание и знание. Познание мира: чувственное и рацио­нальное, истинное и ложное. Истина и ее критерии. Многооб­разие форм человеческого знания. Социальное и гуманитарное знание.  

Контрольная работа №1 по теме «Человек и общество»(1ч.)

РАЗДЕЛ 11. ОСНОВНЫЕ СФЕРЫ ОБЩЕСТВЕННОЙ  ЖИЗНИ (39 ч)

Т е м а 3. Духовная культура (8 ч)

Духовная жизнь общества. Культура и духовная жизнь. Фор­мы и разновидности культуры: народная, массовая и элитарная. Диалог культур. Средства массовой информации.

Наука и образование. Наука, ее роль в современном мире.

Этика ученого. Непрерывное образование и самообразование.

    Мораль и религия. Мораль, ее категории. Религия, ее роль в жизни общества. Нравственная культура.

Искусство и духовная жизнь. Искусство, его формы, основ­ные направления. Эстетическая культура. Тенденции духовной жизни современной России.

Т е м а 4. Экономическая сфера (4 ч)

Роль экономики в жизни общества. Экономика как подсис­тема общества. Экономика как основа жизнеобеспечения обще­ства. Экономика и социальная структура. Взаимовлияние эконо­мики и политики.

Экономическая культура. Экономический интерес, экономи­ческое поведение. Свобода экономической деятельности и соци­альная ответственность хозяйствующего субъекта. Культура про­изводства и потребления.

Т е м а 5. Социальная сфера (14 ч)

Социальная структура. Многообразие социальных групп. Не­равенство и социальная стратификация. Социальные интересы. Социальная мобильность.

Социальные взаимодействия. Социальные отношения и вза­имодействия .. Социальный конфликт. Социальные аспекты тру­да. Культура труда.

Социальные нормы и отклоняющееся поведение. Многооб­разие социальных норм. Девиантное поведение, его причины и профилактика. Социальный контроль и самоконтроль.

Национальные отношения. Этнические общности. Межна­циональное сотрудничество и межнациональные конфликты. Национальная политика. Культура межнациональных от­ношений.

Семья и быт. Семья как социальный институт. Семья в со­временном обществе. Бытовые отношения. Культура топоса.

Молодежь в современном обществе. Молодежь как соци­альная группа. Развитие социальных ролей в юношеском возра­сте. Молодежная субкультура.

 Контрольная работа №2 по теме «Социальная сфера»(1ч.)

 

Т е м а 6. Политическая сфера (12 ч)

Политика и власть. Политика и общество. Политические ин­ституты и отношения. Власть, ее происхождение и виды.

Политическая система. Структура и функции политической системы. Государство в политической системе. Политические режимы. Политическая жизнь современной России.

Гражданское общество и правовое государство. Основные черты гражданского общества. Правовое государство, его при­знаки. Средства массовой коммуникации, их роль в политиче­ской жизни общества.

Демократические выборы и политические партии. Избира­тельные системы. Многопартийность. Политическая идеология.

   Участие граждан в политической жизни. Политический про­цесс. Политическое участие. Политическая культура.

РАЗДЕЛ 111. ПРАВО (11 ч)

Т е м а 7. Право как особая система норм (11 ч)

Право в системе социальных норм. Система права: основные отрасли, институты, отношения. Публичное и частное право.

Источники права. Правовые акты. Конституция в иерархии нормативных актов.

Правоотношения и правонарушения. Виды юридической от­ветственности. Система судебной защиты прав человека. Разви­тие права в современной России.

Современное российское законодательство. Основы государ­ственного, административного, гражданского, трудового, семей­ного и уголовного права. Правовая защита природы.

Предпосылки правомерного поведения.

Правосознание. Правовая культура.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ УРОКИ (2 ч)

Общество в развитии.

 Многовариантность общественного развития. Прогресс и регресс. Современный мир и его противо­речия.

Итоговая контрольная работа в форме ЕГЭ (1ч.)

 

11 класс (70 ч)

РАЗДЕЛ I. ЭКОНОМИКА (28 ч)

Экономика и экономическая наука. Что изучает экономиче­ская наука. Экономическая деятельность. Измерители экономи­ческой деятельности. Понятие ВВП.

Экономический рост и развитие. Факторы экономического роста. Экономические циклы.

Рынок и рыночные структуры. Конкуренция и монополия.

