Главная / Обществознание / Рабочая программа по обществознанию

Рабочая программа по обществознанию


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Инжавинская средняя общеобразовательная школа»

Караваинский филиал



Рассмотрена и рекомендована УТВЕРЖДАЮ методическим советом Директор школы Ю.В.Котенев


Протокол № ____от _______2014г. Приказ №____от ____2014г.














Рабочая программа

по обществознанию в 10 классе


на 2014-2015 уч.год







Составитель:

Хашина Т.В.











2014г.





Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основании:

- авторской программы по обществознанию Кравченко А.И., 2012г.;

- программы для общеобразовательных учреждений: Обществознание 5-11 класс под редакцией Л.А Соколова, Москва: Просвещение 2007г.;

- учебника Кравченко А.И. «Обществознание» для 10 класса издательства «Русское слово», 2010-2012гг, (Экспертиза РАН и РАО 2010г;

- методических рекомендаций по использованию учебника Кравченко А.И. «Обществознание. 10 класс» на профильном уровне;

- сборника «Оценка качества подготовки выпускников основной школы по обществознанию: 10-11 классы, под редакцией Л.Н. Алексашкиной ,Москва: «Дрофа», 2001 г.

Программа определяет инвариантную (обязательную) часть учебного курса, и предполагает углубленное изучение курса (105 часов), при учебной нагрузке 3 часа в неделю. При этом в ней предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме учебных часов для использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий.

Актуальность программ «Обществознание» в связи с происходящими в обществе коренными изменениями чрезвычайно велика. Ряд факторов показывает необходимость углубленного изучения курса в современной российской школе. Во-первых, информационное общество вносит значительные изменения в социальную структуру и существующие механизмы принятия решений на всех уровнях. Появляются новые общественные группы (нетократия, меритократия и др.), смещаются акценты властных отношений, изменяется картина геополитических отношений между странами. Глобализация экономики включает принципиально новые механизмы принятия решений и установления контроля. Знание происходящих процессов, обсуждение их тенденций и прогнозирование возможных результатов становятся важной составляющей социализации нового поколения российских граждан. Поэтому без серьезного анализа структуры информационного общества и происходящих в нем процессов невозможно представить свое место в этом обществе и быть активным гражданином.

Во-вторых, все большее значение в современном глобальном мире приобретает роль консолидации граждан одной страны. Особенно это актуально для стран, имеющих в своем составе много различных народов и конфессий. К ним относится и Российская Федерация. Необходимо в рамках обществоведческого курса совместить понятия «россиянин», «гражданин Российского государства» с чувством малой родины, края, где человек родился, со знанием местных обычаев и обрядов.

В-третьих, большинство выпускников школы выбирают для сдачи ЕГЭ обществознание. В данной программе предоставляется возможность учащимся выделить большее количество часов для подготовки к сдаче ЕГЭ.

Курс обществознания в 10 классе представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человек в обществе, познание, экономическая сфера, социальные отношения, политика, духовно-нравственная сфера, право. Данный курс предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.

Данная программа предназначена для учащихся 10 класса. Курс «Обществознание» для старших классов призван не только углубить анализ социально-экономических, политических и духовных проблем современного общества, но и расширить круг изучаемых проблем.

В отличие от курса для 8-9 классов новый курс разбит на восемь основных тематических разделов, не обязательно полностью соответствующих четырем сферам. Появляются блоки, соединяющие круг проблем из разных сфер общества.

Курс разработан на основе принципиально нового для системы школьного образования проблемного подхода к изучению общества. Именно проблемы, анализ и умение решать их, а не факты, события и персоналии, лежат в основе совершенствования творческих способностей подростков. Он включает следующие темы: «Эволюционный базис человечества», «Цивилизация и культура», «Системное строение общества. Социальный прогресс», «Социальные группы в прошлом и сегодня», «Социализация», «Социальная стратификация и мобильность», «Общественные отношения и социальное поведение», «Личность и ее духовная сфера».

