ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ
ЗАПИСКА
Рабочая
программа по обществознанию (включая экономику и право) составлена на основе:
Æ
авторской
программы Л.Н. Боголюбова, Н.И.Городецкой, Л.Ф.Ивановой, А.И.Матвеева «Обществознание
10 - 11 классы», опубликованной в сборнике «Программы общеобразовательных
учреждений. Обществознание 6-11 классы». - М.: Просвещение, 2009г.
Рабочая программа соответствует нормативным
документам:
Æ
Федеральному
закону от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Æ Федеральному
компоненту государственного образовательного стандарта основного общего
образования;
Æ Образовательной
программе среднего (полного) общего образования МОУ «Нижнепенсккая средняя
общеобразовательная школа»
Æ Учебному
календарному графику и учебному плану основного общего образования МОУ
«Нижнепенская средняя общеобразовательная школа»,
Æ
Приказу Министерства образования и науки Российской
Федерации от 31 марта 2014 года №253 "Об утверждении федерального
перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих
государственную аккредитацию образовательных программ начального общего,
основного общего, среднего общего образования»;
Æ
Требованиям
к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным
наполнением учебных предметов Федерального компонента государственного
образовательного стандарта общего образования (утверждены приказом
Минобразования России от 05.03.2004 № 1089);
Æ
Гигиеническим
требованиям к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях СанПиН
2.4.2.2821-10 от 29 декабря 2010 года № 189.
Содержание
среднего (полного) общего образования на базовом уровне по обществознанию представляет
собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом,
человек в обществе, познание, экономическая сфера, социальные отношения,
политика, духовно-нравственная сфера, право. Знания об этих социальных объектах
дают социология, экономическая теория, политология, социальная психология,
правоведение, философия. Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны,
как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. Помимо знаний,
в содержание курса входят социальные навыки, умения, ключевые компетентности,
совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу
и другим людям; правовые нормы, регулирующие отношения людей во всех областях
жизни общества; система гуманистических и демократических ценностей.
Содержание
курса на базовом уровне обеспечивает преемственность по отношению к основной
школе путем углубленного изучения некоторых социальных объектов, рассмотренных
ранее. Наряду с этим вводится ряд новых, более сложных вопросов, понимание
которых необходимо современному человеку.
Освоение
нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами
истории, географии, литературы и др. Изучение обществознания (включая экономику
и право) в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих
целей:
•
развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной,
политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального
поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к личному
самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и
гуманитарных дисциплин;
•
воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового
самосознания, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим
ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
•
освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об
обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений,
необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных
социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения
социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего
и высшего профессионального образования или для самообразования;
•
овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе
экономическую и правовую) информацию, анализировать, систематизировать
полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной,
практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского
общества и государства;
•
формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных
задач в области социальных отношений, гражданской и общественной деятельности,
межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и
вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий
других людей с нормами поведения, установленными законом; для содействия
правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
Место
предмета в учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской
Федерации отводит 140 часов для обязательного изучения учебного предмета
«Обществознание» на уровне основного общего образования. В том числе: в X классе
70 часов, из расчета 2 учебный часа в неделю и в
X I классе 70
часов, из расчета 2 учебных часа в неделю
Учебный план школы рассчитан в 10 классе на 35 учебных
недель, в 11 классе – на 34 учебные недели.
Рабочая программа рассчитана на 138 часов: 10 класс –
70 часов, 11 класс – 68 часов.
класс
|
Количество
часов по программе
|
В
том числе
|
контрольные
работы
|
Самостоятельные
работы
|
тесты
|
10
|
70
|
3
|
|
9
|
11
|
68
|
4
|
|
7
|
Итого
|
138
|
7
|
|
16
|
Учебно-методические
комплекты используемые для достижения поставленных целей
класс
|
Название
учебника
|
Автор
|
Издательство
|
Год
издания
|
10
|
Обществознание
|
Л.Н.Боголюбов,
Ю.И. Аверьянов, Н.И.Городецкая и др.
|
М.