Спрос и предложение. Факторы спроса и предложения. Фондо­вый рынок. Акции, облигации и другие ценные бумаги.

Роль фирм в экономике. Факторы производства и фактор­ные доходы. Постоянные и переменные издержки. Экономиче­ские и бухгалтерские издержки и прибыль. Налоги, уплачивае­мые предприятиями.

Бизнес в экономике. Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности.

Вокруг бизнеса. Источники финансирования бизнеса. Ос­новные принципы менеджмента. Основы маркетинга.

     Роль государства в экономике. Общественные блага. Внеш­ние эффекты. Госбюджет. Государственный долг. Основы денеж­ной и бюджетной политики. Защита конкуренции и антимоно­польное законодательство.

Банковская система. Роль центрального банка. Основные операции коммерческих банков. Финансовые институты. Виды, причины и последствия инфляции.

Рынок труда. Безработица. Причины и экономические по­следствия безработицы. Государственная политика в области за­нятости.

Мировая экономика. Государственная политика в области международной торговли. Глобальные проблемы экономики.

Экономика потребителя. Сбережения, страхование. Защита прав потребителя. Экономика производителя. Рациональное экономическое поведение потребителя и производителя.

Предэкзаменационная подготовка.  Решение контрольно – измерительных материалов. (1ч.)

 

 

РАЗДЕЛ  II. ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА (14 ч)

Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Вы­бор в условиях альтернативы и ответственность за его по­следствия.

Демографическая ситуация в РФ. Проблема неполных семей. Религиозные объединения и организации в РФ. Опасность тоталитарных сект.

Общественное и индивидуальное сознание. Социализация индивида.

Политическое сознание. Политическая идеология. Полити­ческая психология. Политическое поведение. Многообразие форм политического поведения. Современный терроризм, его опасность. Роль СМИ в политической жизни.

Политическая элита. Особенности ее· формирования в совре­менной России.

Политическое лидерство. Типология лидерства. Лидеры и ве­домые.

 

Предэкзаменационная подготовка.  Решение контрольно – измерительных материалов. (1ч.)

РАЗДЕЛ  III. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЯ (20 ч)

Гуманистическая роль естественного права. Тоталитарное правопонимание. Развитие норм естественного права. Есте­ственное право как юридическая реальность. Законотворческий процесс в Российской Федерации.

Гражданин, его права и обязанности. Гражданство в РФ. Во­инская обязанность. Альтернативная гражданская служба. Права и обязанности налогоплательщика.

Экологическое право. Право граждан на благоприятную окружающую среду. Способы защиты экологических прав. Эко­логические правонарушения.

       Гражданское право. Субъекты гражданского права. Имуще­ственные права. Право на интеллектуальную собственность. На­следование. Неимущественные права: честь, достоинство, имя. Способы защиты имущественных и неимущественных прав.

Семейное право. Порядок и условия заключения брака. По­рядок и условия расторжения брака. Правовое регулирование отношений супругов.

Занятость и трудоустройство. Порядок приема на работу, зак­лючение и расторжение трудового договора. Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения. Правила при­ема в образовательные учреждения профессионального образо­вания. Порядок оказания платных образовательных услуг.

Процессуальное право. Споры, порядок их рассмотрения.

Особенности административной юрисдикции. Гражданский про­цесс: основные правила и принципы. Особенности уголовного процесса. Суд присяжных. Конституционное судопроизводство.

Международная защита прав человека. Международная сис­тема защиты прав человека в условиях мирного времени. Меж­дународная защита прав человека в условиях военного времени. Международное гуманитарное право.

 Предэкзаменационная подготовка.  Решение контрольно – измерительных материалов. (1ч.)

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ УРОКИ (2 ч)

Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI века.

Особенности современного мира. Компьютерная революция. Знания, умения и навыки в информационном обществе. Соци­альные и гуманистические аспекты глобальных проблем. Терро­ризм как важнейшая угроза современной цивилизации.

Итоговая контрольная работа. (1ч.)

 

 

 

                                                V.  Формы и средства контроля

Система оценивания: наряду с традиционным устным и письменным опросом, тестированием, проверкой качества выполнения практических заданий, заполнением таблиц, схем, итоговых контрольных работ,  используются методы социологического исследования: анкетирование, самооценка и т.д.