Данный курс представляет единство научно-аналитического, дидактического и методического начал. Дает учащемуся свод базовых знаний по всему кругу общественной проблематики, включает научный и методический аппарат, призванный с помощью задач и упражнений закрепить пройденный материал, творчески усвоить понятия и теории, применить их к решению конкретных жизненных ситуаций.

Данная рабочая программа рассчитана на углубленное изучение предмета в 10 классе (102 часов) и ориентирована для работы по учебнику А.И.Кравченко «Обществознание.10 класс» . Содержание программы обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения некоторых социальных объектов, рассмотренных ранее. Наряду с этим вводится ряд новых, более сложных вопросов, понимание которых необходимо современному человеку.

Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по темам курса и последовательность изучения тем и учебного предмета с учетом межпредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.

Целью изучения обществознания в старшей школе является:

освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально- экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования.

В ходе изучения решаются ЗАДАЧИ:

развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к личному самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;

воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ;

овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе экономическую и правовую) информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной,

практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;

формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.

Программа призвана помочь осуществлению выпускниками осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

Формы организации учебного процесса:

Не менее 40% учебного времени отводится на самостоятельную работу учащихся, позволяющую им приобрести опыт познавательной и практической деятельности. Минимальный набор выполняемых учащимися работ включает в себя:

работа с документами учебника и дополнительных материалов из хрестоматий и др. источников;

работа с иллюстрированным материалом;

использование интерактивных ресурсов на уроке, создание презентаций;

решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации;

самостоятельная работа школьников с учебником, в том числе групповые задания;

освоение типичных социальных ролей через участие в обучающих играх и тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни, через самостоятельное формулирование правил и норм поведения (в школе, общественных местах и т.п.);

написание сочинений-эссе; творческих работ по социальным дисциплинам

заслушивание сообщений, докладов учащихся с последующим обсуждением

аргументированную защиту своей позиции, оппонирование иному мнению через участие в дискуссиях, диспутах, дебатах о современных социальных проблемах.

Ведущие принципы:

системность;

целостность;

объективность;

научность;

доступность для учащихся.

Возрастные и психологические особенности детей

Материал курса учитывает возрастные особенности школьников в период ранней юности. Последовательность изучения учебного материала определяется с учетом возрастных рубежей изменения социального статуса (расширение дееспособности), социального опыта, познавательных возможностей учащихся.


СОДЕРЖАНИЕ

РАЗДЕЛ I. Человек как творец и творение культуры (36 часов)

ТЕМА 1. Эволюционный базис человечества (18 часов)

Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Философские и научные представления о социальных качествах человека.

Культурные составляющие эволюции. Мышление и деятельность. Творчество в деятельности. Формирование характера. Потребности, способности и интересы.

Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Свобода как условие самореализации личности. Выбор в условиях альтернативы и ответственность за его последствия. Познавательная деятельность человека. Чувственное и рациональное познание. Понятие истины, её критерии. Самопознание, его формы. Самосознание. Индивидуальное и коллективное самосознание. Мировоззрение, его место в духовном мире человека. Типы мировоззрения Общественное сознание и философия. Роль философии по отношению к наукам.

Знание и познание. Истина и её критерии. Ступени познания. Сущность научного познания. Науки в системе социально-гуманитарного знания.

ТЕМА 2. Цивилизация и культура (18 часов)

Цивилизация. Многовариантность общественного развитие

Понятие культуры. Культура материальная и духовная. Мораль. Искусство. Художественная культура.

Общественная значимость образования. Образованный человек. Образование в РФ. Роль государства в российском образовании.

Знания, умения и навыки людей в условиях информационного общества.

Дистанционное обучение.

Религия. Свобода совести. Веротерпимость. Мировые религии. Религиозные объединения и организации в Российской Федерации. Опасность сектантства. Конфессии в России. Наука. Основные особенности научного мышления. Научное познание, методы научных исследований. Естественные и социально-гуманитарные науки. Особенности социального познания.

РАЗДЕЛ II. Общество как сложная динамическая система (13 часов)

ТЕМА 3. Системное строение общества. Социальный прогресс (13 часов)

Представление об обществе как сложной системе: элементы и подсистемы. Сферы общества. Социальные взаимодействия и общественные отношения. Понятие о социальных институтах, нормах, процессах. Основные институты общества. Социальная политика.