«Просвещение»
|
2009
|
11
|
Обществознание
|
Л.Н.Боголюбов,
Н.И.Городецкая, А.И.Матвеев и др.
|
М.
«Просвещение»
|
2007
|
Формы и методы, технологии обучения: учебный процесс строится на диалогической форме общения, учебная
деятельность организуется в форме лекций, практикумов, бесед, дискуссий,
сюжетно-ролевых игр, уроков-презентаций творческих работ, лабораторных работ.
Система оценивания: наряду с традиционным устным и письменным опросом,
тестированием, проверкой качества выполнения практических заданий, заполнением
таблиц, схем, итоговых контрольных работ, могут быть использованы методы
социологического исследования: анкетирование, самооценка и т.д.
Формы контроля:
Ù тестирование;
Ù моделирование жизненных ситуаций;
Ù
задания
на выявление различных жизненных ситуаций.
В
авторскую программу внесены изменения.
10
класс
Авторская программа рассчитана на 70 часов, из которых
4 часа – резерв учебного времени, которые распределены следующим образом:
Æ
2
часа – на проведение тематических контрольных работ и
1 час – на
проведение итоговой контрольной работы. В авторской программе не выделяется
время для проведения контроля. В рабочей программе предусмотрен контроль в виде
тестов и контрольных работ. Для проведения тестовых работ контрольного
характера отдельных часов не выделяется, так как они рассчитаны на часть урока.
Проведение уроков в форме контрольных работ позволит оценить знания учащихся
и эффективность используемых учителем методов преподавания.
Æ
увеличено
количество часов на изучение тем курса:
«Право»
- на 1 час, поскольку изучение правовых знаний, является
основой
формирования правовой культуры учащихся.
11
класс
Авторская программа рассчитана на 70 часов, из которых
6 часов – резерв учебного времени, а школьная программа рассчитана на 68 часов,
поэтому оставшиеся 4 резервных часа распределены следующим образом:
Æ
3
часа отводится на проведение тематических контрольных работ и
1 час отводится на
проведение итоговой контрольной работы,
которые позволят
оценить степень усвоения изученного материала.
II.
Требования к уровню подготовки выпускников.
В результате
изучения обществознания (включая экономику и право) на базовом уровне ученик
должен:
знать/понимать
·
биосоциальную
сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль
человека в системе общественных отношений;
·
тенденции
развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших
социальных институтов;
·
необходимость
регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы
правового регулирования;
·
особенности
социально-гуманитарного познания;
уметь
·
характеризовать основные
социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
·
анализировать
актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия;
устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных
социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
·
объяснять
причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов
(включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов,
общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и
элементов общества);
·
раскрывать
на примерах изученные теоретические положения и понятия
социально-экономических и гуманитарных наук;
·
осуществлять
поиск
социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст,
схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных
оригинальных текстов( правовых, научно-популярных, публицистических и др. )
знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную
социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
·
оценивать действия
субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки
зрения социальных норм, экономической рациональности;
·
формулировать на основе
приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по
определенным проблемам;
·
подготавливать устное
выступление, творческую работу по социальной проблематике;
·
применять
социально-экономические
и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным
социальным проблемам;
использовать
приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
·
успешного
выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными
социальными институтами;
·
совершенствования
собственной познавательной деятельности;
·
критического
восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой
коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования
собранной социальной информации;
·
решения
практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
·
ориентировки
в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;
·
предвидения
возможных последствий определенных социальных действий.
·
оценки
происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
·
реализации
и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских
обязанностей;
·
осуществления
конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными
ценностями и социальным положением.
III.