Формы контроля:

Ù  самостоятельные работы;

Ù  тестирование;

Ù  моделирование жизненных ситуаций;

Ù  задания на выявление различных жизненных ситуаций.  

Материалы  для оценки освоения школьниками содержания учебного материала по обществознанию (включая экономику и право)   представлены в виде контрольных  работ, тестов.

класс

Темы контрольных работ

Выходные данные

№ приложения

10

Общество и человек

Печатный материал

Приложение 1

10

Социальная сфера

Печатный материал

Приложение 2

10

Политическая сфера

Печатный материал

Приложение 3

10

Итоговая контрольная работа

Печатный материал

Приложение 4

11

Экономика

Печатный материал

Приложение 5

11

Проблемы социально – политического развития

Печатный материал

Приложение 6

11

Правовое регулирование общественных отношений

Печатный материал

Приложение 7

11

Итоговая контрольная работа

Печатный материал

Приложение 8

         

 

 Тестовые задания

№ п/п

Темы  тестов

Выходные данные

№ приложения

10  класс

1.       

Общество                                   

Печатный материал

Приложение 9

2.       

Сущность человеческой деятельности          

Печатный материал

Приложение 10

3.       

Духовная сфера

Печатный материал

Приложение 11

4.       

Экономика

Печатный материал

Приложение 12

5.       

Социальная структура общества

Печатный материал

Приложение 13

6.       

Семья как социальный институт

Печатный материал

Приложение 14

7.       

Политические режимы

Печатный материал

Приложение 15

8.       

Право

Печатный материал

Приложение 16

9.       

Гражданское право

Печатный материал

Приложение 17

10.   

Правовая сфера       

Печатный материал

Приложение 18

11 класс

11.   

Экономика

Печатный материал

Приложение 19

12.   

Роль государства в экономике                         

Печатный материал

Приложение 20

13.   

Человек  в условиях рыночной экономики                

Печатный материал

Приложение 21

14.   

Политические идеологии          

Печатный материал

Приложение 22

15.   

Гражданское право

Печатный материал

Приложение 23

16.   

Семейное право         

Печатный материал

Приложение 24

17.   

Уголовное право     

Печатный материал

Приложение 25

 

   Критерии оценивания письменных работ контрольного характера:

Оценка «5» ставится в том случае, если старшеклассник выполнил не менее 80 % работы, 

Оценка «4» – правильно выполнено от 70 % до 80 % работы.

Оценка «3» – правильно выполнено от 50 % до 70 %.

Оценка «2» – ученик справился менее чем с половиной предложенных заданий, набрал меньше половины от максимального количества баллов

Критерии оценивания устного ответа:

Критерии

5 (отл.)

4 (хор.)

3 (удовл.)

2 (неудовл.)

1. Организация ответа (введение, основная часть, заключение)

Удачное использование правильной структуры ответа (введение -основная часть - заключение); определение темы; ораторское искусство (умение говорить)

Использование структуры ответа, но не всегда удачное; определение темы; в ходе изложения встречаются паузы, неудачно построенные предложения, повторы слов

Отсутствие некоторых элементов ответа; неудачное определение темы или её определение после наводящих вопросов; сбивчивый рассказ, незаконченные предложения , постоянная необходимость в помощи учителя

 

Неумение сформулировать вводную часть и выводы; не может определить даже с помощью учителя, рассказ распадается на отдельные фрагменты или фразы

2. Умение анализировать и делать выводы

Выводы опираются не основные факты и являются обоснованными; грамотное сопоставление фактов, понимание ключевой проблемы и её элементов; способность задавать разъясняющие вопросы; понимание противоречий между идеями

Некоторые важные факты упускаются, но выводы правильны; не всегда факты сопоставляются и часть не относится к проблеме; ключевая проблема выделяется, но не всегда понимается глубоко; не все вопросы удачны; не все противоречия выделяются

Упускаются важные факты и многие выводы неправильны; факты сопоставляются редко, многие из них не относятся к проблеме; ошибки в выделении ключевой проблемы; вопросы неудачны или задаются только с помощью учителя; противоречия не выделяются

Большинство важных фактов отсутствует, выводы не делаются; факты не соответствуют рассматриваемой проблеме, нет их сопоставления; неумение выделить ключевую проблему (даже ошибочно); неумение задать вопрос даже с помощью учителя; нет понимания противоречий