Социальный контроль. Самоконтроль.

Социальный прогресс и регресс. Эволюция, реформа, революция.

Многовариантность общественного развития. Эволюция и революция как формы социального изменения. Понятие общественного прогресса, его противоречивость. Цивилизация, формация. Процессы глобализации. Глобализация. Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI века. Современные военные конфликты. Терроризм как важнейшая угроза современной цивилизации.

РАЗДЕЛ III. Социальные отношения (32часа)

ТЕМА 4. Социальные группы в прошлом и сегодня (12 часов)

Социальные группы. Типология. Этнические общности. Нации. Национальное самосознание. Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения. Конституционные принципы национальной политики в Российской Федерации. Семья как социальный институт. Семья и брак. Тенденции развития семьи в современном мире. Проблема неполных семей. Современная демографическая ситуация в Российской Федерации.

Наука. Основные особенности научного мышления. Научное познание, методы научных исследований. Естественные и социально-гуманитарные науки. Особенности социального познания.

ТЕМА 5. Социализация (12 часов)

Социальный статус. Статусная роль. Сущность социализации и её виды.

Юность как этап социализации. Молодежь как социальная группа, особенности молодежной субкультуры.

ТЕМА 6. Социальная стратификация и мобильность (8 часов)

Стратификация. Её сущность. Социальная структура и социальные отношения. Социальная стратификация, неравенство. Социальные группы, их типы.

Социальный конфликт. Виды социальных конфликтов, их причины. Пути и средства их разрешения.

Виды социальных норм. Социальный контроль и самоконтроль. Отклоняющееся поведение. Наркомания, преступность, их социальная опасность.

РАЗДЕЛ IV. Человек в системе общественных отношений (18 часов)

ТЕМА 7. Общественные отношения и социальное поведение (11 часов)

Сущность общественных отношений. Формы взаимоотношений. Формы массового поведения. Социальное движение.

Конфликт и протестное движение. Социальное поведение. Рациональное поведение. Девиантное и делинквентное поведение. Преступность несовершеннолетних.

ТЕМА 8. Личность и её духовная сфера (7 часов)

Общественное и индивидуальное сознание. Социализация индивида. Социальная роль. Социальные роли в юношеском возрасте.

Свобода и ответственность. Отклоняющееся поведение, его типы.

Общественная значимость и личностный смысл образования.

Личность. Человеческая психика. Мотивы и потребности. Духовная жизнь человека. Самосознание индивида и социальное поведение. Ценности и нормы. Мотивы и предпочтения. Роль духовных потребностей.

Мораль и право. Жизненные ценности подростков. Идеи добра и зла

Учебно- тематический план



Наименование раздела




Общее количество часов

Из них на к/р, л/р, п/р

Раздел I. Человек как творец и творение культуры.


36


8

ТЕМА 1. Эволюционный базис человечества.


18

4

ТЕМА 2. Цивилизация и культура.


18

4

Раздел II. Общество как сложная динамическая система.

13

2

ТЕМА 3. Система строения общества. Социальный прогресс.

13

2

Раздел III. Социальные отношения.

32

6

ТЕМА 4. Социальные группы в прошлом и сегодня.

12

2

ТЕМА 5.Социализация.

12

2

ТЕМА 6. Социальная стратификация и мобильность.

8

2

Раздел IV. Человек в системе социальных отношений.

18

3

ТЕМА 7. Общественные отношения и социальное поведение.

11

2

ТЕМА 8. Личность и её духовная сфера.

7

1

Итоговое повторение и обобщение

3

2

Итого:

102

21


Требования к уровню подготовки учащихся.

Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в социальной среде, делать сознательный выбор в условиях альтернатив.

Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и осознанно воспроизводится учащимися.

Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: характеризовать, анализировать, объяснять, раскрывать на примерах, осуществлять поиск социальной информации, оценивать, формулировать собственные суждения и т.д.

В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.


В результате изучения обществознания учащийся должен:

Знать/понимать

биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;

тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;

необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;

особенности социально-гуманитарного познания.