Учебно-тематический план
№
п/п
|
Наименование
разделов, тем
|
Коли
–
чество
часов по программе
|
В
том числе
|
Контроль
-ные работы
|
Самостоя
-тельные работы
|
тесты
|
10 класс
|
Раздел 1. Общество и человек
|
|
|
1
|
Общество
|
4
|
|
|
1
|
2
|
Человек
|
12
|
|
|
1
|
|
Контрольная
работа по теме «Общество и человек»
|
1
|
1
|
|
|
|
Раздел
2. Основные сферы общественной жизни
|
|
|
|
|
3
|
Духовная
культура
|
8
|
|
|
1
|
4
|
Экономическая
сфера
|
4
|
|
|
|
5
|
Социальная
сфера
|
14
|
|
|
2
|
|
Контрольная
работа по теме «Социальная сфера»
|
1
|
1
|
|
|
6
|
Политическая
сфера
|
12
|
|
|
1
|
|
Раздел
3. Право
|
|
|
|
|
7
|
Право
|
11
|
|
|
3
|
8
|
Заключительные
уроки
|
2
|
|
|
|
|
Итоговая
контрольная работа
|
1
|
1
|
|
|
|
Итого:
|
70 ч.
|
3
|
|
7
|
11 класс
|
|
|
|
9
|
Раздел
1. Экономика
|
29
|
1
|
|
3
|
10
|
Раздел2. Проблемы
социально - политического развития общества
|
15
|
1
|
|
1
|
11
|
Раздел3.
Правовое
регулирование общественных отношений
|
21
|
1
|
|
3
|
12
|
Заключительные
уроки
|
2
|
|
|
|
|
Итоговая
контрольная работа
|
1
|
1
|
|
|
|
Итого:
|
68 ч.
|
4
|
|
7
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Содержание программы учебного предмета
10
класс (70 ч)
РАЗДЕЛ
1. ОБЩЕСТВО И ЧЕЛОВЕК (17 ч)
Т
е м а 1. Общество (4 ч)
Общество
как совместная жизнедеятельность людей. Общество и природа. Общество и
культура. Науки об обществе.
Структура
общества. Общество как сложная динамичная система. Взаимосвязь экономической,
социальной, политической и духовной сфер жизни общества. Социальные институты.
Т
е м а 2. Человек (12 ч)
Природа
человека. Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции.
Цель и смысл жизни человека. Науки о человеке.
Человек
как духовное существо. Духовная жизнь человека.
Мировоззрение.
Ценностные ориентиры личности. Патриотизм и гражданственность.
Деятельность
как способ существования людей. Деятельность и ее мотивация. Многообразие
деятельности. Сознание и деятельность.
Человек
в системе социальных связей. Личность, факторы, влияющие на ее формирование.
Самосознание и самореализация. Социальное поведение. Единство свободы и
ответственности личности.
Познание
и знание. Познание мира: чувственное и рациональное, истинное и ложное. Истина
и ее критерии. Многообразие форм человеческого знания. Социальное и
гуманитарное знание.
Контрольная
работа №1 по теме «Человек и общество»(1ч.)
РАЗДЕЛ
11. ОСНОВНЫЕ СФЕРЫ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ (39 ч)
Т
е м а 3. Духовная культура (8 ч)
Духовная
жизнь общества. Культура и духовная жизнь. Формы и разновидности культуры:
народная, массовая и элитарная. Диалог культур. Средства массовой информации.
Наука
и образование. Наука, ее роль в современном мире.
Этика
ученого. Непрерывное образование и самообразование.
Мораль и религия. Мораль, ее категории. Религия, ее роль в жизни общества.
Нравственная культура.
Искусство
и духовная жизнь. Искусство, его формы, основные направления. Эстетическая
культура. Тенденции духовной жизни современной России.
Т
е м а 4. Экономическая сфера (4 ч)
Роль
экономики в жизни общества. Экономика как подсистема общества. Экономика как
основа жизнеобеспечения общества. Экономика и социальная структура.
Взаимовлияние экономики и политики.
Экономическая
культура. Экономический интерес, экономическое поведение. Свобода
экономической деятельности и социальная ответственность хозяйствующего
субъекта. Культура производства и потребления.
Т
е м а 5. Социальная сфера (14 ч)
Социальная
структура. Многообразие социальных групп. Неравенство и социальная
стратификация. Социальные интересы. Социальная мобильность.
Социальные
взаимодействия. Социальные отношения и взаимодействия .. Социальный конфликт.
Социальные аспекты труда. Культура труда.