3. Иллюстрация своих мыслей

Теоретические положения подкрепляются соответствующими фактами

Теоретические положения не всегда подкрепляются соответствующими фактами

Теоретические положения и их фактическое подкрепление не соответствуют друг другу

Смешивается теоретический и фактический материал, между ними нет соответствия

4. Научная корректность (точность в использовании фактического материала)

Отсутствуют фактические ошибки; детали подразделяются на значительные и незначительные, идентифицируются как правдоподобные, вымышленные, спорные, сомнительные; факты отделя - ются от мнений

Встречаются ошибки в деталях или некоторых фактах; детали не всегда анализируются; факты отделяются от мнений

Ошибки в ряде ключевых фактов и почти во всех деталях; детали приводятся, но не анализируются; факты не всегда отделяются от мнений, но учащийся понимает разницу между ними

Незнание фактов и деталей, неумение анализировать детали, даже если они подсказываются учителем; факты и мнения смешиваются и нет понимания их разницы

5. Работа с ключевыми понятиями

Выделяются все понятия и определяются наиболее важные; чётко и полно определяются, правильное и понятное описание

Выделяются важные понятия, но некоторые другие упускаются; определяются чётко, но не всегда полно; правильное и доступное описание

Нет разделения на важные и второстепенные понятия; определяются, но не всегда чётко и правильно; описываются часто неправильно или непонятно

Неумение выделить понятия, нет определений понятий; не могут описать или не понимают собственного описания

6. Причинно-следственные связи

Умение переходить от частного к общему или от общего к частному; чёткая последовательность

Частичные нарушения причинно-следственных связей; небольшие логические неточности

Причинно-следственные связи проводятся редко; много нарушений в последовательности

Не может провести причинно-следственные связи даже при наводящих вопросах, постоянные нарушения последовательности

VI. Перечень

учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

 

 

Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения

Дидактическое описание

Состав комплекта

На

ли

чие

% оснащён

ности

 

 

 

 

 

 

СРЕДСТВА ИКТ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ // СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ

 

1

Дидактические материалы для проведения самостоятельных и контрольной работы, организации работы на уроках

 Используется для проведения самостоятельных, контрольных работ. Для организации работы в группах.

  Обществознание ЕГЭ 2013. Типовые тестовые задания. А.Ю.Лазебников,

 К

 

 90%

 

2

Учебно-методические комплексы по обществознанию.

УМК, включающие учебники, имеющие  рекомендацию Министерства образования РФ, и методические пособия предоставленные правообладателем для свободного использования их содержания в  системе общего образования РФ. Предназначены для использования материалов (текстов и изображений) учителем и учащимися в процессе классной, групповой и самостоятельной работы.

  Программа Л.Н.Боголюбов «Обществознание 10 - 11 классы», сборник «Обществознание. Программы общеобразовательных учреждений 6-11 классы», Просвещение, 2009г.

 

Учебники Обществознание  10 кл. Л.Н.Боголюбов,   Ю.И.Аверьянова Н.И.Городецкая и др.  М.Просвещение,  2009г.

 

Обществознание  11 кл

Л.Н.Боголюбов,   Н.И.Городецкая,  А.И.Матвеев и др.

М.-Просвещение 2007г.

Методическая литература.  Пособие для учителя под ред. Л.Н.Боголюбова,

 Ю.И. Аверьяновой

Н.И. Городецкой. М.Просвещение. 2009

Обществознание: вопрос и ответ. Пархоменко И.Т. Пособие по обществознанию. Издательство «Учитель» Ростов на Дону 2003.

О.В. Кишенкова, Т.Е. Лискова Обществознание Старшая школа Сборник тестовых заданий. – М,

 « Интеллект-Центр», 2007

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

К

 

 

 

 

К

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

    1

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

100

 

 

 

 

100

 

3

Презентации по обществознанию.

Дают наглядное представление об изучаемых темах

   Неподвижные (фотографии, схемы), изображения изучаемых объектов и процессов.

 

Д

100%

 

4

Источники по обществознанию.

Используется как дополнительный материал

  Конвенция прав ребёнка 

Закон о защите прав потребителей

Конституция РФ

 

1

 

1

2

 

 

Автор Жильцов Алексей Афанасьевич
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Обществознание
Подраздел
Просмотров 1134
Номер материала 27863
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