Уметь:

определять сущностные характеристики изучаемого объекта, сравнивать, сопоставлять, оценивать и классифицировать объекты по указанным критериям;

объяснять изученные положения на предлагаемых конкретных примерах;

получать и критически осмысливать социальную (в том числе экономическую и правовую) информацию

анализировать, систематизировать полученные данные;

владеть способами познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимыми для участия в жизни гражданского общества и государства;

обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного);

применять полученные знания и умения для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере;

соотносить свои действия и действия других людей с нормами поведения, установленными законом;

- содействовать правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.

- самостоятельно создавать алгоритмы познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;

- участвовать в проектной деятельности, владеть приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если...»);

- создавать собственные произведения, идеальные модели социальных объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий;

- пользоваться мультимедийными ресурсами и компьютерными .

технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;

- владеть основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следовать этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;

совершенствования собственной познавательной деятельности;

критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации.

решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;

ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;

предвидения возможных последствий определенных социальных действий;

оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;

реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;

осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.


Литература:

  • Кравченко А.И. «Обществознание» для 10 класса издательства

«Русское слово», 2010-2012гг

  • Поурочные методические разработки к учебнику А.И. Кравченко, Е.А. Певцовой «Обществознание. 10 класс». Москва, «Русское слово», 2005.

  • Поурочные планы по учебнику А.И. Кравченко, Е.А. Певцовой «Обществознание. 10 класс». Волгоград, Учитель, 2007.








Календарно-тематическое планирование по обществознанию для 10 класса

на 2014-2015 уч.год

Разделы, темы


Виды и формы контроля

Дата

По плану

Дата

Факт

1

Вводный урок

Актуализация знаний



2-3

Эволюционная цепочка человека

Урок исследование .

Устный опрос




4-5

Культурные составляющие эволюции

Урок лабораторного типа

Устный опрос, схема



6-7

Сознание и деятельность.

Урок исследование

Тестирование




8-9

Самосознание

Урок лекция с элементами дискуссии

Устный опрос, решение проблемных ситуаций




10-11

Общественное сознание и философия

Урок-практикум

Тестирование




12-13


Знания и познание

Урок лабораторного типа с элементами дискуссии


Устный опрос, терм.диктант на интер.активн. доске



14

Практикум. Работа с источниками информации


Работа с текстом



15

Система социально-гуманитарного знания

Тестирование




16-17

Обобщение и систематизация знаний по теме «Эволюционный базис человечества»

Круглый стол, тестирование



18

Повторение по

теме «Эволюционный базис человечества»

Работа с КИМАМи



Глава 2. Цивилизация и культура (17 часов)



19-20

Цивилизация и культура

Урок исследование

Актуализация знаний по теме



21-22

Сущность культуры

Урок – исследование с элементами дискуссии

Тестирование

терм.диктант на интер.активн. доске



23

урок-практикум : составление плана «Культура»

Работа с планом




24-25

Искусство

Урок – исследование

Сравнит.таблица, уст.опрос



26-27

Общественная значимость образования.


Решение проблемных задач.



28-29

Образование в Российской Федерации


Творч.задание



30-31


Знания и умения в информационную эпоху


Устн.опрос

терм.диктант на интер.активн. доске



32-33

Религии и конфессии

Урок – исследование

Сообщения, презентации



34-35

Конфессии в России

Устн. опрос



36

Обобщение и систематизация знаний по теме «Цивилизация и культура»

тестирование



37-38

Взгляд на общество в истории

Урок-исследование

Актуализация знаний по теме терм.диктант на интер.активн. доске



39-40

Общество и его основные сферы

Урок – анализ

Устный опрос, схема




41-42

Общественные (социальные) институты и социальная защита

Урок - практикум

тестирование



43-44

Социальный контроль

Урок – исследование

Краткий конспект



45-46

Социальный прогресс

Устный опрос , карт.задан.




47-48

Глобализация Урок- анализ

Устный опрос, терм.диктант на интер.активн. доске



49

Урок обобщения и систематизации по теме «Системное строение общества. Социальный прогресс»

тестирование



50-51

Социальные группы Урок – анализ

Устный опрос



52-53

Этнос и этнические отношения.