Социальные
нормы и отклоняющееся поведение. Многообразие социальных норм. Девиантное
поведение, его причины и профилактика. Социальный контроль и самоконтроль.
Национальные
отношения. Этнические общности. Межнациональное сотрудничество и
межнациональные конфликты. Национальная политика. Культура межнациональных отношений.
Семья
и быт. Семья как социальный институт. Семья в современном обществе. Бытовые
отношения. Культура топоса.
Молодежь
в современном обществе. Молодежь как социальная группа. Развитие социальных
ролей в юношеском возрасте. Молодежная субкультура.
Контрольная
работа №2 по теме «Социальная сфера»(1ч.)
Т
е м а 6. Политическая сфера (12 ч)
Политика
и власть. Политика и общество. Политические институты и отношения. Власть, ее
происхождение и виды.
Политическая
система. Структура и функции политической системы. Государство в политической
системе. Политические режимы. Политическая жизнь современной России.
Гражданское
общество и правовое государство. Основные черты гражданского общества. Правовое
государство, его признаки. Средства массовой коммуникации, их роль в политической
жизни общества.
Демократические
выборы и политические партии. Избирательные системы. Многопартийность.
Политическая идеология.
Участие граждан в политической жизни. Политический процесс. Политическое
участие. Политическая культура.
РАЗДЕЛ
111. ПРАВО (11 ч)
Т
е м а 7. Право как особая система норм (11 ч)
Право
в системе социальных норм. Система права: основные отрасли, институты,
отношения. Публичное и частное право.
Источники
права. Правовые акты. Конституция в иерархии нормативных актов.
Правоотношения
и правонарушения. Виды юридической ответственности. Система судебной защиты
прав человека. Развитие права в современной России.
Современное
российское законодательство. Основы государственного, административного,
гражданского, трудового, семейного и уголовного права. Правовая защита
природы.
Предпосылки
правомерного поведения.
Правосознание.
Правовая культура.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ
УРОКИ (2 ч)
Общество
в развитии.
Многовариантность
общественного развития. Прогресс и регресс. Современный мир и его противоречия.
Итоговая
контрольная работа в форме ЕГЭ (1ч.)
11
класс (70 ч)
РАЗДЕЛ
I.
ЭКОНОМИКА (28 ч)
Экономика
и экономическая наука. Что изучает экономическая наука. Экономическая
деятельность. Измерители экономической деятельности. Понятие ВВП.
Экономический
рост и развитие. Факторы экономического роста. Экономические циклы.
Рынок
и рыночные структуры. Конкуренция и монополия.
Спрос
и предложение. Факторы спроса и предложения. Фондовый рынок. Акции, облигации
и другие ценные бумаги.
Роль
фирм в экономике. Факторы производства и факторные доходы. Постоянные и
переменные издержки. Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль. Налоги,
уплачиваемые предприятиями.
Бизнес
в экономике. Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской
деятельности.
Вокруг
бизнеса. Источники финансирования бизнеса. Основные принципы менеджмента.
Основы маркетинга.
Роль государства в экономике. Общественные блага. Внешние эффекты. Госбюджет.
Государственный долг. Основы денежной и бюджетной политики. Защита конкуренции
и антимонопольное законодательство.
Банковская
система. Роль центрального банка. Основные операции коммерческих банков. Финансовые
институты. Виды, причины и последствия инфляции.
Рынок
труда. Безработица. Причины и экономические последствия безработицы.
Государственная политика в области занятости.
Мировая
экономика. Государственная политика в области международной торговли.
Глобальные проблемы экономики.
Экономика
потребителя. Сбережения, страхование. Защита прав потребителя. Экономика
производителя. Рациональное экономическое поведение потребителя и
производителя.
Предэкзаменационная
подготовка. Решение контрольно – измерительных материалов. (1ч.)
РАЗДЕЛ
I I.
ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА (14 ч)
Свобода
и необходимость в человеческой деятельности. Выбор в условиях альтернативы и
ответственность за его последствия.
Демографическая
ситуация в РФ. Проблема неполных семей. Религиозные объединения и организации в
РФ. Опасность тоталитарных сект.
Общественное
и индивидуальное сознание. Социализация индивида.
Политическое
сознание. Политическая идеология. Политическая психология. Политическое
поведение. Многообразие форм политического поведения. Современный терроризм,
его опасность. Роль СМИ в политической жизни.
Политическая
элита. Особенности ее· формирования в современной России.
Политическое
лидерство. Типология лидерства. Лидеры и ведомые.
Предэкзаменационная
подготовка. Решение контрольно – измерительных материалов. (1ч.)
РАЗДЕЛ
I I I.
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЯ (20 ч)
Гуманистическая
роль естественного права. Тоталитарное правопонимание. Развитие норм
естественного права. Естественное право как юридическая реальность.
Законотворческий процесс в Российской Федерации.
Гражданин,
его права и обязанности. Гражданство в РФ. Воинская обязанность.
Альтернативная гражданская служба. Права и обязанности налогоплательщика.
Экологическое
право. Право граждан на благоприятную окружающую среду. Способы защиты
экологических прав. Экологические правонарушения.
Гражданское право. Субъекты гражданского права. Имущественные права. Право на
интеллектуальную собственность. Наследование. Неимущественные права: честь,
достоинство, имя. Способы защиты имущественных и неимущественных прав.
Семейное
право. Порядок и условия заключения брака. Порядок и условия расторжения
брака. Правовое регулирование отношений супругов.
Занятость
и трудоустройство. Порядок приема на работу, заключение и расторжение
трудового договора. Правовые основы социальной защиты и социального
обеспечения. Правила приема в образовательные учреждения профессионального
образования. Порядок оказания платных образовательных услуг.
Процессуальное
право. Споры, порядок их рассмотрения.
Особенности
административной юрисдикции. Гражданский процесс: основные правила и принципы.
Особенности уголовного процесса. Суд присяжных. Конституционное
судопроизводство.
Международная
защита прав человека. Международная система защиты прав человека в условиях
мирного времени. Международная защита прав человека в условиях военного
времени. Международное гуманитарное право.
Предэкзаменационная
подготовка. Решение контрольно – измерительных материалов. (1ч.)
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ
УРОКИ (2 ч)
Общество
и человек перед лицом угроз и вызовов XXI
века.
Особенности
современного мира. Компьютерная революция. Знания, умения и навыки в
информационном обществе. Социальные и гуманистические аспекты глобальных
проблем. Терроризм как важнейшая угроза современной цивилизации.
Итоговая контрольная
работа. (1ч.)
V. Формы и
средства контроля
Система оценивания: наряду с традиционным устным и письменным опросом,
тестированием, проверкой качества выполнения практических заданий, заполнением
таблиц, схем, итоговых контрольных работ, используются методы социологического
исследования: анкетирование, самооценка и т.д.
Формы контроля:
Ù самостоятельные работы;
Ù тестирование;
Ù моделирование жизненных ситуаций;
Ù
задания
на выявление различных жизненных ситуаций.
Материалы для оценки освоения школьниками содержания
учебного материала по обществознанию (включая экономику и право) представлены
в виде контрольных работ, тестов.
класс
|
Темы контрольных работ
|
Выходные данные
|
№ приложения
|
10
|
Общество
и человек
|
Печатный
материал
|
Приложение 1
|
10
|
Социальная
сфера
|
Печатный
материал
|
Приложение 2
|
10
|
Политическая
сфера
|
Печатный
материал
|
Приложение 3
|
10
|
Итоговая
контрольная работа
|
Печатный
материал
|
Приложение 4
|
11
|
Экономика
|
Печатный
материал
|
Приложение 5
|
11
|
Проблемы
социально – политического развития
|
Печатный
материал
|
Приложение 6
|
11
|
Правовое
регулирование общественных отношений
|
Печатный
материал
|
Приложение 7
|
11
|
Итоговая
контрольная работа
|
Печатный
материал
|
Приложение 8
|
|
|
|
|
|
Тестовые
задания
№
п/п
|
Темы тестов
|
Выходные данные
|
№ приложения
|
10 класс
|
1.
|
Общество
|
Печатный
материал
|
Приложение
9
|
2.