Урок лекция с элементами дискуссии

Тест, план сообщения.



54-55

Практикум Работа с документом» С1-С4

Работа с КИМАМи



56-57

Семья и брак

Устный опрос, карт.задан.



58-59

Современная демографическая ситуация в России Урок-исследование

Сообщения, таблица



60-61

Обобщение и систематизация по теме «Социальные группы в прошлом и сегодня»

тестирование



Глава 5. Социализация (11 часов)


62-63

Социальный статус и социальная роль

тестирование



64-65

Сущность социализации

Урок исследования

Устн.опрос



66-67

Юность как этап социализации.

Устный опрос, тестирование



68-69

Молодежь и молодежная субкультура

Карт.задан, презентации



70

Практикум: составление плана: Этапы социализации

план



71-72

Обобщение и систематизация знаний по теме «Социализация»

Работа с КИМАМи



Глава 6. Социальная стратификация и мобильность (8 часов)



73-74

Социальная стратификация

Урок-анализ

Устный диктант



75-76

Стратификация и мобильность

Решение практ.задач



77-78

Практикум: работа с заданиями С7, С8

Работа с КИМАМи



79-80

Обобщение и систематизация по теме «Социальная стратификация и мобильность»

тестирование



Глава 7. Общественные отношения и мобильность (12 часов)



81-82

Общественные отношения и социальное взаимодействие

Урок-исследование

Схема, опрос



83-84

Конфликт и протестное движение


Тест, терм.дикт



85-86

практикум: работа с документом С1-С4


работа с КИМами




87-88

Социальное поведение


Тестирование




89-90

Девиантное поведение Урок-анализ

Работа с текстом



91-92

Урок обобщения и систематизации знаний по теме «Общественные отношения и социальное поведение»

тестирование



Глава 8. Личность и ее духовная сфера (6 часов)



93-94

Личность Урок-характеристика

практикум




95

Духовная жизнь человека Урок – анализ

Устный опрос



96

практикум решение заданий части В

Работа с КИМАМи



97-98

Ценности и идеалы личности

Опрос



99

Обобщение и систематизация

тест



100

Повторение по 1 разделам « Человек», «Общество», «Познание»

Термин. диктант, опрос



101

Повторение разделов «Социальная сфера», «Духовная сфера»

Термин.диктант

опрос



102

Итоговое повторение «Человек в современном обществе»

тестирование



Итого:102 часа




Программа реализуется с помощью УМК

1. Кравченко А.И. Обществознание: учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. – М.: ООО «Русское слово - учебник», 2011-2013. (Экспертиза РАН и РАО 2010г.)

2. Кравченко А.И. Задачник по обществознанию 10-11 класс. - М.: «Русское слово», 2005.

3. Кравченко А.И. Тесты по обществознанию 10-11 класс. – М.: «Русское слово», 2005.






Рабочая программа по обществознанию
  • Обществознание
Описание:

Рабочая программа по обществознанию в 10 классе Программа составлена на основании:

- авторской программы по обществознанию Кравченко А.И., 2012г.;

- программы для общеобразовательных учреждений: Обществознание 5-11 класс под редакцией Л.А Соколова, Москва: Просвещение 2007г.;

- учебника Кравченко А.И. «Обществознание» для 10 класса издательства «Русское слово», 2010-2012гг, (Экспертиза РАН и РАО 2010г;

- методических рекомендаций по использованию учебника Кравченко А.И. «Обществознание. 10 класс» на профильном уровне;

- сборника «Оценка качества подготовки выпускников основной школы по обществознанию: 10-11 классы, под редакцией Л.Н. Алексашкиной ,Москва: «Дрофа», 2001 г.

Программа определяет инвариантную (обязательную) часть учебного курса, и предполагает углубленное изучение курса (105 часов), при учебной нагрузке 3 часа в неделю. При этом в ней предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме учебных часов для использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий.

 

 

Автор Хашина Татьяна Владимировна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел Обществознание
Подраздел
Просмотров 675
Номер материала 44634
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