|
Сущность
человеческой деятельности
|
Печатный
материал
|
Приложение
10
|
3.
|
Духовная
сфера
|
Печатный
материал
|
Приложение
11
|
4.
|
Экономика
|
Печатный
материал
|
Приложение
12
|
5.
|
Социальная
структура общества
|
Печатный
материал
|
Приложение
13
|
6.
|
Семья
как социальный институт
|
Печатный
материал
|
Приложение
14
|
7.
|
Политические
режимы
|
Печатный
материал
|
Приложение
15
|
8.
|
Право
|
Печатный
материал
|
Приложение
16
|
9.
|
Гражданское
право
|
Печатный
материал
|
Приложение
17
|
10.
|
Правовая
сфера
|
Печатный
материал
|
Приложение
18
|
11 класс
|
11.
|
Экономика
|
Печатный
материал
|
Приложение
19
|
12.
|
Роль
государства в экономике
|
Печатный
материал
|
Приложение
20
|
13.
|
Человек
в условиях рыночной экономики
|
Печатный
материал
|
Приложение
21
|
14.
|
Политические
идеологии
|
Печатный
материал
|
Приложение 22
|
15.
|
Гражданское
право
|
Печатный
материал
|
Приложение 23
|
16.
|
Семейное
право
|
Печатный
материал
|
Приложение 24
|
17.
|
Уголовное
право
|
Печатный
материал
|
Приложение
25
|
Критерии оценивания
письменных работ контрольного характера:
Оценка «5» ставится в том случае, если старшеклассник
выполнил не менее 80 % работы,
Оценка «4» – правильно выполнено от 70 % до 80 %
работы.
Оценка «3» – правильно выполнено от 50 % до 70 %.
Оценка «2» – ученик справился менее чем с половиной
предложенных заданий, набрал меньше половины от максимального количества баллов
Критерии оценивания устного ответа:
Критерии
|
5 (отл.)
|
4 (хор.)
|
3 (удовл.)
|
2 (неудовл.)
|
1.
Организация ответа (введение, основная часть, заключение)
|
Удачное использование правильной структуры ответа (введение
-основная часть - заключение); определение темы; ораторское искусство (умение
говорить)
|
Использование структуры ответа, но не всегда удачное; определение темы; в ходе изложения
встречаются паузы, неудачно построенные предложения, повторы слов
|
Отсутствие некоторых элементов ответа; неудачное определение
темы или её определение после наводящих вопросов; сбивчивый рассказ, незаконченные
предложения , постоянная необходимость в помощи учителя
|
Неумение
сформулировать вводную часть и выводы; не может определить даже с помощью
учителя, рассказ распадается на отдельные фрагменты или фразы
|
2.
Умение анализировать и делать выводы
|
Выводы опираются не основные факты и являются обоснованными;
грамотное сопоставление фактов, понимание ключевой проблемы и её элементов;
способность задавать разъясняющие вопросы; понимание противоречий между
идеями
|
Некоторые важные факты упускаются, но выводы правильны; не
всегда факты сопоставляются и часть не относится к проблеме; ключевая
проблема выделяется, но не всегда понимается глубоко; не все вопросы удачны;
не все противоречия выделяются
|
Упускаются важные
факты и многие выводы неправильны; факты сопоставляются редко, многие из них
не относятся к проблеме; ошибки в выделении ключевой проблемы; вопросы
неудачны или задаются только с помощью учителя; противоречия не выделяются
|
Большинство важных фактов отсутствует, выводы не делаются; факты
не соответствуют рассматриваемой проблеме, нет их сопоставления; неумение
выделить ключевую проблему (даже ошибочно); неумение задать вопрос даже с
помощью учителя; нет понимания противоречий
|
3. Иллюстрация
своих мыслей
|
Теоретические положения подкрепляются соответствующими фактами
|
Теоретические
положения не всегда подкрепляются соответствующими фактами
|
Теоретические
положения и их фактическое подкрепление не соответствуют друг другу
|
Смешивается теоретический и фактический материал, между ними нет
соответствия
|
4. Научная корректность (точность в использовании фактического
материала)
|
Отсутствуют фактические ошибки; детали подразделяются на
значительные и незначительные, идентифицируются как правдоподобные,
вымышленные, спорные, сомнительные; факты отделя - ются от мнений
|
Встречаются ошибки в деталях или некоторых фактах; детали не
всегда анализируются; факты отделяются от мнений
|
Ошибки в ряде ключевых фактов и почти во всех деталях; детали приводятся, но не анализируются;
факты не всегда отделяются от мнений, но учащийся понимает разницу между ними
|
Незнание фактов и деталей, неумение анализировать детали, даже
если они подсказываются учителем; факты и мнения смешиваются и нет понимания
их разницы
|
5. Работа с ключевыми
понятиями
|
Выделяются все понятия и определяются наиболее важные; чётко и
полно определяются, правильное и понятное описание
|
Выделяются
важные понятия, но некоторые другие упускаются; определяются чётко, но не
всегда полно; правильное и доступное описание
|
Нет разделения на важные и второстепенные понятия; определяются, но не всегда чётко и правильно; описываются часто неправильно или непонятно
|
Неумение выделить понятия, нет определений понятий; не могут
описать или не понимают собственного описания
|
6.
Причинно-следственные связи
|
Умение переходить от частного к общему или от общего к частному;
чёткая последовательность
|
Частичные нарушения
причинно-следственных связей; небольшие
логические неточности
|
Причинно-следственные связи проводятся
редко; много нарушений в последовательности
|
Не может провести причинно-следственные
связи даже при наводящих вопросах, постоянные нарушения последовательности
|
VI. Перечень
учебно-методического
и материально-технического обеспечения образовательного процесса
|
Наименования объектов и средств
материально-технического обеспечения
|
Дидактическое описание
|
Состав комплекта
|
На
ли
чие
|
%
оснащён
ности
|
|
|
|
|
|
|
СРЕДСТВА
ИКТ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ // СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ
|
|
1
|
Дидактические
материалы для проведения самостоятельных и контрольной работы, организации
работы на уроках
|
Используется
для проведения самостоятельных, контрольных работ. Для организации работы в
группах.
|
Обществознание ЕГЭ 2013. Типовые тестовые задания. А.Ю.Лазебников,
|
К
|
90%
|
|
2
|
Учебно-методические комплексы по обществознанию.
|
УМК,
включающие учебники, имеющие рекомендацию Министерства образования РФ, и методические
пособия предоставленные правообладателем для свободного использования их
содержания в системе общего образования РФ. Предназначены для использования
материалов (текстов и изображений) учителем и учащимися в процессе классной,
групповой и самостоятельной работы.
|
Программа
Л.Н.Боголюбов «Обществознание 10 - 11 классы», сборник «Обществознание.
Программы общеобразовательных учреждений 6-11 классы», Просвещение, 2009г.
Учебники
Обществознание 10 кл. Л.Н.Боголюбов, Ю.И.Аверьянова Н.И.Городецкая и др.
М.Просвещение, 2009г.
Обществознание
11 кл
Л.Н.Боголюбов,
Н.И.Городецкая, А.И.Матвеев и др.
М.-Просвещение
2007г.
Методическая
литература.
Пособие для учителя под ред. Л.Н.Боголюбова,
Ю.И.
Аверьяновой
Н.И.
Городецкой. М.Просвещение. 2009
Обществознание:
вопрос и ответ. Пархоменко И.Т. Пособие по обществознанию. Издательство
«Учитель» Ростов на Дону 2003.
О.В.
Кишенкова, Т.Е. Лискова Обществознание Старшая школа Сборник тестовых
заданий. – М,
«
Интеллект-Центр», 2007
|
1
К
К
1
1
1
|
100
100
|
|
3
|
Презентации по обществознанию.
|
Дают
наглядное представление об изучаемых темах
|
Неподвижные (фотографии, схемы), изображения изучаемых объектов и процессов.
|
Д
|
100%
|
|
4
|
Источники
по обществознанию.
|
Используется
как дополнительный материал
|
Конвенция прав ребёнка
Закон о
защите прав потребителей
Конституция
РФ
|
1
1
2
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.